Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Межвременные предпочтения и выбор

  • Вид работы:
    Другое по теме: Межвременные предпочтения и выбор
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:55:42
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Стр.

    Введение  3

    Глава 1.  Элементы теории принятия решений   в экономической науке  5

    1.1. Выбор, как этап процесса принятия решения  5

    1.2. Механизмы выбора и  межвременные предпочтения  8

    Глава 2. Альтернативные теории принятия решений  14

    2.1. Иррациональный выбор в теории поведения потребителя. Интуитивный подход к принятию решений. 14

    2.2. Теории рационального принятия решения  17

    Заключение  24

    Список использованной литературы   26


    Введение

    Тема данной работы «Межвременные предпочтения и выбор. Альтернативные теории принятия решений» - является достаточно актуальной на сегодняшний день.

    Актуальность объясняется, прежде всего тем,  что в сфере экономики. Как и в любой другой. Трудно переоценить значение «выбора» как явления.

    Цель, которую преследуют сторонники поведенческой экономической теории, выдвигая и обосновывая новые теоретические конструкции, состоит в значительном улучшении предсказательных возможностей традиционных моделей и концепций. Это, в свою очередь, способствует уменьшению разрыва между нормативным исследованием поведения индивида и позитивным, дескриптивным подходом, который акцентирует внимание именно на выявлении реальных фактов и закономерностей, присущих людям в процессе принятия решений, и их последующем объяснении путем изменения, модификации ортодоксальной теории[1].

    Что касается выбора, то в стандартных ситуациях человек с определенным сформировавшимся мировоззрением ведет себя определенным образом в соответствии с принципами взаимодействия с окружающими людьми, которые не противоречат его мировоззрению и в этой связи определяет свой выбор.

    Проблема же изучения процесса принятия решения актуализируется в связи с тем, что реальная жизнь полна неопределенных ситуаций. В особенности современная российская действительность изобилует неопределенностью, непредсказуемостью исходов активности человека. В таких условиях принятие решений становится сложной системой.

    Цель данной работы: изучить понятия межвременных предпочтений, выбора и различные теории  принятия решений.

    Таким образом, в качестве предмета  исследования выступил процесс принятия решения.

    В качестве объекта были выбраны механизмы выбора.

    Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

    1. Проанализировать литературу и основные теоретические подходы к исследованию данной темы.

    2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о Выборе, как явлении и этапе процесса принятия решения

    3. Определить  механизмы выбора и  межвременные предпочтения в процессе принятия решения

    4. Изучить классическую и альтернативные теории принятия решений.

    5. На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы.

    6. Систематизировать и обобщить подходы к данной проблеме.

    Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия каждой части отображают ее содержание. В конце работы представлен список использованной литературы.


    Глава 1.  Элементы теории принятия решений                                                     в экономической науке

    1.1. Выбор, как этап процесса принятия решения


    Изучая проблему исследования, рассмотрим сначала сущность основных элементов теории принятия решения в поведенческой экономике.

    Несомненно, основой этой теории является понятие самого «решения». Достаточно лаконично и ясно это понятие определяется как «один из видов мыслительной деятельности и проявления воли человека, характеризующийся следующими признаками:

    a.   возможность выбора из множества альтернативных вариантов,

    b. наличие цели (бесцельный выбор не рассматривается как решение),

    c. необходимость волевого акта лица, принимающего решение, приводящего к реализации решения»[2].

    В тоже время «принятие решений» определяют как «выбор одного варианта из некоторого множества рассматриваемых вариантов (альтернатив) или сужение этого множества»[3].

    Область применения этого понятия чрезвычайно широка. Принятие решений с одной стороны может выступать как особая форма мыслительной деятельности (например, управленческое решение), с другой – как один из этапов мыслительного действия при решении любых задач.

    В нашей работе мы придерживаемся точки зрения известного ученого, академика РАН О.И.Ларичева, который определяет принятие решения как «особый процесс человеческой деятельности, направленный на выбор наилучшего варианта действия»[4] .

    Что касается компонентов процесса принятия решения, то  в его структуре можно выделить задачу, которая направлена на определение наилучшего (оптимального) способа действий для достижения поставленных целей. Под целью понимается идеальное представление желаемого результата. Если фактическое состояние не соответствует желаемому, то имеет место проблема. Выработка плана действий по устранению проблемы составляет сущность задачи принятия решений.

    Проблема всегда связана с определенными условиями, которые обобщенно называют ситуацией. Совокупность проблемы и ситуации образует проблемную ситуацию. Выявление и описание проблемной ситуации дает исходную информацию для постановки задачи принятия решений.

    Субъектом всякого решения является лицо, принимающее решение. Понятие лицо, принимающее решение является собирательным. Это может быть одно лицо – индивидуальное или группа лиц, вырабатывающих коллективное решение, – групповое лицо. Для помощи в сборе и анализе информации и формировании решений привлекаются эксперты – специалисты по решаемой проблеме.

    Принятие решения происходит во времени, поэтому вводится понятие процесса принятия решений. Этот процесс состоит из последовательности этапов и процедур и направлен на устранение проблемной ситуации[5].

    Этапы принятия решений можно представить следующим образом:

    5. Выбор  альтернатив

     

    Рисунок 1. Этапы принятия решения[6]

    При этом, выбор альтернатив должен определяться двумя факторами:

    1. Представлениями лица, принимающего решение о вероятностях различных возможных исходов, которые могут иметь место при выборе того или иного варианта решения.

    2. Предпочтениями, отдаваемыми им различным исходам[7].

    Стоит отметить, что в процессе принятия решений формируются альтернативные (взаимоисключающие) варианты решений и оценивается их предпочтительность.

    Предпочтение – это интегральная оценка качества решений, основанная на объективном анализе (знании, опыте, проведении расчетов и экспериментов) и субъективном понимании ценности и эффективности решений.

    Конечным результатом задачи принятия решений является решение, которое представляет собой предписание к действию.

    Решение называется допустимым, если оно удовлетворяет ограничениям: ресурсным, юридическим, правовым, морально-этическим. Решение называется оптимальным (наилучшим), если оно обеспечивает экстремум (максимум или минимум) критерия выбора при индивидуальном ЛПР или удовлетворяет принципу согласованности при групповом лице принимающего решение.

    Обобщенной характеристикой решения является его эффективность. Эта характеристика включает эффект решения, определяющий степень достижения целей, отнесенный к затратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень достижения целей и меньше затраты на их реализацию[8].

    Таким образом, принятие решения – это процесс, сводимый к выбору наиболее рационального варианта действия.

    1.2. Механизмы выбора и  межвременные предпочтения

    К основной проблеме процесса принятия решений относится обоснование выбора вариантов в условиях многокритериальности и неопределенности.

    Варианты могут сравниваться с помощью: свойств, отношений, критериев.

    Это показатели (математические структуры), заданные на множестве вариантов и позволяющие охарактеризовать степень привлекательности или непривлекательности каждого варианта для лица, принимающего решения[9].

    Разноплановость потребностей создает широкий спектр разнообразных задач потребительского выбора, которые потребитель может решать все вместе, но чаще решает их по отдельности[10].

    Следует отметить, что по законам психологии человека формирование субъективного представления о задаче, которую предстоит решить, может происходить лишь в том случае, если задача окажется актуальной для данного субъекта. Решение задачи должно входить в область его интересов, обязанностей, амбиций и т.п. При этом субъект может принять задачу, если ее решение на его взгляд, может способствовать самоосуществлению, самосовершенствованию как максимум, либо может способствовать удовлетворению потребностей какого-либо уровня (от физиологического, безопасности, аффилиации до самоактуализации) как минимум[11].

    Таким образом, например, учитывая, что в современной экономике у потребителя имеется широчайший выбор благ, в которых он может быть заинтересован, можно предположить, что сравнение всех этих благ между собой было бы для потребителя непосильной задачей. Однако, в реальности потребителю не приходится сравнивать все блага.

    Блага разделяются на однородные группы, причем все блага из одной группы будут удовлетворять одну и ту же потребность. Следовательно, блага из одной группы будут заменителями (субститутами) друг друга. И потребитель сначала определяется с тем, какое из благ-заменителей он выберет для удовлетворения своей потребности, а уже потом он будет принимать решение о распределении между этими благами имеющихся у него денег.

    Некоторые блага являются дополнительными (комплиментарными) по отношению к другим благам. Таким образом, задача потребителя становится достаточно простой: ему нужно выбрать блага для удовлетворения своих потребностей, выбрать комплиментарные блага к ним, приплюсовать стоимость комплиментарных благ к стоимости базовых, а затем произвести распределение ресурсов[12].

    При этом, если потребитель должен использовать все деньги на потребление, то выбирать потребитель будет лишь из тех наборов благ, стоимость которых равна имеющейся у него сумме денег, а не меньше, как это было в случае одного блага.[13]

    В плане субъективности выбора актуальны и такие понятия, как межвременные предпочтения и межвременной выбор. Представим наглядно эти понятия в аспекте потребительского выбора.

    Предположим, что цены благ в обоих периодах одинаковы и потребителю известно, что состав и качество благ не изменятся. В этом случае задачи выбора для потребителя в двух периодах идентичны и потребитель должен выбирать в обоих периодах одинаковые наборы благ.

    Но на самом деле это не так. Большинство людей психологически предпочитает потребление в текущем периоде потреблению в будущем.

    Таким образом, оказывается, что у потребителей будущее и текущее потребление неравноправны, одно приносит большее удовлетворение, а другое меньшее. Потребитель отказывается от того, что приносит ему меньшую полезность, увеличивая объемы текущего потребления. Но некоторые потребители поступят с точностью наоборот, уменьшив текущее потребление ради будущего.

    Таким образом, учитывая высказанное можно констатировать, что в реальной жизни  наблюдаются чистые межвременные предпочтения. Однако с позиции экономики их наблюдать невозможно, поскольку заемщиков на рынке кредита окажется больше, чем кредиторов. Следствием этого дисбаланса станет появление процентной ставки, которая сдвинет межвременные предпочтения потребителей.

    Существование процентной ставки в нашем примере означает, что часть дохода потребителя из первого периода принесет дополнительный доход во втором периоде. А значит, сумма денег, отложенная в первом периоде, имеет большую ценность, чем эта же сумма, направленная на потребление. Из-за этого человек становится кредитором, не смотря на то, предпочитает текущее потребление[14].

    Механизм данного явления впервые был определен Ирвингом Фишером. Он поставил вопрос о возможности оптимизации потребительского выбора путем сопоставления потребления в настоящем и будущем. При этом в модели исследуются те ограничения, с которыми сталкивается потребитель, делая выбор между потреблением и сбережением в различные периоды времени (межвременный выбор)[15].

    И. Фишер вводит также понятие межвременная кривая безразличия потребителя – кривая безразличия, учитывающая предпочтения потребителя между потреблением в более чем одном периоде межвременного решения.

    Она показывает варианты потребления в первый и во второй периоды, которые имеют для потребителя одинаковую полезность и обеспечивают ему один и тот же уровень благосостояния. Наклон в любой точке кривой безразличия показывает пропорцию, в соответствии с которой потребитель готов замещать потреблением во втором периоде одну единицу потребления в первом. Он представляет собой убывающую предельную норму замещения (MRS) потребления первого периода потреблением во втором периоде.

    Процесс оптимизации потребительских межвременных предпочтений


    смоделирован на рис. 2.

     

    Рисунок 2. Межвременной выбор потребителя

    Сочетание потребления в первом и во втором периоде, максимизирующее полезность потребителя при заданном бюджетном ограничении, достигается в точке А, где кривая безразличия (U3) касается линии бюджетного ограничения. При этом наклоны этих линий в точке А совпадают (MRS = 1 + г), т.е. в этой точке потребитель распределяет потребление между двумя периодами таким образом, чтобы предельная норма замещения была равна сумме единицы и реальной ставки процента.

    В 1950-х гг. Франко Модильяни использовал модель межвременного выбора И. Фишера для дальнейшего исследования функции потребления, обратив внимание на то, что уровень располагаемого дохода колеблется на протяжении жизни человека, и что сбережения позволяют потребителям перераспределять доход с периодов, когда его уровень высок, на периоды, когда он низок.

    Такое толкование поведения потребителей заложило основу гипотезы жизненного цикла, согласно которой текущее потребление человека зависит не только от его текущего располагаемого дохода, но и от ожидаемого дохода в течение всей его жизни[16].

    В целом, по итогам проведенной части исследования, можно сделать вывод, что выбор является итоговой частью  процесса принятия решения. Выбор субъективен и зависит от различных факторов. В связи с чем, возникают и различные, альтернативные подходы к объяснению особенностей протекания этого процесса. Один из них (теория И.Фишера) указывает на межвременную динамику элементов, определяющих выбор. Однако существуют и другие теории принятия решений, некоторых из которых мы коснемся в следующей главе.



    Глава 2. Альтернативные теории принятия решений

    2.1. Иррациональный выбор в теории поведения потребителя. Интуитивный подход к принятию решений

    Теория поведения потребителя сводится к тому, что потребитель делает рациональный выбор на основе полезности блага и его цены. Но понятно, что из этого закона существует множество исключений. Основные ситуации, в которых поведение потребителя отклоняется от теории:

    1. Недостаточность информации о благах. Принимая решения в условиях неопределенности относительно качеств товара, потребитель может давать как завышенные оценки его полезности, так и заниженные.

    2. Неодинаковый горизонт планирования. Разные люди планируют свои действия по-разному, одни учитывают долгосрочные последствия своих действий, другие - нет. Поэтому оказывается, что с точки зрения человека, привыкшего к учету долгосрочных эффектов, поведение того, кто предпочитает краткосрочные блага выглядит нерациональным.

    3. Множественность цен. Зачастую потребитель не имеет полной информации о ценах товаров или не помнит эту информацию, поэтому выбор осуществляется на основе того, что он видит у своего любимого продавца.

    4. Иррациональность собственно процедуры выбора[17].

    К иррациональному поведению потребителя относится ситуация рутинного выбора благ, т.е. выбор благ по привычке, не задумываясь об изменении цен благ.

    С рутинным выбором не стоит путать консерватизм потребительского поведения, под которым понимается стремление (в том числе неосознанное) приобретать блага, давно известные потребителю. Консерватизм поведения объясняется страхом перед всем новым, боязнью негативных перемен и т.д.

    Обратной стороной консерватизма является необоснованное новаторство в потреблении, когда потребитель стремится приобретать любое новое благо, появляющееся на рынке.

    Зачастую потребитель вообще не задумывается над покупкой товаров, приобретая их под влиянием сиюминутного желания, прихоти или каприза…[18]

    Зачастую поведение человека основано на стадном инстинкте, которому одни люди следуют, а другие - противятся. В результате проявляются следующие два эффекта:

    ¾  Эффект присоединения к большинству -- приобретение некоторого товара лишь по той причине, что его приобретают другие люди. Этот эффект проявляется, например, в виде увлечений модными веяниями, особенно среди молодежи.

    ¾  Эффект сноба -- отказ от приобретения тех товаров, которые приобретают другие, точнее большинство. Сноб старается выделится среди, как он полагает, серой массы, но при этом ведет себя нерационально.

    Своеобразном синтезом двух описанных выше эффектов является Эффект Веблена -- приобретение тех товаров, которые не доступны большинству, престижных товаров и т.д. В данном случае потребитель старается показать свою принадлежность к высшему обществу и дистанцироваться от более низких классов.

    Все эти эффекты действуют скорее на подсознательном уровне, чем на сознательном, поэтому их проявление противоречит экономической теории. Особенно это относится к эффекту Веблена[19].

    Оговоримся, что данная теория относится не только к потребителю, но и к любому лицу, принимающего решение. Интуитивный подход часто используется при решении относительно несложных проблем. Он характеризуется такими чертами:

    • субъект решения держит всю проблему в голове;
    • по мере развития проблемы подход к ее решению может радикально меняться;
    • возможно одновременное рассмотрение нескольких вариантов;
    • последовательность этапов может не соблюдаться;
    • качество решения основывается прежде всего на предыдущем опыте лица, принимающего решение.

    Интуитивный подход не дает хороших результатов в тех случаях, когда опыт лица, принимающего решение, небольшой, а предыдущие ситуации не соответствуют новой. Кроме того, на качество интуитивных решений могут оказывать влияние недостаточно полное представление о текущей проблемной ситуации и неверная интерпретация ее сути[20].

    Исходя из данного обстоятельства, в частности и строится возможность управления потребителем в бизнесе. Если бы потребители принимали решения о покупке благ совершенно рационально, тогда рекламу заменило бы простое распространение информации среди потребителей[21].

    Однако для субъектов экономики более профессиональных - интуитивный  подход к принятию решений нехарактерен.

    2.2. Теории рационального принятия решения

    1. Классическая теория принятия решения

    Самая простая, «идеальная» схема принятия решений предполагает, что процесс представляет собой прямоточное движение от одного этапа к другому.

    Таблица 1.

     Этапы и процедуры процесса принятия решений

    Этапы

    Процедуры

    1. Постановка проблемы

    1. Возникновение новой ситуации

    2. Появление проблемы или возможности

    3. Сбор информации

    4. Описание проблемной ситуации

    2. Разработка вариантов решений

    5. Формулирование требований-ограничений

    6. Сбор информации

    7. Разработка возможных вариантов решений

    3. Выбор решения

    8. Определение критериев выбора и сбор информации 9. Выбор решений, отвечающих критериям

    10. Оценка возможных последствий

    11. Выбор предпочтительного решения

    4. Организация выполнения реше­ния и его оценка

    12. План реализации выбранного решения

    13. Контроль хода реализации решения

    14. Оценка решения проблемы и возникновение новой ситуа­ции (возврат к п. 1)


    После выявления проблемы и установления условий и факторов, приведших к ее возникнове­нию, производится разработка решений, из которых выбирается лучшее. Количество разрабатываемых и рассматриваемых вариан­тов зависит от многих факторов, прежде всего от имеющихся в распоряжении разработчиков времени, ресурсов и информации. Параллельно с разработкой вариантов производится их оценка, а окончательное решение принимается путем выбора лучшего из тех, которые были подготовлены и рассмотрены в запланирован­ный период времени[22].

    Таким образом, классическая модель процесса принятия решений обеспечивает хороший результат при наличии следующих условий:

    • проблемы понятны;
    • цели решения ясны;
    • критерии и их значимость согласованы;
    • альтернативы известны;
    • последствия реализации решения предсказуемы;
    • лица, принимающие решения, не выступают против решения проблемы, учитывают возможные последствия ее реализации, ищут альтернативы, максимизирующие результат, и получают всю необходимую информацию[23].

    Очевидно, что в реальной практике такие условия существуют не всегда, что и ограничивает возможности использования данной модели.

    2. Модель ограниченной рациональности. Теория Г. Саймона

    Начиная с конца 40-х гг. Гербертом Саймоном в научный оборот введено представление об ограниченной рациональности. Под понятием ограниченной рациональности понимаются  целенаправленные действия хозяйствующего субъекта, проводимые им в условиях, когда принятие наиболее эффективных решений затруднено в связи с отсутствием времени, информации, а также недостаточностью ресурсного обеспечения[24].

    Смысл концепции Г. Cаймoна сводится к двум основным положениям:

    Во-первых, лицо, принимающее решение,  обладает ограниченными психическими возможностями, которые свойственны природе любого человека. Поэтому оно не способно  принимать оптимальные решения и в лучшем случае довольствуется решениями удовлетворительными.

    Во-вторых, поведение человека в процессе принятия решений нельзя считать ни рациональным, ни иррациональным. Скорее всего, его следует определить как вынужденно или ограниченно рациональное[25].

    Альтернативная модель ограниченной рациональности позволяет принимать не оптимальное, а удовлетворительное решение, которое считается «достаточно хорошим», так как отвечает поставленным ограничениям и обеспечивает улучшение проблемной ситуации. Упрощенная модель описывает наиболее значимые черты проблемы без охвата всей ее сложности, использует ограниченное число критериев (чаще всего те, которые уже испытаны и в прошлом давали неплохие результаты).

    В составе модели выделяют следующие элементы (шаги):

    1. Формулирование цели, которая должна быть достигнута.

    2. Определение значений критериев, которые можно считать приемлемыми.

    3. Использование эвристического подхода (эвристика — наука о продуктивном творческом мышлении, основу методов которой составляют размышления и прошлый опыт) для поиска удовлетворительного решения. Механизм поиска предполагает последовательное во времени рассмотрение предлагаемых вариантов решений. Если первая альтернатива не удовлетворяет выдвинутым критериям или оценивается как неработоспособная, ее отбрасывают и переходят к изучению следующего варианта. Так поступают до тех пор, пока не появится приемлемый вариант, после чего поиск прекращается и остальные альтернативы не оцениваются. Такой подход позволяет сократить число изучаемых вариантов и время принятия решений.

    4. Если среди предлагаемых вариантов (чаще всего они являются наиболее очевидными или повторяют прошлые решения, принятые в аналогичной ситуации) не находится ни одного удовлетворительного, производится снижение уровня требований, что вызывает повторение шагов 1 и 2 для поиска нового альтернативного решения.

    5. Найденное удовлетворительное решение оценивается с позиций его практической реализуемости.

    6. Принятие решения, отвечающего всем перечисленным выше требованиям.

    7. Наблюдение за ходом выполнения принятого решения, оценка затрат и внесение корректировок по будущим решениям.

    При таком подходе очень важна последовательность, в которой рассматриваются варианты (в отличие от оптимизационной модели, в которой последовательность не имеет значения, так как оцениваются все возможные альтернативы). И даже если просмотр возможных вариантов продолжается, это делается чаще всего лишь для подтверждения обоснованности уже сделанного выбора. Прошлый опыт при этом становится решающим фактором выбора, поэтому предпочтение отдается тому решению, с которым субъекты решения знакомы или сталкивались на собственной практике[26].

    3. Теория Перспектив (Prospect theory) Д. Канемана и А. Тверски

    Проблема выбора всегда связана с проблемой риска, так как реализация принятого решения, как правило, происходит в условиях некоторой степени неопределенности. Неопределенности возникают из-за невозможности точного прогнозирования результатов действия и взаимодействия ситуационных и диспозициональных (личностных) факторов[27]. В связи с чем актуальной представляется теория Перспектив.

    В основе данная теория опирается на три неотъемлемых свойства функции оценки простых рисковых лотерей или шансов. Данные свойства отражают психологические правильности, характерные для различных индивидов в ситуациях выбора между простыми альтернативами, предусматривающими риск:

    а) Зависимость от исходного положения

    б) Уклонение от потерь

    в) Уменьшающаяся чувствительность

    В результате накопленных во второй половине двадцатого века разнообразных экспериментальных свидетельств и фактов (парадокс М. Алле, исследования У. Эдвардса, Д. Канемана, А. Тверски и многих других) стало ясно, что индивиды воспринимают и оценивают значения вероятностей появления событий и явлений окру> жающего мира нелинейным образом. Выражаясь более конкретно, индивиды обычно переоценивают, придают больший вес и значение определенным событиям по сравнению с объективно имеющимися данными, характеризующими последние, и недооценивают другие явления.

    В области принятия решений в условиях риска это выражается в том, что события, характеризующиеся малыми, небольшими вероятностями появления, люди систематически переоценивают, в то время как события, характеризующиеся значительной степенью реализации, они систематически недооценивают, исходя из своего субъективного восприятия[28].


    4. Ретроспективная модель

    Теория ретроспективного принятия решения, также базируется на опыте лица, принимающего решение, что подчеркивает субъективность процесса принятия решения.

    Ретроспективная модель (ретроспектива — обзор прошлых событий, обращение к прошлому) известна еще и как модель безусловного предпочтения. Этот подход к принятию решений базируется на интуитивном выборе решения, которое рассматривается как наиболее приемлемое и базируется на прошлом опыте лица, принявшего решение. Весь процесс принятия решений в этом случае строится таким образом, чтобы обосновать заранее выбранный вариант, используя при этом весь арсенал научных доказательств.

    Элементы этого процесса:

    1. Лицо, принимающее решение, принимает вариант решения, базируясь на своем прошлом опыте, интуиции и предпочтениях.

    2. Принявший решение руководитель убежден в рациональности своих действий, в логичности и обоснованности сделанного выбора.

    3. Производится обоснование правильности принятого решения (в том числе с использованием научных методов) путем рассмотрения факторов, оказывающих на него влияние.

    4. Решение принимается, и организуется процесс наблюдения за ходом его реализации[29].

    Таким образом, можно выделить ряд теорий принятий решений, рассматривающих различные подходы к принятию решения. Они объясняются тем, что  классическая теория в реальности действует очень редко в связи с тем. что условия, необходимые для нее существуют далеко не всегда. Именно в этих случаях действуют альтернативные модели принятия решения. Которых существует достаточно большое множество. Их примером является Модель ограниченной рациональности. Теория Г. Саймона, теория Перспектив и ретроспективная модель.

    Заключение

    Подводя итог сказанному, отметим, что различные аспекты экономической теории принятия решения в данной работе были рассмотрены в нескольких плоскостях: выбор потребителя, выбор управленческого звена и выбор вцелом. Такой подход, на наш взгляд,  позволяет наиболее точно представить проблему исследования и его результаты в аспекте поведенческой экономики.

    Так, в процессе изучения особенностей выбора,  межвременных предпочтений, а также альтернативных теорий принятия решений было выяснено, что выбор – это  наилучший набор факторов, определенный лицом, принимающим решение.

    Выбор, как экономическое явление, имеет межвременной характер. Как бы ни были полезны для понимания экономических проблем модели, в которых отсутствует время, реальный мир таков, что события и процессы в нем привязаны ко времени. Модель межвременного выбора И.Фишера исходит из того, что домохозяйства, осуществляющие сбережения, сравнивают текущее потребление с будущим. Данная теория основывается на том, что лицо, принимающее решение имеет положительные временные предпочтения (time preference). Это означает, что отказ от расходования одного рубля в настоящем должен принести ему более 1 рубля в будущем.

    Кроме времени, на процесс принятия решения и объективность (оптимальность для субъекта, принимающего решение) влияют и другие факторы. Отклонения условий процесса принятия решения от классической модели стали базой для формирования альтернативных теорий принятия решении.

    Так, одними из наиболее распространенных, и, на наш взгляд, интересными, являются  модель ограниченной рациональности Г. Саймона (объясняемая тем, что субъект решения не всегда может объективно установить критерии оценки, приоритеты в их значимости), теория Перспектив (оценка рисков вследствие выбора) и ретроспективная модель (модель безусловного предпочтения). Их мы и рассмотрели в данной работе, поскольку охватить все альтернативные теории принятия решения в настолько ограниченном объеме исследования не представляется возможности. Именно этот аспект и  можно выделить в качестве дальнейших исследований в данной области.



    Список использованной литературы

    1. Pyмянцeвa  З.П. Альтернативные модели принятия решений// Элетариум – 2010 (от 19.07)

    2. Алексеева Л.Ф. Психологические особенности принятия решения и реализации инноваций в области образования – М - 2003

    3. Альтернативные модели потребления: модель межвременного выбора И. Фишера, теория перманентного дохода М. Фридмена, гипотеза жизненного цикла Ф. Модильяни// Макроэкономический анализ - #"_Toc268262061">4. Вэриан Х.Р. - Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход – М:ЮНИТИ -  1997

    5. Викторова Т.С. Рациональная (классическая) модель процесса принятия решений – М - 2009

    6. Емельянов А.М., Шелунцова М.А. Использование подхода ставки межвременных предпочтений для оценки социальной ставки дисконтирования//Корпоративные финансы. 2007.  № 1. С. 9-21. 

    7. Кулагин О.А.. Принятие решений в организациях . Учебное пособие. – М.: Сентябрь, 2001.

    8. Ларичев, О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных странах: учебник / О.И. Ларичев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. – 392 с.

    9. Модель межвременного выбора И.Фишера//Онлайн учебник  по экономике - #"_Toc268262065">10.  Общая экономическая теория: Отклонения от общепринятой теории поведения потребителей. Основные причины отклонения потребительского поведения от теории. Иррациональности в поведении потребителя. -#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Павлов И.А. Поведенческая экономическая теория — позитивный подход к исследованию человеческогоповедения – Москва: Институт экономики - 2007 – с 24 (59 с.)

    [2] Основные проблемы и значение теории принятия решений (ТПР)//Официальный сайт Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)- #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Основные проблемы и значение теории принятия решений (ТПР)//Официальный сайт Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)- #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] Ларичев, О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных странах: учебник / О.И. Ларичев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. – с. 19 (392 с).

    [5] Царев М. Введение в теорию принятия решений - СПб.: «Питер» - 2007с. 3-5

    [6] Основные проблемы и значение теории принятия решений (ТПР)//Официальный сайт Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)- #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] Царев М. Введение в теорию принятия решений - СПб.: «Питер» - 2007с. 3-5

    [8] Царев М. Введение в теорию принятия решений - СПб.: «Питер» - 2007с. 3-5

    [9] Основные проблемы и значение теории принятия решений (ТПР)//Официальный сайт Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)- #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] Общая экономическая теория: Процесс потребления.
    Все виды потребительского выбора. #"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11] Алексеева Л.Ф. Психологические особенности принятия решения и реализации инноваций в области образования

    [12] Общая экономическая теория: Теория рационального потребительского выбора.
    Выбор среди многих благ: Ограниченность выбора; взаимосвязь благ.

    #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] Общая экономическая теория: Процесс потребления.
    Все виды потребительского выбора. #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] Общая экономическая теория: Теория рационального потребительского выбора. - #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] Модель межвременного выбора И.Фишера//Онлайн учебник  по экономике - #"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16] Альтернативные модели потребления: модель межвременного выбора И. Фишера, теория перманентного дохода М. Фридмена, гипотеза жизненного цикла Ф. Модильяни// Макроэкономический анализ - #"#_ftnref17" name="_ftn17" title="">[17] Царев М. Введение в теорию принятия решений - СПб.: «Питер» - 2007с. 3-5

    [18] Общая экономическая теория: Отклонения от общепринятой теории поведения потребителей. Основные причины отклонения потребительского поведения от теории. Иррациональности в поведении потребителя. -#"#_ftnref19" name="_ftn19" title="">[19] Общая экономическая теория: Отклонения от общепринятой теории поведения потребителей. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба, эффект Веблена.-#"#_ftnref20" name="_ftn20" title="">[20] Pyмянцeвa  З.П. Альтернативные модели принятия решений//Элетариум – 2010 (от 19.07)

    [21] Общая экономическая теория: Отклонения от общепринятой теории поведения потребителей. Реклама и продвижение как способы вызвать нерациональное поведение. -#"#_ftnref22" name="_ftn22" title="">[22] Викторова Т.С. Рациональная (классическая) модель процесса принятия решений – М - 2009

    [23] Pyмянцeвa  З.П. Альтернативные модели принятия решений//Элетариум – 2010 (от 19.07)

    [24] Соловьева Г.М. Информация и ограниченная рациональность - М - 2008

    [25] Кулагин О.А.. Принятие решений в организациях . Учебное пособие. – М.: Сентябрь, 2001.

    [26] Pyмянцeвa  З.П. Альтернативные модели принятия решений//Элетариум – 2010 (от 19.07)

    [27] Вэриан Х.Р. - Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход – М:ЮНИТИ -  1997

    [28] Павлов И.А. Поведенческая экономическая теория —позитивный подход к исследованию человеческогоповедения – Москва: Институт экономики - 2007 - С 24-29

    [29] Орлов А.И. Теория принятия решений. Учебное пособие.- М.: Издательство "Март", 2004. - 656 с. ; Pyмянцeвa  З.П. Альтернативные модели принятия решений//Элетариум – 2010 (от 19.07)

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Межвременные предпочтения и выбор ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.