Прокуратура – исторически
сформированный орган универсального правового надзора, который непосредственно
вовлечен в сферу разрешения судами дел, вытекающих из административных и иных
публичных правоотношений, и тем самым может рассматриваться как функциональная
часть административной юстиции России.
На современном этапе
наиболее эффективным средством воздействия прокуратуры на процесс
нормотворчества и правореализации выступает обращение с заявлением в суд в
защиту интересов определенных лиц либо публичного интереса. Данное полномочие
предполагает единство выявления противоречащих закону и иным правовым нормам
актов представительных и исполнительных органов публичной власти и оспаривания
их в суде (как следствие такого выявления).
Вопрос о статусе
прокурора в гражданском процессе является одним из самых дискуссионных в науке
гражданского процессуального права. Особенно актуальным его разрешение
представлялось в период разработки нового Гражданского процессуального кодекса.
Однако и после принятия Гражданского процессуального кодекса РФ данный вопрос
во многом остается открытым, поскольку законодатель закрепил компромиссный
вариант участия прокурора в гражданском процессе, основанный на противоположных
точках зрения.
В данной работе мы
рассмотрим вопросы роли и места прокурора в гражданском процессе, а также формы
его участия в гражданском процессе и полномочия.
Главной проблемой,
которая возникает при характеристике участия прокурора в гражданском процессе,
является вопрос о месте прокурора среди иных лиц, участвующих в процессе.
Первая точка зрения по
указанной проблеме заключается в признании прокурора стороной в гражданском
процессе[1].
Данная позиция является доктринальной, поскольку как утративший силу ГПК РСФСР,
так и ныне действующий ГПК РФ при регулировании положения лиц, участвующих в
деле, разделяют статусы представленных субъектов. Думается, что подобная точка
зрения не является вполне обоснованной и на теоретическом уровне. Правовое
положение прокурора имеет настолько много особенностей по сравнению со статусом
стороны в гражданском процессе, что признание их исключениями из общего правила
не представляется возможным.
Прежде всего, прокурор
является таким участником процесса, в обязанности которого входят защита прав,
свобод и законных интересов других лиц (ч. 1 ст. 41 ГПК РСФСР, п. 1 ст. 45 ГПК
РФ). В связи с этим весьма примечательным является дело, рассмотренное
Верховным судом РФ от 26 июня 1996 года.
В данном случае Президиум
Верховного Суда РФ удовлетворил протест заместителя Генерального прокурора РФ
об отмене определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ, а также об
исключении из постановления краевого суда указания о том, что требования от
имени истца в соответствии с Соглашением о международном железнодорожном
грузовом сообщении (СМГС) не могли быть заявлены прокурором, аргументировав это
следующим. Президиум краевого суда и Судебная коллегия Верховного Суда РФ
считали невозможным обращение прокурора в суд по данному делу по тем мотивам,
что прокурор в СМГС не назван в качестве лица, которое вправе предъявлять
претензии и иски, вытекающие из договора перевозки в международном сообщении.
При этом они ссылались на п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 29 СМГС, где в качестве лиц,
имеющих право на предъявление претензий, основанных на договоре перевозки,
указаны только отправитель или получатель груза, то есть стороны в договоре
перевозки. Однако прокурор и не мог быть назван в СМГС в качестве лица,
имеющего такое право, так как стороной в договоре перевозки он не является. Им
заявлены требования в интересах отправителя, то есть лица, имеющего право на
предъявление иска. Право прокурора на обращение в суд с заявлением в интересах
отправителя определялось не СМГС, а гражданским процессуальным
законодательством Российской Федерации, на территории которого был заключен
договор перевозки[2].
Необходимо отметить, что
сам прокурор, участвуя в судебном разбирательстве, не является заинтересованным
лицом: он не связан в процессе своей позицией, а руководствуется только
законом. Таким образом, придя к выводу о незаконности или необоснованности
предъявленных им требований, прокурор обязан отказаться от иска полностью или
частично, что, в свою очередь, не лишает права заинтересованного лица настаивать
на рассмотрении дела по существу (ч. 3 ст. 41 ГПК РСФСР, п. 2 ст. 45 ГПК РФ).
Представляется важным
обратить внимание на то, что если прокурор обращается в суд с заявлением в
защиту определенного лица, то именно данное лицо будет являться стороной в
процессе (истцом). В том случае, когда данное лицо отказывается вступить в
качестве истца либо настаивает на прекращении дела, процесс, по общему правилу,
должен быть прекращен, даже если прокурор с этим не согласен. Именно к такому
выводу пришел Президиум Верховного Суда РФ по делу, изложенному в Постановлении
от 14 июля 1999 года.
В данном случае прокурор
г. Красноярска в декабре 1994 года в интересах администрации г. Красноярска
обратился в суд с заявлением к Решетовой Н., Решетову А., Красноярскому государственному
предприятию технической инвентаризации о признании недействительным договора от
23 декабря 1993 года о совместной деятельности по финансированию строительства
жилья, удостоверения от 20 января 1994 года Решетовой Н. права собственности на
квартиру, о выселении ее с членами семьи. Определением Советского районного
суда г. Красноярска от 17 декабря 1997 года производство по делу прекращено в
связи с отказом администрации г. Красноярска от иска. Президиум Верховного Суда
РФ оставил данное решение без изменения по следующим основаниям.
В силу п. 2 ст. 125 и п.
2 ст. 215 Гражданского кодекса РФ права собственника от имени муниципального
образования осуществляют органы местного самоуправления, каковым в данном
случае является администрация г. Красноярска. Таким образом, прокурором был
возбужден в суде спор по поводу конкретных прав и обязанностей и отношений
собственности на квартиру, находившуюся ранее в муниципальном жилищном фонде, в
интересах определенного субъекта, которого суд обоснованно привлек к участию в
деле в качестве истца. В связи с этим изложенные в протесте заместителя
Генерального прокурора РФ доводы о публичном характере заявленных прокурором
требований, от которых он не отказывался, являются неосновательными. Кроме
того, Президиум Верховного Суда отметил, что ссылка президиума краевого суда,
рассматривавшего данное дело в порядке надзора, на абстрактные права граждан
"не может служить основанием для ограничения, как права собственника, так
и процессуальных прав администрации города, выступающей по делу в качестве
истца"[3].
Представленный вывод
Президиума Верховного Суда полностью соответствует принципу диспозитивности,
выражающемуся в данном случае в правиле о том, что "никто не может быть
принужден к предъявлению иска против своей воли" (nemo invitus agire
cogitur)[4].
Помимо вышеуказанных
особенностей положения прокурора в процессе, существуют иные отличия в его
статусе по сравнению со сторонами в процессе. В частности, прокурор не несет
каких-либо судебных расходов (п. 8 ст. 80 ГПК РСФСР, п. 2 ст. 45, п.п. 14 п. 1
ст. 89 ГПК РФ), ему не может быть предъявлен встречный иск, так как он
предъявляется истцу по делу, прокурор не может закончить дело мировым
соглашением (п. 2 ст. 45 ГПК РФ). Одной из главных особенностей участия
прокурора в гражданском процессе является его возможность по окончании прений
выступить с заключением, вне зависимости от того, кем было возбуждено дело (п.
3 ст. 41, ст. 187 ГПК РСФСР, п. 3 ст. 45 ГПК РФ).
Необходимо отметить, что
и судебная практика Верховного Суда строго придерживается правила о том, что
прокурор не является стороной в процессе. Так, например, по одному из дел,
рассмотренному в 1985 году, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда РСФСР отметила, что поскольку прокурор истцом по делу не является, то и
срок исковой давности должен исчисляться не с того момента, когда он узнал о
состоявшейся между истцом и ответчиком сделке, а со дня, когда истцу стало
известно о совершении незаконной сделки, то есть со дня ее заключения[5].
Тем не менее, как
показывает практика, может сложиться ситуация, когда участие прокурора в
процессе не будет обладать вышеуказанными отличительными чертами. В частности,
по одному из дел, рассмотренных Президиумом Верховного Суда в 2000 году,
протест заместителя Генерального прокурора был оставлен без рассмотрения на том
основании, что Генеральная прокуратура являлась ответчиком в данном деле, то
есть стороной в процессе. Дело в том, что в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ[6]
и ст. 14 ГПК РСФСР закреплены принципы состязательности и равноправия сторон в
гражданском процессе. Названные процессуальные нормы распространяются на все
стадии гражданского судопроизводства, в том числе на производство в надзорной
инстанции. В деле, где Генеральная прокуратура является стороной в процессе, эти
принципы препятствуют использованию Генеральным прокурором Российской Федерации
или его заместителями тех особых полномочий, которые предоставлены прокуратуре
как органу, осуществляющему надзор за законностью судебных постановлений.
Соответствующие должностные лица не могут использовать свое право принесения
протеста в порядке надзора на решение Верховного Суда РФ, поскольку другая
сторона такого права не имеет [7].
Итак, можно сделать вывод
о том, что прокурор не является стороной в процессе. Пожалуй, в большей степени
соответствует истине точка зрения, выраженная М.С. Шакарян, которая заключается
в том, что прокурор, не являясь субъектом спорного правоотношения и не имея
возможности распоряжаться материальным правом, при предъявлении иска занимает
положение истца в процессуальном смысле[8].
Попытка законодательного закрепления данной точки зрения сделана в п. 2 ст. 45
ГПК РФ, в котором установлено, что "прокурор, подавший заявление,
пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности
истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по
уплате судебных расходов". Тем не менее представляется, что законодатель
не был полностью последователен в утверждении данной позиции, пойдя на
компромисс в вопросе об объеме полномочий прокурора. В результате становится
невозможным утверждать, что прокурор является истцом в процессуальном смысле,
поскольку его статус согласно современному гражданскому процессуальному
законодательству по-прежнему существенно отличается от правового положения
стороны в гражданском процессе. В частности, прокурор, в соответствии с ГПК РФ,
вправе вступать в процесс, давать заключения, подавать кассационные и надзорные
представления и т.д. В новом ГПК РФ, по сравнению с предыдущим, ограничены лишь
основания применения данных полномочий. Таким образом, более правильно в данном
случае говорить о статусе прокурора как об особом участнике гражданского
процесса, основными задачами которого является защита общественных благ и
интересов общества (пусть даже выражающихся в защите прав и свобод человека),
охрана правопорядка. Н.А. Чечина вслед за Е.В. Васьковским предлагает
обозначить данное положение прокурора как "правозаступничество"[9].
Необходимо отметить, что
представленное противоречие между теорией и практикой представляет собой
результат компромисса законодателя в отношении объема полномочий прокурора в
гражданском процессе. Дело в том, что в период разработки нового ГПК активно
пропагандировалась точка зрения, согласно которой участие прокурора в гражданском
процессе должно было быть сведено к минимуму. В частности, в одном из проектов
ГПК предлагалось упразднить такие полномочия прокурора как дача заключений по
гражданским делам, возможность вступления в дело в любой стадии процесса,
полномочие на принесение кассационных жалоб и частных протестов и т.д.[10]
Представителями определенных политических группировок высказывались еще более
радикальные точки зрения, заключающиеся в том, что участие прокурора в
рассмотрении судами гражданских дел является "юридическим атавизмом"[11].
Данная позиция является во многом обоснованной. Дело в том, что активное
участие прокурора в процессе (например, дача заключений) может негативно
отразиться на реализации таких принципов судопроизводства как законность,
состязательность, независимость суда. Сама же концепция надзора за законностью
решений суда противоречит Конституции РФ.
Тем не менее, с подобной
трактовкой участия прокурора в гражданском процессе на современном этапе
развития российского государства полностью согласиться нельзя. Дело в том, что,
как правильно пишет Л. Степина, "сейчас механизм защиты для большинства
граждан стал слишком дорог. Состоятельное лицо всегда может пригласить опытного
и знающего адвоката, а неимущий гражданин один на один с судом. При таком положении,
ни о каком равенстве говорить не приходится. На сегодня прокуратура -
единственный орган, куда граждане обращаются за защитой своих прав
бесплатно"[12].
Кроме того, как обоснованно отмечается в литературе, "только прокуратура в
силу особенностей ее государственно-правового статуса обладает возможностью
отслеживать спорные правовые акты нормативного и индивидуального характера, не
защищая корпоративные интересы"[13].
В заключение можно отметить, что деятельность прокуратуры в области защиты прав
человека в порядке гражданского судопроизводства, несмотря на некоторые
недостатки, указанные в информационном письме Генеральной прокуратуры РФ от 14
мая 1997 года "О деятельности органов прокуратуры Российской Федерации по
обеспечению надзора за законностью постановлений судов по гражданским делам в
1996 году", является довольно-таки эффективной. В частности, в 1996 году
прокурорами было предъявлено в интересах граждан 105128 исков и заявлений
(61,5% от общего числа), что в 2,3 раза больше, чем в 1995 году (45379), удовлетворено
- 96,7% исков (в 1995 - 92,7%).
Новеллы ГПК РФ, введенные
законодателем, сориентировали органы прокуратуры на правозащитную деятельность
в сфере обеспечения публичных и общественных интересов (неопределенного круга
лиц, Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований), а также
восстановления нарушенных прав отдельных граждан, которые по состоянию здоровья,
возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами
обратиться в суд (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ). Таким образом, впервые на
законодательном уровне определены основания обращения прокурора с заявлением в
суд общей юрисдикции по субъектному признаку.
Законом предусмотрены две
процессуальные формы, в рамках которых прокурор осуществляет возложенные на
него полномочия: обращение в суд с исковым заявлением (заявлением) в интересах
указанных в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ лиц и вступление в процесс для дачи заключения
по делам, категория которых прямо определена ГПК РФ, а также другими
федеральными законами. Одновременно данные формы участия прокурора в
гражданском процессе являются законодательно определенными средствами защиты
интересов граждан, общества, государства в случае установления прокурором
фактов их реального нарушения.
Прокурор, обратившийся в
суд с заявлением, выступает как истец и обладает всей полнотой процессуальных
прав, указанных в ст. 35 ГПК РФ, за исключением права на заключение мирового
соглашения и права требования прекращения производства по делу при отказе от
иска, предъявленного в интересах конкретного лица. Кроме того, прокурор несет
все процессуальные обязанности истца, за исключением обязанности по уплате
судебных расходов[14].
Второй формой участия
прокурора в гражданском процессе выступает вступление в дело для дачи
заключения, которое является исполнением публично-правовой обязанности по
государственной оценке разрешаемого судом дела. Категории гражданских дел, по
которым прокурор дает заключение, определены исчерпывающим образом. Новеллой
ГПК РФ является указание о том, что участие в деле с целью дачи заключения
должно быть предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, закон
связывает приобретение прокурором статуса лица, участвующего в деле, с его
вступлением в процесс для дачи заключения по делу. Соответственно прокурор, не
вступивший в процесс, не является лицом, участвующим в деле, не наделен его
правами и не несет его обязанностей.
Однако содержание
«вступления в процесс» в тексте Кодекса не раскрывается.Поскольку Генеральная
прокуратура признает лицом, участвующим в деле, прокурора, который по закону
должен участвовать в рассмотрении дела, был извещен о времени и месте его
рассмотрения, но не принимал реального участия в суде первой инстанции,
постольку необходимо определиться со вступлением прокурора в процесс и с тем,
является ли вступившим в дело прокурор, не принимавший участия в рассмотрении
дела.
Этимологическим значением
глагола «вступить» предполагается совершение субъектом каких-либо активных
действий[15].
Применительно к гражданскому судопроизводству это означает, что вступить в
процесс можно только посредством совершения каких-то процессуальных действий.
Отсюда вытекает и другое: бездействием в процесс вступить нельзя.
Наличием активных
действий и волеизъявлением лица вступление в гражданском процессе отличается от
привлечения к участию в нем. Последнее как раз и характеризуется пассивностью
привлекаемого лица в том смысле, что оно не изъявляет своей воли на участие в
процессе, более того, оно нередко привлекается к участию в деле против своей
воли, как, например, ответчик, третьи лица, не заявляющие самостоятельных
требований относительно предмета спора (ч. 1 ст. 43 ГПК РФ), государственные
органы или органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 47 ГПК РФ).
Нельзя не отметить и
диспозитивного характера права вступить в процесс. Обладатель этого права
самостоятельно решает вопрос о своем участии в процессе и не может быть
принуждаем к его осуществлению (хотя в отношении прокурора право вступить в
процесс обладает большой особенностью, так как права прокурора одновременно
являются его обязанностями).
Таким образом, прокурор
может вступить в процесс только посредством совершения какого-либо
процессуального действия, будь то подача заявления о вступлении в процесс или
явка непосредственно в судебное заседание.
Представляется также, что
вступление в дело прокурора должно (по аналогии с вступлением в дело третьих
лиц, как заявляющих, так и не заявляющих самостоятельных требований относительно
предмета спора) оформляться определением суда или судьи (если вступление имеет
место на стадии подготовки дела к судебному разбирательству), хотя Гражданским
процессуальным кодексом это и не предусмотрено.
Прокурор, не совершивший
никаких действий по вступлению в процесс, то есть проявивший процессуальную
пассивность, процессуальное бездействие, не может считаться вступившим в
процесс, а поскольку лицом, участвующим в деле, прокурор становится с момента
вступления в процесс, постольку не проявивший процессуальной активности по
вступлению в процесс прокурор не является лицом, участвующим в деле, и не
обладает его правами и обязанностями.
В новейшей литературе
отмечается: «При возникновении в суде указанных дел (имеются в виду дела,
указанные в ч. 3 ст. 45 ГПК РФ) судья обязан поставить об этом соответствующего
прокурора в известность, а при назначении дела к судебному разбирательству -
направить ему извещение о месте и времени рассмотрения дела»[16].
Но перечисленные действия
совершаются судом и характеризуют активность последнего. Сам факт извещения
прокурора о наличии в производстве суда дела, о времени и месте его
рассмотрения еще не позволяет считать прокурора вступившим в процесс и лицом,
участвующим в деле. Извещение необходимо рассматривать лишь как «приглашение»
прокурору вступить в процесс.
При этом второе
предложение ч. 3 ст. 45 ГПК РФ: «Неявка прокурора, извещенного о времени и
месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела» - не
должно вводить в заблуждение. Его следует воспринимать как норму, специальную
по отношению к положениям ст. 167 ГПК РФ, регламентирующим последствия неявки в
судебное заседание лиц, участвующих в деле, и касающуюся последствий неявки
именно прокурора, вступившего (то есть совершившего для этого процессуальные
действия) в процесс для дачи заключения по делу. В отношении же неявки в
судебное заседание участвующего в качестве процессуального истца (заявителя)
прокурора применяются общие, предусмотренные ст. 167 ГПК РФ, последствия.
Вступлением в процесс,
безусловно, можно считать принесение апелляционного или кассационного
представлений, каковые являются самыми что ни на есть активными действиями. Но
наличие этого права, как уже отмечалось, связывается законодателем именно с
участием прокурора в деле, а не с его потенциальной возможностью, которая
следует из извещения о наличии в производстве суда дела, о времени и месте
судебного разбирательства.
Необходимо учитывать и
лишение суда в настоящее время права привлекать прокурора к участию в деле по
собственной инициативе. В действующем Кодексе такой нормы не содержится, право
на привлечение к участию в процессе сохранилось у суда лишь применительно к
государственным органам и органам местного самоуправления (ч. 2 ст. 47).
Дополнительный аргумент
против правильности анализируемой позиции обнаруживается при обращении к тексту
информационного письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 22
августа 2002 г. № 38-15-02 «О некоторых вопросах участия прокуроров в
арбитражном процессе, связанных с принятием и введением в действие Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации», в абз. 1 п. 2 которого говорится
о направлении прокурором, в случае признания им необходимости вступления в
процесс, начатый по инициативе других лиц, в арбитражный суд соответствующего
заявления. Прокурор, который в силу ст. 45 ГПК РФ должен участвовать в
рассмотрении дела, был извещен о времени и месте судебного разбирательства, но
не принимал реального участия в нем, не является лицом, участвующим в деле, и,
следовательно, не обладает правом на принесение апелляционного и кассационного
представлений.
При рассмотрении права
прокурора на принесение апелляционного, кассационного или надзорного
представлений следует помнить и о последовательном ограничении этой возможности
в отечественном процессуальном законодательстве (и не только гражданском), а
также о лишении прокурора надзорной функции в отношении суда, о лишении
прокурора права истребовать из суда любое дело и т.д.
Тесно связан с уже
рассмотренным и вопрос о моменте, до которого прокурор вправе вступить в
процесс для дачи заключения по делу.
ГПК РСФСР 1964 года не
содержал каких-либо ограничений на этот счет. В ст. 41 закреплялось право
прокурора вступить в дело в любой инстанции, а дача прокурором заключения по
делу предусматривалась как в суде первой (ст. 187), так и в суде кассационной
инстанций (ст. 303). В суде кассационной инстанции оно, правда, имело
самостоятельный объект - законность и обоснованность состоявшегося по делу
судебного акта.
В п. 3 ст. 35 Закона
Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации»[17]
доныне закреплено право прокурора вступить в дело в любой стадии процесса, если
этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В действующем ГПК РФ
указания на возможность прокурора вступить в дело в любой стадии процесса не
содержится, в ч. 3 ст. 45 Кодекса говорится лишь о праве прокурора вступить в
процесс для дачи заключения по делу.
Однако в абз. 10 п. 3
упоминавшегося информационного письма Генеральной прокуратуры право прокурора,
не участвовавшего при разбирательстве дела в суде первой инстанции, вступить в
процесс для дачи заключения по делам, перечисленным в ч. 3 ст. 45 ГПК РФ,
признается и применительно к суду кассационной инстанции.
Судя по всему, нормы
Закона о прокуратуре в части возможности вступления прокурора в дело на любой
стадии процесса не корреспондируют положениям нового Гражданского
процессуального кодекса и на основании ст. 4 Федерального закона Российской
Федерации от 14 ноября 2002 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации»[18]
должны применяться в части, не противоречащей ГПК РФ 2002 года.
В первую очередь
необходимо рассмотреть вступление прокурора в дело для дачи заключения в суде
первой инстанции. И здесь нельзя обойти вниманием ст. 189 Кодекса, называющуюся
«Окончание рассмотрения дела по существу», расположенную в гл. 15
"Судебное разбирательство» подраздела II «Исковое производство» раздела II
«Производство в суде первой инстанции». В соответствии с этой статьей после
исследования всех доказательств председательствующий предоставляет слово для
заключения по делу прокурору, представителю государственного органа или органа
местного самоуправления, участвующим в процессе в соответствии с ч. 3 ст. 45 и
со ст. 47 настоящего Кодекса, выясняет у других лиц, участвующих в деле, их
представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями. При
отсутствии таких заявлений председательствующий объявляет рассмотрение дела по
существу законченным, и суд переходит к судебным прениям.
Таким образом, при
производстве в суде первой инстанции заключение прокурора завершает часть
судебного разбирательства, именуемую «рассмотрение дела по существу»[19],
за которой следует другая часть судебного разбирательства, известная как
судебные прения.
Прокурор может вступить в
процесс в предусмотренных законом случаях для дачи заключения по делу на стадии
подготовки дела к судебному разбирательству, а также на стадии судебного
разбирательства до окончания рассмотрения дела по существу (а если совсем
строго, то до дачи заключения государственными и муниципальными органами, если
они участвуют в деле).
Такой вывод обусловлен
несколькими обстоятельствами. Во-первых, задачей участия прокурора в процессе,
каковой является дача заключения по делу в целях осуществления возложенных на
него полномочий (надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации
Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004) // РГ от 25.12.1993, №
237, СЗ РФ от 29.03.2004, № 13, ст. 1110. и исполнением законов, действующих на
территории Российской Федерации (п. 1 ст. 1 Закона «О прокуратуре Российской
Федерации»)); во-вторых, процессуальным характером заинтересованности прокурора
в исходе дела (решение суда не влияет на его права и обязанности); в-третьих,
тем, что при вступлении прокурора в процесс разбирательство дела по существу не
начинается с самого начала (как это имеет место при вступлении в процесс
третьих лиц), а продолжается; в-четвертых, расположением заключения прокурора в
конце части судебного разбирательства, именуемой «рассмотрение дела по
существу»; невозможностью, наконец, дачи прокурором заключения после судебных
прений (за исключением, конечно, случая возобновления рассмотрения дела по
существу).
В настоящее время
законодатель определил следующие категории дел, рассматриваемых федеральными
судами общей юрисдикции с участием прокурора:
1. о восстановлении на работе;
2. о выселении;
3. о возмещении вреда, причиненного
жизни или здоровью;
4. об оспаривании нормативных правовых
актов;
5. о защите избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан РФ;
6. об усыновлении (удочерении) и его
отмене;
7. о признании гражданина безвестно
отсутствующим и объявлении умершим;
8. об ограничении дееспособности
гражданина, о признании гражданина недееспособным, о лишении
несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно
распоряжаться своим заработком, стипендией или иным доходом;
9. об объявлении несовершеннолетнего
полностью дееспособным;
10. о принудительной госпитализации гражданина в
психиатрический стационар и о продлении срока принудительной госпитализации
гражданина, страдающего психическим расстройством;
11. о лишении родительских прав и о восстановлении в
родительских правах;
12. об ограничении родительских прав.
Федеральным законом «О
предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» предусмотрен
порядок рассмотрения гражданских дел по заявлениям о принудительной
госпитализации больных заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающих
санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющихся от
обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза, с
обязательным участием прокурора. Указанные дела подлежат рассмотрению в
федеральных судах общей юрисдикции с учетом правил подсудности, установленных
статьями 24 – 27 ГПК РФ.
На решение и определение
федерального суда, принятые по первой инстанции, прокурором, участвующим в
деле, может быть принесено кассационное представление по основаниям,
установленным ст. 362 ГПК РФ.
Прокурор, принесший
соответствующее представление, вправе его отозвать. Прокурор, принесший
кассационное представление, вправе выступить в его поддержку в суде
кассационной инстанции.
Генеральный прокурор РФ и
его заместители, прокуроры субъектов РФ вправе обращаться в суд надзорной
инстанции с представлением об отмене или изменении вступивших в законную силу
судебных постановлений в течение одного года со дня вступления их в силу.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в надзорном порядке
являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
В соответствии со ст. 394
ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением о пересмотре судебного
постановления, вступившего в силу, по вновь открывшимся обстоятельствам.
Использование прокурором
всего объема полномочий, предусмотренных ГПК РФ, должно служить эффективным
правовым средством защиты и восстановления законных интересов граждан, общества
и государства.
Практика участия
прокуроров в гражданском судопроизводстве и взаимодействия прокуратуры с судами
подтверждает социальную и правовую ценность обеспечения органами прокуратуры
защиты и охраны трудовых прав граждан гражданско-процессуальными средствами.
Вмешательство прокуратуры на различных стадиях разрешения спора судом позволяет
эффективно защитить нарушенные права и свободы и выступает в настоящее время
одной из основополагающих юридических гарантий реализации самих субъективных
прав.
Защита прокурором прав
граждан, государственных и общественных интересов посредством использования
полномочий, предоставленных гражданско-процессуальным законом, на современном
этапе явно не исчерпала своего потенциала. Такой вывод основан на данных
правовой статистики и реальном авторитете в общественном правосознании фигуры
прокурора, участвующего в гражданских делах во всех судебных инстанциях. Более
того, представляется верной оценка участия прокуратуры в разрешении гражданских
дел судами общей юрисдикции как исторической особенности отечественной правовой
системы, способствующей, а не препятствующей развитию реальной состязательности
и равноправия сторон в гражданском судопроизводстве.
Особое место прокурора в
рамках системы судебного нормоконтроля как функции административной юстиции в
России обусловлено тем, что в ходе судебного разбирательства прокурор не
обязан, в отличие от иных субъектов процесса, доказывать наличие фактического
нарушения чьих-либо прав и свобод, поскольку обращение в суд вызвано защитой
публичного, не персонифицированного интереса.
В заключение можно
сделать вывод о том, что гражданское процессуальное законодательство идет по
пути расширения действия принципа диспозитивности, что выразилось, в частности,
в некотором уменьшении объема полномочий прокурора. Тем не менее экономическое
и социальное развитие современного российского государства не позволяет
минимизировать участие прокурора в гражданском процессе. Поэтому в ныне
действующем ГПК РФ закреплен компромиссный вариант правового положения
прокурора, основанный на теории "истца в процессуальном смысле" с
сочетанием с определенными специфическими особенностями, свойственными статусу
прокурора, установленному в ГПК РСФСР.
Следует также отметить,
что прокуратуре отводится одна из ключевых ролей в сфере гражданского процесса,
о чем свидетельствуют приведенные процессуальные нормы. Участие прокурора в
российском гражданском судопроизводстве может быть признано его качественной
характеристикой, составной частью данного института. Эффективность
функционирования гражданского судопроизводства в Российской Федерации
обусловлена адекватным реагированием прокуратуры на спорные ситуации в динамике
публичных правоотношений.
1. Конституция Российской Федерации
(принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета.
25 декабря 2002 года.
2. Федеральный закон «О Прокуратуре
Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от
20.11.1995, № 47, ст. 4472, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.
3. Федеральный закон «О введении в
действие Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации» от
14.11.2002 № 137-ФЗ // СЗ РФ от 18.11.2002, № 46, ст. 4531.
4. Постановление Президиума Верховного
Суда РФ от 26 июня 1996 года: "Прокурор вправе обратиться в суд с
заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц, граждан или
государства" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1997. N 5.
5. Постановление Президиума Верховного
Суда РФ от 14 июля 1999 года: "Прекращение судом производства по делу в
связи с отказом истца от иска признано правильным" // Бюллетень Верховного
Суда РФ. 2000. N 8.
6. Определение СК Верховного Суда РСФСР
от 15 апреля 1985 г.: "Приобретение государственными учреждениями и
предприятиями строений, принадлежащих гражданам на праве личной собственности,
допускается по ценам, не превышающим страховой оценки. Прокурор, подавший в суд
заявление в защиту интересов совхоза, не является истцом, поэтому срок исковой
давности следует исчислять не со дня, когда прокурору стало известно о
нарушении прав совхоза, а со дня, когда у совхоза возникло право на иск"
// Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1985. N 10.
7. Постановление Президиума Верховного
Суда РФ от 27 декабря 2000 года // Текст документа официально опубликован не
был.
8. Абрамов Д., Беркович Е. Предъявление
прокурором заявлений в интересах неопределенного круга лиц // Российская
юстиция. 2001. N 9. С. 38.
9. Гражданский процесс. Учебник / Под
ред. В.А. Мусина, Н.А. Чечиной, Д.М. Чечота. М.: Проспект, 2001.
10. Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М. К.
Треушникова. - М., 2003.
11. Гражданское процессуальное право России / Под ред.
М.С. Шакарян. М.: Юристъ, 2002. С. 137.
12. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов /
Под ред. Н. Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1987. - С.
92
13. Похмелкин В. Участие прокурора в рассмотрении
гражданских дел - юридический атавизм // Российская юстиция. 2001. N 5. С. 6.
14. Степина Л. Проект ГПК РФ и роль прокурора в
гражданском судопроизводстве // Законность. 2001. N 7. С. 40 - 43.