Функции
государственного и муниципального управления
Оглавление
Введение. 3
1. Управление: государственное и муниципальное. 5
1.1. Системность государственного и муниципального
управления. 8
2. Структура государственного и муниципального
управления. 11
2.1. Функции государственного и муниципального
управления. 13
2.2. Развитие системы функций государственного
управления в современных условиях 15
Заключение. 22
Список использованной литературы.. 23
Эффективность системы городского управления в
современных условиях зависит от грамотной организации взаимодействия всех ее
элементов, а также привлечение жителей города к управлению.
Эффективные социальные технологии "вовлечения"
горожан в плодотворное социальное партнерство с властью в России пока не найдены,
чем и объясняется актуальность рассмотрения темы данной курсовой работы.
Как и всякий общественный процесс, процесс
расширения числа участников управленческих решений имеет как положительные, так
и отрицательные последствия.
Положительными являются: возможность принимать
управленческие, решения, опираясь на информацию о реальных настроениях людей в
городе, на знания об иерархии наиболее актуальных проблем, требующих
оперативного решения; оценивать отношение людей к постановлениям, решениям,
принимаемым законодательной и исполнительной властью; принимать решения,
осознавая степень готовности различных групп населения к принятию и реализации
постановлений местной власти, направленных как на осуществление перспективных,
так и текущих задач; понимать расстановку социальных сил, знать городские
социальные группы, готовые к активной работе по реализации принятых решений,
ориентированные на пассивное ожидание или сопротивление нововведениям;
работать, реализуя идею активного социального партнерства власти и населения,
общественных движений, различных партий. К отрицательным последствиям можно
отнести: усложнение процесса принятия решений, поскольку согласование большого
числа различных интересов - процесс многоступенчатый и трудный; возможно
значительное удлинение сроков принятия решений; не исключено некоторое
увеличение материальных затрат, обусловленное возрастанием числа участников
управленческого процесса.
Сказанное означает, что, с одной стороны,
эффективное управление не может быть делом всенародным, оно требует
профессионализма, т.е. квалифицированных специалистов, имеющих опыт
управленческой работы и владеющих разносторонней информацией о социальных
процессах. С другой стороны, несомненные положительные результаты широкого участия
жителей в процессе управления территорией не должны игнорироваться. Социальное партнерство
городской власти и населения отражает объективную потребность социально-ориентированного
управления.
Цель данной курсовой работы является рассмотрение
функций государственного и муниципального управления.
Для достижения данной цели были поставлены следующие
задачи:
· Рассмотреть
системность государственного и муниципального управления;
· Проанализировать
структуру государственного и муниципального управления;
· Отразить
функции государственного и муниципального управления.
Объект данной курсовой работы является
государственное и муниципальное управление.
Субъект – функции государственного и муниципального
управления.
Сегодня
наша страна переживает период реформ политической системы, которые требуют
нового подхода к государственному и муниципальному управлению и, конечно,
подготовки высококвалифицированных специалистов в этой области.
Что
же такое современное государственное и муниципальное управление? С одной
стороны, это управление социальное, т.е. целенаправленное, организующее
воздействие на коллективы людей для обеспечения материальных и духовных условий
их жизнедеятельности. С другой - процесс эффективного управления включает
четыре основных стадии, на которых реализуются следующие функции:
- планирование –
определение параметров оптимального функционирования и развития
управляемого объекта и разработка модели его будущего состояния;
- организация –
изменение организации управляемого объекта путем его перевода в новое,
запланированное состояние;
- контроль и учет -
сравнение состояния управляемого объекта с найденным оптимальным;
- регулирование и
координирование – ликвидация рассогласования нового состояния объекта
управления с заданным.
Организационная
структура муниципального управления – это состав, взаимосвязи и соподчиненность
совокупности структурных подразделений местных органов, выполняющих различные
функции по управлению муниципальным образованием.
Традиционно
выделяют три основные схемы построения структур управления: линейную,
функциональную, программно-целевую, и две смешанные: линейно-функциональную и
матричную[1].
Управление
является также особым видом связей в системе субъект — объект. Это — активная и
организующая деятельность. Она может осуществляться лишь должным субъектом. Не
всякий человек способен быть лидером политической партии или руководить
предприятием, райвоенкому бесполезно поручать управление городским транспортом.
Для управления следует выбирать должный объект. Не все явления, события или
состояния могут быть предметом управления людей (например, глобальные проблемы
погоды, землетрясения или космос). Применять управленческие меры к недолжному
объекту бесполезно.
При
управлении необходимо ставить реальные цели. Задача, поставленная в 70-х гг. XX
в. в Китае — путем «большого скачка» построить за несколько лет коммунизм —
была нереальной и, естественно, от этого пришлось отказаться. Управление должно
быть результативным. Однако не всегда целенаправленное воздействие на должный
объект и с реальной целью дает тот результат, к которому стремился управляющий.
Иногда принимаемые меры не дают результата, а нередко приводят к обратным
последствиям. Последнее не означает, что управление отсутствовало, просто
воздействие не достигло желаемой цели.
Чаще
всего воздействие при управлении понимается как однолинейные связи: субъект —
объект. Мы видим обычно лишь эти прямые связи, но существуют и обратные связи:
воздействие объекта на управляющий субъект. Это имеет место и при использовании
человеком технических систем, и в общественной жизни. Водитель управляет
автомобилем, но способы применяемого управления определяются во многом
автомобилем, им нельзя управлять так же, как, скажем, велосипедом. Без учета
обратных связей государственное и муниципальное управление в демократическом
обществе невозможно. Реакция населения на мероприятия органов государства и
местного самоуправления может изменить и часто изменяет управленческие решения,
заставляет принимать иные меры. К тому же, субъект и объект в этом процессе
могут поменяться местами, объект становится действующим субъектом (подчиненные
требуют, чтобы начальник, который утратил доверие, ушел с занимаемой должности
и добиваются этого). Обратные воздействия тоже могут рассматриваться в
определенном смысле как управление, в них иногда есть должный объект, цель,
результативность (администрация предприятия повышает заработную плату в
результате забастовки работников), но в государственном и муниципальном
управлении для характеристики обратных связей термином связи «командного»
характера.
В
обществе применяются различные способы «прямого» управления. Техническое
управление, например, железнодорожным транспортом (расписание поездов,
установление автоматических систем на переездах и т.д.) отличается от
управления воинскими подразделениями, а последнее от управления в сфере
пенсионного обеспечения.
В
государственном и муниципальном управлении используются разные приемы, в том
числе технического характера (организация работы канцелярии государственного
учреждения, руководство размножением бюллетеней для голосования избирателей).
Государственное и муниципальное управление изучается как разновидность
общественной, социальной деятельности людей, как часть и решающий элемент, ядро
публичного управления в обществе.
1.1.
Системность
государственного и муниципального управления.
Общество,
его различные коллективы сложные системы, где действуют принципы не только
кибернетики, но и синергетики. Это, в частности, означает, что общество, его
коллективы управляются системным (иногда говорят структурным) и бессистемным,
(бесструктурным) способами. При системном управлении информация (включая указания,
иные управленческие акты) распространяются адресно, по специальной структуре и
к выделенному объекту. При бессистемном управлении информация, распространяв
свободно или по случайным цепочкам (через соседей, сослуживцев, бывших
сокурсников), тоже может оказать воздействие на управляющего. Например,
подчинены желает получить повышение, но непосредственно воздействовать на начальника
в этих целях он не может.
На
деле многие массовые процессы социального управления в обществе, в
территориальной единице (перемещение рабочей силы, воспитание подрастающего
поколения, демографические процессы — рождения, смерти и т.д.) имеют
бесструктурный характер. Органы государственного и муниципального управления
могут лишь частично воздйствовать на них, а на некоторые — вообще не могут.
Система
- это единство элементов и их связей. Государственное и муниципальное
управление системное управление. Оно характеризуется единством и
дифференциацией[2]:
1)
общих и частных задач, целей, принципов;
2)
органов и институтов управления (включая институты непосредственной демократии,
о которых говорится ниже);
3)
внутрисистемных и межсистемных связей;
4)
материальных и иных условий управления.
Государственное
и муниципальное управление — только часть (хотя и важнейшая) регулирующей
социальной деятельности в обществе. Органы и должностные лица государства,
местного самоуправления регулируют не всякие отношения в обществе, а лишь
общественные отношения или отношения, приобретающие общественное значение
(например, все отношения между супругами, родителями и детьми регулируются
законами государства о браке и семье). Государственное и муниципальное управление
не может и не должно регулировать многие отношения в обществе (например,
отношениям людей, имеющие интимный характер). Оно регулирует отношения не во
всех коллективах, существующих в обществе (например, не регулирует детали
внутренней деятельности добровольных общественных объединений). Его задача —
регулирование жизнедеятельности территориальных публичных коллективов в рамках
государства, субъектов федераций, территориальных автономий, муниципальных образований
(о них — ниже). Такое регулирование рассматривается не только с юридических
позиций и не только как администрирование, а с позиций широкого подхода,
включая деятельность всех органов и должностных лиц государства и местного самоуправления,
а также роль институтов непосредственной демократии, (референдум и др.).
Хотя
такое управление осуществляется органами, несколько отличающимися по своей
природе (государственными и муниципальными), разными способами, разными
органам, в неодинаковых формах, оно имеет единую стратегию. Структура органов
государственного и муниципального управления, основные формы и методы их деятельности
базируются на одинаковых наиболее общих принципах. Поэтому здесь говорится о системе
государственного и муниципального управления, что и является предметом
изучения. Вместе с тем, система государственного и муниципального управления —
сложная система, имеющая комплексный характер. Она, в свою очередь, состоит из
двух подсистем (систем): государственного и муниципального управления.
В
общественных науках государство рассматривается в разных аспектах: как
политическое сообщество людей в государственных границах, как особая
организация в обществе, как регулятивный институт и т.д. Государство изучается,
прежде всего, как управляющая система. Система государственного и
муниципального управления — это целостная система управления делами общества
путем использования единой по своей природе публичной власти народа.
Муниципальное
управление также изучается как управленческая система. Оно реализуется в рамках
того или иного муниципального образования и называется «местное
самоуправление». Муниципальные образования - это особые территориальные
публичные объединения населения по месту жительства. Они имеют свое имущество,
выборные органы и выборных должностных лиц. У территориальных публичных коллективов
населения муниципальных образований есть своя власть по решению вопросов
местного значения под свою ответственность.
Его
основа - муниципальная публичная власть того или иного территориального
публичного коллектива населения села, города, района и т.д. по управлению
местными делами локального образования внутри государства.
Конкретным субъектом
государственного или муниципального управления является соответствующий орган
государства, муниципального образования (парламент в государстве, муниципальный
совет и др.), должностное лицо (министр, мэр). В пределах своих полномочий,
установленных законом (иными правовыми актами), субъекты управления могут
использовать
различные законные средства, имеющиеся в их распоряжении: экономические,
политические, идеологические. Так, с целью развития какой-либо отрасли
экономики государство может применить стимулирующие методы (например снизить
налоги), его органы могут не зарегистрировать политическую партию, если ее
устав противоречит закону, что лишает партию прав юридического лица, в
частности
права выдвигать своих кандидатов на выборах, закон запрещает пропаганду
экстремистской идеологии и т.д. В отличие от человека и гражданина, которому
разрешено все, что не запрещено законом, субъекты государственного и муниципального
управления могут применять только такие средства управления, которые им
разрешены законом. При этом каждый из них вправе применять лишь свои, определенные
способы управления (милиция — одни,
финансовые службы — другие). Эти способы тоже установлены правовым актами
(законом о милиции, положением о министерстве финансов и др.).
Объект государственного
или муниципального управления — это
общественные (социальные, национальные,
иные отношения) или отношения, приобретающие общественное значение (например,
алиментные обязанности детей в отношении престарелых родителей или запрет
детям, не достигшим определенного возраста, смотреть некоторые кинофильмы).
Такие отношения могут быть подвергнуты государственному или муниципальному
регулированию, т.е. публичному управлению.
Содержание государственного,
муниципального управления это
различные действия по использованию
публичной власти (издание правовых актов, организационные меры), которые
предпринимаются в целях регулирования общественных отношений или отношений, приобретающих
общественное значение. Управленческие органы, должностные лица могут совершать
те или иные действия в пределах своей компетенции, в формах и способах, предусмотренных
нормативными актами. Совокупность этих действий, совершаемых в разное время и
неодинаковыми методами, составляет управленческий процесс. Содержание
государственного, муниципального управления зависит от условий, в которых оно
осуществляется, и складывается из различных элементов. Важнейшее значение для
управления в обществе имеют его цели. Возможны конкретные цели (организующая
деятельность по ремонту местной дороги), а есть цели более общего порядка
(управление обороной страны). Цели должны быть реальны и выполнимы. Бесполезно
заниматься управленческой деятельностью, если цель невыполнима сама по себе.
Цели управления
определяют суть управленческого решения: выбор
действий, при помощи которых цели должны быть достигнуты. Важнейшее значение
имеет обоснованность
управленческого
решения. В таком решении следует возможно более полно учесть все обстоятельства,
имеющее как прямое, так и косвенное отношение к решаемой задаче, факторы
благоприятствующие и противодействующие.
В государственном и
муниципальном управлении применяются
различные формы (экономческое и
административное управление), методы (убеждения и принуждение), приемы
(организационные, технические и др.).
Для содержания
управления важное значение имеет профессионализм управленцев
и связанная с ним несменяемость некоторых должностных лиц (например судей), что
обеспечивает, с одной стороны, стабильность и профессионализм управления, а с
другой - обновление (ротацию) определенной
части кадров путем периодических выборов, что позволяет привлекать к управлению
новые силы, делать отбор управленцев.
Стабильность управления
имеет важное значение для достижения
успеха. Не авралы, а настойчивая,
последовательная работа приносит
результат. С другой стороны,
периодическая ротация (обновление)
кадров ведет к появлению новых управленческих
идей, новых методов
управления. Она тоже полезна для
управления. Применяя такие меры,
необходимо заранее просчитывать эффективность
управления:
достижение наилучших результатов в возможно более короткий срок с наименьшими
затратами материальных ресурсов и управленческой
энергии.
Эффективность связана
не с количественной стороной управления: избыточность управления (излишек
управления) так же плоха, как и его недостаточность (мало управления), а с его качеством.
Важнейшей материальной
базой управления являются ресурсы управления
(наличие соответствующих органов, кадров, финансовых
возможностей, управленческой техники и
т.д.). Решая ту или иную управленческую задачу, важно оценить предварительно
наличие ресурсов (в том числе не только материальных, а и духовных) для этого. Важное
значение имеют сроки. Управленческая
задача должна быть решена в срок. В противном случае может оказаться, что ее
решение запоздало.
К
общим функциям государственного и муниципального управления относятся:
- прогнозирование,
программирование и планирование социально-экономического развития
территориального образования и контроль выполнения планов и программ,
которое осуществляется экономическим органом государственного или
муниципального управления;
- организация
деятельности самого органа государственного или муниципального управления,
реализуемая руководителями органа управления и его аппаратом;
- контроль цен и
тарифов, который обеспечивается отделом цен;
- учет записи актов
гражданского состояния, проводимый отделом загса;
- регулирование
функционирования хозяйства территориального образования, которое проводят
руководители органа государственного или муниципального управления общей
компетенции.
Управление
отраслями хозяйства той или иной территории осуществляется посредством частных
функций, таких как управление здравоохранением, управление образованием,
управление социальной защитой населения и т.п.
Местное
самоуправление представляет собой организационную форму осуществления
населением власти на местах, которая призвана обеспечить самостоятельное
решение гражданами, проживающими на той или иной территории муниципального
образования (города, сельского поселения и др.), вопросов местного значения
исходя из интересов на селения, его исторических и иных местных традиций.
Функции
местного самоуправления:
1.
Обеспечение участия населения в решении местных дел (вопросов).
2.
Управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами местного
участия.
З.
Обеспечение развития соответствующей территории.
4.
Социально-культурное, коммунально-банковское и иное обслуживание населения.
5.
Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на соответствующей
территории.
6.
И, наконец, защита интересов и прав местного самоуправления.
В
управленческой работе всегда присутствуют три компонента: эвристический,
административный и операционный труд. Эвристический труд заключается в
исследовании и решении различных проблем, это главный элемент труда
руководителей и специалистов. Административный труд, т.е. труд руководителей,
направлен на непосредственное управление действиями и поведением людей при
осуществлении ими производственной деятельности. Операционный труд выполняется
техническими исполнителями и связан с ведением документооборота, обработкой
информации на компьютере и т.п.
Успешный
менеджер обладает необходимыми глубокими теоретическими знаниями, практическими
умениями и навыками всех компонентов управленческого труда. Он располагает
современными представлениями о совокупности элементов государственного и
муниципального управления, их структурах и процессах, а также о строении,
функционировании и совершенствовании систем государственного управления и
местного самоуправления как единых целостных систем.
Ориентиры
государственного управления, их смена непосредственным образом влияют на его
функции, методы и формы. В свою очередь функции, методы и формы
государственного управления указывают на его целевые установки, характер и
содержание.
Резкое
сокращение сектора государственной собственности и ориентировка, даже
форсирование общего перехода к рыночным отношениям, местное самоуправление
получили свое отражение в функциях, методах и формах государственного
управления.
Вырисовываются
два аспекта проблемы[3]:
а) функции
государственного управления;
6) функции его
субъектов.
Происшедшие
преобразования в обществе и государственном управлении не обогатили
представлений о сущности и видах его функций в главном, принципиальном.
Появились лишь новые элементы в их содержании и механизме реализации. Они
теперь проецируются с учетом наличия государственных и негосударственных
секторов и различной степени влияния на них государства.
Среди
функций на первый план выступают прогнозирование, координация, регулирование и
контроль. Значение планирования как функции управления ослаблено и
ограничивается как бы в изолированном виде двумя сферами; с одной стороны,
централизованной, точнее центральной, с другой, локальной. То есть оно
перестало быть ведущей формой и стержнем директивного и адресного
централизованного управления.
Однако
дискредитация планирования при переходе к рыночным отношениям, отказ от него
беспочвенны; отказ от планирования вообще - грубейшая ошибка и планирование
пробивает себе путь как объективная необходимость нормальной организации
государственной работы.
Нередко,
чаще всего применительно к экономике, предлагается заменить систему прямого
государственного управления системой государственного регулирования, трансформировав
в нее необходимые элементы прямого управления. И хотя государственное
регулирование стало уже обиходным термином, употребляемым иногда как антипод
государственному управлению, содержание его до сих пор остается недостаточно
определенным.
Между
тем государственное регулирование может пониматься в широком и узком смысле.
В
широком смысле оно выражается в установлении государством общих правил
поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировке в
зависимости от изменяющихся условий. Его субъектами являются органы
законодательной (представительной) и исполнительной власти. Известным образом
на поведение участников урегулированных отношений влияют субъекты судебной
власти. Традиционными правовыми формами государственного регулирования являются
законы и подзаконные акты, а также судебные акты. Например, бесспорно, что
закон - основной регулятор общественных отношений.
В
узком смысле государственное регулирование - одна из функций государственного
управления. Сейчас данная функция является приоритетной не только в управлении
экономикой, но и социальнокультурной сферой.
Содержание
и механизм осуществления этой функции включает:
а) нормативное
регулирование путем установления общих правил);
б) его оперативную
корректировку в соответствии с реальными задачами, которые надлежит решать
управлению;
в) контроль за
исполнением правовых норм, регулирующих те или иные отношения;
г) государственную
защиту прав и интересов участников общественных отношений, урегулированных соответствующими
правилами;
д) координацию и общее
направление их деятельности;
е) содействие ее
успешному осуществлению;
ж) определение
приоритетов в структурной политике;
з) государственные
контракты (договоры);
и) регистрацию;
к) лицензирование и др.
Традиционными
инструментами государственного регулирования являются налоги, стандарты,
государственные заказы, таможенные тарифы и пошлины. Они облекаются в те или
иные правовые формы. В современных условиях своеобразным выражением
государственного регулирования являются приватизация, применение процедур
несостоятельности (банкротства) предприятий и т.д.
Многоплановое
государственное регулирование во всех сферах общества - юридическая реальность.
Отрицание его есть политика, уводящая от государственно-правовой проблематики,
требующей своего разрешения в целях обеспечения нормального социально-экономического
развития страны. Она неизбежно ведет к хаосу в управлении.
Государственное
регулирование направлено на создание благоприятных экономических, правовых и организационных
условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций,
предпринимательства. Оно не предполагает вмешательство государственных органов
в их производственную и хозяйственно-финансовую деятельность кроме случаев,
когда его возможность прямо предусмотрена правовыми актами. Отношения
предприятий и учреждений с органами государственного управления, в том числе с
вышестоящими отраслевыми, не являются теперь приоритетным направлением
государственного регулирования. Такое регулирование заключается преимущественно
в установлении и корректировке общего правового режима их деятельности,
охватывает прежде всего экономические и социально-культурные процессы в целом.
Например, государственное регулирование земельных отношений, реализации промышленной
политики и т.п.
Не
случайно поиск терминов, выражающих изменившийся характер отношений
предприятий с вышестоящими органами, привел к замене термина «управление»,
отчасти и термина «руководство» формулировкой «органы, на которые возложены
координация и регулирование в соответствующей отрасли (сфере) управления».
Конкретизация
полномочий вышестоящих органов касается отдельных организационных и специальных
вопросов, обусловленных отраслевыми особенностями и формами собственности (наем
руководителей, обеспечение общественной безопасности и т.д.).
Государственный
контроль - функция, тесно связанная не только с обеспечением дисциплины и
законности, но и с государственным регулированием. Контроль, свойственными ему
методами и в присущих ему формах, способствует соблюдению режима деятельности
субъектов управленческих отношений, коммерческих организаций государственного
и негосударственного типа.
Формы,
виды и методы контроля на практике реализуются в различных отраслях и сферах.
Не представляет собой чего-либо специфического в зависимости от особенностей
отраслей и сфер управления контроль представительных органов, полномочных
представителей и аппарата Президента Российской Федерации, органов
исполнительной власти общей компетенции, государственный контроль через своих
представителей в органах управления акционерных обществ, создаваемых на базе
государственной собственности или при наличии ее доли. Много сходного также в
ведомственном контроле, осуществляемом по однотипным вопросам в отношении
подведомственных объектов. При этом важно иметь в виду, что теперь
государственный контроль организуется и осуществляется с учетом особенностей
правового положения предприятий, учреждений и организаций государственного и
негосударственного секторов в экономике и других сферах. В отдельных областях,
особенно затрагивающих коренные интересы всего общества и государства, он не
имеет специфики, обусловленной формами собственности (например, надзор за
соблюдением противопожарных, санитарно-эпидемиологических правил, контроль за
соблюдением законодательства о налогах и т.д.). Но в общем его сфера в
негосударственном секторе более ограничена, чем в государственном. Так, в
задачи государственного контроля не входит проверка производственно-хозяйственной,
финансовой деятельности с точки зрения ее эффективности и т.д.
Больше
разнообразия среди специализированных форм и видов контроля и надзора. Именно
они обуславливаются особенностями отраслей и сфер, функций управления ими.
Такой
контроль сформирован либо в виде самостоятельных в организационном и
юридическом отношениях (Государственная налоговая служба) или в составе других
органов государственного управления (Государственный ветеринарный надзор
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации).
Он
функционирует в качестве вневедомственного, то есть общего для всех отраслей и
сфер управления (Государственный земельный контроль), либо в области экономики,
или социально-культурной или административно-политической деятельности областей
имеются вневедомственные и ведомственные виды специализированного контроля.
Государственное
и муниципальное управление в России, как и в других странах, имеет много различных
сторон: управление экономикой, социальными и политическими процессами,
культурой, некоторыми аспектами духовной жизни общества, поведением людей, имеющим
общественное значение. В каждой из этих сторон - своя сфера регулирующей
деятельности органов государства (Федерации), субъектов РФ, органов местного
самоуправления в муниципальных образованиях. Каждая из них имеет своп
особенности. Управление финансами строится иначе, чем вооруженными силами, а
сельским хозяйством - по-другому, чем в сфере средств массовой информации,
городским транспортом в муниципальном образовании — иначе, чем железнодорожным
на территории государства. Эти особенности, своеобразные формы, приемы, методы
в различных сферах жизни изучаются специальными дисциплинами.
Функция
государственного регулирования реализуется различными методами и в различных
формах. Многие из них являются традиционными, органично присущими
государственному управлению. В современном механизме государственного
регулирования своеобразными и получающими более широкое использование,
становятся метод государственного заказа, а формами - программы, государственный
контракт (договор), государственная лицензирование.
Список использованной литературы:
1. Александров
О. Г. Система государственного и муниципального управления Учебно-методический
комплекс Автор-составитель: кандидат юридических наук Екатеринбург, 2003 г.
2. Берр
Х., Маркворт Б.Э., Исупова С. Муниципальная экономика. Администрация,
благожелательная к предприятиям. М.,1997
3. Васильев
А.А. Муниципальное управление: Курс лекций. Изд. 5-е, испр. и доп.–
Н.Новгород:, Издатель: Гладкова О.В., 2005.– 552 с.
4. Горбунов
А.П. Основы социального менеджмента/ под ред. д.э.н., проф. Б.Я.Гершковича.
Пятигорск. 1999.
5. Зеркин
Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Ростов-на Дону,
2000.
6. Пикулькин
А.В. Система государственного управления. М., 1997.
7. Проблемы
методологии и организации местного самоуправления. СПб. 1997.
8. Радченко
А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход.
Ростов-на-Дону, 1997.
9. Чиркин
В.Е. Система
государственного и муниципального управления. М.:
Юристъ, 2005. — 379 с.
10. Щербакова Н.В.
Местное самоуправление в России: Теория и практика. Ярославль, 1996.
11. Эффективность
государственного управления. М., 1998.
12. #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1]
Васильев А.А. Муниципальное управление: Курс лекций. Изд. 5-е, испр. и доп.–
Н.Новгород:, Издатель: Гладкова О.В., 2005.– 552 с.