Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Анализ расходов на торговлю предприятия на примере ООО «Сиеста»

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Анализ расходов на торговлю предприятия на примере ООО «Сиеста»
  • Предмет:
    АХД, экпред, финансы предприятий
  • Когда добавили:
    11.06.2014 16:00:18
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
    Введение
    Глава 1. Экономическая природа расходов на продажу, их роль и значение. 4
    1.1.  Понятие расходов на продажу, их роль и значение в условиях рыночной экономики. 4
    1.2. Классификация, показатели и порядок формирования расходов на продажу торгового предприятия. 7
    Глава 2. Анализ расходов на продажу торгового предприятия 17
    2.1.  Организационно-экономическая характеристика предприятия. 17
    2.2. Анализ динамики и структуры расходов на продажу торговой организации  23
    2.3. Факторы, определяющие размер расходов на продажу в торговле и их анализ  25
    Заключение. 30
    Список использованных источников.. 31
    Приложения.. 33
     
     
     
    Введение  
    Изучение расходов на продажу в сфере торговли в современных условиях хозяйствования имеет большое практическое значение. Эта проблема приобретает особую актуальность, так как результаты работы каждого предприятия, его конкурентоспособность находятся во все большей зависимости от уровня затрат.
    Актуальность выбранной темы обусловлена тем, расходы на продажу (издержки обращения) являются одним из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов. От их размера и степени изменения зависит прибыльность деятельности организаций.
    Экономический анализ издержек обращения позволяет выявить возможности более эффективного использования материальных, трудовых, денежных ресурсов и тем самым повысить эффективность торговой деятельности для укрепления конкурентоспособности.
    Исследование проведено на примере ООО «Сиеста», находящегося в г. Семилуки. Организация занимается розничной  торговлей продуктами питания.
    Предметом исследования являются факторы, определяющие размер расходов на продажу в торговле и их анализ. Временные рамки исследования – 3 года.
    Основной целью курсовой работы является анализ расходов на торговлю предприятия.
    Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
    рассмотреть  экономическую природу расходов на продажу, их роль и значение;
    выполнить анализ расходов на продажу торговой организации.
    Исследование базируется на методологии финансово-экономического анализа, на системном подходе, на методах статистики, а также на экономико-математических методах.
    Глава 1. Экономическая природа расходов на продажу, их роль и значение 1.1.  Понятие расходов на продажу, их роль и значение в условиях рыночной экономики  
    Розничная торговля создает предпосылки гибкости производства и его материально-технического обеспечения, что позволяет оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка.
    Следует различать расходы торговых организаций по закупке товаров, капитальные вложения и текущие затраты по реализации товаров, то есть затраты по организации процесса товарного обращения.
    Расходы по закупке товаров по своей сути авансируются предприятием и постоянно находятся в обороте. Их источниками является собственный оборотный капитал торговой организации, а также краткосрочные кредиты банка.
    Капитальные вложения, связанные с увеличением масштаба предприятия, являются единовременными затратами и возмещаются либо за счет собственных источников предприятия, либо за счет долгосрочных кредитов банков и др.
    Затраты торгового предприятия по организации процесса товарного обращения включают в себя издержки и затраты, не учитываемые в составе издержек обращения (налоги, сборы, штрафы, пени, платежи по кредитам сверх установленной законодательством ставки, потери от уценки товаров и пp.).
    Издержки обращения— это выраженные в денежной форме затраты материальных, трудовых и других видов ресурсов торговых организаций по доведению товаров до конечного потребителя. Их общая сумма показывает, во что обходится оказание услуг по реализации товаров. Таким образом, издержки обращения представляют собой себестоимость услуг торговли.
    Издержки обращения – это выраженные в денежной форме расходы, затраты торгового предприятия по доведению товаров от производителя к потребителю. Издержки обращения связаны с товарным обращением и являются категорией товарного хозяйства. Для предприятий торговли очень важно обеспечить своевременный, достоверный и полный анализ фактических расходов и контроль за использованием финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
    В организациях, осуществляющих торговую деятельность, это расходы: на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.
    Издержки обращения учитываются на всех стадиях ценообразования, начиная от производства, когда в себестоимость продукции включаются расходы по сбыту, и заканчивая розничной продажей, когда в розничной цене отражаются издержки оптовой и розничной торговли.
    Издержки обращения характеризуются суммой и уровнем. Их уровень в розничной торговле определяется в процентах к розничному товарообороту, в оптовой — в процентах к оптовому товарообороту с участием в расчетах, в общественном питании — в процентах к валовому товарообороту общественного питания. Уровень издержек обращения — важный качественный показатель торговой деятельности. По этому показателю судят, с одной стороны, о величине затрат в расчете на 1 р. (1000 р.) товарооборота, с другой — о доле торговых расходов в розничной цене, об эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
    Издержки обращения условно подразделяются на две группы: чистые и дополнительные.
    Чистые издержки обращения  —  это  расходы,  связанные  со  сменой  формы стоимости в процессе купли-продажи  товаров  (ведение  учета,  осуществление денежных и кредитных расчетов, организация рекламы и т. п.).
     К дополнительным издержкам   обращения   относятся   расходы   по транспортированию,  подработке,  сортировке  и  фасовке  товаров, хранению товарных запасов и другие производственные издержки.  Источником  возмещения этих издержек является труд, затрачиваемый на  производственные  процессы  и участвующий в создании стоимости товаров.
    В отличие от дополнительных  чистые  издержки  обращения  не  увеличивают стоимости товаров  и  возмещаются  за  счет  чистого  дохода,  созданного  в отраслях материального производства  (включая  производственные  процессы  в торговле). Деление издержек  торговли на дополнительные и  чистые  позволяет точнее  установить  границы  сферы  материального  производства,  правильнее исчислить величину общественного продукта  и  национального  дохода,  глубже понимать процессы, происходящие  в  торговле,  и  целенаправленно  управлять ими, выявлять пути разумной экономии средств.
    По экономическому содержанию не все затраты торгового предприятия могут быть отнесены к издержкам обращения. Так, расходы магазина по уплате штрафов, пени, кредитов сверх ставки, а также убытки, произошедшие по случайным причинам (пожары, стихийные бедствия) и не обусловленные торговым процессом, к издержкам обращения не относятся и оплачиваются предприятием за счет чистой прибыли. Затраты подразделений неторговой деятельности, находящиеся в ведении торговых предприятий, также не учитываются в издержках обращения.
    Торговое предприятие закупает уже произведенные товары, затрачивая средства только на их реализацию, поэтому в затратах предприятия отсутствует стоимость закупаемых товаров.
    По видам затрат издержки обращения подразделяют на элементы и статьи. В соответствии с экономическим содержанием затраты объединены в пять основных групп по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, амортизация основных фондов, отчисления на социальные нужды, прочие затраты.
    При оценке результатов деятельности торгового предприятия деление затрат по элементам позволяет выделить затраты живого и овеществленного труда.
    Таким образом, в издержки обращения включаются затраты, связанные с основной хозяйственной деятельностью торгового предприятия. Не учитываются в составе издержек обращения затраты непроизводственного и капитального характера, некоторые из которых должны производиться за счет прибыли торгового предприятия, а вторые включаются в издержки обращения через амортизационные отчисления.
     
    1.2. Классификация, показатели и порядок формирования расходов на продажу торгового предприятия  
    Издержки обращения торговых предприятий классифицируются по следующим признакам.
    По экономической природе издержки обращения делят на чистые и дополнительные. Чистые издержки – это расходы, связанные с процессом доведения товаров до потребителя путем купли-продажи и смены форм стоимости. Эти затраты не увеличивают стоимость товара, являются непроизводительными по своей сути и возмещаются за счет чистого дохода, созданного в сфере материального производства. К чистым издержкам обращения торговых предприятий относят расходы, связанные с процессом продажи, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций, с рекламой и др.
    Дополнительные издержки — это затраты торговых предприятий, связанные с продолжением и завершением процесса производства в сфере обращения. К ним относят расходы на транспортировку, хранение товаров, их доработку, фасовку, упаковку и другие операции. Эти затраты входят в стоимость товаров и возмещаются трудом работников, выполняющих эти процессы.
    Раздельный учет дополнительных и чистых издержек на торговых предприятиях не ведется. В зависимости от месторасположения предприятия, объема и структуры товарооборота, товарной специализации, размера торговых площадей, величины собственного и оборотного капиталов, соотношение между чистыми и дополнительными издержками не одинаково для различных торговых предприятий.
    При наличии насыщенного рынка важным фактором успеха торговых предприятий становится культура обслуживания покупателей. Поэтому в настоящее время появилась тенденция постепенного уменьшения доли дополнительных и возрастания доли чистых издержек обращения в общей их сумме. Расходы обслуживания возрастают более быстрыми темпами, увеличивая долю чистых издержек.
    По характеру выполняемых задач издержки подразделяют на операционные (прямые) и административно-управленческие.
    Операционные издержки обращения – это расходы, связанные с выполнением основных функций торгового предприятия. К ним относят транспортные расходы, амортизацию и аренду основных фондов, расходы на заработную плату персонала, расходы на хранение и подготовку товаров к продаже и др.
    Административно-управленческие издержки – это расходы торговых предприятий, обусловленные организацией их хозяйственной деятельности и деятельности аппарата управления. К ним относятся расходы по заработной плате управленческих работников, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, служебные командировки, представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью предприятия, и др.
    По звеньям торговли выделяют издержки обращения розничных торговых предприятий, оптовых торговых предприятий и предприятий общественного питания. Это деление обусловлено особенностями торгово-технологического процесса в различных торговых предприятиях. Наиболее высокий уровень издержек, как правило, на предприятиях общественного питания, а наиболее низкий – в оптовой торговле, что обусловлено спецификой хозяйственной деятельности этих предприятий. В затраты предприятий питания наряду с издержками обращения включаются и издержки производства, что в значительной степени увеличивает общую сумму расходов. А для предприятий оптового звена характерно отсутствие или незначительный удельный вес расходов на фасовку, доработку, подсортировку и т. п., что и снижает общий уровень издержек обращения.
    По отношению к товарообороту все издержки обращения делятся на условно-постоянные и условно-переменные.
    Условно-постоянные издержки обращения – это затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых остается постоянной при изменении объема товарооборота. Это расходы по аренде, содержанию и текущему ремонту зданий, помещений, инвентаря, расходы на рекламу, часть прочих расходов и др.
    Условно-переменные издержки обращения – это затраты торгового предприятия, абсолютная сумма которых изменяется с изменением товарооборота. Транспортные расходы, расходы по оплате труда, по хранению, подготовке и подсортировке товаров, проценты за пользование кредитом, часть прочих расходов и др.
    По товарным группам выделяют издержки обращения продовольственных товаров и издержки обращения по реализации непродовольственных товаров. Наиболее высокие издержки у продовольственной товарной группы. В силу своих физико-химических свойств они требуют обеспечения особых условий хранения, использования специализированного транспорта для перевозок, что и увеличивает общую сумму расходов. Среди продовольственных товаров наиболее высокие издержки имеют такие товары, как яйца, овощи, соль. Среди непродовольственных — хозтовары, строительные материалы, мелкая галантерея.
    По способу распределения по товарным группам все издержки торговых предприятий делятся на прямые и косвенные (распределительные).
    Прямые издержки — это расходы торгового предприятия, отнесенные к определенной товарной группе без дополнительных расчетов, согласно имеющимся документам.
    Распределительные (косвенные) издержки — это расходы торгового предприятия, распределенные между товарными группами после предварительных расчетов.
    По видам затрат издержки обращения подразделяются на следующие группы: оплата труда работников торговых предприятий; оплата услуг других отраслей экономики (связь, коммунальное хозяйство, транспорт); материальное потребление в торговых предприятиях (расход упаковочных материалов, топлива, электроэнергии, износ основных фондов, санспецодежды и т. п.); материальные потери (потери товаров нормируемые и ненормируемые); другие расходы (охрана труда, социальное страхование, подготовка кадров). Признак классификации издержек обращения по видам затрат является основным.
    Под системой показателей издержек обращения понимается упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимосогласованных показателей.
    В экономической работе применяется множество показателей издержек обращения, каждый из которых несет свою информационно-аналитическую нагрузку. Но ни один из них не может в полной мере отразить все аспекты управления ими. Именно в этой связи в экономической работе необходима система показателей издержек обращения.
    Среди важнейших показателей выделяются следующие группы:
    - абсолютные показатели;
    - относительные показатели;
    - структурные показатели;
    - предельные показатели;
    - индексные показатели.
    Издержки обращения могут быть выражены как абсолютной суммой, так и относительным показателем – уровнем издержек обращения, выраженным в процентах к обороту розничной торговли.
    Абсолютный показатель издержек обращения характеризует общую сумму расходов предприятия за определенный период. К абсолютным показателям относятся сумма издержек обращения, себестоимость торговой деятельности (СТД), которые рассчитываются по формулам:
     
    И=Ипост.+Ипер.
     
    где:  И – сумма издержек обращения, руб.
    Ипост. – сумма постоянных издержек обращения, руб.
    Ипер. – сумма переменных издержек обращения, руб.
     
    И=МЗ+ФЗП
     
    где:  МЗ – материальные затраты, руб.
    ФЗП – затраты на оплату труда, руб.
     
    СТД=Зт+И
     
    где:  Зт – затраты на покупку товаров, руб.
    Однако этот показатель не дает представления о результате, полученном на каждый рубль затрат, т.е. об эффективности произведенных расходов.
    Уровень издержек обращения (УИ) характеризует издержкоемкость осуществления торговой деятельности.
     

     
    Он рассчитывается как на весь объем деятельности предприятия, так и по отдельным товарным группам. Также рассчитывается уровень постоянных (Упост.) и переменных (Упер.) издержек обращения, уровень затратности основных фондов (УИоф), оборотных средств (УИос), труда (УИфзп) и ресурсов в совокупности (УИр). Уровень издержек обращения значительно колеблется по регионам и типам торговых предприятий, что обусловлено особенностями покупательной способности населения, развития производства товаров, транспортных коммуникаций, условиями товароснабжения торговой сети, объемом и структурой оборота розничной торговли.
    Для характеристики результативности затрат и их эффективности применяется показатель рентабельность издержек обращения (РИ).
     

     
    Экономический смысл показателя издержкоотдачи заключается в том, что он характеризует объем деятельности, полученного на 100 рублей произведенных затрат. Рентабельность издержек обращения показывает сумму прибыли, полученную на 100 рублей произведенных затрат.
    Уровень издержек обращения должен соответствовать их оптимальному размеру и структуре. Не всегда снижение суммы издержек обращения ведет к положительному результату. Для оценки абсолютного прироста суммы издержек обращения используется формула:
     

     
    где:  ?И – сумма абсолютной экономии издержек обращения, руб.
    И1, И0 – сумма издержек обращения отчетного и базисного года, руб.
    Расчет абсолютной суммы издержек обращения должен быть дополнен расчетом относительной экономии (перерасхода). Для определения относительного отклонения следует скорректировать базисное значение издержек обращения на оборот розничной торговли отчетного года.
    Сумма относительной экономии (перерасхода) издержек обращения представляет собой разницу между издержками отчетного года и базисными издержками, скорректированными на фактический объем оборота. Но исходя из того, что издержки обращения в своем составе неоднородны и представляют совокупность постоянных и переменных издержек, следует учитывать их условное деление.
    Используя метод сравнения, издержки обращения за анализируемый год следует сопоставлять с данными за более длительный период, для того чтобы выяснить их динамику и установить темп изменения.
     

     
    где:  Тпр. – среднегодовой темп изменения суммы издержек обращения;
    Иn – сумма издержек обращения последнего года, руб.;
    Иm – сумма издержек обращения первого года, руб.;
    n – количество лет в анализируемом периоде.
    К структурным показателям относятся доля переменных (Дпер.) и постоянных (Дпост.) издержек в общей сумме издержек обращения, доля i-ой статьи расходов в общей сумме издержек обращения (Дi) и доля издержек обращения в себестоимости торговой деятельности (ДИ).
    Предельные показатели определяются по формуле
     

     
    где:  ПРИ – предельные издержки, руб./ед.;
    Иn – сумма издержек n-го периода, руб.;
    Иn-1 – сумма издержек предшествующего периода, руб.;
    Оn – оборот розничной торговли n-го периода, ед.;
    On-1 – оборот розничной торговли предшествующего периода, ед.
    При проведении анализа издержек обращения определяются индексы суммы и уровня издержек обращения. Изменение суммы издержек обращения оценивается индексом суммы издержек (In).
     

     
    Рост издержек обращения является экономически оправданным, когда он связан с повышением качества обслуживания, направлен на ускорение оборачиваемости товаров, совершенствование товародвижения и ведет к росту объема деятельности и увеличению доли рынка, завоеванной предприятием. Для оценки динамики издержек обращения целесообразно использовать индекс уровня издержек обращения (Iу)
     

     
    где:  Уn – уровень издержек n-го периода, %;
    Уn-1 – уровень издержек предшествующего периода, %
    В результате трансформации данного индекса в экономическом анализе и при прогнозировании издержек может быть использована мультипликативная модель динамики издержек обращения следующего вида.
     
    IИ=Iу*IО
     
    где:  IО – индекс роста оборота розничной торговли;
    IИ – индекс роста издержек обращения.
    Стратегическая модель управления издержками, направленная на их оптимизацию, предусматривает необходимость обеспечения следующей пропорции в темпах роста прибыли, оборота розничной торговли и затрат.
     
    IП >IО >IИ  
     
    где:  IП – индекс роста прибыли.
    Только такое соотношение важнейших экономических показателей обеспечит снижение уровня издержек обращения и повышение эффективности их использования за счет увеличения их отдачи и прибыли на каждые 100 рублей затрат.
    Также к индексным показателям издержек обращения относится темп изменения уровня издержек (Ту), который определяется по формуле
     
     
     
    Таким образом, при анализе издержек торговым предприятием необходимо пользоваться показателями абсолютной суммы и уровня издержек обращения по общему уровню и отдельным статьям.
    Осуществляя деятельность по закупке, транспортировке, хранению и реализации товаров, торговое предприятие несет затраты. К ним относятся расходы на содержание торговых залов, обслуживающих, административных и складских помещений, на оплату коммунальных услуг, аренды торговых или складских помещений, на транспортные услуги, рекламу, представительские услуги, лицензию на вид деятельности, заработную плату персоналу, налоги, отчисления, страховые взносы, местные сборы.
    Издержки обращения формируются по местам их возникновения на торговом предприятии и затем группируются по их видам (элементам). Средства производства, используемые более одного года, переносят свою стоимость на результат торговой деятельности частями, по установленным нормам амортизации.
    Издержки обращения в соответствии с Положением о составе затрат, относимых организацией на себестоимость, состоят из следующих элементов:
    - материальные затраты.
    - затраты на оплату труда.
    - отчисления на социальные нужды.
    - амортизация основных фондов.
    - прочие затраты.
    Все затраты (за исключением затрат, осуществляемых фирмой за счет прибыли) производственного и коммерческого назначения, произведенные (начисленные по прилагающимся документам) фирмой, относятся на издержки обращения.
    Для целей налогообложения обязательна корректировка начисленных и списанных на реализованные товары затрат по установленным государством лимитам, нормам и нормативам.
    Глава 2. Анализ расходов на продажу торгового предприятия 2.1.  Организационно-экономическая характеристика предприятия  
    Магазин  торговли продуктами питания «Сиеста» был открыт в г. Семилуки, который является одним из крупнейших районных центров г. Воронеж. В 2004 г. руководство магазина провело модернизацию и капитальный ремонт торговой площади, что позволило магазину укрепить свои рыночные позиции. В 2005 г. ООО «Сиеста» значительно расширило  ассортимент реализуемых продуктов питания и заменило некоторое имеющееся устаревшее оборудование (витрины, стенды, вывески, кассовые аппараты).
    В соответствии с Уставом магазин имеет организационно-правовую форму – общество с ограниченной ответственностью (уставный капитал 140,0 тыс. р.) и осуществляет свою торговую деятельность в четырех направлениях:
    - поиск поставщиков товаров для их дальнейшей продажи покупателям (оптовых баз и производителей);
    - формирование товарного ассортимента в соответствии с потребительским спросом;
    - маркетинговые исследования для производителей товаров и оптовых баз;
    - закупка товаров (продуктов питания) у производителей и оптовых баз, их доставка и складирование (частичное).
    Документами, регламентирующими взаимоотношения между всеми участниками торгового процесса, являются:
    - контракты на закупку и поставку товаров;
    - уголок потребителя;
    - сертификаты качества на товары;
    - правила внутреннего распорядка.
    В тексте этих документов, в частности, оговариваются:
    - график поставки, способ доставки, цена, количество, ассортимент, качественные характеристики и др.;
    - образцы кассовых и товарных чеков, права потребителя.
    Форма расчетов с контрагентами – наличными деньгами и безналичным образом через банк.
    С 2005 г. магазин постоянно расширяет ассортимент продаваемых товаров. В основном магазин специализируется на продаже мясных и колбасных изделий (они являются основной товарной группой), однако с 2005 г. осуществляется торговля рыбными изделиями, макаронными, а также сопутствующими товарами – блузками.
    Необходимо отметить, что ассортимент магазина «Сиеста» ориентирован на среднего покупателя. Покупателями магазина являются жильцы близлежащих районов,  домов, расположенных в непосредственной близости от торговых точек.
    К 2005 г структура розничного товарооборота характеризовалась следующими данными (табл. 1):
    Таблица 1 – Структура розничного товарооборота ООО «Сиеста» за 2005-2007 гг., %
     
    Годы
    Вид продуктов питания
    2005
     2006
    2007
     
    тыс. р
    %
    тыс. р
    %
    тыс. р
    %
    Мясные и колбасные изделия
    11346
    24,4
    11281
    23,8
    11271
    25,1
    Макаронные изделия
    5347,5
    11,5
    5593
    11,8
    4895
    10,9
    Молочные изделия
    7068
    15,2
    7300
    15,4
    6242
    13,9
    Хлебобулочные изделия
    8928
    19,2
    9717
    20,5
    8307
    18,5
    Кондитерские изделия
    3487,5
    7,5
    2986
    6,3
    3682
    8,2
    Алкогольные напитки
    4231,5
    9,1
    3839
    8,1
    3952
    8,8
    Безалкогольные напитки
    3859,5
    8,3
    4550
    9,6
    4086
    9,1
    Прочее
    2232
    4,8
    2133
    4,5
    2470
    5,5
    Итого
    46500
    100
    47401
    100
    44905
    100
     
    Из таблицы 1 становится очевидно изменение структуры товарооборота ЗАО «Сиеста» за анализируемый период.  Становится очевидно,  что динамика удельного веса молочных  изделий к 2007 г. имеет отрицательную тенденцию, что обусловлено, в частности,  повышением удельного веса  прочих продуктов питания. Например, это связано с расширением ассортимента продаваемых продуктов.
    Тем не менее, в 2007 г. наблюдается снижение товарооборота в сравнении с 2005 г. на 3,43 %. Отрицательная динамика товарооборота связана прежде всего с повышением  цен на продукты питания, а также с ростом конкуренции. Например, за последние два года в г. Семилуки были открыты несколько магазинов, занимающихся аналогичным родом деятельности.
    Организационно-управленческая структура персонала ООО «Сиеста» представлена на рис. 1. Магазин  ООО «Сиеста» является юридическим лицом и действует на основании Устава.

       
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Рис. 1. Организационная структура  ЗАО «Сиеста» на 01.01.05 г.
    Рассмотрим основные экономические показатели деятельности магазина за 2005 – 2007 гг.  (табл. 2):
    Таблица 2 – Организационно-техническая ООО «Сиеста» за 2005-2007 гг.
    Показатели
    Годы
    Отклонения
    Темп роста, %
    2005
    2006
    2007
    2006 от 2005
    2007 от 2006
    2006 к 2005
    2007 к 2006
    Товарооборот, тыс. р.
    46500
    47401
    44905
    901
    -2497
    101,9
    94,7
    Стоимость купленных товаров
    36448
    36528
    34085
    80
    -2443
    100,2
    93,3
    Издержки обращения, тыс. р.
    6291
    6724
    6338
    432
    -386
    106,9
    94,3
    Управленческие расходы,
     тыс. р.
    1607
    1892
    1828
    285
    -64
    -
    -
    Торговая наценка, тыс. р.
    10052
    10873,2
    10819,25
    821
    -54
    108,2
    99,5
    Прибыль (убыток) от продаж, тыс. р.
    2154
    2257
    2654
    103
    397
    104,8
    117,6
    Прочие операционные доходы
    19
    49
    975
    31
    926
    262,1
    0,0
    Прочие операционные расходы
    27
    44
    148
    17
    105
    163,4
    340,3
    Прочие внереализационные доходы
    178
    44
    64
    -135
    20
    24,5
    146,3
     Прочие внереализационные расходы
    919
    332
    301
    -588
    -31
    36,1
    90,8
    Прибыль до налогообложения
    1405
    1974
    3244
    569
    1270
    140,5
    164,3
     Чистая прибыль
    334
    463
    413
    129
    -50
    138,5
    89,2
     Рентабельность продаж
    21,43
    20,76
    24,53
    -0,67
    3,77
    96,9
    118,2
      Рентабельность торговли, %
    34,24
    33,57
    41,88
    -0,67
    8,31
    98,0
    124,8
      Рентабельность организации, %
    15,97
    20,11
    32,55
    4,14
    12,44
    125,9
    161,9
    Фонд оплаты труда, тыс. р.
    6492
    7105,2
    7310,4
    613,20
    205,20
    109,4
    102,9
    Средняя зарплата 1-го работника, тыс. р. / чел.
    57,96
    64,59
    74,60
    6,63
    10,00
    111,4
    115,5
    Среднесписочная численность работников, чел.
    112
    110
    98
    -2,00
    -12,00
    98,2
    89,1
    Производительность труда, тыс. р. / чел.
    415,2
    430,9
    458,2
    15,74
    27,29
    0,0
    0,0
    по товарообороту
    415,18
    430,92
    458,21
    15,74
    27,29
    103,8
    106,3
    по товарной наценке (валовый доход)
    89,75
    98,85
    110,40
    9,10
    11,55
    110,1
    111,7
    Затраты на 1 р. торговой наценки, р.
    0,63
    0,62
    0,59
    -0,01
    -0,03
    98,8
    94,7
    Прибыль на 1-го работника, тыс. р.
    19,23
    20,52
    27,08
    1,29
    6,56
    106,7
    132,0
    Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. р.
    3177,9
    3274,7
    3370,4
    96,80
    95,70
    103,0
    102,9
    Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. р.
    8796,75
    9815,25
    9966
    1018,50
    150,75
    111,6
    101,5
    Фондоотдача, р.
    3,16
    3,32
    3,21
    0,16
    -0,11
    105,0
    96,7
    Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, ед.
    5,29
    4,83
    4,51
    -0,46
    -0,32
    91,4
    93,3
     
    Организационно-экономическая компонента характеризуется показателями: товарооборот, издержки, прибыль, фонд оплаты труда, рентабельность, затраты на  1 р. торговой наценки, численность и др. Необходимо отметить, что за 2005 – 2007 гг. наблюдается снижение товарооборота и валового дохода  в текущих ценах. На этом фоне в 2007 г.. более быстрыми темпами снижались издержки обращения. Отметим, что  прибыль от продаж увеличилась на 17 %, что произошло за счет более быстрого снижения издержек обращения по сравнению с товарооборотом. Так, при снижении товарооборота на 5,3 % в 2007 г. по сравнению с 2006 г., темпы снижения  торговой наценки был  и ниже соответственно в 1,05.  Однако издержки обращения снизились несколько быстрыми темпами – на 5,7 %. Тем не менее, такие соотношения способствовали росту рентабельности организации в целом (в два раза),  и росту  доходности торговли (на 22 %) в 2007 г. по сравнению с 2005 г. Однако отметим, что темпы роста рентабельности продаж в 2007 г.  составляют 22 %  на фоне спада этого показателя в 2006 г..
    Затраты на 1 р. торговой наценки находились на достаточно низком уровне и имеют тенденцию к снижению в 2007 г. Однако заметим, что темп снижения затрат на рубль в 2007 г. ниже, чем в 2006 г, то есть организация снижает свои затраты неравномерно. Данный факт свидетельствует о некоторой нестабильности экономической политики в области затрат.
     Уровень рентабельности продаж в 2006-2007 гг. необходимо оценить как  превышающий рыночные нормы (> 30 %). Тем не менее темпы прироста средней заработной платы (115,5%)  превышали темпы динамики производительности труда  по товарообороту (106,3 %) в 2006г. Однако, в 2007 г. темп роста средней заработной плат одного работника превышают темпы роста производительности труда 1,08 раз, что свидетельствует о разработке мотивационных мероприятий в исследуемой организации.
    Снижение численности работников на 10,9 %  в 2007 г сопровождалось более высокой ее отдачей –  производительность труда по торговой наценке повысилась на 11, 7  %,. Таким образом,  приведенные данные свидетельствуют о достаточности трудовых ресурсов и рациональном  использовании трудового потенциала.
    Очевиден рост средней заработной платы, что является мотивацией труда работников.  Расчеты показали, что за три года заработная плата одного работника возросла  почти на 41 %.
    Принятые меры по модернизации магазина и расширение ассортимента позволили повысить рентабельность организации. Если в 2005 г.  этот показатель составлял 5,06%, то в 2007 г. его величина увеличилась до 32,1 %.
    Необходимо отметить и очень значительное явление – организации удалось снизить затраты на 1 рубль торговой наценки с 0,63 (2005 г) до 0,59 (2007 г.). Это является очень важным фактом в экономической деятельности организации, что позволит ООО «Сиеста» и в дальнейшей перспективе успешно функционировать на рынке продуктов питания.
    Организационно-техническая компонента характеризуется показателями: среднегодовая стоимость активов, фондоотдача, фондовооруженность труда, оборачиваемость активов и др. Несмотря на довольно значительный рост стоимости основных средств в течение 2005-2007 гг.  (на 6 %), их отдача увеличилась на 1,4 %.  Таким образом, организация не эффективно использует имеющееся  на ее балансе основные средства.
    Деловая активность в финансовом аспекте проявляется преж­де всего в скорости оборота средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообраз­ных финансовых коэффициентов - показателей оборачиваемо­сти. Они очень важны для организации.
    Одним из показателей деловой активности является коэффициент оборачиваемости оборотных активов. Коэффициент оборачиваемости оборотных (мобильных) средств характеризует  скорость оборота всех оборотных средств организации. Из таблицы 2 видно, что данный показатель в ООО «Сиеста»  имеет тенденцию к незначительному снижению на протяжении трех лет, что отражает ухудшение использования материальных и мобильных активов, тем самым замедляя оборот капитала.
    2.2. Анализ динамики и структуры расходов на продажу торговой организации  
    Издержки обращения ООО «Сиеста» в соответствии с Положением о составе затрат, относимых организацией на себестоимость, состоят из следующих элементов:  материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.
    При анализе динамики издержек обращения необходимо изучить их структуру, для этого необходимо выявить изменение доли каждой статьи издержек обращения в общей их сумме.
    Рассмотрим структуру издержек обращения, имеющих место в ООО «Сиеста» (табл.3-4 ). 
    Таблица 3 – Структура издержек обращения в ООО «Сиеста»
     
    Годы
    2006 г. в % к 2005 г.
    2007 г. в % к 2006 г.
    Статьи издержек
    2005
    2006
    2007
     
    тыс. р.
    %
    тыс. р.
    %
    тыс. р.
    %
    Оплата труда
    4403,7
    70,0
    4908,5
    73,0
    4328,9
    68,3
    111,5
    88,2
    Социальный налог
    1145,0
    18,2
    1276,2
    19,0
    1125,5
    17,8
    111,5
    88,2
    Амортизация
    317,8
    5,1
    327,5
    4,9
    337,0
    5,3
    103,1
    102,9
    Материалы
    45,0
    0,7
    42,0
    0,6
    67,0
    1,1
    93,3
    159,5
    Прочие
    379,5
    6,0
    169,8
    2,5
    479,6
    7,6
    44,7
    282,4
    Всего издержек обращения
    6291,0
    100,0
    6724,0
    100,0
    6338,0
    100,0
    101,7
    119,6
     
    Данные таблицы 3  свидетельствуют о постоянном росте издержек за три года по абсолютной величине. За 2006 год они выросли на 1,7 %, что фоне роста товарооборота всего на 1,9 оценивается как  отрицательная тенденция.  Это свидетельствует о том, что в ООО «Сиеста» не принимаются меры по сокращению расходов, что негативно сказывается на экономическом состоянии торговой организации в целом.  Необходимо также отметить, что в 2007 г. ускорились темпы роста издержек обращения, хотя и по прежнему их темпы выше темпов роста товарооборота.
    Таблица 4  -  Издержки обращения ООО «Сиеста» в разрезе статей
    Показатели
    2005
    2006
    2007
    переменные
    постоянные
    переменные
    постоянные
    переменные
    постоянные
    Расходы на транспортировку товаров, продуктов, сырья, тыс. руб.
    67
    -
    64
    -
    137
    -
    Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и легкового транспорта, тыс. руб.
    -
    112
    -
    54
    -
    145
    Расходы на оплату труда, тыс. руб.
    3302,8
    1100,9
    3681,2
    1227,3
    3246,6
    1082,2
    Единый социальный налог, тыс. руб.
    858,7
    286,2
    957,2
    319,1
    281,4
    844,1
    Расходы на ремонт основных средств, тыс. руб.
    -
    -
    -
    -
    -
    35
    Потери от недостачи, порчи при хранении, транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, тыс. руб.
    14
    -
    4
    -
    11
    -
    Амортизация имущества, тыс. руб.
    -
    317,8
    -
    327,5
    -
    337,0
    Расходы на рекламу, тыс. руб.
    16
    -
    -
    -
    -
    -
    Налоги и сборы, тыс. руб.
    -
    105
    -
    78
    -
    144,6
    Прочие расходы, тыс. руб.
    75
    35,5
    7
    4,8
    44
    29
    Итого расходов, тыс. руб.
    4333,5
    1957,5
    4713,4
    2010,7
    3720,0
    2617,9
     
    Наибольший удельный вес в структуре издержек составляют расходы на оплату труда, что характерно для торговых организаций. По абсолютной величине эти расходы сократились в 2007 г. по сравнению с 2006 г. в на 11,8 %,  что связано с имевшими в  2007 г. сокращениями кадров.
    Тем не менее,  на фоне роста совокупных издержек  в 19, 6 % раза  и снижении чистой прибыли данные тенденции свидетельствуют о недостаточной эффективности использования персонала. 
    В 2005 г.  также наблюдается снижение  доли заработной платы в общей сумме расходов организации в связи с увеличением прочих расходов (увеличение расходов на доставку товаров вследствие быстрорастущих цен на горюче-смазочные материалы).
    2.3. Факторы, определяющие размер расходов на продажу в торговле и их анализ  
    Чтобы установить причины, по которым изменялись затраты на 1 р. торговой наценки, выполним факторный анализ издержек  на 1 р. торговой наценки за исследуемый период в каждом году по сравнению с предыдущим.
    Для этих целей используется двухфакторная модель:
     
    ,
     
    где И – издержки обращения, тыс. р.; 
    ТН – торговая наценка, тыс. р.;
    0 – прошлый год; 1 – отчетный год.
    Для определения влияния факторов изменения затрат на 1 рубль торговой наценки выполним следующие расчеты:
    1. Влияние изменения суммы издержек обращения:
     

     
    2. Влияние изменения суммы торговой наценки:
     

    Проведем факторный анализ затрат на 1 рубль торговой наценки  ООО «Сиеста» и результаты  представим в форме таблицы (табл. 5).
    Основываясь на данных  таблицы 5 становится очевидно, что более весомое влияние на динамику затрат оказало изменение величины издержек обращения в 2006 г. (0,043), однако увеличение торговой наценки в 2006 г. позволило снизить затраты на рубль торговой наценки на 0,008 р., что является положительным фактом в деятельность ООО «Сиеста». В 2007 г. увеличение затрат на рубль торговой наценки произошло за счет более значительного увеличения издержек обращения по сравнению с торговой наценкой.
     
    Таблица 5 – Факторный анализ затрат на 1 рубль торговой наценки  ООО «Сиеста»  за 2005- 2007 гг.
    Показатель
    Годы
    2005
    2006
    2007
    Затраты на рубль торговой наценки, р.
    0,626
    0,618
    0,586
    Влияние изменения издержек обращения, р.
     
    0,043
    -0,036
    Влияние изменения торговой наценки, р.
     
    -0,051
    0,003
    Совокупное изменение, р.
     
    -0,008
    -0,033
     
    Уровень издержек обращения (УИ) характеризует издержкоемкость осуществления торговой деятельности.
     
       
     
    Он рассчитывается как на весь объем деятельности предприятия, так и по отдельным товарным группам.
    Уровнем издержек обращения называ­ется отношение суммы издержек обращения к товарообороту, выраженное в процентах (удельный показатель).
    Для характеристики результативности затрат и их эффективности применяется показатель рентабельность издержек обращения (РИ).
     

     
    Рассчитаем данные показатели для ООО «Сиеста» за анализируемый период (табл. 6).
    Таблица 6 – Уровень издержек обращения ООО «Сиеста»
    Показатель
    Годы
    2005
    2006
    2007
    Уровень издержек обращения, %
    13,53
    14,18
    14,11
    Рентабельность издержек обращения, %
    42,22
    56,23
    80,02
     
    Данные таблицы 6 характеризуют уровень издержек обращения в анализируемом периоде как увеличивающийся, что нельзя признать положительной стороной экономической деятельности. Такая тенденция обосновывается превышением темпов роста издержек обращения над темпом роста товарооборота.
    Рентабельность издержек обращения ООО «Сиеста» показывает, что сумма прибыли, полученная со 100 рублей произведенных затрат составляет в 2005 г. 42 р. И к 2007 г. увеличилась почти вдвое.
    Значительное влияние на уровень издержек обращения оказывает из­менение товарооборота. Расчет этого влияния определя­ется по формуле:
     

     
    где:  - изменение уровня издержек обращения под влиянием изменения оборота розничной торговли, процентных пунктов;
     - сумма условно-постоянных расходов базисно периода, руб.;
    О1, О0 - оборот розничной торговли отчетного и базисного периода соответственно, руб.
    Определим  влияние изменения оборота розничной торговли на уровень издержек обращения:
     
    =-0,26%
     
    =-0,79%
     
    Таким образом, можно сделать вывод, что под влиянием оборота розничной торговли уровень издержек обращения уменьшился на 0,26 % в 2006г. и на 0,79% в 2007г.
    Теперь определим влияние изменения оборота розничной торговли на сумму издержек обращения.
    Для определения влияния изменения оборота рознично торговли на сумму издержек обращения нужно пересчитать сумму переменных расходов базисного периода с учетом оборота розничной торговли отчетного периода.
     

     
    где:   - уровень издержек базисного периода, %;
     - сумма условно издержек базисного периода, руб.
     
    =122,36 тыс. руб.
    =-356,47тыс. руб.
    Таким образом, из расчета видно, что под влиянием оборота розничной торговли сумма издержек обращения увеличилась в 2006г. на 122,36 тыс. руб., а в 2007г. уменьшилась на 356,47 тыс. руб. по сравнению с предыдущими периодами.
    Поскольку основной удельный вес в расходах на продажу занимают расходы на оплату труда, выясним, какие факторы оказывают влияние на годовой фонд оплаты труда.
     
    ФОТ = ГЗП ? КР,
     
    Где КР – численность персонала;
    ГЗП – среднегодовая заработная плата одного работника.
    Проанализируем влияние факторов методом абсолютных разниц:
    изменение фонда заработной платы за счет изменения среднегодовой заработной платы:  ?ФОТгзп = ФОТ0  ? (КР1 – КР0);
    изменение фонда заработной платы за счет изменения численности персонала:  ?ФОТкр = ФОТ0  ? (КР1 – КР0);
    Рассчитаем влияние этих факторов для ООО «Сиеста»:
    2006 г.:  ?ФОТгзп = 57,96 ? (110 – 112) = - 115,92 тыс.руб.
    ?ФОТкр  = (64,59 – 57,96) ? 110 =  729,3 тыс.руб.
    2007 г.: ?ФОТгзп = 64,59 ? (98 – 110) = - 775,08 тыс.руб.
    ?ФОТкр  = (74,60 – 64,59) ? 98 =  980,97  тыс.руб.
    Таким  образом, в 2007 г., как и в 2007 г. на увеличение фонда заработной платы, а следовательно  - и на сумму издержек обращения, главным образом повлияло повышение среднегодовой заработной платы. Так, в 2007 г. несмотря на сокращение численности персонала, фонд заработной платы увеличился в общей сумме на 205,2 тыс. руб. (в частности, за счет повышения среднегодовой заработной платы на 10,01 тыс.руб.).
    Заключение   В  ходе выполнения данной курсовой работы нами было определено понятие расходов на продажу, их роль и значение в условиях рыночной экономики; дана классификация, показатели и порядок формирования расходов на продажу торговой организации; дана организационно-экономическая характеристика торговой организации ООО «Сиеста»; выполнен анализ динамики и структуры расходов на продажу торговой организации; определены факторы, определяющие размер расходов на продажу в торговле и их анализ.
    Факторы, влияющие на расходы на продажу, можно подразделить на вызывающие их повышение и снижение:
    факторы, вызывающие повышение издержек обращения, связаны, прежде всего, с повышением культуры торговли, с улучшением качества обслуживания населения.
    факторы, вызывающие снижение издержек обращения, весьма многочисленны и делятся на факторы общеэкономического характера, экономико-организационные факторы и факторы, связанные с техническим прогрессом.
    Анализ издержек обращения, проделанный в работе, позволил выявить факторы, влияющие на величину расходов на продажу (издержек обращения):
    из­менение товарооборота;
    изменение фонда заработной платы.
    На затраты на рубль торговой наценки оказывают влияние сумма издержек обращения и  сумма торговой наценки.
    Таким образом, выявленные основные факторы влияние на сумму издержек обращения позволят в дальнейшем разработать мероприятия по их оптимизации.
    Список использованных источников  
    1 Бариленко, В.И. Анализ финансовой отчетности  : Учебное пособие  / В.И.Бариленко, М.И. Кузнецов, Л.К.Плотникова, О.В. Иванова.- М.: КНОРУС, 2005.-416 с.
    2 Веденина, Е. Расходы по предпродажной подготовке  / Е. Веденина// Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь».-2004.-№25.-С. 20-21.
    3 Грачев, А. В. Финансовая устойчивость предприятия: Анализ, оценка, управление  :Учебное пособие /А.В.Грачев.- М.: Дело и сервис, 2004.-192 с.
    4 Елизаров Ю.Ф. Экономика организаций: Учебник для вузов / Ю.Ф. Елизаров – М.: Издательство «Экзамен», 2005 – 496с.
    5 Козлова, Е.П. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина.– 4-е изд., перераб. и доп.  – М.: Финансы и статистика, 2005. – 752 с
    6 Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле  :Учеб. для ВУЗов / Л.И. Кравченко.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 2000.- 430с.
    7 Кондраков, М.П. Бухгалтерский учет : Учеб. пособие.- 4-е изд. перераб. и доп. / М.П. Кондраков. - М.: ИНФРА-М, 2002.- 640с.
    8 Короткова В.В., Вербилев С.А. Анализ эффективности торговой деятельности организаций потребительской кооперации. / В.В. Короткова  // – Белгород, Кооперативное образование, 2003 – 115с.
    9 Лобко, Т. Прямые расходы в торговле / Т.Лобко // Бух. приложение к газете «Экономика и жизнь».-2005.-№29.-С. 7-11.
    10   Методические указания по бухгалтерскому учету материально- производственных запасов. Приказ МФ РФ от 28.12.01. №119н  // Финансовая газета.- 2002.- №9,10,11-13,15,17-19.
    11   Николаева, Г.А. Бухгалтерский учет в торговле / Г.А. Николаева, Л.П. Блицау. - М.: ПРИОР, 2002.- 352 с.
    12   Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия)  И.В. Сергеев // Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 576с.: ил.
    13   Титов, В.И Анализ и диагностика финансово- хозяйственной деятельности предприятия  : Учебник  /В.И.Титов.- М.: Дашков и К, 2005.-352 с.
    14   Хамидуллина Г.Р. Ревизия и контроль на предприятиях торговли: Учеб. пособие / Под ред. проф. М.В. Мельник – М.: КНОРУС, 2004 – 96с.
    15   Экономический анализ в торговле : Учебное пособие / Под редакцией М.И. Баканова.  -М.: Финансы и статистика,2005-206 с.
    16   Экономика и организация деятельности торгового предприятия  : Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина.- М.: ИНФРА-М, 2000.- 295с.- (серия “Высшее образование”).
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Анализ расходов на торговлю предприятия на примере ООО «Сиеста» ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.