Человек
среди людей
Оглавление
Введение. 3
1. Классификация социальных групп. 5
2. Семья как малая группа. 8
3. Общая характеристика межличностных отношений. 14
Заключение. 23
Список
использованной литературы.. 25
Тема
работы была выбрана мной, так как интересна с точки зрения формирования
личности и возникновение возможных различий в становлении.
Проблема
групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, —
важнейший вопрос не только социальной психологии, но и социологии. Реальность
общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными
группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным
вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из
того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом
обществе. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе
может иметь место двоякое употребление понятия «группа». С одной стороны, в
практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики
имеются в виду условные группы: произвольные объединения (группировка) людей по
какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа. Такое
понимание широко представлено прежде всего в статистике, где часто необходимо
выделить группу людей, имеющих какой-то определенный уровень образования,
болевших сердечно-сосудистыми заболеваниями, нуждающихся в жилье и т.д. Иногда
в таком понимании термин «группа» употребляется и в психологии, когда,
например, в результате тестовых испытаний «конструируется» группа людей, давших
показатели в каких-то одних пределах, другая группа — с другими показателями и
т.п[1].
С
другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально
существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то
общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то
идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их
жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому
образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными).
Цель
реферата – рассмотреть особенности социально - психологических условий развития
человека среди людей.
Объект
исследования – процесс развития социально-психологических групп.
Предмет
исследования – человек в социальной группе.
Определение
социальной группы включает четыре основных момента[2]:
· коммуникативное
взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем («кодов»);
· «наклеивание
ярлыков», по которым мы распознаем членство в группе, оформившееся в социальный
гештальт (образ в массовом сознании) — стиль жизни данной группы;
· идентификация
— отождествление индивидом себя с данной группой через противопоставление «мы —
другие» с установлением социальных границ и фильтров на «входе—выходе» (и
осуществлением «рефлексивного мониторинга», по Э. Гидденсу);
· «опривычивание»
(согласно П.Бурдье), освоение индивидом данной социальной позиции и
формирование у него установок, стереотипов, присущих данной группе.
Знаки,
по которым определяется членство в группе, и которые лежат в основе идентификации,
могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом. Например, члены
организации отличают друг друга по удостоверению, а не-члены идентифицируют их
по форме одежды.
Выделяются
большие, средние и малые социальные группы. В большие социальные группы (помимо
классов) входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в
целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества
(нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание
принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих
происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы
группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации
рабочих).
К
средним социальным группам относятся производственные объединения работников
предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и
пр.).
К
многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские
компании, соседские общности. Их отличают также некие родственные контакты друг
с другом.
В
истории социальной психологии уделялось большое внимание исследованиям
различных характеристик групп, их воздействия на индивида и т.д. Однако можно
отметить несколько характерных черт этих исследований. Во-первых, сам по себе
«групповой подход» рассмотрен лишь как один из возможных вариантов
социально-психологического подхода. Наряду с «групповым» подходом в
американской, например, социальной психологии существует еще и «индивидуальный»
подход. Эти два подхода являются следствием двух источников происхождения
социальной психологии: из социологии и из психологии. Для сторонников того и другого
подхода характерен поиск причин социального поведения людей. Однако сторонники
индивидуального подхода ищут лишь ближайшие причины такого поведения. Поэтому
для них группа важна только как факт одновременного присутствия многих людей,
но вне широкой социальной системы, в которую она сама включена. Именно здесь
сосредоточено чисто формальное понимание группы. С другой стороны, «групповой»
подход в гораздо большей степени пытается проникнуть за пределы самой группы,
где индивид непосредственно черпает свои нормы и ценности, в социальные
характеристики общественных отношений. Такой подход более характерен для
европейской социальной психологии, где как раз и обоснована идея необходимости
учета «социального контекста» в каждом исследовании, включая анализ психологии
группы. С этой точки зрения подвергается критике такое изучение групп, когда
групповые процессы дробятся на мелкие фрагменты, и значение содержательной
деятельности группы полностью утрачивается. На это обстоятельство указывает С.
Московией: «Поразительно, что при исследовании групповой динамики никогда не
возникали вопросы о том, каким именно образом группа становится продуктом своей
собственной деятельности»[3].
Во-вторых,
как бы ни толковалась группа различными авторами, для многих было характерно
известное разъединение двух основных блоков социально-психологических
исследований. Один блок традиционно связан с изучением различных процессов, характеризующих
человеческое общение и взаимодействие, т.е. коммуникации, интеракции,
перцепции, аттракции и т.д. В принципе, конечно, подразумевается, что все эти
процессы протекают не в вакууме, а в группе. Однако в исследованиях такая
переменная, как групповая деятельность, не представлена. Зато другой блок
исследований, связанный именно с изучением групп, стоит как бы особняком. В
рамках этого блока изучаются размер группы, ее композиция и структура, а
групповые процессы, рассмотренные в первом блоке, хотя и упоминаются, но вне
связи с совместной групповой деятельностью. В результате возникает относительно
изолированное описание процессов и групп, во всяком случае исключаются
существенные параметры группы при изучении происходящих в ней процессов.
Наконец,
в-третьих, для традиционной социальной психологии, особенно в ее американском
варианте, характерно внимание лишь к определенному типу групп, а именно к малым
группам, внутри которых преимущественно исследуются складывающиеся там межличностные
отношения без выяснения того, как эти межличностные отношения зависят от
характера групповой деятельности, а следовательно, как они связаны с
общественными отношениями.
Отвечая
на главный вопрос о том, какие потребности двигают социальным поведением людей,
«групповая динамика» пристально исследовала проблему внутригрупповых
конфликтов, сопоставляла эффективность групповой деятельности в условиях
кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений. Этот перечень
можно было бы продолжить, так как практически весь набор проблем малой группы
был представлен в работах этого направления.
Как
и все психологическое наследие К. Левина, «групповая динамика» оказала большое
влияние на последующее развитие социально-психологической мысли. Нет сомнения в
том, что в рамках этого направления были высказаны чрезвычайно важные идеи
относительно групповых процессов, тщательно исследованы некоторые из них,
разработаны весьма оригинальные методики, сохраняющие свое значение до сих пор.
С другой стороны, теоретический контекст — конструкции теории поля — является в
значительной мере устаревшим. В большей степени, чем в случае какой-либо другой
области социальной психологии, отбрасывание теоретической концепции Левина
сочетается с полным или почти полным принятием созданных им методик. Они «работают»
и в других теоретических рамках. Однако не решена еще полностью задача
выявления степени их допустимого принятия в русле новой теоретической схемы,
чего требует уважение к имени Левина и к его заслугам в психологии вообще и в
социальной психологии в частности.
Проблема
малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой
социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно,
по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения
общества и личности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды
ее формирования. Интуитивно любым исследователем, приступающим к анализу этой
проблемы, малая группа «схватывается» как та первичная среда, в которой
личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития.
Очевидным является тот простой факт, что с первых дней своей жизни человек
связан с определенными малыми группами, причем не просто испытывает на себе их
влияние, но только в них и через них получает первую информацию о внешнем мире
и в дальнейшем организует свою деятельность. В этом смысле феномен малой группы
лежит на поверхности и непосредственно дан социальному психологу как предмет
анализа,
Однако
из того обстоятельства, что феномен малой группы очевиден, отнюдь не следует,
что ее проблемы относятся к простым в социальной психологии. Прежде всего, и
здесь так же весьма остро стоит вопрос, какие же группы следует рассматривать в
качестве «малых»[4].
Иными словами, необходимо ответить на вопрос о том, что такое малая группа и
какие ее параметры подлежат исследованию в социальной психологии? Для этой цели
полезно обратиться к истории изучения малых групп. Эти исследования прошли ряд
этапов, каждый из которых привносил нечто новое в саму трактовку сущности малой
группы, ее роли для личности.
В
самых ранних исследованиях, а они были проведены в США в 20-е гг. XX
века, выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в
присутствии других, или, напротив, факт присутствия других стимулирует
эффективность деятельности каждого. Акцент делался именно на факте простого
присутствия других, а в самой группе изучалось не взаимодействие (интеракция)
ее членов, а факт их одновременного действия рядом (коакция).
Результаты
исследования таких «контактных» групп показали, что в присутствии других людей
возрастает скорость, но ухудшается качество действий индивида (даже если
условиями эксперимента снимался момент соперничества). Эти результаты были интерпретированы
как возникновение эффекта возрастающей сенсорной стимуляции, когда на
продуктивность деятельности индивида оказывали влияние сам вид и «звучание»
других людей, работающих рядом над той же самой задачей. Этот эффект получил
название эффекта социальной фацилитации, сущность которого сводится к тому, что
присутствие других облегчает действия одного, способствует им. В ряде
экспериментов было, правда, показано наличие и противоположного эффекта —
известного сдерживания, торможения действий индивида под влиянием присутствия
других, что получило название эффекта социальной ингибиции. Однако гораздо
большее распространение приобрело изучение именно социальной фацилитации, и
главным итогом первого этапа исследований малых групп было открытие именно
этого явления.
Второй
этап развития исследований знаменовал собой переход от изучения коактных групп
к изучению взаимодействия индивидов в малой группе. Так, в ряде исследований
было показано, что при условии совместной деятельности в группе те же самые
проблемы решаются более корректно, чем при их индивидуальном решении: особенно
на ранних стадиях решения задач группа совершает меньше ошибок, демонстрирует
более высокую скорость их решения и т.д. Так средняя скорость решения задач
группой была сопоставлена со средней скоростью решения тех же задач,
выполняемых индивидуально, и результат получился в пользу группы. При более
детальном анализе, правда, было выявлено, что результаты зависят также и от
характера деятельности, но эта идея не получила развития и твердо был
установлен лишь факт, что важным параметром групповой деятельности является
именно взаимодействие, а не просто «соприсутствие» членов группы[5].
На
третьем этапе исследования малых групп стали значительно более разветвленными.
Начали выявлять не только влияние группы на индивида, но и характеристики
группы: ее структуру, типы взаимодействия индивидов в группе; сложились подходы
к описанию общей деятельности группы.
Совершенствовались
и методы измерения различных групповых характеристик. Вместе с тем обозначился
такой методологический принцип, как отказ от выявления связи группы с более широкими
социальными общностями, в которые она входит, отсутствие вычленения ее как
ячейки социальной структуры, а значит, и уход от решения вопроса о
содержательной стороне тех социальных отношений, которые даны в малой группе.
Именно по этим параметрам подход к исследованию малых групп в европейской
традиции социального психологического знания принципиально отличается от
подхода, свойственного ранней американской социальной психологии.
Что
же касается интереса социальной психологии к малым группам, то он настолько
велик, что в каком-то смысле всю традиционную социальную психологию можно
рассматривать как социальную психологию малых групп. Существует ряд причин, как
объективных, так и субъективных, почему малая группа стала своеобразным фокусом
интереса социальной психологии. М.Г. Ярошевский справедливо характеризует
причины этого явления как моменты общей познавательной ситуации в психологии XX
в. Во-первых, это общее усложнение общественной жизни, вызванное усиливающейся
дифференциацией видов человеческой деятельности, усложнением общественного
организма. Сам факт включенности людей в многочисленные образования по видам их
деятельности, по характеру их общественных связей становится настолько
очевидным, что требует пристального внимания исследователей. Можно сказать, что
роль малых групп объективно увеличивается в жизни человека, в частности,
потому, что умножается необходимость принятия групповых решений на
производстве, в общественной жизни и т.д.
Во-вторых,
более специальной причиной является тот факт, что проблема малой группы
оказалась на перекрестке, который образован пересечением психологии и
социологии. Поэтому образование социальной психологии на стыке этих двух наук
«покрыло» собой, прежде всего именно данную сферу реальности. К сказанному
можно добавить еще и третью причину — методологического порядка. Сама специфика
социально-психологического знания как бы оправдывает преувеличенный интерес к
малой группе. Потребность в получении все более точных фактов, успехи
экспериментального метода в других отраслях психологии заставляют социальную
психологию искать такой адекватный объект, где были бы приложимы
экспериментальные методы, в частности метод лабораторного эксперимента. Малая
группа оказалась той самой единицей анализа, где более всего возможен и уместен
эксперимент, что как бы «помогло» социальной психологии утвердить свое право на
существование в качестве экспериментальной дисциплины.
Все
названные причины обострения интереса к малым группам имеют определенный резон.
Однако при некоторых условиях законный интерес к малым группам перерастает в
абсолютизацию их значения. Именно это и произошло в 20-е — 30-е годы в социальной
психологии США, где позже стали раздаваться голоса о переоценке значения малых
групп в ущерб исследованию социально-психологической стороны массовых
социальных процессов. Таким образом, ситуация в этой области исследования
весьма противоречива. С одной стороны, поставлены многие действительно важные вопросы,
проведены сотни часто весьма интересных и изощренных в техническом отношении
экспериментов, изучены в деталях многочисленные процессы и эффекты малых групп.
С другой стороны, — не говоря уже об отсутствии интеграции этих данных, об
отсутствии адекватных теоретических схем, — многие элементарные вопросы
оказываются нерешенными. Это часто коренные проблемы, определение исходных
принципов, так что отсутствие ясности по ним представляется даже парадоксальным
в условиях бесконечного множества проведенных исследований[6].
В
частности, до сих пор является дискуссионным вопрос о самом определении малой
группы, о ее наиболее существенном признаке (а, следовательно, о принципах выделения
малых групп). Также не решен вопрос о количественных параметрах малой группы,
нижнем и верхнем пределах. Одна из причин этого заключается, несомненно, в
отсутствии единого теоретического подхода; проблема малой группы в равной
степени интересует представителей разных теоретических ориентации, а пестрота и
противоречивость интерпретаций стимулирует, по-видимому, сохранение белых пятен
в самых кардинальных частях разработки проблемы. Таким образом, ситуация, с
которой столкнулась социальная психология, требует серьезного пересмотра
положения в области, казалось бы, детально разработанной.
Семья
представляет собой сложное социальное образование. Семья — это основанная на
единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества и
тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных
поколений, а также социализацию детей и поддержание существования, членов
семьи.
Семья является
одновременно и социальным институтом, и малой группой. Социальным институтом
называется относительно устойчивый тип или форма социальной практики,
посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается
устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Под
малой группой в социологии понимается малочисленная по своему составу
социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в
непосредственном личном общении с друг другом, что является основой для
возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и
норм поведения.
Как
социальный институт семья удовлетворяет важнейшую потребность людей в
воспроизведении рода, как малая группа — играет огромную роль в воспитании и
становлении личности, ее социализации, является проводником тех ценностей и
норм поведения, которые приняты в обществе.
Межличностные
(человеческие) отношения — совокупность взаимодействий
между индивидами,
составляющими общественную иерархическую лестницу. Человеческие отношения преимущественно
основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения:
в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения,
жесты),
лингвистическому (устная
речь), аффективному, а также языкам, построенным в
результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.).
Человеческие
отношения фундаментальны для индивидуального интеллектуального развития,
так как благодаря им образуются как малые и простые общества (такие как село), так и крупные и
сложные (как мегалополис)[7].
Человеческие отношения понимают связь как минимум между двумя индивидами.
Классификация
межличностных отношений
· Первичные
отношения: те, что устанавливаются между людьми как сами по себе необходимые.
· Вторичные
отношения: те, что зарождаются в необходимости помощи или какой-либо функции,
которую одно лицо выполняет в отношении другого.
Первичная
группа – это относительно устойчивое, немногочисленное по составу,
связанное общими целями объединение людей, в котором осуществляется
непосредственный контакт между его членами. Все, кто входит в нее, знают друг
друга лично и общаются между собой в процессе решения стоящих перед группой
задач. Человек входит в несколько первичных групп одновременно. Контакты в
первичных группах не дозированы. Каждый может общаться с каждым по мере желания
и необходимости. Практически же члены группы отдают предпочтение одним перед
другими. Они общаются чаще, контакты носят близкий характер (на личной или
деловой основе) – это так называемый первичный круг общения, который
формируется в виде микрогруппы. Как правило, такая группа невелика (2-7
человек).
По
принципу и способу образования различают реальные и условные, официальные
и неофициальные группы.
Реальная
группа – фактически существующее объединение людей с реальными связями и
взаимоотношениями его членов, с общими членами и задачами. Реальная группа может
существовать кратковременно или длительно, быть численно большой или малой.
Общность людей, составленная номинально, называется условной группой.
По такому признаку, например, выделяют возрастные категории детей:
дошкольников, младших школьников, подростков для изучения
анатомо-физиологических, психических и других особенностей.
Официальная
(формальная) группа создается на основе штатного расписания, устава, других
официальных документов.
Взаимоотношения
в официальных группах даже при одной и той же инструкции, не могут быть
идентичны, поскольку в контакты вступают люди с неповторимыми чертами
характера, темперамента, способностями, стилями общения. Деловые отношения
дополняются личными, не предусмотренными инструкциями. Психологическая близость
(симпатия, уважение, дружба) укрепляет официальную группу, помогает решать
поставленные задачи.
Неофициальные
группы возникают на основе единой направленности психологической мотивации,
симпатии, близости взглядов, убеждений признания авторитетности, компетентности
отдельных личностей. Такая группа не предусматривается ни штатным расписанием,
ни инструкцией. Официальные документы в этом случае не имеют силы.
По
признаку отношения личности к нормам группы выделяют референтную группу.
Референтная
(эталонная) группа – это реально существующая или воображаемая группа, взгляды,
нормы которой служат образцом для личности. Личность может входить в группу,
нормы, ценности которой она признает, поддерживает и считает самыми лучшими.
Однако, может быть и так, что личность, являясь членом одной группы, считает
идеалом ценности, взгляды, нормы другой группы. Иначе говоря, для личности
эталоном служит другой образец.
Коллектив
– это группа людей, объединенных едиными целями, подчиненными целям общества.
Поскольку коллектив – это группа людей, ему присущи признаки этой группы.
Коллектив имеет свойства, каких нет у группы. Поэтому можно считать, что всякий
коллектив – это группа, но не всякая группа – это коллектив. Официальная или
неофициальная группа может превратиться в коллектив, если приобретает его
признаки. При этом важнейший признак коллектива – общественная значимость целей
и задач – остается незыблемым. Если этого признака нет, то группа не может
называться коллективом.
В
зависимости от целей деятельности различают профессиональные коллективы,
общественные организации, добровольные общества, самодеятельные
коллективы. В зависимости от места в системе других коллективов,
коллективы делят на первичные и основные. Первичный
коллектив – это первичная группа с признаками коллектива. Основной
коллектив – объединение первичных коллективов.
Коллектив
как наиболее развитая общность людей не возникает сразу. Он формируется под
влиянием внешних и внутренних сил и вырастает из группы. Следовательно, на
ранних этапах он имеет признаки этой общности и лишь в развитии приобретает
свойства коллектива. В своем становлении коллектив проходит несколько стадий.
На первой стадии группа людей объединяется требованиями руководителя. Каждый
член группы признает эти требования, выполняет их, и таким образом происходит
объединение, осуществляются и утверждаются связи между индивидами. На второй
стадии требования к личности предъявляет группа. Это групповое требование также
принимается личностью к исполнению. На третьей стадии личность предъявляет требования
сама к себе, исходя из ценностных ориентаций, установок, целей коллектива.
Низшим
уровнем объединения людей является конгломерат (диффузная группа),
неорганизованное в силу обстоятельств, случайное скопление людей. Характерной
особенностью данной общности является то, что объединяет людей место и время.
Развитие общности от конгломерата идет в направлении кооперации.
Кооперация
– это объединение, в котором налажены содержательные контакты, установлена
взаимосвязь. Главными признаками кооперации являются следующие:
сосредоточенность людей одновременно в одном месте, наличие четкой организации
(каждый знает свои функции и выполняет их), направленность усилий на решение
задачи, стоящей перед объединением. Кооперация предполагает свободное деловое общение
ее членов.
Развитие
кооперации приводит к становлению коллектива. Следует отметить, что коллектив –
не застывшая, неподвижная общность. Это живой социальный организм: в нем
меняется содержание деятельности, перестраивается структура, положение конкретных
личностей, изменяются отношения между ними.
В
группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения. Отношение
– это позиция личности относительно всего, что ее окружает и самой себя.
Чувства, интересы, внимание – вот те психические процессы, которые выражают
отношение человека, его позицию. В социальных общностях (группах, коллективах)
у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.
Взаимоотношение
– отношение, идущее от людей к людям, «навстречу друг другу». При этом, если в
отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при
взаимоотношении постоянно осуществляется «обратная связь».
Принято
различать деловые и личные взаимоотношения. Деловые
взаимоотношения создаются в ходе выполнения служебных обязанностей,
регламентированных инструкцией, уставом, постановлением. При формировании
группы определяются функции ее членов.
Существует
несколько видов деловой зависимости.
Ø
Деловые отношения равенства. В этом случае два или несколько членов группы, коллектива
имеют одинаковые права и обязанности, выполняют одинаковые функции.
Ø
Деловые отношения подчинения. В них одно лицо согласно документу занимает
положение, обязывающее его осуществлять контроль и принимать исполнение.
Личные
взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности
взглядов, интересов, неприязни и прочих. В личных взаимоотношениях документы не
имеют силы. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают
психологические мотивы их породившие. Система личных взаимоотношений выражается
в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность.
В
процессе общения намечается несколько вариантов деловых и личных
взаимоотношений.
Ø
Совпадение положительной направленности членов группы. В группе, не имеющие
деловых противоречий между членами, добрые личные контакты способствуют
успешному выполнению стоящей задачи.
Ø
Натянутые деловые отношения и недоброжелательные личные. Это предконфликтная
или конфликтная ситуация. Она может возникнуть в отношениях равенства или
подчинения. Причины осложнения отношений могут быть различные.
Ø
Нейтральные деловые и такие же личные. Под нейтральными следует понимать такие
отношения, при которых обе стороны придерживаются инструкции, не выходя за ее
пределы. Это так называемые строго официальные отношения. Личные отношения при
этом изолируются. Они не проявляются, так как для этого нет почвы.
Межличностные
отношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того, как они
складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или
неудовлетворенность человека пребыванием в данной общности. От них зависят
сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи.
Общение
и межличностные отношения в группах и коллективах изучаются наблюдением,
экспериментом, беседой, анкетированным опросом, социометрией. Применение того
или иного метода диктуется конкретной задачей, а также условиями, в которых
осуществляется изучение. Наблюдение, эксперимент и опрос, используемые при
изучении личности, вполне приемлемы и при изучении общения и межличностных
отношений в группах и коллективах.
В
настоящее время широкое распространение получила социометрическая методика. Она
используется для изучения общения, межличностных отношений в уже сложившихся
группах и коллективах. Эта методика предполагает выбор партнера для совместных
акций (на деловой и личной основе).
В
психологии приняты специальные термины, обозначающие положение личности в
межличностных отношениях в группе.
«Звезда» – член группы,
получающий наибольшее количество выборов.
«Предпочитаемый» – член
группы, коллектива, получающий половину или чуть меньше количества выборов,
отданных популярному («звезде»).
«Оттесненный» – термин,
обозначающий лицо, которое получает минимальное количество выборов.
Каждый
член группы, коллектива занимает в группе то или иное положение. Оно не всегда
одинаково в деловых и личных отношениях. Например, ученик в деловых отношениях
оказывается в ранге «оттесненных», в личных он – «предпочитаемый», другой
ученик в личных отношениях – «звезда», в деловых – «предпочитаемый». Но может
быть и совпадение статуса «предпочитаемый» в деловых и личных отношениях.
Межличностные
отношения выражаются в совместимости людей. Совместимость –
оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху
выполнения совместных акций. Принято выделять четыре вида совместимости: физическую,
психофизиологическую, социально-психологическую и социально-идеологическую.
Физическая
совместимость выражается в гармонии сочетания физических качеств двух
или нескольких людей, выполняющих совместное действие (совместимость в силе,
выносливости и прочее).
Психофизиологическая
совместимость предполагает взаимоотношения людей в ходе их совместной
акции, при которой чувствительность в пределах той или иной анализаторной
системы оказывается решающей. Большое значение в пределах данного вида
совместимости имеет темперамент.
Социально-психологическая
совместимость предполагает взаимоотношения людей с такими личностными свойствами,
которые способствуют успешному выполнению социальных ролей. В этом случае не
обязательно сходство характеров, способностей, но обязательна их гармония. Как
свидетельствует жизненная практика, контакты устанавливаются быстрее и
оказываются прочнее у людей с чертами характера, дополняющими одна другую.
В
группах и коллективах, уже сформировавшихся и устоявшихся, противоречия
возникают реже, чем в общностях, срок существования которых не велик. Это
связанно с тем, что в длительно существующих общностях под влиянием отсева и
взаимопонимания достигается уровень совместимости, при котором противоречия не
разрешаются в конфликтной ситуации.
Социально-идеологическая
совместимость предполагает общность идейных взглядов, сходство социальных
установок и ценностей.
Идейное
родство, стремление к одним и тем же моральным и эстетическим ценностям
сближает людей. Совместимость на социально-идеологической основе можно считать
более высокого уровня по сравнению с совместимостью на иных основах. Идейное
сходство, совпадение социальных установок как бы перекрывает и интегрирует все
другие основания. Физический, психофизиологический и социально-психологический
факторы, если они идут вразрез с социально-идеологическим, могут быть
приглушены, и несовместимость на основе этих параметров не будет проявляться.
Это обусловлено тем, что групповое и коллективное усилие направлено на решение
не частных, хотя и групповых, а масштабных задач, стоящих перед большими
общностями (партиями, политическими движениями, объединениями).
Можно
подвести некоторые итоги тому, как ставился вопрос о малых группах в истории
социальной психологии. Хотя три рассмотренных направления несоизмеримы (трудно
сопоставлять значение теоретических посылок Морено и результатов левиновских
исследований), каждое из них задало определенную линию в изучении малых групп[8]. Но ни
одно из них не предложило решений, которые бы позволили подойти к анализу малых
групп с точки зрения специфического содержания групповой деятельности, нигде не
была подчеркнута специфика малых групп как элементов общественной структуры
(это относится даже к исследованиям Мэйо, в которых в принципе было предложено
соотносить результаты процессов, происходящих в группе, с более широким
внегрупповым контекстом). В исследованиях малых групп можно обнаружить и
совершенно иные теоретические подходы (например, традиция изучения групповых
процессов в рамках психоаналитической ориентации или изучение групп с точки
зрения интеракционизма), но ни в одном из них также не задан в качестве основополагающего
принцип реализации в малой группе определенного вида общественных отношений.
Поэтому,
хотя и в разной степени, все перечисленные подходы не дают целостной программы
исследования реальных малых групп, функционирующих в определенном типе общества.
Рассматривая
виды совместимости, следует иметь в виду, что они все могут быть представлены в
акте конкретного общения, хотя такие случаи крайне редки. Практически же
встречается совместимость в пределах одного или двух видов. Например,
физическая и психофизиологическая; психофизиологическая и
социально-психологическая; социально-психологическая, психофизиологическая и
социально-идеологическая и прочие.
Список использованной литературы:
1. Московией
С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная
социальная психология. Тексты... М., 1994. С. 215
2. Парыгин
Б. Социальная психология. СПб, 2003.
3. Поршнев
Б.Ф. Социальная психология и история. М., 2001. С. 89
4. Практикум
по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б. Д. Парыгина. 3-е изд.,
испр. и доп. СПб., 2000.
5. Практическая
психодиагностика. Методики и тесты. Учеб-ное пособие.- Самара: Изд-во «
БАХРАК-М», 2001.
6. Русаликова
А.А. Изучение социально-психологического климата в первичных производственных
коллективах // организационная психология / Сост. Л.В. Винокуров, И.И.
Скрипнюк. – СПб.: Питер, 2001. С. 210
7. Современный
менеджмент. Росс. Эконом. Журнал – 2003г. №3,12; 2004г.№1,4,7
8. Социально-психологический
климат коллектива: теория и методы изучения/Под ред. Е. В. Шороховой, О.
И.Зотовой. М.. 1979. С. 129
9. Человек
и общество: Учеб. пособие / С.В. Решетников, Я.С. Яскевич, Н.П, Денисюк и др.;
Под общ. ред. СВ. Решетникова и Я.С Яскевич. - Мн.: ТЕТРА СИСТЕМС, 2001. -
368с.
10. Википедия.
Интернет - энциклопедия