Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Табель о рангах гос чинов прятый Петром Первым

  • Вид работы:
    Другое по теме: Табель о рангах гос чинов прятый Петром Первым
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:56:12
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Введение


    В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

    Но, несмотря на то, что почти всем реформам Петра Великого предшествовали те или иные государственные начинания XVII в., они имели, безусловно, революционный характер. После смерти императора в 1725 г. Россия была на пути превращения совсем в другую страну: из Московского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ограниченными, она превратилась в Российскую империю - одну из величайших держав мира. Петр превратил Россию в подлинно европейскую страну - недаром выражение «прорубил окно в Европу» стало настолько часто употребляемым. Вехами на этом пути стали завоевание выхода к Балтике, строительство новой столицы - Санкт-Петербурга, активное вмешательство в европейскую политику.

    В результате энергичной и целеустремленной деятельности Петра I и его ближайших помощников было построено много промышленных предприятий, возникли новые отрасли производства (отметим особенно рост металлургической промышленности), расширилась внутренняя и внешняя торговля. Развитию производственных сил для России был мощный толчок, и тем самым создавались условия, способствовавшие утверждению элементов капиталистических производственных отношений.

    Деятельность Петра создала все условия для более широкого знакомства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса ломки норм и представлений Московской Руси.

    В 1722 году Петром I была издана Табель о рангах, устанавливавшая 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й — высший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные.

    Табель о рангах – законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Его изучение для понимания эволюции государственной службы имеет неоценимое значение. В частности, появление Табели о рангах стало важной вехой в развитии госслужбы в России, поскольку была окончательно отменена пагубная система местничества и открыт доступ на высокие посты людей незнатного происхождения: «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать».

    Важность изучения Табели о рангах и ее роль Российской империи подчеркивается тем обстоятельством, что Табель о рангах, хотя несколько раз реформировалась в свете новых веяний времени, просуществовала, тем не менее, вплоть до 1917 года.




    Глава 1. Подготовка и принятие Табеля о рангах

     

    1.1. Предпосылки необходимости принятия Табеля о рангах

     

    XVII век историки считают началом "нового периода" русской истории. В это время, при сохранении господствующих феодальных отношениях, возникают первые элементы капиталистического уклада. Отсюда - сложность и противоречивость всех проходивших в России социально-экономических и политических процессов, острые социальные и идеологические конфликты. Недаром семнадцатое столетие русской истории называют "бунташным веком".

    Польско-литовская-шведская интервенция, разбои казачьих атаманов, нанесли огромный урон производительным силам страны. Смутное время, в которое были вовлечены широкие народные массы, привело к ослаблению государства и всей системы крепостничества. Но правительство всячески поощряло рост помещичьего землевладения, вновь и вновь закрепощая крестьян. Растущие государственные расходы вели к росту налогов[1].

    Таким образом, феодальное государство не только давило чрезмерным налогом, но и стесняло свободу торгово-промышленной деятельности, монопольно отдавая "на откуп" целые сферы хозяйственной деятельности. К тому же закрепощение крестьян отнюдь не способствовало их заинтересованности в результатах своего труда. Крестьяне были прикреплены к земле и, владея примитивными орудиями, использовали старые методы производства.

    Важно отметить и то, что процесс преодоления феодальной раздробленности, из-за огромной территории, проходил в русских землях куда медленнее, чем, например, в Англии или во Франции. Торгово-промышленные, культурные и, в известной степени, дипломатические связи России со странами Запада были затруднены вследствие отсутствия у России удобных морских гаваней на Балтике. Сказывалась и конкуренция иностранных купцов, которой не могли выдержать русские торговцы. Промышленность и внутренняя торговля в русских городах не могли развиваться успешно, потому что главные потребители - достаточные дворянские классы - группировались в центре государства, в Москве, или были расселены по своим усадьбам и там сами производили все необходимое трудом и умением своих крестьян и холопов.

    Постепенно росли города, но ремесло и торговля были развиты слабо, поэтому эти города скорее напоминали крепости. Но, несмотря на дальнейшее развитие феодальных отношений, в социально-экономическом развитии страны появляются новые моменты: в стране возникают ремесленные мануфактуры, а затем и крупномануфактурное производство, которое поначалу в основном обеспечивало армию и флот. Это металлургические мануфактуры Урала, Сибири, Карелии...

    Центрами легкой промышленности являлись Москва, Ярославль, Украина, Казань, Калуга. Всего в конце первой четверти ХVП в. в стране насчитывалось 25 текстильных мануфактур.

     Но по сравнению с другими странами, Россия сильно отставала в своем развитии. Причиной этого отставания являлись и отсутствие выхода в море, и отсутствие регулярной боеспособной сухопутной армии, и устаревшая система государственного правления. Для обеспечения более интенсивного развития требовалось обеспечить выход купцов на Западный рынок, а для этого необходимо было завоевать выход к Балтийскому морю, что в свою очередь требовало иметь сильную армию и флот, а для этого было необходимо поднять экономику страны, поскольку все это требовало средств. Эта задача была решена в большей мере в I-й четверти XVIII века Петром I, который, начав войну со Швецией за выход к Балтийскому морю, сумел решить одновременно целый комплекс взаимосвязанных вопросов и проблем.

    Появление в России правителя, подобного Петру, Соловьёв называет: "естественным и необходимым явлением в народной жизни исторического, развивающегося народа, именно переход из одного возраста в другой - из возраста, в котором преобладает чувство, в возраст, в котором господствует мысль"[2]. Мы можем говорить об этом, потому, что правление Петра - первый настоящий опыт рационалистического руководства государством в России. Нельзя, однако, считать реформы Петра полностью заранее спланированными и проведёнными в строгом порядке "Было бы неверно полагать, что все эти задачи уже тогда оформились у Петра в стройную программу, которую он станет последовательно претворять в жизнь. Такой план складывался постепенно"; но само их проведение в связи с локальными проблемами, которые в свою очередь напрямую касались вопросов первостепенной важности, даёт нам возможность говорить о той самой "мысли".

    "Перестройка шла по разным областям одновременно, урывками и вперемежку". Это нетрудно проследить, отметив военную часть реформ: (создание регулярной армии, рекрутский набор, введение полков "иноземного строя", всеобщий призыв на службу среди дворянства, и, с другой стороны, "подушная подать", церковная реформа, отправка людей на обучение за границу, "Табель о рангах") и прочие, мало, на первый взгляд, связанные между собой действия. Ко времени больших успехов в Северной войне и ко времени после её окончания относится частичная перестройка в экономике, создание структурированного чиновничьего аппарата, упразднение приказов и, наконец, провозглашение России империей.

    Стоит заранее отметить, что реформы Петра начались не на пустом месте: "В России предпетровской поры и начала правления Петра зарождались мануфактуры, капиталистические отношения, наметились сдвиги в области просвещения (появление Славяно-греко - латинской академии при царе Фёдоре Алексеевиче, тяга к иностранным книгам и языкам в верхах общества), культуры (первые ростки секуляризации, рационализма). Но это были лишь первые робки шаги, и дистанция до Западной Европы была огромной"[3].

    Причины "европеизации" России сокрыты, прежде всего, в петровском увлечении Европой, каковое в его жизни присутствовало всегда, с раннего детства. Создание "потешных полков" по образцу полков иноземного строя, частое присутствие в Немецкой слободе, где у него было множество друзей (достаточно вспомнить одного Лефорта) яркие тому примеры. "Пётр, вызывая осуждение ревнителей московской старины, сблизился с иноземцами, лютеранами и католиками, которых патриарх Иоаким и многие другие называли богомерзкими еретиками"[4].

    Активные контакты с иностранцами позволили Петру хотя бы включиться в общеевропейский процесс реформирования государственного устройства на основе рационального подхода - будущей идеологии Просвещения. Поворотным в шагом в этом направлении стало участие Петра в "Великом посольстве" 1697-1698 годов, путешествуя с которым, Пётр побывал и в Англии и в Голландии, где научился многим профессиям ("Пётр - работник, Пётр с мозольными руками - вот олицетворение всего русского народа в так называемую эпоху преобразований") и получил представление об устройстве европейских государств своего времени. При этом очевидно, что имеет место не простой механизм заимствования: "Движение это, как мы видели, так естественно и необходимо, что тут не может быть мысли о каком-либо подражании".

    Рационализм заключался и в том, что впервые в Русской истории реформа всего государства не была связана с желанием монарха укрепить свою власть, для Петра нет подобной необходимости, а создать реально функционирующую систему на новой основе. "Пётр употреблял дубинку для взрослых детей, но в то же время целая система учреждений, имевших воспитательное значение для народа, показывает, что преобразователь употреблял другие, более действительные средства к тому, чтоб вывести русских людей из детского возраста относительно общественной жизни".

    Войны на протяжении фактически всего правления Петра были мощнейшим катализатором и важнейшей причиной перемен. "Я не научаю, чтоб охоч был воевать без законные причины, - наставлял царь своего сына, но любить сие дело и всею возможностию снабдевать и учить, ибо сия есть едина из двух необходимых дел к правлению: еже распорядок и оборона". В этой связи необходимо отметить Азовскую кампанию 1695-1696 годов и, конечно же, Северную войну 1700-1721, которая совпала по срокам с большинством петровских преобразований. "Законодательство шло всё более усиленным шагом в связи с ходом войны".

    На протяжении XVII в. организация власти и управления в России пережила значительные изменения. Ушли в прошлое Земские соборы, сложилась разветвленная система приказов, управление на местах перешло в руки назначаемых из центра воевод. Светская власть окончательно восторжествовала над церковной после "дела Никона"[5].

    Тем не менее система управления оставалась во многом архаичной. Функции многих приказов переплетались. Сосуществовали отраслевые и территориальные приказы. Нередко один и тот же приказ ведал и управлением, и судом, и сбором налогов. Методы работы в приказах и других органах управления оставались патриархальными, делопроизводство было неразвито. В 1682 г. было отменено местничество, но карьера служилого человека по-прежнему определялась его происхождением. Высший орган управления - Боярская Дума - формировался на основе родовитости, вследствие чего работоспособность его была зачастую невысока.

    Старая система управления была не в состоянии справиться с обширными новыми задачами, поставленными Северной войной, требовавшей решительности и оперативности. Это побудило Петра I реформировать ее. Реформа проходила на протяжении ряда лет, новые органы управления поначалу встраивались в прежнюю систему и сосуществовали со старыми органами. Лишь к концу царствования Петра I новая система сложилась окончательно.

    Петр не имел заранее строгого плана преобразований, однако, несомненно, руководствовался популярными в то время теориями государства и прежде всего - теорией камерализма. Камерализм требовал разделения функций отдельных звеньев управленческого аппарата, четкого определения круга обязанностей чиновников, персональной ответственности, учета документации.

    Рационалистическое сознание XVIII в. полагало что общественный порядок может быть приведен к идеальному путем принятия разумных законов и точного их исполнения. В России, где власть монарха была абсолютной, вера во всесилие приказа и благодетельность тотального государственного контроля за жизнью подданных нашла благодатную почву.

    Петр I считал, что он один знает, в чем благо для государства, а сопротивление его воле проистекает лишь от неразумия и лени. Для принуждения подданных к исполнению благодетельной монаршей воли и требовался мощный аппарат управления.

    1.2. Подготовка и принятие Табеля о рангах

     

    Уже в 1701 г. Петр I создал так называемую "консилию министров", в ведение которой перешли важнейшие дела, прежде решавшиеся Боярской Думой. Дума не была упразднена, но постепенно перестала собираться. В консилии был установлен строгий порядок работы, регистрация документов, ведение протоколов, отчетности. Каждый министр отвечал за свой круг обязанностей. Так происходила бюрократизация управления.

    В конце 1708 года состоялось важное распоряжение о распределении всей России на губернии. Учреждено было восемь губерний. Ингерманландская, обнимавшая вновь приобретённое Балтийское поморье, прежние земли: Новгородскую, Псковскую, Белозерскую и Верхнюю Волгу до Романова; Архангельская, заключавшая Северное Поморье, Вологду и часть нынешней Костромской области; Московская, обнимавшая середину государства (нынешние губернии: Московскую, Тульскую, часть Калужской, Рязанскую, Владимирскую, часть Ярославской); Смоленская, в которую входила нынешняя Смоленская и часть Калужской губернии; Киевская, обнимавшая гетманщину и большую часть нынешних губерний: Харьковской, Курской и Орловской; Азовская, куда причислялись берега Дона с его притоками в губерниях: Тульской и Рязанской, вся Воронежская, часть Харьковской, Курской, Тамбовской и Пензенской; Казанская, в которой заключалось всё Поволжье от Юрцева вплоть до Астрахани и Терека, а также восточная полоса до Яика, а на запад Пенза с прилежащими городами; наконец, Сибирская, в которую входила вся Сибирь, а также Пермь и Вятка с их городами. Первыми губернаторами были назначены в Архангельской ─ князь Петр Алексеевич Голицын, в Московской ─ Тихон Никитич Стрешнев, в Смоленской ─ Петр Самойлович Салтыков, в Киевской ─ князь Дмитрий Михайлович Голицын, в Азовской ─ адмирал Федор Матвеевич Апраксин, в Казанской ─ Петр Матвеевич Апраксин, в Сибирской ─ князь Петр Матвеевич Гагарин.

    Самою важною мерою с целью привести в порядок государственное управление и правильно получать доходы было учреждение высшего центрального органа под именем Сената. Указ об учреждении его последовал в первый раз 22-го февраля 1711 года. Сенат был род думы, состоявшей из лиц, назначенных царём, в начале в числе восьми. Сенат, по словам указа, учреждался по причине беспрестанных отлучек самого царя. Он имел право издавать указы, которые все были обязаны исполнять под страхом наказания или смертной казни. Сенат ведал судами, наказывал необъективных судей, должен был заботиться о торговле, смотреть за всеми расходами, но главная его цель была собирать деньги, «понеже деньги суть артерия войны», говорил указ. Все сенаторы имели равные голоса. Сенату подведомы были губернаторы, и для каждой губернии в самом Сенате учреждались так называемые повытья с подъячими. Канцелярия сената, кроме, кроме повытей, имела три стола: секретный и разрядные; последние заменяли упраздненный древний разряд. В канцелярии правительствующего Сената должны были находиться неотлучно комиссары из губерний для приёма царских указов, следующих в губернии; они вели сношения со своими губерниями через нарочных или через почту[6].

     В декабре 1717 года положено учредить коллегии. Наши коллегии при Петре были ближайшим образом сколком с тогдашних шведских коллегий; только государь в одном из своих указов велел заменить те пункты шведского устава, которые не подходили к основным порядкам русского государства. Коллегии имели смысл верховных правительственных мест по разным частям государственного управления. Этих коллегий предположено было числом восемь: коллегия иностранных дел, где должны были ведаться все сношения с чужими государствами, камер-коллегия, заведовавшая финансами государства, юстиц-коллегия, ведавшая судами и судопроизводством, ревизион-коллегия, сводившая и проверявшая государственные денежные счеты, штатс-коллегия, ведавшая расходами, берг- и мануфактур-коллегия: наблюдавшая за горным делом, фабриками и завалами, коммерц-коллегия. Ведавшая торговлею внутреннею и внешнею, наконец, военная и адмиралтейств-коллегия: из них первая заведовала сухопутными военными силами, а вторая флотом и мореплаванием. Каждая коллегия находилась под представительством президента и вице-президента. Вице-президенты были не во всех коллегиях, и там, где они были, все принадлежали к иноземцам, исключая коллегии иностранных дел. За президентом и вице-президентом в каждой коллегии следовали: четыре советника коллегии, четыре асессора коллегий и по одному секретарю, нотарию, актуарию, регистратору и переводчику, а ниже из всех подъячие, делившиеся на три статьи. Советников и асессоров положено было выбирать баллотированием, но с тем, чтоб они не были сродниками или свойственниками президента или вице-президента.

    После длительной и тщательной подготовки в 1722 году была опубликована «Табель о рангах» ─ один из важнейших документов эпохи, определяющий систему чинов и порядок продвижения на государственной службе ─ военной и гражданской. Согласно «Табели о рангах» все военные и гражданские делились на 14 классов, составляющих служебную лестницу. Присвоение очередного ранга производилось за служебные заслуги. Таким образом, принцип родовитости, знатности происхождения, некогда обеспечивающий высокое служебное положение не зависимо от дарования и заслуг, теперь был заменён принципом личной выслуги. Без прохождения службы даже дети знатнейших вельмож не могли получать чины. Вместе с тем путём выслуги в число военных и гражданских чаще, чем ранее, открывался доступ выходцам из недворянских слоёв населения. Дослужившись до чинов, входящих в «Табель…» такие лица получали дворянское звание.

     При Петре I царская власть стала неограниченной (абсолютной). Вот как определялась власть царя в предисловии к Воинскому уставу: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете в своих делах ответу дать не должен». Он управляет государством «по своей воле и благомнению».

    Глава 2. Типы и классы чинов по Табелю о рангах

     

    2.1. Военные чины


    Табель о рангах была принята в виде государственного закона, создавшего иерархию служебных разрядов и систему продвижения государственных чиновников, военных и придворных. Все чины "Табели о рангах" подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные. В каждой из категорий было 14 разрядов (классов), строго соотнесенных между собой.[7]

    Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном – переходе в высшее дворянское сословие. Уже 14-й класс "Табели" (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора - 14-й класс, давал право лишь на личное дворянство).[8]

    Общеизвестно, что гвардейские офицеры имели преимущество перед армейскими офицерами в два чина, но не все знают, что это преимущество выражалось в том, что армейский прапорщик имел XIV класс по Табели, а гвардейский XII класс. При переходе из гвардии в армию класс за офицером оставался прежний. Но в армии XII класс имел поручик и вчерашний гвардейский прапорщик становился армейским поручиком.

    Впрочем, в наказание, выгнанным из гвардии офицерам в приказе иногда писали "Перевести из Лейб-гвардии гусарского полка в Нижегородский драгунский полк прежним чином".

    Все офицерские чины делились на три группы: обер-офицеры (от прапорщика до капитана), штаб-офицеры (от майора до полковника) и генералитет (от генерал-майора до фельдмаршала).[9]

    Дети военных выделялись среди других сословий, было понятие "штаб-офицерских" и "обер-офицерских детей", они также пользовались некоторой поддержкой государства. Выходцы из других сословий, не дворяне, могли получить низший офицерский чин, только пройдя все ступеньки солдатской и унтер-офицерской службы. В истории есть примеры, когда выходцы из податных сословий пробивались в дворянство по армейской службе, но такие случаи редки. Обычно выше унтер-офицеров крестьяне и мещане не поднимались.

    Внешне офицеры различались цветом, покроем и отделкой мундиров, шириной и формой шитья, головными уборами, оружием - словом, "Мундир! один мундир!". Изобретение военной формы - любимое развлечение русских императоров. Менялись фасоны и воротники, выпушки и обшлага, клапаны и крючки. Не вдаваясь в подробности, упомянем только один вид знаков различия. Чин офицера можно было определить по эполетам - парадным погонам с закругленными концами. Обер-офицерские эполеты были попроще, у штаб-офицерских по кругу шла бахрома из золотой канители, у генеральских эполет эта бахрома была пышной, нарядной. Количество звездочек на поле эполет указывало на звание офицера.[10]

    Кто был главнее – морские войска или сухопутные? Петр I мудро разрешил этот вопрос – ст. 2 Табели поясняла: «Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чину, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским».[11]

    Почему Петр, учреждая Табель, основное внимание уделял армии, отдавал армейским преимущество перед гражданскими и по армии равнял придворные и гражданские должности? Вероятно, это потому, что Табель, как уже указывалось в первой главе, была вызвана необходимостью прежде всего реформы армии.


    2.2. Статские чины


    Любой чиновник с 14-го класса получал личное, а с 8-го — потомственное дворянство. Для военных чинов потомственное дворянство обеспечивалось с 12-го класса. С. 15 Табели говорилось: «Воинским чинам, которые дослужатся до обер офицерства не из дворян, то когда кто получит вышеписанной чин, оной суть дворянин, и его дети, которые родятца в обор офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бит челом, тогда дворянство давать и тем, толко одному сыну, о котором отец будет просить. Протчие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах не из дворян, оных дети не суть дворяна».[12]

    С помощью Табели о рангах чиновничество обособилось от низшей бюрократии, появившейся в огромном количестве с созданием абсолютистского государства. Вне табели уже при Петре остались многие «уряды»: «… нижеписанные чины, а имянно: президенты и
    вицепрезиденты в надворных судах, обер ландрихтеры в резиденции,
    президент в магистрате в резиденции, обер комисары в колегиах,
    воеводы, обер рентмейстеры и ландрихтеры в губерниях и в
    провинциях, казначеи при манетном деле, директоры над пошлинами
    в портах, обер экономии камисары в губерниях, обер камисары в
    губерниях, ассесоры в надворных судах в губерниях, камериры при
    колегиях, ратманы в резиденции, почт мейстеры, камисары при
    колегиях, камериры в провинциях, земские камисары, ассесоры в
    провинциалных судах, земские рентмейстеры, не надлежит за вечный
    чин почитать, но за уряд, как вышеписанным, так и им подобным:
    ибо оные не суть чины: того ради ранг иметь должны, пока они
    действително у своего дела обретаются. А когда переменятся или
    оставятся, тогда того ранга не имеют».

    Интересно, что закон никак не разъяснял само понятие «чин», в силу чего одни исследователи рассматривали последний буквально и лишь в системе чинопроизводства, другие же – как ту или иную должность. По мнению третьих, "Табель о рангах" включала и те и другие понятия. Постепенно должности из "Табели" исключаются и в конце XVIII века исчезают вовсе (Петровская "Табель о рангах" насчитывала 262 должности).[13]

    2.3. Придворные чины


    Что касается гражданской (статской) службы, то она разделялась по министерствам и ведомствам. Названия чинов были одинаковыми, а должности самыми разными.

    В качестве внешнего элемента, объединяющего все виды службы, служил мундир. В XIX веке вся Россия была в мундирах. В служебное и учебное время в форменной одежде "высочайше утвержденного" образца ходили офицеры и дипломаты, писари и студенты, камергеры и гимназисты.

    Военизированный склад государственной машины сказывался и на внешнем виде чиновников. В присутствии, то есть на службе, они обязаны были носить мундир военного покроя, хотя, конечно, поскромнее. Небольшая шпага официального образца полагалась даже студентам высших учебных заведений. Как правило, та или иная должность соответствовала определенному рангу.

    Кроме того, Петром были введены различия в одежде для разных рангов: «Понеже такожде знатность и достоинство чина какой особы 66 часто тем умаляется, когда убор и прочей поступок тем не
    сходствует, якоже на супротив того многия разоряются, когда они
    в уборе выше чина своего и имения поступают: того ради
    напоминаем мы милостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж, и
    либрею имел, как чин и характер его требует.
    По сему имеют все поступать, и объявленного штрафования и
    вящшаго наказания остерегатся».[14]

    К чиновникам 1-го и 2-го классов следовало обращаться как «высокопревосходительство», 3-го и 4-го — «превосходительство», 5-го — «высокородие», 6 — 8-го — «высокоблагородие», ко всем же остальным — «благородие».

    Статус женщины определялся по статусу ее супруга. Ст. 7 Табели гласила: «Все замужные жены поступают в рангах, по чинам мужей их».[15] Ст. 9 определяла положение незамужних девиц – по отцу. Интересно, что, если сыновья, по петровскому замыслу, не имели права претендовать на отцовский ранг, а должны были заслужить, то, напротив, «девицы, которых отцы в 1-м ранге, пока они замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, которые в 5-м ранге обретаются, а имянно, ниже генерала-маэора, а выше брегадира. И девицы, которых отцы во 2-м ранге, над
    женами, которые в 6-м ранге, то есть ниже брегадира, а выше
    полковника. А девицы, которых отцы в 3-м ранге, над женами 7-го
    ранга, то есть ниже полковника, а выше подполковника. И протчие,
    против того, как следуют ранги».[16]

    Кроме того, дамы и девицы могли сами получить определенные чины – разумеется, это касалось только придворной службы, поскольку на военную и гражданскую женщины не привлекались. Согласно ст. 10, «дамы и девицы при дворе имеют, пока они действително в чинах своих обретаются, следующие ранги получить:

    Обер гофмейстерина у ея величества государыни императрицы имеет ранг над всеми дамами.

    Действительные стац дамы у ея величества государыни
    императрицы следуют за женами действителных тайных советников.

    Действителные камер девицы имеют ранг с женами президентов от колегеи.

    Гоф дамы – с женами брегадиров.

    Гоф девицы – с женами полковников.

    Гоф мейстерина и наших цесаревен – с действителными стац дамами, которые при ее величестве императрице.

    Камер девицы при государынях цесаревнах следуют за гоф
    дамами при ее величестве государыне императрице.

    Гоф девицы государынь цесаревен следуют за гоф девицами при ее величестве государыне императрице.[17]

    Таким образом. Табель о рангах стала документом, существенно регламентирующим жизнь общества в течении последующих двух веков. Разумеется, петровская "Табель о рангах" не оставалась неизменной в течение 195 лет существования, а менялась в течение почти двух веков в результате основных реформ.

    Вся эта система, просуществовавшая очень длительное время, была упразднена в 1917 году декретами советской власти об уничтожении чинов, сословий и титулов.

    Заключение


    Таким образом, Петр 1 полностью подчинил церковь своей власти. Вывод: Определяя историческую значимость реформ Петра I, историки отмечают две стороны его деятельности: государственную и реформативную (изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях): первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства. Деятельностью второго рода, Петр привнес “величайший вред будущности России”.

    Привычный уклад жизни в России был насильственно перевернут на иностранный лад.

    Хотя в целом русские историки положительно относились к государственной деятельности Петра I: он резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок перенеся Россию через несколько этапов.

    Даже такое одиозное орудие абсолютистского государства, каким была деспотическая, самодержавная власть, превратилось благодаря исторически оправданным и в максимальной степени соответствующим интересам развития России действиям Петра Великого в фактор прогресса.

    Обеспечение политического и экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности, - все это дает полное основание считать Петра I великим государственным деятелем.

    Мнение современников Петра I о проводимых им реформах тоже было неоднозначное. Многие поддерживали Петра в его преобразованиях, оказывали посильную помощь. В это время в дворянское сословие вышло много людей из простолюдинов, которые делом доказали преданность царю. В то же время многие дворяне и простые люди не понимали необходимость столь жестких условий. " Как его бог на царство послал, так и светлых дней не видали, тягота на мир, рубли да полтины, да подводы, отдыху нашей братьи, крестьянству нет". Поэтому многие крестьяне уходили от тягот государственной жизни в Сибирь, в казаки. Дворяне пытались устроить перевороты и уклонялись от исполнения указов. Но, учитывая грозную личность Петра, недовольство народа не переходило в общее открытое сопротивление. Вспыхивавшие бунты подавлялись с помощью вооруженной силы.

    Связывая время царствования Петра Великого с настоящим временем можно провести своеобразную параллель между революционными преобразованиями в то время и сменой экономических отношений в наше время. Период изменений всегда характеризуется неустойчивостью в работе производства, снижением уровня жизни, народными волнениями и войнами. И для быстрейшего восстановления и возрождения государства Российского необходим совместный труд всех его граждан на благо России во благо России.

    Благодаря Табели о рангах человек незнатного происхождения, выделившийся заслугами перед Отечеством на поле боя или же на гражданской службе, мог получить дворянство – личное или даже потомственное.

    Преимущество Табели заключалось в том, что сначала было установлено 14 классов, а уж затем всем вводимым званиям определялся соответствующий класс. Все эти чины входили в Табель о рангах, все чиновники были звеньями одного механизма. Такое объединение позволяло при общении, например, военного со штатским сразу определить, кто выше по положению, кому больший почет оказывать, и даже как кого наименовать, так как закон предписывал в служебной обстановке обращаться к чиновнику по уровню его чина. И вообще законодательство запрещало, под угрозой больших штрафов, как преувеличивать свое положение (выбирать место не по чину, количество лошадей на почтовой станции, проходить впереди вышестоящих, скажем, на дворцовом приеме), так и принижать свой ранг – чин должно уважать!

    Военные при этом оказывались в положении более почетном, нежели штатские, поскольку Табель задумывалась Петром прежде всего в рамках военной реформы. В свою очередь, Гвардия оказывалась еще более в почетном положении, нежели остальная армия.

    Женщины также попадали в систему Табели о рангах – либо со стороны супругов и отцов, либо благодаря придворной службе, когда дама или девица могла получить пот или иной ранг. На военной и гражданской службе женщин не было.

    Эта система просуществовала 195 лет, вплоть до 1917 года. конечно, это не значит, что она оставалась неизменной. Табель о рангах несколько раз видоизменялась и дополнялась в зависимости от нужд времени.

     

    Список литературы



    1. Буганов В.И. Петр Великий и его время. – М., 1989. С. 36.

    2. Валишевский К.Л.“Пётр Великий”, 1990г.

    3. Головатенко А.С. История России: спорные вопросы. – М., 2001.

    4. Зубов А. Е. Кто кому тайный советник. Новосибирск, 2003.

    5. Иволга И.В. 17 гражданских чинов в 14 рангах Табеля о рангах. Саратов, 1997.

    6. Карамзин Н.М. История государства Российского в 4 книгах. Книга первая.- Ростов н/Д: Издательство "Феникс", 2006.

    7. Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А., Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. М.: Просвещение, 1984.

    8. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей. М., 2000.

    9. Павленко Н.И. Петр Первый. Жизнь замечательных людей. – М., 2007

    10. Российское законодательство X-XX вв. В 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма / Отв. ред. А. Г. Маньков. М., 1986.

    11. Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времен до наших дней. - М.: АСТ, 2008.

    12. Соловьёв В. "Публичные лекции о Петре Великом". серия "Литературные памятники". изд. "Наука". г. Москва, 1984 год.

    13. Стешенко Л.А., Софроненко К.А. Государственный строй в России в первой четверти ХVШ в. М., 1973.

    14. Титов Ю.Н. Абсолютизм в России. Советское государство и право, 1973.

    15. Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена. Л.: Наука, 1991.



    Приложение I [18]


    Табель о рангах всех чинов,
    воинских, статских и придворных,
    которые в котором классе чины;
    и которые в одном классе, те имеют по старшинству
    времени вступления в чин между собою,
    однако ж воинские выше протчих,
    хотя б и старее кто в том классе пожалован был


    24 января 1722 г.


    Классы

    Воинские

    Статския

    Придворныя

    Сухопутныя

    Гвардия

    Артиллерийския

    Морския

    1:

    Генерал фелт маршал

    Генерал адмирал

    Канцлер

    2:

    Генералы от кавалерии и инфантерии, штат галтер

    Генерал фелцеих мейстер

    Адмиралы протчих флагов

    Действителныя тайныя советники

    Обер маршал

    3:

    Генералы лейтенанты, кавалеры [ордена]
    с[вятого] Андрея [Первозванного], генерал крикс комисар

    Генерал лейтенант

    Вице адмиралы, генерал крикс комисар

    Генерал прокурор

    Обер стал мейстер

    4:

    Генералы маэоры

    Полковник

    Генерал маэор, генерал маэор от фортификации

    Шаутбенахты, обер цейх мейстер

    Президент от колегиев и штатс канторы, тайные советники, обер прокурор

    Обер гофмейстер, обер камергер

    5:

    Брегадиры
    обер штер крикс комисар, генерал правиант мейстер

    Подполковники

    Подполковники от артилерии

    Капитаны командоры, капитан над портом Кроншлотским, обер сарваер от строения карабельнаго интендант цейх мейстер обер штер крикс комисар

    Геролд мейстер, генерал рекетен мейстер, обер церемонии мейстер или вышней надзиратель лесов, вице президенты от колегиев, генерал полицы мейстер, директор от строениев, генерал пост директор, архиатер

    Гофмейстер, обер гоф стал мейстер, тайный кабинет секретарь, обер гоф мейстер при ея величестве императрице, обер шенк

    6:

    Полковники, казначеи, обер правиант мейстер, обер комисар, генералы адьютанты, прокурор, генералы квартир мейстеры лейтенанты

    Маэоры

    Подполковники от артилерии, полковники инженеры, обер комисар

    Капитаны перваго ранга
    капитаны над другими портами, сарваэр корабельной, прокурор, интендант партикулярной верфи в Питербурхе, казначеи, обер правиант мейстер, обер камисар

    Прокуроры в колегиях статских, президенты в надворных судах, канцелярии тайные советники Иностранной колегии, обер секретарь Сената, штатс камисар, обер рент мейстер в резиденции, советники в колегиях

    Штал мейстер, действителные камергеры, гоф маршал, обер ягер мейстер, первый лейб медикус

    7:

    Подполковники, генералы аудиторы, генералы правиант мейстеры лейтенанты, генералы ваген мейстеры, генералы гевалдигеры, генералы адъютанты при генерале фелт маршале, контролор

    Капитаны

    Маэоры, подполковники инженеры, обер контролор

    Капитаны втораго ранга, контролор

    Вицепрезиденты в надворных судах; Воинской, Адмиралтейской, Иностранной колегиев обер секретари; экзекутор при Сенате, обер фискал государственной, прокуроры при надворных судах, церемонии мейстер

    Гоф мейстер при ея величестве императрице, лейб медикус при ея величестве императрице

    8:

    Маэоры, генералы адъютанты при генералех полных, генералы аудиторы лейтенанты, обер квартирмейстр, обер фискал, цал мейстер

    Капитаны лейтенанты

    Маэор инженер, капитаны, штал мейстер, обер цейхвартер, контролор

    Капитаны третьего ранга, корабельныя мастеры, цал мейстер, обер фискал

    Ундер стат галтер в резиденции, экономии галтер, регирунс раты в губерниях, обер директор над пошлинами и акцизами в резиденции, обер лантрихтеры в резиденции, президент в магистрате в резиденции, обер комисары в колегиях, асессоры в колегиях, обер правиант мейстер в резиденции, обер секретари в протчих колегиях, секретари в Сенате, обер берг мейстер, обер валдейн, обер минц мейстер, надворной советник, надзиратель лесов, воеводы

    Титулярные камергеры, гоф сталмейстер, надворной интендант

    9:

    Капитаны, флигель адъютанты при генерале фелт маршале и при генералех полных, адъютанты при генералех лейтенантах, обер правиант мейстер, генерал штап квартермистр, обер аудиторы, полевые почтмейстеры, генералы профосы

    Лейтенанты

    Капитаны лейтенанты, капитаны инженеры, обер аудитор, квартирмейстер, камисары у пороховых и селитреных заводов

    Капитаны лейтенанты, галерные мастеры

    Титулярной советник; воинских двух, Иностранной колегеи секретари; обер рент мейстер в губерниях, полицы мейстер в резиденции, бургомистры от магистрата в резиденции быть непременным, лантрихтеры в провинциях, профессоры при академиах, докторы всяких факултетов, которые в службе обретаются, архиварии при обоих государственных архивах, переводчик и протоколист сенатские, казначеи при манетном деле, асесоры в надворных судах в резиденции, директоры над пошлинами в портах

    Надворной ягер мейстер, надворной церемонии мейстер, обер кухен мейстер, камер юнкеры

    10:

    Капитаны лейтенанты

    Ундер лейтенанты

    Лейтенанты, капитаны лейтенанты инженерския, аудитор цейхвартеры, обер ваген мейстер, капитан над мастеровыми людми

    Лейтенанты

    Секретари протчих колегей, бургомистры от магистрата в губерниях; переводчики Воинской, Адмиралтейской, Иностранной [коллегий]; протоколисты тех же колегей, обер экономии комисары в губерниях, обер комисары в губерниях, асесоры в надворных судах в губерниях, обер цегентнер, берг мейстер, обер берг пробиер


    11:

    Секретари карабелные






    12:

    Лейтенанты

    Фендрики

    Ундер лейтенанты, лейтенанты инженерския, фурлецкие порутчики, ваген мейстеры

    Ундер лейтенанты, шхипоры перваго ранга

    Секретари в надворных судах и канцеляриях и /в/ губерниях, камериры при колегиях, ратманы в резиденции, минц мейстер, форшт мейстер, гитен фор валтер, марк шейдер

    Гоф юнкеры, надворной лекарь

    13:

    Ундер лейтенанты, флигель адъютанты при генералех маэорех

    Штык юнкеры, ундер лейтенанты инженерския

    Секретари в провинциях, механикус, пост мейстеры в Санкт-Питербурхе и в Риге



    переводчики
    протоколисты

    Колежские

    актуариус
    регистратор

    сенатские

    14:

    Фендрики, флигель адъютанты при генералех лейтенантех и у брегадиров, штап фуриеры

    Инженерския фендрики

    Камисары карабелные, шхипоры втораго ранга, канстапели

    Камисары при колегиях, фискалы при надворных судах и губерниях, камериры в провинциях, земския камисары, асесоры в провинциалских судах, архивариус, актуариус, регистратор и букгалтеры при колегиях; земския рент мейстеры, почт мейстеры в Москве и протчих знатных городех, где губернаторы; колегии юнкеры

    Надворной уставщик, гофмейстер пажев, гоф секретарь, надворной библиотекарь, антиквариус, надворной камерир, надворной аудитор, надворной квартир мейстер, надворной аптекарь, шлос фохт, надворной цейх мейстер, кабинет куриеры, мунт шенк, кухен мейстер, келлер мейстер, экзерцыцеи мейстер, надворной балбир

    Приложение II

    Краткая таблица Табели о рангах[19]


    В Приложении II рассматривается самая общая схема государственной службы. Поскольку в течение XVIII – XIX вв. чины и должности отменялись и восстанавливались, переносились в другие классы, и процесс этот был постоянным, здесь приводится общая схема классов чинов.


    XIV

    Обер-офицерские чины

    Коллежский регистратор

    XIII

    Провинциальный секретарь

    XII

    Губернский секретарь

    XI

    Корабельный секретарь

    X

    Коллежский секретарь

    IX

    Титулярный советник

    VIII

    Штаб-офицерские чины

    Коллежский асессор

    VII

    Надворный советник

    VI

    Коллежский советник

    V

    Статский советник

    IV

    Генеральские чины

    Действительный статский советник

    III

    Тайный советник

    II

    Действительный тайный советник

    I

    Канцлер

    Уставное обращение соответственно классу

    I – II

    III – IV

    V

    VI – VIII

    IX – XIV

    Ваше высоко-
    превосходительство

    Ваше превосходительство

    Ваше высокородие

    Ваше высоко-
    благородие

    Ваше благородие


    Приложение III


    Ко учрежденной вышеобъявленной табели рангов прилагаются 62 сии пункты, таким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.

    1. Принцы, которые от нашей крови произходят, и те, которые c нашими принцессами сочетанны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служители Российского государства.

    2. Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чину, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским.

    3. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возмет выше данного ему ранга, тому за каждой случай платить штрафу 2 месяца жалованья. А ежели кто без жалованья служит, то платить ему такой штраф, как жалованья тех чинов, которые с ним равного рангу, и действително жалованье получают. Из штрафных денег имеет объявитель того третьюю долю получать, а досталныя имеют в гошпиталь употреблены быть. Но сие осмотрение каждого рангу не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко
    добрыя друзья и соседи съедутся, или в публичных асамблеях, но
    токмо в церквах при службе божией, при дворовых церемониях, яко
    при аудиенции послов, торжественных столах, в чиновных съездах,
    при браках, при крещениях, и сим подобных публичных торжествах и
    погребениях. Равной же штраф и тому следует, кто кому ниже
    своего рангу место уступит, чего надлежит фискалом прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалом и тунеядцом получать. Вышеписанной штраф как мужескому, так и женскому полу необходимо за преступления надлежит.

    4. Под равным штрафом, не имеет никто рангу себе требовать,
    пока он на свой чин надлежащаго патента показать не имеет.

    5. Такожде не имеет никто ранг взять по характеру, которой
    он в чужих службах получил, пока мы ему онаго характера не
    подтвердили, которое подтверждение мы каждому по состоянию его
    заслуг охотно жаловать будем.

    6. Без патента апшит никому не дает ранга, разве оной апшит
    за нашею рукою дан будет.

    7. Все замужные жены поступают в рангах, по чинам мужей их.
    И когда они тому противно поступят, то имеют они штраф заплатить
    такой же, как бы должен платить муж ее был за свое преступление.

    8. Сыновьям российскаго государства князей, графов, баронов,
    знатнейшаго дворянства, такожде служителей знатнейшаго ранга,
    хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов знатных
    чинов в публичной асамблеи, где двор находится, свободной доступ
    пред другими нижняго чину, и охотно желаем видеть, чтоб они от
    других во всяких случаях по достоинству отличались; однако ж мы
    для того никому какова рангу не позволяем, пока они нам и
    отечеству никаких услуг не покажут, и за оныя характера не
    получат.

    9. На сопротив того, имеют все девицы, которых отцы в 1-м
    ранге, пока они замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, 63
    которые в 5-м ранге обретаются, а имянно, ниже генерала-маэора,
    а выше брегадира. И девицы, которых отцы во 2-м ранге, над
    женами, которые в 6-м ранге, то есть ниже брегадира, а выше
    полковника. А девицы, которых отцы в 3-м ранге, над женами 7-го
    ранга, то есть ниже полковника, а выше подполковника. И протчие,
    против того, как следуют ранги.

    10. Дамы и девицы при дворе имеют, пока они действително в
    чинах своих обретаются, следующие ранги получить:
    Обер гофмейстерина у ея величества государыни императрицы
    имеет ранг над всеми дамами. Действителные стац дамы у ея величества государыни императрицы следуют за женами действителных тайных советников. Действителные камер девицы имеют ранг с женами президентов
    от колегеи.

    Гоф дамы – с женами брегадиров.

    Гоф девицы – с женами полковников.

    Гоф мейстерина и наших цесаревен – с действителными стац дамами, которые при ее величестве императрице.

    Камер девицы при государынях цесаревнах следуют за гоф дамами при ее величестве государыне императрице.

    Гоф девицы государынь цесаревен следуют за гоф девицами при ее величестве государыне императрице.

    11. Все служители российские или чужестранные, которые осми
    первых рангов находятся, или действително были, имеют оных
    законные дети и потомки в вечныя времена лутчему старшему
    дворянству во всяких достоинствах и авантажах равно почтены быть,
    хотя б они и низкой породы были, и прежде от коронованных глав
    никогда в дворянское достоинство произведены или гербом снабдены
    не были.

    12. Когда кто из наших высоких и нижних служителей, два
    чина и более действително имеет, или выше ранг получил, нежели
    по чину, которой он действително управляет, то имеет он при
    всяких случаях ранг вышняго его чину. Но когда он в нижнем чину
    свое дело отправляет, то не может он тогда на том месте своего
    вышняго рангу или титла иметь, но по оному чину, которой он
    действително отправляет.

    13. Понеже статские чины прежде не были распоряжены, и для
    того почитай никто или зело мало чтоб кто надлежащим порядком с
    низу свой чин верхней заслужил из дворян, а нужда ныне
    необходимая требует и в вышние чины: того ради брать, кто годен
    будет, хотя б оной и никакого чина не имел. Но понеже сие в
    рангах будет оскорбително воинским людем, которые во многие лета,
    и какою жестокою службою оное получили, а увидят без заслуги
    себе равного или выше: того ради кто в которой чин и возведен
    будет, то ему ранг заслуживать летами, как следует. Чего для
    надлежит из Сенату, кто в какой чин в статской не по порядку с
    низу пожалован будет нынешней ради нужды с котораго времени,
    давать имена их обор фискалу, дабы могли фискалы смотреть, чтоб
    исполняли в рангах по сему указу. И дабы впредь на ваканцыи не
    стороны хватать, но порядком, как в воинских чинах производятца. 64
    Того ради надлежит ныне иметь в статских колегиях по 6 или по
    7 человек колегеи юнкеров, или менше. А ежели более надобно, то с
    докладу.

    14. Надлежит дворянских детей в колегиах производить снизу:
    а имянно, перво в колегии юнкары, ежели ученые, и
    освидетелствованы от колегии, и в Сенате представлены, и патенты
    получили. А которые не учились, а нужды ради и за оскудением
    ученых приняты, тех перво в титулярные колегии юнкары писать, и
    быть им те годы без рангов, которым нет рангов до действителнаго
    колегеи юнкарства.

    годы месяцы

    против капрала 1

    против сержанта 1

    против фендрика 1

    против порутчика 2

    против капитана 2

    против маэора 2

    против подполковника 2

    против полковника 3

    Карпоралские и сержантские лета зачитать тем, которые
    учились и выучились подлинно, что коллежским правлениям надлежит.
    А имянно, что касается до праваго суда, также торгам внешним и
    внутренним к прибыли Империа и экономии, в чем надлежит их
    свидетелствовать.
    Которые обучатца вышеписанным наукам, тех из колегеи
    посылать в чужие краи по несколку, для практики той науки.
    А которые знатные услуги покажут, те могут за свои труды
    производитца ранги выше, как то чинитца и в воинской службе, кто
    покажет свою какую выслугу. Но сие чинить в Сенате толко, и то с
    подписанием нашим.

    15. Воинским чинам, которые дослужатся до обер офицерства
    не из дворян, то когда кто получит вышеписанной чин, оной суть
    дворянин, и его дети, которые родятца в обор офицерстве, а ежели
    не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бит челом,
    тогда дворянство давать и тем, толко одному сыну, о котором
    отец будет просить. Протчие же чины, как гражданские, так и
    придворные, которые в рангах не из дворян, оных дети не суть
    дворяна.

    16. И понеже никому кроме нас, и других коронованных глав
    принадлежит, кого в дворянское достоинство гербом и печатью
    пожаловать, и насупротив того многократно оказалось, что
    некоторые себя дворянами сами называют, а подлинно не суть
    дворяня, иные же своеволно герб приняли, котораго предки их не
    имели ниже от предков наших, или от иностранных коронованных
    глав им дан, и при том смелость приемлют иногда такой герб
    изобрать, которой владеющие государи и иные знатнейшые фамилии
    действително имеют. Того ради мы тем, до которых сие касается,
    чрез сие милостиво напоминаем, чтоб каждый от такого
    непристойнаго поступка, и от того возпоследующаго безчестья и
    штрафования впредь остерегался. Каждому объявляется, что для
    сего дела определили мы геролдмейстера. И тако надлежит всем для
    того дела к нему приходить, и доношении подавать, и решения
    требовать, как следует: кто имеет дворянство, и на оное гербы,
    дабы доказывали, что они или предки их от какого наддания имели,
    или чрез предков наших или нашею милостию во оную честь
    приведены. Буде же кто того подлинно вскоре доказать не может:
    то таковым давать сроку на полтора года. А потом требовать, дабы
    подлинно доказал. И ежели не докажет, (а объявит за чем подлинно)
    о том доносить Сенату; а в Сенате о том разсмотря, доносить нам.
    Буде же кто будут просить за явныя службы о наддании, то о
    службах того справливатца. И буде из таковых явятца подлинно
    заслуженые, и о том доносить Сенату ж, а Сенату представлять нам
    же. А которые дослужились до обор офицерства, руской или
    иноземец, как из дворянства, так и не из дворянства, тем давать
    гербы смотря по заслугам. А которые хотя в воинской службе и не
    были, и ничего не заслужили, а могут доказать не менши ста лет:
    и таким гербы давать же. В нашей же службе обретающыеся чюжестранные люди, имеют или своими дипломами, или публичными свидетелствами от правителства их отечества, свое дворянство и герб доказать.

    17. Также нижеписанные чины, а имянно: президенты и
    вицепрезиденты в надворных судах, обер ландрихтеры в резиденции,
    президент в магистрате в резиденции, обер комисары в колегиах,
    воеводы, обер рентмейстеры и ландрихтеры в губерниях и в
    провинциях, казначеи при манетном деле, директоры над пошлинами
    в портах, обер экономии камисары в губерниях, обер камисары в
    губерниях, ассесоры в надворных судах в губерниях, камериры при
    колегиях, ратманы в резиденции, почт мейстеры, камисары при
    колегиях, камериры в провинциях, земские камисары, ассесоры в
    провинциалных судах, земские рентмейстеры, не надлежит за вечный
    чин почитать, но за уряд, как вышеписанным, так и им подобным:
    ибо оные не суть чины: того ради ранг иметь должны, пока они
    действително у своего дела обретаются. А когда переменятся или
    оставятся, тогда того ранга не имеют.

    18. Те, которые за тяжкие преступления отставлены, публично
    на площади наказаны, или хотя толко обнажены, или пытаны были,
    оные лишены от имевшаго титла и рангу, разве они от нас за какия
    выслуги паки за собственною нашею рукою и печатью в совершенную
    их честь возставлены, и о том публично объявлено будет.
    Толкование о пытанных. В пытке бывает, что многие злодеи, по злобе, других
    приводят: того ради, которой напрасно пытан, в безчестные
    причесться не может, но надлежит ему дать нашу грамоту со
    обстоятелством его невинности.

    19.  Понеже такожде знатность и достоинство чина какой особы 66
    часто тем умаляется, когда убор и прочей поступок тем не
    сходствует, якоже на супротив того многия разоряются, когда они
    в уборе выше чина своего и имения поступают: того ради
    напоминаем мы милостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж, и
    либрею имел, как чин и характер его требует.
    По сему имеют все поступать, и объявленного штрафования и
    вящшаго наказания остерегатся.

     

    Дан за подписанием нашей собственной руки, и государственною нашею печатью в резиденции нашей.

    Петр



    [1] Павленко Н.И. Петр Первый. Жизнь замечательных людей. – М., 2007

    [2] Соловьёв В. "Публичные лекции о Петре Великом". серия "Литературные памятники". изд. "Наука". г. Москва, 1984 год.

    [3] Буганов В.И. Петр Великий и его время. – М., 1989. С. 36.

    [4] Там же. С, 13.

    [5] Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании ее главнейших деятелей. М., 2000.

    [6] Головатенко А.С. История России: спорные вопросы. – М., 2001.

    [7] Первоначально Табель о рангах делила все должности на 14 разрядов. К началу XIX века эта схема немного изменилась, в военной службе осталось 14 классов, в гражданской - 12 (перестали употребляться XIII класс, "провинциальный секретарь", и XI, "корабельный секретарь", повышение происходило из XIV сразу в XII и из XII - в X классы), а в придворной - 4 (от V до II класса).

    [8] Впоследствии это правило не раз пересматривалось. Так, по Манифесту 11 июня 1845 г. потомственное дворянство приобреталось с производством в штаб-офицерский чин (8-й класс). Дети, рожденные до получения отцом потомственного дворянства, составляли особую категорию обер-офицерских детей, причем одному из них по ходатайству отца могло быть дано потомственное дворянство. Александр II указом от 9 декабря 1856 года право получения потомственного дворянства ограничил получением чина полковника (6-й класс), а по гражданскому ведомству - получением чина 4-го класса (действительный статский советник).

    [9] Чацкий спрашивает Горича: "Ты обер или штаб?", имея в виду именно эти разряды.

    [10] Погоны появились только в XIX веке: в 1854 году, во время Крымской войны, когда вражеские снайперы охотились за заметными издалека в нарядной форме офицерами, эполеты остались элементом парадной формы, а в повседневной жизни офицеры стали носить погоны, обычно золотые или серебряные, а в полевых условиях - защитные. Система звездочек в основном была той же, что и на эполетах.

    [11] Российское законодательство X - XX вв. В 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма / Отв. ред. А. Г. Маньков. М., 1986. Ст. 2.

    [12] Российское законодательство X - XX вв. В 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма / Отв. ред. А. Г. Маньков. М., 1986. Ст. 15.

    [13] Там же. Ст. 17.

    [14] Российское законодательство X - XX вв. В 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма / Отв. ред. А. Г. Маньков. М., 1986. Ст. 19.

    [15] Российское законодательство X - XX вв. В 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма / Отв. ред. А. Г. Маньков. М., 1986. Ст. 7.

    [16] Там же. С. 9.

    [17] Российское законодательство X - XX вв. В 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма / Отв. ред. А. Г. Маньков. М., 1986. Ст. 10.

    [18] Российское законодательство X-XX вв. В 9 т. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма / Отв. ред. А. Г. Маньков. М., 1986. С. 56 – 61.

    [19] Данилов А. А. Справочник школьника: История России IX – XIX века. М.: Дрофа, 1999.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Табель о рангах гос чинов прятый Петром Первым ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.