Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Профилактика плоскостопия детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях в ДОУ

  • Вид работы:
    Другое по теме: Профилактика плоскостопия детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях в ДОУ
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:56:03
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение. 2

    Глава 1.Проблема профилактики и коррекция плоскостопия у детей старшего  дошкольного возраста. 5

    1.1. Формирование  опорно-двигательного аппарата стопы у детей дошкольного возраста  5

    1.2. Причины развития и методы диагностики плоскостопия. 10

    Глава 2. Физкультура в профилактике и коррекции плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.. 19

    2.1. Влияние физкультурных занятий на здоровье дошкольников. 19

    2.2.Профилактика и коррекция плоскостопия у детей старшего  дошкольного возраста в ДОУ.. 21

    Заключение. 30

    Список литературы.. 31


    Введение

    Актуальность. В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность.

     Это обусловлено прежде всего наличием большого числа дошкольников (84,9%) с различными отклонениями в состоянии здоровья .

    В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.

    Однако, по мнению Р.Б. Стеркиной и Ю.В. Коркиной (1997), в настоящее время система реабилитации детей в условиях ДОУ практически не сформирована. Отмечается разобщенность деятельности медицинского и педагогического персонала в оказании коррекционной помощи детям, наблюдается явно недостаточная осведомленность педагогов и родителей в коррекционно-профилактических вопросах развития, воспитания и обучения детей.

    В процессе организации работы профилактической и коррекционной направленности в условиях ДОУ особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия), поскольку среди функциональных отклонений они имеют наибольший удельный вес.

     Для правильной осанки и красивой походки большую роль играет правильное формирование голеностопного сустава. Стопа является опорой, фундаментом тела.

    Изменение формы стопы вызывает снижение ее функциональных возможностей, изменяет положение позвоночника. Причиной нарушений осанки у детей дошкольного возраста нередко является плоскостопие.

    Плоскостопие является одним из тяжелых ортопедических заболеваний. Запущенные случаи плоских стоп влекут за собой глубокие расстройства здоровья детей. Они приводят к инвалидности и нередко являются причиной возникновения сколиоза.

    Высокий уровень заболеваемости плоскостопием, отмеченный в основном у лиц молодого возраста и имеющий в настоящее время тенденцию к росту, определяет не только медицинскую, но и высокую социальную значимость этой проблемы. По оценкам различных эпидемиологических исследований у 10-15% населения встречается плоскостопие (Котельников Г.П., Миронов С.П., 2008).

              Решение задачи по проведению своевременной профилактики, снижению негативных последствий данного заболевания, является важным элементом как сохранения функций стопы, так и всего опорно-двигательного аппарата в целом,   Это определяет актуальность темы нашего исследования.

    Цель данного исследования – Рассмотреть особенности профилактики плоскостопия детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях в ДОУ.

    В качестве объекта исследования выступает плоскостопие.

    Предметом исследования являются физкультурные занятия как профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Провести анализ литературы по теме исследования;

    2. Выделить авторов, занимавшихся проблемой плоскостопия;

    3. Рассмотреть формирование  опорно-двигательного аппарата стопы у детей дошкольного возраста;

    4. Рассмотреть причины и виды плоскостопия;

    5. Выделить методы диагностики плоскостопия;

    6. Рассмотреть возможности физкультурных занятий по профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

    Для решения поставленных задач использовались теоретический анализ работ педагогов, психологов, методистов, посвященных данной проблеме.

    Структура работы: работа состоит из введения,  двух глав, заключения и списка литературы

    Глава 1.Проблема профилактики и коррекция плоскостопия у детей старшего  дошкольного возраста

    1.1. Формирование  опорно-двигательного аппарата стопы у детей дошкольного возраста

    Стопу образуют 26 костей, не считая сесамовидных, соединенные друг с другом при помощи суставов и связок.

    Последние придают стопе довольно сложную форму, напоминающую спираль или лопасть пропеллера и обеспечивающих подвижность в трех плоскостях. Поддержанию формы и выполнению функций стопы способствует активность 42 мышц стопы и мышц голени. [1]

    Стопы претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые 7 лет. Далее критическими для сохранения формы и функции стоп будут периоды быстрого роста ребенка, приходящиеся на школьные годы, периоды гормональной перестройки.

    Стопа в теле человека выполняет три биомеханических функции: рессорную, балансировочную и толчковую. При плоскостопии страдают все функции стопы.

    Рессорная функция - смягчение толчков при ходьбе, беге, прыжках. Она возможна благодаря способности стопы упруго распластываться под действием нагрузки с последующим обретением первоначальной формы. [2]

    Балансировочная функция - регуляция позы человека при движениях. Она выполняется благодаря возможности движения в суставах стопы в трех плоскостях и обилию рецепторов в сумочно-связочном аппарате. Здоровая стопа скульптурно охватывает неровности опоры. Человек осязает площадь, по которой проходит. При плоскостопии положение костей и суставов изменяется, связочный аппарат деформируется. В результате у детей страдает координация движений, устойчивость.

    Толчковая функция - сообщение ускорения телу человека при движениях. Это самая сложная функция стопы, так как в ней используются и рессорность и способность к балансировке. Ослабление этой функции наиболее наглядно проявляется при беге, прыжках.

    С глубокой древности известна еще одна функция стопы, не имеющая прямого отношения к биомеханике. Стопа - это область, богатейшая нервными рецепторами и являющаяся «энергетическим окном» организма. Известно, что охлаждение стоп вызывает рефлекторное сужение сосудов слизистой оболочки верхних дыхательных путей, наиболее ярко выраженное у незакаленного человека. В традиционной восточной медицине считают, что через стопу можно получить доступ к любой части тела. [3]

    Стопа является дистальным (дальним) сегментом нижней конечности, при стоянии и ходьбе выполняет опорную или толчковую, рессорную, балансировочную функцию.

    В обеспечении рессорной функции кроме стопы участвуют суставы, подвздошно - крестцовые сочленения, позвоночник и межпозвоночные диски. Снижение функции одной из названных структур повышает нагрузку на другие составные части рессорной системы. [4]

    Например, при выраженном плоскостопии у детей увеличивается поясничный лордоз (лордотическая осанка), которой компенсаторно сохраняет рессорную функцию позвоночника. С точки зрения биомеханики здоровая стопа имеет функционально целесообразное анатомо - физиологическое строение и от её состояния зависят плавность, лёгкость ходьбы и экономичность энергозатрат.

    По мнению Страковской  В.Л. стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка[5].

    Так Сергеев И. отмечает, что недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. [6]

    По словам  Ловейко И. кости стоп почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформациям. Суставно-связочный аппарат стоп еще не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по ее окончании тотчас же, с помощью активного сокращения мышц, возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов.[7]

    По мнению Билич Г.Л., Сапина М.Р.стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому, естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что особенно важно, изменяется положение позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего  и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом.[8]

    Нормальная здоровая стопа имеет один поперечный и два продольных свопорно-двигательного аппарата.

    Поперечный свод стопы образован тремя клиновидными костями, кубовидной костью и основаниями плюсневых костей, которые принимают участие в образовании свопорно-двигательного аппарата стопы, его выпуклая часть обращена кверху, вогнутая книзу. Поперечный свод расположен от подошвенной поверхности 1 - й плюсневой кости.

    Продольные своды. Внутренний (медиальный) свод образован таранной, ладьевидной, тремя клиновидными и первыми тремя плюсневыми костями. Расположен от подошвенной поверхности и пяточной кости до подошвенной поверхности 1 - й плюсневой кости.

    Высота свопорно-двигательного аппарата составляет 5 - 7 см. внутренний продольный свод стопы выполняет рессорную функцию.

    Наружный (латеральный) свод образован пяточной, кубовидной и двумя  наружными плюсневыми костями. Расположен между подошвенными поверхностями пяточной кости и 5 -й плюсневой кости. Высота свопорно-двигательного аппарата около 2 см. наружный продольный свод стопы выполняет опорную функцию.[9]

    Стопу образуют кости, мелкие суставы и мышечно - связочный аппарат. Основными мышцами, формирующими свод стопы, являются передняя и задняя большеберцовые мышцы, общий сгибатель пальцев и длинный сгибатель большого пальца.

    Возрастные особенности детской стопы по сравнению со взрослой стопой.

    ¾  Стопа более короткая.

    ¾  В пяточной области стопа сужена.

    ¾  Пальцы расходятся(у взрослого плотно налегают друг на друга)

    ¾  На подошве сильно развита подошвенная клетчатка, заполняющая внутренний свод стопы.

    ¾  Объём движений детской стопы больше вследствие большей эластичности мышечно - связочного аппарата[10].

     В и.п. стоя разгибание стопы составляет 15 - 25 градусов, сгибание - 45 - 50 градусов, отведение и приведение - по 12 градусов, пронация (вращение стопы, при котором внутренний край опускается, а наружный поднимается) и супинация (вращение стопы, при котором наружный край опускается, а внутренний поднимается) в пределах 13 градусов.

    У детей, особенно новорождённых, отмечается большая подвижность в стороны тыльной поверхности стопы, у взрослых уже большая подвижность в сторону подошвенной поверхности.

    6. Стопа ребёнка, особенно первого гопорно-двигательного аппарата жизни, имеет более выраженное супинаторное положение. При ходьбе дети часто ставят ногу не на всю подошвенную поверхность, а на её наружный край. С возрастом отмечается пронация стопы.

    7. Детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам (прыжкам, соскокам). При указанных нагрузках свод стопы несколько уплощается после нагрузки, под действием активного сокращения мышц возвращается в исходное положение. У ослабленных, физически плохо развитых детей связки и мышцы стопы систематически перенапрягаются, растягиваются и теряют пружинящие свойства, поэтому бег, прыжки, подскоки противопоказаны, так как стопа расплющивается, опускается её внутренний свод и развивается плоскостопие.[11]

    1.2. Причины развития и методы диагностики плоскостопия

    Плоскостопие - это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свопорно-двигательного аппарата, в сочетании с пронацией пятки и супинацией переднего отдела стопы.

    Уплощение свопорно-двигательного аппарата стопы вызывает болезненные симптомы: быструю утомляемость и боли в ногах при ходьбе и стоянии.

    Проблемами плоскостопия занимались многие авторы.

    Так по мнению Сапина М.Р. и  Билич Г.Л. плоскостопие, рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением ее связок.

    Другие авторы такие, как Фонарев М.И., и  Фонарева Т.А. под плоскостопием понимают деформацию стопы, заключающуюся в уменьшении высоты ее сводов в сочетании с пронацией пятки и супинационной контрактурой переднего отдела стопы. В результате опускается медиальный край стопы, патологически растягивается ее связочный аппарат, изменяется положение костей; мышцы-супинаторы, играющие важную роль в поддержании свопорно-двигательного аппарата стопы, ослабевают и атрофируются. [12]

     Плоскостопие чаще всего появляется вследствие ослабления, переутомления или перегрузки мышц стопы и голени, которые обуславливают нормальный свод стопы. При деформации свопорно-двигательного аппарата стопы постепенно утрачивается рессорная функция и амортизационная роль свопорно-двигательного аппарата, и внутренние органы подвергаются резким толчкам при различных движениях (например, ходьбе, беге).

    Снижению сводов стопы (продольного или поперечного) предшествуют изменения со стороны связочно-мышечного аппарата стопы, обусловленные их функциональной недостаточностью. Уплощение свопорно-двигательного аппарата стопы вызывает болезненные симптомы: быструю утомляемость и тяжесть в ногах, боли в икроножных мышцах и стопе при ходьбе и стоячем положении. В стопах боли локализуются чаще всего в области свопорно-двигательного аппарата стопы.

    Плоскостопие достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение.

    При плоскостопии, в результате снижения высоты свопорно-двигательного аппарата стопы и некоторого отклонения ее кнаружи теряется способность стопы противостоять нагрузкам, то есть нарушается ее рессорная функция.

    В частности, исследованиями Г.А. Шорина с соавт. (1994) установлено, что 67,3% детей старшего дошкольного возраста имеют плоскостопие. [13]

    Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержание свопорно-двигательного аппарата.

        Тяжелый изнурительный труд, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, болезни способствовали тому, что плоскостопие, как деформация опорно- двигательного аппарата , наряду с искривлениями позвоночника стало принимать катастрофические размеры. Это отмечали ряд исследователей (Р.Р. Вредер, Я.Б. Рывлин и др.), утверждавшие, что плоскостопие – это страдание преимущественно лиц тяжелого физического труда и что по обширности распространения его можно отнести к разряду социальных заболеваний. 

    Рывлин Я.Б., В.Н. Мошков и другие авторы указывали, что плоскостопие является одной из наиболее частых деформаций нижних конечностей.[14]

    Причиной может стать и тесная обувь, особенно с узким носом и высоким каблуком, с толстой подошвой, так как она лишает стопу ее естественной гибкости.

    В раннем детском возрасте малоподвижная форма плоскостопия обычно безболезненна. В дальнейшем, по мере роста ребенка, этот недостаток может увеличиваться. При этом ноги ребенка принимают "0"-образную форму, ограничивается их подвижность, опора на подошву одностороння и неполноценная, в результате чего ухудшается функционирование некоторых рефлекторных механизмов и точек стопы. Дети быстро устают, жалуются на боль в области голеностопного сустава и позвоночника. Поэтому важно предупредить плоскостопие, а если оно все-таки появилось, своевременно проводить лечение.

    Распространенным видом деформации стопы является и косолапость. Вследствие этого нарушается ходьба и осанка, координация между движениями рук и ног, ухудшается устойчивость в равновесии. Тяжесть тела у косолапых детей больше всего приходится на пятку и наружный край стопы, ограничивается подвижность ног, затрудняется ходьба. Такие дети быстро устают, при ходьбе поворачивают туловище направо и налево, им свойственна "гусиная ходьба".[15]

    По происхождению различают врождённое и приобретённое плоскостопие. В свою очередь, приобретённое плоскостопие бывает рахитическим, паралитическим, травматическим и статическим.

    Врождённая деформация стопы встречается у 3 % детей.

     Причины: аномалии развития эмбриона, недоразвитие или отсутствие малоберцовых мышц и т.д. Одним из ранних клинических признаков плоскостопия можно считать отклонение пятки кнаружи, так как врождённое плоскостопие часто сочетается с вальгусной деформацией стопы. Последними исследованиями учёных доказано: утверждение, что человек рождается плоскостопым и лишь впоследствии формируется свод стопы, оказалось несостоятельным.

     В результате исследования сводов стопы у эмбрионов, плодов и детей грудного и раннего возраста были сделаны следующие выводы:

    ¾ признаки формирования сводчатости стопы выявляются у эмбрионов в 9 - 10 недель;

    ¾ значительное увеличение угла свопорно-двигательного аппарата стопы происходит в 17 - 20 недель;

    ¾ величина свопорно-двигательного аппарата стопы у плопорно-двигательного аппарата превышает подобные значения у детей грудного и раннего возраста.

    ¾ преобладание повышенного тонуса мышц сгибателей у плодов до рождения играет определённую роль в значительной выраженности сводов стопы на этом этапе развития;

    ¾ у детей раннего возраста несформированный мягкий свод стопы симулирует плоскостопие при плантографии.[16]

     Заполнение подсводного пространства жировой клетчаткой увеличивает площадь опоры конечностей, что является важным элементом перехопорно-двигательного аппарата ребёнка из горизонтального в вертикальное положение; - и у мальчиков, и у девочек в 2 - 3 гопорно-двигательного аппарата отмечено физиологическое снижение сводчатости стопы, стабилизация которой выявлена в возрасте 4,5 - 5 лет.

    Таким образом, до 4,5 - 5 -летнего возраста у большинства детей отмечается функциональное плоскостопие. У детей старше указанного возраста наличие плоской стопы в сочетании с отклонением пятки внутрь или наружу является патологией.[17]

    Рассмотрим виды приобретённого плоскостопия:

    Рахитическое плоскостопие. Развивается у детей дошкольного возраста на фоне остаточных явлений2 - 3 степенейрахита при снижении плотности костной ткани и слабости мышечно - связочного аппарата.

    Паралитическое плоскостопие. Развивается при парезах или параличах большеберцовых мышц на фоне перенесённого полиомиелита, поражения спинного и головного мозга - при детском церебральном параличе. При этом функция других мышц голени может оставаться удовлетворительной.

    Травматическое плоскостопие. Формируется вследствие переломов различных костей стопы, при неправильно сросшихся переломов лодыжек. Для профилактики посттравматического плоскостопия после переломов и вывихов костей стопы, за исключением повреждения пальцев, назначают ношение супинаторов в течение гопорно-двигательного аппарата после травмы.

    Статическое плоскостопие. Самый распространённый вид плоскостопия составляет 82 - 90 % среди всех форм плоскостопия. Развивается в результате гипотонии мышц нижних конечностей, увеличения массы тела в течение короткого отрезка времени, длительного пребывания в статическом положении при некоторых профессиях.

    Если ребенок стоит, то область внутреннего свопорно-двигательного аппарата касается поверхности опоры и на него падает общий вес тела. Расположенные на уровне свопорно-двигательного аппарата мышцы, сосуды, нервы растягиваются, вследствие чего возникают неприятные ощущения в стопах и мышцах голени: чувство усталости, онемения и даже боли.

    Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы и т.д. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.

    При движении ударяя стоп о поверхность земли передаются вверх почти без изменений и, достигая головного мозга, приводят к его микротравмам. Дети, страдающие плоскостопием, могут жаловаться на головные боли; они часто нервозны, рассеяны, быстро утомляются.

    Общий результат всего этого - нарушение сна.

    Наиболее распространено продольное плоскостопие, которое составляет более 55% всех деформаций стопы. Поперечное плоскостопие встречается реже и у детей является следствием относительной слабости и недостаточности мышечно - связочного аппарата стопы и голени.[18]

    Существующие методы определения плоскостопия можно подразделить на три основные группы.

      К первой группе относятся методы, в основе которых лежат отпечатки стоп (метод плантографии), получаемые различными способами, для чего применяют различные химические красители, которыми смазывают стопы.

        В настоящее время существует несколько взаимодополняющих друг друга методик определения плоскостопия по плантограмме.

        Первая методика В.А. Яралава – Яралянца с соавторами, удобная для массовых обследований детей школьного возраста. Как я упоминала выше, этот метод мы применяем у нас в школе.

        Ко второй группе относятся методы определения степени плоскостопия.  Наиболее приемлемы из этой группы два метопорно-двигательного аппарата:  метод Яралова – Яралянца и метод  Фридланда М.Ф.[19]

    Например  по её отпечатку:

    Смазать стопы подсолнечным маслом (или зелёнкой, или просто мокрой ногой), встать на лист белой бумаги, хорошо впитывающей масло. Через 1-1,5 минуты сойти с бумаги и внимательно рассмотреть отпечатки стоп.

    Если следы имеют форму боба, то это свидетельствует о нормальных стопах: своды стоп приподняты и при ходьбе выполняют рессорную функцию. Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начинающееся плоскостопие, а если дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах, то здесь уже нужна консультация и помощь ортопеда. По соотношению самой широкой и самой узкой части следа считается свод нормальным 1:4, уплощённым 2:4, плоским 3:4.

    Внешний контур непрерывный, а внутренний имеет изгиб, т.е. только узкая полоска соединяет носок и пятку на отпечатке – стопа нормальная. Если полоса больше половины ширины отпечатка, значит, имеется плоскостопие.

    Для определения формы стопы при врачебно-педагогических наблюдениях широкое распространение получили методы анализа отпечатков (плантограмм).

    Тест проводится при помощи плантографа.

    Плантограф – это деревянная рамка (высота 2 см и размером 40 х 40 см), на которую натянуто полотно (или мешковина) и сверху него полиэтиленовая плёнка. Полотно смачивается штемпельной краской или зелёнкой. На окрашенную сторону кладётся лист бумаги, на котором написаны: Ф. И. ребёнка, класс, дата обследования. Ребёнок становится обеими ногами на середину рамки (на бумагу), при этом на бумаге остаются отпечатки стопы – плантограмма. Оценка плантограммы: заключение о состоянии свопорно-двигательного аппарата стопы делается на основании расположения двух линий, проведённых на отпечатке. [20]

    Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Вторая линия проводится от середины пятки до середины основания большого пальца. Если контур отпечатка стопы в срединной части не перекрывает эти линии – стопа нормальная. Если первая линия проходит внутри отпечатка – уплощение свопорно-двигательного аппарата стопы. Если обе линии расположены внутри контура отпечатка – стопа плоская. Дети с неправильно сформированной стопой направляются на консультацию к хирургу-ортопеду. Плантограмму можно получить различными способами, самый простой из которых отпечаток на чистом листе бумаги. Картонная или деревянная поверхность пропитывается краской, сверху располагают чистый лист бумаги, на который встают голой ступнёй, тем самым получают отпечаток стопы с внутренней стороны бумаги. Высушенный отпечаток обводится фломастером и строится рабочий рисунок.

    При использовании плантографического метопорно-двигательного аппарата о характере свопорно-двигательного аппарата стопы судят по ширине её отпечатка. Обработка осуществляется по методу Штритер, с проведением следующих операций:

    1. На полученном отпечатке проводят касательную (рис.) к наиболее выступающим точкам внутреннего края стопы – АВ.
    2. Делят касательную пополам (АВ:2) и отмечают точкой – С.
    3. Из середины касательной в точке С восстанавливают перпендикуляр до наружного края стопы – СD.
    4. Измеряют длину отрезка – СD.
    5. На основании процентного соотношения делают вывод:
    а) если отрезок перпендикуляра ЕD составляет до 50 % длины перпендикуляра СD – стопа нормальная;
    б) если это соотношение составляет 50 – 60 % – стопа уплощённая;
    в) соотношение свыше 60 % – стопа плоская.

    Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет большое значение.


    Глава 2. Физкультура в профилактике и коррекции плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

    2.1. Влияние физкультурных занятий на здоровье дошкольников

     Физическая культура обладает особо оздоровительным потенциалом.

    Правильная организация физического воспитания детей возможна, если учитываются анатомо–физиологические особенности развития как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом. Каждый возрастной период имеет свою определенную специфику развития.

    Показателями физического развития детей является рост, вес, окружность грудной клетки, состояние костной и мышечной систем, внутренних органов, а также уровень развития моторики.

    Формирование опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата) продолжается до периопорно-двигательного аппарата полового созревания.[21]

    Чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета, и наоборот, умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения – бег, лазанье, прыжки – стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. Любые, даже самые начальные отклонения в развитии опорно -двигательного аппарата, могут осложнить жизнь ребенка при увеличении учебных нагрузок в школе, когда ему приходится меньше двигаться, больше сидеть за столом.

     «Потребность в движениях является одной из важных физиологических особенностей растущего детского организма, его нормального формирования и развития» (С.М. Иванов).[22]

    Большое значение в предупреждении и лечении различных деформаций опорно-двигательного аппарата имеет физическая культура в различных ее формах.    Занятия физическими упражнениями положительно влияют на функции ЦНС, опорно-двигательного аппарата им достигается гармоничное развитие и укрепление мышечной системы, костно-связочного аппарата, органов дыхания и кровообращения, улучшается общий обмен веществ, осанка, повышается закаленность. Это ведет к увеличению функциональных возможностей организма, к укреплению здоровья.

    Физкультурные упражнения помогают исправлять нарушения в опорно-двигательном аппарате.

    Эта особенность физических упражнений обязательно должна учитываться при назначении лечения детям, страдающим той или иной недостаточностью в   состоянии опорно-двигательного аппарата.[23]

     Применение коррекции в период формирования опорно-двигательного аппарата в процессе роста имеет особо важное значение, т.к. в силу больших пластических возможностей детского организма исправление недостаточности доступнее, а эффективность корригирования  большая.

    Поэтому в практике ортопедических упражнений одно из ведущих мест занимает физическая культура, особенно при профилактике плоскостопия.

    Специальные физические упражнения сопровождаются возникновением новых, более сильных очагов возбуждения в коре, которые способствуют образованию правильных, необходимых в данном случае условно рефлекторных связей.

    Согласно исследованиям А.А. Ухтомского , эти новые, более сильные очаги возбуждения опорно-двигательного аппарата оказывают влияние патологических очагов возбуждения и разрывают неправильные условно – рефлекторные связи, лежащие в основе происхождения той или иной деформации,  в частности,  и плоскостопия.[24]

    Борьба с развивающейся нервно-мышечной недостаточностью является основным условием для профилактики и физической реабилитации при плоскостопии.

    Физические упражнения и другие средства физкультуры (закаливание, двигательный и гигиенический режимы и так далее) являются важными компонентами физической реабилитации при плоскостопии. Специальное значение физических упражнений в профилактике плоскостопия проявляется в благотворном влиянии на функции всех органов и систем организма, в улучшении функций суставов, связок и мышц стопы на фоне общего укрепления опорно-двигательного аппарата, в укреплении опорно-двигательного аппарата стопы при одновременной коррекции, имеющейся деформации.

    Физическая культура во всем ее многообразии, являясь методом неспецифической, патогенетической функциональной терапии, оказывающим наряду с местным и общее воздействие на организм, благотворно влияет на профилактику и физическую реабилитацию при плоскостопии, особенно в детском возрасте.

    Систематические занятия физической культурой, специальными физическими упражнениями, ЛФК способствуют развитию и укреплению мышц, связок и суставов, участвующих в образовании и нормальной деятельности опорно-двигательного аппарата стопы.

    Профилактика и физическая реабилитация деформаций детей  имеет большое значение для правильного физического воспитания, подрастающего поколения.

    2.2.Профилактика и коррекция плоскостопия у детей старшего  дошкольного возраста в ДОУ

    Основными задачами детского сада по физическому воспитанию являются:

    ¾  Охрана и укрепление здоровья детей.

    ¾  Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств.

    ¾  Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.

    ¾  Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

    ¾  Обеспечение физического и психического благополучия.[25]

    Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.

    Рациональное распределение регламентированной по формам и интенсивности физической нагрузки позволяет полностью удовлетворить биологическую потребность в движениях, соответствующую функциональным возможностям растущего организма, одновременно укрепив мускулатуру и сумочно-связочный аппарат нижних конечностей.

    Система мероприятий заключается в использовании всех средств физического воспитания (гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений) и в преемственности различных его видов и форм.[26]

    ¾ Ежегодная диагностика состояния опорно-двигательного аппарата стопы у детей. Осуществляется медицинским персоналом с использованием объективных методов исследования (плантография).

    ¾ Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды. Предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени ( ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, массажные коврики, гимнастические палки и т.д.).

    ¾ Гигиена обуви и правильный ее подбор. Воспитатели обращают внимание на обувь, в которой дети находятся в помещении, на улице, занятиях физическими упражнениями и дают соответствующие рекомендации родителям.

    ¾ Регулярное применение природно-оздоровительных факторов: хождение босиком по траве, песку, гальке, хвойным иголкам.

    ¾ При проведении закаливающих мероприятий предусматривается применение специальных закаливающих процедур для стоп. Закаливание стоп способствуют укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активные точки и зоны, расположенные на стопе, и являются прекрасным средством профилактики плоскостопия.

    ¾ Специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы, использовать в различных формах физического воспитания.

    ¾ Индивидуальная работа с детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп, плоскостопие, косолапость.

    ¾ Совместная деятельность педагогического коллектива и семьи.[27]

    Главным средством профилактики плоскостопия и косолапости является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени. Это могут быть специально организованные занятия по типу физкультурных.

    Занятие состоит из трех частей: вводная, основная и заключительная. Во вводной части выполняются упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, подражательные движения.

    В основной части дети выполняют специальные упражнения. Упражнения проводятся в три этапа.

    На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. Каждое упражнение имеет свое название, сопровождается художественным словом. Например: повороты стопы вправо, влево. И.п.-сед на гимнастической скамейке. В.у.-повороты стоп вправо, влево ("Караси").

    В парке есть глубокий пруд.

    Караси в пруду живут.

    Чтобы рыбок нам догнать,

    Нужно хвостиком махать.

    На втором этапе дети выполняют упражнения с предметами: захватывание пальцами ног мелких предметов, удерживание и выбрасывание их: камушки, прутья, шарики. На третьем этапе усложняются двигательные действия ребенка, используется различное оборудование: дорожки с отпечатками стоп, ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка и т.д. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений и до 10-12 раз на этапе закрепления и разучивания комплексов.

    К таким упражнениям относятся:

    ¾    общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами;

    ¾   корригирующие упражнения;

    ¾   корригирующие упражнения с применением приспособлений        универсального типа;

    ¾    упражнения из раздела ЛФК;

    ¾   упражнения на массажерах;

    ¾   игры, игровые упражнения.

    В заключительной части занятия целесообразно выполнить дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию или организовать подвижную игру малой активности. С целью создания положительного эмоционального фона упражнения лучше выполнять под музыку, использовать наглядные пособия, художественное слово. Это будет способствовать повышению интереса и активности детей и, следовательно, качественному выполнению упражнений.

    Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в условиях ДОУ должна осуществляться систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физического воспитания и валеологического образования.[28]

    Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста должна осуществляться медицинским персоналом ДОУ с использованием объективных методов исследования. На основе результатов диагностики формируются рекомендации по использованию средств физического воспитания в целях профилактики и коррекции деформации стоп. С детьми, у которых выявлена функциональная недостаточность стоп, или плоскостопие, должна проводиться индивидуальная работа, включая занятия ЛФК.

    Создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени и оказывающих положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, велосипеды, педали которых имеют конусообразный валик, предназначенный для формирования  опорно-двигательного аппарата стопы, специальные тренажеры).

    Следует предоставить детям возможность применения указанного оборудования. Кроме того, в теплое время опорно-двигательного аппарата необходимо обеспечить возможность систематического использования природно-оздоровительных факторов, например оборудовать на групповых участках естественные грунтовые дорожки (из песка, гальки, мелкой щебенки и т.п.).

    Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей. Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности можно использовать различные формы общения с семьей: родительские собрания, тематические консультации, педагогические беседы, дни открытых дверей, открытые занятия по физической культуре, стенды (уголки) для родителей, папки-передвижки и т.п. Это позволит обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях ДОУ и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.[29]

    В сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения особое место отводится валеологическому образованию человека. Одна из его задач - формирование необходимых знаний, умений и навыков по использованию средств физического воспитания, и в частности гигиенических факторов, естественных сил природы, физических упражнений в целях профилактики различных заболеваний и функциональных отклонений. В связи с этим целесообразно в процессе занятий по валеологии уделить внимание изучению темы "Строение и функции стопы. Профилактика и коррекция плоскостопия".[30]

    Представленная методика организации работы по профилактике и коррекции плоскостопия, предусматривающая комплексное использование средств физического воспитания, достаточно эффективна и позволяет добиться значительного снижения числа детей, имеющих деформацию стоп.

    Они могут применяться в различных частях занятия по физической культуре, а также в других формах работы по физическому воспитанию - в процессе утренней зарядки, гимнастики после дневного сна, в качестве домашних заданий и т.п. Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком.

    Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса.

    С целью создания положительного эмоционального фона следует выполнять упражнения под музыку (например, для комплекса "Утята" в качестве музыкального сопровождения можно использовать "Танец маленьких лебедей" из балета П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в современной обработке). Кроме того, необходимо использовать наглядные пособия (различные картинки, рисунки), а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие сюжету комплекса. Все это будет способствовать повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений.

    Эффективность профилактических процедур будет еще выше, если в комплекс включить закаливание. [31]

    Закаливание стоп позволяет не только улучшить региональное кровоснабжение, но и оздоровить организм в целом.

    Наиболее распространено обливание ног, поскольку оно оказывает выраженное воздействие на профилактику простудных заболеваний. Для этого вода из лейки, ковша, крана или душа в течение 15-20 секунд льется на голени и стопы. Температуру воды берут 30 градусов Цельсия, постепенно снижают по 1 градусу в день и доводят до 14-16 градусов.

    Еще полезней контрастное обливание стоп. Эта процедура тренирует реакцию сосудов на перемену температур. Варианты сочетаний теплой и холодной воды разнообразны. Здоровые дети - первая группа - получают обливания по схеме 38-18-38-18. [32]

    Дети второй группы получают более щадящий режим как по числу смен, так и по температурному перепаду воды: 38-28-38. Для ослабленных детей контрастные обливания проводят, изменяя температуру очень постепенно, начиная с 25-36 - теплая вода и постепенно доводя ее до 40-41, холодная - с 24-26, постепенно снижая до 18. Обливание стоп проводят обычно после дневного сна. Стопы насухо вытирают, либо не вытирают, дают им высохнуть. Последний вариант пролонгирует действие хладагента. [33]

    Иногда для закаливания стоп используют босохождение по водяной дорожке, траве, земле. При ходьбе в помещении температура пола не желательна ниже 18 градусов. Ослабленным детям рекомендуют начинать хождение в носках, а через неделю - босиком. Начинают процедуры с 3-5 минут, постепенно увеличивая по 1 минуте в день. Перед обуванием моют ноги прохладной водой, начальная температура воды 36-35, с последующим снижением на 1градус в день до 20 градусов.

    Босохождение полезно не только как профилактика плоскостопия и элемент закаливания к холоду. Ходьба босиком по горячему песку, холодной гальке, хвойным иглам тонизирует, а по теплому песку, дорожной пыли, траве - успокаивает. Ходьба босиком по колючим поверхностям : стерне, шишкам и другим колючим материалам желательно природного происхождения запускает «рефлекс избегания», связанный с повышением тонуса и уменьшением длины сводообразующих мышц, увеличением свода стопы и удаления мягких тканей в области свода от колющих поверхностей.

    В Спарте, известной сводом правил по воспитанию здоровых людей, дети до 10 лет ходили только босиком. Приверженцем такого хождения был и Сократ. Зная о пользе босохождения необходимо помнить, что длительная ходьба босиком по твердым ровным поверхностям (по полу) способствует уплощению стоп.


    Заключение

    В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

    Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

    Применение общеукрепляющих и корригирующих упражнений в период формирования опорно-двигательного аппарата в процессе роста имеет особенно важное значение, так как в силу больших пластических возможностей детского организма исправление недостаточности доступнее, а эффективность корригирования большая.

    Поэтому в практике ортопедических упражнений одно из ведущих мест должна занимать физическая культура, особенно в профилактике и  физической реабилитации нарушений осанки и плоскостопия.

    Систематические занятия физической культурой и специальными физическими упражнениями в частности способствуют укреплению и развитию мышц, связок, суставов, участвующих в образовании и нормальной деятельности свода стопы.


     

    Список литературы

    1. Алексеев М.А. и др. О механизме регуляции вертикальной позы человека при движениях стопы.//Физиология человека.-1981, т.3, №5.- С.644-653

    2. Бернштейн Н. А. О построении движений. - М,: Медицина, 1947. - 255 с.

    3. Боген М.М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры // Теория и практика физической культуры — 1997. - №5. - С. 18-21.

    4. Бондин В.И. Концептуальные основы валеологического образования //Валеология. 1997, № 1, с. 7-8.

    5. Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей дошкольного возраста. М., Просвещение 1988 г.

    6. Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия 2-е изд. - М.: Медицина, 1980. - С.107-125

    7. Волков В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993.

    8. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. М.: Просвещение, 1981. 67 с.

    9. Голомазов С.В. Точность движений. - М.: ГЦОЛИФК, 1979. - 43 с.

    10. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А., Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 2005

    11. Глазырина Л.Д. Физическое культура – дошкольникам // Программа и программные требования. М.: 2005.

    12. Коренберг В.Б, Проблемы физических и двигательных качеств// Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 7. - С. 2 – 5 с.

    13. Костюков В.В. Научно-технологическая концепция использования спортивных игр при организации физической деятельности людей разного возраста // Теория и практика физической культуры, - 1994. - № 11, - С. 23 –

    14. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в ДОУ. М..,2006

    15. Колодницкий Г., Кузнецов В. Профилактика и коррекция плоскостопия – Основы безопасности жизни № 12, 2002

    16. Лях В.И. Гибкость: основы измерения и методики развития // Физическая культур; в школе, 1999, Nal. - С. 4-10 с.

    17. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. "М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2006 - 332 с.

    18. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДО.С, 2006. — 240 с.

    19. Озолин Н.Г. Гибкость // Физкультура и спорт, 1949. - №4. - С. 20-21.

    20. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика Для детей дошкольного возраста. М., 2006

    21. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.2006

    22. Развитие двигательных качеств дошкольников / Под ред. З.И. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1987. - С.153-177

    23. Семенова Л.К., Сермеев Б.В. Суставы и гибкость, Одесса, 1991.—198 с.

    24. Селиверстов В.И .Современные приоритетные направления развития коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовании //Дошкольное воспитание. 1997, № 12, с. 2-6.

    25. Сергеев И. Профилактика плоскостопия //Дошкольное воспитание 1985, № 6, с. 58-60.

    26. Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения //Дошкольное воспитание. 1996, № 6, с. 2-14.

    27. Стеркина P.Б. Коркина Ю.В. Итоги первого заседания Научно-методического совета по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования МОПО РФ //Дошкольное воспитание. 1997, № 10, с. 2-5.

    28. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 гопорно-двигательного аппарата до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 288 с.

    29. Фонарев М.И. Фонарева Т.А. Ортопедические болезни //Справочник по детской лечебной физкультуре /Под ред. М.И. Фонарева. - Л.: Медицина, 1983, с. 319-321.

    30. Шарманова С.Б., Федоров А.И. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: Учебн. пос. - Челябинск: УралГАФК, 1999. - 112 с.

    31. Шорин Г.А., Мутовкина Т.Г., Тарасова Т.А. Пути совершенствования оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях //Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в ИФК: Матер. научн.-метод. конф. - Челябинск: ЧГИФК, 1994, с. 85-87.

    32. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. М., 2003.

    33. Яременко Д.А., Корж А.А., Тлока В.А. Клиника, оперативное лечение и ортопедическое снабжение при поперечно-распластанной деформации стопы. Методические рекомендации. - Харьков, 1982. - С.4-14




     


     



    [1] Алексеев М.А. и др. О механизме регуляции вертикальной позы человека при движениях стопы.//Физиология человека.-1981, т.3, №5.- С.644-653

    [2] Бернштейн Н. А. О построении движений. - М,: Медицина, 1947. - 255 с.


    [3] Волков В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993.

    [4] Коренберг В.Б, Проблемы физических и двигательных качеств// Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 7. - С. 2 – 5 с.


    [5] Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 288 с.

    [6] Сергеев И. Профилактика плоскостопия //Дошкольное воспитание. 1985, № 6, с. 58-60.

    [7] Селиверстов В.И .Современные приоритетные направления развития коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовании //Дошкольное воспитание. 1997, № 12, с. 2-6.


    [8] Фонарев М.И. Фонарева Т.А. Ортопедические болезни //Справочник по детской лечебной физкультуре /Под ред. М.И. Фонарева. - Л.: Медицина, 1983, с. 319-321.

    [9] Семенова Л.К., Сермеев Б.В. Суставы и гибкость, Одесса, 1991.—198 с

    [10] Лях В.И. Гибкость: основы измерения и методики развития // Физическая культур; в школе, 1999, Nal. - С. 4-10 с.


    [11] Яременко Д.А., Корж А.А., Тлока В.А. Клиника, оперативное лечение и ортопедическое снабжение при поперечно-распластанной деформации стопы. Методические рекомендации. - Харьков, 1982. - С.4-14

    [12] Фонарев М.И., Фонарева Т.А. Ортопедические болезни //Справочник по детской лечебной физкультуре /Под ред. М.И. Фонарева. - Л.: Медицина, 1983, с. 319-321.

    [13] Шорин Г.А., Мутовкина Т.Г., Тарасова Т.А. Пути совершенствования оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях //Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в ИФК: Матер. научн.-метод. конф. - Челябинск: ЧГИФК, 1994, с. 85-87.


    [14] Развитие двигательных качеств дошкольников / Под ред. З.И. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1987. - С.153-177

    [15] Стеркина P.Б. Коркина Ю.В. Итоги первого заседания Научно-методического совета по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования МОПО РФ //Дошкольное воспитание. 1997, № 10, с. 2-5.


    [16] Волков М.В., Дедова В.Д. Детская ортопедия 2-е изд. - М.: Медицина, 1980. - С.107-125


    [17] Колодницкий Г., Кузнецов В. Профилактика и коррекция плоскостопия – Основы безопасности жизни № 12, 2002


    [18] Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. "М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2006 - 332 с.


    [19] Боген М.М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры // Теория и практика физической культуры — 1997. - №5. - С. 18-21.


    [20] Сергеев И. Профилактика плоскостопия //Дошкольное воспитание 1985, № 6, с. 50.


    [21] Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. М.: Просвещение, 1981. 67 с.

    [22] Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей дошкольного возраста. М., Просвещение 1988 г.


    [23] Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в ДОУ. М..,2006

    [24] Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДО.С, 2006. — 240 с.


    [25] Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика Для детей дошкольного возраста. М., 2006

    [26] Шарманова С.Б., Федоров А.И. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания: Учебн. пос. - Челябинск: УралГАФК, 1999. - 112 с.


    [27] Шорин Г.А., Мутовкина Т.Г., Тарасова Т.А. Пути совершенствования оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях //Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в ИФК: Матер. научн.-метод. конф. - Челябинск: ЧГИФК, 1994, с. 85-87.


    [28] Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.2006

    .


    [29] Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения //Дошкольное воспитание. 1996, № 6, с. 2-14.

    [30] Бондин В.И. Концептуальные основы валеологического образования //Валеология. 1997, № 1, с. 7-8.


    [31] Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. М., 2003.


    [32] Костюков В.В. Научно-технологическая концепция использования спортивных игр при организации физической деятельности людей разного возраста // Теория и практика физической культуры, - 1994. - № 11, - С. 23

    [33] Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 гопорно-двигательного аппарата до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 288 с.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Профилактика плоскостопия детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях в ДОУ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.