Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Психоакустика

  • Вид работы:
    Другое по теме: Психоакустика
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:56:03
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение. 3

    Глава 1. Особенности психоакустики. 5

    1.1.   Психоакустика как наука. 5

    1.2.   Звук. 6

    1.3.   Восприятие звука слуховой системой. 10

    1.4.   Психоакустические эффекты.. 14

    Заключение. 21

    Список использованной литературы.. 22












    Введение

    Человек всегда стремился к красоте, останавливая свой слух на звуках каким-то образом притягивающих его, останавливал и сохранял для следующих поколений гармонию музыкальных звуков на бумаге в нотах, бессознательно выбирал из случайно услышанных любимые произведения слушал, слышал, насыщал себя по своей жизненно внутренней необходимости звучанием так, как дышал или двигался со знанием и без знания этих процессов. Человек никогда не отречётся от своей природы хранящей только то, что необходимо для утверждения жизни.

    С первого дня рождения ребёнок входит в мир звуков, он слышит изо дня в день ту или иную фонему, наборы звуков связываются в определённые образы в мозгу, запоминается звучание голоса.

    Выражение - " музыка в генах ",  "звучание изнутри" на современном этапе развития открывает по-новому вчерашний день знания науки о звуках, эти знания обогащаются достижениями науки, техники и выходят на новый уровень видения и применения психоакустики как науки.

    Новые точные методы позволяют фиксировать и изучать психофизиологическую реакцию людей на различные музыкальные произведения.

    Сегодня мы знаем о музыкальном воздействии на сознание , так называемого "эффекта Моцарта " и влиянии "тяжёлого рока " на психику человека.

    Мы так же знаем о работах болгарского д-ра Лозанова, д-ра Ханса Дженн, д-ра Гая Мэнерса и других ученных мира исследующих влияние звука, музыки на работу мозга.

    Актуальность. Пожалуй, ни один слышащий человек не может оставаться равнодушным к музыке, мелодии, звукам живой природы, определённый ритм звуков их частота вызывают у всех людей ответную психосоматическую реакцию. Наука не стоит на месте, техника развивается и открывает слуху человека всё новые и новые звуки. А ведь именно восприятием звуков человеком и занимается наука психоакустика.

    Цель исследования: изучить психоакустику.

    Задачи исследования:

    1) Изучить психоакустику как науку;

    2) Рассмотреть понятие звук;

    3) Изучить восприятие звука слуховой системой;

    4) Рассмотреть психоакустические эффекты.

    Структура работы: работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы.

     













     


    Глава 1. Особенности психоакустики

    1.1.   Психоакустика как наука

    Слово акустика в переводе с греческого языка - akustikos - слуховой, в широком смысле это понятие используется в разделе физики занимающейся исследованием влияния упругих волн различных частот, закономерностей излучения и распространения этих волн в различной среде.

    Психоакустика занимается исследованием влияния звука на психику человека, на нервную и иммунную систему, исследует вызываемые эмоциональные эффекты, выраженные возбуждением или расслаблением, повышением тонуса или утомляемостью, исследует влияние звука на сознание и бессознательное человека.

    Корни этой науки уходят далеко в глубь времён, соприкасаясь с искусством ритуальных мерных звуков бубна шаманов, песнями молитв жрецов, мелодиями заклинаний и заговоров магов Древнего Египта, Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции, Древней Руси, Древней Иудеи, Древнего Тибета.

    В отдельные периоды истории знания этой науки предавались забвению, но неиспользование теоретических знаний никогда не умоляло влияния на человека звуков музыки.

    Психоакустика - наука о влиянии звука на психику человека: реакцию, восприятие, раздражительность, утомляемость.[1]

    В конце 20 века из множества направлений акустики именно психоакустика вышла на первый план. Научно-техническая революция открыла принципиально новые возможности работы со звуком, в том числе с помощью компьютерных музыкальных технологий. Она послужила базой для мощного развития аудиоиндустрии, создав новые средства передачи пространственной звуковой информации: цифровое радиовещание, телевидение, звукозапись и т.д. В настоящее время достигнут принципиальный прогресс в том, как надо делать аппаратуру записи, передачи и воспроизведения звука. Однако конечным судьей этого процесса остается слуховая система, а принципы распознавания ею слухового образа еще до конца не изучены. Именно поэтому на эту науку сейчас обращены основное внимание и средства.

    Основные задачи психоакустики:

    -  понять, как слуховая система расшифровывает звуковой образ;

    -  установить основные соответствия между физическими стимулами и слуховыми ощущениями;

    - выявить, какие именно параметры звукового сигнала являются наиболее значимыми для передачи семантической (смысловой) и эстетической (эмоциональной) информации.

    Это принципиально важно как для дальнейшего развития аудиотехники, так и для музыкального искусства в целом (исполнительского творчества, совершенствования музыкальных инструментов, развития компьютерного музыкального синтеза и т.д.) и особенно для звукорежиссеров, поскольку понимание процессов формирования субъективного "слухового пространства" является необходимой базой их творчества.[2]


    1.2.   Звук

    Необходимо понимать, что вопрос о том, «что человек слышит», лежит не только в пределах его физиологических возможностей. Здесь важную роль играет психология. Для начала, стоит разобраться - что же такое звук как таковой?

    Звук - это непрерывный аналоговый сигнал (волны). Однако наш слух воспринимает частоты в определенном диапазоне, границы которого от 20 Гц до 20 000 Гц. Конечно же, эти границы несколько условны, потому что у каждого конкретного человека они могут отличаться в ту или иную сторону, но проверить это очень и очень сложно. Именно поэтому и стали принимать «стандартный» диапазон «от 20 до 20». С возрастом верхняя граница человеческого слуха снижается, и большинство взрослых людей не могут слышать звуки выше 16 КГц. Но не все так просто. Люди могут воспринимать звуки и выше 20 КГц, но уже не ухом, а органами осязания.
    Диапазон громкости воспринимаемых звуков огромен. Действительно, человек может слышать как скребется мышь по ночам или как капает вода на другом конце квартиры, точно так же, как и звук отбойного молотка или взлетающего самолета. Громкость принято измерять в децибелах (дБ). Верхней границы диапазона слышимости нет, и за такую границу нужно брать уровень, при котором начинается разрушение слуха. Человеческий слух способен пережить кратковременный «удар» 120дБ, но вот долговременное восприятие звуков с уровнем больше 80 дБ уху противопоказано. Недаром существуют общепринятые нормы для портативных плееров, в которых указано максимальная громкость этих изделий, а некоторые производители встраивают специальные системы, ограничивающие уровень тех самых децибел.

    Постстимульное утомление наступает у человека при прослушивании звуков на громкостях более 75 дБ. В результате у человека резко снижается слуховая чувствительность. Восстановление обычных порогов может продолжаться до 16 часов. Этот процесс еще называют «временным сдвигом порога слуховой чувствительности». Сильнее всего на ухо воздействуют высокие частоты.

    За нижний порог слышимости обычно берут уровень 0 дБ, но и здесь не все так просто.

    Более тщательные исследования нижней границы слуха показали, что минимальный порог, при котором звук остаётся слышен, зависит от частоты. Этот график получил название абсолютный порог слышимости. В среднем, он имеет участок наибольшей чувствительности в диапазоне от 1 кГц до 5 кГц, хотя с возрастом чувствительность к частотам выше 2 кГц понижается. Именно в этом среднем диапазоне наибольшей слышимости и воют ненавистные сигнализации и истошно орут сирены спецавтотранспорта.

    Почему высокие звуки хорошо позиционируются в пространстве, а низкие плохо? Почему мы можем точно сказать, где звенит колокольчик, а вот звук большого барабана определить в пространстве не можем?

    Ответ прост: звук – это волны. Волны имеют различную длину. Высокие частоты имеют короткую волну и поэтому доходят до каждого из ушей с различной скоростью, из чего складывается бинуральное (пространственное) восприятие. В случае же с низкими частотами длина волны большая, а так как расстояние между человеческими ушами не так велико, волны воспринимаются ими практически одновременно. Именно поэтому в комплектах домашних кинотеатров колонок, отвечающих за средние и высокие частоты, две, а сабвуфер - один.[3]

    В отдельном звуке восприятие выделяет пять основных свойств. Это громкость, тембр, высота, продолжительность и пространственная локализация. При этом громкость можно соотнести с амплитудой колебаний, тембр - с формой волны, высоту - с частотой колебаний.

    «Самым сложным субъективно ощущаемым параметром является тембр. С определением этого термина возникают сложности, сопоставимые с определением понятия «жизнь»: все понимают, что это такое, однако над научным определением наука бьется уже несколько столетий» (И.Алдошина).

    В физическом мире частота, время и интенсивность считаются непрерывными измерениями, образующими своего рода континуум. Традиционная музыка строится на дискретных шкалах высоты и длительности. Очевидно при этом, что между любыми ступенями шкалы возможен непрерывный и, следовательно, бесконечный мир, требующий изучения и организации.

    Задумаемся над вопросом: каковы различия между спектром звука ноты, когда спектр определяет тембр, и спектром звука аккорда, рассматриваемого как элемент гармонии?

    «Ухо приучается слышать сквозь определенную призму; его можно растревожить, привести в замешательство или даже повредить, предлагая ему объекты, среди которых оно не способно ориентироваться по привычным координатам. Действительно, переходя от анализа аккорда, сыгранного, на фортепиано, к анализу мультифонического звука, сыгранного на духовом инструменте, или воспроизведенного каким-либо ударным инструментом, вы испытываете трудности адаптации из-за самой природы предлагаемых вам объектов». (Пьер Булез)[4]

    Слуховой образ может быть определен как психологическое представление звуковой сущности, которая демонстрирует некоторую когерентность в своем акустическом поведении. Мы структурируем акустический мир в терминах когерентных звуковых объектов, которые мы можем обнаружить, выделить, локализовать, и идентифицировать.
    Когерентность в данном случае – это согласованное протекание во времени нескольких колебательных или волновых процессов, когда разность фаз этих процессов остается постоянной во времени или меняется по строго определенному закону.[5]


    1.3.   Восприятие звука слуховой системой

    Звуковой сигнал любой природы может быть описан определенным набором физических характеристик: частота, интенсивность, длительность, временная структура, спектр и др. (Рис. 1). Им соответствуют определенные субъективные ощущения, возникающие при восприятии звуков слуховой системой: громкость, высота, тембр, биения, консонансы-диссонансы, маскировка, локализация-стереоэффект и т.п.[6]

    Слуховые ощущения связаны с физическими характеристиками неоднозначно и нелинейно, например, громкость зависит от интенсивности звука, от его частоты, от спектра и т.п.

    Еще в прошлом веке был установлен закон Фехнера, подтвердивший, что эта связь нелинейна: "Ощущения пропорциональны отношению логарифмов стимула". Например, ощущения изменения громкости в первую очередь связаны с изменением логарифма интенсивности, высоты - с изменением логарифма частоты и т.д.

    Всю звуковую информацию, которую человек получает из внешнего мира (она составляет примерно 25% от общей), он распознает с помощью слуховой системы и работы высших отделов мозга, переводит в мир своих ощущений, и принимает решения, как надо на нее реагировать.

    Общий механизм передачи звука упрощенно может быть представлен следующим образом: звуковые волны проходят звуковой канал и возбуждают колебания барабанной перепонки. Эти колебания через систему косточек среднего уха передаются овальному окну, которое толкает жидкость в верхнем отделе улитки (лестнице преддверия), в ней возникает импульс давления, который заставляет жидкость переливаться из верхней половины в нижнюю через барабанную лестницу и геликотрему и оказывает давление на перепонку круглого окна, вызывая при этом его смещение в сторону, противоположную движению стремечка. Движение жидкости вызывает колебания базилярной мембраны (бегущая волна). Преобразование механических колебаний мембраны в дискретные электрические импульсы нервных волокон происходят в органе Корти. Когда базилярная мембрана вибрирует, реснички на волосковых клетках изгибаются, и это генерирует электрический потенциал, что вызывает поток электрических нервных импульсов, несущих всю необходимую информацию о поступившем звуковом сигнале в мозг для дальнейшей переработки и реагирования.

    Высшие отделы слуховой системы (включая слуховые зоны коры), можно рассматривать как логический процессор, который выделяет (декодирует) полезные звуковые сигналы на фоне шумов, группирует их по определенным признакам, сравнивает с имеющимися в памяти образами, определяет их информационную ценность и принимает решение об ответных действиях.

    Важнейшим свойством слуховой системы является возможность определения высоты звука. Это свойство имеет огромное значение для выделения и классификации звуков в окружающем звуковом пространстве, эта же способность слуховой системы лежит в основе восприятия интонационного аспекта музыки, то есть мелодии и гармонии.

    В соответствии с международным стандартом ANSI- 1994 "Высота (Pitch) - это атрибут слухового ощущения в терминах, в которых звуки можно расположить по шкале от низких к высоким. Высота зависит главным образом от частоты звукового стимула, но она также зависит от звукового давления и от формы волны".

    Таким образом, высота - это линейная классификация звуковых сигналов, в отличие от громкости, о которой можно сказать больше-меньше, т.е. это - относительная классификация.

    Рисунок 1. Зависимость высоты звука от его интенсивности

    Прежде всего, необходимо отметить, что слуховая система способна различать высоту звука только у периодических сигналов. Если это простое гармоническое колебание, например, синусоидальный сигнал от генератора, то период колебаний T определяет частоту f = 1/T, поэтому определяющим параметром для различения высоты является частота сигнала.

    Если это сложный звук, то высоту слуховая система может присвоить по его основному тону, но только если он имеет периодическую структуру, т.е. спектр его состоит из гармоник (обертонов, частоты которых находятся в целочисленных отношениях). Если это условие не выполняется, то высоту тона определить слуховая система не может. Например, звуки таких инструментов как тарелки, гонги и др. не имеют определенной высоты.[7]

    Гештальт-психология (geschtalt, нем. - «образ») утверждает, что для разделения и распознавания различной звуковой информации, приходящей к слуховой системе от разных источников в одно и то же время (игра оркестра, разговор многих собеседников и др.) слуховая система использует некоторые общие принципы:

    - сегрегация - разделение на звуковые потоки, т.е. субъективное выделение определенной группы звуковых источников, например, при музыкальной полифонии слух может отслеживать развитие мелодии у отдельных инструментов;

    - подобие - звуки, похожие по тембру, группируются вместе и приписываются одному источнику, например, звуки речи с близкой высотой основного тона и похожим тембром определяются, как принадлежащие одному собеседнику;

    - непрерывность - слуховая система может интерполировать звук из единого потока, например, если в речевой или музыкальный поток вставить короткий отрезок шума, слуховая система может не заметить его, звуковой поток будет продолжать восприниматься как непрерывный;

    - «общая судьба» - звуки, которые стартуют и останавливаются, а также изменяются по амплитуде или частоте в определенных пределах синхронно, приписываются одному источнику.

    Таким образом, мозг производит группировку поступившей звуковой информации как последовательную («горизонтальную»), определяя распределение по времени звуковых компонентов в рамках одного звукового потока, так и параллельную («вертикальную»), выделяя частотные компоненты, присутствующие и изменяющиеся одновременно. Память объединяет все эти процессы в результате слушания.

    Когнитивные процессы, связанные с восприятием музыки имеют непосредственное отношение к таким факторам, как внимание, культурное знание, временная организация в восприятии. Происходит преобразование стимулов в потенциальные представления, которые являются не воспроизведением, но скорее абстракциями свойств стимулов. Мозг все время проводит сравнение поступившей звуковой информации с «записанными» в процессе обучения в памяти звуковыми образами. Сравнивая поступившие сочетания звуковых потоков с имеющимися образами, он или легко их идентифицирует, если они совпадают с этими образами, или, в случае неполного совпадения, приписывает им какие-то особые свойства (например, назначает виртуальную высоту тона, как в звучании колоколов).

    Вертикальные и горизонтальные механизмы группировки могут находиться в сложном взаимодействии. Между «конкурирующими» звуковыми образами возможна борьба и взаимный перехват энергии, что часто приводит к изменению признаков высоты, громкости, тембра, характера и т.п. в процессе слухового восприятия.[8]



    1.4.    Психоакустические эффекты

    Человеческий слух во многом подобен спектральному анализатору, то есть, ухо распознаёт спектральный состав звуковых волн без анализа фазы волны. В реальности фазовая информация распознаётся и очень важна для направленного восприятия звука, но эту функцию выполняют ответственные за обработку звука отделы головного мозга. Разница между фазами звуковых волн приходящих на правое и левое ухо позволяет определять направление на источник звука, причём информация о разности фаз имеет первостепенное значение, в отличие от изменения громкости звука воспринимаемого разными ушами. Эффект фильтрации передаточных функций головы играет в этом важную роль.

    Эффект Хааса (Haas). Слуховому аппарату, как и любой другой колебательной системе, свойственна инерционность. Благодаря этому свойству короткие звуки длительностью до 20 мс воспринимаются более тихими, чем звуки длительностью более 1540 мс. Одно из проявлений инерционности - неспособность человека выявлять искажения в импульсах длительностью менее 20 мс. В случае прихода к ушам 2-х одинаковых сигналов, с временным интервалом между ними 5...40 мс, слух воспринимает их как один сигнал, при интервале 40...50 мс - раздельно.

    Эффект маскировки. Ночью, в условиях тишины, слышны писк комара, тиканье часов и другие тихие звуки, а в условиях шума трудно разобрать громкую речь собеседника. В реальных условиях акустический сигнал не существует в абсолютной тишине. Посторонние шумы, неизбежно присутствующие в месте прослушивания, маскируют в определённой мере основной сигнал и затрудняют его восприятие. Повышение порога слышимости одного тона (или сигнала) при одновременном воздействии другого тона (шума или сигнала) называют маскировкой.[9]

    Экспериментально установлено, что тон любой частоты маскируется более низкими тонами значительно эффективнее, чем более высокими, иными словами, низкочастотные тоны сильнее маскируют высокочастотные, чем наоборот. Например, при одновременном воспроизведении звуков 440 и 1200 Гц с одинаковой интенсивностью, мы будем слышать только тон частотой 440 Гц и только выключив его, услышим тон частотой 1200 Гц. Степень маскировки зависит от соотношения частот и носит сложный характер, связанный с кривыми равной громкости.

    Чем больше соотношение частот, тем меньше эффект маскировки. Это в значительной степени объясняет феномен «транзисторного» звучания. Спектр нелинейных искажений транзисторных усилителей простирается вплоть до 11 гармоники, в то время как спектр ламповых усилителей ограничивается 3...5 гармоникой. Кривые маскировки узкополосным шумом для тонов разных частот и уровней их интенсивности имеют разный характер. Чёткое восприятие звука возможно в том случае, если его интенсивность превышает определённый порог слышимости. На частотах 500 Гц и ниже превышение интенсивности сигнала должно быть около 20 дБ, на частоте 5 кГц - около 30 дБ, а на частоте 10 кГц - 35 дБ. Эту особенность слухового восприятия учитывают при записи на носители звука. Так, если отношение сигнал/шум аналоговой грампластинки около 60...65 дБ, то динамический диапазон записанной программы может быть не более 45...48 дБ.

    Эффект маскировки оказывает влияние на субъективно воспринимаемую громкость звука. Если составляющие сложного звука расположены по частоте близко друг к другу и наблюдается их взаимная маскировка, то громкость такого сложного звука будет меньше громкостей его составляющих.

    Если несколько тонов расположены по частоте настолько далеко, что их взаимной маскировкой можно пренебречь, то их суммарная громкость будет равна сумме громкостей каждой из составляющих.

    Достижение «прозрачности» звучания всех инструментов оркестра или эстрадного ансамбля является сложной задачей, которая решается звукорежиссёром - умышленным выделением наиболее важных в данном месте произведения инструментов и другими специальными приёмами.

     Различают несколько видов маскировки:

    · По времени прихода маскирующего и маскируемого звука:

    · одновре́менное (моноуральное) маскирование

    · вре́менное (неодновременное) маскирование

    · По типу маскируещего и маскируемого звуков:

    · чистого тона чистым тоном различной частоты

    · чистого тона шумом

    · речи чистыми тонами

    · речи монотонным шумом

    · речи импульсными звуками и т. п.

    Одновре́менная маскировка

    Любые два звука при одновременном прослушивании оказывают влияние на восприятие относительной громкости между ними. Более громкий звук снижает восприятие более слабого, вплоть до исчезновения его слышимости. Чем ближе частота маскируемого звука к частоте маскирующего, тем сильнее он будет скрываться. Эффект маскировки не одинаков при смещении маскируемого звука ниже или выше по частоте относительно маскирующего. Более низкочастотный звук сильнее маскирует высокочастотный.

    Вре́менная маскировка

    Это явление похоже на частотную маскировку, но здесь происходит маскировка во времени. При прекращении подачи маскирующего звука маскируемый некоторое время продолжает быть неслышимым. В обычных условиях эффект от временной маскировки длится значительно меньше. Время маскировки зависит от частоты и амплитуды сигнала и может достигать 100 мс.

    В случае, когда маскирующий тон появляется по времени раньше маскируемого, эффект называют пост-маскировкой. Когда маскирующий тон появляется позже маскируемого (возможен и такой случай), эффект называют пре-маскировкой.

    Постстимульное утомление

    Нередко после воздействия громких звуков высокой интенсивности у человека резко снижается слуховая чувствительность. Восстановление обычных порогов может продолжаться до 16 часов. Этот процесс называется «временный сдвиг порога слуховой чувствительности» или «постстимульное утомление». Сдвиг порога начинает появляться при уровне звукового давления выше 75 дБ и соответственно увеличивается при повышении уровня сигнала. Причём наибольшее влияние на сдвиг порога чувствительности оказывают высокочастотные составляющие сигнала.

    Фантомы

    Иногда человек может слышать звуки в низкочастотной области, хотя в реальности звуков такой частоты не было. Так происходит из-за того, что колебания базилярной мембраны в ухе не являются линейными и в ней могут возникать колебания с разностной частотой между двумя более высокочастотными.

    Этот эффект используется в некоторых коммерческих звуковых системах, чтобы расширить область воспроизводимых низких частот, если невозможно адекватно воспроизвести такие частоты напрямую. [10]

    Бинауральный эффект

    Способность человека определять направление источника звука (благодаря наличию двух ушей) называется бинауральным эффектом. К уху, расположенному ближе к источнику звука, звук приходит раньше, чем ко второму уху, а значит, различается по фазе и амплитуде. При слушании реального источника сигнала бинауральные сигналы (т.е. сигналы, приходящие к правому и левому уху) статически связанны между собой. Точность локализации источника звука зависит как от частоты, так и от его местонахождения (спереди или сзади слушателя). Дополнительную информацию о расположении источника звука (спереди, сзади, сверху) орган слуха получает, анализируя особенности спектра бинауральных сигналов.

    До 150...300 Гц человеческий слух обладает очень малой направленностью. На частотах 300...2000 Гц, для которых длина полуволны сигнала соизмерима с «межушным» расстоянием, равным 20...25 см, существенны фазовые различия. Начиная с частоты 2 кГц направленность слуха резко убывает. На высших частотах большое значение приобретает разность амплитуд сигналов. Когда разница в амплитудах превышает пороговое значение, равное 1 дБ, то кажется, что источник звука находится на той стороне, где амплитуда больше.

    При асимметричном расположении слушателя относительно громкоговорителей возникают дополнительные интенсивностные и временные разносы, которые приводят к пространственным искажениям. Причем, чем дальше КИЗ (кажущийся источник звука) от центра базы, тем меньше они подвержены искажениям.

    Погрешность оценки азимута источника звука в горизонтальной плоскости спереди составляет 3...4°, а сзади и в вертикальной плоскости — примерно 10...15°, что объясняется экранирующим действием ушных раковин.

    Так же необходимо рассмотреть особенности субъективного восприятия стереофонических фонограмм.

    В отличие от монофонического стереофоническое звучание имеет объемность (естественную акустическую перспективу), стереофоническую разрешающую способность (определяемую субъективно локализацию отдельных элементов звукового образа в определенных точках пространства) и акустическую атмосферу (эффект возникновения у слушателя ощущения присутствия в первичном помещении).

    В процессе слияния звучаний двух колонок образуется кажущийся источник звука (КИЗ) в том случае, если сигналы, излучаемые обоими громкоговорителями, статистически связаны (коррелированны).

    Если говорить об эффекте «присутствия» как о воссоздании первичного поля, то следует иметь в виду, что в большинстве случаев оно вообще отсутствует (за исключением бифонических записей).

    Совокупность КИЗ, различающихся положением в пространстве, называют пространственной звуковой панорамой или стереопанорамой. В общем случае положения КИЗ в субъективном слуховом пространстве не совпадает с положениями действующих источников звука.

    Специалист в области психоакустики, звукорежиссёр и музыкальный продюсер Евгений Кобылянский в своём интервью рассказал о том, что в музыке, как и в кино, тоже существует «25-й кадр». Он отметил, что в музыке (как и в живописи, например) существует некая невидимая ткань, состоящая из компонентов (в красках), из обертонов (в звуках). Это невидимая, но влияющая на рецепторы восприятия информация. Она идет в виде частотных созвучий, комбинаций обертонов (звуковых колебаний). Все дело в обработке звука – динамической и пространственной. Такая информация может вызывать у человека разные эмоции.

    Подобные приемы могут влиять на психику человека: поднимать настроение, вызывать состояние эйфории, гармонии. Но они также могут быть направлены и на достижение обратного эффекта. Те, кто применяет подобные приемы, всегда должны четко отдавать себе отчет, зачем это делают. [11]


    Заключение

    В ходе работы нами были достигнуты цель и задачи исследования. Мы выяснили, что психоакустика - наука о влиянии звука на психику человека: реакцию, восприятие, раздражительность, утомляемость.

    В настоящее время достигнут принципиальный прогресс в том, как надо делать аппаратуру записи, передачи и воспроизведения звука. Однако конечным судьей этого процесса остается слуховая система, а принципы распознавания ею слухового образа еще до конца не изучены.

    Также мы рассмотрели, что звук представляет собой непрерывный аналоговый сигнал (волны).

    Диапазон громкости воспринимаемых звуков огромен. Ведь, действительно, человек может слышать как скребется мышь по ночам или как капает вода на другом конце квартиры, точно так же, как и звук отбойного молотка или взлетающего самолета.

    Всю звуковую информацию, которую человек получает из внешнего мира (она составляет примерно 25% от общей), он распознает с помощью слуховой системы и работы высших отделов мозга, переводит в мир своих ощущений, и принимает решения, как надо на нее реагировать. Восприятие человеком звука представляет собой сложный физиологический и психологический процесс.

    А также мы выявили основные психоакустические эффекты: эффект фильтрации, эффект Хааса, эффект маскировки, постстимульное утомление, фантомы, бинауральный эффект.

    Кроме того, нами было выяснено, что в музыке существует психологический приём «25-й кадр», который может влиять на психику человека как отрицательно, так и положительно.



    Список использованной литературы

    1)   Алдошина И. А. Основы психоакустики. // ж. «WebSound.Ru» - 1999г. - #"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Психоакустика // Янтарид. - #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Алдошина И. А. Основы психоакустики. // ж. «WebSound.Ru» - 1999г. - #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3]Виноградов А. Психоакустика на службе у людей. 2007г. (от 02.08.) - #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] Пинчук Н. Психоакустика и воздействие шума. –С.Пб: Речь – 2007. – 128 с.

    [5] Смирнов А. Элементы психоакустики // Библиотека «Термен-центр».

    #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] Вартанян И.А., Андреева И.Г. Восприятие импульсных сигналов и оценка человеком направления движения источника звука на фоне шума средней интенсивности. //Физиология человека. 1998. т.24. N1.

    [7] Алдошина И. А. Основы психоакустики. // ж. «WebSound.Ru» - 1999г. - #"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8] Смирнов А. Элементы психоакустики // Библиотека «Термен-центр».

    #"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9] Чистович Л. А. Психоакустика и вопросы теории восприятия речи //В кн.: Распознавание слуховых образов. — Новосибирск, 1970.

    [10] Психоакустика // Словари и энциклопедии на Академике. - #"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11] Гепард Г. Психоакустика – страшная сила? // Ж. «Здоровье в доме» - 2009 - № 30

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Психоакустика ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.