Содержание
Стр.
Введение. 2
Глава 1.
Характеристика процесса подготовки детей к школе. 4
1.1. Сущность процесса подготовки детей к школе. 4
1.2. Роль воспитателя в процессе подготовки детей к школе. 12
Глава 2.
Деятельность воспитателя в процессе специальной подготовки старших дошкольников
к школе. 20
2.1.
Взаимоотношения воспитателя и дошкольников, как основной фактор в процессе
подготовки к школе. 20
2.2.
Применение ведущей деятельности дошкольника в процессе специальной подготовки к
школе. 22
Заключение. 25
Список
использованной литературы.. 26
«Специальная подготовка
старших дошкольников к школе» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний
день.
В настоящее время всё
больше внимания уделяется проблеме формирования навыков учебной деятельности у
младшего школьника. Проблема формирования этой стороны готовности ребёнка к
школе возникла несколько десятилетий назад в связи с изменением сроков
начала систематического обучения.
Доказано, что у детей не
готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период
адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще проявляются различные
трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих.
Специальная подготовка старшего
дошкольника к обучению в школе - это важнейший итог обучения и воспитания
ребёнка в дошкольном учреждении и семье. Содержание данной подготовки, как
правило, определяется системой требований, предъявляемых ребёнку школой. Данные
требования сводятся к необходимости ответственного отношения к учёбе и школе в
целом, а также выполнения умственной работы, произвольного управления своим
поведением, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установления со
сверстниками и взрослыми взаимоотношений, которые определяются совместной
деятельностью. Качества, которые необходимы школьнику, по мнению психологов, не
могут, складываться вне процесса обучения.
У ребенка, который не
подготовлен должным образом к обучению школе умственные способности и связная
речь не развиты в достаточной мере, в связи с этим он не умеет сравнивать
предметы, задавать вопросы, выделять главное, сравнивать явления, у него отсутствует
привычка к необходимому контролю над собой. Такой ребёнок часто не обладает
достаточной инициативностью, в связи с этим он расположен к шаблонным решениям
и действиям, не стремясь к творчеству. Такого ребёнка затрудняет общение со
сверстниками взрослыми в отношении учебных задач, отсутствует интерес к
познанию.
Актуальность данного
исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть специальную подготовку старших
дошкольников к школе.
Для достижения цели
необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать аспекты специальной подготовки старших
дошкольников к обучению в школе.
2.На основании
теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о специальной подготовке старших
дошкольников к школе.
3.Рассмотреть сущность и
специфику специальной подготовки старших
дошкольников к обучению в школе.
4.Систематизировать и
обобщить знания, существующие в специальной литературе, научные подходы к
данной проблеме.
Для раскрытия
поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух
глав и заключения. Название глав отображает их содержание.
Переход к школьному
детству, характеризуется серьёзным изменением места детей в системе доступных им
отношений и всего образа жизни. В связи с этим необходимо подчеркнуть тот факт,
что положение школьников создает особенное моральное направление личности детей.
Для них обучение является не просто способом подготовки себя к будущему и не только
деятельностью по усвоению знаний, обучение в школе переживается и осознается
детьми как их собственные трудовые обязанности, как их участие в жизни
окружающих людей. В этой связи то, как будут справляться маленькие школьники со
своими обязанностями в школе, неуспех или успех в учебной деятельности, имеет
для них острую аффективную окраску. Из вышесказанного следует, что вопросы
школьного обучения — это не просто вопросы интеллектуального развития и
образовательной деятельности детей, но также и формирования их личности и
вопросы воспитания.
Согласно утверждению
Козловой С. А. существует три основных линии, по которым ведётся специальная подготовка
к обучению в школе:
1.Общее развитие.
К тому моменту, когда старший дошкольник станет младшим школьником, его общее
развитие должно находиться на определенном уровне. В первую очередь это
касается развития внимания, памяти и особенно интеллекта. С этой точки зрения наибольший
интерес вызывает как уже имеющийся у ребёнка запас представлений и знаний, так
и способность функционировать во внутреннем плане, или, другими словами, проводить
некоторые действия в уме.
2.Воспитание способности
произвольно управлять собой. У старшего дошкольника яркое восприятие,
легкая переключаемость внимания и хорошо развитая память, но управлять ими произвольно
ребёнок еще не умеет должным образом. Старший дошкольник способен в деталях и
надолго запомнить определённый разговор взрослых или событие, если оно чем-то
привлек внимание ребёнка. Но сосредоточиться длительное время на чём-то, что не
вызывает у дошкольника непосредственного интереса, ему достаточно трудно. Но эту
способность необходимо развить к моменту прихода в первый класс, как и способность
гораздо более широкого плана - выполнять не только то, что ему хочется, но и
то, что надо, хотя, вполне возможно, ему и совсем не хочется.
3.Формирование
мотивов, которые побуждают к учению. Это вовсе не тот естественный
интерес, проявляемый ребятишками-дошкольниками к обучению в школе. Имеется в
виду воспитание глубокой и действительной мотивации, способной стать
побудительной причиной стремления детей к получению знаний[1].
По мнению Козловой С. А.,
эти линии важны в равной степени, и ни одну из них, ни в коем случае нельзя
упускать из виду, для того чтоб учеба детей не захромала в самом начале.
Существует огромное множество
различных методик, которые позволяют проверить подготовленность ребенка к обучению
в школе. Но, по какой бы из методик не велась специальная подготовка старших
дошкольников к обучению в школе, и какими бы рекомендациями при этом не
пользовались, и какие бы проверочные тесты для этого не выполняли заранее для
тренировок не стоит натаскивать дошкольника.
По мнению Козловой С. А. специальная
подготовка к школе - является кропотливым занятием, и отличные результаты
возможны лишь при планомерных и систематических занятиях.
Таким образом, необходимо
помнить, что в воспитании, добиться чего-либо одноразовым усилием нельзя. Из
этого следует, что только постоянная и систематическая деятельность способна
обеспечить необходимые результаты. Трудно назвать определённые тесты и задания,
которые наиболее эффективны, в связи с тем, что они, определяются в зависимости
от специализации класса и школы в целом. Имеются специальные школы, в которых углубленно
изучаются некоторые предметы, школы, где ряд школьных дисциплин начинаются не со
старших классов, а уже с первого класса обучения идет обучение детей иностранному
языку, или углубленное изучение математики. Также имеются специальные
гимназические классы, условия поступления в которые несколько строже, чем в
обычные, общеобразовательные.
Козлова С. А. утверждает,
что основой любых знаний являются те знания, умения и навыки, которыми овладевает
дошкольник с тем, чтобы, поступив в школу, успешно в ней учиться.
Специальная подготовка к
школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с
детьми, как уже было сказано выше, следует не только непосредственно перед
поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не
только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в
играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Козлова С.А. выделяет следующие
виды готовности к школе:
·
психологическая
готовность;
·
физическая
готовность: состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп
мышц, развитие основных движений;
·
специальная
умственная готовность: умение читать, считать, писать
·
нравственно-волевую
готовность;
·
личностную
готовность.
Рассмотрим данные виды
более подробно.
Не редко разнообразные
аспекты, которые касаются развития различных психических процессов, в том числе
и мотивационной готовности, объединены термином психологическая
готовность.
По мнению Козловой С.А. она
заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны
сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть
желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это
появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным
кризисом психического развития. Ребёнок психологически перерастает игру, и
положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учёба –
как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
А на современном этапе
важно, чтобы родители, которые являются авторитетом для своего ребёнка во всём
и в действиях, и в словах, не допускали негативных разговоров в присутствии
ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться.
Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем.
Но если описывать школу
только в радужных тонах, то столкновение с реальностью может вызвать настолько
сильное разочарование, что у старшего дошкольника может возникнуть резко
отрицательное отношение к школе. Поэтому важно найти ту грань, которая будет во
благо ребёнку.
Важной стороной
психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность:
·
способность
управлять своим поведением
·
умение
организовывать рабочее место и поддерживать порядок
·
стремление
преодолевать трудности
·
стремление к
достижению результата своей деятельности.
Козлова С. А. утверждает,
что общая физическая готовность ребёнка к школе включает: рост, нормальный вес,
мышечный тонус, объем груди, пропорции и прочие показатели, которые соответствуют
нормам физического развития детей школьного возраста. Состояние слуха, зрения,
моторики (в особенности мелких движений пальцев и кистей рук). Состояние
нервной системы ребенка: степень её уравновешенности и возбудимости,
подвижности и силы. Общее состояние здоровья.
Как утверждает Козлова С.
А., будущий первоклассник должен обладать следующими нравственно-волевыми
качествами:
·
настойчивость,
·
трудолюбие,
·
усидчивость,
·
дисциплинированность
·
внимание
·
любознательность
и т.д.
От этих качеств зависит,
будет ли ребёнок учиться с удовольствием или учёба превратиться для него в
тяжкое бремя.
И как раз именно в дошкольном возрасте необходимо вырабатывать эти качества[2].
Важная задача перед
родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет
занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые
условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети
подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не
приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо
заточить карандаши, подобрать соответствующий листок. В результате, ребёнок
теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело
незавершённым.
Большое значение имеет
отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное,
доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его
деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.
Готовность к школе
предполагает и определённый уровень умственного развития. Ребёнку
необходим запас знаний. Согласно утверждению Козловой С. А. родителям следует
помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить
показателем развития. Школа ждёт не столько образованного, сколько
психологически подготовленного к учебному труду ребёнка. Значительно
существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться. Родителей
порой радует, что ребёнок запомнил текст стихотворения, сказки. Действительно,
у детей очень хорошая память, но важнее для умственного развития понять текст,
суметь пересказать его, не исказив смысла и последовательности событий.
Одна из важнейших задач
подготовки детей к школе, по мнению Козловой С. А. – развитие необходимой для
письма «ручной умелости» ребёнка. Необходимо больше давать ребёнку лепить,
собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание
на качество раскрашивания. Ежегодно в 15 гимназии проходит семинар по проблеме
преемственности детского сада и школы и учителя выделяют следующие трудности, с
которыми они сталкиваются при поступлении детей в школу: в первую очередь -
недостаточно развитая моторика руки, организация рабочего места,
самостоятельность в быту, уровень саморегулиции.
И, конечно же, особое
место детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и
навыками – грамотой, счётом, решением арифметических задач. В детском саду проводятся
соответствующие занятия.
К интеллектуальной
готовности Козлова С. А. относит не только кругозор, словарный запас,
специальные умения, но также и уровень развития познавательных процессов, а
именно их ориентировку на зону ближайшего развития, наивысшие формы
наглядно-образного мышления; способность выделять учебную задачу, превращая её
в самостоятельную цель работы.
Под
социально-психологической и личностной готовностью, как утверждает Козлова С.
А., понимается:
·
сформированность
социальной позиции («внутренняя позиция школьника»);
·
образование
группы нравственных качеств, которые необходимы для учения;
·
создание
произвольности поведения, а также качеств общения со взрослыми и сверстниками.
Эмоционально-волевая
готовность принято считать сформированной, если дети способны принимать
решение, ставить цель, намечать план действия, прилагая определённые усилия для
его реализации, преодолевая препятствия. У детей развивается произвольность
психических процессов.
В зависимости от выбора определённой
концепции подготовленности детей к систематическому обучению в школе необходимо
выбрать основные её критерии, а также подобрать необходимые методики для их
диагностики.
В качестве критериев выявления
уровня подготовленности детей к обучению в школе Козлова С. А. приводит
следующие показатели:
1. желание учиться;
2. нормальное физическое развитие и
координация движений;
3. управление своим поведением;
4. проявление самостоятельности;
5. владение приемами умственной
деятельности;
6. отношение к товарищам и взрослым;
7. умение ориентироваться в пространстве
и тетради;
8. отношение к труду.
Готовность по первому
критерию подразумевает наличие мотивов к обучению, а именно отношение к нему
как к достаточно важному и значимому делу, интерес к определенным учебным
занятиям и стремление детей к приобретению знаний.
Второй критерий предполагает
достаточную степень развития мускулатуры, точности движений, готовности руки к
выполнению точных, мелких и различных движений, согласованность глаза и
движения руки, способность владеть карандашом, ручкой, кисточкой.
Содержание третьего
критерия сводится к произвольности внешнего двигательного поведения, которая обеспечивает
возможность выдержать режим школы и организовать себя на уроке; произвольное
управление внутренними психическими действиями с целью целенаправленного
наблюдения явлений и сосредоточенности внимания с целью запоминания содержащихся
в учебнике или излагаемых педагогом сведений.
В четвертом критерии отражено
проявление самостоятельности, его можно рассматривать в качестве стремления
искать определённые способы объяснения и решения всего удивительного и нового,
побуждение применять различные пути, давать разнообразные варианты решений,
обходясь в своей практической работе без помощи посторонних людей.
Пятый критерий - это
владение некоторыми приемами в умственной деятельности, предполагающее
конкретный уровень развития познавательных процессов детей. Это является дифференциацией
восприятия, которое позволяет наблюдать явления и предметы, выделяя в них определённые
стороны и свойства, овладевание логическими операциями, а также способами
осмысленного запоминания материала.
Шестой критерий включает формирование
у ребёнка привычки и желания трудиться как для себя, так и других, осознание
важности и ответственности выполняемого им поручения.
Седьмой критерий включает
ориентировку во времени и в пространстве, знание единиц измерения, наличие
чувственного опыта и глазомера.
Восьмой критерий заключается
в способности работать в коллективе, считаться с желаниями и интересами товарищей,
а также владеть навыками общения с взрослыми и сверстниками.[3]
При приеме старших
дошкольников в школу, в процессе их адаптации к обучению и в организации
учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать знания о психологических
особенностях детей младшего школьного возраста.
В связи с перечисленными
выше критериями, по мнению Козловой С. А., родителям будущих первоклашек
необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
·
Развивайте
настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
·
Формируйте у него
мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию
окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним,
проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
·
По возможности не
давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать
·
Ставьте ребёнка
перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера
можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
·
Беседуйте о
прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание,
сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки
действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других
одобряет[4].
Дошкольные учреждения
всех типов создаются в целях общественного воспитания детей раннего и
дошкольного возраста. Они действуют в соответствии с «Основами законодательства
РФ об образовании», «Уставом детского сада», а также программно-методическими,
инструктивными и нормативными документами Министерства просвещения РФ и
министерства просвещения.
В каждом дошкольном
учреждении должна быть создана деловая атмосфера, направленная на творческое
решение задач, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду».
Квалификация его педагогических кадров, степень их ответственности и
добросовестности в выполнении своих обязанностей определяют эффективность и
качество всей проводимой работы.
Известно, наиболее
существенным фактором в личностном развитии старшего дошкольника является
личность воспитателя, который с ним работает. В психологической и
педагогической литературе имеется достаточно четкое представление о воздействии
общения воспитателя и старшего дошкольника на формирование личности последнего.
В психологической и педагогической литературе дан подробный анализ роли
воспитателя в интеллектуальном развитии старшего дошкольника, в воспитании у
него определённых способностей, навыков и качеств. К сожалению, как уже
упоминалось выше, в психологической и педагогической литературе не уделено еще
достаточного внимания изучению профессиональных качеств самого воспитателя
детского сада.[5]
Для детей старшего
дошкольного возраста его ближайшим микросоциумом являются родители и конечно
воспитатели в детском саду. В дошкольном детстве происходит формирование детей
как личности, а также закладывается их общественная направленность.
Вырабатываются навыки социального поведения. Данными факторами определяется
значение дошкольного учреждения как общественной и организационной формы
воспитания старших дошкольников. Вследствие специфики старшего дошкольного
возраста (легкая внушаемость, впечатлительность, эмоциональность) воспитатель
оказывает педагогическое воздействие не только своими интеллектуальными и
специальными способностями, но и личностными свойствами.
Воспитатель дошкольного
учреждения осуществляет воспитание детей и подготовку их к успешному обучению в
школе. Характерными чертами высококвалифицированного воспитателя являются
педагогическое мастерство, активное участие в общественно-политической жизни
страны.
Идейно-политическое
воспитание работников дошкольных учреждений осуществляется в духе общепринятых
требований к педагогическим кадрам.
Специальная
педагогическая и психологическая литература подчеркивает общественное значение
труда воспитателя, призывая дошкольных работников жить интересами
социалистического государства, внося свой трудовой вклад в дело развития
будущего общества нашей страны.
Политическая зрелость
воспитателя помогает ему осознавать свою ответственность перед страной и
обществом за качество воспитания детей, творчески подходить к решению
педагогических задач, постоянно совершенствовать свое мастерство и помогать
росту коллег по работе.
Лучшие воспитатели
обобщают свой опыт и делятся им на научно-практических конференциях,
педагогических чтениях, выступают со статьями в печати. Своим творческим трудом
они способствуют развитию теории и практики специальной подготовки старших
дошкольников к школе.
Поддерживая постоянную
связь с семьей, воспитатель дошкольного учреждения помогает родителям в
воспитании детей.
Воспитатель — это член трудового коллектива, где
наглядно проявляются его деловые и личные качества. Слаженный коллектив
дошкольного учреждения, объединенный единством целей и задач, способствует
развитию творческой инициативы и повышению эффективности воспитательного
процесса, оказывает влияние на совершенствование морального облика и
педагогического мастерства каждого сотрудника. Для отечественного педагога
характерны чувство профессионального долга, понимание своего высокого
назначения и ответственности, должное отношение к труду, творчество,
целеустремленность и настойчивость, умение критически оценивать свою
деятельность. Это человек большой культуры, обладающий высокими моральными
качествами: гражданственностью, принципиальностью, товарищеской
взыскательностью, честностью и правдивостью.[6]
Широк круг общественных
дел воспитателя — от поручений в дошкольном учреждении до активного участия в
государственном управлении в качестве народного депутата.
Педагогическое мастерство
воспитателя многогранно. Оно складывается из профессиональной подготовки,
постоянного углубления теоретических знаний, опыта работы, любви к детям.
Мастерство воспитателя тесно связано с его мировоззрением, идейной
направленностью, общей и специальной подготовкой.
Искусством воспитания и
обучения может овладеть лишь человек большой культуры, хорошо знающий
психологию и методику работы с детьми, имеющий высокий авторитет и обладающий
педагогическим тактом. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста важно
также уметь петь и танцевать, красиво двигаться, правильно говорить, владеть
навыками художественного чтения. Большим авторитетом у маленьких детей
пользуется воспитатель с ловкими и умелыми руками.
Мастерство воспитателя
дошкольного учреждения не является каким-то особенным искусством, которое
требует таланта, но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача
его мастерству, как надо учить музыканта.
Мастерство воспитателя
формируется постепенно. Еще в педагогическом училище будущие воспитатели учатся
применять полученные теоретические знания на практике. Молодой специалист, с
интересом вникающий в работу, получает от нее большое удовлетворение. Это
стимулирует его к совершенствованию профессионального мастерства.
В целях повышения
идейно-политического уровня и педагогической квалификации работников в
дошкольном учреждении организуются и систематически проводятся
общественно-политические и методические мероприятия (семинары, заседания
педагогического совета и т. п.), которые являются важным условием роста
профессионального мастерства.[7]
Глубокое изучение
различной специальной литературы вооружает воспитателей диалектическим подходом
к процессу специальной подготовки детей к школе, помогает проникнуть в его
сущность.
Активно участвуя в
методических мероприятиях, воспитатели узнают об опыте работы лучших дошкольных
учреждений, знакомятся с новыми исследованиями в области специальной подготовки
к школе, дошкольной педагогики и специальных методик.
Важнейшее значение в
становлении педагога-мастера имеет его систематическая работа по повышению
своей квалификации. В «Положении о системе повышения квалификации воспитателей
и заведующих детскими садами» говорится о таких путях для этого, как
самостоятельная работа, занятия на курсах, а также участие в методических
мероприятиях района, города.
Все это помогает
дошкольным педагогам овладевать теорией и практикой современных методов
специальной подготовки старших дошкольников к школе, творчески подходить к
реализации «Программы воспитания в детском саду», применять разнообразные
методы и приемы воспитания и обучения детей. Важным качеством педагога-мастера
является умение анализировать результаты своего труда и объективно оценивать
его. Если дети приобрели устойчивые знания, умения и навыки по всем разделам
«Программы воспитания в детском саду», то, следовательно, воспитатель
эффективно владеет педагогически обоснованными методами и приемами воздействия.
Воспитатель, формирующий
нового человека, сам должен быть передовым гражданином нашего общества.
Профессиональное мастерство, любовь к детям проявляются в делах, поступках,
взаимоотношениях с людьми и служат средством воспитания детей. Плохой
воспитатель тот, который учит ребят сдерживаться, а сам не сдерживается, учит
ребят товариществу, а сам держится с ними не как товарищ, а как начальство. Для
детей идея не отделена от личности. Воспитатель должен быть детям близким
другом.
Особенно велико влияние
воспитателя на ребенка в старшем дошкольном возрасте, когда закладываются
первые основы человеческой личности. По мнению Ушинского К. Д. дети
воспитываются, развертываются нравственно и умственно только под прямым
влиянием человеческой личности и никакими формами, никакой дисциплиной,
никакими уставами и расписаниями времени занятий невозможно искусственно
заменить влияние личности воспитателя.
В дошкольном учреждении
ребенок находится в течение первых семи лет своей жизни, и для него воспитатель
является непререкаемым примером и авторитетом. Поэтому столь высоки требования
к личности воспитателя.
Влияние воспитателя на ребенка осуществляется в повседневной жизни, в играх, на
занятиях, в совместной трудовой деятельности и общении. Он должен внимательно
изучать каждого ребенка, знать его индивидуальные особенности, относиться ко
всем детям объективно, проявлять педагогический такт, справедливо оценивать их
поведение и результаты деятельности, уметь вовремя прийти на помощь,
интересоваться их жизнью в семье. Только тогда педагог сможет оказывать
целенаправленное влияние на развитие личности ребенка.
Непременным условием
успешной деятельности воспитателя является любовь к детям в сочетании с
разумной требовательностью к ним. Его искренность, сердечность, ласковость,
доброта вызывают у детей ответное чувство привязанности.
Процесс развития детской
личности подразделяется на три фазы:
·
первая стадия
детства (0 — 6 лет)
·
вторая стадия
детства (6 — 12 лет)
·
юность (12 —
18 лет).[8]
Каждая из этих стадий
представляет собой отчетливый самостоятельный отрезок развития.
Фаза первой стадии детства
(0 — 6 лет) — важнейшее время жизни, поскольку именно в это время
формируются личность и способности ребенка. Первые шесть лет жизни являются
второй эмбриональной фазой роста, во время которой развиваются дух и душа
ребенка. В то время как взрослый человек фильтрует свои восприятия, ребенок
впитывает в себя окружающую среду и она становится частью его личности.
Вторая стадия детства -
фаза лабильности. В ходе своего развития ребенок проходит так называемые
«чувствительные» или «сенситивные» периоды. В такие периоды ребенок особенно
чувствителен к определенным возбуждениям со стороны окружающей среды, например,
что касается развития движений, речи или социальных аспектов. Если в течение
фазы чувствительности ребенок найдет занятие, соответствующее его потребностям,
он станет способным к глубокой концентрации. В продолжение такой фазы ребенок
не позволяет себя отвлечь другим раздражителям — он проходит процесс
постижения, который захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и
все личностное развитие. Вторая стадия детства - является фазой
«нормализации».
Одна из важнейших фаз
чувствительности каждого ребенка это фаза «усовершенствование чувств». Каждый
ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать
на вкус. Из этого наблюдения можно сделать вывод, что доступ к интеллекту
ребенка ведет не через абстракцию, а принципиально через его органы чувств.
Ощущать и познавать становятся в ходе процесса учебы единым целым.
В деятельности
воспитателя, заключается первое педагогическое требование. Это не требование
делать что-то определенное, но требование не делать чего-то определенного, а
именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития. Это требование
вытекает, по крайней мере, из того тезиса, что родители — не творцы
ребенка, что ребенок, как выше уже говорилось, сам прораб своего развития;
родители — помощники на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью.
Среди проблем, которые связаны
со специальной подготовкой детей к школе, не последнее место занимает проблема
отношений воспитателя и старших дошкольников.
В первую очередь,
воспитатель в своей работе учитывает индивидуальные особенности психики каждого
из детей. К примеру, медлительный ребёнок, не сразу включающийся в игру или
занятия. Воспитатель избирает для них следующую тактику поведения:
·
он чаще даёт поручения,
которые требуют проявление активности, которые включают детей в коллективный
труд;
·
общается в
максимальной степени жизнерадостно.[9]
Таким образом, деятельность
воспитателя - это двусторонний процесс, диалог, который ведётся между воспитателем
и старшим дошкольником. Цель специальной подготовки к школе - объединение общих
усилий, вызывая у старших дошкольников желание учиться, добиваясь новых
успехов.
Личностный подход воспитателя
к старшему дошкольнику в формировании нравственно-волевых качеств, осуществляется
в процессе специальной подготовки к школе, и методика её в разнообразных видах работы
имеет достаточно много общего. Однако, определяется своеобразная специфика
путей в индивидуальном подходе к старшим дошкольникам в игре, труде, быту, учебной
деятельности. К примеру, на занятиях по конструированию старшие дошкольники,
благодаря воспитателю, начинают осознавать, что для того чтобы игрушка была
аккуратной, красивой, нужно очень точно складывать бумагу, ровно смазывая
сгибы клеем. Другими словами, воспитатель находит достаточно
убедительные доводы, которые побуждают старших дошкольников к активной
деятельности, напряжению мыслей, преодолению трудностей[10].
Плохо, когда воспитатель
проводит занятия по специальной подготовке к школе без эмоций, по одной и той
же отработанной схеме. Активность старших дошкольников носит репродуктивный и воспроизводящий
характер. Воспитатель показывает, объясняет — старший дошкольник повторяет. В
результате подобного подхода активность и познавательные интересы ребёнка
постепенно снижаются. После занятий старшие дошкольники не пытаются использовать
полученные знания и способности в практической деятельности.
Развитие активности
мышления старших дошкольников на занятиях по специальной подготовке к школе
может быть достигнута посредством отбора воспитателем методов и приемов, соответствующего
содержания, форм при организации его учебной деятельности. Задачей воспитателя является
выработка у старших дошкольников интереса к занятию, создание у них чувства
умственного напряжения, увлеченности. Воспитатель направляет усилия старших
дошкольников на осознанное освоение умений, знаний, навыков. Это необходимо в
связи с тем, что интерес ребёнка к занятию связан с тем, понимает ли старший дошкольник,
зачем именно ему нужны определённые знания и видит ли он возможности для их
применения.[11]
Специальная подготовка
старшего дошкольника к школе – это воспитание у него осознанного положительного
отношения к общественной и учебной деятельности, внушение понятия важности и
необходимости обучения в школе. В задачи воспитателя входят следующие
действия, он должен:
·
вызвать у ребёнка
желание стать школьником;
·
возбудить у него симпатию
к ученикам;
·
вызвать стремление
быть похожим на них;
·
вызвать уважение
к профессии и личности учителя;
·
внушить понимание
общественно полезной значимости труда учителя;
·
развить
потребность в книге и стремление научиться читать.[12]
Успешность специальной подготовки
старших дошкольников к школе во многом определяется тем, насколько воспитатель
учитывает своеобразие работы детей и, в особенности, как именно педагог применяет
для этой цели игру. Повышенный уровень внимания к учёбе в процессе специальной
подготовки к школе в старшей группе детского сада не редко ведёт к тому, что
значение сюжетно-ролевой и творческой игры принижается, причём не заслуженно. А
ведь именно она таит в себе не малые воспитательные возможности именно в деле
специальной подготовки детей к школе.
В игре и через игру идёт
постепенная подготовка сознания старших дошкольников к будущим изменениям в условиях
их жизни, в отношениях со взрослыми и со сверстниками, идёт формирование
качеств личности, которые необходимы будущему первокласснику. В игре происходит
формирование таких качеств, как инициативность, самостоятельность,
организованность, развитие творческих способностей, способностей работать
коллективно. Все эти качества необходимы будущему школьнику.
Приемы и методы, которые применяются
воспитателем в процессе специальной подготовки старших дошкольников к школе,
дополняют друг друга. Разнообразные занятия воспитатель сочетает с игрой
и трудом. Знания, которые получены детьми в процессе наблюдений, экскурсий,
целевых прогулок, воспитатель пополняет и уточняет, рассказами, чтением
произведений художественной литературы, перепиской с детьми различных детских
садов.[13]
При помощи игры
воспитатель выявляет отношение старших дошкольников к изображаемому действию, содействуя,
в то же время, развитию и закреплению данного отношения. Детям очень нравится
вновь и вновь переживать радость, восхищение, удивление, восторг, испытанные
ими при знакомстве с объектом, явлением, событием. Именно этим объясняется
устойчивый интерес старших дошкольников к играм. В игре они практически
реализуют то, что им хотелось бы увидеть в первом классе.
Воспитанная воспитателем
в процессе специальной подготовки к школе бережное отношение и любовь к книге
сохраняется у ребят и в школе. Тот, кто в дошкольном учреждении под руководством
воспитателя с интересом занимается с учебником, в школе в процессе
внеклассного чтения предлагают различные формы работы с книгой, выступая
организаторами различных викторин по произведениям своих любимых писателей или оформляя
выставки этих книг.
Потребность старших
дошкольников в книге, их способность и желание находить в ней ответы на различные
возникающие вопросы, а также бережное отношение к книге с первых дней обучения
– всё это заслуга воспитателя. В школе, все эти качества, помогают преподавателю
заинтересовать старших дошкольников чтением, вызвая стремление скорее
научиться читать, поддерживая и развивая у них интерес к получению новых знаний[14].
Подготовка к школе —
длительный процесс, включающий в себя педагогическую работу, направленную на
формирование качеств, умений, навыков, необходимых ребенку для успешного
обучения в школе. Готовность к школе — это результат подготовки к обучению,
общая и специальная готовность к нему.
Под общей готовностью
понимается физическое развитие ребенка, наличие у него определенных
нравственно-волевых качеств, социальная и специальная подготовка. Специальная
готовность — это сформированность умений и навыков, облегчающих постижение
учебных предметов. Психологическая — готовность всех психических процессов к
новым условиям функционирования. Социальная — готовность к взаимодействию и
взаимоотношениям с другими детьми и со взрослыми в новой ситуации.
Нравственно-волевая — готовность к новому образу жизни, к обучению.
Рассматриваемые понятия
тесно взаимосвязаны, особенно психологическая, социальная и нравственно-волевая
готовность. Начинать подготовку к школе следует с младшей группы детского сада
или с трех лет, если ребенок не посещает дошкольное учреждение, но будет
учиться в школе. Все виды готовности необходимы ребенку даже в условиях
обучения вне школы, дома.
Нельзя ограничиваться
лишь специальной подготовкой и готовностью ребенка к обучению, поскольку при
переходе в школу меняется образ его жизни, его социальная позиция, которая
требует умения самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности,
быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим
поведением и деятельностью, знать и выполнять правила поведения и
взаимоотношений. Недооценка общей подготовки к школе приводит к формализации
процесса учения, снижает внимание к решению главной задачи — формированию
разносторонней личности.
1. Белый, Е. И. Энциклопедия для
родителей первоклассников / Е.И.Белый, К.И.Белая // - М.: 2000 г.
2. Венгер А. Л. Психологическая
готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное
воспитание дошкольника. — М.: 1985 г.
3. Гуткина Н. И. Психологическая
готовность к школе. — М.: 1993 г.
4. Елецкая О. В., Вареница Е. Ю. День за
днем говорим и растем. - М.: 2005 г.
5. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М.,
Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: 1990 г.
6. Козлова С. А. Нравственное воспитание
дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М.: 1988 г.
7. Козлова С. А. "Я - Человек":
Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М.: 1996 г.
8. Козлова С. А., Артамонова О. В. Как
познакомить ребенка с творческой деятельностью взрослого//Дошкольное
воспитание.- М.: 1993 г.
9. Каникулы: игра, воспитание/ Под ред.
Газмана О.С. – М.: 1988 г.
10. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: 1988 г.
11. Косинова Е. П. Гимнастика для развития речи. - М.: 2003 г.
12. Минскин Е. М. От игры к знаниям: Пособие для учителя.
– 2-е изд., дораб. – М.: 1987 г.
13. Никитин Б. П. Развивающие игры. – 2-е изд. – М.: 1985 г.
14. Нищева Н. В. Система коррекционной работы.- СПб.: 2005 г.
15. Организация медицинского контроля за развитием и
здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их
оздоровление в условиях детского сада, школы (Методическое пособие) / Под ред.
Г. Н. Сердюковской. - М.: 1995 г.
16. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной
деятельности младших школьников [текст] / Готовность детей к школе – проблема
возрастной и педагогической психологии. // Н.Ф.Талызина – М.: 2001 г.
17. Терский В. Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. –
М.: ИНФРА 2005 г.
18. Шмаков С. А. Игра и дети. – М.:ИНФРА 2006 г.
19. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: ИНФРА 2007 г.
20. Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего
школьника: Методическое пособие для учителей и воспитателей. – М.: ИНФРА 2008 г.