Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Понятие и сущность государства. Сравнительный анализ учений о государстве

  • Вид работы:
    Другое по теме: Понятие и сущность государства. Сравнительный анализ учений о государстве
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:55:55
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Понятие и сущность государства. Сравнительный анализ учений о государстве.


    Оглавление:

    Введение. 3

    Глава 1. Сущность и функции современного государства. 4

    1.1. Государство и его формы.. 4

    Глава 2. Содержание и классификация функций государства. 9

    2.1. Содержание и классификация функций государства. 9

    2.2. Внутренние и внешние функции государства. 13

    Глава 3. Сравнительная характеристика учений о государстве. 18

    3.1. История государства Российского» Карамзина М. 18

    3.2. Политико–правовые взгляды Сократа. 21

    Заключение. 24

    Список использованной литературы: 25


    Введение

    Вопрос о функциях государства на любом этапе развития является одним из важнейших в общей теории государства.

    Выбор данной темы работы также обусловлен ее несомненной актуальностью в современный период. В советской юридической науке был выработан взгляд на проблему государства, служивший в течение ряда десятилетий идеологическим оправданием тоталитарного режима. Обстановка изменилась в связи с официальным признанием необходимости формирования в нашей стране правового государства в начале 90-х гг. XX века. В 1993 году в журнале «Государство и право» появляется знаменитая статья Л.А.Морозовой «Функции российского государства на современном этапе». Перед новой Россией стоят новые задачи и цели, государство приобретает новые функции. Более того, по сравнению с 1993 годом произошли изменения, требующие выделения  новых функций, присущих современной России.

    И наконец, вопрос функций государства остается и к настоящему времени дискуссионным. Существуют различные подходы к их определению и классификации. В юридической литературе встречаются во многом противоположные точки зрения по этому вопросу, а на страницах журналов зачастую можно обнаружить критические отзывы о вышедших из печати новых учебниках и монографиях.

    Целью данной курсовой работы является анализ сущности и функций современного государства.

    В рамках курсовой работы будут решены следующие задачи:

    ·   Рассмотреть понятие государства и его функций;

    ·   Исследовать содержание и классификацию функций государства.

    Предметом исследования является совокупность функций государства.

    Глава 1. Сущность и функции современного государства


    1.1. Государство и его формы


    В современном обществе сформировался еще один институт, противостоящий и одновременно сотрудничающий с государством и рынком – гражданское общество. Однако в отечественной экономической науке недостаточно внимания уделяется исследованиям гражданского общества, его институтов.

    Ведущие ученые – экономисты к основным системообразующим институтам современного общества относят: государство, рынок и гражданское общество. При этом подчеркивают, что «институт – совокупность формальных (зафиксированных в праве), неформальных (зафиксированных в повседневных нравах, то есть привычках и традициях) и спонтанно определенных границ, структурирующих взаимодействие индивидов в экономической, политической и социальной жизни»[1].

    Имеются самые различные и разнообразные определения этих институтов. «Государство – особый случай властных отношений, возникающих на основе передачи гражданами части своих прав на контроль своей деятельности в сферах спецификации и защиты прав собственности, создания каналов обмена информацией, разработки стандартов мер и весов, создания каналов физического обмена товаров и услуг, правоохранительной деятельности и производства общественных благ. В этих сферах государство получает право легитимного, то есть на основе социального контракта принуждения и насилия»[2].

    Данный автор рассматривает государство не в качестве института, а в качестве особой организации. Другие авторы определяют: «Государство – политическая организация экономически господствующего класса, имеющая своей целью охранять существующий порядок и подавлять сопротивление других классов»[3]. Имеются и иные определения.

    «Государство – основное орудие политической власти в классовом обществе. Его признаки: 1) наличие общей системы органов и учреждений (механизм государства), осуществляющих функции государственной власти; 2) право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством; 3) определенная территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства»[4].

    «Государство – организация экономической, политической, правовой и идеологической власти в обществе, с помощью которой обеспечивается его целостность и безопасность, осуществляется исполнение общечеловеческих и классовых социально-экономических функций» – пишет С. Мочерный[5].

    По отношению к государству, возможности и целесообразности его регулирования экономики имеются различные подходы у ученых и политиков.

    Лауреат Нобелевской премии в области экономики за 2001 год Дж. Стиглиц пишет: «Я не настолько глуп, чтобы поверить, что рынок сам по себе решит все социальные проблемы. Неравенство, безработица, загрязнение окружающей среды непреодолимы без активного участия государства»[6].

    Значительная часть населения ожидает от государства всесторонней заботы о человеке, о себе. Это своеобразный принцип «продления детства». Весьма незначительная часть ни во что не верит, активно работает в личных корыстных целях, зачастую не в интересах всего общества как такового. И третья часть живет и работает, не задумываясь об этих проблемах.


    Можно согласиться с Танци В[7], который утверждает, что:

    ·   государство не монолитно, а характеризуется множественностью центров выработки политики;

    ·   государственная политика не всегда может быть последовательной;

    ·   бюрократия может быть неэффективной, способной использовать инструменты экономической политики в своих интересах.

    Классовой сущности и деятельности государства противостоит общество. «Общество, в широком смысле – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле – исторически конкретный тип социальной системы (например, капиталистическое общество), определенная форма социальных отношений (например, общество, противопоставленное государству, у Гегеля)»[8].

    Экономический словарь[9] дает следующие определения: «Общество –

    1. Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности;

    2. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов;

    3. Добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-нибудь цели;

    4. Та или иная среда людей, компания[10].

    Общество, гражданское – термин, употребляемый Аристотелем, который назвал гражданское общество сообществом свободных и равных граждан, связанных между собой определенной формой политического устройства (государство - полис). В современном значении, гражданское общество обозначает совокупность отношений в сфере экономики, культуры и др. развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства».

    Как полагает А. Олейник[11], разделяя точку зрения Д. Норта, существуют две идеальные модели государства. Первая модель – «контрактная» - возникает при решении всех вопросов на основе социального контракта, где государство и граждане ведут себя добросовестно, в соответствии с действующими формальными и неформальными правилами, нормами, традициями. Вторая модель – «эксплуататорская» - описывает деятельность государства, если отсутствуют препятствия оппортунистического поведения государства и граждан. (Под оппортунизмом, в данном случае, понимается противодействие, препятствие, саботаж и др.). Все стороны взаимодействия не выполняют взятых на себя обязательств, видя друг в друге, в первую очередь, врага. Формирование гражданского общества позволяет смягчить противостояние, перейти к демократическим формам сотрудничества.

    Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.

    Под государственным устройством понимается внутренняя национально-территориальная организация государства, соотношение целого и его частей. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест.

    Государства современного мира по форме национально-государственного устройства являются либо унитарными, либо федеративными.

    Унитарное – это государство, в составе которого нет других государств либо государственных образований, а на его территории созданы административно-территориальные единицы (области, округа, районы и др.).

    При этом унитарные государства могут иметь в своем составе автономные образования.

    Унитарные государства характеризуются единством территории, населения и власти, действующей в пределах государства. Они имеют единую систему права и государственных органов. Их законодательные органы могут не иметь палат, но существуют и двухпалатные парламенты. Палаты парламентов унитарных государств в отличие от федераций не имеют специального представительства от тех или иных регионов страны.

    Федеративное – есть сложное государство, состоящее их нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При этом субъекты образуются по национальному или территориальному принципу.

    Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), в то время как образованные на национально-территориальной основе или распались(СССР, Чехословакия), или испытывают большие сложности. Вместе с тем федеративная природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населения ( Индия, Бельгия, Канада, Российская Федерация).

    Субъектами федерации являются государства или государственные образования. Число из может быть различно, отличаются они и наименованием.

    Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты.

    По такой схеме строятся парламенты всех федераций мира. Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Каждый субъект Федерации в Совете Федерации имеет два представителя.

    Федеративные государства характеризуются тем, что наряду с общефедеральной Конституцией и законодательством конституции и законы имеют и субъекты федерации[12].

    Признак федеративных государств – наличие общефедерального гражданства и гражданства членов федерации.

    Исторически известна и такая форма объединения государства, как конфедерация, сочетающая признаки международно-правовой и внутригосударственной организаций. Конфедерации как объединения государств создавались для достижения главным образом внешнеполитических и военных целей.

    Конфедерация есть союз государств, объединенных одним или несколькими общими органами при сохранении каждым государством своего суверенного существования.


    Глава 2. Содержание и классификация функций государства


    2.1. Содержание и классификация функций государства


    Понятие функции государства появилось и стало широко использоваться на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. В рамках марксистско-ленинского подхода к государству выделялись, как уже указывалось выше, классовая сущность государства, общесоциальное и классовое назначение государства, утверждалось, что поскольку и направление, и сам предмет, и содержание деятельности государства и обеспечивающая их система структурных  образований изменяется в зависимости от изменения классовой сущности и формы государства, постольку для определения этой зависимости вполне уместным и очень подходящим является понятие именно функции.

    Далее это понятие особенно широко было использовано для определения деятельности социалистического государства - его роли как главного орудия построения социализма, подавления эксплуататорских классов, организации народного хозяйства, поддержки национально-освободительных  движений и тому подобное. При этом так называемые новые (социалистические) функции государства тесно увязывались с новой (социалистической) сущностью самого государства - социалистическая собственность, господство рабочего класса, правящая коммунистическая партия и так далее.

    На современном этапе развития отечественной теории государства и права тоже сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но с уточнениями:

    ·   расширяется и углубляется понимание социального назначения государства;

    ·   отвергается провозглашаемая ранее жесткая связь между изменениями классовых характеристик государства и, соответственно, его функций.

    Как показывает исторический опыт, на функции государства оказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации (экология, ядерное вооружение, демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы). В функциональной характеристике государства отечественная теория уходит от предыдущей методологической вульгаризации и догматизации, учитывает все новые проблемы, но, все равно, сохраняет и то позитивное, что было накоплено и наработано в этой области на предыдущем этапе. Ценным оказалось прежде всего само понятие функции государства, ее содержание и значение как одной из важных характеристик деятельной стороны государства.

    Наиболее распространена классификация функций государства на внутренние и внешние, то есть на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организации которого и является государство, и по отношению к другим государствам.

    Анализируя различную литературу мне пришлось столкнуться с проблемой многовариантности выделения подфункций среди внутренних и внешних функций. Фактически работало правило: сколько людей – столько и мнений. Зачастую отличие классификации, предложенной одним ученым от предложенной другим заключалось в том, что та или иная подфункция является составляющей другой подфункции, либо наоборот – подфункция разделена на более мелкие. Тем не менее общий смысл разделения функций на внешние и внутренние сохраняется у всех авторов.

    Так, В.В. Лазарев к внутренним функциям относит:

    ·   установление и охрана правового порядка;

    ·   охрана прав собственности, иных прав и свобод граждан;

    ·   экономическая;

    ·   культурная;

    ·   социальная;

    ·   экологическая.

    Внешние функции:

    ·   поддержание мира и мирного сосуществования;

    ·   обеспечение делового партнерства и сотрудничества;

    ·   защита государственного суверенитета от внешних посягательств;[13]

    Н.Т. Шестаев к внутренним функциям относит:

    ·   охранительная;

    ·   экономическая;

    ·   социальных услуг;

    ·   обеспечения и защиты граждан;

    ·   культурно-воспитательная;

    ·   природоохранная;

    Внешние функции:

    ·   защита государства от вооруженных нападений других государств;

    ·   поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность);

    ·   экономических и культурных связей;

    ·   борьбы с международными преступлениями; участие в международной охране окружающей среды.[14]

    Что характерно, все авторы классификаций в целом отмечают, что объектом воздействия функций государства являются крупные сферы жизни общества – экономика, социальная сфера, духовная жизнь общества, сложившийся общественный порядок. Таким образом, в самой общей классификации функции могут быть экономическими, идеологическими, охранительными, политическими как во внешней, так и во внутренней деятельности государства.

    Далее в работе за основу взята классификация внутренних и внешних функций государства, предложенная А.Ф. Черданцевым.[15]

    В завершении рассмотрения подходов к классификации внутренних и внешних функций государства хочу отметить, что в юридической литературе есть мнение об утрате своего значения, в известной степени, такого членения функций.

    Так, Б.П. Курашвили категорически отвергает различие функций на внутренние и внешние, поскольку оно не вскрывает фактической взаимосвязи функций. Он спрашивает: разве хозяйственно-организаторская функция, объявленная внутренней, не имеет своего внешнего аспекта в виде, скажем, организации экономического сотрудничества с другими странами; или функция обороны, объявленная внешней, не имеет внутреннего аспекта в виде, например, развития военно-экономического потенциала страны?

    Трудно не согласиться с данными доводами, так как всякая внутренняя функция государства имеет и внешний аспект, а всякая внешняя функция – внутренний аспект. Они органически взаимосвязаны, переплетены, проникают друг в друга. Иными словами, деление государственных функций на внутренние и внешние носит условный характер. Однако каждая из функций государства по своему содержанию в целом служит разрешению либо внутриполитических, либо внешнеполитических задач. Исходя из этого, разделение функций государства на внутренние и внешние представляется нам приемлемым как с точки зрения науки, так и практики.

    А.Б. Венгеров отмечает, что более важным становится выделение глобальных функций, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах и других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

    Особую проблему представляет решение вопроса о централизации и децентрализации функций государства. В условиях тоталитарного и, как правило, унитарного государства происходит чрезмерная централизация функций. А в условиях федеративного государства (в частности в России) возникают проблемы децентрализации функций. Необходимо разграничить сферы деятельности и полномочия между федеральными органами и органами власти субъектов федерации.[16]

     

    2.2. Внутренние и внешние функции государства

    К внутренним функциям государства относятся:

    1. Функция охраны правопорядка

    Охрана господствующего способа производства, а также господствующей и иных форм собственности. Охрана прав и свобод граждан государство осуществляет путем издания законов, устанавливающих в обществе определенный порядок (правопорядок), перечень нарушений правопорядка, определяет меры ответственности за правонарушения, определяет порядок расследования, рассмотрения дел, связанных с правонарушениями, устанавливает систему правоохранительных органов, призванных вести борьбу с правонарушениями, определяет их компетенцию.

    2. Экономическая функция.

    Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).

    В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

    Государство использует самые различные рычаги воздействия на экономику: налоговую и таможенную политику, займы и субсидии частным производителям, контроль за производством, контроль за ценами, качеством продукции, прежде всего продуктов питания, лекарств и.т.п.; регулирование в сфере внешнеэкономической деятельности, в частности использование заградительных пошлин и более жестоких мер – установление государственной монополии на всю внешнюю торговлю или на торговлю отдельными товарами, установление винной и табачной монополии, использование государственных заказов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Государство использует весьма широкий арсенал средств – от мягкого, косвенного воздействия путем экономических рычагов (налоги, пошлины, субсидии и.т.д.) до более жестоких способов, путем прямых предписаний. Задача государства – установить с помощью законов «правила игры» и принудительно обеспечить их исполнение.

    В периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно, например для современного этапа развития России. Как показывает опыт, экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашей стране, не могут быть результативными без адекватного воздействия государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой массив законодательных актов в этой области и экономические мероприятия, проводимые государством, например, приватизация жилого фонда, государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д.

    3. Социальная функция.

    Эта функция сопряжена с экономической, в значительной мере зависит от экономической линии государства. В целом она есть проявление патернализма государства к личности, к той части общества, которая в силу ряда причин нуждается в поддержке со стороны государства.

    Зачатки этой функции в реформах Отто Бисмарка в 90х гг. XIXв.. В это время в Германии принимаются законы о страховании, устанавливается пособие на случай болезни, пособие в связи с несчастным случаем на производстве и.т.п.. Ныне многие государства объявляют себя не только правовыми, но и социальными, что закреплено в их конституциях.

    Таковым государством является и Россия. В статье 7 пункте 1 Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.[17]

    В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой,  материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.

    Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.

    4. Экологическая функция

    Функция появилась в XX в. Государство вынуждено уделять серьезное внимание охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Основным содержанием экологической функции является управление и координация деятельности природопользователей и переработчиков природных ресурсов в целях сохранения и охраны природной среды.

    В основе осуществления функции лежат следующие принципы:

    ·   Природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.

    ·   Использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства.

    ·   Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за его нарушение.

    Рассмотрим внешние функции:

    Функция обороны связана с охраной границ государства. Это, пожалуй, исторически первая внешняя функция государства. Вооруженные силы – необходимый институт государства, - создаются прежде всего для обороны от поползновений соседних государств. Эта функция выражает интересы всего общества, зачастую становится делом не только государства, но и всего народа как необходимое условие его существования. Согласно Конституции Российской Федерации “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской  Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.”

    Практическое исполнение функции обороны так же возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся:

    ·   Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий.

    ·   Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.

    ·   Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.

    С функцией обороны тесно связана функция захвата чужих территорий и сфер влияния. Действительно, всю историю человечества можно образно назвать историей войн. Богатства одних народов привлекают взоры других. На протяжении истории сильные государства вели захватническую политику, а слабые – оборонительную.

    В современных условиях у государства возникает новая функция – функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка, основанного на международном праве. В эту функцию также входит борьба с международным терроризмом, международной преступностью, в том числе с распространением наркотиков.

    Поддержанию мира и международного правопорядка способствует осуществление такой функции, как функция сотрудничества государств в сфере экономики, экологии, культуры, науки, здравоохранения и.т.д. В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

    Глава 3. Сравнительная характеристика учений о государстве.

    3.1. История государства Российского» Карамзина М.

    «Становление управленческого аппарата Российского государства в «Истории государства Российского» Карамзина М.» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

    Данная тема актуальна потому, что государство возникает и развивается, прежде всего, из потребности сохранения целостности того или иного этнического массива, разделившегося на отдельные слои, имеющие особые, противоречащие друг другу интересы. Однако эта потребность чаще всего выявляется в весьма жесткой, с использованием, в том числе, и насилия, борьбе социальных групп. Благодаря этому государство обладает определенной независимостью от всех социальных слоев, однако, в то же время, оно отнюдь не свободно от предпочтений по отношению к некоторым из них.

    Понятие государственности заметно шире. В него входят такие, например, составляющие, как государственная идеология, взаимоотношения государства с обществом, полугосударственные образования и т.д.

    Что касается российской истории, то в советской историографии преобладало представление о единстве ее с мировой историей. Соответственно этому, российская история делилась на 4-е основных этапа: первобытнообщинный, феодальный, капиталистический и социалистический (рабовладельческую стадию Россия, согласно этой концепции, миновала).

    Единство с историей других стран (правда, не всех, а лишь их части - в основном, стран Запада) признавалось и в досоветской исторической науке. Ряд историков, объединяемых обычно в общее историко-философское направление -"западничество" - считали, что при всех особенностях российского пути единственно приемлемым для нее вариантом развития являлось сближение с Западом, а потому искали те черты в ее истории, в которых прослеживалось сходство с западными странами.

    С другой стороны, им возражали представители течения, называемого "славянофильским". Они исходили из идеи особого, самобытного пути России, не сходного ни с каким другим. Соответственно, и попытки тех или иных правителей укрепить связи России с Западом воспринимались ими как несомненный вред, зло для России.

    В конце XV - начале XVI вв. завершился процесс складывания единого Российского государства. Начавшись как средство борьбы с ордынской зависимостью, этот процесс постепенно приобрел самостоятельное значение, выйдя за рамки национально-освободительного движения. Московское государство сформировалось на весьма шатком экономическом основании, в условиях отсутствия серьезных внутренних стимулов к объединения. В известной степени объединение было преждевременным. Поэтому государству фактически пришлось взять на себя, помимо традиционных функций управления, и выполнение задачи создания необходимых для этого предпосылок, стать как бы локомотивом развития России.

    Образование единого Российского государства несомненно способствовало развитию русской культуры; в его рамках более интенсивно стал идти процесс формирования великорусской народности.

    Подводя итог исследования учения, можно сделать следующие выводы, что история государства Российского Карамзина М. отнюдь не ставит своей задачей предложить в корне отличную, или "единственно правильную" концепцию этой истории. Цель здесь заметно более скромная: помочь сформировать основные представления о процессах развития российского государства и показать наиболее значимые взгляды историков на эти процессы и их обоснование.

    Это позволяет каждому слушателю сформулировать собственные представления об истории России.

    Историческое исследование - это особый тип научного поиска, во многом отличающийся от естественных наук. Здесь, конечно же, используются и анализ, и синтез, т.е. традиционные средства научного исследования. Однако сам объект изучения делает выводы, полученные с помощью этих и других методов (реконструкция исторического прошлого, интерпретация исторических источников, генерализация и др.), порой, весьма размытыми, относительными и спорными. От исторической науки неправомерно требовать однозначных выводов, невозможно ожидать получения "истины в последней инстанции" или оценок по принципу "хорошо" - "плохо".

    Как раз, напротив, историческое исследование предполагает многозначность оценок, дискуссионность результатов и постоянную смену общепризнанных, казалось бы, идей, свержение авторитетов.

    Дело в том, что большая часть сведений об исторических процессах приходит к нам через так называемые исторические источники, которые разделяют на три основных вида: вещественные, устные и письменные.

    Первые, как правило, немы и требуют очень сложной интерпретации, чтобы заставить их "говорить". Вторые - весьма ограничены во времени и крайне необъективны. И только третьи выглядят внушительно и монументально. Однако и последние отнюдь не всегда вызывают доверие у историков и требуют весьма кропотливой и тщательной обработки.

    Иными словами, недоверие к источнику, сомнение должно лежать в основе всякого исследования. Только сопоставление различных источников всех возможных видов и их комплексный анализ могут позволить историку определить достоверность как источника, так и самого события.

    Столь высокая сложность источниковедческого анализа привела к тому, что в ходе развития исторической науки из нее выделился целый ряд специальных дисциплин, таких, например, как археология, источниковедение, текстология, нумизматика и многие другие.

    На этой основе и создается историческое исследование, позволяющее понять прошлое, объяснить настоящее и предвидеть будущее.

    3.2. Политико–правовые взгляды Сократа

    В моральной философии Сократа собой составную  его часть представляют политические и правовые взгляды, где этическое  и  политическое   тесно переплетены.  По мнению Сократа политика этична а этика  политична. Политическая добродетель является   высшей  и наиболее важной. Искусство управления государственными  делами Сократ относил к этой добродетели. По мнению Сократа, только честным, опытным, обладающим искусством государственного управления, порядочным и непременно должна принадлежать власть. Сократ ратовал за профессионализм в делах управления, в решении вопроса о том, кто и кого может избирать на руководящие посты.[18], Сократ всенародно не выступал, заняв такую позицию, народному афинскому собранию не предлагал своих советов, чем обычно занимались люди, добивавшиеся политической власти и  влияния. Сократ частным образом давал свои советы, вел частные беседы. К режиму беззакония, тирании, насилия и произвола Сократ относился резко отрицательно. Он  отмечал подчеркивая  недолговечность  тирании, и утверждая,  что  тиран, скором времени наказан будет непременно сам  казнящий здравомыслящих неугодных ему и дельных граждан.

    Сократовские восхваление положения о совпадении законного и  справедливого, разумности и законности и полисных порядков и т.д. имели  в  виду,  скорее, желательное   идеальное   состояние   дел,   на самом же деле все обстояло не так . Отсюда происходит критический  запал  против   деятелей и  практической современной политики.

    Своеобразный   итог представляла   собой   политическая    этика   Сократа.  

    Она послужила исходным  пунктом предшествующего развития древнегреческой политической мысли, и вместе  с  тем ее  последующего движения к  таким  вершинам,  как политическая наука Аристотеля и  политическая философия Платона.

    Упоминаемые Сократом государственные формы являются: аристократия, тирания, монархия, демократия и плутократия. С точки зрения Сократа, монархия отличается от тирании тем, не захватывает насильственно власть, а  опирается на законные права, у тирании отсутствует моральное значение, а монархия обладает ею. Сократ всем другим государственным формам предпочитает аристократию, которая по определению своему имеет значение как власть моральных людей и немногих знающих.

    В своих социальных воззрениях Сократ опирался на свой идеал “наидревнейших и наикультурнейших народов”. Сократ  высоко ценил общества и цивили­зации, в которых было развито: военные дейст­вия и земледелие и которые опирались, прежде всего, на это. Ремесло и торговлю Сократ недолюбливал, мотивируя это тем, что они губят души и  разрушают “порядок общины”, тем самым, ставя земледелие им в противоположность.

    Сократ был человеком твердых убеждений, и как частном кругу, так и в публичной жизни не был приверженцем догмы. Новые сюрпризы Сократу преподносила в афинской политики смена партий, но он оставался, верен себе, своей внутренней оценке происходящих внешних событий. Во всех случаях, где Сократ  заступничествовал – за Леонта при тирании  или же за стратегов при демократии, и т.д. - он защищал справедливость и закон против беззакония.

    Однако, философствование Сократа или эпизодическая стычка с властями по внешнему поводу, не была основным публичным делом разумеется, приведшая его  к судебному процессу в конечном счете над ним самим. У Сократа еще впереди  его главный "публичный" день.

    Заключение

    Функции государства во многом напрямую определяются сущностью самого государства; первоначальная сущность государства – классовая, но с демократизацией общества проявляется и общесоциальная сущность.

    В функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение. Поэтому познание функций служит предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых, функции государства определяют его структуру. Структура государственной деятельности определяется системой тех общественных отношений, но которые государство оказывает необходимое воздействие, и её невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государством общественных отношений. Изменение функций неизбежно ведёт к изменению структуры.

    Функции государства изменяются со временем, их возникновение  и утрата обуславливается текущими задачами государства, а значит и изменениями в мире; в этом плане для современного этапа развития человечества характерно решение глобальных проблем – терроризм, экология.

    Классификация функций государства производится по многим основаниям, наиболее общепринятым из которых является деление функций на внутренние и внешние; однако и у этого подхода существуют критики; также неоднозначно отношение ученых к делению функций на основные и неосновные, однако такая классификация  стала в той же мере общепринятой, на сколько стала общепринятой её спорность; кроме того в последнее время появились новые критерии классификации согласно территориальному принципу, принципу разделения властей. И все же, признавая наибольшую распространенность классификации функций на внутренние и внешние, можно выделить охранительную, экономическую, социальную и экологическую функции среди внутренних, а среди внешних – функции обороны, захвата чужих территорий, обеспечения мира и поддержания мирового правопорядка, сотрудничества государств.

    Список использованной литературы:

    1. Stigletz Joseph E. Globalization and Discontents. W.W. Norton & Company. №Y, L, 2002.

    2. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,2000.

    3. Габер В.А. Функции государства. М., 1996.

    4. Загайнов Л.И. Экономические функции Советского государства. М., 1968.

    5. Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969.

    6. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Учебник. Изд. 4-е., М., 1998.

    7. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975.

    8. Лазарев В.В. Теория государства и права: Актуальные проблемы. - М., 1992. С. 90.

    9. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия. М., 1970.

    10. Олейник А.Н. Институциональная экономика. – М.: ИНФРА-М, 2002.

    11. Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Советское государство и право. 1956.

    12. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.). – М.: Советская энциклопедия, 1981.

    13. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. М., 1998.

    14. Тененбаум В.О. Государство: система категорий. Саратов, 1971.

    15. Теория государства. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. Изд. 2-е., М., 2000.

    16. Теория права и государства. // Под редакцией Венгерова А.Б. – М., 1998.

    17. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. Изд. 5-е. М., 1986.

    18. Философия : учебник/ А.Г. Спиркин. – 2-е изд. М. : Гардарики, 2008 с.52

    19. Цивалидзе Д.Ю. Развитие экономических функций социалистического государства в современных условиях. Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора экон. наук. М. 1971.

    20. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - М., 2001.

    21. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М., 1970. С. 7-8.

    22. Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М., 1992.

    23. Экономика: стратегия и политика договорского развития / Ред. Гейця В.М., 2003.

    24. Яновский К. Размеры государственного сектора экономики // Вопросы экономики. – 2004. - №9.-




    [1] Экономика: стратегия и политика договорского развития / Ред. Гейця В.М., 2003. – С. 55-63.

    [2] Олейник А.Н. Институциональная экономика. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 345.

    [3] Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина. – М.: Политическая литература, 1968. – С. 62.

    [4] Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина. – М.: Политическая литература, 1968. – С. 334.

    [5] Энциклопедия по экономике: В трех томах. Том 1 / Под ред..: С.В. Мочерний, К.: Видавн. Центр “Академия”, 2000. - С. 313

    [6] Stigletz Joseph E. Globalization and Discontents. W.W. Norton & Company. №Y, L, 2002. – С. 13.

    [7] Танци В. Роль государства в экономике: эволюция концепции // Мировая экономика и международные отношения. – 1998. - №10. – С. 51-62.

    [8] Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.). – М.: Советская энциклопедия, 1981. – С. 923.

    [9] Краткий экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2001. – С. 460-461.

    [10] Яновский К. Размеры государственного сектора экономики // Вопросы экономики. – 2004. - №9.- С.29

    [11] Олейник А.Н. Институциональная экономика. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 355.

    [12] Теория права и государства. // Под редакцией Венгерова А.Б. – М., 1998. С. 53.

    [13] Лазарев В.В. Теория государства и права: Актуальные проблемы. - М., 1992. С. 90.

    [14] Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М., 1992. С. 4-7.

    [15] Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - М., 2001. С. 45-52.

    [16] Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.,2000. с.154.

    [17] Конституция Российской Федерации. – М., 2005.

    [18] Философия : учебник/ А.Г. Спиркин. – 2-е изд. М. : Гардарики, 2008 с.52

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Понятие и сущность государства. Сравнительный анализ учений о государстве ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.