Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Крупные монополии в экономике России, их характерные черты и виды

  • Вид работы:
    Другое по теме: Крупные монополии в экономике России, их характерные черты и виды
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:55:41
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Крупные монополии в экономике России, их характерные черты и виды



     

    Оглавление:

     

    Введение....................................................................................................................................................... 3

    Глава 1. Монополии в экономике России................................................................................................. 5

    1.1.       Развитие монополий в России........................................................................................................ 5

    1.2.       Внешняя политика России в период империализма..................................................................... 6

    1.3.       Особенности экономического развития России............................................................................ 6

    1.4. Модель естественных монополий, ее функционирование............................................................... 7

    1.5. Анализ особенностей российских естественных монополий........................................................ 16

    Глава 2. Исследование современного регулирования на примере сферы естественных монополий России..................................................................................................................................................................... 24

    2.1.    Факторы и условия регулирования естественных монополий в РФ.......................................... 24

    2.2.    Направления совершенствования государственного регулирования естественных монополий 29

    Заключение................................................................................................................................................. 35

    Список использованной литературы:...................................................................................................... 37


    Введение

    Тема монополий и их регулирования является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к. от действия монополий (в частности, естественных монополий) напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально-экономическое положение.

    Проблемы рыночного функционирования и регулирования естественных монополий являются качественно новыми для нашей страны, поэтому существующий уровень анализа данных проблем недостаточен. Научным исследованиям этих проблем отечественными экономистами свойственна нечеткость дефиниций, расплывчатость критерия отнесения хозяйствующих субъектов к естественным монополиям, различие взглядов на перспективы их разгосударствления и демонополизации, отсутствие устоявшихся подходов к определению эффективных направлений регулирования естественных монополий.

    Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимости от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и иных причин. Поэтому постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду неблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.

    Россия на современном этапе развития находится в состоянии фундаментальных преобразований, связанных с переходом на рыночные отношения, с изменениями технологий, с развитием процессов глобализации. В связи с этим одним из главных позитивных изменений можно считать последовательное стремление российских предприятий улучшить свои производственно – экономические показатели за счет реформирования систем организации и управления.

    В рыночных условиях спрос определяет все – объемы, ассортимент, качество и т.д. Под воздействием изменения спроса на продукцию или услуги предприятие сталкивается с необходимостью комплексного изменения методов функционирования для решения проблем выживания или повышения эффективности работы – т.н. реструктуризацией.

    Для современной экономики России реструктуризация крупных предприятий стала высокоэффективным рыночным инструментом повышения конкурентоспособности предприятий и рассматривается как совокупность мероприятий по комплексному приведению условий функционирования компании в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией ее развития. При этом процесс реструктуризации включает в себя: совершенствование структуры и функций управления, преодоление отставания в технологических аспектах деятельности, совершенствование финансово–экономической политики и достижение на этой основе повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг, роста производительности труда, снижения издержек производства, улучшения финансово – экономических результатов деятельности.

    К необходимости реструктуризации подошли многие крупные предприятия и отрасли. В России уже накоплен реальный практический опыт по реструктуризации, который демонстрируют, например, РАО «ЕЭС России», железнодорожный, водный (морской и речной) и воздушный транспорт, ПО «Промприбор» (г. Чебоксары), ФПГ «Уральские заводы», ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» и ряд других структур, в том числе и не относящихся к сфере промышленного производства. Такой опыт позволяет утверждать, что разработка и массовая реализация программ реструктуризации крупных предприятий может привести к положительным изменениям на отраслевом рынке, в экономических регионах и стране в целом.

    Целью данной курсовой работы является рассмотрение крупных монополий в России.

    Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    ·   Рассмотрение истории развития монополий в России

    ·   Анализ особенностей российских монополий на примере естественных

    ·   Показать факторы и условия регулирования естественных монополий в России.



    Глава 1. Монополии в экономике России

    1.1.      Развитие монополий в России

    Первые монополии возникли в России в начале 80-х годов 19-го века среди предприятий, обслуживающих железнодорожное строительство (“Союз рельсовых фабрикантов” – в 1882-м году, а также объединения заводов, изготовлявших конструкции для мостов, рельсовые крепления и т.п.) . Тогда же оформилась конвенция предпринимателей по производству гвоздей, проволоки, картель сахарозаводчиков, позднее – экспортный синдикат бакинских керосинозаводчиков. В условиях промышленного подъема 90-х годов наиболее крупные банки страны (Петербургский международный, Русский для внешней торговли и другие) приступили к активному финансированию промышленности.

    Решающую роль в перерастании домонополистического капитализма в имперализм сыграл промышленный кризис 1900-1903 годов, во время которого промышленное производство сократилось на 5,7 %, закрылось около 3-х тысяч предприятий. Число безработных превысило 200 тысяч человек. В годы кризиса началось массовое возникновение монополистических объединений, среди которых преобладали синдикаты. В черной металлургии ключевые позиции занял синдикат “Продамет” – “Общество для продажи изделий русских металлургических заводов” в 1902-м году, а также синдикаты “Трубопродажа” в 1902-м году, “Гвоздь” в 1903-м году. В цветной металлургии господствовало акционерное общество “Медь” , в угольной промышленности синдикат “Продуголь” , который контролировал до 70 % сбыта угля, в нефтяной промышленности – картель “Нобельмазут” , контролировавший в 1905-1906 годах до 80 % общероссийской продажи керосина. В машиностроении действовали объединения паровозных (“Продпаровоз” в 1901-м году) , вагонных (“Продвагон” – около 100 % производства вагонов) и мостостроительных заводов в 1900-м году. В сахарной промышленности возник “Союз рафинеров” в 1902-м году. Оформились первые объединения петербургских, лодзинских хлопчатобумажных, джутовых, полотняных и других фабрикантов. В России, как и в развитых капиталистических странах, монополии становятся одной из основ всей хозяйственной жизни. Наряду с промышленными монополиями возникли крупные банковские объединения типа Петербургского международного, Азовско-Донского, позднее – Русско-Азиатского коммерческих банков.

    Принципиально не отличаясь от капитализма более развитых стран, российский монополистический капитализм имел некоторую специфику. Государственное вмешательство в экономическую жизнь привело к раннему возникновению в России государственно-монополистических тенденций. Они выражались также в прямом сращивании банковских монополий с Кредитной канцелярией Министерства финансов и Госбанком и в государственном контроле через эти учреждения частных предприятий и банков.

    С 1900-1903 годов основным каналом проникновения иностранного капитала в русское народное хозяйство стали акционерные коммерческие банки России, которые начали оказывать решающее влияние на деятельность промышленных предприятий. Главным направлением иностранных капиталовложений в акционерной форме была тяжелая промышленность. Франко-бельгийские капиталы направлялись в основном в металлургию и угольную промышленность Юга России, английские – в нефтяную, медную и золотодобывающую промышленность, германские капиталы – в тяжелую промышленность Царства Польского и Прибалтики, а также в учрежденные в России дочерние предприятия химических и электротехнических концернов. В России иностранный капитал функционировал принципиально иначе, чем в странах колониального и полуколониального типа. Основанные с участием иностранных капиталовладельцев крупные промышленные предприятия являлись неразрывной частью российской экономики, а не противостояли ей.

    1.2.   Внешняя политика России в период империализма

    На рубеже 19-20 веков Российская империя участвовала в борьбе за окончательный раздел мира между империалистическими государствами. Вступление в империалистическую стадию развития сказалось и в области внешней политики. К традиционным средствам достижения собственных целей добавились новые, типичные для империалистической эпохи – кабальные займы, концессии и т.п. Придерживаясь политики сохранения статус-кво на Балканах, Россия активно проникала в Иран и, стремясь обеспечить здесь монопольное положение, дважды – в 1899 и 1903 годах отвергала предложения Великобритании о разделе Ирана на сферы влияния. В 1900 году русские войска участвовали в соединенной интервенции шести держав (Германия, Великобритания, Франция, Италия, Япония и Россия) в Китай для подавления Ихэтуаньского восстания. В ходе военных действий Россия оккупировала Манчжурию, но закрепить ее за собой не смогла. Обострение противоречий с Японией привело к Русско-японской войне 1904-1905 годов, империалистической с обеих сторон.

    1.3.   Особенности экономического развития России

    Можно охарактеризовать основные особенности экономического развития страны в начале 20-го века – самое отсталое землевладение, самая дикая деревня. Россия вступила в империалистическую стадию капитализма. И вместе с тем она оставалась страной с незавершенными буржуазно-демократическими преобразованиями, страной, в которой новейше-капиталистический империализм был оплетен особенно густой сетью докапиталистических отношений. Последние проявлялись в области экономики – в широком распространении феодально-крепостнических пережитков (помещичьи латифундии, отработки) ; в социально-политической структуре – в сохранении самодержавия; в области внешней и колониальной политики – в наличии наряду с новейше-капиталистическим военно-феодального империализма, носителем которого являлся царизм. В начале 20-го века России были присущи все типичные социально-экономические противоречия тогдашнего мира: между трудом и капиталом, между развивающимся капитализмом и значительными феодально-крепостническими пережитками, между высокоразвитыми промышленными районами и отсталыми окраинами.

    В годы Первой мировой войны 1914-1918 годов прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, братьев Рябушинских. Особенно развились монополии, связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм на основе сращивания монополий с государственными органами (Металлургический комбинат, Джутовый синдикат и другие) , а также в форме “принудительных “объединений по инициативе и при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и другие) . Ликвидация монополий в России Монополии в России были ликвидированы в результате Октябрьской революции 1917 года в ходе национализации промышленности и банков в 1917-1918 годах. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством.

     

    1.4. Модель естественных монополий, ее функционирование


    Значение деятельности естественных монополий обусловлено их ключевым местом в экономике страны. Их надежное функционирование является необходимым условием эффективности экономики в целом, оптимальной структуры издержек в смежных отраслях и в итоге -благосостояния потребителей конечной продукции, т.е. населения. Важнее всего то, что естественные монополии - это стратегические отрасли страны и от результатов их деятельности и государственной политики стратегического регулирования этих сегментов рынка зависит функционирование экономики страны в целом.

    В экономической теории до начала 1970-х годов существовал определенный подход к определению естественной монополии как отраслевого рынка, формируемого экономией на масштабах производства.  Естественная монополия считалась наиболее радикальным случаем воздействия этого технологического фактора на структуру рынка, и абсолютная реализация экономии на масштабах была возможна при присутствии на рынке только одного производителя данного блага или услуги. Если одна фирма способна удовлетворить рыночный спрос по любой цене при более низких средних издержках (издержках на единицу выпуска), чем две или более фирм меньшего размера, то рынок является естественной монополией.  Это возможно, если у фирмы «средние издержки снижаются на большом диапазоне выпуска, так что линия отраслевого спроса (D) пересекает кривую средних издержек (LAC) еще до достижения последней точки своего минимума; соответственно, на всем рассматриваемом диапазоне выпуска кривая предельных издержек (LMC) лежит ниже кривой средних издержек»[1] (рис.1). Такой вид кривых издержек обусловлен тем, что предприятие имеет очень высокие постоянные издержки при низких предельных издержках и характеризуется свойством субаддитивности.  Согласно этой концепции «если N фирм в сумме производят некий выпуск Q, то их суммарные средние по производству Q выше средних издержек одной-единственной фирмы, выпускающей Q»[2].

    Такая естественная монополия может считаться глобальной, так как никакая другая фирма не сможет войти в отрасль, так как естественный монополист обладает убывающей кривой средних издержек на всем ее протяжении. Монополист занимает доминирующее положение, и чем больше он будет производить, тем меньше будут его издержки на единицу продукции, поэтому конкуренты не смогут войти на рынок, так как монополист может снижать цену до уровня, при котором потенциальные конкуренты будут нести убытки. Крупная фирма пойдет на временное снижение цены, опираясь на низкий уровень своих издержек, чтобы устранить своих конкурентов, затем, став единоличным монополистом установит монопольный уровень цен и сократит соответствующим образом выпуск. Вхождение на этот рынок становится очень проблематичным, так как фирма должна будет производить сравнительно небольшой объем, сопряженный с высокими средними издержками.


    Рис. 1.

                В последующее время определение естественной монополии стало основываться на рассмотренном выше свойстве субаддитивности издержек, то есть фирма является монополистом, если при всех уровнях выпуска функция издержек фирмы субаддитивна. С одной стороны,  падение кривой средних издержек на всем диапазоне спроса гарантирует субаддитивность, и в этом смысле оба определения естественной монополии эквивалентны друг другу. С другой стороны,  эти определения не идентичны, потому что, во-первых, существует многопродуктовая монополия, при которой экономия на масштабах не обязательно подразумевает субаддитивность, потому что возникает ряд дополнительных эффектов, таких как общие издержки, экономия на совместном производстве, взаимодополняющие издержки. Во-вторых, субаддитивность может проявляться и при восходящей кривой LAC, но в этом случае будет граница субаддитивности, и за пределами некоторого объема выпуска издержки перестают быть субаддитивными, а отрасль – естественной монополией. 

                Рассмотрим теоретическую модель естественной монополии на рынке, где фирма-монополист обладает восходящей кривой LAC. Для монополиста, являющегося единственной фирмой на рынке и в коротком, и в длительном периоде дан стандартный выбор цены и выпуска (P,Q) – выбор на пересечении кривой предельных издержек с кривой предельной выручки (рис. 2а).

    Оценим, сможет ли эта фирма сохранить статус естественной монополии. Для этого мы должны проанализировать поведение фирмы, вступающей на рынок. Решение о входе на рынок компания принимает в зависимости от того, считает ли она возможным заработать прибыль. Предположим, что эта фирма принимает текущий выпуск монополиста (Q) неизменным, тогда она будет оценивать возможность вхождения на рынок исходя из положения кривой своих средних издержек (AC) относительно кривой остаточного спроса (D) (рис. 2б). Кривая средних издержек лежит выше кривой остаточного спроса на всем своем протяжении, значит входить на данный рынок невыгодно, так как нет такого объема выпуска, при котором потенциальная фирма хотя бы покрывала издержки производства. В итоге, единственная фирма на этом рынке оказывается естественной монополией.

    При восходящей кривой средних издержек естественная монополия вполне возможна ситуация, когда на рынок входят другие компании и это превращает монополию в обычную отрасль. Что же может привести к такому переходу? Прогресс техники и создание новых технологий, которые уменьшают минимально эффективный размер предприятия, что, в свою очередь, приводит к изменению конфигурации кривых издержек, а так же факторы, действующие на стороне спроса и сдвигающие его – все это вполне может превратить бывшую естественную монополию в обычную отрасль, где главной решающей силой становится конкуренция, обеспечивающая эффективную деятельность нескольких фирм.

    Яркими примерами естественных монополий является большинство предприятий, осуществляющих коммунальное обслуживание населения, например водоснабжение населенного пункта, предприятия трубопроводного, железнодорожного транспорта, кабельное телевидение. И действительно, при высоком уровне постоянных издержек разделение рынка между двумя или более фирмами приведет к тому, что средние издержки не достигнут своего минимального значения, как в ситуации с одной фирмой-монополистом. С точки зрения здравого смысла глупо было бы строить еще одну систему труб, по которым транспортируют нефть и газ, параллельно уже существующей.

    В 1848 г. Дж. Милль определил разницу между искусственной и естественной монополией: первая создается государством, статус закрепляется законодательными актами, а ее возможное упразднение будет способствовать росту национального богатства. В отличие от этого естественная монополия существует безотносительно к усилиям государства и закона[3].

    До начала 70-х годов 20 века господствовал единый подход к определению естественных монополий. Ключевым моментом считалось наличие экономии от масштаба производства.

    Согласно неоклассической традиции, естественная монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции, при которой имеются рынки, где конкуренция нежелательна или даже невозможна[4]. Главным фактором «естественности» такого монополизма выступает возрастающая отдача от масштаба. Минимизация общественных издержек достигается за счет того, что валовые издержки оказываются меньше, если вся продукция производится одной фирмой[5]. Именно это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя. Это -так называемые естественные монополии. В то же время конкуренция здесь неосуществима или затруднительна вследствие исключительно высоких невозвратных издержек (рис.3).

    Рис. 3. Типичная ситуация естественной монополии


    В последующем в литературе появилось более адекватное определение естественной монополии, основанное не на концепции экономии от масштаба производства, а на концепции субаддитивности издержек (рис. 4).

    Рис.4. Субаддитивность без постоянной экономии от масштаба производства

    Этот подход к определению естественной монополии предложен известным западным экономистом У. Баумолем. Отрасль, где одна фирма может выпускать объем предложения, необходимый для удовлетворения рынка по более низкой себестоимости, чем могут две или более фирм (субаддитивность функции издержек) или вход в которую затруднен, даже в отсутствии специальных мер со стороны монополиста (устойчивость монополии), назьшается естественной монополией. Эта концепция вошла в 80-е годы в базовые основы стратегического менеджмента.

    Фактор экономии от масштаба абсолютно значим для однопродуктовой монополии. В случае многопродуктовой естественной монополии действует фактор экономии от разнообразия[6], когда производство комплекса продуктов или услуг на единственном предприятии обходится дешевле, чем производство каждого из них на специализированном предприятии (например, на железнодорожном транспорте невозможно существование раздельных путей для грузо- и пассажирских перевозок). В современной экономике сфера деятельности многопродуктовых монополий гораздо шире, чем однопродуктовых, поэтому значимость главного в соответствии с неоклассической теорий фактора экономии от масштаба постепенно снижается.

    Следовательно, трактовка естественной монополии в категориях несовершенной конкуренции не исчерпывает всех аспектов анализируемого понятия и должна быть дополнена рядом признаков, отличающих естественную монополию от обычной.

    Так, если функция издержек обладает свойствами естественной монополии только на определенном объеме выпуска, то существование естественной монополии зависит от величины рыночного спроса. При определенном уровне спроса производство одной фирмой будет обходиться дешевле, чем производство того же выпуска двумя или более фирмами. С увеличением объема спроса эффективное производство потребует роста числа фирм.

    Утверждение, что отрасль обладает характеристиками естественной монополии, содержит в себе негласную предпосылку о том, что существует единственная «наилучшая» технология, которая и применяется, все фирмы имеют доступ к данной технологии, и если они используют ее, то будут эффективны и окажутся на границе производственных возможностей[7].

    Функция издержек естественной монополии - это функция долгосрочных издержек. Инвестиции должны быть скорректированы таким образом, чтобы выйти на эффективный уровень капитальных затрат, обеспечивающих минимальные издержки для каждого уровня выпуска.

    Кроме того, естественная многопродуктовая монополия характеризуется низкой эластичностью спроса. Если естественная монополия работает по принципу самоокупаемости (без государственных субсидий), то она, очевидно, должна устанавливать цену, превышающую предельные издержки. При повышении цены в одинаковой степени для всех товаров, потребление товаров с эластичным спросом будет падать быстрее, чем с неэластичным (рис. 5 и 6).

    Рис. 5. Рынок, на котором спрос эластичен

    Рис. 6. Рынок, на котором спрос неэластичен

    Другая важная особенность естественных монополий состоит в том, что они имеют тенденцию располагать значительной избыточной производственной мощностью, чтобы удовлетворять «пиковые» требования (ежедневные и сезонные) на их продукт или услугу, что также приводит к высоким капиталовложениям.

    На основе проведенного анализа можно выделить следующие критерии, которым должна соответствовать отрасль как объект стратегического регулирования:

    ·   Наличие значительной возрастающей отдачи от масштаба, что, собственно, и создает естественную монополию.

    ·   Существенные различия в эластичности спроса у разных групп потребителей, причем спрос одной или нескольких групп должен быть низкоэластичным, т.е. в меньшей степени зависимым от изменения цены, чем спрос на другие виды товаров (услуг), поскольку они не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

    ·   Регулярные изменения объемов производства, что приводит к колебаниям затрат на производство во времени.

    ·   Физическая связь поставщиков с потребителями, которые не могут быстро и относительно дешево сменить поставщика. Поставщики могут контролировать использование своих товаров (услуг) потребителями и способны предотвратить перепродажу этих товаров (услуг).

    Если какие-либо из этих критериев не выполняются, регулирование может быть ослаблено или снято. С другой стороны, даже выполнение всех четырех условий одновременно не должно приводить к автоматическому введению регулирующих процедур - требуется внимательное изучение каждого конкретного случая регулирования.

    В большинстве стран, в том числе в России, к естественным монополиям принято относить фирмы или отрасли, осуществляющие деятельность в таких сферах как трубопроводный транспорт (газа, нефти и нефтепродуктов); железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; электрической и почтовой связи; передачу электрической и тепловой энергии. Отдельно выделяются локальные естественные монополии -услуги водопроводно-канализационного хозяйства, местной почтовой связи, городской и пригородный пассажирский транспорт, метрополитен.

    Так, например, электроэнергетика - это естественная монополия, как в традиционном, так и в современном, расширенном понимании этого термина. В отрасли имеет место значительный технический «эффект от масштаба», который в больших странах многократно усиливается из-за возможности обмена энергией между расположенными в разных климатических зонах и часовых поясах регионами («эффект масштаба производства» - признак классической естественной монополии)[8]. К тому же в отрасли ярко проявляется используемое в последнее время для диагностирования ситуации естественной монополии свойство субаддитивности затрат. С этой точки зрения электроэнергетика - типичная многопродуктовая естественная монополия.

    Представители институционального направления в экономической теории определяют понятие естественной монополии с точки зрения контрактов и транзакционных издержек. Как правило, в естественно-монопольную среду предлагается внедрять элементы контролируемых конкурентных отношений.

    Естественной монополией являются эксплуатируемые компаниями железнодорожные пути, но не подвижной состав, трубопроводы, но не компрессорное оборудование. Конкуренция невозможна в первых, но не во вторых видах деятельности. Конкуренция на рынке пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок в принципе может быть достаточно высокой, в то время как путевое хозяйство, его обслуживание и организация движения действительно представляют собой естественную монополию.

    Генерирование электроэнергии не является естественной монополией в связи с внедрением газовых турбин объединенного цикла, т.к. данная технология значительно упрощает генерирование и не вызывает необратимых издержек, связанных с ее применением. Производство электроэнергии не является естественной монополией, к ней относится только передача электроэнергии. Активное развитие беспроводной, спутниковой связи ликвидирует естественную монополию на проволочную связь, особенно междугороднюю.

    То, что до недавнего времени рассматривалось как естественная монополия, по существу является вертикально-интегрированной компанией, где черты естественной монополии часто присущи только одному из сосредоточенных в ее рамках производств.

    Одним из возможных способов снижения потерь общества от монопольной власти, альтернативных прямому государственному регулированию деятельности фирмы, экономисты считают стимулирование конкуренции в потенциально конкурентных сегментах естественных монополий.


    1.5. Анализ особенностей российских естественных монополий


    Деятельность естественных монополий в экономике России регулируется Федеральным законом от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (изм. 29 декабря 2006 №258-ФЗ). На основании ст. 4 Закона к субъектам естественной монополии относятся хозяйствующие субъекты (юридические лица), занятые производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, т.е. осуществляющие деятельность в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии[9].

    В российских условиях естественные монополии заслуживают пристального внимания со стороны государства, что обусловлено следующими взаимосвязанными экономическими причинами.

    1. Естественные монополии - наиболее устойчиво функционирующие отрасли экономики. Они составляют основу валового внутреннего продукта страны (ВВП). От того, насколько эффективно работают эти отрасли, зависит рост или снижение этого наиболее важного показателя экономического благополучия общества. Ухудшение производственно-экономических результатов данных отраслей может привести к кризису в экономике страны.

    2.         В России естественные монополии - это бюджетообразующие отрасли. Доля чистой прибыли ОАО «РЖД» составляет сегодня всего 6% от общей величины перечисляемых в бюджет налогов, тогда как, например, в Газпроме эта цифра доходит до 45 %[10]. В условиях дефицита бюджета государство заинтересовано в создании стимулов для укрепления финансового положения этих секторов экономики, чтобы иметь возможность получать стабильные доходы в бюджет.

    3.  Естественные монополии - затратообразующие отрасли, поэтому уровень цен и тарифов на их продукцию и услуги оказывает влияние на общий уровень цен. Возрастает инфляционный потенциал экономики: рост затрат ведет к недостатку инвестиций, требуемых для поддержания воспроизводства. Необходимость компенсации этого дефицита вызывает рост цен.

    4.       Несовершенство механизмов регулирования ведет к перераспределению доходности в пользу естественных монополий. Благодаря своей монопольной власти эти отрасли стремятся назначать более высокую цену, чем сделала бы чисто конкурентная фирма с такими же издержками.

    Электроэнергетика играет особую роль не только в топливно-энергетическом комплексе, но и в экономике любой страны и особенно -России. Не случайно 20 век принято называть веком электричества. И причина тому - не только экспоненциальный рост генерирующих мощностей и выработки электроэнергии, увеличение протяженности линий электропередач, рост вклада электроэнергетики в валовой внутренний продукт, но и ее использование в промышленных, транспортных, бытовых процессах[11].

    Климатическая суровость предопределяет большую «энергоемкость жизни»[12] в России. Роль естественных монополий здесь не ограничивается созданием общих условий производства и формированием ключевых параметров экономического роста: они являются важнейшим фактором жизнеобеспечения, а порой и выживания. Именно этим обусловлены масштабы хозяйственной деятельности государства в этих отраслях (табл.1).

    Таблица 1

    Основные показатели работы электроэнергетики


    2004

    2005

    2006

    2007

    Число де йствующих организаций (на конец года)

    1464

    1701

    1781

    2465

    Объем промышленной продукции, млн. руб

    51999

    70073

    88619

    10450

    Индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году

    101,6

    99,3

    101,0

    100,3

    Уровень рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг)', %

    15,7

    11,3

    10,1

    9,8


    Электроэнергетическая отрасль - важнейший элемент инфраструктуры народного хозяйства, гарантирующей целостность воспроизводственного процесса в общественном масштабе. Это ключевая жизнеобеспечивающая система для всех отраслей и субъектов экономики, и в первую очередь, для населения. Эффективно функционирующая электроэнергетика – абсолютно необходимое условие поддержания национальной безопасности и суверенитета России.

    На современном этапе развития российской экономики она, как и прежде, характеризуется крайне высоким уровнем энергопотребления. Энергоемкость ВВП в России впятеро выше, чем в Англии и втрое - чем в Германии[13], в 2-3 раза выше аналогичных показателей других развивающихся стран[14]. В определенной мере это, разумеется, оправдано более суровыми климатическими условиями страны и ее огромной территориальной протяженностью. Но главное все-таки - в несовершенной структуре российского промышленного производства, общей технологической отсталости и просто плохой организации дела. В год в России теряется до 40 процентов энергоресурсов из-за низкой эффективности производства и отсутствия программ по энергосбережению[15].

    Индустриальная модель электроэнергетики, основными чертами которой были вертикально интегрированные компании, сформировалась в 20 в. (как в мировом хозяйстве, так и в России). Монопольное положение вертикально интегрированных энергетических компаний обусловило необходимость государственного регулирования, придающего этим компаниям особый характер «корпораций общественного пользования».

    Электроэнергия - продукт, не поддающийся хранению. Спрос на нее сильно колеблется в зависимости от времени дня и года, и модель этих колебаний нестабильна. Предложение электроэнергии связано с четырьмя вертикально взаимосвязанными стадиями производства: генерированием электроэнергии; передачей; распределением; поставкой конечным потребителям.

    Генерирование - это преобразование какого-то вида энергии в электрическую энергию. Это капиталоемкое производство с высокими невозвратными издержками. Объем невозвратных издержек различен при использовании разных энергетических ресурсов. В долгосрочном плане, как теория, так и практика подтверждают эффект экономии от масштабов производства. И потому существуют оптимальные размеры генерирующих станций. Кроме того, генерирование электроэнергии (при использовании любых ресурсов) сопряжено с высокими экологическими издержками.

    Необходим эффективный контроль над соблюдением требований экологического характера, который связан с крупными инвестициями. Однако генерирование само по себе не обладает чертами естественной монополии и является потенциально конкурентной областью.

    Передача и распределение электроэнергии дорогостоящи, характеризуются капиталоемкостью, высокими невозвратными издержками и обладают характеристиками естественной монополии. Дублирование линий неэффективно. Помимо высоких издержек по строительству и эксплуатации линий передач, существенную долю издержек составляют неизбежные потери электроэнергии. Уровень потерь напрямую зависит от расстояния передачи. Эффективное производство должно ориентироваться на диверсифицированные цены, включающие в себя элемент потерь.

    Современная система электропередач требует ежеминутной координации действий генераторов и владельцев (операторов) сети. И именно это являлось главной причиной того, что генерирование и передача традиционно были вертикально интегрированы.

    Вертикальная интегрированность в электроэнергетике неизбежно накладывает определенные ограничения на возможные структурные преобразования сектора При объединении генерирования и передачи возникает экономия от объема производства и формируется естественно-монопольная среда, которую генерирование само по себе не порождает.

    В силу этого ключевым вопросом структурной политики является вопрос: перевешивают ли выгоды от внедрения конкуренции в сферу генерирования потери, связанные с происходящей при этом утратой координации между генерированием и передачей. Ответ на него частично зависит от того, сколь эффективно может осуществляться координация после дезинтеграции.

    Поставка включает в себя оформление контрактных отношений и продажу электроэнергии конечным потребителям. Она осуществляется местными распределительными компаниями, однако, некоторые крупные промышленные потребители имеют доступ непосредственно к национальной системе передач. Как и в газовой отрасли, поставка электроэнергии (розничным потребителям) не обладает чертами естественной монополии и является потенциально конкурентной сферой.

    Многие характеристики железнодорожной отрасли схожи с присутствующими в электроэнергетике.

    Железнодорожный транспорт исторически является определяющим элементом становления экономики страны. Особенностью транспорта является то, что через его историю можно видеть реальное развитие экономики, социальной и культурной жизни страны. Развитие национального капитализма в России, то есть превращение рыночного уклада в доминирующий, начинается с возникновения единого хозяйственного пространства. Только с созданием адекватных потребностям систем транспорта, связи и энергетики возможны налаженные и регулярные рыночные обмены.

    В России с состоянием транспорта связывается развитие экономики страны. Создание единого национального рынка с унифицированной системой цен и обменных механизмов стало возможным лишь со строительством железных дорог, а значит, но сравнению с Западной Европой, с опозданием на век. Общероссийский рынок стал возможен только в начале 19в. с развернувшимся строительством регулярных путей сообщения при Александре I. Этим российское хозяйство отличается от стран Западной Европы. Как известно, первоначальная капитализация хозяйства связана с внедрением паровой машины (Англия), ткацкого станка (Франция). Для России с ее огромными пространствами становление и развитие капиталистических отношений стало возможным только с созданием единой сети путей сообщения[16].

    Заметим, что в условиях России слабость частного капитала, первоначально участвовавшего в строительстве железных дорог, привела к массовому разорению частных предпринимателей, к организационному (тарифному, техническому) разнобою, что сделало необходимым замену его государственным участием. Роль государства в России в налаживании капиталистического хозяйства была с самого начала определяющей.

    Как и электроэнергетика, железнодорожный транспорт является стратегически важной отраслью народного хозяйства. Железнодорожный транспорт органично взаимосвязан со всеми отраслями народного хозяйства, доставляя грузы практически в любую точку страны.

    Железнодорожный транспорт в России традиционно был отнесен к монополии государства. Сооружение и эксплуатация железных дорог требуют больших затрат капитала, что делает неэффективным проведение двух параллельных линий между одними и теми же пунктами. Поэтому железнодорожный путь бывает один, а, следовательно, создается такая монопольная сила, которая может диктовать свои условия потребителям.

    Как и в электроэнергетике, железнодорожная отрасль представляет собой вертикально-интегрированную структуру, включающую инфраструктуру (саму железнодорожную сеть), обслуживание инфраструктуры (диспетчирование и ремонтные работы) и перевозку. В пользу единой инфраструктуры консультант компании "Corns Rail Technologies" Гареф Эванс высказал любопытное сравнение: «Сущность железной дороги составляет связка колесо-рельс. Когда они в буквальном смысле разъединяются, - получается авария. Также и в применении к видам деятельности. Когда разделяют полностью инфраструктуру и перевозки, когда за путь отвечает одна компания, а за вагон другая, - это потенциально приводит к разобщению всей системы».

    Совершенно очевидно, что износ основных фондов может явиться причиной сбоев в обслуживании, оказания некачественных услуг, нарушения экологических стандартов, что, в результате, может привести к энергетической катастрофе. Кроме того, учитывая взаимосвязанность электроэнергетики и железнодорожного транспорта с базовыми отраслями экономики, способствовать снижению конкурентоспособности страны в целом.

    За период с начала 90-х гг. износ основных фондов в естественных монополиях достиг пределов, когда большая часть из них находится на грани физического выбытия. Особенно высок износ машин и оборудования, (таблица 2).

    Таблица 2

    Степень износа машин и оборудования естественных монополий (%)

    Отрасль промышленности

    1995

    1998

    2000

    2006.

    2007

    Электроэнергетика

    56,2

    57,4

    63,5

    64.9

    65,2

    Железнодорожный транспорт

    33,6

    40,6

    46,4

    53

    56,7

    Трубопроводный транспорт


    47,8


    53,9

    54

    Газовая промышленность

    65,1

    66,6

    66,7

    66,5

    38,2

    Вся промышленность

    56,3

    62,9

    68,4

    68,1

    66,5

    Источник: www.ceem.ru


    Изношенное и морально устаревшее оборудование не способно производить рыночно привлекательный продукт, и приводит к снижению производительности труда (по показателю ВВП, в исчислении по паритету покупательной способности на одного занятого Россия уступает США примерно в 4 раза и в 3 раза - ЕС)[17].

    В электроэнергетике динамика старения установленных мощностей показывает, что в 2009 г. отработают расчетный ресурс 75% генерирующих мощностей.

    Реализация предусмотренных «Основными положениями энергетической стратегии России на период до 2020 года» планов развития электроэнергетики до 2010 г. требует ввода генерирующих мощностей от 22 до 40 млн. кВт (до 4 млн. кВт/год). В период до 2011 - 2015 гг. предусматривается до 15 млн. кВт и в период 2016 - 2020 гг. до 20 млн. кВт генерирующих мощностей в год. Общие затраты до 2020 г. по предварительным оценкам должны составить от 117 до 174 млрд. долл. США[18].

    Даже при успешной реализации этих планов остаточный объем отработавшего парковый ресурс электроэнергетического оборудования сохранится на уровне 90 млн. кВт (до 40% установленной мощности) (табл.3).

    Таблица 3

    Вводы генерирующих мощностей на электростанциях России в 1995 ~ 2005 гг. (млн. кВт)

    Год

    2000

    2001

    2002

    2003

    2004

    2005

    Мощность

    1,1

    1,28

    0,65

    0,824

    0,904

    0,97


    Источник: www.rasenergy.ru


    Изношенность оборудования предопределяет быструю потерю имеющихся к настоящему времени резервов мощности, а с учетом роста потребления промышленности, может сделать нашу страну энергодефицитной уже в текущем году.

    При сохранении существующего положения не избежать перспективы падения производства электроэнергии и тепла, что будет иметь негативные социальные последствия.

    В данном контексте важно отметить, что ситуация с износом основных фондов и инвестициями в железнодорожную отрасль выглядит более оптимистично, чем в электроэнергетике. Так, в инфраструктуре инвестиционных затрат железнодорожной отрасли более 75 % составляет доля расходов на развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры, где 80 % от общего объема инвестиций будет направлено на развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры, а 18 % - на обновление и модернизацию подвижного состава[19].

    На наш взгляд избежать повышения тарифов и обновить основные фонды в отраслях возможно.

    Во-первых, целесообразно было бы привлекать «избыточные» деньги на банковских счетах в реальный сектор экономики через целевые инвестиционные займы (энергетический, железнодорожный, авиационный и т.п.). Такие займы могли бы стать источником финансирования федеральных инвестиционных программ. Они означали бы стратегический переход государства от политики «коротких» к «длинным» деньгам. Ведь облигации госзаймов можно конвертировать в акции новых предприятий, построенных на собранные средства.

    Во-вторых, необходимо создать реально функционирующий механизм долгосрочного кредитования естественных монополий со стороны государства. Это должно быть отражено в стратегии государственного регулирования


    Глава 2. Исследование современного регулирования на примере сферы естественных монополий России

     

    2.1. Факторы и условия регулирования естественных монополий в РФ

     

    Российский монополизм своим рождением обязан нерыночной среде и по своему генезису кардинально отличается от монопольных отношений, естественным образом выраставших из концентрации и централизации капитала в процессе конкурентной борьбы. Российский монополизм – результат тотального огосударствления экономики с присущей ему административно-командной системой управления.  Государство составляло ось, вокруг которой формировались все элементы рыночной структуры. Интересы монопольных структур тесно переплетаются с интересами политической, административной и хозяйственной элит общества.

    Глубокие структурные перекосы обусловили постоянное воспроизводство несбалансированности предложения и спроса, неравноправия производителя и потребителя. Традиционный диктат производителя трансформировался в монополизм на соответствующих отраслевых и региональных рынках. Сегодня происходит качественная  перегруппировка монопольных позиций отдельных секторов и отраслей. Особенности государственной организации хозяйства, значительный вес сырьевых отраслей обусловили уникальную роль естественных монополий в экономике России. В силу определенных обстоятельств – невозможность форсированного разгосударствления соответствующих отраслей производства и производственной инфраструктуры, усиления сырьевой направленности российской экономики – значимость этого вида монополий в российской экономике возрастает.

    Ряд отраслей, такие как электроэнергетика, газовая промышленность, транспорт и некоторые другие, характеризуются высокой степенью монополизации производства и сбыта, трудностями обеспечения потребителям свободы выбора поставщиков различных товаров и услуг. Данным секторам экономики внутренне присущи особенности, позволяющие отдельным хозяйствующим субъектам монополизировать рынки. Свобода потребителей их продукции ограничена организационно-технологически  (существующей конфигурацией и пропускной способностью сети, связью процессов производства и потребления) и экономически (экономия от масштаба производства при росте его мощностей).        

    Основной объективной причиной существования естественных монополий является экономия от масштаба в силу технологических особенностей производства. Среди основных факторов, обусловливающих технологические особенности производства, можно выделить высокие потенциальные возможности увеличения объемов производства без существенного увеличения затрат и большие единовременные инвестиции для организации производства. Величина первоначальных затрат несоизмеримо больше величины, отражающей их переменную часть.

    Эффект экономии от масштаба возникает за счет уменьшения средних издержек с увеличением объема выпуска продукции, вплоть до полного насыщения рынка и указывает на то обстоятельство, что появление на этом рынке конкурирующих предприятий невозможно в силу экономической нецелесообразности с позиции потенциальных инвесторов.

    В качестве основных признаков естественных монополий рассматриваются: субаддитивные издержки, связанные с многопродуктовостью естественных монополий; высокие барьеры входа на рынок, наличие фактических, «естественных» и правовых ограничений;  отсутствие близких субститутов продукции, низкая эластичность спроса, моноцентричность производства; высокие невозвратные и условно-постоянные издержки; невозможность создания запасов.

    В условиях информационной экономики старые правила конкуренции становятся неуместными. При быстрых темпах технологического прогресса и яростной конкуренции текущая доля рынка практически ничего не значит: ни одна монополия не продержится долгое время.  Раздел монополии может пойти во вред потребителям. Традиционная монополия наращивает свои прибыли за счет ограничения предложения и взвинчивания цен, однако на рынке информационных товаров фирма, испытывающая эффект масштаба как со стороны спроса, так и со стороны предложения, должна вести себя по-другому — увеличивая производство и снижая цены. Таким образом, возникает риск: если антимонопольная политика будет направлена на ограничение доли рынка высокотехнологичных компаний, цены могут вырасти. Возможно, в данном случае, следует более терпимо отнестись к монополиям, позволив им в полной мере получать плоды эффекта масштаба, помня о том, что быстрый прогресс в отрасли будет заставлять их постоянно находиться в состоянии боевой готовности. Как только они станут малоэффективными, их быстро вытеснят конкуренты.

    Обобщение объективных причин существования естественных монополий позволяет выявить ее основное отличие от чистой монополии. Для рынков с естественными монополиями в силу технологических особенностей производства это состояние является наиболее оптимальным с точки зрения достижения эффективности производства, в то время как чистая монополия, образующаяся  в результате взаимодействия конкурирующих сил или других внешних факторов (например, государственного вмешательства в систему патентов, лицензирования и др.), далеко не всегда является оптимальной с позиции интересов потребителей  (см. схема 7).







    Высокая капиталоемкость предприятий отрасли

     

    Технологические особенности предприятий отрасли

     
     


















    Рис 7. Факторы и условия существования естественных монополий[20]


    Естественные монополии для выбора оптимальной политики регулирования подразделяются на временные и постоянные. Случай постоянной естественной монополии характеризуется наличием возрастающей отдачи от масштаба при любом объеме производства. Любой объем спроса может быть удовлетворен единственной фирмой с минимальными затратами.  Фирму, которая пользуется преимуществами отдачи от масштаба лишь при определенной величине спроса, принято называть временной естественной монополией. Временная естественная монополия имеет место, если до определенного объема производства эффект отдачи от масштаба положительный, а затем отрицательный.  

    К преимуществам естественных монополий можно отнестиследующие:

    - реализация стратегических интересов государства и обеспечение контроля за жизненно важными и оборонозначимыми отраслями, выполнение бюджетообразующей функции; возможность унификации и стандартизации услуги;

    - обеспечение принципа равного доступа к основополагающим товарам и услугам;

    - сохранение единого экономического пространства и укрепление целостности государства;

    - кредитование отраслей промышленности, сельского и коммунального хозяйства;

    Особенности естественных монополий как рыночной структуры обусловливают особенности их регулирования.

    Регулирование деятельности естественных монополий рассматривается как необходимое условие обеспечения эффективного функционирования специфических товарных рынков в современных условиях.

    Механизм регулирования естественных монополий является смешанным, его ведущим элементом выступает государственное регулирование, которое сочетается с регулированием со стороны корпораций и рынка. Развитие естественных монополий происходит в условиях постепенного снижения доминирующей роли государства. Следовательно, механизм регулирования естественных монополий предполагает скоординированные действия трех основных элементов: конкуренции, государственного регулирования, корпоративного регулирования. Выбор схемы регулирования для каждого вида монополий должен идти в соответствии с реструктурированием хозяйствующих субъектов.

    Распространение  естественной монополии снижает экономическую эффективность по следующим основным причинам:

    - объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, чем в условиях совершенной конкуренции, а цена – выше. Это приводит к неполному использованию ресурсов общества и недопроизодству  продукции, необходимой обществу. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки минимальных средних валовых издержек, тем самым производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками. В итоге  максимальная производственная эффективность не достигается;

     - являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек, у него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания, по тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новых достижений научно-технической революции;

    -  барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, значительные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки;

    - монополия может реализовывать свои преимущества через уменьшения объема выпуска или через увеличение цены, однако чаще всего вследствие государственного регулирования естественный монополист не может уменьшить объем выпуска и не может бесконечно увеличивать цены, а может ухудшать качество предоставляемых услуг. В этих условиях контроль качества возможен двумя путями: включение показателей качества в перечень регулируемых нормативов или практика компенсации потерь потребителей за счет производства в случае снижения качества товаров ниже допустимого уровня; 

    - монополист может осуществлять ценовую дискриминацию[21].

    Рыночный механизм ценообразования не может обеспечить социально справедли­вого уровня цен в отраслях естественных монополий вследствие крайне низкой эластичности спроса на производимые в них товары и услуги. Характер материально-технической базы отраслей коммунального хозяйства и определенная географическими факторами узость границ рынка допускают произвол поставщиков при установлении цен.

    Отрасли естественных монополий должны быть подвержены регулированию вследствие необходимости обеспечения доступности для населения предоставляемых ими товаров и услуг. В данном контексте необходимо говорить о качестве жизни человека. Качество и охват населения услугами инфраструктуры, такими как электричество, водоснабжение, связь и транс­порт, оказывают большое влияние на уровень жизни (табл.4).

    Таблица 4

    Число населенных пунктов, имеющих водопровод и канализацию (на конец года)


    Водопровод

    Канализацию


    город

    Поселок городского типа

    Сельские населенные пункты

    город

    Поселок городского типа

    Сельские населенные пункты

    1997

    1078

    1686

    34140

    1037

    1281

    5056

    2000

    1085

    1727

    42904

    1051

    1358

    6206

    2002

    1087

    1726

    45019

    1056

    1369

    6346

    Источник: Социальное положение и уровень жизни населения России. М., 2003. С.287.


    Таким образом, применение экономического регулирования необходимо для обеспечения баланса интересов потребителей и регулируемых предприятий, для определения структуры тарифов, для стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций, для создания условий для развития конкуренции.

    Наличие естественной монополии создает определенную дилемму: общество выигрывает от производства продукции с более низкими затратами, чему способствовует наличие единственной фирмы в отрасли, но эта фирма, пользуясь своим монопольным положением, имеет возможность устанавливать более высокие цены и изымать часть излишка потребителей. Задача регулирования естественной монополии состоит в стимулировании фирмы к производству большего объема продукции с меньшими затратами, при одновременном отказе от установления монопольных цен.


    2.2. Направления совершенствования государственного регулирования естественных монополий


    Регулирование естественных монополий может проводиться в разной форме - от прямого установления цен на продукцию до продажи лицензий на право деятельности в данной отрасли при одновременном отказе от вмешательства в оперативное управление фирмы. Для выбора конкретного метода регулирования недостаточно одного только установления факта субаддитивности затрат. Органы регулирования должны знать,  в какой степени потребители продукции зависимы от монополии,  какова динамика спроса на продукцию, имеются ли близкие ее заменители и т. д.   На практике часто бывает сложно оценить как наличие субаддитивности у функции затрат (поскольку речь идет об альтернативных, а не о бухгалтерских затратах), так и объем спроса, начиная с которого это свойство больше не выполняется. Органам регулирования в своей практической деятельности сначала надо определить объект, задачи и границы (момент прекращения или смягчения) регулирования.

    Считается, что потребители в наибольшей степени зависимы от монополии, если производится товар (услуга) первой необходимости, спрос на которую неэластичен, если имеется физическая связь между потребителем и поставщиком. 

    Предприятиям - естественным монополистам - часто выгодно введение государственного регулирования. Государство явным или неявным образом выдает лицензию на определенные виды деятельности этих предприятий, гарантируя тем самым их монопольное положение и снимая угрозу потенциальной конкуренции. Сохранение своего монопольного положения не только на рынке естественной монополии, но и на ряде смежных рынков предприятия объясняют заботой о потребителях, необходимостью снижения цен, своей стратегической значимостью для экономики страны. На практике цены остаются достаточно высокими и снижаются только в результате административного давления государственных органов.

    При выработке мер по регулированию естественных монополий предлагается учитывать следующие обстоятельства:

    - отрасли, традиционно рассматриваемые как естественные монополии, не являются однородными: в составе большинства из них можно выделить несколько подотраслей, одни из которых обладают естественной монополией, другие нет;

    - в   состав   самих   действующих   в  этих   отраслях   предприятий монополистов     зачастую     входят    подразделения,     производственная деятельность   которых   не   имеет   отношения   к   сфере   естественных монополий;

    -   в  ряде  случаев  естественная  монополия  имеет региональный характер,

        не учитываемый при укрупненных преобразованиях отрасли в целом.

    Возможные варианты функционирования субъектов естественных монополий варьируются в диапазоне от полностью нерегулируемых (частных) до полностью государственных. При этом институциональные альтернативы диф­ференцируются с позиции теории контрактов, точнее, контрактов меж­ду государственным и частным секторами по поводу распределения правомочий. Именно по такому признаку выделяются четыре основ­ные институциональные альтернативы: находящиеся в государственной собственности и регулируемые государством; находящиеся в частной собственности, но регулируемые государством через ценовую политику и рентабельность капитальных активов; регулируемые частным образом (объекты государственной собственности, корпоративно регулируемые посредством концессионных механизмов),  нерегулируемые (попадающие под влияние только рыночного саморегулирования), такой подход  предполагает рассмотрение естественных монополий и как объектов и как субъектов регулирования.

    Целью регулирования естественных монополий является обеспечение экономических условий для роста благосостояния общества и предотвращение перераспределения нацио­нального богатства в пользу монополистов. Это регулирование затрагивает преимущественно "выходные" параметры дея­тельности фирм не вмешиваясь во внутрифирменную стратегию.

    Можно выделить  ряд наиболее общих направления деятельности институты государственного регулирования естественных монополий:

    1. Усиление государственного влияния на естественные монополии  путем создания специальных полномочных институтов регулирования, в компетенцию которых входит контроль за деятельностью естественных монополий и установление требований по раскрытию коммерческой информации (см. рис. 8).









     


















    Рис. 8. Функционирование институтов регулирования.


    2. Изменение формы собственности субъектов естественных монополий.

    3. Совершенствование ценового или тарифного регулирования естественных монополий.

    4. Развитие элементов конкуренции в отраслях естественных монополий путем их реформирования и реструктуризации.

    5. Защита прав потребителей посредством контроля за качеством производимых товаров и предоставляемых услуг, за соблюдением правил безопасности.

    Выбор отдельного метода или комбинации при организации системы регулирования зависит от характера отрасли и конкретных особенностей рынка.

    Для достижения более эффективного функционирования отраслей естественных монополий необходима выработка системного подхода государства к регулированию этих отраслей с целью координации интересов общества и хозяйствующих субъектов, защиты потребителей от  злоупотреблений монопольным положением и нарушений интересов потребителей,  развития отраслей с естественной монополией в интересах общества. Это должно происходить за счет усиления государственного влияния на естественные монополии, совершенствования ценового и тарифного регулирования, развития конкуренции, где это возможно, совершенствование правовых основ.

    Стратегической целью реформирования электроэнергетики Российской Фе­дерации является обеспечение устойчивого функционирования и развития эконо­мики и социальной сферы, повышение эффективности производства и потребле­ния электроэнергии, создание условий для надежного и бесперебойного энерго­снабжения потребителей. Необходимость реформы в этой сфере вызывается тем, что энергетика России существует в режиме, когда вертикально интегрированная компания исключает возможность любой конкуренции и привлечения инвести­ций, общий уровень износа оборудования превысил отметку в 50%, действует за­тратный механизм тарифообразования и поэтому у энергетиков отсутствует ре­альная мотивация сокращать издержки[22].

    Затянувшееся формирование полно­ценной системы рыночного ценообразования на оптовом и розничных рынках электроэнергии может также в значительной мере препятствовать выполнению приоритетной задачи проведения реформы на ближайшие 3- 4 года - обеспечению стабильного притока инвестиций в конкурентные секторы электроэнергетики. Правительство РФ своим Постановлением от 07.04.2007 г. №205 уже внесло из менения в нормативные акты, обеспечивающие поэтапное увеличение доли элек­троэнергии, реализуемой на оптовом рынке по нерегулируемым государством це­нам. Но согласно принятым поправкам объемы электроэнергии, реализуемой на оптовом рынке, даже в 2011 г. достигнут лишь 15-20%[23].

    Могут существовать основные мероприятия, которые должны быть осуществлены для повышения эффективности функционирования естественных монополий и создания условий  для развития конкурентных отношений: 

    -  создание самостоятельных компаний - владельцев сетей, являющихся непосредственно естественными монополиями путем выделения их из состава предприятий монополистов, доминирующих на этих рынках;

    - государственное регулирование тарифов и услуг, предоставляемых этими компаниями;

    - государственный контроль за недискриминационным доступом конкурирующих предприятий к инфраструктурным сетям.

    Движение в данном направлении позволит сформировать конкурентную среду там, где это возможно и необходимо, и осуществлять эффективное государственное регулирование в тех сферах, в которых без него нельзя обойтись. Это принесет бесспорные выгоды всем: потребителям – в виде низких цен; нерегулируемым предприятиям – в форме большей либерализации рынка; регулируемым предприятиям – установление стабильного режима регулирования, благоприятствующего новым инвестициям и техническому развитию[24].

    Органы контроля и регулирования могут быть разделены с учетом отраслевой и функциональной специализации. Факторы важ­ные при выборе между местной и общенациональной структурой органов регулирования и контроля важны и при рассмотрении отраслевой специализации органов контроля. Доводы в пользу наличия специализированного органа для каждого сектора состоят в том, что отрасли обладают различными характеристиками, что существует экономия от специализации и от агрегирования, что большее число учреждений диверсифицируют риск институциональных неудач,  что большее число органов создает больше возможностей для политического эксперимента. И, наоборот, имеются некоторые вопросы, которые выходят за пределы отраслей и которые могут принести выгоды от согласованного механизма действий. В некоторых странах различные органы контроля ответственны за раз­ные функции, например, занимаются экономическим регулированием водоснабжения, но не занимаются регулированием его технического состояния и экологических аспектов деятельности.

    В качестве возможных средств обеспечения общественно приемлемого положения со стороны естественной монополии представляются две альтернативы: государственная собственность и государственное регулирование. В рамках первой возможности государство в лице государственного агентства непосредственно или через подведомственные учреждения и предприятия организует производство товаров и услуг, которые не могут производиться в частном секторе.

    Выдача лицензий и сертификатов на производство товаров и услуг предоставляет возможность государственным органам определять условия доступа частного капитала в регулируемые сферы экономики.  Предоставление лицензий происходит на конкурсной основе. Лицензию получает компания, предлагающая наиболее выгодные с точки зрения удовлетворения общественных интересов условия.  Конкурсный характер выдачи лицензий представляет собой квазиконкурентный механизм. Конкуренция разворачивается не на рынке, а за рынок. Конкуренция остается важнейшим инструментом реализации интересов общества и его отдельных граждан, но в данном случае как бы меняется точка ее приложения: конкуренция между компаниями замещается состязанием между ними за право доступа в регулируемую отрасль. Это позволяет сохранить соревновательность даже в тех отраслях, материально-техническая база и прочие особенности развития которых предполагают сохранение в них естественной монополии.

    Для ценового регулирования естественных монополий могут быть использован ряд инструментов, например, непосредственное установление цен на продукцию естественных монополистов или косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли или доходности.

    Корпоративное регулирование естественных монополий предусматривает реструктуризацию  посредством разделения вертикально интегрированной монополии по производству, передаче и распределению электроэнергии и отделение потенциально конку­рентных видов деятельности от включающих значительный естественно-монопольный компонент. Успех этих мероприятий может стать весомым аргументом в пользу частичного изменения начальной логики реформ – выделения в самостоятельные виды бизнеса всех потенциально конкурентных стадий производственно- хозяйственных процессов в рамках бывшей монополии.

    Государство с помощью конкурентной политики может содействовать разделению конкурентных и регулируемых сфер внутри естественной монополии. Например, некоторые виды деятельности в системе железнодорожного транспорта монопольны по причинам технологического характера. Такой монополизм не может быть устранен традиционными рыночными метода­ми, что обусловливает необходимость четкого выделения сектора, нуждающегося в осо­бом режиме функционирования и управления, в прямом государственном регулировании.

    На примере железнодорожного транспорта разграничение и выделение потенциально конкурентных сфер должно проводиться путем создания коммерческих направлений, общегосударственных эксплутационных компаний грузоперевозок, условий для рыночной конкуренции перевозчиков путем равного доступа к инфраструктуре железных дорог операторов, имеющих собственный подвижной состав, который передается им в лизинг железными дорогами или продается в собственность; выделения из основной деятельности структур социальной сферы и передачи их на баланс местных бюджетов; приватизации предприятий непрофильной сферы деятельности, ремонтных предприятий или передачи их в муниципальную собственность; введения категорирования железнодорожных линий.

    Регулирование естественных монополий должно быть гибким и соответствовать этапу развития отрасли и происходящим в ней технологическим изменениям. Принято выделять четыре этапа развития отраслей, являющихся естественными монополиями. Как правило, первым называют период рождения отрасли, на втором этапе имеет место быстрый рост, третий этап - это период стабильности и зрелости отрасли; на четвертом этапе происходит сдвиг в сторону конкуренции и потребность в регулировании исчезает. Естественная монополия имеется только на первых трех этапах, когда существует значительная отдача от масштаба. На первых двух этапах регулирование способствует развитию отрасли, на третьем и четвертом часто пытается защитить предприятие-монополиста от возможной конкуренции. В этом случае и возникает потребность в дерегулировании.

    Заключение


    Формирование стратегии регулирования естественных монополий связано с установлением необходимости их государственного регулирования, выявления естественно-монопольного и конкурентного ядра в вертикально-интегрированной корпорации и определения соотношения конкуренции и регулирования в естественно-монопольных отраслях экономики.

    Подход к регулированию естественных монополий должен строиться на положении, согласно которому естественные монополии - составная часть «планируемой системы», в которую входят крупнейшие корпорации. Законы их поведения отличаются от законов функционирования традиционной рыночной системы. Функции управления и контроля над ними должны выполнять государство и общество в целом. В отношении естественных монополий такой контроль должен касаться издержек, цен и распределения прибыли.

    Можно выделить следующие специфические проблемы, характерные для современной российской экономики:

    ·   проблема износа основных фондов;

    ·   отсутствие скоординированности функционирования отраслей на федеральном и региональном уровнях;

    ·   институциональные проблемы создания среды функционирования естественных монополий. Разработка законодательства, формирование органов управления;

    ·   проблема асимметрии информации и коррумпированности чиновников;

    ·   проблема неэффективного проведения приватизации;

    ·   проблема неразработанности четкой стратегии реформирования, учитывающей взаимозависимость микро-, мезо- и макроэкономики и влияния реформ на государство (увеличение ВВП, повышение конкурентоспособности страны, стратегическую безопасность), общество (повышение общественного благосостояния, решение социальных проблем) и экономику (эффективное функционирование естественных монополистов и других основных отраслей промышленности).

    Выбор форм и методов формирования стратегии государственного регулирования естественной монополии определяется отраслевыми особенностями естественной монополии и спецификой их проявления на региональном и федеральном уровнях. Они обусловлены уникальностью производимого товара и специфичностью активов (длительный период окупаемости и немобильность), технологическими возможностями производства и уровнем технико-экономической оснащенности.

    В вопросе эффективности применяемых инструментов государственного регулирования естественной монополии необходимо отметить несовершенство тарифного регулирования. Стратегия государственного регулирования должна ориентироваться не просто на понижение тарифов, а на соблюдение множества факторов, касающихся безопасного функционирования отрасли, надежности, соблюдения экологических стандартов.

    Оптимальное сочетание государственного, рыночного и корпоративного регулирования, адекватное специфическим условиям функционирования естественных монополий на микро-, мезо-, макро-, мегауровнях, комбинированная форма регулирования выступает как способ адаптации монопольных структур экономики к изменившимся условиям хозяйствования.




    Список использованной литературы:


    1.   Федеральный Закон от 17 августа 1995 года № 147 - ФЗ «О естественных монополиях», (изм. 29 декабря 2006№258-ФЗ)

    2.   Абдулгамидов П., Губанов С. О соотношении внутренних и внешних условий развития// Вопросы экономики. - 2005. - №4. - с. 13.

    3.   Байнев В. Электроэнергетика: пути развития// Экономист. - 2004. -№10. - с. 47

    4.   Горичева Л. Естественно-природные условия/Мировая экономика и международные отношения.-2006.-№2. с.56.

    5.   Горячева Л. Естественно-природные условия//Мировая экономика и международные отпотения.-2006.-№2. - с. 57.

    6.   Государственная политика промышленного развитая России: от проблем к действиям./Под ред. ЕМ Примакова и В. Л. Макарова. М, «Наука». - 2004. - с. 86.

    7.   Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика. - Вопросы экономики, 2006, №1, с. 103.

    8.   Корольком Е.И. Естественная монополия: регулирование и конкуренция. Лекция 1.: Регулирование и естественная монополия// Экономический журнал ВШЭ. - 2006. - №2. - с. 241.

    9.   Краткие сообщения с энергетических рынков. - Внешнеэкономический Бюллетень. - 2005. - №12. - с. 7.

    10.  Кудрявый В.В. Об альтернативе проектируемому варианту реформирования отечественной электроэнергетики// Российский экономический журнал. - 2007. - №10. - с. 30.

    11.  Левитин И. Инвестиционные цели РЖД// Международный экспедитор. - 2005. - №6. - с. 20.

    12.  Макаров А. Электроэнергетика России: производственные перспективы и хозяйственные отношения// Общество и экономика. - 2008. - №7-8. - с.67.

    13.  Милль Дж.С Основы политической экономии. В 3-х томах: Пер. с англ: - М :Прогресс, 1981.

    14.  Морозов В. Правильные тарифы: быть или не быть? - Международный экспедитор. - 2007. - №6. - с. 27

    15.  Николаев И., Ефимов С. Перспективы отмены государственного регулирования тарифов естественных монополий// Общество и экономика. - 2008. - №4. - с. 71.

    16.  Новые высокие технологии газовой, нефтяной промышленности, энергетики и связи. Том 12. , Информационно-издательский центр АТН РФ и редакция периодического издания «Новые высокие технологии» М. 2005

    17.  Пасько А.В. Развитие конкурентных начал в сфере естественных монополий // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. 2006. №3.

    18.  Пасько А.В. Эффективное регулирование естественных монополий /Проблемы и перспективы совершенствования управления национальным экономическим потенциалом. Материалы международной научно-практической конференции. Саратов. 2006.

    19.  Пасько А.В. Государственное регулирование естественных монополий / Социально- экономическое развитие России. Материалы научно-практической конференции. Пенза. 2006.

    20.  Поляков В.В. Макроэкономический прогноз на период до 2050 г. - Внешнеэкономический Бюллетень. -2005.-№9.-с. 22.

    21.  Свит Ю.П. Правовое регулирование цен и тарифов на услуги железнодорожного транспорта// Закон. - 2006. -№7,-с. 44.

    22.  Сергеев С. Калифорнийский кризис: частные интересы против социальных.-Экономист. -2005. - №8.-с.10-17.

    23.  Соколова О.В. О создании Института перевозчиков на железных дорогах// Внешнеэкономический бюллетень. - 2007. -№8.-с. 73.

    24.  Стребуляев Д.А. Структурная реформа электроэнергетики в аспекте согласования общенациональных и корпоративных интересов / Д.А. Стребуляев // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Том 5, № 4. Часть 3. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007

    25.  Стребуляев Д.А. Проявления рассогласованности интересов в рыночно трансформируемой экономике России / Д.А. Стребуляев // Университетские чтения 2008. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Часть ХII. - Пятигорск: ПГЛУ, 2008

    26.  Цветков В. Необходим рост на основе высоких технологий. - Экономист. - 2005. - №6. - с.30.

    27.  Чеканский А.Н., Фролова Н.Л., «Микроэкономика промежуточный уровень», Инфра-М, 2008

    28.  Чубайс А.Б. РАО «ЕЭС России»:от антикризисного управления -к рынку электроэнергии//ЭКО-2006.-№2 -с.

    29.  Якунин В. Государственное регулирование тарифов естественных монополий в условиях конфликта интересов.//Власть. - 2006. - №1. - с. 12





    [1]              А.Н. Чеканский, Н.Л. Фролова, «Микроэкономика промежуточный уровень», Инфра-М, 2008.- 685 с.

    [2]              А.Н. Чеканский, Н.Л. Фролова, «Микроэкономика промежуточный уровень», Инфра-М, 2008.- 685 с.

    [3] Милль Дж.С. Основы политической экономии. В 3-х томах: Пер. с англ: - М. Лрогресс, 1981.

    [4] Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М: Дело, 2008. с. 203-204,772

    [5] Милль Дж.С Основы политической экономии. В 3-х томах: Пер. с англ: - М :Прогресс, 1981.

    [6] Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика. - Вопросы экономики, 2006, №1, с. 103.

    [7] Корольком Е.И. Естественная монополия: регулирование и конкуренция. Лекция 1.: Регулирование и естественная монополия// Экономический журнал ВШЭ. - 2006. - №2. - с. 241.

    [8] Байнев В. Электроэнергетика: пути развития// Экономист. - 2004. -№10. - с. 47

    [9] Федеральный Закон от 17 августа 1995 года № 147 - ФЗ «О естественных монополиях», (изм. 29 декабря 2006№258-ФЗ)

    [10] Морозов В. Правильные тарифы: быть или не быть? - Международный экспедитор. - 2007. - №6. - с. 27

    [11] Макаров А. Электроэнергетика России: производственные перспективы и хозяйственные отношения// Общество и экономика. - 2008. - №7-8. - с.67.

    [12] Горичева Л. Естественно-природные условия/Мировая экономика и международные отношения.-2006.-№2. с.56.

    [13] Кудрявый В.В. Об альтернативе проектируемому варианту реформирования отечественной электроэнергетики// Российский экономический журнал. - 2007. - №10. - с. 30.

    [14] Поляков В.В. Макроэкономический прогноз на период до 2050 г. - Внешнеэкономический Бюллетень. -2005.-№9.-с. 22.

    [15] Краткие сообщения с энергетических рынков. - Внешнеэкономический Бюллетень. - 2005. - №12. - с. 7.

    [16] Горячева Л. Естественно-природные условия//Мировая экономика и международные отпотения.-2006.-№2. - с. 57.

    [17] Цветков В. Необходим рост на основе высоких технологий. - Экономист. - 2005. - №6. - с.30.

    [18] Новые высокие технологии газовой, нефтяной промышленности, энергетики и связи. Том 12. , Информационно-издательский центр АТН РФ и редакция периодического издания «Новые высокие технологии» М. 2005

    [19] Левитин И. Инвестиционные цели РЖД// Международный экспедитор. - 2005. - №6. - с. 20.

    [20] Пасько А.В. Эффективное регулирование естественных монополий /Проблемы и перспективы совершенствования управления национальным экономическим потенциалом. Материалы международной научно-практической конференции. Саратов. 2006.

    [21] Пасько А.В. Развитие конкурентных начал в сфере естественных монополий // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. 2006. №3.

    [22] Стребуляев Д.А. Структурная реформа электроэнергетики в аспекте согласования общенациональных и корпоративных интересов / Д.А. Стребуляев // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Том 5, № 4. Часть 3. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007

    [23] Стребуляев Д.А. Проявления рассогласованности интересов в рыночно трансформируемой экономике России / Д.А. Стребуляев // Университетские чтения 2008. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Часть ХII. - Пятигорск: ПГЛУ, 2008

    [24] Пасько А.В. Государственное регулирование естественных монополий / Социально- экономическое развитие России. Материалы научно-практической конференции. Пенза. 2006.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Крупные монополии в экономике России, их характерные черты и виды ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.