Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Франчайзинг

  • Вид работы:
    Другое по теме: Франчайзинг
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    27.03.2012 12:56:17
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Франчазинг как метод организации бизнеса
    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение. 3

    Франчайзинг как новое направление и перспективная форма бизнеса. 4

    1.1     Понятие, сущность и виды франчайзинга. 4

    1.2     Особенности развития франчайзинга в России. 11

    Заключение. 22

    Список использованных источников литературы.. 23

    Введение

    Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в России отмечается активное развитие франчайзинговых сетей.

    В научных исследованиях об особенностях развития франчайзинга в основном рассматриваются теоретические аспекты данной бизнес-технологии, специфические отличия от других товарно-распределительных структур и общие рекомендации, способствующие развитию франчайзинга в нашей стране. Однако в настоящее время практически отсутствуют исследования практики разработки и продвижения франчайзинга в туризме.

    Существенный вклад в исследование вопросов применения франчайзинга внесли следующие исследователи: В. Ананд, Дж. Брикли, Ф. Дарк, Ж. Дельтей, Р. Кейаз, Ф. Лафонтейн, М. Мендельсон, В. Мерфи, Я. Мюррей, С. Нортон, Дж. Стэнворт, Б. Смит, С. Шейн и др.

    Цель курсовой работы  – исследование теоретических аспектов франчайзинга в России на современном этапе.

    Для достижения указанной цели потребовалась постановка и решение следующих задач:

    ·   Раскрыть понятие, сущность и виды франчайзинга;

    ·   Исследовать особенности развития франчайзинга в России       ;

    Объект исследования: франчайзинг и франшизы компаний.

    Предмет исследования: процесс позиционирования франшиз на рынке, проблемы их продвижения.


     

     Франчайзинг как новое направление и перспективная форма бизнеса


     1.1     Понятие, сущность и виды франчайзинга


    В настоящее время во всем мире изменились внешние и внутренние условия производства, на смену индустриальному обществу пришло информационное, с его более жесткой рыночной конкуренцией. Опыт ведущих зарубежных компаний показывает, что сегодня для успеха на рынке умение правильно строить систему распределения и сбыта имеет колоссальное значение. Логика всех преуспевающих компаний базируется на том, что пока продукция не находит своего потребителя, ее вообще не стоит начинать производить. Вот почему сбытовая деятельность - один из важнейших элементов маркетинга. Сбытовую стратегию принято делить на интенсивную, избирательную и исключительную. Интенсивный сбыт предусматривает распределение и реализацию товаров посредством разветвленной сбытовой сети на основе протяженных и широких каналов. Избирательный сбыт основан на распределении и реализации товаров на основе специализированных и направленных каналов. Исключительный сбыт дает возможность использовать отдельных наделенных исключительными правами сбытовых посредников и обеспечивает дифференцированную направленность сбыта и его максимальную точность. Эту стратегию отличает более эффективное управление сбытом, особой формой которого является франчайзинг.

    Франчайзинг - это система ведения бизнеса, состоящая из двух основных компонентов: франчайзера, который лицензирует или продает свою торговую марку и франчайзи, который выплачивает франчайзеру первоначальную франшизную плату и затем текущие роялти за право ведения бизнеса.[1] При этом на практике речь, как правило, идет не просто о передаче прав на использование торговой марки или продукта. Очень часто франчайзер предоставляет возможность воспользоваться целой бизнес-системой, которая включает в себя рекламную политику, процесс производства товара и его продвижения на рынок, ноу-хау, различные бизнес технологии. Таким образом, франчайзи получает в свое распоряжение уже утвердившуюся и проверенную концепцию ведения бизнеса в совокупности с методологической, консультационной и рекламной поддержкой.

    Таким образом, основой франчайзинговых отношений является передача прав пользования торговой маркой. Торговая марка - объект интеллектуальной (промышленной) собственности компании. Будучи зарегистрирована в установленном порядке и пользуясь правовой защитой государства она становится товарным знаком. Популярная, наделенная определенным имиджем и пользующаяся предпочтениями покупателя марка - это брэнд, который способен приносить дополнительные доходы, то есть выступает особым видом капитала. Это один из нематериальных активов компании, имеющих стоимостную оценку и не являющихся физическими объектами[2]. Зачастую по стоимости нематериальные активы превосходят материальные и являются основным ресурсом компании в конкурентной борьбе. Создание сильного брэнда с большим капиталом дает компании определенные преимущества. Прежде всего, это повышает лояльность покупателей. Такое положение снижает уязвимость брэнда по отношению к действиям со стороны конкурентов или к рыночному кризису, создает благоприятную реакцию покупателей на увеличение или снижение цен, укрепляет торговое или посредническое сотрудничество и поддержку, способствует росту эффективности маркетинговых коммуникаций, а также открывает перспективы лицензирования и расширения брэнда. Создание сильного брэнда состоит из серии этапов, каждый из которых зависит от успешной реализации предыдущего. Первый этап — это обеспечение идентификации брэнда покупателями, а также ассоциации брэнда в их сознании с определенным классом товара или с их потребностями. Второй этап — осознание покупателем значения брэнда (через стратегическую связь осязаемых и неосязаемых ассоциаций с брэндом). Третий этап — формирование соответствующей реакции покупателей на идентификацию и значение брэнда. Четвертый этап — трансформация реакции на брэнд в сильное, активное, лояльное отношение покупателей к тому или иному брэнду[3].

    Мировой опыт доказал, что франчайзинг - это предоставление в долгосрочную аренду брэнд-капитала, которое дает возможность получения дополнительных доходов для расширения бизнеса. Если компания стремится к развитию на региональном, национальном или международном уровне, то потребуются дополнительные вложения на программу развития, эти фонды создаются за счет франчайзи, открываются возможности быстрого расширения рынков сбыта, увеличения объема продаж и укрепления репутации на существующем рынке. Франчайзинг позволяет потребителю больше узнать о продукте и услугах - это подъем престижа фирмы и ее товарного знака, признание со стороны клиентов, рост доверия к качеству.

    Для торгового и сервисного франчайзинга характерны «вертикаль­ные» отношения сторон по франшизному договору, когда франчайзер, сосредоточивший в своих руках изготовление продукции, выступает в роли верхнего звена технологической цепочки, а группа франчайзи, занимающихся распределением или сбытом продукции (а при необ­ходимости и ее послепродажным обслуживанием), образует нижние звенья цепочки.[4]

     Различаются четыре типичные «связки» — комбина­ции сторон по подобному франшизному договору, причем такие ком­бинации определенным образом соотносятся с этапными периодами истории франчайзинга.

    Так, первая из них характерна для начального периода развития франчайзинга, для отношений типа «изготовитель продукции—роз­ничный торговец». Впервые, как отмечалось, подобные комбинации возникли в автомобильной промышленности США между крупны­ми автомобилестроительными корпорациями и независимыми ди­лерами, принявшими на себя предпродажную подготовку автомоби­лей, снабжение запчастями, оформление продаваемых машин в уч­реждениях регистрации и учета и таким образом освободившими франчайзеров от рутинных забот, связанных со сбытом и эксплуата­цией продукции. Позже, в 1930-е годы, по этому же принципу («изго­товитель продукции—розничный распространитель») нефтяные ком­пании стали организовывать автозаправочные сети.[5]

    Вторая разновидность «вертикальных» франшизных «связок» воз­никает между изготовителем продукции и ее оптовым распространи­телем (дистрибьютором). Ближайший пример - это отношения меж­ду уже упоминавшимися изготовителями сиропов и концентратов безалкогольных напитков и оптовыми распространителями, которым уступается право бутилирования и дальнейшего продвижения про­дукции на рынках.

    Третья разновидность отношений возникает, таким образом, меж­ду оптовиком-дистрибьютором и розничными продавцами. Оптовик организует розничную франшизную сеть для доведения продукции до конечного потребителя, что позволяет ему максимально загрузить складские помещения, оптимально использовать транспортные сред­ства, распределительное оборудование и другие принадлежащие ему инфраструктурные объекты. В роли розничников—франчайзи в такой «связке» в США, например, выступали разъездные торговцы, вла­дельцы аптек, скобяных лавок и др.

    Наконец, четвертая разновидность франшизных отношений — это отношения между двумя розничными распространителями (торгов­цами), один из которых выступает в роли франчайзера, предоставля­ющего своему контрагенту-франчайзи фирменное наименование, торговую марку или иные средства индивидуализации. Типичными франчайзерами в такого рода «связках» считаются уже упоминавшие­ся флагманы индустрии питания — «Макдоналдс», «Пицца Хат», «Кентакки Фрайд Чикенс» и другие лидеры международных фран­шизных «империй» общепита. Франчайзи в таких связках представле­ны независимыми держателями разбросанных по всему миру одно­именных ресторанов, закусочных, кафе, гостиниц, мотелей и т.п. Так, франшизная система транснациональной корпорации «Макдоналдс» состоит из более чем 20 тысяч предприятий, размещенных во многих странах мира. В 1986 г. каждый из 56 крупнейших франчайзеров США располагал франшизной сетью численностью 1000 и более предпри­ятий—франчайзи..

    Быстрое распространение франчайзинга объясняется его гибко­стью и пластичностью, как всякого мелкого бизнеса (к тому же защи­щенного и подкрепленного фирменным именем и торговой маркой франчайзера), способностью быстро приспосабливаться к различной предпринимательской и правовой среде, к меняющимся условиям рынка и конъюнктуры. Франшизные звенья легко встраиваются не только в «вертикальные» технологические структуры франчайзера, но и в террито­риальные («горизонтальные») структуры сообщества, организуясь на ло­кальном, региональном, национальном и транснациональном уровнях. В частности, что касается международного франчайзинга, то можно выде­лить несколько его организационных форм и способов распространения.

    Так, основой для развития франшизной сети за рубежом может по­служить собственная фирменная сбытовая сеть иностранной компании, постепенно преобразуемая во франшизную за счет вовлечения в нее ме­стных, национальных франчайзи. Другой разновидностью является не прямой франчайзинг, когда франчайзер, не имея за рубежом собствен­ных, фирменных сбытовых звеньев, непосредственно организует в дру­гой стране франшизную сеть из местных франчайзи, снабжая каждого из них товарами или предоставляя услуги для дальнейшего продвиже­ния к конечному потребителю. Но для международного (и даже для межрегионального) франчайзинга прямые отношения «франчай­зер—франчайзи» не характерны Обычно между ними стоит промежу­точная, связующая фигура, в роли которой может выступать, например, дочерняя компания франчайзера, действующая в другой стране, кото­рой франчайзер передает права по формированию франшизной сети.[6]

    Субфранчайзинг находит широкое применение не только в между­народных франшизных отношениях. Франчайзеры прибегают к нему и в любых других случаях, когда по тем или иным соображениям для них перспективнее осваивать новые рынки или укреплять потенциал уже освоенных рынков, используя опорную фигуру субфранчайзера, создавая через его посредство «двухъярусную» франшизную сеть.[7]

    В роли субфранчайзера, помимо дочерней компании, может вы­ступать и совершенно независимое лицо, которому франчайзер пре­доставляет исключительную лицензию на открытие в данной стране собственных торговых точек либо создание субфраншизной сети, ли­бо на организацию одновременно того и другого «Главный» франчайзи выступает в этом случает в роли франчайзера во исполнение всех целей и намерений последнего.

    Одним из популярных способов развития франчайзинга является учреждение фигуры зонального распространителя (area developer) - лица, которому франчайзер предоставляет право открывать в отве­денной для него зоне и по согласованному графику как собственные, так и субфраншизные торговые точки. Исключительные права рас­пространителя во многом сходны с правами «главного» франчайзи. Но распространитель, согласно различным оценкам, встречающимся в литературе, является собственником и оператором зонального «кус­та» торговых точек, для чего он получает от франчайзера генераль­ную лицензию. Его услуги оплачиваются либо за счет специальных взносов франчайзи, входящих в зону ответственности распространи­теля, либо за счет отчислений франчайзера из получаемых им поступ­лений от франчайзи. От распространителя требуется организовать «эксплуатацию» выделенной для него территории в качестве фран­чайзи либо провести субфраншизные операции.

    Выбор франчайзером той или иной схемы развития франшизной сети за рубежом зависит отряда финансово-экономических факторов (в том числе не в последнюю очередь от особенностей налогообложе­ния в чужой и в своей стране), уровня развития рыночных отноше­ний, местных культурных традиций, обычаев и др.[8]

    Международный франчайзинг в ближайшее время будет развиваться еще более быстрыми темпами, охватывать новые отрасли экономики и вытеснять прочие правовые формы ведения бизнеса. Франчайзеры ищут потенциальных франчайзи в зарубежных странах, в том числе и в России, а многие частные лица и фирмы активно ищут франчайзеров из других стран, чтобы приобрести их лицензию и права, при их финансовой поддержке, на их технологиях производства и обслуживания делать свой прибыльный бизнес.

    Для российской экономики франчайзинг является относительно новым явлением, но в последнее время появились потенциальные возможности и предпосылки для его внедрения благодаря очевидным преимуществам этого метода в борьбе за географическое расширение рынков сбыта, снижение рисков по ведению бизнеса и увеличение узнаваемости брэнда.

     1.2     Особенности развития франчайзинга в России

    При анализе деятельности предприятий, применяющих франчайзинг для развития бизнеса, в первую очередь следует учитывать, что мировой опыт применения франчайзинга насчитывает более 100 лет, в России же он только начинает свое развитие. Начало использования франчайзинга было обусловлено становлением на российском рынке цивилизованных отношений, что с необходимостью требовало применения новых методов ведения бизнеса.

    В бизнес-терминологию России термин «франчайзинг» был введен около 13 лет назад во многом благодаря известному российскому предпринимателю Владимиру Довганю, который первым попытался внедрить на российском рынке франчайзинг. К сожалению, первое предприятие, сделавшее попытку применить франчайзинг на российском рынке, потерпело фиаско.

    Активное развитие данной формы ведения бизнеса началось лишь около восьми лет назад.

    На сегодняшний день франчайзинг активно внедряется в отечественную экономику, но до сих пор в российском  законодательстве отсутствует стандартизированный термин «франчайзинг», что, как будет видно из текста статьи, создает преграды для развития признанной во всем мире бизнес-технологии.[9]

     Элементы, присущие франчайзингу, позволят:

    ·  повысить общую культуру предпринимательских отношений;

    ·  усилить правовую защищенность малого предпринимательства;

    ·  создать новые рабочие места;

    ·  инициировать разработку новых идей, методов и технологий в малом бизнесе;

    ·  повысить эффективность положительного государственного влияния на развитие тех или иных видов деятельности и на малое предпринимательство в целом;

    ·  построить комплексную систему практического обучения для малого предпринимательства без создания каких-либо специальных учебных структур и программ;

    ·  привлечь значительные иностранные инвестиции в российскую экономику.

    Ситуация, сложившаяся на рынке на сегодняшний день, позволяет с уверенностью говорить о том, что в данный период наблюдается ускоренный рост применения бизнес-технологии франчайзинга на отечественном рынке товаров и услуг. Максимально эффективному развитию франчайзинга на российском рынке способствует созданная инфраструктура, как обеспечивающая консультирование субъектов франчайзинга, так и осуществляющая пропаганду франчайзинга в качестве эффективного метода ведения бизнеса. Основная роль по выполнению вышеперечисленных функций принадлежит Российской ассоциации развития франчайзинга (РАРФ) и Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), которые регулярно проводят конференции и семинары с целью создать благоприятную информационную среду, способствующую развитию франчайзинга в России.[10]

    Количество организаций, заявивших о совеем развитии в форме франчайзинга увеличилось с 50 в 2001 году до 750 в 2008 году, что характеризует востребованность этого формата в России. Только в 2008 году количество франшиз по сравнению с 2007 годом возросло более, чем на 40%.

    Структура рынка франшиз в России в 2008 году представлена на рис.


    Рис. 1 Структура рынка франшиз , 2008 год[11]


    По всем указанным секторам в 2008 году произошёл существенный рост:

    На 52,5% по торговле непродовольственными товарами

    27,3% по продовольственной торговле

    30,1% по сектору общественного питания

    25% по услугам.

    Вместе с тем в 2008 году имело место некоторое сокращение доли услуг.

    В каждом государстве также существует своя специфика, что связано с социально-экономическими, культурно-психологическими, правовыми и другими факторами. Например, потребности населения в определённы товарах и услугах, и тенденции развития той или иной отрасли в общем влияет на  структуру франчайзинга.



    Рис. 2 Структура рынка франшиз, 2008 год (% занимаемой доли рынка)[12]

    Как видно из рис. 2 сектор торговли продуктами питания не занимает ведущего места в структуре  франчайзингового рынка. Наиболее приемлемым для франчайзинга является сектор специализированной торговли с ограниченным ассортиментом товаров.

    В 2008 году в России наблюдались положительные тенденции в сфере услуг. По данным статистики на ноябрь 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007, объём платных услуг, оказывемых населению возрос на 104,1%. В  2008 году применение концепций франчайзинга в этом секторе стало популярным.

    Структура рынка франшиз в этом секторе представлена на рис. 3

    Наибольшее количество франшиз  было в секторе услуг для бизнеса: консалтинг, реклама, обслуживание компьютерного оборудования и др. также хорошо представлены на рынке такие услуги как парикмахерские, салоны красоты, фитнес центры. Сохранил свои позиции туристический сектор.


    Рис. 3 Структура рынка франшиз в сфере услуг России, 2008[13]

    Рис. 4 Рост рынка франшиз в сфере услуг, 2008/2007[14]

    В России пракетически отсутствуют сети, осуществляющие развитие с использованием только концепции франчайзинга. В России также как и других странах преобладают смешанные сети, т.е. сочетающие в себе расширение на другие территории с помощью собственны точек  и независимых предприятий (франчайзи). (рис. 5)

    Рис. 5 Структура франшизных сетей[15]

    Анализ франшиз, функционирующих на российском рынке, показывает отсутствие единого подхода к регулированию отношений посредством франчайзинга, присущего для зарубежных франшиз.

    Несовершенство законодательства, заключающееся как в отсутствии понятия «франчайзинг» в правовой базе России, так и в желании ряда законодателей поставить знак равенства между понятиями «франчайзинг» и «коммерческая концессия», а также спонтанность  в развитии российского рынка вынудили ряд иностранных франчайзеров (правообладателей) либо вообще отказаться от применения франчайзинга на российской территории, либо потребовали разработки новых условий для внедрения бизнес-схемы франчайзинга на российский рынок.

    Наилучшим примером, иллюстрирующим описанную выше тенденцию, можно назвать опыт двух главных конкурентов мирового рынка в области фаст-фуда: рестораны быстрого питания МcDonald’s и рестораны быстрого обслуживания SubWay.[16]

    Лидер мирового франчайзинга — компания МcDonald’s — отказался от продажи франшиз на территории России и доказал правильность своего выбора успешным функционированием здесь в течение последнего десятилетия. Примечательно, что мировая сеть McDonald’s насчитывает более 29 тысяч ресторанов, из которых только 15% принадлежат самой корпорации — остальные работают как франчайзи, т.е. при внедрении на региональных рынках руководство компании преимущественно использует организацию бизнеса за счет создания новых франшизных точек, а не внедрения корпоративных. Выбор иной концепции для российского рынка можно объяснить следующим обстоятельством: если в начале 90-х годов в российском МcDonald’s не думали о франчайзинге потому, что только начинали создавать местную систему дистрибуции, то теперь франчайзинговая схема работы в России для компании просто неактуальна.

    Для компании SubWay обязательным условием для начала переговоров с возможным  франчайзи из России стало наличие собственного или арендованного на долгосрочный период помещения, соответствующего требованиям головной компании. Такое требование разработано специально для продажи франшизы на территории России — нигде в мире его больше не предъявляют.

    Вместе с тем за последние несколько лет произошло изменение в структуре франшиз, функционирующих на отечественном рынке, в сторону увеличения доли российских франшиз по отношению к иностранным. Удельная доля российских предприятий, начинающих применять франчайзинг, постоянно растет. Франчайзинг активно применяют такие известные сети магазинов, как «Перекресток», «Копейка», «Ароматный мир», «Красный куб» и многие другие. Однако до сих пор невозможно назвать точное количество франшизных систем, функционирующих на российском рынке, что связано с размытостью  понятия франчайзинга в России. На международной выставке «Франчайзинг в России», проходившей в Москве 1—3 октября 2003 г., представители Российской ассоциации франчайзинга констатировали, что на российском рынке действуют от 130 до 150 франшизных систем.[17] 

    Развитие франчайзинга на территории России происходит неравномерно. К сожалению, на сегодняшний день можно назвать только несколько российских регионов, где франчайзинг используется достаточно широко. Основными из них являются: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и Омск. Применение франчайзинга в регионе неразрывно связано с экономическим положением данной территории и уровнем развития бизнеса на рынке.[18]

    В результате анализа действующих на российском рынке товаров и услуг франшиз можно утверждать, что, как правило, предприятия начинает внедрять свою марку сначала либо на московском, либо на петербургском рынке и лишь затем решают применять франчайзинг для продвижения своей марки в регионы. Так, салоны обуви «Эконика» в московском регионе в основном имеют салоны, принадлежащие непосредственно фирме-франчайзеру, зато для продвижения марки в другие регионы России преимущественно используют франчайзинг.

    Основным отличием российских франшизных систем от иностранных является одновременное расширение бизнеса, выход на новые рынки как за счет создания франшизных точек, так и за счет развития корпоративных предприятий, принадлежащих франчайзеру. Данную ситуацию можно объяснить тем, что большинство российских предприятий начинают расширять бизнес посредством франчайзинга уже при наличии собственной развитой сети и, как следствие, франчайзинг для них — лишь один из элементов системы развития сети.[19]

    Характерными особенностями системы франчайзинга являются выплата оператором единовременного вступительного взноса франчайзеру и регулярные выплаты роялти . Ряд российских франчайзеров отказываются от этих принципов, считая, что отсутствие первоначального взноса является конкурентным преимуществом, привлекающим новых франчайзи. Подобный аргумент можно считать спорным, поскольку первоначальная плата является гарантией для франчайзера, что оператор будет выполнять условия договора и будет заинтересован в поддержании договорных отношений.

    Размер первоначального взноса франчайзи достигает 35 тыс. долл., что составляет примерно 10% от инвестиций на переоборудование помещений (торгового зала, офисов и т.д.) под стандарт франчайзера (средние данные по проанализированным предприятиям).

    Размер роялти (регулярных выплат) варьируется в зависимости от отрасли, в которой используется франчайзинг. Так, в сфере розничной торговли роялти либо отсутствует (заменяется требованием заказывать продукцию у самого франчайзера — «Юнисам», «Красный Куб», «Феликс»), либо устанавливается в зависимости от того, какие условия были зафиксированы в договоре после переговоров франчайзера и франчайзи. Такой индивидуальный подход, в принципе, не рекомендуется Международной ассоциацией по франчайзингу (МАФ), так как он может вызвать конфликт внутри системы, в частности недовольство ряда операторов тем, что другим франчайзи системы были предоставлены лучшие условия.

    Наиболее сложным в организации системы франчайзинга является вопрос о возможности франчайзера регулировать ценообразование на предприятиях франчайзи и лишать оператора возможности самостоятельно устанавливать цену на реализуемую продукцию. Согласно регламенту Единой экономической системы, принятому в 1988 г.[20],  франчайзер не имеет права навязывать компании-клиенту продажную цену, он может только ее рекомендовать. В условиях, сложившихся в России, ряд предприятий-франчайзеров считают возможным прямое установление цен на предприятиях франчайзи. В более чем трети анализируемых предприятий, функционирующих на основе франчайзинга в России, франчайзеры устанавливают цены на реализуемые франчайзи товары или услуги. Примеры конкретных предприятий, использующих прямое регулирование цен на предприятиях франчайзи (операторов, пользователей), в данной статье приведены не будут, принимая во внимание этические соображения: установление фиксированных цен на предприятиях операторов является нарушением антимонопольного законодательства и может преследоваться по закону, в связи с тем что такой вид регулирования ограничивает свободу франчайзи при осуществлении коммерческой деятельности.[21]

    Ввиду существующих проблем в кредитовании малых предприятий в России, обусловленных как высокими процентными ставками за кредит, так и нежеланием банков работать с малыми предприятиями, франчайзеры разрабатывают собственные программы помощи франчайзи. Владельцы марок «Энтон» и «Ростик’c» предоставляют возможность получить кредит на льготных условиях в банках, с которыми франчайзеры разработали долгосрочные программы сотрудничества, что «несомненно» создает конкурентные преимущества  для потенциальных франчайзи, предоставляя им прекрасную возможность иметь в качестве поручителя крупное, хорошо известное на рынке предприятие и получить кредит под льготный процент.

    Немаловажным отличием российского франчайзинга от общепринятой практики является отказ от применения единого договора франчайзинга и замена его рядом других договоров (индивидуально разработанных для конкретной франшизной системы), что объясняется отсутствием законодательного регулирования договора франчайзинга и отказом большинства российских предпринимателей отождествлять договор франчайзинга и договор коммерческой концессии. Например, сеть магазинов «Красный куб» фактически осуществляет франчайзинг, но не заключает договор франчайзинга, заменяя его  самостоятельными договорами: договором комиссии, договором займа, лицензионным договором и договором продажи оборудования (может быть заменен на договор лизинга).

    Как правило, договор франчайзинга заключается на сравнительно длительный срок, достигающий нескольких десятков лет, т.е. предприниматель не может попробовать и, если не понравилось, прекратить работать на основе приобретенной франшизы, не понеся при этом значительных финансовых потерь. Однако, в связи с трудностями  в осуществлении долгосрочного прогнозирования в условиях российской действительности, отечественные предприниматели не могут позволить себе заключать договор на 15—20 лет и срок действия договора обычно сокращается до 3 лет.[22]

    Вышеуказанные особенности функционирования системы франчайзинга в современной России можно объяснить рядом факторов, которые тормозят развитие франчайзинга на российском рынке. Основным таким фактором является отсутствие правовой базы, регулирующей франчайзинговые отношения. Существующее положение требует незамедлительного проведения корректировки действующего законодательства и терминологии в области франчайзинга в сторону приближения их к мировой практике, что особенно важно для создания франчайзинговых систем с участием иностранного капитала.

    Преодоление названных неблагоприятных факторов позволит развивать бизнес на основе франчайзинга более быстрыми темпами и на более высоком уровне и в целом улучшит положение бизнеса в нашей стране.


    Заключение

    Специфика франчайзинговых отношений заключается в кооперировании усилий крупных и мелких предприятий (франчайзеров и франчайзи) в целях повышения их конкурентоспособности.  Данная система характеризуется совместным использованием определенных технологий, качества товаров и услуг, репутации торговой марки и т.д. Успех достигается при соблюдении баланса между интересами партнеров.

    Основным преимуществом, которое приобретают франчайзеры (правообладатели) при вступлении во франшизную систему, является возможность создания единой сети предприятий с относительно низкими издержками по сравнению с расширением собственной производственно-сбытовой сети, т.е. франчайзинг дает возможность франчайзеру (правообладателю) сократить инвестиционный и снизить финансовые риски.


     

     

    Список использованных источников литературы


    1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". (в ред. от 30.12.2008 N 309-ФЗ) // Консультант, 2009

    2. Федеральный закон от 5 февраля 2007 года 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". // "Российская газета" - Федеральный выпуск от 9 февраля 2007 года.

    3. Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". с изм., внесенными Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ // Консультант, 2009

    4. Cкоробогатых И.И., Чиняева Д.А. Сравнительный анализ существующих
    методик оценки стоимости торговой марки // Маркетинг в России и за рубежом,
    2007 №5  - с. 24

    5.  Малькова И.В. Франчайзинг в системе отношений современной рыночной экономики // Государственное управление. Электронный вестник, № 8. 2006

    6. Островская О.М.  Банковское дело. Толковый словарь.  Кнорус, 2001  с. 242

    7. Панюкова В.В.,Особенности развития франчайзинга на российском рынке // Маркетинг в России и за рубежом №2 / 2004

    8. Путеводитель по франчайзингу в России. — М.: РАРФ, 2005.

    9. Рыкова И.В. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры. — М.: Современная экономика и право, 2006.

    10. Сосна С.А., Васильева Е.Н.  Франчайзинг. Коммерческая концессия. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. - 375 с.

    11. Франчайзинг в России. 2008 год. Отчёт. // #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Малькова И.В. Франчайзинг в системе отношений современной рыночной экономики // Государственное управление. Электронный вестник, № 8. 2006

    [2] Островская О.М.  Банковское дело. Толковый словарь.  Кнорус, 2001  с. 242

    [3] Cкоробогатых И.И., Чиняева Д.А. Сравнительный анализ существующих
    методик оценки стоимости торговой марки // Маркетинг в России и за рубежом,
    2007 №5  - с. 24

    [4] Сосна С.А., Васильева Е.Н.  Франчайзинг. Коммерческая концессия. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. - 375 с.

    [5] Сосна С.А., Васильева Е.Н.  Франчайзинг. Коммерческая концессия. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. - 375 с.

    [6] Малькова И.В. Франчайзинг в системе отношений современной рыночной экономики // Государственное управление. Электронный вестник, № 8. 2006

    [7] Сосна С.А., Васильева Е.Н.  Франчайзинг. Коммерческая концессия. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. - 375 с.

    [8] Сосна С.А., Васильева Е.Н.  Франчайзинг. Коммерческая концессия. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. - 375 с.


    [9] Панюкова В.В.,Особенности развития франчайзинга на российском рынке // Маркетинг в России и за рубежом №2 / 2007


    [10] Франчайзинг: мировой опыт и его применение в российской торговле и сфере услуг: Материалы международной конференции. — М., 2007.

    [11] Франчайзинг в России. 2008 год. Отчёт. // #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Франчайзинг в России. 2008 год. Отчёт. // #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] Франчайзинг в России. 2008 год. Отчёт. // #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] Франчайзинг в России. 2008 год. Отчёт. // #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] Франчайзинг в России. 2008 год. Отчёт. // #"#_ftnref16" name="_ftn16" title="">[16] Путеводитель по франчайзингу в России. — М.: РАРФ, 2005.

    [17] Панюкова В.В.,Особенности развития франчайзинга на российском рынке // Маркетинг в России и за рубежом №2 / 2004

    [18] Франчайзинг: мировой опыт и его применение в российской торговле и сфере услуг: Материалы международной конференции. — М., 2007.

    [19] Путеводитель по франчайзингу в России. — М.: РАРФ, 2005.

    [20] Путеводитель по франчайзингу в России. — М.: РАРФ, 2005.

    [21] Панюкова В.В.,Особенности развития франчайзинга на российском рынке // Маркетинг в России и за рубежом №2 / 2004

    [22] Рыкова И.В. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры. — М.: Современная экономика и право, 2006.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Франчайзинг ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.