Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Платёжный баланс РФ

  • Вид работы:
    Другое по теме: Платёжный баланс РФ
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:55:53
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    Введение....................................................................................................... 3

    ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА. МЕТОДЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ...................................................................................... 5

    1.1. Сущность и предназначение платежного баланса................................ 5

    1.2. Понятие и структура платежного баланса............................................. 8

    1.3. Методы регулирования платежного баланса...................................... 14

    ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА...................................... 20

    2.1. Оценка платежного баланса России.................................................... 20

    2.2.. Основные проблемы перспективы развития платежного баланса в России    31

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 34

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................... 37

     

     

    Введение


    Все страны являются участницами современного мирового хозяйства. Активность этого участия, степень интеграции отдельных стран в мировое хозяйство различны.

    Внешнеэкономические связи в своем развитии проходят определенные этапы, смена которых характеризует усиление целостности мирового хозяйства, усложнение содержания международных экономических отношений: от торговли и услуг - к вызову капитала и последующему созданию международного производства, далее - к формированию единого мирового рынка валют, кредитов, ценных бумаг. Помимо экономических отношений существуют политические, военные, культурные и другие отношения между странами, которые порождают денежные платежи и поступления. Многогранный комплекс международных отношений страны находит отражение в балансовом счете ее международных операций, который по традиции называется платежным балансом.

    Платежный баланс – это соотношение фактических платежей, произведенных данной страной за границей, и поступлений, полученных ею из-за границы, за определенный период времени.

    Платежный баланс является одним из наиболее важных показателей развития экономики России.

    Целью курсовой работы является платежный баланс России.

    Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    ·  раскрыть содержание и сущность платежного баланса;

    ·  раскрыть методы регулирования платежного баланса;

    ·  оценить основные статьи платежного баланса России;

    ·  определить проблемы платежного баланса;

    ·  представить перспективы платежного баланса.

    Объектом данной курсовой работы является платежный баланс России, предметом курсовой работы содержание и оценка платежного баланса.

    При написании курсовой работы использовались современные научные источники литературы, источники периодической печати, а также материалы интернет-сайтов.


    ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА. МЕТОДЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

     

    1.1. Сущность и предназначение платежного баланса

     

    Центральное место в балансах международных расчетов занимает платежный баланс. Он представляет собой количественное и качественное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических связей государства.

    Платежный баланс – это соотношение фактических платежей, произведенных данной страной за границей, и поступлений, полученных ею из-за границы, за определенный период времени

    Различают платежный баланс за определенный период (год, месяц, квартал) и платежный баланс на определенную дату. Платежный баланс за определенный период представляет собой соотношение платежей и поступлений за данный отрезок времени и позволяет выявить изменения в международных экономических отношениях страны, состояние и развитие ее экономики. Платежный баланс на дату не фиксируется в форме публикуемых статистических показателей, но он отражает изменения со дня на день соотношений платежей и поступлений, которые подлежат исполнению на определенную дату[1].

    Платежный баланс активен, если валютные поступления превышают платежи, и пассивен, если платежи превышают поступления.

    По методологии МВФ платежный баланс – это систематический перечень всех экономических операций, осуществленных за определенный отрезок времени между резидентами данной страны и нерезидентами, иначе говоря, резидентами всех остальных стран мира. В платежном балансе фактические денежные платежи по текущему коммерческому обороту объединяются с безвалютными операциями, включающими товарообменные сделки и безвозмездную денежную помощь, с перемещением краткосрочных и долгосрочных капиталов, с такими операциями, которые в данный период не сопровождаются платежами, а лишь порождают взаимные требования и обязательства денежного характера. В итоге платежный баланс охватывает все операции, которые связаны с юридическим переходом права собственности на товары, услуги и иные ценности от резидентов к нерезидентам, а также передачей денег, финансовых и иных активов из одной страны в другую.

    Согласно принятым в международной практике принципам деловой бухгалтерии всякое увеличение активов или уменьшение обязательств (пассивов) отражается в дебете, а уменьшение активов или увеличение пассивов – в кредите баланса. Дебетовая сторона платежного баланса соответствует понятию «платежи», «расходы», и относимые на нее цифры сопровождаются знаком «минус» (-). Кредитовая сторона соответствует понятию «поступления», «доходы», и относимые на нее цифры либо сопровождаются знаком «плюс» (+), либо проводятся вовсе без всякого знака. При этом «платежи» и «поступления» в рамках платежного баланса охватывают не только фактическое передвижение денежных средств в связи с проведенными внешнеэкономическими операциями, но также изменения взаимных требований и обязательств между странами, которые в ряде случаев заменяют денежные платежи, а иногда только их символизируют.

    Видимое противоречие между направлением изменений в активах страны и отражением этих изменений в платежном балансе объясняется тем, что в платежном балансе фиксируются не сами внешнеэкономические операции в своем материальном выражении, а их денежный результат – фактический или предполагаемый. В связи с этим экспорт товаров, например, всегда отражается в кредитовой (доходной) части платежного баланса, поскольку в этом случае уменьшению товарных ресурсов страны (активов) должно сопутствовать – как результат продажи – эквивалентное поступление денег. Наоборот, импорт товаров всегда фиксируется в дебетовой (расходной) части платежного баланса, так как при этом происходит увеличение ресурсов (активов) страны, а это требует траты определенной суммы денег. На тех же самых принципах распределяются по разделам платежного баланса и все другие операции, связанные с предоставлением и получением различных услуг, вывозом капиталов, получением и погашением кредитов и т.п.

    В международной практике применяется и так называемый метод двойной записи, когда каждая внешнеэкономическая операция, подлежащая включению в платежный баланс, заносится в него дважды. Одна запись показывает, какие изменения в активах и пассивах страны вызывает данная операция, тогда как вторая запись, уравновешивающая первую, говорит о том, какими средствами регулируются взаимные требования и обязательства между странами, возникающие в результате совершения названной внешнеэкономической операции[2].

    По характеру операций публикуемые платежные балансы включают два основных раздела:

    I – «Платежный баланс по текущим операциям»:

    а) платежи и поступления по внешнеторговым операциям, или торговый баланс;

    б) баланс услуг (международные перевозки, фрахт, страхование и пр.) и некоммерческих операций (расчеты по патентам технической помощи), доходы и платежи по инвестициям;

    II – «Баланс движения капиталов (краткосрочные и долгосрочные операции) и кредитов».

    За балансом движения капиталов и кредитов следует статья «Ошибки и пропуски», которая показывает неучтенное движение краткосрочного капитала. Изменение валютных резервов отражает международные валютные операции центральных банков, связанные с выравниванием платежного баланса и поддержанием курса национальной валюты.


    1.2. Понятие и структура платежного баланса


    Платежный баланс имеет следующие разделы :

    · торговый баланс, т.е. соотношение между вывозом и ввозом товаров;

    · баланс услуг и некоммерческих платежей (баланс «невидимых» операций);

    · баланс движения капиталов и кредитов[3]

    Исторически внешняя торговля выступает исходной формой международных экономических отношений, связывающей национальные хозяйства в единое мировое хозяйство. Благодаря внешней торговле складывается международное разделение труда, которое углубляется и совершенствуется с развитием внешней торговли и других международных экономических операций .

    Показатели внешней торговли традиционно занимают важное место в платежном балансе. Соотношение стоимости экспорта и импорта товаров образует торговый баланс. Поскольку значительная часть внешней торговли осуществляется в кредит, существуют различия между показателями торговли, платежей и поступлений, фактически произведенных за соответствующий период.

    Экономическое значение актива или дефицита торгового баланса применительно к конкретной стране зависит от ее положения в мировом хозяйстве, характера ее связей с партнерами и общей экономической политики. Для стран, отстающих от лидеров по уровню экономического развития, активный торговый баланс необходим как источник валютных средств для оплаты международных обязательств по другим статьям платежного баланса. Для ряда промышленно развитых стран (Япония, ФРГ и др.) активное сальдо торгового баланса используется для создания второй экономики за рубежом.

    Пассивный торговый баланс считается нежелательным и обычно оценивается как признак слабости внешнеэкономических позиций станы. Это правильно для развивающихся стран, испытывающих нехватку валютных поступлений . Для промышленного развития стран это может иметь иное значение. Например, дефицит торгового баланса США (с 1971 г.) объясняется активным продвижением на их рынок международных конкурентов (Западной Европы, Японии, Гонконга, Тайваня, Южной Кореи и других стран) по производству товаров все большей сложности. В результате складывающегося международного разделения труда более эффективно используются ресурсы в мировых масштабах. Зеркальным отражением дефицита внешней торговли США служит активное сальдо по этим операциям у упомянутых партнеров, которые используют валютные поступления для заграничных капиталовложений, в том числе в США. .

    Баланс услуг включает платежи и поступления по транспортным перевозкам, страхованию, электронной, телекосмической, телеграфной, телефонной, почтовой и другим видам связи, международному туризму, обмену научно-техническим и производственным опытом, экспертным услугам, содержанию дипломатических, торговых и иных представительств за границей, передаче информации, культурным и научным обменам, различным комиссионным сборам, рекламе, ярмаркам и т. д. Услуги представляют собой динамично развивающийся сектор мировых экономических связей; его роль и влияние на объем и структуру платежей и поступлений постоянно возрастают.

    С ростом уровня благосостояния в развитых странах резко увеличились масштабы международного туризма, в составе которого значительную часть составляют деловые поездки в связи с интернационализацией современного производства.

    Развитие международного производства, научно-техническая революция и другие факторы интернационализации хозяйственной жизни стимулировали торговлю лицензиями, ноу-хау, другими видами научно-технического и производственного опыта, лизинговые операции (аренда оборудования), деловые консультации и другие услуги производственного и персонального характера.

    По принятым в мировой статистике правилам в раздел «услуги» входят выплаты доходов по инвестициям за границей и процентов по международным кредитам, хотя по экономическому содержанию они ближе к движению капиталов и услуг. В платежном балансе выделяются статьи: предоставление военной помощи иностранным государствам, военные расходы за рубежом. Они как бы примыкают к операциям услуг.

    По методике МВФ принято также показывать особой позицией в платежном балансе односторонние переводы. В их числе: государственные операции - субсидии другим странам по линии экономической помощи, государственные пенсии, взносы в международные организации; частные операции - переводы иностранных рабочих, специалистов, родственников на родину. Этот вид операций имеет большое экономическое значение. Италия, Турция, Испания, Греция, Португалия, Пакистан, Египет и другие страны уделяют большое внимание регулированию выезда за границу своих граждан на заработки, так как используют этот источник значительных валютных поступлений для развития экономики. Для ФРГ, Франции, Великобритании, Швейцарии, США, ЮАР и других стран, временно привлекающих иностранных рабочих и специалистов, напротив, такие переводы средств служат источником дефицита этой статьи платежного баланса.

    Перечисление операции услуг, движения доходов от инвестиций , сделки военного характера и односторонние переводы называют «невидимыми» операциями, подразумевая, что они не относятся к экспорту и импорту товаров, т.е. осязаемых ценностей. В их составе выделяются три основные группы сделок; услуги, доходы от инвестиций, односторонние переводы.

    Баланс движения капиталов и кредитов выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов. По экономическому содержанию эти операции делятся на две категории: международное движение предпринимательского и ссудного капитала.

    Предпринимательский капитал включает прямые заграничные инвестиции (приобретение и строительство предприятий за границей) и портфельные инвестиции ( покупка ценных бумаг заграничных компаний). Прямые инвестиции являются важнейшей формой вывоза долгосрочного капитала и оказывают большое влияние на платежный баланс. В результате этих инвестиций развивается международное производство , которое интегрирует национальные экономики в мировое хозяйство на более высоком уровне и прочнее, чем торговля. В 1992г. Накопленная стоимость прямых пограничных инвестиций всех стран, подсчитанная методом суммирования ежегодных вложений нарастающим итогом, составила около 2 трлн. долларов. Вывоз предпринимательского капитала происходит интенсивнее, чем рост производства и внешней торговли, что свидетельствует о его ведущей роли в интернационализации хозяйственной жизни. Более двух третей стоимости прямых заграничных инвестиций составляют взаимные капиталовложения развитых стран. Это означает, что хозяйственные связи между ними укрепляются в большей степени, чем с остальным миром.

    Международное движение ссудного капитала классифицируется по признаку срочности.

    1.   Долгосрочные и среднесрочные операции включают государственные и частные займы и кредиты, предоставленные на срок более одного года. Получателями государственных займов и кредитов выступают преимущественно отстающие от лидеров страны, в то время как передовые развитые государства являются главными кредиторами. По-иному выглядит картина с частными долгосрочными займами и кредитами. Здесь также развивающиеся страны прибегают к заимствованию у частных кредитно-финансовых институтов развитых стран. Но и в развитых странах корпорации активно используют привлечение ресурсов с мирового рынка в форме выпуска долгосрочных ценных бумаг или банковского кредита.

    2.   Краткосрочные операции включают международные кредиты сроком до года, текущие счета национальных банков в иностранных банках (авуары), перемещение денежного капитала между банками. В последние два десятилетия межбанковские краткосрочные операции на мировом денежном рынке приобрели большой размах. Если в 60-70-е годы преобладало стихийное перемещение «горячих» денег, что усиливало инфляцию и кризис Бреттонвудской валютной системы, то в 80-е – начало 90-х гг. основной поток краткосрочных денежных капиталов (ежегодно 100—150 млрд. долларов) направлялся в США, привлекаемый сравнительно высокими процентными ставками и стабильным курсом доллара. После прихода к власти Буша и переориентации экономической политики США на слабый доллар и низкие ставки, основной поток инвестиций направился на развивающиеся рынки.[4]

    Классификация статей платежного баланса по методике МВФ.

    А. Текущие операции

    · Товары

    · Услуги

    · Доходы от инвестиций

    · Прочие услуги и доходы

    · Частные односторонние переводы

    · Государственные односторонние переводы

    Итого А: баланс текущих операций

    В. Прямые инвестиции и прочий долгосрочный капитал

    · Прямые инвестиции

    · Портфельные инвестиции

    · Прочий долгосрочный капитал

    Итого: А+В (соответствует концепции базисного баланса в США, действующей до 1958 г.)

    С. Прочий краткосрочный капитал

    D. Ошибки и пропуски

    Итого: А+В+С+D (соответствует концепции ликвидности в США, введенной с 1958 г.)

    Е. Балансирующие статьи

    · Переоценка золотовалютных резервов, распределение и использование СДР

    · Движение золотовалютного резерва

    · Чрезвычайные источники покрытия сальдо

    · Обязательства, образующие валютные резервы иностранных официальных органов

    Итого: А+В+С+D+E (соответствует концепции официальных расчетов в США с 1965 г.)

    F. Итоговое изменение резервов

    · Золото

    · СДР

    · Резервная позиция в МВФ

    · Иностранная валюта

    · Прочие требования

    · Кредиты МВФ


    1.3. Методы регулирования платежного баланса


    При определении сальдо платежного баланса его статьи подразделяются на основные и балансирующие. В числе основных статей – операции, влияющие на сальдо платежного баланса и обладающие относительной самостоятельность: текущие операции и движение долгосрочного капитала.

    К балансирующим статьям относятся операции, не имеющие самостоятельности или обладающие ограниченной самостоятельностью. Эти статьи характеризуют методы и источники погашения сальдо платежного баланса и включают движение валютных резервов, изменения краткосрочных активов, отдельные виды иностранной помощи, внешние государственные займы, кредиты международных валютно-кредитных организаций и т.п. Итоговые показатели основных и балансирующих статей взаимно погашают друг друга, т.е. формально платежный баланс уравновешен. Если платежи превышают поступления по основным статьям, то возникает проблема погашения дефицита за счет балансирующих статей, которые характеризуют источники и методы урегулирования сальдо платежного баланса. Традиционно для этого используются займы и ввоз предпринимательского капитала. Это – временный метод балансирования платежного баланса, поскольку страны-должники обязаны выплачивать проценты и дивиденды, а также сумму займа [5].

    Новым способом покрытия пассивного сальдо баланса стали краткосрочные кредиты по соглашениям «своп», взаимно предоставляемые центральными банками в национальной валюте.

    Для покрытия временного дефицита платежного баланса МВФ предоставляет странам-членам Фонда резервные (безусловные) кредиты (в пределах 25% их квот).

    Промышленно развитые страны мобилизуют для погашения дефицита платежного баланса средства на мировом рынке ссудных капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов.

    К современным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной «помощи»[6]

    Окончательным методом балансирования платежного баланса является использование страной своих золотовалютных резервов. Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат резервы конвертируемой иностранной валюты.

    Вспомогательным средством балансирования платежного баланса является продажа иностранных и национальных ценных бумаг на иностранную валюту. Например, США частично погашают пассивное сальдо своего платежного баланса, размещая облигации казначейства в центральных банках других стран.

    Платежный баланс является одним из объектов государственного регулирования. Восстановление равновесия международных расчетов требует целенаправленных государственных мероприятий. Уравновешивание баланса международных расчетов входит в число главных целей экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, борьбой с инфляцией и безработицей.

    Государственное регулирование платежного баланса – это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных, мер, направленных на формирование основных статей платежного баланса. Существуют различные методы регулирования платежного баланса, используемые в целях стимулирования, либо ограничения внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.

    Странами с дефицитом платежного баланса обычно применяются следующие меры в целях стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капитала:

    · дефляционная политика;

    · девальвация;

    · валютные ограничения;

    · финансовая и денежно-кредитная политика;

    · специальные меры воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей: торгового баланса, «невидимы» операций (ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны, регулирование миграции рабочей силы), движения капиталов.

    При активном платежном балансе регулирование направлено на устранение чрезмерно активного сальдо. С этой целью указанные выше методы применяются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличение экспорта капиталов (в том числе кредитов и «помощи») и ограничения импорта капиталов. Активное сальдо используется для погашения внешней задолженности страны, предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения золотовалютных запасов.

    Новым явлением с середины 70-х годов стали попытки выработки принципов коллективного регулирования баланса международных расчетов, в частности, на регулярных встречах на высшем уровне стран большой «семерки».

    К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся:

    · согласование условий экспортных кредитов;

    · двусторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты ЦБ в национальных валютах по соглашениям «своп»:

    · кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ.

    Таким образом, регулирование платежного баланса значительно усложнилось, а его инструментарий расширился. Оно приобрело систематический характер в сочетании с другими формами экономической политики.

    Основной целью теории платежного баланса является разработка методов регулирования внешних расчетов.

    Теория автоматического саморегулирования платежного баланса господствовала почти 200 лет до 30-х годов XX века. Согласно этой теории при пассивном платежном балансе, например, страны А по отношению к стране В в результате отлива золота в В уменьшалось количество золотых денег в обращении, и снижались цены в А, что способствовало повышению конкурентоспособности товаров страны А, увеличению их экспорта и тем самым активизации баланса международных расчетов страны. Одновременно происходил обратный процесс выравнивания активного платежного баланса страны В. Прилив золота в страну увеличивал денежную массу в обращении, что приводило к росту цен, и стимулировало импорт более дешевых импортных товаров. В результате стихийного перемещения золота и изменений цен активный платежный баланс становился пассивным.

    Кейнсианские теории регулирования платежного баланса. Кейнс рекомендовал уравновешивать платежный баланс государственным регулированием. Кейнсианцы ввели такое понятие, как хроническая неуравновешенность платежных балансов, которая, по их мнению, не может быть автоматически скорректирована с помощью свободной игры рыночных сил, а требует активного государственного регулирования различными методами.

    Теория внутреннего и внешнего равновесия разработана Р. Харродом, Т. Сцитовским, Р. Манделем и др. Под внутренним равновесием подразумевается такое состояние экономики, когда полная занятость сочетается со стабильными ценами, под внешним равновесием – устойчивое долговременное равновесие платежного баланса. Сторонники этой концепции стремились выработать методы достижения этого равновесия, используя в ряде случаев эконометрические модели.

    1. Инструментально-целевой метод регулирования платежного баланса. Представители этой концепции ограничивают свой анализ путем поиска причинных взаимосвязей между неуравновешенностью международных расчетов страны и изменением соответствующих методов денежно-кредитного, бюджетного и валютного регулирования.

    Рекомендуемый инструмент регулирования платежного баланса ограничен социальными, экономическими, техническими пределами. Так, повышение процентной ставки не всегда привлекает иностранные капиталы, а ответное повышение процентных ставок в других странах может нейтрализовать эффект такой политики.

    2. Теория нормативного регулирования платежного баланса. Особенности этой теории: объединение антициклического и антиинфляционного регулирования с его регулированием международных расчетов; введение в исследование проблемы инфляции, ее влияние на платежный баланс; необходимость межгосударственного регулирования платежного баланса и инфляции.

    Монетаристские теории регулирования платежного баланса. Эти теории получили развитие в 70-80-е годы. Монетаризм рассматривает платежный баланс как результат неравновесий всего денежного хозяйства, искажающих структуру внутренних цен и препятствующих установлению равновесия между спросом и предложением. Идеал монетаристской концепции платежного баланса – «открытая» экономика, минимальное ограничение движения товаров, рабочей силы, капиталов, обеспечение свободы действий рыночному механизму в национальной и мировой экономике.

    Теории межгосударственного регулирования платежного баланса, основанные на сочетании кейнсианства, неокейнсианства и монетаризма. Нашли отражение в проектах реформы мировой валютной системы.

    В рамках Бреттон-вудской системы был предусмотрен принцип симметричного регулирования платежного баланса странами как с активным, так и с пассивным сальдо, но в разных направлениях, путем воздействия на внутренний спрос, движение капиталов и кредитов, а также курс национальной валюты.

    Ямайская валютная реформа намечает принципы межгосударственного регулирования платежного баланса. Они включают: критерии несбалансированности платежного баланса и методы его выравнивания, регулирование платежного баланса, санкции против нарушений международного соглашения.

    В соответствии с господствующими монетаристскими концепциями платежного баланса МВФ разрабатывает стандартные программы «стабилизации» в виде макроэкономических агрегатов, количественных ориентиров с поквартальной разбивкой.


    ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА

     

    2.1. Оценка платежного баланса России

     

    В 2009 году платежный баланс страны оставался устойчивым, чему способствовали благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, а также масштабный приток иностранного капитала в частный сектор.

    Выполнены все текущие государственные внешние финансовые обязательства, продолжилось накопление международных резервов.

    Профицит счета текущих операций в 2009 году составил 78,3 млрд. долларов США, снизившись относительно 2008 года на 17,0%. Сказалось сокращение положительного сальдо международной торговли товарами и услугами из-за опережающего роста их импорта.

    Рис. 1. Соотношение основных компонентов счета текущих операций платежного баланса Российской Федерации в 2000—2009 годах (млрд. долларов США)


    Внешнеторговый оборот вырос на 23,7% (до 578,9 млрд. долларов) при сокращении активного торгового баланса со 139,3 до 132,0 млрд. долларов.

    Таблица 1

    Изменение экспорта и импорта товаров в 2009 году по сравнению с 2008 годом

    млрд. долларов США


    Всего,

    В том числе за счет изменения:


    прирост (+), снижение (—)

    физического объема

    цен

    Экспорт товаров

    51,9

    13,9

    38,0

    Импорт товаров

    59,1

    40,8

    18,3

    Внешнеторговый оборот

    111,0

    54,7

    56,3

    Сальдо торгового баланса

    —7,2

    —26,9

    19,7


    Экспорт товаров увеличился на 17,1% — до 355,5 млрд. долларов.

    Прирост вывоза основных энергоносителей (нефти, нефтепродуктов, природного газа) оценивается в 14,6% (в 2008 году он равнялся 28,1%). Их доля в общем экспорте снизилась с 62,8 до 61,5%.

    Экспорт металлов и изделий из них в условиях роста мирового спроса на данную продукцию увеличился с 41,1 до 49,8 млрд. долларов. Черных металлов было вывезено на 25,3 млрд. долларов, цветных — на 24,5 млрд. долларов.

    Интенсивно наращивался экспорт продовольственных товаров и сырья для их производства (в 1,6 раза). Это было связано главным образом с увеличением стоимости экспорта хлебных злаков (в 2,6 раза), чему способствовали, с одной стороны, рост урожайности зерновых культур, с другой — рост мировых цен.

    Экспорт строительных материалов и изделий из них увеличился на 29,6%, продукции химической и смежных с ней отраслей — на 24,1%. По некоторым товарным позициям наблюдалось сокращение стоимости вывозимой продукции: в частности, поставки драгоценных камней и металлов уменьшились на 12,5%, кожи и кожевенного сырья — на 8,5%, текстильной продукции — на 3,7%.

    В структуре российского экспорта на долю Европейского союза приходилось 55,8%, стран АТЭС — 12,0%. Наиболее важными торговыми партнерами оставались Нидерланды (12,1%), Италия (7,8%) и Германия (7,5%). Высокими темпами наращивался экспорт в Корею (в 2,2 раза) и Японию (в 1,7 раза).

    Рис. 2. Товарная структура внешней торговли в 2009 году (в % к итогу)


    Импорт товаров увеличился по сравнению с 2008 годом на 36,0% и превысил 223,4 млрд. долларов. В условиях динамичного роста внутреннего спроса его физический объем возрос на 24,9%. Влияние ценового фактора было менее значимым — в среднем импортные цены повысились на 8,9%.

    Наращивание импорта происходило по большинству товарных позиций, среди которых наиболее значимыми были машины, оборудование и транспортные средства (51,0% совокупного импорта). Относительно 2008 года их стоимость увеличилась в 1,5 раза, в том числе по ввезенным средствам наземного транспорта — в 1,8 раза.

    На долю продукции химической и связанных с ней отраслей, а также продовольственных товаров и сырья для их производства приходилось по 13,8%. Импорт указанных товарных групп увеличился на 26,2 и 27,6% соответственно.

    Увеличились масштабы ввоза драгоценных камней и металлов (в 1,7 раза), кожи и кожевенного сырья, а также текстильной продукции (в 1,6 раза).

    Доля стран АТЭС в структуре импорта возросла до 31,8%. Удельный вес Европейского союза, несмотря на расширение состава стран-участниц, сохранился на уровне, близком к 2008 году, — 43,7%. Среди отдельных стран лидирующие позиции занимали Германия (13,3%), Китай (12,2%) и Украина (6,7%). Наибольшими темпами (в 1,9 раза) росла стоимость ввоза товаров из Китая.

    Рис. 3. Страны — основные торговые партнеры России в 2009 году (млрд. долларов США)


    Отрицательное сальдо баланса услуг равнялось 19,8 млрд. долларов, что больше его дефицита в 2008 году на 44,4%. Оборот международной торговли услугами вырос на 29,7% — до 98,5 млрд. долларов.

    Экспорт услуг увеличился на 26,5% — до 39,3 млрд. долларов. Основой его прироста было увеличение стоимости оказанных нерезидентам транспортных услуг (21,2% прироста экспорта), услуг по статье “поездки” (24,0%) и прочих деловых услуг (29,8%). Их экспорт увеличился с 24,9 млрд. долларов в 2008 году до 31,1 млрд. долларов в отчетном году.

    Услуги, предоставленные нерезидентам российскими транспортными компаниями, оцениваются в 11,8 млрд. долларов (30,1% общего экспорта), в том числе грузовые перевозки — в 5,1 млрд. долларов, пассажирские перевозки — в 3,0 млрд. долларов, вспомогательные и дополнительные услуги — в 3,7 млрд. долларов.

    Расходы нерезидентов, связанные с временным пребыванием в Российской Федерации, возросли с 7,6 до 9,6 млрд. долларов. При этом их удельный вес в общем экспорте услуг (24,4%) был близок к уровню 2008 года.

    Экспорт прочих деловых услуг вырос с 7,2 до 9,6 млрд. долларов (24,5%). Его динамика в значительной мере определялась увеличением стоимости маркетинговых, инженерных и консультационных услуг.

    Наиболее высокими темпами роста характеризовался экспорт финансовых (в 2 раза), а также компьютерных и информационных услуг (в 1,7 раза).

    Рис. 4. Структура экспорта и импорта услуг в 2009 году (в % к итогу)


    Импорт услуг равнялся 59,2 млрд. долларов, что больше уровня 2008 года на 32,0%. Значительная часть прироста была получена в результате наращивания импорта услуг по статье “поездки” (28,0% прироста импорта), прочих деловых (21,7%) и транспортных услуг (18,3%). Совокупный удельный вес указанных категорий в импорте составил 73,1%, а их стоимость возросла до 43,3 млрд. долларов.

    Удельный вес услуг, предоставленных российским гражданам во время их пребывания за границей, в общем их импорте оставался самым высоким — 37,6%. Стоимость поездок увеличилась на 22,1% — до 22,3 млрд. долларов. В их составе по-прежнему доминировали личные поездки.

    Динамично наращивался импорт прочих деловых услуг: по сравнению с 2008 годом он увеличился на 36,4% — до 11,7 млрд. долларов (19,7% суммарного импорта).

    Стоимость транспортных услуг, предоставленных нерезидентами, превысила 9,3 млрд. долларов (в 2008 году их импорт составил 6,7 млрд. долларов). Заметное влияние на динамику показателя оказали рост стоимости грузовых перевозок, преимущественно воздушным и водным видами транспорта, а также увеличение стоимости пассажирских авиаперевозок.

    Наиболее высокие темпы роста (в 1,6 раза) отмечались по импорту финансовых, а также компьютерных и информационных услуг.

    Отрицательное сальдо баланса оплаты труда увеличилось с 4,4 млрд. долларов в 2008 году до 7,9 млрд. долларов в 2009 году. Выплаченная нерезидентам заработная плата (9,9 млрд. долларов) была в 4,9 раза больше объема доходов российских граждан, полученных от трудовой деятельности за рубежом (2,0 млрд. долларов). Отмеченный дисбаланс в значительной мере определялся количественными показателями трудовой миграции: численность иностранной рабочей силы, привлеченной во внутреннюю экономику, существенно превышала количество резидентов, выехавших за границу с целью временного трудоустройства.

    Дефицит баланса инвестиционных доходов сократился с 25,2 млрд. долларов в 2008 году до 22,5 млрд. долларов в 2009 году. Сумма доходов, начисленных к получению, составила 44,8 млрд. долларов, к выплате — 67,3 млрд. долларов.

    Положительное сальдо баланса инвестиционных доходов органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования возросло по сравнению с 2008 годом в 2 раза — до 16,0 млрд. долларов. Как и в предыдущем году, определяющими факторами, с одной стороны, было снижение государственного внешнего долга, с другой — существенное увеличение объема международных резервов.

    Расходы частного сектора по обслуживанию внешних обязательств превышали доходы от зарубежных активов на 38,5 млрд. долларов, однако по сравнению с 2008 годом рост дефицита баланса замедлился. Отрицательный баланс инвестиционных доходов банков, включающих в основном проценты по кредитам, вырос с 1,7 до 5,1 млрд. долларов. Дефицит баланса инвестиционных доходов прочих секторов равнялся 33,4 млрд. долларов (годом ранее он не превышал 31,4 млрд. долларов). Превалировали доходы от прямых инвестиций: их доля в общем объеме поступлений оценивается в 92,2%, в выплатах — в 73,6%.

    Сальдо баланса текущих трансфертов сложилось также отрицательным и равнялось 3,5 млрд. долларов (в 2008 году дефицит составлял 1,5 млрд. долларов). Полученные трансферты составили 8,4 млрд. долларов, выплаченные — 11,9 млрд. долларов. Преимущественным характером трансфертов были различного рода налоговые платежи и денежные переводы, связанные с деятельностью трудовых мигрантов.

    Сальдо баланса капитальных трансфертов сложилось отрицательным в размере 10,2 млрд. долларов (в 2008 году оно было положительным — 0,2 млрд. долларов). В 2009 году его величину определяли операции органов государственного управления, связанные с урегулированием долга развивающихся стран перед бывшим СССР. Отраженная в составе выплаченных капитальных трансфертов сумма прощения финансовых требований данной категории равнялась 9,7 млрд. долларов. Баланс капитальных трансфертов прочих секторов сложился с дефицитом в 0,6 млрд. долларов при росте поступлений относительно 2008 года в 1,8 раза, выплат — в 2,3 раза.

    В 2009 году положительное сальдо финансового счета (без учета резервных активов) увеличилось до 94,5 млрд. долларов с 5,4 млрд. долларов в 2008 году.

    Международная инвестиционная позиция органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования практически не изменилась. Масштабный приток иностранного капитала в частный сектор обусловил почти двукратный рост его чистых иностранных пассивов.

    Финансовые обязательства экономики перед нерезидентами возросли на 199,6 млрд. долларов (в 2008 году — на 70,5 млрд. долларов).

    Таблица 2

    Функциональная структура иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в 2009 году (чистый прирост обязательств перед нерезидентами без учета прощения и реструктуризации долга)

    млрд. долларов США

    Вид

    2009

    Справочно:

    инвестиций

    I квартал

    II квартал

    III квартал

    IV квартал

    год

    2008 год

    Прямые

    17,8

    9,6

    9,4

    15,7

    52,5

    32,4

    Портфельные*

    —1,0

    11,2

    —3,9

    4,0

    10,3

    6,8

    Прочие

    24,9

    46,9

    32,2

    33,5

    137,6

    31,9

    Всего

    41,7

    67,7

    37,8

    53,2

    200,4

    71,1

    * Включая финансовые производные.

    Знак “—” означает нетто-снижение обязательств резидентов перед нерезидентами.


    Внешние пассивы органов государственного управления уменьшились на 7,6 млрд. долларов. Обязательства в форме обращающихся долговых ценных бумаг снизились на 3,9 млрд. долларов, привлеченные иностранные кредиты — на 2,8 млрд. долларов, прочие пассивы, включая обязательства субъектов Российской Федерации, — на 0,9 млрд. долларов. В течение 2009 года в счет погашения и обслуживания государственного внешнего долга нерезидентам было выплачено 8,9 млрд. долларов. Коэффициент обслуживания государственного внешнего долга (отношение суммы платежей к экспорту товаров и услуг) уменьшился с 9,8 до 2,3%. Относительно доходов консолидированного бюджета суммарный объем выплат сократился с 8,4 до 1,7%.

    Прирост обязательств органов денежно-кредитного регулирования, главным образом в форме наличных российских рублей, находящихся на руках у нерезидентов, составил 0,9 млрд. долларов.

    Таблица 3

    Движение задолженности Российской Федерации перед международными финансовыми организациями в 2009 году

    млрд. долларов США

    Задолженность на 1.01.2009

    Использовано

    Погашено

    Курсовая переоценка

    Задолженность на 1.01.2010

    Кредиты МФО

    5,4

    0,3

    0,8

    0,0

    5,0

    Кредиты МБРР

    4,8

    0,2

    0,7

    0,0

    4,3

    Кредиты ЕБРР, ЕИБ, СИБ*

    0,7

    0,1

    0,1

    0,0

    0,7

    * ЕБРР — Европейский банк реконструкции и развития, ЕИБ — Европейский инвестиционный банк, СИБ — Северный инвестиционный банк.


    По итогам 2009 года приток иностранного капитала в частный сектор оценивался в 206,2 млрд. долларов, что больше аналогичного показателя 2008 года в 2 раза.

    Обязательства банковского сектора перед нерезидентами увеличились на 70,9 млрд. долларов (в 2008 году — на 51,2 млрд. долларов). В распределении по основным категориям наибольший рост отмечен по прочим инвестициям — на 51,8 млрд. долларов, из них по ссудам и займам — на 39,4 млрд. долларов. Прирост прямых инвестиций составил 7,4 млрд. долларов, портфельных — 14,1 млрд. долларов. Обязательства по финансовым производным сократились на 2,4 млрд. долларов.

    Прочие секторы также активно привлекали внешние финансовые ресурсы: объем поступлений оценивается в 135,4 млрд. долларов (в 2,5 раза больше, чем в 2008 году). Приток иностранного капитала в форме прямых инвестиций вырос в 1,5 раза — до 45,1 млрд. долларов. Рост портфельных вложений нерезидентов в условиях высокой волатильности внутреннего фондового рынка замедлился — чистая покупка ценных бумаг данной категории составила 2,6 млрд. долларов. Привлечение иностранных кредитов, в основном долгосрочных, увеличилось в 5,2 раза и достигло 88,2 млрд. долларов. Прочие обязательства снизились на 0,5 млрд. долларов.

    Иностранные активы резидентов (без учета официальных валютных резервов) возросли в 2009 году на 105,1 млрд. долларов (в 2008 году — на 65,1 млрд. долларов).

    Таблица 4

    Функциональная структура инвестиций резидентов Российской Федерации в иностранные активы (кроме резервных) в 2009 году (чистый прирост требований резидентов к нерезидентам без учета резервных активов и операций по прощению и реструктуризации долга)

    млрд. долларов США

    Вид

    2009

    Справочно:

    инвестиций

    I квартал

    II квартал

    III квартал

    IV квартал

    год

    2008 год

    Прямые

    6,3

    21,5

    9,2

    8,7

    45,7

    23,2

    Портфельные*

    0,6

    2,5

    —0,6

    1,8

    4,3

    —7,5

    Прочие

    19,8

    —3,7

    31,0

    17,9

    64,9

    49,4

    Всего

    26,7

    20,2

    39,5

    28,4

    114,8

    65,1

    * Включая финансовые производные.

    Знак “—” означает нетто-снижение требований резидентов к нерезидентам.


    Внешние требования органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования уменьшились на 6,8 млрд. долларов. Определяющим было сокращение просроченной задолженности иностранных государств по кредитам бывшего СССР.

    Прирост иностранных активов частного сектора оценивается в 111,9 млрд. долларов (в 2008 году — в 71,2 млрд. долларов).

    Банковские требования к нерезидентам увеличились на 25,0 млрд. долларов, из них по ссудам, текущим счетам и депозитам — на 21,8 млрд. долларов. На 1 января 2010 года внешние активы банков достигли 96,7 млрд. долларов, обязательства перед нерезидентами — 210,8 млрд. долларов. Отрицательный показатель чистой международной инвестиционной позиции банковского сектора увеличился с начала 2009 года в 1,9 раза — с 58,6 до 114,1 млрд. долларов. Заметно сократилась доля краткосрочных финансовых инструментов: в активах — с 70,0 до 58,8%, в обязательствах — с 32,0 до 25,8%. В валютной структуре внешних активов и обязательств основной валютой оставался доллар США: по состоянию на отчетную дату его доля в требованиях к нерезидентам составила 67%, в обязательствах перед нерезидентами — 68%. На евро приходилось, соответственно, 17 и 10%, на российские рубли — 12 и 21%.

    В целом внешние активы прочих секторов выросли на 86,9 млрд. долларов. Требования к нерезидентам в форме прямых и портфельных инвестиций по сравнению с 2008 годом увеличились на 47,5 млрд. долларов. Прирост активов отмечен по всем основным категориям, кроме наличной иностранной валюты. Ее объем в небанковском секторе сократился в 2009 году на 15,7 млрд. долларов.

    Рекордный приток иностранного капитала в частный сектор обусловил рост положительного сальдо трансграничных потоков частного капитала в 1,9 раза по сравнению с 2008 годом — его величина достигла 81,2 млрд. долларов.

    Валютная составляющая международных резервов Российской Федерации увеличилась на 168,8 млрд. долларов. Ее прирост без курсовой переоценки равнялся 148,9 млрд. долларов. С учетом монетарного золота международные резервы страны достигли к 1 января 2010 года 476,4 млрд. долларов, что по принятым в международной практике критериям считается достаточным для обеспечения устойчивости платежного баланса в среднесрочной перспективе.

     

    2.2.. Основные проблемы перспективы развития платежного баланса в России

     

    В 2010 году при всех рассматриваемых вариантах прогноза социально-экономического развития страны ожидается, что платежный баланс останется устойчивым. Вместе с тем в условиях возможного сокращения или умеренного роста экспорта товаров при достаточно интенсивном наращивании импорта товаров положительное сальдо торгового баланса может уменьшиться, что приведет к сокращению профицита счета текущих операций до 3,6-34,2 млрд. долларов США.

    При первом варианте прогноза, предусматривающем наибольшее снижение цен на нефть, экспорт товаров и услуг может уменьшиться до 321,9 млрд. долларов США, а положительное сальдо баланса торговли товарами и услугами - до 29,5 млрд. долларов США.

    В условиях второго варианта, предусматривающего незначительное понижение по сравнению с 2009 годом цен на вывозимую Россией нефть, предполагается рост экспорта товаров и услуг до 352,3 млрд. долларов США. В этом случае положительное сальдо торговли товарами и услугами может составить 42,5 млрд. долларов США.

    В соответствии с третьим вариантом, предполагающим улучшение внешнеэкономической конъюнктуры, ожидается более быстрый рост экспорта товаров и услуг - до 378,7 млрд. долларов США. Вместе с тем прогнозируется еще более интенсивное наращивание импорта. В этих условиях активное сальдо торговли товарами и услугами может сократиться до 62,1 млрд. долларов США.

    Дефицит баланса доходов и текущих трансфертов прогнозируется в диапазоне 25,9-28,0 млрд. долларов США при умеренном росте соответствующих поступлений и выплат.

    Предполагается, что положительное сальдо финансового счета уменьшится до 34,6 млрд. долларов США. Внешние обязательства органов государственного управления сократятся, а в целом международная инвестиционная позиция государственного сектора улучшится на 5,4 млрд. долларов США. При сохранении значительных объемов внешнего финансирования частного сектора чистый приток иностранного капитала в этот сектор может составить 40 млрд. долларов США.

    Как и в 2009 году, совокупное воздействие внешнеэкономических факторов обусловит превышение предложения иностранной валюты над спросом на внутреннем валютном рынке. Вместе с тем в условиях сокращения профицита счета текущих операций давление на обменный курс рубля ослабнет, что выразится в том числе в меньших темпах его укрепления в реальном выражении. Валютные резервы могут увеличиться на 37,9-68,4 млрд. долларов США.

    Согласно среднесрочному прогнозу социально-экономического развития страны до 2010 года ожидается усиление негативного влияния внешних факторов на платежный баланс, прежде всего в сфере внешней торговли. В 2009 году значительное сокращение активного сальдо торгового баланса на фоне сохранения отрицательного сальдо баланса услуг и существенного превышения расходов по обслуживанию внешних обязательств над соответствующими доходами обусловит, в зависимости от варианта, дефицит счета текущих операций (в размере 33,1 млрд. долларов США или 17,7 млрд. долларов США) или уменьшение его профицита (до 4,6 млрд. долларов США). В 2010 году отрицательное сальдо счета текущих операций в зависимости от варианта может быть равно 56,5; 46,4 и 31,2 млрд. долларов США соответственно.

    Общая макроэкономическая стабильность станет определяющим фактором роста инвестиционной привлекательности экономики. Ожидается, что чистый приток иностранного капитала в частный сектор составит 45 млрд. долларов США в 2009 году и 55 млрд. долларов США в 2010 году. Его объема будет достаточно для обеспечения внешнего финансирования дефицита счета текущих операций платежного баланса в 2009 году. Прирост валютных резервов может составить 8,6-46,3 млрд. долларов США. В 2010 году возможно их сокращение на 4,5 млрд. долларов США или рост на 5,6-20,8 млрд. долларов США.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Платежным балансом называется соотношение между суммой всех платежей, произведенных данной страной другим странам за определенный период, и суммой всех поступлений, полученных ею за тот же период от других стран. Баланс, в котором поступления денежных средств превышают их расходование, называют активным, в противоположном случае - пассивным.

    Платежный баланс имеет следующие разделы :

    · торговый баланс, т.е. соотношение между вывозом и ввозом товаров;

    · баланс услуг и некоммерческих платежей (баланс «невидимых» операций);

    · баланс движения капиталов и кредитов

    Показатели внешней торговли традиционно занимают важное место в платежном балансе. Соотношение стоимости экспорта и импорта товаров образует торговый баланс. Поскольку значительная часть внешней торговли осуществляется в кредит, существуют различия между показателями торговли, платежей и поступлений, фактически произведенных за соответствующий период.

    Баланс услуг включает платежи и поступления по транспортным перевозкам, страхованию, электронной, телекосмической, телеграфной, телефонной, почтовой и другим видам связи, международному туризму, обмену научно-техническим и производственным опытом, экспертным услугам, содержанию дипломатических, торговых и иных представительств за границей, передаче информации, культурным и научным обменам, различным комиссионным сборам, рекламе, ярмаркам и т. д. Услуги представляют собой динамично развивающийся сектор мировых экономических связей; его роль и влияние на объем и структуру платежей и поступлений постоянно возрастают.

    Баланс движения капиталов и кредитов выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных и полученных международных кредитов. По экономическому содержанию эти операции делятся на две категории: международное движение предпринимательского и ссудного капитала.

    Несбалансированность платежного баланса по текущим операциям и движению капиталов регулируется за счет резервов Центрального банка. Если дефицит баланса текущих операций меньше, чем положительное сальдо счета финансовых операций с капиталом, то запасы иностранной валюты в ЦБ увеличатся. Если больше, то нехватка поступлений в страну иностранной валюты по сумме этих счетов компенсируется из запасов ЦБ. В сумме сальдо счета текущих операций, сальдо счета финансовых операций с капиталом и изменение официальных резервов ЦБ должны составить ноль. Это означает, что платежный баланс в итоге должен быть сведен без остатка.

    В отличие от платежного баланса, включающего в себя только сумму денежных платежей страны и ее денежных поступлений за определенный период времени, расчетным балансом за определенный период принято называть соотношение всех денежных требований и обязательств данной страны, возникших за данный период. В то время как в платежный баланс входят лишь фактически произведенные и полученные платежи, в расчетный баланс входят все требования и обязательства страны по отношению к другим странам, хотя бы по ним в данный период платежи еще не были произведены. Например, в расчетный баланс входит весь экспорт и импорт товаров, тогда как в платежный баланс входят лишь фактическая выручка от экспорта товаров за данный период и фактические расходы на оплату импортных товаров.

    Расчетным балансом на определенную дату называется соотношение между общей суммой задолженности данной страны другим странам и общей суммой их задолженности данной стране на указанную дату. В отличие от расчетного баланса за год, в который входят только денежные требования и обязательства, возникшие в течение этого года, в расчетный баланс на определенную дату входят все имеющиеся к этому моменту требования и обязательства данной страны независимо от времени их возникновения. Расчетный баланс на определенную дату иначе называется балансом международной задолженности, так как последний характеризует страну как нетто-должника и показывает величину ее будущих платежей. Активный расчетный баланс показывает, что страна является нетто-кредитором, пассивный - нетто-должником.

    Расчетный баланс отличается от платежного баланса еще и тем, что составляется наперед, чтобы знать как сложатся требования и обязательства в будущие годы.



    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1.Федеральный закон № 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” от 10 июля 2002 года;

    2.Федеральный закон № 17-ФЗ “О банках и банковской деятельности” от 3 февраля 1996 года;

    3. Большаков, С.В. Основы управления финансами: учеб. пособие / С.В. Большаков. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2009. – 368 с.

    4. Вахрин, П.И. Финансы: учеб. для вузов / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Маркетинг, 2002. – 520 с.

    5. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Уч. пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2007.

    6. Лупей Н.А. Финансы. Уч. Пособие. – М.: Деловая литература, 2006.

    7. Тренев, Н.Н. Управление финансами: учеб. пособие / Н.Н. Тренев. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 496 с.: ил.

    8. Финансы и кредит: Учеб. Пособие/Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2007.

    9. Финансы: Учебник для вузов /Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевой, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт-М, 2002.

    10. Финансы: Учебник для вузов/Под ред. В.В. Ковалева. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

    11. Финансы: учебник для вузов / под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова; Мин-во образования РФ. – М.: Рос. экономическ. академия, 2009. – 384 с.

    12. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. для вузов; краткий курс / под ред. Н.Ф. Самсонова. – М.: Инфра-М, 2007. – 302 с.

    13. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – 720 с.

    14. Финансы и кредит / Под ред. Романовского М.В., Белоглазовой Г.Н.. Учебник. – М.: «Высшее образование», 2007.

    15. www.fpcenter.ru

    16. www.mcpl.ru

    17. www.kremlin.ru

    18. www.cbr.ru

    19. www.minfin.ru

    20. www.bankir.ru



     



    [1] Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Уч. пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2007, с. 54

    [2] Вахрин, П.И. Финансы: учеб. для вузов / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Маркетинг, 2002., с. 76

    [3] Финансы и кредит: Учеб. Пособие/Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2007, с. 78

    [4] Вестник Банка России №22-23, 2010, с. 76

    [5] Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Уч. пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2007, с. 34

    [6] Лупей Н.А. Финансы. Уч. Пособие. – М.: Деловая литература, 2006, с. 26

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Платёжный баланс РФ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.