Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Нервная деятельность

  • Вид работы:
    Другое по теме: Нервная деятельность
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:55:45
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение. 2

    1. Строение и функции стволовой части головного мозга. 3

    3. Основные закономерности нервной деятельности. 23

    Заключение. 28

    Список литературы.. 30














    Введение

    Учение о высшей нервной деятельности — одно из величайших достижений современного естествознания: оно положило начало новой эпохе в развитии физиологии; имеет большое значение для медицины, психологии, педагогики, кибернетики, бионики и многих других отраслей практической деятельности человека. Приспособление животных и человека к изменяющимся условиям существования во внешней среде обеспечивается деятельностью нервной системы и реализуется через рефлекторную деятельность. В процессе эволюции возникли наследственно закрепленные реакции (безусловные рефлексы), которые объединяют и согласовывают функции различных органов, осуществляют адаптацию организма. У человека и высших животных в процессе индивидуальной жизни возникают качественно новые рефлекторные реакции, которые И. П. Павлов назвал условными рефлексами, считая их самой совершенной формой приспособления.











    1. Строение и функции стволовой части головного мозга

    Головной мозг человека - орган, координирующий и регулирующий все жизненные функции организма и контролирующий поведение. Все наши мысли, чувства, ощущения, желания и движения связаны с работой мозга, и если он не функционирует, человек переходит в вегетативное состояние: утрачивается способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия.

    Головной мозг состоит из пяти отделов: продолговатого, заднего (мозжечок и варолиев мост), среднего, промежуточного и переднего (большие полушария). Головной мозг в процессе эмбрионального развития формируется в результате расширения передней части нервной трубки: вначале образуется три мозговых пузыря: а затем пять. Впоследствии из этих мозговых пузырей образуются отделы головного мозга. (рисунок 1)

                                                           

    А. Нервная трубка в продольном разрезе, видны три мозговах пузыря (1; 2 и 3); 4 - часть нервной трубки, из которой развивается спинной мозг. 

    Б. Мозг зародыша сбоку (3-й месяц) - пять мозговых пузырей; 1 - концевой мозг (первый пузырь); 2 - промежуточный мозг (второй пузырь); 3 - средний мозг (третий пузырь); 4 - задний мозг (четвертый пузырь); 5 - продолговатый мозг (пятый мозговой пузырь).

    Рисунок 1.Схема. Развитие головного мозга[1]

     

    Продолговатый, задний, средний и нередко промежуточный мозг объединяют под названием "ствол головного мозга". Ствол мозга расположен у основания черепа. Он соединяет спинной мозг с передним мозгом и состоит из продолговатого мозга, моста, среднего и промежуточного мозга. Для ствола характерно расположение белого мозгового вещества по поверхности, а серое мозговое вещество располагается в глубине белого в виде отдельных скоплений - ядер серого вещества (рис. 2).

    Через средний и промежуточный мозг, как и через весь ствол, проходят двигательные пути, идущие к спинному мозгу, а также некоторые чувствительные пути от спинного мозга к вышележащим отделам головного мозга. Ниже среднего мозга расположен мост, связанный нервными волокнами с мозжечком. Самая нижняя часть ствола – продолговатый мозг – непосредственно переходит в спинной. В продолговатом мозгу расположены центры, регулирующие деятельность сердца и дыхание в зависимости от внешних обстоятельств, а также контролирующие кровяное давление, перистальтику желудка и кишечника.

    На уровне ствола проводящие пути, связывающие каждое из больших полушарий с мозжечком, перекрещиваются. Поэтому каждое из полушарий управляет противоположной стороной тела и связано с противоположным полушарием мозжечка.

    Рисунок 2. Ствол головного мозга, вид сверху и сзади.

    Продолговатый мозг является продолжением в полости черепа спинного мозга. В ядрах продолговатого мозга берут начало языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный черепно-мозговые нервы. Через него проходят пути, проводящие импульсы из спинного мозга в головной мозг и из головного мозга в спинной. Одним из важных путей является пирамидный путь, соединяющий двигательную область коры головного мозга с двигательными клетками передних рогов спинного мозга (рис.3).

    Рисунок 3.Анатомия продолговатого мозга

    Задний мозг. Входящий в него мост головного мозга также содержит ядра черепно-мозговых нервов - тройничного, отводящего, лицевого и пред-дверно-улиткового. Через продолговатый мозг и мост осуществляются регуляция АД, дыхания и ряд сложных рефлекторных актов, напримнр, глотание, кашель. В этой области на поверхность головного мозга выходят лицевой и преддверно-улитковый нервы. В задний мост входит также  Варолиев мост. Он содержит ядра серого мозгового вещества в глубине белого мозгового вещества. От этих ядер отходят черепно-мозговые нервы с V по VIII пары. По белому веществу проходят проводящие нервные пути, соединяющие вышележащие отделы головного мозга с мозжечком, продолговатым и спинным мозгом.

    Функции варолиева моста: проводниковая и рефлекторная. В этом отделе располагаются центры, управляющие деятельностью мимических и жевательных и одной из глазодвигательных мышц. В варолиев мост поступают нервные импульсы от рецепторов органов чувств, расположенных на голове: от языка (вкусовая чувствительность), внутреннего уха (слуховая чувствительность и равновесие) и кожи.

    Поперечные волокна моста образуют правую и левую средние ножки мозжечка, которые соединяют мост с мозжечком. Мозжечок расположен на задней стороне ствола, позади продолговатого мозга и моста. Масса мозжечка у взрослого человека около 150 г. Он состоит из двух полушарий, которые соединяются червем мозжечка. Поверхность полушарий и червя мозжечка покрыта многочисленными глубокими бороздами, идущими параллельно друг другу. Между бороздами лежат узкие пластинки - листки мозжечка. Полушария мозжечки покрыты сплошной трехслойной корой, которая состоит из серого мозгового вещества толщиной 1 - 1,25 мм. Мозжечок связан проводящими путями со стволовой частью головного мозга ножками мозжечка: нижние ножки связывают мозжечок с продолговатым мозгом, средние ножки - с варолиевым мостом, верхние - со средним мозгом.

    Функции мозжечка:

    - обеспечивает точность, координированность, ловкость мышечных   движений

    - участвует в поддержании тонуса скелетных мышц, позы и равновесия

    - оказывает влияние на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем. При повреждении червя мозжечка человек не может ходить и стоять, чувство равновесия нарушается. При поражении полушарий уменьшается тонус мышц, появляется сильная дрожь конечностей, нарушается точность и быстрота произвольных движений, быстрая утомляемость при движениях.

    Средний мозг. В его состав входят пластинка крыши или четверохолмие и ножки мозга. Верхние холмики четверохолмия являются первичными зрительными центрами, а нижние - слуховыми. В ножках мозга расположены красное ядро и черное вещество, а на дне мозгового (сильвиева) водопровода - ядра глазодвигательного и блокового черепно-мозговых нервов. Через ножки мозга проходят восходящие пути, несущие импульсы к таламусу и полушариям головного мозга, и нисходящие пути, проводящие импульсы к мосту, мозжечку и спинному мозгу. В среднем мозге расположена также ретикулярная формация - скопление нервных клеток с короткими многочисленными волокнами.

    Функции среднего мозга:

    ·   является центром ориентировочных зрительных и слуховых рефлексов (поворачивание головы в сторону резкого, сильного звука или яркой вспышки света)

    ·   участвует в поддержании тонуса скелетных мышц и координации движений

    ·   в нем вырабатывается серотонин - важный фактор, вызывающий сон. При повреждении среднего мозга падает тонус и нарушается координация и скорость движений, человек может потерять способность ко сну.

    Промежуточный мозг. Промежуточный мозг расположен в самой верхней части ствола между средним мозгом и большими полушариями. Он состоит из таламуса (зрительные бугры), гипоталамуса (подбугровая часть) и эпиталамус (надбугровая часть). Полостью промежуточного мозга является третий мозговой желудочек. От промежуточного мозга отходит II - я пара черепно-мозговых нервов. С гипоталамусом связана железа внутренней секреции - гипофиз, а с эпиталамусом - эпифиз. В глубине белого мозгового вещества располагается большое количество ядер серого вещества.

    Функции промежуточного мозга:

    ·   в таламус поступают все чувствительные пути от внешних и внутренних рецепторов организма (за исключением обонятельного), перерабатываются и проводятся к большие полушария; при повреждение таламуса уменьшается или полностью исчезает осознанное восприятие разных видов чувствительности.

    ·   эпиталамус связан с эпифизом, участвует в регуляции процессов, протекающих в организме в виде суточных ритмов (сон, бодрствование) за счет выработки серотонина и мелатонина.

    ·   гипоталамус является главным подкорковым центром регуляции вегетативных функций организма; в нем находятся центры терморегуляции, чувства насыщения и голода, жажды, удовольствия; гипоталамус вырабатывает нейросекреты, которые усиливают или уменьшают выработку гормонов передней долей гипофиза: либерины усиливают, а статины уменьшают; поэтому гипоталамус и гипофиз вместе образуют единую гипоталамо-гипофизарную систему, которая центром объединения нервной и гуморальной регуляции функций организма; поражение гипоталамуса приводит к тяжелейшим эндокринным и вегетативным расстройствам: снижение или повышение кровяного давления, урежение или учащение сердечного ритм, затруднения дыхания, нарушение перистальтики кишечника, нарушение терморегуляции, изменения в составе крови и др[2].

    Головной мозг заключен в мозговую коробку черепа. Масса головного мозга взрослого человека составляет в среднем 1400 - 1600 г. Головной мозг у человека развивается очень быстро: у новорожденного его масса составляет около 400 г, к семи годам уже близка к массе взрослого человека, к четырнадцати годам она почти достигает максимума. Относительные размеры и масса головного мозга у человека значительно преобладают над животными: в том числе и человекообразными обезьянами. (рисунок4)

    Рисунок 4. Головной мозг

     Большие полушария и мозжечок в отличие от ствола имеют на всей своей поверхности тонкий слой серого мозгового вещества - кору. Масса больших полушарий значительно преобладает над стволом, она составляют около 80 % всей массы мозга. От головного мозга отходит 12 пар черепно-мозговых нервов.

    1 - гипоталамус; 2 - полость III желудочка; 3 - передняя (белая) спайка; 4 - свод мозга; 5 - мозолистое тело; 6 - межталамическое сращение; 7 - таламус; 8 - эпиталамус; 9 - средний мозг; 10 - мост; 11 - мозжечок; 12 - продолговатый мозг.

    Рисунок 5. Отделы головного мозга на срединном продольном разрезе.

    2. Большие полушария. Строение и функции

    Передний мозг (большие полушария) - это самый большой и развитый отдел головного мозга, его масса составляет около 80% массы головного мозга. Передний мозг образован двумя симметричными половинами - большими полушариями, которые разделены между собой глубокой вертикальной щелью. В глубине ее лежит перемычка из белого мозгового вещества, соединяющая полушария - мозолистое тело. Белое мозговое вещество больших полушарий содержит огромное множество нервных волокон - межполушарных, внутриполушарных и тех, которые соединяют большие полушария с другими отделами головного и спинного мозга. В глубине белого вещества располагаются многочисленные ядра серого вещества. Полостями больших полушарий являются первый и второй мозговые желудочки. От переднего мозга отходит одна (первая) пара черепно-мозговых нервов.

    Поверхность больших полушарий имеет множество глубоких борозд, между которыми заключены мозговые извилины.  Вся поверхность больших полушарий, в том числе и в глубине борозд, покрыта сплошным слоем серого мозгового вещества, которое образует кору больших полушарий. Площадь коры у взрослого человека составляет в среднем 2200 - 2400 кв. см. Толщина коры от 1,5 до 4,5 мм. В коре шесть слоев нейронов, общее число которых свыше 14 миллиардов. Между нейронами коры образуются множественные синаптические связи. Кора является эволюционно самым молодым образованием головного мозга.

    1 - предцентральная борозда; 2 - предцентральная извилина; 3 - центральная борозда; 4 - постцентральная извилина; 5 - верхняя теменная долька; 6 - внутритеменная долька; 7 - нижняя теменная долька; 8 - угловая извилина; 9 - затылочный полюс; 10 - нижняя височная извилина; 12 - средняя височная извилина; 13 - верхняя височная извилина; 14 - боковая борозда; 15 - глазничная часть; 16 - нижняя лобная извилина; 17 - нижняя лобная борозда; 18 - средняя лобная извилина; 19 - верхняя лобная борозда; 20 - верхняя лобная извилина.

    Рисунок 6. Поверхность головного мозга (левая половина)


    Каждое из полушарий имеет три поверхности: наиболее выпуклую верхнелатеральную, плоскую, обращенную к противоположному полушарию медиальную и имеющую сложный рельеф, соответствующий внутреннему основанию черепа,  нижнюю, поверхность полушария или основание мозга. Наиболее выступающие участки полушарий получили название лобного, затылочного, височного полюсов. Поверхность полушарий изрезанна глубокими щелями, бороздами. Усложняют рельеф расположенные между ними участки - извилины. Глубина, протяженность борозд, их форма и направление очень изменчивы (рисунок  6).

    Поверхность больших полушарий подразделяется на доли:

    - лобная лежит впереди центральной борозды Впереди от центральной борозды почти параллельно ей тянется предцентральная борозда, которая дает начало двум параллельным бороздам, идущим к лобному полюсу. Названные борозды делят поверхность мозга на лежащую перед центральной бороздой предцентральную извилину и горизонтально идущие верхнюю, среднюю и нижнюю лобные извилины. Левая лобная доля отвечает за качества, определяющие личность человека: внимание, абстрактное мышление, стремление к инициативе, способность к решению проблем, самоконтролю и критической самооценке.Контроль за мочеиспусканием также осуществляется лобными долями головного мозга.Центр речи у большинства людей расположен в левой лобной доле, лишь в 2-5 процентах случаев за речь отвечает правая лобная доля. Расположенная в задней части лобной доли моторная зона контролирует движения конечностей противоположной стороны тела.

    - теменная располагается между центральной и теменно-затылочной бороздой. Сзади от центральной борозды и почти параллельно  ей проходит постцентральная борозда, от которой в сторону затылочной доли направляется продольная внутритеменная борозда. Эти две борозды делят теменную долю на постцентральную извилину, а также на верхнюю и нижнюю теменные дольки. Функции теменной доли:

    - ориентация в пространстве зависит от правой теменной доли,
    - способность к счету, письму, чтению определяется левой теменной долей,
    - восприятие тепла, холода, боли осуществляется обеими теменными долями.

    - сзади от теменно-затылочной борозды лежит затылочная доля.Затылочные доли отвечают за переработку зрительной информации. Правая затылочная доля воспринимает информацию, полученную с левых полей зрения, тогда как левая отвечает за правые поля зрения обоих глаз.

    - боковая борозда отделяет височную долю. Верхнелатеральная поверхность височной доли представлены двумя бороздами, идущими параллельно латеральной борозде, которые делят поверхность мозга на верхнюю,  среднюю и нижнюю извилины. Височные доли обрабатывают слуховые ощущения, звуки преобразуются в слова, понятные человеку.
    Небольшой участок мозга на внутренней поверхности височных долей, называемый гиппокамп , контролирует долговременную память.[3]

             Функции полушарий головного мозга в мыслительной деятельности весьма различны: в левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного, а в правом — конкретного образного мышления.

    Главное отличие левого полушария от правого в том, что только в нем расположены речевые центры и переработка всей поступающей в левое полушарие информации происходит с помощью словесно-знаковых систем. Левое как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно-следственные цепочки, классифицируя все объекты, выстраивая схемы, последовательно перебирая все то, что попадает в сферу его восприятия или извлекается из памяти. На это требуется время, левое полушарие действует сравнительно медленно. Правое же полушарие, в котором нет центров речи, схватывает картину мира целостно, одновременно включая в рассмотрение всю конкретную реальность, не дробя на части, а синтезируя целостный образ во всей совокупности его конкретных проявлений. Оно специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Правое полушарие действует быстро.

    Таким образом, левое полушарие можно назвать аналитическим, классификационным, абстрактным, алгоритмическим, последовательным, индуктивным. Можно сказать, что левому полушарию свойственно рационально-логическое, знаковое мышление.

    Правому полушарию соответствуют такие характеристики, как целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое (от слова "эврика!"), параллельное (одновременное, а не последовательное), дедуктивное. Его называют еще эмоциональным. Ему свойственно наглядно-образное, интуитивное, творческое мышление.

    Левое полушарие отвечает за наши способности к чтению и письму. Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.

    Обычно какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности. Например, левополушарных людей больше тянет в науку. Правополушарные больше стремятся заниматься искусством или сферами деятельности, требующими индивидуальных образных решений. Подавляющее большинство великих творцов – композиторов, писателей, поэтов, музыкантов, художников и т.п. – "правополушарные" люди.

    Вся современная цивилизация преимущественно левополушарная. Все обучение в нашей культуре ориентировано на людей с доминирующим левым полушарием. Увы, люди в большинстве своем игнорируют неисчислимые возможности, таящиеся в правой половине мозга. До сих пор еще существует недооценка значения интуиции и интуитивного познания. Ребенок поначалу является ярко выраженным правополушарным существом, но постепенно начинает подключаться и левое полушарие мозга и примерно с возраста двух лет к нему переходят наиболее важные функции (в первую очередь речь).

    Функции больших полушарий связаны прежде всего с деятельностью их коры. Кора является материальной основой высшей нервной деятельности человека. Здесь располагаются центры всех условных рефлексов. В кору поступают импульсы от всех рецепторов организма, при этом каждому виду рецепторов в коре соответствует своя сенсорная (чувствительная зона). В чувствительных зонах происходит окончательный анализ и распознавание характера действия, воспринятого определенными рецепторами.

    Кора больших полушарий функционирует как единое целое, осуществляя обработку всей чувствительной информации, контролирует и координирует деятельность организма, объединяет организм в единое целое. Кора является материальной основой психической функций человека (мышления, сознания, речи, поведения). Благодаря ее деятельности человек обладает гибкой индивидуальной приспособляемостью к постоянно меняющейся обстановке и условиям.

    Характерной особенностью строения коры является ориентированное, горизонтально-вертикальное распределение составляющих её нервных клеток по слоям и колонкам; таким образом, корковая структура отличается пространственно упорядоченным расположением функционирующих единиц и связей между ними (рис. 7).

    I — зональный слой, II — наружный зернистый слой, III — пирамидный слой, IV — внутренний зернистый слой, V — ганглионарный слой, VI — слой треугольных клеток, VII — слой веретеновидных клеток. А — нейронное строение, Б — цитоархитектоника, В — волоконная структура.

    Рисунок 7. Схема строения коры головного мозга человека:


    Наиболее крупные подразделения территории коры — древняя (палеокортекс), старая (архикортекс), новая (неокортекс) и межуточная кора. Поверхность новой коры у человека занимает 95,6%, старой 2,2%, древней 0,6%, межуточной 1,6%.

    Если представить себе кору мозга в виде единого покрова (плаща), одевающего поверхность полушарий, то основная центральная часть его составит новая кора, в то время как древняя, старая и межуточная займут место на периферии, т. е. по краям этого плаща. Древняя кора у человека и высших млекопитающих состоит из одного клеточного слоя, нечетко отделённого от нижележащих подкорковых ядер; старая кора полностью отделена от последних и представлена 2—3 слоями; новая кора состоит, как правило, из 6—7 слоев клеток; межуточные формации — переходные структуры между полями старой и новой коры, а также древней и новой коры — из 4—5 слоев клеток.[4]

             Существует тесная взаимозависимость между функциональным состоянием корковых зон и деятельностью подкорковых структур. Территории коры резко различаются по своим функциям. Большая часть древней коры входит в систему обонятельного анализатора. Старая и межуточная кора, будучи тесно связанными с древней корой как системами связей, так и эволюционно, не имеют прямого отношения к обонянию. Они входят в состав системы, ведающей регуляцией вегетативных реакций и эмоциональных состояний организма  Новая кора — совокупность конечных звеньев различных воспринимающих (сенсорных) систем (корковых концов анализаторов).

               Эти межанализаторные структуры определяют сложные формы мозговой деятельности, включающие и профессиональные навыки (нижнетеменная область), и мышление, планирование и целенаправленность действий (лобная область), и письменную и устную речь (нижняя лобная подобласть, височная, височно-теменно-затылочная и нижнетеменная области).

    Связь коры с "периферическими" образованиями - рецепторами и эффекторами - обусловливает специализацию отдельных ее участков. Различные области коры связаны со строго определенными типами рецепторов, образуя корковые отделы анализаторов. Анализатор - специализированная физиологическая система, обеспечивающая прием и переработку определенного типа раздражений. В нем различают периферический отдел - собственно рецепторные образования - и совокупность промежуточных центров. Наиболее важные центры расположены в зрительном бугре, являющемся коллектором всех видов чувствительности, и в коре больших полушарий. Основные корковые отделы анализаторов имеют следующее расположение: зрительный анализатор - в затылочной коре, слуховой - в височной, поверхностная и глубокая чувствительность - в задней центральной извилине, двигательный анализатор - в передней центральной извилине. Обонятельный анализатор располагается в эволюционно более древних отделах коры, включающих аммонов рог и поясную извилину. Вкусовая чувствительность и рецепция от внутренних органов имеют менее определенное корковое представительство, концентрируясь в основном в глубинных отделах сильвиевой борозды.

    Изучение микроскопической структуры корковых отделов анализаторов показало, что в каждом таком отделе существуют два типа клеточных зон. В центре коркового представительства анализатора располагаются первичные клеточные поля, называемые также проекционными. Их особенность состоит в том, что они имеют непосредственную связь с периферическими отделами анализатора и являются, таким образом, первыми получателями информации. Первичные клеточные поля отличаются высокой специфичностью, т.е. настроены на прием информации от определенных типов рецепторов. Кроме того, в этих полях нередко наблюдается и вполне определенное расположение представительств отдельных рецепторных зон. Так, в задней центральной извилине каждая часть тела имеет свою область проекции: в верхних отделах - нижняя конечность, в средних - рука, в нижних – лицо (рис. 8).

                     

    Рисунок 8. Кора мозга

    Аналогичная картина наблюдается и в передней извилине. В зрительной коре различные квадранты полей зрения проецируются в строго определенные участки. Таким образом, в первичных, или проекционных, зонах наблюдается высокая избирательность в приеме информации и специальная представленность отдельных рецепторных зон.

    В периферических отделах корковых представительств анализаторов располагаются вторичные, или проекционноассоциационные, клеточные зоны. Для них характерны гораздо меньшая специализированность в приеме информации и отсутствие прямой связи с периферией. В то же время эти зоны способны устанавливать контакты с другими отделами коры, а также образовывать внутри себя сложные комплексы, в которых, как считается, фиксируется прошлый опыт.

    Таким образом, вторичные клеточные зоны, надстраиваясь над первичными, обеспечивают более сложную переработку информации и формируют при каждом анализаторе специализированные блоки памяти.

    При оценке площади, занимаемой первичными и вторичными клеточными зонами анализаторов, нетрудно увидеть, что значительные пространства поверхности коры остаются как бы "незанятыми".

    К таким "свободным" территориям относятся прежде всего обширная теменно-височно-затылочная область и участки лобной доли спереди от передней центральной извилины. Между тем именно эти отделы коры неуклонно увеличиваются по мере эволюционирования и достигают наибольшего развития у человека. Специальные исследования показывают, что в этих отделах располагаются третичные корковые зоны.

    Для третичных клеточных зон характерна способность к восприятию многоплановой информации; здесь отсутствует узкая специализированность. В третичных зонах осуществляется межанализаторный анализ и синтез информации, что обеспечивает комплексную память, организацию работы мозга в целом. При этом многомерный, многоплановый анализ окружающей действительности осуществляется преимущественно в височно-теменно-затылочной области, а планирование действий, разработка сложных программ поведения производится главным образом в лобной доле. Именно в третичных зонах формируются центр речи, письма, счета, зрительно-пространственной ориентировки. Здесь фиксируются также навыки, приобретенные человеком в процессе его социального обучения. Важно отметить, что функциональная асимметрия мозга особенно наглядно выступает в работе третичных зон. Доминантное и субдоминантное полушария вносят неоднозначный вклад в осуществление "третично организованных" корковых функций.[5]

    Учитывая наличие различных клеточных зон, можно считать, что в коре головного мозга происходят две основные группы процессов: внутрианализаторные и межанализаторные. Если же подходить к этим процессам с позиций рефлекторного принципа, то они заключаются в анализе средовых воздействий, организации ответных реакций и обучении. Данные функции получили специальные наименования.

    Анализ средовых воздействий на высшем уровне по существу представляет собой распознавание, т.е. сопоставление получаемой информации с накопленной ранее. Эта функция называется гнозисом. Операции гнозиса могут осуществляться как в пределах одного анализатора, так и при взаимодействии анализаторов.

    Выработка программ действий и осуществление этих программ носит название праксиса. Как правило, праксис требует участия нескольких анализаторов, ибо ни одно действие невозможно без рецепторного контроля.

    Обучение сводится, прежде всего, к формированию памяти. Кроме того, память совершенно необходима в операциях гнозиса и праксиса. Ведь распознавание - это сравнение с уже известным, т.е. зафиксированным в памяти. В свою очередь, построение программы действий – это, прежде всего подбор готовых шаблонов, опять-таки хранящихся в памяти. Блоки памяти существуют при каждом анализаторе, а также на уровне межанализаторных систем. Особое место занимает смысловая память, являющаяся основой языка и мышления.[6] Примером основного коркового процесса может быть изучение ребенком азбуки. Знак буквы фиксируется в мозгу изображением, подкрепляется ассоциативной соответствующей букве картинкой и звуком, последовательно запоминаются слоги и слова, преобразующиеся в смысл, на который возникает ответная реакция, например: « дай», «возьми».

     Наблюдения за развитием ребенка убедительно показывают, что способность различать большие и малые предметы, определять расстояние до них, направление их движения формируются с возрастом, по мере приобретения жизненного опыта. Следовательно, гнозис - функция, формирующаяся в процессе обучения и поэтому наиболее ранимая в детском возрасте.

    Рассмотрим структурно-функциональную модель мозга, предложенную А. Р. Лурия, как субстрата психической деятельности. Согласно модели, весь мозг может быть подразделен на 3 основных структурно-функциональных блока:

     1 блок - энергетический или регуляции уровня активности мозга;

     2 блок - приёма, переработки и хранения экстероцептивной (исходящей извне) информации;

     3 блок -  программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

     Каждая высшая психическая функция осуществляется при участии всех трех блоков мозга (рис. 9).

    Рисунок 9. Три блока головного мозга

    I блок включает неспецифичские структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.

    I блок обеспечивает общий активационный фон, на котором разыгрываются все психические функции, поддерживает общий тонус ЦНС, необходимый для любой психической деятельности. I блок непосредственно связан с процессами памяти (в их модально-неспецифической форме); с запечатлением, хранением и переработкой разно-модальной информации.  Является непосредственным мозговым субстратом различных мотивационных и эмоциональных процессов и состояний. Лимбические структуры мозга (висцеральный мозг) участвуют в регуляции различных эмоциональных состояний и, прежде всего, в регуляции сравнительно элементарных эмоций: страха, боли, удовольствия, гнева, а также в регуляции мотивированных состояний и процессов, связанных с различными потребностями организма. I блок мозга воспринимает и перерабатывает самую различную интероцептивную информацию о состоянии внутренней среды организма и регулирует эти состояния с помощью нейрогуморальных, биохимических механизмов. В ретикулярной формации ствола мозга находятся ядра черепномозговых нервов, проводящие возбуждение от органов чувств, в сосудодвигательный и дыхательный центры. В верхней части I блока находятся высшие вегетативные центры, регулирующие деятельность внутренних органов.

    II блок – блок приёма, переработки и хранения экстроцептивной информации включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кинестическую. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процесссы, анализ и синтез поступающей информации, различные гностические виды психической деятельности. С участием третичных полей коры осуществляются сложные виды психической деятельности – символической, речевой, интеллектуальной.

    III блок мозга – программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности – включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. В передних отделах коры больших полушарий находятся высшие центры вегетативной нервной системы. Функция ВНС двоякая:

     1) обеспечивать относительное постоянство внутренней среды организма при различных изменениях во внешней среде и его внутреннего состояния;

     2) обеспечивать приспособительные реакции при изменении условий внешней среды и внутреннего состояния, особенно, если есть угроза самому существованию организма. В таких ситуациях возникают реакции напряжения, стресс и эмоциональное состояние ярости и страха.[7]

    3. Основные закономерности нервной деятельности

    Основные закономерности нервной деятельности:

    - Возбуждение и торможение при возникновении и распространении по коре мозга подчиняются следующим закономерностям:

    - Иррадиация возбуждения и торможения;

    - Концентрация возбуждения и торможения;

    - Взаимная индукция возбуждения и торможения, которая подразделяется на отрицательную индукцию, положительную индукцию, одновременную индукцию и последовательную индукцию (самоиндукцию);

    - Доминанта.

    Иррадиация – способность нервных процессов возбуждения и торможения распространяться в центральной нервной системе от одного ее элемента (участка) к другому.

    Иррадиация возбуждения, согласно исследованиям И. П. Павлова, лежит в основе генерализации условного рефлекса и зависит от интенсивности раздражения. Как показали исследования П. К. Анохина, иррадиация торможения является следствием проявления доминантности отрицательных воздействий внешней среды и их тормозящего действия на другие реакции.(рисунок10)

     

    Рисунок 10. Иррадиация торможения

                 Иррадиация возбуждения является физиологической основой аналитической деятельности мозга, отвлечения и первой фазы утомления учащихся на уроке, называемой фазой «двигательного беспокойства». Иррадиация торможения составляет физиологическую основу запредельного (охранительного) торможения, отвлечения и второй («тормозной») фазы утомления учащихся на уроке. Иррадиация возбуждения и торможения наступает тем раньше и проявляется тем сильнее, чем моложе учащиеся и чем однообразнее их работа.

    Сущность концентрации возбуждения и торможения: возбуждение или торможение, иррадиировавшие на соседние участки коры мозга, обладают способностью через определенное время возвращаться вместо своего первоначального возникновения. Концентрация возбуждения является физиологической основой синтетической деятельности мозга, отрицательной индукции, активного внимания и доминанты. Концентрация торможения лежит в основе положительной индукции, отвлечения и первой фазы утомления учащихся на уроке.(рисунок11)

    Рисунок 11.Концентрация торможения

              Сущность взаимной индукции: формирование очагов одного нервного процесса под влиянием очагов противоположного нервного процесса.

    Сущность отрицательной индукции: если в каком-то участке коры мозга сформировался процесс возбуждения, то вокруг этого очага возбуждения формируются очаги противоположного нервного процесса, т.е. очаги торможения. Отрицательная индукция является физиологической основой активного внимания и доминанты. Чем моложе учащиеся, тем отрицательная индукция и соответственно активное внимание менее устойчивы и менее продолжительны(рис.12).

    Рисунок 12.Индукция отрицательная.

              Сущность положительной индукции: если в каком-то участке мозга сформировался очаг торможения, то вокруг этого очага торможения формируются очаги противоположного нервного процесса, т.е. очаги возбуждения. Положительная индукция является физиологической основой первой фазы утомления учащихся на уроке и отвлечения.

    Сущность одновременной индукции: формирование очагов одного нервного процесса под влиянием очагов противоположного нервного процесса и одновременное их сосуществование, что имеет значение при аналитико-синтетической деятельности головного мозга.

    Сущность последовательной индукции (самоиндукции): последовательная  смена в одних и тех же нервных центрах одного нервного процесса противоположным нервным процессом. Часть последовательной индукции, при которой в большинстве нервных центров процесс возбуждения сменяется торможением, причем торможение охватывает обширные участки коры мозга, является физиологической основой запредельного (охранительного) торможения, а также основой отвлечения и второй («тормозной») фазы утомления учащихся на уроке. Часть же последовательной индукции, при которой, наоборот, торможение сменяется возбуждением, охватывающим обширные участки мозга, является физиологической основой аналитической деятельности, отвлечения и первой фазы утомления учащихся на уроке.[8]

    А.А. Ухтомский выдвинул и обосновал фундаментальный общебиологический принцип доминанты, лежащий в основе направленной активности живых систем любых уровней организации. Применение этого принципа к психическим процессам объясняет и доказывает многие закономерности формирования и развития человеческой личности.

    Доминанта - временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий психическим процессам и поведению человека определенную направленность и активность в данной сфере.

    Доминантный очаг может представлять собой функциональное образование в структуре личности, обеспечивающее стойкую направленность внимания, выполнение целенаправленной и системной деятельности, соответствующей этому образованию. Доминанта способна привлекать внешние раздражители, подкрепляя активность психики в данной сфере и тормозя работу других сфер.

    Доминанта является мощным активатором деятельности, представляет мотивацию, ориентацию, установку, господствующую потребность личности в реализации той или иной направленности. По словам А.А. Ухтомского, доминанта — это "центр, вокруг которого группируются вся деятельность, поведение, творчество человека".

    Доминанты могут быть чрезвычайно различны и по конкретным условиям возникновения, и по окончательным векторам. Достижения, которые они приносят, тоже могут быть чрезвычайно различны по своей ценности и по богатству результатов. Это может быть творческое вдохновение, но может быть и навязчивая идея, предрассудок поведения.

    Вся жизнедеятельность человека представляет собой совокупность, цепь сменяющих друг друга доминант; они могут быть более или менее сильными, осознаваемыми и неосознаваемыми, ситуативными и долговременными.

    Пример образования школьной доминанты: гимназия имеет свою атрибутику -Герб, Знамя, Гимн гимназии, Значок гимназиста, свои традиции и формы ученического управления. Все ученики 1-го класса в конце первой четверти вступают в ряды гимназистов на традиционном ярком празднике "Посвящение в гимназисты". Все учащиеся школы знают и исполняют стоя на школьных праздниках гимн гимназии, написанный учителем музыки школы и местным поэтом; ученики вместе с педагогами изучают историю гимназии, пополняют экспозицию школьного музея новыми экспонатами. Ежегодно по традиции  празднуется день рождения гимназии. Это праздник всей школы. На торжественное мероприятие по этому поводу приходят все учащиеся школы, их родители, учителя - ветераны. Эти мероприятия формируют у учащихся патриотизм к родной школе, городу, Родине. 






    Заключение

    В представленной работе мы ознакомились со строением органов, без наличия и полноценного функционирования которых невозможна высшая нервная деятельность человека, его существование во внешней среде, а также формирования индивидуальности. Основной орган ВНД – головной мозг человека, который состоит из пяти отделов: продолговатого, заднего, среднего, промежуточного и переднего мозга. Продолговатый, задний, средний и промежуточный мозг образует ствол головного мозга.

    Каждый из составляющих ствола – выполняет свою функцию: через продолговатый мозг проходят пути, проводящие импульсы из спинного мозга в головной мозг и обратно; задний мозг (включает варолиев мост и мозжечок) осуществляет регуляцию артериального давления, дыхания, (рефлексы глотания, кашля), управляет деятельностью мимических, жевательных, глазодвигающих мышц, отвечает за вкусовую, слуховую, кожную чувствительность, равновесие, координированность мышечных движений; средний мозг является центром ориентирорвочных зрительных и слуховых рефлексов, участвует в координации движений, в нем вырабатывается серотонин; промежуточный мозг – в таламус поступают все чувствительные пути от внешних рецепторов (исключая обоняние), перерабатываются и передаются в большие полушария, эпиталамус с эпифизом регулируют процессы сна и бодрствования, гипоталамус регулирует вегетативную функцию, осуществляет терморегуляцию, контролирует чувства насыщения, голода, жажды, удовольствия, вырабатывает нейросекреты, которые регулируют выработку гормонов передней долей гипофиса.

    В мыслительной деятельности функции полушарий различны: в левом – механизмы абстрактного, в правом – конкретного образного мышления. Левое – (только в нем расположены речевые центры) «дробит» картину мира на части, действует сравнительно медленно. Правое «схватывает» картину мира целостно, во всей совокупности конкретных проявлений. Обрабатывает информацию не в словах, а в символах, образах, действует быстро.

    Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными "психологическими орудиями", знаками, возникшими в результате длительного общественно-исторического развития человечества, к которым относится, прежде всего, речь. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихологический процесс, и лишь затем - как внутренний, интрапсихологический. При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т.е. происходит их интериоризация. Если на первых этапах формирования высшей психической функции она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы, то в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.














    Список литературы

    1. Блум Ф.,Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М,    1988г.

    2. Большая медицинская энциклопедия,М: Эксмо – 2007

    3. Боянович Ю.В., Балакирев Н.П. Анатомия человека - М: Эксмо, 2006 – 736 с.

    4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д., Биология: В 3т.-М.,2004.-Том3

    5. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека – С.Пб: Питер, 2008- 624 с.

    6. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. -  М: московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004.-400с.

    7. Ухтомский А.А. Доминанта, СПб.: Питер, 2002.- 448с.

    8. Физиология человека//Под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф.- М.: Медицина, 2001; Т1- 448 с., Т2 - 368с.

    9.  Флейшман А.Н., Мозг человека, М.: - 1994




    [1] Большая медицинская энциклопедия,М: Эксмо – 2007

    [2] Боянович Ю.В., Балакирев Н.П. Анатомия человека - М: Эксмо, 2006

    [3] Физиология человека//Под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф.- М.: Медицина, 2001

    [4] Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека – С.Пб: Питер, 2008- 624 с.

    [5] Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М,    1988г.


    [6] Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. -  М: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004.-400с.


    [7] Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека – С.Пб: Питер, 2008- 624 с.

    [8] Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М,    1988г.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Нервная деятельность ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.