Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства на территории Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства на территории Российской Федерации
  • Предмет:
    Административное право
  • Когда добавили:
    24.06.2014 13:04:48
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    ОГЛАВЛЕНИЕ  
     
    Введение………………………………………………………………..……  3
    Глава 1.Характеристика   административно-правового статуса
    иностранных граждан и лиц без гражданства………………………………….8
    1.1. Понятие иностранный гражданин и лицо без гражданства………….   8
    1.2.Административно-правовойрежим временного пребывания, временногопроживания и постоянного проживания иностранных
    граждан в РФ…………………………………………………………………....... 11
    1.3.Основныеправа, свободы и обязанности иностранных граждан и
    лиц без гражданства в РФ.…………………………………………………….…  19
    1.4.Административно-правовое положение беженцев и вынужденных
    переселенцев на территории РФ………………………..…………….…………  24
    Глава 2. Характеристикаадминистративной ответственности
    иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………   28
    2.1.Сущность административного выдворенияи депортации
    иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………   28
    2.2. Соотношение административного выдворенияи депортации
    иностранных  граждан и лиц без гражданства: сравнительная
    характеристика………………………………………………………………….   35
    Заключение……………………………………………………………...…39
    Список использованной литературы…………………………………….  43
     
     
     
     
     
     
     
    Введение
     
    Зачастую в том или ином государстве проживают люди разных национальностей, с разной религией, взглядами на жизнь и т.д., в результате чего тем или иным образом формируются разные категории, которые имеют те или иные причины образования. Для выявления отличий, которые связаны с размером существующих прав либо обязанностей, установить характер отношений внутри общества, а  также с государством указанных категорий с точки зрения права, нужно, прежде всего, обратиться к определению гражданства.
    Действующий в настоящее время закон «О гражданстве» устанавливает определение «гражданства». Согласно указанному законодательству гражданство - это устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.Обладание гражданством– предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами[1].
    Существующий в праве институт гражданства содержит в себе нормы, которые регулируют правовое положение иностранных граждан, а также апатридов, то есть лиц без гражданства и  беженцев. Законодатель устанавливает административно-правовой статус указанных лиц в нашей стране. Согласно действующему законодательству такой статус представляет собой комплекс свобод, а также прав и обязанностей гражданина, которые регулируются административно-правовыми нормами и могут быть реализованы в отношениях, возникающих в области административного права. Правовой статус лиц без гражданства, и граждан иностранных государств с точки зрения административного права представляет собой главную составляющую в  правовом статусе, который является общим.
    Актуальность данной темы объясняется тем, что в связи с эволюцией отношений, возникающих на международном уровне, проблема регламентирования административно-правового статуса граждан иностранных государств, а также лиц без гражданства получает для Российской Федерации огромное значение.  
    С приведением законодательства в соответствие со стандартами, установленными на международном уровне, увеличением международных контактов, облегчением порядка въезда и выезда из Российской Федерации  регулярно растет количество лиц из иностранных государств, которые прибывают в Российскую Федерацию с той или иной целью. Такие зачастую сильные миграционные течения, приводят к возникновению необходимости разрешать довольно–таки сложнейшие вопросы, связанные с гражданством и обеспечением прав человека. Также имеет место быть и взаимосвязь, существующая между проблемой правового статуса  иностранных граждан, а также лиц без гражданства,  с возникающими вопросами, защищающими права человека и гражданина с точки зрения административного права, которая является очевидной. Миграция граждан иностранных государств в Российскую Федерацию, а также лиц без гражданства является следствием того, что по месту их прежнего проживания были нарушены какие-либо права, что служит одной из существующих причин в проблеме увеличения роста беженцев и вынужденных переселенцев.
    Российская Федерация исходит из того, что граждане иных государств, а такжеапатриды должны иметь равные между собой права и обязанности независимо от пола, расовой, национальной принадлежности, имущественного положения и т.п., при этом Российская Федерация берет за основу принцип  предоставления гражданам иностранных государств, а также лицам без гражданства максимального количества прав, которые не связаны с существующим гражданством в Российской Федерации.
    В качестве предмета исследования выступают нормы основного закона нашей страны - Конституции Российской Федерации, а также другие действующие законодательные и нормативные акты, которые регулируют правовой статус граждан иностранных государств, а также лиц без гражданства в России с точки зрения административного права.
    В качестве объекта исследования выступают отношения, которые складываются в области образования правового статуса граждан иностранных государств, а также  лиц без гражданства в России с точки зрения административного права.
    Цель выполнения настоящей работысостоит в проведении системного исследования теории создания административно-правового статуса граждан иностранных государств, а также лиц без гражданства в России на базеанализа действующего в данной области правового регулирования.
    Для достижения поставленной в работе цели необходимо разрешение следующих задач:
    1) установить и рассмотреть определения «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства», систематизировать граждан иностранных государств по определенным признакам;
    2) проанализировать режимы временного пребывания, временного проживания и постоянного проживания граждан иностранных государств в Российской Федерации;
    3) дать характеристику  права и обязанности гражданинаиностранного государства, а также лица без гражданства, которые находятся на территории Российской Федерации; установитьразличия по сравнению с правами, существующими у граждан нашей страны;
    4)провести анализ правового положения  беженцев и вынужденных переселенцев как определенной категории лиц без гражданства с точки зрения административного права;
    5) изучить ответственность граждан иностранных государств, а также  лиц без гражданства, предусмотренную  за совершение правонарушений на территории нашей страны;установить существующие проблемы применения административной ответственности к гражданам иностранных государств, а также  лицам без гражданства.
    Основными научными методами исследования, используемыми в данной работе, являются: анализ литературных источников по теме исследования, анализ законодательства, абстрактно-логический анализ, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и другие методы научного познания.
    В ходе выполнения данной работысистемно было проведено исследование правовой, научной литературы, законодательства, действующего в настоящее время на территории Российской Федерации в области правового положения  лиц иностранных государств, а также лиц без гражданства. Кроме того, большое внимание в работе уделялось  трудам известных юристов-правоведов:Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов, Максимов И.В., И.Т. Беспалый, В.В. Полянский, Дмитриев Ю.А., Звоненко Д.П.,  Ивашин А.Б., Лукьянов А.С. и др.
    Настоящая  курсовая работа структурно состоит из введения, двух глав, заключения и списка, использованной  литературы.
    Во введении указаны вопросы необходимости проведения анализа правового статуса граждан иностранных государств, а также лиц без гражданства с точки зрения административного права, поскольку указанный  институт приобретает для Российской Федерации все большую значимость, а значит, данные вопросы являются актуальными. 
    В первой главе, названной «Характеристика   административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства» максимально раскрывается сущность понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства»; исследуются режимы   временного   пребывания, временного   проживания   и постоянного   проживания иностранных граждан в Российской Федерации; характеризуется правовое положениебеженцев  и  вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации с точки зрения административного права;указываютсяправа, свободы  и обязанности, которые являются обязательными дляграждан  иностранных государств, а такжелиц без гражданства в Российской Федерации.
    Во второй главе, названной«Характеристика административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства» анализируется суть административного выдворения и депортации граждан иностранных государств, а также  лиц без гражданства; дается характеристика  соотношение административного выдворения и депортации граждан иностранного государства, а также лиц без гражданства.
    В заключенииделаются выводы по проведенному исследованию, излагается анализ полноты выполнения основной цели и задач исследования, сформулированных во введении.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Глава 1.Характеристика   административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
     
    1.1.  Понятие иностранный гражданин и лицо без гражданства
     
    Длительное время в Россию прибывают граждане из соседних государств, поэтому на данный момент на территории нашей страны живет большая часть,  как граждан иностранных государств, так и лиц без гражданства.
    Рассмотрим в данной работе понятие «иностранца» в Российской Федерации.
    С.С. Бородин считает, что «в обыденной речи иностранцем называют человека из другой страны, что, в принципе является верным утверждением, однако еще не раскрывает юридического содержания и значения данного понятия»[2]. Действующее законодательство Российской Федерации содержит в себе некоторые понятия, используемые для характеристики тех лиц, которые не обладают гражданством в России: «иностранный гражданин», «лицо без гражданства», а также нередко встречающиеся понятия«иностранец», «иностранцы». Установим соотношение указанных определений по отношению друг к другу.
    Указанные нами выше группы, которые находятся на территории Российской Федерации согласно действующему законодательству, имеют определенный юридический статус, схожий в той или иной степени с базой правового статуса граждан Российской Федерации, отличающегося определенными особенностями. Законодательство, действующее на территории Российской Федерации, распространяется на всех ее граждан независимо от социального положения, возраста, национальности и иных признаков. Основу статуса с точки зрения административного права, граждан иностранных государств у нас в стране составляют положения основного закона нашего государства – Конституции, которая предусматривает, что граждане иного государства, а также лица без гражданства пользуются правами  в Российской Федерации, а также несут обязанности,  наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением некоторых случаев.
      Глава 2 главного закона нашего государства, именуемая  «Права и свободы человека и гражданина» содержит в себе положения, гарантирующие права и свободы человека и гражданина, при этом в группу, относимую к человеку входят также и граждане иного государства. В Конституции закреплены две группы лиц, во-первых, это граждане иного государства, а во-вторых, лица, не имеющие гражданства, также существуют еще и лица, которые получили политическое убежище. Данное убежище могут получить как лица иностранного государства, так и лица,  не имеющие гражданства.
    Федеральный закон «О правовом положении иностранныхграждан в Российской Федерации»[3] указывает на то, что «иностранный гражданин» содержит в себе и определение «лицо без гражданства», кроме случаев, когда федеральное законодательство установило правила либо нормы, предусмотренные только для лиц, не имеющих гражданства, которые различаются с правилами и нормами, которые установлены непосредственно для граждан иного государства.
    Гражданином иностранного государства является физическое лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и имеет доказательства, подтверждающие наличие у него гражданства, или говоря иными словами, подданства, иностранного государства. В качестве таких доказательств могут выступать паспорт на имя гражданина иностранного государства, либо иные личные важные документы, выданные в иностранном государстве.
    В качестве лица без гражданства законодатель устанавливает граждан, которые проживают на территории нашей страны, но не являются гражданами Российской Федерации, а также те лица, которые не имеют каких-либо доказательств, подтверждающих принадлежность к иному государству.
    Законодатель делит граждан иного государства на следующие категории:
    - цель пребывания в России. К таким гражданам иного государства можно отнести  корреспондентов и журналистов, которые аккредитованы в России либо трудящихся эмигрантов, либо  работников дипломатических и консульских учреждений, международных организаций, а также другие лица;
    - срок пребывания в Российской Федерации. К таким лицам можно отнести лиц, которые либо временно пребывают,  либо временно проживают, либо постоянно проживают на территории России;
    - степень подчиненности юрисдикции России. Сюда можно отнести либо граждан, которые обладают, либо не обладают дипломатическим иммунитетом, либо военнослужащих воинских частей иностранных государств, либо граждан, которые трудятся по контракту с учреждениями, организациями, предприятиями Российской Федерации, либо граждан, которые служат в международных организациях.
    Следовательно, вместе с гражданами России на территории нашего государства проживают не только граждане иных государств, но и лица, не имеющие гражданства. Указанные лица могут выступать в качестве субъектов отношений, складывающихся в области административного права. Правовой статус таких граждан определен основным законом нашей страны – Конституцией, а также принятым на основе конституционных принципов – Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также на основе иных нормативных правовых актов, действующих в настоящее время. Законодатель устанавливает различия между гражданами иного государства  с гражданами, не имеющими гражданства, которые регулярно проживают на территории Российской Федерации, а также временно пребывают либо временно проживают в нашей стране.
     
    1.2.Административно-правовой режим временного пребывания, временного проживания и постоянного проживания иностранных граждан в Российской Федерации
     
    Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин— лицо, которое прибыло в Россию в связи с имеющейся визой, либо при наличии безвизового порядка, либо в связи с имеющейся миграционной картой.
    Согласно существующему общему правилу граждане иного государства, а также лица, не имеющие гражданства вправе въезжать на территорию России по имеющейся в наличии визы, предоставленной  Российской Федерацией по документам, которые действуют на период въезда и которые удостоверяют личность выезжаемого лица, которое признается в данном качестве Россией.
    Существует несколько видов виз, предоставляемых Российской Федерацией гражданину иного государства при въезде в страну, при этом вид выдаваемой визы зависит от цели последующего пребывания на территории Российской Федерации, то есть это может быть либо дипломатическая виза, либо транзитная виза, либо виза, предназначенная для временного проживания, либо обыкновенная виза. Последний вид визы также можно подразделить на несколько категорий, а именно: деловая, гуманитарная, частная, для предоставления убежища, туристическая либо учебная, либо рабочая визы. Оформляется любая виза в течение  двадцати дней, не считая выходных дней, с момента обращения гражданина иного государства[4].
    Миграционная карта, выдаваемая гражданину иного государства либо лицу, не имеющему какого –либо гражданства, содержит в себе сведения о ее владельце, а также периоде времени возможного и разрешенного пребывания на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
     Ю.А. Дмитриев и его сторонники считают, что «по сложившейся практике иностранный гражданин или лицо без гражданства получает миграционную карту в пункте пропуска через Государственную границу РФ, либо в поезде или самолете, и заблаговременно заполняет ее; в ней также делается отметка о времени пересечения Государственной границы РФ»[5]. Миграционная карта выдается только единожды для посещения Российской Федерации, в миграционной карте указываются пределы пребывания на территории нашего государства с момента прибытия и до конца срока, также указывается цель прибытия в Российскую Федерацию. В качестве документа, который бы являлся причиной для дальнейшей выдачи визы или же въезда, при котором виза не требуется, будет приглашение для въезда на территорию Российской Федерации. Это касается не только граждан иного государства, но и лиц, не имеющих какого-либо гражданства.
    Согласно федеральному законодательству приглашение на въезд на территорию Российской Федерации может быть выдано  либо Министерством Иностранных дел Российской Федерации либо Министерством Внутренних дел Российской Федерации, либо территориальным органом[6].
    Д.П. Звоненко считает, что «в качестве оснований  для отказа на въезд на территорию Российской Федерации гражданам иного государства, либо лицам, не имеющим гражданства могут быть:
    1) необходимость обеспечения обороноспособности либо безопасности страны, или же общественного порядка, или же защиты здоровья населения;
    2) за время предыдущего пребывания в Российской Федерации они были выдворены за пределы государства в принудительном порядке либо депортировались (в течение пяти лет после административного выдворения или депортации);
    3) присутствие непогашенной либо  неснятой судимости за совершение тяжкого или же особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации, либо за ее пределами;
    4) непредоставление необходимых документов, которые нужны для получения визы на пребывание  на территории  Российской Федерации (до их представления), а также полиса медицинского страхования;
    5) не предоставление доказательств, подтверждающих наличие средств для проживания на территории России;
    6) принятие решения о нежелательности проживания в России»[7].
    Период времени для временного пребывания на территории Российской Федерации гражданина иного государства устанавливается тем сроком, который указан в выданной визе, либо иной срок, предусмотренный федеральным законодательством, действующим на территории Российской Федерации. Период времени временного пребывания граждан иных государств, которые прибыли на территорию Российской Федерации в установленном законодательством порядке, который не требует получения визы, не может быть более девяноста суток. Тем не менее Правительство России может увеличить данный период времени  до 180 суток, либо уменьшить его, то есть общий срок пребывания, для отдельных граждан иностранных государств, которые временно находятся на территории нашей страны, как в пределах Российской Федерации, так и в пределах отдельных ее субъектов, либо субъекта. Данное решение моет быть принято Правительством России с целью обеспечить национальную безопасность, а также поддержать максимальный баланс существующих ресурсов труда, оказать содействие в основном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации.
    Что касаемо граждан иностранных государств, которые прибыли на территорию России в установленном законодательством порядке, который не требует получать визу, и которые заключили трудовой либо гражданско-правовой договор для осуществления каких-либо услуг либо работ, период временного пребывания в России должен быть продлен на период действия указанного договора, однако на период времени, не превышающий одного года, который исчисляется с момента въезда на территорию России гражданина иностранного государства. Решение о продлении периода действия разрешения должно быть принято только федеральным органом исполнительной власти в области миграции либо его органом, расположенном на территории по месту пребывания гражданина иного государства. Об этом ставится отметка в миграционной карте указанного гражданина. По мере окончания срока действия визы гражданин иностранного государства, который временно пребывает на территории России, обязан в соответствии с действующим законодательством выехать за пределы России.
    По мнению В.Е. Степенко «временное пребывание на территории Российской Федерации осуществляется в течение длительного срока на основании разрешения на временное проживание»[8].
    Разрешение на временное проживаниена территории Российской Федерации является подтверждающим право гражданина иного государства проживать определенный период времени в России до того момента, пока не будет получен вид на жительство. Такое разрешение  должно быть оформлено в виде отметки в удостоверяющем личность лица документе. Данное разрешение действует в течение трех лет[9].
    Для получения указанного выше разрешения гражданин иностранного государства подает заявление в территориальное УФМС России либо в консульское учреждение Российской Федерации, либо в дипломатическое представительство Российской Федерации, расположенных в государстве проживания данного гражданина, где в течение шести месяцев происходит оформление указанного выше разрешения, после чего указанный документ  выдается гражданину иностранного государства на временное проживание на территории России.если гражданин иностранного государства пребывает в Россию без визы и на данном основании находится на территории России, то временное разрешение на временное проживание выдается в территориальном ОУФМС в пределах шестидесяти суток с момента подачи заявления,  установленной действующим законодательством, формы.
    Законодателем предусмотрена выдача разрешения на временное проживание  в пределах квоты, которая устанавливается каждый год Правительством Российской Федерации, при этом количество прибываемыхлиц и выдача им разрешения на временное проживание делится по субъектам Российской Федерации. В этом случае имеют значение и ситуация в демографической области субъекта, и его возможности по возможности обустройства граждан иностранных государств. На период с 01.01.2013 по 31.012.2013 года квота на выдачу разрешений лицам, не имеющим гражданства, а также гражданам иного государства на временное проживание в России была установлена в размере 105 000 разрешений[10].
    Отметка, которая сделана в документе, удостоверяющем личность гражданина иностранного государства либо лица, не имеющего какого-либо гражданства является подтверждением права на проживание указанных лиц на территории России временно до момента, пока не будет получен вид на жительство. Кроме того, аналогичным подтверждением могут выступать и специальные документы, форма которых установлена действующим в Российской Федерации законодательством, которые выдаются лицу, не имеющему какого-либо гражданства, которое не имеет каких-либо документов, удостоверяющих личность.
    Гражданин иностранного государства, который проживает в Российской Федерации один год в соответствии с разрешением, выданным на временное проживание, вправе получить вид на жительство в России, выдаваемый  гражданину иного государства либо лицу, не имеющему какого-либо гражданства, в качестве подтверждения существующих прав на регулярное проживание в России, а также предоставляет право указанным категориям граждан перемещаться в пределах России, а также свободным образом осуществлять как выезд, так и въезд на территорию Российской Федерации.
    Вид на жительство, выдаваемый лицу, не имеющему какого-либо гражданства, удостоверяет его личность. Заявление о выдаче вида на жительство направляется в территориальный ОУФМС не позже шестимесячного срока до истечения периода действия разрешения на временное жительство
    Вид на жительство может быть выдано гражданину иного государства при наличии документа, который удостоверяет его личность, на период не свыше 5 лет. Когда данный срок истекает, то период действия вида на жительство может быть продлен еще на 5 лет по заявлению лица его подавшего. Период действия указанного вида на жительство может быть продлен.
    Кроме того, гражданин иного государства, который регулярно проживает  в России в качестве обязанности должен каждый год направлять в виде уведомления подтверждение проживания в России территориальный ОУФМС  по месту  его проживания. Учет граждан иностранных государств, а также лиц, не имеющих какого-либо гражданства относится к деятельности по фиксированию  и сбору информации об указанных гражданах, а также об их перемещении, именуется миграционным учетом[11]. Проведение миграционного учета включает в себя следующее:
    - регистрация и проведение учета, как по месту жительства, так и по месту пребывания, фиксирование другой информации в случае необходимости в соответствии с действующим законодательством; 
    - проведение анализа, обработки, сохранности, а также защиты и возможности использовать сведения, как о качественных, так и о количественных процессах, протекающих в области социальной, экономической, и иных характеристиках процесса миграции;
    - осуществление комплекса информации, содержащейся в учете мигрантов, которая включает информацию, установленную законодательством.
    По мнению Д.Н. Бахрах «те граждане иностранных государств, которые регулярно либо временно проживают на территории Российской Федерации подлежат обязательной регистрации, как по месту проживания, так и по месту фактического пребывания. Граждане иностранных государств, которые временно пребывают на территорию Российской Федерации подлежат регистрации по месту пребывания»[12].
    Помимо указанного выше, также существуют и особенности выезда за пределы территории Российской Федерации. Так, граждане иностранных государств могут выехать за пределы России либо по заграничному паспорту, либо по иному документу, который его заменяет. Помимо этого, гражданин иного государства обязан иметь при себе выездную визу и в миграционной карте должна стоять отметка об этом.  Данная миграционная карта с существующими у ней отметками передается должностному лицу, осуществляющему пограничный контроль при прохождении такового на контрольно-пропускном пункте, расположенном на государственной границе России. Тем не менее, при выезде, согласно действующему законодательству, гражданам  иного государства либо лицам, не имеющим какого-либо гражданства, могут быть установлены ограничения, которые заключаются в следующем, если[13]:
    задержаны по подозрению в совершении преступления или же привлечены в качестве обвиняемых, то есть до разрешения уголовного дела в порядке судопроизводства либо до вступления приговора, вынесенного судом в законную силу;привлечены к административной ответственности за совершение административного правонарушения до того момента, пока не будет исполнено наказание, либо данное лицо не будет освобождено от исполнения наказания в соответствии с действующим законодательством;является уклоняющимся от выполнения обязательств, которые были наложены судом до того момента, пока не будут исполнены данные обязательства, либо пока стороны не придут к соглашению на основании действующего законодательства;является осужденным за совершение преступления, предусмотренного Особенной частью Уголовного кодекса Российской Федерации, на территории России до конца отбытия срока наказания.либо до момента, когда будет освобожден от исполнения наказания, назначенного судом в соответствии с действующим законодательством;не исполняет предусмотренные налоговым законодательством, действующим на территории Российской Федерации, обязательства по уплате налоговых сборов до тех пор, пока данные обязательства не будут исполнены в соответствии с действующим законодательством. Поводя итог, можно сказать, что в Российской Федерации комплекс норм права, а также мер по организации, которая определяет поведение граждан иных государств, либо лиц, не имеющих какого-либо гражданства, связанного с их правом на проживание либо временное пребывание на территории Российской Федерации, а также их передвижением является составным элементом режима иностранных граждан, также существует установленный законодательством порядок, связанный с деятельностью органов государственной власти, либо организаций, либо общественных объединений либо должностных лиц, а также граждан Российской Федерации.

    1.3. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан
    и лиц без гражданства в РФ
     
    Законодателем предоставлена возможность для граждан иностранных государств реализовывать права и свободы, закрепленные на конституционном уровне. Возможность такой реализации может зависеть от нижеперечисленных причин:
    особенности режима пребывания указанных выше граждан на территории России;формулировка, указанная в действующем законодательстве. Кроме того, законодателем предусмотрен определенный перечень по изъятию и ограничению в статусе граждан иностранных государств с точки зрения административного права, в сравнении с гражданами Российской Федерации. К таким ограничениям законодатель относит:
    Право на свободу передвижения.Граждане иностранного государства вправе передвигаться свободно при наличии личной либо деловой цели по территории российской Федерации, кроме возможноти посещать какие-либо территории, либо организации, либо объекты, на которые можно проникать только при наличии специального разрешения[14]. Гражданин иностранного государства, который временно проживает в России не имеет права по своему желанию менять место проживания на территории того или иного субъекта Российской Федерации, где у него имеется разрешение пребывать временно, а также не имеет права выбирать место своего жительства за пределами указанного субъекта России.Отношение иностранных граждан к избирательному праву. Граждане иного государства не вправе выбирать и быть выбранными в органы государственной власти на федеральном уровне, либо субъектов России, а также не вправе принимать участие в проводимом на территории Российской Федерации референдуме, а также референдумах, проводимых в пределах субъектов России. Тем не менее законодательством предусмотрено, что граждане иностранных государств, которые регулярно проживают на территории России в установленном законодательством порядке вправе выбирать и быть выбранными в органы самоуправления на местном уровне, либо принимать участи е в референдуме, проводимом на местном уровне[15]. Но и в данном случае в качестве основания для осуществления указанных прав должен иметь место международный договор, заключенный между Россией и государством, чьим гражданином либо подданным является указанный гражданин. В основном к таким государствам относятся государства бывшего СССР.
    Свобода труда.Граждане иностранного государства вправе распоряжаться имеющимися у них способностями к труду, а также свободно осуществлять выбор того или иного вида деятельности, либо выбирать профессию, кроме того, вправе свободно испольщовать имеющимся у них способности и имеющееся в наличии имщуество, для осуществления предпринимательства, либо иного вида деятельности, которая не запрещена законодателем, учитывая имеющиеся ограничения, предусмотренные законом. Кроме того, гражданин иностранного государства вправе трудиться на основании имеющегося у него специального разрешения на работу. Но некоторые группы граждан вправе не получать указанное разрешение. К таким гражданам относятся регулярно проживающие на территории России сотрудники диппредставительств либо консульских учреждений иностранных государств в России, либо сотрудники международныхорганизаций, которые проходят обучение в образовательных учреждениях России, а также осуществляющие выполнение работы либо услуги, а также иные. Разрешение  на работу – это документ, который оформлен надлежащим образом и официально, он повреждает право  гражданина иного государства на осуществление в России той или иной деятельности либо право гражданина иностранного государства, который зарегистрирован в соответствии с действующим законодательством России, как индивидуальный предприниматель для осуществления деятельности в сфере предпринимательства, на определенный период времени.
    Тем не менее, граждане иностранного государства также не имеют права, которые по основному закону нашего государства предоставляются только гражданам Российской Федерации. К таким  ограничениям можно отнести невозможность указанных граждан занимать определенные должности, которые относятся к государственной лицо муниципальной службе, а также не имеют права замещать должности в составе экипажа судна, которое плавает под Государственным флагом России, а также не вправе быть командиром воздушного судна гражданской авиации либо находиться на государственной или же  муниципальной службе, либо быть принятым на работу на объекты, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Россиибыть членом военного корабля либо иного эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной авиации, а также осуществлять иную деятельность, по которой имеется ограничения, установленные законодательством России.[16]Работодатель вправе использовать труд либо привлекать для осуществления трудовой деятельности только тех граждан иностранного государства, которые имеют специальное разрешение на работу. Гражданин, который временно проживает и является гражданином иностранного государства не может осуществлять деятельность за пределами того субъекта, где ему разрешено проживать временно.
    Право поступления на государственную и муниципальную службу. В соответствии с действующим законодательством гражданин иностранного государства, как было уже отмечено ранее не в правеосуществлять деятельность на госслужбе, а также не может быть сотрудником прокуратуры, ОВД, ФПС, ГФС, ГНК, УИИ и УИС, а также таможенных органов.Отношение иностранных граждан к военной службе.Законодатель предусматривает, что граждане иного государства не имеют права призываться для прохождения воинской службы либо альтернативной гражданской службы, но допускает, что они могу проходить службу по заключенному с ними контракту на воинских должностях, которые подлежат замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.[17] Кроме того, граждане иностранного государства в соответствии с предусмотренными и действующими на территории Российской Федерации конституционными принципами вправе пользоваться правами наравне с гражданами России и нести в равной степени обязанности. К таким обазнностям законодатель относить уплату налогов и сборов различного характера, предусмотренных законом Российской Федерации, а также осуществлять меры по охране не только природных ресурсов, но и окружающей среды, а также беречь памятники истории и культуры, уважать и соблюдать законодательство, действующее на территории Российской Федерации, не наносить какого-либо ущерба не только гражданам России, но и Российской Федерации в целом. Кроме того и граждане иных государств, и лица, не имеющие какого-либо гражданства должны страховать свое здоровье по комплексуобязательного медицинского страхования, которое предусматривает оказание им медицинской помощи, включая медико-транспортные услуги.[18]
    Также законодатель предусмотрел и специальные обязанности для граждан иностранных государств в России, а именно:
    выехать с территории Российской Федерации в течение 3 дней, если срок проживания либо временного пребывания указанного гражданина в России сокращен;в течение 3 рабочих дней встать на регистрацию в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в области миграции по месту его пребывания;при выезде с территории Россииуказанный гражданин обязан сдать миграционную карту в пункте пропуска через госграницу России;временно либо постоянно проживающие в Россииграждане иностранных государств каждый год перерегистрацию в территориальномОУФМС по месту проживания;выехать с территории России в течение пятнадцатидневного срока, если разрешение на временное проживание либовид на жительство аннулированы. На основании изложенного выше можно сказать, что статус граждан иностранных государств либо лиц, не имеющих какого-либо гражданства с точки зрения административного права является комплексом существующих у них прав и обязанностей, которые предусмотрены действующим на территории Российской Федерации законодательством, а значит, которые гарантированы государством. Указанные граждане имеют права, а также выполняют обязанности в соответствии с действующими законами, наравне с гражданами России, за исключением случаев, установленных либо действующим законодательством, либо международными договорами, которые заключены между Российской Федерацией и государством, чьим гражданином либо подданным является прибывший на территорию России иностранный гражданин.
     
    1.4.Административно-правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев на территории РФ.
     
    Существующие конфликты между нациями в тех либо иных субъектах, включенных в состав России, вынудили большое количество людей переселяться в более спокойные районы, меняя давно устоявший уклад жизни, начиная все с самого начала. В связи с этим возникла необходимость в регулировании с точки зрения права статуса указанных лиц.
    Л.В. Андриченко считает, что «сохраняется спонтанный, во многом неуправляемый характер миграции, которая оказывает негативное влияние на экономические, социальные, демографические, этнокультурные и другие процессы как в Российской Федерации в целом, так и в отдельных ее регионах»[19].
    Рассмотрим более подробно некоторые категории таких переселенцев.
    беженцы.  Законодатель подразумевает, что это категория является особой, поскольку они бросают место своего постоянного проживания за пределами территории Российской Федерации не по своему желанию. Правовое положение указанных лиц закрепляется в законодательстве, действующем на территории Российской Федерации, где определены причины, а также определенный порядок признания беженцем. Данный закон установил гарантированную защиту прав, а также законных интересов данной категории, закрепив их на уровне Конституции России, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормативными актами международного права, а также международными договорами, заключенными с участием России. Для того, чтобы лицо было признано беженцем, необходимо пройти специальную процедуру, начинаемую с момента заявления ходатайства о признании беженцем в России и, заканчивая моментом выдачей документа, подтверждающего, что лицо является беженцем, либо выдачей уведомления об отказе в признании беженцем по тем или иным основаниям, указанным в законодательстве России.  Кроме того, лицо, которому исполнилось восемнадцать лет, желающее быть признанным беженцем, обязано либо лично, либо через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством, которое должно быть в письменной форме в соответствующий орган. В случае принятия положительного решения, то есть признания лица беженцем, ему выдается соответствующее удостоверение, а также на него и членов его семьи возлагаются определенные обязанности, вместе с тем, они приобретают определенные права. Беженцем лицо может быть признано на период времени не превышающий 3 лет, а затем срок может быть либо продлен на один год, либо может быть отказано в его продлении.
    Н.В. Макарейко считает, что «статус беженца позволяет получать питание и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения до убытия к новому месту пребывания; пользоваться жилым помещением, предоставляемым из фонда жилья для временного поселения; получать медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами РФ; работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью; приобретать в собственность недвижимость на условиях, предусмотренных для иностранных граждан, ходатайствовать о получении российского гражданства; получать социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами РФ,  а также иные права»[20].
    Лицо, которое получило временное убежище, получает свидетельство, являющееся основанием для пребывания на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством, а также для осуществления регистрации в ОВД по месту пребывания.
    вынужденным переселенцем[21] в соответствии с общим правилом может быть признан гражданина России, который покинул место жительства из-за совершенного в отношении него либо членов его семьи насилия какой-либо формы, либо осуществления преследования в отношении них, или же наличия опасности быть подвергнутым преследованию по каким-либо противоречиям, которая является реальной. Согласно мнению И.Т. Беспалого, «вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории РФ и изменившие место жительства в пределах территории РФ»[22].
    То лицо, которое претендует на статус стать вынужденным переселенцем, должно незамедлительно обратиться с соответствующим ходатайством в ОУФМС по месту своего нового пребывания. Данное ходатайство должно быть рассмотрено в течении трех-пяти дней, а ОУФМС принимает решение о признании такого лица вынужденным переселенцем. Данное  лицо получает документ о том, что ему присвоен указанный статус, само выбирает новое место жительство на территории Российской Федерации либо может быть направлено вместе с членами своей семьи ОУФМС  в центр временного размещения. Данный статус предоставляется лицу первоначально  на срок не более 5 лет, но в силу каких-либо обстоятельств, которые препятствуют обустройству в другом месте жительства, может быть продлен  ОУФМС на последующий год.
    И.А. Соколов считает, что «не могут признаваться  беженцами либо  вынужденными переселенцами лица, которые:
    - совершили преступление против мира, человечества либо иное тяжкое или особо тяжкое преступление, предусмотренное Особенной частью Уголовного кодекса Российской Федерации, за совершение которого предусмотрено уголовное наказание;
    -  покинуло место жительство по причинам, связанным с экономикой, либо в связи с существующими эпидемиями, голодом либо иных чрезвычайных ситуаций природного либо техногенного характера;
    - не обратилось без наличия уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение годас момента выбытия с места жительства или же  в течение 1 месяца с момента утраты статуса беженца из-за приобретения гражданства России».[23]
    Следовательно, статус беженцев либо вынужденных переселенцев в России дает возможность лицам, которые обладают данным статусом, реализовать с точки зрения административного права всю совокупность прав человека и гражданина, а также принять обязанности, установленные основным законом нашего государства – Конституцией России, а также в соответствии с международными договорами, заключенными с участием Российской Федерации.
     
     
     
     
    Глава 2. Характеристика административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства
     
    2.1. Сущность административного выдворения и депортации иностранных граждан и лиц без гражданства
     
    Особое место  в комплексе мер по применению административного принуждения занимает административная ответственность, которая является одним из видов юридической ответственности, наступаемой вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих обязанностей.
    В соответствии с действующим законодательством установлено, что граждане иностранных государств, которые совершили противоправное деяние, либо административное или же другое правонарушение на территории России, должны быть привлечены к ответственности того либо иного вида на общих основаниях в соответствии с действующим законодательством, равно как и граждане Российской Федерации. В случае нарушения гражданами иностранных государств либо лицами, не имеющими какого-либо гражданства, режима пребывания на территории Российской Федерации наступает административная ответственность, то есть применяются меры административного характера различного вида, перечень которых предусмотрен действующим в настоящее время Кодексом об административных правонарушениях. Такие меры могут быть либо в виде предупреждения, либо  штрафа, либо конфискации орудий совершения, а также и предметов совершения административного правонарушения, либо  административного выдворения[24]. Кроме того, административная ответственность предусмотрена не только для граждан России, но для граждан иного государства, либо лиц, не имеющих какого-либо гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации в соответствии с теми основаниями, которые были рассмотрены нами ранее. Но законодатель предусмотрел для лиц, не имеющих какого-либо гражданства, а также для лиц, являющихся гражданами другого государства определенную особенность в статусе с точки зрения административного права, то есть это специальная мера наказания, которой подвергаются только указанные выше лица, граждане Российской Федерации данной мере наказания подвергнуты быть не могут. Данная мера именуется законодателем административным выдворением.
    Рассмотрим его суть.
    Административное выдворение за пределы территории Российской Федерации граждан, являющихся гражданами либо подданными иного государства, а также лиц, не имеющих какого-либо гражданства, состоит в контролируемом перемещении за пределы территории России через госграницу данного государства или же в контролируемом самостоятельном выезде указанных лиц, которое осуществляется принудительно и носит принудительный характер.
    Публично-правовая сущность указанного вмешательства в права таких лиц объясняется тем, что административное выдворение может быть применена только властно-обязывающим образом, то есть осуществляется субъектом, наделенным государством определенной властью, который полномочен налагать наказания, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях. В качестве такого субъекта может выступать либо должностное лицо, либо государственный орган.
    И.В. Максимов  считает, что «как и всякое административное наказание, административное выдворениеимеет личный характер, то есть может быть примененотолько к лицу, которое совершило административное правонарушение. Применение административного выдворения к гражданам Российской Федерации является недопустимым»[25].
    Законодателем предусмотрено административное выдворение граждан иностранного государства либо лиц, не имеющих какого-либо гражданства, в следующих случаях:
    осуществление трудовой деятельности  на территории России без специального разрешения;нарушение правил пересечения госграницы России либо лицами, либо транспортными средствами, или же нарушение порядка следования от госграницы России до контрольно-пропускного пункта через госграницу России и в обратном направлении; нарушение правил въезда на территорию России или же нарушение режима проживания либо пребывания в России;иные виды нарушений, предусмотренных административным законодательством. А.С. Дугенец придерживается мнения, что «административное выдворение гражданина иного государстваза пределытерритории Российской Федерации может быть осуществлено только за счет средств, имеющихся у выдворяемого лица, а если средства отсутствуют или же невозможно установить сторону, которая пригласила данное лицо в Россию, то – за счет средств федерального бюджета»[26].
    Те средства, которые выделяются из федерального бюджета на мероприятия, проводимые по выдворению, должны быть расходованы на покупку документов, дающих выдворяемому лицу право на проезд, а также на содержание такого лица того мемента, пока не будет исполнено решение об административном выдворении, а также иных документов, которые необходимо оформить для осуществления данной меры административного характера, и т.п.
    Основной целью выдворения является фактически доставление лица, не имеющего какого-либо гражданства, либо гражданина иного государства за пределы территории России. Но, помимо выдворения, для данного лица будет установлен мораторий на последующий въезд на территорию нашего государства в течение последующих 5 лет, независимо от того, соберется данное лицо прибыть в Российскую Федерацию на законных основаниях, либо незаконно. Кроме того, он будет лишен возможности получить гражданство Российской Федерации либо осуществлять на территории России любой вид предпринимательской деятельности.
    Изучив обзоры существующей судебной практики, модно прийти к выводу, что выдворение с территории Российской Федерации не осуществляется в  то случае, если это препятствует одному из супругов вести совместное хозяйство либо вести совместную семейную жизнь в пределах территории Российской Федерации. Следовательно, гражданину иного государства, которое трудится на законных основаниях на территории России не грозит административное выдворение, если будет заключен брак с лицом, являющимся гражданином России. Указанная судебная практика существует с 2005 года, когда в ходе судебного заседания исследовались доказательства, включая показания супруги. В резолютивной части судом было указано, что исполнение административного наказания в виде выдворения за пределы территории Российской Федерации в соответствии с п. 3 ст. 7 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" влечет
    невозможность получения К. разрешения на временное проживание в Российской Федерации в течение пяти лет. Следовательно, не исключено серьезное вмешательство в право заявителей на уважение их семейной жизни (о чем они свидетельствуют в жалобах, поданных в Верховный Суд РФ)[27].
    Аналогичный вывод сделан в решении Верховного Суда от 1 ноября 2010 г. N 53-АД10-5. При этом суд встал на сторону правонарушителя. Фактически судами брак с гражданином РФ рассматривается как смягчающее обстоятельство. Кроме того, смягчающим обстоятельством является наличие детей - граждан РФ. Данное решение было принято Верховным Судом РФ от 28.07.2010 г. N 2-АД10-4[28]. В данном решении судом было указано, что в силу пункта 4 статьи 12 Федерального закона "О беженцах" получившее временное
    убежище лицо не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).
    Однако существует и прямо противоположная судебная практика. Так, в Постановлении Верховного Суда от 17 февраля 2011 г. N 11-АД11-1[29] суд исследовал обстоятельства, в соответствии с которыми отсутствуют данные о создании семьи с целью проживания с супругой именно в РФ. Следовательно, говорить о нарушении права на семейную жизнь оснований не имеется. Поэтому принятие решения о выдворении правомерно.
    Таким образом, в качестве смягчающих обстоятельств суд учитывает наличие супруга либо супруги, являющихся гражданами Российской Федерации, а также наличие несовершеннолетних детей либо статуса беженца. Не будет являться смягчающим обстоятельством отсутствие семьи либо отсутствия факта о цели проживания либо пребывания именно в России, либо наличие повторного нарушения действующего на территории Российской Федерации законодательства.
    Решение об административном выдворении может быть принято только судом, а если гражданин иного государства либо лицо, не имеющее какого-либо гражданства совершили правонарушение при въезде на территорию России, предусмотренное кодеком об административных правонарушениях, то рассматривается и назначается компетентными должностными лицами органов исполнительной власти, которые наделены специальными полномочиями, то есть к ним могут относиться сотрудники пограничных органов.
    Административное выдворение немного схоже с мерой принуждения в виде депортации, которая также может быть применена только к гражданам иного государства либо лицам, не имеющим какого-либо гражданства, при наличии утраты либо прекращения оснований, указанных в законодательстве, для их дальнейшего пребывания на территории России[30].
    Согласно существующему мнению А.С. Лукьянова, «депортация не является видом административного наказания, которое применяется к гражданам иного государства либо лицам не имеющим какого-либо гражданства. Это особый инструмент государственного принуждения, применение которого, прежде всего, направлено на обеспечение безопасности и охрану здоровья иных граждан». Для того, чтобы применить депортацию в отношении гражданина иного государства либо лица, не имеющего какого-либо гражданства присутствие факта правонарушения не нужно и в обязательный порядок не входит. В соответствии с общим правилом в качестве основания для осуществления депортации выступает сам факт пребывания гражданина иного государства либо лица, не имеющего какого-либо гражданства, на территории государства, которое создает угрозу не только отдельным лицам, но и обществу в целом. Непосредственное содержание под стражей для гражданина иного государства может быть применено только перед его высылкой под конвоем, сопровождающим его до границы Российской Федерации. Депортация осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством и соблюдении всех правил. Депортация может быть применена, когда:
    -  аннулировано разрешение на временное проживание либо вид на жительство и гражданин иного государства не выехал в течение пятнадцати дней;
    - выявлена ВИЧ-инфекция;
    - срок проживания либо временного пребывания гражданину иностранного государствасокращен и он не выехал за пределы территории России в течение трех дней;
    - в отношении гражданина иностранного государства и его членов семьи, получено уведомление  об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем или же уведомление об утрате или лишении статуса беженца либо утратившего или лишенного временного убежища, а также не использовавшего право обжалования, решения которое было вынесено, либо в случае получения отказа на жалобу и не имеющего других оснований в соответствии с действующим законодательством, для пребывания на территории РФ, а также лишенного статуса беженца или временного убежища в связи с его осуждением за совершение преступления на территории России, - после отбытия наказания, если другие нормы не были предусмотрены международными договорами, заключенными с участием России;
    -в отношении гражданина иного государства принято решение о нежелательности пребывания либо проживания на территории России, либо ее субъектов.
    Перечисленные выше случаи дают возможность лишить права  граждан иного государства либо лиц, не имеющих какого-либо гражданства из-за допущенных ими правонарушений, за совершение которых предусмотрена административная ответственность, которые не являются категориями административного наказания,  в течении 5 лет обращаться за получением разрешения на въезд на территорию России.
    Следовательно, Российская Федерация, когда осуществляет выдворение граждан иного государства, осуществляет реализацию собственного суверенитета, а также это дает возможность обеспечить стабильный правопорядок. Административное выдворение является очень тяжким наказанием, предусмотренным Кодексом об административных правонарушениях, срледи немногих аналогичных наказаний. Оно сопоставимо по внешним характеристикам с наказанием, предусмотренным Уголовным кодексом Российской Федерации. Это подтверждается формой его осуществления, временной промежуток карательного воздействия, определенными затратами на его исполнение. В отличие от административного выдворения, депортация предусматривает собой высылку лица в случае утраты либо прекращенияоснований для его дальнейшего пребывания или проживания на территории субъектов России, либо на территории России в целом, в иное государство, которая осуществляется принудительно и под конвоем.
     
    2.2. Соотношение административного выдворения и депортации иностранных граждан и лиц без гражданства: сравнительная характеристика
     
    Таким образом можно сказать, что характерными чертами для депортации являются:
    - в качестве субъектов могут выступать лишь граждане иного государства либо лица, не имеющие какого-либо гражданства;
    - она не – вид административного наказания;
    - мера принуждения со стороны государства, которая направлена на разграничение прав и свобод граждан иного государства, а также лиц, не имеющих какого-либо гражданства в России;
    - осуществляется только в соответствии с принятым компетентным органом исполнительной власти решением и только в отношении граждан иностранного государства либо лиц, не имеющих какого-либо гражданства;
    - может применяться как за совершения правомерного, так и неправомерного деяния, которое может выражаться как в действии, так и в бездействии.
    В отличие от депортации, административное выдворение имеет определенные особенности, к которым можно отнести:
    - в качестве субъектов  могут выступать только граждане иного государства либо лица, не имеющие какого-либо гражданства;
    - не может быть применено к гражданам иного государства, которые являются военнослужащими;
    - является мерой административного принуждения, которая направлена на ограничение прав и свобод граждан иного государства либо лиц, не имеющих какого-либо гражданства;
    - решение об административном выдворенииможет быть принято и осуществлено лишь в одностороннем порядке. Постановление овыдворении выносится без согласования с государством, гражданином которого является лицо, оно может только уведомляться об этом;
    - административное выдворение за пределы территории России граждан иного государства либо лиц, не имеющих какого-либо гражданства  осуществляется за совершениеправонарушения, за совершение которого предусмотрена административная ответственность;
    -исполнение решения об административном выдворении предполагает или контроль за выездом, который осуществляется за счет средств выдворяемого либо физического (юридического) лица, пригласившего, либо принудительное перемещение через госграницу за пределы территории России.
    Но не смотря на схожесть указанных понятий, А.С. Лукьянов считает, что
     «они имеют несколько существенных различий, связанных по нормативной правовой основе применения, по субъектному составу, органам, принимающим решение и органам, на которые возложено исполнение такого решения»[31].
    Существует мнение, что депортация – это вид административной ответственности, однако это не так, поскольку неправомерное поведение не может служить основанием для депортации, а также она не включена в комплекс наказаний, предусмотренных кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, а также решение о депортации может принять только ОУФМС России, но депортация является одним из методов в системе госуправления в сфере миграции с токи зрения административного права.
    В любом случае, рассмотренные нами меры административного принуждения могут быть соотнесены между собой по уровню их применения. Законодательством предусмотрена указанная возможность депортации, включая отказ добровольно покидать территорию России уопределенные законодателем сроки, что является составом административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 КоАП РФ, за которое наступает ответственность в виде административного выдворения. Это обстоятельство позволяет нам судить о характере взаимосвязи данных мер принуждения как условие, развивающее последствие. Но в этом случае депортация подменяется административным выдворением, выступающим мерой административного наказания.
    И депортация, и административное выдворение являются не единственном средством реализации миграционной политики Российской Федерации, однако их применение является довольно суровыми мерами по отношению к иностранным гражданам и лицам без гражданства в связи с тем, что влекут за собой неблагоприятные последствия в виде ограничения последующего въезда в Российскую Федерацию в течение длительного срока - 5 лет, а также могут быть связаны с кратковременным ограничением личной свободы и свободы передвижения при их исполнении. В связи с этим велика их не только административная роль в формировании должного правомерного поведения соответствующих субъектов - иностранных граждан и лиц без гражданства.
    Основной проблемой наступления административной ответственности состоит в оценке эффективности применяемых мер. Размер эффективности того или иного вида  наказания напрямую зависит от верного обозначения его задач и мерится их достижением. Задача наказаний состоит в перевоспитаниилица, совершившего административное правонарушение, за совершение которого предусмотрена административная ответственность, частное и общее предупреждение правонарушений (частная и общая превенция). Поэтому становится ясным, что наказание нужно для того, чтобы перевоспитать субъекта административной ответственности в духе уважения к действующему законодательству и существующему правопорядку, в целях предупреждения  совершения новых административных правонарушений не только самим правонарушителем, но и иными лицами. Государство также вправе обезопасить себя от лица иностранного государства либо лица, не имеющего какого-либо гражданства, который представляет угрозу его установленному правопорядку, не дожидаясь, пока тот совершит новое противоправное деяние, за совершение которого предусмотрена административная ответственность, а также  осуществлять это нужно  обоснованно, как нормативно, так и фактически.
    Хотя, конечно, трудно предположить, что административное выдворение полностью перевоспитает иностранного гражданина, т.е. сформирует у него уважение к российскому правопорядку. Ведь не случайно многие иностранные граждане-нелегалы проживают в России по нескольку лет и не спешат выезжать за ее пределы даже под страхом применения к ним административного выдворения.
    Административные наказания не должны преследовать и карательную цель. Кара является сущностной характеристикой наказания, но она не должна быть конечным результатом его применения. В таком случае наказание будет назначаться ради самого себя вообще без какой-либо действительной цели. Основной задачей органов административной юрисдикции станет выявление правонарушителя и привлечение его к ответственности.
    Таким образом, можно сделать вывод о единой сущности категорий «административное выдворение» и «депортация». Конечным результатом применения этих мер должно являться перемещение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы РФ, но первое нашло свое отражение в КоАП РФ, а депортация лишь упоминается в федеральных законах, осуществляется во внесудебном порядке, различающемся и по другим основаниям.
    Заключение
     
    Итак, заканчивая исследование темы данной курсовой работы, прихожу к следующим выводам.
    Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме - в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина.
    На территории Российской Федерации, кроме граждан России, составляющих большинство населения, постоянно проживают или временно находятся лица  не имеющие гражданства Российской Федерации, - так называемые «иностранцы». Термин «иностранцы» в литературе чаще всего используется в качестве собирательного понятия для обозначения двух категорий лиц: иностранных граждан и лиц без гражданства.
    Ситуация, когда физическое лицо становится лицом без гражданства, может возникнуть в силу множества причин. Например, лицо отказалось от своего гражданства, желая получить гражданство другого государства, но в получении нового гражданства ему было отказано. Либо произошел отказ от гражданства в пользу другого гражданства при вступлении в брак, а после расторжения брака новое гражданство утрачено. В любом случае положение лица, не имеющего гражданства, а соответственно, лишенного какой-либо помощи и поддержки со стороны государства, представляется печальным. 
    Момент возникновения административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданстваопределяется моментом въезда на территориюРФ.Однако момент такого возникновения может варьироваться от того, в каком порядке осуществляется въезд этих лиц на российскую территорию.
    Например, в случае, если в силу межгосударственных соглашений РФ для въезда на территорию РФ требуется получение визы, то административно-правовой статус иностранного гражданина и лица без гражданства возникает при обращении в компетентный орган РФ за получением соответствующей визы. Соответственно, между этим органом и иностранным гражданином складываются, по сути, административные отношения, выражающиеся, в частности, в обязанности иностранного гражданина представить соответствующий объем информации, при необходимости пройти медицинский осмотр и собеседования с представителями компетентного органа РФ. В свою очередь, он вправе проверить представляемые документы и при определенных основаниях отказать в выдаче визы и, соответственно, в возможности въезда в РФ.
    В том случае, если на основании межгосударственных соглашений въезд иностранного гражданина в РФ не требует предварительного получения визы, административно-правовой статус такого гражданина будет возникать при пересечении границы РФ.
    Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства утрачивается в момент их выезда из РФ. Однако во многих случаях выезд иностранного гражданина или лица без  гражданства за пределы РФ не влечет полного прекращения его административно-правового статуса на российской территории.
    Достаточно подробно регламентирован в настоящее время порядок въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Между тем, необходимо постоянно совершенствовать систему учета подобной категории лиц, как в целях защиты безопасности и конституционного строя Российской Федерации, так и в целях недопущения нарушения должностными лицами государственных и муниципальных органов прав лиц, не имеющих российского гражданства.
    Ключевым положением в понимании административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства является то, что данные лица пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.На данном принципиальном положении Конституции РФ базируется вся нормативно-правовая основа административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, состоящая из ряда федеральных законов
    Объем административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства по общему правилу тождествен статусу российских граждан, но с учетом ряда исключений., то есть административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, точно также как и общий статус, приравнены к аналогичным статусам россиян.Однако вместе с тем административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в силу специальных положений законодательства имеет особенности по сравнению с административно-правовым статусом российских граждан.
    Все иностранные граждане во время их пребывания в Российской Федерации вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах.Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только определяет их права и обязанности, но и, прежде всего, обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения иностранного гражданина.
    Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны соблюдать действующее российское законодательство независимо от оснований и сроков своего пребывания на российской территории. Из данного положения следует правило об общей с российскими гражданами ответственности за совершение правонарушений, в частности административных.
    Некоторые деяния, признаваемые в РФ административными правонарушениями, могут совершаться только иностранными гражданами и лицами без гражданства (например, нарушение режима пребывания или проживания). За нарушение законодательства (иммиграционных правил) лишь только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются такие меры административного принуждения, как депортация, применяемая органами внутренних дел и миграционной службы, и административное выдворение за пределы РФ, назначаемая только судом (судьей).
    Однако привлечение иностранных граждан и лиц без гражданства к административной ответственности и регулирование административных наказаний, применяемых к данным лицам, в настоящее время является отдельной проблемой. В этой сфере также существуют определенные пробелы и коллизии в законодательстве. В частности, законодателю следует провести более четкое разграничение между административным выдворением как видом наказания за совершение административного правонарушения и депортацией как мерой государственного принуждения. Возможно, следовало бы остановиться лишь на одном варианте, распространив его действие на более широкий круг случаев. 
    Таким образом, институт административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства имеет немалую правовую значимость, необходимость для развития и поддержания нормального государства, в том числе его авторитета как правового государства на международной арене.
    Следовательно, поставленные цели и задачи исследования данной темы полностью выполнены и достигнуты.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Список использованной литературы
     
    1. Нормативные правовые источники
    1.1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 2009. № 4.
    1.2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 02.11.2013, N 305-ФЗ) // "Российская газета", N 256, 31.12.2001, "Парламентская газета", N 2-5, 05.01.2002, "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1
    1.3.Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (ред. от 02.11.2013  N 299-ФЗ) // "Собрание законодательства РФ", 03.06.2002, N 22
    1.4.Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002  N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в ред. от 23.07.2013 N 224-ФЗ) // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, N 30
    1.5. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (ред. от 07.06.2013 N 108-ФЗ) // «Российская газета», N 156, 20.07.2006
    1.6.Федеральный Закон РФ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // "Российской газете" от 15.06.2002 г. N 106
    1.7.Федеральный закон Российской Федерации от 15 августа 1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 23.07.2013 N 224-ФЗ) // «Собрание законодательства РФ», 19.08.1996, N 34
    1.8.Федеральный закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» (в ред. от 02.07.2013) // «Российская газета», N 126, 03.06.1997, «Ведомости СНД И ВС РФ», 25.03.1993, N 12
    1.9.Федеральный закон "О вынужденных переселенцах" от 19.02.1993 N 4530-1 (ред. от 02.07.2013) // "Собрание законодательства РФ", 25.12.1995, N 52, "Российская газета", N 247
    1.10. Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (ред. от 27.09.2013г.) // «Российская газета», N 274, 03.12.2010
    1.11. Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 01.09.2013) // "Собрание законодательства РФ", 30.03.1998, N 13
    1.12.Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 N 335 «Об утверждении положения об установлении формы визы, порядка и условий её оформления и выдачи, продления срока её действия, восстановления её в случае утраты, а также порядка аннулирования визы» (ред. от 05.09.2011 N 732) // «Собрание законодательства РФ», 16.06.2003, N 24
    1.13.  Постановление Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 754 "Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение" // «Собрание законодательства РФ», 14.10.2002, N 14
    1.14.  Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789 «Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание» (ред. от 23.09.2008) // «Собрание законодательства РФ», 11.11.2002, N 45
    1.15.Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 г. N 755 "Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу" (ред. от 04.02.2011) // «Собрание законодательства РФ», 14.10.2002, N 41
    1.16. Распоряжение Правительства РФ от 19.11.2012 N 2127-р «Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2013 год» // СПС Консультант Плюс.
     
    2. Материалы судебной практики
    2.1. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2005 г. по делу N 86-ад05-2 об административном правонарушении // СПС Консультант Плюс.
    2.2. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 28 июля 2010 г. по делу N 2-АД10-4 об административном правонарушении // СПС Консультант Плюс.
    2.3. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. по делу N 11-АД11-1 об административном правонарушении // СПС Консультант Плюс.
     
    3. Научна и специальная учебная литература.
    3.1.Административное право. Конспект лекций / Макарейко Н.В.5-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2009. - 189 с.
    3.2.Административное право: учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. — 3-е изд., пересмотр.и доп. — М. : Норма, 2008. — 816 с.
    3.3.Административные наказания.  Максимов И.В. – М.: Норма, 2009. – 464 с.
    3.4.Беспалый, И.Т., Полянский, В.В. Государственное право Российской Федерации: учебное пособие; изд.3-е, перераб. //  И.Т. Беспалый, В.В. Полянский. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2008. – 539 с.
    3.5.Бородин С. С., Громыко С. С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций. – ГУАП. СПб., 2007. — 432 с.
    3.6.Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008. – 714 с.
    3.7.Звоненко Д.П, Малумов А.Ю, Малумов Г.Ю. М. Административное право. Учебник –  Юстицинформ, 2007. — 416 с.
    3.8.Соколов И.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2010. – 260 с.
     
    4. Статьи в периодической печати
    4.1. Степенко В.Е., Степенко А.В., Чернова О.А. Сущность административно-правового режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ // Международное публичное и частное право. – 2006. - № 1. – С. 192-199
    4.2. Ивашин А.Б. Административное выдворение или депортация иностранного гражданина и лица без гражданства / А.Б. Ивашин // Туризм: право и экономика, 2008. - № 3. – С. 11-15
    4.3. Законодательство в сфере миграции: проблемы и перспективы Л.В. Андриченко, Л.Н. Васильева. – "Журнал российского права", N 1, 2006 г.
    4.4. Административное выдворение и депортация в системе административно-правовых методов миграционной политики России / Лукьянов А.С. – «Российская юстиция» № 4, 2009.
    4.5. Дугенец А.С. Проблемы применения административной ответственности к иностранным гражданам и лицам без гражданства / Российский следователь. – М.: Юрист, 2007, № 18. - С. 22-24
    [1] Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (ред. от 02.11.2013  N 299-ФЗ) // "Собрание законодательства РФ", 03.06.2002, N 22
    [2] Бородин С. С., Громыко С. С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций. – ГУАП. СПб., 2007. — 432 с.
    [3]Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в ред. от 23.07.2013
    N 224-ФЗ) // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, N 30
    [4]Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 N 335 «Об утверждении положения об установлении формы визы, порядка и условий её оформления и выдачи, продления срока её действия, восстановления её в случае утраты, а также порядка аннулирования визы» (ред. от 05.09.2011 N 732) // «Собрание законодательства РФ», 16.06.2003, N 24
    [5]Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008. – 714 с.
    [6]Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ(ред. от 23.07.2013)"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"(с изм. и доп., вступающими в силу с 02.10.2013)//"Российская газета", N 140, 31.07.2002
     
    [7] Звоненко Д.П, Малумов А.Ю, Малумов Г.Ю. М. Административное право. Учебник –  Юстицинформ, 2007. — 416 с.
    [8] Степенко В.Е., Степенко А.В., Чернова О.А. Сущность административно-правового режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ // Международное публичное и частное право. – 2006. - № 1. – С. 192-199
    [9] Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 789 «Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание» (ред. от 23.09.2008) // «Собрание законодательства РФ», 11.11.2002, N 45
    [10] Распоряжение Правительства РФ от 19 ноября 2012 N 2127-р «Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2013 год» // СПС Консультант Плюс.
    [11] Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (ред. от 07.06.2013 N 108-ФЗ) // «Российская газета», N 156, 20.07.2006
    [12] Административное право: учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. — 3-е изд., пересмотр.и доп. — М. : Норма, 2008. — 816 с.
    [13] Федеральный закон Российской Федерации от 15 августа 1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 23.07.2013N 224-ФЗ) // «Собрание законодательства РФ», 19.08.1996, N34
    [14] Постановление Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 754 "Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение" // «Собрание законодательства РФ», 14.10.2002, N 14
    [15] Федеральный Закон РФ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // "Российской газете" от 15.06.2002 г. N 106
    [16] Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 г. N 755 "Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу" (ред. от 04.02.2011) // «Собрание законодательства РФ», 14.10.2002, N 41
    [17] Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 01.09.2013) // "Собрание законодательства РФ", 30.03.1998, N 13
     
    [18] Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в ред. от 27.09.2013г.) // «Российская газета», N 274, 03.12.2010
    [19] Законодательство в сфере миграции: проблемы и перспективы / Л.В. Андриченко, Л.Н. Васильева. – "Журнал российского права", N 1, 2006 г.
    [20] Административное право. Конспект лекций / Макарейко Н.В.5-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2009. - 189 с.
    [21] Федеральный закон "О вынужденных переселенцах" от 19.02.1993 N 4530-1 (ред. от 02.07.2013) // "Собрание законодательства РФ", 25.12.1995, N 52, "Российская газета", N 247
    [22] Беспалый И.Т., Полянский В.В. Государственное право Российской Федерации: учебное пособие; изд.3-е, перераб. //  И.Т. Беспалый, В.В. Полянский. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2008. – 539 с.
    [23] Соколов И.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2010. – 260 с.
    [24] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 02.11.2013, N 305-ФЗ) // "Российская газета", N 256, 31.12.2001, "Парламентская газета", N 2-5, 05.01.2002, "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1
    [25] Административные наказания.  Максимов И.В. – М.: Норма, 2009. – 464 с.
    [26] Дугенец А.С. Проблемы применения административной ответственности к иностранным гражданам и лицам без гражданства / Российский следователь. – М.: Юрист, 2007, № 18. - С. 22-24
    [27]Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2005 г. по делу N 86-ад05-2 об административном правонарушении // СПС Консультант Плюс.
    [28] Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 28 июля 2010 г. по делу N 2-АД10-4 об административном правонарушении // СПС Консультант Плюс.
    [29] Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. по делу N 11-АД11-1 об административном правонарушении // СПС Консультант Плюс.
    [30] Ивашин А.Б. Административное выдворение или депортация иностранного гражданина и лица без гражданства / А.Б. Ивашин // Туризм: право и экономика, 2008. - № 3. – С. 11-15
    [31] Административное выдворение и депортация в системе административно-правовых методов миграционной политики России / Лукьянов А.С. – «Российская юстиция» № 4, 2009.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства на территории Российской Федерации ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.