Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа эффективности
инвестиций. 5
1.1. Основы оценки эффективности инвестиций. 5
1.2. Методы оценки эффективности инвестиций. 9
Глава 2. Разработка инвестиционного плана ЗАО «ЭВРИКА»
и оценка эффективности инвестиций. 15
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия ЗАО
«Эврика» и определение перспектив инвестиционных вложений. 15
2.2. Анализ рынка. 18
2.3. План маркетинга. 23
2.4. Организационный план. 24
2.5. Финансовый план. 30
2.6. Эффективность проекта. 35
Заключение. 38
Список литературы: 39
В современном мире многообразных и сложных экономических
процессов и взаимоотношений между гражданами, предприятиями, финансовыми
институтами, государствами на внутреннем и внешнем рынках острой проблемой
является эффективное вложение капитала с целью его приумножения, или
инвестирование. Экономическая природа инвестиций обусловлена закономерностями
процесса расширенного воспроизводства и заключается в использовании части
дополнительного общественного продукта для увеличения количества и качества
всех элементов системы производительных сил общества. Источником инвестиций
является фонд накопления, или сберегаемая часть национального дохода,
направляемая на увеличение и развитие факторов производства, и фонд возмещения,
используемый для обновления изношенных средств производства в виде
амортизационных отчислений. Все инвестиционные составляющие формируют таким образом
структуру средств, которая непосредственно влияет на эффективность
инвестиционных процессов и темпы расширенного воспроизводства.
При
принятии решения об осуществлении инвестиций аналитики любого предприятия,
сталкиваются с проблемой выбора источника, за счет которого они будут
профинансированы. К основным источникам финансирования инвестиций в основные
фонды обычно относят собственный капитал, рынки ценных бумаг, банковские
кредиты и лизинг.
Большинство предприятий не имеет достаточных для осуществления
необходимых капитальных вложений собственных источников финансирования.
Занимать деньги на открытом рынке, путем размещения дополнительных эмиссий
акций или корпоративных облигаций, в России могут позволить себе лишь единицы
крупных компаний. В этих условиях наиболее реальным источником финансирования
является кредитование, однако и здесь могут возникнуть проблемы: банки
предпочитают работать с достаточно крупными предприятиями, имеющими хорошую
кредитную историю.
Альтернативным по отношению к банковскому кредитованию
способом финансирования капитальных вложений является лизинг. В развитых
странах посредством этого механизма осуществляется от 20% до 30% всех
инвестиций в оборудование, в то время как в России доля лизинга во внутренних
инвестициях оценивается в 1,5%-3%.
В связи с вышеизложенным сформулируем цель данной курсовой
работы: провести исследование деятельности ЗАО «Эврика», определить
перспективное направления развития, разработать проект и оценить эффективность
инвестиционных вложений.
В рамках курсовой работы будут решены следующие задачи:
·
исследованы
теоретические аспекты оценки эффективности инвестиций;
·
разработан проект
инвестиционного плана для ЗАО «Эврика»;
·
проведена оценка
эффективности данного проекта.
1.1. Основы
оценки эффективности инвестиций
Среди основных элементов
инвестиционной политики предприятия можно выделить следующие: определение
стратегической цели предприятия; прогноз конъюнктуры рынка и определение
приоритетов инвестиций; анализ экономических результатов и инвестиционной
деятельности предприятия; планирование инвестиционной деятельности; выбор между
инвестиционными программами; обеспечение ресурсами инвестиционной деятельности.
[1]
При разработке
инвестиционной политики предприятия целесообразно предусмотреть:
1. соответствие
мероприятий, которые предполагается осуществить в рамках этой политики,
законодательным и иным нормативным и правовым актам по вопросам регулирования
инвестиционной деятельности в Российской Федерации;
2. достижение
экономического, научно-технического, экологического и социального эффекта
рассматриваемых инвестиций;
3. получение
предприятием прибыли на инвестируемый капитал;
4. эффективное
распоряжение средствами на осуществление бесприбыльных инвестиционных проектов;
5. использование
предприятием государственной поддержки в целях повышения эффективности
инвестиций;
6. привлечение
субсидий и льготных кредитов международных и иностранных организаций и банков.
При выработке
инвестиционной политики следует учитывать:
1. состояние
рынка продукции, производимой предприятием, объем ее реализации, качество и
цена этой продукции;
2. финансово-экономическое
положение предприятия;
3. технический
уровень производства предприятия, наличие у него незавершенного строительства и
неустановленного оборудования;
4. сочетание
собственных и заемных ресурсов предприятия;
5. возможность
получения предприятием оборудования по лизингу;
6. финансовые
условия инвестирования на рынке капиталов;
7. льготы,
получаемые инвестором от государства;
8. коммерческую
и бюджетную эффективность инвестиционных мероприятий, осуществляемых с участием
предприятия;
9. условия
страхования и получения гарантий от некоммерческих рисков.
Положения разработанной
инвестиционной политики рекомендуется учитывать при принятии решений по
разработке технико-экономических обоснований инвестиционных проектов,
использованию различных источников финансирования, участию в реализации
инвестиционных проектов совместно с другими компаниями, организации работ
других структурных подразделений предприятия.
Базой для обоснования
инвестиционной политики предприятия служит анализ рынка продукции — либо уже
производимой предприятием, либо новой, намечаемой к выпуску. Задача изучения
рынка — оценить реальные перспективы сбыта этой продукции. При этом важно
учитывать[2]:
1. географические
границы рынка реализации продукции предприятия, в том числе другими
предприятиями, а также аналогичной продукции (региональный, российский, внешний
рынок);
2. общий
объем реализации продукции предприятия, в том числе аналогов, производимых
конкурентами, на соответствующем рынке в течение предыдущих трех лет;
3. динамику
потребительского спроса, прогнозируемую на период намеченной инвестиционной
политики предприятия;
4. наличие
предприятий-конкурентов на этом рынке;
5. технический
уровень продукции предприятия;
6. возможности
повышения конкурентоспособности продукции предприятия и расширения рынка ее
сбыта в рамках конкретных инвестиционных проектов.
Анализ рынка и разработка
системы реализации продукции предприятия, включая определение рекламы, ее
видов, направлений и масштабов осуществления, завершается оценкой объема
предстоящих затрат.
Важным элементом при
разработке инвестиционной политики предприятия является определение общего
объема инвестиций и поиск способов рационального использования собственных
накоплений, включая возможные сочетания различных источников финансирования и
привлечения заемных средств.[3]
Собственные средства,
направляемые предприятием на финансирование инвестиционной деятельности, могут
состоять из:
1. свободных
денежных средств, имеющихся на счету предприятия к началу реализации
инвестиционных проектов;
2. средств,
полученных в результате дополнительной эмиссии акций предприятия;
3. денежных
средств от реализации излишнего и выбывающего имущества и неамортизированных
основных фондов предприятия при перепрофилировании его производства;
4. части
дохода предприятия в форме чистой прибыли и амортизации, реинвестируемой в
процессе осуществления инвестиционных проектов.
Инвестиционные проекты
предприятия целесообразно согласовывать между собой по объемам выделяемых
ресурсов и срокам реализации. Рекомендуется соблюдать соотношение намечаемого
предприятием общего объема инвестиций с объемом активов, дабы не утратить права
собственности на предприятие в случае неудачной реализации проекта.
Выбор вариантов
привлечения коммерческих кредитов и займов как источников финансирования
инвестиционной деятельности предприятия (объем привлекаемых средств, процентная
ставка по кредитам и займам, начало и конец выплаты процентов и погашения
основного долга по ним) ориентируется на получение максимального экономического
эффекта от собственных средств предприятия, направляемых на инвестирование.
Эффективность
инвестиционной политики оценивается по показателю срока окупаемости вложений.
Он же, в свою очередь, определяется на основе данных бизнес-плана предприятия и
предварительных расчетов по обоснованию инвестиционных проектов.
Для уточнения сроков
проведения мероприятий в рамках инвестиционной политики предприятия и
обеспечения их финансовыми ресурсами составляются бизнес-планы реализации
инвестиционных проектов, намеченных к осуществлению предприятием.
Бизнес-план
инвестиционного проекта включает следующие разделы[4]:
1. вводная
часть;
2. обзор
состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие;
3. производственный
план реализации проекта;
4. план
маркетинга и сбыта продукции предприятия;
5. организационный
план реализации проекта;
6. финансовый
план реализации проекта;
7. оценка
экономической эффективности затрат, осуществленных в ходе реализации проекта.
Финансовый план
реализации проекта является основным разделом бизнес-плана.
Календарный план денежных
потоков поступлений и платежей в ходе этого проекта включает три блока
расчетов, относящихся соответственно к производственно-сбытовой, инвестиционной
и финансовой сферам деятельности предприятия. Расчеты по каждому блоку
завершаются определением сальдо притока и оттока денежных средств. Сальдо
поступлений и платежей от производственно-сбытовой деятельности представляет
собой сумму чистой прибыли и амортизационных отчислений по годам. Сальдо
инвестиционной деятельности получается вычитанием полного объема инвестиций из
инвестируемых собственных средств предприятия (кроме реинвестируемых чистой
прибыли и амортизации). Сальдо финансовой деятельности равно разности между
суммой заемных средств (включая продажу выпущенных акций, необходимых для
реализации инвестиционного проекта) и суммой средств, необходимых для погашения
долга, уплаты процентов и выплаты дивидендов.
Условием успеха инвестиционного
проекта служит неотрицательное значение общего сальдо денежного потока, которое
определяется суммированием итоговых величин сальдо по трем вышеуказанным сферам
деятельности предприятия.
Экономический эффект
реализации инвестиционного проекта для предприятия, осуществляющего
инвестиционную деятельность, характеризуется суммой погодовых величин общего
сальдо за расчетный период. Сопоставимость разновременных платежей и
поступлений в период проведения инвестиционной политики достигается посредством
расчетного приведения к первому году (дисконтирование). Это необходимо для
более точной оценки будущего эффекта реализации проекта.
Анализ эффективности
инвестиционного проекта может быть произведен с помощью двух групп методов:
простые и сложные методы оценки.
Основной особенностью
простых показателей является то, что они рассчитываются без дисконтирования.
В руководстве ЮНИДО
рекомендуется два простых показателя: простая норма прибыли и простой срок окупаемости.
Простая норма прибыли или
рентабельность – это коэффициент годовой чистой прибыли на капитал[5].
Она отражает, какова отдача вложенного капитала, а, следовательно, и то,
насколько эффективно он используется. Этот показатель рассчитывают только для одного
года обычно – года производства на полную мощность.
Норма прибыли на полный
вложенный капитал рассчитывается по формуле:
,
где ЧП – чистая прибыль
(после амортизационных отчислений, уплаты процентов и налогов)
П – проценты
К- полные инвестиционные
издержки
К плюсам простого метода
расчета нормы прибыли можно отнести следующие моменты: во-первых, он довольно
прост в расчетах и не требуют анализа большего объема информации, во-вторых,
его применение удобно при первичном анализе ИП, поскольку он позволяют сразу
отвергнуть неэффективные ИП без проведения более глубокого исследования[6].
Простой метод расчета
нормы прибыли также обладает и несколькими серьезными минусами. Например,
возникает вопрос, какой год следует взять за основу расчета и считать обычным
(характерным) годом. Поскольку при использовании этого метода оперируют
ежегодными данными, то трудно, а иногда и невозможно выбрать год, наиболее
характерный для проекта. Помимо различных уровней производства, особенно в
первые годы, и выплаты процентов, которые могут отличаться по годам, существую
и некоторые другие факторы, вызывающие изменения в уровне чистой прибыли в
определенные периоды. Основным же недостатком метода расчета простой нормы
прибыли является то, что он не учитывает распределение во времени чистого
притока и оттока капитала в течение срока реализации проекта. Другими словами,
норма прибыли рассчитывается без дисконтирования затрат и результатов.
Таким образом, метод
расчета простой нормы прибыли может быть использован для определения
эффективности общих инвестиционных затрат в тех случаях, когда ожидается, что в
течение всего срока реализации проекта годовая прибыль будет приблизительно
одинаковой.
Сроком окупаемости с
учетом дисконтирования называется продолжительность периода от начального
момента до "момента окупаемости с учетом дисконтирования". Моментом
окупаемости с учетом дисконтирования называется тот наиболее ранний момент
времени в расчетном периоде, после которого текущий чистый дисконтированный
доход ЧДД() становится и в
дальнейшем остается неотрицательным.
При расчете окупаемости
соотносятся требуемые для реализации проекта затраты и средний годовой приток
денежных средств от проекта. Таким образом, расчет окупаемости для вложенного
капитала может быть представлен следующей формулой:
,
В результате получим
число лет, необходимое для возврата вложений. Это будет определенной проверкой
того, окупится ли инвестиционный проект в течение срока его реализации. Однако
недостатком данного показателя является то, что он нечувствителен к сроку
жизненного цикла. Это происходит потому, что данный показатель не учитывает
неравномерность поступления денежных притоков, и оттоков средств, а
предполагает, что сумма притоков и оттоков равномерно распределена в течение
всего срока жизненного цикла проекта. Кроме того, данный показатель является
обратным показателю простой нормы прибыли и, соответственно, имеет все его
недостатки. Несмотря на это, существуют ситуации, когда применение данного
метода является целесообразным. В частности, это ситуация, когда руководство
предприятия в большей степени озабочено решением проблемы ликвидности, а не
прибыльности проекта — главное, чтобы инвестиции окупились и как можно скорее[7].
Метод также хорош в ситуации, когда инвестиции сопряжены с высокой степенью
риска, поэтому чем короче срок окупаемости, тем менее рискованным является
проект. Такая ситуация характерна для отраслей или видов деятельности, которым
присуща большая вероятность достаточно быстрых технологических изменений.
К группе сложных методов
можно отнести метод чистой текущей стоимости, метод внутренней нормы
доходности, метод индекса прибыльности, метод расчета коэффициента
эффективности инвестиции.
Метод чистой текущей
стоимости.
Этот метод основан на сопоставлении
величины исходной инвестиции (IC) с общей суммой дисконтированных чистых
денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока.
Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с
помощью коэффициента r, устанавливаемого аналитиком (инвестором) самостоятельно
исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на
инвестируемый им капитал.
Допустим, делается
прогноз, что инвестиции (IC) будут генерировать в течение n лет, годовые доходы
в размере P1, P2, ..., Рn. Общая накопленная величина дисконтированных доходов
(PV) и чистый приведенный эффект (NPV) соответственно рассчитываются по
формулам:
,
.
Очевидно, что если:
NPV > 0, то проект
следует принять;
NPV < 0, то проект
следует отвергнуть;
NPV = 0, то проект ни
прибыльный, ни убыточный.
Если проект предполагает
не разовые инвестиции, а последовательное инвестирование финансовых ресурсов в
течение m лет, то формула для расчета NPV модифицируется следующим образом:
,
где i — прогнозируемый
средний уровень инфляции.
Расчет с помощью
приведенных формул вручную достаточно трудоемок, поэтому для удобства
применения этого и других методов, основанных на дисконтированных оценках,
разработаны специальные статистические таблицы, в которых табулированы значения
сложных процентов, дисконтирующих множителей, дисконтированного значения
денежной единицы и т. п. в зависимости от временного интервала и значения
коэффициента дисконтирования[8].
Необходимо отметить, что
показатель NPV отражает прогнозную оценку изменения экономического потенциала
предприятия в случае принятия рассматриваемого проекта. Этот показатель
аддитивен во временном аспекте, т. е. NPV различных проектов можно суммировать.
Это очень важное свойство, выделяющее этот критерий из всех остальных и
позволяющее использовать его в качестве основного при анализе оптимальности
инвестиционного портфеля.
Метод внутренней нормы
доходности.
Под нормой рентабельности
инвестиции (IRR) понимают значение коэффициента дисконтирования, при котором
NPV проекта равен нулю:
IRR = r, при котором NPV
= f(r) = 0.
Смысл расчета этого
коэффициента при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается в
следующем: IRR показывает максимально допустимый относительный уровень
расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Например, если
проект полностью финансируется за счет ссуды коммерческого банка, то значение
IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки,
превышение которого делает проект убыточным.
На практике любое
предприятие финансирует свою деятельность, в том числе и инвестиционную, из
различных источников. В качестве платы за пользование авансированными в
деятельность предприятия финансовыми ресурсами оно уплачивает проценты,
дивиденды, вознаграждения и т.п., т.е. несет некоторые обоснованные расходы па
поддержание своего экономического потенциала. Показатель, характеризующий
относительный уровень этих расходов, можно назвать "ценой"
авансированного капитала (CC). Этот показатель отражает сложившийся на
предприятии минимум возврата на вложенный в его деятельность капитал, его
рентабельность и рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной[9].
Закрытое акционерное общество «Эврика»
зарегистрировано 4 марта 1992 года. Предприятие действует в соответствии с
Гражданским Кодексом РФ, приводит свои учредительные документы в соответствие с
Федеральным законом № 120-ФЗ от 07.08.2001 года «О внесении изменений и дополнений
в ФЗ «Об акционерных обществах», а также Протоколом № 17 Общего собрания акционеров
от «04» июня 2002 г.
Место нахождения ЗАО «Эврика»: Российская
Федерация, 140563, Московская область, г. Озёры, микрорайон 1, д.1, Торговый
комплекс «Омега».
ЗАО «Эврика» является организацией,
созданной на основе добровольного соглашения физических лиц, объединивших свои
средства путем вкладов в уставный капитал, и имеющая цель, удовлетворение
общественных потребностей в оказании парикмахерских услуг и извлечение прибыли
в результате совместной хозяйственной деятельности.
Основным направлением деятельности ЗАО
«Эврика» является оказание парикмахерских услуг населению. Для обеспечения
деятельности общества за счет вкладов учредителей был создан уставный капитал,
размер которого составлял 220 тыс. рублей. Но после дефолта 1998 года общее
собрание акционеров - высший орган управления - не приняло решений по
увеличению уставного капитала, и в настоящее время он составляет 220 рублей.
Для организации и ведения работы по учету,
отчетности, расчетов, а также для решения организационных и управленческих
вопросов, учредители приняли на работу по трудовому договору главного
бухгалтера, который подчиняется общему собранию учредителей, и генерального
директора.
Одна из главных целей
данной работы – выявить все резервы деятельности и показать возможности
развития организации. Первый шаг на пути к реализации данной цели – определение
реального годового размера выручки, отражение в балансе основных, оборотных и
денежных средств, которые, возможно, не отражаются в учете в настоящее время, и
расчет основных финансовых коэффициентов на основе скорректированных форм
бухгалтерской отчетности.
Для того чтобы приступить
к реализации идеи по развитию предприятия, необходим бизнес-план. Целью его
разработки является определение стратегии развития предприятия. При этом в круг
задач включается установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, с
банком и другими хозяйствующими субъектами; выявление путей наиболее
рационального вложения капитала и резервов по его эффективному использованию;
разработка мероприятий по повышению его эффективной деятельности.
Предприятие имеет резервы
увеличения эффективности деятельности и хорошие перспективы развития.
Разработка бизнес-плана
развития ЗАО «Эврика» имеет следующие основные цели:
Обеспечение
прозрачности выручки и доходов организации. Данное мероприятие предотвратит
укрытие доходов мастеров, поможет генерировать все денежные средства
организации для обеспечения деятельности и развития предприятия.
Выкуп арендуемого
помещения. В настоящее время ЗАО «Эврика» платит за аренду помещения 396000
руб. в год. Если организация проведет программу по «обелению» баланса, то
появится возможность взять банковский кредит под залог имущества, которое будет
отражено в скорректированном балансе, и потратить данные средства на покупку
рабочего помещения.
Организация
деятельности по предоставлению косметологических услуг: маникюр и наращивание
ногтей на базе ЗАО «Эврика». Данное направление деятельности является
достаточно перспективным, так как рынок данных косметологических услуг еще
ненасыщен, спрос постоянно увеличивается, а в Озерском районе это направление
деятельности является совершенно новым. При этом капитальные затраты на
организацию не являются слишком высокими.
Закрытое акционерное
общество «Эврика».
Высший орган управления –
общее собрание учредителей - мастеров парикмахеров.
Миссия организации
заключается в создании лучшего салона красоты высокого уровня, обеспечивающего
рынок косметологических и парикмахерских услуг Озерского района
высококачественными услугами.
История развития
организации. Компания
«Эврика» имеет организационно-правовую форму закрытого акционерного общества. Создано
в 1992 г. и осуществляет деятельность по оказанию парикмахерских услуг на
территории г. Озеры Московской области. Для обеспечения деятельности общества
за счет вкладов учредителей был создан уставный капитал, состоящий из 10 равных
долевых паев, размер которого составлял 220 тыс. рублей. Численность
организации – 12 человек, из них 10 мастеров-парикмахеров (учредители),
генеральный директор и главный бухгалтер.
Кадровый состав.
Квалифицированные мастера-парикмахеры имеют профессиональное образование и
периодически проходят курсы повышения квалификации. Опыт работы в сфере
оказания парикмахерских услуг в среднем превышает 10 лет.
Уровень средней
заработной платы одного сотрудника ЗАО «Эврика» планируется повысить на 7,5%.
Цель разработки
бизнес-плана. Разработать программу стратегического развития ЗАО «Эврика»
посредством оптимизации финансового состояния предприятии и расширения
деятельности организации.
Рынок сбыта. Рынок
парикмахерских услуг является открытым. Средний уровень цен на услуги,
реализуемые ЗАО «Эврика», в среднем находятся на уровне цен основных
конкурентов. Рынок косметологических услуг находится на стадии развития в
Озерском районе и является достаточно перспективным.
Финансовая политика.
Реализация бизнес-плана предполагает проведение программы по легализации
выручки предприятия, что позволит привлечь заемные средства в виде
обеспеченного банковского кредита в размере 2 001 256,00 руб. на 4
года с выплатой процентов в размере 600 376,8 руб.
Эффективность проекта.
Социальная эффективность.
Увеличивается фонд оплаты труда более чем на 600% за счет «обеления» заработной
платы, что увеличивает накопительную часть взносов в ПФ более чем в 6 раз.
Экономическая
эффективность. На протяжении проекта предприятие остается прибыльным. Чистая
прибыль ЗАО «Эврика» имеет тенденции к повышению. ЧДД проекта значительно высок
(1 477 692), что говорит об эффективности проекта.
Рентабельность продаж
равна 10,2%. Чистая рентабельность в 2014 году (после выплаты кредита) составит
8,98%, что на 8,96% превышает рентабельность фактической деятельности ЗАО
«Эврика».
Закрытое акционерное
общество «Эврика» осуществляет деятельность на территории г. Озеры. Размер
уставного капитала на момент создания общества составлял 220 000,00
рублей. После финансового кризиса в 1998 году его размер составил 200 рублей и
по настоящее время не подвергался изменениям. Численность организации – 12 человек,
из них 10 мастеров-парикмахеров (учредители), генеральный директор и главный
бухгалтер.
ЗАО «Эврика»
функционирует уже на протяжении 15 лет. Основной вид деятельности – оказание
парикмахерских услуг. Данная организация – одна из первых парикмахерских, созданных
в г. Озеры. Основными конкурентами являются:
· ООО
«Локон»;
· ИП
Морозова Н.С., «Шерри»;
· ИП
Новикова Т.Н., «Татьяна»;
· ИП
Цай А.А., «Гаяне»;
· ИП
Самсонова В.К., «Сакура»;
· ИП
Богатырева С.А., «Алина»;
· и
др.
Индивидуальные
предприниматели, организовавшие парикмахерские, вышли на рынок относительно
недавно. По размеру это небольшие организации, численность которых колеблется
от 5 до 8 человек. Поэтому ЗАО «Эврика» имеет явные преимущества в устойчивых
позициях на рынке, кадровом составе, имеющем высокую квалификацию и
значительный опыт в оказании парикмахерских услуг.
Фактические результаты
деятельности предприятия за 2008-2009 гг. показывают, что организация находится
в крайне неустойчивом положении. Но, как мы уже определили, если ЗАО «Эврика»
отразит свои реальные доходы в бухгалтерском учете, то финансовые
коэффициенты, рассчитываемые исходя из основных финансовых показателей
деятельности, будут не только соответствовать всем нормативам, но и показывать
успешное функционирование предприятия.
С целью повышения
эффективности деятельности ЗАО «Эврика» необходимо более гибкое изучение
запросов (спроса) потребителей, систематическая работа в области поддержания и
расширения ассортимента предлагаемых услуг, рекламы, подготовки и
предоставления информации о предлагаемых услугах.
Общие цели организации:
· к
концу 2012 года предложить максимально возможный спектр парикмахерских и
косметологических услуг населению Озерского района;
· всегда
следовать современным тенденциям и первыми предлагать нововведения
потребителям;
· предложить
профессиональное обслуживание с использованием в работе только
высококачественных инструментов и материалов итальянского или немецкого
производства;
· за
2 года стать лидером в своем деле, добиться высшего уровня услуг на местном
рынке;
· обеспечить
40% прибыли с вложенного капитала.
Конкретные цели
организации:
· привлечь
заемные средства, выкупить арендуемое помещение и сократить тем самым текущие
расходы деятельности в будущем;
· в
текущем 2010 году организовать деятельность по оказанию косметологических
услуг: маникюр и наращивание ногтей;
· увеличить
кадровый состав предприятия: нанять администратора для обслуживания посетителей
по записи во избежание дальнейшего укрытия доходов мастеров и мастера по
наращиванию ногтей;
· установить
очистительное оборудование в мужском и женском залах для улучшения
экологической обстановки в помещениях.
Таким образом, конкретные
цели деятельности организации пересекаются с ключевыми задачами
разрабатываемого бизнес-плана. Это говорит о том, что предназначение
бизнес-плана – стать основой управления предпринимательской деятельностью
организации, обеспечить стабильность бизнеса.
«Салонный бизнес -
закрытый бизнес, мало кто действительно знает, как вращаются в нем деньги,
каких расходов он требует и на какие доходы можно рассчитывать».
Так, на примере ЗАО
«Эврика» мы убедились в том, что многие предприятия по оказанию бытовых услуг
скрывают свои реальные доходы. Таким образом, сложно описать рынок данных
услуг. Но, имея некоторые сведения о конкурентах ЗАО «Эврика», можно сделать
некоторые предположения.
Как уже упоминалось выше,
в г. Озеры действуют 2 организации по оказанию парикмахерских услуг. Это
анализируемое предприятие ЗАО «Эврика» и ООО «Локон». Остальные фирмы
зарегистрированы как индивидуальные предприниматели и осуществляют свою
деятельность в течение не очень продолжительного времени (от 0,5 до 5 лет).
Численность данных фирм варьируется от 5 до 8 человек. Объем продаж за
2008-2009 гг. ООО «Локон», где численность персонала 11 человек, несколько
ниже, чем у ЗАО «Эврика», а также имеет место непокрытый убыток на протяжении
2-х лет. Предположительные доли рынка по объемам продаж парикмахерских услуг
показаны на рис.1.
Рис. 1.
Цены на парикмахерские
услуги (стандартный набор услуг) у всех участников рынка находятся примерно на
одном уровне. Различия если есть, то они не значительные, в 20-30 рублей. В
целом, можно сказать, что рынок не насыщен. Этому свидетельствует наличие
очередей, особенно в выходные и предпраздничные дни. Основное внимание
потребителя при выборе парикмахерской сосредоточено на следующем:
· месторасположение
(близость к дому);
· профессионализм
мастера;
· отсутствие
очереди;
· качество
обслуживания.
Так как ценовой фактор не
имеет сильного воздействия на предпочтения потребителей, необходимо особое
внимание уделять качеству предоставляемых услуг. В целом, спрос на
парикмахерские услуги есть всегда. Здесь нельзя определить конкретную фазу
жизненного цикла предоставляемых услуг. И главный акцент нужно делать на
широкий спектр и качество предоставляемых услуг.
Если говорить о
предоставлении косметологических услуг, то в Озерском районе этот рынок
находится на стадии развития. В настоящее время действует всего 2 фирмы,
предлагающие потребителям косметологические услуги. Одна из этих организаций
работает на рынке не более 3,5 лет и предлагает исключительно косметологические
услуги. А вторая, ИП Морозова Н.С. «Шерри», начала свою деятельность осенью
2009 года, специализируется на предоставлении, как парикмахерских, так и
косметологических услуг, в число которых входит маникюр и наращивание ногтей.
Рынок косметологических
услуг во всех крупных городах получил довольно широкое развитие. Таким образом,
можно предположить, что для ЗАО «Эврика» организация деятельности по
предоставлению косметологических услуг будет выгодным и перспективным
направлением.
Маркетинговая концепция
деятельности предприятия позволяет разрабатывать комплексные программы действия
на выбранных сегментах рынка с целью достижения удовлетворения потребителей,
способствует преодолению многих трудностей, связанных с адаптацией во внешней
среде и достижением желаемого успеха. По словам Питера Друкера, классика современного
менеджмента, «уникальна только потребность, а не средства ее удовлетворения».
Именно с целью удовлетворения потребностей предприятие ориентируется на
совершенствование ассортимента предоставляемых услуг, разработку и внедрение
новых услуг.
Взаимоотношения ЗАО
«Эврика» с покупателями можно представить в виде следующей схемы (Рис.2):
Основным сегментом рынка
косметологических услуг для ЗАО «Эврика» будут женщины в возрасте от 18 до 45
лет. Большинство молодых людей – студентов, в частности девушки, Озерского
района получают образование в Москве. Они знакомы с современными модными тенденциями
в сфере косметологических услуг. Им также известно, что уровень цен Озерского
района, как на парикмахерские, так и на косметологические услуги значительно
отличается от московского. Установление цен, ниже средних на местном рынке не
целесообразно, так как существует свободный сегмент потребителей и клиенты
готовы платить указанную цену, но не больше. Поэтому для ЗАО «Эврика» цены на
косметологические услуги предполагается установить на уровне цен конкурентов
местного рынка.
Так как ЗАО «Эврика»
работает на рынке парикмахерских услуг уже в течение 15 лет, многие мастера
имеют круг своих постоянных клиентов. Поэтому о появлении предоставления новых
услуг (косметологических) клиенты узнают довольно быстро. Преимуществом ЗАО
«Эврика» является его месторасположение – торговый комплекс «Омега», где
проходимость посетителей довольно высокая. Следовательно, расходы на широкую
рекламную кампанию не предвидятся. Необходимо будет только поместить рекламный
стенд при входе в торговый комплекс.
Для привлечения новых
клиентов основной акцент при позиционировании необходимо сделать на качество –
использование в работе только высококачественных инструментов и материалов,
соблюдение всех гигиенических норм, и сервис для создания длительных
взаимоотношений с новыми клиентами.
Так как рынок
косметологических услуг находится на стадии развития, то предполагается
тенденция к увеличению спроса.
Рассчитывая объем
прогнозируемой выручки в постоянных ценах на четыре проектных года, мы не
учитывали факторы, способствующие увеличению объемов продаж. Цель
разрабатываемой стратегии развития ЗАО «Эврика» - показать эффективность
деятельности от проведения комплексной программы «обеления» баланса и
расширения деятельности путем привлечения заемных средств. Полученные
результаты показывают дальнейшие перспективы роста организации даже без
увеличения объемов выручки в течение четырех лет. Так, по предварительным
расчетам мы определили годовой объем совокупной выручки от парикмахерской и
маникюрной деятельности, равный 8 736 000 руб.
План торговой
деятельности ЗАО «Эврика» включает:
Определение
потребности в дополнительных основных фондах.
План
расходов на закупку оборотных средств.
Планирование
штатов и расходов на заработную плату.
План
издержек обращения.
Реализация проекта
предполагает организацию деятельности по оказанию косметологических услуг, а
также наем администратора, поэтому предприятию необходимо учесть затраты на
закупку дополнительных основных фондов. Потребность в дополнительных основных
фондах ЗАО «Эврика» отражена в табл.1.
Таблица 1
Потребность в
основных средствах
Основные средства
|
количество
|
стоимость всего, руб.
|
Стойка администратора
|
1
|
24 780,00
|
Компьютер и комплектующие
|
1
|
25 000,00
|
Стул
|
1
|
1 536,00
|
Итого администратор
|
-
|
51 316,00
|
Маникюрный стол
|
1
|
6 552,00
|
Стул
|
1
|
1 883,00
|
Вытяжка
|
2
|
40 000,00
|
Стенд и вывеска
|
1
|
20 000,00
|
Итого маникюр
|
-
|
68 435,00
|
Сумма
|
-
|
119 751,00
|
Исходя из плана (табл.1.)
общая потребность в основных фондах составит 119 751,00руб. Согласно плану
приобретение всех основных средств должны состояться к началу планируемого
периода. Так как предполагается, что организация отражает все основные
средства, включая основные фонды, которые не принимались организацией к
бухгалтерскому учету ранее, а также все дополнительные средства на конец
периода, предшествующего началу проекта. В этом случае, начиная с первого года
проекта, предприятие начисляет амортизацию. Это является дополнительным
преимуществом для ЗАО «Эврика» в плане возмещения стоимости купленных основных
средств. Расходы на амортизацию будут также учтены в плане издержек обращения.
В план потребности в
оборотных средствах включаются затраты, связанные с осуществлением
парикмахерской деятельности, а также деятельности по маникюру и наращиванию
ногтей. Для расчета потребности в оборотных средствах определим состав и
стоимость одного заказа как для маникюрной, так и для парикмахерской
деятельности. Далее предварительно рассчитаем количество заказов в год, в
результате получаем годовую потребность в оборотных средствах (табл.2. и табл.3.).
Таблица 2
Потребность в
оборотных средствах для маникюрной деятельности
Оборотные средства
|
Кол-во
|
стоимость единицы, руб.
|
стоимость всего, руб.
|
Кол-во заказов в год
|
Всего в год
|
Программное обеспечение
|
1
|
20 000,00
|
20 000,00
|
1
|
20 000,00
|
Аппарат для маникюра и коррекции ногтей.
|
1
|
1 850,00
|
1 850,00
|
2
|
3 700,00
|
Карусель для страз
|
1
|
105,00
|
105,00
|
3
|
315,00
|
Подставка для насадок.
|
1
|
210,00
|
210,00
|
3
|
630,00
|
Коробка для типсов 500 шт.
|
1
|
200,00
|
200,00
|
3
|
600,00
|
Набор палочек из апельсинового дерева (17 см) 50шт.
|
1
|
300,00
|
300,00
|
15
|
4 500,00
|
УФ Лампа 9Вт
|
1
|
3 500,00
|
3 500,00
|
3
|
10 500,00
|
Жидкость для снятия лака без ацетона, 200 мл
|
1
|
250,00
|
250,00
|
20
|
5 000,00
|
Обезжириватель, 200 мл
|
1
|
230,00
|
230,00
|
20
|
4 600,00
|
Антисептик, 200 мл
|
1
|
500,00
|
500,00
|
20
|
10 000,00
|
Пилка Madelon 100/180, прямая
|
2
|
90,00
|
180,00
|
5
|
900,00
|
Пилка Madelon 80/80, тефлоновая
|
2
|
105,00
|
210,00
|
5
|
1 050,00
|
Пилка Madelon 100/180, бумеранг
|
2
|
105,00
|
210,00
|
5
|
1 050,00
|
Блок шлифовальный
|
2
|
150,00
|
300,00
|
20
|
6 000,00
|
Бондекс, адгезивное покрытие для натуральных ногтей
|
1
|
700,00
|
700,00
|
20
|
14 000,00
|
Плоская синтетическая кисть для геля №6
|
1
|
800,00
|
800,00
|
10
|
8 000,00
|
Щипцы для укорачивания типсов.
|
1
|
450,00
|
450,00
|
2
|
900,00
|
Формы бумажные одноразовые (500 шт.)
|
1
|
550,00
|
550,00
|
20
|
11 000,00
|
Titanium-Gel 25 гр.
|
1
|
2 500,00
|
2 500,00
|
25
|
62 500,00
|
High-tech Gel 25гр.
|
1
|
2 405,00
|
2 405,00
|
25
|
60 125,00
|
Нейлоновые типсы, 500 шт.
|
1
|
1 020,00
|
1 020,00
|
25
|
25 500,00
|
Клей для типсов противогрипковый
|
1
|
160,00
|
160,00
|
25
|
4 000,00
|
Ванночка для маникюра.
|
1
|
250,00
|
250,00
|
5
|
1 250,00
|
Панель для дизайна.
|
1
|
100,00
|
100,00
|
5
|
500,00
|
Салфетки безворсовые ( 7 × 7см ) 500 шт.
|
1
|
200,00
|
200,00
|
25
|
5 000,00
|
Подставка
|
1
|
300,00
|
300,00
|
2
|
600,00
|
Насадки для маникюра
|
-
|
-
|
3 500,00
|
5
|
17 500,00
|
Итого
|
|
|
40 980,00
|
-
|
279 720,00
|
Реализация проекта
предполагает расширение штата сотрудников ЗАО «Эврика». Заработная плата
администратора будет установлена в размере 12 000руб. в месяц, а доход
мастера по маникюру будет составлять 25% от выручки, полученной от
косметологической деятельности.
Кроме того, проект
предполагает изменение заработной платы мастеров-парикмахеров, а также
генерального директора и главного бухгалтера. Чтобы учредители были
заинтересованы в организации деятельности по маникюру, их заработная плата
будет исчисляться в размере 36% от совокупной выручки.
Месячный доход главного
бухгалтера и генерального бухгалтера установлен в размере 15 000 руб. План
расходов на заработную плату представлен в табл. 3
Таблица 3
План расходов
на заработную плату
Сотрудники
|
Кол-во человек
|
Ставка
|
Размер з/п в месяц
|
Размер з/п в год
|
Генеральный директор
|
1
|
-
|
15 000,00
|
180 000,00
|
Главный бухгалтер
|
1
|
-
|
15 000,00
|
180 000,00
|
Мастера-парикмахеры
|
10
|
36% от совокупной выручки
|
-
|
3 144 960,00
|
Мастер по маникюру
|
1
|
25% от выручки
|
-
|
234 000,00
|
Администратор
|
1
|
-
|
12 000,00
|
144 000,00
|
Итого
|
-
|
-
|
-
|
3 882 960,00
|
План издержек обращения,
рассчитанный на 4 года представлен в табл. 4.
Таблица 4
План издержек
Наименование статей издержек
|
Планируемый период, руб./год
|
2010г.
|
2011г.
|
2012г.
|
2013г.
|
Расходы на оплату труда
|
3 882 960,00
|
3 882 960,00
|
3 882 960,00
|
3 882 960,00
|
Страховые взносы в ПФ, (14% от з/п)
|
543 614,40
|
543 614,40
|
543 614,40
|
543 614,40
|
Основной долг по кредиту
|
500 314,00
|
500 314,00
|
500 314,00
|
500 314,00
|
Проценты за пользование кредитом
|
240 150,72
|
180 113,04
|
120 075,36
|
60 037,68
|
Амортизация имущества
|
404 836,47
|
404 836,47
|
404 836,47
|
404 836,47
|
Налоги (ЕНВД)
|
65 338,65
|
65 338,65
|
65 338,65
|
65 338,65
|
Прочие расходы
|
534 419,92
|
534 419,92
|
534 419,92
|
534 419,92
|
Итого
|
6 171 634,16
|
6 111 596,48
|
6 051 558,80
|
5 991 521,12
|
Согласно плану,
рассчитанному на 4 года, общая сумма издержек обращения составит
24 326 310, 55 руб. В среднем в год предприятие потратит
6 081 578руб.
В настоящее время
численность ЗАО «Эврика» составляет 12 человек. Разрабатываемый бизнес-план
предполагает увеличение штата до 14 человек. Планируется нанять администратора,
который будет осуществлять запись клиентов. Обслуживание клиентов по записи
предотвратит возможные конфликты среди мастеров и поможет оптимизировать
посещаемость парикмахерской. Так как ЗАО «Эврика» планирует организовать
деятельность по оказанию косметологических услуг, необходимо принять на работу
квалифицированного мастера. Таким образом, предполагаемая организационная
структура предприятия будет выглядеть следующим образом (рис. 3.):
Рис. 3.
Организационная структура ЗАО «Эврика»
В процессе реализации
бизнес-плана организации необходимо выполнить следующие мероприятия:
· Ведение
переговоров с коммерческими банками.
· Оформление
кредита.
· Формирование
заказа на закупку основных средств.
· Формирование
заказа на закупку оборотных средств.
· Прием
на работу администратора и мастера по маникюру.
Ответственность за
ведение переговоров с коммерческими банками, а также за все мероприятия по
оформлению кредита возлагается на генерального директора. Заказ основных и
оборотных средств будет осуществлять главный бухгалтер. Ответственность за
подбор новых сотрудников возлагается на мастеров-парикмахеров.
Финансовый план
организации – это просчитанное предположение о дальнейшей финансовой
деятельности, включающее формулировку цели такой деятельности, заранее
намеченную систему действий, связанную с созданием, распределением и
использованием денежных фондов, систему действий по управлению денежными
потоками, прогнозную оценку финансово-экономической деятельности, пояснения по
достижению поставленной цели и социально-экономическое обоснование
целесообразности как финансовой, так и всей деятельности в целом.
Данный раздел
бизнес-плана развития ЗАО «Эврика» является подтверждением и дополнением
разработанной оригинальной стратегии развития предприятия. Включает следующие
основные моменты:
· финансирование
проекта;
· калькуляция
проектных затрат;
· доходы
по проекту;
· расчет
денежных потоков;
· расчет
показателей эффективности реализации бизнес-плана.
Финансирование проекта. В
процессе реализации бизнес-плана развития ЗАО «Эврика» запланирован выкуп
рабочего помещения. Для этих целей организация привлекает заемные средства в
виде обеспеченного кредита в Сберегательном банке России. Для расчетов берется
ставка по кредиту, равная 12%. Хотя в настоящее время Сбербанк России в
зависимости от обеспеченности может выдать кредит в пределах ставки
рефинансирования, то есть под 10,5% годовых. Предположительный срок кредита – 4
года.
Сумма рассчитанного
залога, который предприятие может оставить под залог после проведения программы
по легализации выручки, равен 2 764 181,80 руб. Это значительно
превышает сумму, в которой предприятие нуждается для выкупа помещения –
2 001 256,00руб. Поэтому в зависимости от установленной банком ставки
по кредиту, суммы, сэкономленные на снижении ставки, будут относиться к
дополнительным доходам организации.
Калькуляция проектных
затрат. В плане торговой деятельности подробно описаны потребности предприятия
в основных и оборотных средствах. Рассчитаем текущие затраты ЗАО «Эврика» на 4
проектных года. Результаты расчетов представлены в таблице 5.
Таблица 5
Расчет текущих
затрат
Наименование затрат
|
2010г.
|
2011 г.
|
2012 г.
|
2013 г.
|
Сумма, руб.
|
Заработная плата, руб.
|
3 882 960,00
|
3 882 960,00
|
3 882 960,00
|
3 882 960,00
|
15 531 840,00
|
Взносы в ПФ, руб.
|
543 614,40
|
543 614,40
|
543 614,40
|
543 614,40
|
2 174 457,60
|
Запасы, руб.
|
3 011 145,00
|
3 011 145,00
|
3 011 145,00
|
3 011 145,00
|
12 044 580,00
|
Средства под списание, руб.
|
9 268,00
|
9 268,00
|
9 268,00
|
9 268,00
|
37 072,00
|
Амортизация, руб.
|
404 836,47
|
404 836,47
|
404 836,47
|
404 836,47
|
1 619 345,87
|
Проценты к уплате, руб.
|
240 150,72
|
180 113,04
|
120 075,36
|
60 037,68
|
600 376,80
|
Прочие расходы, руб.
|
534 419,92
|
534 419,92
|
534 419,92
|
534 419,92
|
2 137 679,68
|
Налоги, руб.
|
65 338,65
|
65 338,65
|
65 338,65
|
65 338,65
|
261 354,60
|
Итого
|
8 691 733,16
|
8 631 695,48
|
8 571 657,80
|
8 511 620,12
|
34 406 706,55
|
Фонд оплаты труда на 4
проектных года складывается из заработной платы мастеров-учредителей,
генерального директора, бухгалтера, а также доходов новых сотрудников: мастера
по маникюру и администратора. По сравнению со значениями при прозрачности
выручки в 2009 г. годовой фонд оплаты труда увеличивается почти на 19% не только
за счет приема на работу новых сотрудников, но и за счет увеличения окладов
генерального директора и главного бухгалтера и установления доходов мастеров в
процентном отношении к совокупной выручке, включающей выручку от
косметологической деятельности.
Выплата кредита
осуществляется традиционным способом. Погашение основного долга равномерно
распределено на 4 года. Ежегодный платеж составляет 500 314,00 руб. и
относится к прочим расходам. Проценты к уплате рассчитываются от остатка
основного долга.
К текущим затратам
относится также амортизация имущества организации. При этом прочих основных
средств учитывается амортизация выкупаемого помещения. Срок полезного
использования равен 20 годам.
Наиболее оптимальной
системой налогообложения для ЗАО «Эврика» является система в виде единого
налога на вмененный доход. При реализации проекта изменяется среднесписочная
численность персонала ЗАО «Эврика». Учитывая тот факт, что 2 мастера имеют
частичную занятость, физический показатель при расчете налога будет равен 13.
Статьи прочих расходов,
помимо выплаты основного долга, будут соответствовать реальному положению на
предприятии. Для простоты расчетов их изменения не учитывались.
На рисунке 4. наглядно
изображены текущие затраты по годам. Очевидно, что к концу проекта затраты
снижаются, так как каждый год уменьшаются выплаты по кредиту.
Рис. 4. Текущие
затраты проекта
К капитальным затратам
проекта относятся расходы на покупку дополнительных основных средств,
предназначенных для оказания косметологических услуг и работы администратора.
(табл.6.).
Таблица 6
Капитальные
затраты проекта
Наименование затрат
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
Сумма, руб.
|
Основные фонды
|
119 751,00
|
-
|
-
|
-
|
119 751,00
|
деятельность по маникюру
|
68 435,00
|
-
|
-
|
-
|
68 435,00
|
администратор
|
51 316,00
|
-
|
-
|
-
|
51 316,00
|
Рабочее помещение
|
2 001 256,00
|
-
|
-
|
-
|
2 001 256,00
|
Итого
|
2 121 007,00
|
-
|
-
|
-
|
2 121 007,00
|
Доходы по проекту. К
доходам по проекту относится только выручка от основной деятельности
предприятия. Как уже отмечалось, в произведенных расчетах не учитываются
факторы увеличения выручки. Каждый год проекта рассматриваются равные объемы
выручки, состоящей из доходов от парикмахерской и маникюрной деятельности.
Рисунок 5. отражает
поступления денежных средств и текущие расходы.
Рис. 5.
Проектные доходы и расходы
Очевидно, что предприятие
является прибыльным на протяжении всего проекта. По сравнению с 2010 г. чистая прибыль ЗАО «Эврика» возрастает к концу проекта на 19,73%. А на следующий год после
проекта разница между чистой прибылью в 2009 г. при прозрачности выручки и чистой прибылью в 2014 г. составляет 141 098,74руб. (22%). Полученные результаты
рассчитаны без учета факторов увеличения выручки.
Расчет денежных потоков.
При формировании денежных потоков рассматривались 3 варианта развития ситуации:
функционирование предприятия без нововведений на протяжении проекта;
функционирование предприятия при прозрачности выручки на протяжении проекта;
функционирование предприятия при прозрачности выручки и расширении деятельности
на протяжении проекта. При этом в каждом варианте учтены возможности уплаты
налогов в соответствии с системой налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход, а также с упрощенной системой с налоговой ставкой 6% и 15%.
Расчет денежных потоков в 3 варианте отражает предложенную стратегию развития
предприятия. На их основе рассчитаны основные показатели эффективности проекта
и указаны критерии выбора наиболее оптимального варианта.
Расчет показателей
эффективности. Чтобы оценить предложенную стратегию развития предприятия и
осуществить выбор наиболее оптимального варианта уплаты налогов, рассчитаем
следующие показатели эффективности:
· Чистый
дисконтированный доход (ЧДД);
· Рентабельность:
· Рентабельность
продаж;
· Бухгалтерская
рентабельность от обычной деятельности;
· Чистая
рентабельность.
По размеру ЧДД вариант
уплаты налогов в виде единого налога на вмененный доход является более
выгодным. При этом ЧДД в первом варианте уплаты налогов превышает ЧДД во втором
варианте на 4,35%.
Основные показатели
рентабельности имеют тенденцию увеличения. Так чистая рентабельность повышается
на 1,37% к концу проекта.
Если рассмотреть движение
денежных средств после окончания проекта (2014 г.), когда предприятие рассчитается по выплате кредита, её чистая выручка увеличится на 560 352
руб., а чистая рентабельность будет равна примерно 9%.
Наиболее важным критерием
в выборе наилучшего варианта является совокупный доход персонала организации, в
частности доход учредителей. В данном случае мы рассматриваем не только
заработную плату сотрудников, но и отчисления в накопительную часть ПФ (4%), на
основании которых в будущем будут сформированы пенсионные выплаты сотрудникам.
Средний возраст мастеров составляет около 40 лет, поэтому при «чистой»
заработной плате они имеют возможность заработать достойную пенсию.
В период проекта общий
совокупный доход сотрудников ЗАО «Эврика» увеличивается по сравнению с
фактическим положением на 783 602,38руб. Это увеличение обусловлено
расширением штата сотрудников, повышением заработной платы генерального
директора и главного бухгалтера, что будет главным мотивационным фактором в их
работе.
Расчет заработной платы
учредителей в третьем варианте показывает уменьшение совокупных доходов
мастеров на 1 881 297,50 руб. по сравнению с фактическим положением, когда
основной доход составляла «черная» выручка. На первый взгляд может показаться,
что проект не является привлекательным с точки зрения учредителей ЗАО «Эврика»
При выборе оптимального
варианта мы также ориентируемся на минимум налоговых отчислений. Очевидно, что
при расширении деятельности наиболее выгодной будет система налогообложения,
при которой размер налога не зависит от доходов организации. Поэтому, как
отмечалось выше, при реализации проекта предприятие будет использовать прежнюю
систему налогообложения.
В расчетах эффективности
рекомендуется учитывать неопределенность, т.е. неполноту и неточность
информации об условиях реализации проекта, и риск, т.е. возможность
возникновения таких условий, которые приведут к негативным последствиям для
всех или отдельных участников проекта.
Определение поправки на
риск необходимо для объективного формирования нормы дисконта. В настоящем
проекте внутренняя норма доходности равна 16% и уже включает поправку на риск,
которая учитывает три типа рисков, связанных с реализацией проекта:
· страновой
риск;
· риск
ненадежности участников проекта;
· риск
неполучения предусмотренных проектом доходов
При расчете странового
риска учитывают следующие показатели:
· макроэкономическая
стабильность;
· условия
налогообложения;
· правовой
порядок (включая коррупцию) и качество судебной системы;
· состояние
финансов предприятий;
· состояние
инфраструктуры.
Норма дисконта
рассчитывается на основе ставки LIBOR
(годовая процентная ставка, принятая на Лондонском рынке, 5,34% по данным British Bankers' Association на 18.05.2010г.), реального депозитного процента (2%) и поправки на
риск.
Для ЗАО «Эврика» риски,
связанные с ненадежностью партнеров и неполучением предусмотренных проектом
доходов являются минимальными. Во-первых, для реализации проекта предприятие
привлекает небольшой объем заемных средств и не использует денежные средства
частных инвесторов. Во-вторых, на протяжении проекта деятельность ЗАО «Эврика»
остается прибыльной, и перспективы развития после окончания проекта достаточно
очевидны.
В современных условиях
предпринимательской деятельности предприятиям малого и среднего бизнеса трудно
выдержать конкуренцию со стороны более сильных и крупных конкурентов. Поэтому
для поддержания текущей деятельности маленькие фирмы ищут различные пути
получения ресурсов, используя, в том числе, и нелегальные методы укрывания
доходов.
В процессе выполнения
работы рассмотрена финансово-хозяйственная деятельность ЗАО «Эврика»,
осуществляющего оказание парикмахерских услуг на территории Озерского района.
Рассматриваемое предприятие функционирует на рынке более 15 лет, но, тем не
менее, скрывает основную часть полученных доходов от реализации услуг.
На основе комплексного
анализа финансового состояния организации разработан бизнес-план, в основе которого
лежит оригинальный организационный план стратегического развития данного
предприятия, который на первом этапе предполагает осуществление программы
выхода ЗАО «Эврика» из «тени». В этом случае организация получает перспективы
развития посредством привлечения заемных средств под залог имущества.
Разработка данной
стратегии развития ЗАО «Эврика» подтверждает, что одним из наиболее эффективных
инструментов управления бизнесом является бизнес-планирование. Применение
методов бизнес-планирования, охватывающие практически весь спектр менеджмента,
упорядочивает и систематизирует процесс принятия решений. В условиях рынка и
жесткой конкуренции, предпринимателям и менеджерам малых и средних предприятий
нельзя полагаться только на опыт, интуицию и видимые удачные обстоятельства.
Отказ от применения бизнес-планирования, при управлении предприятием,
сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой
ориентации, являющимися причинами плохого состояния дел.
Бирман
Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. - М.: Банки и биржи,
2009
Виленский
П.Л., Лившиц В.Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и
практика. – М., Дело, 2010.
Горемыкин
В.А., Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия.
Методическое пособие. – М.: ИНФРА, 2010
Грузинов
В.П. и др. Экономика предприятия: Учебник для вузов / под ред. проф. В.П.
Грузинова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010.
Идрисов
А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. – М.:
Филинъ, 2008.
Инвестиционное
проектирование: практическое руководство по экономическому обоснованию
инвестиционных проектов. / под ред. С.И. Шумилина. - М., 2010.
Калошина
М.Н., Хачатурова-Тавризян В.М. Процедуры выбора оптимального источника
финансирования// Финансовый менеджмент/ Выпуск №4, 2008.
Ковалев
В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: «Финансы и статистика», 2009.
Ковалев
В.В., Анализ финансово-хозяйственной деятельности: логика и содержание// www.buh.ru/ СПУТНИК-101. С.-П., 2008.
Ковалева
А.М., Шабалин Е.М., Богачева В.Д. Финансы и управление предприятием. - М.:
Финансы и статистика, 2008.
Кунашев
В. Основы бизнес-планирования. УКС, 2004.
Лащенко
О. Эффективность инвестиционных проектов в России. // Инвестиции в России,
2003, № 5
Максютов
А.А. Бизнес-планирование развития предприятия. - М.: «Альфа-пресс», 2009.
Налоговый
кодекс РФ. - М.: «Омега-Л», 2010г.
Петров.
К.Н. Как разработать бизнес-план: практическое пособие с примерами и шаблонами.
– М.: «Вильямс», 2009.
Попов
В.М., Ляпунов С.И., Млодик С.Г. Бизнес-планирование. 2-е изд. - М.: «Финансы и
статистика», 2009.
Пятов
Л.М. Оценка рентабельности деятельности организации // www.buh.ru / 2004.
Романов
М.В. Бизнес-планирование. – М.: «Альфа-пресс», 2009.
Савицкая
Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс. –
2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2003.
Савицкая
Г.В. Экономический анализ: Учебник –11-е изд., испр. и доп.– М.: Новое знание,
2008.
Сергеев
И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций: Учебное
пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009
Старик
Д.Э. Расчеты эффективности инвестиционных проектов./ Учебное пособие. – М.: ЗАО
"Финстатинформ, 2008.
Сухова
Л.Ф., Глаз В.Н., Чернова Н.А. Анализ финансового состояния и бизнес-план
торговой организации потребительской кооперации. - М.: «Финансы и статистика»,
2009.
Сухова
Л.Ф., Чернова Н.А. Практикум по бизнес-планированию и финансовому анализу
предприятия. – М.: «Финансы и статистика», 2004.
Татаренко
Н.О., Поручник А.М. Теории инвестиций: Учебное пособие. – К.: КНЭУ, 2009
Устимов
И. Разработка бизнес-плана: краткие комментарии // ИКФ «АЛЬТ», www.altrc.ru,
2002.
Фабоцци
Ф. Управление инвестициями, Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2010.
Фальцман
В.К. Оценка инвестиционных проектов и предприятий. – М.: ТЕИС, 2009.
Финансы
предприятия / Под ред. Н.В. Колчиной – М: «Юнити», 2010.
Хачатуров
А.Е., Белковский А.Н. Современный интеграционный менеджмент. - М.: «Дело и
Сервис», 2009.
Хелферт
Э. Техника финансового анализа./ Под редакцией Л.П. Белых. – М.: Аудит, ЮНИТИ,
2009. С. 62.
Черкасова
И. О. Анализ хозяйственной деятельности. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003.
Черняк
В.З. Бизнес-планирование. 2-е изд. – М.: «Юнити», 2010.
Шеремет
А. Д., Сейфулин Р. С., Негашев Е. В. Методика финансового анализа предприятия.
- М.: ЮНИ-ГЛОБ, 2000. С.126-127.
Шохин
Е.И. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.: «ИД ФБК-ПРЕСС», 2004.
Экономическая
теория: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П.
Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2008