Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Налогово-бюджетное регулирование

  • Вид работы:
    Другое по теме: Налогово-бюджетное регулирование
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:55:44
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Налогово-бюджетное регулирование в экономике России

    Оглавление

    Введение. 3

    Глава 1. Основные формы и методы государственного регулирования экономики России. 5

    1.1.       Методы, применяемые государством.. 6

    Глава 2. Налогово – бюджетное регулирование и его структура. 16

    2.1. Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства. 17

    Глава 3. Мероприятия по совершенствованию налогово-бюджетного регулирования. 22

    3.1. Основные направления реформирования бюджетно-налоговой системы.. 22

    3.2. Оптимизация налогового и бюджетного режимов. 25

    Заключение. 30

    Список использованной литературы.. 31




    Введение

    Государственное регулирование экономики обращено на всю систему народного хозяйства и поэтому носит системный характер. Государственное регулирование экономики - это совокупность субъектов, объектов, принципов, целей, механизмов, методов и инструментов регулирования, образующих целостное единство. Указанная системная целостность регулирования заключена в поддержании определенных (упорядоченных), соответствующих интересам общества, экономических отношений.

    Основными субъектами государственного регулирования экономики (или государственной экономической политики) являются совокупность носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов. Носителями экономических интересов являются социально-профессиональные, демографические, территориальные группы населения, которые отличаются уровнем и структурой своих интересов. Так, экономические интересы молодых семейных пар отличаются от интересов пенсионеров и др. Особенностью реализации интересов их носителей состоит в необходимости адекватных организационно-политических форм их выражения.

    Выразители экономических интересов - это профессиональны союзы, политические партии, союзы промышленников и предпринимателей, комитеты защиты прав потребителей, творческие союзы (союз композиторов, художников, журналистов, писателей и др.), религиозные организации, независимые организации граждан по различным интересам. Способ выражения интересов субъектов экономической жизни общества меняется вместе с трансформацией общественной жизни и зачастую из-за ее неразвитости носит непоследовательный характер, зависит от субъективных устремлений исполнителей интересов. Из истории России известно, что стремление Ивана IY заменить наместников выборными посадских и крестьянских миров, то есть ввести самоуправление, не встретило поддержки со стороны многих миров из-за их неразвитости[1]. Напротив, в XXI веке спустя почти 500 лет под предлогом незрелости носителей своих интересов вместо прямых выборов исполнителей интересов (главы субъектов федерации) вводится режим утверждения назначенцев.

    Цель курсовой работы – рассмотреть налогово – бюджетное регулирование.

    Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    - Рассмотреть основные формы и методы государственного регулирования экономики

    - Рассмотреть структуру налогово-бюджетного регулирования

    - Проанализировать основные направления совершенствования и реформирования налогово – бюджетной системы России.

    Объект исследования –государственное регулирование экономики России.

    Предметом является налогово – бюджетное регулирование.




    Глава 1. Основные формы и методы государственного регулирования экономики России

    Государственное регулирование экономики в тех или иных масштабах присуще любой экономической системе. В экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству отводится весьма значительная роль. Вмешательство государства в экономические процессы осуществляется с целью обеспечения прогрессивных сдвигов в пропорциях воспроизводства, условий для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий.

    Государство в современных условиях, как показывает опыт развитых индустриальных стран, все шире применяет прогнозирование, программирование и планирование на макроэкономическом уровне. Не исключаются и традиционные средства: пошлины, налоги, преференции отечественным производителям, субсидирование ряда отраслей и т.д. Без этих рычагов регулирования нельзя обеспечить структурную перестройку экономики, определить приоритеты развития, выправить платежный баланс, сохранить на должном уровне обороноспособность страны.

    Воздействие государства на экономические процессы базируется на сочетании рыночного саморегулирования с государственными регуляторами. Рынок выполняет такие функции, как обмен продуктами труда обособленных товаропроизводителей; стимулирование повышения ими качества продукции, снижения издержек производства; побуждение покупателей к экономии, увеличению доходов.

    Государство применяет определенные регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Для общества важной является контрольная функция, например разработка различных стандартов (экономических, социальных и др.). Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности.

    1.1. Методы, применяемые государством

    Государством применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики.К методам прямого государственного воздействия относятся:

    - определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;

    - государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

    - государственная поддержка программ, заказов и контрактов; нормативные требования к качеству и сертификации технологий и продукции;

    - правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;

    - лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.

    Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.

    Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:

    - налогообложение, уровень обложения налогами и систему налоговых льгот;

    - регулирование цен, их уровня и соотношений;

    - платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;

    - таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

    Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

    Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это связано с тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, увеличивается выбор его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций. Достигается это с помощью развитой системы альтернативных прогнозов. Кроме того, в рыночной экономике увеличивается число субъектов, которые самостоятельно, под свою ответственность, принимают те или иные решения (государственные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями, кооперативы, фермерские хозяйства, местные органы власти республик, краев, областей). Каждому из этих субъектов необходимо предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, возможные последствия своих решений.

    Прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах и включают в себя количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации. Основу их составляет система демографических, социальных, научно-технических, экологических, внешнеэкономических, а также отраслевых, региональных и др. прогнозов отдельных сфер деятельности. Результатом государственного прогнозирования являются документы, необходимые для регулирования развития экономики и для разработки концепции развития страны.

    Под концепцией социально-экономического развития Российской Федерации понимается система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах их реализации.

    В России созданы материальные, технологические и социальные основы индустриального общества. Таким образом, стратегическая цель развития экономики страны — постепенное преобразование ее в постиндустриальное общество на основе внедрения передовых технологий, резкого возрастания выпуска качественной продукции, перехода от товаропроизводящей к наукоемкой экономике, ввода элементов рационального контроля над технологическими и социальными изменениями, увеличения численности занятых в сфере услуг, повышения качества жизни.

             Концепция развития экономики разрабатывается как на долгосрочную, так и на среднесрочную перспективу. В ней конкретизируются варианты социально-экономического развития страны, определяются возможные цели этого развития, а также пути и средства достижения целей. Элементы концепции освещаются в одном из разделов послания, с которым Президент Российской Федерации ежегодно обращается к Федеральному Собранию. В нем характеризуется состояние экономики страны, формируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления их реализации, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, а также приводятся целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие на среднесрочную перспективу.

    Государственное программирование позволяет предвидеть перспективы развития, предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Программирование придает рынку более целенаправленное развитие.

    При программно-целевом подходе обеспечивается концентрация ресурсов, достижение конечных результатов, потребностей. С его помощью решаются основные проблемы экономического, социального и научно-технического развития, имеющие важное хозяйственное значение и, как правило, межотраслевой или межрегиональный характер. Программирование является достаточно жестким методом воздействия на процессы воспроизводства и, следовательно, применяется в тех случаях, когда использование других методов регулирования не может принести требуемых результатов.

    Целевые программы разрабатываются как на долгосрочную, так и на среднесрочную перспективу. Они характеризуются конкретно выраженными конечными (целевыми) результатами (показателями); включают в себя полную совокупность заданий, мероприятий и соответствующих ресурсов; отличаются высокой степенью комплексности, имеют определенный период реализации. При этом цель программы должна быть измерима, ясно выражена качественно и количественно, а система мероприятий разработана не только с учетом достижения основной цели, но и с решением промежуточных задач. Определяются также возможные исполнители и сроки реализации отдельных мероприятий и программы в целом.

    Программа социально-экономического развития Российской Федерации представляет собой комплексную систему целевых ориентиров социально-экономического развития страны и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. В такой программе, рассчитанной на среднесрочную перспективу, приводится оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и дается характеристика состояния экономики. Вот основные разделы этой программы.

    - концепция программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу;

    - макроэкономическая политика;

    - институциональные преобразования;

    - инвестиционная и структурная политика;

    - аграрная политика;

    - экологическая политика;

    - социальная политика;

    - региональная экономическая политика;

    - внешнеэкономическая политика.

    Данная программа представляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу. Анализ выполнения программы социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу и ее уточнение с выделением задач на предстоящий год содержатся в специальном разделе ежегодного послания Президента Российской Федерации.

    По каждой целевой программе указываются: краткая характеристика, включающая указание целей, основных этапов и сроков их выполнения; результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ; необходимые объемы финансирования не только в целом, но и по годам с указанием источников финансирования; объемы финансирования за счет средств федерального бюджета в предстоящем году; государственные заказчики программы.

    Целью Правительственной среднесрочной программы на 1995—1997 гг. являлось достижение устойчивой стабилизации общего объема производства и возобновление экономического роста, а также осуществление макроэкономической стабилизации и создание на этой основе предпосылок для повышения инвестиционной активности. Большое внимание в этой программе уделялось и таким важным целям, подлежащим реализации, как дальнейшее улучшение условий для предпринимательства и деловой активности; активизация структурно-инвестиционной политики путем стимулирования инвестиций и высокоэффективных, конкурентоспособных производств при одновременном сохранении наиболее ценных элементов накопленного научно-технического потенциала; обеспечение роста уровня жизни населения.

    К числу важных методов государственного регулирования экономики относится планирование. Оно осуществляется путем разработки заданий по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства. Планы представляют собой документы, в которых в форме заданий и показателей отражены основные цели намеченных преобразований по развитию экономики страны. Они могут носить директивный и индикативный характер. В условиях рыночной экономики планирование не может принимать форму всеобщего охвата сторон экономической и социальной деятельности. Однако рыночная экономика ни в коем случае не отвергает планирование, поскольку план есть не что иное, как надлежаще оформленное управленческое решение. Являясь одной из основных функций управления, планирование обеспечивает не только целенаправленное, но и динамичное и пропорциональное развитие объекта управления. Свою конкретизацию планирование получает в соответствующих плановых показателях.

             Наибольшей степени централизованное директивное планирование воспроизводства достигло в период существования Советского Союза и других социалистических стран. Основу этого планирования составляла государственная форма собственности. С течением времени централизованное директивное планирование перестало оказывать регулирующее воздействие на сбалансированное, пропорциональное развитие отраслей экономики страны.

    Индикативное планирование не имеет директивного начала и может охватывать как государственный, так и частный сектор экономики.

    Важнейшими целями индикативного планирования являются систематизация и улучшение качества информации о деловой конъюнктуре, предполагаемых инвестициях государства и расходах госбюджета с тем, чтобы содействовать принятию наиболее эффективных решений. Другой целью является предложение системы показателей (индикаторов) экономической деятельности, которая может заинтересовать частный сектор. В индикативном плане наблюдается малая степень детализации показателей.

    Для привлечения внимания предпринимателей к участию в реализации индикативного плана государство использует различные экономические стимулы: прямые и косвенные субсидии, льготные амортизационные списания, сокращающие налоговые выплаты в бюджет, различные формы целевого кредита и т.п.

    В наибольшей мере поддается прямому плановому воздействию стадия воспроизводства продукции, в наименьшей — стадия формирования потребностей и потребления; на стадиях распределения и обращения преобладают косвенные методы регулирования.

    Обоснование плановых заданий, мероприятий предполагает использование соответствующих балансов и балансовых расчетов. Балансы позволяют обеспечить соответствие между ресурсами, необходимыми для выполнения заданий, и их наличием. Балансовый метод планирования служит инструментом для планомерного (сознательного) установления и соблюдения материально-вещественных и стоимостных пропорций в хозяйстве страны.

    В практике планирования составляются и используются материальные, трудовые и финансовые балансы. С их помощью устанавливаются и поддерживаются необходимые пропорции в развитии отдельных отраслей и регионов.

             Материальные балансы представляют собой совокупность балансов, показатели которых характеризуют производство и потребление конкретных видов продукции. Они подразделяются на материальные балансы средств производства и предметов потребления и разрабатываются по определенным схемам, в которых отражаются преимущественные направления использования продукции. Балансы различных видов продукции связаны между собой, поскольку каждая отрасль хозяйства страны выступает одновременно и как производитель продукции других отраслей.

             Система трудовых балансов включает в себя совокупность балансов, характеризующих различные стороны воспроизводства трудовых ресурсов. Источником формирования последних является население как трудоспособного возраста, так и за пределами этого возраста (например, работающие пенсионеры). С помощью этих балансов выявляются важнейшие закономерности использования трудовых ресурсов как по стране в целом, так и по ее отдельным (как правило, наиболее крупным) регионам. Поэтому наряду со сводным балансом трудовых ресурсов составляются частные трудовые балансы или выполняются расчеты по отдельным элементам баланса рабочей силы. Данные трудовых балансов используются для определения общей численности трудовых ресурсов, уровня занятости населения, структуры работающих по профессиям и т.д.

    Для обеспечения в экономике необходимых стоимостных пропорций составляются финансовые (или стоимостные) балансы, которые характеризуют процесс формирования и использования денежных доходов и фондов участников расширенного воспроизводства. К числу наиболее важных следует отнести баланс доходов и расходов государства, сводный финансовый баланс, платежный баланс и др. Каждый из них решает конкретные задачи, однако все они взаимосвязаны через показатели друг с другом.

    Именно поэтому взаимодействие государства и рыночных процессов определяет во многом устойчивость тех или иных форм функционирования отдельных элементов рынка, таких, как организации, фирмы, предприниматели, и определяет их отдельные действия в рамках, экономической деятельности. Однако необходимо учитывать, что взаимодействие государства и рынка происходит, в том числе, при участии государственных органов. Очевидность влияния характера воздействия государственных органов на рыночные процессы приводит к необходимости выявления условий, образующих различные модификации этих отношений. Условием обнаружения отклонений от устоявшейся формы взаимодействия государственных органов является различение в структуре государства уровней государственного управления.

    Важное значение в государственном регулировании имеют экономические нормативы и показатели. Экономические нормативы определяют общие для всех хозяйственных агентов или дифференцированные для их групп «правила игры» — ставки налогов, таможенных пошлин, валютных курсов и т.п. Они являются инструментом регулирования и позволяют хозяйственным единицам определять планы своей деятельности с учетом региональных и федеральных интересов.

    Показатели характеризуют в количественном выражении изменения темпов и пропорций воспроизводства на всех его уровнях, затраты ресурсов и эффективность их использования. Они могут выражаться в натуральном, стоимостном виде и в относительных величинах. На уровне основного производственного звена преобладают натуральные показатели, на отраслевом, региональном, международном — стоимостные.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственное руководство экономическим развитием страны осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство, Центральный банк, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ. Компетенция органов определена в Федеральном договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации.

    К ведению федеральных органов в области экономического развития относятся: принятие и изменение федеральных законов и контроль за их исполнением, установление основ федеральной экономической политики, правовых основ единого рынка, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральный бюджет, налоговое законодательство, внешнеэкономические отношения.

    Территориальные органы управления обладают всей полнотой государственной власти на подведомственной территории, являются самостоятельными участниками внешнеэкономических связей, ведают вопросами пользования и распоряжения природными ресурсами, регулируют отношения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, обеспечивают гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления, минимальных социальных стандартов и т.д.

    В системе государственного регулирования особое место занимает Министерство экономики РФ, которое не только непосредственно участвует в реализации социально-экономической стратегии государства, но и координирует усилия министерств и ведомств, опираясь на законы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ.

    Министерство экономики РФ осуществляет следующие функции[2]:

    - участвует в формировании федеральной социальной политики, включая развитие потребительского рынка, структуру потребления и доходов населения; определении форм государственной поддержки отраслей социальной сферы, а также общих направлений политики в области трудовых ресурсов, занятости;

    - разрабатывает предложения по внешнеэкономической деятельности;

    - подготавливает предложения по общим направлениям финансовой, налоговой, кредитно-денежной и валютной политики;

    - разрабатывает на основе тщательного анализа комплексный прогноз социально-экономического развития страны;

    - организует с участием министерств, ведомств разработку федеральных целевых программ развития приоритетных отраслей и сфер экономики.}

    Наличие различных характеристик государственных органов (зависимость от государственного устройства, организационные формы, характер компетенции, порядок решения подведомственных вопросов) обуславливает различие проявлений их модификаций. В этой связи изучение взаимодействия государственных органов на различных уровнях является условием изучения возможности существования интересующего рыночного элемента в устойчивой по отношению к государству форме.

    Глава 2. Налогово – бюджетное регулирование и его структура

    Налогово-бюджетное регулирование является второй составляющей триады влияния государственного сектора на экономику страны, экономической основой которого выступают общественные или государственные финансы. Государственные финансы по своему происхождению являются результатом перераспределительной деятельности государства на основе принуждения, что предопределяет их функции и эффективность возникновения и применения.

    2.1. Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства

    В настоящее время, после прохождения так называемого «дна» кризиса, экономика находится в удобной для налогово-бюджетного реформирования точке, поскольку благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура цен на энергоносители и еще не исчерпанный до конца потенциал заниженного валютного курса обеспечивают достаточную свободу маневра для необходимых изменений.

    Равновесный бюджет – редкое явление в мировой практике, поскольку его дефицит, как и профицит, зависят не только от государственной политики в области расходов и налогообложения, но и уровня хозяйственной активности. Достижение бюджетного равновесия возможно только в отдельные моменты. Точка пересечения бюджетных доходов и расходов представляет собой некий центр, вокруг которого в определенном диапазоне осуществляется колебание их разницы. В общем случае профицит бюджета является функцией доходов, однако на его величину непосредственное воздействие наряду с подоходными налогами оказывают и государственные расходы. Их увеличение сокращает соответствующим образом профицит, но это сокращение частично компенсируется за счет увеличения налогов, поскольку рост госзакупок приводит к повышению доходов в результате действия положительного процесса мультипликации.

    Анализируя уровень бюджетного дефицита (профицита) с целью выработки рациональной налогово-бюджетной стратегии, нужно учитывать степень активности хозяйствующих субъектов, а также этап цикла, который проходит экономика. Например, бюджетный дефицит может быть вызван как экспансионистской политикой государства, так и спадом экономической активности и сокращением налоговых поступлений. В первом случае методом борьбы с ним могла бы стать программа сокращения государственных расходов, во втором –фискальная политика, способствующая росту.

    При оценке состояния бюджета необходимо сравнивать фактический бюджетный профицит в данный момент с его величиной при полной занятости. Наличие и размеры разницы между этими показателями будут указывать на присутствие и глубину спада.

    Сегодня бюджетный дефицит не редкость и для рыночных экономик стран Запада. Однако если в послевоенный период он использовался как активный инструмент фискальной политики, как способ увеличения совокупного спроса, то в настоящее время главная его причина – непропорциональное повышение социальных расходов.

    При мягких формах осуществления денежно-кредитной политики рост бюджетного дефицита является стимулом развития инфляции, поэтому его высокий уровень ассоциируется, как правило, с высокими темпами инфляции. Современный этап развития рыночных экономик характеризуется появлением новой тенденции. В ряде стран Запада (Италии, Бельгии и др.) периодически фиксируется сочетание низких темпов инфляции с высоким уровнем бюджетного дефицита. Причина этого – чрезмерное разбухание социальных расходов.

    Отказ от эмиссионного финансирования бюджета, которое, по сути, является локомотивом инфляции, ставит перед государством проблему поиска иных источников, среди которых основное место занимают заимствования – внутренние либо внешние. Выбор источника дефицитного финансирования зависит от конкретных целей государственного регулирования на данном этапе, однако всем им присущи существенные отрицательные черты, и использование любого из них в течение длительного времени чревато опасностями для национального хозяйства.

    Так, эмиссионное финансирование приводит к росту инфляции, заимствование на внутреннем и внешнем финансовых рынках – к накапливанию государственного долга и увеличению доли бюджетных средств, направляемых на его погашение и обслуживание.

    Покрытие бюджетного дефицита за счет внутренних неинфляционных источников (займов у населения и финансовых структур) может какое-то время давать положительный стабилизирующий эффект для экономики, но имеет скрытые недостатки (например, сужение границ внутреннего спроса), приводящие в перспективе к разрушительным последствиям. Длительное применение этого механизма вызывает переориентацию денежных потоков на финансовые рынки краткосрочных государственных обязательств, а, следовательно, обескровливание реального сектора, снижение привлекательности кредитов для экономики и рост ссудного процента.

    В настоящее время большинство стран пытается так или иначе сбалансировать свои бюджеты при одновременном росте доли государственных расходов в ВВП. При этом незначительный бюджетный дефицит по-прежнему рассматривается в качестве фактора экономического роста.

    Вопросы выработки системы мер по бюджетно-налоговому регулированию традиционно являются предметом острых дискуссий практически для любой страны. Наиболее эффективной и перспективной мерой считаются снижение общего уровня налогообложения и стимулирование расширения налоговой базы. Однако эта мера, столь популярная у населения, не всегда находит понимание и поддержку со стороны правительств. Ее принятие, как правило, означает некоторое сокращение государственных расходов, что трудно осуществимо в современных условиях, поскольку на правительствах лежит груз социальных обязательств.

    Альтернативный путь – увеличение государственных расходов за счет контролируемой денежной эмиссии, которую необходимо направлять на финансирование высокотехнологичных “прорывных” инвестиционных проектов, способных дать экономике новые импульсы к росту. Наконец, теоретически еще одним способом может стать рост налогового бремени при неизменном уровне государственных расходов, но в этом случае жизнеспособной остается только та часть экономики, которая уходит из-под пресса. Бюджет же получает в виде налогов меньшую величину, чем та, которая собиралась бы при более низком и щадящем уровне налогообложения.

    Сокращение бюджетного дефицита ведет к последующему снижению процентных ставок, создает лучшие условия для привлечения капитала в экономику, а установление налогового бремени на более низком уровне стимулирует рост как потребления, так и инвестиций.

    Однако сам по себе бюджетный дефицит не всегда выступает как безусловное зло, с которым надо бороться любыми средствами, поскольку его формальное устранение путем денежной эмиссии или чрезмерного сокращения государственных расходов без учета реальных потребностей экономики чревато отрицательными последствиями. В то же время сбалансированный бюджет или бюджет, сформированный и выполняемый с профицитом, не всегда являются признаком здоровой, динамично развивающейся на основе внутренних резервов экономики, а могут быть результатом действия внешних факторов.

    Для сильной экономики, успешно реализующей потенции к росту, допустимо в определенных пределах наличие бюджетного дефицита (до 3% ВВП). При таком его размере часто отмечаются устойчивая положительная динамика темпов экономического роста, снижение ставки ссудного процента, увеличение положительного сальдо внешнеторгового баланса, сокращение темпов инфляции.

    Фундаментом успешной бюджетной политики должно быть не просто формальное устранение бюджетного дефицита, а разрешение порождающих его проблем посредством формирования благоприятной инвестиционной и конкурентной среды, снятия препятствий для повышения экономической активности хозяйствующих субъектов. Необходимо осуществлять комплекс мероприятий, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных ресурсов в госбюджет, а с другой, создавали бы предпосылки для постепенного сокращения государственных расходов путем передачи рынку тех секторов национального хозяйства, которые могут функционировать более эффективно без государственного вмешательства.




    Глава 3. Мероприятия по совершенствованию налогово-бюджетного регулирования

    3.1. Основные направления реформирования бюджетно-налоговой системы

    В России преодоление бюджетного кризиса и его последствий до недавнего времени представлялось практически неразрешимой задачей из-за возникающего порочного круга – необходимости принятия сбалансированного бюджета при невозможности резкого сокращения государственных расходов и постоянно сужающейся налоговой базе.

    Переломным моментом, как это ни парадоксально на первый взгляд, явился финансовый кризис 2008 г. Хотя последствия его для экономики крайне тяжелые (увеличение государственного долга, высокая инфляция, кризис банковской системы и системы внутренних государственных обязательств), девальвация рубля должна привести к резкому росту эффективности экспорта, а также повышению конкурентоспособности продукции отечественного производства за счет снижения долларовых цен. Это не может не сказаться положительно на внутренней производственной динамике, возникло оживление, потенциал которого за два прошедших года еще не исчерпан.

    Вторым благоприятным внешним фактором стало позитивное движение цен на мировом рынке нефтепродуктов, высокая конъюнктура мировых цен на нефть, валютные поступления от продажи которой являются существенным источником формирования расходной части госбюджета.

    Сегодня важно оперативно использовать сложившиеся внешнеэкономические условия для закрепления успеха и перевода экономики в режим устойчивого роста. Для этого необходимы следующие меры:

    • либеральная налоговая реформа, направленная на последовательное снижение налогового бремени для производителя;

    • обеспечение действительно равных возможностей для ведения предпринимательской деятельности;

    • формирование правового поля, гарантирующего защиту производителя и упрощенный порядок взаимодействия с административными органами государственного управления;

    • снижение процентной ставки и создание благоприятных условий для инвестирования.

    Взамен выплат во внебюджетные фонды будет функционировать единый социальный налог. Заметно снизилась ставка рефинансирования. Вместе с тем говорить о закреплении положительных тенденций в экономике пока еще рано, для этого нужны реальные шаги государства по проведению эффективной макроэкономической стратегии.

    Чтобы создать действительно привлекательный для производителей налоговый климат, нужно радикально изменить налоговый режим в сторону уменьшения совокупного уровня налогового изъятия и упрощения процедуры уплаты налогов. Только после этого можно требовать повсеместного и неукоснительного исполнения налоговой дисциплины. Важным моментом являются налоговая амнистия на весь период действовавшего до настоящего момента налогового законодательства и гарантии неприменения механизма обратной силы закона в области налоговых правоотношений.

    Разумно жесткая финансовая политика и контроль над расходами необходимы для достижения стабилизации. Фактически это означает укрепление финансовой дисциплины, достигнутое на основании некоего общественного консенсуса, в основе которого лежит создание устойчивого правового поля, обеспечивающего оптимальное сочетание интересов граждан и как налогоплательщиков и как потребителей общественных благ, предоставляемых государством на базе государственного бюджета. Интересы государства в этой схеме присутствуют опосредовано, поскольку рациональным образом формируя и распределяя общественные блага, оно оптимальным способом решает и стоящие перед ним макроэкономические задачи.

    По-прежнему актуальной остается проблема разработки рациональной системы бюджетных отношений между уровнями власти на принципах бюджетного федерализма, что особенно важно в контексте усиления властной вертикали.

    В серьезной корректировке нуждается механизм распределения и использования источников доходов региональных бюджетов. Существующий порядок зачисления налогов сначала на счета федерального бюджета и последующего использования их с большим опозданием для взаимных расчетов является громоздким и малоэффективным. Необходимо искать более простые и логичные процедуры взаимодействия. Реформирование бюджетной системы нужно проводить в направлении возрастания финансовой самообеспеченности регионов, совершенствования доходной базы региональных бюджетов.

    Методология бюджетно-налогового территориального управления призвана давать ясные ответы на следующие вопросы: какой должна быть степень централизации бюджетных ресурсов в федеральном бюджете и от каких факторов она зависит в конкретный период; на что следует направить в данный момент вектор бюджетной политики (выравнивание уровней или точечное эффективное развитие); каково целесообразное соотношение региональных и федеральных источников доходов бюджетов субъектов федерации. Кроме того, механизм бюджетно-налогового федерализма должен обеспечивать единство проводимой на территории страны бюджетной и налоговой политики, устойчивость и надежность межбюджетных связей, трансфертов и финансовых регуляторов.

    К числу важнейших черт бюджетно-налоговой системы относятся стабильность и предсказуемость, позволяющие планировать хозяйственную деятельность, правильно оценивать эффективность принимаемых решений на текущий момент и перспективу.

    Представляется, что в области налогового регулирования упор следует сделать помимо снижения ставок и сокращения общего числа налогов на двух основных моментах: во-первых, на реальном выравнивании условий хозяйствования во всех сферах деятельности, что потребует, видимо, некоторой дифференциации ставок в зависимости от конкретного экономического сектора; во-вторых, на совершенствовании базы налогообложения по всем основополагающим налогам. К их числу относятся налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, акцизы, налоги на имущество, платежи за ресурсы и землю.

    3.2. Оптимизация налогового и бюджетного режимов

    Данный блок мероприятий предусматривает оптимизацию налогового и бюджетного режимов, усиление правовых гарантий для всех форм экономической активности, исключение из налогообложения добавленной стоимости экспорта и импорта, а также подакцизных товаров, замену налогообложения добавленной стоимости финансового сектора единым налогом на доходы, введение запрета на внесудебное изъятие у налогоплательщиков любых форм собственности, на обратное действие законов и т.д.


    № п/п

    Цели

    Содержание мероприятий

    Форма реализации

    Исполнители

    Ожидаемый эффект

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    1.

    Поэтапное снижение уровня централизации государством финансовых ресурсов в краткосрочной перспективе до 40-45%, в среднесрочной перспективе - до 30-35% от ВВП, повышение эффективности налогообложения

    1.1. Завершить разработку Налогового кодекса РФ; снижение налоговой нагрузки и упрощение налоговой системы за счет отмены малоэффективных налогов и отчислений в бюджет и внебюджетные фонды; резкое ограничение льгот и распространение их не на субъекты хозяйствования, а на виды деятельности и расширения на этой основе налоговой базы; четкость и недвусмысленность нормативно-методических положений законодательства по налогам; усиление контроля за соблюдением налогового законодательства; определенность в распределении налогов между республиканским и местными бюджетами; гарантии стабильности налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течении ближайших 2-3 лет; увеличение роли экологических налогов и штрафов

    Налоговый кодекс РФ

    Кабинет Министров

    Оздоровление финансового положения предприятий и государства в целом, повышение инвестиционной активности, сокращение утечки капитала за рубеж и в теневую экономку, повышение занятости и уровня жизни населения, снижение уровня инфляции

    1.2. Подготовить проект Закона о порядке учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), определения финансовых результатов деятельности предприятий по международным стандартам

    Закон РФ

    Кабинет Министров

    2.

    Повышение квалификации работников налоговых служб

    а) Ежегодная аттестация работников налоговых служб всех уровней с привлечением в комиссии по аттестации независимых экспертов;

    б) Организация постоянно действующих курсов повышения квалификации работников налоговых органов

    Указ Президента РФ, постановление Кабинета Министров РФ

    Кабинет Министров

    Рост эффективности деятельности налоговых служб

    3.

    Ввести режим жесткой экономии для бюджетных организаций

    Разработать механизм секвестирования расходов республиканского бюджета, основанный на определении приоритетов текущих расходов бюджета, соответствующих полученным доходам

    Закон о бюджете

    Кабинет Министров

    Снижение дефицита бюджета, повышение эффективности использования бюджетных ресурсов

    4.

    Совершенствование порядка планирования местных бюджетов, усиления заинтересованности местных органов власти и управления в увеличении собственной доходной базы

    Разработать концепцию формирования бюджетов регионов., в которой предусмотреть повышение уровня полностью закрепленных за этими бюджетами доходов, определить единую методологию исчисления регулирующих доходных источников, разработать механизм регулирования межбюджетных отношений

    Постановление Кабинета Министров

    Кабинет Министров и областные гос.учреждения

    Усиление заинтересованности местных органов власти и управления в повышении эффективности налогообложения и рационального использования бюджетных средств

    5.

    Обеспечение сбалансированности доходов и расходов госбюджета

    5.1. Подготовить предложения по повышению уровня собираемости налогов за счет совершенствования учета, форм и методов контроля за соблюдением налогового законодательства и других мер

    Постановление Кабинета Министров

    Кабинет Министров

    5.2.. Определить порядок погашения задолженностей предприятия перед бюджетом по налогам, ссудам, пеням и штрафом за нарушения налогового законодательства

    Постановление Кабинета Министров

    Кабинет Министров

    6.

    Расширение масштабов безинфляционного финансирования дефицита бюджета

    Осуществить разработку и реализацию комплекса мер по увеличению доли небанковского финансирования дефицита бюджета в 2009-2010 г.г. путем расширения продажи государственных ценных бумаг населению, другим институциональным инвесторам, увеличения поступлений в бюджет доходов от приватизации, а также внешнего заимствования и других неинфляционных источников финансирования

    Постановление Кабинета Министров

    Кабинет Министров

    Расширение внутренних источников финансирования дефицита бюджета

    7.

    Увеличение доходной части бюджета с соблюдением принципа справедливости

    Подготовить проект Закона о декларировании доходов и имущества в РФ

    Закон о декларировании доходов и расходов в РФ

    Кабинет Министров

    Расширение базы налогообложения

    Таблица 1[3].





    Заключение

    В заключение хотелось бы отметить, что радикальный пересмотр российской налоговой системы с целью изменения основных принципов ее функционирования и состава налогов недопустим. Она нуждается в серьезных изменениях частного характера в рамках уже сложившейся концепции налогообложения.

    Основные выводы:

    • Фундамент успешной бюджетной политики – не формальное устранение дефицита бюджета, а разрешение порождающих его проблем

    • Для перевода российской экономики в режим устойчивого роста необходима либеральная налоговая реформа, направленная на снижение налогового бремени производителя и обеспечение равных возможностей для предпринимательской деятельности

    • Изменения налоговой системы должны проводиться в рамках уже сложившейся общей концепции налогообложения.






    Список использованной литературы

    1. Налоговый Кодекс РФ

    2. А. А. Морозов. Правовое регулирование бюджетных отношений в Российской Федерации. 2007г.

    3. Бармин Д.А. Пути повышения эффективности воздействия бюджетно-налогового регулирования на макроэкономические процессы в целях развития экономики России. Журнал «Финансы и кредит» 4(340) - 2009 январь.

    4. Дмитрий Путилин. Опасные налоговые схемы. — М.: «Альпина Паблишерз», 2009. — С. 347.

    5. Методы и организация государственного регулирования экономики.  05 апреля 2007 Автор: Семак Наталья РУБРИКА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. - М.: Правда, 1989. - С. 242.

    [2] Методы и организация государственного регулирования экономики.  05 апреля 2007 Автор: Семак Наталья РУБРИКА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Бармин Д.А. Пути повышения эффективности воздействия бюджетно-налогового регулирования на макроэкономические процессы в целях развития экономики России. Журнал «Финансы и кредит» 4(340) - 2009 январь.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Налогово-бюджетное регулирование ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.