Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Психологические условия формирования гиперактивности, застенчивости, тревожности, агрессивности у детей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Психологические условия формирования гиперактивности, застенчивости, тревожности, агрессивности у детей
  • Предмет:
    Психология
  • Когда добавили:
    12.06.2014 14:13:18
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    СОДЕРЖАНИЕ
     
     
     
    ВВЕДЕНИЕ. 3
    ГЛАВА I Гиперактивные дети. 5
    1.1 Портрет гиперактивных детей. 5
    1.2 Отношение взрослых с гиперактивными детьми. 7
    ГЛАВА II Застенчивость детей. 10
    2.1 Понятие застенчивости у детей. 10
    2.2 Преодоление застенчивости. 11
    ГЛАВА III Детская тревожность. 14
    3.1 Понятие, причины тревожности детей. 14
    3.2 Помощь в преодолении тревожности. 16
    ГЛАВА IV Проявление агрессивности у детей. 18
    4.1 Портрет агрессивного ребенка. 18
    4.2 Как «вылечить» агрессивность у детей. 19
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 25
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ВВЕДЕНИЕ  
    Трудные дети – это те, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. М. Раттер отмечает, что психологические трудности, а так же временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это неотъемлемая часть детского развития.  Учёные и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одарёнными и дети, имеющие различного рода проблемы, например, гиперактивность, девиантные отклонения, тревожность, агрессия, застенчивость.
    Гиперактивность считается видом расстройства поведения, связанным с дефицитом внимания у ребенка. Подходы к диагностике этого отклонения и к его лечению весьма противоречивы. Такой термин применяют к детям, которые очень подвижны, импульсивны, невнимательны и неуправляемы. Но и самые обычные дети бывают порою очень активны и неуправляемы, не проходя при этом по разряду гиперактивных.
    Застенчивость это склонность человека в присутствии других людей испытывать чувство неловкости и скованности, боязливости и нерешительности. Застенчивость - не врожденная, а приобретенная черта характера. Ребенку не знакомы понятия стыда, они закладываются родителями, обществом.
    Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется в повышенной склонности чувствовать себя озабоченным при любых жизненных ситуациях, в том числе тех, которые вообще не могут вызывать тревоги. Высокий уровень тревожности ребенка можно рассматривать как вариант неблагоприятного развития его личности. Тревожность бывает ситуативной, но может стать и личностной особенностью.
    Агрессивность – это черта характера, выражающаяся во враждебном отношении человека к другим людям, к животным, к окружающему миру. Агрессивными называются такие действия и такое отношение человека, которое, будучи враждебным, в то же время не вызывается какими-либо объективными причинами, не может быть оправдано обстоятельствами, которые сложились, или соображениями морального или юридического характера, в частности - необходимостью самообороны или защиты других людей.
    В курсовом исследовании мы определим, чем все вышеперечисленные психологические состояния опасны и как их преодолеть.
    Объект исследования: гиперактивность,  застенчивость, тревожность, агрессивность как психическое явление у детей.
    Предмет исследования: психологические условия формирования гиперактивности,  застенчивости, тревожности, агрессивности у детей.
    Цель курсовой работы: проанализировать психологические состояния – гиперактивность,  застенчивость, тревожность, агрессивность.
    Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
    - определить особенности проявления детской гиперактивности; 
    - охарактеризовать застенчивость в детском возрасте;
    - проанализировать понятие и причины проявления тревожности у детей;
    - выявить причины агрессивности и определить способы работы с агрессивными детьми.
    Методы исследования: теоретические методы анализа, обобщения, синтеза, систематизации научных данных; эмпирические методы анализа продуктов деятельности: наблюдение, опрос, беседа.
    Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
    Объем курсовой работы: 25 страниц печатного текста.
    ГЛАВА I Гиперактивные дети 1.1 Портрет гиперактивных детей  
    Под гиперактивностью принято понимать слишком беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением.
    Врачи считают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами.
    Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. Пики проявления гиперактивности совпадают с пиками психоречевого развития: в 1-2 года, 3 года, 6-7 лет.
    Выделяют три основные формы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью:
    - (СДВГ) - синдром дефицита внимания с гиперактивностью с преимуществом нарушений внимания;
    - (СДВГ/Г) - синдром дефицита внимания с гиперактивностью с преимуществом гиперактивности и импульсивности;
    - (СДУГ7УГ) - синдром дефицита внимания с гиперактивностью с одинаковыми проявлениями гиперактивности и нарушений внимания[1].
    Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей - учебной деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей нужны умение концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной  и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего малыша и, обеспокоены этим, ищут контактов с психологом.
    По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет в среднем составляет 16,5%: среди мальчиков - 22%, среди девочек - около 10%. Почему же гиперактивных мальчиков значительно больше, чем девочек? Причины могут быть следующими: большая ранимость мозга плода мужского пола по отношению к различным видам патологии беременности и родов, при которых страдает мозг, который развивается. Возможно, свою роль играют функциональные и генетические факторы. Кроме того, считается, что меньшая степень функциональной асимметрии у девочек создает больший резерв для компенсации нарушений тех или других высших психических функций. Возможно, на девочек больше влияют нормы социального поведения, что с детства внушают им послушание. В качестве разрядки девочка может просто поорать, тогда, как мальчик в аналогичной ситуации скорее станет «бегать по потолку».
    Обрисуем портрет гиперактивного ребенка.
    Такому ребенку трудно длительное время сидеть неподвижно,  не разговаривать. Он долго готовится начинать любое задание, часто отвлекается. После нескольких замечаний или требований пытается вернуться к неоконченной работе.
    Всесторонне привлекает к себе внимание. Постоянные окрики, угрозы, наказания не улучшают его поведение, а иногда становятся источниками новых конфликтов. Кроме того такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка негативных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.
    Часто ребенок заинтересован, но не последователен в своем интересе. Он все слушает, выполняет, но из-за неорганизованности действий его знания не формируются в опыт. Размышления, выводы поверхностные, поскольку познавательный интерес удовлетворяется первой услышанной информацией без попытки осмыслить значение описываемого явления или понятия.
    Ребенок часто действует, не задумываясь о последствиях. Плохого в себе не замечает, наказание для него - незаслуженная несправедливость. Часто обижается, но об обидах быстро забывает. Гиперактивные дети часто трогают и роняют  различные предметы, толкают сверстников. У них плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Они часто являются источником различных конфликтов, драк и просто недоразумений. Исследования польских ученых свидетельствуют о том, что двигательная активность этих детей на 25 - 30% выше нормы.
    Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут работать продуктивно 5 - 15 минут, а затем 3-7 минут мозг отдыхает,  накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на педагога. Напряженная умственная деятельность быстро утомляет их и «выключает», дети не могут хранить умственную работоспособность до конца рабочего дня, хотя физически активными остаются до самого вечера. У гиперактивных детей недостаточно сформированы навыки интеллектуальной деятельности.
    В зрелом возрасте признаки гиперактивности исчезают лишь в 30% таких детей, но по сравнению с другими людьми большинство из них все еще испытывают трудности в сфере межличностных и профессиональных взаимоотношений.
     
    1.2 Отношение взрослых с гиперактивными детьми  
    Любить = лечить
    «Не трогай! Немедленно положи! Когда ты, наконец, будешь, как все дети! Не ребенок, а ужас!» - кричит мать в кабинете невролога на малютку, вырывая у него из рук и возвращая на стол врача куклу, которую ребенок только что взял.
    Ребенка с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) напряженная и нервная женщина привела с просьбой вылечить. Ни с одним ребенком, в принципе, не следует вести себя таким образом, а с гиперактивным особенно[2].
    Эти дети чрезвычайно чувствительны и уязвимы, имеют заниженную самооценку. Любая жесткая критика в их адрес, сравнения с другими детьми, усиливает их неуверенность в себе. Однако родителям проще накричать на ребенка или наказать его, чем проявить терпение, спокойно указав ребенку на его ошибки.
    Иногда, взглянув на родителей, можно уверенно утверждать, что помощь, по крайней мере, психологическая, нужна именно им, а не детям.
    Гиперактивность чаще всего встречается у детей из семей, где не хватает теплых эмоций.
    Гиперактивных детей лечат как медикаментами (стимуляторами, амфетаминами), так и с помощью различных психологических методик и упражнений, направленных на воспитание самоконтроля, развитие коммуникативных навыков, усидчивости и внимания.
    Для таких деток обязательными являются режим, специальная диета (ограничения в сладостях); для них полезны занятия на разработку тактильных ощущений (лепка, рисование пальчиками), игры с водой; спорт; они требуют особого обращения.
    Указанные методы, безусловно, эффективны. Впрочем, помочь ребенку по-настоящему, а не частично снять симптомы болезни, можно лишь при условии, что родители желают именно помочь, а не упростить себе жизнь.
    Поэтому готовы не только длительное время тратить на занятия, придерживаясь одной линии воспитания, а также работать над собой: решать собственные психологические проблемы, улучшить микроклимат в семье.
    Обучать детей с СДВГ приходится по особой программе. Задачи должны быть рассчитаны на короткий отрезок времени, часто меняться по содержанию и форме. Если это невозможно организовать в классе, таким детям рекомендуют индивидуальные формы образования - занятия на дому, в малой группе и т.п. Родители и дома должны учитывать особенности своего ребенка:
    1. Хвалить каждый раз, когда заслужил, подчеркивать его успехи.
    2. Избегать повторения слов «нет» и «нельзя», говорить сдержанно, спокойно, мягко.
    3. Поощрять все виды деятельности, требующие концентрации внимания: раскраска, работа с кубиками, чтение.
    4. Поддерживать четкий распорядок дня.
    5. Ограничивать общение ребенка во время игр одним партнером, избегать громких, беспокойных приятелей, избегать мест большого скопления людей.
    6. Защищать ребенка от переутомления - оно усиливает гиперактивность.
    7. Давать ребенку возможность расходовать избыточную энергию - ежедневно гулять на свежем воздухе, заниматься спортом.
    То есть, для лечения и коррекции гиперактивного поведения применяются: медикаментозная терапия (психостимуляторы); психотерапия. Однако, кроме медикаментозного воздействия, необходимым средством влияния на гиперактивного ребенка выступают психотерапевтические средства. При этом психолого-педагогическая помощь вместе с медицинской и психотерапевтической считается достаточно эффективной.
     
    ГЛАВА II Застенчивость детей 2.1 Понятие застенчивости у детей  
    Застенчивость начинает проявляться в раннем возрасте. Видя, как смущение и скованность мешают ребенку полноценно общаться, играть, радоваться жизни, многие родители с тревогой задумываются, как это отразится на его дальнейшей судьбе. А что говорят специалисты?
    Страх перед взрослыми возникает у детей примерно в восемь месяцев. Когда незнакомый человек пытается обратиться к ребенку, он обычно использует те же выражения и интонацию (доброжелательную), которые для малыша ассоциируются с матерью. Несоответствие образа другого и сформированного, близкого к образу матери, вызывает беспокойство и страх. Ребенок прижимается к маме, плачет. Постепенно он начинает воспринимать других людей, которые отличаются от матери, и беспокойство проходит. Но еще год-полтора малыш стесняется с появлением незнакомых людей[3].
    В шестилетнем возрасте ребенок привыкает к тому, что мать для него - неизменная опора и источник безопасности, поэтому может идти на контакт с другими. Иначе - при невротической привязанности к матери, когда угроза разлуки (чаще всего - воображаемая) становится для ребенка источником постоянного напряжения и беспокойства. Поэтому не надо пугать его разлукой. Мать, которая говорит непослушному ребенку: «Я тебя сейчас оставлю и уйду!», - рискует или подорвать доверие к себе (поскольку угроза наверняка не будет выполнена), или сформировать у ребенка болезненную зависимость и страх перед незнакомыми событиями и людьми.
    Девочки обычно стеснительнее мальчиков. Но мальчики более болезненно воспринимают разлуку, даже на короткий срок. Для детей, независимо от пола, серьезными раздражителями, которые способствуют возникновению застенчивости, является пребывание без матери в больнице в первые годы жизни, медицинские манипуляции, внезапно проведенные или которые принесли боль, а также другие страхи и потрясения, особенно связанные с конфликтными отношениями в семье.
    Застенчивость у детей, прежде всего у девочек, во многом зависит от особенностей характера и личности родителей. Если они не очень общительны, неуверенные, с тревожно-недоверчивыми чертами характера, придерживаются внешне суровых, а на самом деле формальных методов воспитания и поведения с детьми - малыши растут застенчивыми. Такие родители стремятся очень рано привить детям навыки самоконтроля и гигиены, любят читать мораль, ограничивают возможности для выражения чувств. Развитию детской застенчивости способствует также чрезмерная материнская забота, постоянное беспокойство через возможные несчастья с ребенком. Нехватка опыта общения со сверстниками усложняет отношения с ними и способствует неуверенности в дальнейших контактах. Это усугубляется недостаточным влиянием отца, который по разным причинам не может быть образцом для ребенка.
     
    2.2 Преодоление застенчивости  
    Самое главное - это поднять детскую самооценку, научить объективно относиться к себе и другим.
    Взрослым стоит проанализировать свое отношение к ребенку. Конечно, папа и мама любят своего малыша - но всегда ли они выражают это чувство? Как часто они говорят ему о своей любви? Нередко взрослые обращают внимание на малыша только тогда, когда тот делает нечто неправильно, а достижения и хорошие поступки часто остаются без внимания. А застенчивые дети нуждаются в поддержке гораздо больше. И они ценят эту поддержку сильнее, потому что умеют глубоко чувствовать хорошее отношение и успокаиваются при его проявлениях. При этом возникает доверие к людям, что позволяет активно и смело входить в окружающий мир. Взрослые должны научиться быть внимательными к малышу не только, когда тот обращается за помощью, но и тогда когда, на первый взгляд, она не нужна[4].
    В чем заключается поддержка? Это самые разнообразные способы одобрить то, что делает малыш. Главное, продемонстрировать ему, что его старания и успехи замечены и оценены положительно (это может быть даже нечто, на ваш взгляд, незначительное - домик из кубиков, старательно нарисованный рисунок, правильно обутая обувь). Следующая задача - помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности - на занятиях в свободное время. Застенчивый малыш боится негативной оценки, но это не означает, что оценка ему не нужна. Хорошо, когда взрослые, делая нечто вместе с ребенком, скажут, что уверены в его успехе, но готовы помочь, когда что-то не будет выходить. Если малыш очень сосредоточен на оценке, и это тормозит его действия, взрослым лучше попытаться отвлечь его от оценочной стороны деятельности. Здесь помогут игровые примеры и чувство юмора, которое должно быть направлено не на ребенка, а на ситуацию в целом. Например, если долго не удается сложить пирамидку, можно сделать ее «живой» и наделить капризным характером. Хорошо поговорить с малышом от имени вымышленного персонажа, разыграть забавную ситуацию.
    Нужно отступить от правил.
    Застенчивые дети осторожны, их пугает все новое. Они склонны придерживаться правил, боятся их нарушить. Так, в экспериментах психологов застенчивые дети не соглашались рисовать губной помадой на листе бумаги, в то время как другие делали это весело и смело. У застенчивых детей в большей степени сформирован внутренний запрет на действия и поступки, за которые ругают взрослые, а это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Поэтому родителям стоит задуматься, не слишком ли часто они ограничивают свободу ребенка, его непосредственность и любопытство. Может, иногда стоит нарушить правила? Гибкое поведение поможет ребенку избавиться от страха быть наказанным, от излишней скованности. На самом деле, вместо дорогой помады можете взять старую и ненужную, а если жалко обоев, подойдет и их кусочек, который остался со времен ремонта. Можно разложить это все на полу и рисовать вместе. Кстати, если ребенок будет рисовать не только карандашами и кисточками, но и пальцем, а то и целой ладошкой, это только пойдет ему на пользу. Подобные упражнения хорошо снимают эмоциональное напряжение.
    Возможно, застенчивый малыш и вызывает большее восхищение у окружающих, чем непоседливый. Однако застенчивость в раннем детстве мешает ему нормально общаться и развиваться. А чем она обернется для него в будущем? Конечно, при желании и определенных волевых усилиях взрослый человек может сам справиться со своей застенчивостью. И сделать это будет труднее, чем в детстве. Зачем обрекать ребенка на трудности во взрослой жизни, если их можно успешно преодолеть уже теперь?
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ГЛАВА III Детская тревожность 3.1 Понятие, причины тревожности детей  
    Высокая тревожность становится устойчивой, если родители и учитель постоянно недовольны учебной работой ребенка и от них ребенок постоянно получает только замечания, упреки, другие виды негативного оценивания. Предположим, что ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно снова начать принимать участие в процессе обучения. Если временные трудности, которые приходится преодолевать ребенку, раздражают окружающих, то у ребенка возникает тревожность, страх сделать нечто плохо, неправильно. Отрицательный результат можно получить и в ситуации, когда ребенок учится вполне успешно, но родители ожидают от него чего-то большего и предъявляют к нему завышенные требования, а также, если обучения шестилетних детей жестко регламентировано.
    Следствием увеличения тревожности у ребенка является снижение уровня его самооценки, которое, в свою очередь, влечет за собой снижение учебных достижений, закрепление неуспеха. Неуверенность в себе вызывает у ребенка желание бездумно соблюдать указания взрослого, пассивность, формальное усвоение полученных знаний, боязнь обнаружить любую инициативу.
    При таких условиях взрослые могут допустить непоправимые ошибки: недовольные производительностью учебной работы ребенка, что день в день снижается, они начинают сосредотачиваться во время общения с ним на проблемных вопросах, что усиливает эмоциональный дискомфорт, который испытывает ребенок. Как следствие имеем замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на качестве его учебной деятельности, низкая результативность этой деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта негативная реакция, в свою очередь, усиливает сформированные у ребенка негативные черты. Преодолеть этот порочный круг можно - необходимо изменить установки и оценки родителей и учителей по учебной деятельности ребенка. Близким взрослым нужно сосредоточивать внимание на самых маленьких достижениях ребенка, не ругая его за отдельные недостатки,- это позволит снизить уровень тревожности ребенка, будет способствовать успешному выполнению им учебных задач.
    Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожными являются мальчики, а после 12 лет - девочки. При этом девочки больше волнуются через взаимоотношения с другими людьми, а мальчиков больше беспокоят наказания[5].
    Уровень тревожности ребенка во многом зависит от тревожности взрослых, которые его окружают: высокая тревожность педагога или родителей передается ребенку.
    Тревожность детей может повышаться и в том случае, если родители недовольны своей работой, жилищными условиями, материальным положением и т.д.
    Учебная тревожность начинает формироваться в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как авторитарный стиль работы воспитателя, так и завышенные требования родителей, постоянное сравнение своего ребенка с остальными детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года идут разговоры о выборе «достойной» школы и опытного учителя.
    Такая озабоченность родителей, конечно, передается ребенку. Кроме этого, родители нанимают ребенку множество учителей, которые готовят ребенка к школе. И неокрепший, не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает: ребенок начинает болеть, у него пропадает желание учиться, а тревожность относительно будущего обучения стремительно увеличивается.
    Отметим, что после шести недель от начала учебного года уровень тревожности обычно повышается у всех школьников, у них возникает потребность в 7-10-днях отдыха.
    В детском саду дети часто испытывают страх расставания с родителями. Необходимо помнить, что в возрасте двух-трех лет этот страх является допустимым и понятным. Если же ребенок и в подготовительной группе постоянно плачет во время расставания с родителями, не сводит глаз с окна, ожидая появления родителей, на это стоит обратить особое внимание.
    Если на протяжении четырех недель ребенок остается подавленным и печальным, плачет во время расставания, отказывается идти в детский садик, боится спать и оставаться в одиночестве, просыпается ночью от кошмаров, жалуется на головную боль, боль в животе и другие физиологические расстройства, то можно предположить, что у ребенка действительно наблюдается страх расставания и он нуждается в помощи специалиста.
    Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Конечно, всем взрослым известно, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Кроме этого, во время воспитания таких детей желательно избегать любых соревнований и видов деятельности, условиями которых является сравнение достижений одних детей с достижениями других.
     
    3.2 Помощь в преодолении тревожности  
    В ситуации с тревожным ребенком лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, которые были получены, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем не справится с задачей, ни в коем случае нельзя говорить, что он выполнил его хуже остальных детей.
    Воспитывая тревожных детей, не рекомендуется также делать нечто такое, что предусматривает учет скорости; нельзя подгонять и торопить их; необходимо, как мы уже упоминали, избегать соревновательных моментов во время повседневной деятельности и игр. Включение ребенка в любую новую ситуацию должно происходить постепенно, начиная с поэтапного знакомства с людьми, сообщение правил, условий, привыкание к помещению и др. Важно хвалить таких детей даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других людей - это повышает самооценку тревожного ребенка. Похвала обязательно должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь; ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили[6].
    Нужно стараться делать ребенку как можно меньше замечаний. Быть последовательным в своих действиях, не запрещать ребенку без каких-либо причин то, что позволяли ему раньше.
    Стоит отметить, что причинами тревожности и пассивности могут быть: невнимательность родителей, напряженные эмоциональные обстоятельства дома, противоречивые требования взрослых, а также детские страхи. Понятно, что пассивная жизненная позиция не способствует развитию и самореализации: тревожные дети чувствуют себя беспомощными, боятся начинать новые виды деятельности, имеют незначительный опыт общения по сравнению со сверстниками. Как следствие - уровень самооценки ребенка снижается.
    Для тревожных детей характерны также и соматические проблемы: боли в животе, головная боль, головокружение, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание; во время проявления тревожности они часто чувствуют сухость во рту, комок в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение. Внимательные и заботливые родители и педагоги, конечно, понимают, что такие дети доставляют определенные заботы и проблемы, но именно эти заботы и решения именно этих проблем способствуют развитию личности ребенка.
    ГЛАВА IV Проявление агрессивности у детей 4.1 Портрет агрессивного ребенка  
    Одной из проблем современности является повышенная агрессивность детей. Каждый день учителя и воспитатели озабочены вопросом, как поступить с детьми, поведение которых вышло за рамки общепринятых норм. В педагогическом словаре понятие «агрессивность детей» рассматривается как эмоциональное состояние и черта характера ребенка. Он характеризуется импульсивной активностью поведения, аффективными переживаниями гнева, злости, попыткой причинить другому травму (физически или морально). Агрессивность детей является следствием плохого отношения к ним.
    Толковый психологический словарь дает такую трактовку понятия: «агрессивность» - это устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности к агрессивному поведению[7]. Уровни ее определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из которых - нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акт агрессии. Важная роль принадлежит и таким ситуативным переменным: толкованию намерений окружающих, возможности получения обратной связи. Агрессивность - одна из врожденных установок, что коренится в садистской фазе либидо. Она выражается в стремлении к наступательным или насильственным действиям, направленных на нанесение повреждений или уничтожение объекта наступления.
    Итак, анализируя эти два толкования психологической и педагогической точки зрения, можно сказать, что «агрессивность» - это устойчивая черта характера ребенка, которая коренится в садистском настроении к окружающим и выражается переживаниями гнева, злобы и попыткой причинить другому вред.
     Агрессивные поступки и действия могут быть различными по степени тяжести - от легких, случайных к тяжелым и преднамеренным. Заметим, что агрессивностью в той или иной степени страдают все люди. Доказано, что агрессивность, которая развивается сначала, как легкая словесная обида, которая перерастает в дальнейшем в тяжелые физические поступки.
    Относительно причин агрессивности, исследователи отмечают, что в наше время самой большой бедой для детей и вообще людей являются средства массовой информации. Все что дети воспринимают по телевидению, они стремятся отразить.
     Большое влияние на развитие поведения ребенка имеет семья, то есть среда, в которой он находится постоянно. Агрессивный настрой в семье - это один из важнейших факторов агрессивного поведения ребенка.
    Агрессивное поведение проявляется у многих детей дошкольного возраста как отражение непосредственности и импульсивности. Однако до пяти-шестилетнего возраста агрессивность в поведении детей не является нарушением. Но уже в старшем дошкольном возрасте, при наличии определенных факторов, она может закрепляться и переходить со специфической формы поведения в ее нарушения. Ребенок, как губка, впитывает все вокруг, а потом выбрасывает накопленное. Они учатся всему у нас, у взрослых. Наименьшая наша ошибка травмирует детскую психику.
    Ребенок развивается, в его организме происходят процессы, которые влияют на поведение, особенно в подростковом периоде. С детской же агрессией надо бороться на начальной стадии, ведь потом будет труднее.
     
    4.2 Как «вылечить» агрессивность у детей  
    Чем могут помочь родители?
     Не ругать ребенка за то, что он посмел сердиться на взрослых. Наоборот, нужно отнестись к его возмущению с пониманием и уважением: помочь ему осознать и сформулировать свои претензии. Только тогда, когда эмоции улягутся, нужно рассказать ребенку о том, как Вы переживали, когда он проявлял свой гнев. Необходимо найти вместе с ним удачную форму высказывания претензий. Взрослому стоит понаблюдать за собой. Очень часто мы сами душим свое раздражение, терпим его до тех пор, пока оно не взорвется, как вулкан, которым уже нельзя управлять. Гораздо легче и полезнее вовремя заметить свое недовольство и проявить его так, чтобы не унизить ребенка, не обвинить, а просто обнаружить свое недовольство. Хорошо учить ребенка понимать себя и других. Если ребенок научится осознавать свои чувства и чувства других, он сможет сознательно выбирать мирные формы борьбы и защиты[8].
    Агрессивное поведение ребенка практически всегда является выражением какой-либо психологической проблемы. Чтобы понять эти психологические проблемы, во внимание следует принимать различные факторы, например, возраст ребенка, какой он по счету ребенок в семье. Как считают психотерапевты, это помогает понять, что стало причиной агрессии. Если ребенок сравнительно маленький и посещает детский сад, вероятнее всего он не справляется с расставанием с родителями, когда находится в детском саду, и это является для него стрессом. Побочным эффектом стресса могут быть вспышки зла, потому что злость это очень активная защита, борьба за спокойствие и свою ценность Ечли же ребенок уже ходит в школу, в борьбе с ровесниками мотив такой же - ощущение ненужности, обиженности, быть непризнанным и нелюбимым. Для начала родители сами должны задать себе вопрос - все ли в порядке у нас дома? Возможно родители в разводе? Или кто-то болен? Или родился братик или сестричка, или умер кто из близких?
    Действия родителей зависят от ситуации - в случае жизненных проблем, учитывая возраст ребенка, ему необходимо объяснить, что происходит. Если в воспитании ребенка прибегали к физическим наказаниям, необходимо обратиться к психологу, потому что ребенок привык решать конфликты силой. Следует рассказывать о важных для семьи ценностях, например, о честности, о дружелюбии, уважении и, учитывая возраст малыша, приводить примеры и объяснять. Так ребенок начнет понимать основы, на которые в будущем можно будет опереться, строя отношения. Нужно всегда спрашивать его мысли и обсуждать с ребенком, это поможет быстро проявить агрессию между ровесниками! Стоит рассказать, что вполне нормально чувствовать злость, отчаяние или горе, но это не повод агрессивного отношения к окружающим. Нужно следить за своим ребенком! Если взрослый знает, что ребенок может повести себя резко с другими детьми, он должен быть готов вмешаться раньше, чем он сделает нечто. Такое поведение и понимание последствий позволит ребенку научиться контролировать свои эмоции. Нужно не позволять ему играть с другими детьми, которые слишком агрессивно и вызывающе себя ведут.
    Хорошо бы учить ребенка решать проблемы! Жизнь полна проблем и различных обстоятельств, с которыми приходится сталкиваться ежедневно. Никогда не поздно научить ребенка ответственно решать сложности в отношениях. Такие объяснения помогут ему мирно решать проблемы и строить дружеские отношения в детском саду, школе. Для этого нужно разыгрывать разные модели поведения, которые покажут насколько сложно искусство отношений.
    Если объяснить ребенку значение дружбы, ему будет легче влиться в коллектив, подружиться и не стать жертвой агрессора. Такой ребенок нуждается в награждениях за хорошее поведение. Никогда не нужно прибегать к физическому наказанию! Дети учатся через предыдущий опыт, поэтому, нужно действовать осознанно и обдуманно. Крик и биение только повышают возможность неадекватного поведения ребенка. Всегда, когда есть повод, необходимо награждать ребенка за хорошее поведение.
    Взрослые должны обучать ребенка социальным навыкам! Многим агрессорам не хватает умения адекватно вести себя в обществе. Этим социальным и коммуникативным навыкам надо обучать до того, как ребенок попадает в общество. Иногда дети не умеют толком заявить о своих желаниях, выразить протест или возмущение в приемлемой вежливой форме. Нужно учить всем этим азам в привычной для ребенка и спокойной обстановке.
    Необходимо научить ребенка уважать самого себя! Дети, которые испытывают гордость за себя, не станут агрессорами по отношению к другим. Пусть ребенок назовет все, что ему нравится и не нравится в себе, это поспособствует самосознанию[9]. Взрослый должен рассказать своему ребенку, какие черты в нем он особенно ценит и уважает. Следует  всегда подчеркивать его сильные стороны и напоминать ему о его успехах. В первую очередь сами родители должны уважать своих детей и гордиться ими.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
    Итак, подводя итог, можно определенно сказать, что наиболее распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте является именно гиперактивность. По данным большинства иностранных эпидемиологических исследований, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4,0% до 9,5%.
    Проанализировав литературу можно сказать, что причин возникновения гиперактивного поведения у ребенка может быть несколько: психофизиологическая - незрелость, несовершенство, нарушение или нарушение работы мозга (по типу малых мозговых дисфункций); социально-психологическая - неблагоприятная семейная обстановка: воспитание в неполной семье; частые конфликты; низкий уровень материальной обеспеченности семьи; низкий уровень образования родителей.
    Гиперактивность проявляется расстройствами внимания, двигательной расторможенностью и импульсивностью поведения.
    Гиперактивность детей с синдромом дефицита внимания характеризуется расстройствами внимания, частым отвлечением на незначительные явления, двигательной расторможенностью и импульсивностью поведения, а также тем, что они чрезвычайно подвижны, все время бегают, извиваются, пытаются куда забраться. Кроме того, для большинства детей с этим синдромом характерно двигательное неудобство, неуклюжесть.
    Нужно помнить, что такие гиперактивные дети не «лентяи» и не «плохо воспитаны», просто они – другие[10].  К ним нужен особый подход.
    В данной курсовой работе нами было охарактеризовано понятие застенчивости у детей. Мы пришли к выводу, что устранить застенчивость труднее, чем предотвратить ее развитие. Поэтому для детей первого года жизни родители должны быть образцом уверенности, гибкости, эмоциональности во время общения. Желательно, чтобы у малыша было много сверстников, с которыми он имел бы возможность видеться. Важна также спортивно-оздоровительная и естественная направленность воспитания. В подростковом возрасте, когда у детей часто возникают опасения не оправдать надежд, родители и воспитатели должны уделять пристальное внимание формированию правильной самооценки и навыков общения.
    Нами было также рассмотрено проявление тревожности у детей. Высокий уровень тревожности ребенка можно рассматривать как вариант неблагоприятного развития его личности. Тревожность бывает ситуативной, но может стать и личностной особенностью. Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется в повышенной склонности чувствовать себя озабоченным при любых жизненных ситуаций, в том числе тех, которые вообще не могут вызывать тревоги.
    Высокая тревожность становится устойчивой, если родители и учитель постоянно недовольны учебной работой ребенка и от них ребенок постоянно получает только замечания, упреки, другие виды негативного оценивания.
    Мы проанализировали способы «правильной работы» с детьми. Работа с тревожным ребенком связана с определенными трудностями и, обычно, занимает довольно длительное время. Но все в руках взрослых!
    И последнее психологическое состояние, которое было рассмотрено нами в курсовой работе – это агрессивность. Причины проявления агрессии у детей могут быть разными. Мы пришли к выводу, что агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача педагогов и родителей заключается в предоставлении им посильной и своевременной помощи.
    Итак, все поставленные задачи выполнены, цель исследования достигнута, таким образом, актуальность данной темы доказана.
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  
    Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 160с.Бреслав Г.М. Психология эмоций: учеб. пособие для студ. вузов/ Г.М. Бреслав. – М.: Смысл, 2004. – 544c.Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер.с нем. – М.: Педагогика. 1991. – 144 с.Зимбардо Ф. Застенчивость. Что это такое и как с этим бороться. – СПб.: Питер Пресс, 1995. – 256с.Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика. / Ю.Б. Можгинский. – М.: Когито-Центр, 2006. – 181с.Мустакас К. Большие проблемы маленьких детей / К. Мустакас; пер. с англ. Г. Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Эксмо, 2003. – 384с.Пол Экман Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. – СПб.: Питер, 2010. – 336с.Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Пер. с украинского. – М.: Генезис, 2010. – 336с. [1] Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Пер. с украинского. – М.: Генезис, 2010. – 336с., с.182
     
    [2] Бреслав Г.М. Психология эмоций: учеб. пособие для студ. вузов/ Г.М. Бреслав. – М.: Смысл, 2004. – 544c., с.267
     
    [3] Зимбардо Ф. Застенчивость. Что это такое и как с этим бороться. – СПб.: Питер Пресс, 1995. – 256с., с.73
     
    [4] Мустакас К. Большие проблемы маленьких детей / К. Мустакас; пер. с англ. Г. Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Эксмо, 2003. – 384с., с.273
     
    [5] Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 160с., с.65
     
    [6] Пол Экман Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. – СПб.: Питер, 2010. – 336с., с.190
     
    [7] Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика. / Ю.Б. Можгинский. – М.: Когито-Центр, 2006. – 181с., с.56
     
    [8] Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер.с нем. – М.: Педагогика. 1991. – 144 с., с.25
     
    [9] Пол Экман Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. – СПб.: Питер, 2010. – 336с., с.272
     
    [10] Мустакас К. Большие проблемы маленьких детей / К. Мустакас; пер. с англ. Г. Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Эксмо, 2003. – 384с., с.56
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Психологические условия формирования гиперактивности, застенчивости, тревожности, агрессивности у детей ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.