Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: основы конституционного строя как обьект безопасности гос-ва

  • Вид работы:
    Другое по теме: основы конституционного строя как обьект безопасности гос-ва
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:55:49
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Введение


    Конституция и конституционный строй призваны иметь прочные идейные, духовные основы: выстраданные и выработанные в ходе истории общепризнанные гуманные ценности, нормы, идеалы. Их закрепление находит свое выражение не в провозглашении «исторического типа» общества, а в конкретных правовых институтах и нормах, создающих реальные условия для развития соответствующих общественных отношений.

    Основы конституционного строя являются важнейшими характеристиками общества, государства во всех его главных проявлениях, и в первую очередь отношений государственной власти со своими гражданами, что в значительной степени определяет правовое положение человека и гражданина.

    Именно из основ конституционного строя возникают самые важные общественные отношения между человеком и государством, между различными частями государства, его органами, между государством и общественными организациями.

    Конституционный строй реализует стремление к социальному порядку на основе сочетания индивидуального и группового интереса с общим, приоритет права личности неизбежно требует гарантий самой большой и могущественной общины — государства.

    Под основами конституционного строя следует понимать закрепленные конституционными нормами наиболее важные общественные отношения, возникающие:

    ·   из экономической и политической основ деятельности государства;

    ·   из принципов взаимоотношений государства и человека;

    ·   из структуры самого государства, формы государственного правления, основы государственного устройства и политического режима;

    ·   из принципов взаимоотношения государства с общественными и другими негосударственными организациями.

    Устанавливая экономические основы государственной власти, Конституция регулирует формы собственности, определяет статус каждой из этих форм, подчеркивая их равенство и право на защиту со стороны государства.

    Закрепляя политические основы, Конституция регулирует общественные отношения, возникающие по поводу осуществления народовластия, роли и места государственной власти в обществе, правового положения специально создаваемых различных политических организаций, т.е. определяет механизм политической власти (политическую систему).

    Органы федеральной службы безопасности осуществляют контрразведывательную деятельность против разведывательной деятельности иностранных спецслужб, ведут работу по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений, посягающих на конституционный строй, суверенитет и обороноспособность государства, здоровье нации.


    1. Основы конституционного строя как объект безопасности государства


    В современной науке государственного (конституционного) права все чаще используется понятие «конституционный строй». Оно фиксирует строго определенную, основополагающую часть социальных отношений, закрепляющих организационное и функциональное единство общества, и предопределяет совокупность принципов, без которых строй государства не является конституционным.

    Это новое понятие развивается из категорий общественного и государственного строя.

    Под общественным строем понималось прежде воплощение законов развития общественно-экономической формации, социальная система, взятая в единстве способа производства и общественной надстройки в виде прочих общественных отношений и соответствующих учреждений. При описании такого строя на поверхность выходила идеологизированная природа его основ, «главных устоев советского общественного строя», «наиболее важных общественных отношений, характеризующих политическую и экономическую системы советского общества, его социальную основу»[1]. Считалось, что основы строя показывают, кому в данном государстве принадлежат средства производства, есть ли в нем эксплуатация человека человеком, какова классовая структура общества, кому принадлежит власть, чьи интересы выражает государство, к какому историческому типу относится.

    В настоящее время под общественным строем специалисты понимают организацию общества, взятую в единстве всех ее сторон и обусловленную определенным уровнем производительных сил, производственных, политических, идеологических, правовых и других отношений, а также соответствующих им учреждений. Это система, наделенная характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом. Необходимой ее принадлежностью выступают: определенные исторические общности людей (нации, народности и т. д.), быт и другие, без которых невозможны жизнь и развитие общества.

    Между содержанием понятий общественного, государственного и конституционного строя можно провести различия. Следует согласиться с О. Е. Кутафиным, что общественный строй является не государственно-правовой категорией, а скорее — социально-политическим понятием, охватывающим всю сумму социальных отношений в обществе.

    Далее, как общественный, так и государственный строй могут быть неконституционными, а воздействие государства на общество являться преимущественно неправовым. Если же государство воздействует на общественный строй прежде всего посредством установления или санкционирования правовых норм, обеспечения их реализации, опираясь при этом на Конституцию и иные легитимные источники норм права, выполняет ряд других обязательств перед человеком и обществом, это позволяет говорить о началах строя конституционного[2].

    Традиционно в отечественной науке и практике общественный строй получал ярко выраженную идеологизированную форму закрепления, тогда как одной из отличительных особенностей строя конституционного следует считать его надидеологическую природу.

    Однако противоречия разрешаются, так как имеющие; объективную основу конституционные начала государственного и общественного строя находят свое выражение в основах конституционного строя.

    В отечественной литературе можно найти различное понимание конституционного строя \.

    Приводя определение Ю.П. Еременко («система господствующих экономических, политических и идеологических отношений в их конституционной форме выражения, которые воплощают полновластие (суверенитет народа и определяют сущность и основные черты общества в целом»[3]), В.Т. Кабышев считает, что такое определение являлось адекватным отражением правовых взглядов в условиях, при которых оно формировалось. Сам он видит в конституционном строе прежде всего систему конституционных отношений как предмет конституционного регулирования, а также конституционных норм и принципов, регулирующих и закрепляющих отдельные виды общественных отношений существующего реального строя[4]. В свою очередь, О.Е. Кутафин вкладывает в это понятие совокупность определенных гарантий подчиненности государства праву; Н.А. Богданова полагает возможным определить конституционный строй как устройство государства и общества, закрепленное государственно-правовыми нормами; а В.И. Лафитский исходит из того, что конституционный строй охватывает только основы государственности и права, тогда как правовое государство — все стороны государственного и правового бытия.

    Выявлению понятия конституционного строя помогает определение современной Конституции.

    На заре XX века под Конституцией понималась «совокупность правоположений, определяющих высшие органы государства, порядок призвания их к отправлению их функций, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти»[5]. Современные исследователи трактуют ее как правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности и, в известном смысле, общества в целом; юридический фундамент государственной и общественной жизни; главный источник национальной системы права[6]. Именно Конституция — «в юридически значимой форме устанавливает те цели и принципы организации и жизнедеятельности, которые общество перед собой ставит». Это основной закон, «регулирующий на демократической и гуманной основе отношения, вытекающие из организации и деятельности государственной власти, закрепляющий консенсус интересов, их разграничение, соединение и согласование, сплачивающий все население страны в единый народ — носитель власти, в единое общество, которому подчиняется само государство»[7].

    Конституция — не только особый юридический механизм, ограничивающий власть правом. Можно говорить о широком, комплексном предназначении Конституции, призванной обеспечить сбалансированное развитие социально-правовой системы; гражданский мир на основе консенсуса и согласования интересов; целостное видение конституционного строя; быть высшим законом страны, основой правовой системы государства; базой нового законотворчества, планом правовой реформы и становления конституционного строя; скреплять конституционное федеративное государство, систему государственной власти, дееспособную форму правления; быть сводом ограничений власти правом, конституционным строем, правами человека, балансом между каталогом прав человека и дееспособными механизмами их гарантии и защиты; основой равновесия между трудом и капиталом, свободой экономической деятельности и государственным регулированием; ориентиром внешней политики и национальных государственных интересов; основой развития правосознания и правовой культуры в обществе; обеспечивать легитимность правового и властного пространства.

    Конституция современного правового государства имеет предметом своего регулирования не только права и свободы человека и гражданина, организацию власти, политико-территориальное устройство государства, но прежде всего основы, определяющие его конституционную природу.

    Растет интерес к категории основ конституционного строя и в современной литературе. О.Е. Кутафин под ними понимает «главные принципы государства, обеспечивающие подчинение его праву и характеризующие его как конституционное государство». В.Т. Кабышев отмечает, что термин подчеркивает особенности и специфику конституционного регулирования общественных отношений, указывает на источник, то главное, на чем базируется определенное явление, полагая при этом, что «свою конкретизацию основы получают в конституционных принципах». Встречается определение основ конституционного строя как «политико-правовых ориентиров в общей системе регулирования общественных отношений»[8]. В.И. Лафитский обращает внимание на закрепление в конституциях штатов США «основных структурных элементов политической системы и принципов, положенных в основу ее функционирования»[9]. Н.А. Михалева видит в них «законодательное выражение реально существующих основ общественного и государственного строя», которые отражают сущность фактических общественных отношений, составляющих объект конституционного регулирования и обусловленных характером основополагающих социально-экономических и общественно-политических отношений.

    По-видимому, следует различать две стороны понятия основ конституционного строя. Во-первых, это устои реальных общественных отношений, которые суть категория объективная. Во-вторых, это субъективное отражение объективной категории, адекватно либо не вполне адекватно устанавливаемое законодателем.

    Основами конституционного строя можно считать находящиеся под защитой государства сущностные социально-нравственные установки и политико-правовые правила разумной и справедливой организации общества[10]. Они обусловливают ключевые черты общественного строя, власти, формы правления, государственного устройства, политического режима. В них определяются общие принципы правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества и обеспечивается их взаимодействие. Каждый из конституционных принципов представляет собою концепцию жизнедеятельности отдельных составляющих конституционного строя в целом.

    2. Конституционные принципы экономической, социальной, политической и духовной жизни общества


    Пределы конституционного регулирования вопросов общественного строя. Как отмечалось, конституции, принятые в зарубежных странах до второй мировой войны, ограничивались, как правило, регулированием двух сторон общественной жизни: организации государственной власти и основных прав личности. Лишь некоторые конституции (конституция Мексики 1917г. (действует до сих пор), Веймарская конституция Германии 1919 г., конституция Чили 1926г., конституция Ирландии 1937 г. и др.) несколько выходили за эти пределы. Основные законы социалистических стран, начиная с Конституции Российской Федерации 1918 г., положили начало принципиально иной трактовке объекта конституционного законодательства, включив в него основные вопросы социально-экономической структуры общества, политической системы, идеологии. Содержание такого регулирования не отвечало идее общечеловеческих ценностей, принципам демократии, но сам подход оказал значительное влияние на конституции ряда зарубежных стран, принятые после второй мировой войны, особенно на конституции так называемых народно-демократических государств — Болгарии (1947 г.), Чехословакии (1948 г.), а также на конституции некоторых капиталистических стран, и прежде всего Италии (1947 г.). В последующие годы этот подход был воспринят многими основными законами развивающихся стран, особенно стран социалистической ориентации (по моделям тоталитарного социализма), новыми конституциями некоторых капиталистических стран (Бразилии 1988 г. и др.); он сохранен в определенной мере и в постсоциалистических конституциях (Казахстана 1995 г., Украины 1996 г., Белоруссии 1996г. и др.).

    Существуют, однако, объективные пределы конституционного регулирования, вмешательства государства в сферу социально-экономических, политических, идеологических отношений. Излишняя «зарегулированность» этих отношений может препятствовать общественному эволюционному развитию, вести к тоталитаризму. В подавляющем большинстве действующих зарубежных конституций речь идет лишь о некоторых принципах (даже не об основах) общественного строя, которые нередко закрепляются в главах, посвященных директивным принципам политики. Они не имеют прямого действия (не могут, в частности, принудительно выполняться судами), но должны служить ориентиром для деятельности правительства (конституции Бразилии, Индии, Непала, Таиланда, Филиппин и др.). Наиболее подробно вопросы общественного строя регулируются в конституциях стран тоталитарного социализма.

    Более 200 стран, существующих в мире, сильно отличаются друг от друга по уровню социально-экономического развития и характеру политического строя. Значительная группа государств достигла высокого уровня капиталистического развития (страны Западной Европы, Северной Америки, Япония, ЮАР, Австралия, Новая Зеландия). В их экономике господствуют крупные монополистические объединения, однако действует антимонопольное законодательство, направленное на сохранение свободной конкуренции. Наряду с крупными акционерными объединениями существует много средних и мелких фирм, которые нередко быстрее усваивают достижения научно-технического прогресса, способны скорее осуществить переналадку производства и выпускать новые товары. В этой группе стран сельское хозяйство ведется капиталистическими методами, хотя есть мелкие и средние фермеры, ведущие хозяйство на основе собственного труда и труда членов семьи. В сельском хозяйстве занята, однако, незначительная часть населения, причем класса крестьян фактически нет, а мелкие и часть средних фермеров, которых условно можно было бы отнести к крестьянам, составляют вместе с семьями в этой группе стран от 4 до 10%.

    Социальной опорой государственной власти является в этой группе «средний класс» — рабочие, служащие, мелкая городская буржуазия, люди со сравнительно высоким уровнем жизни, заинтересованные в стабильности, устойчивости, — а реальные рычаги государственной власти сосредоточены в руках политической элиты, основное влияние на которую оказывает довольно прагматичная крупная буржуазия.

    Вторая группа — страны среднего уровня развития капитализма (немного выше или ниже этого уровня). Это почти все страны Латинской Америки, многие государства Азии (Индия, Ирак, Пакистан, Сирия, Филиппины и др.), отдельные государства Северной Африки (Алжир, Египет и др.). В большинстве стран этой группы уже возникли собственные, национальные монополии, но не они господствуют в экономике. Основные позиции занимают зарубежные, а чаще транснациональные компании, иностранный финансовый капитал. В сельском хозяйстве этих стран проведены земельные реформы (в Пакистане, например, реформа проводилась трижды, каждый раз закон снижал размер допустимой собственности на землю), но феодальные пережитки в большинстве стран еще значительны (не только помещики, но и кулаки и даже капиталистические предприниматели используют аренду, издольщину, отработки долга и т.п.). В ряде стран этой группы крестьяне преобладают среди населения (Индия, Пакистан, Ирак и др.), но в некоторых странах Латинской Америки (Венесуэла, Чили и др.) они уже не составляют большинства жителей страны.

    Буржуазия еще недостаточно сильна, помещики оказывают значительное влияние на политику государства. Лишь в отдельных странам политическая власть сосредоточена в руках так называемой национальной буржуазии (Индия, Шри-Ланка).

    Третья группа — экономически отсталые страны (большинство государств Тропической Африки, мелкие государства Океании). В экономике этих стран безраздельно господствуют иностранные (обычно транснациональные) корпорации, большинство населения занято в отсталом сельском хозяйстве, ведущемся нередко с использованием не только феодальных, но и патриархальных структур (сельское население, в том числе кочевники, составляет иногда до 90%, например в Афганистане или Эфиопии). Во многих странах этой группы (Западное Самоа, Папуа — Новая Гвинея, Центральноафриканская Республика, Чад и др.) нет сложившегося класса местной буржуазии, господствующей социальной группой является «предбуржуазия». Многие годы ее верхушку, элиту, составляла пробуржуазная автократия, поставлявшая разноге рода «пожизненных президентов» при однопартийной системе. На рубеже 80—90-х годов к руководству государством пришли более демократические слои общества, что не исключило, однако, новых государственных и военных переворотов. Влиятельную роль в обществе этих стран играют племенные и родовые вожди (в некоторых странах при парламентах в качестве совещательных органов сугщутвуют палаты вождей), хотя их административные полномочия давно отменены законами.

    Особое место в классификациях занимают страны тоталитарного социализма (Вьетнам, Китай, КНДР, Куба, Лаос), единичные сохранившиеся страны социалистической ориентации в Африке, а также постсоциалистические государства (Болгария, Венгрия, Монголия, Польша, Румыния и др.). Социалистические страны — это, как правило, страны среднего уровня развития, хотя мировая статистика относит многие государства, возникшие на территории прежнего СССР, к развивающимся странам, несмотря на то что некоторые из них, а также Китай являются ракетно-ядерными державами. Страны социалистической ориентации — экономически отсталые государства. Экономика тех и других, их политические системы строятся на иных конституционных принципах, чем ;

    демократических странах с рыночной социально ориентированной экономикой. Постсоциалистические государства включают в свои конституции принципы рыночной экономики, но на деле в них сохраняются еще многие элементы прежних порядков.

    Конституционные принципы правового регулирования экономики. Конституционное регулирование экономических отношений включает вопросы собственности, труда, распределения и др. Современные конституции содержат специальные разделы или главы, посвященные этим вопросам (гл. 3 «Об основных принципах экономической и социальной политики» конституции Испании 1978 г., разд. 7 «Об экономическом и социальном порядке» конституции Бразилии 1988 г. и т.п.). Особенно подробные главы по этим вопросам содержатся в прежних и действую щих конституциях стран тоталитарного социализма[11].

    Конституционное регулирование исходит из существования двух разных моделей экономики: рыночной, или либеральной (в демократических странах), и огосударствленной, или тоталитарной (в частности, ] странах тоталитарного социализма). В последние десятилетия, однако во многих капиталистических государствах, особенно там, где длительное время у власти находились социал-демократические партии, утвердилась модель социально ориентированной рыночной экономики, a в 80—90-х годах в странах тоталитарного социализма (кроме КНДР) еде лан ряд существенных, а порой и коренных отступлений от огосударствленной экономики. Социально ориентированная рыночная экономик, утверждается в постсоциалистических странах.

    Конституции, строящиеся с учетом рыночной модели экономики, устанавливают равноправие всех видов собственности — государственной, частной, муниципальной, хотя правовой режим различных видов hi совсем одинаков. Провозглашается свобода предпринимательской деятельности; вмешательство государства в рыночные отношения ограничивается общественно необходимыми целями. В этих конституциях обычно говорится о неприкосновенности собственности (хотя тезис о «священной» собственности в новейших конституциях не используется).

    Отход от принципа неприкосновенности частной собственности выражается и в том, что конституции многих стран устанавливают возможность аграрной реформы (изъятие земель сверх установленного максимума у собственников и их распределение, обычно возмездное, между безземельными и малоземельными сельскими жителями), а также национализации (обращения частной собственности в государственную). Аграрная реформа и национализация должны проводиться в общественных интересах, в соответствии с законом, а не каким-либо административным актом, и при обязательном (иногда предварительном) возмещении собственнику стоимости отчуждаемого имущества (исключение делаете) иногда при земельной реформе). Размер возмещения устанавливается как правило, судом, а не актами исполнительной власти.

    Ограничения частной собственности связаны также с антимонопольным законодательством, с тем, что некоторые объекты могут находить только в государственной собственности (например, по конституции Испании 1978 г. — континентальный шельф, морские зоны, побережье природные ресурсы, по конституции Йемена 1989 г. — полезные ископаемые и др.). Во многих странах таких ограничений нет, в США i частной собственности находятся некоторые атомные, ракетостроительные предприятия.

    В конституциях ряда стран этой группы говорится о необходимости защиты от «несправедливой эксплуатации» (основные законы Индии 1949 г., Перу 1979 г. и 1993 г., Бразилии 1988 г., Нигерии 1989 г. и др.).

    В современных капиталистических странах осуществляется государственное регулирование экономики. Чисто рыночной, нерегулируемой экономики не существует ни в одной стране, хотя степень и характер государственного регулирования неодинаков (например, в Японии больше, в США меньше). Прежде всего используется метод планирования (прогнозирования) экономики. Конституционные положения о планировании содержатся лишь в немногих новых конституциях (Бразилии, Испании, Португалии и др.), да и то они с течением времени иногда исключаются из них (например, в 1959 г. из конституции Португалии изъяты нормы о принципах демократического планирования экономики, равно как и положения об обобществлении средств производства, недопущении монополий и латифундий). Эти изменения направлены, однако, в основном против идей директивного планирования, само же прогнозирование развития общества, его разных сторон, принятие соответствующих документов, в том числе об интеграции, практикуется в капиталистических странах во все возрастающих масштабах. Кстати, в 1993 г. положения о директивном народнохозяйственном планировании были исключены и из конституции Китая. Их заменили положения о макрорегулировании экономики, хотя с 1996 г. в Китае действует девятый пятилетний план.

    Конституции стран либеральной экономики обычно не говорят о классовой структуре общества. Хотя в отдельных из них (Ирландии 1937 г., Чили 1926 г. и др.) были упоминания о классах, но обычно говорилось об отсутствии каких-либо привилегированных классов. Напротив, конституции стран тоталитарного социализма жестко фиксируют социальную структуру общества, называя рабочий класс, класс кооперированных крестьян и социальный слой — интеллигенцию. Они закрепляют неодинаковую государственную политику по отношению к этим социальным общностям. Рабочий класс характеризуется как передовой, ведущий класс общества. В Китае он имеет установленные законом преимущества на выборах в представительные органы. Крестьянство характеризуется как союзник рабочего класса, руководимый последним. Главная цель государственной политики — преобразование класса мелких собственников в класс крестьян-кооператоров. По конституциям обычно кооперирование должно иметь добровольный характер, но на практике применялись массовые насильственные меры. В некоторых конституциях стран Азии есть упоминания о «врагах народа» (это, в частности, «неперевоспитавшиеся» помещики, лица, посягающие на «социалистический строй») и борьбе народа против этих «врагов». Они могут быть лишены политических прав. В конституциях бывших стран социалистической ориентации наряду с классами называются и другие социальные общности — кочевники, торговцы, ремесленники, а также армия как особая социальная группа.

    Концепции общественного развития в странах тоталитарного социализма и прежних государствах социалистической ориентации многие десятилетия исходили из тезиса о классовой борьбе. Законодательство постсоциалистических стран запрещает пропаганду классовой борьбы, разжигание классовой, национальной, религиозной и иной розни.

    Понятие политической системы в конституционном праве. Термин «политическая система» был введен в конституционное право болгарской конституцией 1971 г., которая закрепляла некоторые принципы «социалистической политической системы». Впоследствии этот термин был употреблен в конституциях Сальвадора 1983 г., Никарагуа 1987 г. и Эфиопии 1987 г. (последняя в настоящее время не действует). Конституция СССР 1977 г. содержала целую главу, посвященную политической системе. В подавляющем большинстве конституций стран мира термин «политическая система» не употребляется, однако все они регулируют те или иные ее звенья, стороны, элементы: государство, политический режим, часто — политические партии, иногда политическую идеологию. Поэтому политическая система традиционно является объектом изучения конституционного права, хотя длительное время изучались лишь ее отдельные стороны и только в последние два десятилетия она стала объектом изучения как комплексный конституционно-правовой институт.

    В конституционном законодательстве не содержится определения политической системы, а в современном обществоведении (преимущественно в политологии) имеются два подхода к этому понятию. Структурно-функциональный подход в его бихевиористском (поведенческом) истолковании, сформировавшемся на основе американской политической науки, рассматривает политическую систему как политическое поведение, процесс в рамках различных человеческих коллективов: партий, профсоюзов, фирм, клубов, городов и т.д. С этой точки зрения, в любом обществе существует множество политических (параполитических) систем, которые не обязательно связаны с государственной властью.

    Институциональный подход, представленный, в частности, французской политологией (хотя в последние годы и на нее значительное влияние оказывает американский постбихевиоризм), исходит из существования в любом государственно-организованном обществе одной политической системы, которая связана с государственной властью. Наряду с такими институтами, как государство, партии и др., в понятие политической системы включается обычно политический режим, хотя одни французские политологи отождествляют систему с режимом, а другие истолковывают ее весьма широко, понимая под ней всю политическую (а иногда и не только политическую) жизнь. В отечественной литературе политическая система определяется как универсальная управляющая система социально асимметричного общества, компоненты которой (институциональный — партии, государство и др., нормативный — политические нормы, в том числе соответствующие отрасли и институты права, функциональный — политический режим, идеологический — политическая идеология) объединяются в диалектически противоречивое, но целостное образование «вторичными» политическими отношениями — между звеньями системы («первичные» политические отношения — это отношения между крупными социальными общностями данной страны). В конечном счете политическая система регулирует производство и распределение социальных благ между различными общностями и личностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее[12].

    Конституционные положения о политической системе. В конституциях стран тоталитарного социализма и бывших стран социалистической ориентации содержатся положения о характере самой системы, о природе государственной власти (диктатура пролетариата, революционно-демократическая диктатура народа, власть патриотического блока и т.д.), об однопартийной (в большинстве стран) системе или о возможности создания других партий (на деле они не играют самостоятельной роли, примыкая к правящей партии), о руководящей роли коммунистической или (в странах социалистической ориентации) революционно-демократической партии, о роли массовых общественных организаций как форме участия народа в решении государственных задач, о развитии демократии как закономерности политической системы, о демократическом централизме как основном методе организации и деятельности госу дарственного аппарата, правящей партии, общественных организаций, с «социалистической» (революционно-демократической) законности, с марксистско-ленинской идеологии.

    Некоторые из этих положений не соответствовали и не соответствуют действительности (о развитии демократии, о роли массовых организаций, о неуклонном обеспечении законности), другие отражали реальное положение искаженно (например, власть принадлежала не революционно-демократическому блоку, а узкой группировке правящей верхушки), третьи соответствовали реальным фактам (обязательность определенной идеологии, насаждаемой «сверху»).

    В конституциях капиталистических стран и стран, развивающихся по капиталистическому пути, также содержатся положения, относящиеся к политической системе. В них провозглашается власть народа. На деле основную роль в политической власти в развитых капиталистических странах играет «средний класс», имеющий неплохие условия жизни и заинтересованный в политической стабильности, а реальные рычаги власти находятся в руках политической элиты общества. В ряде развивающихся стран политическая власть принадлежит или буржуазно-помещичьему блоку, или более широкому слою населения, включающему зачатки формирующегося «среднего класса», или узкой группировке «предбуржуазии», предбуржуазной политической элите, которая не связана давлением различных слоев населения и действует в своекорыстных интересах (некоторые страны Тропической Африки, Океании). В капиталистических и развивающихся странах теперь обычно провозглашается политический плюрализм, но в отдельных развивающихся странах господствующей, а порой и единственной, провозглашена определенная идеология, например панча-сила в Индонезии, исламские ценности, «исламский социализм» и др. Ранее обязательная идеология (например, мобутизм в Заире) провозглашалась во многих странах капиталистической ориентации в Африке; предусматривалось создание единственной всеобъемлющей «партии-государства» (ее членами объявлялись все жители страны).

    Государственная власть во всех странах осуществляется соответствующими органами государства. Они рассматриваются ниже.

    Классификации политических систем. В научной литературе существует множество классификаций политических систем. Выделяют социалистические, буржуазно-демократические и буржуазно-авторитарные политические системы, политические системы в странах социалистической и капиталистической ориентации, однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы и т.д. Наиболее признанным является деление политических систем на демократические, авторитарные и тоталитарные. В демократических системах основным структурным принципом является плюрализм, а функциональным — ролевая автономия. Здесь существует многопартийность (нередко партий более сотни, а то и тысячи, например в Японии, среди них — мельчайшие), причем разрешаются партии политической оппозиции (в конституциях иногда закреплен принцип соревновательности, например в Чехии); признается разделение властей (вместе с принципами сдержек и противовесов и взаимодействия ветвей власти); действует несколько центров принятия решений; признается право принятия решений большинством и охрана прав меньшинства; осуществляются основные права человека и гражданина; провозглашен и реализуется принцип юридического равенства; признаны и осуществляются идеи правового государства и законности; существует идеологический плюрализм; метод выборности является решающим при формировании руководства государством и различных политических объединений; главными методами решения конфликтов служат компромисс и консенсус. Словом, в данной системе присутствуют все основные элементы демократии. Это открытая система, и различные слои населения, «заинтересованные группы», партии могут добиться уступок, решения своих проблем с помощью различных форм мирного давления на государственную власть. Смена политических группировок и лиц у рычагов власти осуществляется путем свободных выборов[13].

    В условиях авторитарной системы принципы плюрализма и ролевой автономии могут не отрицаться, но на деле они сведены к минимуму. Эти принципы распространяются только на небольшую часть общества. Однопартийность не введена, но разрешается деятельность лишь определенных политических партий и организаций (хотя партий может быть несколько, например четыре в Сенегале в течение короткого времени в 80-х годах, три в Индонезии, две до переворота 1993 г. в Нигерии). Разрешенные партии — это не подлинная политическая оппозиция, а проправительственные партии, лояльная квазиоппозиция. Хотя есть парламент и судебные органы, однако разделения властей, упомянутого иногда в конституции, на практике не существует: безраздельно доминирует исполнительная власть во главе с переизбираемым 5, 6, а то и 8 раз (Парагвай) президентом, который фактически, а порой и юридически возглавляет правящую партию и принимает все важнейшие решения; в конституциях декларируются основные права человека и гражданина, но многие из них фактически ограничены или не соблюдаются (некоторые партии и издания запрещены); социально-экономические права не обеспечены/личные права граждан нарушаются всесильным административным аппаратом; при формировании разного рода органов нередко доминирует принцип назначаемости, а выборы в условиях запрета оппозиционных партий и изданий дают искаженные результаты; существует официальная доминирующая идеология, закрепленная конституцией (например, панча-сила в Индонезии), хотя за уклонение от нее все же не карают в уголовном порядке; при урегулировании конфликтов компромиссы используются редко, основным методом разрешения противоречий является насилие (на Востоке доминирует принцип консенсуса, но это относится лишь к регулированию отношений в парламенте, в среде правящей верхушки и не применяется е отношении оппозиционной части населения).

    В условиях тоталитарной системы ликвидируется даже ограниченный плюрализм, не существует ролевой автономии звеньев политической системы. Создается единая, слитная тотальная организация, связывающая воедино государство, правящую партию, а иногда и другие разрешенные партии. Центром принятия всех общественно значимых решений является верхушка правящей, по существу, единственной легальной партии (иногда разрешены некоторые мелкие партии, но они признают руководящую роль правящей партии в обществе и государстве и являются ее своеобразными филиалами). В некоторых странах в условиях религиозно-тоталитарной системы запрещаются все партии (Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Свазиленд и др.). Запрещаются они обычно и при военных переворотах, когда устанавливается военный тоталитаризм. Общественные организации рассматриваются как «приводные ремни» партии, а государство — нередко как ее технический аппарат. Концепция разделения властей отвергается, господствует идея единства власти, которую возглавляет фюрер, дуче, каудильо, «пожизненный президент» (например, в прошлом в Малави, Тунисе, Уганде, Югославии, Экваториальной Гвинее и некоторых других странах). Иногда он не провозглашен пожизненным и переизбирается, но фактически остается на месте до своей кончины, управляя страной, в частности, с помощью политбюро правящей партии. Бывает, что основные права человека и, в частности, гражданина непосредственно ограничиваются законом (например, в соответствии с расистской идеологией режима, как это было в ЮАР) или провозглашаются в конституциях, но фактически не осуществляются (расправы над диссидентами, помещение инакомыслящих в психиатрические лечебницы, карательная роль всесильных комитетов и министерств государственной безопасности и т.д.). Фактически господствует принцип назначаемости, лишь внешне прикрытый выборами, ибо для избрания предлагаются лишь кандидатуры от правящей партии. В условиях тоталитарной системы существует обязательная идеология (идея «арийской расы» при фашизме, мобутизм в африканском Заире и др.). Критика этой идеологии не разрешается и влечет за собой наказание. Тоталитарная система — это замкнутая, закрытая система. Возможна только нелегальная, подпольная оппозиция, деятельность которой уголовно наказуема; она не может оказать мирное давление на государственную власть, ее лидеров изгоняют из страны и сажают в тюрьмы, психиатрические лечебницы.

    Наряду с тремя основными разновидностями политических систем и внутри них существуют другие градации. В некоторых странах действуют полудемократические системы (например, Египет, Филиппины), в других тоталитарные системы существуют в условиях военных режимов (например, Гаити, Нигерия)[14].

    Из сказанного выше видно, что в различных странах существуют разные принципы духовной жизни. В условиях демократических режимов конституции провозглашают идеологический плюрализм, свободу убеждений и выражения своих мнений (Германия, Италия, Канада, Япония и др.). В соответствии с Международными пактами о правах человека закон запрещает лишь призывы к насилию, террору, расовой и национальной розни. Некоторые запреты связаны с моральными ценностями общества (например, ограничение или полное запрещение порнографических изданий в ряде стран), с необходимостью оберегать здоровье населения (например, запрет или ограничение пропаганды алкоголя или табачных изделий).

    В группе стран существует официально признанная идеология (например, рукунегару в Малайзии, панча-сила в Индонезии), но она не внедряется принудительно и уклонение от нее не влечет наказаний. Однако для ее пропаганды создаются значительные преимущества. То же можно сказать об исламе, идеях «арабского социализма», халифата в ряде мусульманских стран. Для иноверцев эти взгляды не являются обязательными, но для мусульман они представляют собой часть шариата, и в тех странах, где наиболее ревностно соблюдаются каноны ислама, выражение иных взглядов может влечь даже наказание, в том числе со стороны особой полиции нравов (мутавы).

    Наконец, в странах с тоталитарными политическими системами существует, как уже говорилось, фактически или даже формально обязательная идеология. Выступления с критикой марксизма-ленинизма, маосизма (в Китае), идей «чучхе», произведений Ким Ир Сена в Северной Корее и т.д. влекли за собой наказания.


    3. Деятельность органов ФСБ в обеспечении безопасности конституционного строя


    После августовского путча 1991 г. КГБ СССР был упразднен и заменен системой республиканских учреждений безопасности, а правительство РСФСР одновременно создало собственное КГБ, чтобы унаследовать и сохранить ресурсы союзного Комитета, находящиеся на его территории. Только два месяца спустя КГБ РСФСР был преобразовано в Агентство федеральной безопасности. Следующее структурное преобразование произошло меньше чем через месяц, когда Президент Ельцин распорядился объединить МВД и АФБ в Министерство безопасности и внутренних дел. Именно этот Указ спровоцировал одно из самых громких дел, рассмотренных Конституционным Судом по запросу группы депутатов Верховного Совета, усомнившихся в конституционности такого супер-министерства. Конституционный Суд согласился с ними и постановил разделить его. В результате часть, занимавшаяся безопасностью, была преобразована в Министерство безопасности РФ, позже разделенное на Федеральную службу контрразведки и некоторые другие органы, чтобы, в конце концов, предстать в виде ныне известного ФСБ.

    Организация и деятельность федеральных органов безопасности осуществляется на основе Федерального закона “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации”[15], а также Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ. Принципами деятельности федеральных органов государственной безопасности являются законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гуманизм, единство системы Федеральной службы безопасности и централизация управления, сочетание гласных и негласных методов и средств.

    Руководство органами федеральной службы безопасности осуществляет Президент РФ, который утверждает Положение о Федеральной службе безопасности, назначает и освобождает от должности директора Федеральной службы безопасности, утверждает состав коллегии, определяет численный состав сотрудников федеральной службы безопасности.

    Органы федеральной службы безопасности образуют централизованную систему, которую составляют:

    - Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

    - управления (отделы) Федеральной службы безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

    - управления (отделы) Федеральной службы безопасности в Вооруженных Силах, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах, управления (органы безопасности в войсках).

    Возглавляет систему органов федеральной службы безопасности Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ на правах министерства, главой которой является Директор, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом РФ. В структуру ФСБ РФ входят департаменты: контрразведки, по борьбе с терроризмом, анализа, прогноза и стратегического планирования, организационно-кадровой работы, обеспечения деятельности; управления: разработки и пресечения деятельности преступных организаций, следственное, оперативно-поисковое, оперативно-технических мероприятий, собственной безопасности, делами; следственный изолятор; научно-исследовательский центр.

    Для рассмотрения важнейших вопросов деятельности федеральных органов безопасности в ФСБ РФ образуется коллегия в составе Директора ФСБ, его заместителей, руководящих работников Федеральной службы безопасности.

    Деятельность органов ФСБ осуществляется по трем направлениям: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность.

    Контрразведывательная деятельность направлена на выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Осуществляется эта деятельность с применением как гласных, так и негласных средств и методов. Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей конституционное право граждан на тайну телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, допускается только на основании судебного решения. Контрразведывательная деятельность, затрагивающая неприкосновенность жилища, допускается только в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения.

    Борьба с преступностью осуществляется путем осуществления оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер по выявлению и раскрытию таких преступлений, как шпионаж, террористическая деятельность, незаконный оборот наркотиков и оружия, коррупция, контрабанда и других мер, отнесенных законом к компетенции органов федеральной службы безопасности, а также по выявлению и пресечению деятельности преступных групп, ставящих перед собой цель насильственного изменения конституционного строя России. Эта деятельность регламентируется Законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, уголовно-процессуальным законодательством.

    Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в целях получения информации об угрозах безопасности РФ во взаимодействии с органами внешней разведки.

    Органы Федеральной службы безопасности наделены законом следующими основными правами:

    - осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие по делами, отнесенным законом к компетенции ФСБ;

    - проникать в специальные службы и организации иностранных государств, производящих разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы;

    - осуществлять контроль за обеспечением режима секретности при обращении с шифровальной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности (за исключением учреждений РФ, находящихся за ее пределами);

    - пользоваться в случаях, не терпящих отлагательства, транспортными средствами предприятий, учреждений и организаций для преследования преступников, доставления граждан в лечебные учреждения, для проезда к месту происшествия;

    - беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций в случае, если имеются достаточные основания полагать, что там совершено или совершается преступление, отнесенное законом к компетенции органов ФСБ, а также в случае преследования лиц, совершивших эти преступления;

    - проверять у граждан и должностных лиц документы, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления;

    - использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов ФСБ, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других министерств, ведомств, предприятий, организаций;

    - оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны.

    Основными обязанностями органов Федеральной службы безопасности являются:

    - информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ, по их поручению - федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;

    - выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, также деятельности отдельных граждан, направленной на нанесение ущерба РФ, преступлений, отнесенных законом к компетенции органов ФСБ;

    - добывание разведывательной информации в интересах обеспечение безопасности РФ, повышения ее экономического, научно-технического оборонного потенциала;

    - обеспечение безопасности в Вооруженных Силах, пограничных войсках, внутренних войсках, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации, железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, иных воинских формированиях, а также в органах внутренних дел, органах налоговой полиции, таможенных органах, органах правительственной связи и информации; объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, других стратегических объектов, в сфер космических исследований и приоритетных научных разработок;

    - обеспечение безопасности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ;

    - участие в разработке мер по защите сведений, составляющих государственную тайну, осуществление контроля за обеспечением их сохранности.

    Сотрудниками Федеральной службы безопасности являются как военнослужащие проходящие службу в органах ФСБ в установленном законом порядке, так и гражданские лица. На службу в органы ФСБ принимаются лица, способные по своим моральным, деловым качествам и состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности. При выполнении своих должностных обязанностей сотрудник ФСБ подчиняется только своим непосредственным и прямым начальникам. Никто не вправе вмешиваться в законную деятельность сотрудников органов ФСБ. При осуществлении своих должностных обязанностей сотрудник ФСБ не может быть подвергнут приводу, задержанию, личному досмотру. Не допускается личный досмотр его вещей, принадлежащего или используемого им транспорта без официального представителя органов ФСБ или решения суда. Сведения о сотрудниках, осуществляющих задание в спецслужбах иностранных государств или преступных группах, составляют государственную тайну.

    Сотрудники органов ФСБ имеют право бесплатного проезда на общественном транспорте, ряд других материальных льгот. Увольнение на пенсию осуществляется как по достижении предельного возраста, так и по выслуге лет.

    Сотрудники Федеральной службы безопасности не имеют права вмешиваться в политическую деятельность. В связи с этим в органах ФСБ запрещено создание партий и политических движений. Сотрудники органов ФСБ не имеют права заниматься предпринимательской и другой коммерческой деятельностью, оказывать кому-либо содействие в этом.

    Надзор за соблюдением законов в деятельности органов Федеральной службы безопасности осуществляет прокуратура. Предметом надзора является и оперативно-розыскная, и уголовно-процессуальная деятельность органов ФСБ. Полномочия прокурора при осуществлении надзора определяются действующим законодательством.

    Судебный контроль осуществляется при рассмотрении уголовных дел, поступивших из органов ФСБ, жалоб на незаконное применение задержания и заключения под стражу, на решения органов ФСБ ограничивающих права и свободы граждан.

    Ведомственный контроль осуществляют вышестоящие подразделения органов Федеральной службы безопасности. В составе органов ФСБ действует служба собственной безопасности, осуществляющая выявление сотрудников, совершивших должностные преступления.

    Государственный контроль за органами Федеральной службы безопасности возложен на Президента РФ, Правительство РФ и Федеральное Собрание.

    Переходя от организационной структуры к функциям, западные аналитики особенно удивляются формальным оперативно-розыскным полномочиям, которые возлагались на службу безопасности УПК 1960 г и продолжают возлагаться УПК 2002 г. В настоящее время ФСБ отвечает, что естественно, не только за расследование преступлений против государственной безопасности и международных преступлений, но и экономических преступлений, например, торговли наркотиками и незаконного экспорта технологий, которые имеют непосредственное отношение к организованной преступности. Однако самой показательной характеристикой места ФСБ в системе правоохранительной деятельности является несоответствие ее формальных следственных полномочий и широкого спектра “иных” видов деятельности.

    Правовое регулирование или скорее упоминание “иной деятельности” - относительно новый феномен, реализация которого осуществляется в РФ более-менее в тандеме с законодательным определением оперативно-розыскной деятельности. У истока стоял советский законодатель, нарушивший традицию и принявший закон, который не только регулировал традиционные виды деятельности КГБ - разведку и контрразведку наряду с ОРД, но и наделял полномочиями в сфере борьбы с организованной преступностью и терроризмом в той мере, в какой они касаются государственной безопасности. Хотя вскоре действие закона в РСФСР было приостановлено, российский законодатель последовал примеру и принял закон “Об органах Федеральной службы безопасности”. Этот закон, прежде всего, известен отделением борьбы с организованной преступностью и так называемым наркобизнесом от государственной безопасности, а также наделением непонятными функциями тогдашнего Министерства безопасности в сфере борьбы с организованной преступностью, которые не соответствовали ни нормам УПК о следственной деятельности, ни нормам законодательства об ОРД. В соответствии с ныне действующим законом полномочия ФСБ в области борьбы с преступностью, в особенности организованной, полностью восстановлены.

    Вновь возвращаясь к структурной характеристике, стоит отметить, что внутреннее строение ФСБ не отражает довольно четкого распределения его полномочий. Это, безусловно, не касается следственной деятельности, которая традиционно возлагается на Следственное управление. Будучи создано в то время, когда КГБ СССР в 1963 г. получило формальные полномочия на ведение предварительного следствия, следственное управление было сформировано в соответствии с федеральной структурой Советского Союза вплоть до уровня краев и областей. Оно было расформировано лишь однажды во времена постсоветских трансформаций КГБ, но быстро восстановлено в виду высокого уровня своей работы.[16] Для сравнения, первый закон о ФСБ от 23 июня 1995 г. не предусматривал создание специального управления по борьбе с организованной преступностью. Видимо, он предполагал распределение выполнения новой задачи между сетью оперативных управлений, названия и цели которых едва ли знакомы постороннему. Второй закон о ФСБ от 6 июля 1998 г. в большой степени упростил внутреннюю структуру и учредил Департамент экономической безопасности, который, очевидно, займется борьбой с организованной преступностью. Однако, проблема координации так и не ясна стороннему наблюдателю.




    Заключение


    Конституционный строй есть совокупность социальных отношений, а его основы — система принципов, их регламентирующих.

    Будучи моделью комплекса общественных отношений, основы строя выступают «как наиболее крупный объект конституционного регулирования. Его можно разделить на три уровня, предполагающие различное закрепление:

     1) базовые ценности, на которые ориентируется общество в развитии конституционного строя;

    2) основные принципы, выступающие в качестве руководящих для конкретных сторон конституционного строя и отрасли государственного (конституционного) права;

    3) конституционно-правовые институты и нормы, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование, закрепление и определяющее юридическое значение.

    Предложенные уровни образуют систему: ценности лежат в основе принципов, а последние конкретизируются в институтах и нормах, что придает в итоге всей системе правовую значимость.

    Основы конституционного строя служат базой, на которой формируются правоотношения, имеющие общую специфику. Это позволяет соединить их в одну группу и охарактеризовать путем перечисления общих одинаковых свойств (черт), которые присущи всему рассматриваемому институту.

    Основы конституционного строя в той или иной форме можно найти в различных странах. Этот институт построен различно как по содержанию, так и по форме, часто это лишь доктринальная категория.

    Организация и деятельность федеральных органов безопасности осуществляется на основе Федерального закона “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации”, а также Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ. Принципами деятельности федеральных органов государственной безопасности являются законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гуманизм, единство системы Федеральной службы безопасности и централизация управления, сочетание гласных и негласных методов и средств.

    Федеральная служба безопасности Российской Федерации выполняет функции в сфере защиты прав и свобод человека. Внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина дополняются международно-правовыми формами их обеспечения. Поэтому важно остановиться на рассмотрении системы международно-правовой защиты прав человека, ее развитии, сочетании универсальных и региональных механизмов, осуществляющих такую функцию.

    История цивилизации, опыт всех без исключения стран свидетельствуют, что деятельность спецслужб должна иметь в основе своей закрытый характер. Следовательно, надо определиться с такими важными положениями, как существо, глубина и механизм контроля, ответственность лиц, его осуществляющих.

    Кроме того, спецслужбы, являясь государственными органами, должны подвергаться межведомственному контролю по линии финансов, здравоохранения, капитального строительства и т.д.


    Список литературы:


    1.   Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм. от 25.03.2004) // Российская газета. – 1993. - № 237. – 25 дек.

    2. Федеральный закон о ФСБ от 22.02.1995 г. (в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 N 226-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 07.05.2002 N 49-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 4-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ,  с изм., внесенными Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ)

    3.   Автономов А.С. Конституционное право зарубежных стран. – М., 2004.

    4.   Автономов А.С. Конституционное право зарубежных стран. – М., 2004.

    5.   Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. – М.: Инфра-М – Кодекс, 2006.

    6. Басков В.И. Комментарий к законодательству об оперативно-розысконой деятельности и органах ФСБ, Вестник МГУ, 2006.

    7.   Блаустайн А.П., Фейн Б. Разрабатывая современную Конституцию. (Доклад, подготовленный для Конституционной комиссии Российской Федерации). — КВ, № 2, 1990.

    8.   Гавриленко В.И. Гражданское общество: понятие и конституционные основы. — «Конституционное развитие России», МНС. Саратов, «Абрис», 1993.

    9.   Григонис Э.П., Григонис В.П. Конституционное право России: Курс лекций. – СПб.: Питер, 2002.

    10. Еллинек Г. Общее учение о государстве. Спб., 1903.

    11. Еременко Ю.П. Советская Конституция и законность (научн.ред. В.А. Ржевский). Саратов, 1982, с. 18.

    12. Кабышев В.Т. Становление конституционного строя России. — «Конституционное развитие России». МНС. Саратов, «Абрис», 2003.

    13. Кутафин О.Е. Основы общественного строя и политики Российской федерации — «Государственное право Российской Федерации. Курс лекций под редакцией академика РАЕН О.Е. Кутафина.» Т.1. М., 1993.

    14. Лафитский В.И. США: конституционный строй и роль штатов в структуре американского федерализма. М., Институт законодательства и сравнительного правоведения при Верховном Совете Российской Федерации, «Известия», 1993, с. 108.

    15. Михалева Н.А. — «Государственное право Российской Федерации. Курс лекций под редакцией академика РАЕН О.Е.Кутафина.» Т.1. М., 1993

    16. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. – М., 1994.

    17. Советское государственное право (под ред. С.С. Кравчука). — М., издательство «Юридическая литература», 1985.

    18. Тиунова Л.Б. Право. Конституция. Правовое государство (К концепции демократического конституционализма правового государства). Автореферат дисс. на соискание ученой степени д.ю.н. Сптб. 2002.

    19. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М., 2007.




    [1] Советское государственное право (под ред. С.С. Кравчука). — М., издательство «Юридическая литература», 1985, с. 77-78.

    [2]  Кутафин О.Е. Основы общественного строя и политики Российской федерации — «Государственное право Российской Федерации. Курс лекций под редакцией академика РАЕН О.Е. Кутафина.» Т.1. М., 1993, с. 108

    [3] Еременко Ю.П. Советская Конституция и законность (научн.ред. В.А. Ржевский). Саратов, 1982, с. 18.

    [4] Кабышев В.Т. Становление конституционного строя России. — «Конституционное развитие России». МНС. Саратов, «Абрис», 2003, с. 8.

    [5] Еллинек Г. Общее учение о государстве. Спб., 1903, с. 335.

    [6] Михалева Н.А. — «Государственное право Российской Федерации. Курс лекций под редакцией академика РАЕН О.Е.Кутафина.» Т.1. М., 1993, с. 47.

    [7] Тиунова Л.Б. Право. Конституция. Правовое государство (К концепции демократического конституционализма правового государства). Автореферат дисс. на соискание ученой степени д.ю.н. Сптб. 2002, с. 20.

    [8] Гавриленко В.И. Гражданское общество: понятие и конституционные основы. — «Конституционное развитие России», МНС. Саратов, «Абрис», 1993, с. 367.

    [9] Лафитский В.И. США: конституционный строй и роль штатов в структуре американского федерализма. М., Институт законодательства и сравнительного правоведения при Верховном Совете Российской Федерации, «Известия», 1993, с. 108.

    [10] Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. – М., 1994

    [11] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М., 2007. С. 78.

    [12] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М., 2007. С. 113.

    [13] Автономов А.С. Конституционное право зарубежных стран. – М., 2004. С. 186.

    [14] Автономов А.С. Конституционное право зарубежных стран. – М., 2004. С. 220.

    [15] Федеральный закон о ФСБ от 22.02.1995 г.

    [16] Басков В.И. Комментарий к законодательству об оперативно-розысконой деятельности и органах ФСБ, Вестник МГУ, 2006. С. 31.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - основы конституционного строя как обьект безопасности гос-ва ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.