Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Ход и основные решения конференций «большой тройки» антигитлеровской коалиции в Тегеране (1943 г.), Ялте (февраль 1945 г.) и Потсдаме (июль – август 1945 г.)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Ход и основные решения конференций «большой тройки» антигитлеровской коалиции в Тегеране (1943 г.), Ялте (февраль 1945 г.) и Потсдаме (июль – август 1945 г.)
  • Предмет:
    ИГП
  • Когда добавили:
    12.06.2014 14:27:19
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание Введение……………………………………………………………………….3
    Тегеранская конференция и проблема открытия второго фронта……….4Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав…………………11Конференция в Потсдаме: мир или продолжение противостояния……17 Заключение………………………………………………………………….....21
    Список использованной литературы………………………………………...22
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение
      Невозможно представить, как принимались бы решения по важнейшим стратегическим военным и политическим вопросам второй мировой войны без личных встреч руководителей антигитлеровской коалиции. На конференциях в Тегеране, Ялте и Потсдаме принимались решения, которые кардинально меняли ситуацию на фронтах войны и закладывали принципы международного послевоенного устройства мира.
      Цель работы – изучить ход и основные решения конференций «большой тройки» антигитлеровской коалиции в Тегеране (1943 г.), Ялте (февраль 1945 г.) и Потсдаме (июль – август 1945 г.). Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи: 1. Проследить за ходом подготовки, проведения пленарных заседаний и итогами работы первой встречи лидеров коалиции в Тегеране. 2. Охарактеризовать течение и решения Ялтинской конференции, ставшей гарантом мира (или по крайней мере неоткрытого военного конфликта) в послевоенной Европе. 3. Рассмотреть, в какой атмосфере проходила последняя из конференций – Потсдамская, показать её важнейшие для всего мира решения и выявить начало нового противостояния, теперь уже между бывшими военными союзниками (США и Великобритании против СССР).
      При написании работы большую помощь оказали такие источники, как: сборники документов «Тегеран – Ялта – Потсдам» и многотомное издание «Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.». Также использовались материалы многотомного издания «История второй мировой войны: 1939-1945 в 12 т.» под редакцией Устинова, двухтомника «История внешней политики СССР, 1917-1985» под редакцией Громыко, Пономарева и исследование профессора МГИМО, доктора исторических наук Волкова Ф.Д. «За кулисами второй мировой войны».
     
     
     
     
     
     
    Тегеранская конференция и проблема открытия второго фронта
    В конце октября в Москве впервые за годы второй мировой войны состоялась встреча министров иностранных дел СССР, США и Англии. На конференции помимо 12 пленарных заседаний имели место личные встречи министров иностранных дел. Главное внимание было уделено вопросу военного сотрудничества трех держав, тому, какие меры должны быть приняты для сокращения сроков войны против Германии и ее сателлитов в Европе. Советская делегация четко поставила вопрос: будут ли в 1944 г. выполнены данные в начале июня 1943 г. повторные обещания Черчилля и Рузвельта относительно вторжения англо-американских сил в Северную Францию и начала операции «Оверлорд» по открытию второго фронта. Министры иностранных дел США и Англии подтвердили решение Квебекской конференции об открытии второго фронта в 1944 г. Важным решением конференции явилась декларация о всеобщей безопасности после войны, позднее составившая некоторую основу устава Организации Объединенных Наций [1].
      Московская конференция способствовала созыву Тегеранской конференции – первой встрече руководителей трех держав антигитлеровской коалиции: главы Советского правительства И. В. Сталина, президента Соединенных Штатов Америки Франклина Делано Рузвельта и премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля.
      Историческое значение конференции трудно переоценить — это была первая встреча «Большой Тройки», на которой решались судьбы миллионов людей, будущее мира. В целях безопасности в иранской столице президент США остановился не в собственном посольстве, а в советском, которое находилось напротив британского. Между посольствами создали брезентовый коридор, чтобы перемещения лидеров не были видны извне. Созданный таким образом дипломатический комплекс окружили тремя кольцами пехоты и танков. На три дня конференции город был полностью блокирован войсками и спецслужбами. В Тегеране приостановили деятельность всех СМИ, отключили телефон, телеграф и радиосвязь. Даже семьи советских дипломатов были временно «эвакуированы» из зоны предстоящих переговоров.
      В центре внимания Тегеранской конференции находились проблемы дальнейшего ведения войны, в особенности вопрос об открытии второго фронта. Делегация СССР шла на переговоры с твердым на­мерением окончательно договориться о дате высадки американо-англий­ских войск в Западной Европе. Позиции же делегаций США и Англии по этому вопросу были весьма противоречивы, что и определило остроту развернувшейся полемики [3, с.30].
      28 ноября перед открытием конференции И. В. Сталин встретился с Ф. Рузвельтом в советском посольстве. На встрече Рузвельт заявляет, что он хотел бы отвлечь с советско-германского фронта 30–40 германских дивизий. Сталин отвечает, что если это возможно сделать, то было бы хорошо [8, с.33].
      В воскресенье 28 ноября 1943 г. в 4 часа дня открылось первое пленарное заседание Тегеранской конференции, продолжавшееся три с половиной часа. В состав советской делегации входили председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР И. В. Сталин, народный комиссар иностранных дел В. М. Молотов и маршал К. Е. Ворошилов. Делегацию США возглавлял президент Ф. Д. Рузвельт. В ее составе были специальный помощник президента Г. Гопкинс, посол в СССР А. Гарриман, начальник штаба армии США генерал Д. Маршалл, главнокомандующий военно-морскими силами США адмирал Э. Кинг, начальник: штаба военно-воздушных сил США генерал Г. Арнольд, начальник штаба президента адмирал У. Леги. Делегацию Англии возглавил премьер-министр У. Черчилль. В нее входили министр иностранных дел А. Иден, начальник имперского генерального штаба генерал А. Брук, посол в СССР А. Керр, первый морской лорд Э. Кеннингхэм, фельдмаршал Д. Дилл, главный маршал авиации Ч. Портал, начальник штаба министра обороны X. Исмей [1].
      На первом пленарном заседании президент США информировал совет­скую делегацию о решении Квебекской конференции предпринять экспе­дицию через Ла-Манш около 1 мая 1944 г. Однако он сразу же оговорился, что если Англия и США начнут проводить крупные десантные операции в Средиземном море, то ее, возможно, придется отложить на два-три меся­ца.
    Представители США и Англии запрашивали мнение советской стороны, каким образом лучше всего использовать их вооруженные силы, находившиеся в бассейне Средиземного моря. Сталин ответил, что наилучший результат дал бы удар по врагу в Северной или Северо-Западной Франции, так как «наиболее слабым местом Германии является Франция». Итальянский театр, по его мнению, для наступления непосредственно на Германию не годится, ибо путь к ней закрывают Альпы [8, c.40]. Черчилль, избрав для ведения дискуссии свой испытанный метод, прямо не высказался против высадки на территорию Франции. Свое крас­норечие он обратил на то, чтобы поставить открытие второго фронта в за­висимость от развития операций на Средиземноморском театре. Доказы­вая, что срок вторжения еще далек, а союзные войска не вправе бездей­ствовать, английский премьер предложил заняться выполнением двух задач, имевших, на его взгляд, первостепенное значение: развернуть на­ступление в Италии, взять Рим и продвинуться до линии Пиза – Римини; вовлечь Турцию в войну. По его мнению, такие действия союзников ока­жут значительное влияние на румын, которые уже тогда искали путей для выхода из войны, а также на Венгрию и другие страны. Политическая подоплека английской стратегии была очевидна. Бри­танский премьер, как и Рузвельт, стремился не допустить глубокого прод­вижения Советской Армии на запад. Но он надеялся достигнуть этого путем развития операций в Италии и на Балканах. В этом случае, по его замыслам, англо-американские войска могли бы опередить Советскую Армию и первыми выйти в Юго-Восточную и Центральную Европу[3, с.31].
    Итало-балканские планы Черчилля явно не соответствовали реше­ниям Московской конференции министров иностранных дел, провозгла­сившей первейшей целью СССР, США и Англии ускорить конец войны. Создание фронта на Балканах, вдали от важнейших экономических и стра­тегических центров рейха, привело бы к дальнейшему затягиванию ее и увеличению жертв. Поэтому Сталин предлагал основной операцией 1944 г. считать «Оверлорд», а вспомогательной — высадку в Южной Франции. Операция в районе Рима расценивалась им как отвлекающая. Относитель­но же Турции советские представители считали, что она не вступит в вой­ну, какое бы давление на нее ни оказывали [8, с.44].
    На втором пленарном заседании, 29 ноября, выяснилось, что союзники не имеют согласованного решения о назначении командующего операцией «Оверлорд». Предварительное совещание военных представителей не привело к каким- либо положительным результатам. Черчилль вновь попытался доказать участникам конференции «пре­имущества» своего «балканского варианта». Рузвельт, в целом склоняясь к проведению операции «Оверлорд», стал колебаться в отношении ее сро­ка. Открытие второго фронта в Европе вновь оказалось под угрозой срыва. В таких условиях советская делегация заняла твердую линию. Когда Рузвельт, уступая давлению Черчилля, согласился на передачу всех военных вопросов на рассмотрение комиссии, Сталин отверг это предложение: «Не нужно никакой военной комиссии. Мы можем решить все вопросы здесь, на совещании. Мы должны решить вопрос о дате, о главнокомандующем и вопрос о необходимости вспомогательной операции в Южной Франции. Мы, русские, ограничены сроком пребывания в Тегеране. Мы могли бы пробыть здесь в течение 1 декабря, но 2-го мы должны уехать. Президент помнит о том, что мы с ним условились о 3–4 днях» [Цит. по 8, с. 74]. Позиция советской делегации возымела действие. Черчилль поспешил внести предложение о том, что они с Рузвельтом согласуют точки зрения и доложат свою позицию советской делегации.
      Утром 30 ноября на заседании Объединенного комитета начальников штабов США и Англии после продолжительного обсуждения наконец бы­ло принято решение о том, что западные союзники в мае начнут операцию «Оверлорд» и вспомогательную операцию в Южной Франции («Энвил») по возможности в широких масштабах, насколько позволят десантные суда и средства, которыми они будут располагать к тому времени. Было также решено продолжать наступление в Италии с целью выхода на линию Пиза –  Римини [3, с.32].
      На третьем заседании конференции в присутствии Сталина, Рузвельта и Черчилля генерал Брук информировал советскую де­легацию о решении союзников провести в мае 1944 г. операции «Оверлорд» и «Энвил». Сталин со своей стороны зая­вил, что с целью «не дать немцам возможности маневрировать своими ре­зервами и перебрасывать сколько-нибудь значительные силы с Восточного фронта на Запад, русские обязуются к маю организовать большое наступ­ление против немцев в нескольких местах, с тем чтобы приковать немецкие дивизии на Восточном фронте и не дать возможности немцам создать какие-либо затруднения для «Оверлорда» Такое заявление было вос­принято союзниками с большим удовлетворением [8, с.83].
      1 декабря И. В. Сталин, Ф. Рузвельт и У. Черчилль парафировали военные решения Тегеранской конференции. Конференция: 1. Согласилась, что партизаны в Югославии должны поддерживаться снабжением и снаряжением в возможно большем размере, а также операциями "коммандос"; 2. Согласилась, что с военной точки зрения крайне желательно, чтобы Турция вступила в войну на стороне союзников до конца года; 3. Приняла к сведению заявление маршала Сталина о том, что, если Турция окажется в войне с Германией и если в результате этого Болгария объявит войну Турции или нападет на нее, Советский Союз немедленно окажется в состоянии войны с Болгарией. Конференция далее приняла к сведению то, что об этом факте может быть сообщено во время предстоящих переговоры о вовлечении Турции в войну; 4. Приняла к сведению, что операция "Оверлорд" будет предпринята в течение мая 1944 г., вместе с операцией против Южной Франции. Эта последняя операция будет предпринята в масштабе, в каком это позволят наличные десантные средства. Конференция далее приняла к сведению заявление маршала Сталина, что советские войска предпримут наступление примерно в это же время с целью предотвратить переброску германских сил с восточного на западный фронт; 5. Согласилась, что военные штабы трех держав должны отныне держать тесный контакт друг с другом в отношении предстоящих операций в Европе. В частности, было решено, что между соответствующими штабами должен быть согласован план мистификации и обмана противника в отношении этих операций [5, с.155].
    В Тегеране впервые в истории межсоюзнических отношений в период Отечественной войны были согласованы совместные действия и операции армий СССР, Англии и США. Численность армии вторжения во Францию должна была составить 35 дивизий, из них 16 британских и 19 американских. За этими силами последовали бы главные - около 1 млн. человек, поддержанные мощным военно-морским флотом и авиацией [1].
      Важное значение для укрепления единства антигитлеровской коали­ции и скорейшего завершения войны имело заявление Сталина о вступлении в войну с Японией после капитуляции Гер­мании. Оно явилось ответом СССР на неоднократные просьбы США и Англии об его участии в войне на Дальнем Востоке. На пленарном засе­дании 28 ноября после краткого обзора военных действий на Тихом океа­не, сделанного президентом США, Сталин зая­вил, что СССР пока не может присоединиться к борьбе против Японии, по­скольку все его силы заняты на Западе [3, с.33].
      На последнем, четвёртом заседании конференции в Тегеране представители СССР, США и Англии обменялись мнениями о бу­дущей международной организации безопасности, устройстве Германии после ее поражения, решении польского и других вопросов. Вновь встал вопрос о расчленении Германии. Английский премьер-министр выдвинул свой план раздела Германии. Он предложил, во-первых, изолировать Пруссию и держать ее в жестких условиях и, во-вторых, отделить от остальной Германии ее южные про­винции — Баварию, Баден, Вюртемберг, Палатинат  от Саара вплоть до Саксонии и включить их в дунайскую федерацию. Предложение Черчил­ля не представляло чего-то нового. Уже более года он выступал с много­численными проектами образования в Европе сначала федераций и конфе­дераций — скандинавской, дунайской, балканской и других, затем евро­пейского совета из 10 государств и, наконец, Соединенных Штатов Евро­пы. Пути решения германской проблемы Советское правительство виде­ло не в расчленении Германии, а в ее демилитаризации и демократизации с непременной ликвидацией гитлеровского государства и наказанием его руководителей, а также уничтожением фашистского «нового порядка» в Европе. По мнению правительства СССР, для предотвращения опасности возрождения германского милитаризма великие державы, ответственные за сохранение мира, должны были создать сильный международный ор­ган, который помешал бы Германии развязать новую войну [3, с.36].
      Обсуждался также и польский вопрос. И. В. Сталин так высказался по этому вопросу: «Я должен сказать, что Россия не меньше других, а больше других держав заинтересована в хороших отношениях с Польшей, так как Польша является соседом России. Мы – за восстановление, за усиление Польши» и  насчёт установления границ «между нами и Польшей должна существовать граница 1939 года, установленная советской Конституцией»  [Цит. по 8, с.92]. На том же заседании английский премьер-министр огласил следующее предложение по польскому вопросу: «...очаг польского государства и на­рода должен быть расположен между так называемой линией Керзона и линией реки Одер...». Конференция согласилась с этой формулой. Был согласован также вопрос о передаче Советскому Союзу Кёнигсберга с прилегающей к нему территорией.
      На конференции была принята декларация об Иране. В ней подтверждалось желание трех стран сохранить полную независимость, суверенитет и территориальную целостность Ирана. Также на конференции рассматривались некоторые проблемы послевоенного сотрудничества и обеспечения прочного мира. Американская сторона изложила свою точку зрения относительно создания в будущем междуна­родной организации безопасности. Согласно схеме президента, изложен­ной в Тегеране, всемирная организация безопасности должна быть ос­нована на принципах Объединенных наций и иметь три органа: Ассам­блею из представителей всех членов Объединенных наций, не имеющую «никакой другой власти, кроме дачи рекомендаций», и собирающуюся «не в одном определенном месте, а в разных местах»; Исполнительный ко­митет в составе СССР, США, Великобритании, Китая, двух европейских стран, одной латиноамериканской, одной страны Среднего Востока, одной азиатской (кроме Китая) и одного британского доминиона, занимающийся всеми невоенными проблемами: экономическими, продовольственными, здравоохранения и т. п.; Полицейский комитет из четырех стран, который следил бы за сохранением мира и за тем, чтобы не допустить новой агрессии Германии и Японии [3, с.38].
      Поздним вечером 1 декабря, после заключительного пленарного заседания, спешно была согласована декларация конференции. Она гласила: «Мы выражаем нашу решимость в том, что наши страны будут работать совместно как во время войны, так и в последующее мирное время... Взаимопонимание, достигнутое нами здесь, гарантирует нам победу. Что касается мирного времени, то мы уверены, что существующее между нами согласие обеспечит прочный мир... Мы прибыли сюда с надеждой и решимостью. Мы уезжаем отсюда действительными друзьями по духу и цели» [5, с.157]. Таким образом, хотя тегеранские переговоры и не привели к принятию какого-либо специального решения о создании международной организации, они сви­детельствовали о стремлении трех великих держав к послевоенному сотрудничеству.
     
    Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав
      Начало 1945 г. Созыв новой конференции руководителей трех союзных держав, "большой тройки" стал необходимым. Это обусловливалось политической и военной ситуацией того периода. Конференция должна была обсудить военные вопросы, связанные с окончательным разгромом фашистской Германии и милитаристской Японии. Приближение неизбежного и скорого военного разгрома Германии требовало решения вопросов, связанных с ее безоговорочной капитуляцией. Требовали безотлагательного решения и проблемы будущего устройства Германии.  Сталин готов был встретиться с Рузвельтом и Черчиллем в конце января – начале февраля на черноморском побережье [1].
      4 февраля 1945 г. в 17 часов в Большом зале Ливадийского дворца открылось первое пленарное заседание Крымской (Ялтинской) конференции. Началась вторая встреча руководителей трех великих держав. В состав делегации США входили помимо возглавлявшего ее Ф. Д. Рузвельта Э. Стеттиниус, государственный секретарь, Г. Гопкинс, специальный помощник президента, адмирал В. Леги, начальник штаба президента, генерал Дж. Маршалл, начальник штаба американской армии, адмирал Э. Кинг, главком военно-морских сил, А. Гарриман, посол США в Москве. Английскую делегацию возглавил 70-летний премьер У. Черчилль. В составе делегации были: А. Иден, министр иностранных дел, А. Кадоган, постоянный заместитель министра иностранных дел, фельдмаршал А. Брук, начальник имперского генерального штаба, генерал X. Исмей, начальник штаба министра обороны, маршал авиации Ч. Портал, начальник штаба воздушных сил, адмирал флота Э. Кеннингхэм, первый лорд адмиралтейства. В состав советской делегации входили И. В. Сталин, Председатель СНК, В. М. Молотов, народный комиссар иностранных дел, его заместители, Н. Г. Кузнецов, народный комиссар военно-морского флота, А. И. Антонов, заместитель начальника Генерального штаба Красной Армии, А. А. Громыко, советский посол в США, Ф. Т. Гусев, советский посол в Англии, и т. д. [1].
       Все решения Ялты в общем и целом касались двух проблем. Во-первых, требовалось провести новые государственные границы на территории, ещё недавно оккупированной Третьим рейхом. Одновременно нужно было установить неофициальные, но общепризнанные всеми сторонами демаркационные линии между сферами влияния союзников — дело, которое было начато ещё в Тегеране. Во-вторых, союзники прекрасно понимали, что после исчезновения общего врага вынужденное объединение Запада и СССР потеряет всяческий смысл, а поэтому следовало создать процедуры, гарантирующие неизменность проведённых на карте мира разграничительных линий. Конференция, а ее работа проходила с утра до поздней ночи, началась с обзора положения на фронтах, в частности на советско-германском фронте. Доклад сделал заместитель начальника Генерального штаба Красной Армии генерал Антонов. Он говорил об успехах известного январского наступления на фронте от Нёмана до Карпат. Главный удар наносили армии маршалов Рокоссовского, Жукова и Конева. Генерал Маршалл сделал подробное сообщение о положении дел на Западном фронте. Сталин подчеркнул необходимость более тесной координации операций союзных войск, недопущение разнобоя. В дальнейшем обсуждение военных вопросов было перенесено на регулярно собиравшиеся совещания представителей штабов СССР, Англии и США. Эти совещания привели к более тесной координации военных усилий трех союзных держав, чем это было раньше [1].
      Второе пленарное заседание конференции состоялось 5 февраля. Оно и все последующие пленарные заседания конференции (всего их было 8) были посвящены обсуждению политических вопросов. Здесь уже не было того единодушия, которое обнаружилось при рассмотрении военных вопросов. Главы трёх делегаций договори­лись о порядке принудительного осуществления условий безого­ворочной капитуляции гитлеровской Германии. Они наметили начала согласованной политики в отношении Германии, в основу которых были положены принципы её демократизации и демили­таризации. Было подтверждено, что в соответствии с согласован­ным в Европейской консультативной комиссии планом Герма­ния будет оккупирована войсками победителей и над нею будет установлен контроль трёх союзных держав. Целью оккупации и союзнического контроля объявлялось «уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантии в том, что Герма­ния никогда больше не будет в состоянии нарушить мир». Союз­ные державы заявили о своей готовности разоружить и распус­тить все германские вооруженные силы; ликвидировать генераль­ный штаб, изъять или уничтожить все германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю гер­манскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства; подвергнуть всех военных преступ­ников справедливому и быстрому наказанию; устранить всякое нацистское и милитаристское влияние из общественных учреж­дений, культурной и экономической жизни немецкого народа, а также принять совместно и другие меры, которые могли бы оказаться необходимыми для будущего мира и безопасности всех народов. Участники конференции торжественно заявляли, что в их цели не входит уничтожение германского народа [2, с.468].
      Главы правительств трёх держав подтвердили в решениях Крымской конференции выработанные в Европейской консульта­тивной комиссии документы«О зонах оккупации Германии» и об управлении «Большим Берлином»  и  «О контрольном меха­низме в Германии». По соглашению «О контрольном механизме в Германии» вер­ховная власть в стране в период оккупации должна осуществ­ляться главнокомандующими вооруженными силами СССР, США, Англии, каждым в своей оккупационной зоне по директивам своих правительств. По вопросам, затрагивающим Германию  в целом, главнокомандующие обязаны будут действовать совместно как члены Союзного контрольного совета по Германии [2, с.469]. На конференции было решено, что Франции должна быть предоставлена в Германии зона, подлежащая оккупации французскими войсками. Эта зона будет образована из британской и американской зон, и её размеры будут установлены англичанами и американцами в консультации с Французским Временным Правительством. Было также решено, что Французское Временное Правительство должно быть приглашено войти в качестве члена в Контрольный Совет по Германии [6, с.278].
      Следующим вопросом, рассмотренным на конференции в свя­зи с обсуждением германской проблемы, явился вопрос о репарациях с Германии. Советское правительство требовало, чтобы Германия хотя бы частично возместила тот огромный материальный ущерб, который она нанесла стране. Конференция в этом вопросе признала следующее: 1. Германия обязана возместить в натуре ущерб, причиненный ею в ходе войны союзным нациям. 2. Репарации должны взиматься с Германии в трех формах: а) единовременные изъятия в течение двух лет по капитуляции Германии или прекращении организованного сопротивления из национального богатства Германии, находящегося как на территории самой Германии, так и вне ее (оборудование, станки, суда, подвижной состав, германские вложения за границей, акции промышленных, транспортных, судоходных и других предприятий Германии и т.д.), причем эти изъятия должны быть проведены главным образом с целью уничтожения военного потенциала Германии; б) ежегодные товарные поставки из текущей продукции в течение периода, длительность которого должна быть установлена; в) использование германского труда. 3. Для выработки на основе вышеизложенных принципов подробного репарационного плана в Москве учреждается Межсоюзная Комиссия по Репарациям в составе представителей от СССР, США и Великобритании. 4. В отношении определения общей суммы репараций, а также ее распределения между пострадавшими после германской агрессии странами советская и американская делегации согласились о следующем: «Московская Комиссия по репарациям в первоначальной стадии своей работы примет в качестве базы для обсуждения предложение Советского Правительства о том, что общая сумма репараций в соответствии с пунктами "а" и "б" статьи 2-й должна составлять 20 миллиардов долларов и что 50% этой суммы идет Советскому Союзу [6, с.279].
      Конференция приняла «Декларацию об освобожденной Европе», определившая принципы политики победителей на отвоёванных у противника территориях.  В ней провозглашалось, что СССР, США и Англия «договорились между собой согласовывать в течение периода временной неустойчивости в освобожденной Европе политику своих Трех Правительств в деле помощи народам, освобожденным от господства нацистской Германии, и народам бывших государств - сателлитов оси в Европе при разрешении ими демократическими способами их насущных политических и экономических проблем» [8, с.188]. Однако идея о совместной помощи, как и ожидалось, позднее не стала реальностью: каждая держава-победительница имела власть лишь на тех территориях, где были размещены её войска. В результате каждый из бывших союзников в войне начал по её окончании старательно поддерживать своих собственных идеологических союзников. Европа за несколько лет разделилась на социалистический лагерь и Западную Европу, где Вашингтон, Лондон и Париж пытались противостоять коммунистическим настроениям.
      Напряженная дипломатическая борьба развернулась между делегациями СССР, с одной стороны, Англии и США - с другой, по вопросу об Организации Объединенных Наций. Основы ООН были заложены в 1944 г. на конференции в Думбартон-Оксе. Однако там не был решен вопрос о применении принципа единогласия великих держав в Совете Безопасности, подчеркивавшего особую ответственность ведущих держав за поддержание мира и безопасности. По предложению Рузвельта была принята формула: при решении вопросов, касающихся поддержания мира, постановления Совета Безопасности считаются принятыми, если за них поданы голоса семи членов Совета (из 11), включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета (СССР, Англии, США, Франции и Китая). Главы правительств трёх держав условились созвать 25 апреля 1945 г. конференцию Объединенных Наций в Сан-Франциско, чтобы подготовить и принять устав ООН [1].
      Большое внимание Крымская конференция уделила рассмот­рению польского вопроса. Хотя Польша к тому времени уже шестой год находилась под властью Германии, в Лондоне существовало временное правительство этой страны в изгнании, которое было признано и СССР и потому вполне могло претендовать на власть в своей стране после окончания войны. Однако Сталин в Крыму сумел добиться от союзников согласия на создание нового Временного правительства Национального единства в самой Польше «с включением демократических деятелей из самой Польши и поляков из-за границы». Это решение, реализованное в присутствии советских войск, позволило СССР в дальнейшем без особого труда сформировать в Варшаве устраивающий его политический режим. Что касается будущих границ Польши на востоке и западе, то здесь провозглашалось следующее: «Главы трех Правительств считают, что восточная граница Польши должна идти вдоль линии Керзона с отступлениями от нее в некоторых районах от пяти до восьми километров в пользу Польши. Главы трех Правительств признают, что Польша должна получить существенное приращение территории на севере и на западе. Они считают, что по вопросу о размере этих приращений в надлежащее время будет спрошено мнение нового Польского Правительства Национального Единства и что, вслед за тем, окончательное определение западной границы Польши будет отложено до мирной конференции». [8, с.191].
      Конференция рассмотрела вопрос о Югославии, рекомендовав Тито и Шубашичу образовать Временное Объединенное Правительство. Крымская конференция приняла в отношении Югославии компромисс, до некоторой степени сходный с тем, который был достигнут в отношении Польши. Ликвидация эмиг­рантского правительства и устранение короля обеспечивались ценой включения в состав народного прави­тельства, фактически управлявшего страной, некоторого числа буржуазных деятелей [2, с.476].
      На конференции были определены и сроки вступления Советского Союза в войну против милитаристской Японии. В результате конструктивного обсуждения проблемы главы великих держав выработали соглашение по вопросам Дальнего Востока. Оно не обсуждалось на пленарных заседаниях конференции, а было достигнуто в секретных переговорах глав правительств и гласило следующее: Руководители Трех Великих Держав - Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании - согласились в том, что через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Советский Союз вступит в войну против Японии на стороне Союзников при условии: 1. Сохранения status quo Внешней Монголии (Монгольской Народной Республики); 2. Восстановления принадлежавших России прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1904 г., а именно: a) возвращения Советскому Союзу южной части о.Сахалина и вcех прилегающих к ней островов; b) интернационализации торгового порта Дайрена с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза в этом порту и восстановления аренды на Порт-Артур как на военно-морскую базу СССР; c) совместной эксплуатации Китайско-Восточной железной дороги и Южно-Маньчжурской железной дороги, дающей выход на Дайрен, на началах организации смешанного Советско-Китайского Общества с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза, при этом имеется в виду, что Китай сохраняет в Маньчжурии полный суверенитет; 3. Передачи Советскому Союзу Курильских островов. Главы Правительств Трех Великих Держав согласились в том, что эти претензии Советского Союза должны быть безусловно удовлетворены после победы над Японией [6, с.274].
      11 февраля состоялось восьмое, заключительное заседание Крымской конференции. Было выработано коммюнике о конференции руководителей трех союзных держав - СССР, Великобритании и США. Главы правительств согласились передать текст коммюнике по радио 12 февраля 1945 г. в 23 часа 30 минут по московскому времени одновременно в Москве, Лондоне и Вашингтоне [1].
      Крымская конференция, несмотря на трудности и разногласия, стала апогеем, вершиной дружественного сотрудничества СССР, Англии и Соединенных Штатов в борьбе с общим врагом и потому была на Западе названа "конференцией века". Она вновь продемонстрировала возможность успешного сотрудничества государств двух различных общественных систем.
     
    Конференция в Потсдаме: мир или продолжение противостояния
      Потсдамская конференция состоялась в Потсдаме во дворце Цецилиенхоф с 17 июля по 2 августа 1945 г., т.е. уже после окончания войны в Европе с участием руководства трёх крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы. Это была третья и последняя встреча «большой тройки» антигитлеровской коалиции.  По составу участников Потсдамская конференция лишь частично отличалась от Крымской. В состав делегации СССР входили И. В. Сталин, В. М. Молотов, А. А. Громыко, Ф. Т. Гусев, С. И. Кавтарадзе, К. В. Новиков, С. К. Царапкин, А. А. Лаврищев, от военных - Г. К. Жуков, А. И. Антонов, Н. Г. Кузнецов и др. Делегацию Англии возглавлял до 25 июля Уинстон Черчилль в сопровождении Антони Идена. После поражения консерваторов на парламентских выборах, с 28 июля, ее возглавил новый премьер лейбористского правительства Клемент Эттли. Его сопровождал министр иностранных дел Эрнест Бевин. Американскую делегацию возглавил новый президент США Гарри Трумэн. Его сопровождал государственный секретарь Джеймс Бирнс.
      Решения Потсдамской конференции, ее постановления во многом развивали и закрепляли итоги работы Крымской конференции. Что касается центрального вопроса Потсдамской конференции - германского, то его решение являлось завершающим этапом многочисленных переговоров в ходе войны между правительствами СССР, Англии и США в Европейской консультативной комиссии. С первых же шагов работы конференции обнаружились большие трудности и разногласия в подходе к решению важнейших политических проблем. Серьезные разногласия,  возникли при решении германского вопроса: определении будущего Германии, новых германских границ на востоке, по репарационной и многим другим проблемам [1].
      Политические и экономические принципы при обращении с Германией в начальный контрольный период предусматривали широкую программу демократизации, демилитаризации, денацификации и декартелизации страны, уничтожение ее военного потенциала. В соответствии с целями оккупации должно быть произведено: 1. Полное разоружение и демилитаризация Германии и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней: а) все сухопутные, морские и воздушные вооруженные силы Германии, СС, СА, СД и Гестапо со всеми их организациямибудут полностью и окончательно упразднены, дабы навсегда предупредить возрождение или реорганизацию германского милитаризма и нацизма; б) все вооружение, амуниция и орудия войны должны находиться в распоряжении Союзников или должны быть уничтожены. 2. Уничтожить национал-социалистскую партию и ее филиалы и подконтрольные организации. Кроме того, военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении нацистских мероприятий, влекущих за собой или имеющих своим результатом зверства или военные преступления, должны быть арестованы и преданы суду. Также декламировалось, что управление в Германии должно проводиться в направлении децентрализации политической структуры [8, с.389]. Союзники решили также ликвидировать германские монополии, картели, синдикаты, тресты, являвшиеся носителями милитаризма и реваншизма. Именно пушечные короли и другие монополисты Германии вдохновляли Гитлера на разбойничьи походы, финансировали фашизм.
      Острые дискуссии развернулись в Потсдаме по вопросу о репарациях с Германии. Было законно, чтобы Германия возместила хотя бы малую часть ущерба, нанесенного СССР и другим странам. СССР требовал уплаты минимальной цифры в 20 млрд. долл. Однако из-за неуступчивой позиции в первую очередь английской делегации и нового министра иностранных дел лейбористского правительства Бевина, поддержанного делегацией США, сумма репараций так и не была определена в Потсдаме. Не было принято и советское предложение об установлении совместного четырехстороннего контроля над кузницей оружия - Руром.
      Острым вопросом, дискутировавшимся во время конференции, была проблема раздела сохранившегося флота Германии. Черчилль весьма болезненно воспринял даже сам факт постановки этой проблемы, не допуская и мысли о разделе флота между союзниками на том основании, что Англия понесла самые большие потери флота от немецких подводных лодок. Были приняты следующие принципы распределения германского военно-морского флота: 1. Весь германский надводный военно-морской флот, исключая потопленные корабли и те, которые были взяты у союзных государств, но включая корабли, находящиеся в постройке и в ремонте, будет разделен поровну между СССР, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами. 2. Большая часть германского подводного флота должна быть потоплена. Не более 30 подводных лодок должны быть сохранены и разделены поровну между СССР, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами для экспериментальных и технических целей. Были приняты следующие принципы распределения германского торгового флота: 1. Германский торговый флот, сдавшийся трем Державам, независимо от его местонахождения, будет поровну разделен между СССР, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами. Реальная передача судов соответствующим странам будет иметь место, как только это практически станет возможным после окончания войны против Японии [8, с.404-406].
      Острая борьба развернулась по польскому вопросу, обсуждавшемуся на нескольких заседаниях. Советский Союз добился в Потсдаме решения по вопросу о западных границах Польши: «Главы трех Правительств согласились, что до окончательного определения западной границы Польши бывшие германские территории к востоку от линии, проходящей от Балтийского моря чуть западнее Свинемюнде и оттуда по реке Одер до впадения реки Западная Нейсе и по Западной Нейсе до чехословацкой границы, включая ту часть Восточной Пруссии, которая в соответствии с решением Берлинской Конференции не поставлена под управление Союза Советских Социалистических Республик, и включая территорию бывшего свободного города Данциг, – должны находиться под управлением Польского государства и в этом отношении они не должны рассматриваться как часть советской зоны оккупации в Германии» [7, с.441].
      Конференция согласилась с предложением Советского правительства о передаче СССР города Кенигсберга и прилегающих к нему районов Восточной Пруссии.
      В развитие принятых в Крыму постановлений конференция решила образовать Совет министров иностранных дел в составе СССР, США, Англии, Китая и Франции. На Совет была возложена подготовительная работа по составлению проектов мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии и выработка предложений по урегулированию территориальных вопросов. Совет также должен был подготовить мирное урегулирование для Германии. Конференция создавала условия для установления длительного мира в Европе после победоносного завершения войны. В Потсдаме было принято решение распустить Европейскую консультативную комиссию, успешно справившуюся со своими задачами. Дальнейшая работа по координации политики союзников в отношении контроля над Германией и Австрией возлагалась на Контрольный совет в Берлине и Союзническую комиссию в Вене [1].
      Было установлено четырехстороннее управление Берлином межсоюзнической комендатурой. Берлин был намечен как местопребывание верховного органа власти в Германии - Контрольного совета, который должен был осуществлять согласованную политику в период оккупации страны.
      На Потсдамской конференции Сталин подтвердил своё обязательство не позднее трёх месяцев после капитуляции Германии объявить войну Японии. Союзники также подписали Потсдамскую декларацию, потребовавшую от Японии безоговорочной капитуляции. Рассмотрев ряд других важных вопросов, поздно ночью 2 августа 1945 г. Потсдамская конференция закончила работу. Она явилась важным этапом в истории международных отношений. Несмотря на серьезные разногласия по ряду вопросов, конференция показала возможность позитивного решения сложнейших международных проблем.
    Заключение
      Образование союза под названием Антигитлеровская коалиция, послужило началом совместных действий Англии, СССР и США. Этот союз многим напоминал ранее образованную «Антанту», но имел более существенное значение в истории международных отношений. Именно благодаря Тегеранской, Крымской (Ялтинской) и Потсдамской конференциям были достигнуты соглашения способствовавшие победе над фашизмом.
      Важнейшим результатом Тегеранской конференции явились координация военных усилий СССР, США и Англии против фа­шистской Германии, принятие решения об открытии второго фронта в За­падной Eврoпe и отклонение «балканской стратегии» британского империа­лизма. Военные решения, принятые в Тегеране, значительно упрочили антигитлеровскую коалицию. Крымская конференция руководителей США, СССР и Великобритании также имела большое историческое значение. Она явилась одним из крупнейших международных совещаний военного времени, важной вехой сотрудничества держав антигитлеровской коалиции в ведении войны против общего врага. Принятие на конференции согласованных решений по важным вопросам вновь показало возможность международного сотрудничества государств с различным общественным строем. Созданный в Ялте биполярный мир и жёсткий раздел Европы на восток и запад сохранились на полвека, вплоть до 1990-х годов, что говорит об устойчивости этой системы.
      Потсдамская  же конференция стала первой конференцией Высшего уровня, на которой, фактически, состоялся дебют ядерных вооружений в качестве политического фактора международных отношений. Началась эра ядерной дипломатии и об этом не следует забывать, потому что она продолжатся и сегодня, но уже с применением новых, более изощренных технологий.
     
     
     
    Список использованной литературы
     
    Волков, Ф.Д. За кулисами второй мировой войны / Ф.Д. Волков. Режим доступа: [http: // historic.ru /books/ item/ f00/ s00/ z0000074/ index. shtml 09.11.2010].История внешней политики СССР, 1917-1985: в 2 т. / под ред. А.А. Громыко, Б.Н. Пономарева. – М.: Наука, 1986 – .Т.1: 1917-1945 гг. – 1986 г. – С. 466-485.История второй мировой войны: 1939-1945: в 12 т. / под ред. Д.Ф. Устинова [и др.]. – М.:  Воениздат, 1973 – .Т.8: Крушение оборонительной стратегии фашистского блока. – 1977. – С. 30-42.История второй мировой войны: 1939-1945: в 12 т. / под ред. Д.Ф. Устинова [и др.]. – М.:  Воениздат, 1973 – .Т.11: Поражение милитаристской Японии. – 1980. – С. 30-34.Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Том II. Тегеранская конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (28 ноября – 1 декабря 1943 г.) М.: Издательство политической литературы, 1984. – С. 79-157.Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: Сборник документов. Том IV. Крымская конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (4–11 февраля 1945 г.) М.: Издательство политической литературы, 1979. – С. 48-300.Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: Сборник документов. Том VI. Берлинская конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (17 июля – 2 августа 1945 г.) М.: Издательство политической литературы, 1984. – С. 39-447. 8.  Тегеран – Ялта – Потсдам: Сборник документов / Сост.: Ш.П. Санакоев, Б.Л. Цыбулевский. – 2-е изд. – М.: Издательство «Международные отношения», 1970. – 416 с.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Ход и основные решения конференций «большой тройки» антигитлеровской коалиции в Тегеране (1943 г.), Ялте (февраль 1945 г.) и Потсдаме (июль – август 1945 г.) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.