Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Уголовная ответственность за контрабанду ст 188

  • Вид работы:
    Другое по теме: Уголовная ответственность за контрабанду ст 188
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:56:13
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Уголовная ответственность за контрабанду (ст. 188 УК РФ)

    Содержание:

    Введение.............................................................................................................................................. 3

    Глава 1. Уголовно-правовая характеристика контрабанды............................................................ 6

    1.1. Понятие контрабанды............................................................................................................. 6

    1.2. Объективные признаки контрабанды.................................................................................... 8

    1.3. Субъективные признаки контрабанды................................................................................ 16

    1.4. Квалифицированные виды контрабанды........................................................................... 18

    Глава 2. Практика взаимодействия правоохранительных органов в расследовании дел о контрабанде     20

    Заключение........................................................................................................................................ 26

    Список использованной литературы............................................................................................. 28


    Введение


    Актуальность темы курсовой работы обусловлена ростом числа преступлений в сфере экономической деятельности вообще и связанной с контрабандой в частности. Как известно, в настоящее время в России наблюдается обострение существующих социально-экономических и политических проблем. Многочисленные противоречия в области экономики, социальной сфере, национальной обстановке и других отраслях общественной жизни приводят к повышению роста преступности и изменению ее качественных показателей.

    Экономическая преступность представляет в ее сегодняшних размерах представляет собой существенную угрозу нормальному функционированию государственной системы. Мировой масштаб общественной опасности деятельности преступных сообществ, специализирующихся на совершении преступлений в сфере экономической деятельности не подвергается сомнению. Проблемам борьбы с данным видом преступлений уделяется большое внимание на государственном и международном уровнях.

    Однако правоохранительные органы в своей практической деятельности сталкиваются с большим числом затруднений, связанных с выявлением, расследованием и раскрытием преступлений в сфере экономической деятельности.

    Высокий уровень образованности субъектов преступления, а также сложный, многоэтапный механизм преступного деяния обеспечивают высокий уровень латентности данных преступлений. Между тем, теневая экономика страны и масштабы утечки капиталов все сложнее поддаются контролю со стороны правоохранительных органов.

    Одной из основных трудностей является опережающий характер преступной деятельности. Кроме того, при расследовании многих преступлений в сфере экономической деятельности, таких, как невозвращение средств в иностранной валюте, легализации преступных доходов и др., появляется необходимость в изучении сложных схем преступной деятельности, требующее значительных познаний в области финансового, таможенного, налогового права, а также внешнеэкономической деятельности, менеджмента и маркетинга.[1]

    Процесс формирования в нашей стране новых социально-экономических отношений сопряжен с крайне негативными количественными и качественными  изменениями преступности. Тревожной приметой нашего времени стала хорошо организованная, мобильная, технически оснащенная  и вооруженная преступность. Сферой особого ее внимания стала экономика и внешнеэкономическая деятельность. С последней связываются  так называемые таможенные преступления, включая контрабанду, - наиболее распространенного и опасного из них.

    Судя по официальной статистике, серьезных колебаний в количестве уголовных дел, возбуждаемых по этому виду преступлений, не наблюдается: 1998г. -  3525, 1999г. – 3982, 2000г. – 4371, 2001г. – 3860, 2002г. – 3498, 2003г. – 3752 и т.д. [2] Однако это результат не столько стабильности и эффективности  деятельности правоохранительных органов по борьбе с контрабандой, сколько неустойчивости или, выражаясь корректней, гибкости уголовно-правовой политики в отношении данного явления, декриминализации некоторых составов этого вида преступлений.

    Между тем реальность заключается в том, что по оценкам специалистов задерживается не более 8% контрабандных товаров[3], от 35 до 50% импорта в стране – контрабандный товар[4], около 40% автомобилей-иномарок, ввезенных в Россию контрабандой, угнаны в странах Западной Европы и Америки[5]. Исключительная общественная опасность и специфика контрабанды выражается и в том, что она, как правило, сопряжена с совершением иных, в том числе тяжких преступлений (террористических актов, убийств, бандитизма, разбойных нападений, краж и т.п.), совершаемых организованными, в том числе международными, преступными группами. Особо опасные формы их деятельности связаны с наркобизнесом, незаконной торговлей оружием, с вывозом за пределы страны предметов ее культурного и исторического достояния, стратегически важного сырья и материалов. В основе своей, заметим, кстати, эти преступления подследственны органам внутренних дел. Уже этим объективно предопределяется необходимость их взаимодействия с органами таможенной службы.

    Изложенное свидетельствует об актуальности и практической значимости данного исследования, о необходимости новаторского подхода к решению поставленных в нем задач.

    Целью данной курсовой работы является исследование контрабанды и ее квалифицированных видов на основе анализа практики правоохранительных органов. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

    ·   рассмотреть понятие контрабанды;

    ·   проанализировать объективные признаки контрабанды;

    ·   охарактеризовать субъективные признаки контрабанда;

    ·   выделить квалифицирующие виды контрабанды;

    ·   описать практику взаимодействия правоохранительных органов в расследовании дел о контрабанде.

    Поставленные задачи обусловили структуру данной курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

    Глава 1. Уголовно-правовая характеристика контрабанды


    1.1. Понятие контрабанды


    Слово «контрабанда» происходит от итальянского «contrabando» («contra» — против, «bando» — правительственный указ). В лексикографической литературе традиционно выделяется три основных значения соответствующего понятия. Во-первых, под контрабандой понимается тайный провоз через границу товаров, валютных и иных ценностей с нарушением таможенного законодательства. Во-вторых, контрабандой называется собственно товар или иной предмет, незаконно перемещенный через границу. Наконец, в-третьих, контрабандой нередко называется все запретное, делаемое тайно, перемещаемое украдкой.[6]

    В «Словаре русского языка»[7] С.И.Ожегова делается акцент на беспошлинный характер провоза товаров через границу. Тем самым подчеркивается, что контрабандой, по существу, является лишь то, что перемещается через границу без уплаты специального налога (пошлины). Данное положение, на наш взгляд, является весьма важным для понимания сути контрабанды и отграничения контрабанды от внешне сходных с ним преступлений и иных правонарушений. Несмотря на «обрастание» бытовыми значениями, понятие контрабанды, на наш взгляд, бесспорно, является правовым. Оно активно используется в международно-правовых документах. Одной из первых конвенций, ратифицированных СССР, стала Конвенция о пресечении контрабанды алкогольных товаров, подписанная в Гельсингфорсе 19 августа 1925 года[8]. Термин «контрабанда» по состоянию на 1 января 2004 г. употреблялся в 794  нормативных правовых актах, действующих в Российской Федерации.

    До недавнего времени (до 1 июля 2002 г.) в российском законодательстве были закреплены существенно различающиеся определения понятия контрабанды. Помимо Уголовного кодекса РФ и Таможенного кодекса РФ одновременно несколько значений понятия контрабанды закреплял Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. В действующем Кодексе РФ об административных правонарушениях законодатель отказался от термина «контрабанда».

    Ситуация, при которой один и тот же термин служил обозначению существенно различающихся по характеру и по степени общественно вредных деяний, вряд ли могла считаться нормальной с точки зрения интересов правоприменения и управления борьбой с контрабандой. В частности, это обстоятельство побуждало ГТК РФ периодически разъяснять терминологическую коллизию. Например, в Письме от 24 ноября 1997 г. №06-10/22644 «О предмете контрабанды» было указано, что «... В соответствии с закрепленным в статье 3 УК РФ принципом законности преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно - правовые последствия определяются только УК РФ...В этой связи хотелось бы обратить внимание и напомнить, что ... введение в действие статьи 219 ТК России устанавливалось только с момента внесения соответствующих изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР.[9]

    Статья 219 ТК России 1993 г. была введена в действие с 18 июля 1994 г. -с момента вступления в силу Федерального закона от 1 июля 1994 г. № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР». Федеральный закон от 27 декабря 1996 г. №161-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» признал утратившими силу с 1 января 1997 года наряду с Уголовным кодексом РСФСР все законы и иные нормативные правовые акты, принятые в период с 27 октября 1960 г. до 1 января 1997 г. в части внесения изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР. Этим же Федеральным законом было установлено, что другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, подлежат приведению в соответствие с Уголовным кодексом Российской Федерации, и впредь до приведения в соответствие с Уголовным кодексом Российской Федерации указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей Уголовному кодексу Российской Федерации.

    В соответствии с изложенным контрабанда как преступление в сфере таможенных отношений должна квалифицироваться в соответствии с признаками состава преступления, установленными УК РФ. Частью 2 статьи 188 УК РФ к предмету контрабанды отнесено огнестрельное оружие. В соответствии с частью 2 статьи 188 УК РФ, статьей 3 Федерального закона от 13.12.1996 г. №150-ФЗ «Об оружии» специальным предметом контрабанды является, в том числе и охотничье оружие: огнестрельное с нарезным стволом; огнестрельное гладкоствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм; огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное), в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами» . До 1 января 2004 г., т.е. до момента вступления в силу нового ТК РФ, федеральное законодательство Российской Федерации содержало два нормативных определения понятия контрабанды, которые также заметно отличались друг от друга. Хотя в статье 219 Таможенного кодекса РФ 1993 г.[10], который утратил силу с 1 января 2004 г., указывалось, что контрабанда наказывается в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации, в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации законодатель так и не воспроизвел тождественного[11] понимания форм контрабанды, ограничившись лишь фиксацией сущностного сходства.


    1.2. Объективные признаки контрабанды


    Определение общего объекта сложности не вызывает. Общим объектом контрабанды, как и любого другого преступления, предусмотренного УК, является вся совокупность общественных отношений, охраняемых уголовным законом от преступных посягательств. Общий объект един для всех преступлений.

    Сложнее обстоит дело при определении родового и непосредственного объектов контрабанды. Состав преступления, описанный в уголовном законе, не всегда содержит указание на объект данного преступления. Это положение относится и к контрабанде. В данном случае объект определяется на основе понимания общего смысла борьбы с контрабандой, места этого состава преступления в системе Особенной части Уголовного кодекса, а также анализа содержания ст. 188 УК РФ.

    Родовой объект контрабанды можно определить как совокупность охраняемых уголовным законом (а именно – статьями УК РФ, помещенными в главу «преступления в сфере экономической деятельности») общественных отношений в сфере экономической деятельности.

    Непосредственным объектом, как отмечают О.Круглова и А.Котельников – является «установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу»[12] и Н.И.Ветров и Ю.И.Ляпунов «установленные государством порядок и правила перемещения в крупном размере через таможенную границу, обеспечивающие экономическую стабильность РФ»[13] или говоря иными словами им являются    охраняемые      уголовным  законом  общественные  отношения  в   сфере таможенного дела, обеспечивающие установленный порядок товарооборота через таможенную границу и внесение в бюджет таможенных пошлин и сборов.

    Как пишет Васенин О.Н. «непосредственным объектом контрабанды является установленный порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации, поскольку далеко не всегда контрабанда посягает на внешнеэкономические аспекты деятельности государства. Утрата определенной части предметов контрабанды никаким образом не влияет на экономические интересы государства в целом, например, при вывозе фамильных реликвий, не зарегистрированных в качестве культурных ценностей, наркотиков, изготовленных самим перевозчиком путем выращивания на личном приусадебном участке и пр.»[14].

    После объекта контрабанды обычно рассматривают предмет. Для контрабанды предмет является обязательным признаком преступления.

    Предметом контрабанды могут быть любые товары, т.е. вещи, ценности, соответствующие юридическому понятию товара, а также те объекты, которые по действующим нормативно - правовым актам подлежат таможенному контролю, таможенной идентификации или декларированию. В этом смысле предметом контрабанды может являться растение либо батон колбасы и не являться верхняя одежда, белье, перемещенные за таможенную границу.

    Н.И.Ветров и Ю.Н.Ляпунов подразделяют предмет  контрабанды на две категории, как это сделано в диспозиции части 1и 2 ст. 188 УК РФ[15].

    Для преступления, предусмотренного частью первой названной статьи, предметом контрабанды будут товары и предметы, за исключением тех, которые указаны в части второй данной статьи.

    Иными словами, это те предметы, которые, согласно российскому законодательству, подлежат таможенному контролю, таможенной идентификации или декларированию (одежда, обувь, валюта, транспортные средства - кроме транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров и т.д.).

    Под товарами в п.1 ст. 11 ТК РФ понимается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.

    В ч. 2 ст. 188 УК РФ в качестве предмета приводится перечень товаров и предметов, оборот которых запрещен или ограничен, т.е. следующих:  наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников,  ядерных материалов,  огнестрельного оружия,  взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации

    В последние годы наблюдается устойчивый рост количества незаконно перемещаемых наркотических средств. Расследование дел такой категории имеет свои сложности. В некоторых случаях преступники заявляют, что они перемещают химические вещества, не обладающие свойствами наркотических, психотропных или сильнодействующих веществ. Поэтому необходимо иметь в виду, что отнесение тех или иных веществ к указанным в законе категориям определяется на основании специальных перечней (списков). Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 (последние изменения 8.07.2006) утвержден Перечень наркотических средств, психотропных веществ[16], подлежащих контролю в Российской Федерации.

    Этот перечень в соответствии с законодательством Российской федерации и международными договорами России включает четыре списка:

    ·   первый — список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен (список I),

    ·   второй — список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля (список II),

    ·   третий — список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (список III),

    ·   четвертый — список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля (список IV).     

    Следует отметить, что во всех случаях при решении вопроса об относимости конкретного вещества к наркотическому, психотропному, сильнодействующему или ядовитому необходимо привлекать специалиста, а если такой вопрос возникает в ходе расследования уголовного дела — назначать экспертизу.

    Кроме того, появление нового УК обусловило принятие Постоянным комитетом по контролю наркотиков критериев определения психотропных веществ, одурманивающих веществ, химических веществ, используемых для незаконного изготовления наркотических средств и психотропных веществ.

    Наркотическими средствами и психотропными веществами признаются вещества естественного или синтетического происхождения, препараты и растения, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с российским законодательством и международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. и Конвенцией о психотропных веществах от 21 февраля 1971 г.[17]

    Ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ осуществляется только государственными унитарными предприятиями при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Для каждого случая пересечения таможенной границы Российской Федерации в целях ввоза (вывоза) указанными государственными унитарными предприятиями должны быть получены разрешения федеральных органов исполнительной власти и специально уполномоченных органов, а также сертификат на право ввоза (вывоза), выдаваемые в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации. Указанные разрешения и сертификат не могут быть переданы другому юридическому лицу. В то же время следует иметь в виду, что могут иметь место факты ввоза и вывоза наркотических средств и психотропных веществ частными лицами.

    Помимо радиоактивных веществ в этом законе указаны и другие объекты, представляющие радиационную опасность, а именно: ядерные материалы — материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества; радиоактивные отходы — ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается; радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.

    В юридической литературе высказано мнение, что применительно к ст. 188 УК РФ все эти объекты охватываются понятием радиоактивные вещества[18], т.е. предлагается рассматривать понятие радиоактивных веществ не в узком, как это определено в законе, а в широком смысле.

    Под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или механические смеси веществ, способные под воздействием внешнего импульса (удара, накола, трения, нагрева и т.п.) к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению взрыва, при котором происходит скоротечное освобождение большого количества энергии в ограниченном объеме. К ним относятся тротил, аммониты, пластиты, эластиты, дымный и бездымный порох, твердое ракетное топливо и т.п. По составу взрывчатые вещества делятся на взрывчатые химические соединения и взрывчатые химические смеси, а по назначению на инициирующие (первичные) и бризантные (вторичные).

    Под взрывным устройством понимается механизм для взрыва (срабатывания) боеприпаса при определенных внешних воздействиях или в требуемый момент в соответствии с его назначением для поражения людей и повреждения (разрушения) объектов. К взрывным устройствам относятся запалы, детонаторы, взрыватели и другие устройства, конструктивно предназначенные для инициирования взрыва. Некоторые авторы толкуют понятие взрывного устройства более широко. Например, Б.В.Волженкин считает, что к взрывным устройствам относятся не только средства взрывания, но и устройства, способные вызвать взрыв (мины, гранаты, торпеды, бомбы, толовые и динамитные шашки и т.п.)[19], а И.Моторный отмечает, что в широком смысле под взрывными устройствами понимаются промышленные, кустарные и самодельные изделия однократного применения, в конструкции которых предусмотрено создание поражающих факторов или выполнение полезной работы за счет использования энергии взрыва заряда взрывчатого вещества или взрывоспособной смеси. Он также определяет гранаты, мины и бомбы как взрывные устройства[20].

    В ч. 2 ст. 188 УК РФ конкретно поименованы как предметы контрабанды взрывчатые вещества, взрывные устройства и боеприпасы, в связи с чем широкое толкование понятия взрывных устройств в данном случае неприменимо.

    В настоящее время понятия оружия (в том числе — огнестрельного) и боеприпасов определены в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. «Об оружии»[21] (последние изменения 13 июля 2006г.) Ранее под огнестрельным оружием в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 мая 1993 г. «Об оружии»[22] понимались устройства и предметы, конструктивно предназначенные для механического поражения живой или иной цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, а также основные части оружия, определяющие его функциональное предназначение.

    При решении вопроса о том, является ли тот или иной предмет оружием, необходимо исходить из соответствующих положений Федерального закона «Об оружии» и назначать экспертизу. УК РФ признает уголовно наказуемой контрабанду не только огнестрельного оружия, но и ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения.

    Указанные виды оружия в соответствии с Законом «Об оружии» 1993 г. (ст. 3) были отнесены к боевому оружию.

    Следует отметить, что общественная опасность контрабанды оружия чрезвычайно велика. Нахождение в незаконном обороте большого количества огнестрельного оружия и взрывчатых веществ является одним из наиболее дестабилизирующих криминогенную обстановку факторов, обусловливающих совершение особо тяжких насильственных преступлений.  Вовлечение же в незаконный оборот оружия массового поражения может привести к катастрофическим последствиям глобального масштаба.

    Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст.188 УК, включает незаконные действия по перемещению товаров или иных предметов, способы их совершения, крупный размер перемещаемых товаров и иных предметов. Наступления преступных последствий не требуется. Преступление считается оконченным в момент совершения общественно опасных действий (использование тайников, перемещение преступных последствий не требует вне зоны таможенного контроля и проч.).

    Часть 2 с.188 УК РФ, сохраняя конструкцию и описание объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, устанавливает повышенную ответственность за перемещение исчерпывающего перечня предметов, в отношении которых установлены специальные правила перемещения.

    Объективная сторона этого преступления включает действия по перемещению указанных в статье предметов; способы перемещения, а также перечисленные в статье действия, связанные с нарушением специального нормативно - правового режима перемещаемых предметов. Наступления преступных последствий в данном случае не требуется.

    Перемещаемые предметы признаются подпадающими под перечень данной статьи на основании законодательных актов, устанавливающих специальные правила их перемещения в различных таможенных режимах и при специальных условиях, в частности, с учетом происходящих изменений в законодательстве.

    Таким образом, можно сделать вывод, что объективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 188 УК РФ, совпадает полностью, за исключением одного признака – размера перемещаемых ценностей, и заключается в незаконном перемещении предметов преступления через таможенную границу Российской Федерации. По ч. 1 статьи 188 УК РФ предметы контрабанды, указанные для нее, перемещаются в крупном размере.


    1.3. Субъективные признаки контрабанды


    Субъект рассматриваемого преступления, как отмечает статья 19 УК РФ, может быть только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности.

    Исходя из ст. 20 УК РФ, уголовной ответственности за контрабанду подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. Причем моментом наступления шестнадцатилетия считается не день рождения, а следующие за ним сутки. Понятие вменяемости в уголовном законе не дано, оно выводится методом «от противного» из содержания в ст. 21 УК РФ определения «невменяемости». С учетом этого ответственности за незаконное перемещение товаров и предметов могут нести только те лица, которые, во-первых, сознают фактический характер и общественную опасность своих действий и во-вторых, способны руководить ими.

    Таким образом, субъектом контрабанды может быть вменяемое физическое лицо (гражданин России, иностранец или лицо без гражданства), достигшее шестнадцатилетнего возраста.

    В теории уголовного права под субъективной стороной принято понимать внутреннее, психическое отношение лица к совершаемому им деянию. К признакам, образующим субъективную сторону преступления, относятся вина (в форме умысла или неосторожности), мотив и цель преступления. Вина, являясь основным признаком субъективной стороны преступления, входит в предмет доказывания по каждому уголовному делу. При производстве дознания, предварительного следствия и разбирательства уголовного дела в суде подлежат доказыванию виновность обвиняемого в совершении преступления и мотивы преступления. Законодатель в числе обязательных признаков субъективной стороны контрабанды называет лишь вину, причем только в форме умысла. Иных признаков субъективной стороны состава преступления в диспозиции ст. 188 УК не указано.

    Тем не менее в юридической литературе есть и другие точки зрения по этому поводу. Так, например, Ю.И.Сучков считает, что «контрабанде присуща строго определенная и ярко выраженная цель, направленная не только на незаконное перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации, но и обязательный их вывоз на территорию иностранного государства для реализации на внешнем рынке (продажи, обмена, передачи другим лицам или организациям безвозмездно, использования для удовлетворения личных потребностей и т.д.), либо такой же ввоз с территории иностранных государств на таможенную территорию России для реализации на ее внутреннем рынке. При отсутствии такой цели как промежуточного звена между моментом перемещения предметов через таможенную границу и достижением конечного преступного результата, например, извлечения личной выгоды, названное деяние не подпадает под признаки субъективной стороны состава контрабанды»[23].С этим утверждением вряд ли можно согласиться. Контрабанда — это преступление с формальным составом, ее объективная сторона включает только деяние. Соответственно контрабанда окончена с момента перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу. Достижение какого-то иного «конечного преступного результата», помимо непосредственного перемещения через таможенную границу, не требуется для признания этого преступления оконченным и уголовно наказуемым. Кроме того, закон не связывает наступление ответственности за контрабанду с определенными мотивом и целью преступления. Эти компоненты субъективной стороны контрабанды не имеют значения для квалификации незаконного перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу как преступления, предусмотренного ст. 188 УК.

    Таким образом, субъективная сторона контрабанды характеризуется лишь виной в форме прямого умысла, когда лицо осознает общественную опасность своих действий по незаконному перемещению через таможенную границу конкретных товаров и предметов и желает их совершить. Сознание общественно опасного характера незаконного перемещения товаров или предметов, оборот которых ограничен или запрещен, означает понимание виновным как фактического, так и социального характера совершаемых им действий.


    1.4. Квалифицированные виды контрабанды


    Статья 188 УК РФ предусматривает два вида квалифицирующих признаков. Первый включает использование служебного положения должностным лицом и совершение преступления с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. Второй вид - более тяжкий - совершение преступления организованной группой.

    Должностным лицом, совершившим контрабанду с использованием своего служебного положения, следует считать таких должностных лиц, служебное положение которых обязывает осуществлять соответствующие действия по досмотру перемещаемых через таможенную границу товаров и давать на это разрешение. К ними относятся работники таможенных служб: начальники таможен, их заместители, инспектора, а также должностные лица вышестоящих таможенных органов, должностные лица, осуществляющие таможенного оформление и производящие таможенных контроль.

    Необязательно, чтобы должностное лицо лично перемещало товар через границу. Для привлечения к ответственности достаточно, чтобы должностное лицо по службе выполнило или наоборот, не выполнило все те действия, которые должны были обеспечить беспрепятственное прохождение товара через зону таможенного контроля.

    Следует отметить, что контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по статье 285 УК РФ.

    Насильственные действия, применяемые в отношении лица, осуществляющего таможенный контроль, не должны содержать самостоятельный состав преступления. Такие действия могут выражаться в сопротивлении, нанесении ударов, ссадин, синяков при условии, что они не причиняют вреда, вызывающего кратковременное расстройство здоровья. В этом случае действия виновного должны квалифицироваться по совокупности п. «в», ч. 3 ст. 188 УК РФ и ст. 115 УК РФ. Совершение насилия, причинившего более тяжкий вред здоровью потерпевшего, требуют квалификации по совокупности преступлений.

    Особо квалифицированный состав контрабанды образует ее совершение организованной группой.

    Контрабанда признается совершенной организованной группой, если она совершена устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (часть 3 статьи 35 УК РФ).

    Глава 2. Практика взаимодействия правоохранительных органов в расследовании дел о контрабанде


    Экономическая и общественная опасность контрабанды, а также трудности, с которыми зачастую связано ее раскрытие и расследование, требуют объединить усилия органов предварительного следствия, оперативно-розыскных и таможенных отделов дознания с оперативно-техническими подразделениями других правоохранительных органов и пограничных войск, а нередко и с правоохранительными органами зарубежных государств. Под объединением усилий необходимо понимать не простое сложение сил, а взаимодействие должностных лиц с четким разграничением их прав и обязанностей, предусмотренных законом.

    Таможенные органы, в соответствии с действующим УПК, являются органом дознания по делам о контрабанде. Возбудив уголовное дело, они проводят по нему только неотложные следственные действия, призванные установить и закрепить следы преступления, и не позднее чем через десять суток передают его следователю.[24]

    Органы предварительного следствия и органы дознания, несмотря на общность задач борьбы с контрабандой, независимы и решают их специфическими средствами, исключающими подмену одного другим. На таможенные органы Таможенный кодекс РФ возлагает производство необходимых оперативно-розыскных и иных мероприятий, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", для пресечения и обнаружения контрабанды, а также выявления лиц, ее совершивших. Оперативно-розыскные меры отнюдь не единственная форма деятельности таможенных органов. Важное место здесь занимает реализация административной функции, так как ст. 231 и 288 ТК РФ предусмотрена административная ответственность за таможенные правонарушения для юридических лиц при одновременной административной и уголовной ответственности их должностных лиц и иных работников. Уголовная ответственность для физических лиц установлена за контрабанду и иные преступления в сфере таможенного дела. Здесь законодатель применил подход, когда за одно таможенное правонарушение наступает ответственность сразу двух субъектов должностных лиц и иных работников юридического лица и самого юридического лица.[25]

    Вследствие этого по одному и тому же таможенному правонарушению ведется два дела: одно уголовное, второе административное.

    Уголовное дело вначале расследуют работники отдела дознания таможни или регионального таможенного управления, а затем передают его следователю территориальной или транспортной прокуратуры. Административное о нарушении таможенных правил ведет сотрудник отдела дознания или отдела таможенных расследований, а в результате одни и те же лица проходят свидетелями и по уголовному делу, и по делу о нарушении таможенных правил. Одни и те же объекты фигурируют в качестве вещественных доказательств как по уголовному, так и по административному делу. В итоге аналогичные обстоятельства подлежат доказыванию не только по уголовному делу о контрабанде, но и по делу о нарушении таможенных правил.

    Вместе с тем прекращение уголовного дела о контрабанде или ином таможенном преступлении не влечет обязательного прекращения административного дела, ведущегося в отношении юридического лица.[26] Это еще раз подчеркивает необходимость тесного взаимодействия между лицом, производящим дознание или предварительное следствие, с одной стороны, оперативными работниками соответствующих отделов с другой, и лицом, осуществляющим административное расследование, с третьей.

    Если сотрудник отдела дознания одновременно с расследованием уголовного дела осуществляет и административное производство, то взаимодействие с оперативно-розыскными отделами будет самым тесным. Это обусловлено тем, что при возбуждении таможенным органом уголовного дела во всех случаях создается оперативно-дознавательная группа, которая производит по нему дознание и административное производство. В большинстве случаев руководитель обеих подгрупп сотрудник отдела дознания, а все включенные в них оперативные сотрудники и работники таможенных органов ему подконтрольны. Но такая форма взаимодействия практикуется только в период дознания по уголовному делу.

    По окончании дознания материалы дела направляются следователю. Административное производство о нарушении таможенных правил передается из отдела дознания в отдел таможенных расследований соответствующего таможенного органа, а оперативно-дознавательная группа упраздняется.

    Опыт показывает, что чем раньше следователь примет к своему производству дело о контрабанде, досконально изучит его материалы и результаты административного производства, своевременно получая при этом от органа дознания криминалистически значимую информацию, а таможенные органы, в свою очередь, будут иметь возможность знакомиться с фактическими данными и доказательствами, полученными следователем, тем с большим основанием можно говорить, что обе стороны согласовывают свои действия и работают сообща. Если этого нет, то и по уголовному, и по административному делу наблюдается неполнота расследования, а органы предварительного следствия и таможенные органы при анализе и оценке доказательств нередко приходят к диаметрально противоположным выводам.

    Только тесное деловое взаимодействие органов предварительного следствия с таможенными органами обеспечивает позитивное положение дел. Для этого следователю, принявшему к своему производству уголовное дело, нужно изучить материалы данного дела и уяснить, содержат ли они доказательства и документы, которыми располагают таможенные органы, и при необходимости востребовать их. Следователь должен изучить практику по делам этой категории, проверить, закончено ли административное производство по делу, и если нет, обязать таможенный орган информировать о ходе расследования, знакомить с новыми материалами и документами.

    Изучение следственной практики поможет почерпнуть сведения о наиболее удачных приемах, способах и средствах расследования, определить место и формы участия оперативных работников и специалистов таможенных органов на предварительном следствии. Проверенная форма взаимодействия создание следственно-оперативной группы, в которую включаются сотрудник отдела дознания (желательно проводивший по делу дознание), работники отдела таможенных расследований, сотрудники отдела по борьбе с таможенными правонарушениями и другие работники таможенных и иных правоохранительных органов. Как правило, вещественные доказательства остаются в таможенном органе, а в органы предварительного следствия направляются лишь образцы или пробы контрабандных товаров.

    План расследования должен включать перечень следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. При этом необходимо помнить, что каждый из субъектов взаимодействия решает стоящие задачи в рамках своей компетенции присущими силами и средствами: следователь и органы дознания выполняют следственные и розыскные действия, а оперативные и оперативно-технические подразделения агентурно-оперативные и иные мероприятия.

    С момента принятия уголовного дела к производству только следователь инициатор и организатор этого взаимодействия. Сообразуясь со сложившейся по делу следственной ситуацией, он определяет формы, способы и другие аспекты взаимодействия. По результатам последнего он вносит коррективы и дополнения в план расследования, принимает решения о производстве дополнительных или повторных следственных действий (обысков, выемок, задержаний, допросов, экспертиз и т.п.), а также проведении оперативно-розыскных мероприятий.[27]

    Анализ практики взаимодействия следователей территориальных и транспортных прокуратур с таможенными органами и пограничными контрольно-пропускными пунктами показывает, что наиболее характерны следующие его формы: взаимная информация о фактах контрабанды, новых способах сокрытия товаров от таможенного контроля, примененных преступниками, проведение совместных операций по пресечению преступной деятельности контрабандистов, выполнение поручений и запросов следователя как внутри страны, так и за ее пределами.

    Взаимодействие с иностранными правоохранительными органами требуется тогда, когда по уголовному делу нужно проверить факт существования зарубежных фирм, заключения ими с российскими хозяйствующими субъектами соответствующих внешнеторговых контрактов, а также при наличии в уголовном деле материалов о нарушении таможенных правил зарубежными поставщиками. В подобных случаях взаимодействие с правоохранительными органами "дальнего" и "ближнего" зарубежья осуществляется через Генеральную прокуратуру РФ путем направления отдельных следственных поручений об оказании соответствующей помощи по уголовному делу или через ФТС России (запрос направляется в зарубежную таможенную службу).

    Результативность борьбы с контрабандой зависит от своевременной информированности соответствующих служб таможенных органов, прокуратуры, милиции и ФСБ о совершенной или готовящейся контрабанде. При поступлении данных о готовящейся контрабанде в прокуратуру или инспекцию они в конечном итоге передаются в таможенные органы и КПП пограничных служб. Последние в официальном порядке принимают меры к обнаружению признаков контрабанды и ее пресечению. При расследовании контрабанды выявляются нестандартные разновидности способов сокрытия ее предметов, подделки документов и другие ухищрения контрабандистов. В рамках взаимодействия следственные органы должны незамедлительно информировать об этом таможенные структуры и пограничные КПП.

    Эффективность взаимосогласованных действий по выявлению и пресечению контрабанды наиболее очевидна, когда обнаруживается крупный бесхозный контрабандный товар на транспортных средствах межгосударственного сообщения. Для борьбы с такими фактами контрабанды, сбора доказательств, выявления виновных и применения к ним предусмотренных законом мер воздействия необходимы совместные усилия представителей правоохранительных органов различных государств в рамках существующих международных договоров об оказании правовой помощи. Например, расследование уголовных дел, связанных с контрабандой крупных партий товаров, требует обязательной встречной проверки таможенных документов, оформленных в Российской Федерации, с аналогичными таможенными документами, оформленными в отношении тех же товаров в государствах, откуда они импортировались или куда экспортировались, или через которые шли транзитом.


    Заключение


    Итак, обобщая изложенный в данной курсовой работе материал, можно сделать следующие выводы:

    1. непосредственным объектом контрабанды являются охраняемые уголовным  законом  общественные  отношения  в   сфере таможенного дела, обеспечивающие установленный порядок товарооборота через таможенную границу и внесение в бюджет таможенных пошлин и сборов,

    2. предмет контрабанды подразделяется на две части, предусмотренный частью 1 ст. 188 УК РФ и предусмотренный частью 2 данной статьи,

    3. объективная сторона преступлений, предусмотренных ст. 188 УК РФ заключается в незаконном перемещении предметов преступления через таможенную границу Российской Федерации,

    4. субъектом контрабанды может быть вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста,

    5. субъективная сторона контрабанды характеризуется лишь виной в форме прямого умысла.

    Взаимодействие правоохранительных органов, их следственных подразделений с оперативно-розыскными аппаратами всегда рассматривалось в криминалистической и уголовно-процессуальной литературе как одно из важнейших условий их успеха в деятельности по раскрытию и расследованию преступлений. Однако особую значимость оно приобрело в современных условиях борьбы с преступностью, что объясняется не только негативными изменениями в развитии самой преступности, но и обуславливаемыми ими организационно-структурными изменениями в системе правоохранительных органов. Как следствие, взаимодействие между ними усложнилось, актуализировались прежние, возникли новые проблемы его организационного, правового, научно-технического и информационного обеспечения.

    В настоящее время, как никогда ранее очевидно, что взаимодействие правоохранительных органов, в частности,  внутренних дел и таможенной службы, будучи элементом организации раскрытия и расследования преступлений, само нуждается в организации. Следовательно, его организационные формы, в отличие от процессуальных, реализуются  не только в процессе раскрытия и расследования тех или иных преступлений, но и в порядке формирования готовности правоохранительных органов к их взаимодействию, к совместным и согласованным действиям в указанных целях.

    Однако в исследовании проблем взаимодействия правоохранительных органов традиционно превалирует процессуальный аспект, а организационный обозначается  лишь с позиции расследования уголовных дел и в основе своей в контексте «личностно-должностных» отношений следователя с иными субъектами осуществляемой в этих целях деятельности.   Хотя, в последнее десятилетие под влиянием негативных тенденций развития преступности, все более настойчиво формировалось убеждение, что успешное расследование преступлений обеспечивается не просто согласованными действиями следователя и других субъектов этой деятельности, а взаимодействием на уровне служб и подразделений правоохранительных органов. В настоящее время не только тактические операции, комбинации, но и обычные следственные действия нередко проводятся в порядке оперативно-розыскного сопровождения, технического и информационного обеспечения, при физической (или силовой) поддержке соответствующих служб.


    Список использованной литературы


    1.   Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. // Российская газета, от 25 декабря 1993 года, №273.

    2.   Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание Законодательства РФ, 17 июня 1996 г., № 25, ст. 2954.

    3.   Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года №61-ФЗ (в редакции Федеральных законов РФ от 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 августа, 11 ноября 2004 г., 18 июля, 31 декабря 2005 г.). // Российская  газета 3 июня 2003.

    4.   Азаров Ю.Ф., Блинов И.Ф., Гущин В.В. и др. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. Азарова Ю.Ф., Дмитриева Ю.А. – М., 2004. – 624с.

    5.   Башкатов Л.Н., Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. И.Л. Петрухин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

    6.   Боков А.А. Особенности раскрытия и расследования контрабанды, совершаемой на воздушном транспорте // Актуальные проблемы юридической науки и практики – Орел : ОрЮИ МВД РФ, 2004.

    7.   Бойко А.И., Родина Л.Ю. Контрабанда: история, социально-экономическое содержание и ответственность. – СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2002. - 299 с.

    8.   Вакуленко А. В. О понятии «контрабанда» в законодательстве РФ и международном праве //Закон и право. 2004.  № 9.

    9.   Васенин О. Н. Взаимодействие следственных и оперативно-розыскных органов при раскрытии и расследовании некоторых видов  контрабанды: По материалам Северо-Западного Федерального округа, Калининград, 2003.

    10. Волженкин Б.В. Экономические преступления, СПБ, 1999.

    11. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. – М., 2004. – 1040с.

    12. Гусева А.В., Рассецкая Т.А. Криминалистика. Учебник. – М.: Приор-издат, 2007. – 236с.

    13. Григорянц С. Правовая и криминалистическая характеристика контрабанды и производство неотложных следственных действий // Законодательство Российской Федерации на современном этапе: Материалы регион. науч.-практ. студ. конф., апр. 2001 г. / Отв. ред. Т.А. Антоненко. – Ростов н/Д, 2001. С.180-181.

    14. Грязнов А.В. Контрабанда (ст.188 УК РФ) (историко-правовое, социологическое, уголовно-правовое исследование) // Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2000.

    15. Кравцов Р.В. Эволюция законодательства об ответственности за контрабанду // СибЮрВестник, №4, 2001.

    16. Назаренко Г.В. Российское уголовное право. Учебник для вузов. – М.: Приор, 2004. – 552с.

    17. Соболев В., Душкин С. Спорные вопросы при рассмотрении дел о контрабанде, Российская юстиция, № 3, 2002.

    18. Сучков Ю.И. Новое понятие объекта и предмета контрабанды по Уголовному кодексу Российской Федерации 1996 г // Актуальные вопросы уголовного права, процесса и криминалистики: Сборник научных трудов. – Калининград: Изд-во Калинингр. ун-та, 1998. С.14-21.

    19. Сучков Ю.И. Ответственность за контрабанду по Уголовному кодексу РФ, 1996г.//Юридическая практика. Информационный бюллетень Центра права Специального юридического факультета СПбГУ, 1996, № 4 (7).

    20. Уголовное право / Под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова, М., 2003.

    21. Уголовное право Учебник для студентов вузов / Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Новоселова. –  М.: Спарк, 2002.

    22. Федоров А.В. О квалификации покушения на контрабанду//Роль таможенной службы в условиях переходного периода. Тезисы докладов на международной научно-практической конференции, СПб, 1999.



    [1]              Расследование преступлений в сфере экономики. / Сост. Е.И. Фойгель. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005.

    [2]     Информационное письмо ГИЦ МВД РФ №5 / 1 – 1536 от 7 апреля 2004г.

    [3]     Кисловский Ю.Г. Контрабанда : история и современность. – М., 1996. – С.14.

    [4]     Галанжин Е.Ф. Предупреждение контрабанды : Автореф. дис…канд. юрид. наук…. – М., 1995.

    [5]     Диканова Т.А. Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием «грязных» денег. Методическое пособие / Диканова Т.А., Осиков В.Е. – М., 2000 – С.9-16.

    [6]     См.: Словарь иностранных слов. М.: Политиздат, 1990.С.249.

    [7]     См.: Ожегов С. И.Словарь русского языка. М: Русский язык, 1987. С.236.

    [8]     Конвенция ратифицирована ЦИК СССР 10 июля 1929 г. // Законодательство России. 2003. №1. 15

    [9]              См.: «О предмете контрабанды». Письмо Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 24 ноября 1997 г. №06-10/22644 // Законодательство Российской Федерации. 2003. №1.

    [10]            См.: Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. №5221-1

    [11]    См.: Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (с изм., согласно Федеральному закону от 23.12.2003 №186-ФЗ)

    [12]    Круглова О.  Котельников А. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей. Законность, 2000, № 7.  С. 10

    [13]    Уголовное право/под редакцией  Н.И.Ветрова, Ю.И.Ляпунова, М., 2003. С.350

    [14]    Васенин О. Н. Взаимодействие следственных и оперативно-розыскных органов при раскрытии и расследовании некоторых видов  контрабанды :По материалам Северо-Западного Федерального
    округа, Калининград, 2003. С. 26

    [15]    Уголовное право/под редакцией  Н.И.Ветрова, Ю.И.Ляпунова, М., 2003. С.350

    [16]    СЗ РФ, 1998, № 27. Cт. 3198

    [17]    Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. 23, М., 1970, с. 105-131, Вып. 25, М., 1981. С. 416-434.

    [18]    См. Волженкин Б.В. Экономические преступления, СПб, 1999. С. 187

    [19]    Волженкин Б.В. Экономические преступления, СПБ, 1999. С. 188

    [20]    Моторный И. Понятие и экспертное исследование взрывного устройства//Российская юстиция, 1998, № 7. С. 28

    [21]    СЗ РФ, 1996, 51. Ст. 5881

    [22]    Ведомости РФ, 1993, №24. С. 860.

    [23]    См. Сучков Ю.И. Ответственность за контрабанду по Уголовному кодексу РФ, 1996г.//Юридическая практика. Информационный бюллетень Центра права  Специального юридического факультете СпбГУ, 1996, № 4(7). С. 72-73

    [24]            Башкатов Л.Н., Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. И.Л. Петрухин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

    [25]            Косицина Л.А. Административная ответственность юридических лиц за нарушения таможенных правил: Автореф. дисс.: канд. юрид. наук. – Омск, 2006.

    [26]            Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. / Под ред. Е.Н. Сидоренко– М.: Проспект, 2006.

    [27]    Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. д.ю.н., проф. Е.П. Ищенко. М.: Инфра-М, 2005.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Уголовная ответственность за контрабанду ст 188 ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.