Полный текст:
Введение. 3
Принципы и функции. 5
Виды избирательных систем. 6
Заключение. 9
Список используемой литературы.. 10
Введение
Одним
из наиболее ярких признаков демократии являются выборы. Именно путём выборов
народ (в лице избирателей) вручает своим представителям право на осуществление
власти.
В
современном обществе выборы непосредственно связаны с правом гражданина
участвовать в управлении делами государства, и таким образом это право встаёт в
центр всех процессов формирования государственных органов, а значит является
формой проявления суверенитета народа.
Будучи
важнейшим компонентом политики, выборы имеют богатую историю, достаточно
привести в пример римское право. Уже в третьем веке до н.э. считалось, что
каждый свободный гражданин Рима мог быть избран на любую государственную
должность. «Ежегодно на Марсовом поле - широкой равнине за городской стеной - собирались
граждане Рима. Каждый избиратель получал табличку, на которой писал имена тех,
за кого он подавал голос. Проходя через узкие мостики, голосующий опускал
табличку в особую корзину. После подсчета голосов объявлялись имена победителей»[1].
Гражданское общество, как мы знаем, основано на
плюрализме мнений и интересов людей, и обеспечить добровольную
законопослушность граждан, избежав острых социальных конфликтов, способны
только органы власти, образованные на справедливой выборной основе.
Особое место выборов в политической жизни страны
обусловлено тем, что их исход во многом определяет дальнейшее развитие
государства на несколько лет.
Несмотря на всё вышесказанное, институт выборов
имел некие трудности при формировании. Например, в 1789г. Французские женщины обратились к королю с петицией о предоставлении им
избирательных прав, однако эта петиция была отвергнута. Также известны случаи
устранения недостатков всеобщей подачи голосов путём ограничения числа
избирателей. Примером этому служит итальянский избирательный закон 1882 года,
который устраняет от подачи голоса лиц, не умеющих читать и писать. А в
некоторых странах выборное право ограничивалось имущественным цензом.
Принципы и
функции
Чтобы соответствовать своему прямому социальному
назначению, выборы должны базироваться на определённых принципах.
Всеобщность – право избирать
и быть избранными имеют все граждане, независимо от пола, расовой, национальной
и классовой принадлежности, уровня доходов, а так же религиозных убеждений.Равенство – каждый гражданин
имеет только один голос.Тайна выборов – решение
какого-либо избирателя не должно придаваться огласке, дабы обеспечить свободу
выбора и предохранить граждан от возможных преследований или давления.Состязательность – различные
политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателейПериодичность – этот принцип
необходим для предотвращения злоупотребления властью.
Выборы, как один из факторов развития и
утверждения демократии, должны отвечать основополагающим правам и свободам
личности и общечеловеческим ценностям, должны уважать свободу слова, таким
образом повышая политическую активность граждан, их правосознание и стремление
к демократическим переменам.
Помимо всего прочего у выборов есть ряд функций в
масштабах государства, которые можно выделить отдельно:
Формирование органов
государстваВыражение интересов
различных социальных групп и слоёв населенияКонтроль над институтами
властиВозможность смены власти
мирным путём
Виды
избирательных систем
В широком смысле, избирательная система – это
совокупность правовых норм, регулирующих участие граждан в выборах. Исходя из
этих норм определяются: вид выборов, форма и содержание бюллетеня, тип
избирательных округов и т.д.
Заметим, что в зависимости от того, какой вид
избирательной системы будет использован на конкретных выборах, результаты при
одних и тех же итогах голосования могут быть разными.
Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная
система, в её основе заложен принцип большинства, т.е. избранными считаются
те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. Существует
три разновидности данной системы:
Абсолютного большинства – из
названия следует, что для избрания кандидата необходимо больше половины общего
числа голосов (50% + 1 голос). Обычно, при данной системе голосования
устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании, таким образом,
если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися.
Также для это системы характерны одномандатные избирательные округа. Важно отметить,
что мажоритарная система абсолютного большинства универсальна, с её помощью
можно проводить выборы как отдельных представителей (Президент, мэр и т.д.),
так и коллективные органы государственной власти. Однако, она имеет и дефект–
зачастую её результативность напрямую зависит от конкуренции кандидатов. Речь
идёт о тех случаях, когда один из баллотирующихся представителей не получил
из-за раскола голосов требуемое большинство. Относительного большинства –
при такой системе для победы достаточно набрать больше голосов, чем у
конкурентов, и необязательно больше половины. В настоящее время такой вид
избирательной системы практикуется во Франции, Великобритании, Японии и США.Квалифицированного
большинства –в данном случае кандидату необходимо набрать заранее установленное
большинство голосов. Такая система из-за неэффективности используется довольно
редко. В качестве примера можно привести выборы нижней палаты парламента в Чили
и выборы итальянских сенаторов до 1993 года.
Существует ещё и пропорциональная избирательная
система, которая применяется в том числе и в Российской Федерации.
Сформировавшись в XIXвеке, она впервые была применена в 1899 году на
выборах в Бельгии.
Пропорциональное представительство позволяет
каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов,
что делает её более справедливой, чем мажоритарная система.
Выделяют два вида пропорциональной системы:
По закрытым партийным
спискам (характерна для Израиля и некоторых стран Южной Африки) – избиратели
голосуют за партию, а не за отдельных кандидатов. Партия получает количество
мест пропорционально полученным голосам, а выигранные в выборах мандаты
распределяются внутри партийного списка по членам партии, согласно их
очередности в списке. По открытым партийным
спискам – когда избиратель голосует не только за партию, но и за конкретного
члена партии из списка. В зависимости от метода избиратель может проголосовать
или за конкретного члена партии, или за двоих, или указать порядок предпочтения
кандидатов в списке. Такой тип используется в Бразилии, Финляндии и
Нидерландах.
Конечно, и в пропорциональной избирательной
системе существуют недостатки. Например, частичная потеря принципа
народовластия (особенно при закрытых списках), т.к. ослабевает связь между
избирателями и их выборными представителями.А для небольшой или новой партии
проблемой является высокий процентный барьер.
В ряде стран существует смешанная
избирательная система, которая основана на сочетании двух систем
представительства: пропорциональной и мажоритарной.Её суть заключается в том, что выдвижение кандидатов происходит по пропорциональной системе (по
партийным спискам), а голосование – по мажоритарной (персонально за каждого
кандидата). И хотя её выделение в качестве
самостоятельной разновидности избирательных систем является дискуссионным
вопросом, на практике дела обстоят совсем по-другому. В Австралии
смешанная система проявляется следующим образом: одна палата парламента
избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а другая — по
пропорциональной системе. А в Мексике палата депутатов Федерального Конгресса состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного
большинства, и из 100 депутатов, избираемых по системе пропорционального
представительства. Отдельно отметим, что на основе смешанной избирательной
системы в России проходит формирование Государственной Думы.
Смешанные
избирательные системы возникли как результат стремления снизить негативный
эффект недостатков той или иной избирательной системы. Однако и сама смешанная
избирательная система не лишена недостатков, но это лишь подтверждает тот факт,
что идеальной избирательной системы в мире не существует.
Заключение
Избирательное
право и избирательные процесс тесно связаны с функционированием государства и
гражданского общества, они напрямую выражают динамику и структуру участия
граждан в осуществлении власти.
В связи с этим,
выборы в наибольшей степени обеспечивают организацию общества, построенного на
уважении основных гражданский и личных прав и свобод человека и гражданина.
Помимо этого, благодаря выборам осуществляется процесс обновления политической
элиты и осуществляется представительство интересов различных групп населения.
Список
используемой литературы
Коровкин Ф.П. «История древнего мира» - Москва,
1984Малько А.В. «Политология для юристов: Курс
лекций» - Москва, 2007«Политология. Энциклопедический словарь» -
Москва, 2003Гречин А.С. «Политология: учебник для вузов» -
Москва, 2010Богатуров А.Д. «Современная мировая политика:
прикладной анализ» - Москва, 2010
[1]Коровкин
Ф.П. «История древнего мира»; Москва, 1984, с. 115