Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Статья 191 РФ незаконный оборот драгоценных металлв, природных драгоценных камней или жемчуга

  • Вид работы:
    Другое по теме: Статья 191 РФ незаконный оборот драгоценных металлв, природных драгоценных камней или жемчуга
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:56:10
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Статья 191 УК РФ. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга

    Содержание:

    Введение............................................................................................................... 3

    Глава 1. Теоретические аспекты уголовной ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга............. 4

    1.1. Современное состояние Российского законодательства в сфере уголовной ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга..................................................................................... 4

    1.2. Общая характеристика нормы об уголовной ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга..... 6

    Глава 2. Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.................................................. 15

    2.1. Объективные и субъективные признаки состава преступления — незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга 15

    2.2. Квалификация преступления — незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.......................................... 16

    Заключение......................................................................................................... 22

    Список использованной литературы............................................................................................. 23

    Введение


    Законодательство в сфере незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга характеризуется разрозненностью и большим количеством регулирующих нормативно-правовых актов. В этой связи тема данного исследования является актуальной. Целью данной курсовой работы является изучение и анализ существующего законодательства в сфере  незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга — в частности, ст. 191 УК РФ. В соответствии с поставленной целью задачами данной работы являются:

    ·   оценить современное состояние Российского законодательства в сфере уголовной ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга;

    ·   дать общую характеристику нормы об уголовной ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга;

    ·   рассмотреть объективные и субъективные признаки состава преступления — незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга;

    ·   коснуться вопросов квалификации незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.

    Поставленные задачи обусловили структуру данной курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

    Глава 1. Теоретические аспекты уголовной ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга


    1.1. Современное состояние Российского законодательства в сфере уголовной ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга


    За прошедшее с 1996г. время произошло бурное развитие общественных отношений, развитие правоприменительной практики, произошел и рост преступлений в сфере экономики. Только за 2005г. из общего числа зарегистрированных в России 3554738 преступлений (темп прироста, по сравнению предыдущим годом, составил 22,8%) количество преступлений экономической направленности составило 437719 (прирост 8,8%), при этом 73251 преступление было совершено в сфере экономической деятельности (прирост 55,5%).

    Тем не менее, соответствующее реагирование законодателя на происходящие в обществе изменения (в том числе и в виде своевременного реформирования уголовного закона) происходило далеко не всегда. Некоторые уголовно-правовые нормы не анализировались должным образом и не пересматривались с момента их создания. В числе таких норм и ст. 191 УК РФ, запрещающая под угрозой уголовного наказания незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.

    Принимая во внимание бланкетный характер данной нормы, необходимо отметить произошедшее с 1996 г. по настоящее время значительное развитие законодательства, регламентирующего деятельность, связанную с данными ценностями — в нормативные акты, регулирующие эту сферу отношений вносились многочисленные изменения, подчас носящие концептуальный характер, старые нормативные акты отменялись, принимались новые. Все это в настоящее момент привело к возникновению серьезных несоответствий между уголовным законом и данной сферой законодательства, что выразилось в безосновательном сужении области уголовно-правовой охраны этих отношений и оставлении вне ее целого комплекса отношений, связанных с геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством и использованием, а также в необоснованном разрыве уголовно-правовой охраны данного единого комплекса отношений на ст. 191 и ст. 192 УК РФ.

    Содержание понятий, характеризующих предмет преступления, вошло в противоречие с содержанием этих же понятий, указанных в ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»; подобным образом, понятия, используемые законодателем при описании объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ — «оборот», «незаконная сделка», «незаконные хранение, перевозка, пересылка» не соответствуют описанию этих понятий, данному в ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и ином специальном законодательстве. Между тем, необходимо отметить, что за 2005г. в России было зарегистрировано совершение 1696 преступлений, предусмотренных ст. 191 УК РФ (при этом падение темпа прироста составило всего лишь 33%), значительная масса данной разновидности преступлений была совершена на территории Центрального Федерального Округа России — 777 преступлений (причем темп прирост составил 153%), основная часть из которых была совершена в г. Москве — 679 преступлений (прирост составил 15,1%).

    При этом на 40% увеличилось совершение незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга в крупном размере, на 39,2% совершение этого преступления в соучастии (группой лиц по предварительному сговору) и незначительно снизилось его совершение организованной группой — на 1,9%. К уголовной ответственности в 2005г. в России за совершение данного преступления было привлечено 934 человека.

    Преступления в сфере экономики способны причинить достаточно существенный по сравнению с иными преступлениями вред, но в не меньшей степени навредить экономике государства способна и не отвечающая экономическим реалиям уголовно-правовая норма. Таким образом объективное наличие несоответствия уголовно-правового запрета незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга современной действительности и необходимость его надлежащего разрешения делает исследование и совершенствование законодательства в упомянутой сфере актуальным и необходимым.


    1.2. Общая характеристика нормы об уголовной ответственности за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга


    Ст.191 значительно отличается от ст. 162.7 УК РСФСР: уголовная отвестсвенность исключена за сделки с иностранной валютой и сохранена лишь за сделки и указанные незаконные действия, связанные с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями и жемчугом, изменен перечень квалифицирующих признаков. Цель и сфера данного преступления уточнены в соответствии с новыми социально-экономическими реалиями. Статья направлена на уголовно-правовую охрану оборота ценностей, имеющих важнейшее стратегическое значение и могущих влиять на состояние финансовой системы в целом и валютного рынка в частности.

    Объект преступления – общественные отношения, складывающиеся по поводу финансовой деятельности государства в части оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней и жемчуга. Предмет – драгоценные металлы, природные драгоценные камни и жемчуг, отнесенные законом к валютным ценностям. В соответствии с Законом РФ «О валютном контроле и регулировании» от 09.10.92 г. к драгоценным металлам относятся: золото, серебро, платина, металлы палладиевой группы в любом виде и состоянии; к природным драгоценным камням: алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг (ориенталь и речной). Не признается валютной ценностью ниточный (просверленный) и искусственный жемчуг.

    Объективная сторона преступления выражается в в совершении сделок с драгоценными камнями, а также жемчугом в нарушение правил установленных законодательством РФ (Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории РФ от 30.06.1994 г., Правила скупки у населения драгоценных металлов, драгоценных камней в изделиях и ломе от 26.09.94 г. и т.д.), а также в их незаконном хранении, перевозке и пересылке. Незаконными признаются, например, продажа предприятиями вторичного сырья содержащего драгоценные металлы гражданам; продажа пользователями недр слитков драгоценных металлов коммерческим банкам (специально не уполномоченным); использование минерального сырья содержащего золото и серебро в качестве залога и т.д. Такие сделки являются незаконными с момента их совершения. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотивы преступления могут быть различными и на квалификацию преступления влияния не оказывают. Субъект преступления – любое физическое лицо, достигшее 16 лет.

    Квалифицированным видом преступления (ч.2 ст.191) является его совершение: а) лицом ранее судимым за незаконный оборот ДМ, ПДК и Ж; б) в крупном размере; в) организованной группой. Крупный размер – примечание к статье: превышает 500 МРОТ. В следующей главе мы остановимся на рассмотренных аспектах более подробно.

    Статья 191 содержит под общим названием "незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга" описание признаков двух самостоятельных составов преступлений, хотя и посягающих на один и тот же объект и совпадающих по характеристике предмета преступления, но существенно различающихся по признакам объективной стороны:

    а) совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации;

    б) незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий.

    Предметом обоих преступлений являются драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий и лома таких изделий, а также природные драгоценные камни и жемчуг, за исключением ювелирных и бытовых изделий из природных драгоценных камней или жемчуга и лома таких изделий. Драгоценные металлы и природные драгоценные камни могут быть в виде добытого из недр минерального сырья, самородных минералов, слитков аффинированных драгоценных металлов, монет, содержащих драгоценные металлы, сырья, полуфабрикатов, незавершенной производством продукции (включая ювелирные и иные бытовые изделия), готовой продукции, не относящейся к ювелирным и бытовым изделиям, материалов, инструментов, оборудования, установок, приборов, средств вычислительной техники, деталей, узлов, содержащих в своем составе драгоценные металлы и драгоценные камни, а также в виде лома и отходов, их содержащих.

    Что касается драгоценных камней как предмета данного преступления, то закон абсолютно четко установил, что речь идет только о природных драгоценных камнях, а отнюдь не искусственных, синтезированных (стразы).

    Исходя из смысла закона и грамматического толкования, можно полагать, что ст. 191 также имеет в виду природный жемчуг. Не являются предметом рассматриваемого преступления сусальное золото (тончайшие пленки золота, наносимые на изделия в декоративных целях), ордена и другие награды, выполненные из драгоценных металлов и камней.

    Применительно к драгоценным металлам, природным драгоценным камням и жемчугу наказуемы в уголовном порядке все виды сделок (купля-продажа, дарение, мена, залог, заем и др.), совершенные в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации.

    Федеральный закон от 26 марта 1998 г. "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (ст. 3) установил, что в Российской Федерации действуют биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, предназначенные для совершения юридическими и физическими лицами сделок, связанных с обращением: стандартных и мерных слитков аффинированных драгоценных металлов; необработанных драгоценных камней, прошедших сортировку; обработанных драгоценных камней, прошедших сертификацию; самородков драгоценных металлов; изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением ювелирных и иных бытовых изделий, полуфабрикатов, содержащих драгоценные металлы; монет, содержащих драгоценные металлы.

    До организации и начала работы бирж драгоценных металлов и драгоценных камней сделки с драгоценными металлами и драгоценными камнями осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Здесь в первую очередь следует назвать:

    Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г. N 756;

    Положение о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996 г. N 759.

    При этом под обращением драгоценных металлов и драгоценных камней понимаются действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни, в том числе их использование в качестве залога.

    Добытые и произведенные (т.е. извлеченные из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов) драгоценные металлы, за исключением самородков, после необходимой обработки должны поступать на аффинаж в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ. Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа определяется Правительством РФ. Аффинированные драгоценные металлы, не подлежащие аффинажу самородки драгоценных металлов, а также драгоценные камни учитываются на балансе их владельцев и поступают в гражданский оборот в соответствии с правами владельцев, устанавливаемыми соответствующими лицензиями и договорами. Лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат сбору во всех организациях, в том числе в воинских частях и формированиях, в которых образуются этот лом и отходы. Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету и могут обрабатываться (перерабатываться) собирающими их организациями для вторичного использования или реализовываться организациям, имеющим лицензии на данный вид деятельности, для дальнейшего производства и аффинажа драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней.

    Под рекуперацией понимается извлечение драгоценных камней из отработанных или выведенных из эксплуатации инструментов и других изделий технического назначения, а также из отходов, содержащих драгоценные камни, с последующим доведением (отделкой) до качества, соответствующего техническим условиям или классификатору алмазов.

    Аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из недр или рекуперированные драгоценные камни в рассортированном виде должны быть предложены субъектами их добычи и производства в приоритетном порядке для приобретения специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ и уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых были добыты эти металлы и камни, для пополнения соответствующих государственных фондов драгоценных металлов и камней субъектов РФ.

    Уникальные самородки драгоценных металлов, не подлежащие переработке, уникальные драгоценные камни также предлагаются по договорной цене субъектами их добычи для приобретения в приоритетном порядке сначала специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, а затем уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых добыты эти самородки и камни. Самородки, не относящиеся к категории уникальных, могут продаваться субъектами их добычи в порядке, установленном законодательством РФ.

    Драгоценные металлы и драгоценные камни, не проданные в приоритетном порядке, могут быть реализованы субъектами их добычи и производства любым юридическим и физическим лицам, в том числе через биржи драгоценных металлов и камней, использованы в собственном производстве либо в качестве предмета залога или иного финансового обязательства, а также вывезены в установленном порядке с территории РФ для реализации на внешнем рынке.

    Таким образом, незаконность сделки с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями может быть определена незаконностью самой добычи или производства этих предметов (т.е. если драгоценные металлы или камни добыты или произведены незаконно, то незаконными являются и последующие сделки с ними), а также нарушением установленного порядка осуществления сделок с правомерно добытыми или произведенными драгоценными металлами и камнями (по кругу субъектов, предмету сделки, месту ее совершения, нарушением приоритетного порядка и др.).

    Незаконная сделка с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями или жемчугом признается оконченным преступлением, когда выполнены все действия, составляющие суть соответствующей сделки (купли-продажи, мены, дарения, использования в качестве средства платежа и др.). Если сделка, совершенная в нарушение правил, установленных законодательством РФ, была двусторонней или многосторонней, то ответственности подлежат все участвующие в ней стороны.

    Составы незаконного хранения, перевозки или пересылки драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга имеют в виду случаи, когда данные предметы были незаконно добыты или произведены, похищены, получены в результате совершения любого другого преступления либо приобретены путем сделки, совершенной в нарушение правил, установленных законодательством РФ. Именно незаконный источник (способ) приобретения данных ценностей делает незаконными последующее их хранение, перевозку или пересылку.

    Под хранением понимаются любые умышленные действия, связанные с фактическим нахождением драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга во владении виновного (при себе, если это не связано с перевозкой, в помещении, тайнике и других местах). Ответственность за хранение наступает независимо от его продолжительности. Хранение - длящееся преступное деяние; оно совершается до тех пор, пока названные предметы остаются в незаконном владении виновного.

    Перевозка — любые умышленные действия по перемещению драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга из одного места в другое с использованием транспортного средства. Она может осуществляться открыто или тайно, с сокрытием в транспортном средстве, в багаже, одежде, специально изготовленном тайнике, контейнере, на человеке либо в полостях человеческого тела или животных и т.п.

    Пересылкой признается незаконное перемещение драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга в виде почтовых, багажных отправлений (посылка, бандероль, багаж и т.п.), с нарочным или иным способом, когда их транспортировка осуществляется в отсутствие отправителя. Незаконная пересылка считается оконченным преступлением с момента сдачи соответствующего предмета для отправления.

    Для ответственности по ст. 191 достаточно совершения любого из этих действий.

    В ч. 1 ст. 191 ничего не сказано о размере (стоимости) драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, необходимом и достаточном для уголовной ответственности в случае незаконных сделки, хранения, перевозки или пересылки, хотя крупный размер данного деяния, определяемый стоимостью предметов незаконного оборота, превышающей 250 тыс. руб., имеет квалифицирующее значение (п. "б" ч. 2 ст. 191).

    Субъективная сторона. Рассматриваемое преступление в любой его разновидности может быть совершено только с прямым умыслом. Мотив преступления в законе не оговорен, но, как правило, является корыстным, хотя отдельные соучастники преступления могут руководствоваться и иными мотивами.

    Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранец или лицо без гражданства по достижении им 16-летнего возраста.

    Кроме крупного размера квалифицирующее значение имеет совершение деяний, предусмотренных в ч. 1 ст. 191, группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой (п. "в" ч. 2 ст. 191).

    В случае совершения преступления организованной группой функции преступников могут быть четко распределены: одни из них хранят драгоценные металлы, камни либо жемчуг, другие - транспортируют их, третьи - находят контрагента в незаконной сделке, четвертые - непосредственно ее совершают и т.д.

    Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга является преступлением средней тяжести, а при наличии квалифицирующих признаков — тяжким преступлением.

    Хищение драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга и последующее совершение с ними незаконной сделки квалифицируется по совокупности ст. 158 - 162 (в зависимости от способа хищения) и ст. 191, даже если эти предметы похищены у лица, владевшего ими незаконно.

    Хищение драгоценных металлов, драгоценных камней и жемчуга и последующие их незаконное хранение, перевозка или пересылка также следует квалифицировать по совокупности названных статей, поскольку здесь совершаются посягательства на разные объекты.

    Нарушение требований об обязательной сдаче на аффинаж или обязательной продаже государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней с последующей незаконной сделкой с этими ценностями или их незаконным хранением, перевозкой или пересылкой квалифицируется по совокупности ст. 192 и 191.

    Незаконную перевозку или пересылку драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга через таможенную границу Российской Федерации при обстоятельствах, указанных в ст. 188, следует квалифицировать по совокупности ст. 191 и 188.

    Глава 2. Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга


    2.1. Объективные и субъективные признаки состава преступления — незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга


    Согласно ч. 1 ст. 191 уголовная ответственность устанавливается за совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, в нарушение законодательства РФ, а равно незаконные хранение, перевозку или пересылку драгоценных металлов в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий.

    Объективная сторона данного преступления состоит в совершении следующих альтернативных деяний:

    ·   незаконной сделки с драгоценными металлами;

    ·   незаконных хранении, перевозке или пересылке драгоценных металлов.

    Незаконными указанные деяния являются тогда, когда совершены в нарушение нормативных правовых актов, регулирующих сферу обращения драгоценных металлов. Таких актов для юридических лиц множество. Нарушение какого либо из них грозит неприятностями, в том числе, конфискацией золота.

    Для частных лиц запрещено практически все, что является поводом для конфискации золота в любом случае, когда его находят. Факт сделки с золотом доказать сложно, поэтому чаще всего золотодобытчики привлекаются к ответственности за его незаконное хранение.

    Субъектом преступления может выступать любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет, причем как частное, так и должностное (например, руководители добывающих организаций, аффинажных заводов, скупочных предприятий).

    Субъективная сторона характеризуется виной только в форме прямого умысла. Виновный осознает, что осуществляет операции именно с драгоценными металлами, осознает общественную опасность деяний с ними, желает совершить любое из перечисленных деяний.

    Что касается предмета преступления — самих драгоценных металлов — то, согласно п. 2 ст. 30 Закона о драгметаллах они подлежат конфискации и последующей обязательной сдаче в Госфонд России.


    2.2. Квалификация преступления — незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга


    Следует иметь в виду, что квалификация преступлений, предметом которых являются драгоценные металлы, отнюдь не исчерпывается ст. 191 УК РФ. На практике часто применяются (в том числе и по совокупности со ст. ст. 191 и 192) такие, например, статьи УК, как 158 (кража), 160 (присвоение или растрата), 164 (хищение предметов, имеющих особую ценность), 171 (незаконное предпринимательство), 188 (контрабанда).

    Согласно ч. 1 ст. 191 уголовная ответственность устанавливается за совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, в нарушение законодательства РФ, а равно незаконные хранение, перевозку или пересылку драгоценных металлов в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий.

    До принятия УК РФ 1996 года действовала статья 162.7 УК РСФСР, каравшая за незаконные сделки с валютными ценностями, а равно незаконные хранение, перевозку или пересылку драгоценных металлов в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий.

    УК РФ 1996 г., исключив ответственность за сделки с такими видами валютных ценностей, как иностранная валюта и ценные бумаги в иностранной валюте, сохранил уголовные санкции за незаконный оборот драгметаллов, относящихся к категории валютных ценностей. Незаконными указанные деяния являются тогда, когда совершены в нарушение нормативных правовых актов, регулирующих сферу обращения драгоценных металлов.

    Санкции за незаконный оборот составляют:

    ·   по ч. 1 ст. 191 - штраф в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо ограничение свободы на срок до 3 лет, либо арест на срок до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 3 лет;

    ·   по ч. 2. ст. 191 - лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой.

    Вообще, состояние нормативно-правовой базы о драгоценных металлах, характеризующееся множеством действующих актов, неудовлетворительным качеством работ по приведению этих актов в соответствие друг с другом, усложняет правоприменителям-практикам (судьям, прокурорам, адвокатам, следователям) решение вопросов, связанных с квалификацией различных нарушений законодательства о драгметаллах.

    Так, в июле 1996 года Замоскворецкий суд г. Москвы приговорил рабочего одного из столичных заводов К. к шести месяцам лишения свободы по статьям 162.7 (ч. 1) и 15 действовавшего тогда УК РСФСР за незаконное хранение валютных ценностей и покушение на незаконную сделку с ними.

    В течение полутора лет К. срезал контактные серебросодержащие пластины с заводского электрооборудования, предназначенного к утилизации, и хранил их под кроватью в своем общежитии. В феврале 1996 г. при попытке продать эти пластины общим весом 900 г частному скупщику в переходе одной из станций метро он был задержан. Экспертиза установила, что пластины содержат от 6 до 80 процентов серебра, чистый вес которого составляет 600 г, а стоимость - 920 тыс. рублей (неденоминированных).

    Адвокат, защищавший К., пытался доказать отсутствие в его действиях состава преступления, в частности, тем, что контактные пластины нельзя назвать валютной ценностью. Ссылаясь на Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", "Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации" и на Инструкцию ЦБ РФ "О порядке определения массы драгоценных металлов и драгоценных камней и исчисления их стоимости в учреждениях банков" от 14 мая 1996 г. N 40, адвокат указывал, что к валютным ценностям относятся драгметаллы (за исключением ювелирных и бытовых изделий и их лома) с содержанием в них основного металла не менее чем 99,9 процента. Это так называемый "банковский металл", который служит платежным средством. Пластины же, которые были у К., содержат серебра максимум на 80 процентов, согласно всем приведенным документам платежным средством не являются и потому валютной ценностью их назвать нельзя.

    В приведенном примере налицо неправильное применение адвокатом норм законодательства о драгоценных металлах.

    Вывод о том, что валютной ценностью является лишь аффинированный металл, безоснователен и никак не вытекает из правовых актов, на которые ссылался адвокат. Закон о валютном регулировании включает в число валютных ценностей драгоценные металлы в любом (а не только в аффинированном) виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий. "Положение о совершении сделок с драгоценными металлами", принятое во исполнение указанного Закона, устанавливает порядок совершения сделок на территории РФ не только с "банковскими" слитками, но и с целым рядом других видов и состояний драгметаллов (минеральное и вторичное сырье, полуфабрикаты, промышленные изделия и пр.). Что касается Инструкции ЦБ N 40, то она в этой ситуации вообще не применима, ибо распространяет свое действие только на кредитные организации.

    Серебросодержащие пластины, срезавшиеся со списанного электрооборудования, следует квалифицировать как вторичное сырье в виде технического (промышленного) лома. Поскольку технический лом не является ломом ювелирных и бытовых изделий, то по смыслу Закона о валютном регулировании его следует отнести к валютным ценностям.

    Ошибочно и никак не следует из данного Закона и заключение адвоката о том, что валютная ценность должна обязательно быть платежным средством.

    Законодательством предусмотрен определенный порядок утилизации лома, содержащего драгоценные металлы. Физическим лицам в соответствии с Постановлением Правительства "О порядке сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней" от 25 июня 1992 г. N 431 был разрешен сбор такого лома только на основании регистрационных удостоверений, выдаваемых Роскомдрагметом. У К. такого удостоверения не было. Без специального разрешения физические лица вправе сдавать только лом непромышленного происхождения (лом ювелирных и бытовых изделий) и только специальным скупочным предприятиям (Постановление Правительства "Об утверждении Правил скупки у населения драгоценных металлов, драгоценных камней в изделиях и ломе" от 26 сентября 1994 г. N 1089).

    Таким образом, незаконные действия К. выразились в сборе пластин, их хранении и попытке продать их скупщику в метро. Поэтому применение судом для квалификации указанных деяний статей 162.7 и 15 УК РСФСР правомерно.

    Есть и более свежий пример из практики. В июне 2000 года было возбуждено уголовное дело в отношении председателя одной из золотодобывающих старательских артелей Камчатки по факту незаконной перевозки драгоценных металлов в крупном размере по ст. 191 ч. 2 п. "б" УК РФ. (В редакции 2000 года за незаконное хранение по п. “б” “в особо крупных размерах” предусматривалось до 10 лет лишения свободы).

    Обстоятельства дела таковы. В начале июня 2000 г. на территории одного из подмосковных аэродромов при досмотре воздушного судна ИЛ-76, прибывшего из Камчатской области, был обнаружен автомобиль, в салоне которого были найдены 5 специальных контейнеров-посылок с шлиховым золотом общей массой 97510 граммов. Сопровождавший груз председатель артели показал, что минеральное сырье принадлежит его артели и он везет его на Приокский завод цветных металлов для аффинажа. Этот случай получил очень большой резонанс в средствах массовой информации. Много говорилось об ошибке правоохранительных органов в отношении председателя камчатской артели. Так, по мнению адвоката обвиняемого, произошедшее - не более чем недоразумение. Председатель артели имел все документы на сырье и вез его для аффинажа на завод. Необычный способ перевозки был избран из желания сэкономить на услугах фельдсвязи, которой обычно пользовались для доставки золотой руды на аффинажные предприятия. Подобные услуги обошлись бы артели примерно в 45 тысяч долларов.

    По мнению адвоката, его клиент заслуживает максимум административного штрафа за нарушение правил перевозки драгметаллов. Однако это не соответствует действующим нормативным актам. Согласно п. 3 ст. 29 Закона о драгметаллах транспортировка драгоценных металлов осуществляется воздушным, водным, железнодорожным и специальным автомобильным транспортом, оборудованным соответствующими техническими средствами, в сопровождении вооруженной охраны.

    Кроме того, в соответствии со ст. 22 Федерального закона "О почтовой связи" прием от юридических лиц, осуществляющих деятельность в пределах установленных законодательством полномочий, почтовых отправлений, содержащих драгоценные металлы, их перевозка и доставка осуществляются исключительно силами и средствами специальной связи федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи.

    Как следует из материалов дела, указанное требование Закона было нарушено, причем умышленно, так как председатель артели знал о необходимости транспортировки драгметаллов только специальной фельдъегерской связью, однако решил сэкономить. В приведенном случае просматриваются все признаки состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 191 УК. Действия правоохранительных органов по возбуждению уголовного дела представляются обоснованными. Что касается административной ответственности за "нарушение правил перевозки драгметаллов", то в действующем законодательстве такой нормы нет.

    Заключение


    На основании исследованного в данной работе материала автор делает следующие выводы. Преступления в сфере экономики способны причинить достаточно существенный по сравнению с иными преступлениями вред, но в не меньшей степени навредить экономике государства способна и не отвечающая экономическим реалиям уголовно-правовая норма.

    Объект преступления – общественные отношения, складывающиеся по поводу финансовой деятельности государства в части оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней и жемчуга.

    Предмет – драгоценные металлы, природные драгоценные камни и жемчуг, отнесенные законом к валютным ценностям.

    Объективная сторона преступления выражается в в совершении сделок с драгоценными камнями, а также жемчугом в нарушение правил установленных законодательством РФ.

    Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотивы преступления могут быть различными и на квалификацию преступления влияния не оказывают.

    Субъект преступления – любое физическое лицо, достигшее 16 лет.

    Законодательство в сфере незаконного оборота драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга нуждается в совершеноствовании и согласовании между собой множества нормативно-правовых актов, применяющихся при регулировании соответствующих отношений. В частности, нуждаются в корректировке и унификации формулировки и термины, применяемые в законодательстве, с целью избежания их неневерного толкования.

    Список использованной литературы


    1. Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ

    2. Закон от 26.03.1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"

    3. Андриянов, В.Н. О некоторых особенностях преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности/ В.Н. Андриянов// Право и экономика.-2003.-N 6.-С.46-61.

    4. Арзамасцев, М. В. Государственно-правовое регулирование и уголовно-правовая охрана оборота драгоценных камней / М.В. Арзамасцев.- Челябинск: 2001.- 384с.

    5. Арзамасцев, М.В. Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней / М.В. Арзамасцев, Р.А. Базаров, К.В. Михайлов.- Челябинск: 2001.- 412с.

    6. Борзенков, Г.Н. Курс уголовного права. Том 4. Особенная часть/ Г.Н. Борзенков, В.С. Комиссаров. – «Зерцало» – М.: 2006.- 318с.

    7. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления)/ Б.В. Волженкин. – СПб: 2006.- 590с.

    8. Гаухман, Л.Д. Преступления в сфере экономической деятельности/ Л.Д. Гаухман, С.В. Максимов.- М.: 1998. – 387с.

    9. Горелик, А. С. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях / А.С. Горелик, И.В. Шишко, Г.Н. Хлупина.- Красноярск: 1998.- 513с.

    10. Густов, Г. А. Понятие и виды криминалистической характеристики преступлений / Г.А. Густов. – М.: 1984.- 443с.

    11. Докучаева, В.А / В.А. Докучаева, В.Д. Ларичева //Адвокат.-2003.-№5.-С.15-21

    12. Козаченко, И.Я. Уголовное право. Особенная часть/ И.Я.Козаченко, З.А.Незнамова, Г.П.Погосян.- М.: 2007.- 549с.

    13. Кудрявцев, В. М. Теоретические основы квалификации преступлений/ В.М. Кудрявцев.- М.: 1963.- 82с.

    14. Ларичев В.Д. Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности/ В.Д. Ларичев, Е.В. Милякина, Е.А. Орлова.- М.: Экзамен, 2009.-654с.

    15. Михайлов, В. И. Таможенные преступления/ В.И. Михайлов, А.В. Федоров.- СПб: Юридический центр Пресс, 2006.- 398с.

    16. Образцов, В. А. Криминалистическая классификация преступлений / В.А. Образцов.- Красноярск, 1982.- 321с.

    17. Радченко, В.И. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федереции/ Под ред. В.И. Радченко, В.И. Михлина, 2008.-876с.

    18. Уголовное право РФ. Общая часть/ А.С. Михлина.- М.: Юрист, 2008.-456с.

    19. Уголовное право России. Особенная часть./ Под ред. Л.Л. Кругликова. – М.:2008.-417с.

    20. Уголовное право России. Особенная часть/ А.И. Рарога. – М.: 1998.- 347с.

    21. Чеботарев, А.Н. Хищение денежных средств в банках: характеристика, особенности, выявление и предупреждение / А.Н. Чеботарев.- М.: 1998. – 429с.

    22. Шишко, И.В. Экономические правонарушения: вопросы юридической оценки и ответственности. – СПб: 2004.-378с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Статья 191 РФ незаконный оборот драгоценных металлв, природных драгоценных камней или жемчуга ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.