Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина

  • Вид работы:
    Другое по теме: Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:55:42
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Введение


    Основы прав человека— уважение жизни и достоинства каждого отдельного человека— присутствуют в большинстве великих религий и философских учений мира. Права человека нельзя купить, заработать или получить в наследство— их называют "неотъемлемыми", потому что они присущи каждому человеку, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или любых иных обстоятельств.

    Права человека играют особую роль во взаимоотношениях человека и государства. Они контролируют и регулируют осуществление государственной власти над отдельным человеком, предоставляют свободы гражданам в отношениях с государством и требуют от государства удовлетворения основных потребностей людей, подпадающих под его юрисдикцию. Лучше всего эти права излагаются в международно-правовых документах, которые были согласованы государствами и в которых содержатся нормы прав человека. Наибольшую известность получила Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, этот основополагающий документ и в настоящее время имеет огромное влияние во всем мире. Хотя Всеобщая декларация не является обязательным к исполнению документом, многие юристы утверждают, что она уже приобрела обязательную юридическую силу на основе международных обычаев и практики, ввиду ее применения в конституциях и судах многих стран.

    Целью данной курсовой работы является исследование правовой природы международно-правовых актов о защите прав человека.

    1. Правовой статус человека в международных договорах универсального характера


    Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государстве. «Этимологически и по существу близки понятия «правовое положение» и «правовой статус» личности, в которых отражаются все основные стороны юридического бытия индивидов: их потребности, интересы, мотивы, трудовая, общественная, политическая и другая деятельность, все виды взаимоотношений друг с другом и с государством» [1].

    Давая понятие правам и свободам, следует отметить, что право – это свободы или возможности поведения. Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это - сердцевина конституционного строя.

    Право – система общеобязательных, установленных в законе норм, принципов и нормативных установок, выражающих меру свободы и ответственности в обществе выступающее регулятором общественных отношений. Философской основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и ее соотношении с государством.

    Определим поэтому сначала, что есть такое свобода?

    «Свободы (Freedoms) — права индивидов и народов, исконно от природы присущие, а не дарованные государством, которое не может регулировать их, вмешиваться в них, а лишь обязано воспринимать их как данность и констатировать существование их вне своей воли и власти и защищать их»[2].

    При всей своей многогранности и сложной детерминированности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных постулатах:

    1. все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав — главное назначение государства;

    2. свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех — основа свободы;

    3. границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено;

    4. часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы;

    5. ограничение прав, возможно, исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе [3].

    Свободы пришли в международное право из государственного, национального права и, закрепившись в нем, стали общеобязательным международным стандартом. Начиная с Устава ООН (1945 г.) в международно-правовых актах в области защиты прав человека утвердилась двуединая формула «права человека и основные свободы». Всеобщая декларация прав человека заявила, что «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами», закрепленными в ней (ст. 2).

    Свободы индивида, как «естественные и неотчуждаемые права человека», стали развернуто закрепляться со времен американской и французской революций XVIII в. Конституция США (Билль о правах) 1776 г., принятая в штате Виргиния, к таким «неотъемлемым правам, от которых они (индивиды) не могут отречься, вступая в общество, и которых они не могут лишить свое потомство», отнесла такие свободы, как: право на жизнь, свобода приобретать естественность и владеть ею, свобода «стремиться к достижению счастья» и пользоваться им, свобода добиваться безопасности и пользоваться ею» (ст. 1)[4]. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. записала следующие «естественные и неотчуждаемые права человека»: свобода, собственность, безопасность и сопротивление гнету (п. 2). Тогда же был сформулирован единственный предел свободам: «необходимость обеспечить за другими членами общества пользование теми же правами» (п. 4)[5].

    Со временем число признаваемых свобод индивидов расширялось. Стало принятым подразделять их на личные (неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, телефонных переговоров, свобода совести, убеждений, мысли и др.) и политические (свобода слова, печати, собраний, митингов, демонстраций и др.).

    Свободы народов, как естественные и неотъемлемые права, в основном стали признаваться значительно позже свобод индивидов. Однако уже конституционные акты XVIII в. записали основную свободу народа — быть хозяином своей судьбы, признав верховенство его суверенитета над любым другим. Виргинская конституция провозгласила, что «всякая власть покоится в народе и, следовательно, исходит от него» (ст. II). Декларация прав человека и гражданина подтвердила, что «основа всякого суверенитета по самому существу своему покоится в народе» (п. 3).

    В международном праве свободы как индивидов, так и народов стали признаваться практически одновременно — с принятием Устава ООН. «Право на самоопределение народов - это понятие (в большей мере науки конституционного, а не международного права), - означающее право народов (наций) определять форму своего государственного существования, будь то в составе др. государства или в виде отдельного государства»[6]. При этом, в отличие от свобод индивидов, такие свободы народов, как право на самоопределение и свобода распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, не пришли в международное право из сферы национального права, а непосредственно стали результатом политического взаимодействия и международного правотворчества государств на глобальном уровне.

    Основными международно-правовыми источниками признания свобод индивидов и народов являются Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических и социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, а принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии – один из основных принципов современного международного права.

    Свободы, таким образом, есть свободы индивида, который имеет личные и политические свободы, и свободы народов, которые по содержанию можно также определить как политические свободы.

    Термин «свобода» употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Конституции выполняет роль основополагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело — свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.) В этом смысле термин «свобода» по существу тождествен термину «субъективное право», а различие объясняется только тем, что такая юри­дическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права) является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека в общем, философском смысле этого слова.

    В теории прав человека, все права и свободы подразделяются по предмету на гражданские, политические, социальные, экономические и культурные. В соответствии с Международными пактами о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах определены следующие права и свободы человека (см. таблицу 1).

    Таблица 1

    Гражданские и политические

    Экономические, социальные и культурные

    Право на жизнь, ст. 6

    Право на труд, ст. 6

    Запрет применения пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, ст. 7

    Право на создание и вступление в профсоюзы, ст. 8

    Запрет содержания в рабстве и подневольном состоянии, ст.8

    Право на социальное обеспечение, ст. 9

    Запрет принудительного или обязательного труда, п. 3 ст. 8

    Охрана семьи, ст. 10

    Право на свободу и личную неприкосновенность, ст. ст.ст. 9 и 11

    Право на достойный жизненный уровень, ст. 11

    Право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства, ст. 12

    Право на охрану здоровья, ст. 12

    Защита иностранцев перед высылкой, ст. 13

    Право на образование, ст. 13

    Право на равное, справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, ст. 14

    Право на участие в культурной жизни и право на пользование результатами научного прогресса и защиту интересов, вытекающих из творческой авторской деятельности

    Право считаться невиновным, пока виновность не будет доказана согласно закону, п. 2 ст. 14


    Право на признание правосубъектности, ст. 16


    Свобода личной и семейной жизни, право на недопущение произвольного или незаконного посягательства на неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконное посягательство на честь и репутацию, ст. 17


    Свобода мысли, совести и религии, ст. 18


    Право беспрепятственно придерживаться своего мнения, право на свободное выражение своего мнения, свобода искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору, ст.ст. 19 и 20


    Право на мирные собрания, право на свободу ассоциации с другими, право создавать профсоюзы и вступать в такие по своему усмотрению, ст.ст. 21 и 22


    Право на вступление в брак и право основать семью, ст. 23


    Право доступа к государственной службе, ст. 25


    Запрет дискриминации, ст. 26



    Первым в истории международных отношений документом, провозгласившим перечень прав и свобод человека, является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. В 1966 году Генеральная Ассамблея приняла Пакт об экономических, социальных и культурных прав, а также Пакт о гражданских и политических правах. В этих документах также содержится перечень прав и свобод, которые должны предоставляться государствами-участниками всем лицам, находящимся под юрисдикцией, и отмечается, что государства обеспечат претворение в жизнь прав, признаваемых в Пактах, путём принятия законодательных и иных внутренних мер (ст. 2).

    Пакты о правах человека являются обязательными для участвующих в них государствах, в отличие от Всеобщей декларации, которая принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеей ООН и поэтому имеет лишь рекомендательный характер. Пакты о правах человека и другие международные соглашения в рассматриваемой области обязывают именно государства провести целый комплекс внутригосударственных мероприятий для выполнения взятых на себя обязательств. В ряде международных документов и, в частности, в Уставе ООН специально подчёркивается, что государства обязаны предпринимать «совместные и самостоятельные» действия в сотрудничестве с Организацией для содействия всеобщему уважению и соблюдению основных прав и свобод человека (ст. 56 Устава ООН). Формулировка «самостоятельные действия», как совершенно очевидно, означает, что именно государства и только они обязаны предпринимать меры для соблюдения основных прав и свобод человека.

    Генеральная Ассамблея ООН 15 марта 2006 года учредила Совет по правам человека. Подавляющим большинством голосов делегаты Генассамблеи приняли соответствующую резолюцию о создании этого нового органа.

    В поддержку документа проголосовали 170 государств, включая Россию. Против - четыре делегации, в том числе США, еще три делегации воздержались.

    "Жалко, что не удалось добиться единогласия, но у нас нет достаточного доверия к новой структуре, - заявил после голосования постоянный представитель США в ООН Джон Болтон. - Так или иначе, мы намерены сотрудничать в тех целях, чтобы этот новый механизм защиты прав человека был сильным и эффективным, хотя в будущем его структура и задачи могут подвергнуться пересмотру".

    В новый совет войдут 47 государств, которые будут избираться по территориальному признаку простым большинством на заседании ГА ООН. Действие их мандатов может быть приостановлено в случае, если с их сторон будут отмечены систематические нарушения прав человека.

    Решение о создании Совета по правам человека взамен существующей Комиссии по правам человека (КПЧ) было принято в сентябре прошлого года на Саммите-2005. Ее работа, по преобладающему здесь мнению, была излишне политизированной и не в полной мере отвечала задачам, стоящим перед мировым сообществом в области соблюдения прав человека.

    Создание нового международного органа по правам человека сопровождалось напряженной борьбой. Как рассказал 13 марта директор Информцентра ООН в России Александр Горелик, соответствующий проект резолюции Генассамблеи ООН вызвал резкое неприятие США. "Вашингтон не устраивает целый ряд положений документа, - рассказал тогда хорошо осведомленный источник в ООН. - Между тем этот проект согласны бы были поддержать большинство стран, включая государства Европейского союза и Россию".

    С идеей создания Совета по правам человека вместо ныне действующей Комиссии ООН по правам человека (КПЧ) выступил генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. "Идея Кофи Аннана связана с тем, что КПЧ переживает в последние годы очевидный кризис, причины которого - "политизация" работы этого органа", - рассказал Горелик.

    Речь, по его словам, шла о создании органа, отличного от КПЧ, "который бы заседал больше, чем комиссия, т.е. не был бы зажат временными рамками, легче бы собирался на специальные сессии в случае возникновения каких-либо драматических ситуаций, и в отношении участия в котором ГА ООН подняла бы планку, потому что высказывались упреки в связи с тем, что в КПЧ в последние годы попадали несколько государств, которые обвинялись в серьезных нарушениях прав человека".

    Итоги многолетней работы Комиссии ООН по правам человека (КПЧ), на смену которой должен пришел новый орган - Совет по правам человека, спорны. С одной стороны, КПЧ на протяжении десятилетий была важной площадкой для решения непростых правозащитных вопросов и наработала большой опыт. С другой стороны, Комиссии есть чего стыдиться. В частности, она так и не осудила НАТО за агрессию 1999 года против Югославии. Кроме того, КПЧ не смогла принять резолюцию, осуждающую США за вооруженную интервенцию в Ираке.

    В своем нынешнем виде Совет по правам человека выгодно отличается от Комиссии ООН. Поскольку для избрания теперь будет необходимо набрать абсолютное большинство голосов государств - членов ООН (в настоящее время - 191, т.е. минимум 96 голосов за), сторонники прав человека получают возможность блокировать прохождение многих стран, грубо нарушающих права и свободы собственных граждан. Члены Совета должны обязаться соблюдать стандарты прав человека по высшей планке и соглашаться на рассмотрение их собственной ситуации в период членства, которое также может быть приостановлено в случае грубых нарушений.

    Другие ключевые пункты проекта резолюции:

    ·   Совет будет заседать, по меньшей мере, трижды в год по десять недель - шаг вперед по сравнению с ежегодной полуторамесячной сессией действующей Комиссии - с правом созыва дополнительных сессий "по необходимости" по требованию одной трети членов.

    ·   Сохраняется сложившаяся в рамках Комиссии система независимых спец докладчиков и других тематических механизмов, которая была и остается одной из самых сильных сторон правозащитной структуры ООН. Будет продолжена и политика привлечения правозащитных НПО.

    ·   Члены Совета будут обязаны сотрудничать с самим Советом и его механизмами - шаг вперед по сравнению с нынешней ситуацией, когда некоторые члены Комиссии ООН по правам человека отказываются предоставлять полный доступ тем или иным спец докладчикам или рабочим группам.

    ·   Подтверждается право Совета рассматривать серьезные ситуации в формате резолюций по отдельным странам.

    ·   Новая процедура универсальной проверки предусматривает рассмотрение практики даже самых влиятельных стран - важный шаг в направлении борьбы с двойными стандартами, в следовании которым так часто упрекали КПЧ ООН.

    Договорные органы.

    Договорные органы созданы в соответствии с международными договорами по правам человека для контроля за выполнением государствами обязательств в рамках этих договоров. Члены договорных органов действуют в личном качестве, т. е. не представляют правительства своих стран. Договорные органы контролируют соблюдение только тех прав, которые признаны в договоре, их учреждающем, и имеют только те полномочия, которые определены в договоре. Ни один договорный орган не может принимать к рассмотрению какие-либо сообщения, если они касаются государства, которое, хоть и является участником соответствующего договора, не признает компетенции этого органа рассматривать такие сообщения.


    2. Особая защита прав отдельных категорий физических лиц в международном праве


    Комитет по правам человека был создан в 1977 году в соответствии со статьей 28 Международного пакта о гражданских и политических правах. Комитет состоит из 18 членов — граждан государств — участников Пакта, обладающих высокими моральными качествами и признанной компетенцией в области прав человека. В Комитет не может входить более чем по одному гражданину одного государства. Учитывается справедливое географическое распределение, представительство различных форм цивилизаций и основных мировых систем. Члены Комитета избираются на совещании государств — участников Пакта тайным голосованием сроком на четыре года и работают в личном качестве, а не как представители своих стран. Обычно в течение года Комитет по правам человека проводит три сессии продолжительностью в три недели каждая. Как правило, сессии весной проводятся в Нью-Йорке, а летом и осенью — в Женеве. Все государства, которые ратифицировали Международный пакт о гражданских и политических правах или присоединились к нему, обязаны представлять Комитету доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, закрепленных в Пакте, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав. Первоначальный доклад представляется в течение одного года с момента вступления Пакта в силу в отношении соответствующей страны. Доклады о дальнейших изменениях подлежат представлению каждые пять лет.

    Доклад соответствующего государства изучается вначале специальной рабочей группой Комитета, состоящей не более чем из пяти его членов. Группа определяет круг проблем, которые следует обсудить с представителями соответствующего государства, и готовит перечень вопросов, которые представители государства получают заблаговременно до начала слушания. Затем Комитет в полном составе в течение двух дней изучает доклад. После этого проводится открытое заседание с участием представителей государства, на котором в качестве наблюдателей могут присутствовать неправительственные организации и пресса.

    В ходе заседания представители государства отвечают на вопросы членов Комитета — как те, что были поставлены заранее, так и те, что были заданы непосредственно в ходе заседания. Заседания организованы таким образом, чтобы у представителей государства имелось время для консультаций с правительством и получения необходимой информации. Если запрошенная членами Комитета информация является неполной или если она не получена, то представителям государства предлагается представить ответы в письменном виде к более позднему сроку. При рассмотрении доклада члены Комитета опираются на множество источников: доклады других органов ООН по правам человека, специальных докладчиков и рабочих групп, а также доклады международных неправительственных организаций.

    По итогам рассмотрения каждого доклада Комитет принимает так называемые «заключительные замечания», представляющие собой мнение Комитета о положении дел с осуществлением Пакта в соответствующем государстве-участнике. В замечаниях отражаются объективные факторы и трудности, затрудняющие осуществление Пакта, позитивные аспекты, основные проблемы, вызывающие обеспокоенность Комитета, и рекомендации относительно мер, способных обеспечить более эффективное применение положений Пакта в рамках национального законодательства и практики. Заключительные замечания Комитета с юридической точки зрения не имеют обязательной силы.

    Второй важной функцией Комитета по правам человека является толкование положений Международного пакта о гражданских и политических правах с целью рассеять любые сомнения относительно охвата и смысла его статей. Замечания служат для государств-участников руководством при применении положений Пакта, а также при подготовке ими своих докладов. В соответствии с Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах, Комитет уполномочен получать и рассматривать сообщения от отдельных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения тем или иным государством — участником Пакта какого-либо из прав, изложенных в Пакте.

    Для того чтобы Комитет принял сообщение к рассмотрению (т. е. признал его приемлемым), должны быть соблюдены следующие требования:

    ·   сообщение должно касаться нарушения только тех прав, которые изложены в Пакте;

    ·   сообщение должно быть представлено лицом или лицами, которые находятся под юрисдикцией государства — участника Пакта и Факультативного протокола к нему; в случае, если сообщение направляет лицо, не являющееся жертвой, оно должно привести доказательства того, что оно действует от имени предполагаемой жертвы;

    ·   сообщение не должно быть анонимным;

    ·   сообщение не подлежит рассмотрению, если тот же самый случай рассматривается в соответствии с другой международной процедурой;

    ·   до подачи сообщения в Комитет жертва должна исчерпать все внутренние средства правовой защиты (т. е. ее дело должно быть рассмотрено национальными судами первой и второй инстанции); это правило не действует в тех случаях, когда применение таких средств неоправданно затягивается или внутренние средства правовой защиты не были исчерпаны по не зависящим от жертвы причинам.

    Кроме того, еще до принятия решения о том, является ли сообщение приемлемым или нет, Комитет может запросить у предполагаемой жертвы или соответствующего государства дополнительную информацию или замечания и установить крайний срок их представления. Если на данном этапе государство направляет ответ на полученное сообщение, то лицо, являющееся автором жалобы, получает копию этого ответа для представления своих замечаний.

    После этого Комитет принимает решение, является сообщение приемлемым или нет. Если сообщение признается неприемлемым, то его дальнейшее рассмотрение прекращается. Если же сообщение признается приемлемым, то Комитет обращается к соответствующему государству с просьбой представить объяснение или заявления, разъясняющие данную проблему, и сообщить о том, были ли приняты этим государством какие-либо меры для ее урегулирования. Для представления государством ответа определен крайний срок в шесть месяцев. После этого автору жалобы предоставляется возможность высказать свои замечания относительно ответа государства. Затем Комитет формулирует свои окончательные соображения и сообщает их соответствующему государству и автору жалобы. На всех этапах проводимого Комитетом разбирательства лица, являющиеся авторами жалоб, и государства, которые, как утверждается, нарушили права этих лиц, находятся в равных условиях. Каждая сторона имеет возможность высказывать замечания относительно аргументов другой стороны.

    Как правило, на решение вопроса о признании сообщения приемлемым или неприемлемым уходит около года. Для последующего рассмотрения существа дела может потребоваться от одного до двух лет в зависимости от степени готовности государств-участников и авторов жалоб сотрудничать в предоставлении любой необходимой Комитету информации. Прежде чем Комитет сформулирует свои окончательные соображения, лица, которые утверждают о нарушении своих прав, могут нуждаться в защите. Для этой цели Комитет, не вынося решений по существу жалоб, в некоторых случаях обращался к соответствующим государствам с настоятельными просьбами. Например, в ряде случаев Комитет призывал не осуществлять высылку, просил об отсрочке приведения в исполнение смертного приговора или указывал на необходимость неотложного медицинского освидетельствования.

    Комитет не является судебным органом, и его решения именуются не «постановлениями», а «соображениями». Вместе с тем, соображения Комитета излагаются на языке судебных постановлений, и накопленный опыт свидетельствует о том, что государства серьезно относятся к ним. В ряде случаев имели место освобождение заключенных и компенсация жертвам нарушений прав человека. В 1977—1999 годах Комитет получил 873 жалобы, из более, чем 60 государств — участников Факультативного протокола. В 253 случаях Комитет констатировал нарушения прав человека. Российская Федерация (еще ее предшественник - СССР) приняла Факультативный протокол. Любое государство — участник Пакта может направить Комитету сообщение с утверждением о том, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по Пакту. Однако это может делаться лишь в тех случаях, когда обе стороны заявили, что они признают компетенцию Комитета получать и рассматривать такие сообщения. Хотя эта процедура вступила в силу в 1979 году, в Комитет пока еще не поступило ни одной жалобы такого рода.

    Комитет по экономическим, социальным и культурным правам

    В отличие от других договорных органов, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам был учрежден не на основании положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а по решению ЭКОСОС в 1985 году. Комитет состоит из 18 членов-экспертов с признанным авторитетом в области прав человека. Члены Комитета имеют независимый статус и участвуют в работе Комитета в личном качестве. Они избираются ЭКОСОС на четырехлетний срок и могут быть переизбраны. Комитет проводит свои сессии два раза в год, продолжительностью три недели каждая, в мае и в ноябре—декабре в Женеве. Основная функция Комитета заключается в том, чтобы следить за соблюдением государствами-участниками положений Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Согласно статьям 16 и 17 Пакта, государства-участники обязаны представлять в Комитет периодические доклады с описанием законодательных, судебных и других мероприятий, осуществленных ими в целях обеспечения закрепленных в Пакте прав. Кроме того, государства обязаны представлять подробную информацию, позволяющую судить о том, в какой мере они осуществляют соответствующие права и в каких областях они сталкиваются в этой связи с особенными трудностями. В случае поступления от государства-участника соответствующего доклада Комитет применяет стандартную процедуру его рассмотрения. После получения, обработки и перевода доклада Секретариатом его рассматривает рабочая группа Комитета в составе пяти человек, которая проводит свои заседания за шесть месяцев до даты рассмотрения доклада Комитетом в полном составе. Рабочая группа осуществляет предварительное рассмотрение доклада, поручает одному из своих членов провести его углубленный анализ и составляет перечень письменных вопросов с учетом выявленных при изучении доклада недостатков. Соответствующее государство обязано представить письменные ответы на эти вопросы до того, как его представители предстанут перед Комитетом.

    Представителям государств настоятельно рекомендуется присутствовать на заседаниях Комитета, посвященных рассмотрению их докладов. На практике делегации государств всегда участвуют в этом процессе, который, как правило, завершается в течение двух дней. Вначале делегация представляют вводные комментарии и ответы на письменные вопросы. После этого информацию представляет специализированные учреждения ООН, имеющие отношение к находящемуся на рассмотрении докладу. Затем члены Комитета задают вопросы и высказывают свои замечания присутствующим на заседании представителям государства. После этого представителям государства предлагается подготовить (как правило, не в тот же самый день) максимально точные ответы на заданные вопросы и высказанные замечания. Если представители государства не могут дать адекватные ответы на поставленные вопросы, то Комитет нередко просит представить ему дополнительную информацию с целью ее рассмотрения на последующих сессиях.

    По завершении Комитетом анализа доклада и заслушивания представителей соответствующего государства Комитет подводит итог рассмотрению доклада путем составления «заключительных замечаний» о положении дел с осуществлением Пакта в этом государстве. Заключительные замечания состоят из пяти разделов:

    1. введение;

    2. позитивные аспекты;

    3. факторы и трудности, препятствующие осуществлению Пакта;

    4. основные вопросы, вызывающие озабоченность;

    5. предложения и рекомендации.

    6. Заключительные замечания принимаются на закрытом заседании и обнародуются в последний день каждой сессии.

    В ряде случаев Комитет констатировал наличие нарушений Пакта и в силу этого настоятельно призывал государства-участники воздерживаться от любых дальнейших нарушений соответствующих прав. Хотя заключительные замечания Комитета с юридической точки зрения не имеют обязательной силы, они отражают мнение единственного экспертного органа, правомочного и способного выносить такие постановления. Известны случаи, когда причиной изменения законодательства и правоприменительной практики отдельных государств послужили, по крайней мере, отчасти, заключительные замечания Комитета. В настоящее время отдельные лица или группы, считающие, что гарантированные им Пактом права были нарушены, не имеют возможности представлять жалобы в Комитет. С 1990 года Комитет уделяет все более пристальное внимание возможности разработки такого факультативного протокола Пакту, который предусматривал бы такую возможность.

    Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была создана 16 ноября 1945 г. и ее Штаб-квартира располагается в Париже, Франция. Организация располагает 67 бюро и подразделениями, расположенными в различных частях мира.

    Устав ЮНЕСКО был принят на Лондонской конференции в ноябре 1945 г. и он вступил в силу 4 ноября 1946 г. после сдачи на хранение актов о его принятии 20 подписавшими его государствами. В настоящее время членами Организации являются 188 государств.

    Основная цель ЮНЕСКО заключается в том, чтобы содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии.

    С целью осуществления своего мандата ЮНЕСКО выполняет пять основных функций:

    ·   Перспективные исследования: какие формы образования, науки, культуры и коммуникации необходимы в завтрашнем мире?

    ·   Продвижение, передача и обмен знаниями: опираясь главным образом на научные исследования, подготовку и преподавание.

    ·   Нормативная деятельность: подготовка и принятие международных актов и обязательных к исполнению рекомендаций.

    ·   Предоставление услуг экспертов: государствам-членам для определения их политики в области развития и разработки проектов в форме технического сотрудничества.

    ·   Обмен специализированной информацией.

    В рамках Лиги Наций в 1919 году была создана Международная Организация Труда, а в 1946 году она стала первым специализированным учреждением Организации Объединённых Наций. Основной целью МОТ является международно-правовое регулирование труда в целях улучшения его условий. Характерная особенность, присущая этой организации, состоит в том, что в её работе принимают участие не только представитель государств-членов, но и на равных с ними представители трудящихся и представители предпринимателей этих стран. Высший орган МОТ - ежегодная Генеральная конференция, в работе которой принимают участие по четыре представителя от каждого члена Организации, из которых двое - представительственные делегаты, а два других представляют соответственно трудящихся и предпринимателей. При этом каждый из делегатов голосует самостоятельно. Такое представительство обеспечивает воздействие всех этих групп, представляющих различные интересы, на принятие конвенций и рекомендаций. К помощи этой организации часто обращается международное и профсоюзное движение в борьбе за признание и реализацию прав профсоюзов. Также в задачи МОТ, согласно её Уставу, входит осуществление международно-правового регулирования и защиты профсоюзных прав и она действительно выполняет эту задачу, одобряя «профсоюзные» конвенции и рекомендации, принимая меры к их ратификации как можно большим числом государств-участников и исполнению (имплементации) ими норм конвенций в национальном законодательстве и на практике.

    Конвенции МОТ охватывают широкий круг социальных и трудовых вопросов, включая основные права человека, минимальную заработную плату, производственные отношения, занятость, социальный диалог, социальную защиту и другие вопросы. Конвенции МОТ по гендерным вопросам имеют длительную историю. Уже в 1919 году, в год основания Организации, МОТ приняла первые две Конвенции о женщинах (N 3 Об охране материнства и N4 О труде женщин в ночное время). Конвенция N3 была несколько раз пересмотрена – в последний раз в 2000 году (Конвенция N183).

    В современном обществе меры, направленные на защиту женщин, являются предметом спора, так как они могут служить препятствием для женщин в определенных работах, тем самым отрицательно влияя на гендерную сегрегацию рынка труда. В случае с охраной материнства эти меры необходимы для защиты репродуктивной роли женщин. Однако, пособия по беременности и родам увеличивают затраты предприятий на работников-женщин, тем самым отрицательно влияя на их занятость. Поэтому пересмотренный вариант Конвенции об охране материнства придает особое значение оплате пособий по беременности и родам из фондов социального страхования и ограничивает обстоятельства, в которых работодатель несет ответственность за выплату этих пособий.

    Таблица.2



    1919

    Конвенция об охране материнства (N3)

    1919

    Конвенция о труде женщин в ночное время (N4)



    1951

    Конвенция о равном вознаграждении (N100)

    1958

    Конвенция о дискриминации в области труда и занятости (N111)

    1965

    Рекомендация о работниках с семейными обязанностями (N123)

    1975

    Международный год женщин, ООН

    1976 -
    - 1985

    Декада женщин, ООН

    1979

    Конвенция ООН о ликвидации всех
    форм дискриминации в отношении женщин

    1981

    Конвенция о работниках с семейными обязанностями (N156)



    1994

    Конвенция о работе в условиях неполного времени (N175)

    1996

    Конвенция о надомном труде (N177)

    1998

    Рекомендация о создании рабочих мест
    на малых и средних предприятиях (N189)

    1999

    Конвенция о наихудших формах детского труда (N182)

    2000

    Конвенция о защите материнства, пересмотренная (N183)




    В начале 1950-х годов внимание переключилось на продвижение равенства между мужчинами и женщинами в сфере занятости и позднее на признание того факта, что равенство подразумевает разделение семейных обязанностей мужчинами и женщинами.

    Конвенция N100 и Рекомендация N90 1951 года содержат основные принципы равной оплаты равноценного труда независимо от половой принадлежности. В 1958 году с целью утверждения принципа не дискриминации по ряду признаков, включая половую принадлежность, относительно доступа к профессиональному обучению, доступа к работе, условий труда, были приняты Конвенция N111 и Рекомендация N111.

    В 1965 году была принята Рекомендация N123 о работниках с семейными обязанностями, включающая меры, которые необходимо принять, чтобы устранить дискриминацию и чтобы трудящиеся женщины имели возможность гармонично сочетать различные обязанности. Позднее стало очевидно, что любое изменение в традиционной роли женщин должно сопровождаться изменением роли мужчин, что должно выражаться в их более активном участии в жизни семьи и домашнем хозяйстве: Конвенция о работниках с семейными обязанностями N156 и соответствующая Рекомендация N165 были приняты в 1981 году. Эти документы касаются и мужчин, и женщин с обязанностями по отношению к несовершеннолетним детям или другим членам их семей и призваны ликвилировать дискриминацию работников, осуществляющих семейные обязанности.

    Конвенция о неполной занятости N175 и Рекомендация N182, принятые в 1994 году, направлены на достижение равного отношения к трудящимся, занятыми на полную и на неполную ставку, особенно в связи с тем, что большинство последних – женщины.

    Конвенция о надомном труде N177 и Рекомендация N184, принятые в 1996 году будут способствовать улучшению ситуации миллионов надомных работников, большинство из которых женщины.

    Конвенция N182 и Рекомендация N190, провозглашающие запрещение и искоренение наихудших форм детского труда, также включают гендерный компонент, призывают обратить особое внимание на положение работающих девочек.

    В целом, деятельность международных организаций, особенно во второй половине XX века, выступила в качестве базы развития национального законодательства и позитивной культурной и общественной практики предотвращения и разрешения социальных конфликтов. В результате деятельности международных организаций мировая практика обогатилась таким арсеналом средств предупреждения и урегулирования социальных конфликтов, как:

    ·   консультации для поиска компромиссных решений спорящими сторонами;

    ·   переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам;

    ·   мирные средства по своему выбору добрые услуги, представляющие собой действия не участвующей в споре стороны (государства или международные организации) с целью установления прямых контактов между спорящими сторонами.

    В результате международные организации стали эффективными посредниками в возникающих противоречиях, столкновений интересов между властью и населением, между работодателями и работниками, между различными общественными стратами и т.д. Учитывая объективные обстоятельства, естественно, что наибольших успехов различные международные организации добились, прежде всего, в странах Западной Европы и США. В настоящее время, международные институты, НПО, активно присутствуют и в других регионах мира, в том числе и на постсоветском пространстве, успешно заняв свою нишу в содействии нейтрализации или смягчения негативных процессов в социальной сфере, способствуя предотвращению или урегулированию социальной конфликтности в обществе. Так, к примеру, сегодня в России, зарегистрировано более 300 тысяч НПО, в которых работают 2 миллиона россиян и ежегодно более 30 млн. граждан России получают поддержку от своих НПО.



     

    Заключение

    Становление современной системы международно-правового регулирования прав человека начало оформляться после окончания Второй мировой войны. В ее ходе были переосмыслены существовавшие прежде подходы к значению соблюдения прав человека. Так, если до этого периода они были защищены только национальным законодательством, то с конца 40-х, начала 50-х годов исключительная ценность и значение прав человека получили международное признание. Это выразилось не только в принятии целого комплекса международных договоров, их закрепляющих, но и в создании международно-правового механизма их защиты.

    Важнейшее значение в этом аспекте имеет деятельность соответствующих органов Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений. Создание ООН и принятие Устава положили начало качественно новому уровню межгосударственного сотрудничества в сфере защиты прав человека. Согласно ст. 55 Устава, организация содействует "всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии".

    Система защиты прав человека, существующая в рамках ООН, получила название универсальной, поскольку при соблюдении определенных процедур, включиться в нее вправе любое государство, вне зависимости от его географического положения, политико-правовой системы и прочих условий.

    Для осуществления под руководством Генеральной Ассамблеи международного сотрудничества в экономической и социальной сферах (в т.ч. - в сфере прав человека) был создан Экономический и Социальный Совет. Согласно ст. 62 Устава ООН, ЭКОСОС уполномочен "предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области… социальной, культуры, образования, здравоохранения…", а также "делать рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех". Согласно ст. 68 Устава, Совет "создает комиссии в экономической и социальной области и по поощрению прав человека". На основе этих положений были созданы комиссии по правам человека и по положению женщин.

    Важная роль в защите прав человека отводится договорным органам, созданным на основе международных конвенций и пактов (принятых при непосредственном участии ООН), являющихся универсальными международными договорами, открытыми для присоединения любого государства.

    Немалую роль также играют специализированные учреждения ООН, такие как ЮНИСЕФ, МОТ, ЮНИФЕМ, ЮНЕСКО, ВОЗ.

    Список использованной литературы:


    1. Всеобщая декларация прав человека, 1948 г.

    2. Декларация 1986 г. о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей

    3. Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, 1970 года

    4. Декларация прав ребенка 1959 г

    5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма-Инфра-М, 2007.

    6. Международное право в современном мире, отв. ред. Колосов Ю.М. - М., Международные отношения, 1991.

    7. Николайко Н.В. Права человека и система ООН. Киев: Наукова Думка, 1991.

    8. Нурумов Д. Международная правосубъектность индивида: преодоление дихотомии «субъект-объект» // Международное право. International Law. 2/2000/8.

    9. Подуфалов В. Д. К вопросу о понятии "международная защита прав человека" // Сов. ежегодник международного права. 1985. М., 1986.

    10. Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов. Сост. Шестапов Л.Н. М.: МГУ, 1990.

    11. Права человека. Словарь-справочник. М.: Инфра-М, 2007.

    12. Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. М.: Инфра- М. НОРМА, 1997.

    13. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т.2. Под ред. Батыра К.И. М.: Спарк, 1997.

    14. Черниченко С. В. Личность и международное право. М., 1974.

    15. Черниченко С. В. Теория международного права. Т. 2. С






    [1] Конституционное право / Отв. ред. В.В. Лазарев. М.: Юристъ, 2007. С. 123.

    [2] Права человека. Словарь-справочник. М.: Инфра-М, 2007. С. 204.

    [3] См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма-Инфра-М, 2007. С. 157.

    [4] Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т.2. Под ред. Батыра К.И. М.: Спарк, 1997. С. 263.

    [5] Там же. С. 264.

    [6] Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. М.: Инфра- М. НОРМА, 1997. С. 286.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Международно-правовые акты о правах и свободах человека и гражданина ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.