9997
Введение....................................................................................................................................................... 3
Глава 1.
Теоретические основы функционирования Центрального Банка РФ...................................... 4
1.1.
История развития.................................................................................................................................. 4
1.2.
Правовой статус.................................................................................................................................... 6
Глава 2.
Функции и операции Банка России............................................................................................ 9
2.1.
Функции Банка России........................................................................................................................ 9
2.2.
Операции банка России.................................................................................................................... 11
Заключение................................................................................................................................................. 26
Список
используемых источников и литературы.................................................................................. 27
Экономические преобразования, происходящие в
России, сопровождаются глубинной трансформацией финансово-кредитной системы,
появлением новых для отечественной экономики институтов, инструментов и
механизмов. Такие модификации неизбежно влекут за собой необходимость
применения новых или заимствованных в других условиях организационных схем. Их
применимость и эффективность действия в конкретных обстоятельствах зависит от
экономических особенностей организуемых институтов, инструментов, механизмов.
Центральный банк является также регулирующим,
контролирующим и исследовательско-информационным центром кредитной системы
страны.
Реализация функций центрального банка
обеспечивается путем проведения им пассивных и активных операций.
При этом не нужно пренебрегать и богатым опытом
функционирования таких институтов в развитых зарубежных государствах. Несмотря
на то, что Центральные банки многих стран в силу путей своего исторического
развития различны, но, тем не менее, они имеют много и сходных черт. Кроме
того, часть иностранной практики управления и организации Центрального банка
может быть успешна, использована для совершенствования построения и
функционирования Банка России.
Актуальность темы исследований объясняется тем, что, поскольку банковская система
выступает в качестве объекта государственного управления, необходимо достаточно
четко уяснить, что в нее входит, из каких элементов она состоит. Иными словами,
определение понятия и элементного состава банковской системы Российской
Федерации позволит выявить круг объектов государственного управления в этой
сфере, т.е. на кого направлено управляющее воздействие органов государственного
управления и для кого управленческие решения компетентных органов государства
являются обязательными. Важность этого вопроса связана также с важнейшей ролью Центрального банка в формировании и
регулировании банковской системы
Центральный банк сочетает в себе черты обычного
(коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства, обладая
определенными властными функциями в области организации денежно-кредитного
обращения. Для центрального банка характерен высокий уровень независимости от
прочих государственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственно
парламенту или образованной парламентом специальной комиссии. Руководителя
центрального банка назначает глава государства или парламент.
Центральный
банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету
РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.
2
декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке
РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом,
главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были
определены функции банка в области организации денежного обращения,
денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и
регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.
В
июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России),
подотчетного Верховному Совету РСФСР.
В
ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и
упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР
единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и
валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции
Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до
1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление
материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений,
предприятий и организаций.
20
декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и
пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку
РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным
банком Российской Федерации (Банком России).
В
настоящее время Банк России представляет собой единую централизованную систему
с вертикальной структурой управления (рис. 1). Структура Банка России включает
Национальный банковский совет, председателя Банка России, совет директоров,
центральный аппарат, территориальные учреждения, Расчетно-кассовые центры
(РКЦ), другие организации, включая вычислительные центры, полевые учреждения,
учебные заведения.
Национальные банки
республик, входящих в состав Российской Федерации, являются территориальными
учреждениями Банка России. Они не имеют статуса юридического лица и не имеют
права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать
гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения
Совета директоров Банка России.
Задачи и функции
территориальных учреждений Банка России определяются Положением об этих
учреждениях, утверждаемым Советом директоров. В настоящее время ЦБ РФ
прорабатывается вопрос о том, что они могут создаваться по экономическим
районам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации.
Высший орган Банка России
— Совет директоров. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности
Банка России и управляющий ею. В Совет директоров входят Председатель Банка
России и 12 членов Совета.
Члены Совета директоров
работают здесь на постоянной основе. Они утверждаются Государственной Думой по
представлению Председателя Банка, который является одновременно Председателем
Совета директоров.
Совет директоров во
взаимодействии с Правительством разрабатывает единую государственную
денежно-кредитную политику и обеспечивает ее выполнение.
Структуру и штаты
центрального аппарата Банка России, а также уставы других
его структурных подразделений утверждает этот Совет.
К его полномочиям
отнесены: изменения ставок по централизованным кредитам, норм резервирования, экономических нормативов;
определение условий допуска иностранного капитала в
банковскую систему России; другие решения по вопросам, имеющим большое значение как для
Банка России, так и для банковской системы и экономики страны в целом. Каждое
решение Совета директоров считается принятым, если
за него проголосовало большинство членов.
Таким образом, Совет
директоров не только возглавляет и организует работу
Банка России, но и регулирует деятельность коммерческих банков страны.
Наряду с ним
функционирует вне банка Национальный банковский совет. В его состав включаются
представители Президента, представители высших органов
законодательной и исполнительной власти и эксперты. Общая численность совета не превышает 15 человек. Члены
совета утверждаются Государственной Думой по
представлению Председателя Банка России.
Рисунок
1. Организационная структура Банка России
Совет регулярно, не реже
1 раза в квартал, обсуждает концепцию развития
банковской системы и вопросы единой государственной кредитно-денежной
политики, включая регулирование денежных ресурсов. Рекомендации
Совета учитываются при рассмотрении в Федеральном Собрании законодательных актов по вопросам банковской деятельности, а также принимаются во
внимание при подготовке решений Совета директоров банка.
Статьей
75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой
статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное
право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции
– защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности,
функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также
Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)" и другими федеральными законами.
В
соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России
являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление
банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного
функционирования платежной системы.
Ключевым
элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является
принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России
выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным
правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является
органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой
природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация
предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия,
предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России
осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75
Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Нормотворческие
полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию
нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам,
отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Банк
России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом
законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе,
помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что
проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих
функций, должны направляться за заключением в Банк России.
Банк
России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка
России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен
имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению,
пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные
резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с
целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие и обременение
обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если
иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка
России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных
доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в
международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.
Государство
не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по
обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или
если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по
обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по
обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или
кредитные организации принимают на себя такие обязательства.
В
своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального
Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от
должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской
Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению
Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации);
направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном
банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает
основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и
годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения
Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять
решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной
деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме
того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка
России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя
Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и
основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Таким образом, в данной главе была сделана попытка
показать двойственную правовую природу Центрального Банка РФ, поскольку он
одновременно является органом государственного управления специальной
компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность.
Главной особенностью правового положения Банка
России в настоящее время является то, что осуществление его административных
прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи ¾
управлению кредитной системой.
Банк
России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской
Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)" и иными федеральными законами. Согласно статье 75
Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является
защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется
исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк
России выполняет следующие функции:
·
во
взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит
единую денежно-кредитную политику;
·
монопольно
осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
·
является
кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их
рефинансирования;
·
устанавливает
правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
·
устанавливает
правила проведения банковских операций;
·
осуществляет
обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской
Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством
проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и
государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация
исполнения и исполнение бюджетов;
·
осуществляет
эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
·
принимает
решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным
организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их
действие и отзывает их;
·
осуществляет
надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
·
регистрирует
эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными
законами;
·
осуществляет
самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды
банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка
России;
·
организует
и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
·
определяет
порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными
государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
·
устанавливает
правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской
Федерации;
·
устанавливает
и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
·
принимает
участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и
организует составление платежного баланса Российской Федерации;
·
устанавливает
порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации
проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет
выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию
проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по
выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию
проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет
выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении
соответствующих изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных
видов деятельности");
·
проводит
анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по
регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых
отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
·
осуществляет
иные функции в соответствии с федеральными законами[1].
Для
развития национальной экономики любой страны жизненно важное значение имеют
текущее состояние и перспективы развития банковской системы, что объясняется ее
ключевым положением в экономической системе. Существует ряд причин, по которым
регулирующие органы «взвалили» на себя тяжкий груз банковского надзора и регулирования,
часть из которых имеет глубокие корни прошлого.
Под
банковским регулированием понимают систему мер, с помощью которых государство
через центральный банк или другие специальные органы надзора занимается
обеспечением стабильного, безопасного функционирования всей системы с целью
предотвращения дестабилизирующих тенденций.[2]
Под
банковским надзором следует понимать комплекс действий осуществляемых органом
надзора в рамках предоставленных ему полномочий (процедурами и нормами),
направленных на поддержание стабильности и целостности системы, обеспечения
непрерывного функционирования финансовых рынков, защите интересов кредиторов и
вкладчиков.
Безопасность
функционирования банковской системы может быть обеспечена с помощью мер
превентивного[3]
и защитного характера. Превентивное регулирование предполагает набор мер,
принимаемых ответственным органом – центральным банком, по ограничению доступа
к банковской деятельности на основе лицензирования, ограничения сфер
деятельности, в которых могут участвовать банки, выявлении банков с признаками
проблем с целью их оздоровления, реструктуризации или ликвидации.
Центральный банк
Российской Федерации — высший орган банковского регулирования и контроля
деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе
взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию
устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов.
Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ
определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его
соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности.
Главная задача
Центрального банка России заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной
политики обеспечить нормальное экономическое развитие страны, т. е.
соответствие количества денег в обращении потребностям сохранения стабильных
цен, росту занятости населения, увеличению количества и повышению качества
производства разнообразной продукции, расширению экспортно-импортных операций.
Коммерческие банки
являются основными каналами практического осуществления денежно-кредитной
политики Центрального банка. ЦБ РФ устанавливает обязательные для коммерческих
банков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежного обращения.
Деятельность
Банка России включает несколько тесно взаимосвязанных направлений. Во-первых,
Банк России осуществляет межбанковские платежи и расчеты. Платежи проводятся по
корреспондентским счетам, которые банки открывают в РКЦ Банка России на основе
корреспондентского договора. Платежи через собственную расчетную сеть Банка
России составляют значительную часть в платежном обороте – примерно две трети
всех безналичных платежей, совершенных самими банками и по поручению клиентов.
Репутация Центрального банка не вызывает сомнений, и его банкротство
практически невозможно. Поэтому при посредничестве Банка России происходит
также подкрепление и окончательное взаимное урегулирование остатков по
межбанковским корреспондентским счетам. Кроме того, по законодательству Банк
России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим
организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем РФ.
Ежедневное
участие Банка России в национальной системе платежей, проведение
расчетно-платежных операций позволяют Банку России надзирать над многими видами
банковской деятельности, контролировать системный риск, реагировать на проблемы
при их появлении и проводить соответствующие корректировки. В этом качестве
Банк России выступает как гарант стабильности финансовой системы.
Во-вторых, Банк России кредитует
платежеспособные, но временно неликвидные банки. Банки вынуждены обращаться к
центральному банку, когда исчерпаны возможности получения средств на денежном
рынке, и тогда он становится кредитором последней инстанции, предотвращая
кризис банковской системы. Кредитование банков центральным банком называется
рефинансированием (статья 40). Рефинансирование коммерческих банков, т.е.
предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные
финансовые трудности. Цель рефинансирования - воздействие на состояние
денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в
качестве банка банков. Максимальный срок кредитов ограничен одним годом.
Кредиты выдаются только под обеспечение золотом и другими драгоценными
металлами, иностранной валютой, векселями, государственными ценными бумагами.
Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения
кредитов, определяются советом директоров(так называемый ломбардный список). В настоящее
время Банк России предоставляет банкам три вида кредитов: ломбардные кредиты,
кредиты «овернайт» и внутридневные кредиты[4].
В-третьих,
Федеральным законом «О центральном банке РФ (Банке России)» Банку России
предоставлены широкие полномочия по банковскому регулированию и надзору. Банк
России осуществляет постоянный надзор за соблюдением банками законодательства,
нормативных актов и установленных ими обязательных нормативов.[5] Он устанавливает правила проведения
банковских операций, ведения бухгалтерского учета и отчетности, имеет право
получать у банков необходимую информацию об их деятельности. Более того, Банк
России определяет само существование банков, поскольку именно он принимает
решение о государственной регистрации банков, выдает, приостанавливает и
отзывает лицензии на осуществление банковских операций.
Как
орган государственного контроля над денежным обращением Банк России наделен
монопольным правом эмиссии наличных денег. Основанием для введения монополии на
выпуск денег в обращение является принципиальная возможность, управляя денежной
массой, контролировать устойчивость национальной валюты и стабилизировать цены.
Поэтому контроль над эмиссией налагает на Банк России ответственность за
разработку и проведение денежно-кредитной политики. .[Деньги. Кредит. Банки:
Учебник/Г.Е. Алпатов, Ю.В.Базулин и др.; под ред. В.В. Иванова, Б.И.Соколова. –
М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004, стр.514].
Регулирование
кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через
ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает
дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
Контроль над деятельностью банков проводится с
целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и
непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с
действующим законодательством.
Главная цель банковского регулирования и
надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов
вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность
кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными
законами.
При осуществлении функции надзора и контроля
над деятельностью коммерческих банков Банк России:
- устанавливает обязательные для кредитных
организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского
учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.
- регистрирует кредитные организации в Книге
государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным
организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.
В целях обеспечения устойчивости кредитных
организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:
1) минимальный размер уставного капитала для
вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств
(капитала) для действующих кредитных организаций;
2) предельный размер не денежной части
уставного капитала;
3) максимальный размер риска на одного заемщика
или группу связанных заемщиков;
4) максимальный размер крупных кредитных
рисков;
5) максимальный размер риска на одного
кредитора (вкладчика);
6) нормативы ликвидности кредитной организации;
7) нормативы достаточности капитала;
8) максимальный размер привлеченных денежных
вкладов (депозитов) населения;
9) размеры валютного, процентного и иных
рисков;
10) минимальный размер резервов, создаваемых
под высокорисковые активы;
11) нормативы использования собственных средств
банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;
12) максимальный размер кредитов, гарантий и
поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).
Для осуществления своих функций в области
банковского надзора и регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций
и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об
устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные
законом санкции по отношению к нарушителям.
В случае нарушения кредитной организацией
федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России,
непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации
ЦБ имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных
нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера
минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций
на срок до шести месяцев.
В случае невыполнения в установленный срок
предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или
совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам
кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной организации штраф до 1
процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от
минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации:
а) осуществления мероприятий по финансовому
оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов;
б) замены руководителей кредитной организации;
в) реорганизации кредитной организации;
3) изменить для кредитной организации
обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
4) ввести запрет на осуществление кредитной
организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией,
на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
5) назначить временную администрацию по
управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;
6) отозвать лицензию на осуществление
банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.
Деятельность коммерческих
банков затрагивает имущественные и социальные права широкого круга граждан,
предприятий, организаций, фирм, которые являются их акционерами, вкладчиками и
кредиторами, поэтому государство в лице своего Центрального банка осуществляет наблюдения
и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы. В связи с
наличием кредитных связей между коммерческими банками устойчивость одних
непосредственно связана с устойчивостью других.
Банк России устанавливает
обязательные для коммерческих банков правила проведения банковских операций,
ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и
статистической отчетности. Для осуществления своих функций Банк России
имеет право запрашивать и получать от банков необходимую информацию об их
деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.
Для подготовки банковской
и финансовой статистики, анализа экономической ситуации Банк России имеет право
также запрашивать и получать необходимую информацию и у федеральных органов
исполнительной власти. Поступившие от банка данные по конкретным операциям не
подлежат разглашению без согласия банка.
Банк России публикует
сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе России.
Регулирование
размера обязательных резервов осуществляется Банком России ежемесячно. В соответствии с
решением Совета директоров Банка России может проводиться внеочередное
регулирование размера обязательных резервов (приложение 1).
В
период регулирования обязательных резервов допускается исправление кредитной
организацией документов, представленных в составе Расчета (при обнаружении
ошибок территориальным учреждением Банка России либо кредитной организацией).
Исправленный Расчет сопровождается объяснениями, содержащими сведения о произведенных
изменениях, подписанными уполномоченными лицами кредитной организации, или
содержащими код аутентификации электронного сообщения.[6]
Таблица 1.
Обязательные резервы кредитных организаций, депонированные
в Банке России
год/месяц
|
Объем обязательных резервов (млн.
руб.)
|
2004
|
1 января
|
267 388,1
|
2005
|
1 января
|
121 740,3
|
2006
|
1 января
|
161 369,9
|
2007
|
1 января
|
221 070,9
|
1 февраля
|
229 427,1
|
1 марта
|
210 479,9
|
1 апреля
|
209 622,4
|
1 мая
|
219 067,8
|
1 июня
|
229 875,2
|
1 июля
|
244 781,3
|
1 августа
|
317 656,9
|
1 сентября
|
310 980,4
|
1 октября
|
318 794,7
|
1 ноября
|
260 455,6
|
1 декабря
|
222 837,3
|
2008
|
1 января
|
221 620,8
|
1 февраля
|
233 986,2
|
1 марта
|
316 525,4
|
1 апреля
|
339 258,9
|
1 мая
|
345 742,8
|
1 июня
|
350 411,0
|
1 июля
|
360 290,8
|
1 августа
|
388 043,1
|
1 сентября
|
397 747,9
|
1 октября
|
152 080,8
|
1 ноября
|
34 159,0
|
1 декабря
|
30 077,7
|
|
В
настоящее время действующим законодательством и Банком России установлены жесткие
требования, которые должны соблюдаться физическими и юридическими лицами при
создании кредитных организаций. При регистрации кредитной организации и
согласовании изменений в ее уставе и составе участников Банк России уделяет
особое внимание вопросам правомерности участия юридических и физических лиц и
оплаты ими уставного капитала, составу руководителей кредитных организаций и их
материально-техническому оснащению.
Учредители
- юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном законодательством
порядке, иметь устойчивое финансовое положение и выполнять обязательства перед
бюджетами всех уровней за последние три года, а также располагать средствами,
удовлетворяющими требованиям Банка России, для внесения их в уставный капитал
кредитной организации.
Для
приобретения более 20% акций (долей) кредитной организации требуется
предварительное согласие Банка России.
Формирование
уставного капитала за счет иностранных инвестиций также требует разрешения
Банка России.
Вклады
в уставный капитал могут быть в виде денежных средств, материальных активов
(банковское оборудование и здание, в котором располагается кредитная
организация, за исключением незавершенного строительства). Размер неденежной
части уставного капитала не должен превышать 20% в первые два года деятельности
кредитной организации и 10% в последующие годы.
Основания
и порядок отказа в государственной регистрации кредитной организации изложены в
статье 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Кредитные
организации в зависимости от спектра выполняемых операций подразделяются на
банки и небанковские кредитные организации (ст. 1 Федерального закона "О
банках и банковской деятельности").
Кредитным
организациям могут быть предоставлены следующие виды лицензий:
·
лицензия на осуществление
банковских операций (за исключением привлечения во вклады средств физических
лиц) со средствами в рублях либо в рублях и иностранной валюте;
·
лицензия на
привлечение во вклады средств физических лиц в рублях либо в рублях и
иностранной валюте (право привлечения во вклады денежных средств физических лиц
предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не
менее двух лет, при условии устойчивости их финансового положения);
·
генеральная лицензия,
предоставляющая право осуществлять все операции в рублях и иностранной валюте,
а также открывать в установленном порядке филиалы за рубежом и/или приобретать
акции (доли уставного капитала) кредитных организаций-нерезидентов;
·
лицензия (разрешение)
на осуществление операций с драгоценными металлами (золотом и серебром).
Лицензия выдается Банком России по согласованию с Министерством финансов
Российской Федерации.
Лицензия
на право осуществления операций с драгоценными металлами может быть выдана
одновременно с лицензией на осуществление операций в иностранной валюте или
после ее получения.
Уполномоченными
банками на проведение операций и сделок с природными драгоценными камнями
являются банки, действующие одновременно на основании Генеральной лицензии
Банка России на совершение банковских операций и лицензией на осуществление
операций с драг. металлами (либо разрешения на совершение операций с драг.
металлами(золотом, серебром)).
При
наличии лицензии на проведение банковских операций кредитная организация вправе
совершать иные сделки, а также осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг
в соответствии с федеральными законами.
Кредитные
организации, ходатайствующие о расширении своей деятельности, должны иметь
устойчивое финансовое положение, структуру, адекватную предполагаемому
направлению деятельности, включающую службу внутреннего контроля (внутренний
аудит).
Центральный
банк осуществляет выпуск в обращение и изъятие из него денежных знаков на
территории России. Он также организует изготовление денежных знаков,
устанавливает правила обращения с ними, создает систему резервных фондов
наличности. В условиях усиливающейся инфляции это означает сохранение
централизованной системы лимитирования и оперативного регулирования наличной
эмиссии.
Ресурсы Центрального
банка представлены в Приложении 2. Как видно из таблицы, основной источник ресурсов — деньги в
обращении и средства коммерческих банков. Выпуск денег в обращение, т.е.
создание ресурсов путем их эмиссии, осуществляется
в процессе кредитования федерального Правительства
и коммерческих банков. Кредиты коммерческим банкам выдаются под их обязательства, а также в порядке учета
коммерческих векселей. Правительство получает
кредит в Центральном банке, представляя свои обязательства.
Эмиссия также производится для закупки золота и иностранной валюты.
Центральный
банк РФ создает свои ресурсы двумя методами. Первый, когда
деньги из забалансовых хранилищ учреждений ЦБ РФ приходуются на баланс, т. е. перемещаются в их оборотные кассы.
Отсюда наличные деньги уходят в обращение. Выдача
денег из оборотных касс производится в пределах остатков на корреспондентских
счетах коммерческих банков или счетах других клиентов Центрального банка. Эти
остатки при необходимости образуются за счет кредитов, выдаваемых системой
Центрального банка. При этом методе речь идет о налично-денежной, т.е.
банкнотной, эмиссии. О втором методе речь идет тогда, когда Центральный банк
увеличивает свои кредитные вложения путем выдачи ссуд, повышающих остатки на
счетах, т. е. на депозитах. При этом следует
говорить о депозитной эмиссии.
Депозитная эмиссия
предшествует банкнотной, ибо учреждение Центрального банка не может выдать
деньги из оборотной кассы коммерческому банку или другому своему клиенту, если
у них на счетах нет соответствующего депозита в форме безналичных денег.
Таким образом,
эмитируемые Центральным банком деньги — создаваемые им ресурсы — в обоих
случаях носят кредитный характер, их же обеспечением служат обязательства
коммерческих банков и Правительства, а также золото
и иностранная валюта.
Опираясь на коммерческие
банки и другие структуры финансового рынка, не вмешиваясь в их оперативную
деятельность, Центральный банк выполняет свои многообразные функции.
Важнейшей функцией
Центрального банка является разработка и осуществление совместно с
Правительством России единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту
и обеспечение устойчивости рубля. Деньги выступают как эквивалент
товарно-материальных ценностей и сами должны иметь материальные формы. Такими
формами могут быть металлические монеты, бумажные купюры, записи на банковских
счетах или записи на магнитных носителях, когда денежные остатки и переводы
отражаются в компьютерах. Чтобы деньги выполнили свою роль как средства платежа
и обращения, необходимо их реальное присутствие в одной из перечисленных форм.
Следовательно, денежное
обращение представляет собой обращение наличных денег и денег в их безналичной
форме. Небезынтересно отметить, что до перехода России к рыночным отношениям в
понятие «денежное обращение» включалось только обращение наличных денег, в то время
как во всех других странах денежное обращение рассматривается в единстве
движения денег в виде банкнот и по банковским счетам.
Для управления денежным
обращением ЦБ РФ публикует и использует в процессе денежного регулирования
различные показатели — денежные агрегаты, принятые в международной практике.
Например, агрегат МО показывает сумму наличных денег; агрегат М1 включает
агрегат МО и остатки денег, находящихся на счетах в банках. Агрегат М2
отличается от агрегата М1 на сумму срочных вкладов в системе Сбербанка. Для
исчисления агрегата МЗ к агрегату М2 добавляются депозитные сертификаты и
облигации государственных займов.
Анализ различных
показателей, характеризующих денежную массу, позволяет ЦБ РФ принимать
оптимальные решения в процессе регулирования денежного обращения. Для
определения скорости возврата денег сумму их поступлений за год в кассы системы
ЦБ РФ относят к среднегодовому показателю агрегата МО.
Определение размера
учетной ставки — один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а
изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области
кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от
уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое
влияние. Когда ЦБ РФ намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее
ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку.
Банк может устанавливать
одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить
процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки ЦБ РФ
представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои
операции. ЦБ РФ использует процентную политику для воздействия на рыночные
процентные ставки в целях укрепления рубля.
Коммерческие банки
получают в ЦБ РФ ссуды в порядке рефинансирования и переучета векселей. Банк
России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми
ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики, используя при
этом в качестве инструмента учетную ставку.
Повышение официальных
ставок сокращает возможности коммерческих банков получить ресурсы для
кредитования. Это воздействует на сокращение денежной массы. Снижение
официальной учетной ставки действует в обратном направлении.
Под рефинансированием банков
понимается предоставление ЦБ РФ кредита коммерческим банкам. Рефинансирование
осуществляется путем проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардного
кредита и переучетного кредита.
Во исполнение статьи 3 Федерального закона
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) и в соответствии
со статьями 4, 35, 36, 37, 40, 43, 46 и 47 указанного Федерального закона Банк
России, являясь кредитором последней инстанции, организует систему
рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, в том числе
устанавливает порядок и условия рефинансирования, а также осуществляет операции
рефинансирования кредитных организаций, обеспечивая тем самым регулирование
ликвидности банковской системы и предусмотренное статьей 28 Федерального закона
"О банках и банковской деятельности" право кредитных организаций при
недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения
принятых на себя обязательств обращаться за получением кредитов в Банк России
на определяемых им условиях. Операции кредитования проводятся в рамках
заключенных между Банком России и кредитными организациями договоров в
соответствии с главами 23, 28, 42, 45 (ст. 850) Гражданского кодекса Российской
Федерации, а также Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".
Порядок осуществления операций рефинансирования представлен в трех нормативных
документах Банка России в Положении Банка России от 3 октября
2000 года № 122-П "О порядке предоставления Банком России
кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами" ( с учетом
изменений), Положении Банка России от 4 августа
2003 года № 236-П "О порядке предоставления Банком России
кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных
бумаг" (с учетом изменений) и Положении Банка России от 14 июля
2005 года № 273-П "О порядке предоставления Банком России
кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования
по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных
организаций".
Банком
России разработаны и в настоящее время действуют механизмы рефинансирования
(кредитования) банков, которые можно разделить на 2 группы, различающиеся по
степени оперативности принятия Банком России решения о предоставлении кредита.
Один из них – кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России.
Другой – кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам
организаций сферы материального производства и (или) поручительства кредитных
организаций.
В
первом случае обеспечение по кредитам стандартизировано (Банком России
определен конкретный перечень ценных бумаг – Ломбардный список Банка России),
учет прав собственности на залоговое обеспечение осуществляется уполномоченными
депозитариями (НП "Национальный депозитарный центр" и Дилерами на
рынке ГКО - ОФЗ), оценка стоимости обеспечения производится на основании
информации об итогах торгов ценными бумагами на организованном рынке ценных
бумаг (уполномоченными Биржами являются ЗАО "Московская межбанковская
валютная биржа" и ЗАО "Фондовая биржа ММВБ"). Время принятия
решения колеблется от нескольких секунд до одного часа.
Во
втором случае процесс принятия решения о выдаче кредита, а также процесс оценки
качества и стоимости обеспечения более длителен и колеблется от 8 до 20 дней,
которые необходимы для проверки Банком России подлинности передаваемого в залог
векселя, наличия прав собственности на вексель либо наличия прав требования по
кредитному договору, а также в некоторых случаях вызваны необходимостью оценки
уровня платежеспособности и финансового состояния организации, чьи
обязательства предлагаются банком в залог по кредиту Банка России.
Таблица 2
Общая схема условий и видов кредитования:
Вид кредита
|
Срок в днях
(раб/календ)
|
Возможность досрочного погашения
|
Ставка
(в % годовых)
|
Вид обеспечения
|
Нормативный документ
|
Внутридневной
|
0
|
—
|
0
|
Блокировка ценных бумаг из Ломбардного списка БР
|
Положение 236-П
|
Овернайт
|
1 (раб.)
|
—
|
10%
|
Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР
|
Положение 236-П
|
Ломбардный
|
7 или 14 (календ.)*
|
нет
|
опр-ся по итогам аукциона, либо уст-ся Банком России для
операций на фикс. условиях
|
Залог ценных бумаг из Ломбардного списка БР
|
Положение 236-П
|
Кредит под залог и поручительства
|
до 180 (календ.)
|
да
|
9%
|
Залог векселей и прав требования по кредитным договорам и
поручительства
|
Положение 122-П
|
Кредит под залог векселей, прав требования по кредитным
договорам организаций или поручительства кредитных организаций
|
до 180 (календ.)
|
да
|
7% - до 90 календарных дней;
8% - от 91 до 180 календарных дней
|
Залог векселей, прав требования по кредитным договорам
организаций или поручительства
|
Положение 273-П
|
Кредитные
аукционы. До 1994 г. ЦБ РФ предоставлял коммерческим банкам кредиты в порядке
централизованного распределения. С помощью этих кредитов ссудный фонд страны
предоставлялся предприятиям, отраслям или регионам без учета экономической
целесообразности и возможностей возврата. Такое кредитование не требовало от
коммерческих банков привлечения депозитов. Банки играли пассивную роль
финансовых посредников. Кредиты предоставлялись заемщикам по ставке,
значительно ниже учетной ставки ЦБ РФ. Разница покрывалась из бюджета с учетом
того, что размер маржи составлял 3 % независимо от кредитоспособности заемщика.
Кредитование
под залог (блокировку) ценных бумаг осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 4 августа
2003 года № 236-П "О порядке предоставления Банком России
кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных
бумаг" (с учетом изменений).
Банк России предоставляет кредитным организациям в автоматическом
режиме внутридневные кредиты и кредиты овернайт и в режиме
запроса (заявления на получение кредита по фиксированной процентной
ставке/заявки на участие в ломбардном кредитном аукционе) - ломбардные
кредиты.
Внутридневные
кредиты бесплатны для кредитных организаций, кредиты овернайт предоставляются
на погашение оставшейся непогашенной к концу дня задолженности по
внутридневному кредиту по ставке овернайт Банка России. В настоящее время
Банком России обеспечена возможность получения кредитными организациями
внутридневных кредитов и кредитов овернайт Банка России на их корреспондентские
счета или корреспондентские субсчета, открытые в подразделениях расчетной сети
Банка России всех территориальных учреждений Банка России, осуществляющих
электронную обработку платежей (т.е. в 76 территориальных учреждениях Банка
России).
Ломбардные кредиты Банка России могут предоставляться на
фиксированных условиях и на аукционной основе на любые банковские счета
(корреспондентский счет и(или) корреспондентские субсчета) кредитной
организации, открытые во всех территориальных учреждениях Банка России или в
уполномоченных РНКО. Статус уполномоченной РНКО на сегодняшний день имеет ЗАО
РП ММВБ.
Ломбардные
кредитные аукционы проводятся еженедельно, каждый вторник, по расписанию.
Предоставление ломбардных кредитов по итогам аукциона осуществляется на
следующий день после его проведения, т.е. преимущественно по средам. Денежные
средства предоставляются на срок 14 календарных дней без права досрочного
возврата. Кредитные организации вправе подавать к участию в аукционе наряду с
конкурентными и неконкурентные заявки. Ограничение на объем неконкурентных
заявок (максимальная доля в общем объеме заявок, поданных кредитной
организацией для участия в аукционе) устанавливается Условиями проведения
аукциона.
11
апреля 2005 года Банк России в целях предоставления кредитным организациям
возможности для эффективного управления собственной ликвидностью при
использовании механизма усреднения обязательных резервов возобновил практику
проведения операций ломбардного кредитования на фиксированных условиях. Денежные
средства предоставляются в день обращения кредитной организации на срок 7
календарных дней без права досрочного возврата по фиксированной процентной
ставке, которая устанавливается равной средневзвешенной ставке последнего
ломбардного кредитного аукциона. В случае, если последние два аукциона признаны
несостоявшимися, ломбардные кредиты Банка России на срок 7 календарных дней
предоставляются по процентной ставке 8% годовых.
Для
получения ломбардных кредитов на корреспондентский счет, открытый в уполномоченной
РНКО, кредитные организации подают заявки на участие в ломбардном кредитном
аукционе/заявления на получение ломбардного кредита по фиксированной процентной
ставке с использованием Системы электронных торгов ЗАО ММВБ (СЭТ ММВБ) в
соответствии с Правилами заключения Банком России сделок с КО с использованием
Системы электронных торгов ЗАО ММВБ при проведении Банком России депозитных и
кредитных операций (утверждены Советом Директоров ЗАО "Московская
межбанковская валютная биржа" от 12.05.2006, согласованы с Банком России
29.05.2006).
Ломбардные
кредиты по фиксированным процентным ставкам предоставляются в зависимости от
проведения ЗАО ММВБ торговых сессий – при подаче заявлений в СЭТ ММВБ в первую
сессию (до 12-00 Московского времени) кредиты предоставляются – к 15-00
Московского времени, при подаче заявлений в СЭТ ММВБ во вторую сессию (до 17-00
Московского времени) – кредиты предоставляются к 20-00 Московского времени.
Извещения
о предоставлении кредита Банка России, обеспеченного залогом (блокировкой)
ценных бумаг, на корреспондентский счет, открытый в уполномоченной РНКО,
представляются кредитным организациям территориальным учреждением Банка России
по месту ведения корреспондентского счета кредитной организации-заемщика.
Обеспечением по внутридневным кредитам, кредитам овернайт и
ломбардным кредитам служит залог (блокировка) ценных бумаг (приложение 4).
Для обеспечения возможности получения в Банке России внутридневных
кредитов и кредитов овернайт или ломбардных кредитов на корреспондентские счета
(субсчета), открытые в Банке России, кредитной организации надлежит заключить с
Банком России Генеральный кредитный договор на предоставление кредитов Банка
России, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг (по форме Приложения 2
к Положению Банка России от 04.08.2003 № 236-П с изменениями).
Для
обеспечения возможности получения в Банке России ломбардных кредитов на
корреспондентский счет, открытый в уполномоченной РНКО, кредитной организации
надлежит заключить с Банком России Договор на предоставление кредитов Банка
России, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг, по сделкам,
совершаемым на ММВБ с использованием Системы электронных торгов ЗАО ММВБ (по
форме, установленной письмом Банка России от 25.08.2006 №113-Т).
Заключение
Генерального кредитного договора, а также Договора от имени Банка России
осуществляется территориальным учреждением Банка России по месту ведения
корреспондентского счета кредитной организации.
Ломбардный кредит - это
форма рефинансирования, при которой ЦБ РФ предоставляет ссуды под залог. В
отличие от ссуд, обеспеченных недвижимостью (ипотека), ломбардные операции
являются ссудами под залог движимого имущества. Предметом залога выступают в
первую очередь надежные ценные бумаги, котируемые на бирже. Ссуды выдаются в пределах
определенной части их курсовой стоимости, ибо возможно падение курса. Наряду с
государственными обязательствами в залог могут приниматься векселя.
Список ценных бумаг,
принимаемых к залогу, определяется ЦБ РФ. Это, как правило, государственные
ценные бумаги, но в отдельных случаях могут быть и корпоративные ценные бумаги.
Таким образом, явственно вырисовывается монопольный характер управления
кредитной системой Центральным Банком РФ. Возникает опасность, что
централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведет к
субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В
результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и
Банк России оказываются как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно,
не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ и
используются демократические принципы, но монопольное положение его в
банковской сфере при этом не изменяется.
Учитывая вышесказанное, можно предположить, что
путь дальнейшего совершенствования денежно-кредитной системы России лежит в
направлении разделения функций управления банковской системой РФ между
различными институтами.
В работе была сделана попытка показать
двойственную правовую природу Центрального Банка РФ, поскольку он одновременно
является органом государственного управления специальной компетенции и
юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность.
Главной особенностью правового положения Банка
России в настоящее время является то, что осуществление его административных
прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи ¾
управлению кредитной системой.
Административные функции можно условно
разделить на организаторскую (организация и управление денежным обращением) и
функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов
коммерческих банков.
В рамках этих двух полномочий Банк России
вправе издавать нормативные акты, т.е. нормотворческая функция непосредственно
связана с этими полномочиями.
Функция защиты гражданского оборота и
укрепления доверия к кредитной системе составляют основу деятельности Банка
России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России решает указанную
задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и целесообразность
создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации
коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских
операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, устанавливает
кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты,
регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственный контроль
за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку,
допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.
Таким образом, явственно вырисовывается
монопольный характер управления кредитной системой Центральным Банком РФ.
Возникает опасность, что централизация всей полноты власти у одного института
неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию
банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России
коммерческие банки и Банк России оказываются как бы в вынужденном
противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя
при назначении на должности в ЦБ и используются демократические принципы, но
монопольное положение его в банковской сфере при этом не изменяется.
Учитывая вышесказанное, можно предположить, что
путь дальнейшего совершенствования денежно-кредитной системы России лежит в направлении
разделения функций управления банковской системой РФ между различными
институтами.
- Конституция
РФ
- Федеральный
закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
от 10.07.2002 г.
- Федеральный
закон "О банках и банковской деятельности" с изменениями от
3.02.2004 г.№395-1-ФЗ
- Федеральный
закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"
от 25.02.2003 г. № 40-ФЗ.
- Федеральный
закон "О реструктуризации кредитных организаций" от 8.07.2004 г.
№ 144-ФЗ.
- Федеральный
закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от
9.10.2003 г. № 3615-1
- Инструкция
Банка России "О порядке регулирования деятельности банков" от
1.10.2002 г. № 1
- Инструкция
Банка России "О порядке осуществления операций доверительного
управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями
Российской Федерации" от 2.07.2006 г.
- Анализ
деятельности коммерческого банка. Под ред. С.И. Кумок. М.: Вече, 2002.
- Ачкасов
А.И. Балансы коммерческих банков и методы их анализа. – М.: Консалтбанкир,
2000.
- Банки
с государственным участием: проблемы и перспективы / Авт. Коллектив под
руководством А.Хандуева // материалы к заседанию Экспертного совета по
банковской деятельности и валютному рынку, М., 2000.
- Банковское
дело / Под ред. Лаврушина О.И. – М.: Финансы и статистика, 2005.
- Богданова
О.М. Коммерческие банки России: формирование условий устойчивого развития,
М.: Финстатинформ, 2006.
- Букато
В.И., Головин Ю.В., Львов Ю.И." Банки и банковские организации в России"
М., "Финансы и статистика", 2005.
- Ларионова
И.В. Реорганизация коммерческих банков. – М.: Финансы и статистика, 2000.
- Масленченков
С.Д. Финансовый менеджмент в коммерческом банке. Кн. 1, 2, 3. – М., 2004.
- «Организация
деятельности центрального банка», О. И. Лаврушин, И. Д. Мамонова, Г. Г.
Фетисов, Издательство: КноРус, 2006 г.
- Сафронов
А.С. "Текущее состояние банковской системы и перспективы развития
банковских продуктов, связанных с проведением кредитных операций".
Сборн. статей, М., Посткриптум, 2003.
- Смирнов
А.В. "Управление ресурсами и финансово аналитическая работа в
коммерческом банке", М., "БДЖ – ПРЕСС", 2002.
- Тосунян
Г.А., Викулин А.Ю. "Реструктуризация кредитных организаций" М.,
"Дело", 2002.
- Усоскин
В.М. Современный коммерческий банк: Управление и операции. – М., 2005
- «Центральный
банк в банковской системе России», А. Г. Братко, Издательство: Спарк, 2001
- .
Официальный сайт Центрального Банка России #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1]
Финансы, Денежное обращение и кредит, учебник.-2-е
изд., перераб. и доп./ В.К.Сенчагов, А.И.Архипов и др.; под ред. В.К.Сенчагова,
А.И.Архипова.-М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006, стр.551