Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Политика образования в России

  • Вид работы:
    Другое по теме: Политика образования в России
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:55:54
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    Введение....................................................................................................................................................... 3

    Глава 1. Понятие системы образования.................................................................................................... 4

    1.1. Система образования, её структура. Уровни образования............................................................... 4

    1.2. Общее, специальное, дополнительное и профессиональное образование..................................... 7

    Глава 2. Управление системой образования.......................................................................................... 11

    2.1. Система управления образованием.................................................................................................. 11

    2.2. Управление институтами системы образования............................................................................. 13

    2.3. Анализ рынка образовательных услуг в России.............................................................................. 17

    Заключение................................................................................................................................................. 24

    Список литературы.................................................................................................................................... 26

     

     

    Введение


    В начале XXI века в Российской Федерации осуществляется переход к правовому государству, к демократическому обществу. В этих условиях к национальной системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.

    Необходимо учитывать, что в 90-е гг. проблемы, доставшиеся в наследство от советской системы образования, значительно обострились. Возникли и совершенно новые проблемы, не существовавшие ранее.

    Одной из основных негативных тенденций в системе образования России в последнее десятилетие стало усиление дифференциации в доступности разных ступеней образования, а также в уровне и качестве получаемого образования. Растут межрегиональные различия, различия между городской и сельской местностью, неравенство возможностей получения качественного образования детьми из семей с разным уровнем доходов.

    С 2009 года в России начнет реализовываться новый четырехлетний цикл развития и модернизации системы образования.

    Реализация новой модели образования станет продолжением приоритетного национального проекта «Образование», интеграцией его основных направлений с другими существующими государственными программами, направленными на развитие образования. При этом предусмотренные системные изменения затронут все уровни образовательной системы, включая сферы, ранее не входившие в нацпроект.

    Так, в ее рамках предполагается обновить организационно-экономические механизмы в системе образования, сделать дошкольное образование более гибким и многообразным, сориентировать общее образование на индивидуальный подход к учащимся, расширить сферу дополнительного образования.

    Что касается профессионального образования, то здесь планируется расширить участие работодателей на всех этапах образовательного процесса, активно вовлекать студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные научные исследования (и в целом уделить повышенное внимание интеграции образования и науки), а также сформировать систему непрерывного образования, чтобы каждый житель России мог по своему желанию учиться на протяжении всей жизни.


    Глава 1. Понятие системы образования

     

    1.1. Система образования, её структура. Уровни образования

     

    Образование — по законодательству РФ — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

    Образование — социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре.

    В развитых странах среднее образование, как и начальное, начиная с ХХ века, является обязательным и всеобщим. Возраст окончания среднего образования обычно приближен к наступлению совершеннолетия, после чего образование либо завершается, либо продолжается в высшей школе, учреждениях профессионального образования и других образовательных учреждениях, обучение в которых не является обязательным для всех. Обычно среднее образование получают в подростковом возрасте, и его основной целью является подготовка к продолжению образования.

    В России профессиональное образование также считается средним (средним специальным), хотя за рубежом оно может относиться к высшему образованию.

    В отличие от начального и среднего, высшее образование даже в развитых странах не является всеобщим. В наиболее развитых странах через систему высшего образования проходит до половины населения. Она сама по себе является значимой отраслью экономики, как источник научных знаний и образованных работников для прочих отраслей.

    Традиционно высшее образование разделяется на два этапа: бакалавриат и магистратура/аспирантура, но в России до присоединения к Болонскому процессу такое разделение относилось только к аспирантуре, а вместо бакалавров и магистров советские ВУЗы готовили специалистов. Основными учреждениями высшего образования являются университеты и колледжи. Выпускники ВУЗов обычно получают диплом, а аспирантам по итогам защиты кандидатской диссертации может быть присуждена учёная степень. На последнем этапе обучения студенты и аспиранты обязаны не только получать образование в обычном смысле этого слова, но и принимать непосредственное участие в научных исследованиях, а получение диплома или ученой степени зависит от результатов научной работы.

    Содержание школьного образования - это основа образовательной системы, и в условиях переходного периода в развитии общества оно является основным объектом реформирования и обновления. Содержание образования и его реализация воплощают те ценности и цели, которые общество ставит перед новым поколением. Успешная реализация реформы в области содержания образования является сложной и труднодостижимой задачей. Она требует тщательного планирования, хорошо разработанной стратегии, приверженности цели тех, кто ее реализует, внимания к ресурсам, обеспечения переподготовки и разработки соответствующей процедуры оценки. Реформу содержания образования затрудняет еще и то, что она проводится в обществе, где преподаватели и инфраструктура не обеспечены соответствующими ресурсами.

    Прежняя советская образовательная система отличалась жесткими учебными планами, составляемыми централизованно. Эти планы основывались на том, что учащиеся приобретали факто-логические познания в узко специализированных предметах. Акцент делался на науку и инженерное дело. Педагогическим инициативам школы или учителя места почти не отводилось. Существовал общий учебный план, для всех школ, который составлялся под руководством государства. Учебники производились государством монопольно и были бесплатными. Не было никакой структурированной системы оценки образовательных стандартов в национальном масштабе. Образовательные потребности определялись централизованным планированием распределения рабочей силы.

    Сейчас российское общество перестраивается, переоценивает свои ценности и цели, и эти перемены влекут за собой демократизацию и в образовательной сфере. Гуманизация, индивидуализация, новые концепции гражданского образования нашли свое место в образовательном процессе. Во многом это происходит благодаря многообразию типов общеобразовательных заведений (равно как и в ФРГ) и вариативности образовательных программ, что напрямую связано с развитием сети негосударственных общеобразовательных учреждений в региональных системах России.

    Несмотря на все это, сегодняшняя система образования в России - федеральная, централизованная.

    В настоящее время российская система образования очень схожа с немецкой, но все же она представлена в более упрощенном виде:

    1) Дошкольное образование, которое, как и в Германии, дает детям элементарные знания, но, все же, не приравнивается к первой ступени школьного образования. Дети начинают посещать детский сад с 1/1,5 года (ясли) и находятся там до 6 лет (также добровольно по желанию родителей).

    2) Начальное образование (начальная школа) начинается с полных 6 лет и длится в течение 4 лет (по результатам последних реформ в сфере образования). В отличие от Германии начальное образование дети могут получать уже в гимназиях или лицеях, так как в России данные типы учебных заведений представлены комплексно - с 1 по 11 классы.

    3) Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании.

    4) Полное среднее образование или производственно- техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения. По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в ВУЗ. Это право распространяется также на окончившего любое профессиональное учреждение, что в Германии является неприемлемым.

    5) Высшее образование с получением диплома специалиста, степени бакалавра, магистра или мастера с правом повышения квалификации в университете или НИИ, по окончании которого получают степень кандидата наук, а позже - доктора наук.

    В российском образовании издавна существует расширенная система обеспечения дошкольного образования. В настоящий переходный период ей по-прежнему уделяется большое внимание, и она продолжает играть огромную роль в вопросах защиты детства и раннего воспитания и образования. Система отвечает запросам детей от трех до семи лет. Ясли могут посещаться детьми от 1 до 3 лет, в редких случаях - от 2 месяцев до года. Большинство детских садов финансируется государством, муниципалитетами или ведомствами.

    В последнее время появилось много частных или получастных детских садов, но они еще составляют менее 8% от общего числа. Даже в муниципальных детских садах существует тенденция к оплате родителями от 10 до 15 процентов услуг. Система посещения детских садов достаточно гибка, и родители могут выбрать тот вид посещения их ребенком, который их устраивает - полный рабочий день, неполный рабочий день, неполная рабочая неделя и т.п. Отношения между родителями и персоналом носят откровенный и доверительный характер. Это позволяет воспитателям многое узнавать о личности и индивидуальных запросах ребенка.

    Важно отметить и тот факт, что детские сады являются многофункциональными учреждениями, которые, в дополнение к образовательным, выполняют попечительские, социальные и здравоохранительные функции. Внимание команды экспертов повсеместно привлекалось к проблемам со здоровьем детей. Детские сады предоставляют услуги по защите здоровья и оказанию помощи детям с отклонениями в развитии.

    Значительное внимание уделяется выявлению недостатков в физическом и интеллектуальном развитии воспитанников. Большая роль в разработке учебных планов и программ, а также в диагностике детей отводится психологам. Для лечения детей с физическими или мышечными отклонениями приглашаются физиотерапевты, в некоторых детских садах есть спортзалы и бассейны для проведения коррекционной работы. Логопеды оказывают помощь в коррекции дефектов речи и глотания. В районах со сложным социально-экономическим положением детские сады выполняют важную функцию помощи детям, страдающим от этих условий. Они пытаются компенсировать недостаток нормальных домашних условий, когда проблемы алкоголизма и наркомании, а также умственной и эмоциональной нестабильности в семье, вызывают задержки в развитии маленьких детей.

    Обучение в российских школах в свете новых реформ в образовании начинается в возрасте 6 лет и длится в течение 11 лет при полном образовании (11 классов), основное образование составляет 9 лет (9 классов). Хотя в России существует единая образовательная система, все-таки учебные планы от школы к школе различны и меняются из года в год, поэтому не все образовательные учреждения, которые в большинстве своем являются государственными, могут обеспечить школьников необходимой литературой.


    1.2. Общее, специальное, дополнительное и профессиональное образование


    Общее образование включает

    • Дошкольное образование
    • Начальное общее образование
    • Основное общее образование
    • Среднее (полное) общее образование
    • Дополнительное образование детей

    Школьное образование в России представлено следующими типами школ:

    • начальная школа;
    • средняя общеобразовательная школа;
    • лицеи;
    • гимназии;
    • специальные школы

    Общее среднее образование в России включает в себя начальное образование, 5 классов общей средней школы и 2 старших класса средней школы. Итак, в возрасте 10 лет, то есть после начальной школы, дети переходят на младшую ступень средней школы, обучение в которой продолжается 5 лет. В 15 лет они заканчивают эту ступень в соответствии с законом (то есть заканчивают курс программы основной школы) и получают аттестат о неполном среднем (об общем среднем) образовании. Затем они могут либо продолжить свое образование в школе (то есть пройти курс образовательной программы полной школы) и получить по его окончании аттестат о полном среднем образовании, либо поступить в начальные или средние профессиональные училища.

    Среди современных типов учебных заведений самыми распространенными в России являются общеобразовательные школы, лицеи и гимназии. Лицей- "тип среднего или высшего учебного заведения в Российской Федерации с начала 1990-х гг. Название "лицей" принимают некоторые средние учебные заведения с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю".

    Имея общие черты с гимназиями, лицеи, однако, принципиально отличаются от них тем, что взаимодействуют с ВУЗами и к настоящему времени приобрели признаки обучения, направленного на индивидуальное развитие личности.

    Сегодня лицейское образование развивается прежде всего в школах с физико-математическим уклоном, деятельность которых инициируется университетами и техническими ВУЗами.

    Так сложилось, что понятие "гимназия" ассоциируется в сознании сегодняшних россиян с элитарностью, то есть с тем типом престижных учебных учреждений, где дети получают образование по критериям знатности, богатства, связей, где их подготавливают к работе на руководящих постах в дальнейшем. Многие считают, что такие дети составляют "элиту" современного общества, в основном, "элиту по крови".

    (То же происходило и в Германии, пока она не стала единственным доступом к высшим учебным заведениям.) На самом деле такое образование существует в закрытых учебных заведениях, которые в основном являются частными. Именно они предлагают в основной и старшей ступенях школ внести в учебный план новые предметы, такие как интегрированные курсы ("мир биологии", "мир экологии", "синергетика" как образовательные области естествознания), филология ("основы духовной культуры", "русская словесность", "риторика"), логика, экономика, основы предпринимательской деятельности.

    Гимназии же - это в большинстве своем государственные образовательные учебные заведения среднего типа. Здесь учатся дети с повышенной мотивацией к учению.

    Так же, как и в других типах средних общеобразовательных заведений, гимназия предоставляет возможность получить образование, достаточное для продолжения обучения в университете. Это составляет значительное различие с гимназиями в Германии, завершение лишь которых дает право на поступление в ВУЗ. Кроме того, формирование ученических коллективов в российской гимназии осуществляется с 1 класса. В гимназию можно перейти из другого типа школ как в течение учебы на основной ступени образования, так и по ее окончании. В этом случае выпускникам 9 классов гимназии также вручаются аттестаты об основном среднем образовании, после чего они решают, остаться им здесь для получения полного среднего образования, или пойти в учебное учреждение профессионального типа.

    В результате нововведений в нашей стране, касательно образовательной сферы, в конце обучения выпускники гимназий сдают обязательный единый государственный экзамен (ЕГЭ) по русскому языку; в рамках школы обязательными выпускными экзаменами являются литература, математика, первый иностранный язык (как правило, английский) и 2 предмета по выбору, причем один из них можно сдать "заочно" в конце 10 класса, если в 11 классе этот предмет не преподается (например, география).

    Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».

    В инфраструктуру системы дополнительного образования детей в настоящее время входят более 16 тыс. учреждений , в которых обучается более 10 млн. российских детей в возрасте от 6 до 18 лет системы образования, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, общественных организаций. Большинство учреждений входит в систему образования (почти 8,5 учреждений и около 8 млн. детей). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года № 752 в России была изменена номенклатура (типология) учреждений дополнительного образования детей.

    Важной чертой функционирования системы в Российской Федерации является ее бесплатность и общедоступность. Доля платных услуг в учреждениях этого типа не превышает 10-25 процентов, в некоторых объединениях (информатики, спортивных единоборств, художественного творчества, раннего развития ребёнка) уровень платности несколько выше, в других (юных туристов, краеведов, экологов, военно-патриотической направленности) сводится к нулю[1].

    Профессиональное образование (также профессионально-техническое образование) — система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве.

    Начальное и среднее профессиональное образование является одним из ключевых векторов модернизации всей образовательной системы в современной России.

    Ускорение темпов развития экономики (в частности — промышленности, строительства, высокотехнологичных отраслей) уже сейчас вызывает определённый кадровый дефицит. Работодатели ощущают нехватку квалифицированных рабочих.

    Нивелирование кадрового дефицита — одна из задач современной модернизации системы начального и среднего профессионального образования в России. Среди основных направлений данной модернизации можно выделить:

    - усовершенствование материальной базы,

    - создание ресурсных центров,

    - привлечение бизнес-структур (потенциальных работодателей) в образовательный процесс,

    - формирование системы «социального заказа».

     

     

    Глава 2. Управление системой образования

     

    2.1. Система управления образованием

     

    Система управления образованием в Российской Федерации - одна из подсистем управления обществом, имеющая свою внутреннюю организацию и функциональную связь с другими социальными системами. Само управление образованием - это целенаправленная, планомерная непрерывная деятельность государственных и общественных органов, которая проявляется в исполнительно-распорядительной по форме и организующем по содержанию воздействии на управляемые объекты (образовательные учреждения) и преследует своей целью обеспечить удовлетворение потребностей граждан России в образовании.

    Определяющим критерием для осуществления классификации объектов управления образованием в Российской Федерации являются цели их функционирования. В соответствии с указанным критерием они могут быть представлены дифференцированными на следующие виды:

    • объекты, непосредственно осуществляющие образовательную деятельность: дошкольные образовательные учреждения, школы, вузы и т. д.;
    • объекты, для которых образовательная деятельность - одна из целей их функционирования: спортивно-технические клубы, пионерские лагеря, клубы по интересам и т. д.;
    • объекты, обеспечивающие возможность заниматься образовательной деятельностью: предприятия по производству школьного оборудования и канцелярских принадлежностей, спортивные сооружения, музеи;
    • объекты, цель которых обеспечение медицинским обслуживанием учащихся и студентов ОУ: медицинские пункты, детские санатории, подростковые диспансеры и т. д.;
    • объекты, целью которых является подготовка кадров для системы образования (педагогические вузы, колледжи, училища и т. д.);
    • объекты, осуществляющие научно-исследовательскую работу в сфере образования (Российская академия образования, научно-исследовательские институты системы образования);
    • объекты, обеспечивающие сферу образования необходимой информацией, проводящие разъяснительную работу по проблемам образования: редакции образовательных газет и журналов, структуры общественно-просветительских объединений.

    При всем разнообразии зарубежных национальных моделей управления образованием они могут быть сведены к двум исторически сложившимся системам - централизованной и децентрализованной, ни одна из которых не может быть оценена однозначно положительно или отрицательно.

    Централизованная система способствует созданию национальных образовательных стандартов, сохранению и упрочению чувств культурной общности всего населения страны. В то же время такая система усиливает авторитарные тенденции в руководстве образованием, сковывает инициативу его работников и местной администрации, затрудняет поиски новых путей, навязывает излишнее однообразие форм и методов педагогической работы, игнорирует или, во всяком случае, недооценивает значение региональной специфики.

    Децентрализованная система открывает большой простор развитию местной инициативы, облегчает проведение разнообразных педагогических экспериментов, значительно полнее учитывает местные особенности имеющие отношение к задачам обучения и воспитания.

    Под влиянием новых социально-экономических императивов и процесса интернационализации общественной жизни современного мира эти две системы обнаруживают заметную тенденцию к конвергенции. В тех странах, для которых характерна крайняя децентрализация, теперь усиливается роль центральных властей, и, напротив, в странах с гипертрофированно централизованными системами управления образованием расширяются функции региональных и местных органов управления образованием.

    Система управления образованием в России - одна из подсистем управления обществом, имеющая определенную внутреннюю организацию и функции, связь с другими системами и перспективы дальнейшего развития. Она представляет собой комплекс подсистем более низкого класса, элементов управления и их отношений, закономерно связанных в единое целое, которое имеет свойства, не присущие отдельным его частям. Она характеризуется следующими признаками: [2]

    • представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов;
    • является подсистемой более сложной системы управления единым народнохозяйственным комплексом, способствуя выполнению функции установления необходимой связи потребителей образовательных услуг с их производителями (образовательными учреждениями);
    •  находится в единстве с окружающей средой и в то же время относительно самостоятельна по отношению к ней, так что они влияют друг на друга (разграничение системы управления образованием и окружающей ее среды — важный методологический прием, который позволяет определить место и целевую функцию данной системы в более общей и широкой системе);
    •  имеет внутренние (между частями системы) и внешние (между системой и окружающей средой) связи; иерархическую структуру, определяемую составом элементов, подсистем и их связей и состоящую из ряда уровней управления - относительно обособленных структурных образований, различающихся по своему статусу (правам и обязанностям);
    •  обладает определенными устойчивыми свойствами;
    • способна изменяться сообразно изменившийся действительности, т. е. способна к развитию и самосовершенствованию.

    Система управления образованием включает цели, субъект, объект и их связи, принципы, функции, методы, информацию, процесс, технологию, организационную структуру.

    Исследуемой нами системе, как и любой другой самоуправляемой и динамической, присуще наличие двух взаимосвязанных элементов: управляющего (субъекта) и управляемого (объекта). В качестве субъектов выступают органы государственного и муниципального управления образованием, руководство общественных образовательных объединений. Объекты системы управления образованием - организационно оформленные коллективы людей: ОУ и организации, предприятия, входящие в отраслевую систему образования.

    Управление образованием, как и всей социально-культурной сферой в России носит целенаправленный характер[3]. Определение целей — первооснова, которой подчинено функционирование систем управления, начиная с разработки задач и формирования их структур и кончая оценкой результатов деятельности (соответствие достигнутого поставленным целям).

    Разделение целей в системе управления - сложная проблема. В теории управления процесс ранжирования целей осуществляется с помощью метода, который называется «дерево целей». На практике выбор цели действий имеет исключительно важное значение в деятельности руководителя или организации управления, так как правильно выбранная цель определяет успешное решение задач[4].

    Управление, ориентированное на достижение конкретных целей, называется программно-целевым. Этот вид управления все шире применяется в сфере образования.

     

    2.2. Управление институтами системы образования


    Среди основных причин роста дифференциации в системе образования следует отметить, во-первых, перенос ответственности финансирования большинства образовательных учреждений на уровень местных бюджетов (из общих расходов на образование консолидированного бюджета РФ в 2000г. на местные бюджеты приходилось 62%, бюджеты субъектов федерации - 20%, федеральный бюджет - 18%) при значительных различиях в величине их доходной базы и, во-вторых, рост платности образования. Идеологическим обоснованием этих процессов явилась концепция либерализации образования, в том числе децентрализации управления, расширения многообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений, предоставления «свободы выбора» форм и видов обучения.

    Элитарная система школьного образования представлена появившимися в последние годы негосударственными школами, а также школами с углубленным изучением отдельных предметов и групп дисциплин. Количество последних выросло с 7,2 тысячи в 1991 до 9,7 тысячи в 1997 г., а их доля в общем числе общеобразовательных школ увеличилась с 21% до 27%; только в лицеях и гимназиях численность обучающихся выросла за последние 10 лет в 11 раз - со 128 тысяч в 1991 г. до 1402 тысяч в 2000 г.[5].

    Распад системы общего образования на элитарную и деградирующую массовую школу стимулировался реализацией в 90-е гг. либеральной модели образования, ориентацией на так называемое вариативное образование. Последняя проявилась и в значительном увеличении «многообразия» учебных пособий. Так, за 1995-2004 гг. количество наименований выпущенных учебников увеличилось с примерно 200 до почти 750. Эксперты констатируют в этой связи невысокий уровень многих из них, дезориентацию как преподавателей, так и учащихся в выборе учебных пособий, значительные различия в возможностях реального их выбора в разных регионах страны. Одновременно с дифференциацией в уровне и качестве общего образования возникает, таким образом, и дифференциация в содержании обязательных образовательных дисциплин, что размывает общее образовательное пространство страны.

    Постепенно сокращается количество постоянных дошкольных образовательных учреждений. Если в 1995 г. их было – 37,1 тыс. в городе, 31,5 тыс. в сельской местности, то в 2000 г. – уже 29,6 тыс. в городе, а в сельской местности – 24,3 тыс. К 2004 г. их количество несколько увеличилось до 28,1 в городе и 23,1 в сельской местности.

    Такая тенденция наблюдается и по общеобразовательным школам: 1995 г. – 68 312 школ, 2000 г. – 65930 школ, а в 2004 г. – 65000 школ.

    Таким образом, государство «ушло» из образования, которое вступило в стадию самовыживания, абстрагируясь от реальных потребностей страны. Произошел разрыв в системе «государство-образование-общество».

    Безусловно, система общего образования является основой для получения гражданами страны доступного, качественного образования всех уровней. Ее дальнейшая модернизация должна обеспечивать эффективность образовательной отрасли в целом, создавать и расширять возможности для удовлетворения образовательных потребностей граждан России.

    В федеральной программе развития образования на 2000-2005 гг. в разделе «Общее образование» ставилась задача введения Государственного образовательного стандарта общего образования, а также полного комплекта федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования. В настоящий момент эта задача решена.

    Однако с решением данной задачи, с учетом меняющихся требований к системе общего образования возникает ряд других проблем, требующих решения в ближайшие пять лет. Общемировой тенденцией изменений в области общего образования является переход на стандарты, построенные на компетентностной основе. Это означает, что учащиеся должны не только осваивать необходимый объем знаний, умений и навыков, но и овладевать способностями по использованию полученной в образовательном процессе информации. Поэтому вместе с переходом школ на разработанные государственные образовательные стандарты предстоит начать разработку стандартов II поколения.

    В связи с этим возникает ряд более частных проблем:

    • Отсутствуют в достаточной степени проработанная методология и новые психолого-педагогические основания для разработки проектов Государственных образовательных стандартов II поколения. Как следствие, пока не созданы адекватные новым стандартам примерные учебные планы и программы, их учебно-методическое обеспечение.
    • Система повышения квалификации работников общего образования в ряде регионов достаточно быстро реагирует на потребности образовательных учреждений, на решение задач модернизации образования. Однако для успешного решения задачи введения стандартов нового поколения она достаточно консервативна, настроена лишь на воспроизводство утративших свою значимость образовательных технологий. Слабая преемственность между дошкольным и школьным уровнями образования также в значительной степени ослабляет потенциал сети образовательных учреждений при переходе на новые стандарты.
    • Устаревшее материально-техническое обеспечение не позволяет в должной мере решать задачи введения как существующих государственных образовательных стандартов, так и стандартов нового поколения. В особенности это касается таких учебных предметов как история, обществоведение, экономика и право.

    В настоящее время система управления общим образованием, отражая в себе общие особенности переходного периода, находится в промежуточной стадии своего движения от прежнего способа деятельности к качественно новому. В ней сложно переплетаются новые, перспективные тенденции и рудименты старого: низкая целенаправленность и запаздывающий, реактивный характер управления, жесткость построения управленческих структур, элементы прежней практики командно-распорядительного управления и др. В управленческой системе еще слабо представлена общественная составляющая, не сформированы механизмы управления развитием образования, инновационными образовательными процессами. К тому же управление во многом продолжает работать вслепую, не имея полноценного информационно-статистического обеспечения, в частности — в области экономики образования.

    Между тем управление преобразованиями в системе общего образования предопределяет будущее самой образовательной системы. От того, как устроено и как срабатывает управление, в решающей мере зависят качество и эффективность системы образования, характер и направление ее развития. Именно поэтому задача модернизации управления образованием, его опережающего развития является одной из генеральных задач на новом, очередном этапе реформирования системы образования Российской Федерации.

    Таким образом, необходимо создать гибкую, целенаправленную, эффективную систему государственно-общественного управления общим образованием, обеспечивающую интенсивное развитие и высокое качество образования, его многообразие и направленность на удовлетворение потребностей личности, многонационального российского государства.

    Объемы государственного финансирования российского образования к середине 90-х гг. значительно сократились. При этом тенденция к снижению показателя расходов на образование, как процент от ВВП, отличала РФ не только от развитых стран, но и от европейских стран с переходной экономикой. В 1995 г. государственные расходы на образование (в % к ВВП) составляли 3,7, а в 2000 г. – 3. Средняя заработная плата в образовании (в % к средней по экономике) составляла в 1995 г. – 65, в 2000 г. - 54. В Российской Федерации падение реальных расходов на образование к середине 90-х гг. носило обвальный характер. Средняя заработная плата в отрасли упала ниже величины прожиточного минимума; при этом имели место и многомесячные задержки с выплатой зарплаты. Существенно ухудшилось состояние материально-технической базы образовательных учреждений. Уровень технической оснащенности школ сократился, например, в несколько раз. Практически была провалена программа компьютеризации общеобразовательных учреждений: один современный компьютер приходится сейчас в среднем на 500 учащихся. Резко сократился ввод в действие новых объектов системы образования. Значительная часть зданий образовательных учреждений и на сегодняшний день требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии[6].



    2.3. Анализ рынка образовательных услуг в России


    С учетом высокого спроса на образовательные услуги в сфере высшего образования и усиление его востребованности (данные социологических опросов, проводимых различными организациями и образовательными учреждениями) сократился прием учащихся в учреждения начального и среднего профессионального образования и резко увеличился прием в высшие учебные заведения (рис. 1).

    Рис.1 Динамика приема в образовательные учреждения по России.[7]


    В настоящее время в России функционирует 1044 вузов, из них 652 имеют статус государственных высших учебных заведений. Негосударственный сектор высшего образования представлен 400 вузами.

    Рис. 2. Соотношение удельного веса государственных и негосударственных вузов России, %[8]

    Доля негосударственных вузов заметно возрастает (рис. 2). Доля государственных ВУЗов на протяжении последних лет колеблется в пределах 30-35 % от общего числа ВУЗов.

     Важным импульсом для развития образования стала возможность предоставления образовательных услуг на платной основе. В целом по России общее число студентов платной формы обучения в государственных вузах составляет 1,6 млн. человек. Если к этой цифре прибавить 630 тыс. студентов, обучающихся в 400 негосударственных вузах, и около 30 % учащихся платной формы обучения в ссузах (общее количество — 2,5 млн. учащихся), то общее число платных студентов составит приблизительно 3 млн. человек. Стоимость одного года обучения в российских вузах и техникумах колеблется от 250 до 5000 долл. Среднее значение может быть принято в размере 500—750 долл. в год. Таким образом, официальная оплата обучения студентов составляет порядка 2 млрд. долл. в год[9].

    Таким образом, процесс получения образования вполне можно рассматривать как рынок, т.е. как систему экономических и организационных отношений купли и продажи специфического товара - «образовательной программы» - в процессе удовлетворения потребностей в образовании.

    Образовательная программа – это комплекс услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня, профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательного учреждения[10]. Вуз предлагает свои образовательные программы, как их непосредственным потребителям, так и опосредованно, через своих выпускников, рынку труда и государственным органам. Высшие учебные заведения должны «обеспечить оптимальное насыщение рынка труда работниками нужной квалификации... В конечном итоге должен быть выпущен специалист, соответствующий запросам потребителей и требованиям научно-технического прогресса».

    Отсюда следует, что субъектами рынка образовательных услуг являются вуз, будущий специалист, работодатель и общество. От имени общества выступает государство, которое устанавливает свои требования и стандарты, ориентированные не только на подготовку профессиональной рабочей силы нужной квалификации, но и на удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. Сложность взаимоотношений между субъектами рынка образовательных услуг заключается в необходимости одновременного учета потребностей и ожиданий целевых аудиторий.

    Каждый год тысячи выпускников школ устремляются в вузы за получением профессиональных «образовательных услуг», с целью удовлетворения своих потребностей в образовании, получении работы, в творчестве и самореализации. Эти базовые потребности оформляются в виде запросов к наименованию специальности, к характеристике учебного заведения, цене и качеству образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением. В конечном итоге происходит распределение абитуриентов по вузам на основе субъективных потребностей потребителей.

    Мониторинг потребностно - мотивационной сферы потребителей рынка образовательных услуг является важным направлением в исследовании тенденций развития рынка образовательных услуг. В 2004-2006 годах было проведено мониторинговое исследования потребителей рынка образовательных услуг[11], объектом которых стали выпускники школ (600 чел), студенты (800 чел.) и их родители. Проведенные исследования позволили: (1) получить реальную картину ожиданий и запросов различных групп населения относительно высшего образования; (2) определить систему мотивов к получению высшего образования; (3) выявить спектр оценок доступности различных форм образования для разных категорий населения в соответствии с типами социальных, материальных, культурных ресурсов этих групп.

    Результаты опросной статистики выпускников школ и студентов показали что:

    83% выпускников намерены продолжать обучение в высших учебных заведениях.

    С точки зрения школьников и студентов, высшее образование является инструментальной ценностью и необходимым условием успешной жизнедеятельности.

    На один уровень с высшим образованием современная молодежь в иерархии жизненных целей ставит профессиональную карьеру и получение высококвалифицированной профессии.

    Стереотипами привлекательности в общественном сознании являются профессии экономиста, юриста, а также профессии сферы компьютерных технологий и управления.

    Основными мотиваторами выбора вуза являются: 1) престижность вуза; 2) качество образовательных услуг; 3) востребованность выпускников; 4) доступность обучения по финансовой компоненте; 5) известность и открытость образовательного учреждения; 6) социальная привлекательность вуза.

    Результаты опросной статистики родителей позволили заключить, что родители выстраивают образовательные стратегии своего ребенка.

    Подавляющее большинство респондентов 93% хотели бы, или «скорее хотели бы», что бы их дети получили высшее образование.

    Уровень образования главный фактор, влияющий на образовательные стратегии родителей. 89% родителей с высшим образованием безусловно хотят, что бы их дети имели высшее образование. Среди родителей с начальным образованием таких всего 58%.

    Установка родителей на получение их детьми высокого уровня образования почти не зависит от способностей ребенка к обучению и его школьных оценок. 70% респондентов, чьи дети получают удовлетворительные отметки, твердо нацелены на то, чтобы их ребенок продолжал учебу, а не начал работать. Доля родителей хорошистов и отличников, имеющих аналогичные установки, составляет 98%.

    Уровень материального благосостояния семьи также оказывает незначительное влияние на ее притязания относительно получения детьми высшего образования. Количество респондентов, желающих дать ребенку высшее образование и имеющих при этом уровень дохода ниже, чем 3000 рублей на человека в месяц, всего на 10% меньше числа респондентов, имеющих аналогичное желание и уровень дохода более 3000 рублей на человека в месяц.

    Большинство семей не только хотят дать своим детям высшее образование, но и готовы пойти ради этого на значительные, с их точки зрения, денежные затраты. При сложившемся уровне цен на программы высшего образования, приблизительно 2/3 семей в состоянии обучать своих детей на коммерческой основе.

    52 % семей могут оплачивать только недорогие программы, стоимость которых оказывается ниже средней для российского рынка цены. Оплатить обучение своих детей в престижных столичных и региональных вузах, где цена образовательных программ значительно превышает средний уровень, в состоянии лишь 20 % родителей.

    Высшие учебные заведения, формируя свои образовательные стратегии, ориентируются в большей степени на личные потребности обучаемых в получении профессии, специальности, и в меньшей степени на спрос регионального рынка труда. В условиях переходной экономики потребности рынка труда трудно прогнозируемы. Большинство предприятий не планируют свои кадровые потребности на несколько лет вперед.

    В связи с чем, государственные и негосударственные вузы развернули подготовку специалистов по праву, экономике, управлению, внешнеэкономическим связям, специальностям которые пользуются наибольшим спросом у потребителей образовательных услуг. ЮФО занимает 3-е место, после Москвы и Санкт-Петербурга, по количеству вузов, готовящих специалистов по экономике и управлению. Причем, больше половины из них являются филиалами.

    Рис. 3. Распределение численности занятого населения по отраслям экономики, в % к итогу


    В тоже время, данные о распределении численности занятого населения по отраслям экономики (рис. 3) указывают на несоответствие между выпуском специалистов и потребностью рынка труда в профильных специалистах.

    Потребность в работниках, заявленная в службу занятости, подтверждает спрос на профильных специалистов приоритетных отраслей региональной экономики: сельского хозяйства, нефтехимической промышленности, энергетики.

    Однако выпускники профильных специальностей, значительно уступают по численности выпускникам гуманитарно-социальной социальной сферы и таких специальностей как экономика и управление. Региональный рынок труда, испытывающий потребность, прежде всего в квалифицированных рабочих, не в состоянии поглотить такое количество специалистов с высшим образованием. Данное обстоятельство является одной из причин негативных тенденций рынка труда, таких как высокий уровень безработицы молодежи в возрасте от 18 до 24 лет и рост числа безработных с высшим образованием.

    Особенностью современного рынка образовательных услуг является всевозрастающая конкуренция вузов за привлечение потенциальных студентов. Проблема конкуренции наиболее актуальна для региональных вузов и вузов провинциальных городов, вынужденных вести конкурентную борьбу, как с местными высшими учебными заведениями, так и с многочисленными филиалами столичных вузов.

    Значительное влияние на ужесточение конкуренции оказывает демографический кризис, который приводит к снижению численности абитуриентов. По данным статистики к 2008 г. количество выпускников средних школ выровняется с цифрами нынешнего приема на первые курсы всех – государственных и негосударственных – вузов России[12].

    Подводя итог выше сказанному основные тенденции развития рынка образовательных услуг можно охарактеризовать следующим образом:

    Высокий спрос на высшее образование и усиление его востребованности обуславливает развитие рынка образовательных услуг, субъектами которого являются: вузы, студенты, работодатели, общество и государство.

    Современный рынок образовательных услуг характеризуется большим выбором и высокой конкуренцией предоставляемых образовательных услуг со стороны как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений.

    Развитие платной формы обучения с одной стороны расширяет доступность высшего образования, однако рост цен на образовательные услуги приводит к интенсивному развитию рыночного сегмента «псевдообразования», так как многие из программ, относящихся к нижней ценовой категории (доступные большинству граждан), не соответствуют современным стандартам качества[13].

    Структура рынка образовательных услуг не соответствует спросу и предложению специалистов на рынке труда. Образовательные стратегии вузов направлены в большей степени на удовлетворение личных потребностей обучаемых и в меньшей степени на потребности регионального рынка труда, который, нуждаясь в квалифицированных рабочих, не в состоянии поглотить переизбыток специалистов с высшим образованием.

    Решение проблем развития системы образовательных услуг, эффективного управления образовательной деятельностью не может основываться лишь на количественном анализе статистических данных. С учетом многочисленных внешних и внутренних факторов, воздействующих на систему образовательных услуг, необходимым является стратегический анализ на основе прогноза экономики в целом и рынка образовательных услуг в частности, требуется интегральное видение проблемы. Такую возможность дает стратегический маркетинг, используемый как инструмент рыночных исследований, организации и планирования деятельности вузов.

    Учебным заведениям, как и коммерческим предприятиям, необходимо разрабатывать маркетинговые стратегии развития вуза, которые направлены, прежде всего, на управление предложением учебного заведения, ориентированным на рынок труда, с активным формированием спроса на прогрессивные образовательные услуги.

    Научно-обоснованный подход к выбору маркетинговых стратегий развития вуза, а также сферы образовательных услуг страны и конкретного региона будет способствовать совершенствованию образовательных программ и повышению их нацеленности на решение приоритетных социально-экономических задач.

    Изучение и прогнозирование потребностей рынка труда — задача, которую можно решить, пожалуй, только вне системы взаимоотношений рынков образования и труда, на уровне макроотношений. Им является уровень отношений между единой подсистемой рынков образования и труда и обществом в целом. От имени общества выступает государство.

    Общество и государство обязаны: (1) выступать на рынке образовательных услуг в роли арбитра, обеспечивая потребителям образовательных услуг защиту от некачественного образования, а потребителям труда - защиту от плохо подготовленных специалистов; (2) обеспечивать реальную доступность образования любого уровня для всех слоев населения, независимо от социального, политического, имущественного положения.



    Заключение


    Сегодня в рамках общих тенденций развития системы образования заслуживают внимания такие аспекты как:

    1. Четкое разграничение в законодательном порядке функций и ответственности между различными уровнями управления образованием: общегосударственным, региональным, муниципальным и институциональным. С повышением роли общего среднего образования в обеспечении устойчивого развития и конкурентоспособности государств на мировых рынках усиливается роль общегосударственных органов управления в выработке стратегии и политики развития образования, координации усилий и ресурсов, необходимых для нормального функционирования образовательных систем. Все другие управленческие функции делегируются низшим эшелонам власти в соответствии с предписанными им законами, обязанностями и правами в данной сфере.

    2. Превращение системы финансирования образования в мощный экономический рычаг управления: принятие концепции многоканального финансирования (государственный бюджет, бюджеты региональных и муниципальных органов, доходы от оказываемых услуг школами и их коммерческой деятельности, плата за обучение; отдельных граждан; установление налоговых льгот на часть доходов, реализуемых образовательными учреждениями в целях поддержки образования, по примеру развитой системы адресного финансирования учащихся школ в таких странах, как Нидерланды, Франция, Италия, Венгрия, Япония, США, Канада. В России произошел переход к системе итоговой аттестации по окончании полной средней школы, контролируемой государственными органами образования или независимыми центрами, институтами, организациями. Как аналог единого государственного экзамена, по ряду дисциплин (национальный и иностранный языки, математика, естественные науки и др.) результаты итоговой аттестации в школе признаются в качестве вступительных испытаний в вузы, как в Великобритании, Китае, США, Канаде, Швеции, Японии, Болгарии, Венгрии, Египте, Казахстане, Армении, Франции, Германии и многих других стран.

    Очевидно, что в настоящее время говорить о массовом доступном образовательном кредите в нашей стране не приходится. При этом создание такой системы признано насущной необходимостью, особенно в свете тенденции увеличения количества контрактных мест в вузах с одновременным ростом спроса на высшее образование. Система государственных образовательных кредитов и субсидий в современной мировой практике высшего образования рассматривается как механизм обеспечения равного доступа населения к высшему образованию. Совместные усилия всех заинтересованных сторон (государства, банков, компаний, вузов, заемщиков) в этой области позволят отработать эффективный, привлекательный для всех участников механизм образовательного кредитования, который будет реально работать и влиять на доступность и качество высшего образования.

    В современных условиях для реализации эффективного механизма финансового обеспечения высшего образования необходимо активизировать инвестиционную деятельность в сфере образования. Основной целью инвестиций с точки зрения долгосрочного развития должна быть инновационно-технологическая модернизация потенциала высшей школы. Достижение этой цели возможно лишь при активном и эффективном использовании всех доступных для этого финансовых, материальных и иных ресурсов при условии их сосредоточения на решении наиболее значимых для развития вузов задач и нацеленности на достижение измеримых конечных результатов.

    Список литературы

     

    1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М, 2008. С. 29-30.

    2.   Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2008

    1. Бочаров В.Д. Системность в управлении. - М., 2008. - С. 13.

    4.   Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании». - М., 1998.-С. 11.

    5.   Педагогическая наук и практика: проблемы и перспективы. Сб.науч.статей. Выпуск второй.- Москва: ИОО МОН РФ, 2008. - 202 с. - С.5-35

    6. Перспективы развития и модернизация экономики высшего профессионального образования / Под ред. Т.В.Абанкиной, Б.Л.Рудника -М: ГУ-ВШЭ, 2008

    7.   Пуляева И.А., Тарасенко М.Н , Олейник Е.Г Особенности и тенденции развития рынка образовательных услуг «Вопросы статистики» №2, 2007, с. 23-35

    8.   Савицкая Е.В. Ценность и доступность высшего профессионального образования в России. «Вопросы статистики» №9, 2004, с. 45-50

    9.   Сагинова О. Маркетинг высшего образования: основные понятия, тенденции и перспективы. Ректор вуза, № 11/2007.

    10.  Старостина Т.В. Вузы на рынке образовательных услуг. Ректор вуза, № 10/2003.

    11.  Трунова Н. Рынок образовательных услуг в России: новые потребители 06.03.06 Российское Экспертное Обозрение № 1(15)

    12.  Трунова Н. Рынок образовательных услуг в России: новые потребители

    13.  Шевченко Д.А. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в России. Маркетинг в России и за рубежом, №4 / 2003.

     





     




    [1] Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2008

    [2] См.: Бочаров В.Д. Системность в управлении. - М., 2008. - С. 13.

    [3] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М, 2008. С. 29-30.

    [4] См.: Бочаров В.Д. Системность в управлении. - М., 2008. - С. 72.

    [5] Педагогическая наук и практика: проблемы и перспективы. Сб.науч.статей. Выпуск второй.- Москва: ИОО МОН РФ, 2008. - 202 с. - С.5-35

    [6] Перспективы развития и модернизация экономики высшего профессионального образования / Под ред. Т.В.Абанкиной, Б.Л.Рудника -М: ГУ-ВШЭ, 2008

    [7] Трунова Н. Рынок образовательных услуг в России: новые потребители 06.03.06 Российское Экспертное Обозрение № 1(15)

    [8] Трунова Н. Рынок образовательных услуг в России: новые потребители

    06.03.06 Российское Экспертное Обозрение № 1(15)

    [9] Шевченко Д.А. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в России. Маркетинг в России и за рубежом, №4 / 2003.

    [10] Сагинова О. Маркетинг высшего образования: основные понятия, тенденции и перспективы. Ректор вуза, № 11/2007.

    [11] Пуляева И.А., Тарасенко М.Н , Олейник Е.Г Особенности и тенденции развития рынка образовательных услуг «Вопросы статистики» №2, 2007, с. 23-35

    [12] Старостина Т.В. Вузы на рынке образовательных услуг. Ректор вуза, № 10/2003.

    [13] Савицкая Е.В. Ценность и доступность высшего профессионального образования в России. «Вопросы статистики» №9, 2004, с. 45-50

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Политика образования в России ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.