Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Правовой механизм налогообложения субъектов малого предпринимательства

  • Вид работы:
    Другое по теме: Правовой механизм налогообложения субъектов малого предпринимательства
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:55:58
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:


    Содержание

    Введение............................................................................................................................................. 3

    1. Упрощенная система налогообложения...................................................................................... 4

    2. Единый сельскохозяйственный налог........................................................................................ 22

    Заключение....................................................................................................................................... 31

    Список литературы.......................................................................................................................... 33

     

     


    Введение


    Дальнейшее разграничение полномочий между органами власти всех уровней в результате осуществления административной реформы увеличивает объем полномочий органов регионального и местного самоуправления по решению вопросов территориального значения. Финансирование органами местного самоуправления новых полномочий влечет за собой увеличение расходных обязательств их бюджетов.

    Между тем доходы большинства местных бюджетов не соответствуют их потребностям на реализацию закрепленных за ними полномочий. Положение усугубляется еще и тем, что в результате реформирования системы налогообложения уровень налоговой автономии региональной власти и органов местного самоуправления понизился. Их полномочия по регулированию региональных и местных налогов ограничиваются установлением размера ставок в пределах, определенных федеральным законодательством, сроков уплаты и дополнительных налоговых льгот.

    Общая система налогообложения предполагает исчисление и уплату физическим лицом с доходов от своей предпринимательской деятельности ряда налогов. Прежде всего, при общем режиме налогообложения предприниматели являются плательщиками налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ). Правила расчета и уплаты НДФЛ изложены в главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) «Налог на доходы физических лиц».

    Кроме того, предприниматели обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы (если осуществляют определенные операции с подакцизными товарами), единый социальный налог (ЕСН) и взносы на обязательное пенсионное страхование с сумм, выплачиваемых наемным работникам, а также ЕСН со своих доходов. Если предприниматель является работодателем, то он перечисляет страховые взносы и в Фонд социального страхования Российской Федерации.

    Особенностью налогообложения предпринимателей является то, что в законодательстве индивидуальные предприниматели, с одной стороны, рассматриваются в качестве самостоятельных плательщиков НДФЛ, ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование, а с другой - в качестве налоговых агентов, то есть лиц, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет указанных налогов у физических лиц.


    1. Упрощенная система налогообложения


    Впервые упрощенная система налогообложения была установ­лена Федеральным законом № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого пред­принимательства» от 29 декабря 1995 г. (далее — Закон № 222-ФЗ)[1].

    Данный Закон установил общие принципы упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства, положе­ния которого были конкретизированы в законах субъектов Россий­ской Федерации.

    Закон № 222-ФЗ был поистине революционным. Впервые у малых предприятий появилось право выбора системы налогообложения. Он позволил заменить сложную систему налогов, уплачиваемых организациями и индивидуальными предпринимателями, единым налогом. Стало возможным вести бухгалтерский учет также по упрощенной форме, в связи с чем отпала необходимость в содержа­нии штата бухгалтеров, что значительно снизило управленческие расходы малых предприятий, позволив направить освободившиеся средства на развитие бизнеса. Кроме того, субъекту Российской Феде­рации предоставлялось право определять ставку единого налога, которая поступает в бюджет субъекта Российской Федерации.

    За последние полгода произошли коренные изменения в зако­нодательстве об упрощенной системе налогообложения. Они каса­ются как организаций и индивидуальных предпринимателей, кото­рые применяют данную систему налогообложения, так и тех, кто только собирается это сделать.  

    Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ, а также признании утра­тившими силу отдельных актов законодательства Российской Феде­рацию налогах и сборах» от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ3 с 1 января 2003 г. введена новая глава Налогового кодекса РФ 26.2 «Упрощен­ная система налогообложения». За основу при разработке данной главы Налогового кодекса РФ был взят все тот же Закон № 222-ФЗ, поэтому новая упрощенная система для организаций напоминает действующую[2]. Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них упрощенная система налогообложения изменилась в корне: если до 1 января 2003 г. они уплачивали только стоимость патента, которая являлась заранее установленным фиксированным плате­жом, то с 2003 г. упрощенная система для организаций и индивиду­альных предпринимателей будет практически одинаковой.


    Необходимо учитывать, что Федеральным законом № 191-ФЗ от31 декабря 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса РФ и неко­торые другие акты законодательства Российский Федерации» в главу 26.2 Налогового кодекса РФ были внесены существенные изменения и дополнения[3].

    Изучив историю законодательного закрепления понятия специальных налоговых режимов, можно привести следующие определения, которые в тот или иной период времени можно было дать на основе анализа норм действовавшего законодательства о налогах и сборах:

    1) специальные налоговые режимы – это система мер налогового регулирования, применяемая в случаях и порядке, установленных НК РФ;

    2) специальный налоговый режим – это система налогообложения, в соответствии с которой вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена определенной законом совокупности налогов и сборов одним налогом. Установление и введение в действие специальных налоговых режимов не относятся к установлению и введению в действие новых налогов и сборов. Случаи и порядок применения специальных налоговых режимов определяются актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

    3) специальный налоговый режим – это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном НК РФ.

    Действующая с 1 января 2005 г. редакция ст. 18 НК РФ определяет, что специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, установленных ст.ст. 13–15 НК РФ.

    Упрощенная система налогообложения – это специальный налоговый режим, который применяться на всей территории Российской Федерации, начиная с 1 января 2003 года, наряду с общепринятой системой налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ ч. II.

    Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ ч. II. Это означает, что организация или предприниматель может самостоятельно выбрать налоговый режим из двух возможных вариантов: общепринятая система налогообложения и упрощенная система налогообложения, при условии соблюдения определенных ограничений, о которых подробно будет рассказано в следующих разделах нашего информационного массива.

    Упрощенная система налогообложения предусматривает замену уплаты нескольких налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей за налоговый период.

    При этом для организаций, применяющих данный налоговый режим, единый налог заменяет

    ·  налог на прибыль организаций,

    ·  налог на имущество организаций,

    ·  единый социальный налог.

    Для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, единый налог заменяет

    ·  налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности),

    ·  налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности),

    ·  единый социальный налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых предпринимателем в пользу физических лиц[4].

    Что касается налога на добавленную стоимость, то в соответствии с положениями главы 26.2 НК РФ ч. II организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Таким образом, упрощенцы с 1 января 2003 года уплачивают только так называемый «таможенный НДС» при ввозе импортных товаров на территорию РФ, при этом они должны уплачивать НДС в соответствии с положениями ст. 150, 151 и 152 НК РФ ч. II, а также положениями ТК РФ[5].

    Следует особо отметить, что и организации и индивидуальные предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения, уплачивают:

    ·  страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации в соответствии с Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

    ·  страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Законом РФ «Об обязательном социальном страховании», а также ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование на 2000 год».

    ·  другие обязательные платежи, например платежи за квотирование рабочих мест согласно «Положению о квотировании рабочих мест в городе Москве».

    Кроме того, упрощенцы уплачивают все налоги, не поименованные выше, в соответствии с общепринятым режимом налогообложения. То есть, в случае, если налогоплательщик, перешедший на УСН, является, например, плательщиком налога на рекламу или транспортного налога, то он обязан представлять в ИМНС соответствующую налоговую отчетность по этим налогам, исчислять и уплачивать эти налоги в соответствии с общепринятым режимом налогообложения[6].

    Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов. А это значит, что они должны обязательно уплачивать в бюджет, как налоговые агенты все налоги, в отношении которых они могут быть налоговыми агентами. В качестве примеров можно привести следующие налоги: налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных работников); налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы, при аренде помещений, собственниками которых являются РФ или г. Москва); налог на прибыль организаций (например, с сумм начисленных и выплаченных дивидендов организациям - учредителям) и т. д.

    Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций («Порядок ведения кассовых операций») и порядок представления статистической отчетности[7].

    Президент подписал Закон от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах, сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации. Закон был принят Государственной Думой 8 июля 2005 года, одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 года.

    В соответствии с данным законом с 1 января 2006 года объем дохода за девять месяцев, позволяющий перейти на упрощенную систему налогообложения, увеличен с 11 до 15 млн. руб. Одновременно с 15 до 20 млн. руб. повышается порог дохода, выше которого находящееся на УСН предприятие уже обязано вернуться на общий режим налогообложения. При этом с 1 января 2007 года сумма дохода будет ежегодно индексироваться на величину инфляции[8].

    Если организация выбрала упрощенную систему налогообложения, то вести учет своей хозяйственной деятельности она может, не применяя правил бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов.

    Данное положение зафиксировано в пункте 3 статьи 4 закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» - «Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. При этом организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете[9]».

    Таким образом, предприятие, применяющее упрощенную систему налогообложения, ведет свой учет, так, как зафиксирует в своей учетной политике.

    В налоговом планировании особое место занимает использование упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства.

    Решение о переходе юридического лица на единый налог принимается добровольно и должно быть обоснованным и мотивированным. Основной фактор, влияющий на принятие такого решения, — экономическая целесообразность, которая определяется по снижению совокупных налоговых платежей вследствие смены системы налогообложения. Однако фактор минимизации налогового давления не единственный и не всегда определяющий. Так, иногда переход на единый налог может привести даже к увеличению налоговых платежей и все равно решение о переходе принимается[10].

    Принимая решение об упрощенной системе налогообложения юридические лица должны определить, насколько целесообразен данный переход. Решение этой проблемы зависит от сферы деятельности предприятия, осуществляемых хозяйственных операций, ожидаемого экономического эффекта и даже от субъективных факторов (склонности к риску лица, принимающего решение, умения комплексно оценить последствия перехода и т. п.).

    Эта задача многофакторная, а факторы, влияющие на оценку целесообразности применения той или иной системы налогообложения, носят не только количественный, но и качественный характер. Поэтому для его решения, наряду с сугубо количественными методами анализа, нужно использовать качественные методы оценки и логический анализ[11].

    В любом случае при принятии решения об использовании альтернативных систем налогообложения необходимо тщательно проанализировать их преимущества и недостатки с максимально возможным учетом специфики работы субъекта предпринимательской деятельности в будущем.

    Совокупность налогов, уплачиваемых субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, определяется организационно-правовой формой:

    Таблица 1

    Организации

    Индивидуальные предприниматели

    1. Уплата стоимости патента на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, 680 рублей в год (пп.1 ст.4 областного закона от 24.11.2000 № 35-ОЗ)

    1. Уплата годовой стоимости патента на занятие определенным видом деятельности (стоимость патентов в зависимости от вида деятельности установлена в пп.2 ст.4 областного закона от 24.11.2000 № 35-ОЗ)

    2. Уплата единого налога по результатам хозяйственной деятельности: 8,33% от валовой выручки (3,33% - в федеральный бюджет, 5% - в областной и местный)

    2. Налог на добавленную стоимость

    3. Единый социальный налог (гл. 24 НК РФ), отчисляемый в размере 35,6% от фонда оплаты труда

    3. Единый социальный налог (гл. 24 НК РФ), отчисляемый как:

    35,6% от фонда оплаты труда работников

    22,8% от 1/10 части выручки

    4. По мере возникновения обязательств уплачиваются также:

    таможенные платежи

    государственные пошлины

    налог на приобретение автотранспортных средств

    лицензионные сборы



    Под валовой выручкой понимается сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной ценны имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.

    Так как налоговым периодом при упрощенной системе налогообложения является квартал, то уплата единого налога с валовой выручки для налогоплательщиков - организаций и уплата годовой стоимости патента для налогоплательщиков - предпринимателей производится ежеквартально.

    Для организаций уплата единого налога по результатам хозяйственной деятельности должна быть произведена до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. До 20 числа организация обязана предоставить расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента, а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием полученной за отчетный период валовой выручки. При этом организация представляет также для проверки патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа)[12].

    Статьёй 346.20 Налогового кодекса РФ устанавливаются следующие налоговые ставки по Единому налогу, взимаемому в связи с применением Упрощённой системы налогообложения (УСН):

    6 %, если объектом налогообложения являются доходы,

    15%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

    С 1 января 2009 года законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

    Следующие условия являются необходимыми, но не достаточными для перехода на упрощённую схему налогообложения:

    - средняя численность работников в организации или у индивидуального предпринимателя за налоговый период, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, не превышает 100 человек;

    - по итогам девяти месяцев года, в котором подаётся заявление о переходе на упрощённую систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьёй 248 НК РФ, не превысил 15 млн. рублей (указанная предельная величина доходов организации подлежит индексации на коэффициенты-дефляторы, ежегодно публикуемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации).

    Некоторые организации и ИП не могут перейти на УСН, так как попадают в категорию лиц, перечисленных в пункте 3 статьи 346.12.

    Объект налогообложения – доходы

    1.   Определяется налоговая база = сумма учитываемых доходов за отчетный (налоговый период).

    2.   Определяется первоначальная сумма налога = налоговая база (п. 1) х 6%.

    3.   Определяется сумма уплаченных взносов на ОПС.

    - Если первоначальная сумма налога (п. 2) х 50% > суммы уплаченных взносов на ОПС (п. 3), тогда сумма вычета = сумма взносов (п. 3).

    - Если первоначальная сумма налога (п. 2) х 50% < суммы уплаченных взносов на ОПС (п. 3), тогда сумма вычета = первоначальная сумма налога (п. 2) х 50%.

    4.   Определяется сумма пособий по временной нетрудоспособности = общая сумма выплаченных пособий – сумма, возмещаемая ФСС РФ.

    5.   Определяется сумма налога, подлежащая доплате в бюджет = первоначальная сумма налога (п. 2) – сумма вычета (п. 3.1 или п. 3.2) - сумма пособий по временной нетрудоспособности (п. 4) – сумма налога за предыдущий период.

    Объект налогообложения – доходы минус расходы отчетный период

    1. Определяется налоговая база = сумма учитываемых доходов - сумма учитываемых расходов за отчетный период.

     1.1 Если налоговая база (п. 1) > 0, первоначальная сумма налога = налоговая база (п. 1) х 15% (или льготная ставка).

     1.2 Если налоговая база (п. 1) < 0, налог не уплачивается.

    2. Определяется сумма налога, фактически уплаченная за предыдущие отчетные периоды. 3. Определяется сумма налога, подлежащая доплате в бюджет = первоначальная сумма налога (п. 1.1) - сумма налога, фактически уплаченная за предыдущие отчетные периоды (п. 2).

     3.1. Если сумма налога, подлежащая доплате в бюджет > 0 : платим.

     3.2. Если сумма налога, подлежащая доплате в бюджет < 0 : не платим.

    Объект налогообложения – доходы минус расходы налоговый период

    1. Определяется налоговая база = сумма учитываемых доходов - сумма учитываемых расходов за налоговый период.

    2. Определяется сумма минимального налога = доходы х 1%.

    - Если налоговая база (п. 1) < 0, уплате в бюджет подлежит сумма минимального налога (п. 2). (Сумма авансовых платежей, фактически уплаченных за предыдущие отчетные периоды, подлежит зачету в счет уплаты минимального налога по заявлению плательщика).

    - Если налоговая база (п. 1) > 0, тогда:

    3. Определяется первоначальная сумма налога = налоговая база (п. 1) х 15%.

    - Если сумма минимального налога (п. 2) > первоначальной суммы налога (п. 3), уплате в бюджет подлежит сумма минимального налога (п. 2). (Сумма авансовых платежей, фактически уплаченных за предыдущие отчетные периоды, подлежит зачету в счет уплаты минимального налога по заявлению плательщика).

    - Если сумма минимального налога (п. 2) < первоначальной суммы налога (п. 3), тогда сумма налога = первоначальная сумма налога (п. 3).

    4. Определяется сумма налога, фактически уплаченная за предыдущие отчетные периоды.

    5. Определяется сумма налога, подлежащая доплате в бюджет = первоначальная сумма налога (п. 3) - сумма налога, фактически уплаченная за предыдущие отчетные периоды (п. 4).

    - Если сумма налога, подлежащая доплате в бюджет > 0 : платим.

    - Если сумма налога, подлежащая доплате в бюджет < 0 : не платим.

    Использование упрощенной системы налогообложения значительно снижает налоговое бремя налогоплательщика, что обуславливает стремление предприятий и индивидуальных предпринимателей перейти на этот специальный режим.

    Подтвердить данный вывод можно путем сравнения результатов применения УСН и общепринятой системы на примере предприятия (таблица 2).

    Таблица 2

    Сравнительная характеристика применения УСН и общего режима налогообложения на предприятии ООО Гидромонтаж; за 2008 г. в руб.

    Налоговые платежи и взносы

    Общий режим налогообложения

    Упрощенная система налогообложения

    предприятие является плательщиком НДС *

    предприятие не является плательщиком НДС

    в качестве объекта налогообложения выбран доход

    в качестве объекта налогообложения выбран доход –расход

    Налог на прибыль организаций

    101 838

    51 690

    -

    -

    НДС

    233 357

    -

    -

    -

    Налог на имущество организаций

    450

    534

    -

    -

    Единый социальный налог

    133 143

    133 143

    -

    -

    единый налог при УСН

    -

    -

    98 598
    (за вычетом взносов на ОПС)

    25 883
    (минимальный налог)

    Страховые взносы на ОПС **

    -

    -

    56700
    (менее 50% от единого налога)

    56700

    Страховой взнос на травматизм***

    4 609

    4 609

    -

    -

    Транспортный налог

    -

    -

    -

    -

    Итого налоговых платежей и взносов

    473 397

    189 976

    155 298

    82 583

    * - НДС -  Налог на добавленную стоимость, налогоплательщики могут быть освобождены от уплаты этого налога при соблюдении правил, установленных ст. 145.

    ** - ОПС – Обязательное пенсионное страхование

    *** - Страховой взнос на травматизм – взнос по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Представим полученные результаты в виде графика (рис. 3)

    Рис. 1. Налоговая нагрузка при различных налоговых режимах


    ·   ОРНО с НДС – Общий режим налогообложения с уплатой НДС.

    ·   ОРНО без НДС - Общий режим налогообложения с учетом возможности использования льготы по НДС, установленной ст. 145 НК РФ.

    ·   УСН 6% - Упрощенная система налогообложения при выборе в качестве объекта налогообложения доходов.

    ·   УСН 15% - Упрощенная система налогообложения при выборе в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов.

    Проанализировав график и сравнив полученные результаты, можно сделать вывод, что самая минимальная нагрузка возникает при применении предприятием упрощенной системы налогообложения с выбором в качестве объекта налогообложения – доход, уменьшенный на величину расходов (УСН 15%). Следующим оптимальным режимом является УСН при выборе объекта дохода (УСН 6%). Для данного  предприятия наиболее выгоден режим УСН с выбором объекта доход - расход, но бывают такие ситуации, когда налоговая нагрузка ниже при использовании УСН с выбором объекта доход. Это возможно при достаточно низких и незначительных расходах либо в случае, если расходы организации не подходят под жестко установленный налоговым законодательством перечень расходов.

    Самая высокая налоговая нагрузка при выборе общего режима налогообложения. Хотя при условии, что используется льгота по НДС, налоговая нагрузка по сравнению с нагрузкой при общем режиме с уплатой НДС снижается более чем в два раза.

    Таким образом, можно резюмировать, что упрощенная система – это один из способов поддержки малого бизнеса в Российской Федерации. Однако постоянные изменения налогового законодательства усложняют попытки создать новое дело или поднять только организованный бизнес.

    С 1 января 2008 года глава 26.2 Налогового кодекса об упрощенной системе налогообложения действует в новой редакции. Часть внесенных в нее изменений носит принципиальный характер, другие же являются скорее техническими. А некоторые нововведения наконец устранили ряд неясностей и противоречий, имевших место в «упрощенной» главе.

    Прежде всего, остановимся на поправках, внесенных в статью 346.12 НК РФ о плательщиках единого налога. Ранее действовал запрет на применение «упрощенки» иностранными фирмами, которые имеют филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации. Теперь же переходить на УСН запрещено всем без исключения зарубежным организациям (пп. 18 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Напомним, что к таковым Налоговый кодекс относит иностранных юридических лиц, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью и созданные в соответствии с зарубежным законодательством, международные организации, а также их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (п. 2 ст. 11 НК РФ).

    Благодаря поправке, внесенной в пункт 4 статьи 346.12 НК РФ, окончательно устранена неясность по поводу того, какую сумму дохода должны оценивать «вмененщики», которые хотят одновременно применять УСН. Дело в том, что представители финансового и налогового ведомств неоднократно настаивали в своих разъяснениях на суммировании поступлений от «вмененной» и прочей деятельности. Они утверждали, что коммерсант вправе стать «совместителем» режимов, только если эта сумма не превышает лимита перехода на «упрощенку». Теперь же в кодексе четко указано, что сравнивать полученный за 9 месяцев доход с предельно допустимой величиной потенциальный «упрощенец» должен исходя только из поступлений от деятельности на общем режиме.

    Между тем, «упрощенные» ограничения по средней численности работников и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов необходимо будет по-прежнему определять исходя из всех видов деятельности, которые ведет фирма.

    Причем по новым правилам информацию о величине этих показателей на 1 октября текущего года нужно сообщать инспекторам при переходе на «упрощенку» наряду со сведениями о 9-месячном доходе (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

    Есть среди «упрощенных» поправок и не очень радостные вести для участников простых товариществ. Как известно, они могут платить единый налог исключительно с разницы между доходами и расходами (п. 3 ст. 346.14 НК РФ). Поэтому если фирма, которая платит «упрощенный» налог с доходов, станет участником совместной деятельности, от применения спецрежима ей придется отказаться. Перейти на уплату всех «общих» налогов нужно будет, начиная с квартала, в котором компания вошла в состав простого товарищества (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

    Впрочем, финансисты уже давно настаивают именно на таких последствиях для плательщиков единого «доходного» налога при их вступлении в товарищества (см., например, письмо Минфин России от 01.08.2006 № 03-11-02/169). И это вполне логично, если учесть, что платить налог с доходов «упрощенцы»-«товарищи» не вправе. Таким образом, внесенное изменение лишь упорядочило связанные с данной нормой положения кодекса.

    Внесенные поправки прояснили еще один довольно проблемный момент «упрощенного» налогообложения. Пользователи этого спецрежима применяют кассовый метод учета доходов и расходов. Поэтому полученные от покупателей суммы авансов они обязаны включать в доходы по факту поступления денег. Из прежней редакции пункта 1 статьи 346.17 НК РФ, устанавливающего данную норму, не следовало ответа на весьма практический вопрос. А именно: как и когда нужно отражать в учете предоплату, которую «упрощенец» вынужден был вернуть покупателю.

    Разъяснения Минфина по данному вопросу, к сожалению, единообразием не радовали. Финансисты предлагали различные варианты: от снижения доходов в периоде получения аванса до полного запрета корректировать «доходную» часть учета на сумму возврата. «Победила» в итоге наиболее ранняя точка зрения финансовых специалистов (письмо Минфина России от 28 апреля 2003 года № 04-02-05/3/39). В упомянутом пункте кодекса теперь четко указано, что при возврате предоплаты на ее сумму нужно уменьшать доходы того периода, в котором деньги были перечислены покупателю. Таким образом, ни подавать «уточненку», ни пересчитывать прошлые доходы в такой ситуации «упрощенцам» больше не придется.

    Не обошли вниманием законодатели и «расходную» часть единого «упрощенного» налога. Изменения коснулись как закрытого перечня затрат, которые спецрежимники вправе учитывать при налогообложении, так и порядка признания некоторых расходов. Причем действие большей части нововведений, вступивших в силу в январе текущего года, распространяется и на прошлый. То есть их необходимо учитывать при составлении декларации за 2007 год.

    Список «разрешенных» к налоговому учету УСН-расходов заметно расширен. Прежде всего его пополнили затраты на модернизацию, реконструкцию, достройку, дооборудование и техническое перевооружение основных средств. Напомним, что в прежней редакции кодекса было оговорен лишь учет расходов на покупку и постройку таких объектов (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Впрочем, финансисты давно перестали возражать против снижения «упрощенного» налога на сумму затрат по «усовершенствованию» активов (см., например, письма Минфина России от 26 октября 2006 г. № 03-11-04/2/226, от 20 октября 2006 г. № 03-11-04/2/215).

    Такая же «судьба» и у затрат на обслуживание контрольно-кассовой техники. Хотя в статье 346.16 они раньше поименованы не были, ведомственные специалисты разрешали списывать их в «упрощенные» расходы. Теперь эта точка зрения закреплена законодательно (подп. 35 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

    Не столь лояльны были финансисты в отношении затрат по вывозу твердых бытовых отходов. Они указывали, что к материальным издержкам производственного характера «мусорные» расходы относить нельзя, а «собственного» пункта в закрытом перечне для этих затрат не предусмотрено (письмо Минфина России от 10 января 2006 г. N 03-11-04/2/1). Теперь ситуация в корне изменилась: такие расходы тоже получили «прописку» в кодексе (подп. 36 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

    «Расходные» поправки имеют обратную силу и действуют с 1 января 2007 года. А с начала текущего года список «упрощенных» расходов пополнен расшифровкой затрат на приобретение и создание нематериальных активов. В частности, теперь в перечне напрямую упомянуты затраты на приобретение исключительных прав на изобретения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, «ноу-хау» и прав на использование этих результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора; расходы на патентование результатов интеллектуальной деятельности; расходы на НИОКР, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 1 статьи 262 НК РФ (подп. 2.1-2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

    Имеют место изменения и в порядке признания затрат.

    Так, теперь в составе «упрощенных» расходов на последнее число периода можно учитывать фактический размер понесенных расходов на покупку, сооружение, создание и «усовершенствование» основных средств и НМА. Дожидаться, пока активы буду полностью оплачены, больше не нужно (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

    Позитивными оказались и поправки в отношении затрат по обслуживанию, транспортировке и хранению товаров, приобретенных для перепродажи. В налоговые расходы «упрощенцы» могли включать их и раньше, но только после реализации товаров. Это требование следовало из старой редакции подпункта 23 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ и активно поддерживалось финансистами (письмо Минфина России от 17 октября 2006 г. № 03-11-05/233). И это несмотря на то, что кодекс в то же время позволяет учитывать затраты после их фактической оплаты (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Теперь противоречие устранено. Согласно новому порядку, возможность учета «торговых» издержек от факта продажи товаров не зависит.

    Прежняя редакция главы 26.2 Налогового кодекса не давала четкого представления о том, как «упрощенцам» учитывать доходы и расходы в переходном периоде при утере права на применение спецрежима.

    Поправки внесли уточнение в пункт 2 статьи 346.25 НК РФ. Выручку за товары, проданные при УСН, включают в доходы по налогу на прибыль, если покупатель не перечислил оплату до момента перехода на общий режим. А затраты на покупку товаров, которые «упрощенец» не успел оплатить до перехода на общий режим, он вправе учесть в налоговых «прибыльных» расходах. Принять к налоговому учету доходы и расходы необходимо в том месяце, когда было потеряно право на «упрощенку».

    Кроме того, пользователи УСН-режима наконец получили точные «инструкции» по учету налога на добавленную стоимость в переходный период. Так, при переходе с общей системы налогообложения можно принять к вычету уплаченный НДС с авансов за товары, которые были отгружены уже на «упрощенке». Если, конечно, документально подтвержден факт возврата налога покупателю. А при утере права на спецрежим можно «вычесть» НДС по товару, купленному до перехода. Но только если суммы налога не были включены в состав «упрощенных» расходов.

    Относительно новый вид «упрощенки» - на основе патента – тоже не избежал корректировки. Перечень видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели вправе применять данный спецрежим, теперь выглядит иначе. Однако изменения коснулись лишь формы, содержание списка практически не изменилось.

    Введение «патентной» УСН на территории региона не запрещает предпринимателям применять обычную «упрощенку» по своему усмотрению. Однако теперь в кодексе появилось уточнение, что сменить режим ПБОЮЛ может не раньше, чем истечет срок выданного ему патента (п. 3 ст. 346.25.1 НК РФ). Кроме того, по новым правилам, предприниматель обязан уведомлять свою инспекцию об утрате права на применение патентного режима. Сделать это нужно в течение 15 дней после перехода на иную систему налогообложения. А вновь работать по патенту можно будет не раньше чем через три года (п. 9 ст. 346.25.1 НК РФ).

    «Упрощенный» патент, как уточнено теперь в пункте 5 статьи 346.25.1 НК РФ, действителен только в регионе его выдачи. Однако при необходимости ПБОЮЛ может подать заявление на получение другого патента по «упрощенке» и в ином российском субъекте.

    Потенциально возможный годовой доход по каждому из видов патентной деятельности ежегодно устанавливают региональные власти. При этом, согласно новым правилам, если измененное значение дохода установлено не было, применяют прошлогодний показатель с корректировкой на коэффициент-дефлятор (п. 7 ст. 346.25.1 НК РФ).

    По окончании срока действия патента при оплате оставшейся части стоимости ее можно уменьшить на сумму страховых пенсионных взносов. До внесения поправок такой точки зрения придерживались финансисты (письма Минфина России от 26 сентября 2005 г. № 03-11-02/44, от 30 июня 2006 г. № 03-11-02/149). Теперь же она законодательно закреплена в пункте 10 статьи 346.25.1 НК РФ.

    В условиях современной России налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке.

    Налоговая система РФ практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система, которая в период с 1992 по 2007 гг. подвергалась многочисленным дополнениям и изменениям.

    Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Необходимо найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим, российским, условиям.

    Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимателя, если останутся неизменными основные принципы налогообложения. Частые изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и объем известен предпринимателю хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года.

    В последнее время отечественная экономика заинтересована  в формировании среднего класса, т.е. в развитии среднего и малого бизнеса. Политическая установка на помощь данной сфере влияет и на курс налоговых реформ. Так, Налоговый кодекс Российской Федерации определяет льготные системы налогообложения, которые облегчают ведение как налогового, так и бухгалтерского учета.

    Специальные налоговые режимы закреплены в ст. 18 НК РФ и могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

    В НК закреплены следующие виды специальных налоговых режимов:

    · система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

    · система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

    · система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

    · упрощенная система налогообложения.

    Упрощенная система налогообложения (УСН) - это особый налоговый режим, который предназначен в основном для малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Законодатели ставили задачу облегчить положение представителей малого бизнеса.

    Переход к упрощенной системе налогообложения, равно как и возврат к общему налоговому режиму, осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, регламентируемом главой 26.2 НК РФ.

    Рис. 2. Расчет и уплата единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения  при выборе объекта налогообложения


    Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов как для организаций так и для индивидуальных предпринимателей, устанавливаемых общим налоговым режимом (п. 2, п. 3 ст. 346.11 НК РФ). Однако это не освобождает их от обязанностей налоговых агентов.

    Процедура расчета налога, подлежащей уплате в бюджет, зависит, прежде всего, от выбора объекта налогообложения. Как известно, существует два подхода:

    · при выборе объекта - доход (рис. 1):

    · алгоритм расчета налога в случае выбора в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов, зависит от периода – отчетного или налогового (рис. 2).

    Рис. 3. Схема расчета и уплаты авансовых платежей по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения при выборе объекта налогообложения доход – расход

     

    В развитых странах с рыночно ориентированной экономикой малое предпринимательство пользуется существенными льготами, в том числе и налоговыми. Структура налогообложения в развитых зарубежных странах обычно такова, что обязательно создает преимущества для малого бизнеса.

    В США ставка налога на прибыль предприятий построена таким образом, что налог взимается ступенчато, что важно для небольших предприятий с невысокими валовыми доходами. Налогооблагаемая прибыль исчисляется после вычета довольно многочисленных общих льгот. В Канаде предприятия малого бизнеса облагаются налогом на прибыль по пониженным ставкам. В Англии налог на прибыль предприятий и организаций вносится по ставке 33%. Но малому бизнесу ставка снижается и составляет 25%. Во Франции предприятия, хозяйственный оборот которых за предыдущий финансовый год не превысил 70 тыс. евро, освобождаются от уплаты основного налога страны - налога на добавленную стоимость. Если численность работающих на предприятии не достигает 10 человек, то предприниматель по французскому законодательству освобождается от некоторых видов налогов. В Германии предприятие с капиталом до 120 тыс. евро или с доходом до 36 тыс. евро в год признается относящимся к малому бизнесу и освобождается от промыслового налога, базой исчисления которого служат прибыль и капитал. В Испании пониженная ставка налога на прибыль применяется по отношению к кооперативам – 26% вместо общей ставки 35%. Размеры не ограничиваются. В Японии суммарный налог на прибыль предприятий и организаций превышает 39 %. Но если прибыль не превышает 8 млн. иен в год, ставка понижается до 28%. А для кооперативов, общественных организаций и медицинских учреждений суммарный налог установлен в размере 27%.

    Таким образом, во всех развитых странах малое предпринимательство пользуется поддержкой государства и муниципальных органов. Основными методами поддержки являются налоговые методы. К этому добавляются налоговые льготы и освобождения, которые могут производить региональные и местные органы власти в отношении соответствующих видов налогов и сборов.

    В Российской Федерации до тех пор, пока не вступила в действие гл. 25 Налог на прибыль организаций НК РФ, субъекты малого предпринимательства также пользовались достаточно большими льготами по налогу на прибыль.

    Со вступлением в действие главы 25 НК РФ большинство налоговых льгот было отменено. Это непосредственно коснулось и системы малого бизнеса. Поэтому после введения налога на прибыль организаций остро встал вопрос о необходимости серьезного реформирования налогообложения малого бизнеса. Это особенно важно для дальнейшего проведения экономической реформы, завершения перехода к подлинно рыночной  экономике.

    Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под условия, установленные Налоговым кодексом РФ, предусматривает не только замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется также право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения Книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующими положениями о ведении бухгалтерского учета и отчетности.

    Упрощенная система налогообложения – это один из специальных режимов, который подвергается постоянной реформации. Так, с 2006 г. в главу 26.2 НК РФ внесены некоторые изменения, которые способствуют развитию малого предпринимательства и расширяют границы применения данного налогового режима.

    Но несмотря на некоторые трудности при переходе на упрощенную систему налогообложения, большинство представителей малого и среднего бизнеса, подпадающих под рамки УСН, стремятся использовать этот режим, т.к. он позволяет экономить не только денежные средства за счет снижения налогового бремени, но и облегчают ведение бухгалтерского и налогового учета.

    Таким образом, направлений по совершенствованию упрощенной системы налогообложения предостаточно. Это не только расширение рамок действия УСН, которое было достигнуто путем увеличения в 2006 г. размера максимально возможного дохода для использования данного специального режима. Направления совершенствования могут быть как системные, т.е. расширение возможностей применения упрощенной системы налогообложения за счет создания новых форм действия УСН (например, новая система на основе патента), так и структурные, путем изменения некоторых положений, связанных с ведением бухгалтерии, с формами отчетности при применении УСН и сроками изменения основных компонентов упрощенной системы налогообложения.



    2. Единый сельскохозяйственный налог


    На систему уплаты единого сельскохозяйственного налога вправе перейти только предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными производителями. Разберем, кто такие сельскохозяйственные производители. Это организации и предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую переработку, а также реализующие эту продукцию. Кроме того, для отнесения налогоплательщика к сельскохозяйственным производителям нужно, чтобы доля дохода от реализации сельхозпродукции составляла не менее 70% от суммы общих доходов.

    Налогоплательщики, применяющие данный режим, перечисляют следующие виды налогов и взносов:

    ·   ЕСХН;

    ·   пенсионные взносы;

    ·   страховые взносы в ФСС на случай травматизма с выплат работникам;

    ·   НДФЛ из заработной платы наемных работников.

    Если предприниматель перестает быть сельхозпроизводителем, ему придется перейти на общий режим с начала года, в котором допущено это нарушение (п. 4 ст. 346.3 НК РФ).
    Если деятельность предпринимателя не подпадает под уплату ЕНВД и он не подал заявление о переходе на УСН, УСН на основе патента или ЕСХН, то индивидуальный предприниматель считается находящимся на общей системе налогообложения. И это самый сложный для предпринимателей налоговый режим. В соответствии с требованиями НК РФ, Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ и некоторых других нормативно-правовых актов индивидуальный предприниматель на общем режиме является плательщиком следующих налогов и взносов:

    ·   налога на доходы физических лиц (НДФЛ);

    ·   налога на добавленную стоимость (НДС);

    ·   страховые взносы, заменившие ЕСН;

    ·   пенсионных взносов в виде фиксированного платежа (за себя) и в виде начислений с выплат в пользу наемных работников и лиц, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера;

    ·   взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    ·   налога на имущество физических лиц;

    ·   прочих налогов, сборов и платежей.

    Предпринимателю необходимо не только знать обо всех этих налогах, сборах взносах, но и уметь их правильно исчислять, а также вовремя уплачивать. Поэтому, как правило, предприниматели на общем режиме нанимают для этого бухгалтера, имеющего специальный опыт.

    Налогоплательщики

    Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельхозтоваропроизводителями, перешедшие на уплату единого с/х налога в установленном порядке.

    Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются:

    1. Организации и индивидуальные предприниматели:

    ·   производящие сельхозпродукцию;

    ·   осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку из сельхозсырья собственного производства (в том числе на арендованных основных средствах)(постановление Правительства РФ от 25.07.2006 N 458);

    ·   реализующие эту продукцию.

    Обязательное условие: чтобы в общем доходе было не менее 70% дохода от вышеперечисленных видов деятельности.

    2. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы, перерабатывающие, сбытовые, торговые, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, созданные в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации".

    Обязательное условие: доля доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от работ (услуг) для членов этих кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70%.

    3. Градо- и поселкообразующие рыбохозяйственные организации с численностью работающих с учетом совместно проживающих членов семей не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта.

    Обязательные условия:

    1)если средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не превышает за налоговый период 300 человек;

    2)если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70 процентов;

    3)если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера)

     Перейти на уплату ЕСХН не вправе организации и индивидуальные предприниматели:

    ·   занимающиеся производством подакцизных товаров;

    ·   осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса;

    ·   бюджетные учреждения.

    Примечание. К сельскохозяйственной продукции в целях налогобложения относятся:

    ·   продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства,

    ·   продукция животноводства в т.ч. полученная в результате выращивания и доращивания рыб др. биологических ресурсов.

    Порядок отнесения к продукции первичной переработки, произведенной из с/х сырья собственного производства устанавливается Правительством РФ.

    Порядок перехода на ЕСХН

    1. Переход на уплату ЕСХН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется добровольно путем подачи заявления в налоговый орган по своему местонахождению в период с 20 октября по 20 декабря предшествующего года.

    2. Сельхозтоваропроизводители имеют право перейти на уплату ЕСХН, если по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором подано заявление, доля дохода от реализации с/х продукции составляет не менее 70 процентов.

    3. Сельскохозяйственные товаропроизводители - рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) с 1 января 2009 года, вправе подать в налоговые органы по своему месту нахождения заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога не позднее 15 февраля 2009 года при соблюдении ими условий, установленных Федеральным законом от 30.12.2008 N 314-ФЗ.

    4. Сельхозпроизводители для перехода на уплату ЕСХН в заявлении указывают данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), полученном ими по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.

    5. Вновь созданные организации и предприниматели вправе подать заявление о переходе на ЕСХН в 5-дневный срок с даты постановки на налоговый учет.

    6. В случае, когда доля доходов от реализации произведенной сельхозпродукции составила менее 70%, или допущено несоответствие или допущено иное нарушение установленных требований, право применения ЕСХН утрачивается. Налогоплательщики в течение одного месяца после отчетного (налогового) периода должны произвести перерасчет всех налогов, исходя из общего режима налогообложения за весь налоговый период.

    7. Налогоплательщики, уплачивающие ЕСХН, вправе перейти на иной режим с начала календарного года, сообщив об этом в налоговый орган в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода. Вновь перейти на уплату ЕСХН можно не ранее чем через один год после того, как они утратили право на уплату единого сельскохозяйственного налога.

    Освобождение от налогов

    Налогоплательщики, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождены от уплаты следующих налогов:

    ·   налога на прибыль организаций;

    ·   налога на доходы физических лиц - индивидуальных предпринимателей в отношении доходов от предпринимательской деятельности;

    ·   налога на добавленную стоимость (кроме случаев ввоза товаров на таможенную территорию РФ);

    ·   налога на имущество организаций или имущества физ. лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности;

    ·   единого социального налога.

    Иные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

    Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в соответствии с действующим законодательством РФ.

    Налоговая база

    Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Порядок определения доходов и расходов установлен статьей 346.5 НК РФ.

    Книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельхозтоваропроизводителей (ЕСХН) утверждена приказом Минфина РФ от 11.12.2006 N 169н.

    Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).

    Расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

    Доходы и расходы, выраженные в инвалюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ. Доходы, полученные в натуральной форме, определяются в порядке, установленном статьей 40 НК РФ.

    Налоговую базу можно уменьшить за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Налогоплательщики вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

    Порядок уплаты

    1. Налогоплательщики по истечении отчетного и налогового периода представляют налоговые декларации:

    ·   организации - по месту нахождения;

    ·   индивидуальные предприниматели - по месту своего жительства.

    2. По итогам отчетного периода (полугодия) налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия.

    Уплата авансового платежа производится по местонахождению организации, предпринимателя не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода.

    3. По итогам налогового периода, т.е. календарного года, налогоплательщики, в том числе индивидуальные предприниматели, представляют в налоговые органы налоговые декларации и уплачивают налог в те же сроки, т.е. не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 155-ФЗ внес изменения в главу 26.1 НК РФ.

    Так же, как и при упрощенной системе налогообложения, плательщики ЕСХН будут уплачивать соответственно налог на прибыль (организации) и НДФЛ (предприниматели) в случае получения доходов от реализации различных видов ценных бумаг.

    Из перечня организаций, не имеющих право применять ЕСХН, исключены организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

    Уточнено и определение тех, кто может перейти на применение ЕСХН.

    Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, или доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет не менее 70%.

    Вновь созданная в текущем году организация, являющаяся сельскохозяйственным товаропроизводителем, вправе перейти с начала следующего года на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам последнего отчетного периода по налогу на прибыль организаций (последнего отчетного периода по налогу, уплачиваемому в рамках упрощенной системы налогообложения в соответствии с главой 26.2 Кодекса) в текущем году в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такой организации доля дохода от реализации произведенной ею сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ею из сельскохозяйственного сырья собственного производства, или доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет не менее 70%.

    Вновь зарегистрированный в текущем году индивидуальный предприниматель, являющийся сельскохозяйственным товаропроизводителем, вправе перейти с начала следующего года на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам девяти месяцев текущего года в общем доходе от предпринимательской деятельности такого индивидуального предпринимателя доля дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%.

    При этом доходы от реализации определяются в порядке, предусмотренном статьей 249 Кодекса, внереализационные доходы, указанные в статье 251 Кодекса, не учитываются.

    Расширен перечень расходов, принимаемых для целей налогообложения ЕСХН.

    К таким расходам отнесены:

    - расходы на обеспечение мер по технике безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, и расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации;

    - расходы на рацион питания экипажей морских и речных судов в пределах норм, утвержденных Правительством Российской Федерации;

    - суммы портовых сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы;

    - расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки, включая расходы на приобретение права на заключение договора аренды земельных участков при условии заключения указанного договора аренды, в том числе:

    на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;

    на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, используемые для сельскохозяйственного производства.

    Сумма расходов на приобретение имущественных прав на земельные участки подлежит включению в состав расходов после фактической оплаты налогоплательщиком имущественных прав на земельные участки в размере уплаченных сумм и при наличии документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию указанного права в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

    Под документальным подтверждением факта подачи документов на государственную регистрацию имущественных прав понимается расписка в получении органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документов на государственную регистрацию указанных прав. Указанные расходы отражаются в последний день отчетного (налогового) периода и учитываются только по земельным участкам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

    Как и в главе 26.2, пересмотрен порядок признания убытков при применении ЕСХН:

    "Налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. При этом под убытком в целях настоящей главы понимается превышение расходов над доходами, определяемыми в соответствии со статьей 346.5 Кодекса.

    Налогоплательщики вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

    Налогоплательщики вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка.

    Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих девяти лет.

    Если налогоплательщики получили убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены.

    В случае прекращения налогоплательщиками деятельности по причине реорганизации налогоплательщики-правопреемники вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим пунктом, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.

    Налогоплательщики обязаны хранить документы, подтверждающие размер полученного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.

    Убыток, полученный налогоплательщиками при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.

    Убыток, полученный налогоплательщиками при уплате единого сельскохозяйственного налога, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения."

    Как и в случае с упрощенной системой налогообложения, плательщики ЕСХН с 1 января 2009 года будут подавать налоговую декларацию только один раз в год, без поквартальной сдачи.



     


    Заключение


    На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:

    1. Залогом устойчивого и поступательного развития экономики во всех развитых странах является наличие широкого слоя частных предпринимателей и малых предприятий. Традиционно наибольшее их количество присутствует в таких сферах, как бытовое обслужи­вание, торговля, производство продуктов питания. Частные пред­приниматели и малые предприятия являются наиболее мобильной частью субъектов рыночных отношений, которая быстро реагирует на потребности рынка и имеет возможность приспосабливаться к его быстро меняющимся условиям.

    Опыт ведущих мировых государств показывает, что малому предпринимательству принадлежит значительная роль в экономике, в насыщении рынка разнообразными товарами и услугами. Вместе с тем следует отметить, что эта часть участников экономических отношений является и самой незащищенной.

    Деятельность субъектов малого бизнеса во многом зависит от государства. Без специальных мер государственной поддержки малого предпринимательства развитие малого бизнеса невозможно.

    Введение специального налогового режима, предусмотренного ст. 18 Налогового кодекса РФ, в виде упрощенной системы налого­обложения направлено именно на реализацию положений Феде­рального закона «О государственной поддержке малого предпри­нимательства».

    2. Налоговый режим обладает следующими признаками:

    имеет нормативное правовое закрепление;

    имеет целью определенным образом регламентировать такой вид общественных отношений, как налоговые отношения;

    представляет собой порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;

    налоговый режим создает конкретную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов налогового права.

    Единый налог, уплачиваемый при упрощенной системе налогообложения, а также единый сельскохозяйственный налог могут быть отнесены к федеральным налогам.

    Единый налог на вмененный доход может быть отнесен к числу местных налогов. В качестве особенностей его применения следует назвать условия освобождения лиц, уплачивающий данных налог, от налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), налога на имущество организаций (налога на имущество физических лиц), единого социального налога.

    3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) и упрощенная система налогообложения (УСН) начали применяться сравнительно недавно. Положения главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), посвященные ЕНВД, заменили действовавший до 1 января 2003 года Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

    Специальный налоговый режим в виде УСН введен с 1 января 2003 года главой 26.2 НК РФ. Этот налоговый режим сменил применявшуюся до вышеуказанной даты систему, установленную Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". В качестве плательщиков УСН и ЕНВД, как правило, выступают субъекты малого предпринимательства, деятельность которых связана с предоставлением услуг населению. Увеличение количества малых предприятий, улучшение их финансового состояния являются шагом на пути формирования рыночной среды, обеспечения условий для экономического роста и на этой основе повышения благосостояния населения. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что без весомой государственной поддержки малого предпринимательства, выработки оптимальных инструментов налогового регулирования его деятельности невозможно обеспечить быстрыми темпами развитие малых предприятий, сформировать эффективно функционирующую налоговую систему.


     

     


    Список литературы



    1.   Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.

    2.   СЗ РФ от 6 октября 2003 г., N 40, ст. 3822.

    3.   Федеральный закон № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого пред­принимательства» от 29 декабря 1995 г

    4.   Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ, а также признании утра­тившими силу отдельных актов законодательства Российской Феде­рацию налогах и сборах» от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ3

    5.   Федеральный закон № 191-ФЗ от31 декабря 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса РФ и неко­торые другие акты законодательства Российский Федерации»

    6.   Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 155-ФЗ

    7.   Антипин В.В. Основы бухгалтерского учета. - Ростов-на-Дону, 2009.

    8.   Аронов А.В., Кашин В.А., Налоговая политика и налоговое администрирование, Изд. Экономистъ, 2008

    9.   Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. - М., 2009.

    10.  Воронина Л.И. Основы бухгалтерского учета и аудита. - М., 2009.

    11.  Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М.: Рус. яз., 1999. Т. 4

    12.  Иванько А.Р. Бухгалтерская отчетность предприятия. – М., 2008.

    13.  Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета - М.: Финансы и статистика, 2009.

    14.  Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет на основе налогового кодекса. - М., 2004.

    15.  Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.: Инфра-М, 2009.

    16.  Майбуров И. А., ред., Налоги и налогообложение, Изд. ЮНИТИ, 2009

    17.  Николаева С.А., Калинина Е.М., Рабинович А.М. Комментарии к составлению бухгалтерской отчетности: 2007/2008. - М., 2008.

    18.  Пархачева М.А. Упрощенная система налогообложения 2009. - 2-е изд., перераб. и доп.

    19.  Пошерстнник Е.Б., Мейксин М.С. Бухгалтерский учет и аудит. Т.1 - М.: Герда, 2008.

    20.  Правовые основы бухгалтерского учета. - М.: Инфра-М, 2008.

    21.  Рахман Б., Шеремет А. Бухгалтерский учет в рыночной экономике. - М.: Инфра-М, 2007.

    22.  Российская газета. N 255. 30.12.2001

    23.  Ряховский Д.И., ред., Налоги и налогообложение: Практическое руководство, Изд. Эксмо-Пресс, 2008

    24.  Толмачев И. А. Специальные режимы налогообложения. – М., 2009.

    25.  Черник Д.Г., Налоги и налогообложение: Учебник, 2008


    1.    



    [1] Федеральный закон № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого пред­принимательства» от 29 декабря 1995 г

    [2] Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ, а также признании утра­тившими силу отдельных актов законодательства Российской Феде­рацию налогах и сборах» от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ3

    [3] Федеральный закон № 191-ФЗ от31 декабря 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса РФ и неко­торые другие акты законодательства Российский Федерации»

    [4] Антипин В.В. Основы бухгалтерского учета. - Ростов-на-Дону, 2009.

    [5] Аронов А.В., Кашин В.А., Налоговая политика и налоговое администрирование, Изд. Экономистъ, 2008.

    [6] Пошерстнник Е.Б., Мейксин М.С. Бухгалтерский учет и аудит. Т.1 - М.: Герда, 2008.

    [7] Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. - М., 2009.

    [8] Правовые основы бухгалтерского учета. - М.: Инфра-М, 2008.

    [9] Воронина Л.И. Основы бухгалтерского учета и аудита. - М., 2009.

    [10] Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет на основе налогового кодекса. - М., 2004.

    [11] Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета - М.: Финансы и статистика, 2009.

    [12] Иванько А.Р. Бухгалтерская отчетность предприятия. – М., 2008.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Правовой механизм налогообложения субъектов малого предпринимательства ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.