Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Специалисты по таможенному оформлению, таможенные брокеры, их роль как посредников между участниками ВЭД и таможенными органами. Их права и обязанности.

  • Вид работы:
    Другое по теме: Специалисты по таможенному оформлению, таможенные брокеры, их роль как посредников между участниками ВЭД и таможенными органами. Их права и обязанности.
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:56:09
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:



    Оглавление


    Введение.......................................................................................................... 3

    Глава 1. Деятельность специалистов по таможенному оформлению............. 4

    1.1. Содержание таможенного оформления................................................... 4

    1.2. Начало и завершение таможенного оформления..................................... 6

    1.3. Место и время таможенного оформления................................................ 8

    1.4. Таможенное оформление и иные виды контроля.................................... 9

    1.5. Льготы по таможенному оформлению.................................................. 11

    Глава 2. Таможенные брокеры, их роль и правовое положение.................. 14

    2.1. Виды деятельности в области таможенного дела, для осуществления которых требуются включение в реестр лиц, осуществляющих эту деятельность. Порядок включения и приостановление деятельности............................................... 14

    2.2. Таможенный брокер............................................................................... 17

    2.3. Анализ практики с участием таможенных брокеров............................. 21

    Заключение.................................................................................................... 39

    Список литературы:....................................................................................... 41


    Введение


    Таможенное оформление представляет собой совокупность таможенных операций, осуществляемых лицами (участниками ВЭД, физическими лицами) и таможенными органами, в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. В основном, все таможенные операции по своим целям, кругу участвующих лиц, перечню требуемых документов и сведений разделены на самостоятельные группы, обозначенные таможенными процедурами.

    Особенность деятельности таможенного брокера (как участника таможенного оформления товаров в целом и таможенного декларирования в частности) заключается в том, что все таможенные операции таможенный брокер осуществляет, как если бы он сам перемещал товар через таможенную границу. То есть таможенный брокер обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

    Правовой статус брокера определен гл. 15 ТК (ст. 133-148).

    Таможенным брокером может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров. Таможенный брокер совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии с ТК.

    Таможенный брокер вправе ограничить сферу своей деятельности совершением таможенных операций в отношении определенных видов товаров в соответствии с ТН ВЭД либо в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта, а также совершением отдельных таможенных операций или регионом деятельности в рамках региона деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов).

    Глава 1. Деятельность специалистов по таможенному оформлению


    1.1. Содержание таможенного оформления


    В зависимости от решаемых задач, ТК РФ 2004г. выделяет следующие таможенные операции и процедуры:[1]

    1. Таможенные операции и процедуры, предшествующие подаче таможенной декларации:

    · прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (доставка товаров и транспортных средств с места пересечения таможенной границы до места прибытия, то есть до места предоставления таможенному органу необходимых документов и сведений, а также ввезенных на таможенную территорию товаров);

    · внутренний таможенный транзит (оформление внутреннего таможенного транзита, перевозка товаров до таможенного органа назначения, оформление завершения внутреннего таможенного транзита);

    · помещение товаров на временное хранение.

    2. Таможенное декларирование товаров.

    3. Таможенные операции и процедуры, осуществляемые после завершения таможенного декларирования товаров:

    · при убытии товаров с таможенной территории РФ (например, внутренний таможенный транзит - пункт 2 ст. 79 ТК РФ 2004 г.);

    · при условном выпуске товаров, с соблюдением определенных обязательств перед таможенными органами (например, по уплате таможенных платежей - пункт 4 ст. 151 ТК РФ 2004г.).

    4. Оформление завершения действия таможенного режима (например, завершение действия режима временного ввоза - ст. 214 ТК РФ 2004 г., таможенного склада -ст. 223 ТК РФ 2004 г.).

    Существует ряд таможенных операций и иных действий, которые также имеют непосредственное отношение к таможенному оформлению либо способствуют его осуществлению.

    Данные операции могут проводиться до перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, например:

    · предварительное декларирование товаров (ст. 130 ТК РФ 2004 г.);

    · получение разрешения таможенного органа на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления (пункт 2 ст. 68 ТК РФ 2004 г.);

    · получение свидетельства о допущении транспортного средства, контейнера или съемного кузова к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями (пункт 4 ст. 84 ТК РФ 2004 г.);

    · получение разрешений на применение отдельных таможенных режимов (режимы переработки на таможенной территории - пункт 6 ст. 179 ТК РФ 2004 г. и переработки для внутреннего потребления - пункт 4 ст. 192 ТК РФ 2004 г.).

    Порядок и особенности производства таможенного оформления устанавливаются:[2]

    · Таможенным кодексом РФ;

    · иными правовыми актами РФ (указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ);

    · правовыми актами федерального органа исполнительной власти,
    уполномоченного в области таможенного дела.

    Особенности (технологии) производства таможенного оформления могут зависеть от:

    · видов товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ
    (товары, подвергающиеся быстрой порче, живые животные,
    радиоактивные и делящиеся материалы, товары, подлежащие
    экспортному контролю (товары двойного применения), драгоценные
    металлы и драгоценные камни, а также ряд других товаров);

    · вида транспорта, используемого для перемещения товаров
    через таможенную границу (автомобильный транспорт, морской (речной) транспорт, воздушный транспорт, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт и линии электропередачи);

    · категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства (физических лиц, перемещающих товары не для коммерческих целей - глава 23 ТК РФ 2004 г., отдельных категорий иностранных лиц - глава 25 ТКРФ2004г.).

    Кроме того, способ перемещения товаров тоже может влиять на особенности таможенного оформления. Например, перемещение товаров в международных почтовых отправлениях (глава 24 ТК РФ).

    Страна происхождения товаров, страна отправления и назначения товаров не могут служить основанием для разработок специальных таможенных операций (пункт 4 ст. 59 ТК РФ).


    1.2. Начало и завершение таможенного оформления


    При ввозе товаров, таможенное оформление может начинаться:

    · до прибытия иностранных товаров на таможенную территорию РФ (предварительное таможенное декларирование[3]);

    · после прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ (в момент представления таможенному органу товаротранспортных документов2[4]).

    Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами, может начинаться:

    · с подачи таможенной декларации[5];

    · с устного заявления (не покидая транспортного средства[6] );

    · совершением иных действий, свидетельствующих о намерении
    лица осуществить таможенное оформление (например, при
    декларировании товаров в конклюдентной (молчаливой) форме - вход
    в «зеленый коридор»[7] ).

    При вывозе товаров таможенное оформление начинается с:

    · представления таможенной декларации;

    · устного заявления;

    · совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление (вход физического лица в «зеленый коридор», сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации).[8]

    Завершается таможенное оформление после того, как будут выполнены все формальности, обусловленные требованиями таможенного законодательства:

    · для применения к товарам таможенных процедур (выпуск товаров, в соответствии со специальной таможенной процедурой, например, процедурой перемещения товаров физическими лицами);

    · для помещения товаров под таможенных режим (выпуск товаров, в соответствии с заявленным таможенным режимом);

    · для завершения действия таможенного режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока (таможенный склад, транзит, временный ввоз и ряд других режимов);

    · для исчисления и взимания таможенных платежей (например, в случае условного выпуска товаров, под обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены[9]);

    · для применения упрощенных процедур таможенного оформления (выпуск товаров до подачи таможенной декларации[10]).


    1.3. Место и время таможенного оформления


    Таможенное оформление товаров производится в местах нахождения таможенных органов и во время работы этих органов.

    Местами нахождения таможенных органов являются:

    · пункты пропуска через Государственную границу РФ (такие таможенные органы имеют неофициальное название «пограничных»);

    · иные места, не находящиеся в непосредственной близости от пунктов пропуска через Государственную границу РФ (такие таможенные органы имеют название «внутренних» и создаются исходя из объема пассажиропотоков и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей транспортных организаций, экспортеров, импортеров, других участников внешнеэкономической деятельности).

    Как пограничные, так и внутренние таможенные органы (в частности, таможенные посты), а также структурные подразделения таможенных органов (отделы таможенного оформления таможен) могут находиться в помещениях, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также в помещениях участников ВЭД, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров.

    Время работы таможенного органа определяется начальником таможенного органа.

    Время работы пограничных таможенных органов:

    · устанавливается с учетом времени работы иных контролирующих органов и служб (например, органов санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного контроля), осуществляющих свои функции в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

    · должно совпадать (по возможности) со временем работы таможенных органов сопредельных государств, которые по месту нахождения совмещены с пограничными таможенными органами РФ.[11]

    Время работы внутренних таможенных органов устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и участников ВЭД.

    Исключения из общих правил мест нахождения таможенных органов и времени их работы составляют случаи совершения отдельных таможенных операций вне мест нахождения и вне времени работы таможенных органов. Такие исключения возможны по письменному запросу заинтересованного лица[12].

    Для совершения таможенных операций в иных местах (местах нахождения товаров и транспортных средств, например, на территории предприятия экспортера или импортера товаров) требуется письменное разрешение начальника таможенного органа либо лица, им уполномоченного и при условии, что это не будет снижать эффективность таможенного контроля. Для этих целей могут создаваться временные зоны таможенного контроля.

    Таможенные операции вне времени работы таможенного органа совершаются только при наличии соответствующей возможности у таможенного органа.

    При совершении таможенных операций вне мест нахождения таможенного органа и/или вне времени его работы, взимаются сборы за таможенное оформление товаров в двойном размере.


    1.4. Таможенное оформление и иные виды контроля


    На основании ч. 2 ст. 29 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения. Поэтому для отдельных категорий товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ либо вывозимых с этой территории, таможенное оформление может быть завершено только после прохождения иных (отличных от таможенного) видов государственного контроля[13].

    Например:

    · в соответствии с ч. 4 ст. 14 ФЗ «О ветеринарии» перевозка животных, продуктов животноводства и кормов, пропуск военных транспортных средств через Государственную границу РФ допускаются только в местах, где организуются пограничные ветеринарные контрольные пункты;

    · в соответствии с пунктом 4 ст. 21 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и пунктах таможенного оформления пищевых   продуктов,   материалов   и   изделий,   ввоз   которых осуществляется на территорию РФ, должностные лица, осуществляющие государственный    санитарно   -    эпидемиологический    надзор, государственный    ветеринарный    надзор    и    государственный фитосанитарный контроль, в  соответствии со своей компетенцией проводят досмотр таких пищевых продуктов, материалов и изделий, проверку их товарно-сопроводительных документов и принимают решение о возможности оформления ввоза таких пищевых продуктов, материалов и изделий на территорию РФ;

    · в соответствии с ч. 3 ст. 33 ФЗ «О семеноводстве» ввезенные в РФ партии семян подлежат семенному контролю и фитосанитарному контролю.[14]


    1.5. Льготы по таможенному оформлению


    Таможенное оформление содержит отдельные исключения, предоставляющие определенные преимущества или льготы.

    Упрощенный (льготный) порядок таможенного оформления может выражаться:

    · в сокращении    времени   прохождения всех таможенных формальностей (например, таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях производится в кратчайшие сроки, которые не могут превышать три дня[15]);

    · в   сокращении   требований, предъявляемых к документам, необходимым для таможенных целей (например, если все сведения, требуемые таможенными органами для таможенных целей, содержатся в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и сопровождающих международные почтовые отправления, представления отдельной таможенной декларации не требуется[16]);

    · в проведении таможенных операций на территории получателя товаров[17].

    При первоочередном порядке таможенного оформления предусматриваются льготы, предоставляемые в зависимости от:

    · видов товаров (скоропортящиеся товары, живые животные, радиоактивные материалы и другие товары);

    · особенностей перемещения товаров (экспресс-грузы, международные почтовые отправления);

    · целей перемещения товаров (ликвидация последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, ввоз товаров для средств массовой информации).

    Поскольку перечень товаров, подпадающих под льготный порядок таможенного оформления, остается открытым, сюда же можно отнести, например, грузы гуманитарной помощи и ряд других товаров.

    В статье 68 ТК РФ «Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц» речь идет о льготах в области таможенного оформления, но предоставляемых отдельным лицам.

    Например, лица, претендующие на получение определенных преимуществ по таможенному оформлению товаров должны одновременно отвечать следующим требованиям:[18]

    · не иметь, на день обращения в таможенный орган о применении в отношении их специальных упрощенных процедур вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.15, 16.17, 16.18, 16.20, 16.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях;

    · вести систему учета своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров;

    · осуществлять внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.

    Выполнение данных требований позволит отнести таких лиц к числу «добросовестных участников ВЭД» и установить для них конкретные специальные упрощенные процедуры таможенного оформления.

    Предоставляемые преимущества используются при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и заключаются, например, в возможности:

    · подачи периодической таможенной декларации;

    · выпуска товаров до подачи таможенной декларации (при предоставлении сведений, необходимых для идентификации товаров;

    · проведения  таможенного  оформления  на   объектах «добросовестных участников ВЭД»;

    · хранения «добросовестными участниками ВЭД» товаров, не прошедших таможенного оформления, на своих складах.[19]

    Глава 2. Таможенные брокеры, их роль и правовое положение

     

    2.1. Виды деятельности в области таможенного дела, для осуществления которых требуются включение в реестр лиц, осуществляющих эту деятельность. Порядок включения и приостановление деятельности


    После вступления в силу ТК РФ 1993 года начало осуществляться лицензирование таможенной деятельности. Был определен перечень лицензируемых видов деятельности в таможенном деле это:

    ·   учреждение таможенного склада;

    ·   учреждение магазина беспошлинной торговли;

    ·   учреждение свободного склада;

    ·   учреждение склада временного хранения;

    ·   осуществление деятельности в качестве таможенного брокера;

    ·   осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика.

    Старый Таможенный кодекс не содержал единого порядка выдачи лицензий и относил его разработку для каждого конкретного вида деятельности либо на Правительство России, либо на ГТК России.

    Новый таможенный кодекс упразднил процедуру лицензирования отдельных видов деятельности в области таможенного дела и четко определил ряд государственных реестров по конкретным видам деятельности в области таможенного дела[20], это:

    ·   таможенные перевозчики,

    ·   владельцы складов временного хранения,

    ·   таможенные брокеры (представители).[21]

    Общие правила и положения по ведению реестров, включения в них юридических лиц, и исключения из него подробно прописаны в третьей главе нового таможенного кодекса.

    Реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, ведутся таможенными органами. Порядок ведения реестров определяет ГТК РФ он же обеспечивает регулярное, не реже одного раза в три месяца, опубликование в своих официальных изданиях реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела[22].

    Включение юридических лиц в реестры лиц, осуществляется на условиях, установленных ТК РФ. За включение в указанные реестры плата не взимается.

    Для включения в один из реестров юридическое лицо обращается в таможенный орган с заявлением в письменной форме, содержащим необходимые сведения и представляет документы в виде оригиналов или копий, заверенных в установленном порядке, подтверждающие сведения, указанные в этом заявлении. По окончании рассмотрения заявления таможенный орган обязан возвратить заявителю по его требованию оригиналы представленных документов.

    Таможенный орган рассматривает заявление в срок, не превышающий 15 дней со дня его получения, и принимает решение о включении заявителя в соответствующий реестр, о чем незамедлительно сообщается заявителю. Решение о включении заявителя в соответствующий реестр оформляется выдачей заявителю свидетельства о включении в такой реестр. При несоблюдения условий включения в соответствующий реестр Таможенный орган принимает решение об отказе о включении в соответствующий реестр. Решение об отказе доводится до заявителя в письменной форме незамедлительно после его принятия[23].

    Свидетельство о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела выдается по утвержденной форме, Выданное Свидетельство не подлежит передаче другому лицу. Свидетельство может быть отозвано таможенным органом только в случаях, предусмотренных статьями 98, 113, 145 и 231ТКРФ.

    Решение об отзыве свидетельства доводится таможенным органом до сведения юридического лица в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения. Решение об отзыве свидетельства вступает в силу по истечении 15 дней со дня вынесения такого решения. Отзыв свидетельства влечет исключение юридического лица, из соответствующего реестра.

    Новое заявление о включении в соответствующий реестр после отзыва свидетельства может быть подано после устранения причин, послуживших основанием для такого отзыва, а в случае отзыва свидетельства по причине неоднократного привлечения юридического лица к административной ответственности - по истечении срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию[24].

    22 статья таможенного кодекса определяет порядок и причины исключения юридического лица из реестров, это :

    ·   по желанию самого юридического лица,

    ·   по истечении срока действия свидетельства,

    ·   при принятии решения об отзыве свидетельства,

    ·   при ликвидации юридического лица,

    ·   при прекращении деятельности юридического лица в результате реорганизации, за исключением его преобразования.

    Исключение юридического лица из реестров не освобождает это лицо (его правопреемника) от обязанности завершить таможенные операции по перевозке или хранению товаров, находящихся под таможенным контролем, либо совершить иные действия, обязанность по совершению которых возникла до исключения юридического лица из соответствующего реестра.


    2.2. Таможенный брокер


    Таможенный брокер (представитель) - посредник, совер­шающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответ­ствии с Таможенным Кодексом[25].

    Деятельность и правовой статус таможенного брокера регламентируются в первую очередь гл. 15 ТК РФ

    Таможенным брокером (представителем) может быть только российское юридическое лицо. Обязательным условием является -включение его в Реестр таможенных брокеров. Так же как и норма ТК РФ 1993г., ТКРФ 2004г. говорит, что Казенное предприятие не может быть таможенным брокером (представителем).

    Статья 140 ТК определяет следующие условия включения в Реестр таможенных брокеров:

    1. наличие в штате заявителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат;

    2. наличие полностью сформированного первоначального уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

    3. обеспечение уплаты таможенных платежей;

    4. наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее 20 млн. руб.

    Таможенный брокер вправе:

    1. выступать поручителем перед таможенными органами за исполнение обязательств по уплате таможенных платежей представляемым им лицом, если в соответствии с ТК требуется представление обеспечения их уплаты;

    2. требовать от представляемого лица представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, в т.ч. содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другой конфиденциальной информации и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований ТК;

    3. при заключении договора с представляемым лицом:

    ·   предоставлять скидки в отношении цены и предоставлять другие льготы для отдельных категорий представляемых лиц;

    ·   устанавливать в качестве условия заключения договора с представляемым лицом требования обеспечения исполнения обязательств этого лица в соответствии с гражданским законодательством РФ.

    Таможенный брокер совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством.

    Сфера деятельности совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров в соответствии с ТН ВЭД, либо в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта, а также совершения отдельных таможенных операций - определяется самим Таможенным брокером и им же ограничивается по его усмотрению.[26]

    Отношения таможенного брокера с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе[27]. Новый таможенный кодекс четко определяет условия включения юридических лиц в Реестр таможенных брокеров это:

    1. наличие в штате заявителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат (статья 146);

    2. наличие полностью сформированного первоначального уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

    3. обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 НТК;

    4. наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее 20 миллионов рублей.

    Процедурный порядок включения в Реестр таможенных брокеров определяют ст.ст. 141 и 142 ТКРФ.

    Включение в Реестр таможенных брокеров производится на основании письменного заявления заинтересованного лица, отвечающего установленным требованиям. По завершению процедуры подачи заявления и всех необходимых документов претенденту выдается Свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей). Срок действия Свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) не ограничен.

    При совершении таможенных операций на таможенного брокера (представитель) распространяется право обладать теми же правами, что и лицо, которое его уполномочило представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

    Таможенный брокер (представитель) вправе выступать пору­чителем перед таможенными органами за исполнение обязательств по уплате таможенных платежей представляемым им лицом, если в соответствии с законодательством требуется представление обеспе­чения их уплаты.

    Таможенный брокер (представитель) вправе требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимых для таможенного оформления, и получать их в сроки, обеспечивающие соблюдение таможенного законодательства.[28]

    При заключении договора с представляемым лицом таможенный брокер (представитель) вправе предоставлять скидки, устанавливать в качестве условия заключения договора требования обеспечения исполнения обязательств в соответствии с гражданским законо­дательством Российской Федерации.

    По мимо прав таможенный брокер имеет обязанности и несет полную ответственность за свою профессиональную деятельность как перед таможенными органами так и перед лицом представителем которого он является согласно договору[29].

    Обязанности таможенного брокера (представителя) при тамо­женном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными действующим таможенным законодательством в отношении таможенных операций. Факт совершения таких операций не возлагает на таможенного брокера обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также иных обязанностей, которые возлагаются только на перевозчика либо лицо имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации.

    Таможенный брокер (представитель) уплачивает таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату и несет такую же ответственность, как декларант.

    Полученная от представляемых лиц информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другая конфиденциальная информация не должны разглашаться или использоваться таможенным брокером.

    Таможенный брокер (представитель) обязан вести учет товаров, в отношении которых им совершаются таможенные операции, и представлять в таможенные органы отчетность о совершенных таможенных операциях.

    Обязанности и ответственность таможенного брокера (представителя) перед таможенными органами не могут ограничена договором с представляемым лицом.

    При нарушении действующего таможенного законодательства свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) может быть отозвано.


    2.3. Анализ практики с участием таможенных брокеров


    Заявление в грузовой таможенной декларации недостоверных сведений о фактурной стоимости товаров, в том числе об иностранной валюте ее исчисления, повлиявшее на размер таможенной стоимости и повлекшее занижение размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

    Наличие на счете таможенного органа авансовых денежных средств, не идентифицированных плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров, не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии состава рассматриваемого правонарушения.[30]

    Таможенным брокером ООО «А», действующим на основании агентского договора с получателем товаров ООО «К», 01.08.2007 в Шереметьевскую таможню подана грузовая таможенная декларация на товары -телефонные аппараты для сотовых сетей связи или других беспроводных сетей связи, смартфоны. В графах 22 «Валюта и общая стоимость по счету» и 42 «Цена товара» ГТД заявлена фактурная стоимость товара в размере 206 500 долларов США, в связи с чем в графе 47 в качестве основы начисления таможенных платежей указана таможенная стоимость в размере 5 434 906,02 рублей, а размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов составил 1318 942,54 рублей.

    При проведении документального контроля Шереметьевской таможней установлено, что в соответствии с коммерческими документами, представленными в подтверждение заявленных по ГТД сведений, фактурная стоимость товара составляет 353 000 долларов США, в связи с чем общая таможенная стоимость изменилась в сторону увеличения и составила 9 177 219,22 рублей, а также возросла сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов до 2 213 355, 39 рублей. Таким образом, размер неуплаченных таможенные платежей составил 894 412,85 рублей. Постановлением Шереметьевской таможни ООО «А» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

    Согласно доводам жалобы, в действиях ООО «А» отсутствует событие вменяемого таможенным органом административного правонарушения, поскольку исходя из смысла статей 123, 124, 127, 131 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) представление таможенному органу подтверждающих заявленные в ГТД сведения документов является по сути декларированием товаров, в связи с чем Шереметьевской таможней не доказан факт заявления обществом недостоверных сведений.[31]

    Кроме того, денежные средства, в том числе сумма подлежащих доплате таможенных платежей, внесены на счет Шереметьевской таможни в качестве аванса и в полном объеме списаны таможенным органом в день подачи ГТД, следовательно, отсутствует факт наступления вредных последствий в виде уклонения от уплаты таможенных платежей. ФТС России по результатам рассмотрения жалобы установлено следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 124 ТК РФ декларирование производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК РФ, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

    В силу пункта 3 статьи 132 ТК РФ таможенная декларация с момента ее принятия таможенным органом становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

    Таким образом, декларирование товаров представляет собой подачу таможенной декларации по установленной форме, в связи с чем надлежащее исполнение обязанности по декларированию товаров заключается в заявлении достоверных сведений именно в таможенной декларации.

    При этом представление подтверждающих документов, исходя из подпункта 1 пункта 2 статьи 127, статьи 131 ТК РФ, является самостоятельной обязанностью таможенного брокера и не может рассматриваться в качестве декларирования.

    В этой связи, заявленные по установленной форме сведения о фактурной стоимости товара, противоречащие коммерческим документам, не соответствуют объективной действительности и, свидетельствуют о недостоверном декларировании.

    Доводы ООО «А» об отсутствии материального ущерба также не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы.

    Из пункта 1 статьи 330 ТК РФ следует, что денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров, являются авансовыми платежами.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 330 ТК РФ денежные средства, полученные таможенным органом в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока это лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со статьей 353 ТК РФ.

    В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей (подпункты 1, 3 статьи 330 ТК РФ).

    В силу п. 1 ст. 324 ТК РФ таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

    Уплата таможенных пошлин, налогов в отношении задекларированных ООО «А» в ГТД товаров осуществлялась в безналичной форме за счет авансовых платежей, внесенных декларантом 000 «К» на расчетный счет Шереметьевской таможни.

    Согласно графе 47 и графе «В» ГТД размер подлежащих уплате таможенных платежей заявлен в сумме 1318 942, 54 рублей. Следовательно, на дату подачи ГТД (01.08.2007) ООО «А» распорядилось авансовыми платежами исключительно в пределах указанной суммы.

    Согласие скорректировать таможенную стоимость товара и размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов ООО «А» выразило 04.08.2007.

    Таким образом, действия ООО «А», свидетельствующие о намерении использовать авансовые денежные средства в размере 2 213 355, 39 рублей в качестве таможенных платежей, совершены 04.08.2007 и, следовательно, до этого момента у таможенного органа отсутствовали законные основания для их списания в полном объеме.

    По аналогичным основанием решением ФТС России оставлено без изменения постановление Шереметьевской таможни по делу об АП, возбужденному в отношении ЗАО «В» по факту заявления в ГТД валюты платежа, не соответствующей внешнеторговому контракту и инвойсам, вследствие которого заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров.

    В случае нарушения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.22 КоАП РФ, является таможенный брокер, осуществлявший их декларирование, вне зависимости от положений гражданско-правового договора, регулирующего его взаимоотношения с декларантом.

    Таможенным брокером ООО «С», действующим в соответствии с договором на оказание услуг по таможенному оформлению товаров, заключенному с декларантом товаров ОАО «Г», 13.07.2007 в Центральную энергетическую таможню представлена временная таможенная декларация (ВРД) на вывоз товаров (нефтепродуктов), фактическая поставка которых с территории Российской Федерации осуществлена трубопроводным транспортом в течение августа 2007 года.[32]

    Уплата таможенных платежей за заявленные в ВРД товары производилась из расчета действующей на момент ее подачи ставки вывозной таможенной пошлины для нефтепродуктов в размере 147,5 долларов США за тонну.

    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 445 ставка вывозной таможенной пошлины с 01 августа 2007 года увеличена до 163,2 долларов США за 1 тонну. 19.09.2007 000 «С» подало в Центральную энергетическую таможню заявление о продлении срока подачи полной таможенной декларации (ПВД) до 01.10.2007, которое было удовлетворено таможенным органом. 26.09.2007 ООО «С» подана ПВД, по которой таможенная пошлина рассчитана исходя из ставки в размере 163,2 долларов США за 1 тонну, что превысило ранее уплаченные таможенные платежи по ВРД на 30 738 557,76 рублей. Данная сумма была уплачена 26.09.2007, т.е. в день подачи ПТД.

    Постановлением Центральной энергетической таможни по данному факту ООО «С» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.22 КоАП РФ. На данное постановление в ФТС России поступила жалоба, согласно доводам которой ООО «С» неправомерно привлечено к административной ответственности, поскольку исходя из условий договора на оказание услуг по таможенному оформлению обязательства по оплате таможенных платежей возложены на заказчика ОАО «Г».

    В рамках рассмотрения жалобы установлено следующее.

    В соответствии с положениями статьи 311 ТК РФ при перемещении товаров через таможенную границу трубопроводным транспортом допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.

    Декларант обязан подать одну или несколько полных таможенных деклараций на товары, вывезенные за каждый календарный месяц их поставки. Полная таможенная декларация должна быть подана не позднее 20-го числа месяца, следующего за календарным месяцем поставки товаров. По мотивированному обращению таможенный орган продлевает срок подачи полной таможенной декларации на вывозимые товары, но не более чем на 90 дней.[33]

    При этом продление срока подачи полной таможенной декларации не продлевает сроков уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов. Следовательно, последним днем уплаты таможенных платежей при временном декларировании является 20-е число месяца, следующего за календарным месяцем поставки товаров.

    Согласно пункту 1 статьи 124 ТК РФ декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером по выбору декларанта.

    В силу пункта 1 статьи 144 ТК РФ обязанности таможенного брокера (представителя) при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными ТК РФ в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру. Таможенные брокеры (представители) являются специальными субъектами таможенных правоотношений, правомочными на осуществление деятельности в области таможенного дела от имени третьих лиц, функции которых заключаются в том, что данные лица, обладая специальными познаниями и навыками, действуя на профессиональной основе, предоставляют платные услуги по совершению таможенного оформления товаров.

    Таким образом, таможенный брокер, осуществляя конкретные таможенные операции принимает на себя все обязанности, сопутствующие этому действию.

    В силу пункта 1 статьи 320 ТК РФ, если декларирование товаров производится таможенным брокером, именно он является лицом ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов. Согласно пункту 2 статьи 144 ТК РФ таможенный брокер уплачивает таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату.

    За уплату таможенных платежей, подлежащих уплате при декларировании товаров, таможенный брокер (представитель) несет такую же ответственность, как декларант.

    Таким образом, законодателем дано четкое и однозначное указание на наличие у таможенного брокера обязанности по уплате таможенных платежей при осуществлении процедуры декларирования товаров. При этом он несет не солидарную, а такую же, то есть самостоятельную ответственность за данные действия, как если бы декларирование производилось самим декларантом.

    Пунктом 5 статьи 144 ТК России предусмотрено, что обязанности таможенного брокера перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.

    Кроме того, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

    В этой связи, условия гражданско-правового договора на оказание услуг по таможенному оформлению не могут менять порядок либо освобождать от исполнения публичных обязательств, так как это противоречит положениям таможенного законодательства Российской Федерации.

    Генеральная декларация и карго-манифест относятся к стандартным документам перевозчика, в связи с чем представление указанных документов воздушным перевозчиком в таможенный орган при прибытии товаров, содержагцих недостоверные сведения о номерах грузовых накладных и количестве мест по каждой накладной образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи J 6.1 КоАПРФ.

    При прибытии на таможенную территорию Российской Федерации товаров рейсом из Брюсселя перевозчиком ООО «А» в Шереметьевскую таможню представлены документы, содержащие сведения о перевозимом грузе, в том числе, генеральная декларация и карго-манифест с перечисленными в нем авианакладными. В процессе разукомплектации груза па складе временного хранения обнаружено одно грузовое место весом 85 кг без маркировки и авианакладной, о чем работником СВХ в присутствии должностного лица таможенного органа составлен Акт на немаркированный груз.

    Постановлением Шереметьевской таможни 000 «А» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

    Согласно доводам жалобы в действиях 000 «А» отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку все транспортные и товаросопроводительные документы, представленные при прибытии в Шереметьевскую таможню, оформлялись грузоотправителем, на которого в соответствии с нормами Конвенции «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» (Варшава, 1929) (далее -Варшавская конвенция) возложена ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в воздушно-перевозочном документе.

    В рамках рассмотрения ФТС России жалобы ООО «А» установлены следующие обстоятельства.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 72 ТК РФ при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные статьями 73-76 ТК РФ, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка.

    Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 75 ТК РФ номера грузовых накладных и количество мест по каждой грузовой накладной относятся к перечню обязательных сведений, подлежащих представлению в таможенный орган при осуществлении перевозки воздушным транспортом.

    В силу абзаца 4 пункта 1 статьи 72 ТК РФ, если перечисленные в статьях 73 - 76 документы не содержат всех необходимых сведений, перевозчик обязан сообщить таможенному органу недостающие сведения путем представления иных имеющихся у него документов или дополнительных документов, составленных перевозчиком в произвольной форме, то есть перевозчик должен проверить документы на предмет полноты и достоверности указанных в них сведений.

    Таким образом, само по себе представление составленных отправителем документов, не может автоматически рассматриваться как надлежащее исполнение перевозчиком обязанности по представлению таможенному органу необходимых    сведений о перемещаемых товарах.

    Более того, исходя из международной практики, карго - манифест (грузовой манифест, грузовая ведомость) представляет собой документ, в котором перечисляются все товары, составляющие груз, перевозимый на каком-либо транспортном средстве или транспортной единице, указываются коммерческие данные о товаре, такие, как номера транспортных документов (авианакладных), наименование грузоотправителя и грузополучателя, маркировка, число, вес и вид грузовых мест, а также описание и количество товара. Карго - манифест заполняется на бланке перевозчика и от его имени, что предполагает его ответственность за достоверность указанных сведений (пункт 16 «Формуляр-образец организации Объединенных Ыаций для внешнеторговых документов» принят ООН, март 1981; пункт 1 раздела С.2, пункт 785 раздела 7 Руководящих принципов и примеров применения формуляра - образца Организации Объединенных Наций (TRADE/CEFACT/2001/16; вместе с «Определениями и описаниями названий документов»; приняты 26.03.2001 - 29.03.2001 на 7-ой сессии Центром по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям).

    Генеральная декларация также относится к стандартным документам перевозчика и, следовательно, грузоотправитель не имеет отношение к ее составлению.

    В соответствии пунктом g) статьи 29 Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 07.12.1944, ратифицирована СССР в установленном порядке, следовательно, имеет одинаковую юридическую силу по отношению к Варшавской конвенции) каждое воздушное судно Договаривающегося государства, занятое в международной навигации, если оно перевозит груз, должно иметь на борту манифест и подробные декларации на груз.

    В силу пункта 2 статьи 6 Варшавской конвенции, пунктов 17.1.1, 17.1.2, 17.1.5, 17.1.7 Правил международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, утвержденных МГА СССР 03.01.1986 № 1/И (далее -Правил) грузовая накладная является документом, удостоверяющим заключение договора международной перевозки груза между перевозчиком и грузоотправителем, условия перевозки и принятия груза перевозчиком. Грузовая накладная составляется и подписывается отправителем и вручается перевозчику вместе с грузом. Груз принимается к перевозке только при наличии правильно оформленной накладной. Если врученная перевозчику грузовая накладная не содержит всех необходимых данных или заполнена неправильно, перевозчик имеет право сделать в ней дополнения и уточнения. Данные накладной о массе, размерах и упаковке груза, а также о числе мест считаются достоверными, если перевозчик не докажет иное. Данные о количестве, объеме и состоянии груза считаются достоверными лишь в том случае, если перевозчик в установленном порядке произвел их проверку в присутствии отправителя, указав об этом в грузовой накладной, либо если эти данные касаются наружного вида груза. Помимо этого, перевозчик может проверить соответствие сведений о грузе, изложенным в накладной, фактически принятому к перевозке грузу (пункт 17.2 Правил).

    Исходя из смысла пунктов 28.3.2, 28.4, 29.4 Правил, статей 116, 121, пункта 1 статьи 137 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком и другими лицами исключительно в рамках гражданских правоотношений, которые не могут изменять или устанавливать порядок исполнения обязанностей перед государственными органами. Так, статьей 13 Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 07.12.1944) предусмотрено, что законы и правила Договаривающегося государства, относящиеся к допуску на его территорию или отправлению с его территории пассажиров, экипажа или груза воздушных судов, такие, как правила, касающиеся въезда, выпуска, иммиграции, паспортного и таможенного контроля и карантина, соблюдаются такими пассажирами и экипажем или от их имени, а также в отношении груза при прибытии, убытии или во время нахождения на территории этого государства.

    Согласно статье 82 ВК РФ на прибывающие в Российскую Федерацию, убывающие из Российской Федерации и следующие транзитом с посадкой на территории Российской Федерации воздушные суда, их экипажи и пассажиров, а также на имущество, багаж, грузы и почту, ввозимые и вывозимые в (из) Российскую Федерацию, распространяется действие паспортных, таможенных и иных правил, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. В статье 116 ВК РФ содержится прямое указание на то, что за нарушение таможенных правил перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Аналогичные подходы к разграничению ответственности грузоотправителя и перевозчика предусмотрены пунктами 1.2.2, 1.2.3 Правил.

    Таким образом, ответственность перед государственными органами, в том числе таможенными, несет перевозчик, как лицо, непосредственно вступающее в публично-правовые правоотношения. 4. Требования правил и норм обеспечения карантина растений, касающиеся необходимости получения фитосанитарных сертификатов, относятся к ограничениям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Представление при декларировании товаров фитосанитарных сертификатов, выданных в установленном порядке, но относящихся к иной товарной партии образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

    ОАО «С» 05.05.2007 в Читинскую таможню подана полная периодическая декларация (далее - ППД) на товары - лесоматериалы хвойных пород, вывозимые в рамках внешнеторгового контракта в адрес торговой компании «X» (КНР) в соответствии с таможенным режимом «экспорта» (далее - ППД № 1). В качестве документов, необходимых для таможенных целей, к данной ППД ОАО «С» представлены товаротранспортная накладная № 1769 от 18.12.2006 и копия фитосанитарного сертификата № 156757516010207039 от 01.02.2007, оформленного на бланке № 1028275, выданного уполномоченным должностным лицом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору на товар -древесину круглую «Лиственница сибирская» в таком же объеме, который указан в накладной - 18,966 кубических метров.

    В ходе документальной проверки установлено, что в тот же день (05.05.2007) ОАО «С» в Читинскую таможню подана другая ППД на аналогичный товар (далее - ППД № 2). В комплекте документов ко второй ППД ОАО «С» представлена товаротранспортная накладная № 1691 от 18.12.2006, к которой повторно приложена копия фитосанитарного сертификата № 156757516010207039 от 01.02.2007,    оформленного на бланке № 1028275, выданного уполномоченным должностным лицом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору на товар - древесину круглую «Лиственница сибирская» в объеме 18,966 кубических метров. Количество товаров, указанных в накладной № 1691 от 18.12.2006, отличалось от объема, указанного в фитосанитарном сертификате. Согласно информации, полученной из Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу, данный фитосанитарный сертификат действительно выдавался ОАО «С». При этом указано, что фитосанитарный сертификат выдается на одну транспортную единицу с указанием породы древесины и объема данного вида продукции и не может повторно представляться в таможенный орган на иной вид и объем продукции. Постановлением Восточно-Сибирской оперативной таможни ОАО «С» привлечено к административной ответственности по факту представления при декларировании товаров недействительных документов (относящихся к другим товарам), если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственным регулировании внешнеторговой деятельности по части 3 статьи 16.2 КоАП России.

    Согласно доводам жалобы ОАО «С», Федеральный закон «О карантине растений» относится к законодательству в области обеспечения карантина растений (статья 3), и установленные им требования не могут рассматриваться как запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Помимо этого, таможенным органом не доказан факт недействительности представленных ОАО «С» фитосанитарных сертификатов. В ходе рассмотрения жалобы ФТС России установлены следующие обстоятельства. В силу положений пункта 2 статьи 13 ТК РФ товары, ограниченные к вывозу с таможенной территории Российской Федерации, допускаются к вывозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Согласно статье 158 ТК РФ на участников таможенных правоотношений возлагается обязанность соблюдать запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственным регулировании внешнеторговой деятельности. В соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы, для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных или растений, а также для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе применения таможенного законодательства Российской Федерации и представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с ГТД документов о соответствии товаров обязательным требованиям (статья 32 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).

    Статьей 1 Федерального закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений» установлено, что его целью является обеспечение охраны растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов (вредных организмов) на территории Российской Федерации.

    Согласно Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством КНР по карантину и защите растений (постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 934) каждая из сторон осуществляет тщательную проверку растений и растительных продуктов, поставляемых другой договаривающейся стране, и снабжает их фитосанитарным сертификатом, выдаваемым официальным органом по карантину растений страны-экспортера, удостоверяющим незараженность их карантинными вредными организмами.

    Обязательства Российской Федерации по предоставлению фитосанитарного сертификата на подкарантинную продукцию следуют из Международной конвенции по защите растений, одобренной 29-й сессией конференции Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН в ноябре 1997 г. (одобренной для России постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 № 874), где указано, что каждое договаривающееся государство обязуется осуществлять на своей территории контроль за применением предписываемых данной Конвенцией мер.

    Международной конвенцией по защите растений (Рим, 06.12.1951) определены совместные и эффективные действия в борьбе с занесением и распространением болезней и вредителей растений и продуктов. К данной Конвенции СССР, правопреемником которого является Российская Федерация, присоединился 24.04.1956. Согласно Римской конвенции договаривающиеся государства обязуются предпринимать законодательные, технические и административные меры, предусмотренные Конвенцией и дополнительными соглашениями, осуществлять на своей территории контроль за применением мер, предписанных нормами международного права, принимать меры для выдачи фитосанитарных удостоверений в соответствии с правилами по защите растений.

    Таким образом, положения как национального, так и международного законодательства, предусматривающие необходимость обеспечения фитосанитарными сертификатами вывозимой подкарантинной продукции, являются мерами, направленными на охрану жизни или здоровья растений, вследствие чего относятся к запретам и ограничениям, не носящим экономического характера.

    Статьей 8 Федерального закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений» установлено, что вывоз с территории Российской Федерации подкарантинной продукции (подкарантинпого материала, подкарантинпого груза) в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений, разрешаются, если имеется фитосанитарный сертификат или карантинный сертификат, удостоверяющие соответствие подкарантинной продукции (подкарантинпого материала, подкарантинпого груза) требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.

    При этом фитосанитарным сертификатом сопровождается каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинпого материала, подкарантинного груза).

    Под партией подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) понимается количество однородной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), находящейся в одном месте или находящейся в одном месте и предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю (статья 2 Федерального закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ).

    Согласно Номенклатуре товаров, подлежащих карантинному и фитосанитарному контролю (утверждена Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору 11.12.2006), товары «лесоматериалы необработанные, с удаленной или не удаленной корой, заболонью или грубо брусованные или небрусованные, кроме подвергнутых тепловой обработке, окрашенных, пропитанных антисептиком, покрытых лаком (код по ТН ВЭД России - 4403)», входят в перечень товаров с высоким фитосанитарным риском, на которые требуется оформление фитосанитарных сертификатов.

    В соответствии с Порядком организации работ по выдаче Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору фитосанитарных сертификатов и карантинных сертификатов на подкарантинную продукцию (подкарантинный материал, подкарантинный груз), утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14.03.2007 № 163 (зарегистрирован Минюстом России 20.04.2007, per. № 9304) (далее - Порядок), фитосанитарный сертификат оформляется непосредственно Россельхознадзором или его территориальным органом, из региона деятельности которого осуществляется вывоз или поставка подкарантинной продукции, на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации.

    Фитосанитарный сертификат № 156757516010207039 от 01.02.2007, оформленный на бланке № 1028275, выдан ОАО «С» на товары, указанные в товаротранспортной накладной № 1769 от 18.12.2006 и выпущенные по ППД № 1.

    В соответствии с частью 2 примечания к статье 16.1 КоАП РФ документы, относящиеся к другим товарам, то есть отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения через таможенную границу других товаров, относятся к категории недействительных.

    Следовательно, фитосанитарный сертификат № 156757516010207039 от 01.02.2007 является недействительным по отношению к товарам по товаротранспортной накладной № 1691 от 18.12.2006, заявленных в ППД №2.

    Таким образом, представление ОАО «С» в Читинскую таможню при декларировании товаров по ППД № 2 недействительного фитосанитарного сертификата, фактически привело к вывозу товаров с таможенной территории Российской Федерации без применения к ним установленных законодательством Российской Федерации ограничений.

    Заключение


    Отношения таможенного брокера с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Отказ таможенного брокера от заключения договора при наличии у него возможности отказать услугу или выполнить работу не допускается (ст. 139 ТК).

    Обязанности и ответственность таможенного брокера при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными ТК в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру. Факт совершения таких операций не возлагает на таможенного брокера обязанностей, которые в соответствии с ТК возлагаются на лицо, перемещающее товары, перевозчика либо на иное лицо.

    Таможенный брокер уплачивает таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату. За уплату таможенных платежей, подлежащих уплате в соответствии с ТК при декларировании товаров, таможенный брокер несет такую же ответственность, как декларант.

    Полученная от представляемых лиц информация, составляющая коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другая конфиденциальная информация не должны разглашаться или использоваться таможенным брокером и его работниками для собственных целей, передаваться иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    Таможенный брокер обязан вести учет товаров, в отношении которых им совершаются таможенные операции, и представлять в таможенные органы отчетность о совершенных таможенных операциях.

    Обязанности и ответственность таможенного брокера (представителя) перед таможенными органами не могут быть ограничены договором таможенного брокера (представителя) с представляемым лицом (ст. 144 ТК).

    Список литературы:


    1. Конституция РФ от 12.12.1993г.

    2. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 г. №61-ФЗ

    3. Приказ ФТС РФ от 31.10.2007 N 1352 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции ведения Реестра владельцев таможенных складов и Реестра владельцев складов временного хранения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.11.2007 N 10581)

    4. Бахрах Д.Н., Кивалов СВ. Таможенное право России. Екатеринбург, 2008.

    5. Бекяшев К.А. Таможенное право. – М., 2008.

    6. Комментарий к Таможенному кодексу РФ под редакцией. Козырина А.Н., Москва, 2008 г.

    7. Моравек Я.И. Новый Таможенный кодекс Российской Федерации и совершенствование таможенного законодательства // "Право и экономика", N 6, июнь 2003 г. С 9-19.

    8. Российское таможенное право, Габричидзе Б.Н.,Москва,Норма,2008 г.

    9. Таможенное право: Учебно-методическое пособие / Халипов С.В.. - М.; Зерцало-М, 2007.

    10. Чинько В.А. Таможенное право. – М., 2007.




    [1] Чинько В.А. Таможенное право. – М., 2007.

    [2] Бахрах Д.Н., Кивалов СВ. Таможенное право России. Екатеринбург, 2008.

    [3] Пункт 1 ст. 130 ТК РФ 2004 г.

    [4] Ст. 72 ТК РФ 2004 г.

    [5] Пункт 1 ст. 286 ТК РФ 2004 г.

    [6] Пункт 2 ст. 285, абзац 1 пункта 3 ст. 286 ТК РФ 2004 г.

    [7] Пункт 4 ст. 286 ТК РФ 2004 г.

    [8] Бекяшев К.А. Таможенное право. – М., 2008.

    [9] Пункт 6 ст. 323 ТК РФ 2004 г.

    [10] Ст. 150 ТК РФ 2004 г.

    [11] Комментарий к Таможенному кодексу РФ под редакцией. Козырина А.Н., Москва, 2008 г.

    [12] Пункт 2 ст. 62, ст. 406, пункт 2 ст. 407 ТК РФ 2004 г.

    [13] Ст. 66 ТК РФ 2004 г.

    [14] Российское таможенное право, Габричидзе Б.Н.,Москва,Норма,2008 г.

    [15] 10 Пункт 2 ст. 293 ТК РФ 2004 г.

    [16] Пункт 4 ст. 293 ТК РФ 2004 г.

    [17] Пункт 3 ст. 68 ТК РФ 2004 г.

    [18] Моравек Я.И. Новый Таможенный кодекс Российской Федерации и совершенствование таможенного законодательства // "Право и экономика", N 6, июнь 2003 г. С 9-19.

    [19] Таможенное право: Учебно-методическое пособие / Халипов С.В.. - М.; Зерцало-М, 2007.

    [20] Ст. 19 ТК РФ 2004 г

    [21] Комментарий к Таможенному кодексу РФ под редакцией. Козырина А.Н., Москва, 2008 г

    [22] Ст. 19 ТК РФ 2004 г

    [23] Ст. 21 ТК РФ 2004 г.

    [24] Ст. 11 ТК РФ 2004 г

    [25] Ст. 139 ТК РФ 2004 г

    [26] Бахрах Д.Н., Кивалов СВ. Таможенное право России. Екатеринбург, 2008.

    [27] Ст. 144 ТК РФ 2004 г

    [28] Российское таможенное право, Габричидзе Б.Н.,Москва,Норма,2008 г

    [29] Ст. 364 ТК РФ 2004 г

    [30] Таможенное право: Учебно-методическое пособие / Халипов С.В.. - М.; Зерцало-М, 2007.

    [31] Бекяшев К.А. Таможенное право. – М., 2008

    [32] Моравек Я.И. Новый Таможенный кодекс Российской Федерации и совершенствование таможенного законодательства // "Право и экономика", N 6, июнь 2003 г. С 9-19

    [33] Чинько В.А. Таможенное право. – М., 2007

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Специалисты по таможенному оформлению, таможенные брокеры, их роль как посредников между участниками ВЭД и таможенными органами. Их права и обязанности. ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.