Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Особенности рынка рабочей силы в России

  • Вид работы:
    Другое по теме: Особенности рынка рабочей силы в России
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:55:51
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

     Особенности рынка рабочей силы в России



    Оглавление



    Введение......................................................................................................................................... 3

    1. Рынок труда и его основные элементы.................................................................................... 4

    2. Ситуация на рынке труда России в условиях кризиса.......................................................... 10

    3. Регулирование рынка труда.................................................................................................... 13

    Заключение................................................................................................................................... 19

    Список литературы:..................................................................................................................... 21

     

     

     

    Введение

     

    Рынок труда – это совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Текущая конъюнктура российского рынка труда характеризуется диспропорциями в соотношении спроса и предложения труда, которые носят застойный характер, что сдерживает движение работников между предприятиями, секторами экономики.

    Функционально-организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации: биржи труда; правовое регулирование занятости.

    Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности, экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом.

    Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально-трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

    Результаты экономической практики в России показывают существенные различия в уровне заработной платы работников в разрезе отраслей и регионов страны. При этом дифференциация доходов не носит объективный характер, обусловленный качеством труда и географическим положением.

    Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.

    Целью курсовой работы является анализ механизма взаимодействия спроса и предложения на рынке труда, функционирования рынка труда в России.

    1. Рынок труда и его основные элементы


    Рынок труда - наиболее сложная составная часть рыночной экономики. В отличие, например, от рынка товаров, он отражает значительно больше социально-экономических явлений общества. На него влияет очень много различных факторов. Поэтому рынки труда США, Западной Европы, Японии и России имеют большие различия.

    Как в отечественной, так и в зарубежной литературе существует немало определений рынка труда, каждое из которых имеет свои особенности. Так, авторы работы «Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования» пишут: «Рынок труда понимается нами как система общественных отношений, социальных (в том числе юридических) норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование труда»[1]. Доктор экономических наук, профессор И. С. Маслова считает, что рынок труда можно определить как «...систему отношений, формирующихся на стоимостной основе между работодателями - собственниками средств производства и наемными работниками — владельцами рабочей силы -по поводу удовлетворения спроса первых на труд и потребностей вторых в работе по найму как источнике средств существования»[2]. Американские ученые Р.Д. Эренберг и Р.С. Смит в учебнике «Современная экономика труда. Теория и государственная политика» формулируют его следующим образом: «...Рынок, который обеспечивает работникам работу и координирует решения в сфере занятости, называется рынком труда»[3]. В учебнике МГУ «Экономика труда и социально-трудовые отношения» говорится: «Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой механизм согласования интересов работодателей (предъявителей спроса на труд) и наемной рабочей силы (продавцов последней)»[4]. Доктор экономических наук, профессор В.И. Плакся приводит такое определение: «...Рынок труда - это специфический вид товарного рынка, содержанием которого является реализация (купля-продажа) товара особого рода - рабочей силы или способности человека к труду. Как экономическая категория рынок рабочей силы выражает экономические отношения между владельцем данного товара, собственником рабочей силы, ее продавцом, с одной стороны, и владельцем капитала, покупателем рабочей силы – с другой»[5].

    Любые определения обычно односторонни. Здесь приведены лишь некоторые из них для того, чтобы подчеркнуть сложность самого понятия «рынок труда», его многогранность и особенности. Стремление дать в определении сущность той или иной экономической категории, того или иного экономического явления всегда очень трудно выполнимо. Например, первое из приведенных больше подходит к понятию инфраструктуры рынка труда, причем включение в понятие рынка использование труда представляется неоправданным, ибо, как будет показано ниже, после того, как закончен процесс купли-продажи и начинается трудовой процесс (использование труда), рынок заканчивается. В определении Р.Д. Эренберга и Р.С. Смита в тени остаются второй основной представитель на рынке труда - предприниматель, владелец средств производства, и проблема обеспечения предприятий рабочей силой; вместо этого фигурирует безымянное число рабочих мест.

    Во всех, приведенных формулировках отсутствует указание на то, что рынок труда существует, действует в рамках определенного экономического пространства. С учетом этого, видимо, Л.А. Костин дает такое определение: «рынок труда - это действующий в рамках определенного экономического пространства механизм взаимодействия между работодателями и наемными работниками, выражающий экономические и правовые отношения между ними»[6].

    Рынок труда, функционируя в определенной социально-экономической среде, как и все иные рынки, наделен инфраструктурой. Заглянув в любой экономический словарь, можно встретить определение инфраструктуры рынка как "совокупность учреждений и организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих его нормальное функционирование"[7]. Под инфраструктурой рынка труда, являющейся составной частью этого рынка, мы будем понимать государственные и негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации, нормативно-правовую и финансовую среду, обеспечивающие нормальное функционирование рынка труда, наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением рабочей силы.

    Рис. 1. Инфраструктура рынка труда


    Инфраструктура рынка труда, действуя в определенном социально-экономическом и политическом пространстве, находится под влиянием факторов внешней и внутренней среды. Причем эти факторы оказывают не прямое, а опосредованное влияние, меняя прежде всего качественные и количественные характеристики рынка труда, факторы его формирования.

    Рабочая сила в экономической теории понимается как совокупность физических и интеллектуальных способностей, которыми располагает человек и которые используются им для производства материальных и духовных благ. Носителем рабочей силы является человек. Рабочая сила реально существует лишь в личности работника, который и есть главная производительная сила общества.

    В условиях рыночного хозяйства рабочая сила является товаром; она продается и покупается, имеет потребительную стоимость и цену. Но этот товар имеет ряд особенностей. При купле-продаже стоимость любого товара оплачивается, а потребительная стоимость отчуждается, товар переходит в собственность покупателя. Владелец же рабочей силы остается ее собственником, она не отчуждается и не может отчуждаться. Экономисты выдвигают в связи с этим разные концепции:

    ·   продается не рабочая сила, а трудовые услуги;

    ·   рабочая сила не продается, а сдается в аренду на взаимовыгодных условиях;

    ·   продается не рабочая сила, а право пользования ею.

    Но наиболее важным выступает утверждение, что объектом купли-продажи является не рабочая сила, а труд. Но труд - это процесс, и он не может быть предметом купли-продажи. Покупателю передаются, отчуждаются (и он присваивает себе) конкретные результаты труда. Здесь проявляется еще одна особенность рабочей силы. Стоимость этих результатов труда больше стоимости рабочей силы, иначе зачем ее покупать.

    Потребительная стоимость товара «рабочая сила», как показал еще К.Маркс, именно и состоит в том, что она способна приносить прибавочную стоимость, прибыль на вложенный капитал, которая присваивается работодателем.


    Рынок труда - сложное социально-экономическое явление, где ежедневно встречаются и взаимодействуют между собой десятки тысяч работников и работодателей (или их представителей). Решения, принимаемые ими, зависят не только от объективных, но и многих субъективных факторов.

    Многообразие и содержание рынка труда будут рассматриваться дальше по мере углубления и анализа характеристики его отдельных сторон.

    Основными элементами рынка труда являются:

    ·   спрос на рабочую силу;

    ·   ее предложение;

    ·   цена рабочей силы (заработная плата);

    ·   конкуренция;

    ·   инфраструктура.

    Субъектами рынка труда выступают:

    ·   работодатели и их представители;

    ·   наемные работники и их представители;

    ·   государство и его представители;

    ·   посреднические организации.

    Государство при этом выступает и как работодатель, ибо во всех странах с рыночной экономикой значительная часть предприятий и организаций является государственной. Но главное- государство выступает важным регулятором рынка труда, определяя правила поведения на нем действующих субъектов.

    В средствах массовой информации и в экономических работах под рынком труда нередко понимается рынок безработных и активно ищущих работу, а его масштабы определяются их численностью и количеством вакантных мест. Это узкая трактовка рынка труда. Важно понимать, что на нем действует все экономически активное население - в роли продавцов или покупателей рабочей силы.

    Все наемные работники при благоприятных обстоятельствах (более высокая оплата, более интересная работа и ее месторасположение, лучшие социальные условия и льготы и т.п.) готовы сменить место работы. Что касается работодателей, то они подбирают себе рабочую силу в основном среди занятых, а не безработных. В США, например, действует более 14 тысяч частных специализированных бюро найма, которые располагают всеми необходимыми данными о работниках конкретной профессии[8].

    Ряд экономистов считает, что рынок труда включает и рынок рабочих мест. Так, авторы интересной работы, подготовленной коллективом Российской академии государственной службы при Президенте РФ, считают, что в «понятие «рынок труда» необходимо включить и рынок рабочих мест, так как реально и постоянно на рынке труда наличествуют и спрос, и предложение на них. Это расширяет содержание понятия «рынок труда».

    Таким образом, рынок труда - это диалектическое единство двух рынков: рабочих мест и рабочей силы...»[9].

    Однако, данное утверждение является спорным. Рабочие места, как таковые, не продаются и не имеют цены, они — неотъемлемая часть рынка рабочей силы, ибо без них работодатель не может нанять работника. Стремление ввести новое понятие, опираясь на новые подходы, не всегда, видимо, ведет к успеху, хотя отвергать поиск, разумеется, не следует.

    Каждый рынок необходим, каждый решает стоящие перед ним задачи и имеет важное значение. И все же следует сказать об активной роли рынка труда. Он как локомотив приводит в движение все другие рынки, все ресурсы, ибо именно здесь формируется и распределяется по профессиям, предприятиям (фирмам), регионам и отраслям, включается в действие наиболее важный национальный ресурс - рабочая сила. Рынок труда в отличие от других рынков: товаров, жилья, капиталов - более сложен, в нем действуют такие силы и регуляторы, которых нет в большинстве случаев в других рынках. Прежде всего рынок труда обеспечивает занятость экономически активного населения, его включение в сферу производства и в сферу услуг создает возможность получения необходимого заработка для воспроизводства как самого работника, так и его семьи. Он облегчает переход работника на более подходящее для него рабочее место, где его труд более производителен и более высоко оплачивается.

    Через рынок идет комплектование предприятий (фирм) нужной рабочей силой, в необходимых количествах и должного качества. Конечно, далеко не всегда в каждом регионе имеется в наличии необходимая рабочая сила. Но именно рынок показывает, какие профессии нужны, а какие имеются в излишке, что должны делать ищущие работу для своей подготовки и переподготовки, в каком направлении расширять имеющиеся знания и умения, чтобы получить работу. Это не простое, порой мучительное приближение к равновесию спроса и предложения рабочей силы. Причем равновесия не в целом, а по каждой профессии и квалификации.

    В связи со сказанным выше видно, что рынок труда является важным источником информации. Это, кстати, относится ко всем рынкам. Информация, создаваемая рынком труда, дает большую пищу для размышления как работодателям, так и наемным работникам для планирования их дальнейших действий. Работники знают, что работодатели предъявляют довольно высокие требования к наемным работникам на рынке труда. В ходе его становления и развития в России возрастают требования к уровню профессиональной подготовки, к качеству рабочей силы.

    Наличие конкуренции стимулирует расширение диапазона (зоны) профессионального мастерства наемных работников, повышение их квалификации и универсализации. Понятно, что работник широкого профиля, творческий, коммуникабельный, умеющий быстро ориентироваться в новой обстановке, не останется без работы.

    С другой стороны, конкуренция работодателей на рынке труда вынуждает их не только поддерживать сложившийся уровень заработной платы, но и создавать благоприятные условия труда, проявлять определенную заботу об удовлетворении нужд и обеспечении нормальных взаимоотношений в трудовых коллективах между работниками, а также между руководителями и подчиненными.

    При найме рабочей силы договор, который при этом заключается устно или письменно между работодателем и наемным работником, предусматривает не только соглашение по заработной плате и продолжительности рабочего времени, но и по оплате отпуска, болезни, других социальных выплат и льгот.

     

    2. Ситуация на рынке труда России в условиях кризиса


    По оценке Росстата, численность экономически активного населения в сентябре текущего года составлила 76,2 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны. При этом на конец сентября занято в экономике было 70,4 млн. человек, что на 1,2 млн. человек меньше, чем на конец сентября 2008 года.

    Преобладающая часть занятого населения (50,3% от общей численности занятых) в сентябре 2009 года работало на крупных и средних предприятиях и в организациях.

    Рис. 2. Численность занятых в экономике в 2008 и 2009 году


    После роста численности безработных, отмеченного в начале 2009 года, во II и III кварталах наблюдается ее снижение. Так, на конец сентября 2009 г., по данным Росстата, общая численность безработных граждан снизилась на 243 тыс. человек по сравнению с концом августа текущего года и составила 5,8 млн. человек или 7,6% экономически активного населения. Однако, необходимо отметить, что численность безработных на конец сентября текущего года превышает аналогичный показатель прошлого года более чем на 1 млн. человек.

     


















    Рис. 3. Прирост (снижение) численности безработных в 2008 и 2009 гг.


    В сентябре текущего года продолжила снижаться и численность официально зарегистрированных безработных, которая на конец месяца составила 2,035 млн. человек или 2,7% экономически активного населения. Доля официально зарегистрированных безработных, начиная с июня 2009 года стабилизировалась на уровне 2,8% экономически активного населения и только в сентябре чуть снизилась, достигнув 2,7% экономически активного населения.

    Это снижение безработицы можно объяснить сезонностью и реализацией региональных программ по снижению напряженности на рынке труда, в рамках которых работники, находящиеся под угрозой увольнения, направляются на временные работы или опережающее обучение.

    Анализ информации об увольнении работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников свидетельствует о том, что процесс высвобождения затронул такие виды экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность, в том числе машиностроение, металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность; строительство, транспорт и связь и другие.

    Работники, переведенные на режим неполного рабочего времени и находящиеся в вынужденных отпусках и простое по вине администрации, могут пополнить собой ряды безработных граждан. По данным мониторинга ситуации на рынке труда в разрезе субъектов Российской Федерации, проводимого Минздравсоцразвития России, суммарная численность этих работников уже 5 месяцев остается очень высокой и составляет 1,6 млн. человек.


















    Рис. 4. Численность зарегистрированных безработных и потребность работодателей в работниках в 2008 и 2009 гг.

    В связи с принимаемыми мерами Правительством Российской Федерации по созданию рабочих мест для снижения напряженности на рынке труда, следует отметить, что потребность в работниках, заявленная работодателями в государственные службы занятости в III квартале 2009 г. стабилизировалась на уровне 1,1 млн. человек. Однако, коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию) в сентябре текущего года увеличился по сравнению с сентябрем 2008 г. с 0,8 до 1,8.

     Проводиться работа по регулированию трудовой миграции.

    На 2009 год квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу утверждена в размере 3,9 млн. разрешений постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 г. № 835.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 г. № 916 «О внесении изменений в правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в российской федерации» был увеличен резерв квоты, нераспределенный по субъектам Российской Федерации с 30% до 50 процентов. Таким образом, по субъектам Российской Федерации распределено 1,9 млн. разрешений (приказ Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2008 г. № 777н), остальные 2 млн. разрешений –  нераспределенный резерв квоты (т. е. 50% от общего размера квоты).

    В течение 9 месяцев 2009 г. в рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, продолжается работа по согласованию федеральными органами исполнительной власти проектов программ переселения второй очереди, разработанных субъектами Российской Федерации. За отчетный период были согласованы распоряжениями Правительства Российской Федерации 9 проектов региональных программ. С начала реализации программы по состоянию на 23 сентября 2009 г. в 16 субъектов Российской Федерации, начавших реализацию Государственной программы, прибыло около 15,1 тысяч переселенцев вместе с членами семей (по данным ФМС России).


    3. Регулирование рынка труда


    Государственная политика занятости населения представляет собой систему мер государственного прямого и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей. Цели политики занятости отражают такое состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая стоящие в настоящее время проблемы. Для решения этих проблем органы занятости разрабатывают программы содействия занятости населения[10].

    Программы содействия занятости населения нацелены на защиту граждан от безработицы и охватывают прежде всего две группы населения - работающих, но находящихся под угрозой увольнения граждан, и безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения. Программа включает совокупность взаимосвязанных долго- и краткосрочных мер, цель реализации которых - достижение эффективной, оптимальной занятости трудоспособного населения в регионе или в национальных масштабах в сочетании с необходимой социальной поддержкой безработных и смягчением отрицательных последствий долговременной безработицы.

    Государственную политику занятости следует рассматривать как процесс, проходящий на трех уровнях: макроуровне, региональном уровне и местном уровне.

    На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости, осуществляя:

    1) согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической, миграционной политикой.

    2) согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой.

    3) политику трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. Основа данного блока - политика органов Государственной службы занятости на рынке труда.

    На региональном уровне государственная политика занятости в основном осуществляется в тех же трех направлениях. Перечень составных элементов политики занятости сужен на уровне регионов по сравнению с общегосударственным уровнем.

    На местном уровне политика занятости включает финансовое, налоговое и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей). На данном уровне ведется вся практическая работа, которую предусматривают мероприятия занятости: трудоустройство, обучение, выплата пособий и т.д.

    По состоянию на 25 марта 2009 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 2 млн.164,7 тыс. человек (рост численности безработных составил 1,5%, за предыдущую неделю - 2,7%)[11].

    Наиболее значительный прирост численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости за период с 19 по 25 марта 2009 года, произошел в Калининградской области, Чувашской Республике, Кировской, Пензенской, Брянской, Свердловской областях.

    Тем не менее, анализ изменения численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, свидетельствует о снижении за последние полтора месяца темпов роста их численности.

    Анализ работы региональных служб занятости показывает, что в общем объеме предложения рабочей силы доля выпускников учебных заведений ежегодно составляет 15–20 %, кроме того, в силу известных обстоятельств, молодые специалисты, по сравнению с опытными работниками, имеют низкую стартовую конкурентоспособность.

    Поэтому диспропорция между структурой и объемами подготовки специалистов и профессионально-квалификационной структурой спроса на рабочую силу является одним из существенных факторов, создающих количественные и качественные параметры дисбаланса.

    В сложившейся практике эта проблема частично решается путем согласования со службами занятости структуры и объемов подготовки и переподготовки кадров, расширения профилей подготовки кадров, перехода на контрактную систему взаимоотношений с предприятиями[12].

    Однако кардинальное решение проблемы обусловливает необходимость учета всех факторов, влияющих на воспроизводство рабочей силы и развитие человеческих ресурсов, прогнозирования развития экономики регионов и определение потребностей в кадрах на основе мониторинговых и социологических исследований, что позволит оказывать регулирующее воздействие на формирование образовательных потребностей молодежи с учетом их склонностей и потребностей экономики.

    Рынок образовательных услуг связан с рынком труда опосредованно через образовательные потребности, выступающие одновременно важнейшим фактором потенциального спроса на рынке образования и потенциального предложения на рынке труда.

    Решить проблему взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг невозможно без учета интересов непосредственного потребителя образовательных услуг, который имеет свои цели, задачи, мотивацию в выборе профессии и сферы трудовой деятельности.

    В целях предотвращения возможных негативных последствий глобального финансового кризиса в рамках утвержденного Правительством Российской Федерации от 19 июня 2009 г. № ВП-П13-3392 Плана действий по реализации антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год осуществляются мероприятия по поддержке рынка труда.

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия в области содействия занятости населения, в соответствии с рекомендациями Минздравсоцразвития России (приказ от 28 ноября 2008 г. № 683) организуют работу консультационных пунктов, в том числе в организациях, планирующих увольнение работников в связи с ликвидацией либо сокращением штата, и телефонных «горячих линий» для информирования по вопросам содействия занятости населения и предоставляемых гарантий государства в этой сфере.

    Предусмотрены меры по усилению социальной защиты работников в сфере занятости.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 г. № 915 увеличена с 1 января 2009 года максимальная величина пособия по безработице до 4900 рублей, что повысило уровень оказания социальной поддержки безработных граждан в период поиска работы и позволило поддержать на более высоком уровне покупательную способность пособия по безработице в условиях инфляции у тех категорий безработных граждан, которые имели достаточный период работы и соответствующую заработную плату до начала безработицы.

    Федеральным законом Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 287-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах Российской Федерации Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия по разработке и реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов, и право образовывать при формировании федерального бюджета резерв бюджетных ассигнований на эти цели и утверждать порядок их использования.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г.           № 1089 утверждены «Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», которым устанавливаются  порядок и условия предоставления указанных субсидий.

    Выделение субсидий предусмотрено на реализацию региональных программ, предусматривающих следующие дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда:

    опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников);

    создание временных рабочих мест (общественные работы, временное трудоустройство безработных граждан, а также работников в случае угрозы массового увольнения);

    оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов; содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

    В федеральном бюджете на эти субсидии в 2009 году предусмотрено 43,5 млрд. рублей.

    Региональные программы 82 субъектов Российской Федерации одобрены на совещаниях у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации        А.Д. Жукова в целях отбора для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

    Федеральной службой по труду и занятости заключены все 82 соглашения с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о реализации региональных программ. Всего утвержденными программами предусматривалось выделение из федерального бюджета 23,6 млрд.рублей, предполагалось участие в указанных программах 1,5 млн. человек.

    В условиях динамично меняющейся ситуации на региональных рынках труда потребовалось оперативное внесение изменений в действующие региональные программы. С июня 2009 года началась процедура корректировки региональных программ как по численности участников мероприятий (изменение приоритетов), так и по финансовому обеспечению, на основании которой по состоянию на 1 октября на совещаниях у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации         А.Д. Жукова одобрена корректировка 59 региональных программ, и с 28 субъектами Российской Федерации заключены Дополнительные Соглашения к ранее заключённым Соглашениям. С учетом указанной корректировки численность участников увеличилась и составит около 2 млн. человек (по оценке Минздравсоцразвития России), что обеспечивается выделением из федерального бюджета средств в размере 34,5 млрд.рублей.

    Всего на реализацию региональных программ по состоянию на 1 октября 2009 г.  перечислено из федерального бюджета 26,5 млрд. рублей.

    Выделение средств на снижение напряженности на рынке труда будет продолжено в  2010 и 2011 годах. Однако объем выделяемых на  эти средств федерального бюджета будет уменьшен. Так в 2009 году в федеральном бюджете на реализацию региональных программ было предусмотрено 43,5 млрд. рублей, а в 2010 году –  36,3 млрд. рублей (предполагаемое количество участников в 2010 году –  1,7 млн. человек).

    Минздравсоцразвития России подготовлен и в настоящее время находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти проект постановления «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», предусматривающий расширение категорий участников региональных программ и предоставления им дополнительных гарантий. 


     

     

    Заключение


    Каждое государство стремится к экономическому росту, а также к полной занятости, устойчивым ценам, наращиванию объема экспорта. Однако, долговременное экономическое развитие не является равномерным, а является циклическим.

    Спад производства, сопровождающий трансформацию экономической системы, приводит к формированию избытка рабочей силы. Если высвобождения излишних работников не происходит, эффективность труда уменьшается: снижается производительность, сокращается заработная плата. Сохранение избытка рабочей силы сдерживает   восстановление   производительности   труда,   препятствует структурной перестройке экономики. Высвобождение, компенсирующее падение производительности, приводит к перераспределению трудовых ресурсов: количество занятых уменьшается, но их занятость является полноценной и экономически оправданной. Но в этом случае, определенно, необходимо учитывать не только текущую производительность труда, но и наличие реальных возможностей для повышения рентабельности в будущем. Следовательно, важным является нахождение баланса между высвобождаемой излишней рабочей силой и сохраняемой для восстановления рентабельности. Высвобожденные работники на соответствующую величину увеличивают количество безработных. И здесь в силу вступает второе обозначенное направление - содействие росту занятости.

    Увеличение занятости может являться следствием влияния как внешних по отношению к рынку труда факторов, так и внутренних. Снижение безработицы до ее естественного уровня есть результат обеспечения равновесия между спросом и предложением рабочей силы. Если говорить о внешнем влиянии, то определяющим является появление новых рабочих мест и степень их соответствия предложению рабочей силы, т.е. способность экономики к созданию и расширению возможностей занятости. Направления действий для реализации этой задачи традиционны: соответствующая налоговая политика, поддержка инвестиционной активности, региональная политика развития рабочих мест и др.

    В 2009 году продолжается негативное влияние кризиса на российский рынок труда. Численность безработных в январе 2009 г. составила 6,1 млн. человек, или 8,1% экономически активного населения. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года общая численность безработных увеличилась на 1,1 млн. человек. Контингент безработных пополнили пенсионеры и выпускники учебных заведений, которые в большей степени страдают от снижения спроса на труд и сокращения производства.

    Основой расширения занятости и совершенствования ее структуры, а также ликвидации диспропорций на рынке труда является развитие системы рабочих мест.

    Помимо решения методических вопросов необходимо законодательно установить статус депрессивного региона с вытекающими отсюда финансовыми обязательствами государства с учетом типа депрессивности. Меры федерального правительства должны включать как адресную поддержку депрессивных регионов посредством федеральных программ, так и экономическое регулирование регионального развития и межрегиональных связей. Наряду с отраслевыми и региональными проблемами развития и размещения рабочих мест в ближайшем будущем предстоит рассмотреть вопрос о стимулировании предпринимателей, создающих или обновляющих рабочие места.

    Список литературы:

    1.   Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 № 1089 «О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»

    2.   Белозерова С. Труд и движение кадров на предприятиях // Человек и труд. 2007. № 7. С. 42-47.

    3.   Волгин Н.А. «Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем». М.: Экономика. 2008.

    4.   Дадашев А.З. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования. // Вопросы экономики, 2007, № 2.

    5.   Кашепов А.В. Рынок труда в России: регулирование, прогнозы. // Экономист, 2008, № 1.

    6.   Костин Л.А. Проблемы экономики труда. Том 2. – М., 2008.

    7.   Кязимов К. Рынок труда и профессиональное образование. // Человеческие ресурсы, 2008, № 2.

    8.   Маслова И.С. Особенности российского рынка труда // Человек и труд. 2007. № 3. С. 24-29.

    9.   Организация и нормирование труда / Рофе А.И., Курцева Т.М., Шульга А.И. — 2006

    10.  Павленков В.А. Рынок труда. М.: Анил, 2008.

    11.  Плакся В,И, Рынок труда и безработица: вопросы теории, методологии, государственного регулирования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 1966.

    12.  Российский рынок труда. М, 2007.

    13.  Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования / Под ред. К.И. Микульского. М.: Наука, 2008.

    14.  Рыночная экономика: Словарь/ Под общ.ред. Г.Я. Кипермана. - М.: Республика, 2007. С. 183-185

    15.  Скрытая безработица: феномен, анализ, последствия /Под общ. ред. Н.А. Волгина, СВ. Дудникова. М., 1998. С. 10.

    16.  Чернова Т.В. Экономическая статистика. Учебное пособие. – Таганрог, 2006.

    17.  Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. П.Г. Меликьяна и Р.П.Колосовой. М.: Изд-во МГУ, 2008. С. 126.

    18.  www.minzdravsoc.ru

    19.  www.rostrud.ru







    [1] Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования / Под ред. К.И. Микульского. М.: Наука, 2008. С. 13.

    [2] Российский рынок труда. М, 2007. С. 5.

    [3] Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. П.Г. Меликьяна и Р.П.Колосовой. М.: Изд-во МГУ, 2008. С. 126.

    [4] Плакся В,И, Рынок труда и безработица: вопросы теории, методологии, государственного регулирования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 1966. С. 16

    [5] Павленков В.А. Рынок труда. М.: Анил, 2008. С. 5

    [6] Костин Л.А. Проблемы экономики труда. Том 2. – М., 2008. С. 193.

    [7] Рыночная экономика: Словарь/ Под общ.ред. Г.Я. Кипермана. - М.: Республика, 2007. С. 183-185

    [8] Костин Л.А. Проблемы экономики труда. Том 2. – М., 2008. С. 205.

    [9] Скрытая безработица: феномен, анализ, последствия /Под общ. ред. Н.А. Волгина, СВ. Дудникова. М., 1998. С. 10.

    [10] #"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11] По данным #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Кязимов К. Рынок труда и профессиональное образование. // Человеческие ресурсы, 2008, № 2.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Особенности рынка рабочей силы в России ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.