Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: психологические рисуночные тесты

  • Вид работы:
    Другое по теме: психологические рисуночные тесты
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:56:03
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение. 4

    Глава 1. Специфика рисуночных тестов, как особого вида психодиагностических методик  6

    1.1. Место рисуночных тестов в психодиагностике. 6

    В связи с расцветом психоанализа большую популярность обрели проективные, в том числе рисуночные тесты, то есть методов дающих как бы проекцию – портрет личности и являются косвенными в отличие от прямых методов исследования. 7

    1.2. Характеристика психологических рисуночных тестов. 9

    1.3. Особенности использования психологических рисуночных тестов. 13

    1.3.1. Подбор психодиагностических рисуночных тестов. 13

    1.3.2. Условия проведения тестовых методик. 14

    1.3.3. Анализ и интерпретация рисуночных методик. 15

    Глава 2. Практическое применение рисуночных тестовых методик. 18

    2.1. Применение проективных психодиагностических  рисуночных методик в медицинской практике. 18

    2.2. Признаки рисунков, указывающие на агрессивность. 20

    2.2. Возможные ошибки при интерпретации признаков агрессии в рисунке. 27

    Заключение. 30

    Список использованной литературы.. 32

     

    Введение

    Тема данной работы «Психологические рисуночные тесты» - одна из актуальных на сегодняшний день, поскольку данный вид психодиагностических методов все больше входит в число ведущих.

    Каковы особенности этого метода? Какое положительные и отрицательные  характеристики его выделяют его среди других методов? Каким образом осуществляется интерпретация рисуночных тестов? – это основные вопросы, которые мы попытаемся раскрыть в данной работе.

    В рамках этой работы автор, в первую очередь, останавливается на проблемах применения психодиагностических методик в рамках диагностики агрессии детей подросткового возраста, поскольку данная проблема в настоящее время становится все более актуальной.

    Именно на этой проблеме мы рассмотрим принципы использования и возможности психологических рисуночных тестов и аспекты их применения в психодиагностике.

    Цель исследования состояла в изучении особенностей психологических рисуночных тестов и их применения.

    В качестве объекта исследования выступили рисуночные тесты, как метод психодиагностики.

    Предметом исследования работы является применение рисуночных тестов в диагностике агрессии детей подросткового возраста.

    Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

    1. Проанализировать психологическую литературу и основные теоретические подходы к исследованию данной темы.

    2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о рисуночных тестах, как особого вида психодиагностических методик.

    3. Рассмотреть сущность и специфику психологических качеств  личности, ориентированной на социальную карьеру и на личностное саморазвитие

    4. На примере диагностики агрессии рассмотреть возможности психологических рисуночных тестов в процессе исследования личности.

    5. На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы.

    6. Систематизировать и обобщить подходы к данной проблеме.

    Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия каждой части отображают ее содержание. В конце работы представлен список использованной литературы.

    Глава 1. Специфика рисуночных тестов, как особого вида психодиагностических методик

    1.1. Место рисуночных тестов в психодиагностике

    Психодиагностика - один из наиболее популярных на практике подходов к исследованию личности человека. Психодиагностические методики позволяют в короткий срок оценить уровень развития тех или иных черт личности, ее психологических свойств. Психодиагностические методики прочно вошли в нашу жизнь и в настоящее время применяются в различных отраслях жизнедеятельности человека - при тестировании способностей детей, при профориентации, при проведении отбора персонала и т.д.

    Потребность в измерении тех или иных свойств человека, его навыков, умений, мотивов и потребностей появилась давно. Об этом свидетельствуют сведения о существовании в Древнем Египте и Китае (III тыс. до н.э) систем конкурсных испытаний для кандидатов на государственные должности. История же психодиагностики как науки об исследовании индивидуальных и групповых особенностей начинается с конца XIX в. Это связано с зарождением дифференциально-психологического изучения человека, которое складывалось под влиянием запросов практики.

    Первыми достижениями индивидуальной психологии были исследования учеников В. Вундта: Э. Крепелина, Д. Кеттела, а также других ученых. В 1884-1885 гг. Ф. Гальтон обследовал несколько тысяч людей по разработанным им самим тестам для измерения определенных характеристик восприятия, памяти и др. Работы Гальтона легли в основу бурного развития тестов, направленных на исследование отдельных элементарных психологических функций. В начале XX в. А. Бине положил начало разработке методов диагностики степени умственного развития и умственной отсталости. В. Штерн предложил коэффициент умственного развития (IQ) как некую совокупную характеристику уровня развития обследуемых[1].

    В связи с расцветом психоанализа большую популярность обрели проективные, в том числе рисуночные тесты, то есть методов дающих как бы проекцию – портрет личности и являются косвенными в отличие от прямых методов исследования[2].

    Первые проективные техники как методы диагностики глубинных личностных структур - метод свободных ассоциаций К. Юнга и тест Г. Роршаха. С распространением психотерапии и психологического консультирования разработка подобных методов стала наиболее актуальной, и 30-е - 40-е гг. считаются расцветом проективных методик[3].

    Стоит отметить, что психоанализ включает такое понятие, как «бессознательное» - это то, что глубоко укрывается в нашей душе. Рисуночные тесты помогают проникнуть в человеческое бессознательное.  Хотя, зачастую, на это уходят годы. Понятно, что пользоваться этими тестами следует осторожно и в особенности в части их интерпретации[4].

    Тесты, реализующие проективные методики тестирования, ставят перед тестируемым какую-либо неструктуированную, весьма "расплывчатую" задачу, которая допускает неограниченное количество потенциально возможных решений, ни одно из которых нельзя рассматривать как 100% правильное или неправильное. Тестовая задача формулируется нечетко, с использованием кратких инструкций и ограничений общего характера. Это побуждает тестируемого проявлять максимум фантазии при решении поставленной задачи.

    Основная гипотеза таких тестов состоит в том, что способ решения тестируемым подобных задач должен отражать разнообразные фундаментальные характеристики его психики. Предполагается, что поставленная "нечеткая" задача побуждает испытуемого к каким-либо характерным для него действиям или мыслительным процессам, которые являются индивидуальными для него и на основе которых можно судить о разнообразных качествах испытуемого.

    В принципе проективные методики тестирования позволяют протестировать испытуемого так, что у него не возникнет ни малейшего подозрения о том, что его подвергают тестированию[5].

    Именно поэтому особенную ценность психологические рисуночные тесты представляют в аспекте диагностики детей.  

    Это определяется, прежде всего, тем, что при работе с детьми младших возрастов имеются  определенные трудности и ограничения, связанные с использованием методик психодиагностики опросного типа. Например, для детей-дошкольников не вполне годятся личностные опросники, содержащие в себе прямые суждения самооценочного типа, адресуемые к недостаточно осознаваемым личностным качествам. Если речь идет о косвенных суждениях, то ни также не должны включать в себя особенности психологии и поведения, которые ребенок-дошкольник еще недостаточно хорошо осознает[6].

    Возможно, из-за сложностей психодиагностики детей долгое время данные о детской психике, используемые психологами, основывались на сведениях, полученных со слов родителей, и в меньшей степени на исследовании самих детей[7]. Однако, нельзя сказать, что во всех случаях взрослый хорошо знает все «уголки» детской души, что в свою очередь приводит к некоторой субъективности психологической работы с ребенком.

    Таким образом, рисуночные тесты помогают решить проблему детской психодиагностики.

    Кроме того, целесообразность использования проективных тестов, определяемая тем, что содержание психики человека может быть как сознательным, так и бессознательным актуальна и при работе с людьми более старшего возраста.

    Важными характеристиками бессознательных психических процессов являются их значительное влияние на формирование паттернов поведения и развитие патологии, в том числе проявляющейся телесными симптомами (поэтому их важно исследовать), и, вместе с тем, неосознаваемость пациентом их наличия и/или степени их влияния на его жизнь (почему их трудно или невозможно исследовать методами обычного врачебного интервью). Таким образом, исследовать их крайне важно, но столь же и трудно в рамках обычного подхода. Одним из возможных путей преодоления указанного противоречия является также использование проективных (рисуночных) тестов.[8]

    Так или иначе, психологические рисуночные методики довольно плотно вошли в практическую психологию, применяются в различных отраслях жизнедеятельности общества. Далее остановимся подробнее на характеристике рисуночных тестов.

    1.2. Характеристика психологических рисуночных тестов

    Итак, главной особенностью тестов этой группы является то, что тестируемого просят нарисовать определенный рисунок. Затем некоторые качественные и количественные характеристики рисунка подвергаются анализу и на основании его результатов делаются выводы о тех или иных чертах характера тестируемого[9].

    Достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Тот или иной опыт рисования есть практически у каждого человека. Наиболее близко это занятие детям, поэтому при обследовании детей рисуночные методы применяются особенно часто. Ребенку легко понять тестовую инструкцию, для выполнения методик не нужен высокий уровень развития речи. Вместе с тем, рисунки – удобный повод для того, чтобы непринужденно завязать клиническую беседу.

    В отличие от большинства других тестов, рисуночные методики могут проводиться многократно и сколь угодно часто, не утрачивая своего диагностического значения. Они применимы к клиентам самого разного возраста – от дошкольного до взрослого включительно. Делать окончательные выводы о психологических особенностях субъекта на основе одних лишь рисуночных тестов не рекомендуется. Эти тесты дают основания для обоснованных предположений, но не для безапелляционных суждений. Окончательное заключение может быть вынесено лишь при сопоставлении особенностей рисунков с другими данными (например, с результатами наблюдений, данными клинической беседы или дополнительных, более строгих тестов). Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, т. е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги. Человек - существо своеобычное, он, порой не догадываясь сам, старается в этих ответах преподнести себя с «фасада», с наиблагоприятнейшей стороны. Для того чтобы это не повлияло на результаты, специалисты придумали детекторы: провокационные вопросы, которые «уличают» желания показаться лучше или словчить.  Рисуночные тесты лишены этого, а потому более правдивы по сути.

    Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности[10]

     В качестве примера рисуночные тесты можно привести набор из нескольких рисуночных методик, хорошо зарекомендовавший себя на практике, представленный в труде А.Л.Венглер. Он позволяет получить описание как общих интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей человека, так и его отношения к разным жизненным сферам: семейной, сексуальной, социальной и межличностной. Это тесты «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи» (в трех вариантах) и «Красивый рисунок».

    Автор указывает на то, что набор  этих тестов весьма чувствителен к большому числу различных психологических особенностей. Это следующие особенности:

    - уровень общего умственного развития;

    - преобладание рационального или эмоционального подхода к действительности;

    - уровень психомоторного тонуса, повышенная или пониженная активность, астения;

    - недостаточность самоконтроля и планирования действий, импульсивность;

    - повышенная эмоциональная лабильность или, напротив, ригидность;

    - тревожность (как личностная черта) и тревога (как состояние на момент обследования);

    - страхи;

    - депрессивные тенденции;

    - особенности реакции на стресс;

    - агрессивность (с возможностью дифференцировать такие ее формы как физическая и вербальная агрессия, защитная агрессия, невротическая   агрессия);

    - экстравертность или, напротив, интровертность;

    - демонстративность;

    - неудовлетворенность потребности в общении;

    - аутизация, избегание общения;

    - степень социализированности и конформности;

    - антисоциальные тенденции;

    - отношение к сексуальной сфере;

    - отношение к семейной сфере в целом и к отдельным члена[11]

    И, тем не менее, рисуночные тесты имеют и ряд недостатков. Прежде всего - трудно установить связь между рисунками и искомыми параметрами. Кроме того, интерпретация зависит от личности исследователя - проекция является обоюдоострым оружием, действию которого подвергается и сам экспериментатор. Поэтому надо быть осторожным в интерпретации[12].

    А теперь - о самом важном. Чтобы использовать рисуночные тесты в психологической практике, нужны не только знания и опыт, который, как известно, дело наживное. Превыше всего - любовь к человеку. Лишь с нею можно помочь личности не только решить проблему (если она имеется), но и способствовать развитию. Ведь главная цель психологии как раз в том и заключается, чтобы содействовать гармонизации личности, и рисуночные тесты - прекрасный инструмент для этого. Но как с любым инструментарием, обращаться с ними нужно бережно[13].

    .

    1.3. Особенности использования                                         психологических рисуночных тестов

    1.3.1. Подбор психодиагностических рисуночных тестов

    Выбор метода обследования – один из наиболее сложных этапов диагностической работы психолога.

    Необходимо учитывать тот факт, что для практической психодиагностики важным является быстрота и акцентированность обследования на конкретной проблеме. Она не может позволить себе таких временных и людских затрат, какие позволяет себе научно-исследовательская психодиагностика».

    В распоряжении психологов имеется обширный набор тестовых методик, обладающих целым рядом достоинств, аккумулирующих в себе богатый клинический опыт, накопленный в психологии и смежных дисциплинах. Многие методики действительно являются хорошим инструментом в руках профессионала.

    Проблема заключается не в том, хороша или плоха та или иная методика, а в том, насколько уместно её использование в конкретной ситуации, а также, каков уровень владения ею[14].

    В подборе методик в батарею (программу обследования) психолог исходит из требований максимальной эффективности диагностики – максимум надёжности при минимуме затрат.

    При формировании батареи, подборе тестов для психодиагностического обследования необходимо исходить из:

    - целей и задач психодиагностического обследования (для определения того, какие характеристики следует изучать);

    - сложности изучаемого явления - простое (например, тревожность) или интегративное качество личности (например, личностная зрелость) будет изучаться;

    - параметров, возможностей методик (они должны максимально отвечать стоящим задачам);

    - особенностей обследуемых;

    - времени, отведённом на обследование (обычно оно ограничено, поэтому батарея или набор не могут быть слишком большими);

    -   взаимодополняемости методик – результаты по одним методикам должны дополняться, обосновываться результатами других (поскольку полученный по одной методике показатель может объясняться различными причинами, другие методики должны сужать зону поиска) [15].

    1.3.2. Условия проведения тестовых методик

    Каждый тест выполняют на отдельном листе нелинованной бумаги. Желательно использовать лист формата А4 (21 х 30 см), но допустим и меньший формат. Для теста «Рисунок человека» лист располагают перед обследуемым вертикально, для остальных тестов – горизонтально. Если в дальнейшем обследуемый его поворачивает, то ему в этом не препятствуют.
    Все тесты, кроме теста «Красивый рисунок», выполняют простым карандашом. Карандаш должен быть не слишком твердым: желательно М или 2М. Более твердый карандаш не позволяет достаточно точно оценить силу нажима, так как даже при сильном нажиме он оставляет тонкую линию. Более мягкий карандаш быстро затупляется и сильно размазывается, оставляя на рисунке грязные пятна[16].

    Инструкцию к каждому тесту перед началом рисования нужно воспроизводить дословно, без видоизменений и дополнений. По окончании рисования выражают одобрение, независимо от достигнутого результата. Затем полезно обсудить с обследуемым получившийся рисунок. Некоторые вопросы, которые рекомендуются при обсуждении, приведены при описании методик. В отличие от первоначальной инструкции, последующая беседа не должна быть формализованной, ее проводят в свободной форме. Возможно видоизменение предлагаемых вопросов и введение дополнительных.
    Процесс рисования отражают в протоколе. На каждом листе с рисунками и на каждом листе протокола пишут имя и фамилию обследуемого (или его шифр) и дату обследования. На первом листе указывают возраст, состав семьи, причины обращения, анамнестические данные.

    В протоколе отмечают:

    - темп выполнения заданий, паузы и перерывы в работе;

    - последовательность, в которой делались разные части изображения;

    - вопросы и высказывания обследуемого;

    - краткое содержание последующей бесед[17]

    1.3.3. Анализ и интерпретация рисуночных методик

    В работе с рисуночным тестом можно условно выделить три этапа анализа.

    - Во-первых, исследователь может изучить рисунки пациента (без их обсуждения с пациентом) и составить заключение по известному заранее алгоритму и в соответствии с описанными в литературе принципами интерпретации. Уже на этом этапе специалист может получить информацию, ценную для лекарственной диагностики.

    - Вторым этапом анализа теста может быть привлечение пациента к описанию и интерпретации его рисунков.

    - Наконец, это может быть более интенсивное введение пациента в контакт с его чувствами (и, тем самым, более интенсивное вхождение врача в контакт с чувствами пациента и своими собственными) - разыгрывание рисунков в соответствии, например, с правилами психодрамы.

    В психодраме пациенту предлагается не столько рассказывать о своих симптомах и обстоятельствах их возникновения в повествовательной форме, сколько изобразить и то, и другое (например с помощью рисунков) по определенным правилам. При этом используется богатый арсенал технических приемов, в частности таких, как дублирование, смена ролей, зеркало.

    Один из видов дублирования состоит в описании врачом (часто от первого лица, как бы устами пациента) невербальных реакций пациента, которые врач видит в его актуальном поведении. Техника смены ролей предполагает "перевоплощение" пациента в тот или иной объект, изображенный им и показывание от лица этого объекта наиболее характерных его (объекта) проявлений. Техника зеркала позволяет пациенту взглянуть на проблему со стороны, встав на точку зрения объективного наблюдателя. Использование подобных технических приемов помогает пациенту (а тем самым и врачу) лучше осознать происходящее с ним, увидеть не только внешние проявления симптомов но и их внутреннее содержание.

    Таким образом, благодаря подобной работе иногда удается получить отдельные указания, ориентирующие относительно группы необходимых средств, иногда получить четкую формулировку значимого для пациента симптома, иногда развернутый паттерн, синдром, совокупность симптомов - основу реперторизации.

    Наконец, исследование при помощи проективных методик в ряде случаев позволяет понять связь отдельных аспектов симптоматики, особенно общих симптомов с частными и сделать, тем самым, серьезный шаг к обнаружению совокупности симптомов, которая только и может быть показанием к назначению средства[18].

    Выводы к главе 1.

    Психологические рисуночные тесты относятся к проективным тестам, к группе тестов экспрессивных. Отличительный признак - задание клиенту выполнить рисунок на заданную или свободную тему.

    Вопросы применения психодиагностических методик, объема их использования, форм и методов решаются непосредственно теми, кто работает в процессе оценки того или иного кандидата, подбора потенциальных сотрудников.

     



    Глава 2. Практическое применение рисуночных тестовых методик

    2.1. Применение проективных психодиагностических  рисуночных методик в медицинской практике

    В последние несколько лет в отечественной медицине началось формирование своеобразного направления, связанного с использованием психодиагностических проективных тестов для исследования психики пациента. Известна роль, которую играет исследование психики пациента для постановки, например, гомеопатического лекарственного диагноза. Это обусловлено той простой истиной, что индивидуальность человека ярче всего проявляется в его психике, а все индивидуальное, необычное, специфичное и характерное как раз и является ключом к лекарственному диагнозу. Неслучайно одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной медицины является исследование психических симптомов в патогенезах лекарственных средств и их роли в лекарственной диагностике[19].

    Примером необходимости применения психодиагностических методов может служить работа с пациентами, имеющими психосоматические расстройства или имеющими проблемы, возникающие на почве психических расстройств.

    В нашей работе рассматривается особенности  применения психологических рисуночных методик  в процессе диагностики агрессивности у детей 11-14 лет, находящихся на момент исследования в отделении токсикологии.  Необходимость применения методов диагностики особенностей личности, в частности эмоциональных состояния, обусловлено психологическими проблемами этих детей. Причины, из-за которых дети попали под наблюдение специалистов, относятся не столько к медицинским, сколько к психологическим  проблемам: отравление алкоголем или другими токсическими препаратами с целью суицида.

    Очевидно, что лечение таких детей только от токсического отравления не приведет к  полному излечению детей этой группы. Более того, лечение только физических аспектов здоровья и не затрагивающее психологические, скорее всего, приведет к повторным попыткам суицида и прочим аутоагрессивным действиям.

    Аутоагре́ссия  — агрессия, направленная на себя. Аутоагрессия проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства; в выборе аутодеструктивного поведения (пьянство, алкоголизм, наркомания, рискованное сексуальное поведение, рискованные виды спорта, провоцирующее поведение)[20].

    По мнению А. А. Реан, аутоагрессия представляет собой не просто изолированную личностную черту, конкретную особенность, но является сложным личностным комплексом, функционирующим и проявляющимся на различных уровнях[21].

    Аутоагрессия – это, прежде всего, форма агрессии. Из всех возможных мотивов агрессивного поведения агрессивность, в силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, способна предопределять общую тенденцию поведения, более того — жизненный путь личности, и поэтому заслуживает особого внимания. Агрессивность как личностная черта входит в группу таких качеств, как враждебность, обидчивость, недоброжелательность и т.д.

    Возможна агрессия без агрессивности, в то же время агрессивность может проявляться не только в открытом агрессивном поведении[22]

    Непосредственные исследования поведения здоровых людей показали, что агрессивность может проявляется в различных формах как у взрослого, так и ребенка, причем  даже очень маленького.

    В данной работе будут рассмотрены особенности применения психологических рисуночных тестов в диагностике  агрессии. Другими словами проблема второй части главы: каким образом психологические рисуночные тестовые методики позволяют диагностировать агрессию у детей подросткового возраста.

    2.2. Признаки рисунков, указывающие на агрессивность

    Эмоциональные проблемы и общее психологическое состояние человека отражаются, прежде всего, в формальных показателях рисунка. К ним относятся особенности, относительно независимые от содержания изображения. Это сила нажима на карандаш, своеобразие линии, размер рисунков, их размещение на листе, степень тщательности и детализированности изображений, наличие штриховки и т.п[23].

    Рассматривая признаки рисунков, указывающие на агрессивность, заметим, что в тестах рисункам свойственен ряд общих особенностей, которые несут одинаковое смысловое значение во всех  этих методиках.

    К таким признакам, в первую очередь, относятся характеристики рисунков,  связанные с качеством линий. Линия может быть рассмотрена с точки зрения силы, приложенной при ее проведении, и движения (протяженность и направленность). В первом случае нужно обратить внимание на форму проведения линии, которая может иметь следующие характеристики: толстая и протяженная, тонкая и прерывистая, тонкая и протяженная, разорванная и т.д. В меру ровная, с умеренным нажимом, без разрывов и рывков проведенная линия свидетельствует об уверенном владении карандашом. Такая линия, проведенная ребенком 4-5 лет, указывает на решительный характер, ясность мысли, хорошее эмоциональное равновесие. Линии (все или большинство), выполненные с сильным нажимом, так что кончик карандаша едва не ломается, говорят о скрытой агрессивности, эмоциональной неуравновешенности, неуверенности, склонности к самобичеванию. Сила нажима на карандаш, характеризующая особенности психомоторного тонуса, - важный показатель уровня активности. Усиленный нажим  свидетельствует о повышенном психомоторном тонусе, эмоциональной напряженности. Это состояние возникает при необходимости приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации или в результате длительного пребывания в неблагоприятной ситуации, которую не удается изменить. Ему свойственно общее возбуждение и ощущение, что необходимо что-то делать, но неясно, что именно. Усиленный нажим часто встречается при  затрудненном переключении с одной деятельности на другую, склонности к застреванию на тех или иных переживаниях и действиях. Вообще же, усиленный нажим может говорить о многих достаточно разных психологических особенностях. Он нередко встречается при гиперактивности,  может сигнализировать о высокой конфликтности, агрессивности. Иногда он служит проявлением острой стрессовой реакции. В любом из этих случаев в рисунке обязательно будут и другие признаки, свидетельствующие о наличии соответствующих психологических особенностей[24].

    Линия, разрываемая очень часто, практически состоящая из ряда штрихов, - признак агрессивности, представляющей собой ответную реакцию на агрессивность окружающего мира. Такой ребенок не умеет действовать прямо, потому что боится коварства и препятствий со стороны внешнего мира, поэтому использует повторяющиеся короткие и одиночные попытки для завоевания пространства и самовыражения. В отношениях с людьми он подозрителен и недоверчив, но это обстоятельство не всегда создает для него неудобства. Если он не вырастет тихим и задумчивым ребенком, то может стать развитым, внимательным, благоразумным, предусмотрительным, нередко возможно раннее проявление чувства юмора.

    Линии с частыми изломами, близкие по характеру к изображению кардиограммы, - довольно тревожный симптом. Не исключено, что следует забить тревогу. Этот ребенок, видимо, не способен выйти из каракулей, стремится скорее излить душу, чем построить пространство по образцу.

    Ребенок, которому не удастся провести даже короткую, ровную линию может иметь проблемы психического характера заслуживающие вашего внимания. Причем одних рисунков для их выявления может оказаться недостаточно[25].

    Большим потенциалом в плане психодиагностики агрессивности обладает рисуночный тест «несуществующее животное». Суть этой методики сводится к тому, что испытуемому предлагается пофантазировать: «Придумай и нарисуй такое животное, которого на самом деле нет и никогда не было – ни в сказках, ни в мультфильмах, ни в компьютерных играх».
    Если малыш скажет, что он не умеет рисовать такое, то ему надо объяснить, что для этого задания вовсе и не надо ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать «То, чего на самом деле нет», то совершенно все равно, каким оно получится. Если он слишком долго думает, то ему просто надо посоветовать начать «как в голову взбредет, куда руку поведет», а дальше – придумывать по ходу дела.

    После завершения рисунка, испытуемый должен придумать для животного какое-нибудь название. Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается и в его имени (котик, мышонок). В этом случае нужно повторить тест снова. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если снова изображается реальное животное, то больше попыток не повторяют.

    В тоже время бывает, что облик животного вполне тривиален (изображен типичный кот), но названо оно необычно («инопланетный мумр»), то задание считается выполненным. Выяснив название животного, испытуемого просят рассказать о нем – о его характере, привычках, образе жизни[26]. Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:

    • Чем оно питается?

    • Где живет?

    • Чем обычно занимается?

    • Что любит делать больше всего?

    • А чего больше всего не любит?

    • Оно живет одно или с кем-нибудь?

    • Есть у него друзья? Кто они?

    • А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?

    • Чего оно боится, или оно ничего не боится?

    • Какого оно размера?

    Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей обследования. Приведенный список вопросов - не обязательный, а ориентировочный.Все описанные процедуры по данной методике помогают выявить личностные особенности и эмоциональные состояния испытуемого.

    Затем обследуемому предлагают представить, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти желания. Все ответы записывают в протоколе[27].

    Признаками агрессивности в психологических рисуночных теста являются:

    1. детали:

    - Зубы — вербальная агрессия.

    - Чешуя, панцирь — потребность в защите, боязнь агрессии.

    - Иглы, шипы и т.п. — защитная агрессия.

    - Острые рога, когти, клыки (вылезающие изо рта), острые наросты — агрессивность.

    - Оружие, режущее, колющее или рубящее орудие — агрессивность.

    2. в словесном описании образа:

    - упоминание о трудной достижимости  (непроходимая чаща, горы, в которых нет дороги) — боязнь агрессии, потребность в защите;

    - люди — негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность;

    - подробное описание поедания жертв — агрессивность;

    - кровь, отдельные части и органы живых существ (сердце, мозг) — невротическая агрессия;

    - ломает деревья, топчет дома — негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность; иногда психическое заболевание;

    - злые, агрессивные персонажи (акулы, крокодилы, драконы) — негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность.

    - большое число или полное отсутствие врагов — боязнь агрессии;

    - описание способов защиты от опасности; указание на гигантский ее размер — тревожность, боязнь агрессии.

    - не имеет врагов — боязнь агрессии; иногда настороженность, подозрительность;

    - чтобы его не боялись — боязнь агрессии;

    - стать больше по размеру — ощущение своей малой значимости; боязнь агрессии, потребность в защите.

    Дополнительные задания к тесту «Несуществующие животные» - «Злое животное», «Счастливое животное», «Несчастное животное», позволяют выявить: скрытые агрессивные или депрессивные тенденции, реакцию на угрозу («Злое животное»), ценности и стремления обследуемого («Счастливое животное»), характер имеющихся опасений, сознаваемые и неосознанные представления обследуемого о его наиболее острых проблемах («Несчастное животное»).

    Признаки указывающие на место агрессивности в психике ребенка по методике «Несуществующее животное» в соотношении с методикой «Злое животное»

    - Лишено признаков агрессивности — стремление скрыть свои агрессивные тенденции, иногда полное отсутствие агрессивности.

    - Из признаков агрессивности присутствуют только зубы — склонность к вербальной агрессии: грубости, крику, угрозам.

    - Особо выраженная агрессивная символика: острые рога, оружие — высокая агрессивность;

    - то же, в сочетании с признаками высокой тревожности: штриховкой рисунка, многочисленными исправлениями, штриховой линией —невротическая агрессия как реакция на ощущение эмоционального дискомфорта.

    -  Иглы, шипы и другие оборонительные средства — боязнь нападения и склонность к защитной агрессии.

    - Большие глаза с зачерненной радужкой — боязнь агрессии.

    - Асоциальная символика: сигарета, рюмка, животное в виде черта или бабы-яги — негативистические, иногда психопатические или психопатоподобные реакции на конфликтную ситуацию, угрозу агрессии, стрессовую ситуацию[28].

    Все вышесказанное в полной мере можно отнести и к другим методикам рисуночного характера.

    Например, при анализе рисунка по методике «Нарисуй человека» большой кулак – признак агрессивности, являющейся нередким ответом на неудачно складывающиеся контакты со сверстниками. О том, что агрессивность здесь скорее вторична (ответ на неудачи в общении), говорят, в частности, признаки эмоциональной нагрузки (стирание линий) при изображении кулака. Для пятнадцатилетнего мальчика относительно высокая агрессивность соответствует социально принятому стандарту, однако в данном случае ее выраженность превосходит средний уровень.

    Уменьшенный размер головы и подчеркнутые признаки силы и мужественности (очень широкие плечи, мощные руки, борода, специфическая одежда) также коррелируют с повышенной агрессивностью. Они говорят о значимости физической силы, мужественности. Кроме того, это признак высокой значимости сексуальной сферы, что естественно для данного возраста.

    Выразительный признак агрессивности, особенно характерный для мальчиков дошкольного и младшего школьного возраста, – это изображение оружия. Палка или дубинка в руке персонажа – такой же признак агрессивности, как и оружие. Так же интерпретируются режущие или рубящие орудия (нож, топор, пила).

    Из других часто встречающихся признаков агрессивности следует отметить изображение поднятой руки с большой ладонью, даже если автор рисунка объясняет, что изобразил жест приветствия.

    Более того, отсутствие черт лица в сочетании с выраженным нарушением пропорций и агрессивностью позволяют говорить об асоциальности или, по крайней мере, о недостаточной социализированности испытуемого [29].

    3.2. Возможные ошибки                                                                          при интерпретации признаков агрессии в рисунке

    При интерпретации результатов рисуночных методик  нужно быть достатоно осторжным, поскольку вооружившись только «ключами», т.е. психологическими показателями деталей рисунка, можно оказаться в ситуации «шел в комнату, попал в другую»: сумма этих значений предстанет бессистемным набором характеристик, в т.ч. противоречивых или даже ошибочных. Допустим, мальчик нарисовал дракона, а девочка – принцессу. Не утыкаясь взглядом в подробности образов, стоит взглянуть на их цельность. Если просматривается органичность, то зубы, бивни, когти и т.п. не обязательно выступают индикаторами агрессии, а ресницы, кудряшки и бусы – проявлениями демонстративности.

    Но возникает вопрос о критериях этой самой органичности. Основные из них: цельность образа, пропорциональность составляющих частей, степень их прорисованности или детализации, гармоничная композиция. Эти позиции могут показаться слишком абстрактными лишь в том случае, если рассматривать их в отрыве друг от друга.

    Если же представить себе картину, которая воспринимается целиком, т.е. взгляд не тянется сразу к какому-то фрагменту, это уже аргумент в пользу органичности; если не режет глаз несорзмерность – второй аргумент; нет пропущенных деталей, которые так и просятся в изображение, либо они присутствуют, но заданы схематично в противоположность другим, тщательно детализированным – третий; на листе рисунок не выглядит загнанным в угол «бедным родственником» или «оккупантом, не оставляющим ни йоты на «дыхание пространства» – четвертый[30].

    Кроме того, при интерпретации стоит учитывать, что существует доказанное наукой утверждение: чем теснее связь человека, «читающего» рисунок, с его автором, тем вероятнее погрешности в анализе, основанные на проецировании межличностных отношений.

    Пономарева В. В своем труде о рисуночных тестах приводит пример.

    Мама приводит на занятие ребенка и с тревогой протягивает стопку рисунков сына: «Ах, у нас столько проблем! Такая агрессия!». Бегло просматриваю верхнюю картинку и специалист говорит мальчику: «Какой же ты молодец! Наверно, немало потрудился, раскрашивая чешую и шипы на таком большущем хвосте… Кстати, как называется это животное? Я таких никогда не видела». С этими словами мы уединяемся и вместе рассматриваем остальные листы.

    Парнишка потом признается, что мама его отругала за рисунки и пригрозила, что расскажет психологу, какой он злой. В общем, начитанная родительница «присоединила» собственную агрессию к изображенному хвосту и другим деталям рисунков, хотя там речь шла о другом: тяжелая ситуация в прошлом вызывает потребность защититься. Это не вина, а беда мамы, но помочь ей непросто[31].

     

     

    Вывод к главе 2.

    Таким образом, подводя итог сказанному стоит отметить, что искусство интерпретации рисуночных тестов требует знакомства с большим количеством разных вариантов выполнения заданий. Оно приходит с опытом работы. Конечно, никакая книга его не заменит, но она может стать своего рода «тренажером», на котором проводится предварительная отработка навыков диагноста.

    Чтобы успешно проводить психологическую диагностику, недостаточно знать значение тех или иных тестовых показателей. Необходимо еще и владеть общей логикой анализа, позволяющей рассматривать эти показатели в их взаимосвязях. Иначе вместо целостной картины мы получим бессистемный набор психологических характеристик.



    Заключение

    Подводя итог сказанному, сделаем основной вывод исследования: психологические рисуночные тесты – это форма проективных методик психодиагностики.

    Существует великое множество проективных методик: рисуночные тесты, изобразительные методики, тематические тесты на апперцепцию, ряд вербальных методик и др. Они позволяют выявить скрытые стороны характера личности, часто не осознаваемые самим человеком. Проективные методики заметно отличаются друг от друга, но все они, в том числе рисуночные, основаны на выявлении проекции личностных особенностей человека на любые проявления психической деятельности.

    С этической точки зрения, рисуночные тесты, на мой взгляд, более состоятельны в процессе диагностики детской личности. И, тем более это касается скрываемых или неосознаваемых факторов.

     Собранная информация может представить различные данные о личности через стимулирование фантазии и свободный полет мысли испытуемого. Довольно часто о проективных методиках говорят, что результаты их использования невозможно сфальсифицировать. Материал настолько многозначен, что все равно будет сложно угадать цель тестирования и последующий результат интерпретации результатов.

    Как правило, у рисуночных тестов нет строгих объективных норм интерпретации результатов, что может вызывать дополнительные проблемы применения проективных методик в практике отбора персонала. Даже если и существуют подробные описания возможных ответов и их интерпретаций, сам анализ полученных данных более похож на искусство, степень успешности результатов которого (исследование психологических свойств личности) зависит во многом от квалификации и опыта исследователя. "Многозначность и неопределенность полученных результатов делают их интерпретацию в некоторой степени зависимой от личности интерпретирующего, его установок, предубеждений и теоретических концепций".

    В связи с вышесказанным рассматривая проблемы этики и прагматики применения психологических рисуночных тестов следует учитывать проблемы профессионального уровня, опыта, личностных характеристик самого рекрутера, применяющего проективные методики в процессе психодиагностики.

    Список использованной литературы

    1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

    2. Высочанский А. В. Проективные психодиагностические тесты в гомеопатии//ж. Мир гомеопатии – 1999 - № 3

    3. Колосова С. Агрессивность//  Школьный психолог  - 2000 - N 25.

    4. Немов Р. Психология. Психодиагностика. кн.3, 4-е изд.,  - М.: Владос. - 2001– с 19

    5. Подбор психодиагностических методик. Материалы с психологического сайта «Психометрика» - #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Улесов А. Этика и прагматика психодиагностики//ж. Консультант по развитию и внедрению изменений – 2008 (от 20.11)

    [2] Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

    [3] Улесов А. Этика и прагматика психодиагностики//ж. Консультант по развитию и внедрению изменений – 2008 (от 20.11)

    [4] Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

    [5] Проективные методики тестирования//информационный сайт профессиональных психологических тестов - #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] Немов Р. Психология. Психодиагностика. кн.3, 4-е изд.,  - М.: Владос. - 2001– с 19

    [7] Серебровская О.В.Применение рисуночных тестов в диагностике острых стрессовых расстройств у детей и подростков Рубрика: Психологическая диагностика //Психологическая наука и образование-2006- №4

    [8] Высочанский А. В. Проективные психодиагностические тесты в гомеопатии//ж. Мир гомеопатии – 1999 - № 3

    [9] Проективные методики тестирования//информационный сайт профессиональных психологических тестов - #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с

    [11] Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

    [12] Поляков А. М. Комментарии к психологическим тестам - М, 1997

    [13] Пономарева В. Доверять ли рисуночным тестам?// ж. Школа жизни-2009 (от 12.10)

    [14] Подбор психодиагностических методик. Материалы с психологического сайта «Психометрика» - #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] Формирование батареи тестов. Материалы с психологического сайта «Психометрика» - #"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16] Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

    [17] Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

    [18] Высочанский А. В. Проективные психодиагностические тесты в гомеопатии//ж. Мир гомеопатии – 1999 - № 3

    [19] Высочанский А. В. Проективные психодиагностические тесты в гомеопатии//ж. Мир гомеопатии – 1999 - № 3

    [20] Реан А.А. Изучение агрессивности личности // Реан А.А. Психология изучения личности. - СПб., 1999. - С. 216-251.

    [21] Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб, 1995. - С.303-347.

    [22] Колосова С. Агрессивность//  Школьный психолог  - 2000 - N 25.

    [23] Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

    [24] Психоанализ - рисуночные тесты //Линия в детском рисунке-#"#_ftnref25" name="_ftn25" title="">[25] Психоанализ - рисуночные тесты //Линия в детском рисунке-#"#_ftnref26" name="_ftn26" title="">[26] Наталья Проценко Какие рисуночные тесты можно провести с ребенком? Тест «Несуществующее животное». Часть 1//Ваш детский психолог от 26 октября 2009

    [27] Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

    [28] Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

    [29] Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - С 36-38

    [30] Пономарева В. Рисуночные тесты: раз - и все ясно? О тонкостях интерпретации // ж. Школа жизни-2009 (от 12.10) 

    [31] Пономарева В. Доверять ли рисуночным тестам?// ж. Школа жизни-2009 (от 12.10)

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - психологические рисуночные тесты ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.