Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Контрабанда наркотических средств и психотропных веществ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Контрабанда наркотических средств и психотропных веществ
  • Предмет:
    Уголовное право
  • Когда добавили:
    21.06.2014 15:39:26
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание: Введение
    Глава 1. Особенности объекта и предмета контрабанды.
    - Международно-правовой аспект.
    -уголовно-правовой аспект.
     
    Глава2. Юридический анализ контрабанды.
    Заключение.
    Список используемой литературы.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение.
    Контрабанда- это незаконное перемещение через государственную границу товаров, ценностей и иных предметов, то есть перемещение товаров, ценностей и иных предметов, сопровождающееся нарушением требований  законодательства.
    В Российской Федерации уголовная ответственность за контрабанду была предусмотрена статьей 188 Уголовного кодекса. Контрабанда отнесена к преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности. Однако эта статья утратила силу. Вместо нее в УК РФ введены 2 новые статьи:
    Ст. 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей;
    Ст. 229.1. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.
    В своей курсовой работе я буду рассматривать контрабанду наркотических и психотропных веществ(статья 229.1 УК РФ).
    Прежде чем рассматривать контрабанду нужно сказать о нововведениях в связи с которыми появилась статья 229.1. Впервые в уголовном законодательстве для лиц, больных наркоманией, предусмотрена возможность выбора между наказанием в виде лишения свободы и прохождением лечения от наркозависимости. При условии, что они впервые изобличены в хранении зелья, культивировании наркосодержащих растений или подделке рецептов. Но наркоман должен добровольно согласиться пройти соответствующий курс лечения. В таком случае суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания курса лечения, но не более чем на пять лет. А главное, в зависимости от результатов лечения человек может быть освобожден от тюрьмы. Если осужденный уклоняется от лечения, отсрочка отменяется. Основным отличием нововведения стало то, что уголовная ответственность наступает за незаконное перемещение наркотиков через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Или госграницу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Ответственность за контрабанду перечисленных в новой статье запрещенных веществ ужесточена. Особенно когда преступление совершается группой лиц по предварительному сговору. И если раньше за контрабанду наркотиков давали до двенадцати лет лишения свободы, то в новой редакции максимальный срок лишения свободы увеличился до двадцати лет.
    Опасность преступлений, связанных с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ, в последние годы резко возросла именно потому, что они приобретают все более организованный и масштабный характер, причиняют значительный ущерб интересам общества и не имеют, к сожалению, тенденции к снижению. Сложившаяся в России наркоситуация продолжает оставаться крайне тяжелой и объективно оценивается руководством страны как одна из основных угроз безопасности личности, общества и государства.
    Количество официально зарегистрированных потребителей наркотиков по состоянию на 1 января 2012 года, согласно официальным данным, составило 655 005 человек, или 457,86 на 100 тыс. населения. Диагноз «наркомания» поставлен 445 723 лицам (311,57 на 100 тыс. населения).
    По экспертным оценкам, число наркопотребителей превышает 2,5 млн. Эта цифра близка к критической.
    В последние годы в Российской Федерации  на фоне сокращения общего количества ежегодно регистрируемых преступлений отчетливо проявилась тенденция значительного увеличения (с 6 до 12%) уровня преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков.
    Противодействуя распространению наркопреступности, в январе-марте 2012 года правоохранительные органы выявили и пресекли 60 063 наркопреступления, из них 37,3 % – органы наркоконтроля (22 396).
    Основной угрозой для России по-прежнему является внешняя наркоагрессия. США и НАТО, целенаправленно превращая Афганистан в крупнейшего мирового производителя опиатов, а в последнее время и наркотиков каннабисной группы, тем самым реализуют свои геополитические интересы в Центрально-Азиатском регионе.
    До 90 % наркозависимых в нашей стране потребляют опиаты. Всего за январь-март 2012 года на территории Российской Федерации из незаконного оборота изъято 476,5 кг героина, в том числе органами наркоконтроля – 367,1 кг (77,1 %).
    Незаконный оборот наркотиков остается одной из самых характерных форм транснациональной организованной преступности и наиболее прибыльным видом криминальной деятельности.
    В отчетном периоде правоохранительными органами Российской Федерации расследовано 4 104 наркопреступления, совершенные в организованных формах, 83,4 % из них расследовано органами наркоконтроля (3 423), органами внутренних дел – 14,1 % (577).
    Организованной накропреступностью активно используется легальный оборот пищевого мака для осуществления оптовой и розничной торговли замаскированной в его партиях маковой соломы, служащей сырьем для изготовления ацетилированного опия.
    Проблема распространения маковой соломы, маскируемой в партиях пищевого мака, находящегося в свободной продаже, на сегодняшний день для большинства регионов Российской Федерации является достаточно острой.
    Анализ сведений о незаконном обороте на территории Российской Федерации маковой соломы с 2008 года показывает ее устойчивую криминальную востребованность и тенденцию к увеличению удельного веса наркотических средств в изымаемой смеси.
    Вовлечению населения страны в наркопотребление способствует деятельность наркопритонов.
    Несмотря на то, что деятельность притонов в прежние годы традиционно пресекалась сотрудниками службы участковых уполномоченных милиции во взаимодействии с уголовным розыском, органы наркоконтроля уверенно лидируют в работе по выявлению и пресечению деятельности наркопритонов, в том числе в организованных формах.
    Так, в январе-марте 2012 года правоохранительными органами расследовано 1 946 преступлений, связанных с деятельностью наркопритонов (рост на 4,2 %), в том числе в организованной форме – 214 (рост на 89,4 %). Органами наркоконтроля – 1 508 (рост на 7,7 %), в организованной форме – 212 (рост на 89,3 %).
    Обращает на себя внимание тот факт, что более 60 % притонов специализируются на изготовлении, сбыте и потреблении таких крайне токсичных наркотических средств, как дезоморфин и ацетилированный опий.
    В январе-марте 2012 года из незаконного оборота изъято более 35 кг дезоморфина, в том числе органами наркоконтроля – 11,8 кг.
    Введение рецептурного отпуска кодеиносодержащих препаратов является эффективным средством решения проблемы распространения дезоморфина среди лиц, потребляющих наркотики.
    По инициативе ФСКН России с 1 июня 2012 года вводится рецептурный отпуск препаратов с малым содержанием кодеина или его солей в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 599 «О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».
    После реализации, указанных мер, возможно прогнозировать улучшение наркоситуации и оперативной обстановки за счет устойчивого снижения количества потребителей дезоморфина.
    В отчетном периоде органами наркоконтроля пресечено 2 714 оптовых поставок наркотиков (рост на 3,4 %), в том числегероина – 514 (рост на 6,9 %).
    Одной из новых тенденций, несущих реальную угрозу жизни и здоровью общества, является получившее эпидемический характер распространение на территории России новых синтетических наркотиков, маскируемых под товары народного потребления. До 2009 года это в основном были наркосодержащие курительные смеси, т.н. «спайсы».
    После запрета их продажи в 2009 году реализация новых синтетических наркотиков маскируется под товары бытовой химии, косметические средства, корм для животных, т.е. путем фальсификации назначения.
    Работа по ограничению оборота новых видов психоактивных веществ находится под постоянным контролем Правительства Российской Федерации.
    Так, постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 144, от 3 марта 2012 г. № 169 в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681, включено 2 наркотических средства и их производные, 1 психотропным веществом и 1 прекурсором.
    Несмотря на предпринимаемые меры, наркорынок постоянно пополняется новыми видами психоактивных веществ, аналогичных запрещенным по воздействию на человека, но не внесенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681.
    В январе-марте 2012 года из незаконного оборота правоохранительными органами изъято 370,7 кг синтетических наркотических средств, что в 2,1 раза больше, чем в январе-марте 2011 года. Из них органами наркоконтроля изъято 252,8 кг (68,2 % при росте в 3,1 раза)
    По-прежнему негативное влияние на развитие наркоситуации в стране оказывает слабый контроль за миграционными процессами. Так, для граждан стран – участниц СНГ продолжает действовать безвизовый режим въезда с использованием миграционных карт и упрощенный порядок пропуска через государственную границу.
    В январе-марте  2012 года правоохранительными органами выявлен 831 иностранный гражданин, совершивший наркопреступления, в том числе органами наркоконтроля – 296.
    Проблему противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту необходимо решать  в тесном взаимодействии между заинтересованными органами исполнительной власти, общественными организациями, коммерческими структурами и др. Oни являлись предметом рассмотрения в федеральных органах исполнительной власти, на заседаниях Совета Безопасности, Государственного антинаркотического комитета.
    Так, например 11 марта 2012 года проведено заседание Государственного антинаркотического комитета на котором обсуждались вопросы анализа административно-правовых режимов в Российской Федерации в контексте совершенствования мер по повышению эффективности противодействия контрабанде наркотиков афганского происхождения в Российскую Федерацию и о состоянии и приоритетных направлениях совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
    Кроме того, для продвижения антинаркотических инициатив выдвигаемых органами наркоконтроля Директор ФСКН России принимал участие во Всемирном экономическом форуме,  на заседаниях компетентных органов государств-членов ШОС, 55-й сессии КНС ООН, КСОПН, но совещании председателей Верховных судов республик, областей и равных им судов  и ряде других.
    Прогнозы статистики на будущее неутешительны, они дают основание предполагать дальнейший рост наркотизма и преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков.  По мнению ученых, наиболее слабым звеном в деятельности правоохранительных органов является низкая активность по выявлению и привлечению к ответственности организаторов наркобизнеса и выявлению коррумпированных связей.
    Судебно-следственная практика показывает, что 80% потребителей наркотиков в РФ – молодые люди в возрасте до 25 лет; смертность от употребления наркотиков среди детей за последние 10 лет увеличилась в 42 раза. Учеными отмечается, что существует прямое воздействие наркотизма на уровень преступного поведения молодежи. Эта связь фиксируется как применительно к потребителям, так и к распространителям наркотиков, деятельность которых наиболее опасна. Именно эта деятельность постоянно увеличивает число потребителей наркотиков, стимулирует организованные формы наркобизнеса в России. Поставка наркотиков опийной группы в своем большинстве идет в Россию из Афгани­стана через территории Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении и Казахстана. Через таможенную границу в основном перемещают героин, кокаин, марихуану, опиум, а также амфетамины. Как следствие наркотики зарубежного происхождения превышают 50 % из общего количества изымаемых из незаконного оборота на нашей территории.
    В своей курсовой работе я рассмотрела особенности структуры контрабанды, причины, способы противодействия контрабанды наркотических и психотропных веществ, Приводила примеры из судебной практики, так как я считаю что один из способов противодействия контрабанды это анализ судебной практики и на ее основе решение важнейших проблем.
     
     
     
     
    Глава 1. Особенности объекта и предмета контрабанды.
    Объектом данного преступления можно определить по названию главы в которой находится ст 229.1. То есть здоровье населения и общественная нравственность.
    (Глава 25. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности.)
    Предметом рассматриваемого нами вида контрабанды являются наркотические средства и психотропные вещества, незаконно перемещаемые через таможенную границу РФ.
    -К наркотическим средствам относятся вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г..
    -К психотропным веществам относят вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г..
     
    Наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года;
    Психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года;
    Наркотические средства и психотропные вещества могут быть получены промышленным или кустарным способом, иметь любой вид: порошка, таблетки и т. п., быть разными по характеру и длительности воздействия на центральную нервную систему человека, но для признания их предметом преступления обязательно наличие медицинского и формально-юридического признаков :
    - Медицинский признак заключается в том, что наркотическое средство должно оказывать специфическое воздействие на центральную нервную систему человека и вызывать психическую и физическую зависимость.
    Психическая зависимость характеризуется как состояние, при котором наркотик вызывает «чувство удовлетворения» и психическое настроение, которое требует периодического или постоянного введения этого средства для того, чтобы достичь удовольствия или избежать дискомфорта.
    Физическая зависимость проявляется в интенсивных физических расстройствах, когда введение этого средства прекращается. Эти расстройства, то есть синдромы абстиненции, состоят из специфических симптомов, которые характерны для каждого вида наркотика.
    Злоупотребление такими средствами и веществами может приобрести в будущем социальную значимость (опасность). Вред, который причиняется либо может быть причинен в результате операций с ними, является ощутимым не только для какого-либо отдельно взятого индивида, но и на уровне социальных групп и общества в целом.
    -Юридический признак заключается в том, что данное средство или вещество обязательно должно быть включено в законодательно закрепленный перечень, содержащий наименования наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в РФ.
    Такой Перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в РФ, утвержден Постановлением Правительства РФ  от 01.12.2012 г. Он включает четыре списка:
    - Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список I). В этот список включены такие широко известные и опасные наркотики, как героин, гашиш, кокаиновый куст, кустарно изготовленные препараты из эфедрина или из препаратов, содержащих эфедрин, ЛСД, маковая солома и т.д., а также 7 наименований психотропных веществ.
    - Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список II). В основном в этот список включены лекарственные препараты, содержащие наркотическое вещество (кодеин, омнопон, морфин и др.), а также психотропные вещества.
    - Список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список III).
    - Список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (список IV).
    Некоторые психотропные вещества или наркотические средства имеют несколько названий, синонимов, под которыми они известны в мире (в разных странах под разными), поэтому отсутствие того или иного наименования в официальном перечне может означать, что в перечне употреблен его синоним. Во всех сомнительных случаях надлежит обращаться за разъяснениями в Постоянный комитет по контролю наркотиков.
    Но как быть, если в результате проведения экспертизы было выявлено, что вещество содержит в себе медицинский и социальный признаки, но не внесено в Перечень наркотических средств и психотропных веществ?
    Понятно, что международные и национальные перечни контролируемых объектов никак не могут быть расширены настолько, чтобы считаться исчерпывающими, и это используется преступниками в своих интересах. В результате экспериментального поиска, цели которого могут быть как законные, так и незаконные, время от времени создаются психоактивные вещества, которые отличаются молекулярным составом от известных наркотических средств и психотропных веществ. Такие вещества, которые в просторечии именуются "дизайнерскими наркотиками", законодательству большинства стран известны как аналоги наркотических средств и психотропных веществ.
    Сегодня появление новых и совершенствование известных способов изготовления на фоне прогрессирующего развития научно-технической базы привели к увеличению количества случаев создания, массового производства и сбыта наркогенов, прежде всего синтетического происхождения, не фигурирующих в официальных списках. Повышенное внимание наркогруппировок, действующих в различных регионах, к аналогам наркотических средств и психотропных веществ как к предметам незаконной торговли объясняется тем, что в результате операций с ними криминальными структурами достигаются две обычно несовместимые цели: максимизации незаконной прибыли и уклонения от уголовной ответственности.
    Проблема эта для нашей страны отнюдь не надуманная. Прецеденты, связанные с контрабандой наркогенов, не включенных в официальные списки, далеко не единичны. Такая ситуация сложилась в свое время в отношении эфедрона и псилоцибин - содержащих грибов.
    Законодатели многих государств, включая и Россию, осознав серьезность проблемы незаконного оборота аналогов наркотических средств и психотропных веществ, приняли меры по ее нейтрализации. С принятием Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" в правовой оборот введено понятие "аналоги наркотических средств и психотропных веществ". В соответствии со ст. 1 указанного закона под аналогами понимаются "запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.
    На первый взгляд, может показаться, что аналоги наркотических средств и психотропных веществ не обладают юридическим признаком - наиболее значимым для правоприменительной практики. Принцип соответствия трем признакам не теряет своего методологического значения и в отношении аналогов. Вместе с тем, при приобретении каким-либо психоактивным веществом правового статуса аналога наркотического средства или психотропного вещества, безусловно, необходимо учитывать специфику этой категории объектов.
    Не подлежит сомнению, что медицинский признак наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов проявляет себя идентично. Такое зафиксированное в рассматриваемом определении свойство аналогов, как воспроизведение психоактивного действия наркотических средств и психотропных веществ означает, что они также оказывают стимулирующее, депрессивное, галлюциногенное и т.п. воздействие на центральную нервную систему человека и, соответственно, могут быть предметом злоупотребления. Кроме того, подавляющее большинство аналогов являются крайне токсичными, содержат побочные продукты и примеси, которые также могут быть опасными для здоровья человека.
    Налицо принципиальные различия в механизме подведения под контроль наркотических средств и психотропных веществ, с одной стороны, и их аналогов - с другой. Статус первых приобретается после внесения в установленном порядке наименования конкретного объекта в Перечень, а статус аналога - в результате вынесения экспертного заключения о сходстве химической структуры и свойств объекта с химической структурой и свойствами уже включенного в список наркотического средства или психотропного вещества, психоактивное действие которого он воспроизводит.
    Существуют различные виды классификации наркотических средств и психотропных веществ.
    По цели изготовления:
    Наркотические средства, изготовление которых предусмотрено в рамках правомерного оборота наркотиков:
    а) лекарственные наркотические средства (обычно изготавливаются в значительном количестве) (морфин, фенамин, промедол, фентанил);
    б) наркотические средства, изготавливаемые для использования в научных, технологических и иных целях (обычно изготавливаются в небольшом количестве) (1% Раствор ЛСД в ампулах, 1% раствор псилоцибина в ампулах).
    Наркотические средства, изготовление которых не предусмотрено в рамках правомерного оборота наркотиков (марихуана, гашиш, героин, эфедрон).
    По происхождению:
    Наркотические средства растительного происхождения (марихуана, гашиш, маковая солома, псилоцибиносодержащие грибы).
    Наркотические средства полусинтетического происхождения (героин, ЛСД).
    Наркотические средства синтетического происхождения (промедол, фенамин, МДМА, фенциклидин).
    По способу изготовления:
    Наркотические средства, изготовленные кустарным способом:
    а) наркотические средства, изготовленные из растительного сырья:
    наркотические средства, изготовленные путем механической и (или) термической обработки растительного сырья (марихуана, гашиш, маковая солома);
    наркотические средства, изготовленные путем химической обработки растительного сырья (гашишное масло, ацетилированный опий);
    б) наркотические средства, изготовленные из лекарственных препаратов (кустарно приготовленные препараты из эфедрина);
    в) наркотические средства, изготовленные из химических веществ (метамфетамин (первитин), фенциклидин).
    Наркотические средства, изготовленные лабораторным способом.
    а) наркотические средства, изготовленные по стандартизированному описанию процесса изготовления наркотика (эфедрон, МДМА);
    б) наркотические средства, изготовленные не по стандартизированному описанию процесса изготовления наркотика (МДМА, фенциклидин).
    Наркотические средства, изготовленные промышленным способом:
    а) наркотические средства, изготовленные по стандартизированному описанию процесса изготовления наркотика (раствор промедола в ампулах, раствор фентонила в ампулах);
    б) наркотические средства, изготовленные не по стандартизированному описанию процесса изготовления наркотика (МДА, МДМА, МДЕА).
    На практике распространена и иная классификация наркотических средств по происхождению:
    Наркотические средства, изготовленные из конопли (марихуана, гашиш, гашишное масло).
    Наркотические средства, изготовленные из растения вида Кока (кокаин, крэк).
    Наркотические средства, изготовленные из растения рода Эфедра (эфедрин, эфедрон).
    Наркотические средства, изготовленные из мака:
    а) маковая солома:
    экстракт маковой соломы;
    ацетилированный опий;
    б) опий-сырец:
    тебаин;
    кодеин;
    морфин (этилморфин, героин, морфилонг).
    Наркотические средства, изготовленные из псилоцибиносодержащих грибов (псилоцин, псилоцибин).
    Наркотические средства, изготовленные из растения рода Кат (катин, катинон).
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Международно-правовой аспект контрабанды.
    Анализируя статистику задержаний контрабанды наркотиков на таможенной границе, можно констатировать, что основная масса наркотиков, включая такие особо опасные виды, как героин и кокаин, а также наркотики амфетаминной группы, поступают в Россию из-за рубежа. При этом международные преступные группировки, специализирующиеся на контрабанде афганского героина, продолжают активно использовать территорию страны для его транзитных поставок в страны Европы и США, где его стоимость возрастает.
    Учитывая данную ситуацию, таможенная служба России на основе заключенных межправительственных и межведомственных соглашений активно развивает сотрудничество с зарубежными таможенными и правоохранительными органами в сфере борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ, а также их прекурсоров.
    В связи с тем, что контрабанда наркотиков наносит существенный ущерб общественной безопасности, общественному порядку и здоровью населения, на противодействие ей направлены усилия многих государственных органов, прежде всего ФТС, ФСБ и ФСКН России. Учитывая международный характер данного преступления необходимо рассмотреть некоторые вопросы в сфере международно-правового сотрудничества в сфере борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ.
    Существуют различные национальные модели борьбы с контрабандой и распространением наркотиков, которые условно можно разделить на три группы:
    а) группа жесткой политики - правительства этих стран ведут борьбу незаконным оборотом наркотиков самыми жесткими методами, законодательство в отношении контрабандистов и распространителей наркотике максимально ужесточено. К таким странам в первую очередь относятся Иран, Пакистан, Малайзия, Камбоджа, Таиланд, Перу;
    б) группа жесткого контроля - осуществляется контроль за всеми видами наркотиков, организовано активное противостояние наркомафии, к крайние меры не предпринимаются. В эту группу входят США, Великобритания, Франция. За последние 5 лет отмечается движение в сторону ужесточения мер, направленных на борьбу с колумбийским контрабандистами, а также с представителями организованной преступности, связанной с распространением наркотиков в штатах. Одновременно этой группе стран борьба с наркотиками с помощью уголовно-правовых мер сочетается с информационно-пропагандистской работой, направленной на наиболее уязвимые слои населения: безработных, учащихся школ, студентов. Видимо, все эти меры связаны с осознанием того, что наркомания способствует гигантским потерям для общества, и прежде всего сфере экономики;
    в) либеральная группа, наиболее известными представителями которой выступают Голландия и Швейцария. С 1994 г. в Швейцарии проводится научный эксперимент, в рамках которого ограниченное количество наркоманов систематически получают героин в виде инъекций в сочетании с приемом метадона. Организацией «Врачи без границ» больным бесплатно раздаются новые шприцы взамен на использованные. Статистика отмечает некоторое сокращение смертности среди наркоманов, однако на проведенном референдуме по вопросу о дальнейшей легализации наркотиков подавляющее большинство населения Швейцарии выступило категорически против раздачи наркотиков.
    В Голландии пошли по пути легализации потребления «легких» наркотиков, в частности марихуаны и гашиша, с раздачей наркотиков в специально оборудованных пунктах или аптеках. Спустя несколько лет было установлено, что проводимый в Швейцарии и Голландии эксперимент имеет ярко выраженную негативную сторону. В эти страны стали въезжать наркоманы, торговцы, контрабандисты с целью распространения наркотиков, и Амстердам превратился в «наркотическую яму Европы». По мнению представителей голландского правительства, страна имеет ряд особенностей, позволяющих ей своим путем следовать к цели преодоления наркомании. В стране нет собственных сырьевых запасов и баз для производства наркотиков, но существуют возможности для обеспечения эффективного контроля за наркоманами и создания мощной системы благотворительности и медицинской помощи для лечения и реабилитации всех нуждающихся.
    В сентябре 2002 года Россия и США подписали меморандум о взаимопонимании в сфере борьбы с наркопреступностью. Этот меморандум позволяет поставить на регулярную основу взаимодействие в сферах обмена информацией, исполнения поручений и запросов обеих сторон о лицах или группировках, связанных с международной наркопреступностью.
    Отдельными проектами данного Соглашения предусматривается оказание технической помощи подразделениям российских таможенных органов в Южном и Северо-Западном федеральных округах. В настоящее время с американской стороной достигнута договоренность о закупке конкретных технических средств и иного оборудования, а также их поставке для усиления антинаркотического потенциала таможенных органов упомянутых регионов.
    В соответствии с Соглашением о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (Минск, 30 ноября 2000 г.) стороны руководствуются следующими принципами:
    1.Установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
    2.Государственное регулирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотиков и прекурсоров.
    3.Приоритетность мер профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду и антинаркотическое воспитание.
    4.Установление ответственности за немедицинское потребление наркотиков как важного превентивного средства предупреждения наркомании и социальной реабилитации больных наркоманией и снижение спроса на наркотики.
    5.Государственная поддержка научных исследований в области разработки новых методов лечения наркомании и социальной реабилитации больных наркоманией.
    6.Привлечение негосударственных организаций и граждан к борьбе с распространением наркомании и развитию сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией.
    7.Развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотиков и прекурсоров, профилактики и лечения наркомании на двусторонней и многосторонней основе.
    8.Запрещение пропаганды и рекламы в сфере незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими.
    Основными формами сотрудничества являются:
    Обмен оперативной, статистической, научно-методической и иной информацией о состоянии преступности; новыми образцами изымаемых наркотиков и прекурсоров, находящихся в незаконном обороте; информацией для пополнения единого банка данных о транснациональных преступных группах и их лидерах, причастных к незаконному обороту наркотиков и прекурсоров.
    Обмен нормативными актами, публикациями, методическими пособиями.
    Взаимное содействие в проведении оперативно-розыскных и других мероприятий.
    Взаимные консультации по вопросам практического взаимодействия, согласования общих подходов и принципов при разработке международных договоров, других нормативных актов, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков и прекурсоров.
     Рабочие встречи, обмен делегациями для взаимного изучения опыта работы, ознакомления с деятельностью учреждений и организаций, занимающимися проблемами наркомании.
    Создание на паритетных началах рабочих групп специалистов для изучения правоприменительной практики, подготовки и проведения мероприятий, в том числе научно-практических конференций и семинаров, разработки совместных программ борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, международных договоров, разработки предложений по формированию нормативно-правовой базы сотрудничества в этой области.
    Осуществление совместных научных исследований по проблемам незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
    Оказание правовой помощи в соответствии с международными договорами.
    Разработка и внедрение технических средств обнаружения наркотикосодержащих веществ.
    Сотрудничество, предусмотренное Соглашением, осуществляется путем прямых контактов между компетентными органами. В соответствии со ст. 5 указанного Соглашения такими органами являются: министерства иностранных дел, прокуратуры, министерства внутренних дел, органы национальной безопасности и специальные службы, пограничные ведомства, таможенные ведомства, министерства юстиции, министерства здравоохранения, министерства образования и др.
    Сотрудничество осуществляется на основании запросов компетентных органов об оказании содействия. Если имеются основания полагать, что имеющаяся информация представляет интерес для другой стороны, то она может быть предоставлена этой стороне без запроса.
    Запрос, переданный или подтвержденный в письменной форме, подписывается руководителем запрашивающего компетентного органа или его заместителем и скрепляется гербовой печатью.
    Запрос исполняется, как правило, в срок, не превышающий 30 суток с даты его поступления, при этом по возможности учитываются пожелания запрашивающего компетентного органа об исполнении запроса в указанный ими срок. Об обстоятельствах, препятствующих исполнению запроса или существенно задерживающих его исполнение, запрашивающая сторона уведомляется незамедлительно.
    Если исполнение запроса не входит в компетенцию запрашиваемого компетентного органа, то он передает запрос органу своего государства, компетентному его исполнить, и незамедлительно уведомляет об этом запрашивающий компетентный орган.
    Запрашиваемая сторона вправе запросить дополнительные сведения, необходимые, по ее мнению, для надлежащего исполнения запроса.
    В исполнении запроса может быть отказано полностью или частично, если запрашиваемая сторона полагает, что его исполнение противоречит национальному законодательству. Запрашивающая сторона письменно уведомляется об отказе в исполнении запроса с указанием причин отказа.
    Представители сторон и их компетентных органов при необходимости проводят рабочие встречи и консультации по вопросам повышения эффективности сотрудничества в рамках настоящего Соглашения. При необходимости компетентные органы сторон заключают соглашения межведомственного характера в целях реализации Соглашения.
    В соответствии с Соглашением о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных стороны по собственной инициативе или по запросу в возможно более короткие сроки обмениваются информацией:
    а) о конкретных фактах и событиях, связанных с обнаружением незаконного перемещения наркотиков с территории государства одной стороны на территорию государства другой стороны;
    б) о подозреваемых или известных лицах, причастных к незаконному обороту наркотиков;
    в) о транспортных средствах, грузах и почтовых отправлениях, используемых в незаконном обороте наркотиков, следующих транзитом через территорию государства любой стороны или нелегально ввозящихся на территорию государства любой стороны;
    г) о методах сокрытия и маскировки, применяемых при транспортировке наркотиков.
    Информация должна включать возможно полные данные, позволяющие идентифицировать соответствующих лиц, транспортные средства, грузы и почтовые отправления.
    Стороны Соглашения по запросам и в пределах своей компетенции и технических возможностей осуществляют наблюдение за:
    въездом и выездом лиц, подозреваемых в участии в незаконном обороте наркотиков;
    грузами, транспортными средствами и почтовыми отправлениями, в отношении которых имеются подозрения в том, что они используются в незаконном обороте наркотиков.
    Традиционными направлениями сотрудничества таможенной службы РФ с зарубежными таможенными и правоохранительными органами являются:
    1 Проведение совместных международных контролируемых поставок и других специальных операций, направленных на выявление и пресечение каналов поступления и источников контрабанды наркотиков.
    2. Участие в работе по совершенствованию и разработке международных нормативных правых актов антинаркотической направленности.
    3. Развитие системы обмена информацией с зарубежными правоохранительными органами, а также совершенствование форм и методов борьбы с незаконным оборотом наркотиков на основе обмена опытом в рамках международных рабочих встреч, учебно-методических семинаров и конференций.
    Основные усилия таможенных органов по выявлению и пресечению каналов поставки контрабанды наркотиков сосредоточены на проведении международных контролируемых поставок, являющихся одним из эффективных и общепризнанным в мировой практике методом борьбы с наркобизнесом.
    Международные контролируемые поставки проводятся во взаимодействии с таможенными и правоохранительными органами США, Германии, Японии, Дании, Швеции, Украины, Казахстана, Белоруссии и Киргизии.
    Наиболее часто предметом контрабанды в 2007 году являлись такие наркотические средства как:
    а) марихуана (изъято около 4180 г) - 18 задержаний;
    б) гашиш (изъято около 10831,182 г) - 14 задержаний;
    в) кокаин (изъято около 134233 г) - 9 задержаний.
    А в 2008 году к ним добавился кодеин и по количеству случаев контрабанды занял первую строчку.
    а) кодеин (изъято около 341,6679 г.)- 17 задержаний
    б) марихуана (изъято около1710,2854 г.)-15 задержаний
    в) гашиш (изъято около 1779,057 г.) и кокаин (изъято около 121565,77 г.)- 8 задержаний.
    Крупными партиями, в основном, перевозится кокаин, гашиш. Наиболее часты задержания кодеина, но это наркотическое средство перевозится в основном небольшими партиями.
    Серьезную угрозу представляет резко возросший вывоз контрабанды кодеина из России в Финляндию частными лицами преимущественно через Карельскую таможню.
    Существенно возросла активность попыток ввоза контрабанды кокаина из стран Латинской Америки и Европы через акваторию морского порта города Санкт-Петербург. Представители наркогруппировок проявляют интерес к использованию для доставки крупных партий наркотиков морского транспорта, в частности через территорию морского торгового порта Санкт-Петербурга.
     
     
     
     
     
     
    Уголовно-правовой аспект контрабанды.
    С 01 января 2013 года усиливается уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, а также растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей
    С 01 января 2013 года вступают в силу внесенные Федеральным законом от 01.03.2012 № 18-ФЗ изменения в УК РФ об ужесточении уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, а также растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей.
    В частности, законом вводится новый размер наркотических средств. Если ранее Уголовным кодексом РФ были предусмотрены только крупный и особо крупный размеры, то с момента вступления в силу Закона № 18-ФЗ появился новый – «значительный размер».
    Соответственно, наказание за действия, указанные в диспозиции ст. 228 УК РФ, совершенные в крупном и особо крупном размерах, ужесточилось.
    Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в следственном изоляторе, исправительном учреждении, на транспорте, образовательных учреждениях, на объектах спорта, в сфере развлечений, с использованием сети «Интернет», СМИ, выделены в отдельную категорию квалифицирующих признаков с повышенной ответственностью, предусмотренных ч. 2 ст. 228.1 УК РФ, за которые предусмотрено наказание до двенадцати лет лишения свободы.
    За любое деяние, совершенное в особо крупном размере (ст. 228.1 УК РФ), возможно назначение наказание в виде пожизненного лишения свободы.
    Также установлена уголовная ответственность за приобретение, хранение, перевозку (ст. 228.3 УК РФ), производство, сбыт или пересылку (ст. 228.4 УК РФ) прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ и растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ.
    Кроме того, законом устанавливается, что деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступлений, связанных с нарушением правил оборота наркотических средств или психотропных веществ и незаконным производством, сбытом или пересылкой прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, подлежат конфискации. Имущество, полученное в результате деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, или используемое для осуществления указанной деятельности, также подлежит конфискации.
    Данная статья вводиться в действие с 01 января 2013 года
    Статья 228.3. УК РФ - Незаконные приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение или перевозка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ
    1. Незаконные приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение или перевозка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, в крупном размере - наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года.
    2. Те же деяния, совершенные в особо крупном размере, - наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от девяти месяцев до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
    Примечания.  1. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, добровольно сдавшее прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, растения, содержащие прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их части, содержащие прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также с незаконными приобретением, хранением, перевозкой таких растений либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Не может признаваться добровольной сдачей прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, изъятие их при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию. 2. Крупный и особо крупный размеры прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, крупный и особо крупный размеры для растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, для целей настоящей статьи, а также статей 228.4 и 229.1 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации. 3. Действие настоящей статьи, а также статей 228.4 и 229.1 настоящего Кодекса распространяется на оборот прекурсоров, включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утверждаемого Правительством Российской Федерации.
     
     
     
     
     
     
     
    Глава2. Юридический анализ контрабанды.
    Объективная сторона контрабанды
    Объективная сторона преступления представляет собой совокупность признаков, характеризующих внешнее выражение преступного деяния.
    Признаки объективной стороны даются в уголовно-правовой норме о контрабанде и представлены: характером действия, местом и способом перемещения. Действие выражается в перемещении через таможенную границу предметов контрабанды, место - таможенная граница, а способ перемещения:
    а) помимо таможенного контроля;
    б) с сокрытием от таможенного контроля;
    в) с обманным использованием документов;
    г) с обманным использованием средств таможенной идентификации;
    д) с недекларированием;
    е) с недостоверным декларированием.
    В литературе, посвященной анализу контрабанды, эти признаки объективной стороны состава нередко раскрываются лишь со ссылкой на ТК ТС. Это свидетельствует о необходимости анализа понятия перемещения.
    Перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств есть совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом.
    Под ввозом следует понимать фактическое пересечение таможенной границы и все последующие действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами. Данное определение перемещения подвергается острой критике, и не только в уголовно-правовой литературе, поскольку оно не отвечает процедуре таможенного контроля, не отражает тех действий, которые по существу совершаются как при ввозе, так и при вывозе
    Вызывает критику то, как предлагается понимать «вывоз товаров», а именно что это «подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы».
    Подача (представление) таможенной декларации является самостоятельной операцией.  Декларация подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. Принятие таможенной декларации оформляется в порядке, определяемом ст. 132 Таможенного кодекса Таможенного Союза. С момента оформления принятия декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. В отношении декларации, подаваемой физическими лицами, перемещающими товары не для коммерческих целей, в законодательстве нет четкого указания на момент, с которого она приобретает силу документа. Однако, исходя из того, что в этих случаях возможны различные формы декларирования, в том числе и устная, а также с учетом положений ст.ст. 133, 134 ТК ТС, следует признать, что таким моментом является факт вручения письменной декларации официальному представителю таможенного органа, а при устном декларировании - с момента фактического заявления. После этих действий физического лица начинается либо проверка сведений, изложенных в декларации, либо досмотр товаров и т. д. В соответствии со ст. 133 ТК ТС изменение или дополнение таможенной декларации может производиться только если:
    а) к моменту получения обращения декларанта об этом таможенный орган не установил недостоверность сведений, указанных в таможенной декларации, за исключением случая выявления неточностей, не влияющих на принятие решения о выпуске товаров;
    б) к моменту получения обращения декларанта об этом таможенный орган не начал проверку товаров;
    в) вносимые изменения, дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут за собой необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера суммы таможенных платежей и применение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
    Декларирование как этап таможенного оформления начинается после подачи таможенной декларации.
    Исходя из учения о стадиях преступной деятельности, до заполнения таможенной декларации и в момент ее заполнения совершаются действия, которые можно квалифицировать как приготовление к незаконному перемещению; «после подачи декларации и принятия ее таможенным органом возможно выполнение объективной стороны контрабанды в виде незаконного перемещения, сопряженного с недекларированием либо недостоверным декларированием.
    Итак, перемещение включает в себя два элемента, а именно - фактическое пересечение таможенной границы как линии, определяющей таможенную территорию, и совершение действий по ввозу и вывозу, нарушающих порядок (правила) перемещения, установленный нормативными актами.
    Место совершения преступления - таможенной граница. Таможенная граница Российской Федерации представляется идеальной линией, и определение ее местонахождения связывается с понятием таможенной территории. Она ограничивает таможенную территорию, то есть очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета государства.
    В Таможенном кодексе ТС под таможенной границей понимается линия, ограничивающая таможенную территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство.
    Для целей осуществления таможенного контроля, в том числе и для осуществления контроля за правильностью ввоза и вывоза товаров, вдоль таможенной границы Российской Федерации создаются зоны таможенного контроля. Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля определяется ФТС Российской Федерации. Зона таможенного контроля имеет границы, которые устанавливаются при ее создании. В указанной зоне допускаются различные виды деятельности, в том числе и по перемещению товаров, и она осуществляется с разрешения таможенных органов и под их контролем. Поэтому следует различать такие понятия, как «таможенная граница» и «граница зоны таможенного контроля». За нарушение границы зоны таможенного контроля наступает административная ответственность в соответствии со ст. 16.5 КоАП России.
    В соответствии с таможенным законодательством зона таможенного контроля может создаваться не только вдоль российской таможенной границы, но и в местах таможенного оформления, нахождения таможенных органов, в местах, определяемых ФТС России. Такими местами чаще всего являются аэропорты, морские и речные порты. Кроме того, по просьбе отправителя товара таможенный контроль может осуществляться на территории, принадлежащей владельцу товара. Это может быть склад, цех либо другое помещение. Поскольку в таких зонах лица, вывозящие товар, совершают действия, направленные на перемещение (декларирование, предоставление документов, необходимых для таможенных целей, и т. п.), и эти действия совершаются ими перед пересечением таможенной границы, то в случае обнаружения сокрытия товаров от таможенного контроля, недостоверного декларирования и т. д. содеянное квалифицируется как покушение на контрабанду (так как нет фактического пересечения таможенной границы).
    Перемещение помимо таможенного контроля. Под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (п. 19 ст. 11 ТК ТС). Под перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля следует понимать перемещение вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления. Таким образом, непредставление для производства таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ в местах, определенных таможенным органом, и во время производства таможенного оформления, не образует объективную сторону рассматриваемого правонарушения. Пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ допускается в местах, определяемых таможенными органами, и во время их работы (ст. 69 ТК ТС). Согласно п. 9 закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 (в действ. ред.) «О государственной границе Российской Федерации» под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Таможенное законодательство Российской Федерации допускает возможность пересечения таможенной границы РФ в иных местах, а также вне времени работы таможенных органов, но только с их предварительного согласия.
    Время производства таможенного оформления, согласно ст. 62 ТК ТС, определено как время работы таможенного органа, что означает возможность выполнения объективной стороны рассматриваемого состава в пересечении товарами и транспортными средствами таможенной границы до начала или по окончании производства таможенного оформления, хотя и в установленных таможенными органами местах. Таким образом, эта форма перемещения не просто состоит в перемещении товаров без таможенного оформления, а производится в таких местах и в такое время, где оно в принципе невозможно. В то же время следует отметить, что в каждом таможенном органе определены конкретные места, в которых выполняется таможенный контроль - досмотровые комнаты и залы. Это означает, что пересечение таможенной границы вне места, предназначенного для осуществления такого контроля, будет охватываться рассматриваемым способом, например перебрасывание через ограждение режимной территории и т. п.
    Перемещение с сокрытием от таможенного контроля. Под сокрытием в данном случае понимается использование тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, или придание одним товарам вида других. Под способом, затрудняющим обнаружение предметов, понимается физическое сокрытие перемещаемых предметов, при котором лицо, производящее таможенный досмотр багажа пассажира, товаров и транспортных средств, не может обнаружить сокрытые от таможенного контроля предметы путем обычного визуального осмотра, либо помещение таких предметов в местах, не предназначенных для транспортировки товаров, доступ в которые затруднен, - в складках одежды, под одеждой, в естественных полостях тела, в тамбурах поездов, хвостовой части самолета и т. п. Должностное лицо таможенного органа, производящего таможенный контроль, имеет право беспрепятственного доступа в указанные помещения и, более того, обязано провести их осмотр.
    Особым способом, затрудняющим обнаружение товаров, является использование тайников, к каковым относятся:
    а) специально оборудованные устройства для сокрытия предметов от таможенного контроля, то есть полностью изготовленные для незаконного перемещения предметов (магнитные контейнеры, прикрепляемые к транспортным средствам в труднодоступных местах, дополнительные полости в автомашинах, не предусмотренные заводской конструкцией, и т. п.);
    б) приспособленные, то есть подвергнутые конструктивным изменениям естественные полости на транспортных средствах и багаже (предварительная разборка и монтаж конструктивных емкостей на транспортных средствах, оборудование их дополнительной оснасткой, приспособлениями, оборудование чемоданов двойным дном и т. п.).
    Перемещение товаров с обманным использованием документов. Обман выражается в представлении таможенному органу во время перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ ненадлежащих документов. При этом обман направлен на достижение результата в виде получения разрешения таможенного органа на перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации и может относиться к любому из признаков объективной стороны и других элементов состава. Понятие недействительных документов дано в примечании к ст. 16.1 КоАП, где говорится, что под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
    Перемещение товаров с обманным использованием средств таможенной идентификации заключается в использовании поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, но относящегося к другим товарам и транспортным средствам. Идентификация товаров и транспортных средств производится таможенными органами России путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации (ст. 83 ТК ТС).
    Перемещение, сопряженное с недекларированием. Понятие декларирования дано в ст. 124 согласно которой это заявление таможне по установленной форме (письменной, устной или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, необходимых для таможенных целей. В соответствии с таможенным законодательством декларирование производится: при перемещении товаров и транспортных средств через российскую таможенную границу; при изменении таможенного режима; и в других случаях, определяемых ст.ст. 183, 184, 247, 391 Таможенного кодекса ТС. В нашем случае имеет значение порядок декларирования при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
    Недекларирование товаров или транспортных средств заключается в незаявлении о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
    Перемещение, сопряженное с недостоверным декларированием. Недостоверное декларирование заключается в заявлении недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. При этом состав нарушения образует заявление только таких недостоверных сведений, которые необходимы для принятия решения о выпуске, в том числе условном, товаров и транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей. В качестве таких сведений в диспозиции статьи перечислены сведения о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств, об их таможенном режиме, однако этот перечень не является исчерпывающим.
    Противоправным признается заявление недостоверных сведений только в таможенной декларации или в документе иной формы декларирования. Таким образом, понятие недостоверного декларирования применимо при ненадлежащем выполнении обязанности по декларированию товаров и транспортных средств только в случаях, если установленная форма декларирования предполагает наличие документа.
    При этом необходимо учитывать, что в случае заявления недостоверных сведений о количестве товаров предметом правонарушения следует признавать только ту часть товара, в отношении которой не были выполнены требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению, т.е. не указанную в таможенной декларации часть товара.
     
     
    Субъект и субъективная сторона контрабанды
    Рассматриваемое преступление может быть совершено умышленно и только с прямым умыслом. Виновный осознает, что нарушает таможенное законодательство, незаконно перемещая товары или иные предметы в крупных размерах (ч. 1), сознает, что перемещает товары или иные предметы, обладающие особыми свойствами (ч. 2), сознает, что перемещение осуществляет указанными в диспозиции статьи способами, т. е. совершает контрабанду, и желает этого.
    Мотив и цель совершения преступления значения для квалификации не имеют, но могут учитываться судом при назначении наказания.
    Однако в юридической литературе встречается и другое мнение. Так, Ю. И. Сучков считает, что “контрабанде присуща строго определенная и ярко выраженная цель, направленная не только на незаконное перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации, но и обязательный их вывоз на территорию иностранного государства для реализации на внешнем рынке (продажи, обмена, передачи другим лицам или организациям безвозмездно, использования для удовлетворения личных потребностей и т. д.) либо такой же ввоз с территории иностранного государства на таможенную территорию России для реализации на ее внутреннем рынке. При отсутствии такой цели как промежуточного звена между моментом перемещения предметов через таможенную границу и достижением конечного преступного результата, например, извлечения личной выгоды, названное деяние не подпадает под признаки субъективной стороны состава контрабанды”.
    Это преступление с формальным составом.
    Объективная сторона контрабанды включает в себя только деяние в виде перемещения, совершаемого на таможенной границе с использованием одного или нескольких способов, перечисленных в законе.
    Субъектом контрабанды может быть гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16-ти лет.
    Субъектом контрабанды может быть любое лицо, в том числе декларант, лицо, перемещающее товар, и перевозчик, определения которых содержаться в ТК РФ. То есть субъект контрабанды является общим. 
    Примером может служить ситуация, когда гражданин России Х. приобретает на территории Турции товары, нанимает для их перевозки гражданина Турции М., владельца грузовика (он же водитель). При этом Х. передает М. товар, сопроводительные документы на него, а сам возвращается в Россию самолетом и встречает товар не на границе, а по месту нахождения предприятия в Санкт-Петербурге. Установлено, что товаротранспортные документы содержат недостоверные сведения о количестве товара, его наименовании (вместо зимних пальто было указано, что перевозятся мужские пиджаки). М. при пересечении таможенной границы России представляет декларацию вместе с вышеназванными документами.
    Для правильного решения вопроса о субъекте необходимо обратиться к ст. 18 ТК ТС..
    К лицам, перемещающим товар, относятся собственники товара, его покупатели, владельцы либо лица, выступающие в ином качестве остаточном в соответствии с законодательством Российской Федерации для совершения от собственного имени с товаром действий, предусмотренных Таможенным кодексом.
    Декларант - это лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени.
    Перевозчик - лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства.
    Анализ практики российских правоохранительных органов по борьбе с контрабандой показывает, что в общем количестве лиц, задерживаемых за незаконное перемещение наркотиков через таможенную границу, преобладают иностранцы, которые, тем не менее, значительно реже привлекаются к уголовной ответственности, чем российские граждане.
    Исполнителем контрабанды признается то лицо, которое непосредственно выполнило действия, содержащие признаки объективной стороны преступления, т.е. лицо, переместившее предметы контрабанды через таможенную границу государства одним из указанных в законе и рассмотренных выше противоправных способов совершения данного деяния. Кроме того, исполнителем этого преступления согласно ч. 2 ст. 33 УК Российской Федерации признается также лицо, совершившее контрабанду посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу закона (например, в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств).
    Существует мнение, что «аналогично следует решать вопрос об исполнителе преступления, когда используются лица, действовавшие в заблуждении, неосторожно или невиновно».
    Например, если наркотическое средство было подложено в багаж не ведающего о том пассажира, следующего из-за рубежа, исполнителем преступления должно признаваться лицо, использовавшее этого пассажира для противоправного перемещения предмета преступления через таможенную границу. Кроме того, поскольку указанные действия, составляющие способы совершения контрабанды, относятся, прежде всего, к предмету преступления, то соответственно не обязательно одновременное перемещение субъекта преступления вместе с его предметами. То есть исполнителем контрабанды следует признавать и лиц, использовавших для противоправного перемещения через таможенную границу предметов контрабанды так называемые безличные способы: международные почтовые отправления, отдельно следующий багаж, международные грузовые перевозки и т.д., «когда сам контрабандист непосредственно не участвует в перемещении предметов контрабанды через таможенную границу».
     
     
     
     
     
    Заключение.
     
    Борьба с наркобизнесом и с контрабандой наркотиков в частности в современных условиях становится в ранг приоритетных направлений государственной политики, главным орудием которой по-прежнему остается система правоохранительных органов государства, наделенных соответствующими правами и силовыми возможностями, при этом только консолидированная система правоохранительных органов, при безусловной поддержки общества, может сегодня реально противостоять мощной структуре международного наркобизнеса, являющегося одним из звеньев общей цепи национальных угроз.
    В своей работе я рассмотрела и проанализировала  особенности предмета и объекта контрабанды,  международно-правовой аспект , уголовно-правовой аспект. Провела юридический анализ контрабанды.
    Основные маршруты контрабанды наркотиков проходят через Республику Узбекистан, Казахстан, Киргизию, Туркменистан, Таджикистан. Осложнение наркотической ситуации в России эксперты связывают с широким проникновением наркотиков из стран ближнего зарубежья. Наряду с тенденцией к увеличению внутреннего потребления наркотических средств, наблюдается все более масштабное использование российской территории для транзита наркотиков. Через Россию наркотики (в основном - героин) попадают практически во все скандинавские страны, а также в Германию, Польшу, Францию, Грецию. Наиболее активно преступниками использовался транзитный канал международных воздушных перевозок.
    Для таможенной службы России развитие и совершенствование взаимодействия с зарубежными таможенными и правоохранительными органами является главным и постоянным элементом рабочей обстановки, что в первую очередь обусловлено спецификой борьбы с преступлениями, связанными с контрабандой наркотиков.
    можно сделать вывод, что правовая программа сотрудничества в этой сфере должна быть направлена на уменьшение объема незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, проведение профилактических медицинских и административных мероприятий, на совершенствование национального законодательства, международно-правовых норм, форм и направлений взаимодействия и усиление борьбы с нелегальным производством и оборотом наркотиков.
     
     
     
     
     
     
     
    Список используемой литературы:
    1.Конституция РФ 12.12.1993 г..
    2.УК РФ от 13 июня 1996 гг.
    3. Таможенный Кодекс Таможенного Союза
    4 .ФЗ О наркотических средствах  и психотропных веществах от 08.01.1998 гг.
    5.Романова Наркомания и наркотизм.
    6. Обзор ГСУ Госнаркоконтроля России за 2012 год
    7. Курченко.В.Н. Противодействие незаконному обороту наркотических и психотропных веществ.
    8. Единая конвенция о наркотических средствах (1961 г.)
    9. Конвенция о психотропных веществах (1971 г.)
    10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.2008 № 6 "О судебной практике по делам о контрабанде"
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Контрабанда наркотических средств и психотропных веществ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.