Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Особенности баланса банка России

  • Вид работы:
    Другое по теме: Особенности баланса банка России
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:55:49
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Особенности баланса банка России


    Оглавление

    Введение. 3

    Глава 1. Общая информацию о Центральном Банке РФ.. 6

    1.1.     Проблемы определения задач, функций и полномочий ЦБ РФ.. 6

    1.2.     Закон «О ЦБ РФ (БР): его недостатки и возможные поправки. 14

    Глава 2. Особенности баланса Банка России и современное развитие. 19

    2.1. Анализ Банка России. 19

    2.2. Центральный Банк России и финансовый кризис. 21

    Заключение. 24

    Список использованной литературы.. 27

    Приложение 1. 29







    Введение

    Центральный банк России (ЦБР) является главным банком страны и выполняет функции банка банков, чем и обусловлена актуальность рассмотрения данной темы. Все основные полномочия, статус и особенности деятельности Центрального банка России определяются: 1) Конституцией Российской Федерации; 2) Законом о Центральном банке России; 3) федеральными законами, действующими в стране и имеющими отношение к финансовой деятельности.

    ЦБР и его отделения не регистрируются в налоговых органах, так как ЦБР независим от исполнительных органов власти и подотчетен только Государственной Думе и Президенту РФ. Это означает, что председатель правления и совет директоров ЦБР назначается Государственной Думой по рекомендации Президента РФ и вся отчетность о деятельности ЦБР предоставляется только этому органу власти.

    Высшим органом управления Центрального банка России является совет директоров (председатель+12 членов правления), срок избрания - 4 года, возможность повторного избрания - 3 года.

    Основные функции совета директоров ЦБР:

    · утверждение годового отчёта о результатах деятельности ЦБР и представление его в Государственной Думе;

    · взаимодействие с правительством в разработке и обеспечении основных направлений в области единой кредитно-денежной политики;

    · утверждение и рассмотрение сметы расходов по ЦБР;

    · принятие решений[1]:

    а) о величине резервных требований;

    б) об установлении общих нормативов для кредитных учреждений;

    в) об изменении учетной процентной ставки ЦБР;

    г) об определении лимитов на открытом рынке;

    д) об участии в деятельности международных организаций;

    е) о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения;

    ж) о контроле над объемом денежной массы;

    з) о формировании резервов внутри самих кредитных учреждений.

    Структура управления ЦБР образована по вертикальному принципу. Во главе находится Центральный банк России г. Москвы. Территориальные управления ЦБР не являются юридическими лицами и поэтому не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, выдавать гарантии, поручительства и т.д. без разрешения совета директоров головного банка. Расчетно-кассовые центры - это отделения ЦБР на местах, занимающиеся обслуживанием корреспондентских счетов коммерческих банков.

    Целью данной курсовой работы является выяснение особенностей баланса банка России.

    Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    · Отразить общую информацию о Банке России, его задачи, функции и полномочия ЦБ РФ

    · Проанализировать баланс Банка России

    · Показать, как финансовый кризис отразился на Банке России.

    Предметом данной курсовой работы является Банк России.

    Объектом – баланс и его особенности.

    Глава 1. Общая информацию о Центральном Банке РФ

    1.1. Проблемы определения задач, функций и полномочий ЦБ РФ

    Долгое время в России не утихают жаркие споры по поводу степени независимости Центрального банка от Президента, Правительства и Государственной Думы. Дело не ограничивается только спорами. В Государственной Думе на протяжении нескольких месяцев постоянно обсуждаются альтернативные проекты поправок в Закон «О Центральном банке Российской Федерации». Осенью 2001 года Экспертный совет при Комитете по кредитным Организациям и финансовым рынкам создал рабочую группу по разработке нового законопроекта. Существовал законопроект, разработанный рабочей группой депутата Андрея Макарова, вариант депутата Николая Арефьева, а также вариант, который был предложен самим Центральным Банком РФ (через депутатов или правительство в связи с тем, что у Центрального Банка РФ нет законодательной инициативы). В спорах по реформированию конституционных основ функционирования Центрального банка участвует и Правительство, которое отклонило два законопроекта осенью 2000 года, и Совет Федерации, и Президент РФ. Даже Конституционный Суд РФ оказался вовлечен в этот спор - 14 декабря 2000 года было принято определение по запросу Верховного Суда РФ о проверке конституционности части 3 статьи 75 Закона о Банке России. В итоге 17 мая 2001 года Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении поправки к пакету законов (три закона из так называемого “пакета МВФ”), которые относятся к регулирования банковской деятельности, в том числе в Закон о банке России.

    Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и также могут быть урегулированы актами Президента и Центрального банка Российской Федерации в особых случаях.

    Сейчас существует неясность некоторых конституционных положений об органах государственной власти в целом, о разделении властей. Многие правовые акты, регулирующие эту сферу, противоречивы и даже не согласованы с нормами Конституции Российской Федерации. Это вносит некоторые трудности и в определение конституционно-правового статуса Банка России и до сих пор затрудняет толкование его положения в системе федеральных органов государственной власти. Кроме того, борьба за возможность влияния на работу Центрального банка между Государственной Думой, Правительством и Администрацией Президента лишь усиливают дискуссию о конституционном статусе Центробанка[2].

    Справедливее будет рассматривать вопрос о конституционно-правовом статусе Банка России чисто с правовой точки зрения, не обращая внимание на то, кто является руководителем этого института в настоящее время и нравится ли этот человек каким-либо чиновникам или депутатам. Нужно выяснить, какая конституционно-правовая база существует для осуществления Центральным банком Российской Федерации его функций, его взаимоотношения с законодательной и исполнительной ветвями власти и возможности и необходимости внесения поправок в существующее законодательство.

    Центральный банк относится к институтам, которые являются частью системы государственного управления и наделены особыми правами и функциями, связанными с осуществлением эмиссии и обеспечением стабильности национальной валюты и банковской системы.

    Однако юристы спорят о том, нужно ли считать Центральный банк органом власти, государственным учреждением или федеральной службой. Некоторые ученые, основываясь на содержании статьи 71 Конституции Российской Федерации, где есть упоминание об экономических службах и федеральных банках: «В ведении Российской Федерации находятся: …федеральные экономические службы, включая федеральные банки;…», относят Центральный банк Российской Федерации к ряду федеральных экономических служб[3]. На первый взгляд, согласиться с этим выводом также может подталкивать то, что в данном пункте 71 статьи Конституции упоминается и финансовое регулирование, и денежная эмиссия. Но подобный вывод не учитывает содержания других конституционных норм, что совершенно не допустимо. Неправильно будет взять из Конституции нормы, содержащиеся в одной статье и игнорировать остальные нормы. Во-первых, Центральный банк Российской Федерации нигде в тексте Конституции или иных нормативных актах не называется федеральным банком и не относится к их числу, а везде четко называется только как «Центральный банк Российской Федерации». Во-вторых, положение о том, что уставной капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, как это записано в статье 2 федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» не означают, что данную норму можно применять для толкования Конституции, так как тогда мы пытаемся толковать текст конституции с помощью положения из федерального закона, что неправильно. В-третьих, в статье 71 Конституции Российской Федерации, на мой взгляд, идет речь, как о существовавших на то время (время принятия Конституции Российской Федерации) федеральных службах, например, Федеральной авиационной службе России, так и институтов, создание которых только предполагалось в будущем. Это предусматривает возможность образования таких федеральных банков, как Российский Банк Развития или Российский Сельскохозяйственный Банк. Конституция, таким образом, содержала нормы, которые позволяли учесть возможность создания таких банков. И, наконец, в-четвертых, анализ текста статьи 75 Конституции демонстрирует, что наиболее правильно будет отнести Центральный банк к органам государственной власти.

    В Конституции Российской Федерации, 75 статья которой, говорит об основной функции Центрального банка Российской Федерации, указывается, что он осуществляет ее «независимо от других органов государственной власти». Конституция прямо указывает, что Центральный банк Российской Федерации является одним из существующих органов государственной власти, и он осуществляет свою основную функцию независимо от других органов. Если бы в этой статье Конституции не было слова «других» и норма была бы в следующем виде: независимо от органов государственной власти, то это открывало бы возможность для вывода, что Центральный банк Российской Федерации может не являться органом государственной власти. В свою очередь, это позволило бы нам попытаться причислить его к числу федеральных банков или федеральных экономических служб или других институтов государственного управления. Такой точки зрения (что Центральный банк есть орган государственной власти) придерживаются многие специалисты.

    Дополнительные вопросы о том, что собой представляет институт Центрального банка, появляются при анализе федеральных законов. Как записано в статье 2 Закона о Центральном банке Российской Федерации (Банке России), он является юридическим лицом. Это вносит дополнительную сложность в определение его статуса, и с этим связана вторая группа вопросов. Центральный банк является юридическим лицом и получает доход, за счет которого осуществляются его расходы. В связи с этим, Олейник О.М. считает, что, так как «понятие юридическое лицо в российском правоведении всегда рассматривалось как категория гражданского, т.е. частного права», то попытки определить, является ли Центральный банк коммерческим или некоммерческим юридическим лицом и соответствует ли его организационно-правовая форма требованиям, предъявляемым к банкам, неизменно приведут в тупик[4]. Вывод, который необходимо сделать в этой ситуации – «в настоящее время в российском праве нет института, который мог бы отразить специфику правового положения Банка России» Нельзя согласиться с таким выводом. Существующее противоречие в ситуации будет оставаться непреодолимым препятствием, если смотреть на это, не принимая во внимание особый характер центрального банка. Действительно, с одной стороны Центральный банк Российской Федерации – это орган государства, который выполняет некоторые специальные функции и занимается правовым регулированием определенных общественных отношений, осуществляет контроль и надзор не только за множеством финансовых институтов, но и за государственными органами, с другой стороны он осуществляет деятельность, результатом которой является получение дохода, который покрывает расходы самого банка - статья 2, Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Функции Центрального банка Российской Федерации по денежной эмиссии и защите устойчивости рубля имеют особую правовую природу и, несомненно, относятся к функциям государственной власти и системы государственного управления, поскольку Центральный банк Российской Федерации выступает от имени государства[5]. Он имеет право применять меры принуждения не только в отношении определенного числа юридических лиц, но и в отношении государственных учреждений и органов государственной власти.

    Помочь разобраться в этом вопросе может изучение мирового опыта. Сразу нужно заметить, что в конституциях ведущих государств есть совсем мало норм, относящихся к регулированию статуса центральных банков. Тем не менее, в некоторых конституциях есть указание на то, каким образом эта ситуация находит отражение в современном конституционном праве в зарубежных странах. При этом необходимо признать, что во всех странах центральный банк имеет двойственный характер, но всегда в рамках (как категория) публичного права.

    Повсеместно центральные банки признаются как категория публичного права, при этом тот факт, что они имеют форму юридического лица и осуществляют хозяйственную деятельность, принимается как нечто присущее центральным банкам и объяснимое тем, что это орган государственной власти со специфическими функциями, имеющий специальный статус и форму организации.

    Получается, что Центральной банк Российской Федерации следует считать федеральным органом государственной власти, имеющий особый статус и обладающий независимым положением в системе органов государственной власти. Этот вывод сделан на основе анализа текста Конституции Российской Федерации, мнениях ведущих специалистов и мирового опыта.

    Как отмечено выше, особенности конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации существуют во многом благодаря тому, что в статье 75 Конституции Российской Федерации записано, что Центральной банк Российской Федерации обладает исключительным правом на организацию эмиссии и денежного обращения. Центральный банк Российской Федерации независим и самостоятелен в выполнении своей основной функции.

    Толкование конституционного значения независимого положения Центрального банка Российской Федерации невозможно без анализа значения слова «независимо» в 75 статье Конституции.

    Очевидно, что Центральный банк Российской Федерации, как и любой другой орган государственной власти, существует и действует в рамках Конституции и законов Российской Федерации. Причем даже в тех случаях, когда говорится о независимости, это не исключает возможности последующего контроля.

    Дополнительной гарантией независимости Центрального банка является система сдержек и противовесов в системе органов государственной власти и системе разделения властей. Ни один орган или институт или должностное лицо не может освободить Председателя Центрального банка Российской Федерации и, таким образом влиять на его деятельность или решения.

    Важной частью изучения особенностей конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации является пункт Ж статьи 71 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что денежная эмиссия находится в ведении Российской Федерации. Единство экономического пространства, что обеспечивается, в том числе, и единством денежной системы, является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации и соответственно ни один орган власти субъекта Российской Федерации не может вторгаться в сферу деятельности Центрального банка Российской Федерации. Например, Центральный банк Российской Федерации до недавнего времени был одним из немногих федеральных органов государственной власти, который смог выстроить четкую и полностью контролируемую систему своих подразделений, находящихся в субъектах федерации, и обеспечить их защиту от попыток местных органов вмешиваться в их работу или даже влиять на назначение руководителей территориальных управлений Центрального банка Российской Федерации. Что необходимо признать как безусловную заслугу руководства Центрального банка Российской Федерации.

    Изучение статьи 75 показывает, что у Центрального банка Российской Федерации существуют основные и не основные функции. Ясно, что основная функция Центрального банка Российской Федерации - защищать и обеспечивать устойчивость рубля. Очевидно, что практически невозможно разграничить функции и установить разный уровень независимости, так как ущемление прав Центрального банка в каких-то областях, которые кажутся не особенно важными, может повлечь за собой сложности и трудности при выполнении его основной функции[6]. Нас интересует более всего то, что Центральный банк Российской Федерации осуществляет эту функцию независимо. Несомненно, это сделано, чтобы оградить Центральный банк от угрозы получения инструкций со стороны других органов государственной власти на осуществление чрезмерной эмиссии для покрытия недостатка средств в бюджете, например.

    При этом многие известные исследователи говорят о существовании зависимости уровнем инфляции и степенью независимости центрального банка. Для определения степени независимости можно использовать методику экспертов Международного центра экономического роста. Согласно расчетам, применяемым в отношении Центрального банка Российской Федерации (метод присваивания определенного коэффициента за, например, продолжительность срока полномочий руководителя центрального банка), его можно объективно отнести к банкам со средней степенью независимости. Также выделяются определенные критерии, по которым можно отнести Центральный банк Российской Федерации к категории независимых, такие как:

    ·   наличие обособленного имущества;

    ·   независимость от правительственных органов;

    ·   личная независимость руководства;

    ·   юридический статус.

    Или другая группа критериев, предлагаемая иностранным экспертом:

    ·   личная автономия (независимость) руководства;

    ·   институциональная автономия;

    ·   функциональная автономия;

    ·   финансовая автономия.

    Конституционное закрепление определенных функций Центрального банка Российской Федерации и независимости Центрального банка Российской Федерации от других органов государственной власти играет решающую роль в выполнении им своей основной конституционной функции.

    В то же время надо понимать, что независимость Центрального банка Российской Федерации – это не самоцель. Независимость Центрального банка Российской Федерации – это инструмент, для того чтобы сделать рубль устойчивым[7].

    1.2. Закон «О ЦБ РФ (БР): его недостатки и возможные поправки

    Существующий закон подвергается часто заслуженной критике. Например, в статье 2 Федерального закона № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» указывается, что государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если иное не предусмотрено федеральными законами. Таким образом, признается, что на Центральный банк Российской Федерации может быть возложена обязанность отвечать по обязательствам государства. Наверное, теоретически такое возможно, но нужно учитывать, что это будет конституционным только в том случае, если не будет противоречить существующему конституционно-правовому статусу Центрального банка Российской Федерации и не будет мешать выполнению его конституционных функций по денежной эмиссии и обеспечении устойчивости рубля[8]. Дополнительные обязательства, возложенные на Центральный банк Российской Федерации могут привести к необходимости дополнительной эмиссии и появлением не обеспеченной массы рублей, что приведет к возникновению инфляции, если эта масса не будет поглощена экономикой. Это может повлиять на устойчивость рубля – что недопустимо, так как защита и обеспечение устойчивости рубля – конституционная задача Центрального банка Российской Федерации. Было бы лучше, если в данном законе четко было указано в каких случаях Банк России может отвечать по обязательствам государства или указано, что он не отвечает по таким обязательствам. Другим примером может служить содержание статьи 7 данного закона, которая позволяет Банку России участвовать в капитале крупнейших банков в нашей стране. Эта ситуация противоречит принципам необходимости создания не заинтересованности в областях которые регулируются этим институтом. Получается, что Банк России и владеет банками и регулирует банковскую деятельность. Он обладает огромным количеством инструментов для обеспечения преимущественного положения своих банков. В данном случае даже не важно, происходит ли это в настоящее время, главное, что такая возможность существует и есть реальная угроза предвзятого отношения со стороны Центрального банка. Несомненно, что это должно быть изменено. Сторонники сохранения участия Банка России в капитале Сберегательного Банка и Внешторгбанка справедливо указывают на то, что Банк России помог этим банкам во время кризиса, чем спас от более глубокого спада в банковской системе[9]. Также это – государственная гарантия сохранности средств население, чье доверие и так очень низко. Но это можно добиться и передачей этой доли в капитале банков Министерству государственного имущества.

    Часто критикуют функции Совета директоров как чрезмерные и необоснованные и соответственно требующие пересмотра в сторону их уменьшения. Представляется, что часто эти упреки относятся к тому, как этими полномочиями пользуются, а не к перечню этих функций. Наиболее конкретная критика относится к расчетам денежной массы и необходимости производить эмиссию рублей. При этом критикуется и то, что Центральный банк слишком быстро увеличивает денежную массу, что может привести к увеличению темпов инфляции, и то денежная масса недостаточна, что приводит к демонетизации экономики, недостатке денег для обеспечения нормального функционирования экономики[10].

    Также отдельного исследования заслуживает вопрос о соотношении компетенции Правительства и Центрального банка Российской Федерации. Согласно положениям статьи 114, части 1 Конституции Российской Федерации Правительство обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Наличие слова «денежной» прямо указывает на то, что Правительство имеет право заниматься вопросами денежной эмиссии, что несколько противоречит статье 75, которая предусматривает, что денежная эмиссия может осуществляться исключительно Центральным банком Российской Федерации.

    Но если считать что основы денежной политики определяются Президентом, а Правительство обеспечивает проведение единой денежной политики в нашей стране, то тогда получается что основы денежной политики определяются не Правительством и значит что нет необходимости со стороны Центрального банка Российской Федерации получать и выполнять какие-либо поручения со стороны Правительства, а Правительство, тем не менее, получает определенную задачу по обеспечению единства своих позиции и действий с действиями Центрального банка Российской Федерации, что возможно в форме постоянных консультаций и участия Председателя Центрального банка в работе Правительства и наоборот Председателя Правительства, его заместителей, министров и других сотрудников аппарата Совета Министров в работе Совета Директоров Центрального банка Российской Федерации.

    Существует практика участия Председателя Центрального банка в заседаниях Правительства, причем Председатель Центрального банка сидит среди членов Правительства, как предполагается, для возможности участвовать в обсуждении вопросов касающихся именно денежной политики, объема денежной массы, величины инфляции и т.д. При этом если между Правительством и Центральным банком возникают разногласия по вопросам проведения денежной политики, например, размера эмиссии или установления ставки рефинансирования что влияет на уровень инфляции, то право принятия решений или определения объемов эмиссии или ставки рефинансирования остается исключительно за Центральным банком Российской Федерации. В то же время, если Правительство посчитает, что некоторые решения Центрального банка Российской Федерации могут негативно повлиять на способность Правительства обеспечить проведение единой денежной политики и консультации с Центральным банком не приводят к желаемому результату, то в таком случае необходимо обратиться к Президенту, который с одной стороны согласно Конституции может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти, а с другой стороны может даже поставить вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации.

    Сейчас руководство Центрального банка Российской Федерации ведет работу по защите независимости его статуса и возможности выполнения его конституционных обязанностей. Непрекращающиеся попытки ограничения независимости Центрального банка Российской Федерации и понижении его конституционного статуса показывают, что особенно важно понимание, например, права Федерального Собрания на ограничение независимости Центрального банка Российской Федерации путем принятия нового федерального закона или поправок в существующие законы. Несомненно, что любые действия Федерального Собрания должны быть в рамках Конституции. Если будут приняты поправки по ограничению независимого положения Центрального банка Российской Федерации к существующему законодательству, которые будут противоречить Конституции, то важно будет восстановить верховенство Конституции и это дело будет согласно Конституции выполнено Президентом, так как это предусмотрено самой Конституцией. Во-первых, в Конституции сказано, что Президент является ее гарантом, ему дано это исключительное право и это его святая обязанность – обеспечить выполнение положений Конституции на всей территории Российской Федерации. Во-вторых, в Конституции сказано, что в случае возникновения разногласий между органами государственной власти он предпринимает действия, для того чтобы найти компромисс в рамках существующей Конституции.

    Глава 2. Особенности баланса Банка России и современное развитие.

    2.1. Анализ Банка России

    Из опубликованных ЦБ оценок платежного баланса и внешнего долга следует, что благодаря высоким сальдо торгового баланса и текущего счета в 2008-2009 годах не следует ждать перехода к ослаблению рубля. (Приложение 1) Зато может возобновиться активная борьба с "серым импортом" и "обналичкой"[11].

    Банк России опубликовал уточненные данные о платежном балансе и внешнем долге России на 1 января 2007 года. Счет текущих операций в 2007 году составил $78,3 млрд ($94,4 млрд в 2006 году), сальдо торгового баланса — $132 млрд ($139,3 млрд). Внешний долг за 2007 год вырос на $149 млрд до $459,6 млрд. Чистый приток капитала составил $80,7 млрд, это лишь немногим ниже предварительных оценок, опубликованных три месяца назад.

    Первое, на что обращают внимание экономисты - сохранение "сильного" сальдо торгового баланса. Экспорт по-прежнему сильно превышает импорт. Несмотря на очень высокие темпы роста импорта сальдо почти не изменилось. Дело, разумеется, в высоких ценах на российский экспорт: в первую очередь, нефть и металлы. В 2007 году среднегодовая цена на нефть была около $70 за баррель, если в 2008 году она, как ожидается, будет около $90, то торговый баланс может даже вырасти.

    А вот тенденция сокращения счета текущих операций продолжится даже при высоких ценах на российский экспорт. "Виновата" статья "баланс инвестиционных доходов", она, в частности, отражает оплату процентов по кредитам и репатриацию прибыли. Процентные платежи негосударственного сектора составили $64,7 млрд — практически половину торгового баланса 132,0 млрд. По прогнозам МЭРТа, "обнуление" текущего счета при нынешних ценах на нефть произойдет в районе 2010 года, год назад ЦБ прогнозировал это на 2009 год, а ряд экономистов — даже на 2008 год (впрочем, тогда прогнозы цен на нефть были ниже). При снижении торгового баланса должно прекратиться давление на рубль, его укрепление сменится стабильностью, а затем и постоянным ослаблением. Именно такой прогноз курсовой динамики сейчас следует из анализа котировок беспоставочных форвардов (NDF) на рубль.

    Анализ счета капитала позволяет говорить о продолжающейся дедолларизации экономики. $15,7 млрд из $80,7 млрд чистого притока капитала — сброс наличной валюты. В 2006 году население избавилось от $10 млрд, напоминает Михаил Хромов. Исходя из этих данных, наличной валюты на руках у населения практически не осталось: около $3 млрд. Видимо, ЦБ пересмотрит данные по остатку, как это было год назад.

    Кстати, видна дедолларизация и по данным о внешнем долге: $91,2 млрд, или около 20% суммарного долга номинировано в рублях. Частично это объясняется тем, что ЦБ учитывает в составе внешнего долга привилегированные акции российских компаний, принадлежащие иностранцам, частично — покупками иностранцами рублевых облигаций.

    Есть и неприятные неожиданности. Так, сумма статей "невозврат экспортной выручки" и "ошибки и пропуски" достигла $44 млрд, в 3,5 раза больше, чем в 2006 году ($12,5 млрд). Иными словами, нелегальный вывоз капитала в 2007 году резко вырос. С чем это связано, экономисты пока не знают, единственное предположение, которое кажется им правдоподобным,— то, что успех в усилиях Центробанка в борьбе с "серым импортом" оказался временным, а масштаб схем по обналичиванию опять начал расти. Характерно, что эта цифра очень близка называвшимся главой ЦБ Сергеем Игнатьевым оценкам операций по финансированию "серого импорта": порядка 1-1,5 трлн руб.

    2.2. Центральный Банк России и финансовый кризис

    Финансовый кризис помог заработать Банку России в 2008 году рекордную сумму в 100 млрд руб. Такую прибыль ЦБ получил благодаря росту объема кредитования банков, которые оказались в безвыходном положении из-за кризиса ликвидности. Однако всю прибыль Банка России намерены отобрать депутаты Госдумы для покрытия дефицита федерального бюджета.

    О рекордной чистой прибыли Банка России недавно поведал первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. По его словам, по сравнению с 2007-м прибыль выросла в четыре раза, с 24,6 млрд до 100 млрд руб.

    «Основной причиной такого роста стал доход от операционной прибыли ЦБ», — сообщил г-н Улюкаев. Эксперты считают, что основной причиной роста прибыли у ЦБ стал гигантский скачок объемов кредитования им банков. По данным обзора Банка России, объем кредитов и депозитов, полученных кредитными организациями от ЦБ за 2008 год, вырос почти в 100 раз, с 34 млрд до 3,37 трлн руб. «Наиболее значительный вклад в это увеличение внесли беззалоговые кредиты»[12], — подчеркивает директор Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии Сергей Моисеев. Действительно, по статистике ЦБ, именно среди беззалоговых кредитов отмечалось наиболее значительное повышение объемов. Так, общая задолженность кредитных организаций по кредитам без обеспечения в прошлом году выросла более чем в четыре раза, до 1,77 трлн руб.

    Также выросли и объемы РЕПО, ломбардных кредитов и кредитов overnight. При этом кредиты для банков в течение всего прошлого года дорожали. Например, средневзвешенная ставка РЕПО в 2008 году выросла с 6 до 9,9%.Особенно интенсивно ставки росли во втором полугодии. «Однако у банков не было выхода: они были вынуждены кредитоваться в ЦБ, чтобы поддержать свою ликвидность — иначе их бы ожидало банкротство», — поясняет управляющий активами «АГ Капитал» Владимир Левченко. По его словам, до кризиса банки выдавали долгосрочные кредиты и при этом привлекали краткосрочные пассивы: например, еженедельно рефинансировались в других, в том числе и зарубежных, банках.

    Когда начался кризис, возможность рефинансироваться в других банках исчезла. Кроме того, клиенты начали забирать деньги с банковских счетов. Из-за этого, по его словам, у банков и возник кризис ликвидности, «и единственным, кто мог предоставить банковской системе средства в условиях кризиса, оказался ЦБ». Таким образом, банки попали в разрыв ликвидности, став заложниками собственной рискованной политики — несоответствия коротких активов и длинных пассивов. На помощь им по долгу своему пришел Банк России, и это волей случая повлияло на его рекордную прибыль по итогам года.

    Но как это ни странно, 100 млрд руб., которые ЦБ заработал на кредитовании, ему, скорее всего, не достанутся. «Согласно федеральному законодательству минимум 50% прибыли ЦБ должно отходить в пользу федерального бюджета», — говорит Сергей Моисеев. Однако в этом году Банк России может лишиться всей своей прибыли из-за дефицита федерального бюджета на 2009 год.

    Как заявил РБК daily член комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, «в ближайшее время мы будем ставить вопрос о 100-процентном отчислении прибыли Центробанка в федеральный бюджет». По его словам, для этого нужно только принять соответствующую поправку в закон о бюджете. «Я считаю, что в сложившихся условиях это оправданное решение», — подвел итог г-н Аксаков. Отметим, что подобные поправки Госдума уже принимала: в 2005 году доля прибыли ЦБ, которая пошла в федеральный бюджет, была повышена с 50 до 80%. Полностью же избежать отчислений Банку России удалось только в 1999 году, правда, тогда вместо прибыли он получил убыток[13].




    Заключение

    Центральный банк относится к институтам, которые являются частью системы государственного управления и наделены особыми правами и функциями, связанными с осуществлением эмиссии и обеспечением стабильности национальной валюты и банковской системы.

    Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и также могут быть урегулированы актами Президента и Центрального банка Российской Федерации в особых случаях.

    Высокие и устойчивые темпы экономического роста и достигнутая макроэкономическая стабильность требуют от Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации выработки новых решений, направленных на обеспечение поступательного развития банковского сектора на основе укрепления его устойчивости, повышения конкурентоспособности российских кредитных организаций, совершенствования банковского регулирования и надзора, усиления защиты интересов и укрепления доверия вкладчиков и других кредиторов банков.

    Приоритетом государственной социально-экономической политики является обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста. Повышение роли банковского сектора в экономике является одной из важнейших задач государства. Динамика решения задач развития банковского сектора будет в значительной степени зависеть от состояния правовой среды, инвестиционного и делового климата, налоговых условий, совершенствования регулирования банковской деятельности и системы банковского надзора, эффективности функционирования системы страхования вкладов.

    Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации (Банк России) рассматривают процессы реформирования банковского сектора в качестве важного компонента развития и укрепления рыночных основ функционирования экономики страны.

    Исходя из анализа курсовой работы, можно сказать, что Центральный банк Российской Федерации – это орган государственной власти, имеющий особый статус с системе органов президентской власти, наделенный исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения, обладающий независимостью от других органов государственной власти, в том числе и от правительства Российской Федерации, несмотря на то, что Правительство осуществляет исполнительную власть и обеспечивает единство денежной и финансовой политики в России, в определенном смысле подконтрольное Президенту, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и Государственной Думе, которая осуществляет последующий контроль за деятельностью Центрального банка Российской Федерации.

    Еще один вывод заключается в том, что существующий закон «О Банке России» имеет ряд существенных недостатков, но все дискуссии о возможном изменении статуса Банка России, о переподчинении его Правительству или превращению его в федеральное учреждение, не согласуются с существующей Конституцией и для принятия подобных поправок потребуется вносить изменения в Конституцию РФ.

    Конечную цель (цели) и организационно-правовые основы денежно-кредитной политики следует четко определить в соответствующем законодательстве или нормативно-правовом акте, в том числе в законе о центральном банке, если это целесообразно.

    Следует четко определить организационно-правовую взаимосвязь между операциями в денежно-кредитной и финансовой сфере, агентские функции центрального банка, выполняемые от имени правительства.

    Основы, инструменты и любые целевые ориентиры, используемые для достижения целей денежно-кредитной политики, следует раскрывать общественности и объяснять.

    Следует своевременно сообщать общественности об изменениях в параметрах инструментов денежно-кредитной политики (за исключением мер “тонкой настройки”) и разъяснять их.

    Центральному банку следует делать периодические публичные заявления о ходе достижения своей цели (целей) денежно-кредитной политики, а также о перспективах достижения этой цели (целей). Механизм оглашения таких заявлений может варьироваться в зависимости от основ денежно-кредитной политики, в том числе режима валютного курса.

    При рассмотрении предложений о внесении существенных технических изменений в структуру регулирования денежно-кредитной сферы следует исходить из предпочтительности проведения консультаций с общественностью в соответствующие сроки.

    Следует раскрывать общественности нормы, регулирующие порядок предоставления отчетности финансовыми учреждениями в центральный банк для целей денежно-кредитной политики.

    Центральному банку следует раскрывать общественности свой баланс по заранее объявленному графику и по истечении заранее определенного срока раскрывать общественности выборочную агрегированную информацию об операциях центрального банка на рынке.


    Список использованной литературы:

    1. Банковское дело: Учебник для вузов по направлению "Экономика", специальности "Финансы, кредит и денежное обращение" / В.И. Колесников, Л.П. Кроливецкая, Н.Г. Александрова и др.; Под. ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. –4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. С. 86.

    2. Боровская М.А. Банковские услуги предприятиям. Учебно-методическое пособие. Изд-во ТРТУ, 1999. 169с.

    3. Гейвандов Я.А. Какой Центральный банк нужен Российской Федерации? // Государство и право, 2004, № 8. С. 35.

    4. Гейвандов Я.А. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации.//Государство и право, 2005, № 11. С. 24.

    5. Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия. М., 1997. С. 206.

    6. Голубев С.А. Роль Центрального банка Российской Федерации в регулировании банковской системы страны. - М., 2005. С. 56.

    7. Кутафин О.Е. Основные принципы организации деятельности Центрального банка РФ и реформа Национального банковского совета// К проекту реформы Национального банковского совета. - М., 2001. С. 34.

    8. Ларина И.С. Организация деятельности Центрального Банка Российской Федерации. – М., 2006.

    9. Макарова Я.М. Проблемы правового положения Центрального банка Российской Федерации как юридического лица. Ав-реф. – М., 2001. С. 8.

    10. Нефедов Д.В. Основные направления совершенствования банковской системы// Труды конференции. 20 лет кафедре коммерческого права. Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права. – СПб, 2005. С. 67.

    11. Олейник О.М. Основы банковского права. Курс лекций. – М., 2004. С. 86.

    12. Павлодский Е.А. Центральный банк: особенности правового статуса// Право и экономика, 2004, № 6. С. 19.

    13. Прохоренкова И.С. Правовой статус Центрального банка Российской Федерации – Банка России// Современное право, 2004, № 12. С. 30.

    14. Рахмилович В.А. Гражданско-правовое положение Банка России// Право и экономика, 2004, № 6. С. 12.

    15. #"#">www.cbr.ru Центральный Банк России

    Приложение 1


    Баланс Банка России в 2009 году
    (млн. руб.)




    01.01

    01.02

    01.03

    01.04

    01.05

    01.06

    01.07

    01.08

    01.09

    01.10

    01.11

    01.12

    1. Драгоценные металлы

    450 332

    544 406

    610 824

    574 983

    549 808

    557 102

    560 016

    579 516

    607 799

    619 827

    643 977

    746 369

    2. Средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов

    12 091 074

    12 698 869

    12 974 643

    12 264 619

    12 084 828

    11 929 723

    12 270 389

    12 215 907

    12 088 009

    11 555 204

    11 759 797

    12 448 160

    3. Кредиты и депозиты

    3 871 335

    4 223 704

    4 027 630

    3 870 677

    3 376 970

    2 801 903

    2 539 613

    2 517 815

    2 502 240

    2 177 035

    1 777 664

    1 707 663

    4. Ценные бумаги

    441 019

    461 223

    457 339

    458 703

    463 036

    459 216

    476 189

    472 744

    469 682

    453 176

    460 410

    459 662

    из них:

    — долговые обязательства Правительства Российской Федерации

    353 205

    373 296

    369 412

    370 820

    375 200

    371 637

    366 673

    362 910

    359 908

    344 420

    352 148

    350 995

    5. Прочие активы

    109 954

    144 738

    147 451

    157 814

    166 005

    164 794

    138 889

    132 851

    141 494

    142 086

    130 310

    120 793

    из них:

    — основные средства

    64 656

    63 746

    62 902

    62 237

    61 733

    61 081

    60 746

    60 659

    60 583

    60 217

    60 230

    60 274

    — авансовые платежи по налогу на прибыль

    187

    Итого по активу

    16 963 714

    18 072 940

    18 217 887

    17 326 796

    16 640 647

    15 912 738

    15 985 096

    15 918 833

    15 809 224

    14 947 328

    14 772 158

    15 482 647

    1. Наличные деньги в обращении

    4 378 238

    3 745 257

    3 706 872

    3 666 724

    3 812 740

    3 850 351

    3 916 802

    3 943 406

    3 916 854

    3 879 150

    3 970 683

    4 024 864

    2. Средства на счетах в Банке России

    10 237 559

    11 457 913

    11 419 265

    10 676 952

    9 938 707

    9 342 760

    9 289 611

    9 064 957

    8 918 516

    8 341 563

    8 272 752

    8 520 727

    из них:

    — Правительства Российской Федерации

    7 093 937

    8 317 068

    8 210 695

    7 684 966

    7 052 028

    6 646 902

    6 417 217

    6 460 516

    6 301 572

    5 847 789

    5 528 845

    5 441 631

    — кредитных организаций — резидентов

    2 010 099

    1 825 242

    1 843 895

    1 626 078

    1 408 385

    1 234 005

    1 573 586

    1 225 788

    1 205 568

    1 050 462

    1 108 506

    1 213 965

    3. Средства в расчетах

    16 119

    39 000

    44 766

    48 348

    43 211

    31 143

    54 817

    32 043

    40 758

    50 737

    43 418

    52 239

    4. Выпущенные ценные бумаги

    12 493

    12 218

    12 080

    12 440

    15 359

    17 291

    17 527

    19 346

    20 232

    18 408

    30 768

    111 035

    5. Прочие пассивы

    319 165

    916 219

    1 132 595

    1 020 047

    879 678

    720 309

    755 586

    908 526

    962 468

    707 197

    504 351

    823 666

    6. Капитал

    1 902 352

    1 902 333

    1 902 309

    1 902 285

    1 950 952

    1 950 884

    1 950 753

    1 950 555

    1 950 396

    1 950 273

    1 950 186

    1 950 116

    7. Прибыль отчетного года

    97 788

    Итого по пассиву

    16 963 714

    18 072 940

    18 217 887

    17 326 796

    16 640 647

    15 912 738

    15 985 096

    15 918 833

    15 809 224

    14 947 328

    14 772 158

    15 482 647



    Указанная структура баланса Банка России утверждена Советом директоров Банка России.


    Дата последнего обновления: 29 декабря 2009 года.




    [1] Боровская М.А. Банковские услуги предприятиям. Учебно-методическое пособие. Изд-во ТРТУ, 1999. 169с.

    [2] Павлодский Е.А. Центральный банк: особенности правового статуса// Право и экономика, 2004, № 6. С. 19.

    [3] Прохоренкова И.С. Правовой статус Центрального банка Российской Федерации – Банка России// Современное право, 2004, № 12. С. 30.

    [4] Олейник О.М. Основы банковского права. Курс лекций. – М., 2004. С. 86.

    [5] Макарова Я.М. Проблемы правового положения Центрального банка Российской Федерации как юридического лица. Ав-реф. – М., 2001. С. 8.

    [6] Гейвандов Я.А. Основы правового регулирования банковской системы в Российской Федерации.// Государство и право, 2005, № 6. С. 41.

    [7] Голубев С.А. Роль Центрального банка Российской Федерации в регулировании банковской системы страны. - М., 2005. С. 56.

    [8] Нефедов Д.В. Основные направления совершенствования банковской системы// Труды конференции. 20 лет кафедре коммерческого права. Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права. – СПб, 2005. С. 67.

    [9] Гейвандов Я.А. Какой Центральный банк нужен Российской Федерации? // Государство и право, 2004, № 8. С. 35.

    [10] Гейвандов Я.А. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации.//Государство и право, 2005, № 11. С. 24.

    [11] #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Центр экономических исследований Московской финансово-промышленной академии 2009 г.

    [13] http://credit.rbc.ru/news РБК Кредит

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Особенности баланса банка России ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.