Содержание
Введение. 3
1.1.Использование
компьютерной техники в процессе развития и обучения дошкольников 6
1.2.Области применения
компьютерной техники для развития дошкольников 10
Глава 2.Особенности
формирования знаний об истории и развитие компьютерной техники у дошкольников. 19
2.1. Особенности
использования компьютерных игр для ознакомления с компьютером дошкольников. 19
2.2.Программа обучения
детей в компьютерно -игровом комплексе ДОУ.. 22
Заключение. 30
Список литературы.. 31
Введение
Тема
данной работы «Формирование у старших дошкольников представления об истории и
перспективах развития компьютерной техники».
Актуальность.
Необходимость производить
вычисления существовала всегда. Люди, пытаясь совершенствовать процесс вычисления,
изобрели всевозможные приспособления. Об этом свидетельствуют и греческий абак,
и японский себорян, и русские «щоты» и еще множество разнообразных устройств. В
XVII веке были созданы первые механические счетные машины, а в XIX веке они
получили широкое распространение. Самое удивительное устройство, названное
сначала электронно-вычислительной машиной (ЭВМ), а затем компьютером, подарил
человеку ХХ век.
Научно-технический прогресс,
набравший к концу ХХ в. головокружительную скорость, послужил причиной
появления такого чуда современности как компьютер и компьютерные технологии.
Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в развитии многих
отраслей промышленности, на порядок повысило мощь и эффективность военной
техники, внесло множество прогрессивных изменений в работу средств массовой информации,
систем связи, качественно изменило принцип работы банков и административных
учреждений.
Сегодняшние темпы компьютеризации
превышают темпы развития всех других отраслей. Без компьютеров и компьютерных
сетей не обходится сегодня ни одна средняя фирма, не говоря о крупных
компаниях. Современный человек начинает взаимодействовать с компьютером
постоянно - на работе, дома, в машине и даже в самолете. Компьютеры
стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании,
а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности
этих дорогостоящих кусков цветного металла.
Уже сегодня компьютеры
отвечают за наведение и запуск ядерных ракет, за банковские переводы
многомиллионных сумм денег и многие другие системы, ошибки в работе которых
дорого обходятся людям. К сожалению даже этим не ограничивается зависимость
человека от компьютера.
Компьютер, являясь самым
современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным
техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в
воспитании и общем психическом развитии дошкольников.
Психологи отмечают: чем раньше
ребенок познакомится с ЭВМ, тем меньше психологический барьер между ним и
машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да
потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а
именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного
возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с
учетом возраста и учебной направленности.
В связи с этим целью нашей работы
является: Рассмотреть
особенности формирования у старших
дошкольников представления об истории и перспективах развития компьютерной
техники.
В качестве объекта
исследования выступает компьютерная техника в ДОУ.
Предметом исследования является формирование у старших дошкольников представления об истории и
перспективах развития компьютерной техники.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по
теме исследования;
2. Рассмотреть особенности
использования компьютерной техники в процессе развития и обучения дошкольников;
3. Выделить области применения компьютерной
техники для развития дошкольников;
4. Рассмотреть особенности формирования знаний об
истории и развитие компьютерной техники у дошкольников;
5. Предложить программу по формированию знаний об
истории и развитие компьютерной техники у дошкольников.
Для решения поставленных задач
использовались теоретический анализ работ педагогов, психологов, методистов,
посвященных данной проблеме.
Структура работы: работа состоит
из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Компьютер
и дошкольники
1.1.
Использование компьютерной техники в процессе развития и обучения
дошкольников
В условиях современного развития
общества и производства невозможно себе представить мир без информационных
ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые.
Априори, что современное информационное пространство требует владения
компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.
На сегодня информационные
технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и
специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного
компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие
способностей ребенка.
В отличие от обычных технических
средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только
насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных,
соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные,
творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение
самостоятельно приобретать новые знания.
Компьютер — это не волшебная
палочка или ковер-самолет, которые за один час игры перенесут вашего ребенка в
новый мир и сделают сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные
игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны
взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект.[1]
Конечно, существуют определенные
правила, требования безопасности при работе с компьютером. В том случае, если
эти рекомендации выполняются, то можно быть совершенно спокойным за здоровье
детей: компьютер не принесет им вреда.
Играя на компьютере, ребенок рано
начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только
знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так
называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть
несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки,
схемы, слова или числа и т.д.
В процессе занятий детей на
компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают
непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить
тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым,
ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим,
так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только
ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
[2]
Занятия детей на компьютере имеют
большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их
моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться
нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру
рук, моторику детей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и
сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как
и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза.
Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы
нашему мозгу. [3]
Вот почему так важно формирование
моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и
моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на
компьютерах. Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая
деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования
таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание,
и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению
в школе. [4]
Способность компьютера
воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения,
звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные
позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые
принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет
качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену
непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал
обогащенного развития личности ребенка.
Поэтому в систему дошкольного
воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.
Практика показала, что при этом
значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень
познавательных возможностей.
Использование новых непривычных
приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает
непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.
Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход.
Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления
материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен
повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. [5]
Вне занятий компьютерные игры
помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных
занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или
отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для
интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития
мелкой моторики.
Компьютерные программы приучают к
самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей
помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а
автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной
работы с другими детьми.
Компьютер может войти в жизнь
ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует
своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме
игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом
поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до
определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно
эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру
дошкольника компьютера как игрового средства.[6]
В ходе игровой деятельности
дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические
новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к
прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.),
которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.
По сравнению с традиционными
формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
¾
предъявление
информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
¾
несет в себе образный
тип информации, понятный дошкольникам;
¾
движения,
звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
¾
проблемные
задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются
стимулом познавательной активности детей;
¾
предоставляет
возможность индивидуализации обучения;
¾
ребенок
сам регулирует
темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
¾
в процессе
своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе,
в том, что он многое может;
¾
позволяет моделировать
такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни
(полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
¾
компьютер
очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет,
пока он сам исправит их.[7]
Использование компьютера для
обучения и развития детей раннего возраста можно условно разделить на
непосредственное и опосредованное.
1. Опосредованное обучение и
развитие
а)Использование глобальной сети
Интернет
Современное образование трудно
представить себе без ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт
громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые
системы, электронные конференции становятся составной частью современного образования.
В Интернете можно найти информацию по проблемам раннего обучения и развития, о
новаторских школах и детских садах, зарубежных институтах раннего развития, наладить
контакты с ведущими специалистами в области образования.[8]
Поэтому в последние годы
наблюдается массовое внедрение Интернет не только в школьное, но и дошкольное
образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем направлениям
обучения и развития детей.
Интернет действительно становится
доступным для использования в образовательном процессе. Возможности,
предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач,
актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.
Во-первых, это дополнительная
информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.
Во-вторых, это разнообразный
иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации,
видеоматериалы).
В-третьих, в информационном
обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ
распространения новых методических идей и новых дидактических пособий,
доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня
дохода.
Использование Интернет-ресурсов
позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников
информационно емким, зрелищным, комфортным. Информационно-методическая поддержка в виде
электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к
занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к
занятию.
Интерес для воспитателей может
представлять электронная версия журнала "Дошкольное воспитание" -
#"#">Иллюстрированный словарь
для развития речи
- ресурс, адресованный как к педагогам, готовящим детей старшего дошкольного
возраста к школе, так и к самим дошкольникам. Он в основном предназначен для
увеличения словарного запаса детей; его можно использовать как дидактические
материалы при обучении детей чтению.[9]
Иллюстрированный словарь может
предоставлять педагогу следующие возможности:
¾
подбор
иллюстраций к заданной теме,
¾
подбор
иллюстраций к словам, содержащим конкретную букву в начале, в середине или в
конце слова,
¾
просмотр
отобранных иллюстраций и скачивание их на персональный компьютер.
Электронные альбомы предоставляют
педагогу следующие возможности:
¾
отбор
иллюстраций для скачивания (для распечатки),
¾
просмотр
отобранного,
¾
набор и
сохранение текстов рассказов, составленных по картинкам.
Электронные учебные пособия
предназначены специально для детей дошкольного возраста. Они помогут выучить
начертание букв и научиться читать. Данные разработки в полном объеме учитывают
психические и культурно-социальные особенности постижения детьми такого феномена
культуры, как слово и словосложение.
Поисковые системы сети Интернет предоставляют
педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам раннего
развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации для занятий.[10]
б) Использование компьютера для
ведения документации.
Компьютер может оказывать
неоценимую услугу воспитателям и "продвинутым" родителям по
составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов,
вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем,
результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику
развития ребенка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты
несопоставимы.
Немаловажный аспект использования
компьютера - это ведение базы данных по книгам. На сегодня появилось
очень большое количество книг по воспитанию и развитию детей, многие книги
отражают комплексные подходы в обучении, другие отражают развитие какого-то
определенного качества, дифференцируя возрастные категории и др. Без базы
данных трудно ориентироваться в литературе.
2. Непосредственное обучение.
а) Использование развивающих
компьютерных программ
Возможности компьютера позволяют
увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся
экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие
на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается
напряжение.
Но на сегодня, к сожалению,
существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые
предназначены для детей данного возраста.
Американские специалисты выделяют
ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:
¾
исследовательский
характер,
¾
легкость для
самостоятельных занятий ребенка,
¾
развитие
широкого спектра навыков и представлений,
¾
высокий технический
уровень,
¾
возрастное
соответствие,
¾
занимательность.[11]
Существующие на рынке обучающие
программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:
¾ Игры для развития памяти, воображения, мышления и
др.
¾ "Говорящие" словари иностранных языков с
хорошей анимацией.
¾ АРТ-студии, простейшие графические редакторы с
библиотеками рисунков.
¾ Игры-путешествия, "бродилки".
¾ Простейшие программы по обучение чтению,
математике и др.
б) Использование
мультимедийных презентаций
Мультимедийные презентации позволяют
представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов,
наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить
информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память
детей.
Цель такого представления
развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразов.
Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения,
высвобождает ресурсы здоровья детей.[12]
Использование на занятиях
мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на
основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти,
мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических
взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
Компьютерные игры учат детей
преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать
результаты. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои
действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех
играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом,
компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и
воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность,
усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая
тем самым его отношение к окружающему миру.
Компьютерные игры в отечественной
дошкольной педагогике - одна из самых новых и актуальных проблем. В настоящее
время на современном рынке программные средства для дошкольного образования
представлены в широком многообразии. Из их числа необходимо выбрать компьютерные
программы для дошкольников, которые должны иметь положительную нравственную
направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия. Особый
интерес вызывают программы с элементами новизны, сюрпризности, необычности.
Из числа данного вида программ
можно отметить разработки комплекса «КИД/Малыш». Но ввиду удаленности от
областных сервисных центров и недоступности данного комплекса, чаще всего
приходится применять более доступные программные средства, отвечающие
требованиям к компьютерным играм, применяемым в дошкольном образовании.
Существует множество современных
программ, специально предназначенных для обучения отдельным предметам:
математике, развитию речи, родному и иностранному языку и т.д. Есть также
развлекательные программы, не содержащие педагогических знаний, но которые
также могут эффективно применяться в образовательных целях благодаря
разнообразным методическим приемам. [13]
Введение компьютера в систему
дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения
интеллектуального, эстетического, нравственного и физического развития
ребенка. Широкое внедрение компьютера повысит общий уровень воспитательно-образовательной
работы в детских учреждениях. Компьютер является сложным объектом познания, что
предъявляет более высокие требования к организации деятельности ребенка.
Становясь средством познания, компьютер способствует психологическому развитию
ребенка, закреплению уже сформированных знаний и навыков, познанию нового,
реализации потенциальных творческих возможностей, развитию фантазии, самостоятельности.
Особое значение для развития дошкольника имеет его ведущая деятельность -
игра, поэтому компьютеры в детском саду используются, прежде всего, как средство
игры, как новая, сложная, интересная и управляемая самим ребенком игрушка, с помощью
которой он решает самые разнообразные игровые задачи. Компьютерные игры не
изолированы от педагогического процесса дошкольного учреждения. Они
предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные
игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический
процесс новыми возможностями.
«Диалог» с персональным
компьютером никогда не должен становиться диалогом с машиной как «персоной»,
поэтому процесс освоения ребенком компьютера как средства осуществления
человеческой деятельности оборачивается не прямой связью «ребенок -
компьютер», а опосредованной - «компьютер - ребенок - цель».
Занятия по ознакомлению с
природой направлены на уточнение, расширение и систематизацию представлений
детей взаимосвязи растений и животных с внешней средой. В системе формирования
отношений детей к природе большое место занимает развитие познавательного
интереса к природе, а также эстетических чувств, связанных с ее красотой.
В ходе занятий по ознакомлению с
природой детям может быть предложена игра «Приключения животных». «Приключения
животных» — обучающая программа в виде забавной и веселой игры позволит детям
лучше познакомиться с миром живой природы. Эта игра представит на экране монитора,
животных с разных уголков земного шара, которых дети не видели даже в зоопарке.
[14]Слоны, мартышки, змеи,
жирафы, бобры, осьминоги, летучие мыши - и множество других самых разных и
экзотических зверей. Дети узнают много нового не только о том, как выглядят
эти животные, но и как они живут, узнают про их жизнь в дикой природе, их
повадки и привычки. Они смогут сами помочь бобру выстроить платину на реке, и
обустроить его «хатку»; совершат «ночное путешествие» с летучей мышью в поиске
питания; узнают «подземный мир» муравьев.
Занятия по обучению грамоте
нацелены закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги и производить
звуковой анализ слов - это становится основой для ознакомления детей с буквами
и обучения чтению. Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные
средства: схему звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков
в слове. Понимать и использовать в речи термин «предложение», составлять предложение
из 3 - 4 слов, делить предложение на слова, называя их по порядку. Всему этому
может помочь игра «Веселая Азбука». «Веселая Азбука» - это первое знакомство
со звуками и буквами, она объяснит и поможет закрепить, что такое слоги, и как
из них составлять слова. Игра содержит упражнения, с помощью которых дети без
труда смогут научиться читать.
Например, одно из заданий в игре
«Веселая Азбука»: компьютерные картинки знакомят детей с буквами русского
алфавита, при этом каждой букве соответствует определенная картинка. На экране
появляются четыре картинки и буква, на которую начинается предмет,
изображенный на одной из картинок. В ходе игры ребенок должен найти правильную
картинку.
Занятия по развитию элементарных
математических представлений направлены, прежде всего, на развитие
познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать,
выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы,
выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Для этого
следует вовлечь детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на
занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность вне занятий,
основанную на самоконтроле и самооценке. Применение компьютерных игр особенно
важно на данных занятиях. Они помогают в простой, наглядной форме, на основе
конкретной модели осознать и усвоить тот материал, который был дан детям на
занятиях.
Первое знакомство с миром
математики станет приятным и интересным с помощью игры «Планета чисел». Эта
игра научит детей 3-7 лет распознавать цвета и фигуры, сопоставлять размеры,
высоту, расстояние, выполнять простые логические задачи, поможет формированию
навыков счета в пределах десяти, знакомству с порядковыми числительными,
знакомству с понятиями «первый», «последний», «сложение» и «вычитание». Игры:
«Сравни и заполни», «Игра с одним обручем», «Заполни пустые клетки» познакомят
детей с классификацией фигур по 2 и 3 свойствам (цвету, форме, величине),
помогут закрепить отношения «больше», «меньше», «равно», находить
отличительные признаки.
Говоря об использовании
компьютера детьми, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно
сделать ограничения занятий с ПК по времени, но непроизвольное внимание у детей
данного возраста очень мало (10-15 минут), поэтому, как правило, дети не могут
долго находиться за компьютером. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте
двигается 70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о
"засиживании" за компьютером не актуален.[15]
Итак, использование средств
информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка
раннего возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной
работы, откроет новые возможности раннего образования, а для этого важно
формировать у детей знания о истории и перспективах развития компьютерной
техники.
Игра – это деятельность познавательная, она представляет собой своеобразную
практическую форму размышления ребенка об окружающей его природой и социальной
действительности. Благодаря особенностям игровых средств отображения
действительности, ребенок в игре впервые приобщается к абстрактному мышлению. [16]
Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. [17]
В чем же польза от компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто
дидактическими или сюжетными играми?
¾
Компьютерные
технологии избавляют как педагога, так и ребенка от тяжелой рутинной работы.
¾
Кроме того,
они открывают новые возможности использования педагогических приемов в
традиционной коррекционной методике:
1. Подбирать материал разной степени сложности. Конкретному
ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует
его возможностям и задачам обучения.
2. С помощью простых действий во время занятия на компьютере можно
изменить меру трудности, характер задания, адекватные возможностям самого
“сложного” ребенка.
3. Делать “видимым” проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые
в традиционном обучении. Показать, как трансформировать выявленные проблемы в
специальные задачи обучения.
4. Формировать у ребенка процесс осмысливания собственных произносительных
навыков.
5. Сложное программное обеспечение имеет чрезвычайно простое управление.
6. Многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены
на компьютерную основу и получили как бы второе развитие. С точки зрения
специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить
методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.
¾
Занятие на
компьютере и для самого ребенка создает более комфортные условия для успешного
выполнения упражнений:
1. Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка
форму экспериментирования, моделирования, классификации сравнения.
2. Появляется возможность освоить детьми модели коммуникации с вымышленными
героями компьютерной программы, как основные для освоения межличностной коммуникации.
3. Ребенок учиться говорить правильно, стремиться исправить увиденную
ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
4. Во занятий с использованием компьютерной программы у детей
исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных
звуков, слогов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться
говорить правильно.
5. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
6. Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.
7. В зависимости от индивидуальных голосовых модуляций у каждого ребенка
всегда имеется возможность изменить чувствительность микрофона, чтобы картина
на экране двигалась только при определенной голосоподаче. [18]
8. У ребенка повышается мотивация в трудной для него работе над
произношением. Он учится с самого начала оценивать свои достижения в речи, сопоставлять
свое произношение с эталоном.
Таким образом, использование компьютерной программы повышает мотивацию
не только за счет игровой стратегии, на которой программа базируется, но и
потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых,
но и со стороны компьютера.
Компьютер — это действительно будущее. За последнее время компьютерный
рынок пополнился многообразными развивающими играми для детей. На сегодняшний
день они стали доступными для покупателя. Пока не всем семьям, но и не в каждом
детском саду или школе есть компьютеры, но видна тенденция компьютеризации
образовательного процесса.
Но все же в интересах наших детей, какие только препятствия мы не преодолеваем.
Многие игры так же, как и компьютеры, можно купить в специализированных
магазинах. Однако большинство родителей не в состоянии приобрести ни
собственный домашний компьютер, ни купить данные игры. Но записать ребенка в
кружок или найти детский сад или студию с компьютером, привести его к себе на
работу или на работу к кому-нибудь из знакомых могут практически все.
Можно порекомендовать и не очень дорогие игры. Такие ,как “Алик - скоро
в школу”, “Алик летние каникулы”, “Маленький искатель”, “Искатель в школе”,
“Искатель фантазер”, “Волшебный сундук”, “Поиграем с Тигрой”, “Рекс в детском
саду”, “Учимся анализировать”, “Незнайкина грамота”, “Развивайка для
первоклашек”. Кроме общеразвивающих игр существуют и специальные игры для
обучения детей чтению, русскому языку. Ценность этих игр в том, что они в более
наглядной (но не простой) форме представляют содержание данных предметов, что и
позволяет детям легко и быстро овладеть этим материалом. “Учимся читать”,
“Веселая азбука”, “Волшебный букварь”, “Баба Яга учится читать”, “Почитай-ка” и
др.
Но надо заметить, что к компьютерным играм надо подходить разумно,
избирательно и, конечно, творчески. Большая часть игр направлена на развитие
таких психических процессов, как памяти, внимания, воображения, восприятия,
мышления, развития зрительно-моторной координации. А, как известно, что данные
психические процессы являются психологической базой для развития речи и поэтому
эти игры с успехом можно применять в коррекционной работе с детьми, имеющими
общее недоразвитие речи. Прежде, чем предложить игру детям, необходимо хорошо
знать ее цели и содержание. А так как развивающих компьютерных программ много и
каждая программа имеет ряд игр - встала необходимость составить каталог с
аннотациями игр, чтобы было удобно их использовать при планировании
коррекционной работы с ребенком.
Наиболее практичными и разносторонними в применении для дошкольников
оказались игры “Алик - скоро в школу”, “Маленький искатель”, “Рекс в детском
саду”, “Учимся анализировать”.
Данные игры способствуют формированию произвольности, идеального плана
действий, координации движений, умению принять и выполнить задание,
познавательной мотивации, развитию у детей зрительной, слуховой памяти,
внимания, мышления, воображения, восприятия, способствуют активизации словаря,
закреплению цвета, формы, цифр, букв и др. [19]
Развитие этих качеств особенно важно для шестилетних детей, так как
именно они во многом и обеспечивают психологическую готовность ребенка к школьному
обучению.
Целью данной программы является формирование
и развитие знаний о истории и развитие компьютерных технологий, развитие способностей
детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий.
Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели, можно объединить в
следующие группы:
I. Ознакомительно-адаптационный
цикл.
Задачи:
¾
Познакомить детей с
компьютером, как современным инструментом для обработки информации:
¾
познакомить с историей,
назначением и устройством ЭВМ.
¾
Познакомить детей с правилами
поведения в КИК и правилами безопасной работы на компьютере.
¾
Преодолевать при необходимости
психологический барьер между ребенком и компьютером.
¾
Сформировать начальные навыки
работы за компьютером:
¾
познакомить с клавиатурой и
манипулятором "Мышь".
II. Образовательно-воспитательный
цикл.
Задачи:
1.
Формировать
навыки учебной деятельности:
¾
учить
осознавать цели;
¾
выбирать
системы действий для достижения цели;
¾
учить
оценивать результаты деятельности.
2.
Формировать
элементарные математические представления:
¾
совершенствовать
навыки счета;
¾
изучать и
закреплять цифры;
¾
проводить
работу с геометрическими фигурами;
¾
решать
простейшие арифметические задачи;
¾
развивать
умение ориентироваться на плоскости;
¾
закреплять
представления о величине предметов.
3.
Развивать
речь:
¾
расширять
словарный запас детей и знания об окружающем мире;
¾
формировать
звуковую культуру речи и грамматический строй речи.
4.
Развивать сенсорные
возможности ребенка.
5.
Формировать
эстетический вкус.
6.
Развивать
знаковую функцию сознания.
7.
Развивать
эмоционально-волевую сферу ребенка:
¾
воспитывать
самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;
¾
приобщать к
сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.
III. Творческий цикл.
Задачи:
1.
Развивать
конструктивные способности.
2.
Тренировать
память, внимание.
3.
Развивать
воображение.
4.
Развивать
творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное мышление; использовать
элементы развития эвристического мышления.
5.
Развивать
потребности к познанию.
Структура занятий.
Каждое занятие комплексное.
Оно включает в себя 3 этапа.
I этап - подготовительный.
Идет погружение ребенка в сюжет
занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы,
конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей.
Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки
зрительного, моторного аппарата к работе.
II этап - основной.
Включает в себя овладение
способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру
ребенка за компьютером.
III этап - заключительный.
Необходим для снятия зрительного
напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного
напряжений (физ. минутки, точечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс
физических упражнений, расслабление под музыку).[20] Занятия проводятся по
подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в первой половине дня.
Продолжительность каждого этапа
занятия:
1 этап - 10-15 минут,
2 этап - 10-15 минут,
3 этап - 4-5 минут.
После каждого занятия
проветривание помещения.
Для более эффективного, прочного
овладения знаниями программа строится на основе постепенного погружения в
обучающие блоки, обеспечивающие решение основных групп задач. Межблочными
переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и
игровые занятия. Работа на компьютере сопряжена с вынужденной сидячей позой.
Это весьма неблагоприятно влияет на организм ребенка и способствует его быстрому
утомлению. Утомление развивается потому, что костно-мышечная система детей 5-6
лет еще далека от функционального совершенства и плохо переносит физические нагрузки.
Вот почему важно, чтобы ребенок
сидел за компьютером правильно, в удобной для него позе. Правильная
рациональная поза важна еще и в связи с профилактикой зрительного утомления
ребенка, так как при работе на ПК приходится рассматривать предметы на близком
расстоянии и на фоне светящегося экрана монитора. К особенностям зрительной
работы детей за компьютером относится также и то, что им приходится довольно
часто переводить взгляд с экрана на клавиатуру ПК и обратно.
Следовательно, аккомодационный
аппарат глаза ребенка находится в состоянии постоянного напряжения. Для снятия напряжения
аккомодационного аппарата глаза разработан комплекс упражнений гимнастики для
глаз, доступные детям.
Однако, для повышения интереса к
упражнениям и качественного выполнения, их желательно проводить в игровой
форме.
Предлагаем пример занятия:
Задачи:
¾
Рассказать
кратко об истории развития средств вычислительной техники.
¾
Сформировать
представление о классификации ЭВМ.
¾
Ввести
понятие компьютер и его основных частей.
¾
Развивать
внимание, память, логическое мышление, умение делать выводы.
¾
Научить пользоваться
мышью (освоить основное действие мыши – щелчок).
¾
Научить
пользоваться клавиатурой (клавишами ввода данных).
Ход занятия:
I этап - подготовительный.
– Чем компьютер помогает людям?
– Где он применяется?
В ходе диалога анализируются и
обобщаются ответы детей, акцентируется их внимание на том, что компьютеры
сегодня мы видим в банках (прежде всего для выполнения сложных расчетов), на
вокзалах (чтобы подучить информацию о расписании поездов и ценах на билеты), в
библиотеках, в больницах и т.п.
II этап - основной.
– Когда же впервые заговорили о
создании вычислительной техники?
– История создания средств
цифровой вычислительной техники уходит в глубь веков. Она увлекательна и
поучительна, с нею связаны имена выдающихся ученых мира. Историки сходятся во
мнении, что именно Леонардо да Винчи был одним из первых, кто задумал о
необходимости создания устройств для облегчения вычислений.
– Работы по созданию ЭВМ после
второй мировой войны велись и в СССР. Так, в 1948 году Сергеем Александровичем
Лебедевым был предложен первый проект отечественной цифровой ЭВМ, а первые
образцы ЭВМ появились через несколько лет.
– В настоящее время ЭВМ можно
классифицировать по следующим видам:
Супер ЭВМ
научно-исследовательские лаборатории, институты)
Большие ЭВМ (банки, крупные
предприятия)
Мини-ЭВМ
Микро-ЭВМ (персональные
компьютеры)
– Более подробно мы сегодня
остановимся на изучении персональных компьютеров. Существуют следующие
разновидности ПК: настольные, портативные, карманные
– Зачем же, по вашему мнению,
нужен компьютер? (Рассуждения детей)
Физкультминутка (музыкальное
сопровождение)
Мы руками поведем –
Будто в море мы плывем.
Раз, два, три, четыре –
Вот мы к берегу приплыли,
Чтобы косточки размять,
Начнем наклоны выполнять –
Вправо, влево, вправо, влево.
Не забудем и присесть –
Раз, два, три, четыре,
На счет пять – за парты сесть.
– Из чего же состоит наш
компьютер?
Современный персональный
компьютер имеет пять основных узлов. Кроме того, к компьютеру можно подключить
любое дополнительное электрическое или электронное оборудование.
Системный блок – это главное
устройство компьютера. Системный блок содержит всю электронную начинку
компьютера, его “ мозг”. Основными элементами системного блока являются
процессор (выполняет программы, состоящие из команд) и память (хранит данные и
программы).
– Звуковые колонки, с помощью
этого устройства компьютер воспроизводит звук.
О следующем устройстве мы узнаем,
если выполним задание Необходимо в конце линии поставить букву, которая стоит
вначале –
– Клавиатура – устройство для
ввода данных в компьютер. С помощью клавиатуры в компьютер вводят текстовую
информацию и команды. Клавиатура компьютера – близкая родственница клавиатуре
пишущей машинки, только клавиш у неё больше. Клавиатура имеет следующие клавиши:
алфавитно-цифровые, функциональные, управляющие клавши и клавиши дополнительной
клавиатуры.
– Монитор компьютера – это
устройство для отображения информации, выводимой из компьютера. Монитор похож
на телевизор. Человек получает от него несколько видов визуальной информации:
текстовую, графическую, видео. Монитор так и называют – устройство вывода.
– Мышь – устройство ввода
информации в компьютер. Мышь – это небольшая коробочка с двумя или тремя
клавишами. Её легко удержать в руке. Вместе с проводом для подключения к
компьютеру это устройство действительно напоминает мышь с хвостом.
III этап -
заключительный.
Гимнастика для глаз
Компьютер - это наше будущее. Работа на нем
обучает детей новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки
информации. А умение получить необходимый для работы материал и быстро его
обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать
больше, но и лучше, точнее решать новые задачи. С другой стороны - нельзя
уповать только на компьютер. В развитии навыков реального общения компьютерные
навыки могут играть только вспомогательную роль.
Информатизация общего образования в нашей стране
уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь,
становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых,
но и средством обучения детей.
Использование современных компьютеров в работе с
детьми дошкольного возраста только начинается. В настоящее время это
обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного
образования.
Успех этих перемен связан с обновлением научной,
методической и материальной базы дошкольного учреждения. Одним из важных
условий обновления является использование новых информационных технологий.
Список
литературы
1.
Безменова, В. В. Компьютер и
дети / В. В. Безменова // Педагогический вестник. 1995.-4.
2.
Белавина И. Психологические
последствия компьютеризации детской игры // Информатика и образование. 1991. 4
3.
Белавина, И. Г. Восприятие
ребенком компьютерных игр / И. Г. Белавина // Дошкольное воспитание. 1993. - 3.
4.
Горвиц Ю.М. Зачем нужны
компьютеры в дошкольных учреждениях? // Информатика и образование. - 1994. - 3.
- -С.63-73.
5.
Горвиц Ю.М., Зворыгина Е.В.
Психолого-педагогические основы использования программно-методической системы
"КИД/Малыш" // Информатика и обрадрвание. 1996.2-4. Ч
6.
Горвиц, Ю. М. Компьютер и
детство / Ю. М. Горвиц // Компьютер-Пресс. - IVT 1991.
7.
Горвиц, Ю. М. Компьютеры для
детей: Психологические проблемы безопасности и комфорта // Психологический журнал.
1994. - 4.
8.
Горвиц, Ю. М. Развивающие
игровые программы для дошкольников / Ю. М. Горвиц // Информатика и образование.
1990. - 4.
9.
Зворыгина Е.В. Педагогические
подходы к компьютерным играм для дошкольников // Информатика и образование. -
1990. - 6. - С.94-104.
10. Ивакина И.О. О педагогических условиях развития
интеллектуальной активности дошкольников в компьютерных играх / И. О. Ивакина
//Дошкольное воспитание. 1995. - 12.
11. Иванова Е.О роли интереса при общении старших
дошкольников с компьютером /Е. Иванова //Дошкольное воспитание. 1994. - 11.
12. Использование компьютерных развивающих и обучающих
программ в системе дошкольного воспитания: Методические рекомендации. // Под
ред. С.Л.Новоселовой. --М.: 1989
13. Использование компьютерных развивающих и обучающих
программ в системе дошкольного воспитания: Методические рекомендации. Выпуск 2.
// Под ред. С.Л.Новоселовой. - М. 1989,
14. Краткий систематизированный каталог компьютерных
развивающих игр для детей от 3 до 9 лет // Ассоциация "Компьютер и
детство". - М. 1997.
15. Моторин В. "Воспитательные возможности
компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 - 57.
16. Новоселова СЛ. Проблема информатизации дошкольного
образования // Информатика и образование. - 1990. - 2. - С.93-96.
17. Новоселова СЛ. Психолого-педагогические аспекты
обоснования использования компьютерно-игрового комплекса в системе дошкольного
воспитания. / Проблемы компьютеризации дошкольного воспитания: Материалы
научно-технического семинара. Серия 9. Экономика и системы управления. Выпуск 2
(229). - М.: ЦНИИ "Электроника". - 1989. - С.8-11.
18. Новосёлова СЛ., Летку Г.П. Компьютерный мир
дошкольника. - М.: Новая школа, 1997
19. Новоселова СЛ., Петку Ф.П., Пашелите И.Ю. Новая
информационная технология в работе с дошкольниками. Применима ли она?
//Дошкольное воспитание. - 1989. -9. - С.73-76. -в этой статье написано про
опосредованную связь: не "ребенок -компьютер", а "ребенок - компьютер
- цель".
20. Новоселова СЛ., Реуцкая Н.А., Горвиц Ю.М.
Приглашаем к сотрудничеству// Информатика и образование. - 1990. - 2. -
С.92,93.
21. Петрова Е. "Развивающие компьютерные
игры". Дошкольное воспитание, 2000г., № 8, с. 60 - 68.
22. Узуев А. Интернет детям не игрушка // Компьютерра.
– № 26-27. – 1994.
23. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в
компьютерном веке. М.: "Гелиос АРВ", 2000г.
24. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В.
Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер
14. Психология. 1991. №3. С. 27-39.
25. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область
психологических исследований // Психологический журнал, 1999, том 20, №1, с
86-102.
26. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.