Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Парижская конференция 1919 года. Версальский мирный договор и начало создания новой системы международных отношений.

  • Вид работы:
    Другое по теме: Парижская конференция 1919 года. Версальский мирный договор и начало создания новой системы международных отношений.
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:55:52
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Парижская конференция 1919 года. Версальский мирный договор и начало создания новой системы международных отношений.




    Оглавление

    Введение. 3

    Глава 1. Парижская мирная конференция 1919 года. 6

    1.1.       Планы послевоенного устройства мира Великобритании, Франции, США.. 9

    1.2.       Отклонённые проекты конференции.. 10

    1.3.       Итоги конференции.. 13

    Глава 2. Версальский договор. 20

    2.1.    Условия договора. 20

    2.2.   Ограничения и штрафы, наложенные на Германию.. 20

    2.3.   Передел германских колоний.. 21

    2.4.   Ограничения на вооружённые силы.. 22

    2.5.    По отношению к России.. 22

    2.6.   Последствия. 23

    Заключение. 30

    Список использованной литературой. 32




    Введение

    Парижская мирная конференция 1919-20гг., международная конференция, созванная державами-победительницами для подготовки и заключения мирных договоров с государствами, потерпевшими поражение в Первой Мировой войне 1914-18гг. Проходила с перерывами с 18 января 1919г. по 21 января 1920г. В Парижской мирной конференции участвовали Великобритания, Франция, США, Италия, Бельгия, Япония, Китай, Польша, Бразилия и другие страны, воевавшие на стороне Антанты или находившиеся в состоянии разрыва дипломатических отношений с германским блоком. Германия и ее бывшие союзники – Австро-Венгрия, Турция, Болгария – были допущены на конференцию когда уже были подготовлены проекты мирных договоров. Советская Россия на конференцию не была приглашена. Основные вопросы конференции решались делегациями Великобритании во главе с Д. Ллойд Джорджем, Франции во главе с Ж. Клемансо, США во главе с В. Вильсоном. Парижская мирная конференция выработала мирные договоры с Германией (Версальский мирный договор 1919г.), Австрией (Сен-Жерменский мирный договор 1919г.), Венгрией (Трианонский мирный договор 1920г.), Болгарией (Нейиский мирный договор 1919г.) и Турцией (см. Севрский мирный договор 1920г.), заложившие основу Версальско-вашингтонской системы послевоенного устройства мира. Парижская мирная конференции приняла решение о создании Лиги Наций. Республика Армении не была официально приглашена на Парижскую мирную конференцию, хотя армянский народ в Первой Мировой войне понес гораздо больше человеческих потерь, чем многие из крупных государств. Тем не менее в феврале 1919г. две армянские делегации (Национальная делегация во главе с Погосом Нубаром и делегация Республики Армения во главе с А. Агароняном) прибыли в Париж и обратились к союзным державам с просьбой признать национальные требования армян.

    Министр иностранных дел Франции С. Пишон предложил армянским делегатам подготовить меморандум. 12 февраля 1919г. был представлен «Меморандум об армянских требованиях», включавший следующие основные положения: признание независимого армянского государства в пределах семи армянских провинций и Киликии с присоединением к ним земель Республики Армения на Кавказе. Одна из союзных держав или Лига Наций должна гарантировать целостность и неприкосновенность территории создаваемого армянского государства. Одной из союзных держав должны быть предоставлены полномочия на получение мандата на Армению сроком на 20 лет. Армения должна получить денежную компенсацию за понесенные ею потери, насильственно депортированные в годы войны армяне должны получить возможность возвратиться на Родину. Должны быть наказаны виновные за массовые избиения армян.

    Этот документ не получил положительного отклика. Союзные державы были заняты выработкой мер против потерпевшей поражение Германии и не торопились с обсуждением турецкого вопроса, с разрешением которого были тесно связаны Армянский вопрос и создание единого армянского государства. Тем не менее, 19 января 1920г. Парижская мирная конференция признала де-факто Республику Армения, не оказав ей, однако, никакой реальной помощи. В дальнейшем Армянский вопрос стал предметом обсуждения на конференции в Сан-Ремо[1] и нашел отражение в Севрском договоре.

    Цель данной курсовой работы – рассмотреть Парижскую конференцию 1919-1920 г.г. и принятый на ней Версальский мирный договор.

    Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    o Рассмотреть планы послевоенного устройства мира,

    o Изучить итоги конференции,

    o Проанализировать Версальский мирный договор, его условия, ограничения и штрафы,

    o Отношение данного договора к России,

    o Рассмотреть последствия.

    Предметом данного исследования является Парижская конференция 1919 года.

    Объект  - Версальский договор и начало создания новой системы международных отношений.


    Глава 1. Парижская мирная конференция 1919 года

    Парижская мирная конференция 1919-1920 годов, международная конференция, созванная державами-победительницами для выработки и подписания мирных договоров с государствами, побеждёнными в 1-й мировой войне 1914-1918. Проходила в Париже с перерывами с 18 янв. 1919 по 21 янв. 1920. В работе Парижской мирной конференции участвовали 32 государства: Великобритания, Франция, США, Италия, Япония, Бельгия, Бразилия, британские доминионы (Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз и Индия), Греция, Гватемала, Гаити, Хиджаз (ныне провинция Саудовской Аравии), Гондурас, Китай, Куба, Либерия, Никарагуа, Панама, Польша, Португалия, Румыния, Сербо-Хорвато-Словенское государство (ныне Югославия), Сиам (ныне Таиланд), Чехословакия, а также государства, разорвавшие дипломатические отношения со странами герм, блока, но не воевавшие с ними, — Эквадор, Перу, Боливия, Уругвай.

    Побеждённые государства (Германия и её союзники) в работе конференции не участвовали; их представители приглашались на неё для вручения им уже подготовленных мирных договоров. На Парижской мирной конференции не было приглашено и Советское государство, хотя Россия вынесла на своих плечах огромную тяжесть войны. Регламент Парижской мирной конференции обеспечивал господствующую роль в её работе Великобритании, Франции и США, главные представители которых — Д. Ллойд Джордж, Ж. Клемансо и В. Вильсон в ходе секретных переговоров решали основные вопросы конференции. В такой обстановке были подготовлены: Версальский мирный договор 1919 с Германией, Сен-Жерменский мирный договор 1919 с Австрией, Нёйиский мирный договор 1919 с Болгарией, Трианонский мирный договор 1920 с Венгрией и Севрский мирный договор 1920 с Турцией. Каждый из договоров был направлен против Советской Республики, революционные и национально - освободительные, движения в целом. На Парижской мирной конвенции было принято решение о создании Лиги Наций и одобрен её устав, вошедший составной частью в мирные договоры. Парижская мирная конвенция была в значительной степени превращена в штаб по разработке планов борьбы против Советской России[2]. Решения Парижской мирной конвенции наряду с соглашениями, принятыми на Вашингтонской конференции 1921—22, заложили основы империалистам, версальско-вашингтонской системы. Перекройка карты мира Парижская мирная конвенция создала узлы острейших противоречий, которые впоследствии явились одной из причин возникновения второй мировой войны.

    Парижская мирная конференция 1919—1920 — международная конференция, созванная державами-победительницами для выработки и подписания мирных договоров с государствами, побеждёнными в 1-й мировой войне. Проходила с перерывами с 18 января 1919 года по 21 января 1920 года. В ней участвовало 27 государств и 5 доминионов Великобритании (Ньюфаундленд, Канада, Южно-Африканский Союз, Австралия и Новая Зеландия). Конференция подготовила договоры с Германией (Версальский мирный договор 1919), Австрией (Сен-Жерменский мирный договор (1919)), Болгарией (Нёйиский мирный договор 1919), Венгрией (Трианонский мирный договор (1920)) и Турцией (Севрский мирный договор (1920)). Позиции других участников конференции были слабыми, поэтому на ней основные проблемы послевоенного устройства мира разрешала «Великая тройка» — Вильсон, Ллойд-Джордж и Клемансо. Советская Россия не была приглашена. Германия и её бывшие союзники были допущены на конференцию только после того, как были выработаны проекты мирных договоров с ними. На конференции был одобрен устав Лиги Наций.

    Юридически оформить окончание Первой мировой войны, для чего предполагалось разработать и подписать мирные договоры с Германией и её союзниками.

    В годы войны рухнули империи, в том числе: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская. На развалинах империй возникли молодые, независимые государства. Среди них: Азербайджан, Армения, Грузия, Финляндия, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Австрия, Венгрия, Чехословакия и королевство Сербо-Хорвато-Словенцев. Каждая из новых стран стремилась самоопределиться в максимальном территориальном объеме. А это могло привести к новым войнам. Поэтому задачей мирной конференции являлось твёрдое установление границ новых государств и недопущение войн между ними.

    В годы войны широкое хождение получила идея о том, что та война должна стать последней в истории человечества, поэтому предполагалось на конференции создать всеобъемлющую международную организацию, которая стала бы на защиту мира во всём мире. Первым такую идею предложил Сметс — премьер-министр Южно-Африканского Союза. Потом эту идею поддержали во многих государствах.

    В ходе войны и в результате Октябрьской Революции в России появилось первое в мире социалистическое государство — Советская Россия, и на конференции необходимо было выработать принципы и формы взаимоотношений с государством с противоположным общественным строем.

    Таковы были общие цели всех участников конференции. Французский премьер-министр Жорж Клемансо предложил Париж в качестве места проведения мирной конференции. Он обосновывал это тем, что Франция больше других стран пострадала от войны, и выбор Парижа станет моральным удовлетворением для французов. Предложение Клемансо было принято. Поэтому мирная конференция получила название Парижской.

    1.1. Планы послевоенного устройства мира Великобритании, Франции, США

    Но кроме общих целей многие государства-участники вынашивали цели частные.

    Реализация частных целей зависела от силы экономической, военной и международного авторитета той или иной страны. В этой связи весьма прочными позициями на конференции располагали США. США не хотели сильного ослабления Германии. Они видели в ней противовес в борьбе с конкурентами в Европе, такими как Великобритания и Франция. По отношению к Советской России первоначально предполагалось, что она войдёт в семью цивилизованных государств.

    Позиции Великобритании на конференции тоже были достаточно сильны. Это громаднейшая колониальная империя, занимавшая ¼ часть суши. В отношении Германии, Великобритания также занимала позицию схожую с США. Великобритания не хотела сильного ослабления Германии, в противном случае, по её мнению, на континентальной Европе стала бы преобладать Франция. Особый подход у Великобритании был к Советской России. Ллойд-Джордж полагал, что с ней можно разрешить все проблемы за столом переговоров.

    Сильные позиции на конференции занимала Франция — это тоже громадная колониальная империя. Она имела самую сильную в мире сухопутную армию. Премьер-министр Клемансо стремился в максимальной степени ослабить Германию. Поэтому вынашивал планы установления новых границ с Германией по реке Рейн. В таком случае всё левобережье Рейна перешло бы к Франции. Клемансо обосновывал своё предложение тем, что Рейн будет естественным препятствием на пути возможной агрессии.

    Накануне конференции, а потом и на ней самой обсуждался вопрос: приглашать ли Советскую Россию на конференцию. Хотя никто не отрицал её вклад в общую победу, Россия не попала на конференцию по следующим причинам:

    Участники Антанты называли Россию «предательницей интересов союзников». Дело в том, что Россия 3 марта 1918 года в Бресте подписала мирный договор с Германией и вышла из войны. Таким образом, она грубо нарушила свои обязательства по Антанте не подписывать сепаратный договор с противником. Германия, воспользовавшись ситуацией, перебросила большую часть своих войск с Восточного на Западный фронт, и летом 1918 года она пыталась переломить ход войны в свою пользу. Спасти положение помогли американские войска.

    Большевистский режим в России считали временным явлением. Никто не собирался признавать Россию, а приглашение её на конференцию означало бы фактическое её признание.

    Было заявлено, что на конференции представлены государства-победители, а Россия — страна, побеждённая в войне. Таким образом, Россия на конференцию не попала.

    1.2. Отклонённые проекты конференции

    Чешский коридор (также альтернативный вариант названия: Чешско-югославский территориальный коридор) - один из самых противоречивых проектов территориального размежевания в Центральной Европе, вынесенных на обсуждение в ходе Парижской мирной конференции 1919 г., когда обсуждались итоги Первой мировой войны и этно-территориальные проблемы новых независимых государств. В частности, на повестку дня были вынесены территориальные вопросы, связанные с распадом Австро-Венгрии. Основная цель коридора - окончательно разделить Австрию и Венгрию и создать коридор связующий западных и южных славян. Проект, однако, не нашёл поддержки у большинства стран-участников конференции, а потому был отклонён.

    Сразу после распада Австро-Венгрии, а также в годы предшествовавшие распаду, новые славянские страны, получившие независимость - Чехословакия и Королевство Югославия - были заинтересованы в получении максимальных территориальных приращений. Им на руку сыграл факт поражения альянса Австрийской монархии и Германии в Первой мировой войне, после чего победившие страны получили возможность диктовать свои условия и требовать значительных контрибуций. Более того, в коне XIX-начале XX вв. славянские народы региона охватила эйфория панславизма и желание стать как можно ближе друг к другу, в том числе и географически. Автором проекта чешско-югославского коридора выступил чешский социолог и философ Масарик, Томаш Гарриг, изложивший его в своём деловом письме французскому правительству ещё в 1916 г. Во время конференции рассматривался вариант включения княжества в состав Королевства Югославии, однако правительство последней согласилось и на чехословацкую администрацию из финансовых соображений.

    Коридор предполагалось проложить сквозь следующие венгерские земли: Мошон (комитат); Шопрон, Ваш (медье), Зала (медье), ныне входящие в так называемый Западно-Задунайский край (Западная Венгрия), а также по территории Бургенланда (Восточная Австрия).

    Оптимальная длина коридора должна была составлять 200 км, ширина около 80 км. Выдвигались и более укрупнённые проекты коридора, целью всех их было разделить Австрию и Венгрию полосой славянских земель для предотвращения реставрации Австро-Венгрии. Поскольку обе эти страны уже стали независимыми друг от друга, другие страны-участники не видели необходимость для поддержания у них общей границы.

    Для создания коридора славянские деятели видели ряд исторических мотиваций. Так, на указанных территориях в IX веке действительно существовало Блатенское княжество славян, а территории восточной Австрии находились под властью Великой Моравии. В период своего расцвета княжество было своего рода связующим звеном между западными (Великая Моравия на севере) и южными (Хорватия на Балканах) славянскими народами, разрушенным венгерскими нашествиями. Княжество возникло в районе современного озера Балатон около 839  года. В 901 году территория была захвачена венграми. В X-XII веках большая часть местного западно-славянского населения подверглась ранней мадьяризации и в западной его части (Бургенланд) - германизации, хотя небольшая его часть, позднее идентифицирующая себя как хорваты, сохранялась дисперсно расселённой в сельской местности данного региона вплоть до конца XIX века.

    Основной причиной отклонения проекта стал в первую очередь этнический состав территорий, подлежащих включению в чешский коридор. Дело в том что хотя в X веке основаную массу населения данных территорий действительно составляли славяне Однако, интенсивный процесс германизации и мадьяризации привёл к значительному сокращению славянского населения к началу XX века. Так из 1.171.000 чел., населявших край в 1910 г. (перепись), 662.000 (56,5%) назвали родным венгерский язык; 220.000 (18,8%) - славянские наречия близкие сербскохорватскому языку и около 289.000 (24,7%) - немецкий (среди них были как евреи, так и этнические немцы). Очевидно что в условиях венгерского большинства трудно было добиться формирования коридора путём референдума, основывающегося на праве этнического самоопределения народов, поскольку венгры и немцы не согласились бы на славянское управление территории, боясь косвенного усиления их влияний в регионе. А создавать новый очаг напряжения члены конференции не решились.

    1.3. Итоги конференции

    Были подготовлены мирные договоры:

    · Версальский мирный договор 1919

    · Сен-Жерменский мирный договор (1919)

    · Нёйиский мирный договор 1919

    · Трианонский мирный договор (1920)

    · Севрский мирный договор (1920)

    Версальский мирный договор 1919 года — договор, официально завершивший Первую мировую войну 1914—1918 годов. Подписан 28 июня 1919 года в Версальском дворце (Франция) Соединёнными Штатами Америки, Великобританией, Францией, Италией и Японией, а также Бельгией, Боливией, Бразилией, Кубой, Эквадором, Грецией, Гватемалой, Гаити, Хиджазом, Гондурасом, Либерией, Никарагуа, Панамой, Перу, Польшей, Португалией, Румынией, Королевством сербов, хорватов и словенцев, Сиамом, Чехословакией и Уругваем, с одной стороны, и Германией — с другой.

    Условия договора были выработаны (после длительных секретных совещаний) на Парижской мирной конференции 1919−20 годов. Договор вступил в силу 10 января 1920 года, после ратификации его Германией и четырьмя главными союзными державами — Великобританией, Францией, Италией и Японией. Из подписавших Версальский мирный договор государств США, Хиджаз и Эквадор отказались его ратифицировать. Сенат США отказался от ратификации из-за нежелания США связывать себя участием в Лиге Наций (где преобладало влияние Великобритании и Франции), устав которой был составной частью Версальского договора. Взамен этого договора США заключили с Германией в августе 1921 года особый договор, почти идентичный Версальскому, но не содержавший статей о Лиге Наций.

    Версальский мирный договор имел целью закрепление передела мира в пользу держав-победительниц. По нему Германия возвращала Франции Эльзас-Лотарингию (в границах 1870 года); Бельгии — округа Мальмеди и Эйпен, а также так называемую нейтральную и прусскую части Морене; Польше — Познань, части Поморья и другие территории Западной Пруссии; г. Данциг (Гданьск) и его округ был объявлен «вольным городом»; г. Мемель (Клайпеда) передан в ведение держав-победительниц (в феврале 1923 года присоединён к Литве). Вопрос о государственной принадлежности Шлезвига, южной части Восточной Пруссии и Верхней Силезии должен был быть решён плебисцитом (в результате часть Шлезвига перешла в 1920 году к Дании, часть Верхней Силезии в 1921 году — к Польше, южная часть Восточной Пруссии осталась у Германии); к Чехословакии отошёл небольшой участок силезской территории. Земли на правом берегу Одера, Нижняя Силезия, большая часть Верхней Силезии и др. — остались у Германии. Саар переходил на 15 лет под управление Лиги Наций, а по истечении 15 лет судьба Саара должна была решиться путём плебисцита. Угольные шахты Саара были переданы в собственность Франции. По договору Германия признавала и обязывалась строго соблюдать независимость Австрии, а также признавала полную независимость Польши и Чехословакии. Вся германская часть левобережья Рейна и полоса правого берега шириной в 50 км подлежали демилитаризации. Германия лишалась всех своих колоний, которые позднее были поделены между главными державами-победительницами на основе системы мандатов Лиги Наций.

    Передел германских колоний был осуществлён следующим образом. В Африке Танганьика стала подмандатной территорией Великобритании, район Руанда-Урунди — подмандатной территорией Бельгии, «Треугольник Кионга» (Юго-Восточная Африка) был передан Португалии (названные территории ранее составляли Германскую Восточную Африку), Великобритания и Франция разделили Того и Камерун; ЮАС получил мандат на Юго-Западную Африку. В Тихом океане в качестве подмандатных территорий к Японии отошли принадлежавшие Германии острова севернее экватора, к Австралийскому Союзу — Германская Новая Гвинея, к Новой Зеландии — острова Самоа.

    Германия по Версальскому мирному договору отказывалась от всех концессий и привилегий в Китае, от прав консульской юрисдикции и от всякой собственности в Сиаме, от всех договоров и соглашений с Либерией, признавала протекторат Франции над Марокко и Великобритании над Египтом. Права Германии в отношении Цзяочжоу и всей Шаньдунской провинции Китая отходили к Японии (вследствие этого Версальский договор не был подписан Китаем).

    По договору, вооружённые силы Германии должны были быть ограничены 100-тыс. сухопутной армией; обязательная военная служба отменялась, основная часть сохранившегося военно-морского флота подлежала передаче победителям, были также наложены жёсткие ограничения на строительство новых боевых кораблей. Германии запрещалось иметь многие современные виды вооружения — боевую авиацию, бронетехнику (за исключением небольшого количества устаревших машин — бронированных автомобилей для нужд полиции). Германия обязывалась возмещать в форме репараций убытки, понесённые правительствами и отдельными гражданами стран Антанты в результате военных действий (определение размеров репараций возлагалось на особую Репарационную комиссию).

    Согласно статье 116, Германия признавала «независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской империи к 1 августа 1914 года», а также отмену Брестского мира 1918 и всех других договоров, заключённых ею с большевистским правительством. Статья 117 Версальского мирного договора, ставила под сомнение легитимность большевистского режима в России и обязывала Германию признать все договоры и соглашения союзных и объединившихся держав с государствами, которые «образовались или образуются на всей или на части территорий бывшей Российской империи».

    Условия Версальского мирного договора традиционно считаются исключительно унизительными и жестокими по отношению к Германии. Считается, что именно это привело к крайней социальной нестабильности внутри страны (после начала мирового экономического кризиса в 1929 году), возникновению ультраправых сил и приходу к власти нацистов (в 1933 году).

    Однако, те жёсткие ограничения, наложенные на Германию, должным образом не контролировались европейскими державами или же нарушения их намеренно спускались Германии с рук (в том числе аншлюс Австрии, отторжение Судетской области Чехословакии и последующую оккупацию Чехии и Моравии).

    Сен-Жерменский мирный договор — мирный договор, подписанный в Сен-Жерменском дворце по итогам Первой мировой войны между странами Антанты и новообразованной республикой Австрия.

    Вследствие распада Австро-Венгрии мирное урегулирование с её двумя частями осуществлялось посредством подписания с ними отдельных договоров. Соглашение с Австрией было подписано 10 сентября 1919 года в парижском предместье Сен-Жермен-ан-Ле. Австрия признала отделение от нее Венгрии, Чехословакии, части польских территорий, также согласилась на территориальные уступки в пользу Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев и Румынии. К Польше была присоединена Западная Галиция, к Чехословакии – Закарпатская Украина. Трансильвания и часть Баната, входившие ранее в состав Австро-Венгрии, были переданы Румынии. Румынии была передана и Буковина, а позднее, в 1920 году, Бессарабия. Австрия также теряла Южный Тироль и Истрию, отходившие к Италии. К тому же Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев получило от Австрии Далмацию, части Западной Крайны, Каринтии и Штирии[3].

    Кроме всего прочего Австрия лишилась военного и торгового флота в Адриатике и на Дунае, обязалась выплатить репарации победителям и соглашалась на беспрепятственный транзит любых грузов союзников через свою территорию. Военные статьи договора запрещали Австрии иметь постоянную армию.

    Нёйиский договор был заключён между Болгарией и странами Антанты. Договор был подписан 27 ноября 1919 года в пригороде Парижа Нёйи-сюр-Сен (фр. Neuilly-sur-Seine).

    Болгария теряла часть территории (свыше 11 тыс. км² или 1/10 территории страны и 1/7 населения), которая передавалась Греции, Румынии и Королевству Сербов, Хорватов и Словенцев. Согласно договору:

    · к Королевству СХС отходила часть Македонии, входившая ранее в состав Болгарии;

    · Западная Фракия на юге объявлялась юрисдикцией «главных союзных держав», но вскоре была передана Греции, что лишило Болгарию стратегического выхода к Эгейскому морю;

    · Добруджа была закреплена за Румынией.

    Сумма наложенной на страну контрибуции составила 2,25 млрд франков золотом (407 млн дол. или 1/4 национального достояния), которые Болгария должна была выплатить в течение 37 лет. Численность сухопутных вооружённых сил ограничена до 33 000, включая и полицейских. Военно-морской флот Болгарии сокращался до 10 кораблей; также Болгарии запрещалось иметь авиацию и любые виды тяжёлого вооружения.

    Территории отнятые у Болгарии по Нёйискому договору[4]

    Государства-приобретатели

    Площадь

    Население

    Греция

    6500 км²

    300 тыс.

    Югославия

    2500 км²

    100 тыс.

    Всего

    9000 км²

    400 тыс.


    Трианонский мирный договор был заключён между странами-победительницами в Первой мировой войне и потерпевшей поражение Венгрией. Подписан 4 июня 1920 года в Большом Трианонском дворце Версаля. Вступил в силу 26 июля 1921.

    Договор оформлял юридическое положение, фактически сложившееся в бассейне Дуная после войны. В результате была зафиксирована потеря Венгрией значительных территорий[5]:

    o Трансильвания и восточная часть Баната были присоединены к Румынии

    o Хорватия, Бачка и западная часть Баната вошли в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев

    o Словакия и Подкарпатская Русь вошли в состав Чехословакии

    o Бургенланд был передан Австрии.

    o Численность венгерской армии ограничивалась 35-ю тысячами солдат и она должна была быть наёмной.

    Трианонский договор, в результате которого Венгрия лишилась 2/3 территории и населения (в том числе 3 миллионов этнических венгров), 88 % лесных ресурсов, 83 % производства чугуна и 67 % банковско-кредитной системы, был воспринят в Словакии и Румынии как восстановление справедливости, а в самой Венгрии — как национальная трагедия. Реваншизм стал одной из основных черт межвоенной диктатуры Миклоша Хорти. По случаю заключения договора в стране был объявлен национальный траур, все официальные флаги приспущены вплоть до 1938 года. В школах ученики каждый день перед уроками читали молитву о воссоединении Родины.

    При активной поддержке нацистской Германии, Трианонский договор был пересмотрен в 1938—1940 гг.; были приняты Венские арбитражи, по которым Венгрия вернула себе часть утраченных в 1920 г. земель — север Трансильвании, юг Словакии и Закарпатскую Украину. В 1941 г. в состав Венгрии вошла часть захваченной Германией Югославии (Воеводина).

    После Второй мировой войны все эти решения были отменены, и Венгрия в настоящее время вновь существует в границах, определённых Трианонским договором. За их пределами остаются значительные национальные венгерские меньшинства (секеи в Румынии, см. Венгерская автономная область, венгры Словакии, Австрии, Воеводины, венгры на Украине — в основном в Закарпатье). Вопрос соотечественников время от времени дискутируется в политике и 1990—2000-х годов — всерьёз или в популистских целях.

    Подготовленные конференцией мирные договоры заложили вместе с соглашениями, принятыми на Вашингтонской конференции 1921—1922, основы с версальско-вашингтонской системы.

    Глава 2. Версальский договор

    Версальский мирный договор 1919 года — договор, официально завершивший Первую мировую войну 1914—1918 годов. Подписан 28 июня 1919 года в Версальском дворце (Франция) Соединёнными Штатами Америки, Великобританией, Францией, Италией и Японией, а также Бельгией, Боливией, Бразилией, Кубой, Эквадором, Грецией, Гватемалой, Гаити, Хиджазом, Гондурасом, Либерией, Никарагуа, Панамой, Перу, Польшей, Португалией, Румынией, Королевством сербов, хорватов и словенцев, Сиамом, Чехословакией и Уругваем, с одной стороны, и Германией — с другой.

    2.1.    Условия договора

    Условия договора были выработаны (после длительных секретных совещаний) на Парижской мирной конференции 191910 января 1920 года, после ратификации его Германией и четырьмя главными союзными державами — Великобританией, Францией, Италией и Японией. Из подписавших Версальский мирный договор государств США, Хиджаз и Эквадор отказались его ратифицировать. Сенат США отказался от ратификации из-за нежелания США связывать себя участием в Лиге Наций (где преобладало влияние Великобритании и Франции), устав которой был составной частью Версальского договора. Взамен этого договора США заключили с Германией в августе 1921 года особый договор, почти идентичный Версальскому, но не содержавший статей о Лиге Наций.

    2.2.   Ограничения и штрафы, наложенные на Германию

    Версальский мирный договор имел целью закрепление передела мира в пользу держав-победительниц. По нему Германия возвращала Франции Эльзас-Лотарингию (в границах 1870 года); Бельгии — округа Мальмеди и Эйпен, а также так называемую нейтральную и прусскую части Морене; Польше — Познань, части Поморья и другие территории Западной Пруссии; г. Данциг (Гданьск) и его округ был объявлен «вольным городом»; г. Мемель (Клайпеда) передан в ведение держав-победительниц (в феврале 1923 года присоединён к Литве). Вопрос о государственной принадлежности Шлезвига, южной части Восточной Пруссии и Верхней Силезии должен был быть решён плебисцитом (в результате часть Шлезвига перешла в 1920 году к Дании, часть Верхней Силезии в 1921 году — к Польше, южная часть Восточной Пруссии осталась у Германии); к Чехословакии отошёл небольшой участок силезской территории. Земли на правом берегу Одера, Нижняя Силезия, большая часть Верхней Силезии и др. — остались у Германии. Саар переходил на 15 лет под управление Лиги Наций, а по истечении 15 лет судьба Саара должна была решиться путём плебисцита. Угольные шахты Саара были переданы в собственность Франции. По договору Германия признавала и обязывалась строго соблюдать независимость Австрии, а также признавала полную независимость Польши и Чехословакии. Вся германская часть левобережья Рейна и полоса правого берега шириной в 50 км подлежали демилитаризации. Германия лишалась всех своих колоний, которые позднее были поделены между главными державами-победительницами на основе системы мандатов Лиги Наций.

    2.3.   Передел германских колоний

    Передел германских колоний был осуществлён следующим образом. В Африке Танганьика стала подмандатной территорией Великобритании, район Руанда-Урунди — подмандатной территорией Бельгии, «Треугольник Кионга» (Юго-Восточная Африка) был передан Португалии (названные территории ранее составляли Германскую Восточную Африку), Великобритания и Франция разделили Того и Камерун; ЮАС получил мандат на Юго-Западную Африку. В Тихом океане в качестве подмандатных территорий к Японии отошли принадлежавшие Германии острова севернее экватора, к Австралийскому Союзу — Германская Новая Гвинея, к Новой Зеландии — острова Самоа.

    Германия по Версальскому мирному договору отказывалась от всех концессий и привилегий в Китае, от прав консульской юрисдикции и от всякой собственности в Сиаме, от всех договоров и соглашений с Либерией, признавала протекторат Франции над Марокко и Великобритании над Египтом. Права Германии в отношении Цзяочжоу и всей Шаньдунской провинции Китая отходили к Японии (вследствие этого Версальский договор не был подписан Китаем).

    2.4.   Ограничения на вооружённые силы

    По договору, вооружённые силы Германии должны были быть ограничены 100-тыс. сухопутной армией; обязательная военная служба отменялась, основная часть сохранившегося военно-морского флота подлежала передаче победителям, были также наложены жёсткие ограничения на строительство новых боевых кораблей. Германии запрещалось иметь многие современные виды вооружения — боевую авиацию, бронетехнику (за исключением небольшого количества устаревших машин — бронированных автомобилей для нужд полиции). Германия обязывалась возмещать в форме репараций убытки, понесённые правительствами и отдельными гражданами стран Антанты в результате военных действий (определение размеров репараций возлагалось на особую Репарационную комиссию).

    2.5.    По отношению к России

    Согласно статье 116, Германия признавала «независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской империи к 1 августа 1914 года», а также отмену Брестского мира 1918 и всех других договоров, заключённых ею с большевистским правительством. Статья 117 Версальского мирного договора, ставила под сомнение легитимность большевистского режима в России и обязывала Германию признать все договоры и соглашения союзных и объединившихся держав с государствами, которые «образовались или образуются на всей или на части территорий бывшей Российской империи».

    2.6.   Последствия

    Условия Версальского мирного договора традиционно считаются исключительно унизительными и жестокими по отношению к Германии. Считается, что именно это привело к крайней социальной нестабильности внутри страны (после начала мирового экономического кризиса в 1929 году), возникновению ультраправых сил и приходу к власти нацистов (в 1933 году).

    Однако, те жёсткие ограничения, наложенные на Германию, должным образом не контролировались европейскими державами или же нарушения их намеренно спускались Германии с рук (в том числе аншлюс Австрии, отторжение Судетской области Чехословакии и последующую оккупацию Чехии и Моравии).

    Территории, отторгнутые у Германии по Версальскому договору

    Государства-приобретатели

    Площадь, км²

    Население, тыс. чел.

    Польша

    43 600

    2950

    Франция

    14 520

    1820

    Дания

    3900

    160

    Литва

    2400

    140

    Вольный город Данциг

    1900

    325

    Бельгия

    990

    65

    Чехословакия

    320

    40

    Всего

    67 630

    5500

    Первая мировая война внесла изменения в международное положение России, которое определялось теперь успехами и ролью русской армии на фронте. Ее международные усилия в то время были направлены на решение, прежде всего, европейских и ближневосточных задач. В Европе речь шла об объединении всех польских земель под скипетром русского царя, о чем говорило и обращение Николая Николаевича к полякам 1 августа 1914 года. При этом польскому народу обещали самоопределение. Также планировалась аннексия Галиции. Предполагалось усиление русских позиций в Балтийском море - здесь речь, прежде всего, шла об отмене постановлений Парижского конгресса, запрещавшего России укреплять Аландские острова. На Ближнем Востоке предстояло решить проблему Черноморских проливов и армянских вилайетов в Турции.

    В результате военных действий Россия потеряла не только Царство Польское, часть Прибалтики и Белоруссии, но не были взяты и Черноморские проливы, а также проиграна дипломатическая борьба за Болгарию. Территориальные приобретения, которые обозначились к началу 1917 года, были невелики. Россия оккупировала значительную часть Восточной Галиции, ряд вилайетов азиатской Турции и почти всю турецкую Армению, а также Северную Персию до Исфахана. В явочном порядке были ремилитаризованы Аландские острова в Балтийском море.

    Вместе с тем, за годы войны союзники не выработали общих согласованных программ и условий будущего мира, поскольку их интересы были достаточно разными. Вместо этого по ходу войны заключались частные соглашения, или, как их называли, тайные договоры. В феврале-марте 1915 года Англия и Франция признали притязания России на Черноморские проливы, причем с прибрежными островами и территорией около Константинополя. К тому же, в конце 1916 года под нажимом Англии и Франции Россия дала обещание Румынии о свободном проходе её военных кораблей через проливы. В мае того же года были также заключены соглашения между этими странами о разделе азиатской Турции, по которым львиная доля территорий должна была отойти Англии и Франции.

    Таким образом, к моменту победы Февральской революции царское правительство не сумело добиться военной победы в Европе, а русская дипломатия ограничилась лишь получением от союзников векселей на проливы и на земли Германии и Австро-Венгрии, а также турецкую Армению. Февральская революция скорректировала внешнюю политику России. Временное правительство стало добиваться того, чтобы союзники признали все обязательства, которые они давали России в 1915 и 1916 годах. Глава МИД Милюков потребовал от союзников, прежде всего, письменных подтверждений тех обязательств. В середине марта 1917 года такие подтверждения были получены, однако дальнейшее развитие событий показало, что союзники вовсе не намерены считаться с Россией.

    В результате апрельской встречи в Вашингтоне представителей Англии, Франции и США была выработана формула об интернационализации проливов. Самостоятельная Польша виделась теперь союзником в качестве барьера на пути России в Европу. А Бессарабия должна была отойти к Румынии. Причем русских об этом даже не поставили в известность. И только из выступления президента Вильсона о целях войны они узнали, что проливы должны быть интернационализированы.

    Это крайне неприятно поразило русскую дипломатию и Временное правительство. Вместе с тем новый министр иностранных дел Терещенко, который пришел на смену Милюкову, считал, что в сложившихся условиях вряд ли удастся сохранить намеченные территориальные приобретения. Поэтому он предлагал, совместно с союзниками, пересмотреть обязательства, которые давались ранее. Однако те затягивали с решением этого вопроса.

    Все последующие действия союзников на конференции 12 и 13 июля 1917 года в Париже и 25 и 26 июля в Лондоне показали, что с Россией считаться никто не намерен. После прихода к власти правительства большевиков ситуация ещё больше обострилась. С 28 ноября по 3 декабря 1917 года в Париже проходила конференция Верховного совета Антанты. Ещё до ее начала русские послы в союзных странах заявили о необходимости их участия в этой конференции: поначалу союзники хотели обойтись без них, поскольку никаких официальных полномочий на участие в этой конференции у тех не было. Однако, чтобы не создавалось впечатление, что союзники полностью порывают с Россией, они все же решили пригласить отдельных русских представителей к участию в работе конференции. Поскольку посол во Франции Маклаков официально послом не являлся, было решено, что на открытии конференции выступит временный поверенный в делах Севастополя, а Маклаков будет выслушан в частном порядке.

    На конференции был поставлен вопрос о дальнейшем участии России в войне: Ллойд Джордж предложил освободить ее от участия в ней. Однако Клемансо заявил, что в таком случае Россия перейдет в стан врагов. Выступавший как частное лицо Маклаков высказал мнение, что союзники не должны требовать от России большего, чем она могла дать в той ситуации. Вместе с тем, он считал, что те обещания, которые были даны России союзниками в ходе войны, должны быть выполнены. Это поддержало  бы и патриотические силы, воевавшие против большевиков. Однако дальше выслушивания русских предложений дело не пошло. Участники конференции решили приостановить поставку снаряжения России, но в то же время продолжать оказывать в необходимых и доказанных размерах ей помощь. Также они признали необходимым поддерживать группировки, воюющие против большевиков, но и большевиков не отталкивать, так как те могли в противном случае стать легкой добычей Германии. Предлагалось сделать заявление о целях войны, исходя из демократических принципов, но это не нашло широкой поддержки у участников.

    Оценивая итоги конференции, Маклаков пришел к выводу, что державы Согласия не стремятся к полному бойкоту большевиков, а в скором времени могут и примириться с ними. Не укрылось от взгляда Маклакова и отсутствие единства в среде союзников по отношению к большевикам.

    О том, что Россия утратила в глазах своих бывших союзников какое-либо значение, говорили два конкретных внешнеполитических шага, предпринятых ими в декабре 1917 и январе 1918 годов. В декабре 1917 года между Францией и Англией было заключено тайное соглашение о разделе сфер влияния в России. А следующим ударом по ее престижу в первых числах января стало дипломатическое признание Францией Финляндии. Причем российское посольство об этом даже не было поставлено в известность. В такой ситуации Маклакову оставалось только ограничиться подачей специальной записки, в которой говорилось о том, что отделение Финляндии от России не соответствует её жизненным интересам. Но это обращение осталось без каких-либо последствий.

    Окончание Первой мировой войны и замаячившая перспектива переустройства мира привели к активизации российских дипломатов за границей. Они считали, что Россия имела полное право на свою долю «пирога» за понесенные потери, и потому прилагали максимум усилий, чтобы добиться приглашения ее на мирную конференцию, в то время как уже появились признаки того, что Россию на нее не пригласят. Так, 11 ноября, в день заключения Компьенского перемирия, российские послы по своей инициативе обратились к державам Согласия с заялением, в котором просили учитывать и интересы России. Однако никакого ответа на это заявление не последовало. Не оказалось России и в числе держав-победительниц при их перечислении во время молебна по случаю победы. Все эти факты показывают, что как равноправного партнера Россию союзники уже тогда не рассматривали.

    Русские политики и дипломаты, тем не менее, продолжали добиваться допуска России на Парижскую мирную конференцию. Поскольку единого, общероссийского правительства в то время не существовало, в конце декабря 1918 года было создано Русское политическое совещание, которое могло бы представлять Россию на конференции. 11 января 1919 года Колчак утвердил состав делегации. В нее вошли Львов, Сазонов, Маклаков и Чайковский. При встрече с русскими представителями союзники ничего конкретного по поводу приглашения России на конференцию не говорили. Так, 21 ноября 1918 года в Вашингтоне состоялась встреча князя Львова и посла в США Бахметьева с президентом Вильсоном. На ней президент обещал только поставить вопрос о русском представительстве на конференции. Вместе с тем, ссылаясь на наличие в России многочисленных правительств, Вильсон полагал, что некоторых из русских представителей вполне можно пригласить на конференцию для того, чтобы выяснить ту или иную точку зрения. 25 декабря 1918 года в Париже произошла встреча Пишона (французского министра иностранных дел) с князем Львовым, а вскоре Львова принял и Клемансо. На этих встречах представители Франции делали общие заявления о своей поддержке России, но дальше них дело не шло.

    Консультации же союзников по русскому вопросу начались ещё в ноябре 1918 года, то есть за три месяца до открытия Парижской конференции. Первая межсоюзническая дискуссия прошла 2-3 декабря в Лондоне. Причем, если Ллойд Джордж высказывался за присутствие российских представителей, то Клемансо очень резко против этого возражал. Однако ни к каким результатам эта встреча не привела, формально - из-за отсутствия представителей США. 12 января 1919 года в Париже состоялось заседание Высшего военного совета союзников, и на нем было принято решение  не допускать Россию на Парижскую мирную конференцию. Предлагалось лишь пригласить отдельных российских представителей.

    Таким образом, России как государству было отказано участвовать в послевоенном переустройстве. Отказано было как большевикам – идеологическим противникам, так и буржуазным правительствам. Следовательно, дело было не только в социальном строе, а в конкретных национальных и политических интересах союзников. Итак, Парижская мирная конференция должна была решать и русский вопрос без России. Верх взяла линия Пишона-Клемансо, которые резко высказывались против ее участия в конференции. «Этот мир уже России не касается», - как говорил Клемансо. 13 января на заседании Совета десяти Ллойд Джордж предпринял попытку перетолковать принятое 12 января решение. Ему удалось перенести обсуждение вопроса на 16 января. Однако Тардье и Клемансо инициировали травлю Ллойд Джорджа по этому вопросу во французской прессе, и уже 16 января в беседе со Львовым Ллойд Джордж сказал, что никакой поддержки по вопросу присутствия России на конференции не будет. Об этом он в тот же день заявил, выступая в Совете десяти.

    Заключение

    Итак 18 января начала работу Парижская мирная конференция, на которой Россия отсутствовала в качестве равноправного участника и партнера. Расчет российских политиков на благодарность союзников за те потери, которые их страна понесла в годы Первой мировой войны, и особенно в первый её период, не оправдались. После обсуждения судьбы территорий, входивших в состав Российской империи, союзники внесли ряд изменений в их статус. Так, они передали Бессарабию Румынии. Причем, что любопытно, Российская Советская Социалистическая Республика выразила протест в связи с аннексией Бессарабии, заявив, что не признает соглашения и не считает себя связанной договором, заключенным другим правительством. Русская политическая делегация, которая представляла антибольшевистское движение вместо Русского политического совещания, подала Верховному совету союзников протест, в котором говорилось: «Русский народ воспрянет и не посчитает себя связанным решением, касающимся его достояния и принятым без его участия и вопреки его воле». То есть и советское правительство, и правительство антибольшевистское - все они выступали за воссоединение отторгнутых территорий с Россией, и никто из них не признавал решения, принятого без нее союзниками на конференции. Что касается Восточной Галиции, которая передавалась теперь Польше, то сначала она была под оккупацией, а затем, под флагом борьбы с большевизмом, ее аннексировали.

    По вопросу о Прибалтике Парижская мирная конференция, по предложению Бальфура, до окончательного решения приняла следующее постановление: ее государства признавались автономными, они имели право самостоятельно входить в отношения с союзниками и ассоциированными правительствами. Таким образом, де-факто страны Прибалтики становились субъектами международного права. Надо отметить, что их отделение от России было, прежде всего, на пользу Англии - это была независимость от России и зависимость от Англии. Позиция Франции была более сдержанной. Так, например, 18 апреля 1919 года Клемансо в инструкции начальнику военной миссии в Латвии писал: «В намерения Франции не входит окончательное отделение от России прибалтийских государств, с которыми эта страна сообщается морем, на которые ей придется рано или поздно напасть после заключения общего мира, если они не будут связаны с ней федеративными узами, обеспечивающими помимо всего достаточную автономию их внутренней жизни».

    Таким образом, как мы видим, решения Парижской мирной конференции по жизненно важным для России вопросам, которые принимались без ее участия, в новых исторических условиях 1939 года и 40-х годов дали полное основание СССР не считаться с ними. И становится понятным, почему бывший посол во Франции Маклаков поднимал в свое время тост за Сталина. Дело в том, что Маклаков, который на протяжении всей Парижской мирной конференции выступал за оставление территорий Галиции, Бессарабии и ряда других в составе России, видел, что эти территории в результате снова оказались в составе Российского государства, только уже не Российской империи, а Советского Союза.



    Список использованной литературой:

    1. Версальский мирный договор, пер. с франц., М., 1925.

    2. Горохов В. Н. История международных отношений. 1918—1939. — М.: 2004    Киган Д. Первая мировая война. — М.: 2004.

    3. История дипломатии, 2 изд., т. 3, М., 1965.

    4. История дипломатии. Изд. 2-е. Т. 3. М., 1965;

    5. Ленин В. И. Речь на совещании председателей уездных, волостных и сельских исполнительных комитетов Московской губернии 15 октября 1920 г.— Полн. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 41, с. 353;

    6. Ллойд Джордж Д. Правда о мирных договорах. Пер. с англ. Т. 1—2. М., 1957;

    7. Никольсон Г. Как делался мир в 1919 г. Пер. с англ. М., 1945;

    8. Тардье А. Мир. Пер. с франц. М., 1943.

    9. Штейн Б. Е. «Русский вопрос» на Парижской мир- ной конференции (1919—1920 гг.). М., 1949;



    [1] Сан-Ремо конференция 1920г.

    [2] Четырнадцать пунктов» Вильсона 1918

    [3] Киган Д. Первая мировая война. — Москва., 2004

    [4] Горохов В. Н. История международных отношений. 1918—1939. — М.: 2004   

    [5] Мерников А. Г., Спектор А. А. Всемирная история войн. — Минск., 2005.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Парижская конференция 1919 года. Версальский мирный договор и начало создания новой системы международных отношений. ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.