Полный текст:
Содержание
1. Система интересов в современной
экономике и их противоречия………….
1.1 Виды экономических интересов современной экономики………………..
1.2 Специфика противоречий системы экономических интересов………….
2. Анализ экономических интересов и
их противоречий в российской экономике……………………………………………………………………………..
2.1 Общая оценка современной экономической ситуации в России…………
2.2 Анализ важнейших противоречивых интересов в современной российской
экономике………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………
Список
литературы…………………………………………………………………
1. Система интересов в современной
экономике и их противоречия
1.1 Виды экономических интересов
современной экономики
Интерес – это
потребность, возникающая у экономических субъектов осознанно. Согласно мнению
некоторых ученых можно выделить различные виды интересов, основанных на
потребностях, такие как:
1) материальные;
2) духовные;
3) имущественные;
4) денежные.
Имеется классификация
интересов и по экономическим субъектам:
1) индивидуальные,
выражающие интересы отдельного индивида;
2) семейные интересы;
3) интересы фирмы,
предприятия, организации;
4) интересы отрасли и
региона;
5) общественные интересы,
т. е. государственные;
6) коллективные и др[1].
Существуют другие
основные подходы к классификации экономических интересов:
По сфере проявления: экономические,
политические, духовные и т.д.По виду интересов: личные, коллективные,
общественные.По выделению носителей экономических
интересов: интересы общества в целом, государства, государственных предприятий
и бюджетных организаций, предприятий и объединений, колхозов, членов общества.По направленности деятельности субъекта:
интерес производства продукта, интерес воспроизводства человеческих общностей,
эгональные интересы (предполагают более полное удовлетворение потребностей).По группам лиц и их объединений,
которые могут предъявлять материальные и нематериальные интересы предприятию:
интересы собственников предприятия или акционеров, интересы работников,
интересы кредиторов, интересы клиентов и других заинтересованных лиц.
Экономические интересы
определяются местом людей в экономической системе. Эти интересы являются формой
проявления соответствующих видов экономических потребностей, осознание их
отдельным индивидом, трудовым коллективом и обществом. Каждый субъект
экономических отношений является носителем конкретного интереса. Сколько
субъектов экономических отношений, столько и экономических интересов. Среди
этой группы интересов выделяют личный, коллективный и общественный. Личный
выражает необходимость удовлетворения разнообразных потребностей отдельного
человека; коллективные интересы – потребностей трудового коллектива;
общественные – совокупных потребностей общества.
Общественные интересы
состоят из своего проявления:
общественно-экономические интересы –
часть интересов государства и других субъектов хозяйствования совпадает, интересы самоконтроля и оптимизации
гражданского общества — не может быть выразителем интересов одного класса или
слоя, в демократическом обществе она чаще выступает как институт консенсуса.
Экономический интерес трудового коллектива зависит от формы собственности: на
государственных, акционерных и частных предприятиях он имеет разное содержание[2].
Личный экономический
интерес охватывает потребности, связанные с реализацией частной собственности,
прав владения и пользования, управления, получения доходов. Каждый человек
одновременно является носителем различных экономических интересов, поскольку
она выступает в разных ипостасях:
во-первых, как индивид, во-вторых, как представитель
определенной слои общества, в-третьих, как член определенного
трудового коллектива.
Общественный и коллективный
экономические интересы персонифицируются только в индивиде. Экономические
интересы можно классифицировать и по другим критериям.
По признаку важности
различают интересы
главные и второстепенные, по временной признаку – текущие и
перспективные, за объектом интересов –
имущественные, финансовые, интеллектуальные, интересы режима труда и свободного
времени, комфорта, условий труда и жизни; по степени осознания – истинные и
ложные
1.3 Специфика противоречий системы
экономических интересов
Противоречия, объективно
присущие материи, выступают источником, движущей силой ее развития. Ведущими в
сфере социальных противоречий по роли и воздействию на динамику общественного
развития являются экономические противоречия. Как частный случай диалектических,
они представляют собой объективно необходимые динамические отношения
взаимополагающих и взаимоисключающих противоположностей, имманентных каждому
экономическому процессу и явлению.
Одна из специфических и
важнейших задач системного исследования состоит в объединении различных знаний
по поводу объекта в целостную систему, которая стала бы единой теорией объекта.
В этом аспекте задача экономической теории заключается не в фотографическом
отражении практики, а в осмыслении ее явлений в соответствии с требованиями
формальной и диалектической логики и представлении действительности в системно
переработанном виде. Это замечание в полной мере относится и к исследованию
экономических противоречий[3].
Классификация
экономических противоречий имеет сложную, многоуровневую структуру. Каждый из
уровней включает в себя все противоречия, однако отражает определенную
специфику взаимосвязей между ними. Поэтому полная системная картина может быть
представлена только при объединении всех срезов.
Противоречия
экономических отношений могут рассматриваться в трех аспектах, то есть трех
«подуровнях».
Первый аспект –
противоречия внутри каждого экономического отношения как взаимодействие его
сторон.
Второй – противоречия
между различными экономическими отношениями и группами отношений, образующими
диалектическое единство.
Можно выделить и третий
подуровень, хотя в некоторой степени он представляет собой частный случай
второго, - это противоречия между отдельными экономическими отношениями и их
системой в целом.
В то же время эта
классификация не раскрывает всего многообразия противоречий экономических
отношений и связей между ними. Для этого необходимо исследовать содержание
уровней всей системы экономических отношений в целом и указать на
противоречивость ее элементов. При этом здесь мы можем выделить три блока.
Во-первых, производство,
распределение, обмен и потребление составляют в своей целостности единый
процесс воспроизводства, рассматриваемый как на микро-, так и на макро-
(воспроизводство общественного продукта – общественное воспроизводство)
уровнях. Следовательно, и экономические противоречия существуют как между
указанными фазами, так и внутри них. Этот момент очевиден и является
общепризнанным в экономической литературе. «Известно, что общественное
производство, последовательно проходит
четыре основные фазы: производство, распределение, обмен и потребление. В них и
между ними возникают реальные противоречия, преодоление которых содействует
развитию каждой фазы и переходу от одной к другой»[4].
«Систему производственных отношений можно анализировать по уровням и фазам
движения. Мы полагаем, что такой подход правомерен и к системе противоречий…»[5].
Во-вторых, по
функциональному содержанию экономические отношения разделяются на
социально-экономические, организационно-экономические и технико-экономические.
Социально-экономические отношения представляют собой отношения между людьми по
поводу присвоения ими средств и результатов производства - это отношения
собственности. Категория «собственность» имеет многогранный характер и реализуется
через всю систему общественных отношений. Отношения собственности всегда
диалектически противоречивы. Это объясняется тем, что они всегда выражают
противоположные интересы субъектов этих отношений.
Организационно-экономические
и технико-экономические отношения возникают в процессе организации производства
как такового, их можно определить как отношения, «обусловленные расстановкой
людей в производстве, определяемой лишь организацией производства». К данным
отношениям относятся разделение труда, специализация, кооперация. В современной
российской экономике данная группа отношений также глубоко противоречива.
В-третьих, по уровню
структурной организации экономические отношения разделяются на отношения на
уровне общества как совокупного производителя, между производственными звеньями
и обществом, внутри производственных звеньев, между личностью и обществом и
между членами общества. На этом уровне противоречия между отношениями
выступают, прежде всего, как противоречия экономических интересов субъектов
хозяйственной деятельности. Лишь при едином рассмотрении всей системы
противоречий любого социального субъекта становится возможным вычленение
важнейших связей экономических интересов и направлений их согласования[6].
Таким образом,
противоречия системы экономических отношений можно представить как единство
трех уровней: противоречий социально-экономических и
организационно-экономических (технико-экономических) отношений, противоречий
процессов производства, распределения, обмена и потребления как на микро-, так
и на макро уровне, и противоречий непосредственно экономических отношений между
субъектами хозяйственной деятельности и их интересами. В этом смысле прав Г.В.
Семенов, указывающий на то, что анализ внутреннего строения системы
экономических противоречий «должен быть исходно ориентирован на определенную
субординацию производственных отношений».
Структурирование
экономических противоречий как объектов экономических отношений является весьма
плодотворным, так как позволяет выделить непосредственные связи между
противоречиями в процессе их движения и разрешения. Между тем здесь следует
уточнить, что представленная схема справедлива для любой экономической системы,
в ней нет отличительных особенностей российской экономики. Специфика заключена
в самом содержании элементов схемы, в их взаимодействии и осуществлении в
реальной практике.
Глава 2. Анализ экономических
интересов и их противоречий
в современной российской экономике
2.1 Общая оценка современной экономической ситуации в России
Главной характеристикой 2012 г., благодаря которой
он займет особое место в мировой и российской экономической истории, является
быстрота развертывания экономического кризиса, скорость перехода от настроений
эйфории к ощущению обреченности. Всего за несколько месяцев Россия прошли путь
от ожидания экономического чуда к ожиданию экономического коллапса. Накануне
кризиса российская экономика демонстрировала очень хорошие макроэкономические
показатели: значительный профицит бюджета и счета текущих операций, быстрый
рост золотовалютных резервов и средств в бюджетных фондах. Вместе с тем в
последние годы было допущено некоторое ослабление денежно-кредитной и бюджетной
политики. Так, в 2012 г.
расходы федерального бюджета увеличились в реальном выражении на 24,9%, то есть
их рост более чем в три раза превышал рост ВВП. В экономике сформировались
устойчиво низкие процентные ставки, фактически отрицательные в реальном
выражении, что привело к бурному росту кредитования[7].
Естественным результатом стал «перегрев» экономики. С
одной стороны, это способствовало усилению инфляционного давления, а с другой —
быстрому наращиванию внешних заимствований.
Всего за три года (2010—2012) внешний долг
негосударственного сектора увеличился почти в четыре раза. Как видно из
представленного графика, на начало 2010 г. он составил 111 млрд. долл. США, а на
конец 2012 г.
— 428,4 млрд. Быстрый рост государственных расходов и импорта маскировался
повышением цен на нефть и другие товары российского экспорта. Однако фактически
описанные процессы делали российскую экономику уязвимой к воздействию
глобального кризиса.
Привлечение российскими банками средств на мировом
рынке капитала позволило им проводить экспансию на кредитном рынке, что привело
к повышению доступности денежных ресурсов и снижению ставок на внутреннем рынке
заимствований. Чистая международная инвестиционная позиция кредитных
организаций устойчиво ухудшалась. В конце 2010 г. ее значение
составило –22,938 млрд. долл. США, а в конце III квартала 2012 г. — –98,762 млрд.
Снижение цен на нефть с мая прошлого года и
ограничение заимствований на внешнем рынке вызвали существенное ослабление
платежного баланса во втором полугодии 2011 г. Чистый приток частного капитала в
размере 92 млрд. долл. США в 2010
г. превратился в его чистый отток в размере 129 млрд. долл.
в 2012 г.
В IV квартале прошлого года по сравнению с I кварталом счет текущих операций
сократился в 4,5 раза — с 38 млрд. долл. США до 7 млрд. долл., а в целом за год
он составил 98 млрд. долл. США (таблица 1). В 2013 г. ожидается нулевое
сальдо счета текущих операций.
Таблица
1 – Платежный баланс Российской Федерации за 2011 год (млрд. долл. США) [15]
Показатели
I
II
III
IV (оценка)
год (оценка)
Счет текущих
операций
38,5
26,9
28,7
9,2
98,9
Счет операций
с капиталом и финансовыми инструментами
–25,6
36,5
–10,5
–131,8
–130,5
Финансовый
счет (кроме резервных активов)
–25,7
36,3
–10,7
–129,1
–130,2
Изменение
валютных резервов («+» — снижение, «–» — рост)
–7,5
–65,3
–16,1
129,3
46,5
Справочно:
Цены на нефть
марки Urals (мировые), долл./барр.
94,5
122,2
109,1
55,3
96,5
Чистый
ввоз/вывоз капитала частным сектором
–24,2
42,3
–18,5
–131,6
–133,1
В результате в прошлом году валютные резервы сократились
на 45 млрд. долл. США и фактически перестали выполнять функцию источника денежного
предложения. Их сокращение привело к серьезному замедлению денежного
предложения.
Итак, сегодня реальный
сектор экономики России переживает глубочайший спад. А в то же время финансовый
сектор растёт быстрыми темпами, иногда – самыми высокими в мире. Эти «ножницы»
в доходности виртуального и реального секторов экономики и составляют тот самый
«бульдозер», который уничтожает в России даже вполне работоспособные заводы и
фабрики. Как следует из материалов Федеральной службы по финансовым рынкам
(ФСФР), в первую пятерку стран с наиболее развитым финансовым сектором входят
США, Великобритания, Германия, Япония, Канада. Россия находится между Чехией (34-е
место) и Египтом (36-е).
Производство в реальном
секторе экономики сокращается из-за сжатия платёжеспособного спроса, уменьшения
реальной денежной массы, высоких кредитных ставок, прекращения кредитования,
высоких тарифов на электроэнергию, газ и воду.
Нерентабельными оказались
целые отрасли промышленности – металлургия, машиностроение, обработка
древесины, производства строительных материалов, текстильное и швейное, кожи и
обуви, целлюлозно-бумажное, химическое, резиновых и пластмассовых изделий.
Начавшись в финансовом
секторе, нынешний кризис губит как раз не финансовые капиталы, а реальные
производства, доходность в которых ниже доходности в сфере финансовых
спекуляций. Тем самым углубляется фундаментальная причина кризиса, а именно –
колоссальное перенакопление капитала, не соответствующее реально произведенным
ценностям.
Во многих странах мира
отмечаются аналогичные процессы. Там, где потребление превышало производство,
повсеместно происходит дальнейшее падение реального сектора. Подтверждения тому
приходят постоянно. В США, Европе, Японии на фоне растущих фондовых рынков
банкротятся многие предприятия реального сектора. К примеру, в США один только
обанкротившийся концерн GM закроет 12 заводов, распустит 38% дилерских центров
и уволит 19 тыс. человек. Пострадают многие зарубежные партнёры GM.
Но то, что это – проблема
не только России, успокаивает слабо. Отрасли реального сектора слишком сильно
зависели от банковского кредитования. Теперь в тысячах ещё работающих
предприятий идёт быстрый рост банковских долгов и просроченной задолженности по
заработной плате. Накапливается критическая масса, которая в ближайшем будущем,
возможно уже этой осенью, может уничтожить целые отрасли.
Правительство и
Центральный банк России в предыдущие месяцы влили в финансовую систему
триллионы рублей. Теперь же, борясь с неизбежной вследствие этого инфляцией,
они ужесточают монетарную политику. И ужесточение условий кредитования,
естественно, бьёт по реальному сектору. Хотя пока нарастание инфляции
приостановилось, ценой этой приостановки стало сжатие платёжеспособного спроса
и падение товарооборота[8].
В начале года, чтобы
сдержать инфляцию, Центральный банк повысил рублёвые процентные ставки.
Предприятиям средства достаются по 23-26%, а в некоторых случаях и по 28%
годовых. Естественно, что в условиях кризиса такие кредиты непосильны для
реального сектора.
Он же, «подсев» в последние
годы на иглу кредитов, не в состоянии получить новые. В условиях резко упавшего
спроса на продукцию и услуги многие компании не смогут вернуть в срок взятые до
кризиса кредиты и окажутся перед перспективой банкротства. Выжить в условиях
столь высоких процентных ставок могут лишь финансовые спекулянты, что, впрочем,
они и демонстрируют.
Нынешняя ситуация
радикально отличается от кризиса 1998 года (таблица 2).
Таблица
2 - Динамика первого этапа
посткризисного восстановления реальных секторов экономики России за январь-май
текущего года относительно аналогичного периода прошлого года, %.
Показатели
Январь-май 2001
Январь-апрель 2011
Объем
продукции промышленности
110,6
83,1
Продукция
сельского хозяйства
97,2
102,6
Инвестиции
в основной капитал
99,2
86
Грузооборот
предприятий транспорта
103,7
83,4
Оборот
розничной торговли
85,8
98,9
Реальные
располагаемые денежные доходы
74,9
98
Безработные,
официально зарегистрированные
97,7
172,8
В частности, тем, что за
последние полгода мы так и не увидели достаточно серьёзного развития
импортозамещения – несмотря на почти двукратное уменьшение объёмов импорта и
обвал рубля. Более того, как мы уже сказали, продолжается сужение реального
производства и ухудшаются условия развития для производящих секторов экономики.
Мы стали чуть меньше есть и покупать товаров, но не стали больше производить.
Напротив, производство
сужается, как и инвестиции в основной капитал. Ухудшается положение на рынке
труда, в транспортной сфере. Зато быстро растут финансовые рынки, которые в 2001
году вообще были в зачаточном состоянии.
Конечно, есть и отдельные
хорошие новости. Чуть улучшилась ситуация в сельском хозяйстве. В мае появились
признаки стабилизации в отдельных секторах обрабатывающей промышленности.
Население понемногу адаптируется к условиям кризиса. Возможно, помогло этому и
принятие ряда мер таможенно-тарифного регулирования. Но все эти успехи
незначительны, импортозамещение идёт вяло и никак не сможет компенсировать
общего углубления спада в реальном секторе. А в сельском хозяйстве ситуация
вообще крайне запущена. Даже при полном прекращении импорта продуктов наше село
без тракторов, комбайнов, другой техники, удобрений лучше работать не сможет.
С февраля 2012 года в
России началось постепенное и всё нарастающее восстановление финансового
сектора и фондового рынка. Это выглядит, как финансовый пир во время экономической
чумы. К июню фондовые индексы показали почти двукратный рост. Это – самые
высокие темпы роста фондовых рынков в мире, что особенно шокирует на фоне
стагнации в реальном секторе экономики. Огромные дивиденды в последнее время
получают банки. В I квартале прибыль показывали почти 80% российских банков.
Для них кризис – возможность на корню скупить российские предприятия.
Причина роста российских
фондовых показателей – в притоке спекулятивных капиталов. В Россию приходят
десятки миллиардов «горячих» долларов мировых финансовых спекулянтов.
Заработать в Америке и Европе невозможно, и потому спекулянты идут на
нестабильные рынки, вроде российского. И российские банки, заработавшие на
девальвации рубля, тоже тратят деньги на фондовом рынке – например, скупая
«многообещающие» акции[9].
Хотя нынешний кризис
пришел в экономику из финансовой сферы, реально слишком мало сделано для того,
чтобы не допустить повторения финансовых кризисов. Сегодня состояние финансовых
рынков по-прежнему подвержено большим колебаниям, и спровоцировать дальнейшее
углубление кризиса может даже порция плохих новостей.
А плохих новостей можно
ждать в любую минуту. Многие эксперты уверены, что новый кризис в ближайшем
будущем неизбежен. Поводов для беспокойства – масса. Целые страны находятся в
преддверии дефолта. Крах любой из них приведёт к новому обвалу финансовых
рынков.
Что будет завтра, никто
точно не знает. Мировая экономическая наука – и теоретики, и практики – сегодня
в тупике. Для борьбы с кризисом уже были применены все наиболее действенные
когда-то механизмы, а ситуация всё равно остается нестабильной. Более того,
растущая в отрыве от реальности финансовая сфера создает всё новые риски.
Не суть важно, что денег
в российской экономике стало больше. Главное, что сама экономика продолжает
сжиматься. Нарастает потенциал невозвращенных долгов, который может остановить
десятки тысяч новых заводов, фабрик, сельхозпредприятий. Россия так и не
собралась, не начала работать, а напряженно замерла, пассивно ожидая развязки.
Российские чиновники и
правительственные эксперты, имея в виду, прежде всего, временный рост
финансовой системы и фондовых рынков, говорят о начале выздоровления экономики.
Но, думается, радоваться рано. Похоже, то, что мы называем кризисом, есть на
самом деле – лишь его прелюдия. Пока же некий гигантский бульдозер просто
ровняет место, на котором разыграется будущая трагедия[10].
Итак, суть кризиса в
любой системе – это накопление в системе результатов некого противоречия до
уровня, после которого система начинает разрушаться.
Это с одной стороны. С
другой же, кризис в мировой финансовой системе – это одновременно и великий
шанс для тех государств, которые выйдут из кризиса первыми. Чтобы остановить
процесс разрушения системы, нужно выявить и устранить причину кризиса.
Финансовый
кризис – это не автономное явление, находящееся чуть ли не в противоречии с
благоприятными тенденциями развития реального сектора экономики. Напротив, он в
наиболее концентрированной форме выражает внутренние пороки современной
российской экономической системы, а потому не может быть преодолен до
устранения последних.
2.2
Анализ важнейших противоречивых интересов
в современной российской экономике
Раскрывая содержание
национальных финансово-экономических интересов в современной экономике, можно
констатировать, что они соответствуют условиям смешанного общества и
многоукладности национального хозяйства. Национальные интересы включают в себя
наряду с финансово-экономическими интересами общества как целого интересы
разных социальных групп и представляют собой определенное единство. Специфика и
противоречия национальных финансово-экономических интересов наших дней
определяются рядом взаимосвязанных факторов:
многообразием форм собственности, дифференциацией социальной структуры,
проявляющейся, с одной стороны, размыванием классовых критериев организации
общества, а с другой – тенденциями усиления социальной дифференциации.
Финансово-экономические
интересы России представляют собой сложнейшую совокупность отношений между
национальными, зарубежными и международными хозяйствующими субъектами по поводу
создания фондов денежных средств и их использования в целях производства,
распределения, обмена и потребления валового внутреннего продукта (ВВП) страны,
направленных на долгосрочное развитие народного хозяйства как целостной и
конкурентоспособной системы, удовлетворяющей потребности населения и
государства.
Для выяснения сущности
феномена «финансово-экономические интересы России» мы предполагаем использовать
структурно-аналитическую модель, в которой содержание указанных интересов
представлено в виде восьми базовых составляющих и устойчивых связей между ними.
В такой модели присутствуют финансовые, экономические, политические,
социальные, экологические, духовно-культурные, научно-технические компоненты, а
также государственная составляющая как структурообразующий элемент всей
структуры.
Основным государственным
интересом в структуре финансово-экономических интересов (СФЭИР) России является
обеспечение национальной безопасности, которая понимается как защищенность
жизненно важных интересов нации, ее фундаментальных ценностей и институтов от
воздействия неблагоприятных факторов. Связи между государственной составляющей
и остальными семью компонентами модели СФЭИР обеспечивают национальную финансовую,
экономическую, политическую, социальную, экологическую, информационную и
технологическую безопасности соответственно. Важно отметить значимость всех
составляющих, подвижность связей между ними и способность к трансформации во
времени. Изменениям в долгосрочном периоде подвергается так называемая
«периферия», то есть финансовая, экономическая, экологическая, политическая,
научно-техническая, социальная и духовно-культурная компоненты модели СФЭИР.
При этом наиболее динамичны финансовая и экономическая компоненты, так как они
«отвечают» за интеграцию страны в мировое хозяйство, в то время как
государственная – наиболее статична, консервативна и претерпевает изменения
вследствие преобразований в обществе[11].
Финансовая и
экономическая компоненты в модели СФЭИР представлены целым спектром интересов
таких субъектов хозяйствования, как отечественные компании, и всем
многообразием их взаимосвязей.
Содержание системы
экономических интересов неоднородно. Национальные интересы, например, с
необходимостью включают предпринимательские, но только в той части, в какой они
не противоречат им как общественным. Часть предпринимательских интересов
выпадает из структуры национальных интересов. Это касается прежде всего
интересов крупного капитала, лишь частично соответствующих национальным
интересам. Интересы, проявляющиеся в негативном экономическом поведении
(стремление к монополизму, к завоеванию экономической власти), а также
интересы, суть которых выражается в компрадорской ориентации: вывоз капитала,
эксплуатация природных ресурсов в ущерб народному хозяйству и экологии и т.п.,
– противостоят национальному интересу.
Таким образом, основные
противоречия, возникающие при взаимодействии предпринимательских интересов с
национальными интересами, связаны с деятельностью крупного бизнеса, особенно
того, который ориентирован преимущественно на мировой рынок. В то же время
экономические интересы национально ориентированного предпринимательства, куда
следовало бы включить предприятия крупного, среднего и малого бизнеса, более полно
представлены в структуре национальных интересов. Интересы такого
предпринимательства в значительной мере совпадают с национальными
экономическими интересами, поскольку существование и развитие субъектов этих
интересов определяются благополучием общества, его устойчивостью. А это
означает, что социальные слои, занятые таким предпринимательством,
заинтересованы в развитии национальной экономики и ее социальной
направленности.
Расширение
представительства таких интересов, в свою очередь, означает развитие социальной
базы национального экономического интереса. В нем представлены также интересы
не ориентированных на предпринимательство слоев и групп, связывающих свои
жизненные перспективы с развитием социального государства.
С учетом сказанного можно
выделить три подсистемы национальных интересов (и, следовательно,
финансово-экономической безопасности), образующих определенное единство:
интересы общества в целом, как
условие его существования и безопасности; интересы, реализация которых означает
осуществление принципов социального государства и безопасности его граждан; интересы предпринимательства и его
безопасности в той части, в какой они рассмотрены выше.
Такая структура
национальных экономических интересов и финансово-экономической безопасности, с
одной стороны, определяет приоритеты развития, а с другой, – раскрывает основу
противоречий интересов в обществе.
Взаимодействие интересов
в обществе давно занимает умы ведущих представителей экономической мысли.
Современное понимание этой проблемы наиболее полно представлено в концепции
социального государства и рыночной экономики и может быть сведено к двум
основным направлениям. Одно из них базируется исключительно на возможностях
конкуренции среди агентов производства. Государству отводится роль поддержания
конкуренции и правил игры рыночных сил, предотвращающих попытки обретения
бизнесом чрезмерной экономической власти и сращивания с государственными
структурами. Его можно определить как умеренно либеральный подход к
рассматриваемой проблеме[12].
Другое направление, не
отрицая роли конкуренции и правил экономического поведения, предполагает
активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, главным образом, на
уровне перераспределения национального дохода. Достижение целей благосостояния
общества ставится как прямая задача государства. Такая модель социального
государства получила название скандинавского, или шведского социализма и
отражает реализацию идей социал-демократии. В реальной действительности
наблюдается интеграция двух подходов с определенным преобладанием того или
другого.
Характер взаимодействия
разных групп интересов в экономике современной России обладает рядом
особенностей, обусловленных длительным существованием патернализма в отношениях
государства и населения. Вместе с тем реальная система интересов объективно
содержит новые тенденции их социализации, имеющие в основе интеграционные
начала смешанного общества. Это налагает ряд ограничительных условий на
формирование рыночной среды и на процессы трансформации прежней системы. В их
числе высокие социальные ожидания в обществе, потребность в сильной социальной
роли государства, сохранение его значения как собственника средств и условий
производства. Поэтому государственная стратегия согласования интересов в России
требует активных действий, усиливающих социальные приоритеты экономики, для
чего необходимо и более глубокое понимание сути национальных интересов.
Заключение
Таким образом, на
основании изученного и вышеизложенного материала в данной работе можно сделать
следующие выводы.
Экономический интерес -
система экономических потребностей субъектов хозяйственной деятельности
(работника, корпорации, кооперации, потребителя, государства). Отражая единство
всех экономических потребностей, интерес, в отличие от потребностей,
ориентированных на предметные цели (потребность в хлебе, обуви, машине и т.д.),
направлен на экономические отношения, на жизненные условия в целом. Поэтому
интерес выступает как стимул деятельности субъекта экономики, определяя его
хозяйственное поведение и поступки. Специфика экономических интересов
предопределена, с одной стороны, объективными условиями производства, с другой
мерой осознания интереса субъектом экономики. Диалектическое взаимодействие
двух сторон экономического интереса - объективной и субъективной приводит к
тому, что экономический интерес выступает двигателем экономической жизни.
Специфика структуры
экономических интересов в современном мире определена нарастающим значением
экономического интереса государства, являющегося основой национального
интереса. Государство непосредственно реализует общественный экономический
интерес через механизм создания государственной системы гарантий для населения;
организует и финансирует социально-культурные сферы деятельности; участвует в
социальном согласовании интересов работников и предпринимателей (система
трипартизма); формирует и реализует социально-экономические программы.
Экономический интерес государства проявляется также в функционировании
государственного сектора экономики.
«Интерес» — одно из наиболее часто используемых
понятий в общественных науках, имеющее длительную традицию в истории идей. В
экономической литературе, в многочисленных публикациях отмечается необходимость
осуществления многостороннего подхода к анализу экономических интересов. В этом
нет ничего необычного, если учитывать сложную многоуровневую структуру
хозяйствования. Поэтому само понятие экономического интереса до сих пор не
является общепринятым.
Произведенный во второй
части данного исследования анализ экономических интересов и их противоречий в
современной российской экономике позволил сделать вывод, что суть кризиса в
любой системе – это накопление в системе результатов некого противоречия до
уровня, после которого система начинает разрушаться. Это с одной стороны. С
другой же, кризис в мировой финансовой системе – это одновременно и великий
шанс для тех государств, которые выйдут из кризиса первыми. Чтобы остановить
процесс разрушения системы, нужно выявить и устранить причину кризиса.
Финансовый
кризис – это не автономное явление, находящееся чуть ли не в противоречии с
благоприятными тенденциями развития реального сектора экономики. Напротив, он в
наиболее концентрированной форме выражает внутренние пороки современной
российской экономической системы, а потому не может быть преодолен до устранения
последних.
Характер взаимодействия
разных групп интересов в экономике современной России обладает рядом
особенностей, обусловленных длительным существованием патернализма в отношениях
государства и населения. Вместе с тем реальная система интересов объективно
содержит новые тенденции их социализации, имеющие в основе интеграционные
начала смешанного общества. Это налагает ряд ограничительных условий на
формирование рыночной среды и на процессы трансформации прежней системы. В их
числе высокие социальные ожидания в обществе, потребность в сильной социальной
роли государства, сохранение его значения как собственника средств и условий
производства. Поэтому государственная стратегия согласования интересов в России
требует активных действий, усиливающих социальные приоритеты экономики, для
чего необходимо и более глубокое понимание сути национальных интересов.
Список литературы
1. Нормативно-правовые акты:
1.1. Федеральный закон от
22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об особых экономических зонах в
Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 25.07.2005, № 30 (ч.
II), ст. 3127.
1.2. Федеральный закон от
17.12.1998 № 191-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «Об исключительной экономической зоне
Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 21.12.1998, № 51, ст.
6273.
1.3. Федеральный закон от
03.06.2009 № 102-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «Об отчете Правительства Российской
Федерации и информации Центрального банка Российской Федерации о реализации мер
по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей
экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения и других мер
социальной политики» // «Собрание законодательства РФ», 08.06.2009, № 23, ст.
2757.
2. Специальная литература:
2.1. Астапов, К. Ключевая
задача российской экономики: в условиях мирового финансового кризиса
формировать новые возможности развития /К. Астапов // Общество и экономика. -
2009. - № 8-9. – 92 с.
2.2. Балацкий, Е.
Экономическая наука: новые вызовы современности /Е. Балацкий // Мировая экономика
и международные отношения. - 2009. - № 1. – 66 с.
2.3. Герштейн, Ф.
Интересы, заинтересованность, стимулирование /Ф. Герштейн //Экономические
науки. – 2006. – № 11. – 148 с.
2.4. Ещенко, П. О природе
экономических интересов /П.О. Ещенко //Экономические науки. – 2006 – № 5. – 128
с.
2.5. Ивлева,
Г. Трансформация экономической системы: обзор концепций и контуры общей теории /Г.Ивлева
// Общество и экономика. - 2009. - №10. – 98 с.
2.6. Куликов, В. К
вопросу о природе и структуре экономических интересов /В.К. Куликов
//Экономические науки. – 2006 – № 7. – 112 с.
2.7. Курс
экономики: Учебник / Под ред. Б. А. Райзберга. – М.: Инфра-М, 2008. – 388 с.
2.8. Клепан, А. О роли
крупного бизнеса в современной российской экономике /А.Клепан, А. Яковлев //
Вопросы экономики. – 2009. – № 8. – 78 с.
2.9. Макконнел К.Р.
Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. / К.Р.
Макконнел, С.Л. Брю – М.: Республика, 2008. – 799 с.
2.10. Общая экономическая
теория. Учебник /Под общей ред. акад. В.И. Видянина, акад. Г.П. Журавлевой. –
М.: Наука, 2005 – 314 с.
2.11. Рыночная экономика.
Словарь / Под общей редакцией Г.Я. Кинермана – М.: Республика, 2007. - 524 с.
2.12. Собственность и
контроль предприятий (Глава из Меморандума об экономическом положении
Российской Федерации) // Вопросы экономики. – 2009. – № 8. – 112 с.
2.13. Самойлов, Г.
Финансовые отношения как инструмент государственного регулирования экономики
[Электронный ресурс]/Г. Самойлов. – Режим доступа: http://www.rags.ru/
akadem/all/18-2002/18-2002-126.html.
2.14.
Сакс, Дж. Рыночная экономика и Россия /Дж. Сакс – М.: Экономика, 2007. – 302 с.
2.15. Федеральная служба
государственной статистики [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.gks.ru.
2.16. Ханипов, А.Т. Интересы
как форма общественных отношений /А.Т. Ханипов – Новосибирск. Наука, 2007. –
399 с.
2.17. Ходос, С. О
сущности экономических интересов /С.О. Ходос //Экономические науки. – 2007. – №
11. – 144 с.
[1] Общая экономическая теория. Учебник /Под общей ред.
акад. В.И. Видянина, акад. Г.П. Журавлевой. – М.: Наука, 2005 –С. 54-55.
[2] Курс экономики: Учебник / Под ред. Б. А. Райзберга. –
М.: Инфра-М, 2008. – С. 223.
[3] Курс экономики: Учебник / Под ред. Б. А. Райзберга. –
М.: Инфра-М, 2008. – С. 223.
[4] Ж. Аройо
[5] Е.А. Владимирский и И.П. Павлова.
[6] Ходос, С. О сущности экономических интересов /С.О.
Ходос //Экономические науки. – 2007. – № 11. – С.14-29.
[7] Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от
06.12.2011) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // «Собрание
законодательства РФ», 25.07.2005, № 30 (ч. II), ст. 3127.
[8] Федеральный закон от 03.06.2009 № 102-ФЗ (ред. от
17.12.2009) «Об отчете Правительства Российской Федерации и информации
Центрального банка Российской Федерации о реализации мер по поддержке
финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики
Российской Федерации, социальному обеспечению населения и других мер социальной
политики» // «Собрание законодательства РФ», 08.06.2009, № 23, ст. 2757.
[9] Курс экономики: Учебник / Под ред. Б. А. Райзберга. –
М.: Инфра-М, 2008. – С. 223.
[10] Балацкий, Е. Экономическая наука: новые вызовы
современности /Е. Балацкий // Мировая экономика и международные отношения. -
2009. - № 1. - С.61-67.
[11] Астапов, К. Ключевая задача российской экономики: в
условиях мирового финансового кризиса формировать новые возможности развития
/К. Астапов // Общество и экономика. - 2009. - № 8-9. - С.79-92.
[12] Общая экономическая теория. Учебник /Под общей ред.
акад. В.И. Видянина, акад. Г.П. Журавлевой. – М.: Наука, 2005 –С. 54-55.