Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

  • Вид работы:
    Другое по теме: Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:55:45
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ. 3

    Глава 1. Уголовно-правовая характеристика нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ. 5

    1.1. Объективная сторона преступления. 5

    1.2. Субъект и субъективная сторона преступления. 10

    Глава 2. Анализ экологических требований при производственных работах. 14

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 24

    ВВЕДЕНИЕ

    «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

    Тема работы актуальна потому, что в последние годы наблюдается рост экологических преступле­ний, среди которых особое место занимает нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (статья 246 Уголовного кодекса Российской Федерации). Статистические сведения свидетель­ствуют о несовершенстве данной уголовно-правовой нормы. При зна­чительной распространенности нарушений правил охраны окружаю­щей среды при производстве работ уголовных дел по статье 246 УК РФ возбуждается мало. В 2006 году по Российской Федерации было зарегистрировано 31 преступление, в 2007 году их количество составило 38, а в 2008 году – всего 17 преступлений. По Республике Татарстан с 1997 года по 2008 год было возбуждено всего 8 уголов­ных дел по статье 246 УК РФ.3

    Такое положение объясняется несовершенством законодательной конструкции исследуемого состава преступления, сложностями квали­фикации преступных действий и доказывания. В результате не все из возбужденных уголовных дел доходят до суда, либо же виновные лица получают условное наказание, что не учитывает общественной опасности данного преступления и, таким образом, не в полной мере отвечает целям наказания.

    Следует отметить, что диспозиция статьи 246 УК РФ является бланкетной. Обширный перечень нормативных правовых актов эколо­гического законодательства создает определенную сложность при установлении конкретных правил охраны окружающей среды, кото­рые были нарушены в том или ином случае. Отсюда возникают неко­торые трудности при квалификации преступления, предусмотренного статьей 246 УК РФ.

    Следовательно, данная уголовно-правовая норма является мало­эффективной, используется редко, что подчеркивает необходимость научных исследований об уголовно-правовых и криминологических аспектах нарушения правил охраны окружающей среды при произ­водстве работ, с формулированием предложений о мерах их предупре­ждения и совершенствовании законодательства.

    Ухудшение экологической ситуации, продолжающиеся аварии и катастрофы на различных объектах делают актуальными и кримино­логические исследования вопросов о причинах и условиях нарушений правил охраны окружающей среды при производстве работ, с разра­боткой соответствующих мер их предупреждения.

    Таким образом, все вышеизложенное позволяет считать избран­ную тему актуальной и значимой для нашего исследования.

    Актуальность исследования определила цель работы:

    Целью работы является рассмотрение нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ.

    Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:

    1.   Изучить научную и учебную литературу по проблеме исследования.

    2.   На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о

    3.   Рассмотреть сущность и специфику

    4.   Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

    Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Название глав отображает их содержание.

    Глава 1. Уголовно-правовая характеристика нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ

    1.1. Объективная сторона преступления

    Объективная сторона занимает особое место в составе преступления. Именно по ней отграничиваются различные преступления, устанавливаются другие элементы состава: объект и субъективная сторона. Объективная сторона входит в основание уголовной ответственности, служит главным ориентиром при назначении виновному меры наказания.

    В уголовно-правовой литературе понятие объективной стороны трактуется по-разному. По мнению В.Н. Кудрявцева, «объективная сторона преступления есть процесс общественно опасного и противоправного посягательства на охраняемые законом интересы, рассматриваемый с его внешней стороны с точки зрения последовательного развития тех событий и явлений, которые начинаются с преступного действия (бездействия) субъекта и заканчиваются наступлением преступного результата»[1].

    В.П. Ревин под объективной стороной состава преступления понимает «совокупность юридически значимых, указанных в уголовном законе признаков, характеризующих внешнюю сторону конкретного общественно опасного посягательства на охраняемый уголовным правом объект»[2].

    По мнению Н.И. Ветрова и Ю.И. Ляпунова, «объективная сторона состава преступления – это совокупность существенных, достаточных и необходимых признаков, характеризующих внешний акт общественно опасного посягательства, причиняющего вред (ущерб) объекту, охраняемому уголовным законом»[3].

    Как считают В.Б. Малинин и А.Ф. Парфенов, объективная сторона преступления – это внешний вид преступного деяния (действие или бездействие), совершенного определенным способом в конкретных условиях места, времени и обстановки, иногда с применением орудий или других средств, и повлекшего в материальных составах вредные последствия. Указанные авторы объективную сторону преступления характеризуют как общественно опасное действие или бездействие, вне зависимости от наступивших последствий, и выделяют вредные последствия, которые образуют материальные составы преступления[4].

    Таким образом, объективная сторона преступления представляет собой внешнее выражение человеческого поведения (действия или бездействия), которое выступает основным признаком для всех составов преступлений.

    Законодатель в преступлениях с материальным составом (к ним относится и ст. 246 УК РФ) к числу обязательных признаков относит: общественно опасное действие или бездействие, общественно опасное последствие (результат), причинную связь между действием (бездействием) и наступившими последствиями.

    Диспозиция ст. 246 УК РФ является бланкетной, поэтому для установления объективной стороны данного преступления необходимо обратиться к правилам охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение которых образует состав рассматриваемого преступления. Данные правила содержатся в многочисленных законодательных и нормативных правовых актах, принятых в разное время и различными органами, что вызывает коллизии и затрудняет работу следственных органов.

    Поэтому автор предлагает объединить все действующие правила охраны окружающей среды в один нормативный правовой акт, регулирующий широкий круг вопросов, с примерным названием «Общие правила проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, последующей эксплуатации и вывода из эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов».

    Указанные общие правила должны включать в себя: требования к проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации объектов, а также требования к техническим устройствам, проведению обязательной государственной экологической экспертизы. Их соблюдение будет обязательным для всех предприятий, осуществляющих промышленно-хозяйственную деятельность, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

    Под нарушением правил охраны окружающей среды при производстве работ следует понимать виновно совершенное противоправное деяние, выражающееся в действии или бездействии, которое образует основание уголовной ответственности при наступлении указанных в законе экологических последствий.

    Сегодня любое предприятие признается экологически опасным, если оно превышает нормативы предельно допустимых выбросов (сбросов) или лимитов размещения загрязняющих веществ, загрязняет почву свыше предельно допустимых концентраций.

    В последнее время в воздухе городов содержание вредных веществ превышает предельно допустимые концентрации, а значения предельно допустимых выбросов по причинам объективного характера не могут быть достигнуты. В России насчитывается порядка 75 миллионов гектаров почв, загрязненных токсикантами промышленного происхождения (без радиоактивных осадков), в том числе тяжелыми металлами, нефтепродуктами, пестицидами[5]. Основными источниками поступления техногенных загрязнителей в атмосферный воздух являются углеводороды, диоксид серы, оксиды азота, оксид углерода и другие вещества. Причиной такого положения являются недостаточная эффективность воздухоохранной деятельности на предприятиях, грубое нарушение экологических требований, отсутствие экологического контроля на предприятиях и в пределах санитарно-защитной зоны, недобросовестное отношение должностных лиц к исполнению своих обязанностей.

    Что касается состояния водных ресурсов, здесь ситуация еще более плачевна. За последние десять лет объемы финансирования управления водоохраной деятельностью сократились в 11 раз. Возрастают объемы строительства жилищных комплексов, а строительство очистных сооружений не ведется.

    В России накоплено свыше 80 миллиардов тонн отходов, ежегодно их образуется еще до 5 миллиардов тонн, то есть количество отходов заметно превышает объемы получаемого (добываемого) первичного сырья и материалов. При этом должным образом не обеспечивается система государственных, ведомственных и иных мер по утилизации, захоронению и уничтожению отходов производства и потребления, обеспечивающих отсутствие или сведение к минимуму риска нанесения экологического ущерба окружающей среде и здоровью человека.

    При расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 246 УК РФ, необходимо установить, какие именно правила охраны окружающей среды нарушены, в какой форме, каким способом, и насколько значительным является причиненный вред.

    На основании ч. 2 ст. 14 УК РФ не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Из данной нормы следует, что при определенных обстоятельствах деяние, хотя и содержит признаки преступления, не может быть признано таковым в силу отсутствия общественной опасности. Поэтому в отношении правил охраны окружающей среды при производстве работ обязательным условием является установление следующих обстоятельств: осознавало ли лицо общественную опасность совершенного деяния, могло ли это деяние причинить вред охраняемым законом социально-экологическим отношениям, причинен ли реально вред окружающей среде, не является ли этот вред малозначительным.

    Нарушение правил охраны окружающей среды может выражаться в неисполнении или ненадлежащем исполнении либо в совершении субъектом запрещенных действий. Причем такие правила касаются определенных, указанных в соответствующих актах форм поведения (начиная от проектирования вплоть до эксплуатации и вывода из эксплуатации объектов). При совершении преступления лицо руководствуется собственной волей, воздействует на нее, и принятие решения о совершении противоправного деяния зависит только от самого субъекта.

    По мнению Р.Р. Галиакбарова, мера общественной опасности поведения определяется: важностью охраняемых общественных отношений; глубиной причиняемого или грозящего им ущерба; сравнительно большой распространенностью поведения, хотя и не причиняющего серьезного вреда каждому из них в отдельности, но в совокупности способного нанести такой вред; свойствами лиц, совершающих опасные поступки, и потерпевших; своеобразием времени, способа, места совершения поступка, экологической обстановки.

    В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. C6 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические преступления» высокая степень общественной опасности экологических правонарушений обосновывается тем обстоятельством, что объектом их посягательства являются стабильность окружающей среды и природно-ресурсный потенциал, а также гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду.

    Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ, выражается в установлении за его совершение санкции – наказания в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Определенным недостатком этой уголовно-правовой нормы является то, что виновному в совершении данного преступления в основном назначается мера наказания в виде условного осуждения. Как считает А.Б. Баумштейн, причиной такого положения дел является законодательное конструирование большинства таких составов в качестве материальных[6].

    В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. С6 14 указано, что при рассмотрении дел, связанных с нарушениями экологического законодательства, особое значение приобретает установление причинной связи между совершенными деяниями и наступившими вредными последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей. Также необходимо выяснить, не вызваны ли вредные последствия иными факторами, в том числе естественно-природными, и не наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости.

    Точное и неукоснительное соблюдение правил охраны окружающей среды при производстве работ является основным условием предотвращения наступления общественно опасных последствий, и, наоборот, нарушение экологических требований, как правило, приводит к наступлению экологических последствий.


    1.2. Субъект и субъективная сторона преступления

    С субъективной стороны преступление совершается умышленно или по неосторожности. Отношение к последствиям, как правило, неосторожное.

    Думается, что отношение к причинению вреда здоровью человека может быть у субъекта только неосторожное. В противном случае не усматривается отличия данного преступлений против здоровья человека. Данное суждение имеет принципиальный характер и распространяется на все экологические преступления, где в качестве последствий указан вред здоровью человека. Кроме того, следует учесть, что санкции статей об ответственности за санкций статей об ответственности за вред здоровью человека.

    Наиболее общей нормой, призванной осуществлять уголовно-правовую охрану природы при занятии хозяйственной деятельностью, является ст. 246 УК "Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ". Однако применяется данная статья довольно редко (в 2001 году зарегистрировано 3 преступления, в 2002 - 9, в 2003 - 10), что, по мнению специалистов, вызвано недостатками законодательства[7]. В частности, указывается на сложность определения субъекта преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ[8].

     Вопрос о субъекте экологического преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ, на данный момент не получил четкого законодательного разрешения. Хотя, казалось бы, в диспозиции ст. 246 УК содержится прямое законодательное указание на свойство специального субъекта - "лица, ответственные за соблюдение правил охраны окружающей среды при производстве работ".

     Из этого исходят и в уголовно-правовой науке[9].

     Однако подобный подход к определению круга лиц, подлежащих ответственности, несколько уязвим, ибо он ставит законодательные органы перед необходимостью нормативного закрепления круга лиц, которые несут ответственность за соблюдение конкретных правил охраны окружающей среды при производстве каждого типа (вида, рода) работ. А это на практике не выполняется. Сложно предусмотреть все виды деятельности, которые могут нанести ущерб окружающей среде, да и законодатель не поспевает за бурным развитием промышленности и технологий. Уголовный закон не предусматривает возможности применения аналогий при решении вопросов установления уголовной ответственности. Таким образом, правоприменитель попадет в ситуацию сомнительности доказывания такого элемента состава преступления, как его субъект. Невозможность установления, является ли лицо, совершившее преступление субъектом, ответственным за соблюдение данных правил, может явиться основанием для отмены приговора за отсутствием состава преступления.

     Не случайно, что судебные органы зачастую игнорируют указание закона об обязательном специальном статусе субъекта рассматриваемого преступления.

     Так, в ноябре 2008 года М. незаконно произвел земляные работы по демонтажу труб оросительной системы, проходящих под землей на территории орошаемой пашни СПК "Политотдельский" Николаевского района Волгоградской области, чем причинил ущерб собственнику трубопровода и вред окружающей среде. По данному факту было возбуждено уголовное дело по ст. 246 УК и ч. 1 ст. ЗЗ0 УК РФ, а в сентябре 2009 года решением Николаевского районного суда М. был осужден. В кассационной жалобе, поданной осужденным в октябре 2009 года, было указано, что М. не может нести уголовную ответственность по ст. 246 УК РФ, так как не обладает признаками специального субъекта преступления, предусмотренного ст. 246 УК. Волгоградский областной суд оставил приговор без изменения, указав при этом, что гражданин М. может нести уголовную ответственность по ст. 246 УК, так как он приобрел трубопровод в собственность, и, следовательно, должен нести ответственность за действия, связанные с его эксплуатацией (к которой относится и демонтаж).

     Согласно ч. 2 ст. 39 ФЗ "Об охране окружающей среды в РФ", "юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством".

     Таким образом, можно утверждать, что субъектом преступления могут выступать любые лица, обладающие признаками общего субъекта уголовной ответственности. Указание в диспозиции ст. 246 на "лицо, ответственное за соблюдение этих правил" носит излишний характер и приводит лишь к необоснованному оспариванию по существу справедливых судебных решений.

     На наш взгляд, в связи с высокой степенью опасности экологических преступлений, характера последствий, предусмотренных ст. 246 УК РФ, а также исходя из презумпции знания правил охраны окружающей среды при совершении экологически значимых действий, необходимо расширить сферу применения ст. 246 УК, в законодательном порядке отказавшись от упоминания в диспозиции данной статьи каких бы то ни было качеств субъекта посягательства.


    Глава 2. Анализ экологических требований при производственных работах

    Охрана окружающей среды в процессе строительного производства включает в себя мероприятия по: предотвращению потерь природных ресурсов, рекультивации земель, предотвращению или очистке вредных выбросов в почву (ст. 37 Федерального закона "Об охране окружающей среды"). В процессе строительства, например, потребляется большое количество почвы, которую смешивают с неплодородным грунтом, загрязняют отходами, горюче-смазочными материалами, используют как грунт для насыпи под дорогу, а после завершения строительства приходится вновь завозить почву для озеленения.

    Экологические требования, которые следует соблюдать при производстве строительных работ, конкретизированы в разделе 10 СниП 3.01.01-85 от 2 сентября 1985 г. "Организация строительного производства". Согласно этим правилам, например, на территории действующих объектов не допускается не предусмотренное проектно-сметной документацией уничтожение древесно-кустарниковой растительности. В случае производства буровых работ при достижении водоносных горизонтов должны быть предприняты меры по предотвращению неорганизованного излива подземных вод. Запрещается выпуск воды со строительных площадок на склоны, если не обеспечена их защита от разлива. Если строительство ведется в пределах жилых кварталов населенных пунктов, необходимо соблюдать требования по предотвращению запыленности и загазованности воздуха, а при уборке отходов и мусора не допускается сбрасывание их с этажей зданий и сооружений без применения закрытых лотков и бункеров - накопителей[10].

    Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием представителей специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического надзора.

    Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня предельно допустимых нормативов, средствами контроля за загрязнением окружающей природной среды, без завершения запроектированных работ по охране природы, рекультивации земель, оздоровлению окружающей природной среды.

    Порядок приемки объектов с учетом требований охраны окружающей среды регламентируется постановлением Министров РСФСР "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" от 8 июня 1981 г. N 302, а также рядом иных нормативных актов хозяйственного законодательства.

    Так, например, предъявляемые на стадии приемки объектов в эксплуатацию требования конкретизированы в СНиП 3.01.04-87 ("Приемка в эксплуатацию законченных строительных объектов"), согласно п. 1.5 которого до предъявления объектов государственным приемочным комиссиям назначаемые комиссии проверяют соответствие объектов и смонтированного оборудования проектам, соответствие выполнения строительно-монтажных работ требованиям строительных норм и правил, а также подготовленность объектов к эксплуатации и выпуску продукции, включая выполнение мероприятий по обеспечению на них требований охраны труда, техники защите природной среды.

    В процессе эксплуатации предприятия, учреждения, граждане также обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды (ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

    Выброс и основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды. В разрешении устанавливаются нормативы сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей природной среды и здоровье человека.

    До перехода на нормативы сбросов вредных веществ могут устанавливаться временно согласованные нормативы (лимиты) [11].

    Экологические требования, направленные на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, создают ограничительный режим производственной деятельности промышленных, транспортных, горнодобывающих и иных предприятий в интересах охраны природы и рационального использования природных ресурсов. В действующем законодательстве они закреплены как в отношении охраны окружающей природной среды в целом, так и применительно к охране и рациональному использованию отдельных природных объектов.

    Так, законодательство об охране граждан принимать меры по предотвращению гибели животных при осуществлении производственных процессов.

    Наиболее подробно экологические требования конкретизированы применительно к охране вод, атмосферного воздуха и земель. Сброс сточных вод, например, допускается только в том случае, если это не приведет к увеличению содержания в водном объекте загрязняющих веществ свыше установленных пределов и на условиях, предусмотренных в разрешении на специальное водопользование. Предприятия-водопользователи, а также предприятия и организации, деятельность которых влияет на состояние вод, обязаны проводить технологические, гидротехнические, санитарные и иные мероприятия, обеспечивающие охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, а также улучшение состояния и режима вод.

    Все большее значение приобретают запреты и ограничения, предотвращающие выбросы атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него. Законодательством закреплена обязанность предприятий и загрязняющих веществ в атмосферу, проводить организационно-хозяйственные, технические и иные мероприятия для выполнения условий и требований, предусмотренных в разрешениях на выброс, принимать меры по снижению загрязняющих веществ, обеспечивать бесперебойную эффективную работу и поддержание в исправном состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и контроля за ними, а также осуществлять постоянный учет количества и состава загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу.

    Экологическое законодательство содержит требования о предотвращении загрязнения сельскохозяйственных и иных земель производственными отходами. Собственники земель, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны за отходами производства, химическими и радиоактивными веществами. В качестве критериев оценки загрязненности почв предусмотрено установление нормативов предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных, паразитарно-бактериальных и радиоактивных веществ в почве. Для обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов законодательством также предусмотрена возможность установления вокруг предприятий зон с особыми условиями использования (охранных, санитарных, защитных зон и т.п.). Земельные участки в пределах указанных зон у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются, но для них вводится особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые не совместимы с целями установления зон (ст. 52 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

    Комплексные экологические требования применительно к каждому отдельному предприятию конкретизируются в его экологическом паспорте, основные положения которого закреплены ГОСТом 17.00.04-90 "Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения", введенным 1 июля 1990 г. Порядок заполнения экологического паспорта определен Временными методическими рекомендациями по разработке экологического паспорта. Они являются приложением к ГОСТу 17.00.04-90.

    По поводу размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию объектов и эксплуатации энергетики действует общий порядок и установлены единые экологические требования, предусмотренные ст. 34-40 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

    Проектирование, строительство, реконструкция городов и других населенных пунктов должны соответствовать ст. 44 данного закона, ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и требованиям Градостроительного кодекса РФ, обеспечивать наиболее благоприятные экологические условия для жизни, труда и отдыха населения. Промышленные транспортные предприятия, сооружения, транспортные магистрали и другие хозяйственные объекты должны размещаться таким образом, чтобы исключить неблагоприятное влияние вредных факторов на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни населения[12].

    При планировании и застройке городов и других населенных пунктов должны предусматриваться санитарная очистка, обезвоживание, утилизация, складирование, экологически безопасное удаление, переработка либо захоронение коммунально-бытовых отходов.

    В целях охраны окружающей природной среды вокруг крупных городов и промышленных центров, крупных экологически вредных объектов создаются лесопарковые, зеленые, защитные зоны с ограниченным режимом природопользования, изъятые из интенсивного хозяйственного использования.

    Градостроительное законодательство относит экологически безопасное развитие городов, рациональное природопользование, охрану природы к одному из основных направлений в градостроительной деятельности.

    Земельный кодекс РФ 2001 г. содержит общие требования соблюдения санитарных, гигиенических, экологических норм при проектировании городской территории. Отдельно оговаривается режим земель особо охраняемых территорий и природоохранных земель оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения. Статьи 27, 94, 95 ЗК РФ ограничивают оборот этих земель и деятельность на них, если она противоречит их целевому назначению.

    В настоящее время практически нет такой отрасли хозяйства, где бы в той или иной форме не использовались радиоактивные материалы.

    Общие требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов сформулированы в ст. 48 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

    Нормы радиационной безопасности (НРБ) устанавливаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды на хранение и использование радиоактивных материалов предприятиями, радиационной безопасности (Госатомнадзор России). Захоронение отходов использования радиоактивных материалов производится по разрешению органов Министерства природных ресурсов РФ и санитарно-эпидемиологического надзора на специально отведенных для этих целей полигонах.

    Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 306 утверждены Правила принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Эти правила распространяются на ядерные объекты, установки, радиационные источники, пункты их хранения, атомные суда и другие плавучие средства, космические и летательные аппараты, транспортные и транспортабельные средства, радиоактивные вещества и радиоактивные отходы.

    Безопасность населения обеспечивается мерами, предусмотренными в Федеральном законерадиационной безопасности населения" от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ, постановлением инвентаризации мест и объектов добычи, транспортировки, переработки использования, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории РФ" от 22 июля 1992 г. N 505, постановлением организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов" от 11 октября 1997 г. N 1298 и др.

    Промышленная безопасность населения и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обеспечивается мерами, предусмотренными: Федеральным закономпромышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г., Федеральным закономбезопасности гидротехнических сооружений" от 21 июля 1997 г., постановлением опасных грузов автомобильным транспортом" от 23 апреля 1994 г. N 372 и многими другими актами.

    Экологические требования, предъявляемые законодательством к размещению, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, в полной мере относятся к военным и оборонным объектам, военной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, к дислокации войск и военной техники, кроме чрезвычайных ситуаций. (ст. 41 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

    К военным или оборонным объектам и военной деятельности следует относить предприятия по уничтожению атомного, химического, биологического оружия, деятельность по осуществлению конверсии.

    Программа охраны озонового слоя Земли становится одним из приоритетных направлений в экологической деятельности ООН. США, на долю которых приходится около 75% всего мирового производства озоноразрушающих химических веществ, и двенадцать европейских государств взяли обязательство к 2000 г. полностью прекратить производство и использование этих веществ, а до этого проводить постепенное снижение их применения.

    Российская Федерация, будучи обязательствах, принимает на себя обязанность по выполнению монреальских, венских и других договоренностей по сохранению озонового слоя (ст. 54 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

    Список химических веществ и отходов производства, вредно воздействующих на состояние озонового слоя Земли, утверждается специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды и сообщается всем министерствам и организациям.

    Постановлением Правительства РФ от 20 августа 1993 г. была создана межведомственная комиссия по охране озонового слоя при Минприроды РФ и утверждено Положение о ней.

    Аналогичные требования предъявляются к объектам, использующим химические вещества, а также для защиты от шума, вибраций, магнитных [13].

    Запрещается разработка и реализация хозяйственных и иных проектов, связанных с нарушением или разрушением высокопродуктивных экологических систем, нарушением природного равновесия, изменением климата, уничтожением генетического фонда растений и животных, наступлением необратимых последствий для здоровья человека и окружающей природной среды (ст. 50, 55 и др. Федерального закона "Об охране окружающей среды").

    Положением об оценке воздействия на окружающую среду в РФ предусматривается Перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документации на строительство которых оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) должна проводиться в обязательном порядке. ОВОС - это процедура учета экологических требований решений о социально-экономическом развитии общества, в частности, при проектировании, размещении и строительстве объектов.




    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Подводя итог работы можно сделать следующие выводы:

    1.   Предметом преступления являются правила охраны окружающей среды при производстве работ. Под ними понимают нормы, сформулированные в экологическом праве и содержащиеся в нормативных источниках различной юридической силы, регламентирующие экологические требования и направленные на обеспечение экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов.

    2.   Правила охраны окружающей среды предусмотрены в различных законодательных актах, начиная с базового природоохранного закона, а также в требованиях по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, в федеральных правилах, нормативах и стандартах.

    3.   Объективная сторона состава включает в себя нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, повлекшее существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.

    4.   Субъективная сторона допускает возможность нарушения правил охраны окружающей среды как умышленно, так и по неосторожности. Умышленно причиненный в результате нарушения правил охраны окружающей среды вред, степень тяжести которого не учтена в рамках санкции статьи, требует дополнительной квалификации по другим статьям уголовного закона. К нему следует отнести умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК).


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
    Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»// "Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133. (ред. от 14.03.2009)

    2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (с изм. от 24.07.2009)// "Российская газета", N 211-212, 30.10.2001.

    3. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2007 № 74-ФЗ (с изм. от 24.07.2009)// "Российская газета", N 121, 08.06.2006.

    4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.07.2009)// "Российская газета", N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.

    5. Баумштейн А.Б. Вина, ее формы и регламентация в составах экологических преступлений: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2006. – С. 29.

    6. Борзенков Г. Уголовное право. Учебник для вузов. М., 2009

    7. Гайков В.Т. Учебник по уголовному праву. 2-е изд. М., 2009

    8. Гаухман Л.Д. Уголовное право: учебник для вузов. М., 2009

    9. Егорова Л. Борьба с экологической преступностью не является приоритетной для правоохранительных органов // Информационный бюллетень "Президентский контроль", N 8, 2004

    10. Журавлев М.П. Учебник по уголовному праву. М., 2009

    11. Зумакулов Д., Прохоров Л. Квалификация экологических преступлений. // Российская юстиция, 2008, N 8. С. 36.

    12. Казанцев С.Я. Уголовное право. М., 2009

    13. Красиков Ю.А. Уголовное право. Учебник. М., 2009

    14. Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. – М., 1960. – С. 9.

    15. Малинин В.Б., Парфенов А.Ф. Объективная сторона преступления. – СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2004. – С. 13.

    16. Новоселов Г.П. Учебник по уголовному праву. М., 2009

    17. Обратная сторона прогресса // Российская газета. Экономика. – 2007. – 19 июля. – С6 154. – С. 2.

    18. Ревин В.П. Уголовное право России. Общая и Особенная части: учебник. – М.: Юрид. лит., 2007. – С. 128.

    19. Селиверстов В.И. Уголовное право. Учебник для вузов. М., 2009

    20. Уголовное право: учебник для юридических вузов; под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 2008. – С. 89.

    21. Юкина М.В., Захаров А.В. Экологические преступления: эколого-правовой аспект // Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции, взаимовлияние: сборник научных трудов / Под ред. Н.А. Лопашенко. Саратов, Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции: Сателлит, 2004. С. 544




    [1] Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. – М., 1960. – С. 9.

    [2] Ревин В.П. Уголовное право России. Общая и Особенная части: учебник. – М.: Юрид. лит., 2007. – С. 128.

    [3] Уголовное право: учебник для юридических вузов; под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юриспруденция, 2008. – С. 89.

    [4] Малинин В.Б., Парфенов А.Ф. Объективная сторона преступления. – СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2004. – С. 13.

    [5] Обратная сторона прогресса // Российская газета. Экономика. – 2007. – 19 июля. – C6 154. – С. 2.

    [6] Баумштейн А.Б. Вина, ее формы и регламентация в составах экологических преступлений: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2006. – С. 29.

    [9] Зумакулов Д., Прохоров Л. Квалификация экологических преступлений. // Российская юстиция, 2008, N 8. С. 36.

    [10] Красиков Ю.А. Уголовное право. Учебник. М., 2009. С. 152

    [11] Гаухман Л.Д. Уголовное право: учебник для вузов. М., 2009. С. 213

    [12] Казанцев С.Я. Уголовное право. М., 2009. С. 178

    [13] Борзенков Г. Уголовное право. Учебник для вузов. М., 2009. С. 163

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.