Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Образовательные факторы в религиозных ориентациях современной молодёжи

  • Вид работы:
    Другое по теме: Образовательные факторы в религиозных ориентациях современной молодёжи
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:55:47
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение. 3

    Глава 1. Особенности образовательных факторов в религиозных ориентациях современной молодёжи. 6

    1.1.   Понятие религии и религиозности современной молодёжи. 6

    1.2.   Религиозные ориентации современной молодёжи. 9

    Глава 2. Анализ образовательных факторов религиозных ориентаций современной молодёжи. 18

    Заключение. 24

    Список использованной литературы.. 25

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    Введение

    Актуальность. Из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск всякого рода суеверий, оккультизма, мистики.

    Данное явление мы наблюдаем сегодня в нашей стране. Примеры массового религиозного “обращения” мы наблюдаем в группах населения разных возрастов и профессий, но особенно оно заметно среди молодежи. Это и понятно, так как у нее происходит становление ориентаций. Для нее резко изменились условия вхождения в жизнь, существенно ограничены возможности полноценного социально-гражданского становления, ею утеряны социальные и нравственно-идеологические ориентиры. Резко ослаблена роль институтов социализации молодежи, будь то семья, школа, система профессионального образования, общественно-политические организации, движения, средства массовой информации и коммуникации. Свое место в этом ряду активно занимает церковь, внося в усложнившийся процесс социального становления юношей и девушек нечто новое.

    Если религиозность населения в целом уже давно является предметом внимания российских социологов, особенно накануне и после 1000-летия крещения Руси, то специальные социологические исследования религиозности молодежи начались совсем недавно. Предметом этих исследований являются верования молодежи; ее отношение к религии; религиозная деятельность, факторы, влияющие на религиозность юношей и девушек. Объектом таких исследований как правило является молодежь (15-30 лет), учащаяся в различных учебных заведениях. Все социологи отмечают  рост религиозности молодежи в настоящее время, по сравнению с восьмидесятыми годами, но некоторый процент молодых россиян обращается к деятельности в нетрадиционных религиозных организациях, большинство из которых деструктивные.[1]

    Социология религиозности молодежи является специальной социологической дисциплиной, формирующейся на стыке религиоведения, социологии религии и социологии молодежи и других дисциплин.

    Цель исследования: изучить образовательные факторы в религиозных ориентациях современной молодёжи.

    Объект исследования: религиозные ориентации современной молодёжи.

    Предмет исследования: образовательные факторы в религиозных ориентациях современной молодёжи.

    Задачи исследования:

    1) Изучить понятия религия и религиозность современной молодёжи.

    2) Изучить религиозные ориентации современной молодёжи.

    3) Проанализировать образовательные факторы в религиозных ориентациях современной молодёжи.

    Гипотеза исследования: религиозные ориентации современной молодёжи положительно влияют на её нравственные ценности.

    Степень научной разработанности проблемы.

    Проблеме взаимоотношения религии и образования относятся работы В. Федорова, И. Кропочева, Т.В. Скляровой, Ю.В. Балакшиной, Л. Джуссани, А. Меня, Г. Флоровского и других. Акцентируют внимание на религиоведческом подходе к преподаванию в учебных заведениях, публикации А.Н.Красникова, Е.С.Элбакян, И.Н. Яблокова, В.В.Миронова, Д.М. Угриновича и других. Занимались данной проблемой и западные и российские исследователи - М.Гриммит, Дж. Хал, Н.Смарт, Н.Ф. Козырев и другие, для которых религиозное образование выступает как «наука у религии» или «неконфессиональное религиозное образование», как синтез религиозного образования и воспитания. Религиозное образование понимается здесь в нейтрально-критическом и информативном контексте, а религия выступает как ресурс развития личности.

    Проблематика формирования религиозного и религиоведческого образования на Западе рассмотрена в публикациях Н.Ф. Козырева, Е.Мирошниковой, М.М. Шахнович, С.А. Мозгового, Р. Джэксона, Н.Смарта, Дж.Ваарденбурга, Э.Урайта и Э.-М. Брандом, Патрика Дж. Бьюкенена, Ж. Боберо, Дж. Вортингтона, Д. Бэйтса, Л. Фрэнсиса, К. Грефлейна, М. Гриммита, Г. Шмида, Г. Морриса.

    Проблемы взаимосвязи религиозного образования и нравственного воспитания изучены такими авторами как Н.М. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Зеньковский, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Г.А. Камалова, Л.Н. Квашнина, М.Т. Андрюшенко, В.А. Васильев, Л.А. Кудаева, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Л.Н. Модзалевский, К. Нипков, Л.В. Панкратова, Д.И. Пономарев, А.В. Торопов, И.А. Абдуразаков, О.Ф. Ефремова, О.А. Иванова и другими.

    Исследования становления науки о религии, религиоведения, представлены в работах В.И.Гараджи, И.В.Понкина, И.Н.Яблокова, Е.Элбакян, А.Н.Красникова, М.Элиаде, Ж. Ваарденбурга, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Э. Жильсона, К. Леви-Строса, Ф.М. Мюллера, Р. Отто, П. Рикера, Дж. Фрезера, З. Фрейда, Д.П. Шантепи де ла Соссей, М. Бубера, М. Шелера, Х.-Г. Гадамера, И.Ф. Гербарта, С.И. Гессена, В.Л. Гинзбурга, Х. Дрейфуса, Э. Дюркгейма, Ф. Капры, Ю.А. Кимилева, И. Ленгмюра, Д.Е. Мануйловой, К. Поппера, Э.Б. Тайлова, Дж. Р.Р. Толкина, М. Хайдеггера, Ф.Д. Шлеймахера, Э. Эванса-Притчарда, К. Фиоре, Дж. Халла, З.С. Джонса, В. Пенненберга, А. Радклифф-Брауна, М. Русецки, А.Д. Айера и других.







    Глава 1. Особенности образовательных факторов в религиозных ориентациях современной молодёжи

    1.1.   Понятие религии и религиозности современной молодёжи

    Религия - стержневой фактор в формировании духовности личности. Духовность человека определяется, конечно, не только религией. Религиозный фанатик, как и воинствующий атеист-экстремист, вызывает в душе неприятие, беспокойство, даже тревогу. Атеист, признающий свободу совести, понимающий общечеловеческие нравственные ценности, может не уступать в духовности любому верующему. Здесь ни к чему крайности, взаимоисключающие альтернативы. Жизнь многосложна, демократия в любой сфере, особенно в сфере образования, немыслима без плюрализма мнений, взглядов, убеждений.

    Вера в Бога не может и не должна стать модой, ибо главным компонентом этой сферы является любовь к человеку. Сама по себе, отдельно от всего комплекса межличностных отношений, вера в Бога не может быть спасительной в духовной жизни людей. Важно гармоническое взаимодействие всех сторон духовной жизни.[2]

    Молодежь в силу ряда факторов: небольшой жизненный опыт и меняющиеся жизненные ориентиры, большая внушаемость и стремление к новому и неизведанному - является благодатной «почвой» для внедрения различных, в том числе и религиозных идей. В то же время, нельзя, безусловно, сводить усиление религиозности молодых только к психологическим особенностям этой возрастной группы. Как показывают многие исследования, одной из основных тенденций развития постсоветского массового сознания является его «конфессионализация» и особенно это касается молодого поколения.

    Религиозность - характеристика сознания и поведения отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему.

    Религиозность молодежи - степень приобщения молодежи к религиозным ценностям и системам. Определенная форма или степень религиозного сознания, опыта и поведения молодежи.

    Анализ религиозности российской молодежи позволяет, прежде всего, констатировать новое - по сравнению с данными доперестроечного периода явление. Речь идет о преодолении ранее бытовавших среди молодежи отрицательных, насаждаемых школьными программами и атеистическим воспитанием в целом, стереотипов (вроде того, что "религия мешает развитию науки", "религия - удел старушек" и т. д.).

    Если еще 10-15 лет тому назад среди всех возрастных групп самый низкий показатель религиозности (1 - 2%) был среди молодых (среди взрослых - около 10%), то ныне возрастные различия не влияют сколько-нибудь заметно на религиозность населения. В этом можно убедиться по ответам респондентов всех мировоззренческих групп. Так, верующих в Бога среди опрошенной молодежи оказалось 32,1%, а среди взрослых - 34,9%; колеблющихся между верой и неверием - соответственно 27% и 27,6%; безразлично относящихся к религии - 13,9% и 14,7%; неверующих - 14,6% и 13,5%. Относительно заметная разница фиксируется лишь среди верующих в сверхъестественные силы (соответственно, 12,4% и 9,3%), что, видимо, связано с увлечением молодежи различными формами нетрадиционной религиозности, в том числе вневероисповеданной мистикой (вера в общение с духами, магию, знахарство, гадание, колдовство, астрологию). Развитию отмеченного интереса к оккультизму, эзотерическим направлениям, всегда возрастающего в эпохи крутых общественных перемен, содействует и распространяемая в последнее время в изрядном количестве оккультная литература.

    Для объективного понимания роли и места религии в сознании молодежи важно учесть и то, что значительное число молодых людей - отнюдь не только верующих в Бога, но и представителей других мировоззренческих групп, включая индифферентных и неверующих, - считают себя сторонниками традиционных религий.

    Сказывается здесь, среди прочих причин, тесная связь религиозного и национального самосознания. Отрицая свою религиозность при мировоззренческой самоидентификации, молодежь в то же время относит себя к приверженцам традиционных религиозных объединений. Таким образом, православие или ислам воспринимаются не только как собственно религиозная система, а как естественная культурная среда, национальный образ жизни ("русский - поэтому православный", "татарин - поэтому мусульманин"). Так, к православным отнесли себя не только 56,2% колеблющихся, 24,1% верующих в сверхъестественные силы, но и 8,8% индифферентных и даже 2,1% неверующих молодых людей.[3]

    Религиозное мировоззрение многих молодых людей довольно рыхло, размыто. Например, к колеблющимся между верой и неверием отнесли себя 32,7% православных, 30,0% мусульман, 14,3% протестантов; к верующим в сверхъестественные силы -6,5% православных, 6,7% мусульман, 6,3% католиков, 10,0% иудеев, а также 37,7% верующих, не принадлежащих к какой-либо конкретной конфессии.

    Уважение к национально-конфессиональным традициям, однако, вовсе не означает готовности беспрекословно следовать социально-политическим и духовным предписаниям религиозных лидеров. Так, на вопрос: "Какую роль, по Вашему мнению, должны играть религиозные организации в духовной и общественной жизни нашей страны?", ответы распределились следующим образом: за активную роль конфессий именно в общественно-политической жизни общества высказалось лишь 5,4% молодых респондентов,  значительно больше (24,0%) считают, что деятельность конфессий должна быть направлена только на удовлетворение религиозных потребностей верующих, и почти половина (49,2%) молодых людей полагает, что деятельность конфессий должна быть строго ограничена - служить укреплению духовности и нравственности в обществе. Сходные ответы были получены и среди взрослого населения (соответственно 7,0%; 24,0%; 59,7%).

    Этот тезис примерно в равной мере распространен в общественном мнении молодежи, принадлежащей к самым разным мировоззренческим группам (верующие в Бога - 56,1%, колеблющиеся - 52,4%, верующие в сверхъестественные силы - 58,4%, индифферентные - 35,0%, неверующие - 34,2%), а также конфессиональных групп (православных - 56,0%, мусульман - 60,0%, католиков 75,0%, протестантов - 64,3%, буддистов - 50,0%).

    Таким образом, большинство молодежи, положительно относясь к возрастанию влияния религиозных организаций, фактически выражает пожелание, чтобы религиозные организации четко определили свое место в общественной жизни и не вмешивались я сферы, лежащие вне их компетенции.[4]




    1.2.   Религиозные ориентации современной молодёжи

    Для многих людей религия — привычка или же родовое изобретение, используемое для церемоний, для удобства в семье, для личностного комфорта. Это нечто, нужное для того, чтобы его использовать, а не для того, чтобы ради него жить. Оно может быть способом повышения статуса, поддержания уверенности в себе. Оно может быть использовано как защита от реальности, как божественное одобрение образа жизни. Подобное чувство дает уверенность в том, что Бог видит вещи такими же, какими их видит человек. В данном случае речь идёт о внешней религиозной ориентации. Человек с внешней религиозной ориентацией обращен к Богу, но не отстранен от себя. Этот тип религиозности по сути своей — щит для центрированности на себе.

    Люди, принадлежащие к этому типу, как оказалось, обычно посещают церковь нерегулярно. На самом деле они не набожны. Они используют религию для своего удобства. Некоторые из них посещают церковь лишь трижды: на собственных крестинах, собственной свадьбе и собственных похоронах. Неудивительно, что подобный тип религиозности коррелирует с наличием у человека большого количества предрассудков.

    Внутренняя религиозная ориентация не является ни способом для борьбы со страхом, ни формой конформности, ни сексуальной сублимацией, ни средством реализации желаний. Все эти мотивы вторичны. Этнические отношения, частная жизнь, личные проблемы, чувство вины, онтологическая тревога — все это регулируется всеобъемлющим обязательством, до некоторой степени интеллектуальным, но более всего фундаментально мотивационным. Это обязательство целостно, оно покрывает весь опыт личности, как научный, так и эмоциональный. Такая религия существует не для того, чтобы служить человеку удобным инструментом, скорее человек обязан служить ей.

    Неудивительно, что люди с таким типом общей ориентации толерантны и сострадательны по отношению к окружающим.[5]

    Центр социологических исследований МГУ им. М.В.Ломоносова провел социологическое исследование, в ходе которого методом формализованного интервью по анкете было опрошено около 4 тысяч человек трех возрастных групп: 17 лет (1100 чел.) и по 1400 чел. в возрасте 24 лет и 31 года (то есть возрастной интервал — 7 лет).

    В анкету был включен блок вопросов об отношении молодежи к религии. Определялся уровень и характер религиозности, конфессиональная принадлежность, значимость веры для личности, религиозный стаж (устойчивость веры), развитие знаний о религии, содержание религиозного сознания и поведения (посещение церкви, чтение молитв), религиозная мотивация социального поведения, и в частности, отношение к браку, оформленному в соответствии с религиозными нормами.

    От того, как молодежь относится к религии, зависит перспектива развития религиозной ситуации в России. Проведенный опрос показал, что мировоззрение молодежи эклектично, поверхностно, а в силу возраста — еще и неустойчиво, ее религиозность скорее потенциальная, конформистская: есть желание быть как все, называться верующими, православными, соответствовать распространяемому в обществе, СМИ стереотипу духовности, вести себя как верующие, отмечать церковные праздники, венчаться, крестить детей. Однако по-настоящему, всерьез приобщаться к вере и церкви, стать глубоко религиозными молодые люди не намереваются. Вместе с тем, очевидно, что в молодежной среде в настоящее время предрасположенность к религии преобладает над прежней установкой на атеизм.[6]

    Изучение и сравнение религиозных характеристик разных возрастных групп молодежи позволило выявить различия в отношении к религии в зависимости от пола и от возраста. Некоторое увеличение религиозности наблюдается в группе юных — 17-летних, в сравнении с молодежью более зрелого возраста. В то же время уровень религиозности 24-летних и 31-летних одинаков. Так, среди 17-летних верующими себя признали чуть больше половины опрошенных (52%), а среди 24-летних и 31-летних верующих оказалось меньше почти на 10% — по 43-44% в каждой возрастной группе.

    Данные обследования свидетельствуют о том, что религиозное самоопределение молодежи в основном складывается в 20-25 лет. По достижении этого возраста сознание молодых людей, как правило, обретает черты мировоззренческой устойчивости. На таком фоне повышенная религиозность 17-летних выглядит скорее как детская доверчивость, наивная вера в Бога или в колдунов, гороскопы, и т.д., что объясняется открытостью незрелого, некритичного разума, только начинающего познавать мир, ко всему новому, таинственному, необъяснимому.

    Соответственно безразличие к религии и неверие юным свойственно меньше, чем более старшим представителям молодого поколения. Так, неверующих среди юных 17-летних оказалось на 10-15% меньше, по сравнению с 24-х и 31-летними (соответственно 22:33:37%). Соотношение верующих и неверующих среди юных превышает соотношение 2:1 (на 52% верующих приходится 22% неверующих), среди 24-летних (44:33), т.е. примерно 1,5:1; а среди 31-летних — почти 1:1 (43:37).[7]

    На первый взгляд, кажется что религиозность у молодежи с возрастом убывает (с 52% среди 17-летних до 43% у 24-х и 31-летних), а неверие, атеизм — соответственно возрастают (с 22% — среди 17-летних до 37% — у 31-летних). Но надо учитывать изменившуюся за последние годы религиозную обстановку в России. В таком случае вернее будет сказать, что новое, совсем юное поколение, которое формировалось в атмосфере возрождения религии и которое только вступает в жизнь, становится более религиозным, или, по крайней мере, среди них больше тех, кто считает себя верующими. По-видимому, дело не только в возрастном отличии разных групп молодежи, а в том, что возрастной интервал в 7 и 14 лет разделил молодежь и в качественном смысле на тех, чье интеллектуальное развитие и духовое созревание происходило в разные исторические отрезки времени — до перестройки, во время нее и после перестройки. Перестройка, как известно, ознаменовалась возрождением интереса к религии, когда в Россию хлынул поток христианских и иных проповедников, появились религиозные передачи на радио и ТВ, началось массовое распространение Библии, стали открываться воскресные школы при храмах и даже появились элементы религиозного обучения в некоторых школах, гимназиях, лицеях.

    Анализ полученных данных и социальной ситуации позволяет утверждать, что увеличение численности группы 17-летних, верующих на 8-10%, по сравнению со старшими молодежными группами и есть результат изменившейся духовной атмосферы общества. Такие результаты — плоды процесса возрождающегося интереса к религии и церкви, реакция массового сознания на то, что религиозность приветствуется, поощряется государством, СМИ, значение религии, особенно православия, всячески подчеркивается, а атеизм — безоговорочно отвергается.[8]

    Также надо отметить, что существенные различия в религиозном мировоззрении молодежи прослеживаются не только в зависимости от возраста, но в еще большей степени в зависимости от пола респондентов. Однако такие различия — уже традиционные особенности отношения к религии мужчин и женщин: то есть гендерные особенности религиозности.

    Как и следовало ожидать, вера и все связанные с ней проявления оказались значительно выше среди женской половины молодежи, по сравнению с мужской. Такое различие сохраняется во всех возрастных группах: от 17 лет до 31 года. Однако среди 17-летних традиционный разрыв между верующими и неверующими мужчинами и женщинами сокращается. Это также указывает на то, что религиозное сознание юных в наши дни формируется не только и не столько индивидуально и в семье, где под влиянием верующих мам и бабушек к религии приобщаются в основном девочки, сколько тотально — обществом, СМИ, ТВ.[9]

    Таблица 1. Соотношение численности мужчин и женщин в различных мировоззренческих группах наглядно демонстрирует следующая таблица (в % от численности групп опрошенных определенного пола и возраста):

    Возраст

    верующие

    колеблющиеся

    безразличные

    неверующие

    муж.

    жен.

    муж.

    жен.

    муж.

    жен.

    муж.

    жен.

    17 лет

    43

    62

    11

    11

    17

    6

    24

    20

    24 года

    33

    54

    7

    8

    16

    8

    38

    27

    31 год

    26

    52

    6

    8

    13

    6

    42

    32

    Различия в изучаемых возрастных группах сохраняются и по признаку конфессиональной принадлежности. Так доля православных составляет: 42% среди 17-летних юношей и девушек и по 36% среди 24-х и 31-летних, а всех христиан — 52% от числа 17-летних и по 43-44% среди 24-х и 31-летних. Христиане состоят в основном из православных (основная масса респондентов) и «просто христиан» (7-8%), в то же время приверженцы других религий и конфессий не превышают 1% опрошенных, за исключением ислама — 3% (однако по поводу ислама следует оговориться, что опрос не проводился в «горячих точках», где наиболее активно происходит исламизация, тем не менее отсутствие значительных признаков возрождения ислама среди самых юных опрошенных представителей «этнических мусульман» можно объяснить тем, что ТВ, СМИ в основном пропагандируют христианство). Рассмотрение конкретных групп православных приводит к выводу о том, что процентный рост приверженцев православной веры происходит за счет прихода к православию 17-летних юношей при сохранении неизменного, но более высокого процента православных девушек и женщин.[10]

    Впрочем, гендерные различия наблюдаются не столько в уровне религиозности юношей и девушек, сколько в ее характере: церковном поведении, соблюдении обрядов, совершении молитвы, содержании веры.

    Кстати, общая черта религиозности всей опрошенной молодежи — это равнодушие к повседневной церковной обрядности (исключением является обряд венчания). Так, соблюдают обряды лишь 3-3,5% опрошенных во всех трех возрастных группах. При этом девушки в большей степени привержены обрядам, и особенно самые молодые, те, которые еще находятся под влиянием семьи. Среди девушек самой молодой возрастной группы, соблюдающих обряды в 4 раза больше, чем среди юношей (5,5% : 1,5%), тогда как среди 24-х и 31-летних женщин-«обрядоверов» лишь в 1,5-2 раза больше, чем среди мужчин соответствующих возрастных групп.[11]

    Повышенная женская религиозность обусловлена преобладанием в сознании женщин таких качеств, как интуиция, образность, эмоциональность, что делает их более восприимчивыми к религии, раскрывающей возвышенный мир божественных существ и явлений, священной истории, полной чудес. Мужчинам в большей степени, чем женщинам свойственны рассудочная логика, здравый смысл, которые вызывают недоверие к религиозной информации, способствуют критическому отношению к символам, образам, догматам религии, что проявилось в меньшей религиозности опрошенных молодых мужчин. Вместе с тем повышенную религиозность 17-летних юношей можно объяснить именно незрелостью этих качеств мужского сознания.

    Крупные социально-политические и культурные перемены, демографические сдвиги вызвали заметное оживление и распространение нетрадиционных конфессий в нашей стране. Коренное расхождение между духовными ценностями традиционного православия и материально-потребительской ориентацией современного российского общества во многом объясняет то, что молодежь предпочитает нетрадиционные религии, среди которых – религиозные объединения, как правило, ориентирующие молодых людей на успех в повседневной жизни. Распространение получили в России тоталитарные секты, которые заставляют человека отказаться не только от ориентации на личный успех, но и вообще приводят к изоляции от общества.

    По данным исследования, около половины (49,5%) респондентов знают, что такое нетрадиционные религии. Вместе с тем, значительная часть (34,0%) молодых людей не имеет об этом явлении никакого представления, а 16,5% затруднились с ответом.

    60,0% опрошенных информированы о том, что между сектой и нетрадиционными религиями есть разница, 20,0% испытуемых считают, что эти явления ничем друг от друга не отличаются. Существенное количество (20,0%) составляют те, кто затруднился ответить, чем отличаются нетрадиционные конфессии от тоталитарных деструктивных культов.

    Можно констатировать, что современная молодежь слабо осведомлена по вопросу нетрадиционных религий, весомый процент молодых людей очень часто не видит разницы между такого рода конфессиями и тоталитарными сектами, причисляют к ним буддизм, христианство (католицизм и протестантизм), ислам, иудаизм, которые являются традиционными для России (согласно Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" 1997 г.), а также адвентизм, баптизм, пятидесятничество, не отличающиеся деструктивным характером деятельности.

    По мнению 26,5% опрошенной молодежи, на распространение нетрадиционных религий в нашей стране оказывает влияние активная деятельность зарубежных проповедников, 18,0% анкетируемых назвали перемены в социальной и культурной жизни общества. 16,0% считают проникновение нетрадиционных верований на территорию нашего государства следствием их привлекательности. Реже среди причин распространения нетрадиционных религий в стране отмечались: падение популярности традиционных религий; новые политические условия; крах коммунистической идеологии; финансовая поддержка из-за рубежа.

    Следует отметить, что нетрадиционных конфессий общероссийского масштаба опрошенные знают больше, чем нетрадиционных верований, функционирующих в городе, однако респонденты обозначили далеко не весь перечень данных религиозных образований.[12]























    Глава 2. Анализ образовательных факторов религиозных ориентаций современной молодёжи

    Принципиальной правовой основой проблемы "образование – религия" является признание нынешним российским законодательством светского характера образования в государственных учебных заведениях. Оно не может быть ни атеистическим, ни религиозным, но учебные заведения призваны предоставлять всем учащимся знания и представления о религии.

    Результаты исследования показали, что абсолютное большинство опрошенной современной молодёжи не имеет какого-либо религиозного образования. На вопрос анкеты "Был (есть) ли предмет "Религиоведение" ("Богословие" и т. п.) у Вас в школе, ССУЗе, вузе?" 91,5% молодых людей дали отрицательный ответ.

    Религиоведение – наука междисциплинарная, сочетающая достижения в анализе религии таких наук как история, социология, психология, философия, филология, антропология и др.

    Исследователи убеждены, что в каждой школе должны преподаваться предметы, которые дают не только общие знания, но и формируют личность ребенка вне зависимости от пола, образовывают его в самом широком смысле. Таким предметом должно стать религиоведение.

    В курсе этой дисциплины преподаватели рассказывают учащимся о традициях и правилах своего народа, развивают в них национальное самосознание. Необходимо, чтобы ребенок понимал: чем одно вероисповедание отличается от другого, в чем их сходство. И, естественно, учить молитвы никто на уроках не будет.[13]

    Обращает на себя внимание тот факт, что 54,5% опрошенных не считают необходимым преподавание религии в учебных заведениях, 37,5% туляков высказали противоположное мнение. 8,0% испытали затруднения с ответом. Позиции респондентов относительно религиозного воспитания распределились равномерно: 45,5% высказались за обязательное религиозное воспитание детей и молодежи, 49,0% – против. При этом один или оба родителя являются верующими у более половины (59,5%) участвующих в исследовании. У 20,0% опрошенных родители – атеисты, 20,5% отказались отвечать.

    В ходе социологического опроса респондентам был задан вопрос: «Какова роль религии в Вашей жизни?» Основываясь на полученных ответах, можно разделить всех опрошенных на 4 типа. Первый тип (16,0%) можно назвать "достаточно религиозными" – это молодые люди, которые заявили, что религия играет в их жизни очень важную роль. Второй (17,5%) "относительно религиозный" тип составили респонденты, в жизни которых религия играет скорее важную, чем неважную роль. Первый и второй типы объединены общим признаком ориентированности на религиозные ценности. Третий (21,0%) "мало религиозный" тип включает анкетируемых, в жизни которых религия играет скорее неважную, чем важную роль. Атеистами они себя не признают, но назвать себя достаточно религиозными тоже не решаются. Четвертый (27,0%) тип ("нерелигиозный" представлен теми, кто заявил, что религия играет не важную роль в их жизни. Это могут быть как агностики, скептики, просто религиозно-индифферентные, так и активные богоборцы. Затруднились и отказались отвечать – 14,5% и 4,0% соответственно.

    Поскольку для выяснения конкретного содержания религиозности необходимо знание не только о приоритете ценностей, но и о деятельностной стороне жизни молодых людей, нашей задачей было изучение показателей религиозной веры и религиозного поведения. Согласно полученным данным, верующими считают себя 35,5% участников опроса, колеблются между верой и неверием – 31,5%, неверующими являются 16,0% туляков, 15,0% испытали затруднения при ответе на заданный вопрос. Отказались отвечать всего 2,0%. При этом верующих среди опрошенных от 20 лет и выше почти в 2 раза больше по сравнению с возрастной категорией 14 – 19 лет. Среди верующих юношей и девушек  не наблюдается существенных различий. Однако среди неверующих почти в 2 раза больше мужчин, чем женщин.

    В перечне причин, побудивших молодых людей обратиться к вере, большинство (16,5%) респондентов отметило желание найти опору в трудных жизненных ситуациях. 9,0% стали верующими под влиянием своего окружения (друзей и родственников); 3,0% – из-за неудач в любви, дружбе, учебе; по 0,5% опрошенных – вследствие желания найти друзей, партнеров по общению и размышлений о смысле жизни.

    То есть можно сказать, что вера помогает современной молодёжи не только забыть своё горе или неудачи, но ещё и помогает найти опору в трудных жизненных ситуациях.

    Программа религиоведения направлена на изучение становления психологии религии как части религиоведения; основных течений и представителей психологии религии; источников психологических исследований религии; светской и конфессиональной психологии религии, их основных разновидностей; выявляются различия религиозной психологии и психологии религии; исследуется специфика общепсихологических и социально-психологических подходов к изучению религии; психоаналитической интерпретации религии; возрастной психологии религии; пастырской психологии; раскрывается содержание психологической теории религии: психологические предпосылки религии, понятия религиозного опыта; религиозные потребности, чувства, настроения, вера, экстаз; психология религиозного культа и общения, молитвы и медитации; психология религиозных групп и ее соотношения с психологией индивида; религиозно-психологические типы личностей; указывается значение религиозной психотерапии.[14]

    Одним из важнейших социальных показателей религиозности является религиозная мотивация поступков. Как же соотносится религия и жизнь молодежи? Оказывает ли влияние религиозная вера на события личной жизни, в частности, на такое важное, как бракосочетание? Согласно полученным данным, численность верующих и желающих вступить в брак по религиозному обряду примерно совпадает, причем у самой юной молодежи больше, чем у тех, кто постарше. Так, в группе 15-19 лет среди опрошенных 52% верующих и 50% желающих вступить в религиозный брак, а в старших молодежных группах — по 43% верующих и по 32-36% желающих венчаться. Таким образом, среди юных в 1,5 раза больше желающих заключить брак по религиозному обряду, чем среди более взрослой молодежи, которая еще не состоит в браке.

    Отрывочные знания о религии, рассматриваемые в курсах «Философия» или «Культурология», явно недостаточны для требований, предъявляемых к современным специалистам, получающим высшее образование. Религия является социокультурным феноменом, тесно переплетающимся с традициями и национальной психологией. Без знания истории религии и свободомыслия, основ философии, социологии и психологии религии невозможно понять культурные и исторические корни  многих явлений в истории и современности. Кроме того, религиозный фактор играет все возрастающую роль как в мировой политике, так и во внешней и внутренней политике России.

    В современном классическом образовании представляется необходимым введение в рамках федерального компонента дисциплины «Религиоведение». Такой курс вместе с тем, что способствует формированию общекультурного подхода, отвечает запросам новой онтологии науки и образования, поскольку обеспечивает межпредметный характер фундаментального образования. Взаимодействие и взаимовлияние различных языков – понятий конкретных наук, философии и теологии – также представляют собой широкое поле междициплинарности. В содержание курса логично включить раздел, рассматривающий основы международного и российского законодательства в отношении свободы совести.

    Религиоведение представляет собой комплексную междисциплинарную науку, использующую методологию социальных наук (социологии, психологии, этнологии, философии, истории) и наук о культуре (языкознания, культурологии, искусствоведения).

    Анализ программ по религиоведению для нерелигиоведческих специальностей большинства вузов показывает, что они содержат, главным образом, материал лишь по истории религий. Это обусловлено недостатком квалифицированных преподавателей, которые могли бы обеспечить качественное религиоведческое образование, свободное как от научной односторонности (и включающее все сферы религиоведения – историю, философию, социологию, психологию, географию и др.), так и от односторонности конфессиональной (от изложения материала с позиции какой-либо одной религии).

    Кроме того, в учебных планах вузов этой дисциплине часто отводится недостаточное количество учебных часов. Предлагается курс религиоведения на 36 ч (из них 22 ч лекционных и 14 ч семинарских занятий), который бы включал, помимо исторической тематики, и иные разделы.[15]

    Преподавать религиоведение целесообразнее на старших курсах, после

    освоения студентами дисциплины «Философия».

    Социологический опрос, проведённый среди молодых людей 18-23 лет, показал следующие результаты: большинство опрошенной современной молодёжи (54%) считает, что дисциплина «Религиоведение» способна вызвать многочисленные изменения, такие как воспитание отношения к нравственным ценностям, доброты, доверия, любви, искренности. Другие 38% опрошенных считают, что данный предмет не может оказать положительное влияние современную молодёжь. 8 % испытуемых затруднились ответить.

    Таким образом, в результате анализа образовательных факторов в современных ориентациях современной молодёжи, мы можем сказать, что религиозные ориентации современной молодёжи могут оказать положительное влияние на самопознание, личностный и нравственный рост молодых людей, что доказывает гипотезу нашего исследования.






















    Заключение

    Религия - стержневой фактор в формировании духовности личности.

    Вера в Бога не может и не должна стать модой, ибо главным компонентом этой сферы является любовь к человеку. Сама по себе, отдельно от всего комплекса межличностных отношений, вера в Бога не может быть спасительной в духовной жизни людей. Важно гармоническое взаимодействие всех сторон духовной жизни.

    Молодежь в силу ряда факторов: небольшой жизненный опыт и меняющиеся жизненные ориентиры, большая внушаемость и стремление к новому и неизведанному - является благодатной «почвой» для внедрения различных, в том числе и религиозных идей.

    Религиозность молодежи - степень приобщения молодежи к религиозным ценностям и системам. Определенная форма или степень религиозного сознания, опыта и поведения молодежи.

    Современная молодёжь всё больше и больше приобщается к религии.

    По мнению испытуемых, религия помогает им справиться с жизненными трудностями, обрести друзей, изменить свои личностные установки.

    Очень важным является отношение молодёжи к дисциплине религиоведение. Как выяснилось позитивное и негативное отношение к данной дисциплине среди опрошенных почти одинаково, но вот большинство анкетируемых считают, что религиоведение способно повлиять на личностные характеристики человека. А ведь если религия способна сделать молодёжь добрее, отзывчивее, дружелюбнее, действительно стоит преподавать религиоведение.

    Таким образом, цель, задачи и гипотеза исследования были достигнуты.



    Список использованной литературы

    1) Буга В. В Днепропетровске будут учить дипломатов // Газета «Днепропетровская правда»- 2010 (от 15.01)-№1 (15403)

    2) Ванчугов В.В. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // ж. Российское образование -2003 - № 5

    1) Гараджа В.И. Религиоведение. М.: Аспект Пресс, 1995

    2) Кулаков П.А. Учащаяся молодежь и религия // Социс 1995 №11 С. 91-99

    3) Левина В.Н. Ценностно-психологические аспекты женской религиозности. // Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса (4-7 июня 1997 г). В 7 томах. Т.5. Философия в мире знания, техники и веры. СПб. 1997.

    4) Лукман Томас // Современная американская социология. Под ред. Добренькова В.И. М., 1994.

    5) Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1999.
    Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи // Социс 1998 №6 С. 107-111

    6) Общая ориентация // Библиотека «Психология он-лайн». -  #"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Кулаков П.А. Учащаяся молодежь и религия // Социс 1995 №11 С. 91-99

    [2] Общая ориентация // Библиотека «Психология он-лайн». -  #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи // Социс 1998 №6 С. 107-111

    [4] Россия на рубеже веков. М.: Российский независимый институт социальных и национальных проблем, РОССПЭН; 2000. 447 с.

    [5] Общая ориентация // Библиотека «Психология он-лайн». -  #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] Синелина Ю.Ю. О критериях религиозности населения // СоцИс, № 7, -М.: 2001, стр 89-96

    [7] Левина В.Н. Ценностно-психологические аспекты женской религиозности. // Человек-Философия-Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений Первого Российского.Т.5. Философия в мире знания, техники и веры. -СПб. 1997.

    [8] Социология молодежи. Учебник. Под редакцией Лисовского В.Т. Спб Издательство С.-Петербургского Университета 1996. С.382

    [9] Религиозность молодежи // Социология молодежи. Под ред. Лисовского В.Т. -СПб., 1996.

    [10] Манхейм К. Диагноз нашего времени. -М., 1999.

    [11] Лукман Томас // Современная американская социология. Под ред. Добренькова В.И. -М., 1994.

    [12] Самсонова Е.А., Ефимова Е.Ю. Религиозные предпочтения молодых туляков. –М. -2007г

    [13] Буга В. В Днепропетровске будут учить дипломатов // Газета «Днепропетровская правда»- 2010 (от 15.01)-№1 (15403)

    [14] Ванчугов В.В. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // ж. Российское образование -2003 - № 5


    [15] Гараджа В.И. Религиоведение. -М.:Аспект Пресс, 1995

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Образовательные факторы в религиозных ориентациях современной молодёжи ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.