Введение. 3
Глава 1. Общая характеристика
вклада Ф.Тенниса в социологию.. 5
1.1. Личность Ф.Тенниса как
научного деятеля. 5
1.2. Появление труда «Общность и общество. Основные понятия чистой
социологии» и общий вклад Ф. Тённиса в социологические учения. 6
Глава 2. Социологическая
концепция Фердинанда Тенниса. 12
2.1. Общность и общество, как
основные концепты теории Ф. Тенниса. 12
2.2. Специфика органического
единства общины и общества. 16
Заключение. 19
Список использованной литературы.. 21
Тема
данной работы «Социологическая концепция Фердинанда Тённиса» достаточно
актуальна на сегодняшний день, поскольку данная концепция является одной из
базисных для современной социологии.
Самого Фердинанда Тенниса (1855-1936) современные социологи
рассматривают как одного из основоположников и классиков немецкой социологии.
Сфера научных интересов Ф. Тенниса была обширной и многогранной. Помимо
деятельности, связанной с написанием теоретических работ по социологии он
занимался проведением крупных эмпирических исследований с использованием
социальной статистики. Он обращался к анализу таких проблем как: преступность,
бедность, самоубийства и др.
Тем
неменее основной вклад Тенниса в социологию связывают именно с разработкой
системы теоретических понятий, сущность которой сводится к его социологической
концепции и начало которой было положено публикацией книги «Общность и
общество» (1887).
Цель
данной работы: изучить основные положения социологической
концепция Фердинанда Тённиса и историю ее возникновения и важность для
современной науки.
Объектом
исследования выступили в данной работе: социологические взгляды Ф. Тенниса
Предметом
исследования: содержание социологической концепции Ф. Тённиса.
Для
достижения цели работы решались следующие задачи:
1.
Проанализировать
психологическую литературу и основные теоретические подходы к исследованию
данной темы.
2.
На
основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о Ф.
Тённисе, как деятеля в области социологической науки, определить вклад
Ф.Тенниса в социологию
3.
Изучить
методологию Ф. Тённиса
4.
Рассмотреть
сущность и специфику общности и общества, как основных концептов теории Ф.
Тенниса
5.
На основе полученных результатов сделать соответствующие
выводы.
6.
Систематизировать
и обобщить подходы к данной проблеме.
Для
раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа
состоит из введения, основной части и заключения. Названия каждой части
отображают ее содержание. В конце работы представлен список использованной
литературы, содержащий 16 наименований.
Фердинанд Теннис родился 26 июля Рип около небольшого
городка Ольденсворт,
область Шлезвиг-Голштиния. Из семьи фермера. Жил он в маленьком городке Хусум.
Получил всестороннее образование. Изучал философию, историю, классические
языки, археологию, экономику и статистику в университетах Йены,
Бонна, Лейпцига, Берлина и Тюбингена. В Тюбингенском университете в 1877 году получил
степень доктора философии в области классической филологии.
Большую часть
жизни Ф. Теннис проработал в университете в Киле[1].
Вместе с
Зомбартом, Зиммелем и Максом Вебером
Теннис был основателем и первым президентом (с 1909 по 1933 г.) Немецкого социологического
общества[2].
В 1881 ему присвоено звание приват-доцента в
университете в Киле за ту работу, которая была первым наброском его теперь
всемирно известного труда "Община и общество" ("Gemeinschaft und
Gesellschaft")[3].
Звание полного профессора ему присвоили только в 1918 году, в возрасте 63 лет,
через два года после того, как он вышел на пенсию[4].
После первой
мировой войны Ф. Теннис еще преподавал, пока в 1933 году нацисты не отстранили его от
преподавания. Тённис был либералом, симпатизировал социалистам и очень
интересовался рабочим движением. Приказать или запретить ему что-либо было
нельзя, так как он был к тому времени уже ученым с мировым именем, поэтому его
и уволили[5].
До конца своей жизни Тённис оставался мужественным
демократом и антифашистом, открыто излагая свои взгляды в печати и на
собраниях.
1.2. Появление труда «Общность и общество.
Основные понятия чистой социологии» и общий вклад Ф. Тённиса в социологические
учения
Идея общего кризиса «современной культуры» и связанная с
ней конфронтация рационалистического и неоромантического подходов к обществу
острее всего формулировались и переживались в Германии. Развитие капитализма
здесь, как известно, было задержано затянувшейся феодальной раздробленностью.
Победа капиталистического общественного строя означала, по словам
К. Маркса, «победу буржуазной собственности над феодальной, нации над
провинциализмом, конкуренции над цеховым строем... просвещения над суеверием...
предприимчивости над героической ленью, буржуазного права над средневековыми
привилегиями»[6].
Процесс этот протекал весьма болезненно, что способствовало возрождению и
обострению споров, начавшихся еще на рубеже XIX в.
Сторонникам рационалистического способа мышления,
опиравшимся на идеи Просвещения, было свойственно признание естественных прав
человека и самовластия народа, его права на установление разумных законов и
разумного общественного устройства, соответствующего человеческой природе.
Приверженцы исторического подхода, наиболее ярко выразившегося в работах
исторической школы права, напротив, подчеркивали важность традиционных норм и
принципов человеческого общежития и необходимость существования исторически
сложившихся форм государственного и правового регулирования общественной жизни.
«Против рационализма прошлого периода, осмелившегося дерзко коснуться традиций,
был выдвинут историзм, который должен был восстановить культ попранной старины,
поднять цену забытых преданий»[7].
В социологии (особенно немецкой) конца XIX в. эта дискуссия
оказалась тесно связанной с именем Тенниса.
Именно в концепции Фердинанда Тенниса впервые были
заданы смыслы социального, представленные в языковых формах в
социально-философском мышлении.
В своем труде
«Общность и общество.
Основные понятия чистой социологии» Ф. Тённис различал чистую, прикладную и эмпирическую
социологию. Первая анализирует общество в состоянии статики, вторая —
динамики, третья исследует факты жизни современного общества на основе статистических
данных. Эмпирическую социологию называл социографией[8].
Чистая и прикладная социология фактически исчерпывают
собой специфическое содержание социологических идей Тенниса. Однако Теннис
оказал значительное влияние также на развитие эмпирической социологии.
Если, согласно его представлениям, чистая социология
анализирует общество в статическом состоянии, прикладная — в изменении и
развитии, то эмпирическая социология, или социография, исследует факты
жизни современного общества. Если метод чистой социологии — понятийное
конструирование, а метод прикладной социологии — гипотетико-дедуктивный, то
метод социографии состоит в «исследовании самих социальных фактов; это метод
наблюдения и производимого на его основе сравнения: эмпирический, следовательно
индуктивный, метод»[9].
Предметом
собственных эмпирических исследований Тённиса были преступность, самоубийства,
демографические изменения, промышленность и деятельность политических партий
(перечисление идет согласно объему и длительности научных занятий Тенниса в той
или иной области). Однако выделение этих областей само по себе условно, ибо
каждая проблема анализировалась Теннисом в широком контексте. Изучение
преступности, например, шло в тесной связи с экономико-демографическим
анализом.
Эмпирические исследования, как и социологическое
познание в целом, не были для Тённиса самоцелью. Хотя социография замыкала в
общем и целом его систему социологии, оставалась еще одна область, хотя и не
включенная в систему, но тем не менее поглощавшая значительную часть его
трудов. Это область практической социологии, т.е. практической
социальной и политической деятельности[10].
Ф. Тённис выделял
два типа общества, два типа общественных связей — общинные и
общественные, о чем подробно писал в своей книге «Общность и общество. Основные понятия
чистой социологии», и
три типа форм социальной жизни: социальные отношения, группы и корпорации или
объединения[11].
Именно на этой позиции базировались все положения социологической концепции Ф.
Тённиса, изложенные в его известном труде.
В 1971 г. американские ученые Вернер Канман и Рудольф
Хеберле в своей книге о Тённисе писали: "Община и общество"... стала
в современной социологии одной из наиболее влиятельных книг. Из этих двух слов,
вынесенных в заголовок, так же, как и из дюркгеймовских
"солидарность" и "аномия" или из веберовских
"бюрократия" и "харизматическая власть", можно
сконструировать всё здание социологической концептуализации, даже если бы все
другие тексты оказались утерянными[12].
Однако, исследователи трудов Ф. Тённиса отмечали также и
то, что которое оказала известная социологическая концепция на все
человечество, остается "анонимным и совершенно подсознательным" по
своему характеру. Все говорят о "Gemeinschaft und Gesellschaft", но
едва ли кто-нибудь прочел эту книгу от корки до корки, а тот, кто прочел ее,
многое в ее содержании понимает неправильно"[13].
Российских социологов в незнании этого труда можно
частично оправдать тем, что, несмотря на действительно всемирную известность
этой работы, ее перевод на русский язык появился недавно[14].
Исследование различной информации, относительно
изучаемого труда, показало, что полное собрание сочинений Тенниса
выходит с 1998 (!) года. Первое издание труда "Община и общество"
1887 года вышло с подзаголовком "О коммунизме и социализме как
эмпирических формах культуры", а подзаголовок "Основные понятия
чистой социологии" появился лишь в 1912 году, во втором издании.
Наконец, самые интересные вещи обнаруживаются при
сравнении переводов заглавия " Община и общество " на различные
европейские языки. Так, в русских переводах заглавия второе слово,
Gesellschaft, устойчиво передается как "общество", а с первым
возникают проблемы: "община", "сообщество",
"общность". В английских же переводах именно первое слово неизменно
транслируется как "community", а проблемы возникают как раз со
вторым: "association", "society", "civil
society". Все эти тонкости подробно разъясняются А.Ф.Филипповым[15].
Но главная проблема, связанная с социологической
интерпретацией сочинения Тенниса, видится в следующем: "ни общего
единства социального, ни общей социологии у Тенниса нет. На уровне понятий мы
не находим единства, объемлющего противоположность Gemeinschaft'а и
Gesellschaft'а, а значит, на уровне социальной реальности мы не находим
эмпирического референта, относительно которого было бы справедливым
высказывание "Х может принимать формы или быть организован либо одним,
либо другим образом, и в настоящее время мы наблюдаем превращение его организации
из одного состояния в другое"". Теннис, впрочем, замечает, что
первому понятию соответствует "культура народности", а второму -
"цивилизация государственности". Если перевести на русский язык эти
понятия так, как это сделано в данном издании, мы сможем сделать следующие
утверждения: общность - это реальная, органическая, подлинная совместная
жизнь людей, живой организм; общество - это идеальное, механическое
образование, фиктивное единство, мнимая общность. Эта оппозиция до сих пор
составляет главную и, может быть, часто явно не артикулируемую проблему предмета
социологии, которая на самом деле давно стала философской[16].
Таким образом, определяя вклад Ф. Тенниса в социологию
нельзя не отметить, что его социальная концепция имеет важнейшее значение для
развития социологической науки.
Глава 2. Социологическая концепция Фердинанда Тенниса
Итак, Ф. Теннис предложил
рассматривать социальное через концепты общности (Gemeinschaft)
и общества (Gesellschaft).
Немецкие термины отражают сущность этих понятий предельно ясно, так как
этимологически слово Gemeinschaft происходит от корня "общий"
(commun, по-французски), а слово Gesellschaft от корня "связь, путы,
оковы" (сходная этимология и у французского societe)[17].
Гемейншафт
характеризует традиционное общество, которое основывается на тесных семейных
отношениях, на нормах любви, взаимопонимания и защиты. Социальные связи
базируются на родстве, общности локуса и языка. Такую организацию совместной
жизни можно назвать “естественным” обществом, базирующимся на “естественной
воле”.
Гезельшафт
представлен в современном индустриальном обществе, которое базируется на
экономических, безличных и искусственных отношениях, на нормах экономической
ценности, труда и потребления, а также на связях, которые относятся к
общественному классу и экономическим соглашениям. Это деловая организация, в
которой преобладает “рациональная воля”.
Типология
гемейншафт — гезельшафт применялась весьма часто и в современной социологии,
особенно при сравнении сельских и городских общностей[18].
Фердинанд Теннис
конструирует общность и общество как чистые социологические формы. Эти формы
носят взаимоисключающий характер. Связано это с тем, что теория общности
создается Фердинандом Теннисом на основе способа конструирования, при котором
части понимаются из целого. Теория общества же – на основе способа, при котором
целое конструируется из совокупности частей.
При этом Фердинанд
Теннис во многом опирается на систему Томаса Гоббса. Как указывает А.Ф.
Филиппов, Фердинанд Теннис в духе своего времени подвергает критике
картезианский дуализм и усматривает в философии Томаса Гоббса подлинное родство
с современным научным мировоззрением. По словам Фердинанда Тенниса, Томас
Гоббс, особенно в позднейший период своего творчества, приближается к "современной
концепции "психологии без души", в которой душа оказывается лишь
логическим субъектом душевных фактов или же обозначением единства живого тела в
аспекте этих последних, так что, вместе со Спинозой, можно также сказать, что
тело и душа суть одно и то же"[19].
Рассматривая концепцию Рене Декарта с точки зрения гоббсовского
субстанциализма, Фердинанд Теннис утверждает, что для Р. Декарта важна
реальность протяжения, тогда как для Т. Гоббса – реальность пустого
пространства тел как того, что находится вне представления. Таким образом,
возможности представления пространства как геометрической конструкции
ускользают от Фердинанда Тенниса и его система основывается на категориях
наличного и представимого[20].
Как пишет Фердинанд
Теннис, теория общности исходит из "совершенного единства человеческих
воль как изначального или естественного состояния, которое сохраняется,
несмотря на их эмпирическую разделенность, и пронизывает ее, принимая
разнообразный облик в зависимости от необходимых и наличных особенностей
отношений между по-разному обусловленными индивидами". Это изначальное
состояние проистекает из "взаимосвязи растительной жизни через
рождение", из того факта, что все человеческие воли, поскольку каждая
соответствует некой телесной конституции, связаны друг с другом "в силу
происхождения и родовой принадлежности", сохраняют или с необходимостью
вступают в такую связь.[21]
Общность, таким образом, представляет собой органическое единство, существующее
прежде индивидов, чувствующих взаимную душевную близость[22].
Другими
словами, по главной концепции Тённиса общество заключает в себе различные
отношения и объединения людей и является, таким образом, продуктом человеческой
воли. Индивидуальные выражения воли объединяются в коллективную волю и
тем самым в социальную структуру[23].
В тоже время
каждая общность обладает собственной волей, которая соотносит неравные
обязанности и привилегии ее членов (формируемых на основе индивидуальных
задатков) с их единством. Эта воля закрепляется в обычае и в праве[24] или в
“воле” двух типов:
а) естественную
— основа “гемейншафта” (общины)
б)
рациональную — основа “гезельшафта” (общества).
Первая
характеризует прежде всего традиционное общество, а вторая — индустриальное.
Такие общества отличаются друг от друга на основе доминирующих в них норм[25].
Осуществляется волевая
деятельность в соответствии с изначально содержащимся в общности гармоническим
порядком, "сообразно которому каждый член общности выполняет и должен
выполнять свою работу, пользуется и может пользоваться своей долей благ"[26].
В учении о типах воли Тённиса ярко проявилась его
оппозиция по отношению к романтизму, стремление к рационалистическому
объяснению природы общественной жизни.
Где можно эмпирически наблюдать социальные образования,
в которых реализуется каждый из описанных типов воли? Другими словами, можно ли
вообще эмпирически наблюдать общину и общество? На этот вопрос Тённис отвечает
отрицательно. Любое конкретное социальное образование — это сочетание общинных
и общественных элементов, сами же эти понятия — полюсы континуума, в котором
могут быть расположены все конкретные исторические общества. Каждый из этих
полюсов, как он характеризуется «an sich»,— не существует.
Это — мыслительные вещи, абстрактные сущности, идеальные или
конструированные типы.
Распространенная ошибка, в которую впадают комментаторы
и интерпретаторы Тенниса, состоит в попытке эмпирического отождествления этих
типов. Такие попытки приводят к коренному искажению тённисовского подхода[27].
Органическое единство в
концепции Ф. Тённиса членов общности в концепции выражается понятием тела.
Так, например, человеческое тело может быть представлено как общность клеток
или органов (понимаемых Фердинандом Теннисом как определенные комплексы единой
в себе воли, соотнесенной с самой собой и своим внешним).
Идея социального тела
заключается в том, что, не образуя пространственно тело в собственном смысле,
члены общности воспринимают и представляют ее именно как органическое целое, а
не агрегат независимых индивидов. Члены общности способны не только
конституировать, но и репрезентировать целое[28].
Община, согласно Теннису,
это традиционный тип человеческого коллектива, основанного на органическом
родстве всех его членов между собой. Прототипом общины является семья и ее
члены. Теннис подчеркивает, что в лоне семьи связи между ее членами не являются
связями между различными индивидуумами, строго разделенными друг с другом.
Действительно, мужчина в семье рассматривает свою жену, своих детей и своих
родителей не столько как посторонних индивидуумов, сколько как продолжение
самого себя. Их боль — это его личная боль; их радость — его радость; их голод
и недуг — его недуг, а их здоровье — его здоровье. То же самое можно сказать и
о других членах семьи. Семья, состоящая из нескольких людей, является в то же
время единым организмом, функционирующим в полной, физической,
психической и нравственной взаимосвязи. Даже на уровне удовлетворения самых
примарных инстинктов — питания, полового влечения и т.д. — члены семьи не могут
до конца отделить себя от другого, не могут быть индифферентными к своему
близкому. По образцу семьи складываются и более объемные органические общины
(Gemeinschaft) — род, племя, селение и так вплоть до целого народа[29].
В теории общества по
Фердинанду Теннису конструируется круг людей, которые, как и в случае
общности, мирно уживаются и соседствуют, но пребывают не в существенной связи,
а "в существенной отдаленности друг от друга". Вследствие этого в
обществе отсутствует какая бы то ни было деятельность, выводимая из "априорного
и необходимым образом наличествующего единства и потому – в той мере, в какой
она осуществляется при посредстве индивидуума – выражающая через него также
волю и дух этого единства…".[30]
Общество - это второй
тип коллектива, выделяемый Тённисом.
Общество
представляет собой механический агрегат. Элементы этого агрегата – индивиды –
связаны между собой отношениями обмена.
Отношения
обмена представляют, таким образом, сущность социального. Однако этого
оказывается недостаточным, чтобы очертить круг общества. Для этого Фердинандом
Теннисом используется понятие государства. В понимании государства, отмечает
А.Ф. Филиппов, Фердинанд Теннис следует Томасу Гоббсу: государство есть
результат общественного договора. А.Ф. Филиппов отмечает также, что именно эта
конструкция[31]
послужила отправной точкой для последующего разделения государства и
гражданского общества.[32]
Таким образом,
социальную историю человечества с точки зрения концепции Ф. Тённиса можно
представить как постоянное движение от общины (Gemeinschaft) к обществу
(Gesellschaft). Если в древнем и средневековом мире эти тенденции проявлялись
циклически, то, начиная с появления капитализма, победа общества (Gesellschaft)
над общиной (Gemeinschaft) стала несомненной, и община со всеми свойственными ей
традиционными нормами была вытеснена на периферию цивилизации[33].
Таким образом, наибольшей заслугой системы Фердинанда
Тенниса считается то, что выделенные им чистые типы имеют универсальный
характер. Все последующее конструирование социальной реальности с необходимостью
отталкивалось от предъявленных им методов конструирования.
Ф. Теннис - один из создателей формальной школы. Попытался одним из
первых создать единую и логически стройную систему понятий, представить эту
науку как многоуровневую.
В самых общих чертах теория Тенниса такова. Всякий
цельный человеческий коллектив — народ, государство, племя, нация и т.д. —
может быть отнесен к одной из двух основополагающих категорий, определяющих его
качество. Этими категориями являются Община (Gemeinschaft) и Общество
(Gesellschaft).
Община, согласно Теннису,
это традиционный тип человеческого коллектива, основанного на органическом
родстве всех его членов между собой. Он отмечал, что Общество (Gesellschaft),
в отличие от общины (Gemeinschaft), строится не на принципе органического
родства и единства, но на принципе коллективного договора, искусственно
связующего атомарных индивидуумов и регулирующего их совместное существование.
По Теннису, община (Gemeinschaft) существовала всегда, и
именно она представляет собой наиболее естественный и нормальный тип
человеческого общежития. Общество (Gesellschaft), со своей стороны, возникло на
поздних этапах развития истории в результате разложения органических
взаимосвязей общины (Gemeinschaft).
В целом, подводя итог сказанному, стоит отметить, что многие
идеи Тённиса живо обсуждались его современниками. Макс Вебер принял и
развил далее мысли Тённиса о различии политической и научной деятельности и о
свободе науки от ценностей. Дюркгейм связывал с тённисовской типологией
собственную концепцию «органической» и «механической» солидарности. В
переработанном виде эта типология применялась Р.Э. Парком,
Р. Редфилдом и другими социологами в 30-40-е годы нашего века.
Так, Эмиль Дюркгейм,
основываясь на этих типологических конструкциях, говорил о двух типах
солидарности – механической и органической. Макс Вебер образовал другую
дихотомию социальных отношений – Vergemeinschaftung
(основывающемся на субъективно чувствуемой сплоченности участников) и Vergesellschaftung
(основывающемся на рационально мотивированном соединении интересов). Понятие Vergesellschaftung
(обобществление) является центральным в социологии Георга Зиммеля. Также
большое влияние труд Фердинанда Тенниса оказал на концепцию Толкотта Парсонса,
который в том числе разработал классификацию так называемых "типовых
переменных" определения роли, состоящих из оппозиционных пар (ориентация
на себя/ориентация на коллектив; универсализм/партикуляризм и т.д.), где одна
сторона, по сути, представляет Gemeinschaft,
другая – Gesellschaft[34].
В первые два десятилетия после второй мировой войны
влияние тённисовской концепции пошло на убыль по причине господства
структурного функционализма, игнорировавшего проблемы социального изменения и
развития. Но интерес к ней снова возродился в 60-е годы как в Европе, так
и в Америке. И в настоящее время социальная концепция Ф. Тённиса продолжает
быть актуальной для науки.
1.
Беккер
Г., Бесков
А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М.,
1962.