Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Практическое применение опционных стратегий

  • Вид работы:
    Другое по теме: Практическое применение опционных стратегий
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:55:59
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    11174

    Оглавление


    Введение.................................................................................................................................................. 3

    Глава 1. Развитие рынка опционов в России...................................................................................... 5

    1.1. Сущность опциона и опционной стратегии................................................................................. 5

    1.2. Цели использования различных опционных стратегий на российских торговых площадках. 9

    Глава 2. Опционные стратегии и примеры их применения............................................................ 16

    2.1.   Основные используемые опционные стратегии...................................................................... 16

    2.2. Результаты использования разных видов опционных стратегий............................................. 18

    Заключение............................................................................................................................................ 24

    Список использованной литературы.................................................................................................. 26

     

     

    Введение

    Особенностью биржевой торговли является то, что сделки совершаются всегда в одном и том же месте, в строго отведенное для этого время - во время проведения биржевого сеанса (или биржевой сессии) и по четко установленным, обязательным для всех участников правилам. Биржа создает четкую организационную структуру, четкий механизм заключения и исполнения сделок с биржевыми ценностями и высоконадежную систему контроля за ходом исполнением сделок.

    Впервые рынок срочных сделок, а также механизм взаимосвязи срочного рынка и важнейших макроэкономических показателей, таких, как курсы валют и курсы акций был исследован Дж.М.Кейнсом. Выделенные им 2 группы участников рынка срочных сделок -хеджеры и спекулянты - можно охарактеризовать с учетом современного состояния этого рынка следующим образом. Исходя из тезиса о том, что там «где риск неизбежен, значительно лучше, если его несет тот, кто в состоянии или желает его нести, чем тот у кого нет ни возможности, ни желания, и к тому же отвлекает его от непосредственного дела»[1], мотивы хеджера таковы: он освобождается от воздействия неопределенности экономического параметра (будущей цены, процентной ставки, валютного курса и т.д.), получая взамен твердые обязательства, а спекулянт сознательно принимает на себя риск этого воздействия.

    С самого начала своего становления в России рынок срочных инструментов являлся спекулятивным, соответственно, операции хеджирования практически не использовались. Но необходимость хеджирования операций для многих участников рынка показал кризис 1998 года, который вернул к исходным позициям отечественный рынок производных финансовых инструментов. Для достижения российским рынком докризисных показателей понадобился не один год.

    Тем не менее, российские инвесторы, как и инвесторы в развитых странах, несомненно, заинтересованы в ограничении рисков, связанных с работой на рынке реальных активов. Поэтому, я считаю, что по мере развития реального рынка и при условии поступательного движения российской законодательно базы в сторону цивилизованного регулирования рынок срочных инструментов имеет большой потенциал роста.

    Рынок опционов в России находится в самом начале своего развития и не так популярен, как на западе. Поскольку российские индексы не имеют той силы и показывают с меньшей степенью точности и достоверности состояние фондового рынка, да и потом, сам фондовый рынок по сравнению с западными аналогами заметно отстаёт, в первую очередь, по объёму средств, задействованными в нём. Производные инструменты, можно сказать, только входят в обиход.

    Опционы дают инвесторам возможность варьировать степень риска, которому они подвергаются, владея теми или иными акциями. Существует множество вариантов, от самых простых до очень сложных, что и определяет стратегию инвесторов.

    Основная цель курсовой работы – рассмотрение различных подходов к использованию опционов на рынке ценных бумаг, анализ возможностей использования различных опционных стратегий отдельными группами отечественных инвесторов.

    В первой главе курсовой работы исследовано развитие рынка опционов в России, определены цели использования опционных стратегий инвесторами.

    Во второй главе курсовой работы дано описание основные типов опционных стратегий и результатов их применения.

    Глава 1. Развитие рынка опционов в России

     

    1.1. Сущность опциона и опционной стратегии

     

    Опцион представляет собой двухсторонний договор (контракт) о передаче права (для покупателя) и обязательства (для продавца) купить или продать определенный актив (ценные бумаги, валюту и т.п.) по определенной (фиксированной) цене в заранее согласованную дату или в течение согласованного периода времени. Например, опцион на акции заключается между двумя инвесторами, один из которых выписывает и передает его, а другой его покупает и получает право в течение оговоренного срока либо купить по фиксированной цене определенное количество акций у лица, выписавшего опцион (опцион на покупку), либо продать их ему (опцион на продажу)[2].

    Существуют три типа опционов:

    — опцион на покупку, или опцион колл (call), означает право покупателя (но не обязанность) купить акции, валюту, другой актив для защиты от (в расчете на) потенциального повышения ее курса;

    — опцион на продажу, или опцион пут (put), дает возможность покупателю (но не обязанность) продать акции, валюту, другой актив для защиты от (в расчете на) их потенциального обесценения;

    — опцион двойной, или опцион стеллаж (нем. stellage), позволяет покупателю либо купить, либо продать акции, валюту (но не купить и продать одновременно) по базисной цене.

    На опционе указывается срок. Срок опциона - дата или период времени, по истечении которого (которой) опцион не следует применять.

    Существуют два стиля опциона: европейский и американский. Европейский стиль означает, что опцион может быть использован только в фиксированную дату; американский стиль - в любой момент в пределах срока опциона.

    Опцион имеет свой курс. Особенность опциона заключается в том, что в сделке купли-продажи покупатель приобретает не титул собственности (т.е. акции), а право на его приобретение. Сделка купли-продажи опциона называется контрактом. Единичный контракт заключается на полный лот. Лот - партия одинаковых ценных бумаг (или других активов), предлагаемая к продаже. Партии лотов образуют более крупную партию - стринг. Владелец (или покупатель) контракта выплачивает продавцу (или лицу, выписавшему контракт) комиссионные, которые называются премией. Премия - опционная цена контракта. Риск покупателя опциона ограничен этой премией, а риск продавца снижается на величину полученной премии. Обладание опционным контрактом дает возможность гибкого реагирования в случае неопределенности будущих обязательств. Опционный контракт не является обязательным для покупателя. Если подопционная сделка не реализуется, владелец опциона может его либо перепродать, либо оставить неиспользованным.

    Покупая опцион, покупатель получает следующие выгоды.

    1. Опцион обеспечивает полную защиту от повышения валютного курса.

    2. Покупатель выигрывает от снижения валютного курса. Если на день использования опциона текущий курс (курс СПОТ) будет ниже курса опциона, то покупатель может не принимать во внимание опцион и купить доллары на наличном рынке, выигрывая от снижения валютного курса.

    При покупке (продаже) опционов осуществляется планирование будущих покупок. Если, допустим, вы владеете опционом «колл», то вы фиксируете цену возможной будущей покупки, которая произойдёт, если вы решите исполнить опцион. Можно рассмотреть такой пример: вы не уверены, пойдёт ли тренд сильно вверх, но у вас есть подозрения на этот счёт. Тогда вы приобретаете «колл» соразмерно вашим правилам и стратегии, фиксируете будущую цену, и в случае, если тренд пошёл действительно вверх, вы приобретаете акции, причём не по текущей рыночной цене, а по цене, заметно ниже. В этом случае вы могли бы не угадать, и тренд рухнул бы. Тем самым, если бы вы купили акции, то вы бы пошли против тренда, что нельзя делать ни в коем случае. Купив опцион, вы зафиксировали бы ограниченные потери, продав его, поскольку рынок устроен так, что всегда найдётся как покупатель, так и продавец.

    Можно комбинировать также бескупонные облигации с опционами и акциями. Портфель, состоящий из акций плюс европейский «пут»(с ценой исполнения Е) ~ портфелю, состоящему из безрисковой бескупонной облигации(с номинальной стоимостью Е) и европейского «колл»(с ценой исполнения Е). В соответствии с законом единой цены они должны иметь одинаковую стоимость.

    Эта связь следующая:

                                      

    где  S – курс акций, Е – цена исполнения опциона, P – цена опциона «пут», r – безрисковая процентная ставка, T – промежуток времени до даты истечения опциона, C – цена опциона «колл».

    (1) есть уравнение паритета опционов «пут» и «колл». Помимо использования с целью определения цены одной из любой четырёх ценных бумаг по стоимости трёх других, его можно также в качестве своеобразного «рецепта» для синтезирования одной из указанных ценных бумаг с помощью остальных трёх. Например, «колл» получен в результате следующих действий: инвестор приобрёл акции, одновременно одолжив сумму, соответствующую приведённой стоимости цены исполнения (т.е. продал коротко бескупонную и безрисковую облигацию с номинальной стоимостью Е) и купил «пут»:

                                                  

    Уравнение (2) даёт представление о природе опциона «колл». Оно не учитывает выплат дивидендов по акциям. В противном случае вместо S используется  S(1-d)^T.  (2) можно рассматривать как формулу для конвертации «пут» в «колл» и обратно.

    Есть четыре основных стратегии торговли опционами: покупка и продажа «колл», покупка и продажа «пут». Рассмотрим три основные комбинации этих стратегий[3].

    Спрэд – одновременная покупка и продажа опционов на одни и те же базовые акции, но с различными ценами исполнения, сроками истечения или и с тем и другим. Цель создания спрэда состоит в повышении прибыли за счёт извлечения выгоды из краткосрочных колебаний цен акций при одновременном снижении рисков в случае, если курс базовых акций не изменяется, как предполагалось.

    Вертикальный спрэд – спрэд, созданный на базе опционов с различными ценами исполнения, но идентичными сроками истечения. Используется для того, чтобы воспользоваться определённой предсказуемостью изменений стоимости премии. Эти изменения предсказуемы в том отношении, что временная стоимость уменьшается по мере приближения срока истечения контракта. Положительный результат возникает вследствие того, что длинная и короткая позиции в спрэде взаимно компенсируются. Стоимость того из двух образующих спрэд  опционов, что «с выигрышем», и стоимость того, что «с проигрышем», будут меняться с разными скоростями. Не важно, двигаются ли цены на рынке вниз или вверх. Различают бычий спрэд и медвежий, соответственно, когда стоимость базовых акций растёт и падает.

    Медвежий спрэд будет приводить к выигрышам, когда стоимость базовых акций падает. Для создания медвежьего спрэда опцион с более высокой стоимостью покупается, более дешёвый продаётся. Можно использовать как опционы «пут», так и «колл».

    Во всех этих примерах наибольший риск связан с тем, что цена акций может двигаться не в том направлении, на которое рассчитывает инвестор. В случае неблагоприятной динамики следует закрывать спрэд как можно раньше. Но если изменение рыночной стоимости будет слишком быстрым, то возникает риск исполнения опциона или закрытия позиции с большими потерями.

    Бокс-спрэд – создание одновременно бычьего и медвежьего спрэдов, используя опционы на одни и те же базовые акции. В этом случае риск ограничен, независимо от направления курса.

    Спрэд не даёт возможности всегда создавать положительный денежный поток, он только позволяет увеличить возможность выигрыша и ограничить проигрыши. Спрэд с положительным денежным балансом – кредитный спрэд, в противоположном случае – дебетный.

    Календарный спрэд – спрэд, созданный на базе опционов с разными сроками истечения. Он делится на горизонтальный (различные сроки истечения) и диагональный (различные и цены исполнения и сроки истечения).

    Календарный пропорциональный спрэд – стратегия, при которой используется различное количество опционов, а даты истечения сроков контрактов для длинных и коротких позиций также различаются. При этой стратегии возникают две отдельные зоны прибылей и убытков, одна из которых затем исчезает из-за более раннего истечения позиций.

    Расширим пропорциональный спрэд, добавив к нему бокс-спрэд, получится календарный комбинированный пропорциональный спрэд – стратегия, сочетающая различное количество контрактов в длинной и короткой позиции и бокс-спрэд. Базовые акции одни и те же. Количество контрактов может изменяться, а сроки истечения охватывают два и более периода.

    Вообще, для выигрыша необходимо, чтобы рыночная стоимость акций двигалась в любом направлении; возможные потери будут ограничены.

    Существует приём, состоящий в открытии взаимно компенсирующих позиций по опционам в некотором диапазоне вблизи цены исполнения. Эта стратегия называется спрэд «бабочка». Существуют четыре вида:

    Продажа двух опционов «колл» («пут») в среднем диапазоне и покупка двух опционов «колл» («пут»), цена исполнения одного из которых выше этого уровня, а второго ниже.

    Покупка двух опционов «кол» («пут») в среднем диапазоне и продажа двух опционов «колл» («пут»), цена исполнения одного из которых выше этого уровня, а второго ниже.

    Этот спрэд часто создаётся путём расширения позиции через добавление опционов «колл» или «пут». Однако, независимо от степени расширения позиции, найти возможность для того, чтобы создать безрисковую комбинацию, особенно кредитную, очень сложно. Спрэд «бабочка» редко приносит прибыль из-за необходимости выплачивать относительно значительные комиссионные брокерской конторе.

    Хеджирование – это любое открытие позиций, направленное на страховку уже открытых позиций. Хедж может быть как самостоятельной комбинацией, так и частью другой стратегии. Есть длинный хедж и короткий (как длинная и короткая позиции). Существует обратный хедж – Расширение длинного или короткого хеджа, при котором открывается большее количество опционов, чем требуется для того, чтобы покрыть позиции  по акциям. В этом случае защита более весомая, а возможность прибыли увеличивается. Это связано с тем, что рост премии будет обгонять неблагоприятные изменения стоимости акций(2 пункта дохода на каждый пункт изменения цены акций в случае двух опционов «колл», 3 к 1 – если опционов три, и т.д.).

    Для хеджирования используют различные типы спрэдов. Можно создать переменный хедж, изменяя количество опционов по короткой или длинной позиции.

    «Продажа с коэффициентом» - стратегия, при которой короткая либо длинная позиция частично покрывают друг друга. В результате общий риск снижается.


    1.2. Цели использования различных опционных стратегий на российских торговых площадках


    А.Н. Буренин в своей книге «Хеджирование фьючерсными контрактами» выделяет 3 основных теории хеджирования: традиционную теорию, теорию Х.Уокинга (Н.Working) и портфельную теорию.

    Традиционная теория основана на возможности с использованием хеджерских операций полностью исключать ценовой риск. В данной теории предполагается, что хеджеры открывают позиции в равных объемах на срочном и спот рынках, но разные по направлению. При ликвидации позиции на спот рынке одновременно закрываются контракты. Так можно рассуждать исходя из предположения, что изменения цен на спот рынке и на контракты происходят одновременно и в приблизительно равных размерах, поэтому дисперсия хеджированной позиции должна быть меньше, чем незахеджированной.

    Торговля производными финансовыми инструментами осуществляется как на биржевых, так и на внебиржевых срочных рынках. В настоящее время на российском рынке объемы торговли ПФИ существенно превышают объемы торговли самими активами.

    Таблица 1

    Объемы торгов акциями и производными финансовыми инструментами на РТС с 1 января по 1 апреля 2010 года.



    Объем торгов, руб.

    ПФИ

    3 241 728 400 230,00

    Акции

    1 357 768 635,00

    Источник: www.rts.ru


    В таблице 2 представлены данные, характеризующие рост объемов торговли ПФИ на рынке FORTS с 1 января 2004 года до апреля 2010 года.

    Таблица 2

    Объем торгов производными финансовыми инструментами

    на рынке FORTS в 2004-2010 гг. на 1 января 2004 года.


    Тип контракта

    Объем торгов, руб.

    объем торгов, штук

    количество сделок

    фьючерс

    7 791 010 143

    2 009 208

    50 968

    Опцион

    72 050 395

    25 027

    2 772

    Всего

    7 863 060 538

    2 034 235

    53 740

    на 1 апреля 2010 года (с начала 2010 года).


    Тип контракта

    Объем торгов, руб.

    объем торгов, штук

    количество сделок

    фьючерс

    2 708 939 422 836

    46 105 288

    5 421 938

    Опцион

    532 788 977 394

    11 796 581

    151 948

    Всего

    3 241 728 400 230

    57 901 869

    5 573 886

    Источник: www.rts.ru


    На рис.1 представлено сравнение опционов и фьючерсов (объем торгов, штук) на 1 апреля 2010 года. За 100% принимаем весь объем торгов на рынке FORTS.


    Рис. 1. Соотношение объемов торгов, штук на 1 апреля 2010 года (в РТС)

    Источник: данные РТС


    Торговля производными финансовыми инструментами ведется не только на рынке FORTS, но и в срочной секции Московской Межбанковской Валютной Биржи, рис.2 демонстрирует рост объемов торговли в 2009 году по сравнению с 2008 годом.

    Рис. 2. Объем торгов, млн.контрактов


    В России основная торговля производными финансовыми инструментами ведется на рынке FORTS (Рынок фьючерсов и опционов в РТС), который является ведущим российским рынком срочных контрактов. FORTS сочетает в себе развитую инфраструктуру, надежность и гарантии Фондовой биржи РТС, а также технологии торговли на срочном рынке, проверенные в течение более чем десяти лет успешного развития рынка.

    Приняв за 100% общую сумму контрактов и количество сделок на ММВБ и РТС, получаем следующие доли:

    Таблица 3

    Удельный вес в суммарном обороте торговли срочными контрактами РТС и ММВБ (по данным на 1 апреля 2010 года)

    Биржи

    Доля в суммарном обороте в контрактах

    Доля в суммарном количестве сделок

    Фондовая биржа РТС

    68%

    99,97%

    ММВБ

    32%

    0,03%


    Организатором торгов на рынке FORTS является Открытое акционерное общество "Фондовая биржа "Российская Торговая Система", клиринг осуществляет ЗАО "Клиринговый центр РТС", основным видом деятельности которого является клиринг на срочном рынке.

    Наиболее важной частью сделок, заключаемых на срочном рынке, является их исполнение в определенную дату в будущем на условиях, оговоренных в момент заключения. Развивая рынок FORTS, Фондовая биржа РТС особое внимание уделяет совершенствованию системы гарантий исполнения срочных сделок.

    В настоящий момент на рынке FORTS обращаются фьючерсы и опционы (к началу 2010 года торговалось 53 вида контрактов: 36 фьючерсов и 17 опционов), базовыми активами которых являются: индекс РТС, отраслевые индексы, акции и облигации российских эмитентов, облигации федерального займа, иностранная валюта, средняя ставка однодневного кредита MosIBOR и ставка трёхмесячного кредита MosPrime, а также товары - нефть марки Urals, дизельное топливо, золото, серебро, сахар.

    На срочном рынке ММВБ торгуются 9 видов контрактов на: индекс ММВБ (2 контракта), иностранную валюту (на евро 6 контрактов, на американский доллар 9 контрактов, на евро/американский доллар 8 контрактов), MosIBOR (6 контрактов), зернобобовые и технические культуры, пшеницу на условиях EXW( пшеница 3 класса - 3 контракта, 4 класса - 3 контракта) и на условиях FOB порт Новороссийск (3 контракта), контракт на 3-х месячную ставку MosPrime Rate (10 контрактов). Общий объем торгов на срочном рынке группы ММВБ в 2009 году достиг 2,21 трлн.руб. и существенно отстает от РТС, на которой объем торгов достиг 7,5 трлн.руб.[4]

    Отличие ММВБ от РТС состоит в том, что на Московской Межбанковской Валютной бирже присутствуют более крупные игроки, нежели на РТС. Это во многом объясняет безоговорочное лидерство РТС по количеству сделок. При этом преимущество РТС в суммарном обороте контрактов хотя и существенно, но не столь велико. По статистике, на ММВБ 98% оборотов срочного рынка приходится на валютные фьючерсы, а в суммарных оборотах РТС и ММВБ - 70% контрактов на фондовые ценности (самый популярный контракт на индекс РТС), примерно 29% контрактов на валюту, 1% -контракты на процентные ставки, примерно 1,5% приходится на товарные контракты.

    Традиционно операции на срочном рынке являются более выгодными по сравнению с операциями на рынке базового актива. Это связано не только с "эффектом плеча", но и с отсутствием транзакционных издержек, возникающих при проведении операций на рынке базового актива (плата за использование кредитных ресурсов и оплата депозитарных и расчетных услуг).

    Особенностью FORTS является то, что любой категории участников рынка, будь то Расчетная фирма, Биржевой посредник или Клиент - частный инвестор, предоставляется возможность работы с собственного терминала, как при помощи различных систем интернет-трейдинга, так и торговых терминалов, предоставленных самой РТС. Участники торгов могут оперативно переводить денежные средства между рынком акций ОАО "Газпром", Биржевым рынком Открытого акционерного общества "Фондовая биржа "Российская Торговая Система" и срочным рынком FORTS благодаря технологии "единая денежная позиция".

    Производные финансовые инструменты используются не только для спекулятивных операций (когда продажа контрактов становится выгоднее, чем продажа актива), но и для операций хеджирования и арбитража.

    Хеджер - это лицо, страхующее риски колебания цен базисных активов на спотовом рынке путем заключения сделок на организованных рынках срочных сделок, а также через заключение разных по характеру срочных сделок по одному базисному активу.[5]

    Хеджирование (от англ. слова hedge) - техника страхования от риска убытков из-за неблагоприятных изменений процентных ставок, валютных курсов, цены товара путем использования срочных сделок.[6]

    Итак, одной из основных функций традиционных производных финансовых инструментов   является   защита   инвесторов   от   риска.    Далее   будет   представлена классификация производных финансовых инструментов в зависимости от видов риска, от которого инвестор планирует хеджироваться.

    В таблице 6 представлено распределение наиболее распространенных видов рисков с использованием соответствующих производных финансовых инструментов. В общепринятой классификации риски подразделяются на систематические и несистематические.

    Таблица 4

    Виды рисков, хеджируемых при помощи различных видов ПФИ[7]

    Сфера рисков

    Инструменты для защиты от данного вида риска



    рынок фьючерсов и аналогичных контрактов

    рынок опционов

    систематические риски

    проценты

    процентные фьючерсы; соглашение о процентной ставке (FRA)

    процентные опционы; опционы на процентные фьючерсы.



    процентные свопы

    своп-опционы

    обменный курс валют

    валютные фьючерсы

    валютные опционы; опционы на валютные фьючерсы.



    валютные свопы

    рыночная цена

    фьючерсы на индексы, варьирующиеся займы.

    опционы на индексы курсов акций; опционы на индексные фьючерсы.

    несистематические риски




    цены на сырье (продажная сбытовая цена) продукта хорошего качества.

    фьючерсы на цену сырья.

    опционы на цену сырья



    Свопы на цену товара (Commodity Price Swap)


    Срочные сделки с акциями

    Опционы на акции, права (Equity Warrants)



    Права на долги (Debt Warrant)


    Сущность хеджирования заключается в покупке или продаже фьючерсных или опционных контрактов одновременно с продажей или покупкой базисного актива с тем же сроком поставки, а затем проведения обратной операции при наступлении дня поставки. Хеджирование способно оградить участника рынка ценных бумаг от больших потерь, но в то же время либо полностью лишает его возможности воспользоваться благоприятным развитием конъюнктуры, либо снижает его прибыль.

    Хеджирование может быть полным или неполным (частичным). Полное хеджирование полностью исключает риск потерь, частичное хеджирование осуществляет страховку только в определенных пределах. Наиболее простая схема хеджирования будет заключаться в открытии инвестором одной или нескольких позиций на весь период времени, в котором он заинтересован. В то же время ситуация на рынке постоянно меняется,   что   может   потребовать   от   инвестора   с   определенной   периодичностью пересматривать свои позиции в ходе периода хеджирования[8].

    Хедж также принято классифицировать на простой и эффективный, а так же по характеру операций хеджирование может покупкой и продажей.

    Обычный хедж - самая простая форма хеджирования. Примером такого рода хеджирования могут служить следующие операции:

    ·   Форвардные сделки (представляют собой контракт, заключаемый между сторонами внебиржевой торговли по купле-продаже актива по текущей цене или цене при оплате наличными с доставкой и завершением сделки на согласованную дату в будущем)[9].

    ·   Онкольные сделки (сделки на покупку реального товара, цена по которым не фиксируется до тех пор, пока этого не потребует покупатель товара. Продавец страхует себя хеджированием продажи, а цена, по которой он закрывает хедж, становится ценой закупки товара)[10]. Данный вид сделок не относится к производным финансовым инструментам, а классифицируется как   сделка   с   поставкой   реального   товара   и   имеет   ряд   отличий   от форвардных сделок.

    Любые   действия   по    своевременному    изменению    сроков    исполнения обязательств.

    Можно сделать вывод, что при простом хеджировании используется принцип срочности, но не используется принцип производности.

    Эффективное хеджирование отличают повышенные требования к квалификации участников и необходимость применения сложных математических методов, а также использование принципа производности инструментов.

    В эффективном хеджировании используются 2 основные технологии:

    ·   Замещение сделки на реальном рынке сделкой на срочном рынке;

    ·   Совмещение сделки на реальном рынке со сделкой на срочном рынке.

    Классическое эффективное хеджирование состоит в том, что хеджер совершает действия,  которые позволяют ему  перенести риск,  связанный с данным активом на реальном рынке, за счет временной компенсации данной позиции на срочном рынке[11]


    Глава 2. Опционные стратегии и примеры их применения

     

    2.1.   Основные используемые опционные стратегии

     

    При сырьевом перекосе экономики очень важным становится вопрос выработки стратегий сырьевых компаний, на случай, если рынок начнет работать против них. Среди российских экспортеров хеджирование наиболее развито в металлургических компаниях и также заметны усилия по хеджированию финансовых рисков нефтяных компаний.

    В нефтяном секторе наиболее ярко проявляется характерное для России отсутствие политической воли топ-менеджмента хеджировать финансовые риски: ведь если цена на сырье продолжит расти, хеджирование не позволит получить дополнительную прибыль, а если цена будет снижаться, всегда возможно списать с себя ответственность за убытки на упавший рынок.

    Но даже при такой ситуации на рынке можно говорить о том, что все больше хеджеров выходит на рынок. Такие выводы можно сделать, изучив материалы, представленные в отчете НАУФОР «Российский фондовый рынок 2009. События и факты».

    В 2008 году рынок FORTS предлагал 18 типов срочных контрактов (12 фьючерсов и 6 опционов), к концу 2009 года их количество увеличилось до 53 (36 фьючерсов и 17 опционов). Далее в 2-х таблицах будут представлены данные по рынку FORTS в части производных финансовых инструментов, связанных с фондовыми активами за последнее время.

    Таблица 7

    Итоги торгов на срочном рынке FORTS контрактами на ценные бумаги и фондовые индексы



    2007

    2008

    Q1-09

    Q2-09

    Q3-09

    Q4-09

    2009

    Фьючерсные контракты








    Объем торгов, млрд.руб.

    607,8

    2397,1

    925,5

    1066,2

    1454,9

    2605,8

    6052,4

    в т. ч. на индекс

    119,8

    752

    328

    391,5

    867,5

    2000,1

    3587,1

    в т.ч. на акции

    471

    1569,6

    573,6

    642

    572,3

    601,3

    2389,2

    в т. ч. на облигации

    9

    13,7

    3

    6,8

    15,2

    4,3

    29,3

    Объем торгов, млн.конт.

    46

    78,9

    23,5

    25,4

    28,2

    37,6

    114,6

    в т. ч. на индекс

    2,3

    9

    3,4

    4,2

    8,8

    18,3

    34,7

    в т.ч. на акции

    42,6

    66,3

    18,9

    19,8

    17,9

    18,8

    75,5

    в т. ч. на облигации

    0,8

    1,3

    0,3

    0,6

    1,5

    0,4

    2,8

    Число сделок, млн.шт.

    1,8

    4,9

    1,9

    2,2

    2,8

    4,3

    11,3

    в т.ч. на индекс

    0,1

    0,7

    0,3

    0,5

    1,1

    2,4

    4,3

    в т. ч. на акции

    1,7

    4,1

    1,6

    1,8

    1J

    1,9

    7

    в т.ч. на облигации

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    Опционные контракты








    Объем торгов, млрд.руб.

    79,3

    311,4

    106,3

    178,6

    311,7

    703,5

    1300,2

    в т.ч. на индекс

    2,6

    84,3

    23,3

    61,1

    170

    504,3

    758,7

    в т. ч. на акции

    76,6

    226,9

    82,9

    117,6

    141,7

    199,1

    541,4

    в т.ч. на облигации

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    Объем торгов, млн.конт.

    7,3

    10,7

    3,1

    4,7

    6,7

    10,5

    25

    в т.ч. на индекс

    0

    1

    0,2

    0,6

    1,7

    4,5

    7,1

    в т.ч. на акции

    7,2

    9,7

    2,9

    4

    4,9

    6

    17,8

    в т. ч. на облигации

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    Число сделок, млн.шт.

    0,1

    0,2

    0

    0,1

    0,1

    0,1

    0,4

    в т. ч. на индекс

    0

    0,1

    0

    0,1

    0,1

    0,1

    0,3

    в т.ч. на акции

    0,1

    0,1

    0

    0

    0

    0,1

    0,1

    в т. ч. на облигации

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    Итого








    Объем торгов, млрд.руб.

    687,1

    2708,5

    1031,5

    1244,9

    1766,7

    3309,2

    7352,6

    Объем торгов, млн.конт.

    53,3

    89,6

    26,6

    30,1

    34,8

    48,1

    139,6

    Число сделок, млн.шт.

    1,9

    5

    2

    2,3

    2,9

    4,5

    11,6


    Наиболее активным торгуемым типом срочного контракта в 2009 году оказался фьючерс на индекс РТС - 48,8% от общего объема торгов срочными контрактами на ценные бумаги и фондовые индексы (в денежном выражении); этот же инструмент наиболее ликвидным и в 2008 году, его доля тогда составляла - 27,8%.

    Если сравнивать объем рынка срочных контрактов, базисным активом которых являются акции и индексы на акции, и объем спот рынка акций без учета сделок репо, то можно видеть, что это соотношение постоянно увеличивается: в 2007 году оно составляло 15,4%, 2008 - 21,2%, а к 2009 достигло уже 46,3%. Таким образом, срочный рынок имеет тенденцию к росту не только в абсолютном, но и в относительном выражении.

    Особого внимания достойно то, что в 2009 году срочный рынок помимо демонстрации роста количественных показателей перешел на иной качественный уровень. Это связано в первую очередь с существенным изменением открытых позиций, данные по которым представлены в следующей таблице.

    Таблица 8

    Открытые позиции на срочном рынке FORTS по контрактам на ценные бумаги и фондовые индексы.



    2007

    2008

    Q1-09

    Q2-09

    Q3-09

    Q4-09

    2009

    Фьючерсные контракты








    Средний объем открытых позиций, млрд. руб.

    11,5

    34,6

    47,7

    57,2

    66,5

    74,7

    246,1

    в т. ч. на индекс

    0,6

    7,9

    9,4

    12,2

    22,2

    33,5

    77,3

    в т. ч. на акции

    9,5

    20,9

    30,8

    34

    38,6

    38,9

    142,3

    в т.ч. на облигации

    0,7

    1,6

    1,3

    2

    5,7

    2,3

    26,5

    Средний объем открытых позиций, млн.контрактов

    1

    1,2

    1,4

    1,7

    2,1

    1,9

    7,1

    в т.ч. на индекс

    0

    0,1

    0,1

    0,2

    0,2

    0,3

    0,8

    в т. ч. на акции

    0,9

    0,9

    1

    1,1

    1,3

    1,3

    4,7

    в т.ч. на облигации

    0,1

    0,1

    0,2

    0,5

    0,6

    0,3

    1,6

    Опционные контракты








    Средний объем открытых позиций, млрд. руб.

    6,5

    30

    58,6

    63,7

    121,2

    117,3

    360,8

    в т. ч. на индекс

    0,2

    9

    10

    21

    53,8

    71,7

    156,5

    в т.ч. на акции

    6,3

    21

    48,6

    42,7

    67,4

    45,5

    204,3

    в т. ч. на облигации

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    Средний объем открытых позиций, млн. контрактов

    0,6

    1

    1,8

    1,7

    2,8

    2,3

    8,6

    в т.ч. на индекс

    0,6

    0,9

    1,7

    1,5

    0,6

    0,7

    4,5

    в т. ч. на акции

    0

    0,1

    0,1

    0,2

    2,3

    1,6

    4,1

    в т.ч. на облигации

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    Итого








    Средний объем открытых позиций, млрд. руб.

    18

    64,6

    106,2

    120,9

    187,7

    191,9

    606,7

    Средний объем открытых позиций за год, млн. контрактов.

    1,6

    2,2

    3,2

    3,4

    4,9

    4,2

    15,7



    2.2. Результаты использования разных видов опционных стратегий


    В 2007 - 2008 гг. показатель открытых позиций составлял 1,8 - 2,1% от общего объема торгов по фьючерсам и 8,2 - 9,6% по опционам. В 2009 году средний объем открытых позиций по фьючерсам в течение первых 3 кварталов составлял 4,6 - 5,4% , в 4 квартале этот показатель сократился (видимо из-за закрытия позиций к концу года), по опционам аналогичная  ситуация[12].  Можно  предположить,  что такие  количественные изменения объясняются помимо общего интереса к срочному рынку спекулянтов и арбитражеров, но и хеджеров на рынок на фоне нестабильности на фондовых рынках. Самый существенный рост показали контракты на индекс (по мнению А.Н.Буренина хеджирование с использованием индекса позволяет хеджироваться от рисков на 100%).

    Последние годы нефтегазовый бизнес обычно ассоциируется с высокими доходами. Но это и весьма рискованная сфера деятельности: ценовая конъюнктура изменчива - многие участники, рассчитывающие на получение сверхприбылей, впоследствии терпят убытки. Минимизировать ценовые и валютные риски помогают широко применяемые в мировой практике инструменты хеджирования.

    Не исключено, что наиболее «продвинутые» нефтяные компании все же используют "серые" схемы хеджирования своих рисков, о чем не принято говорить вслух. Но на российской почве хеджирование приживается крайне медленно - скорее вопреки, нежели благодаря государственной политике[13].

    Повышение значимости экспорта нефти и нефтепродуктов для российских нефтяных компаний, а также растущее участие зарубежных компаний в капитале российских предприятий указывают на то, что со временем разница в принципах и методах хозяйствования между Западом и Россией в нефтегазовой отрасли будет стираться. Это предполагает, что уже сегодня российские компании должны начать осваивать правила иного бизнеса. Падение цен на нефть подрывает финансовое здоровье компании и ставит под сомнение целесообразность и значимость финансового планирования. Сгладить последствия ценовых колебаний и застраховаться от возможного падения цен в будущем помогает хеджирование.

    "Для нашей компании, осуществившей первые сделки в 1997 году, хедж оказался весьма выгодным делом", - отмечает Виктор Волков, начальник отдела маркетинга ЗАО "ЛУКОЙЛ-Пермь"[14]. Первые сделки ЗАО "ЛУКОЙЛ-Пермь" осуществляло в Нью-Йорке. Позже из-за значительной разницы во времени торговлю перенесли в Лондон. На начальном этапе было решено проводить академический хедж, то есть инструментом хеджирования были выбраны фьючерсные контракты.

    Далее предполагалось начать торговать опционами, свопами и форвардами. На первом этапе были выбраны фьючерсные контракты, так как они являются наиболее доступными (положительную роль сыграло гарантийное обеспечение сделки биржей) для начинающих заниматься подобными операциями российских компаний, и обладают рядом преимуществ перед остальными перечисленными инструментами. Во-первых, это высокая ликвидность рынка, во-вторых, возможность совершать сделки с очень небольшим объемом собственных средств. Как пример можно рассмотреть ситуацию: компанией за период с января по июль 1997 года было проведено семь сделок с фьючерсными контрактами на IPE и NYMEX. Объем торгов составил 180 контрактов на печное топливо, что приблизительно равно 20000 тонн, и 300 контрактов на нефть - 39484 тонны. По итогам всего периода была получена прибыль в размере $115645. Среднее арифметическое прибыли по каждой сделке составило $16521. Средняя продолжительность одной сделки (разница между открытием и закрытием позиции) - 8 дней. Суммарная продолжительность всех сделок - 56 дней, или 28% от полного периода поддержания счета (197 дней). Объемы торгов, конечно, трудно сопоставить с объемами экспорта. Но это был удачный эксперимент. На достигнутом решили не останавливаться.

    Были выбраны ключевые моменты работы организации над хеджированием. Во-первых, точность прогнозов. С точки зрения теории, можно предположить, что нам все равно, где будут цены в будущем. Открыв позицию, мы замкнули для себя все продажи нефти, для нас цена не может быть ни выше, ни ниже. Поэтому точный прогноз дает возможность не осуществлять хедж вообще в случае, если согласно этому прогнозу цены пойдут вверх. С другой стороны, при сложившейся четкой и эффективной системе прогнозирования возникает естественный соблазн отступить от хеджирования и заняться спекулятивной деятельностью. Отсюда второй момент - не поддаваться искушению, так как убытки, которые потом непременно возникнут, оправдать будет нечем. Подобная деятельность не регламентирована существующим законодательством, убытки ложатся на прибыль. Безусловно, отсутствие соответствующих нормативных документов сдерживает, тормозит подобную деятельность. В конечном счете, от этого страдает государство. В качестве примера можно привести ситуацию, сложившуюся в 1998 году: государство пересматривает бюджеты, доходы, наконец, принимает меры по снижению налогового бремени на ТЭК, а ведь компании и сами могли защитить себя от падения цен. Все это означает крайне нестабильные объемы поступления валютной выручки, значит, подрывается финансовое здоровье компании и ставится под вопрос целесообразность, значимость финансового планирования. В этом смысле хеджирование можно рассматривать    как    способ    преодоления    нестабильности.    Отказавшись    от    этой деятельности, компании, по сути, спекулируют в своих финансовых планах и бюджетах, так как гарантии ценовой стабильности у них нет. Известно, что в 1997 году компания "ЛУКОЙЛ-Пермь", встревоженная произошедшим годом ранее падением цен на нефть, захеджировала 10% экспорта нефтепродуктов, благодаря чему практически полностью покрыла убытки от падения цен на спот-рынке.

    Некоторые источники утверждают, что ТНК-ВР хеджирует нефтяные контракты через лондонский офис. Возможно, что и некоторые другие, наиболее продвинутые, вертикально интегрированные нефтяные компании могут заниматься хеджированием через зарубежные дочерние компании. Но такие "серые" схемы, если и могут применяться, то, скорее, не для уменьшения коммерческих рисков, а для минимизации налогов, вывода за пределы страны части прибыли.

    Считается, что первой в России компанией, изначально использующей "белую" схему для хеджирования своих рыночных рисков на международных площадках срочных финансовых инструментов, является "Газэкспорт". Эта газпромовская дочерняя компания получила от Центробанка РФ разрешение на вывоз капитала с целью хеджирования. И именно она сформировала методологические основы хеджирования, полностью вписывающегося в рамки российского законодательства. Этот опыт, интересный сам по себе, имеет важнейшее прецедентное значение: по пути, проложенному "Газэкспортом", могут идти десятки других компаний - крупных и средних - кому интересно хеджирование и имеются для этого свободные средства.

    Модель хеджирования, принятая "Газэкспортом" (теперь "Газпромэкспорт"), предполагает гибкое реагирование на текущую рыночную ситуацию, что позволяет с минимальными затратами получить максимальные выгоды. Первым проектом, по отношению к которому "Газэкспортом" применялось хеджирование, был один из контрактов в Западную Европу, минимальных по объему поставок, составляющий менее 1% годового объема экспорта компании и не обремененный кредитными обязательствами. Хеджирование финансовых рисков началось в конце августа 2003 года, буквально за несколько дней до терактов в Нью-Йорке. Поэтому убедиться в преимуществах хеджирования компании удалось очень быстро: уже через три месяца размер компенсационной хеджерской прибыли превысил 25% от привлеченных к хеджированию залоговых средств. Но это всего лишь эксперимент, масштабы которого не позволяли существенно повлиять на общую эффективность экспорта российского газа из-за резко ухудшившейся конъюнктуры на энергетических рынках. После успешной отработки механизмов хеджирования "Газэкспорт" несколько расширил экспериментальную базу: с апреля 2005 года хеджирование ценовых рисков осуществляется уже по двум экспортным контрактам.

    За один год параллельного хеджирования двух контрактов экспортная выручка по ним оказалась на 27% выше прогнозируемой. При этом затраты на хеджирование составили менее 1% от экспортной выручки по ним - вполне разумное соотношение, как с точки зрения мировой практики, так и с точки зрения сложившейся ситуации на рынке. Можно добавить, что полученная дополнительная выручка примерно в 25 раз превысила издержки, связанные с хеджированием. Израсходовав незначительную часть сверхприбыли, полученной по экспортным контрактам из-за роста цен на углеводороды на мировых рынках (в десятки раз меньшую, чем дополнительный доход), компания предприняла меры, защищающие полный объем контрактной выручки и сводящие к минимуму потенциальный ущерб от возможного изменения конъюнктуры мирового рынка в неблагоприятную сторону.[15] К тому же высокие цены на газ позволили компании улучшить параметры хеджерской позиции: увеличилась глубина открытых биржевых контрактов и вырос уровень хеджирования - порог, ниже которого начинают действовать финансовые механизмы компенсации потерь экспортной выручки на рынке реальных поставок. В то же время перспективы полномасштабного использования механизмов хеджирования неясны. И это объяснимо: для многих компаний отвлечь миллионы долларов, пусть даже во имя сохранения на порядок больших сумм доходов, непросто.

    Однако российская практика применения хеджирования знает не только крупные нефтегазовые компании, но и компании, ориентированные на иную сферу деятельности.

    К примеру, крупный российский импортер лекарств «Здоровье» имеет кредиторскую задолженность по контрактам с европейскими поставщиками, выраженную в евро. Управленческая отчетность компании ведется в долларах, поэтому, когда курс евро растет по отношению к доллару, у компании образуются курсовые убытки. Средние ежемесячные платежи в евро составляют порядка $5-10 млн. в зависимости от конъюнктуры фармацевтического рынка (платежи зависят от завоза товара, а завоз - от спроса). Импортер работает на условиях товарного кредитования — отсрочка оплаты после завоза товара составляет от одного до трех месяцев.

    Существовало несколько способов решения этой проблемы в рамках коммерческой деятельности предприятия. Во-первых, это стратегия компенсации, которая предполагала корректировку рублевых цен на лекарства,  приобретаемые за евро в соответствии с ростом курса евро/доллар. Однако такой простой подход оказался неэффективен -фармацевтическая продукция обладает высокой степенью эластичности, т.е. другими словами поднимая цены, компания теряла долю рынка, а значит и прибыль. Другой вариант решения - изменение валюты оплаты по контрактам с европейскими поставщиками из евро в доллары. Однако и это не сработало - поставщики отказались принимать оплату в долларах, опасаясь возникновения курсовых убытков. Единственное, что удалось - это лимитировать долю платежей в евро в общей доле валютных платежей.

    Испробовав все доступные нефинансовые способы, компания решила обратиться к хеджированию валютных рисков с помощью финансовых инструментов. Сначала попытались уравновесить пассивы компании в евро, активами - тоже в евро. Но кредиторская задолженность в евро у российского импортера не может быть уравновешена дебиторской задолженностью в евро, т.к. все продажи клиентам идут в рублях.

    Тогда подумали о покупке какого-либо актива номинированного в евро (например, векселя или облигации). Но этот вариант требовал отвлечения средств компании в размере предстоящих платежей в евро. К сожалению, компания «Здоровье» не могла себе позволить иметь в ценных бумагах по $6-10 млн. в месяц. Кроме того, инвестиции в ценные бумаги предполагают риск и низкую доходность (имеются в виду инструменты с фиксированной доходностью по сравнению со стоимостью капитала компании). И, наконец, было ясно, что активы в евро покрывают курсовые убытки лишь в краткосрочном масштабе (месяц, два, три), а по итогам года компания все равно получит курсовые убытки (накопительным итогом). Единственным приемлемым вариантом была покупка в начале года активов в евро на всю сумму предстоящих платежей за год, при этом для совершения такой операции единовременно требовалась огромная сумма (от 72 до 120 млн. евро).

    Возможна была еще одна схема: взять в банке и держать на депозите кредит, выраженный в евро. На кредит (скажем, рублевый) можно купить еврооблигации, которые потом легко заложить в обеспечение этого кредита. К сожалению, схема с кредитом имеет ряд недостатков: чрезмерное кредитование ухудшает структуру капитала (т.е. делает компанию менее привлекательной для инвесторов), а также требует прохождения кредитного комитета в банке (фактор времени работает против заемщика). Поэтому риск-менеджеры начали всерьез рассматривать варианты хеджирования посредством валютных деривативов: форвардов, опционов, фьючерсов и свопов.

    Следует отметить и огромный потенциал опционного рынка: в то время как развитые западные рынки характеризуются значительными объемами торгов опционами, на российском рынке торговля этими инструментами стала заметно активной только в последние 1-2 года.

    Развитый рынок производных не может существовать без развитого рынка базового актива. Сегодня практически все сегменты базового актива финансового рынка сосредоточены на ММВБ: это более 95% биржевого рынка акций, полностью биржевой рынок валюты и биржевой рынок государственных бумаг - а также почти 100% рынка корпоративных облигаций. Соответственно, формирование ликвидности на рынках базового актива ММВБ создает предпосылки и для развития качественного срочного рынка.



    Заключение


    В экономической литературе опцион определяется как "право выбора, получаемое за определенную плату. Наиболее часто этот термин применяется в следующих значениях:

    1) предоставляемое одной их сторон условиями договора право выбора способа, формы, объема выполнения принятого ею обязательства или даже отказ от выполнения обязательства при возникновении обстоятельств, обусловленных договором,

    2) соглашение, предоставляющее одной их сторон, заключающих биржевую сделку купли-продажи, право выбора между альтернативными условиями договора, в частности, право покупать или продавать ценные бумаги в заранее установленном объеме по твердой цене в течение того или иного срока.".

    На сегодняшний день опционы не получили в России должного распространения по причине неразвитости отечественного рынка и слабой подготовленности участников для операций с такого рода контрактами. Однако ситуация не безвыходная, и со временем, при повышении ликвидности и увеличении объёмов рынка опционы, без сомнения, завоюют популярность участников отечественного рынка. Важно подготовить для этого почву: ведь без глубоких познаний сущности финансового инструмента невозможно его полноценное применение на практике.

    У российского рынка есть большой потенциал и возможности, необходимо вводить новые базовые инструменты и новые контракты, проводить активную маркетинговую политику и, возможно, обучающие семинары, чтоб инвесторы обладали соответствующими знаниями и имели возможность пользоваться широкими возможностями рынка производных финансовых инструментов, хеджируя свои риски и позиции. Таким образом, участники рынка смогут максимально избежать кризисных ситуаций и ориентироваться на меньшие потери при пессимистических прогнозах развития рынка.

    В целом у российского срочного рынка большие перспективы развития. Появляются новые инструменты, которые становятся востребованными в хеджировании и могут составить достойную конкуренцию аналогичным западным инструментам, которые использовались инвесторами ранее. Примером такого инструмента является фьючерсный контракт на золото, который уже пользуется популярностью у многих российских инвесторов.

    Появление новых инструментов на срочном рынке, безусловно, является благоприятным фактором для развития финансовых и товарных рынков. Нередки ситуации, в которых участник рынка не может осуществить необходимую хеджерскую операцию ввиду отсутствия контрактов на соответствующий актив. В таких случаях приходится   прибегать   к   возможностям   перекрестного   хеджирования   или   искать взаимозаменяемые активы, что осложняет проведение операций хеджирования и делает такие операции существенно более дорогостоящими.

    Активные темпы внедрения новых контрактов на российском срочном рынке, существенное увеличение объемов торговли фьючерсными и опционными контрактами, вовлечение в оборот средств новых участников рынка, повышение уровня инвестиционной культуры являются важными факторами дальнейшего развития рынка производных финансовых инструментов и их использования в качестве инструментов хеджа.



    Список использованной литературы


    1.   Гражданский Кодекс РФ

    2.   Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // СЗ РФ. 1996 г. N 17 ст. 1918.

    3.   Аналитическая служба "Нефтегазовой Вертикали". Поплавок для нефтедолларов // Журнал «Нефтегазовая вертикаль». № 18. 2007 г.

    4.   Ганкин Г. Перспективы развития российского срочного рынка // Журнал «Рынок ценных бумаг». 2009. № 17.

    5.   Грязнова А.Г. Биржевая деятельность: Хеджирование и биржевые спекуляции. М.:Финансы, 2008.

    6.   Маренков Н.Л. «Ценные бумаги», изд. «Феникс», Москва, 2007г

    7.   Поляков В.П., Л.А. Московкина. Основы денежного обращения и кредита. - М.: ИНФРА-М, 2009.

    8.   Обзор НАУФОР «Российский фондовый рынок 2009. События и факты Рудько-Силиванов В.В., ФедосеевД.А., «Деривативы и риски российской экономики», // Деньги и кредит. №12, 2009г.

    9.   Банки и банковские операции: Учебник для вузов/ Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, О.М. Маркова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.

    10.  Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Под общей редакцией Грязновой А.Г.,Москва, изд. «Финансы и статистика», 2006 год

    11.  BusinessF&M, "ММВБ метит в сотню", от 18 января 2010 года.

    12.  www.micex.ru

    13.  www.rts.ru








     




    [1] Рудько-Силиванов В.В., ФедосеевД.А., «Деривативы и риски российской экономики», // Деньги и кредит. №12, 2008г.

    [2] Банки и банковские операции: Учебник для вузов/ Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, О.М. Маркова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.

    [3] Поляков В.П., Л.А. Московкина. Основы денежного обращения и кредита. - М.: ИНФРА-М, 2009.

    [4] BusinessF&M, "ММВБ метит в сотню", от 18 января 2010 года.

    [5] Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Под общей редакцией Грязновой А.Г.,Москва, изд. «Финансы и статистика», 2006 год, стр. 1064.

    [6] Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Под общей редакцией Грязновой А.Г.,Москва, изд. «Финансы и статистика», 2006 год, стр. 1064.

    [7] Соколинская Н.Э., журнал «Банковские услуги», №2 за таблице данные не исчерпывают перечень, а являются типовым примером).

    [8] Маренков Н.Л. «Ценные бумаги», изд. «Феникс», Москва, 2007г., стр. 154

    [9] Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Под общей редакцией Грязновой А.Г., Москва, изд. «Финансы и статистика», 2006 год, стр. 1057.

    [10] #"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11] Фельдман А.Б. «Основы рынка производных ценных бумаг», Москва, изд. «ИНФРА-М»,1996 г.

    стр. 96.

    [12] Обзор НАУФОР «Российский фондовый рынок 2009. События и факты», стр. 24.

    [13] Аналитическая служба "Нефтегазовой Вертикали". Поплавок для нефтедолларов // Журнал «Нефтегазовая вертикаль». № 18. 2007 г.

    [14] Аналитическая служба "Нефтегазовой Вертикали". Поплавок для нефтедолларов // Журнал «Нефтегазовая вертикаль». № 18. 2007 г.

    [15] Аналитическая служба "Нефтегазовой Вертикали". Поплавок для нефтедолларов // Журнал «Нефтегазовая вертикаль». № 18. 2007 г.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Практическое применение опционных стратегий ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.