Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Перевоспитание понятие, сущность и содержание

  • Вид работы:
    Другое по теме: Перевоспитание понятие, сущность и содержание
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:55:53
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение. 2

    1.Сущность понятия воспитания, цели и задачи. 4

    2.Понятие  и сущность «перевоспитания». 13

    3.Этапы и методы перевоспитания. 19

    Заключение. 28

    Список литературы.. 29



    Введение

    Тема  данной работы «Перевоспитание: понятие, сущность и содержание», особенно актуальна на сегодняшний день.

    Актуальность. Тема исследования становится сегодня крайне актуальной  так как всплеск интереса к проблеме перевоспитания происходит в так называемые переломные периоды социально-экономического развития общества, изменений в политической сфере. В эпоху интенсивной международной интеграции, информационного, культурного обмена и сотрудничества по-новому актуально встает вопрос интернационального, гражданского, нравственного, поликультурного воспитания.

    Данная тема достаточно подробно освещена в научных  трудах следующих авторов:  А.Г. Асмолов, Б.П. Битинас, Б.Н. Боденко, И.А Зимняя, В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, Л.Г. Логинова, H.A. Морозова, A.B. Мудрик, И.П. Подласый.

    Выявлены общие закономерности воспитания P.A. Валеевым, Н.Ф. Исаевым, Б.Т. Лихачевым, Л.М. Новиковой, В.А. Сластениным и др. Предложены способы исследования воспитанности Ю.В.Александровой, Кукушиным, Е.М. Никереевым, Г.К. Селевко, М.И. Шиловой. Проблемы перевоспитания подняли Н.В. Виноградова, Е.С. Гуртова, Е.С. Ермакова, М.В Захаров, H.H. Светловская, H.A. Федосова. Предприняты попытки создания моделей перевоспитания П.И. Бабочкиным, A.C. Белкиным, Б.П. Битинас, О.С. Газман,И.П. Ивановой и др.

    Актуальность нашего  исследования определила цель и задачи работы:

    Цель исследования –  рассмотреть понятие, сущность и содержание «перевоспитания».

    Объект исследования – «Перевоспитание».

    Предмет исследования – понятие, сущность и содержание «перевоспитания».

    Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    1. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы, монографических источников  изучить понятие  процесса воспитания и особенности его организации.

    2. Рассмотреть сущность перевоспитания;

    3. Выделить основные методы перевоспитания;

    4. Отметить необходимые условия перевоспитания;

    5. На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы

    В работе использованы следующие методы исследования:

    Анализ литературы по проблеме исследования.

    Для раскрытия поставленной цели и задач определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав,  заключения, списка использованной литературы. Названия глав отображают их содержание.

    1.Сущность понятия воспитания, цели и задачи

    В процессе развития общества содержание воспитания изменяется, но всегда в качестве субъекта воспитания педагогика рассматривает личность, а воспитательное воздействие направлено на его совершенствование.

    Это дает основание определить феномен воспитания как преобразующую деятельность педагогов-воспитателей, направленную на изменение сознания, мировоззрения, ценностных ориентаций, знаний, умений и навыков личности, способствующую ее совершенствованию.

    Воспитание – целенаправленный процесс, где каждая конкретная цель обуславливает соответствие содержания и методов.

    Воспитание - целенаправленное и систематическое руководство, которое тесно связано с процессом развития человека. Воспитание в широком смысле представляет собой влияние общества на личность.[1]

    Воспитание в узком смысле представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учеников с целью осуществления целей образования в условиях педагогического процесса.

    В процессе развития общества содержание воспитания изменяется, но всегда в качестве субъекта воспитания педагогика рассматривает личность, а воспитательное воздействие направлено на его совершенствование.

    Это дает основание определить феномен воспитания как преобразующую деятельность педагогов-воспитателей, направленную на изменение сознания, мировоззрения, ценностных ориентаций, знаний, умений и навыков личности, способствующую ее совершенствованию.

    Воспитание одна из основных категорий педагогики. В педагогической науке воспитание  рассматривается в широком и узком смысле его понимания. Воспитание  имеет ряд этапов и осуществляется через преодоление противоречий. Сущность его определялась по-разному в различных экономических формациях.[2]

    О воспитании говорили:

    ¾ как о процессе усвоения общественно-исторического опыта, т.е. как о части социализации;

    ¾ об управлении процессом развития;

    ¾ о деятельности воспитателей по созданию условий для культурного развития и саморазвития личности (организованная педагогом жизнь ребенка на уровне культуры);

    ¾ о целенаправленном процессе взаимодействия и организации деятельности с целью привития определенных качеств и самореализации личности.

    Содержание понятия «воспитание» можно определить через следующие существенные признаки: «процесс», «формирование», «развитие», «личность», «целенаправленное воздействие», «самовоспитание»  и охарактеризовать его как процесс становления личности.

    Рассматривая аспекты, входящие в состав понятия «воспитание», В.И.Гинецинский акцентирует внимание на том, что воспитание представляет собой[3]:

    ¾ процесс, который ведет к определенным изменениям;

    ¾  социальный процесс, так как осуществляется посредством участия людей,

    ¾  развитие, связанное с реализацией ранее заложенных в человеке потенций, процесс социализации, протекающий в форме последовательного и постепенного усвоения индивидуумом и группой социально выработанных норм, ценностей, способов деятельности.

    Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен.[4]

    В педагогике данное понятие употребляется в широком и узком смыслах, а также в социальной и педагогической трактовках.

    Например, с точки зрения И.П.Подласого в широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. [5]

    Сущность воспитания  отражает внутренние связи и отношения характерные для процесса воспитания  и проявляющиеся в определенных закономерностях и тенденциях[6]

    Целью  воспитания так же  являются ожидаемые трансформации в структурах психики воспитуемого (или группы воспитуемых), которые осуществляются под влиянием специально предназначенных и поэтапно проведенных воспитательных акций и действий.

     Всякая воспитательная задача решается посредством инициирования воспитателем активных действий воспитанника. Успешность воспитательной акции как единства средств и способов достижения цели выражается как увеличение степени самостоятельной активности воспитанника.

    Процесс обучения тесно взаимосвязан с процессом воспитания. Поскольку воспитание обусловливает процесс правильного развития личности, то здесь прослеживается и несомненная связь обучения с процессом развития личности. Вне обучения и воспитания не может быть полноценного развития личности, так как эти процессы активизируют психическое развитие, однако в то же время и опираются на него.[7]

    Обучение, так же как и воспитание, должно основываться на преимущественно проблемной и диалогической основе, где воспитаннику обеспечивается субъектная позиция. При таком подходе в конечном итоге развитие личности в процессе обучения обеспечивается тремя факторами, такими как:

    ¾  обобщение учащимися своего опыта;

    ¾  осознание (рефлексия) процесса общения, так как рефлексия - важнейший механизм развития.

    1. Идеалистический подход. Воспитание - это организация для воспитуемых среды, благодаря которой заложенные в душе бессмертные и непременные идеи раскрываются, что и обусловливает формирование полноценной личности. Главной задачей воспитания является помощь в обращении приобретенных знаний в содержание личности воспитываемого.

    И. Г. Песталоцци считал главной задачей воспитания осмысление воспитанником себя как самоценности.[8]

     Ф. Фребель считал, что развитие ребенка - это физическое проявление его духовного мира, и наоборот. [9]

    В. Дильтей представлял задачу воспитания как научение воспитуемого понимать чужой мир.[10]

    Современные представители идеализма считают, что в основании воспитания лежат высокий интеллектуальный уровень взаимодействия воспитателя и воспитанника, а также самореализация воспитуемого.

    2. Реализм. Последователи считают, что воспитание должно быть помощью воспитаннику в постижении того, что естественным образом инициирует его поведение и деятельность. Однако недостаточно внимания уделяется развитию эмоционально-образной сферы личности.

    Существует также материалистический реализм, недостатком которого является непризнание права человека на иррациональность в поступках.

    3. Прагматизм. Воспитание понимается как научение воспитуемого находить решение настоящих проблем, накапливать опыт и добиваться максимального успеха в рамках социальной среды.

    Воспитание - это непрерывное инициирование воспитуемого к экспериментированию, которое обеспечивает приобретение жизненного опыта.

    4. Антропоцентристский подход понимает человека как открытую систему, а воспитание - как создание предельно благоприятной для становления личности индивида среды. Процесс воспитания должен базироваться на возможности совершенствования человека.

    5. Гуманистический подход основывается на учете личностных и индивидуальных особенностей воспитанника. Задача воспитания - это поддержка в становлении и развитии личности воспитанника, а также в понимании им своих потребностей и интересов. Между воспитателем и учеником при этом должны складываться доверительные взаимоотношения.

    6. Свободное воспитание. Этот подход направлен на развитие увлечений у воспитуемых и организацию условий для избрания способов их удовлетворения, а также ценностей жизни. Главной задачей такого воспитания является помощь в осознании воспитанником своей свободы и вместе с тем ответственности за свою жизнь, за выбор духовных ценностей.

    7. Технократический подход. Воспитание понимается как жестко сориентированный, управляемый и контролируемый, технологично сформированный, следовательно, отображаемый и приводящий к проектируемым результатам процесс.[11]

    Методы воспитания (в узком смысле) как самостоятельные методы в практике высшей школы с трудом поддаются выделению и классификации, ибо воспитание должно быть органически включено в процесс обучения.

     К ним можно отнести:

    ¾ методы  передачи  общественного  опыта,  непосредственного  воздействия  на сознание (убеждение);

    ¾ методы  педагогической  организации  личностно-коллективного  опыта  и практической деятельности (самоуправление, критика и самокритика);

    ¾ методы  стимулирования  и  коррекции  поведения (пример,  принуждение, наказание, поощрение).

     К основным методам  воспитания  относятся:

    ¾ убеждение;

    ¾ метод примера;

    ¾ критика и самокритика; 

    ¾ Принуждение;

    ¾ Поощерение.[12]

    «Убеждение» – это процесс воздействия на сознание человека с помощью  взглядов,  идей,  мировоззрения  для  формирования  твердой уверенности в истинности чего-нибудь. 

    Так, метод убеждения предназначен, прежде всего, для совершенствования  мировоззрения  людей,  формирования  идейной  убежденности.

    Такие  широкие  возможности  метода  убеждения  объясняются  его многофункциональностью[13]

     Все  виды  деятельности  потенциально  обладают  определенными воспитывающими  возможностями.  Однако  каждая  деятельность  может преимущественно обеспечить приобретение лишь ей соответствующих знаний, опыта, навыков.

     Один  вид  деятельности  не  может  заменить  все  остальные.  Поэтому  воспитание необходимо осуществлять во всех видах деятельности.

     Если  деятельность  не  представляет  для  воспитуемого  интереса,  то  она  не окажет  на  него  положительного  воспитательного  воздействия.  Важно,  чтобы смыслообразующий мотив деятельности был адекватен отношению к ней личности.

    Таким  образом,  метод  убеждения  позволяет  решать  центральную  задачу воспитания – формировать высокую мотивацию и сознательное отношение к образовательной деятельности.

    Метод «примера» – это воздействие преподавателя на студентов силой личного примера. Это можно реализовать в случае уважения и доверия.[14]

     Пример  как  метод  воспитания –  очень  эффективный  способ  влияния  на каждого    члена,  так  как  в  его  основе  лежит подражательный рефлекс, социально-психологический закон взаимозаражения.

     Вместе с  тем  пример  является  составной  частью  методов  убеждения,  поощрения  и принуждения, обязательным условием их действенности.

     В физкультурно-спортивной деятельности этот метод является наиболее продуктивным. Образцовое выполнение физического  упражнения,  как  правило,  вызывает  подражание,  создает  наглядное представление у воспитуемых.[15]

    Наряду с методом примера  важную роль в процессе воспитательной деятельности  занимают  и  другие  методы  воспитания,  в  том  числе  и  метод принуждения.

    «Принуждение» как метод воспитания заключается в постоянно высокой требовательности  преподавателей  и  других  категорий  воспитателей  к  деятельности, поведению  и  самовоспитанию  студентов,  а  также  в  решительном  пресечении  их действий и поступков, противоречащих положениям законов и нормам морали.

    Чтобы  метод  принуждения  был  эффективным,  важно  соблюдать  ряд педагогических условий.

    ¾ Первое условие – подчинение мер пресечения того или иного проступка интереса сплочения коллектива, укрепления дисциплины, повышения качества учебы.

    ¾ Второе условие – целесообразность и обоснованность мер принуждения.

    ¾ Третье условие – поддержка ядром студенческого коллектива требований и мер дисциплинарного воздействия воспитателя.

    ¾ Четвертое условие – рациональная постановка дисциплинарной практики.[16]

    Чтобы избежать ее искривления, целесообразно руководствоваться следующими правилами:

    ¾ к  взысканиям  прибегать  только  после  того,  как  исчерпаны  другие  меры принуждения;

    ¾ всякое  взыскание  должно  соответствовать  степени  вины  и  тяжести совершенного проступка;

    ¾ нельзя увлекаться дисциплинарной властью и крайними мерами наказания.

    ¾ Наложенное взыскание следует обязательно приводить в исполнение.

    ¾ Пятым и главным условием действенности метода принуждения является высокая требовательность воспитателя к себе.

    Итак,  прибегая  к  принуждению  как  методу  воспитания,  важно  каждый  раз отбирать педагогически целесообразные приемы и средства воздействия.[17]

    «Критика и самокритика» позволяет находить оптимальные варианты решения проблем. Критикуя, преподавателю следует принимать во  внимание  индивидуальные  особенности  каждого  студента,  его биологическое, психологическое и социальное развитие.

    «Поощрение» – весьма эффективный метод воздействия на психику личности.

    Его основными  функциями  являются:  стимулирование  деятельности,  поведения  и самовоспитания,  ориентирование    на  овладение  передовым  опытом, формирование активно-положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом.

     Для  того  чтобы  поощрение  действительно  стимулировало  к эффективной  деятельности,  необходимо  соблюдать  ряд  педагогических  условий.

    ¾ Первое  условие -  целенаправленное  использование  поощрений  в  мобилизации занимающихся для решения главных задач деятельности.

    ¾ Второе условие состоит в обоснованности поощрений. Каждое поощрение должно соответствовать реальным заслугам того или иного студента.

    ¾ Третье  условие –  гласность  поощрений. 

    А.С.Макаренко  в  слово «поощрение» вкладывал «идею привлечения». Поощряя отличника, мы тем самым привлекаем к нему внимание  всех  членов  коллектива.  Принцип  гласности  поощрения  обязывает воспитателя хорошо продумать, кого, как и в какой обстановке хвалить, ставить  в пример, награждать.[18]

    ¾ Четвертое условие - своевременность поощрения.

    ¾ Пятое  условие -  одновременное  с  повышением  требовательности 

    Таким образом, нами были рассмотрены основные методы воспитания. Однако, как было уже отмечено, существуют  и  другие  классификации  методов  воспитания.    Прежде  всего,  как  к  закономерному  явлению.

    2.Понятие  и сущность «перевоспитания»

    Прежде чем рассмотреть понятие «перевоспитание», рассмотрим  категорию детей, к которым можно отнести данное понятие.

    К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям.

    В их характеристике можно написать десятка два прилагательных с приставкой «не»; невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д.

    Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) им трудно учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования.

    В силу разных причин они стали не такими, как их сверстники. Кто-то отстает в физическом развитии, а кто-то набрал наоборот бешеный темп роста, кто-то очень возбудим, а до кого-то невозможно достучаться, одни задержались в умственном развитии, а другие-вундеркинды.

    Вариантов здесь тысячи. Есть трудные дети-больные, запущенные плохими родителями и воспитателями. Но существует и мнимая трудность-нестандартность, оригинальность ребенка. Каждый трудный ребенок труден по-своему.

    Поведенческое отклонение детей формируется именно в детском возрасте. Так как этот период в жизни ребенка считается важнейшим. Еще А. С. Макаренко говорил о том, что «личность ребенка формируется к 5 годам, а после 5 лет ребенка уже трудно перевоспитывать. [19]

    Родители и воспитатели дошкольника и младшего школьника имеют дело с самым тонким, самым чутким, самым нежным, что есть в природе,- детским мозгом. И если ребенок стал трудным, если все то, что посильно другим людям, ему не посильно, значит, в детстве он не получил для своего развития того, что должен получить. Трудным ребенок становится именно в этом возрасте – от года до семи–восьми лет», – утверждал В. А. Сухомлинский.[20]

    Действительно, воспитание ребенка начинается еще в эмбриональном состоянии, до его рождения. Его первыми педагогами становятся родители, затем воспитатели в детском саду и только потом – школьные учителя. К сожалению, и каждый в отдельности, и все вместе они допускают много ошибок. Но ребенок не стоит на месте в своем развитии, он идет вперед. Примерно с трехлетнего возраста у детей формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность. [21]

    От своих родителей ребенок путем простого подражания усваивает, как нужно, что можно и чего нельзя. Трехлетний ребенок не может критически оценивать поступки, действия, отношения, интонации: ведь родители для него единственный авторитет и пример. А если этот пример сформирует у ребенка те качества, которые впоследствии приведут его к отклоняющему поведению, нарушениям в учебной, игровой и других видах деятельности.

    Не застрахованы эти дети и от неудач профессиональных дошкольных и школьных педагогов. Не  достигнув пресловутого подросткового возраста, дошкольник и младший школьник подвергаются негативному воздействию внешних факторов в семье, детском саду, начальной школе, вызывающих неблагополучие ребенка. А поскольку эти причины в основном педагогические то они вызывают, прежде всего, педагогическую запущенность.

    Выводы многих известных педагогов и результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения от нормы в поведении, игровой, учебной или других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном возрасте.

    Начало развития отклоняющего поведения обычно совпадает с началом развития правилосообразного поведения, нормативной деятельности вообще. Это примерно трехлетний возраст. Ребенок, которому не привиты навыки такого поведения, умение подчиняться требованиям соответствующей деятельности, со временем вырастают в недисциплинированного человека.

    Категория «трудных» подростков весьма разнородна и обширна. От того, насколько вовремя они выявлены и насколько адекватна помощь, предлагаемая подростку, зависит его психологическое благополучие в будущем. У значительной части подростков «трудности» являются следствием их притязаний на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться их признания со стороны взрослых.

    Дети подросткового возраста наиболее зависимы от микросреды складывающейся в отношениях, в которой формируется личность, является семья.[22]

    Семья уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами – как собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма. В быту, в личной жизни она способна давать людям то, что в обществе дают высшие идеалы и принципы жизненного устройства, открытые человечеством.

    Но для семей, где воспитываются подростки – правонарушители, типичен постоянный разлад между родителями (пьянство, ругань, ссоры, драки).

    Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей: равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления совершаемые взрослыми членами семьи создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков.

    Положение подростков в таких семьях исключительно тяжелое. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основным методом наказания подростков, дополняющим оскорбления, брань, и угрозы, являются телесные наказания. Неслучайно побеги, хулиганство, грубость подростков возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательства на их личность. В основном, в семьях просто не умеют правильно воспитывать детей из-за низкого культурного уровня, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как занятость, болезнь и пр.

    Анализ отношения «трудных» детей с окружающей действительностью, характер их взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками убеждает, что лишь недостатки семейного воспитания, углубленные недостатки школьного воспитания, несогласованность позиции школы и семьи становятся ядром конфликтной ситуации, которая кладет начало нравственной деформации личности подростка.

    Трудновоспитуемость сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации: прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он может успешно усваивать позитивный социальный опыт.[23]

     Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

    И так перевоспитание - это воспитание, нацеленное на перестройку неправильно сложившихся взглядов, на изменение способов поведения, осложняющих процесс формирования личности.

    Между воспитанием в чистом виде и перевоспитанием есть отличия.

    Если воспитание - формирование качеств личности «с нуля», то перевоспитание - переделывание уже как-то воспитанной (сформированной) личности. Если в воспитании важную роль играет слово, то в перевоспитании действие слова ограничено. Здесь воздействуют в первую очередь примеры и организация нового поведенческого опыта.

    Процесс перевоспитания предполагает:

    ¾   Установление ключевых причин отклонений в развитии личности.

    ¾   Определение путей и средств, способных изменить сложившиеся стереотипы поведения.

    ¾   Разработку системы требований и контроля, механизмов поощрения и стимулирования.

    Такие авторы как, Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова, представляют перевоспитание как процесс, который имеет определенные направления, а именно:

    ¾   Обнаружение и возобновление положительных качеств личности.

    ¾   Приучение и вовлечение в различные виды спорта, а также в трудовую деятельность, так как такой подход способствует заполнению времени, с тем, чтобы оно не использовалось в ошибочных целях.

    ¾   Воспитание и становления положительных качеств личности с помощью активизации и инициирования социально одобряемых поступков.

    ¾   Определенная работа по преодолению и ликвидации негативных качеств и направленности подростка.

    ¾   Формирования системы ценностей и позитивного опыта и жизнедеятельности у трудного подростка.

    ¾   Воспитание подростка таким образом, чтобы развить у него способность к критическому осмыслению и анализу своих поступков.

    К задачам перевоспитания относят:

    ¾   применение таких социальных условий и воспитательных возможностей социума, которые способствуют ликвидации различных отрицательных влияний со стороны окружения;

    ¾   использование лечебной и воспитательно-педагогической работы в совокупности, с тем чтобы изменить или предотвратить возникновение внутренних предпосылок трудновос-питуемости;

    ¾   коррекцию последствий неправильного воспитания в семье и школе;

    ¾   коррекцию процесса психического развития подростка, которая включает в себя ликвидацию промежутков в интеллектуальном и нравственно-этическом развитии, определение и организацию целесообразного гигиенического режима в обществе;

    ¾   использование социально-правовых мер исправления или изменения поведения несовершеннолетних правонарушителей;

    ¾   психологическую подготовку трудновоспитуемого подростка к самовоспитанию. [24]

    Функции перевоспитания:

    ¾   ликвидация отрицательных условий и обстоятельств окружающей среды, а также предупреждение возникновения оснований для трудновоспитуемое, целью, которой является усиление положительного развития подростка;

    ¾   коррекция самооценки и понимания себя как личности, которая осуществляется в соответствии с нормами, диктуемыми обществом, а также устранение недостатков формирования личности;

    ¾   ликвидация результатов неправильного и антисоциального воспитания в семье трудновоспитуемого подростка;

    ¾   активизация внутренних ресурсов личности с целью преодоления ею отрицательных стилей поведения.

    3.Этапы и методы перевоспитания

    Т. В. Лодкина выделила три этапа процесса перевоспитания.

    1. Диагностический этап. Этот этап характеризуется ориентацией на определении характера отклонения от нормы, выявление и раскрытие причин невосприимчивости к педагогическому и воспитательному воздействию.

    2. Прогностический этап. Он характеризуется тем, что в его рамках происходит формирование и определение целей и задач перевоспитания, а также осуществляется планирование способов, средств, методов и мер воздействия на подростков. А. С. Макаренко, который исследовал процесс перевоспитания, считал, что на прогностическом этапе должна осуществляться проектировка личности.

    3. Исполнительный этап. Характеризуется непосредственным осуществлением деятельности по перевоспитанию.[25]

    Ведущими методами перевоспитания являются переубеждение, переучивание и «взрыв» - разрушение отрицательного.

    1. Метод переучивания. Он представляет собой определенную предшествующую работу, которая ориентирована на осуществление отыскивания деятельности, способной заполнить времяпрепровождение трудновоспитуемого подростка новым нравственно-этическим содержанием.

    2. Метод переключения. Этот метод заключается в том, чтобы приобщить, вовлечь трудновоспитуемого подростка в новую, неизведанную и интересную общественно полезную или трудовую деятельность, а также развить у него способности и мотивацию к творчеству, различным видам спорта или туризму.[26]

    3. Метод «взрыва». Сущность метода «взрыва» заключается в том, чтобы преподаватель как можно более непредсказуемо для воспитуемого организовал свою деятельность (например, доверил коллективные деньги трудновоспитуемому подростку, который до этого был пойман на воровстве).

    «Взрывается» не внутренний мир личности в целом, а ее испорченные отношения с обществом и коллективом. «Взрыв» предполагает доведение до предела конфликта личности с коллективом; при этом четко ставится альтернатива: измениться, чтобы стать уважаемым членом коллектива, или уйти из него, чтобы стать объектом презрения товарищей. Важно максимально насытить переживаниями сам процесс «взрыва», чтобы вызвать у воспитанника чувство неудовлетворенности собой, пробудить страстное желание стать лучше. Метод «взрыва» выполняет лишь одну функцию перевоспитания: разрушает связи между отрицательными качествами, разрыхляет структуру трудновоспитуемости, однако не устраняет сами недостатки. [27]

    Поэтому за методом «взрыва» должны следовать переубеждение, переучивание и воспитание положительных качеств.

    Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений. Поэтому весьма трудно, да, пожалуй и невозможно дать рецепт на каждый трудный случай педагогической практики, однако, анализ успешного опыта воспитательно-профилактической работы позволяет сформулировать некоторые общие принципы социально-педагогической реабилитации.

    Одним из важнейших принципов является опора на положительные качества подростка.

    Для воспитателя недопустимо категорическое осуждение «трудного», высказывание окончательных мрачных прогнозов типа «из такого-то все равно толку не будет» или «он законченный преступник», «он все равно кончит в тюрьме» и т. д.

    Умение видеть положительное в поведении «трудного», умение опираться и развивать это хорошее – важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации.

    Не менее важным является формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных, прежде всего с профессиональной ориентацией, с выбором будущей профессии.

    Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные учащиеся, имея хроническую неуспеваемость по школьным предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, сиюминутными развлечениями и удовольствиями, часто создают весьма серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности подростка. [28]

    Поэтому нужно, чтобы ребята, которые по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они вырастут полезными гражданами общества, необходимо помочь им в выборе профессии в соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний.

    Работа психолога с трудновоспитуемыми детьми сводится к трем основным функциям: диагностирование, консультирование, коррекция.

    При этом психолог имеет свою сферу компетенции, в которую прежде всего входят те психологические и социально- психологические характеристики, свойства и явления, которые в той или иной степени вызывают и обуславливают дезадаптацию детей и подростков, отклонения в их социальном и психическом развитии.

    Индивидуально-психологические исследования предполагают выявление как слабых, так и сильных сторон личности трудновоспитуемых подростков, которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой – составляют здоровый психологический потенциал личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перестроиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка, его интересов и мотивации, что так же поможет выявить психодиагностическое исследование.[29]

    Коррекция поведения «трудного» подростка предполагает в первую очередь выявления неблагополучия в системе отношений подростка как со взрослыми, так и со сверстниками, и «лечении» социальной ситуации.

    Чрезвычайно важным представляется анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определении места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и если таковая имеется, определение ее корней и причин, а так же возможные пути преодоления.

    В программе коррекционных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия.

    При этом важно помнить, что наибольшая вероятность осложнений в отклонениях взрослого и ребенка появляются в кризисные периоды развития, когда в связи с появлением психологических новообразований происходят разные скачкообразные изменения в психике и личности подростка, в его отношениях с окружающими, что не всегда учитывается родителями.

    В данном случае нужно помочь родителям определить, какие именно свойства ребенка необходимо учитывать, не стремясь к их «переделке», какие можно корректировать и развивать. То есть, помочь родителям изменить в ребенке, то, что в состоянии меняться, смириться с тем, что они не в состоянии изменить, и научиться отличать одно от другого.

    Исследователь Л. Б. Филонов определяет необходимые условия перевоспитания.

    ¾  Изучение, познание ребенка посредством установления с ним доверительных отношений, понимание его мыслей, мотиваций, убеждений, реакции, планов на будущее.

    ¾  Установление контакта с трудновоспитуемым подростком, эмпатической слитности с ним.[30]

    Также Л. Б. Филонов определил такое понятие, как «эффективная беседа социального педагога с трудновоспитуемым подростком», и выделил ее стадии:

    ¾  согласование взглядов социального педагога с взглядами подростка;

    ¾  ориентацию подростка на положительное отношение к себе;

    ¾  отыскивание увлечений подростка;

    ¾  понимание психологических особенностей, увлечений и мотивации поведения подростка;

    ¾  определение негативных качеств и свойств личности подростка;

    ¾  определение характера реакции подростка на постороннее влияние;

    ¾  разработку общих правил и норм поведения и взаимодействия.[31]

    Так же можно выделить следующие условия:

    1. Единство педагогических влияний. Когда нет согласия между всеми сторонами, участвующими в перевоспитании (педагоги, психолог, родители), нет единства требований в детском коллективе, перевоспитание невозможно.

    2. Наличие сплоченного детского коллектива, с которым трудный подросток связан системой личностных отношений. Высокая результативность коррекции поведения трудновоспитуемых зависит не только от педагога, но и от всего детского коллектива, уйти из поля зрения которого невозможно. Педагогическое влияние в перевоспитании приобретает ценность именно как часть воспитательного воздействия коллектива на духовный мир подростка.

    3. Наличие деятельности, в которой трудный подросток может утвердить себя с положительной стороны как в глазах сверстников, взрослых, так и в собственных.

    Кстати, многие ученые-криминалисты связывают падение нравов у некоторой части современной молодежи с проблемой досуга. Это указывает на необходимость и значение целенаправленного воспитания у трудновоспитуемых подростков общественно полезных потребностей, интересов и привычек не только в сфере учебы, но и в сфере досуга.

    4. Эффективностью перевоспитания и воспитания является использование школой огромных воспитательных возможностей семьи, согласованность действий учителей и родителей, стремление к общению-диалогу.

    В процессе воспитания и перевоспитания весьма существенную роль играет педагогический оптимизм, проектирование положительного развития детского коллектива и каждого ребенка. Здесь неукоснительно надо соблюдать следующие правила оптимистического отношения, которые охотно поддерживают и родители:

    ¾  Кто не любит детей, свою работу, тот не имеет шансов на успех, на счастье творческого труда с детьми.

    ¾  Меньше замечаний и раздражающих интонаций, больше приемов, побуждающих к самоанализу и самооценке.

    ¾  Нельзя воспитывать на крике, приказе и оскорблении. Главный показатель качества воспитания — «непуганые дети». Недостатки учащихся должны вызывать у педагогов не озлобление, а озабоченность.

    ¾  Учитель обязан быть щедрым на похвалу и скупым на порицание. Порицание должно звучать оптимистично, включать в себя элементы личного огорчения педагога и его веры в будущие успехи ученика. Добрыми к детям должны быть и родители.

    ¾  Надо верить в ученика. Особенно же следует доверять коллективу. Лучше ошибиться в доверии, чем оскорбить детей недоверием.

    ¾  Индивидуальный подход к трудному ученику. [32]

    Мастерство перевоспитания включает в себя следующие составные элементы:

    ¾  Научное педагогическое мышление, позволяющее правильно ориентироваться в самых сложных педагогических ситуациях, быстро намечать ведущую воспитательную задачу, определить совместно с психологом эффективные меры воздействия, использовать возможности школы, семьи, детского коллектива и побуждать воспитанника к самовоспитанию.

    ¾  Высокую педагогическую эрудицию и психологическое чутье, которое необходимо для выяснения причин трудновоспитуемое, понимания особенностей поведения ученика в различных ситуациях.

    ¾  Педагогический такт и педагогическую этику, благодаря которым складываются нормальные отношения с детьми, становятся возможным воспитание, самовоспитание, нормализация детской среды и успешное устранение причин трудновоспитуемости.

    ¾  Развитые организаторские способности, позволяющие привлечь коллег, родителей и детский коллектив к перевоспитанию трудных подростков, использовать воспитательные возможности общественной системы.

    ¾  Методику и стиль воспитания, выработанный учителем на основе своего опыта. Этот компонент педагогического мастерства особенно важен.[33]

    Выводы.

    Воспитание – целенаправленный процесс, где каждая конкретная цель обуславливает соответствие содержания и методов.

    Воспитание одна из основных категорий педагогики. В педагогической науке воспитание  рассматривается в широком и узком смысле его понимания. Воспитание  имеет ряд этапов и осуществляется через преодоление противоречий. Сущность его определялась по-разному в различных экономических формациях

    Перевоспитание - это воспитание, нацеленное на перестройку неправильно сложившихся взглядов, на изменение способов поведения, осложняющих процесс формирования личности.

    Ведущими методами перевоспитания являются переубеждение, переучивание и «взрыв» - разрушение отрицательного.

    Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений.

    Перевоспитание выполняет важную роль в формировании коллектива и личности, оно призвано устранить трудности и препятствия на пути их развития.

    Итак, прежде чем бороться с недостатками, следует тщательно проанализировать воспитательные приемы, применявшиеся и применяемые в общении. Возможно, все дело в издержках воспитания.


    Заключение

    Перевоспитание — процесс сложный, требующий огромных усилий, напряжения, использования разнообразного арсенала профилактического и нравственного воздействия, так как приходится иметь дело с наиболее запущенными в педагогическом, воспитательном отношении людьми, которым не смогли дать позитивных навыков поведения ни семья, ни школа, ни трудовой коллектив.

    Работа с ними нуждается в особом умении выделить потенциальные возможности личности и повлиять на человека в нужном направлении, помочь его исправлению и перевоспитанию.

    Перевоспитание - это педагогическое воздействие, которое направленно на предотвращение и преодоление аномалий в поведении личности.

    Несмотря на большие усилия воспитателей, в детях не всегда удается сформировать только хорошие черты.

    У каждого ребенка могут возникнуть на том или ином этапе его развития нежелательные проявления в поведении и отношении к людям. Причем отклонения в поведении бывают характерны не только для «кризисного», подросткового периода, но не для более ранних ступеней — у дошкольников и младших школьников.

    Правда, на ранних этапах развития ребенка они не носит стать устойчивых форм, воспринимаются как безобидные шалости.

    Необходимость научно-обоснованной, воспитательно-профилактической работы с «трудными» подростками ставит на повестку дня создание специальных центров социальной реабилитации, повсеместно действующих консультационных пунктов, психологических служб, оказывающих органам профилактики помощь в диагностике, определении характера трудновоспитуемости, состояния нервно-психологического здоровья, уровня интеллектуального развития, в определении наиболее оптимальных коррекционно-реабилитационных программ.

    Список литературы

    1. Азаров Ю.П.  Искусство воспитания – М: «Просвещение», 1995г.

    2. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М., 1980.

    3. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – с. 40 – 141

    4. Березина В.А. Воспитание в современном вузе: новые подходы // Высшее образование сегодня. 2002. №11. С. 6-12

    5. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. – М., 2006    

    6. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология психолого-педагогических исследований. – Волгоград, 2006

    7. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. – М., 1998, -С .45-47.

    8. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. - М., 1992. – С 87.

    9. Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. - М.: Юрид. Лит., 1990.- С 78.

    10. Кочетов А.И., Верницкая Н.Н. Работа с трудными детьми. - М.: Просвещение, 1996.- С 67.

    11. Кудрявцев В.Н. Социально-психологическая характеристика антиобщественного поведения - В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1985.

    12. Ковалев А.Г.  «Психологические основы перевоспитания нарушителя прав» юридическая литература .М. 1998 г.С 89.

    13. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М: Просвещение. 1992 г. С 69 .

    14. Кочетов А.И. Мастерство перевоспитания – Минск; Народная света, 1981г.

    15. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка  – М: Педагогика, 1992г. С 34.

    16. Макаренко А.С. Воспитание в советской школе – М: Педагогика, 1992г.

    17. Натанзон  Э.Ш. Трудный школьник и  педагогический  коллектив:  Пособие для учителя – М: Просвещение, 1984г.

    18. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога.  Москва 2005г. С 56.

    19. Психология формирования и развития личности, М: Наука 1981 г.

    20. Педагогическая энциклопедия – т.3, С.369.

    21. Потехина Е. А.Введение в педагогическую деятельность. Шпаргалка. М.Литрес.2007 г. С.67.

    22. Подласый  И.П.  Педагогика.  Новый  курс:  Учебник   для   студентов педагогических  Вузов в 2х книгах – М, 1999г.

    23. Раттер М. Помощь трудным детям: Общая редакция  А.С.  Сливоковской  –М: Прогресс, 1987г.

    24. Реан А.А. Психология подростка .М: Олма – пресс. 2003г.

    25. Сухомлинский  В.А.  Сердце  отдаю  детям.  Рождение  гражданина   – Кишинев: Лумина, 1979г.

    26. Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних / Под. Ред. В.Ф. Пирожкова и др. - М., 1980.

    27. Техника установления контакта с дезадаптированными подростками в процессе их реабилитации  / Л.Б. Филонов // Развитие личности. - 1997.

    28. Хофман,  Франц.    Мудрость   воспитания.   Педагогия.   Педагогика. - М: Педагогика, 1999г. С 77.

    29. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.  Москва 2005г. С .67.

    30. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / Под ред.С.Я. Батышева. – М., 1999. С. 66.





    [1] Азаров Ю.П.  Искусство воспитания – М: «Просвещение», 1995г. С.90.


    [2] Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М., 1980.

    [3] Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. – М., 1998, -С .45-47.

    [4] Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – с. 40 - 141

    [5] Подласый  И.П.  Педагогика.  Новый  курс:  Учебник   для   студентов педагогических  Вузов в 2х книгах – М, 1999г.

    [6] Березина В.А. Воспитание в современном вузе: новые подходы // Высшее образование сегодня. 2002. №11. С. 6-12

    [7] Потехина Е. А.Введение в педагогическую деятельность. Шпаргалка. М.Литрес.2007 г. С.67.

    [8] Хофман,  Франц.    Мудрость   воспитания.   Педагогия.   Педагогика.- М: Педагогика, 1999г. С 77.

    [9] Педагогическая энциклопедия – т.3, С.369.

    [10] Кочетов А.И. Мастерство перевоспитания – Минск; Народная света, 1981г.


    [11] Потехина Е. А.Введение в педагогическую деятельность. Шпаргалка. М.Литрес.2007 г. С.30.


    [12] Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – с. 40 - 141


    [13] Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1999

    [14] Подласый  И.П.  Педагогика.  Новый  курс:  Учебник   для   студентов педагогических  Вузов в 2х книгах – М, 1999г.


    [15] Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. – М., 2006         

    [16] Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М: Просвещение. 1992 г. С. 69 .


    [17] Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология психолого-педагогических исследований. – Волгоград, 2006

    [18] Макаренко А.С. Воспитание в советской школе – М: Педагогика, 1992г.


    [19] Макаренко А.С. Воспитание в советской школе – М: Педагогика, 1992г. С .77.

    [20] Сухомлинский  В.А.  Сердце  отдаю  детям.  Рождение  гражданина   –Кишинев: Лумина, 1979г.

    [21] Натанзон  Э.Ш. Трудный школьник и  педагогический  коллектив:  Пособие для учителя – М: Просвещение, 1984г.


    [22] Реан А.А. Психология подростка .М: Олма – пресс. 2003г.


    [23] Кудрявцев В.Н. Социально-психологическая характеристика антиобщественного поведения - В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1985.


    [24] Потехина Е. А.Введение в педагогическую деятельность. Шпаргалка. М.Литрес.2007 г. С.77.


    [25] Потехина Е. А.Введение в педагогическую деятельность. Шпаргалка. М.Литрес.2007 г.

    [26] Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога.  Москва 2005г.С 56.

    [27] Кочетов А.И. Мастерство перевоспитания – Минск; Народная света, 1981г.


    [28] Шишковец Т.А. Справочник социального педагога.  Москва 2005г. С .67.

    [29] Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. - М.: Юрид. Лит., 1990.- С 78.


    [30] Кочетов А.И., Верницкая Н.Н. Работа с трудными детьми. - М.: Просвещение, 1996.- С 67.

    [31] Техника установления контакта с дезадаптированными подростками в процессе их реабилитации / Л.Б. Филонов // Развитие личности. - 1997. С.56 С.

    [32] Раттер М. Помощь трудным детям: Общая редакция  А.С.  Сливоковской  –М: Прогресс, 1987г.

    [33] Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних / Под. Ред. В.Ф. Пирожкова и др. - М., 1980.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Перевоспитание понятие, сущность и содержание ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.