Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Правовое регулирование налогообложения хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства в рф в условиях финансового кризиса

  • Вид работы:
    Другое по теме: Правовое регулирование налогообложения хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства в рф в условиях финансового кризиса
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:55:57
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

     


    ОГЛАВЛЕНИЕ:


    ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................... 3

    1. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА.......................................................................................................................................... 6

    2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ............................................................................................ 19

    3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ........................................................................ 24

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................................. 41

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ................................................................... 43

    ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................................................. 45


    ВВЕДЕНИЕ


    В современных рыночных условиях вопрос развития и поддержки малого предпринимательства на всех уровнях власти особенно актуален, ведь в тех зарубежных странах, которые принято называть «развитыми», доля ВВП, обеспечиваемая малыми предприятиями, составляет в среднем 50-60%, тогда как в России этот показатель колеблется на уровне 10-12%.

    За рубежом исторически складывалось, что малый бизнес – это источник доходов значительной части населения. Он обеспечивает наиболее гибкий спрос на рынке труда, обеспечивая рабочие места людям с невысокой квалификации и с недостаточным опытом, желающим иметь гибкий рабочий день. Часто только здесь могут найти работу женщины, молодые люди, впервые ищущие работу. Малый бизнес является потенциально эффективным средством развития деловых и предпринимательских навыков у населения, повышения степени его адаптированности к рыночным отношениям.

    Малые предприятия существенно повышают эффективность всей экономики. Они наиболее гибко реагируют на изменение потребительского спроса, могут быстро и относительно безболезненно менять профиль своей деятельности в соответствии с колебаниями экономической конъюнктуры. Они требуют меньше ресурсов для организации своей деятельности и не приносят катастрофических экономических последствий для общества в случаях их банкротства.

    Для Российской Федерации с ее огромной территорией особенно остро стоит вопрос в развитии регионального малого бизнеса, как основного элемента, способствующего общеэкономическому развитию регионов, а значит и конкурентоспособности страны в целом на мировом рынке.

    Не случайно на развитие малого бизнеса в 2008 году было выделено около 4 млрд. рублей. Объем инвестирования средств в региональный малый бизнес на протяжении последних лет стабильно растет. В январе-сентябре 2008 г. рост объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях составил уже 25,9%.

    Увеличение объема инвестиций на малых предприятиях произошло и во всех федеральных округах. Наибольший рост показателя зафиксирован в Сибирском и Приволжском федеральных округах. Заметное увеличение произошло также в Дальневосточном и Южном федеральных округах.

    Происходящие на современном этапе в России активные социально-экономические, политические, культурные, информационные и другие процессы оказывают влияние на правовую сферу. В этих условиях, ведущих к изменениям всех сторон жизни и деятельности российского общества, требуется создание эффективных механизмов управления этими процессами, и прежде всего правовых механизмов. Одним из таких механизмов, позволяющим наиболее быстро и эффективно реагировать на существенные изменения социальной обстановки, является правовой режим. Правовой режим способен обеспечить объединение в каждом конкретном случае правовых средств, позволяющих урегулировать общественные отношения.

    Переход к рыночной экономике и совершенствование принципов бухгалтерского учета в соответствии с принятой в нашей стране программой реформирования отечественных стандартов способствовал разделению системы бухгалтерского учета на финансовый, управленческий и налоговый учеты. Появление специального режима налогообложения и предоставление возможности субъектам малого предпринимательства отказаться от ведения бухгалтерского (финансового) учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, ограничиваясь функционированием налогового учета и сдачей налоговых деклараций, привело к тому, что при смене систем учета, торговые организации оказались не готовыми к самостоятельному восстановлению информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Необходимость в восстановлении информации в бухгалтерском (финансовом) учете возникает по мере укрупнения бизнеса и сопровождается большими затратами труда и времени.

    Понятие «режим» активно используется как в научной, так и юридической литературе. В налоговом праве используются такие термины, как «режим налогообложения», «общий режим налогообложения», «специальный налоговый режим», «льготный режим налогообложения», «иные режимы налогообложения». Оперируя этими понятиями, законодатель, ученые и практики часто не раскрывают их значения либо придают им неодинаковые значения.

    Широкое применение различных видов налоговых режимов на практике, неоднозначное определение вышеобозначенных понятий, вопрос о целесообразности введения и использования налоговых режимов, а также о месте налоговых режимов в системе налогообложения, их классификации вызвали необходимость в уяснении сущности налогового режима и детальном рассмотрении проблем его правового закрепления в налоговом законодательстве.

    Теоретические и практические аспекты проблемы перехода с упрощенной системы учета на традиционную нашли свое отражение в работах таких российских ученых как А.С. Бакаева, М.А. Вахрушиной, В.Р. Воинова и др.

    Актуальность вопросов, связанных с практикой применения специальных налоговых режимов, их недостаточная теоретическая разработка и особая практическая значимость в современных условиях хозяйствования обусловили выбор темы исследования.

    Целью данной курсовой работы является анализ режимов налогообложения малого предпринимательства в РФ в условиях кризиса.

    В рамках курсовой работы будут решены следующие задачи:

    ·   рассмотрены проблемы малого предпринимательства в условиях кризиса;

    ·   рассмотрены механизмы налогообложения субъектом малого предпринимательства;

    ·   Рассмотрена суть и значение специальных налоговых режимов;

    ·   Исследованы особенности налогообложения организаций, применяющих основные специальные режимы налогообложения.

    Объектом исследования являются специальные налоголовые режимы.

    Предметом исследования являются факты хозяйственной деятельности организаций при применении упрощенной системы налогообложения.

    Теоретическую и методологическую основу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, регулирующие специальные налоговые режимы, работы российских ученых в области финансового, управленческого и налогового учетов.



    1. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА


    В последнее время малые предприятия стали привлекать к себе все большее внимание не только со стороны потенциальных учредителей подобного бизнеса. Способность малых предприятий существенно повлиять на уровень занятости населения и повысить конкурентоспособность целых отраслей объясняет тот пристальный интерес, который мы видим сейчас со стороны государства. Однако, не касаясь пока экономических аспектов этого явления, рассмотрим вопрос терминологии.

    Стоит учесть, что малые формы бизнеса в нашей стране – явление относительно новое, а значит, вопрос терминологии особенно актуален. Например, термин «малое предпринимательство» скорее всего, является сугубо отечественным переводом термина "small business". Однако само понятие «предпринимательство» чрезвычайно многогранное и обширное. Владелец малого предприятия всегда предприниматель, но не всякое предпринимательство – малый бизнес.

    Вопросом выработки четкого определения занимались и занимаются многие исследователи, но единое понятие так и не было выработано. Это можно объяснить тем, что для многообразия задач, для которых может понадобиться формальное определение малого предприятия, существуют дифференцированные внешние условия, а значит, всегда будут существовать вариации на тему.

    При выработке определения малого предприятия необходимо ответить на три вопроса. И при ответе на них можно столкнуться с определенными трудностями. [1]

    Первый вопрос – что такое размер предприятия? Разными авторами в разное время предлагалась такая сущность этого понятия, как «масштабность операций», «пределы организационной структуры», наиболее часто использовались «стоимость активов», «число занятых», «годовой оборот». В связи с таким разнообразием подходов разные исследователи под малым бизнесом не всегда понимали одно и то же.

    Второй вопрос – как следует определять размер предприятия? Здесь проблема в сопоставимости на различных стадиях анализа. В зависимости от выбранного критерия одна и та же компания может быть отнесена к малому, среднему и крупному предприятию. То, что считается «малым» в одной отрасли, может быть отнесено к «крупному» в другой.

    Третий вопрос – где проходит линия раздела между малым, средним и крупным предприятием?

    Отсюда можно сделать следующий вывод: никакое универсальное опреде­ление малого предприятия не сможет быть достаточным для всех за­дач. Но все же рассмотрим различные подходы к определению малого предприятия за рубежом и в России.

    Обычно выделяют два вида критериев признания предприятия малым — количественные и качественные.[2]

    К количественным критериям относятся такие статистические показатели объекта, как численность занятых на предприятии, оборот, активы, капиталы, прибыли и т.п. Причем единственным критерием, который является сопоставимым для всех стран, является количество работников, занятых на предприятии. Все остальные данные в национальной статистике, как правило, отсутствуют (особенно в разрезе микрофирм); их можно получить лишь из научной литературы или деловой прессы, а также по итогам различных опросов, которые проводят налоговые органы, банки или профессиональные организации малого бизнеса. Эти данные обычно несопоставимы по разным странам и между собой, что вызывает большие трудности при анализе этого сектора.

    Западные специалисты предлагают также свои качественные критерии для определения малого бизнеса, к которым могут быть отнесены: личное управление предприятием, прямой личный контакт между высшими органами руководства и производственными рабочими, клиентурой и поставщиками, невозможность получить доступ к рынкам капитала и др. Однако на основании такого рода критериев установить различия между малыми и средними предприятиями еще труднее.

    В конечном итоге законодательстве большинства развитых стран при определении понятия «малое предприятие» в качестве базовых используются количественные показатели, но они почти всегда дополняются качественными характеристиками.

    Таблица 1.1

    Критерии причисления компаний к малому бизнесу (МБ) в мире[3]

    Страна

    Величина активов

    Выручка от продаж

    Средняя численность

    Бельгия

    3,125 млн евро

    6,25 млн евро

    50 чел.

    Дания

    20 млн дат. крон

    40 млн дат. крон

    50 чел.

    Франция

    0,267 млн евро

    0,534 млн евро

    10 чел.

    Германия

    3,4 млн евро

    6,9 млн евро

    50 чел.

    Ирландия

    1,9 млн евро

    3,8 млн евро

    50 чел.

    Италия

    3,65 млн евро

    7,3 млн евро

    50 чел.

    Нидерланды

    3,5 млн евро

    7 млн евро

    50 чел.

    Норвегия

    30 млн норв. крон

    60 млн норв. крон

    50 чел.

    Испания

    2,4 млн евро

    4,7 млн евро

    50 чел.

    Швейцария



    не более 20 чел.

    Великобритания

    1,4 млн ф. ст.

    2,8 млн ф. ст.

    50 чел.

    США

    Предприятия, отвечающие следующим критериям:

    -   выручка от продаж менее 25 млн USD;

    -   зарегистрировано в США или Канаде;

    -   не является инвестиционной компанией;

    -   дочернее предприятие, большая часть капитала которого принадлежит материнской компании

    Канада

    Определение малого предприятия отсутствует

    Австралия

    5 млн долл.

    10 млн долл.

    50 чел.


    Стоит отметить, что эволюция определения малых форм предпринимательства продолжается и сейчас.

    Малый и средний бизнес является потенциально эффективным средством развития деловых и предпринимательских навыков у населения, повышения степени его адаптированности к рыночным отношениям. Позволяя гражданам стать собственниками не только своей рабочей силы, но и имущества, в том числе производственного назначения, он создает базу для формирования среднего класса. Малые и средние предприятия существенно повышают эффективность всей экономики. Они наиболее гибко реагируют на изменение потребительского спроса, могут быстро и относительно безболезненно менять профиль своей деятельности в соответствии с колебаниями экономической конъюнктуры. Они требуют меньше ресурсов для организации своей деятельности и не приносят катастрофических экономических последствий для общества в случаях их банкротства.

    Малые и средние предприятия улучшают территориальную структуру экономики. Часто малый бизнес является той сферой деятельности, в которой могут найти себя социально незащищенные группы, такие, как женщины, инвалиды и безработные. Такие потенциальные возможности малого и среднего бизнеса заставляют уделять серьезное внимание его развитию. Малые предприятия могут внести значительный вклад в социальное развитие страны. Данные социологических опросов, свидетельствуют о том, что под социальной ответственностью большая часть населения понимает заботу о людях: благотворительность, меценатство, заботу об обществе в целом, социальные гарантии и льготы работникам частных предприятий.[4]

    Сегодня малые предприятия - основа социально-экономической модели любой развитой страны. На их долю приходится порядка 2/3 занятых и 50-60% добавленной стоимости многих зарубежных стран. Они стали стимулом развития конкуренции в европейской экономике, заставляют более крупные компании улучшать эффективность и внедрять новые технологии. Предприятия малого бизнеса оказывают заметное влияние на уровень занятости в ЕС, служа важным источником создания новых рабочих мест. Кроме того, многие малые предприятия по праву могут считаться мировыми игроками на отраслевых рынках.

    Малые организации могут в значительной степени повысить конкурентоспособность страны на мировом рынке. Например, Италия – крупный производитель мебели, а между тем, там нет крупных мебельных заводов. Все производство сосредоточено на малых предприятиях.

    Кроме того, малый бизнес играет важную роль для местных рынков сбыта, ведь огромное количество малых фирм производит свою продукцию для местного населения, тем самым, способствуя общему благосостоянию общества.

    Итак, как видно из всего вышеперечисленного, значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 – 70% ВНП.

    Поэтому абсолютное большинство развитых государств всячески поощряет деятельность малого бизнеса. Дело еще и в том, что малый бизнес, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Кроме того, малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.

    Особенностью малого предпринимательства является обязательное наличие инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это тоже инновационные моменты.

    Значение предпринимательства в том, что малые предприятия, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им[5].

    Малое предпринимательство антимонопольно по самой своей сути в силу существующих жестко детерминированных ограничений критериев отнесения предприятий к малым. В этой особенности малого бизнеса реализуется его роль в поддержании конкурентной среды в условиях рыночной экономики.

    Необходимо особо подчеркнуть региональную направленность индивидуального предпринимательства. Малая экономика является подлинной базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения.

    В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды малого предпринимательства[6]:

    ·   производственное. В этом случае сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации потребителям, покупателям, торговым организациям;

    ·   коммерческо-торговое. Это бизнес в сфере обращения. Ведь произведённые товары надо продавать или обменивать на другие товары. В России эта сфера развивается особенно высокими сферами;

    ·   финансово-кредитное. Финансовое предпринимательство - это особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги и ценные бумаги, продаваемые покупателю или предоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностранной валюты за рубли, хотя и это тоже финансовая сделка, а круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги;

    ·   посредническое. Здесь предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях;

    ·   страховое. Предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования.

    В целом по России в отраслевой структуре малых предприятий по данным 2009 года представители малого бизнеса трудятся в основном в сфере торговли и общественного питания (см. рис. 1.1.).

    Рис. 1.1. Отраслевая структура малых предприятий России на 2009 год по данным Госкомстата


    Согласно официальным данным Госкомстата России, отраслевая структура малых предприятий в течение последнего ряда лет остается практически неизменной. Сфера торговли и услуг является наиболее массовыми в малом бизнесе, что вполне отвечает специфике малых форм хозяйствования.[7]

    Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что малое предпринимательство играет существенную роль в экономике любой страны. Это:

    ·   развитие здоровой конкурентной среды;

    ·   сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством рыночных отношений;

    ·   создание сильных мотивирующих стимулов для более полного использования знаний, энергии, трудового потенциала населения;

    ·   более полное использование имеющихся кадровых, материальных, финансовых ресурсов;

    ·   формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг;

    ·   создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества - среднего класса;

    ·   развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.

    В 2008-2009 годах была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.

    Однако указанные положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть сняты воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации.

    К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.

    К специфическим факторам в свою очередь относятся следующие.

    Во-первых, это резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.

    Несмотря на то, что в настоящий момент зависимость от банковского сектора и банковского финансирования малых предприятий в отличие от крупных и средних предприятий не является сильно выраженной, кризис ликвидности в банковском секторе сократит возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям. Как правило, представители малого бизнеса в меньшей степени пользуются кредитами (по сравнению с более крупными коллегами) для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствуют на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящий момент испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью и уже не имеют возможности предоставлять кредиты субъектам МП[8].

    Кроме того, в условиях дефицита средств филиалы крупных федеральных и региональных банков с большой долей вероятности будут ужесточать требования к заемщикам, в том числе поднимать процентные ставки по кредитам, что приведет к тому, что не все субъекты малого предпринимательства, желающие получить кредит и имеющие соответствующее обеспечение, смогут рассчитывать на его получение.

    Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.

    В-третьих, для малого бизнеса (особенно в сфере розничной и мелкооптовой торговли, производства строительных материалов) станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы "предоплата за продукцию - отгрузка продукции), поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.

    В-четвертых, кризисные явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые организации инфраструктуры могут прекратить свое существование. При этом продолжится деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг, например, микрофинансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийные фонды. Возможно, именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных денег для малого бизнеса.

    В-пятых, кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий. В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.

    В целом можно отметить, что вследствие существования кризисных явлений в экономике, субъекты малого предпринимательства будут:

    1.   замораживать все проекты, которые направлены на развитие и расширение (приостанавливается покупка нового оборудование, вложения в инфраструктуру, наем и обучение персонала, освоение новых земельных участков, открытие новых торговых точек, совершенствование методов управления, организации производства и сбыта и т.п.);

    2.   прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов;

    3.   пересматривать методы работы с контрагентами (например, предприятия будут отказываться от предоплаты на покупаемый товар и предъявлять более серьезные требования к покупателям, чтобы избежать возможности неплатежей за отгруженную продукцию)

    4.   будут наращивать привлечение заемных средств с нелегальных кредитных рынков (от ростовщиков и криминальных кредитных касс - "общаков") и перестанут пользоваться кредитными услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет ограничен[9].

    Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов малого предпринимательства будет не очень сильным. К таким предприятиям прежде всего относятся:

    ·   предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;

    ·   предприятия, производящие товары/услуги с неэластичным спросом;

    ·   предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;

    ·   предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые могут предоставить кредиты в сложный момент;

    ·   предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному / муниципальному заказу.

    Кризис может обусловить значительное количественное сужение малого бизнеса, то есть уход с рынка (прежде всего "в тень") части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, сокращение численности занятых на малых предприятиях, снижение объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.

    Анализ специфики кризисных явлений и специфики малого бизнеса позволяет выделить следующие проблемные и уязвимые точки субъектов малого предпринимательства.

    Таблица 2.1

    Категория субъектов малого предпринимательства (МП)

    Проблемные точки

    Субъекты МП, которые активно используют заемные средства для производства, оказания услуг

    отсутствие доступа к банковскому финансированию переоценка залогового обеспечения, ухудшения условий кредитования, проблемы с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных услуг ростовщиков и организованных преступных группировок

    Субъекты МП, производящие продукцию для средних и крупных предприятий

    снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов

    Субъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги

    снижение спроса на услуги, риск неплатежей

    Субъекты МП, действующие в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ)

    снижение спроса на продукцию и услуги, снижение стоимости продукции, тогда как материалы могли быть закуплены по высоким ценам начала - середины года

    Субъекты МП, действующие в оптовой и розничной торговле

    повышение стоимости импортной продукции, проблема с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе - снижение спроса на продукцию

    Субъекты МП, действующие в сфере общественного питания и ресторанном бизнесе

    снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий

    Субъекты МП, оказывающие услуги в сфере транспорта

    снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий

    Субъекты МП, работающие по государственному и муниципальному заказу

    снижение объемов заказов в 2009 году, неоплата произведенных работ в 2008 г. повышение конкуренции за государственный и муниципальный заказ

    Субъекты МП, реализующие инвестиционные проекты направленные на модернизацию, расширение производства

    отсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развития

    Все субъекты МП

    административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников


    Основные существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства все-таки носят финансовый характер:

    1.   отсутствие оборотных средств;

    2.   отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;

    3.   отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов;

    4.   снижение спроса на продукцию, при неизменном уровне издержек грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса;

    5.   риск неплатежей от контрагентов - отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков "затоваривания".


    2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ


    Главными чертами малого бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке.

    Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, выпускает специальные товары и услуги.

    Развитие малого бизнеса в России было тесно связано с реализацией политики его налогообложения. И в 1992 году была введена принципиально новая система налогообложения.

    За последние десятилетия можно выделить несколько особенно заметных событий происшедших в сфере налогообложения малого предпринимательства. С 1991 года в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» малые предприятия, занимающиеся приоритетными видами деятельности, были полностью освобождены от уплаты налогов на прибыль, а в третий и четвертый год уплачивали лишь его часть. С 1994 года малые предприятия были освобождены от ежемесячных налоговых выплат налога на прибыль и выплат НДС. Учитывая характерные темпы инфляции для того времени, это было весьма серьёзным подспорьем для малых предприятий. С 1995 года малый бизнес в России получает сразу множество льгот в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложении, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В 1998 году был принят Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

    После проведенных за последние 5 лет усовершенствований налоговой системы уровень налоговой нагрузки на экономику в целом стала значительно ниже при одновременном увеличении налоговых поступлений. Уровень налоговой нагрузки считается основным показателем качества проводимой политики. Сама динамика налоговой нагрузки свидетельствует о прогрессе в проведении налоговых реформ. Со снижением налогового бремени связывают надежды на увеличение темпов экономического роста. Именно “Стимулирующая фискальная политика” (ведь снижение налогового бремени на экономику в целом и является “стимулирующей фискальной политикой”) напрямую влияет на совокупное предложение (уровень производства в стране), уровень безработицы и темпы инфляции. Все эти макроэкономические проблемы оставляют свой след на всей экономике в целом, в том числе и на малом предпринимательстве.

     Естественно, самое большое значение государством предается самой структуре системы налогообложения: набор используемых налоговых инструментов, соотношение ставок и формы налогового администрирования. Реализуемая налоговая политика играет ключевую роль в формировании структуры экономики как за счет распределения между секторами прибыли, оставшиеся после налогообложения, так и за счет формирования системы налоговых стимулов[10].

     Главным нормативно-правовым актом сферы налогообложения является налоговый кодекс РФ. В соответствии с действующим законодательством РФ существует всего три подхода к налогообложению субъектов малого бизнеса:

    Обычная система налогообложения. В этом случае предприятия ведут бухгалтерский и налоговый учет и платят все налоги (в зависимости от сферы деятельности), в том числе: налог на дополнительную стоимость, налог на прибыль, налог на имущество, ЕСН (единый социальный налог).

    Упрощенная система налогообложения учета и отчетности.

    Система налогообложения вмененного дохода.

    Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством РФ. Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, представляется субъектами малого предпринимательства на добровольной основе.

    Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НКРФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ.

     Единый налог на вмененный доход – это налог, взимаемый с потенциально возможного дохода налогоплательщика. Потенциальный доход налогоплательщика рассчитывается с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемого для расчета величины единого налога по установленной ставке.

    Новая глава НК РФ с 1 января 2003 года заменила Федеральный закон от 301.07.98 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». При этом в порядке исчисления и уплаты ЕНВД произошли значительные изменения.

     Уплата организациями единого налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организации и единого социального налога[11].

    Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии НКРФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Исчисление и уплата иных налогов и сборов осуществляются налогоплательщиком в соответствии с общим режимом налогообложения.

     Хотя в главе 25 НК РФ с 2004 года не содержится информации о возможности получения льгот по налогу на прибыль малыми организациями, тем не менее, на протяжении предыдущих 2 лет была предусмотрена возможность снижения налоговой ставки по налогу на прибыль. Однако от подобной практики было решено отказаться по причине злоупотреблений отдельными регионами своим правом создавать для некоторых категорий налогоплательщиков «благоприятные» условия деятельности, результатом которых стали значительные потери средств для бюджетной системы страны.

     Хотя и применения НДС на практике свидетельствует о весомом количестве злоупотреблений, в связи с исчисленьями, но это не сказывается на росте его абсолютных и относительных показателей.

    Несомненно, упрощенная система налогообложения стала удобнее после внесения некоторых поправок 01.01.2003 г. Хотя в связи с этим она и не стала идеальной, но зато в ней появились множество достоинств. К примеру:

    Максимально упрощается ведение бухгалтерского учета. Теперь весь бухгалтерский учет сводится лишь к ведению Книги учета доходов и расходов.

    Облегчается документ оборот за счет значительного сокращения форм отчетности.

    Заметно упрощается порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов.

    Юридические лица платят один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Присем размер налога определяется по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

    Индивидуальные предприниматели не платят налог на доходы физ. лиц.

    Субъектам федерации предоставляется право выбора объекта налогообложения - это могут быть либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов[12].

    Субъекты малого предпринимательства не платят НДС и налог с продаж.

     Перечень расходов был заметно расширен с 01.01.2003 г, на которые можно уменьшить доходы.

    Естественно, даже после доработок, проведенных над упрощенной системой налогообложения, в ней остались некоторые недостатки, например:

    Курсовые разницы. Этот вопрос не отражен в главе 26.2 НК РФ. Из - за чего получаются минусовые разницы, которые не принимают в расход.

    Смена объекта налогообложения. В статье 346.14 сказано, что нельзя менять объект налогообложения по единому налогу в течение всего срока применения УСН. Т.к. ситуация на рынке нестабильна, возникают ситуации, требующие определенных перемен. А в данном случае это -просто невозможно.

     Интерес к упрощенной системе налогообложения, в первую очередь, объясняется относительно невысокой налоговой нагрузкой в сравнении с аналогичным показателем при работе с использованием общего режима налогообложения.

     Пути совершенствования практики применения единого налога на вмененный доход принимаются, прежде всего, для того, чтобы привлечь внимание к уплате единого налога на вмененный доход организации и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в сфере розничной торговли, общественного питания, бытового и транспортного обслуживания, то есть таких налогоплательщиков, которые значительную часть расчетов осуществляют в наличной форме, где налоговый контроль значительно затруднен. Изучение практики применения Закона "О едином налоге на вмененный доход" по материалам территориальных органов МНС России позволяет определить положительные и отрицательные стороны и сделать определенные выводы.

    Исходя из региональной практики применения единого налога можно сделать вывод о том, что положительным результатом введения в регионах единого налога является то, что значительно увеличились налоговые поступления от индивидуальных предпринимателей в основном за счет легализации их деятельности, а не за счет увеличения налоговой нагрузки по сравнению с ранее уплаченными ими налогами. Следует отметить положительную особенность единого налога – его уплату авансом, что позволяет проводить жесткое налоговое администрирование и не допускать недоимки по данному виду налога, но это позиция налоговых и финансовых органов. У плательщиков другие соображения. Авансовый характер уплаты налога требует от налогоплательщика наличие определенных ликвидных активов, из которых он должен уплатить налог, прежде чем начать предпринимательскую деятельность.


    3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ


    Наряду с обычным порядком исчисления и уплаты налогов и сборов Налоговым кодексом Российской Федерации введено новое понятие "специальные налоговые режимы".

    "Специальный" - относящийся к роду, виду, частностям, к подробностям предмета...[13]. Таким образом, "специальные налоговые режимы" являются подробностью (институтом) налогового права, которое регулирует определенные правоотношения в целом, а также устанавливает и определяет правовое поле налоговых режимов, имеющих отличия от общего режима налогообложения. Необходимость данного института налогового права обусловлена потребностью регулирования налоговых правоотношений субъектов специальных налоговых режимов.

    Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах (ст. 18 НК РФ).

    Следует отметить, что перечень специальных налоговых режимов, содержащийся в Налоговом кодексе в связи с императивным характером определяющих их норм, является исчерпывающим и может быть дополнен только путем внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.

    Принятием Федерального закона от 29 декабря 2001 г. N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах"[14] законодатель создал систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог), тем самым пополнив перечень специальных налоговых режимов.

    К специальным налоговым режимам относятся:

    ·   система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

    ·   упрощенная система налогообложения;

    ·   система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

    ·   система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

    Наиболее распространенными являются первые три режима из перечисленных.

    Упрощенная система налогообложения - это специальный налоговый режим, который применяться на всей территории Российской Федерации, начиная с 1 января 2003 года, наряду с общепринятой системой налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ ч. II .

    Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ ч. II. Это означает, что организация или предприниматель может самостоятельно выбрать налоговый режим из двух возможных вариантов: общепринятая система налогообложения и упрощенная система налогообложения, при условии соблюдения определенных ограничений, о которых подробно будет рассказано в следующих разделах нашего информационного массива.

    С 2004 года порядок применения специального налогового режима сельскохозяйственными товаропроизводителями существенно изменился.

    С 1 января 2004 года единый сельскохозяйственный налог введен в действие федеральным законом, что означает, закона субъекта Российской Федерации о введении данного налога на его территории не требуется. До 2004 года единый сельхозналог (далее ЕСХН) устанавливался региональными законами.

    Единый сельскохозяйственный налог действует на всей территории России, но переход на специальный режим налогообложения в виде ЕСХН согласно пункту 2 статьи 346.1 НК РФ осуществляется налогоплательщиками в добровольном, а не в принудительном порядке, как это было ранее. Следовательно, сельхозпроизводителям дано право выбора: переходить на уплату сельхозналога или платить налоги в обычном порядке.

    Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.

    Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2004 года №449 «Об отнесении продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы». Согласно перечню, приведенному в приложении к указанному Постановлению, к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, относятся сельскохозяйственная продукция (продукция растениеводства и животноводства) и (или) выращенная рыба (продукция рыбоводства), прошедшие технологические операции переработки для сохранения их качества и обеспечения длительного хранения, используемые в виде сырья в последующей (промышленной) переработке продукции или реализуемые без последующей промышленной переработки потребителям:

    Мясо и мясные продукты;

    Рыба и рыбные продукты переработанные;

    Овощи и фрукты переработанные;

    Растительные и животные масла и жиры;

    Молочные продукты;

    Продукция мукомольной промышленности;

    Пищевые продукты прочие;

    Виноматериалы;

    Солод и другое сырье;

    Сырье для табачного производства;

    Сырье для текстильной промышленности;

    Сырье для производства меховых изделий;

    В целях главы 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) доходы от реализации, для признания индивидуальных предпринимателей сельскохозяйственными товаропроизводителями, определяются в соответствии со статьей 249 НК РФ.

    Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

    Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, которые связаны с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), выраженных в денежной и (или) натуральной формах.

    При этом для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации произведенной ими продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, определяется исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и (или) выращивание рыбы и первичную переработку сельскохозяйственной продукции и (или) рыбы в общей сумме расходов на производство продукции из произведенного ими сельскохозяйственного сырья и (или) выращенной ими рыбы.

    Изучение единого налога на вмененный доход представляет особый интерес в виду реализации реформы местного самоуправления в России в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[15], в связи с происходящим в стране процессом распределения полномочий между уровнями власти и закреплением источников их финансирования.

    С 1 января 2003 года главой 26.3 НК РФ был введен в действие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

    Уплата единого налога для организаций предусматривает замену уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и единого социального налога.

    Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Налоговым кодексом РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    Для индивидуальных предпринимателей помимо перечисленных налогов предприниматель освобождается от налога на доходы физических лиц.

    При этом страховые взносы на обязательное страхование уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с действующим законодательством. А также применение ЕНВД (единого налога на вмененный доход) не освобождает налогоплательщиков от обязанностей по соблюдению законодательно установленного порядка ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах.

    Переход на уплату ЕНВД для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, подлежащие обложению ЕНВД является для этих видов деятельности обязательным. При осуществлении нескольких видов деятельности, облагаемых ЕНВД, учет показателей, необходимых для исчисления налога, должен вестись раздельно по каждому виду. Если помимо деятельности, облагаемой ЕНВД организацией (предпринимателем) осуществляется деятельность, не облагаемая ЕНВД - налогообложение по такому виду деятельности осуществляется в соответствии с иными режимами налогообложения.

    Глава 26.4 НК РФ устанавливает специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и отвечают следующим условиям:

    1.   соглашения заключены после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, в порядке и на условиях, которые определены пунктом 4 статьи 2 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", и признания аукциона несостоявшимся;

    2.   при выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный пунктом 2 статьи 8 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32 процентов общего количества произведенной продукции;

    3.   соглашения предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Показатели инвестиционной эффективности устанавливаются в соответствии с условиями соглашения.

    Установленный главой специальный налоговый режим применяется в течение всего срока действия соглашения.

    При выполнении соглашения, предусматривающего условия раздела произведенной продукции в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", инвестор уплачивает следующие налоги и сборы:

    ·   налог на добавленную стоимость;

    ·   налог на прибыль организаций;

    ·   единый социальный налог;

    ·   налог на добычу полезных ископаемых;

    ·   платежи за пользование природными ресурсами;

    ·   плату за негативное воздействие на окружающую среду;

    ·   водный налог;

    ·   государственную пошлину;

    ·   таможенные сборы;

    ·   земельный налог;

    ·   акциз, за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье, предусмотренное подпунктом 1 пункта 2 статьи 181 настоящего Кодекса.

    Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов в соответствии с настоящей главой по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

    Впервые упрощенная система налогообложения была установ­лена Федеральным законом № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого пред­принимательства» от 29 декабря 1995 г. (далее — Закон № 222-ФЗ)[16].

    Данный Закон установил общие принципы упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства, положе­ния которого были конкретизированы в законах субъектов Россий­ской Федерации.

    Закон № 222-ФЗ был поистине революционным. Впервые у малых предприятий появилось право выбора системы налогообложения. Он позволил заменить сложную систему налогов, уплачиваемых организациями и индивидуальными предпринимателями, единым налогом. Стало возможным вести бухгалтерский учет также по упрощенной форме, в связи с чем отпала необходимость в содержа­нии штата бухгалтеров, что значительно снизило управленческие расходы малых предприятий, позволив направить освободившиеся средства на развитие бизнеса. Кроме того, субъекту Российской Феде­рации предоставлялось право определять ставку единого налога, которая поступает в бюджет субъекта Российской Федерации.

    За последние полгода произошли коренные изменения в зако­нодательстве об упрощенной системе налогообложения. Они каса­ются как организаций и индивидуальных предпринимателей, кото­рые применяют данную систему налогообложения, так и тех, кто только собирается это сделать.

    Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ, а также признании утра­тившими силу отдельных актов законодательства Российской Феде­рацию налогах и сборах» от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ3 с 1 января 2003 г. введена новая глава Налогового кодекса РФ 26.2 «Упрощен­ная система налогообложения». За основу при разработке данной главы Налогового кодекса РФ был взят все тот же Закон № 222-ФЗ, поэтому новая упрощенная система для организаций напоминает действующую[17]. Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них упрощенная система налогообложения изменилась в корне: если до 1 января 2003 г. они уплачивали только стоимость патента, которая являлась заранее установленным фиксированным плате­жом, то с 2003 г. упрощенная система для организаций и индивиду­альных предпринимателей будет практически одинаковой.

    Необходимо учитывать, что Федеральным законом № 191-ФЗ от31 декабря 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса РФ и неко­торые другие акты законодательства Российский Федерации» в главу 26.2 Налогового кодекса РФ были внесены существенные изменения и дополнения[18].

    Изучив историю законодательного закрепления понятия специальных налоговых режимов, можно привести следующие определения, которые в тот или иной период времени можно было дать на основе анализа норм действовавшего законодательства о налогах и сборах:

    1.   специальные налоговые режимы – это система мер налогового регулирования, применяемая в случаях и порядке, установленных НК РФ;

    2.   специальный налоговый режим – это система налогообложения, в соответствии с которой вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена определенной законом совокупности налогов и сборов одним налогом. Установление и введение в действие специальных налоговых режимов не относятся к установлению и введению в действие новых налогов и сборов. Случаи и порядок применения специальных налоговых режимов определяются актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

    3.   специальный налоговый режим – это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном НК РФ.

    Действующая с 1 января 2005 г. редакция ст. 18 НК РФ определяет, что специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, установленных ст.ст. 13–15 НК РФ.

    Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов. А это значит, что они должны обязательно уплачивать в бюджет, как налоговые агенты все налоги, в отношении которых они могут быть налоговыми агентами. В качестве примеров можно привести следующие налоги: налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных работников); налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы, при аренде помещений, собственниками которых являются РФ или г. Москва); налог на прибыль организаций (например, с сумм начисленных и выплаченных дивидендов организациям - учредителям) и т. д.[19]

    Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций («Порядок ведения кассовых операций» (16)) и порядок представления статистической отчетности.

    Упрощенная система налогообложения предусматривает замену уплаты нескольких налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей за налоговый период.

    При этом для организаций, применяющих данный налоговый режим, единый налог заменяет

    ·    налог на прибыль организаций,

    ·    налог на имущество организаций,

    ·    единый социальный налог.

    Для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, единый налог заменяет

    ·    налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности),

    ·    налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности),

    ·    единый социальный налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых предпринимателем в пользу физических лиц.

    Что касается налога на добавленную стоимость, то в соответствии с положениями главы 26.2 НК РФ ч. II организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Таким образом, упрощенцы с 1 января 2003 года уплачивают только так называемый «таможенный НДС» при ввозе импортных товаров на территорию РФ, при этом они должны уплачивать НДС в соответствии с положениями ст. 150, 151 и 152 НК РФ ч. II (1), а также положениями ТК РФ.

    Следует особо отметить, что и организации и индивидуальные предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения, уплачивают:

    ·    страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации в соответствии с Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

    ·    страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Законом РФ «Об обязательном социальном страховании», а также ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование на 2000 год».

    ·    другие обязательные платежи, например платежи за квотирование рабочих мест согласно «Положению о квотировании рабочих мест в городе Москве».

    Кроме того, упрощенцы уплачивают все налоги, не поименованные выше, в соответствии с общепринятым режимом налогообложения. То есть, в случае, если налогоплательщик, перешедший на УСН, является, например, плательщиком налога на рекламу или транспортного налога, то он обязан представлять в ИМНС соответствующую налоговую отчетность по этим налогам, исчислять и уплачивать эти налоги в соответствии с общепринятым режимом налогообложения.

    Упрощенная система налогообложения - это особый налоговый режим, который предназначен для маленьких предприятий и мелких предпринимателей. Законодатель ставит перед собой задачу облегчить положение представителей малого бизнеса. Поэтому переход к данному налоговому режиму имеет целый ряд ограничений. Этому посвящена ст. 346.12. НК РФ ч. II (1)

    Прежде всего, ограничения касаются получаемого налогоплательщиком дохода. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на эту систему налогообложения, доход организации не превысил 15 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж). Индивидуальному предпринимателю такое условие не ставится, ведь, работая по общему налоговому режиму, он представляет отчетность в налоговую службу только по результатам календарного года. Однако, и индивидуальные предприниматели и организации должны помнить, что доход налогоплательщика, применяющего УСН, не может превышать 20 млн. рублей в год, и, принимая решение о переходе на этот налоговый режим, вам необходимо прежде всего оценить доходы, которые будут получены в будущем[20].

    В соответствии с п. 3 ст. 346.12 НК РФ ч. II (1) не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

    ·    организации, имеющие филиалы и (или) представительства (считаем необходимым подчеркнуть, что данное ограничение не относится к организациям, имеющим обособленные подразделения, которые не оформлены в учредительных документах как филиалы и представительства);

    ·    банки;

    ·    страховщики;

    ·    негосударственные пенсионные фонды;

    ·    инвестиционные фонды;

    ·    профессиональные участники рынка ценных бумаг;

    ·    ломбарды;

    ·    организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

    ·    организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

    ·    нотариусы, занимающиеся частной практикой;

    ·    организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

    ·    организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК РФ ч. II (1)

    ·    организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

    ·    организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, превышает 100 человек;

    ·    организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.

    При этом организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 НК РФ ч. II (1) на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.

    Президент подписал Закон от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах, сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации. Закон был принят Государственной Думой 8 июля 2005 года, одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 года.

    В соответствии с данным законом с 1 января 2006 года объем дохода за девять месяцев, позволяющий перейти на упрощенную систему налогообложения, увеличен с 11 до 15 млн. руб. Одновременно с 15 до 20 млн. руб. повышается порог дохода, выше которого находящееся на УСН предприятие уже обязано вернуться на общий режим налогообложения. При этом с 1 января 2007 года сумма дохода будет ежегодно индексироваться на величину инфляции.

    Права применять УСН будут лишены адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, бюджетные учреждения, организации и индивидуальные предприниматели, которые являются участниками договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом. В список организаций, имеющих право перейти на УСН, включены некоммерческие организации и организации потребительской кооперации.

    Итак, ознакомившись со всеми ограничениями, прикинув свой доход, а также налоговые платежи вы пришли к выводу, что вашей организации или Вам, как индивидуальному предпринимателю, пожалуй, стоит перейти на УСН. Ведь ни для кого не секрет, что данный налоговый режим минимизирует налоговые платежи, упрощает учет и отчетность предприятия и предпринимателя и это далеко еще не все его преимущества.

    Однако хотим предупредить налогоплательщиков об одном подводном камне, на который вы можете наткнуться. Помните, что, перейдя на упрощенную систему налогообложения, вы станете выпускать товары, оказывать услуги либо производить работы без налога на добавленную стоимость. Если потребителями ваших товаров, работ, услуг являются плательщики НДС, то они могут отказаться от вашей продукции «без НДС». Ведь им нечего будет поставить к вычету. Если же потребителями ваших товаров, работ, услуг являются физические лица или организации, сами не являющиеся плательщиками НДС, то проблем с данным вопросом не будет. Ведь в конечном итоге такого покупателя интересует только цена товара, работы или услуги.

    В 2008 года в главу 26.2 «УСН» Налогового кодекса были внесены изменения (ФЗ от 22.07.2008 г. № 155-ФЗ, ФЗ от 24.11.2008 г. № 208-ФЗ, ФЗ от 26.11.2008 № 224-ФЗ).

    Прежде всего, на 2009 год определен новый коэффициент-дефлятор (Приказ Минэкономразвития России от 12.11.2008 г. № 395 «Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения»). Коэффициент-дефлятор для целей УСН равен 1,538, следовательно: организации имеют право перейти на УСН с 1 января 2010 года, если их доход за 9 месяцев 2009 года не превысит 23 070 000 руб. (15 000 000 х 1,538); организации и индивидуальные предприниматели обязаны вернуться на общий режим налогообложения, если в 2009 году их доход превысит 30 760 000 руб. (20 000 000 х 1,538).

    Федеральным законом от 26.11.2008 года № 224-ФЗ установлено, что если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).

    С 2009 года изменился порядок сдачи налоговых деклараций - с 01.01.2009 года применяющие УСН налогоплательщики не представляют декларации и расчеты по итогам отчетного периода. Эти изменения касаются единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (ст. 346.23 НК РФ), транспортного налога (ст. 363.1 НК РФ) и земельного налога (ст. 398 НК РФ). Но необходимо отметить, что авансовые платежи по данным налогам уплачиваются по итогам отчетного периода в прежнем порядке.

    Федеральным законом от 24.11.2008 года № 208-ФЗ налогоплательщикам, применяющим УСН, предоставлено право ежегодно с начала нового налогового периода изменять ранее выбранный объект налогообложения, при условии уведомления об этом налоговых органов не позднее 20 декабря года, предшествующего году осуществления перехода. ФЗ вступает в силу с 01.01.2009 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2008 года.

    С 2009 года введены новые правила для предпринимателей, применяющих УСН на основе патента. В ст. 346.25.1 НК РФ внесены поправки, позволяющие расширить сферу применения УСН на основе патента. Среди основных изменений назовем некоторые.
    - Расширен список видов деятельности, при которых возможно применение УСН на основе патента (подпункты 62-69 п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ). В это список вошли: услуги общественного питания, занятия частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью, осуществление частной детективной деятельности. Также в этот перечень вошли некоторые виды деятельности, связанные с сельскохозяйственным производством.

    - Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН на основе патента, имеют право привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера. Среднесписочная численность таких сотрудников не должна превышать за налоговый период пять человек (п. 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ). Если индивидуальный предприниматель нарушит это требование, то он утрачивает право на применение УСН на основе патента (п. 2.2. ст. 346.25.1 НК РФ).

    - Изменен срок, на который выдается патент. Ранее патент выдавался по выбору налогоплательщика на квартал, шесть месяцев, девять месяцев, календарный год. С 2009 года налогоплательщику предоставлено право применять УСН на основе патента, выданного на срок от одного до двенадцати месяцев (п. 4 ст. 346.25.1 НК РФ).

    - С 2009 года предусмотрено, что если индивидуальный предприниматель состоит на налоговом учете в одном субъекте РФ, а заявление на получение патента подает в налоговый орган другого субъекта РФ, то вместе с заявлением на получение патента индивидуальный предприниматель должен подать заявление о постановке на учет (п. 5 ст. 346.25.1 НК РФ).

    - До 2009 года субъекты РФ определяли конкретные перечни видов предпринимательской деятельности, по которым можно применять УСН на основе патента. Теперь субъекты РФ могут лишь вводить УСН на основе патента в целом (по всем видам деятельности) либо не вводить вовсе (п. 3 ст. 346.25.1 НК РФ).

    С 2009 года правила перехода с упрощенной системы налогообложения на общий режим уточнены в части расчета остаточной стоимости основных средств (п. 3. ст. 346.16 НК РФ). При переходе на иные режимы налогообложения (кроме ЕНВД) налогоплательщик должен рассчитать остаточную стоимость основных средств путем уменьшения стоимости основных средств (остаточной стоимости), приобретенных (созданных) в период применения УСН (до перехода на УСН), на сумму расходов, определяемую за период применения УСН в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ. С 2009 года в НК РФ нет норм, регулирующих определение остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, приобретенных во время применения УСН, расходы на которые не были полностью списаны.

    Одним из самых благоприятных изменений при применении УСН можно считать изменения в правилах признания расходов на сырье и материалы. С 2009 года налогоплательщики, применяющие УСН, имеют право учесть расходы на сырье и материалы сразу после оплаты, при этом факт передачи в производство не имеет значения (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

    С 2009 года нормирование суточных и полевого довольствия более не применяется (пп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), но суммы выплат, превышающие 700 руб. за каждый день командировки внутри страны и 2500 руб. за каждый день загранкомандировки, облагаются НДФЛ.

    С 2009 года снято ограничение на перенос убытков по итогам налогового периода (п. 7 ст. 346.18 НК РФ). Налогоплательщики вправе учесть всю сумму убытков, понесенных по результатам прошлых налоговых периодов. При этом перенос убытков должен быть осуществлен в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен убыток.
    Налогоплательщики, применяющие УСН, получили право признать расходы на обязательное страхование ответственности, т.е. ОСАГО и иные обязательные страховые платежи можно учитывать в составе расходов (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

    В 2009 году решен спорный вопрос – облагаются ли налогом на прибыль дивиденды, полученные организацией, применяющей УСН. Внесенные с 2009 года поправки в п. 2 ст. 346.11 и п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ окончательно установили, что организации, применяющие УСН, признаются плательщиками налога на прибыль в отношении полученных дивидендов. Такое же правило предусмотрено и в отношении индивидуальных предпринимателей – доходы, полученные от долевого участия в организациях, облагаются НДФЛ по ставке, установленной п. 4 ст. 224 НК РФ, п. 3 ст. 346.11 и п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ.

    Внесены изменения в перечень доходов. Не попадают под УСН доходы организаций, указанные в п. 4 ст. 284 НК РФ, в том числе доходы в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям. Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, будут уплачивать НДФЛ с доходов, облагаемых по ставкам, установленным п.п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ (к этим доходам относятся материальная выгода от экономии на процентах; процентные доходы по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в ст. 214.2 НК РФ).


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:

    1. Залогом устойчивого и поступательного развития экономики во всех развитых странах является наличие широкого слоя частных предпринимателей и малых предприятий. Традиционно наибольшее их количество присутствует в таких сферах, как бытовое обслужи­вание, торговля, производство продуктов питания. Частные пред­приниматели и малые предприятия являются наиболее мобильной частью субъектов рыночных отношений, которая быстро реагирует на потребности рынка и имеет возможность приспосабливаться к его быстро меняющимся условиям.

    Опыт ведущих мировых государств показывает, что малому предпринимательству принадлежит значительная роль в экономике, в насыщении рынка разнообразными товарами и услугами. Вместе с тем следует отметить, что эта часть участников экономических отношений является и самой незащищенной.

    Деятельность субъектов малого бизнеса во многом зависит от государства. Без специальных мер государственной поддержки малого предпринимательства развитие малого бизнеса невозможно.

    Введение специального налогового режима, предусмотренного ст. 18 Налогового кодекса РФ, в виде упрощенной системы налого­обложения направлено именно на реализацию положений Феде­рального закона «О государственной поддержке малого предпри­нимательства».

    2. Налоговый режим обладает следующими признаками:

    ·   имеет нормативное правовое закрепление;

    ·   имеет целью определенным образом регламентировать такой вид общественных отношений, как налоговые отношения;

    ·   представляет собой порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;

    ·   налоговый режим создает конкретную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов налогового права.

    Единый налог, уплачиваемый при упрощенной системе налогообложения, а также единый сельскохозяйственный налог могут быть отнесены к федеральным налогам.

    Единый налог на вмененный доход может быть отнесен к числу местных налогов. В качестве особенностей его применения следует назвать условия освобождения лиц, уплачивающий данных налог, от налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), налога на имущество организаций (налога на имущество физических лиц), единого социального налога.

    3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) и упрощенная система налогообложения (УСН) начали применяться сравнительно недавно. Положения главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), посвященные ЕНВД, заменили действовавший до 1 января 2003 года Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

    Специальный налоговый режим в виде УСН введен с 1 января 2003 года главой 26.2 НК РФ. Этот налоговый режим сменил применявшуюся до вышеуказанной даты систему, установленную Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". В качестве плательщиков УСН и ЕНВД, как правило, выступают субъекты малого предпринимательства, деятельность которых связана с предоставлением услуг населению. Увеличение количества малых предприятий, улучшение их финансового состояния являются шагом на пути формирования рыночной среды, обеспечения условий для экономического роста и на этой основе повышения благосостояния населения. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что без весомой государственной поддержки малого предпринимательства, выработки оптимальных инструментов налогового регулирования его деятельности невозможно обеспечить быстрыми темпами развитие малых предприятий, сформировать эффективно функционирующую налоговую систему.


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


    1.   Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ, а также признании утра­тившими силу отдельных актов законодательства Российской Феде­рацию налогах и сборах» от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ3

    2.   Федеральный закон № 191-ФЗ от31 декабря 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса РФ и неко­торые другие акты законодательства Российский Федерации»

    3.   Федеральный закон № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого пред­принимательства» от 29 декабря 1995 г

    4.   Аронов А.В., Кашин В.А., Налоговая политика и налоговое администрирование, Изд. Экономистъ, 2008. С. 129.

    5.   В определение сегмента СМБ единства не предвидится/ Э. Ершова// CNews Analytics [Электронный ресурс]. – Режим доступа: #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"_Toc253046518">ПРИЛОЖЕНИЯ

    Приложение 1.

    Классификация субъектов Российской Федерации по уровню развития малого предпринимательства

    Приложение 2.

    Данные исследования на базе обследования Консультативной службы по иностранным инвестициям (FIAS, Группа Всемирного банка) в 2005-2008гг


    Доля, считающих, что проблема большая или непреодолимая.

    Рис. 1. Проблемные административные барьеры бизнеса находятся в ведении

    муниципалитетов


    Рис. 2. Чем удаленней территория, тем меньше нейтрально настроенных и большей критике подвергается местная власть


    Рис. 3. Способы решения конфликтов с местной властью различны

    Рис. 4. Причины необращения в суд



    [1] Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определений// Вопросы экономики. — 2008. - №7.

    [2] Трансформация систем налогообложения малого бизнеса в западных странах/ Варакса Н.Н.// Управленческий учет. – 2009. - №1.

    [3] В определение сегмента СМБ единства не предвидится/ Э. Ершова// CNews Analytics [Электронный ресурс]. – Режим доступа: #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] Социальная значимость малого бизнеса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Кузнецова В.А. Индивидуальный предприниматель: учет, регистрация, налогообложение. – М., 2008. С. 107.

    [6] Кропивко М.Д. Индивидуальный предприниматель: учет, отчетность, налогообложение. – М., 2009. С.43.

    [7] Информационно-аналитическое Агенство bishelp.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: #"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8] Кузнецова В.А. Индивидуальный предприниматель: учет, регистрация, налогообложение. – М., 2008. С. 117.

    [9] Кропивко М.Д. Индивидуальный предприниматель: учет, отчетность, налогообложение. – М., 2009. С. 56.

    [10] Кузнецова В.А. Индивидуальный предприниматель: учет, регистрация, налогообложение. – М., 2008.

    [11] Кропивко М.Д. Индивидуальный предприниматель: учет, отчетность, налогообложение. – М., 2009. С. 100.

    [12] Кузнецова В.А. Индивидуальный предприниматель: учет, регистрация, налогообложение. – М., 2008. С. 122.

    [13] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М.: Рус. яз., 1999. Т. 4. С. 290.

    [14] Российская газета. N 255. 30.12.2001

    [15] Текст опубликован в СЗ РФ от 6 октября 2003 г., N 40, ст. 3822.

    [16] Федеральный закон № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого пред­принимательства» от 29 декабря 1995 г

    [17] Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ, а также признании утра­тившими силу отдельных актов законодательства Российской Феде­рацию налогах и сборах» от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ3

    [18] Федеральный закон № 191-ФЗ от31 декабря 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса РФ и неко­торые другие акты законодательства Российский Федерации»

    [19] Аронов А.В., Кашин В.А., Налоговая политика и налоговое администрирование, Изд. Экономистъ, 2008. С. 129.

    [20] Майбуров И. А., ред., Налоги и налогообложение, Изд. ЮНИТИ, 2007. С. 205.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Правовое регулирование налогообложения хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства в рф в условиях финансового кризиса ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.