Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Понятие об эмоциях.Значение эмоций в жизни человека.Критерии оценки эмоц процессов

  • Вид работы:
    Другое по теме: Понятие об эмоциях.Значение эмоций в жизни человека.Критерии оценки эмоц процессов
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:55:55
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Стр.

    Введение. 3

    Глава 1. Общая характеристика эмоций  как психического процесса. 6

    1.1.   Сущность и понятие эмоций. 6

    1.2. Виды эмоций и эмоциональных состояний. 8

    Глава 2. Значение эмоций в жизни человека. 13

    2.1. Функции эмоций. 13

    2.2.  Развитие эмоции в процессе эволюции. 16

    Глава 3. Виды и классификация эмоций. 20

    3.1. Критерии качественной оценки эмоциональных процессов. 20

    3.2. Критерии количественной оценки эмоциональных процессов. 24

    Заключение. 28

    Список использованной литературы.. 30



    Введение

    Актуальность выбранной темы исследования «Понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Критерии оценки эмоциональных процессов» определяется, прежде всего, тем местом, которое имеют эмоции в личности человека. Только имея представление об эмоциональном опыте человека, мы можем с определенной долей уверенности говорить о том, что мы знаем, каков он. В эмоциональных реакциях проявляются ценности и цели человека. Они отражают базовые биологические тенденции, а так же социально приобретенные представления о мире и о себе. Они раскрывают те аспекты личности, которые человек, возможно, хотел бы скрыть от других. Понимание эмоций – ключ к пониманию личности.

    Исследование эмоционального опыта в психологии  личности необходимо, каким бы оно ни было трудным. Контроль и регулирование эмоциональных реакций – одна из основных задач личностного развития; в действительности социальные и межличностные навыки человека наиболее четко проявляются при попытке управления своим поведением в ситуации стресса или угрозы. Вариации в эмоциональных системах рассматриваются как ключевые элементы индивидуальных различий в экстраверсии и нейротизме. Изучение эмоций помогает понять внутриличностную согласованность в личностном функционировании, поскольку переработка эмоционально значимой информации – это наглядный пример того, как физиологические и когнитивные механизмы взаимодействуют друг с другом и таким образом начинают функционировать как согласованные, интегрированные личностные системы. Наконец, исследования эмоций в нашей жизни позволяют получить информацию не только о нормальном личностном функционировании, но и о психических расстройствах.

    В настоящее время накоплены обширные экспериментальные данные о влиянии эмоциональных процессов на деятельность[1]. Основной смысл результатов этих исследований заключается в том, что умеренные величины эмоционального напряжения способствуют продуктивности деятельности и целесообразности поведения, тогда как высокий и низкий уровни дезорганизуют различные формы жизненной активности. В работах Э.Гельгорн и Дж.Луфборроу[2], А.Свядоша[3] рассматривается и другая направленность дезорганизующего влияния эмоций. Они дезорганизуют не только мышление, память, воображение, но и само эмоциональное поведение. Эмоции связаны с интеллектуальными, волевыми процессами, они являются их обязательными регуляторными компонентами[4].

    Цель данной работы: изучить и систематизировать основные аспекты понятия, значения и критериев оценки эмоций.

    В качестве объекта исследования были выбраны эмоции, как процесс организующий поведение.

    Предметом исследования работы выступили понятие, значение и критерии оценки эмоциональных процессов.

    Для достижения цели работы решались следующие задачи:

    1. Проанализировать психологическую литературу и основные теоретические подходы к исследованию данной темы.

    2. Систематизировать знания о сущности эмоций и основных подходах к этому понятию.

    3. Определить значение эмоций в жизни человека.

    4. Изучить особенности эмоционального развития младших школьников.

    5. Выделить критерии качественной оценки эмоциональных процессов.

    6. На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы.

    Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия каждой части отображают ее содержание. В конце работы представлен список использованной литературы.




    Глава 1. Общая характеристика эмоций  как психического процесса

    1.1. Сущность и понятие эмоций

    Одним из главных механизмов внутренней регуляции психической активности человека и, в конечном счете, поведения служат эмоции (чувства), которые отражают в форме субъективного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций, состояний организма в зависимости от внешних воздействий на него.

    Если внимание, память и другие проявления психической деятельности человека остаются как бы за занавесом, то его эмоциональное восприятие окружающего и своих переживаний все время находится на авансцене. Удовлетворенность или неудовлетворенность, интерес или равнодушие, беспокойство, подавленность, опасение, страх, предвкушение приятного, воодушевление, радость, - любое из этих состояний накладывает своеобразный отпечаток на весь облик человека. Именно в эмоциональной сфере наиболее ярко проявляются те или иные особенности каждого человека, его отношение к себе, к своим близким, к друзьям и врагам. Эмоции как бы "освещают" и "окрашивают" в те или иные тона интеллект, интересы, искания человека. Эмоция или чувство способны существенно повлиять на течение других психических процессов, ускорить или замедлить мыслительную деятельность, сделать ее более продуктивной или наоборот.

    Среди наиболее остро стоящих проблем отечественной психологии эмоций следует подчеркнуть отсутствие четкого и полного определения эмоций [5]. Эмоции нередко отождествляются с чувствами, ощущениями, чертами личности или характеристикой ситуации. В значительной мере это связано с полисемантичностью значений большинства понятий русского языка, а также со спецификой эмоциональных явлений, для которых характерны динамичность, многообразие, субъективность.

    В целом же эмоциями называют определенные переживания, которые выражают субъективное отношение человека к окружающему и к самому себе, на пути к удовлетворению своих потребностей[6].

    Нелегко отграничить эмоции от близких к ним явлений. Одни ученые склонны отождествлять эмоции с потребностями живых организмов, другие с инстинктами, третьи - с так называемыми мотивациями[7]. Однако все это хотя и близкие, но разные явления. Эмоции могут быть связаны с потребностями, инстинктами или мотивациями, входить в них в качестве составной части, но отождествлять эти понятия нельзя. Одна и та же эмоция может возникнуть, по самым различным поводам. Например, эмоция удовольствия сопровождает удовлетворение потребности и в пище, и в одежде, и в чтении хорошей книги.

    Кроме того, к аспекту сущности эмоций можно добавить, что в ней выделяют две составные части:

    -   первую (и главную) - субъективное, эмоциональное переживание (приятного или неприятного характера)

    -   вторую - эмоциональное выражение, т. е., сопутствующие этому переживанию изменения мимики, жестов, позы, а также вегетативные реакции (покраснение или побледнение лица, сердцебиение и т. д.)[8].

    Внешнее выражение - мимика, жесты, поза - очень важный, хотя и весьма индивидуальный изменчивый элемент эмоций. Путем внешних выразительных движений достигается значительное воздействие субъекта на окружающих его людей, "заразительность" эмоций. Не случайно этими приемом умело пользуются и актеры и ораторы, чтобы увлечь зрителя и слушателя.

    В мимике (выразительные движения лица) и пантомимике (выразительные движения всего тела) могут найти свое отображение самые тонкие оттенки тех или других эмоциональных переживаний.

    При изучении эмоциональных явлений Л. Я. Гозман (1987) предлагает продвигаться «от реальности к конструктам», что означает ориентацию не на сложившийся терминологический аппарат, а на содержание самого исследуемого явления, представляющего собой некую реальность, существующую независимо от попыток ее научного рассмотрения. Данный подход реализуется в работах Д. В. Люсина, Н. Е. Высокова[9].

    Поддерживая точку зрения этих исследователей, необходимо подчеркнуть значение развития знаний об эмоциональных явлениях через рассмотрение многообразия реальных переживаний.

    1.2. Виды эмоций и эмоциональных состояний

    Следует выделить так называемые «фундаментальные» эмоции,  определяющие  все   основные: интерес и радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение,  страх и стыд.   

    Остановимся более подробно на основных видах эмоций

    Гнев. Чаще всего вспышки неконтролируемого гнева говорят о внутренних проблемах. Никто не появляется на свет обозленным. Гнев рождается из крушения надежд и планов.  Не исключено, что причина кроется в сильной усталости. Хроническое переутомление наступает, когда человек начинает неадекватно реагировать на внешние раздражители, выплескивать агрессию на окружающий мир.

    Депрессия и усталость - это не единственные причины хронической вспыльчивости. Дисфория, или синдром испорченного настроения, может возникнуть и на фоне общей неудовлетворенности жизнью.

    Гнев опасен, он является источником некоторых проблем со здоровьем, таких, как головная боль, депрессия, гипертония, нарушения сердечной деятельности, язва. С другой стороны, гнев - это форма энергии. Умело направленная, она способствует продвижению в делах. Это своего рода импульс.

    Радость - чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения, веселое настроение.

    Радость занимает не более 25% в окраске жизни человека, а в случае с «радостным гневом» «незапятнанной радости» может вовсе не остаться. При значительном недостатке положительных эмоций жизнь личности приобретает вид серых беспросветных будней, в которых периодически возникают скандалы, потасовки, и постоянно гложет тихая злоба. Складывается ситуация, когда окружающий мир становится безусловно агрессивным по отношению к индивиду.

    Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика  переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас)[10].

    В социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания: например, сформированный страх осуждения используется как фактор регуляции поведения. Неадекватные реакции наблюдаются при различных психических заболеваниях.

    Современные исследования показали, что эмоции имеют одни и те же выражения и характеристики в различных обществах, на разных континентах земного шара. Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами. Но это не означает, что эмоции не меняются. Можно научиться подавлять те или иные эмоциональные проявления (это зависит от социального слоя, культуры, к которой принадлежат коммуниканты). Многие ученые отмечают, что каждая культура обладает своими собственными правилами проявления эмоций, и их нарушение может иметь определенные последствия для человека. Эти правила могут требовать подавления или маскировки одних и частого проявления других эмоций. Замечено, что представители западной цивилизации часто улыбаются при неприятностях, а японцы обязаны улыбаться, переживая горе. Аналогично правилам проявления эмоций в разных культурах различаются и установки по отношению к эмоциональным переживаниям[11].

    Из   соединения   фундаментальных   эмоций   возникают  комплексные эмоциональные состояния, такие  как,  например,  тревожность,  сочетающая  в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в  основе целого спектра состояний, различающихся по степени  выраженности  (например, радость, удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и  так далее).

     В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают виды эмоциональных состояний, основными из которых являются настроение, страсть, аффект, воодушевление, стресс и фрустрация.

    Настроение — это эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой и значительной устойчивостью. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Это не специальное переживание по поводу какого-либо конкретного события, а "разлитое" общее состояние. Настроение обычно "окрашивает" все другие эмоциональные переживания человека, отражается на его активности, стремлениях, действиях и поведении. Обычно по преобладающему у данного человека настроению мы называем его веселым, жизнерадостным либо, наоборот, грустным, апатичным. Такого рода преобладающее настроение является чертой характера. Причиной определенного настроения может быть какое-либо значимое событие в личной или общественной жизни, состояние нервной системы человека и общее состояние его здоровья.

    Страсть тоже является длительным и устойчивым эмоциональным состоянием. Но, в отличие от настроения, страсть характеризуется сильным эмоциональным накалом. Страсть возникает при сильном стремлении к определенным действиям, к достижению какой-либо цели и помогает этому достижению. Позитивные страсти служат стимулом к большой созидательной деятельности человека. Страсть — это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.

    Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро возникающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Действия человека при аффекте происходят в виде "взрыва". Сильное эмоциональное возбуждение проявляется в бурных движениях, в беспорядочной речи. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы или речи (например, это может быть растерянность при приятном, но неожиданном известии). Аффекты негативно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля над  своим поведением, он может совершать необдуманные поступки. Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Аффект — это  восторг, отчаяние, не страх, а ужас, не гнев, а ярость. Аффекты возникают при ослаблении воли и являются показателями несдержанности, неспособности человека к самообладанию.

    Воодушевление как эмоциональное состояние проявляется в различных видах деятельности. Оно характеризуется большой силой и устремленностью к определенной деятельности. Воодушевление возникает в тех случаях, когда цель деятельности ясна и результаты ярко представляются, при этом как нужные, ценные. Воодушевление часто переживается как чувство коллективное, и  чем больше людей охвачено чувством воодушевления, тем сильнее это чувство переживается каждым человеком в отдельности. Особенно часто и наиболее ярко это эмоциональное состояние проявляется в творческой деятельности людей. Воодушевление — это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил человека[12].


    Таким образом, в настоящее время существует большое разнообразие подходов к определению понятия эмоций. И, хотя, единогласия в этой проблеме в настоящее время нет, однозначным остается большая роль эмоций в жизнедеятельности человека.

    Глава 2. Значение эмоций в жизни человека

    2.1.  Функции эмоций

    В нашей психической жизни эмоции занимают особое место. Разнообразные эмоциональные моменты входят в содержание всех умственных процессов — восприятия, памяти, мышления и др. Чувства обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Эмоционально окрашенные факты запоминаются быстрее и прочнее. Чувства непроизвольно активизируют или, наоборот, затормаживают процессы мышления. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость. Чувства вызывают и стимулируют наши действия. Сила и настойчивость волевых действий в значительной степени обусловливается чувствами. Они обогащают содержание человеческой жизни. Люди с бедными и слабыми эмоциональными переживаниями становятся сухими, мелочными педантами. Положительные эмоции и чувства повышают нашу энергию и трудоспособность.

    Сравнительно недавно проведенные исследования показали, что антропоиды так же, как и человек, способны не только «читать» по лицу эмоциональные состояния своих сородичей, но и сопереживать им, испытывая, вероятно, при этом такие же эмоции, как и то животное, которому они сопереживают. В одном из экспериментов, где проверялась подобная гипотеза, человекообразная обезьяна вынуждена была наблюдать за тем, как на ее глазах наказывают другую обезьяну, которая при этом испытывала внешне ярко проявляемое состояние невроза. Впоследствии оказалось, что аналогичные физиологические функциональные изменения были обнаружены и в организме «наблюдателя» - той обезьяны, которая просто смотрела, как в ее присутствии наказывают другую обезьяну. Однако врожденными являются далеко не все эмоционально - экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений человека к чему-либо.

    На важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоций в свое время указывал П.К.Анохин. Он писал: «Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма». Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретны параметры[13].

    Значение эмоций в жизни человека определяли еще в античной философии, когда эмоции рассматривались как особый вид познания, а состояния удовольствия или страдания связывались с представлением о грядущем благе или бедствии(Аристотель и другие).Сходные по своему психологическому интеллектуализму воззрения были развиты в философии Нового времени, особенно у Дж.Локка, Г.Лейбница, Г.Гегеля.

    Известные психологи современности также давали определение эмоций, связанные с их функциями. Так С.Л.Рубинштейн считал, что «эмоция – психическое отражение актуального состояния потребностей. Эмоция – субъективный эквивалент потребности»[14].

    К. Изард считает, что эмоции образуют главную мотивационную систему человека. Он подчеркивает, что эмоция чаще всего рассматривается как особое состояние сознания. Даже в повседневной жизни эмоциональное состояние – это специфическое состояние. Человек, совершив какую-то нелепость или глупость, объясняет свое поведение, говоря: «Я был вне себя», «Я не помнил себя». Любой, кто испытывал сильную эмоцию, признает, что «эмоциональное переживание – это необычное состояние сознания»[15].

    А.Н.Леонтьев напротив, мотив считает предметом потребности и предметом  деятельности. Функции мотива: побуждение и образование смысла. А смысл,  в свою очередь  является представлением  в сознании отношения мотива к цели. Эмоция – психическая представленность смысла.

    Анализ различных источников, касающихся исследований эмоций позволяет выделить ряд их функций.

    Главная функция эмоций у человека состоит в том, что благодаря эмоциям мы  лучше  понимаем  друг  друга,  не  пользуясь  речью,  можем судить   о состояниях друг друга и лучше тем самым настроиться  на  совместную  деятельность и  общение.  Интересным примером этого является факт того, что   люди, принадлежащие  к  разным  культурам,  способны  безошибочно  воспринимать  и оценивать  выражения  человеческого   лица,   кроме того, определять   по   нему   такие эмоциональные состояния,  как  радость,  гнев,  печаль,  страх,  отвращение, удивление. 

    Второй   важнейшей   функцией   эмоций   является   экспрессивная    и коммуникативная, она же  является  важнейшим  фактором  регуляции  процессов познания. Эмоции  выступают  как  внутренний   язык,   как   система   сигналов, посредством   которой   субъект   узнает    о    потребностной    значимости происходящего[16].

    В работах Л. С. Выготского,  А. В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева представлены убедительные доказательства познавательно-оценочной функции эмоций, которые своим возникновением подчеркивают личностную значимость происходящего[17].

    2.2.  Развитие эмоции в процессе эволюции

    На значение эмоций в жизни человека указывает и основные положения современных психологов на процесс эволюции эмоций[18].

    Предложены несколько теорий, объясняющих возникновение эмоций у человека. Почему возникли эмоции, почему природа «не могла обойтись» мышлением? Есть предположение, что когда-то эмоции и были предформой мышления, выполнявшей самые простые и самые жизненно необходимые функции [19]. Действительно, необходимым условием для вычленения отношений между объектами в чистом виде, как это происходит в процессе развитого мышления, является децентрация — способность свободно перемещаться в мысленном поле и смотреть на предмет с разных точек зрения.

    В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу 'Выражение эмоций у человека и животных', которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма[20].

    Таким образом, возникнув на каком-то раннем этапе развития живого, простые эмоции оказались полезны организмам, так как обеспечили им хотя и приблизительную, но зато быструю обобщенную оценку воздействующих на них раздражителей, оценку того, что происходит внутри организма и в окружающей его среде. Это позволило организмам быстро, и в большинстве случаев правильно, т. е. выгодно для себя реагировать на постоянно возникающие изменения условий существования и, таким образом, приспосабливаться к этим изменениям.

    В трактовке приспособительной целесообразности эмоциональных реакций Джемс пошел еще дальше. Он заявил: если отсечь от эмоции ее внешнее проявление, то от нее вообще ничего не останется. Более того — наблюдаемые признаки есть не столько следствие эмоции, сколько ее причина. Джемс рассуждал так: в ответ на изменение окружающих условий в организме безотчетно возникает рефлекторная физиологическая реакция — повышается секреция желез, сокращаются определенные группы мышц и т.п. Сигнал об этих изменениях в организме поступает в центральную нервную систему, тем самым порождая эмоциональное переживание. То есть мы плачем не потому, что опечалены, но впадаем в грусть, стоит лишь нам заплакать или даже нахмуриться.

    Независимо от Джемса в те же годы эту гипотезу высказал датский анатом К.Г. Ланге, и с той поры она известна в науке как теория Джемса—Ланге.

    С научных позиций теория Джемса—Ланге оказалась уязвима для критики. Дело в том, что набор эмоциональных переживаний человека гораздо богаче и шире, чем спектр телесных реакций. Одна и та же органическая реакция может сочетаться с самыми разными чувствами. Немаловажно и то, что эмоциональные проявления во многом определяются культурными нормами[21].

    Другая теория эволюции эмоций предполагает, что механизмы эмоций включаются в тех случаях, когда ситуация оказывается не совсем понятной, не совсем ясной, "странной"[22]. Согласно такой информационной теории эмоций последние возникают при недостатке сведений, необходимых для достижения цели. Замещая, компенсируя этот недостаток, они обеспечивают продолжение действий, способствуют поиску новой информации и тем самым повышают надежность живой системы. Простые, элементарные эмоции возникают как результат обобщения испытываемых ощущений и стремлений.

    В настоящее время существуют убедительные данные в пользу того, что ряд фундаментальных человеческих эмоций имеет эволюционную основу[23]. Эти эмоции наследственно закреплены в организации лимбической системы мозга. Не обладают лимбической системой рептилии и амфибии, и их эмоциональное поведение наименее выражено по сравнению с млекопитающими, у которых есть развитая лимбическая система. Чем выше животное в эволюционном ряду, тем больше эмоций и заботы о своем потомстве оно может проявить. У человека эмоциональная жизнь так разнообразна потому, что лимбическая система у него связана с корой полушарий и лобные области коры в высшей степени развиты.


    Таким образом, эмоции имеют огромное значение в организации жизнедеятельности человека. Это обусловило их появление в процессе эволюции. На современном же этапе эволюции сфера человеческих эмоций очень разнообразна и широка, в связи с чем встает вопрос о критериях их оценки.


    Глава 3. Виды и классификация эмоций

    3.1. Критерии качественной оценки эмоциональных процессов

    Разнообразие классификаций эмоций велико. Вероятно, что универсальной классификации эмоций создать вообще невозможно и классификация, хорошо служившая для решения одного круга задач, неизбежно должна быть заменена на другую при решении иного круга задач.

    Рассмотрим наиболее распространенные подходы к классификации эмоций.

    Н.Грот при классификации  опирается на два ключевых душевных состояния - пессимизм и оптимизм. Ученый считал, что пессимизм и оптимизм характеризуются преобладанием неприятных или приятных чувств и соответствующим им строем мышления. Грот высказывал точку зрения, согласно которой, пессимистическое и оптимистическое настроения способны только снижать энергию деятельности личности. Пессимисты достигают этого результата, рисуя безнадежно мрачную картину своего будущего, а оптимисты ослабляют своей самоуверенностью и надеждой на внешние силы. Человек, находящийся во власти пессимистического или оптимистического настроения испытывает трудность в признании того «что есть, чего хотеть и ради чего действовать».

    Классификация, предложенная В. Вундтом, предлагает определять эмоции в системе трех осей:

    -   Удовольствие-неудовольствие

    -   Напряжение-разряжение

    -   Возбуждение-торможение

    В. Леонтьев в качестве основы группировки эмоций выделил группы эмоций по источнику их происхождения:

    - Эмоции, связанные с удовлетворением-неудовлетворением личных потребностей человека.

    - Эмоции, возникающие в результате сравнения некоторого объекта, самого себя или своих действий со своими же нормами, стандартами, правилами, убеждениями.

    - Эмоции, возникающие в результате сравнения объекта с общественными правилами и нормами.

    - Эмоции, возникающие в связи с чужими потребностями.

    - Эмоции, возникающие на основе взаимных отношений с другими людьми.

    - Эмоции, возникающие на основе презрения[24].

    Более подробно на выделении критериев (параметров) эмоций останавливаются Е.Д.Хомская, Н.Я.Батова, которые выделяют в качестве них:

    -   характер потребностей (витальные, базальные - социальные, небазальные),

    -   уровень (элементарные - сложные),

    -   знак (положительные - отрицательные),

    -   связь с модальностью ощущений и восприятий (эмоции, связанные со зрением, слухом, вкусом, тактильными функциями, движением и пр.),

    -   связь с опытом (врожденные - приобретенные),

    -   степень осознанности эмоций (осознанные - неосознанные),

    -   отношение к состоянию активации (активизирующие - успокаивающие),

    -   объект (направленные "на себя" - направленные "вовне"),

    -   длительность (краткие - длительные),

    -   интенсивность (сильные - слабые),

    -   отношение к деятельности (ведущие - неведущие) и т.д[25].

    Мы придерживаемся той же точки зрения, что и указанные авторы, заключающееся в следующем: сам по себе ни один из этих критериев не может быть принят как единственный, так как эмоциональные явления многомерны и характеризуются одновременно многими параметрами.

    В продолжении описания качественных критериев оценки эмоций отметим, что в зависимости от силы, влияния на активность человека эмоции делят на стенические и астенические:

    1. Стенические ("стенос" - по-гречески означает силу) - это те, что возбуждают, активируют (радость, гнев),

    2. Астенические (частица "а" означает отрицание), наоборот, подавляют активность, действуют угнетающе (страх, тоска).

    Выделяют также положительные (радость) и отрицательные (страх, гнев) эмоции, ибо им, как чувственным переживаниям, прежде всего свойственны именно полярные характеристики (приятное - неприятное).

    Известно, что человек унаследовал механизм эмоций от своих животных предков. Поэтому часть эмоций человека совпадает с эмоциями животных, например, ярость, страх. Это простейшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей. С развитием мышления и разума, а также высших человеческих потребностей на базе простейших эмоций сформировались более сложные - человеческие чувства[26].

    Таким образом, различают простые эмоции и эмоции высшего порядка - чувства. Эмоции в процессе эволюции возникли раньше чувств, они свойственны не только человеку, но и животным и выражают отношение к удовлетворению физиологических потребностей. Чувства развились на базе эмоций, при взаимодействии с разумом, с интеллектом, в ходе формирования общественных взаимоотношений и свойственны они лишь человеку.

    Чувство - это одна из форм отражения действительности, выражающая субъективное отношение человека к удовлетворению своих потребностей, к соответствию или несоответствию чего-либо его представлениям[27].

    Чувства, как эмоции высшего порядка условно делят на этические (моральные, нравственные), интеллектуальные (познавательные), эстетические:

    1.   Этические чувства формируются у человека в процессе воспитания. В их основе лежит знание норм поведения, требований морали, принятых в данном обществе. К этическим чувствам относятся чувство товарищества, дружбы, раскаяния, долга и т. п. Факторы, обусловливающие те или иные этические чувства, в определенной степени изменчивы и во многом зависят от принятых в данный период в данном обществе норм поведения, требований морали.

    2.   Познавательные чувства можно рассматривать как двигатель прогресса человеческого общества. Первая ступень познания - стремление к чувственному исследованию о целью выявить приятное или неприятное. Со временем познавательные чувства усложняются, среди них появляются такие, как чувства догадки, недоумения, сомнения, удивления, чувство жажды познания, поиска, в том числе и научного.

    3.   Эстетические чувства в процессе отражения человеком действительности занимают особое место. В основе их лежит способность к восприятию гармонии и красоты.

    Возникновение и сущность эстетических чувств невозможно понять вне связи с такими категориями, как художественный образ и эстетический вкус. Художественный образ - объект, вызывающий эстетические чувства. Это может быть природный ландшафт, произведение искусства, удовлетворяющие требованиям эстетики промышленное изделие и т. д. Восприятие произведений искусства может вызвать у человека и гнев, и радость, и жалость, и печаль, и презрение.

    При частом повторении эстетические чувства входят в "эмоциональный фонд" человека, обогащают его, делают доступным для него понимание таких переживаний, с которыми он сам в жизни не сталкивался, да и не может столкнуться. Эти чувства начинают влиять на его поведение, и в этом, возможно, облагораживающее значение искусства. Английские социологи установили, что дети, которые учатся или учились музыке, совершают в шесть раз меньше правонарушений, чем их сверстники, лишенные музыкального воспитания. Утрата эстетических вкусов равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее - на нравственных качествах, так как обедняет эмоциональную сторону нашей жизни[28].

    Все вышерассмотренные критерии оценки эмоциональных состояний и процессов относятся к качественной их характеристике, однако без выражения количественной стороны эмоциональных процессов эти характеристики не будут полными.

    3.2. Критерии количественной оценки эмоциональных процессов


    В сфере изучения критериев количественной оценки эмоциональных процессов большое распространение получила потребностно-информационная теория П.В. Симонова, согласно которой возникновение эмоций определяется некоторой потребностью и оценкой возможности удовлетво-рения этой потребности. Это обычно выражается в виде структурной формулы:

    Э = F(П, Ин – Ис)

    Э – сила эмоции и ее знак,

    П – величина потребности,

    Ин – Ис - оценка вероятности удовлетворения потребности на основе имеющегося опыта,

    Ин – информация о средствах объективно необходимых для удовлетворения потребности,

     Ис - информация о существующих средствах, которыми индивид реально располагает.

    Согласно этой теории если существует избыток информации о возможности удовлетворения потребности, то возникает положительная эмоция, если недостаток информации, то отрицательная эмоция. Считается, что многообразие эмоций определяется многообразием потребностей.

    В модели Фоминых-Леонтьева [29] эмоция также определяется как числовая функция (имеющая смысл силы эмоции) от некоторого набора параметров, описывающих ситуацию. Для каждого вида эмоций описан свой набор параметров. Для каждого агента (человека, животного, робота) и для каждой эмоции возможна своя функция F, определяющая силу эмоции в зависимости от величины аргументов.

    Е = F(…)

    Такие общие представления близки к ОСС. Различие заключается в выборе параметров и наборе параметров, соответствующих каждой эмоции. Основным параметром для утилитарных эмоций является количество полученного (потерянного) ресурса R или уровень достижений. Если ситуация описывается только этим параметром, то при

    R > 0 возникает эмоция радости,

    R < 0 возникает горе.

    Для радости и горя Е = F(R).

    При этом подразумевается, что ситуация уже завершилась и величина R точно известна. Эмоции, возникающие после завершения ситуации, называются констатирующими. Если ситуация еще не завершилась, то в модели ситуации агента может быть сформирована оценка или прогноз величины R, которая обозначается РR. Параметр РR формирует предшествующие эмоции

    РR > 0 надежда,

    РR < 0 страх.

    Для надежды и страха Е = F(р,РR).

    В частности, если рассмотреть параметр R как функцию от времени (банковский счет, например) R(t), то прогноз можно делать с помощью производной dR(t)/dt.

    R(t) > 0 радость,

    R(t) < 0 горе,

    dR(t)/dt > 0 надежда,

    dR(t)/dt < 0 страх.

    В.О. Леонтьев[30] производит построение разложения еще нескольких десятков эмоций в виде выпуклой комбинации восьмерки базовых эмоций. Например,

    вина = a*горе + b*удовлетворение,

    где a и b числовые положительные коэффициенты а + b = 1.

    Ю. Г. Кривонос, Ю.В. Крак, О.В. Бармак, Г.М. Ефимов В [31] на основе анализа мимических выражений эмоций выделяют значения а =0.7, b = 0.3.

    Таким образом, на протяжении процесса изучения эмоций существовали попытки выделения критериев их оценки как качественной, так и количественной стороны. Совокупность этих подходов обеспечивает более полную картину об эмоциях личности.

    Заключение

    Эмоции человека являются одним из наиболее ярких человеческих факторов, эксплицируемых в языке и проявляющихся в рамках антропоцентрической лингвистики. Человеческая мысль постоянно колеблется между логическим восприятием и эмоцией. В каждом отдельном случае преобладает или логическое восприятие, или чувство. По своей природе эмоции – объект исследования многих научных дисциплин (психологии, психиатрии, антропологии, философии, лингвистики и др.) – являются своего рода точкой пересечения данных наук. Однако ни одна из них не может обойтись в исследованиях в данной области своими внутренними методами и так или иначе вынуждена прибегать к материалам и заключениям других наук.

    Итак, личность человека как субъекта практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, окружающую природу, общество является движущей силой общественного развития. Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействие со стороны окружения. Он переживает то, что с ним происходит, им совершается, он относится определенным чувственным образом к тому, что его окружает. Переживание этого человека к окружающему, его отношение к миру, людям, обществу и составляет его эмоциональную сферу. Эмоциональная сфера человека в процессе развития переживает несколько стадий. Начиная от младенчества до взрослого состояния эмоциональная сфера постоянно совершенствуется и достигает самых высоких порогов чувствительности.

    Опосредованно, через отношение к другим людям у человека устанавливается отношение к самому себе. У человека формируются правильные и неправильные чувственные восприятия мира, преувеличенная или преуменьшенная самооценка, уверенность в себе или мнительность, самолюбие, гордость, обидчивость, тщеславие, неуверенность, честолюбие и т.д.

    Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Поэтому эмоции представляют интерес не только для психологии, но и для лингвистики, как было уже сказано выше. Ученые проявляют пристальное внимание к языковым средствам, используемым для выражения эмоций говорящего и для воздействия на эмоциональную сферу слушающего.

    Список использованной литературы

    1.   Анохин П. К.Узловые вопросы теории функциональной системы. — М.: Наука, −1980. — 197 с.

    2.   Аргайл М. Радость // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В.Фаликман. М.: ЧеРо, 2002, с. 416-427

    3.   Блум Ф. и др. Мозг, разум, поведение /Пер. с англ.; Ф. Блум, А. Лайзерсон, Л. Хофстедтер. - М.: Мир, 1988.

    4.   Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М., ​1980

    5.   Веккер Л. М. Психические процессы. Т. 3. Л., 1981

    6.   Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос-Пресс, 2003

    7.   Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций М. – 1989. - С. 14.

    8.   Высоков И.Е., Люсин Д.В. Внутренняя структура естественных категорий: типичность // Психологический журнал. 1998. Т.19. № 6. С. 103 – 111;

    9.   Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства: нейрофизиологические исследования.- М.: Мир, 1966

    10.   Головин С. Словарь практического психолога - 2001. Страниц: 800. -с 81

    11.   Запорожец А. В. Эмоции и их роль в регуляции деятельности // Личность и деятельность: Тезисы докладов к V Всес. съезду психологов СССР. - М., 1977. - С. 62.

    12.   Зырянова Н.А. Эмоции как объект лингвопсихологического исследования// Официальный сайт Самарской государственной академии культуры и искусств - #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М, 1981; Селье Г. На уровне целого организма. - М.: Наука, 1972; Суворова В.В. Фунциональная асимметрия полушарий как проблема дифференциальной психофизиологии // Вопр. психол. - 1975. - № 5

    [2] Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства: нейрофизиологические исследования.- М.: Мир, 1966

    [3] Свядош А.М. Неврозы и их лечение. – М.: Медицина, 1971

    [4] Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос-Пресс, 2003

    [5] Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций М. – 1989. - С. 14.


    [6] Аргайл М. Радость // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В.Фаликман. М.: ЧеРо, 2002, с. 416-427

    [7] Колоколов Г. Р. Курс лекций по судебной психиатрии –М:Экзамен – 2007- с 78 (254с)

    [8] Степанов С. Непростой механизм / 1 сентября – 2004г - №47

    [9] Высоков И.Е., Люсин Д.В. Внутренняя структура естественных категорий: типичность // Психологический журнал. 1998. Т.19. № 6. С. 103 – 111

    [10] Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон. – СПб.: Питер, 2003

    [11] Зырянова Н.А. Эмоции как объект лингвопсихологического исследования// Официальный сайт Самарской государственной академии культуры и искусств - #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Рейковский Я. Исследования выражения эмоций // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В.Фаликман. М.: ЧеРо, 2002, с.439-446.


    [13] Анохин П. К.Узловые вопросы теории функциональной системы. — М.: Наука, −1980. — 197 с.

    [14] Немов Р.С. Психология. Общие основы  психологии.  –  Москва,  Владос, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002 г.    

    [15] Изард, К.Е. Эмоции человека / К.Е. Изард. – М., 1980. С 24

    [16] Зырянова Н.А. Эмоции как объект лингвопсихологического исследования// Самарская государственная академия культуры и искусств.

    [17] Высоков И.Е., Люсин Д.В. Внутренняя структура естественных категорий: типичность // Психологический журнал. 1998. Т.19. № 6; Запорожец А. В. Эмоции и их роль в регуляции деятельности // Личность и деятельность: Тезисы докладов к V Всес. съезду психологов СССР. - М., 1977; Рубинштейн С.Л. Битие и сознание. -М.:Изд-во , 1957 г; Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах.т.1 -М.: Педагогика, 2003 г.

    [18] Головин С. Словарь практического психолога - 2001. Страниц: 800. -с 81

    [19] Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М., ​1980; Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969

    [20] Матвеева И.С. Психология эмоций. Теории эмоций/Практическая психология – М - 2006 г.

    [21] Степанов С. Непростой механизм / 1 сентября – 2004г - №47

    [22] Веккер Л. М. Психические процессы. Т. 3. Л., 1981; Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1970.

    [23] Блум Ф. и др. Мозг, разум, поведение /Пер. с англ.; Ф. Блум, А. Лайзерсон, Л. Хофстедтер. - М.: Мир, 1988.

    [24] Классификация эмоций. Энциклопедия практической психологии «Психологос» - #"#_ftnref25" name="_ftn25" title="">[25] Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование). М.: Изд-во МГУ, 1992. С. 6-67

    [26] Колоколов Г. Р. Энциклопедия клинической психиатрии-М.: Экзамен, 2007г

    [27] Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах.т.1 -М.: Педагогика, 2003 г, с 57-65

    [28] Матвеева И.С. Психология эмоций. Теории эмоций/Практическая психология – М - 2006 г.

    [29] Леонтьев В. О. Классификация эмоций. Одесса, 2002

    Фоминых И. Б. Эмоции как аппарат оценок поведения интеллектуальных систем. Десятая национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием КИИ-2006. Труды конференции.

    Леонтьев В. О. Формулы эмоций. Одиннадцатая национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием КИИ −2008. Труды конференции. Т.1

    [30] Леонтьев В. О. Классификация эмоций. Одесса, 2002

    [31] Кривонос Ю. Г., Крак Ю.В., Бармак О.В., Ефимов Г.М. Информационная технология распознавания эмоциональной мимики на лице человека. //Вестник Киевского университета, серия Кибернетика-2008,вып.8

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Понятие об эмоциях.Значение эмоций в жизни человека.Критерии оценки эмоц процессов ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.