Факторы, влияющие на развитие туризма
Оглавление
Введение. 3
Теоретические
аспекты исследования проблем отечественного туризма. 5
1.1.
Анализ основных понятий туризма, относящихся к проблематике исследования 5
1.2.Основные
группы факторов, влияющие на развитие туризма. 10
Заключение. 29
Список
использованной литературы.. 30
Туризм, будучи одной из высокоприбыльных
сфер вложения капитала, продолжает уверенно удерживать свои позиции. Со стороны
потребителей туристского продукта наблюдается возрастание спроса. Туристские
организации совершенствуют свою инфраструктуру для более полного удовлетворения
потребностей населения в путешествиях.
По прогнозам Всемирного
совета по туризму и путешествиям Россия в предстоящие 10 лет переживет бум
инвестиций, войдя в тройку мировых лидеров. Более того, Россия имеет все шансы
стать новой туристической меккой, а в 2007-2014 годах наша страна выйдет на
второе место в мире по инвестициям в туристическую отрасль. При этом уже в 2006
году количество туристов удвоилось. Особый оптимизм в отношении перспектив
России на арене мирового туризма вселяет бурный рост числа новых рабочих мест в
отрасли (седьмое место в мире).
Многие государства
формируют основу национального бюджета за счёт доходов от туристической
деятельности национального рынка туристических услуг.
В то же время специалисты
признают, что у России еще много проблем, связанных с низким уровнем развития
туристической инфраструктуры. Это серьезно замедляет развитие туристического
рынка и поэтому на сегодняшний день отдача от потенциально огромного
российского рынка туристских услуг весьма скромная.
Современные условия
функционирования туристских фирм делают необходимым создание более совершенных
систем управления, обеспечивающих их устойчивое развитие и рост реализации
услуг в условиях неопределенности рыночной среды и адаптированных к требованиям
формирующегося рынка туристских услуг.
Важно отметить также, что
туристический рынок на современном этапе характеризуется высокой конкуренцией,
поэтому в настоящее время особенно актуальным является изучение маркетингового
планирования в туристической фирме, разработки стратегий увеличения объёмов
реализации предлагаемых услуг, особенная роль в которых отводится рекламе.
В условиях мирового
финансового кризиса российские туроператоры не ожидают каких-то непоправимых
изменений на туристическом рынке страны. Специалисты отрасли уверены, что
предыдущее увеличение выездного и внутреннего турпотока было связано с общим
ростом благосостояния россиян. Ожидается, что этот рост продолжится сразу после
кризиса. Об этом говорит и статистика: при общем населении России около 140 млн
человек, за границу выезжают не более 10 млн, из них с целью туризма – не более
7,5 млн, так что потенциал для роста туризма огромен.
К началу XXI века туризм превратился в глобальное
социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере влияющее на
мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира.
По мере развития мировой экономики, расширения объемов
международной торговли, совершенствования средств транспорта, связи, повышения
интернационализации и глобализации мирового хозяйства увеличивается количество
и разнообразие контактов и поездок граждан. Соответственно повышение уровня
развития культуры, науки, образования способствует росту международных поездок
не только по хозяйственным, но и культурным, политическим целям. Повышение
благосостояния населения разных стран, увеличение количества свободного
времени, а также необходимость полного восстановления человеческого фактора
способствуют росту поездок с целью отдыха.
По оценкам зарубежных специалистов, в 2007 г. на сферу туризма и путешествий во всем мире приходилось 11,8 % мирового объема ВНП, 9,8 %
мирового количества рабочих мест, 12 % мирового объема инвестиций и 10,7%
мирового объема налоговых поступлений.[1].
Основная функция туризма - социальная. Развитие туризма
помогает решить проблему организации досуга населения, способствует сглаживанию
различий и предупреждению конфликтов в обществе, стимулирует формирование новых
связей между отдельными людьми и группами, повышает образовательный и
культурный уровень населения, приводит к распространению культурных ценностей.
Человек постоянно находится в стрессовых ситуациях, а это
приводит к истощению, быстрому изнашиванию организма. Для того чтобы пополнить
свои внутренние ресурсы, истощившиеся в ходе производственной деятельности и
при выполнении повседневных бытовых обязанностей, человек должен активно
отдыхать.
Система туризма решает важные задачи социальной сферы -
определение образа и уровня жизни людей, их благосостояния, потребления,
использования времени, а также оказывает положительное влияние на другие
отрасли народного хозяйства, стимулирует экономическое развитие территории, увеличивает
занятость местного населения.
Туризм - это многопродуктивная индустрия, непосредственно
связанная с большим числом секторов экономики. Экономическая эффективность
развития туризма на национальном и региональном уровне может оцениваться на
базе системы мультипликаторов, которые позволяют учесть не только прямые, но и
косвенные эффекты развития туризма: определить эффективность инвестиций
государственных или частных секторов в туристские проекты на национальных и
региональных уровнях, провести проверки относительных величин воздействия
различных видов туризма и выявить его влияние по сравнению с другими секторами
экономики.
Туристский рынок есть составная часть национального и
мирового рынка. В условиях рыночной экономики важным элементом деятельности
любого туристского предприятия выступает анализ конъюнктуры туристского рынка.
Более полное знание процессов, происходящих на рынке, увеличивает
конкурентоспособность.
Точное определение
туризма должно базироваться на следующих экономических характеристиках:[2]
·
туризм есть
результат передвижения людей по различным туристским маршрутам;
·
туризм всегда
включает в себя два элемента: путешествие в пункт назначения и остановка там;
·
путешествие
означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;
·
туризм - это
временное передвижение туриста по туристскому маршруту, то есть турист
возвращается через какое-то время к месту своего постоянного проживания;
·
туризм - это
путешествие, не включающее в себя деятельность по извлечению прибыли.
Современное определение
туризма, принятое ООН, заключается в том, что туризм - это активный отдых,
влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с
передвижением за пределы постоянного места жительства.
Законом РФ "Об
основах туристской деятельности в Российской Федерации" закреплено
следующее определение туризма:
"Туризм - временные
выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц
без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных,
профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия
оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания".[3]
Туризм характеризуется временным перемещением населения из
одного региона (района, города, страны) в другой, если оно не связано с
переменой места жительства и работы. Туризм - это удовольствие, связанное с
путешествием в целях отдыха, лечения, участия в культурных, научных или деловых
встречах.
Туризм как товар
реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и услуга, вообще, есть действие
определенной потребительной стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который
удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть
оказана либо вещью, то есть при помощи товара, либо в процессе функционирования
самого живого труда.
Указанные два способа
производства услуг обусловливают и два вида самих услуг. Первый вид услуг - это
такие услуги, которые опосредуются вещью, имеют дело с потребительским спросом.
Оказание услуг подобного рода по своему содержанию ничем не отличается от
процесса труда в материальном производстве; оно тождественно ему, поскольку
здесь налицо все пять элементов процесса труда: средства труда, предметы труда,
сам труд (то есть целенаправленная деятельность человека), технология и
организация. Это дает основание называть услуги первого вида материальными
(производственными).
Второй вид услуг - это
услуги, действие которых направлено непосредственно на человека или окружающие
его условия. Услуги этого вида не связаны с материальными продуктами, их
производство неотделимо от потребления. Создание этих услуг совпадает с их
потреблением. Данные услуги являются нематериальными (непроизводственными). К
ним относятся услуги по реализации туристских путевок, обслуживанию туристов в
гостиницах и предприятиях питания, организации концертных выступлений и т.п.
Как и любой товар, нематериальная услуга имеет потребительную стоимость и
стоимость.
Стоимость нематериальной
услуги эквивалентна затратам общественного труда, необходимого для их
производства.
Тур - комплекс услуг по
размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги
гидов- переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей
путешествия.
Кроме услуг туристы могут
покупать товары туристского назначения. Совокупность услуг и товаров
туристского назначения образует понятие "туристский продукт".[4]
По действующему
законодательству, туристский продукт - право на тур, предназначенное для
реализации туристу.
Туристский продукт
включает:
·
туры,
объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т.п.);
·
туристско-экскурсионные
услуги различных видов (размещение, питание, транспортные и др.);
·
товары
туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры, книги, туристское снаряжение
и т.п.).
Туристские хозяйствующие
субъекты выполняют три функции:[5]
производство туристского
продукта (производство товаров туристского назначения и оказание услуг
туризма);
реализацию туристского
продукта;
организацию потребления
туров и отдельных услуг туризма.
В процессе реализации и
организации потребления туристского продукта происходит обслуживание туристов,
так как деятельность по продаже и организации потребления - это процесс
обслуживания. Наличие этих трех функций позволяет объединить все туристские
хозяйствующие субъекты в единую отрасль "туризм".
До настоящего времени в
действующей классификации отраслей народного хозяйства отрасль туризма не имеет
четкого производственного и социально-экономического статуса. Это является
результатом несоответствия в современный период отраслевого принципа построения
классификационной схемы общественного производства условиям функционирования
рыночной экономики.
Осуществление
научно-технической революции ведет к тому, что старое понятие
"отрасль" как таковое постепенно размывается. Для рыночной экономики
характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование
диверсифицированных межотраслевых комплексов.
При растущей диверсификации общественного производства
критерием отрасли становится ее функциональная роль в удовлетворении
общественных потребностей, где в составе отраслей социальной сферы,
удовлетворяющих потребности населения в средствах потребления (товары и услуги,
вместе взятые), выделяется комплекс отраслей социально-бытовой инфраструктуры,
куда входит и туризм. Критериями отрасли уже становится не предметность
продукта, а его назначение. Поэтому туризм, где производятся как предметы
потребления (пища, сувениры и т.д.), так и услуги (размещение в гостинице,
обслуживание и т.п.), имеет в этом смысле единый функциональный критерий.
Место туризма в составе
отраслей народнохозяйственного комплекса нужно оценивать со следующих позиций.
Туризм - это
диверсифицированный, межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры.
Особенность туризма как
диверсифицированного, межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры
определяет двойственность назначения туризма в экономике страны.
Туризм создает новую
материальную ценность и реализует ее в форме услуг, а также выполняет и
реализует нематериальные услуги по обслуживанию туристов, поэтому имеет
производственные и непроизводственные функции.[6]
В истории туризма принято различать
четыре этапа:
1. до начала XIX в. — элитарный
туризм, зарождение специализированных предприятий по производству туристских
услуг;
2. XIX в. — Первая мировая война —
революционные изменения в развитии транспорта, создание первых бюро
путешествий;
3. период между двумя мировыми войнами
— начало становления массового туризма;
4. после Второй мировой войны —
современный этап — массовый туризм, формирование туристской индустрии как
межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма.
Первый этап определяется как
предыстория туризма. Так, в античные времена основными мотивами путешествий
являлись торговля, образование, паломничество, лечение. В Древней Греции
зародились спортивные поездки, когда на Олимпийские игры собирались жители со
всей страны. Ранние финикийцы плавали по Средиземному морю к берегам
сегодняшних Сирии и Ливана, размещая там свои колонии и развивая торговлю.
В средневековье усиливается
религиозный характер путешествий. Религиозные убеждения побуждали миллионы
верующих совершать паломничества к святыням: мусульман — в Мекку, христиан — в
Иерусалим и Рим. Средневековые церкви стали господствующими инстанциями и
единственной признаваемой властью в различных странах. Монастыри принимали
путешественников. Странноприимные дома, как разновидность гостиниц, содержались
религиозными орденами.
Эпоха Ренессанса и Просвещения
ослабляет религиозные мотивы и усиливает индивидуальный характер и
образовательную направленность поездок. Молодые дворяне нередко отправлялись в
своеобразные «гран-туры» по Европе, прежде чем вступить на поприще
профессиональной или политической деятельности. Англичане, например, маршрут
такого путешествия начинали в Лондоне, откуда ехали во Францию (с длительным
пребыванием в Париже), а затем — в Италию. Обратный их путь пролегал через
Швейцарию, Германию, Нидерланды.
До середины XIX в. путешествия были
не самоцелью, а необходимым условием и средством для достижения собственно цели
(торговля, паломничество, расширение кругозора), а также отличались
примитивными средствами передвижения.
Второй этап в истории туризма
характеризуется революционными изменениями в развитии транспорта. Изобретения
парохода, паровоза, сопровождавшиеся расширением сети дорог, обусловили большую
надежность и скорость передвижения при одновременном снижении расходов на путешествия.
Повышение качества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их
удешевлением, а также постепенное сокращение рабочего времени вызвали
существенное увеличение потоков путешествующих. В связи с этим возникли первые
предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На
смену скромным «комнатам для гостей» в домах священнослужителей, монастырях и
религиозных миссиях пришли первые гостиницы. К середине XIX в. индустрия отдыха
расширяет сферу деятельности. Появляются первые бюро путешествий, в задачи
которых входили организация туристских поездок и реализация их потребителю.
Классическим примером является групповой тур на отдых, организованный
англичанином Т. Куком в 1841 г. Комплекс услуг включал в себя двадцатимильную
поездку по железной дороге, чай и булочки в поезде, духовой оркестр. Т: Кук
создал (первоначально в Лестере, затем в Лондоне) первые бюро путешествий. В 1854 г. по их образцу К. Ризель открыл первое немецкое бюро путешествий в Берлине. Во второй половине
XIX в. туристские бюро были созданы во многих странах мира. Начиная с 1862 г. появляются первые каталоги туристских поездок, отразившие процесс расширения туристского
спроса.
Первая мировая война, Великая
депрессия 30-х гг. и Вторая мировая война оказали негативное влияние на
развитие туризма. Вместе с тем именно в период между этими войнами зарождается
массовый туризм (третий этап), расцвет которого приходится на послевоенные
десятилетия.
После Второй мировой войны туризм
приобретает действительно массовый характер (четвертый этап). Из предмета
роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых
стран. Формируется индустрия туризма со своими институтами, продуктом,
производственным циклом, методами организации и управления. Данный этап характеризуется
быстрым ростом количества путешествующих, увеличением числа туристских
предприятий и объемов их производства, массовым строительством средств
размещения, объектов туристской инфраструктуры. Особенностью современного
туризма является широкий международный обмен. При этом в спросе и предложении
на рынке произошли существенные изменения. Данный факт дает основание
утверждать, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый
дифференцированный. Если первый предполагает обезличенность услуг в расчете на
однородность потребностей и мотиваций туристов, то второй характеризуется
разнообразием предлагаемых услуг и достаточно I четко выраженной специализацией
туристского предложения. Трансформация конвейерного туризма в
дифференцированный совершалась одновременно с переходом от рынка продавца к
рынку покупателя.
В Русском государстве первые
путешествия диктовались познавательными, торговыми, политическими и
религиозными целями. ВIX в. княгиня Ольга посетила Византию. По мнению историка
СМ. Соловьева, важнейшими причинами, побудившими ее совершить путешествие, были
«любопытство посмотреть чудеса образованного мира» и престиж, так как
«возвышался тот, кто был в Константинополе». Вместе с христианством на Русь
пришла традиция паломничества. Основными местами «зарубежного» паломничества
были Палестина, Иерусалим, гора Афон, по русским землям - Сергиев Посад, Оптина
пустынь, Коренная пустынь и другие монастыри[7].
В 1468-1474 гг. тверской купец
Афанасий Никитин совершил знаменитое «хождение за три моря» - путешествие,
предпринятое для расширения рынков сбыта. Он побывал в Персии, Индии, а на
обратном пути посетил Сомали, Маскат, Турцию. Еще большее влияние на туризм
оказала эпоха Возрождения, когда начала бурно развиваться экономика, появились
новые ремесла, расширилась торговля между странами. Вместе с тем путешествия
требовали значительных финансовых средств, наличия юридических привилегий и
значительного объема свободного времени, поэтому путешествовать могли только
немногочисленные представители, наиболее богатых социальных групп. В XVII в.
стали популярны путешествия по Европе, связанные с желанием получить
образование. Они проводились в рамках «программы воспитания молодых
аристократов». В Англии маршрут такого путешествия начинался в Лондоне, вел во
Францию с длительным пребыванием в Париже, затем - в Италию: Геную, Милан,
Флоренцию, Рим. Обратный путь пролегал через Швейцарию* Германию, Нидерланды.
Путешествия способствовали налаживанию хозяйственных и политических контактов
аристократической молодежи со знатными иностранными семействами.
Первооткрывателями Альп как объекта туризма, в том числе зимнего, а также
изобретателями зимних видов спорта были англичане, гораздо позже к ним
присоединились французы и американцы.
Считается, что дворянской и аристократической
молодежи XVII и XVIII вв., путешествовавшей не только ради образования, но и
для развлечений и удовольствия, может быть присвоен статус туристов. Поездки за
границу с целью приобретения знаний, расширения кругозора в России практикуются
с конца XVII в., начиная с правления Петра I. Пример показал сам Петр, совершив
в 1697-1699 гг. путешествие в составе Великого московского посольства в страны
Западной Европы. Такие путешествия, во время которых происходило знакомство с
разными сторонами европейской жизни, значительно повлияли на развитие русской
культуры. Одним из результатов этого влияния стало обязательное изучение
дворянами иностранных языков. Екатерина II в сопровождении свиты и иностранных
послов пересекла всю западную часть Российской империи, проплыла по Днепру,
осмотрела города Херсон и Севастополь. Император Павел I вместе с супругой под
именем графа Северного путешествовал по Европе более года. Он побывал во многих
немецких городах, посетил Австрию, Нидерланды, Францию, Италию.
На формирование, территориальную
организацию и географическое распределение туристских потоков и маршрутов
влияют ряд предпосылок, условий и факторов.
Наличие благоприятных факторов
приводит к лидерству отдельных регионов и стран в мировом туризме, и, наоборот,
нежелательные факторы снижают туристский поток. При анализе ситуации в целях
объективной оценки следует как можно более полно установить их номенклатуру для
конкретного сегмента рынка.
Основные факторы, влияющие на
развитие туризма, можно разделить на две группы: статичные и динамичные.
Статичные факторы имеют неизменное во
времени значение. В эту группу входят природно-климатические, географические,
культурно-исторические факторы. Именно они и определяют в первую очередь
привлекательность мест отдыха. Не случайно южные регионы с теплым климатом
имеют положительное сальдо по статье «туризм/поездки», в то время как во всех
северных странах, будь то Россия или богатая Скандинавия, сальдо отрицательное.
Историко-культурные ресурсы приобретают все большее значение с ростом уровня
образования и познавательной потребности людей. В развитии туризма существенную
роль играет также ресурсный фактор. Наличие высокоценных, а нередко уникальных
природных и антропогенных рекреационных ресурсов позволяет осваивать район для
международного туризма.
Природные и культурно-исторические
условия повышенной привлекательности и комфортности являются ресурсной основой
для организации территориально-рекреационных систем международного класса. При
всей важности объектов истории и культуры в рекреационно-ресурсной
составляющей, природные условия и ресурсы занимают преобладающее место, являясь
одной из основных материальных предпосылок современной рекреации. Своеобразие
различных социально-экономических факторов и конкретные природные условия
формируют «туристскую специализацию» отдельных туристских районов.
К динамичным факторам относятся:
политические, социально-демографические, финансово-экономические и
материально-технические.
Политическая обстановка в стране, по
существу, определяет все другие динамичные факторы. Кризисы, политическая
нестабильность, милитаризация экономики, безработица, ужесточение туристских
формальностей, скачки курса валюты и т. п. — это следствия политики
государства.
Изменения в демографической структуре
и социальном положении населения индустриально развитых и развивающихся стран,
новых индустриальных стран означают, что совершенно независимо от каких-либо
других факторов все большие контингента различных социальных групп населения
будут иметь желание, достаточно времени и средств для путешествий в рамках
национального и международного туризма. К этим изменениям относятся следующие[8]:
— старение населения;
— увеличение продолжительности жизни;
— формирование подвижного стереотипа
жизни населения;
— увеличение числа работающих женщин
и семей, в которых работают оба супруга;
— значительное увеличение доли
одиноких взрослых граждан практически во всех странах мирового сообщества;
— увеличение дохода;
— тенденция к более поздним бракам;
— вероятное опережение роста числа
супружеских пар без детей по сравнению с ростом населения в целом;
— либерализация и смягчение
иммиграционных, таможенных, валютных, пограничных и других административных
правил в государствах-членах ВТО;
— практически повсеместное увеличение
оплачиваемого отпуска и возможность его разбивки по частям в течение одного
календарного года;
— снижение возраста выхода граждан на
пенсию;
— доступность информации о
международном туризме и более широкие, чем прежде, возможности выбора страны.
Несмотря на то что общие темпы роста
населения в планетарном масштабе, по заключению экспертов ООН, замедляются,
одновременно увеличиваются контингенты возрастных групп граждан с большими
финансовыми возможностями и склонностью "к туристским поездкам как в
пределах своих национальных границ, так и в другие государства.
Следует особо подчеркнуть, что в
индустриально развитых странах продолжается сокращение численности лиц в
возрасте от 15 до 24 лет. Это закономерно и объяснимо: дети, появившиеся на
свет в период послевоенного бума рождаемости, перешли в другие возрастные
группы, что в сочетании с падением темпов рождаемости в 1960-х и 1980-х гг. и
увеличением продолжительности жизни привело к увеличению доли лиц среднего и
выше среднего возраста среди населения развитых и новых индустриальных
государств. Оценка обозримой перспективы относительно того, что наибольший рост
произойдет (и действительно происходит) среди возрастных групп, имеющих один из
самых высоких уровней дохода после уплаты налогов (т.е. от 35 до 54 лет),
означает, что перспективы для туристских фирм, занимающихся международным
туризмом, исключительно благоприятны, особенно для организации путешествий с
целью отдыха.
Рост общественного благосостояния
оказал положительное воздействие и на международный туризм. Увеличение оплаты
труда, предоставление рабочим и служащим различных социальных гарантий и льгот
расширили социальный состав туристов. Одновременно рост доли населения старше
65 лет также благоприятно сказывается на туристском бизнесе, прежде всего на
организации отдыха по дорогим турам. Продолжительность жизни во всех
индустриальных странах увеличивается, и, несмотря на снижение рождаемости,
показатели всемирного роста народонаселения хоть и медленно, но ползут вверх,
что с учетом понижения возраста выхода на пенсию привело к появлению туристов
так называемого «третьего возраста». Благодаря государственным и частным
системам пенсионного обеспечения и периодической индексации цен при инфляции
значительная часть пенсионеров может себе позволить совершать путешествия в
другие страны. Следует отметить, что, по наблюдению экспертов ВТО, современный
пенсионер образован, лучше обеспечен материально и более активен, чем
когда-либо ранее. С учетом такого заключения можно сделать вывод о том, что на
туристских рынках впервые в истории международного туристского бизнеса появился
новый потребитель туристских услуг — пенсионер, интерес которого
концентрируется в следующих основных позициях:
• совершать длительные туристские
путешествий с выбором наиболее привлекательных рекреаций;
• совершать поездки на значительные
расстояния от места своего проживания;
• выбирать маршруты с активной
культурной программой и отдыхом.
Практически во всех государствах
мирового сообщества значительно возросла доля женщин среди работающего
населения. Женщины в наше время выходят замуж и рожают детей значительно позже,
нежели это было два-три десятилетия назад. Такое положение женщин в современном
мире изменило общую картину туристской индустрии и превратилось в важный фактор
национального и международного туризма. Появился новый феномен делового
человека в туристском бизнесе: деловая женщина.
Тенденция увеличения
продолжительности оплачиваемого отпуска, а также деление его на две части
приводит к тому, что человек может совершать путешествия два раза в год и на
более долгий период времени, что помогает развитию туризма. По прогнозам
экспертов ВТО, следует ожидать, что при сохранении существующих темпов роста
населения в течение последующих 20 лет трудовые ресурсы в развивающихся странах
увеличатся на 700 млн человек. В то же время численность молодых трудящихся в
индустриально развитых странах останется неизменной или же несколько
сократится. В связи с этим предполагается, что произойдет значительное
смягчение иммиграционных процедур со стороны официальных правительственных
инстанций многих индустриальных стран для широкого доступа на их рынки труда
человеческого капитала. Это диктуется необходимостью поддержания определенного
уровня экономического роста производства и конкурентоспособности выпускаемой
продукции. Эти закономерные явления, полагают эксперты ВТО, окажут
непосредственное влияние на национальный и международный туристский бизнес, и
прежде всего:
— на увеличение числа туристских
поездок между родиной и странами, где работают мигранты — «иностранные
рабочие»;
— на появление продуктов и услуг в
национальном и международном туристском бизнесе, предназначенных специально для
этнических групп, которые на определенный период в силу тех или иных
обстоятельств оказываются оторванными от своей родной среды, языка, уклада
привычной жизни, вероисповедания и т.п. Экономический прогресс во все большем
числе государств, повышение в связи с этим благосостояния значительных
социальных групп населения, дополнительное свободное от работы время,
расширение возможностей для его более рационального использования открывают
неограниченные резервы для туристских путешествий с целью отдыха, лечения,
поиска приключений, удовлетворения познавательного интереса и т.д. Возрастает
спрос на поездки, находящиеся за пределами пиковых сезонов. Такие путешествия
как в пределах своих стран, так и за рубеж весьма привлекательны в первую
очередь для людей с физическими недостатками, инвалидов и пенсионеров.
Сейчас в общественном сознании
материальные блага отошли на второй план. Люди нуждаются в духовных ценностях,
в том числе в путешествиях, которые удовлетворяют их эстетические и
познавательные потребности. Интерес к туристским путешествиям обусловлен
желанием получить новые впечатления, усвоить положительный опыт, сравнить и
оценить условия и уровень жизни людей в разных странах.
К числу финансово-экономических
факторов, воздействующих на туризм, относятся улучшение (ухудшение)
экономической й финансовой ситуации, увеличение (снижение) персонального дохода,
возрастание (снижение) доли общественно выделяемых средств на покрытие расходов
на туризм и путешествия.
Материально-технические факторы также
имеют важнейшее значение для развития туризма. Наличие достаточных средств
размещения, предприятий общественного питания, видов транспорта и
функционального разнообразия рекреационных предприятий, соответствующих мировым
стандартам и вкусам людей, обеспечивает в совокупности большие по объему и
стабильные туристские потоки. На первый план в инфраструктурном комплексе в
последнее время вышла гостиничная индустрия. Наличие современной гостиничной
базы с разнообразными и качественными услугами — обязательное условие
конкурентоспособности на мировом рынке туризма. Кроме вышеуказанного деления,
воздействующие на туризм, факторы делятся на внешние (экзогенные) и внутренние
(эндогенные). К числу внешних факторов относятся все вышеперечисленные, кроме
материально-технических. К числу внутренних — факторы, действующие
непосредственно в сфере туризма. Это прежде всего материально-технические
факторы, а также факторы туристского рынка (процессы спроса, предложения и
распространения), сегментация рынка, координация деятельности в туризме и
процессы монополизации (усиление горизонтальных интеграции, т.е. рост
партнерских отношений крупных фирм со средним и малым бизнесом; вертикальные
интеграции через создание стратегических союзов; глобализация туристского
бизнеса и т.д.), кадры в туризме и частный туристский бизнес.
Рассмотренные выше факторы также
можно подразделить на экстенсивные, интенсивные и сдерживающие (негативные). К
экстенсивным относятся: рост численности работников, увеличение количества
вовлекаемых в оборот материальных ресурсов, строительство новых объектов
туризма и т.д. К интенсивным — повышение квалификации персонала, развитие
профессионально-квалификационной структуры, техническое совершенствование
материально-технической базы и т.д. К сдерживающим факторам, негативно влияющим
на развитие международного туризма, — кризисы, милитаризация экономики,
политическая и финансовая нестабильность, рост цен, криминогенная обстановка,
неблагополучная экологическая ситуация, ужесточение туристских формальностей и
др. Так, в некоторых туристских дедтинациях в последние годы значительно
возросла угроза жизни, здоровью и имуществу туристов. В то же время фирмы,
заинтересованные прежде всего в получении прибыли, не предоставляют своим
клиентам достаточной информации и практически не проводят работы по выявлению
регионов повышенной опасности, в том числе и с неблагоприятной криминальной
обстановкой. В результате туристы становятся жертвой внутриполитических
столкновений, терроризма, уголовных преступлений, а иногда даже попадают в
районы боевых действий. Информационный пробел пытаются как-то восполнить
правительственные учреждения, в частности министерства иностранных дел.
С экономической точки зрения
привлекательность туризма как составной части услуг — в более быстрой
окупаемости вложенных средств и получении дохода в свободно конвертируемой
валюте. Туристский бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства:
строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного
потребления, связи и т. д.
Данный бизнес привлекает
предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий
спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок
окупаемости затрат. В туристской индустрии динамика роста объемов
предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее,
чем в других отраслях. Временной промежуток между ростом спроса на туристские
услуги и появлением новых рабочих мест в туристском бизнесе минимальный.
В свою очередь, на
формирование потребностей оказывают влияние следующие факторы:
·
социально-демографические:
увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска и возможность использовать
время отдыха не только полностью, но и по две недели в году, старение
населения, возрастание доли одиноких людей, повышение активности женщин, и
увеличение числа поздних браков, сокращение рождаемости, развитие миграционных
процессов;
·
экономические:
общая экономическая ситуация в стране, уровень доходов на душу населения -
благосостояние населения, изменение валютных курсов, уровень деловой
активности, развитие международной торговли;
·
политические:
внутриполитическая стабильность страны, включающая в себя возможность
осуществления безопасного отдыха, что является наиболее значимым в условиях
стремительного роста терроризма, межнациональных конфликтов, расовой
дискриминации, для борьбы с которыми необходимо ведение комплекса таких мер,
как пропаганда, гражданское воспитание и учетом полинациональности общества,
активизация и совершенствование деятельности органов правопорядка, а также
проведение работы по созданию положительного имиджа страны, с точки зрения
безопасности и доброжелательности населения; культурно-психологические:
приоритеты в системе духовных ценностей, уровень образования, с которым связано
стремление к познанию нового, изучению культуры; становление глобального стиля
жизни вследствие таких процессов, как интернационализация, способствующая еще и
беспрепятственному доступу в другие страны, развитие процесса урбанизации,
который приводит к концентрации населения и формированию стереотипа подвижного
образа жизни, так как жители крупных городов остро чувствуют необходимость в
смене обстановки для восстановления физических и духовных сил, что подтверждают
и данные статистики, отражающие лидирующие позиции Центрального,
Северо-Западного и Уральского регионов с наиболее высоким процентом городского
населения;
·
научно-технические:
развитие коммуникационных технологий, позволяющих устанавливать контакты между
практически всеми районами мира, расширение общения и получения информации с
использованием глобальной сети Интернет, дающее возможность потребителю
тщательно изучать предлагаемые на рынке услуги и играть активную роль в
принятии решения об отдыхе, ведущее к персонализации обслуживания.
С целью получения
комплексной характеристики современного уровня развития туризма в стране с
учетом результатов деятельности государства по развитию данной сферы следует
более подробно остановиться на рассмотрении состояния и тенденций развития
нормативного правового регулирования, туристской инфраструктуры, подготовки
кадров, статистической базы, продвижения России как туристского направления на
внутреннем и международном туристских рынках, а также международном
сотрудничестве в сфере туризма.
К особенностям
российского туристического рынка можно также отнести следующее:
·
переизбыток
количества турфирм (около 20 тысяч по России, а в одной Москве зарегистрировано
и работает около 4500 турфирм разного калибра), что приводит к дополнительной
конкуренции на рынке и постоянному его расшатыванию;
·
недостаток
хороших кадров, которые 10-15 лет назад формировались в основном за счет
прихода энтузиастов из других областей, а в настоящее время полностью не
компенсируются из-за достаточно слабой системы подготовки и обучения
туристических кадров в России;
·
относительно
условное разделение фирм на туроператорские (призванные формировать туристический
продукт, обеспечивать его необходимыми местами в гостиницах и билетами) и
турагентские (призванные продавать готовый турпродукт клиентам). Это приводит к
дополнительному усилению конкурентной борьбы, довольно частому изменению
направлений работы и расширению сферы деятельности туроператоров.
·
высокая степень
зависимости региональных турфирм от Москвы в связи с необходимостью оформления
визовых документов и отправки львиной доли рейсов на основных туристических
направлениях через столицу;
·
отсутствие в
широких масштабах свободных финансовых средств для локализации последствий
непредвиденных ситуаций и формирования достаточных объемов блоков мест в
гостиницах и на авиарейсах.
В результате достаточно
стихийного и несбалансированного развития туристической отрасли только около
5-7% фирм можно отнести к категории среднего бизнеса, а основную часть – к
малому. Очень медленно развиваются специализированные туристические сети, среди
наиболее заметных (с числом точек продаж около 100) можно назвать лишь «Куда.ру»
и «Магазин горящих путевок». Именно в туризме наблюдается большая ставка в
работе на личные знакомства, а также на собственный опыт или мнение экспертов.
По большому счету, полноценной готовности рынка к широким маркетинговым
исследованиям еще нет, фирмы чаще всего обходятся собственными силами без
привлечения специализированных фирм.
Туризм постоянно
испытывает негативные последствия природных катастроф и участившихся
террористических актов, но для российского туризма этим все не ограничивается.
Ситуация осложняется тем, что за последние несколько лет уменьшения количества
туристических фирм не произошло, но в то же время не наблюдается заметного
увеличения объема потребительского рынка за счет тех, кто включает отдых в
разряд потребностей первой необходимости.
Однако сегодня можно
говорить и о некоторых положительных сдвигах:
·
налицо тенденция
увеличения доли туристов, отправляющихся в зарубежные поездки два и больше раз
в год (как правило, зимой и летом) – это важный признак качественных изменений
состава потребителей услуг на российском рынке турбизнеса;
·
увеличивается
доля туристов, прочно «прибившихся» к одной из туристических фирм и получивших
статус их постоянных клиентов, – это несомненные заслуги тех фирм, которые в
своей работе ориентированы на клиента. В настоящее время объем таких постоянных
клиентов составляет около 30-35% от всех туристов.
·
существенно
выросла доля тех россиян, которые при выборе варианта тура или турфирмы
пользуются не столько услугами рекламных объявлений, сколько советами друзей и
знакомых, на себе проверивших уровень и качество предлагаемых турфирмами услуг,
– это также на пользу успешно развивающимся компаниям, так как обеспечивает им
резерв клиентов.
Правда, последствия даже
таких положительных тенденций для многих турагентств прогнозируются не столь
оптимистичными: недостаточный приток новых туристов может только еще больше
усилить конкурентную борьбу за «своего» клиента среди турфирм, так как при этом
снижается число «неоприходованных» туристов, за которых можно вести активную
борьбу. Поэтому говорить о безмятежной жизни туристических фирм в скором
будущем пока не приходится.
В этих условиях
турагентства для укрепления собственных позиций, как правило, выбирают
одинаковые пути обеспечения выживания:[9]
·
расширяют спектр
своей работы (работа широким фронтом по многим направлениям, странам);
·
подбирают на
работу универсальных менеджеров, которые могут активно продавать любые
направления; более широко пользуются в интернете различного рода поисковыми
системами или сайтами операторов для быстрого доступа к актуальной информации
по турам (практически по всем существующим направлениям);
·
ориентируются на
работу с наиболее «продвинутыми» и сильными туроператорами.
Основная задача
турагентств – быть готовыми к любым возможным изменениям и построить свою
работу так, чтобы конечные результаты их работы минимально зависели от
локальных колебаний спроса на туристическом рынке.
В более тяжелой ситуации (в
стратегическом плане) оказываются туроператоры, которые для сокращения финансовых
рисков должны достаточно четко планировать свою деятельность на несколько
месяцев, полгода и год
К наиболее значимым
проблемам, требующим пристального внимания и серьезного подхода к их решению,
относятся недостаточное развитие туристской инфраструктуры и отсутствие, за
редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации
благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и
иных объектов туристского использования.
В настоящее время в нашей
стране значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении, так
как около половины гостиниц в нашей стране относятся к некатегорийным.
Вместе с тем предложения
по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только созданием
нового и реконструкцией существующего гостиничного фонда. Следует отметить
важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не
только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и
сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии
развлечений, объекты туристского показа и др.). Размещение вновь возводимых
туристских комплексов должно учитывать как параметры туристского спроса по
видам туризма, так и характер туристского предложения - наличие туристских
ресурсов, условий для кадрового обеспечения, в соответствии с экологическими
требованиями и экономической целесообразностью.
Главными препятствиями
для привлечения инвестиций являются отсутствие готовых инвестиционных площадок,
необходимые бизнес-структуры, наличие местных административных барьеров и
невыгодные условия аренды земли. Так, оформление земельного участка под
гостиницу часто требует огромного числа согласований и затягивается на два-три
года. Неурегулированными остаются вопросы использования рентных доходов в
личных целях (сдача жилья в наем под гостиничное использование).
Туризм помимо огромного
экономического значения играет большую роль в расширении границ взаимопонимания
и доверия между людьми разных религий и культур. Его деятельность не ограничивается
только торговлей товарами и услугами и поиском новых торговых партнеров. Она
направляется также на установление взаимоотношений между гражданами разных
стран для сохранения и процветания мира.
Задача развития туризма требует
решения множества сопутствующих задач, например развитие транспортной системы,
развитие системы общественного питания, улучшение имиджа, развитие
информационной инфраструктуры.
В рамках международной выставки
"Путешествия и туризм" / MITT, прошедшей в Москве, состоялся доклад,
в котором были выделены основные негативные факторы, мешающие развитию туризма
в России.
Развитию туризма в нашей стране
мешают несколько ключевых моментов. Во-первых, недостаток качественной
гостиничной инфраструктуры и профессиональных кадров. Многие менеджеры гостиниц
предпочитают брать людей "с улицы" и учить их самостоятельно, но ни в
коем случае не нанимать людей, работавших в гостиницах в советское время.
Считается, что они не умеют общаться с клиентами и переучить их невозможно. В
итоге настоящие профессионалы своего дела в гостиницах не работают.
Вторым важным фактором является
проблема транспорта. Во многих регионах нет нормальных дорог, а авиационные
перелеты слишком дороги. Третий фактор - мало благоустроенных объектов. Есть
ряд территорий, на которых по закону запрещена любая хозяйственная
деятельность. В итоге такие места просто приходят в запустение. В качестве
примера можно привести парк "Лосиный Остров". По оценкам экспертов,
если бы всего 2% его территории было отдано под коммерческие объекты, то это
полностью обеспечило бы содержание парка. Сейчас же территория фактически
заброшена и не всегда безопасна.
Конечно, въездной туризм существенно
ограничивает визовый вопрос, однако дело не только в визах. Большинство жителей
нашей страны не любят туристов и не радуются приезду гостей, что негативно
сказывается на развитии отрасли. Также небезопасна для приезжающих в нашу
страну милиция. Известны случаи поборов с туристов, осуществляемых
милиционерами. А если турист имеет восточную внешность, у него могут возникнуть
серьезные проблемы[10].
Список
использованной литературы:
1.
Биржаков, М.Б.
Введение в туризм /М.Б. Биржаков. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2008. – 320
с
2.
Васильев, В.В.
Менеджмент туризма / В.В. Васильев. – М. 2007 - 328 с.
3.
Гуляев, В.Г.
Организация туристской деятельности / В.Г. Гуляев. - М.:Нолидж,2003. – 312 с.
4.
Квартальнов, В.А.
Теория и практика туризма: Учебник / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и
статистика, 2006. – 672 с.
5.
Вавилова Е.В.
Издательство: Гардарики 2005 г. 160 стр.
6.
Вавилова Е.В.
Основы международного туризма Издательство: Гардарики 2005 г. 160 стр.
7.
Нечипоренко В.
Особенности маркетинговых исследований в туризме // «Маркетинг Про», № 6, 2007
8.
#"#_ftnref1"
name="_ftn1" title="">[1]
Биржаков, М.Б. Введение в туризм /М.Б. Биржаков. – СПб.: «Издательский дом
Герда», 2008. – 320 с