Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Методы оценки стоимости бизнеса

  • Вид работы:
    Другое по теме: Методы оценки стоимости бизнеса
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:55:43
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:




    Оглавление


    Введение......................................................................................................................................... 3

    1. Роль оценочной деятельности в экономике........................................................................... 4

    1.1. Сущность, необходимость и организация оценочной деятельности в рыночной экономике    4

    1.2. Объекты и субъекты стоимостной оценки........................................................................... 7

    2. Оценка бизнеса сравнительным методом............................................................................. 13

    2.1. Общая характеристика предприятия................................................................................... 13

    2.2. Выбор и расчет ценовых мультипликаторов при использовании метода компании-аналога и метода сделок............................................................................................................................................ 16

    2.3. Определение рыночной стоимости предприятия методом сделок................................. 18

    2.4. Выбор и расчёт мультипликаторов компаний-аналогов.................................................. 21

    Заключение.................................................................................................................................. 26

    Список литературы:..................................................................................................................... 28



    Введение


    В условиях рыночной экономики, когда все сделки совершаются «на страх и риск» их участников, и продавец, и покупатель (а все сделки, в конечном итоге, можно свести к купле-продаже) хотят знать заранее (до фактического свершения сделки), какова будет цена сделки.

    Основная составляющая рыночной цены — стоимость объекта, являющегося предметом сделки. Рыночная цена — это совершившийся факт, результат уже состоявшейся сделки. Она существует всегда в прошлом. Это денежное выражение результата договоренности между продавцом и покупателем. Цена продавца и цена покупателя — это денежное выражение стоимости. Она определяется самостоятельно каждым из участников сделки, но конечная величина, называемая рыночной ценой, появляется как результат согласования этих цен.

    Можно, конечно, попытаться предугадать, спрогнозировать данный результат. Но прогнозы такого рода отличаются низким уровнем вероятности, так как невозможно учесть всю совокупность факторов, оказывающих влияние на цену сделки.

    Использование же жесткой системы абстракций и ограничений при расчетах настолько отдалит результат от реальности, что вся процедура потеряет смысл.

    Другое дело, цена продавца и цена покупателя. Заказчик предоставляет оценщику необходимую информацию об объекте, эксперт учитывает также внешнюю информацию, включая состояние рынка, и рассчитывает величину, выражающую в денежном эквиваленте затраты на создание объекта, генерируемый им доход, риски, сопровождающие получение этого дохода, и другие факторы. Полученная величина может совпасть с будущей ценой сделки, а может и отличаться от нее. Более того, выполняя заказ покупателя и продавца, оценщик, скорее всего, получит различные величины — в силу различной информационной базы и ожиданий заказчиков. Однако указанное расхождение не должно получиться существенным. Следовательно, величина, определяемая оценщиком, — это не рыночная цена и не стоимость как свойство товара. Она занимает промежуточное положение между ними. Эту величину принято называть рыночной стоимостью, и именно ее чаще всего и пытается определить оценщик.



    1. Роль оценочной деятельности в экономике


    1.1. Сущность, необходимость и организация оценочной деятельности в рыночной экономике


    Оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату. Оценка стоимости бизнеса, как и любого другого объекта собственности, представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка. Несколько громоздкое, на первый взгляд, определение сущности оценки стоимости раскрывает тем не менее основные (сущностные) черты данного процесса. Давайте разберем каждую из них. Итак, во-первых, оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это процесс, то есть для получения результата эксперт-оценщик должен проделать ряд операций, очередность и содержание которых зависят от цели оценки, характеристик объекта и выбранных методов. Вместе с тем можно выделить общие для всех случаев этапы оценки, например, определение цели оценки, выбор вида стоимости, подлежащего расчету, сбор и обработка необходимой информации, обоснование методов оценки стоимости; расчет величины стоимости объекта, внесение поправок; выведение итоговой величины, проверка и согласование полученных результатов. Ни один из этапов нельзя пропустить или «переставить» на другое место. Такие «вольности» приведут к искажению конечного результата. Отсюда вытекает вторая сущностная характеристика оценки, а именно то, что этот процесс — упорядоченный, то есть все действия совершаются в определенной последовательности.

    В-третьих, оценка стоимости — процесс целенаправленный. Эксперт-оценщик в своей деятельности всегда руководствуется конкретной целью. Естественно, что он должен рассчитать величину стоимости объекта. Но вот какую стоимость определить, зависит как раз от цели оценки, а также от характеристик оцениваемого объекта. Например, если расчет стоимости бизнеса производится с целью заключения сделки купли-продажи, то рассчитывается рыночная стоимость, если же целью оценки является определение стоимости бизнеса в случае его ликвидации, то рассчитывается ликвидационная стоимость.[1]

    Четвертая черта процесса оценки стоимости заключается в том, что оценщик всегда определяет величину стоимости как количество денежных единиц, следовательно, все стоимостные характеристики должны быть выражены количественно, независимо от того, насколько просто они поддаются точному измерению и денежному выражению.

    Пятая сущностная черта стоимостной оценки заключается в ее рыночном характере. Это означает, что оценщик не ограничивается учетом лишь одних затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта, его технических характеристик, местоположения, генерируемого им дохода, состава и структуры активов и обязательств и т. п. оцениваемого объекта. Он обязательно учитывает совокупность рыночных факторов: рыночную конъюктуру, уровень и модель конкуренции, рыночное реноме оцениваемого бизнеса, его макро- и микроэкономическую среду обитания, риски, сопряженные с получением дохода от объекта оценки, среднерыночный уровень доходности, цены на аналогичные объекты, текущую ситуацию в отрасли и в экономике в целом.

    Основными факторами являются время и риск. Рыночная экономика отличается динамизмом, отсюда время — важнейший фактор, влияющий на все рыночные процессы, включая оценку стоимости предприятия (бизнеса). Время получения дохода или до получения дохода измеряется интервалами, периодами. Интервал, или период, может быть равен дню, неделе, месяцу, кварталу, полугодию или году.

    Продолжительность прогнозного периода влияет на величину рыночной стоимости прежде всего потому, что учитывается при дисконтировании. Рыночная стоимость бизнеса изменяется во времени под влиянием многочисленных факторов, поэтому она определяется только по состоянию на конкретный момент времени. Уже через несколько месяцев она может быть иной. Следовательно, постоянная оценка и переоценка объектов собственности необходима в условиях рыночной экономики.

    Другим существенным фактором рыночной стоимости является риск. Под риском понимаются непостоянство и неопределенность, связанные с конъюктурой рынка, с макроэкономическими процессами и т.п. Иными словами, риск — это вероятность того, что доходы, которые будут получены от инвестиций в оцениваемый бизнес, окажутся больше или меньше прогнозируемых. При оценке важно помнить, что существуют различные виды риска и что ни одно из вложений в условиях рыночной экономики не является абсолютно безрисковым.

    Результатом произведенной оценки является рассчитанная величина рыночной стоимости или ее модификации. Рыночная стоимость — это «наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства...» (Федеральный закон об оценочной деятельности в Российской Федерации. Глава 1, стр.3).

    Рыночная стоимость определяется обязательно в денежном выражении, например, в рублях или долларах. При этом необходимые для расчета стоимости вычисления целесообразно проводить сразу в выбранной валюте, так как это позволит провести более точные расчеты и избежать или существенно уменьшить погрешность, возникающую при переводе итогового результата из одной валюты в другую.

    Определяя величину стоимости, оценщик старается учесть всю полноту влияния основных факторов, к числу которых относятся доход, генерируемый оцениваемым объектом, риски, сопровождающие получение этого дохода, среднерыночный уровень доходности на аналогичные объекты, характерные черты оцениваемого объекта, включая состав и структуру активов и обязательств (или составных элементов), конъюктура рынка, текущая ситуация в отрасли и в экономике в целом.

    Отличительной чертой рыночной оценки стоимости и одновременно обязательным требованием является ее привязка к конкретной дате.

    Расчет рыночной стоимости в современной экономике необходим в силу следующих причин:

    ·   оценка (или определение) рыночной стоимости позволяет продавцу или покупателю «выставить» товар по наиболее реальной цене, так как рыночная стоимость учитывает не только и не столько индивидуальные затраты и ожидания, но ситуацию на рынке в целом, ожидания рынка, общеэкономические тенденции развития, оценку данного объекта со стороны рынка;

    ·   знание величины рыночной стоимости позволяет собственнику объекта оптимизировать процесс производства, при необходимости приняв ряд мер, направленных на увеличение рыночной стоимости объекта, на сохранение разрыва между индивидуальной (внутренней) и рыночной стоимостью в случае превышения последней;

    ·   периодическая рыночная оценка стоимости позволяет повысить эффективность управления и, следовательно, предотвратить банкротство и разорение;

    ·   покупателю-инвестору оценка стоимости помогает принять верное эффективное инвестиционное решение;

    ·   конечно, заказчик может и самостоятельно проделать работу оценщика, однако ему для этого нужны специальные, профессиональные знания и навыки. Не все обладают ими, да и не все хотят получить такие знания. Поэтому в современной экономике оценку стоимости проводят специально обученные профессионалы — эксперты-оценщики. Профессиональная оценка стоимости позволяет получить обоснованные результаты;

    ·   если бы каждый участник предполагаемой сделки попытался самостоятельно оценить тот или иной объект, то его расходы оказались бы довольно существенны, так как пришлось бы сформировать определенную информационную базу, купить определенные программы и т.п., которые использовались бы один-два раза и не смогли бы себя окупить. У профессионального же оценщика все поставлено «на поток», его трансакционные издержки существенно ниже;

    ·   заказывая оценку профессионалу, инвестор заключает с ним договор, в котором устанавливаются права и обязанности сторон. Оценщик несет определенную ответственность за качество выполненных работ, следовательно, риск неправильной оценки «ложится на плечи» эксперта, а не заказчика;

    ·   оценка стоимости в макроэкономическом аспекте является од ним из рычагов управления и регулирования экономики со стороны государства, особое значение оценка имеет при управлении государственной и муниципальной собственностью.


    1.2. Объекты и субъекты стоимостной оценки


    Процесс оценки предполагает наличие оцениваемого объекта и оцениваемого субъекта.

    Субъектом оценочной деятельности являются, с одной стороны, профессиональные оценщики, обладающие специальными знаниями и практическими навыками, с другой стороны — потребители их услуг, заказчики.

    В роли профессиональных оценщиков выступают юридические лица (оценочные фирмы, отделы оценки аудиторских и других компаний) и физические лица (индивидуальные предприниматели). В любом случае их деятельность регулируется Федеральным законом об оценочной деятельности в Российской Федерации.

    Профессиональные оценщики работают по заказам, поступающим от государственных органов, предприятий, банков, инвестиционных и страховых институтов, а также граждан.[2]

    В своей деятельности они руководствуются правовыми, профессиональными и этическими нормами. Правовые нормы закреплены в Федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.98 г. № 135-ФЗ, а также в «Стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации» и в «Положении о лицензировании». В российском законе «Об оценочной деятельности» определены права и обязанности оценщика, порядок страхования его гражданской ответственности.

    Российский оценщик имеет право:

    ·   самостоятельно выбирать и применять методы оценки в соответствии со стандартами;

    ·   при обязательной оценке требовать от заказчика обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;

    ·   получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;

    ·   запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении ин формации существенным образом влияет на достоверность оценки, оценщик указывает это в отчете;

    ·   привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки иных оценщиков либо других специалистов;

    ·   отказаться от проведения оценки объекта в случае, если заказ чик нарушил условия договора, не обеспечил соответствующие договору условия работы.

    Обязанности оценщика заключаются в:

    ·   соблюдении требований закона об оценочной деятельности и принятых на его основе нормативных правовых актов;

    ·   отказе от оценки в случае возникновения обстоятельств, препятствующих объективной оценке;

    ·   обеспечении сохранности документов, получаемых в ходе про ведения оценочных работ;

    ·   предоставлении заказчику информации о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, об уставе и о кодексе этики соответствующей саморегулируемой организации (профессионального общественного объединения оценщиков или некоммерческой организации оценщиков), на членство в которой ссылается оценщик в своем отчете;

    ·   предоставлении по требованию заказчика документов об образовании, подтверждающих получение профессиональных зна ний в области оценочной деятельности;

    ·   не разглашении конфиденциальной информации, полученной от заказчика в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

    ·   хранении копий составленных отчетов в течение трех лет;

    ·   предоставлении копий хранящихся отчетов или информации из них правоохранительным органам либо органам местного самоуправления по их законному требованию.

    В ст. 16 Федерального закона об оценочной деятельности в Российской Федерации отмечается, что оценка не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.

    Проведение оценки также не допускается, если:

    ·   в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;

    ·   оценщик является учредителем, собственником, акционером, кредитором, страховщиком юридического лица либо юридическое лицо является учредителем, акционером, кредитором, страховщиком оценочной фирмы.

    Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки.

    Размер оплаты услуг оценщика за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки.

    Кроме этого, в ст. 17 обосновывается необходимость страхования гражданской ответственности оценщиков.

    Страхование гражданской ответственности оценщиков является условием, обеспечивающим защиту прав потребителей услуг оценщиков, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Страховым случаем является причинение убытков третьим лицам в связи с осуществлением оценщиком своей деятельности, установленное вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или третейского суда.[3]

    Оценщик не вправе заниматься оценочной деятельностью без заключения договора страхования.

    Наличие страхового полиса является обязательным условием для заключения договора об оценке объекта оценки.

    В настоящее время оценочная деятельность в России регулируется и контролируется специальными организациями, уполномоченными Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, таким органом прежде всего является Министерство имущественных отношений. Дополнительно к государственному регулированию осуществляется саморегулирование оценочной деятельности, осуществляемое саморегулируемыми организациями оценщиков. К их числу относятся Российская коллегия оценщиков, Национальная лига субъектов оценочной деятельности, Российское общество оценщиков и Московское общество оценщиков.

    Важным шагом в развитии оценочной деятельности в России явилось введение ее лицензирования, что позволило повысить качество выполняемых работ, ответственность оценщиков, исключить из их числа случайных людей, не обладающих соответствующими знаниями и квалификацией.

    Объектом стоимостной оценки является любой объект собственности. При этом в расчет принимаются не только различные характеристики объекта, но и права, которыми наделен его владелец. Объекты оценки являются объектами гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте. В российском законе об оценочной деятельности к объектам оценки отнесены отдельные материальные объекты (вещи). Совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия); право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества, права приобретения, обязательства (долги); работа, услуги, информация; иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

    При оценке бизнеса объектом выступает деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия. Предприятия (организация) является объектом гражданских прав (ст. 132 ГКРФ), вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственных операциях. В результате возникает потребность в оценке его стоимости.

    В состав имущественного комплекса предприятия входят все виды имущества, предназначенные для реализации его целей: для осуществления хозяйственной деятельности и получения прибыли. Имущественный комплекс включает в себя: недвижимость (земельные участки, здания, сооружения), машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье, запасные детали, части, продукцию, а также имущественные обязательства, фирменное наименование, знаки обслуживания, товарные знаки и другие виды нематериальных активов и интеллектуальной собственности. Поэтому при оценке бизнеса оценщик оценивает предприятие в целом, определяя стоимость его собственного капитала. Учитывая методические особенности и технологии оценочных работ, различают объекты оценки: предприятие в целом (бизнес); недвижимость, машины, оборудования, транспортные средства, интеллектуальную собственность и нематериальные активы.[4]

    Большое значение имеет организационно-правовая форма существования предприятия. При оценке необходимо конкретизировать состав имущества предприятия, его права: ведь структура многих промышленных предприятий очень сложна. В структуру предприятия могут входить цеха, участки, обслуживающие хозяйства, специальные подразделения, конторские строения, средства связи и коммуникации, которые могут располагаться на разных площадях и даже в разных регионах. Объектом оценки могут быть объединения или холдинги, или финансово-промышленные группы. В этом случае в рамках одного бизнеса объединяются несколько дочерних компаний, отделений, филиалов. Для правильной оценки необходимо проследить формирование денежных потоков и направления их движения, а также права и роль каждого подразделения. Необходимо также выяснить, входят ли в состав объекта оценки подразделения социально-культурной сферы.

    При оценке бизнеса надо учитывать то, что предприятие, будучи юридическим лицом одновременно является и хозяйствующим субъектом (ст. 48 ГК), поэтому его стоимость должна учитывать наличие определенных юридических прав. Это является одной из основных особенностей бизнеса как объекта оценки. Другой немаловажной особенностью бизнеса как объекта оценки является то, что, оценивая стоимость бизнеса, мы определяем стоимость собственного капитала предприятия (организации). Дело в том, что основу любого бизнеса составляет капитал, который функционирует в рамках определенных организационных структур-предприятий (организаций). Поэтому, оценивая бизнес, мы определяем стоимость собственного капитала с учетом его организационно-правовой формы, отраслевых особенностей и нематериальных активов, включая goodwill. Например, при оценке бизнеса ОАО определяется рыночная стоимость 100% пакета обыкновенных голосующих акций, составляющих капитал этого общества.

    Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать. Таким образом, бизнес становится объектом сделки, товаром, со всеми присущими ему свойствами.

    Как всякий товар, бизнес обладает полезностью для покупателя. Прежде всего он должен соответствовать потребности в получении доходов. Как и у любого другого товара, полезность бизнеса осуществляется в пользовании. Следовательно, если бизнес не приносит дохода собственнику, он теряет для него свою полезность и подлежит продаже. И если кто-то другой видит новые способы его использования, иные возможности получения дохода, то бизнес становится товаром.

    В то же время получение дохода, воспроизводство или формирование альтернативного бизнеса, нового предприятия сопровождается определенными затратами.

    Полезность и затраты в совокупности составляют ту величину, которая является основой рыночной стоимости, рассчитываемой оценщиком. Таким образом, бизнес, как определенный вид деятельности, и предприятие, как его организационная форма в рыночной экономике, удовлетворяют потребности собственника в доходах, для получения которых затрачиваются определенные ресурсы.


    2. Оценка бизнеса сравнительным методом

     

    2.1. Общая характеристика предприятия

     

    Полное наименование: Открытое акционерное общество «Хладокомбинат»

    Местонахождение и почтовый адрес: Российская Федерация, г. Москва, ул. Аносова, д. 13

    Уставный капитал:

    • 17 724 руб.
    • 53 172 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 25 коп.;
    • 17 724 привилегированных именных акций типа А номинальной стоимостью 25 коп.

    Виды деятельности:

    • оптовая и розничная торговля продуктами животноводства и другими товарами;
    • предоставление услуг по хранению товаров, требующих низкотемпературного  режима;
    • производство мороженого.

    Таблица 1

    Сведения об акционерах Общества

    Акционер

    Число обыкн. именных акций

    Число привилег. типа А именных акций

    Общее число акций

    Доля в
    уставном капитале

    Город Москва в лице Департамента имущества г. Москвы

    36 156

    -

    36 156

    50,9986%

    Иванов И.И.

    7 139

    6 462

    13 601

    19,1844%

    Петров П.П.

    792

    715

    1 507

    2,1256%

    Сидоров С.С.

    3 965

    3 588

    7 553

    10,6536%

    Гехт Г.Г.

    3 965

    3 588

    7 553

    10,6536%

    Прочие граждане РФ (90 чел.)

    4 519

    -

    4 519

    6,3741%

    ОАО «Страховая компания «Перово»

    7

    -

    7

    0,0099%

    Итого

    56 543

    14 353

    70 896

    100,0000%

    Здания Хладокомбината расположены на 11 собственных земельных участках общей площадью 5,9 га.

    Ниже, в таблице показана стоимостная структура основных средств Общества на 01.07.2007.

    Таблица 2

    Наименование

    Первоначальная балансовая стоимость, руб.

    Амортизация, руб.

    Остаточная балансовая стоимость, руб.

    Здания

    90 092 186,71

    40 284 935,16

    49 807 251,55

    Земельные участки

    2 658 195,65

    0,00

    2 658 195,65

    Инструмент

    16 101,69

    1 341,80

    14 759,89

    Машины и оборудование

    88 115 592,18

    44 500 116,02

    43 615 476,16

    Передаточные устройства

    33 069 522,76

    10 752 391,22

    22 317 131,54

    Производственный и хозяйственный инвентарь

    331 327,71

    277 408,61

    53 919,10

    Прочие основные фонды

    10 079 193,41

    1 815 630,42

    8 263 562,99

    Сооружения

    45 530 637,18

    12 665 583,40

    32 865 053,78

    Транспортные средства

    4 677 657,97

    4 303 879,86

    373 778,11

    Итого

    274 570 415,26

    114 601 286,49

    159 969 128,77

    В следующей таблице представлена информация о структуре и динамике выручки Предприятия:

    Таблица 3

    Наименование

    2005 г

    2006 г

    2007 г

    Выручка от реализации собственного мороженого, тыс. руб.

    78 818

    178 351

    203 544

    Выручка от реализации услуг хранения, тыс. руб.

    84 421

    99 674

    121 764

    Выручка от оптовой продажи продуктов питания, тыс. руб.

    53 949

    60 082

    114 926

    Всего выручка, тыс. руб.

    217 188

    338 107

    440 234


    Предприятие входит в число крупнейших московских производителей мороженого (ежемесячный объем производства - свыше 400 тонн). Производственные мощности рассчитаны на выпуск 7 200 тонн продукции в год (в среднем 600 тонн в месяц). Производство мороженого осуществляется на арендуемой фабрике мороженого. Оборудование для производства мороженого принадлежит ОАО "Хладокомбинат", частично арендуется.

    Информация о выпуске продукции в натуральных показателях приведена в следующей таблице:

    Таблица 4

    Наименование

    2004 г

    2005 г

    2006 г

    2007 г

    Мороженое, всего тонн

    5 530

    2 754

    7 077

    6 947


    Продажи мороженого ОАО "Хладокомбинат" сконцентрированы на следующих территориях: г. Москва и Мос-ковская обл., Владимирская, Ивановская и Нижегородская области.

    По состоянию на 2008 год ассортиментная линейка Предприятия состоит из 86 видов мороженого под 15 зареги-стрированными торговыми марками.

    Развитие ассортиментного портфеля в 2009 году планируется в сторону быстрорастущих и наиболее доходных для компании сегментов: мороженое в полиэтиленовых пакетах, и запуск производства рожков, доступных практически для каждого потребителя.

    Источники сырья для производства мороженого расположены на территории Московской области. Влияние на размер выручки оказывают такие факторы как: рост цен на сырье, рост тарифов на электроэнергию и т. п., снижение платежеспособного спроса.

    Наряду с производством мороженого, ОАО "Хладокомбинат", является одним из крупнейших в регионе специализированных предприятий, оказывающих услуги по хранению продовольственных товаров, требующих низкотемпературного режима. Предприятие оказывает услуги, как по хранению товаров, так и по предоставлению в аренду отдельных холодильных камер. Общий объем камер - 31 тыс. тонн, из них 25.5 тыс. тонн с температурным режимом -18° С и 5.5 тыс. тонн с режимом +2° С. Хладокомбинат имеет подъездные железнодорожные пути, автомобильную эстакаду и комплекс подъемно-транспортного оборудования. С марта 1999 г. действует гибкая система скидок, оплата производится по фактическому наличию товаров.

    Конкретным рынком, на котором Хладокомбинат оказывает услуги по хранению, является г. Москва.

    Факторы конкурентоспособности предприятия: наличие квалифицированного персонала; высокое качество услуг по хранению; организационная структура управления.

    В последние годы наблюдается постоянный рост объёмов потребления замороженных продуктов и полуфабрикатов. Потому важную роль в деятельности предприятия занимает оптовая торговля продовольственными товарами.

    Доля импорта в поставках товарно-материальных ценностей отсутствует.

    Основные проблемы предприятия (с учётом развития всей отрасли): высокая конкуренция, которая усиливается по мере консолидации отрасли; сбыт мороженого предопределяет развитие мощностей - без налаживания сбыта мороженого не возможно дальнейшее наращивание объемов производства; низкая рентабельность мороженого; растущая необходимость брэндинга продукции и проведения рекламных компаний, что требует значительных долгосрочных финансовых затрат; высокая стоимость сложных технологических решений для холодильных камер.

    Оценка с применением методов сравнительного подхода проводится путем сравнения объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними, или с ценами ранее совершенных сделок с объектом оценки.

    Критериями сходства объекта оценки и возможного аналога объекта оценки также являются:

    1. отраслевое сходство возможного аналога и объекта оценки;
    2. сопоставимость предполагаемой сделки с объектом оценки и сделки с аналогом объекта оценки, в том числе по форме сделки, условиям финансирования (привлечение заемных средств и т.д.), форме и усло-виям оплаты, времени совершения сделки;
    3. риски, присущие объекту оценки и аналогу объекта оценки;
    4. другие качественные и количественные характеристики, присущие объекту оценки и возможным аналогам объекта оценки.

    Как правило, возможный аналог объекта оценки не признается таковым, если он по анализируемым критериям значительно (в основном в два и более раза по главным количественным критериям) отличается от объекта оценки. Отличия между объектом оценки и возможными аналогами объекта оценки, указанные в настоящем пункте, должны быть учтены оценщиком, путем внесения соответствующих корректировок в цены сделок с аналогами объекта оценки.

     

    2.2. Выбор и расчет ценовых мультипликаторов при использовании метода компании-аналога и метода сделок

     

    Оценщик осуществляет и отражает в отчете корректировку цен аналогов объектов оценки, принимаемых для расчета ценовых мультипликаторов, на наличие в ценах аналогов объектов оценки каких-либо обстоятельств, не свойственных обстоятельствам формирования цены на объект оценки. При выборе базы сравнения для расчета ценовых мультипликаторов оценщик должен соблюдать следующие требования: ценовой мультипликатор должен давать существенную информацию относительно стоимости объекта оценки; исходная информация должна быть сопоставима по единицам измерения, времени для аналогов объекта оценки и объекта оценки и быть максимально приближена к дате проведения оценки; если используются усредненные данные, то рассматриваемые период времени и метод усреднения должны соответствовать друг другу; все расчеты должны проводиться одинаковым образом для аналогов объекта оценки и объекта оценки; провести корректировки по необычным и чрезвычайным позициям; выбранные ценовые мультипликаторы должны учитывать различия в риске для объекта оценки и его аналогов. Метод сделок, как правило, применяется в случае, когда размер оцениваемого участия в уставном (складочном) капитале является контрольным. Источником информации о ценах сопоставимых сделок с аналогами объекта оценки являются данные о ценах сделок с акциями и другими ценными бумагами, долями (вкладами) в уставных (складочных) капиталах, в случае если объект такой сделки предоставляет его владельцу все или некоторые полномочия контроля; данные о ценах сделок в форме слияний, присоединений (поглощений) или продажи предприятия (бизнеса) в целом. В случае если объектом оценки является неконтрольное участие, оценщик должен осуществить корректировку в размере скидки за неконтрольное участие.

    Метод отраслевых коэффициентов

    Источником информации являются, как правило, данные специализированных отраслевых исследований (обзоров), составленных на основе анализа значительного количества предприятий данной отрасли, сопоставимых по размеру с оцениваемым. Оценщик осуществляет и отражает в отчете действия, направленные на установление соответствия результатов таких исследований, применяемым методам оценки, принципам оценки, характеристикам объекта оценки, предмету и условиям предполагаемой сделки с объектом оценки. Как правило, результаты, полученные при применении данного метода, являются индикативными и не применяются при выведении итоговой величины стоимости или им придается наименьший удельный вес.

    Метод предыдущих сделок с объектом оценки

    Источником информации являются данные о ценах ранее совершенных сделок с объектом оценки. В случае существенного для оценки отличия по времени совершения предполагаемой и ранее совершенной сделок оценщик осуществляет корректировки с учетом фактора времени, а также изменения обстоятельств в экономическом и отраслевом окружении и в оцениваемом предприятии.

    В случае, если размер участия в уставном (складочном) капитале оцениваемого предприятия (бизнеса), по которому предполагается совершение сделки, и размер участия в уставном (складочном) капитале по ранее совершенной сделке, предоставляют владельцу разную степень контроля, оценщик должен осуществить корректировку в размере премии за контрольное участие (степень контроля по оцениваемому размеру участия больше, чем по ранее совершенной сделке) или скидки за неконтрольное участие (степень контроля по оцениваемому размеру участия меньше, чем по ранее совершенной сделке).

    Выбор метода оценки

    Исследовав рынок сделок с пакетами акций предприятий, работающих в сфере производства мороженого и оказания услуг по заморозке, оценщик получил достоверную информацию о прошедших подобных сделках. Исходя из этого, Оценщики приняли решение использовать в рамках сравнительного подхода метод сделок. По мнению Оценщиков, метод сделок является наиболее точным методом сравнительного подхода: при покупке крупных пакетов компаний инвестор всегда всесторонне анализирует финансовое состояние компании и формирует обоснованное мнение о ее полной рыночной стоимости. Поэтому цена, уплаченная за крупный пакет, наиболее точно отражает рыночную стоимость всей компании. При применении метода компании-аналога или рынка капитала Оценщик должен понимать, что продажа и покупка акций, как правило, носят спекулятивный характер, и покупателю акций, желающему купить мелкий пакет, а через два дня продать его, часто нет дела до того, сколько действительно стоит компания. Поэтому и стоимость, рассчитанная по результатам таких сделок с миноритарными пакетами акций, не так чётко отражает рыночную стоимость компании, как при применении метода сделок.

     

    2.3. Определение рыночной стоимости предприятия методом сделок


    Отметим полное отраслевое сходство компаний-аналогов с оцениваемой компанией - все эти предприятия являются хладокомбинатами, производящими мороженое и осуществляющих коммерческую заморозку продуктов. В итоге поиск аналогов оказался успешным в двух источниках информации: Бюллетень РФФИ "Реформа" (ныне "Государственное имущество") и Журнал "Слияния и поглощения". Информация о компаниях-аналогах, принятых к расчету методом сделок приведена ниже в таблице.

    Таблица 5

    Наименование

    Местонахождение

    Размер пакета (доли),%

    Дата подачи объявления

    Дата продажи

    Курс доллара на дату продажи

    Цена продажи, руб.

    Источник информации

    ОАО «Дзержинскхолод»

    Нижегородская обл.,

    51,00%

    29.12.2007 г.

    20.05.2008 г.

    23,7238

    15 246 000

    #"_Toc255910554">2.4. Выбор и расчёт мультипликаторов компаний-аналогов

    Для расчета стоимости оцениваемой компании методом сделок Оценщиком выбраны наиболее часто применяемые в оценочной практике мультипликаторы. Особое внимание уделено мультипликаторам, характеризующим доходность компаний, поскольку оцениваемая компания имеет хорошую доходность. Выбраны следующие мультипликаторы доходности: EV/S, EV/EBITDA, P/E. Оценщик также принял решение применить мультипликаторы, базирующиеся на данных формы №1: основанный на балансовой стоимости чистых активов (P/BVE), мультипликатор, основанный на балансовой стоимости внеоборотных активов (EV/IntA), а, кроме того, мультипликатор, основанный на количестве персонала (P/Prsl), исходя из предположения, что стоимость предприятия формируется в том числе и его трудовыми ресурсами. Исходная информация для расчета мультипликаторов получена при помощи информационной системы Скрин (#"_Toc255910555">Заключение

    Таким образом, оценка стоимости позволяет решать многие насущные задачи в рыночной экономике. Будучи важным инструментом рыночной экономики, стоимостная оценка должна быть определенным образом организована. От этого зависит качество работы оценщиков, эффективность и адекватность принимаемых с их помощью решений.

    Практически во всех странах, где проводится оценка стоимости, ее осуществляют независимые профессионалы-оценщики, которые тем не менее в своей работе придерживаются установленных стандартов оценки.

    В нашей стране оценка стоимости различных объектов, в том числе и бизнеса, проводится на основании закона об оценочной деятельности и стандартов независимыми лицензированными оценщиками, прошедшими специальную профессиональную подготовку.

    Бизнес (предприятие) обладает всеми признаками товара и может быть объектом купли-продажи. Но это товары особого рода. И особенности эти предопределяют принципы, подходы и методы оценки.[5]

    Во-первых, это товар инвестиционный, т. е. товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и доходы разъединены во времени. Причем размер ожидаемой прибыли не известен, имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Таким образом, текущая стоимость будущих доходов, которые может получить собственник, представляет собой верхний предел рыночной цены со стороны покупателя.

    Во-вторых, бизнес является системой, но продаваться могут как вся система в целом, так и отдельные ее подсистемы, и даже элементы. В этом случае разрушается его связь с собственным конкретным капиталом, конкретной организационно-экономической формой, элементы бизнеса становятся основой формирования иной, качественно новой системы. Фактически товаром становится не сам бизнес, а отдельные его составляющие, и оценщик определяет рыночную стоимость отдельных активов.

    В-третьих, потребность в бизнесе как товаре зависит от процессов, которые происходят как внутри самого бизнеса, так и во внешней среде. Причем, с одной стороны, нестабильность в экономике приводит бизнес к неустойчивости, с другой стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию нестабильности и в экономике в целом. Из этого вытекает еще одна особенность бизнеса как товара — потребность в регулировании как самого бизнеса, так и процесса его оценки, а также необходимость учитывать при оценке качество управления бизнесом.

    В-четвертых, учитывая особое значение устойчивости бизнеса для стабильности в обществе, необходимо участие государства не только в регулировании механизма оценки бизнеса, но и формирования рыночных цен на бизнес, его купли-продажи.



    Список литературы:


    1.   Конституция РФ

    2.   Гражданский Кодекс РФ

    3.   Стандарты оценки RICS, российское издание, 6, 2008 г., www.rics.org

    4.   Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ

    5.   Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»

    6.   Федеральный закон от 31.12.2005 г. N 200-ФЗ "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"

    7.   Постановлением Правительства РФ N 765 от 08 ноября 2007 года

    8.   Постановление Правительства Российской Федерации N519 от 06 июля 2001 года "Об утверждении стандартов оценки" (утратило силу)

    9.   Приказ Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 254 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)».

    10.  Приказ Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 255 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2).

    11.  Приказ Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. № 256 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)».

    12.  Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия – М.: Юнити-Дана, 2008.

    13.  Глаженков Г. Основные методические подходы к оценке объектов недвижимости на региональном уровне. СПб., 2008.

    14.  Грибовский C.В. Методология оценки коммерческой недвижимости. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.

    15.  Грибовский C.В. Оценка доходной недвижимости. - СПб.: Изд-во Питер, 2007.

    16.  Григорьев В.В., Островкин И.М. Оценка предприятий. Имущественный подход. М., 2008.

    17.  Григорьев В.В., Федотова М.А. Оценка предприятия: теория и практика. М., 2008.

    18.  Грязнова А.Г. Оценка бизнеса – М.: Финансы и статистика, 2003.

    19.  Десмонд М. Гленн, Келли Э. Ричард. Руководство по оценке бизнеса. М., 2006.

    20.  Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В. "Оценка бизнеса. - СПб.: Питер, 2003.

    21.  Карев В.П., Карев Д.В. Оценка бизнеса доходным подходом - констатация факта или прогнозное планирование? // Вопросы оценки, №1, 2003.





    [1] Грязнова А.Г. Оценка бизнеса – М.: Финансы и статистика, 2003

    [2] Глаженков Г. Основные методические подходы к оценке объектов недвижимости на региональном уровне. СПб., 2008

    [3] Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В. "Оценка бизнеса. - СПб.: Питер, 2003

    [4] Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия – М.: Юнити-Дана, 2008

    [5] Грибовский C.В. Методология оценки коммерческой недвижимости. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008

    Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Методы оценки стоимости бизнеса ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.