Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Историческая концепция рождения европейской цивилизации на примере работ французского ученого Жака Ле Гоффа

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Историческая концепция рождения европейской цивилизации на примере работ французского ученого Жака Ле Гоффа
  • Предмет:
    История
  • Когда добавили:
    24.06.2014 13:07:51
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание: Введение. 3
    1. Хронологические и географические границы Европы в рассматриваемом периоде. 5
    2. Истоки зарождения Европы.. 7
    3. Общие явления, которые Ле Гофф считал основополагающими. 11
    4. Обзор и анализ источников и литературы.. 17
    5. Биография Жака Ле Гоффа. 20
    6. Школа «Анналов». 23
    Заключение. 25
    Список использованной литературы.. 27
    Введение Темой данной работы является исследование концепции Жака Ле Гоффа, связанной с его взглядами на становление Европы. 
    Книга Жака Ле Гоффа «Рождение Европы» написана сравнительно недавно (в 2008 г.) и отражает современные взгляды историка-медиевиста мирового масштаба на рождение Европейской средневековой цивилизации.
    Актуальность данной темы состоит прежде всего в том, что в настоящее время идет активное строительство Европы. Если в недавнем прошлом, Европейская часть материка Евразии состояла из множества государств (больших и малых), то с прошествием времени стало ясно, что такая скученность различных государственных образований с разными языками, границами, валютой и законодательством, равно как и различной правовой системой и идеологией уже не отвечает насущным реалиям современной жизни. Присутствие такого множества барьеров (пограничных, налоговых, языковых) не способствовало экономической и социальной интеграции, а также замедляло все процессы вообще. Понадобилось вернуться к идее единого экономического пространства, во все времена господствующей в умах людей.
     История всегда повторяется. Все новое – это хорошо забытое старое. И идея объединении Европы уходит корнями в глубокую древность. Ведь, если обратиться к истории, можно найти в ней множество примеров попыток к объединению европейских государств, которые в силу специфики своего развития всегда были многочисленны и не очень дружны между собой. Этому способствовали разноплеменной состав населения, обычаи делить между сыновьями земли, принадлежащие родителям, религиозная разобщенность и пр.
    Достаточно вспомнить примеры Римской империи, охватившей большую часть Европы, империи Карла Великого, Священной Римской империи Германской нации, Анжуйской империи (захватившей и английские земли), Византийскую империю, Наполеоновскую и Гитлеровскую, а также территории, которые были сосредоточены под властью Римской католической церкви. Из  всех приведенных примеров видно, что идея объединения европейских стран господствовала в умах правителей со времен античности до наших дней. К примеру, Кальмарская уния или Бенилюкс – уже продукты Нового и Новейшего времени. И, наконец, Европейский союз. Под этим названием в недавнем прошлом объединились большинство Европейских государств, и многие до сих пор продолжают примыкать к альянсу. Цель работы, однако не состоит в рассмотрении плюсов и минусов такого объединения. Цель работы в изучении исторической концепции  рождения европейской цивилизации на примере работ французского ученого Жака Ле Гоффа.
    Задачами данного исследования, необходимыми для достижения его цели, являются:
    1. Определение хронологических и географических границ исследования.
    2.  Определение истоков, которые привели к зарождению Европы.
    3. Определение общих явлений, которые Ле Гофф считал основополагающими
    4. Обзор и анализ источников и литературы (внешняя и внутренняя картина, почему выбраны, что из них взято).
    5. Изучение биографии Жака Ле Гоффа.
    6. Изучение концепции школы «Анналы».
     
    1. Хронологические и географические границы Европы в рассматриваемом периоде Прежде всего, необходимо определиться, что имеется в виду под термином Средневековье, с точки зрения ученых историков, и, в частности, Жака Ле Гоффа. Автор, как и большинство ученых-медиевистов, определяет начало Средневековья со II — III-го столетия поздней Античности, но, в отличие от других историков,  не завершает его Ренессансом (XV — XVI вв.), связь которого с Новым временем усматривают другие ученые. По мнению Ле Гоффа, Средневековье длилось, до XVIII в., постепенно отступая перед лицом Французской революции, промышленного переворота XIX в. и великих перемен века двадцатого. Согласно его теории, в данный момент мы продолжаем жить  среди последних материальных и интеллектуальных остатков Средневековья[1].
    Что касается, географических границ Европы, то необходимо также выяснить, какаю именно часть земного шара имеет в виду автор под именем Европа. Вряд ли Европа Средневековья, и уж тем более того периода, который ему предшествовал представляла собой именно ту часть материка Евразия, которую мы в настоящее время относим к данному территориальному образованию. Необходимо уточнить, что в настоящее время к территории Европы принято относить участок Евроазиатского материка от берегов Атлантического океана (побережье Франции) до Уральских гор. Однако, в Средние века о такой территории и речи быть не могло. Границы зарождавшейся Европы, согласно мнению Ле Гоффа, заканчиваются на востоке на реке Дон (древн. Танаис). Таким образом, в пределы той Европы, являющейся предметом исследования, попадают территории Украины, Белоруссии и маленькая часть современной России[2]. 
     
    2. Истоки зарождения Европы  
    Согласно мнению, высказанному Ле Гоффом и его единомышленниками, среди истоков, способствующих зарождению Европы, были следующие:
    1. Географические факторы.
    К ним следует отнести следующие преимущества, которые благоприятствовали развитию цивилизации именно на этом участке суши:
    -  большая площадь равнинных земель. Это фактор, который благоприятствовал развитию равнинного земледелия в Средневековье, являвшегося одним из основных источников жизни населения. К слову сказать, этот фактор актуален до сих пор.
    - большая площадь лесных массивов. Данный фактор носил двойственный  характер. Он служил источником пропитания (плоды животного и растительного мира), однако оставался дикими угодьями, которые необходимо было окультуривать.
    - близость морей и протяженность берегов. Этот фактор способствовал развитию торговли, поскольку вода – более экономичный и удобный путь для передвижения, установлению связей между континентами, открытию новых земель, а также появлению технических нововведений (компас, руль).
    - климат на территории, защищенной с востока от ледяных северных ветров и циклонов Уральскими горами и Альпами, а с остальных сторон света ограниченной морем, которое также способствует смягчению климата, благоприятный для жизни и земледелия.
    - наследие античности, выраженное также во множестве факторов, благоприятных для дальнейшего развития. Европа не начиналась с пустого мета и с нуля. Она использовала опят предшествовавших цивилизаций, о чем и пойдет речь далее.
    Сначала необходимо сказать немного о значении самого названия Европа. Слово это пришло с Востока. Финикийцы обозначали им закат. Согласно мифологии, так звали дочь одного из царей Финикии, в которую влюбился Зевс, похитил ее, унес на Крит, а там она родила Миноса – царя просветителя и законодателя, ставшего впоследствии одним из трех судей Аида.
    По мнению древних греков, люди, жившие на западе, назывались европейцами, были живыми, смелыми. Гиппократ противопоставлял свободолюбивых европейцев, склонных к демократии, азиатам, которые не против подневольного существования, если оно будет сытым и спокойным. Это мнение прошло через века и привело в XVIII веке  к созданию европейскими мыслителями теории просвещенного деспотизма, по их мнению наиболее подходящего для Азии политического строя. От Греции осталась демократическая форма правления, которую в Европе возьмут на вооружение только во времена Великой Французской революции. Однако, идея противостояния Востока и Запада останется.
     Для европейцев существовало 2 востока:
      1. Византийский (противостояние с которым, начавшееся во времена противостояния греков и римлян, усилятся из-за противоречий между католическим и православным христианским миром). В 1204 г. сторонники IV крестового похода поставят кульминационную точку в этом противостоянии своим захватом Константинополя.
    2. Более удаленный Восток, о котором сложилось двоякое мнение:
    - он источник болезней, несчастий и угроз (эпидемий, нападений, монгольские завоеватели),
    - страна грез, источник чудес.
    Границы Европы с трех сторон определяло море, однако с Востока постоянно шла угроза. Граница между двумя мирами в то время проходила по реке Дон, а значит весь мусульманский восток, поглотивший впоследствии Византию, много веков пугал европейцев.
    Таким образом, Восток явился одновременно местом, способствовавшим рождению Европы и также ее кошмаром.
    2. Наследие, доставшиеся европейцам от античности следует также классифицировать по источникам, предоставившим его:
    2.1. Наследие Древней Греции.
    От древнегреческой цивилизации Европе досталось много:
     – образ героя, являющийся неотъемлемой частью греческой мифологии, трансформировавшийся в последующем европейском религиозном представлении  в образ мученика или святого;
    - гуманизм, учение о милосердии и доброте, ставший впоследствии основой христианства;
    - здание культа, которое из языческого храма превратилось в церковь;
    - вино, превратившееся в напиток аристократии и один из церковных Святых Даров;
    - город, как территориальное образование, которое является не только крепостью, но и сообществом равных людей;
    - демократия – общественный строй, к которому позднее придет Европа;
    - само название Европа (мифологическое).
    2.2. Наследие Древнего Рима.
    Поскольку европейская цивилизация, по мнению Ле Гоффа, строилась на останках Римской империи, ее наследие стало самым объемным. От Рима Европа унаследовала:
    - язык  - латинский язык, на котором говорили римляне стал основой всех языков романской группы,
    - искусство,
    - архитектура – от римлян европейцы унаследовали их архитектурные принципы,
    - военное искусство,
    - дороги – римляне строили дороги для перемещения войск, поэтому они были удобные, прочные, долговечные и при их строительстве использовались все доступные на тот момент технологии. Европейцы дорог не строили, перемещались по грунтовым протоптанным путям между населенными пунктами, церквями и рынками, которые часто меняли свое местоположение,
    - противоречия между городом и деревней – в сельской местности жила в основном знать и крестьяне, обрабатывающие землю. В городах селились просвещенные люди и ремесленники. Город остался надолго в памяти символом изнеженности и изысканности, тогда как деревня считалась грубой и неотесанной. С городов начало распространение христианство, в то время, как в деревне до последнего сохранялись языческие традиции,
    - право и законотворчество – римское право стало основой всего европейского права,
    - трехфункциональная индоевропейская система общественного устройства: священники, воины и рабочие – долго еще господствовала в системе государственного устройства Европы,
    - библейская составляющая – Библия приравнивалась к закону, ее положения были общеобязательны для исполнения.
    3. Общие явления, которые Ле Гофф считал основополагающими По мнению Ле Гоффа, существовало несколько этапов формирования Европы. Весь процесс можно разделить на следующие периоды:
    1. Нашествие варваров на Римскую империю (IV-VIII век) .
    2. Каролингская эпоха (VIII-X в.)
    3. Европа мечты.
    4. Появление феодальной Европы (XI-XII в.)
    5.  Рождение настоящей Европы (XIII в.)
    6. Период испытаний (XIV-XV в.)
    1 Этап можно характеризовать следующими основными признаками.
    Во-первых, возникновение и распространение христианства сыграло основную роль в становлении Европы именно в указанный период. Повилась идея, которая сплотила множество народов, принадлежащих к разным племенам, общественным слоям и территориально разобщенным.
    Во-вторых, территориально Европа стала определяться после разделения Римской империи императором Феодосием на 2 части между сыновьями – Западную и Восточную. Из западной начала формироваться Европа, а восточная превратилась сначала в Византию, а затем и вовсе была поглощена мусульманами.
    В-третьих, в результате миграции происходило великое смешение народов, которое способствовало заселению и освоению ранее пустовавших территорий, смешению культур и языков.
    В-четвертых, завоевания гуннами территории теперешней Франции, а  вестготами Пиренейского полуострова, а также антисемитизм последних сыграли определенную роль.
    Эти завоевания способствовали также перемещению центра управления на запад – из Рима во Францию, к более сильному правителю, в то время как в Риме происходило падение авторитета римского папы и угроза со стороны лангобардов также не добавляло устойчивости этому бывшему центру.
    В-пятых, мусульманские завоевания Испании также оказали влияние на становление европейской нации, которая как христианская вынуждена была сплотиться для оказания сопротивления мусульманской экспансии. Из этого фактора вытекает следующий - господство христианства, объединившее Европу. Власть оказывается в руках епископов, а территории делятся на епископства и управляются ими.
    В-шестых, усиление церковного влияния отразилось на всей жизни европейцев. Монашеский образ жизни внес свои коррективы в уклад людей и  способствовал появлению распорядка дня и режима питания (поскольку монахи зависят от периодических молебнов и иных церковных процедур, они были вынуждены придерживаться определенного распорядка, который  перекочевал и в жизнь светских людей. Появление понятий время работы и отдыха, дни недели, пост, новое времяисчисление, реорганизация пространства тоже относится к такого рода изменениям.
    В-седьмых, битва при Пуатье с маврами закончилась победой европейцев. Это усилило их самосознание и сплотило их.
    В-восьмых, произошел переход к сельскому образу жизни, влияние городов уменьшилось.
    В-восьмых, наконец верховная власть закрепилась за королями, которых ранее считали просто племенными вождями варварских племен, а ныне они стали представлять реальную власть и силу.
    В-девятых, короли способствовали укреплению правопорядка и появлению законов и их сборников (варварские правды).
     
    2 Этап (Неудавшаяся Европа).  Националистический имперский проект Карла Великого.
    Проект этот носил националистический характер в силу стремления Карла Великого создать империю, в которой франки играли бы ведущую роль. В этом признак его национализма.
    Данный проект стал возможным в результате союза франков с папством, что с одной стороны давало поддержку и защиту Святому престолу в лице хорошо подготовленной и вооруженной франкской армии, а с другой легитимировало все захватнические походы франков под предлогом увеличения территорий, охваченных истинной верой.
    Наследие, которым наградил этот период истории Европу:
    - попытка упорядочить законодательство и ввести единообразие,
    - попытка ввести единую денежную систему (денье),
    - введение единообразия в монашескую жизнь (бенедиктинский устав стал использоваться повсеместно на территории империи),
    - появление свободных крестьян,
    - увеличивается роль науки и просвещения,
    - реорганизация письменности,
    - выделение в Европе трех основных областей: Галлии, Германии и Италии, что обозначило контуры будущих ведущих европейских держав.
    Однако, после смерти Карла Первого, стало очевидно, что проект единой Европы держался только на его железной воле, а готовности самой Европы к объединению пока не было. Но начало было положено.
     
    3 Этап. Имперская Европа.
    Во-первых, данный этап характеризовался присоединением к европейцам новых народов:
    - скандинавов (из скандинавских областей),
    - англо-саксов (Англия стала рассматриваться в качестве части Европы),
    - венгров (государство на Балканах долгое время сохраняло обособленность),
    - западных славян (хорватов), что расширило ее географические рамки и национальный состав.
    Во-вторых, получило популярность движение за мир (против жестокости сеньоров).
    В-третьих, в Европу пришел феодальный строй, также внесший некое единство в ее жизнь.
    В-третьих, усиление технологичности сельского хозяйства способствовало прогрессу и во всех других сферах общественной жизни.
     
    4 Этап. Феодальная Европа (XI-XII в.)
    Во-первых, период, который предстоит рассмотреть, характеризуется основной перестройкой социальной и политической структуры общества. Она оказала большое влияние на территориальную организацию Европы.
    Общество сплотилось вокруг трех центров – сеньория, деревня и приход.
    Во-вторых, произошло выделение дворянства как особого класса, что повлекло появление рыцарства (изначально воины в трехклассовой структуре, но теперь уже воины благородные).
    Усиление власти церкви повлекло эволюцию брака, который теперь уже стал моногамным и требовал определенных церемоний. Также произошло развитие народной культуры.
    В-третьих, вернулась чеканка монет, а также появились  хартии (документы юридического содержания), что привело к  возникновению института канцелярии, а также школ, университетов.
    В-четвертых, произошел расцвет паломничеств, что отразилось на общественной жизни – обмен опытом между чужестранниками и местным населением, новые маршруты, населенные пункты.
    В-пятых, произошло усиление королевской власти, укрепление монархий – английской, французской.
    Также этот период характеризуется усилением роли Церкви, появлением гонений на религиозной почве, применением пыток,
     
     
    Этап 5. Прекрасная Европа (XIII в.)
    Данный период характеризовался утверждением понятия личности и мощи христианства.
    Происходит утверждение европейской модели, которой был присущ ряд позитивных качеств:
    - развитие городов,
    - повышение роли торговли,
    - усиление сферы знаний,
    - распространение нищенствующих монашеских орденов.
    Различные типы городов: епископские, большие, столицы пока отсутствовали, но уже начали оформляться, города-государства
    Нельзя не отметить появление юристов – толкователей законов и представителей лиц при совершении юридически значимых действий, и  налогов и податей (взамен оброков и барщин) с XIII в. 
    Набирало свою силу также и ростовщичество.
    Укрепление образования,  развитие меценатства в области помощи студентам. Поскольку немногие могли себе позволить оплату проживания в университетских городках, создавались институты субсидирования лучших учеников. В этой же связи набирало силу книгопечатание, вернее переписывание. Также появились энциклопедии. Университеты способствовали продвижению книг.
    Описываемая эпоха характеризовалась определением языков, как отдельных от латыни местных наречий. Появление литературных жанров: саги, романы, хроники.
    Появление готического искусства взамен романского.
     
    Этап 6. Осень Средневековья (XIV-XV в.)
    Данный этап не зря назван эпохой испытаний. На Европу рассматриваемого периода обрушились голод, эпидемии и войны.
    Первая напасть была связана с изменением климата, вторая с политической обстановкой (Столетняя война).
    Усовершенствование военной стратегии, появление артиллерии, регулярной армии.
    В XV веке стала ясна цель создания проекта единой Европы, которая преследуется до сих пор – сохранение мира на континенте.
    Рассматриваемый период характерен восстаниями бедноты сельской и городской.
    Произошло перемещение резиденции пап во Французский город Авиньон из Рима. Затем последовал великий раскол в папстве, последствиями которого стало появление нескольких Пап, что дезориентировало христиан.
    Начало складываться ощущение национального самосознания, в результате Столетней войны Англия и Франция совсем разделились, в языковом смысле тоже.
    Появление пророчеств, как способа увидеть перспективу, появление портрета, как жанра в искусстве и средства индивидуализации личности.
    Упрощение политической карты Европы – присоединение к Франции и Испании новых областей, соединение германских герцогств.
    Таким образом, Ле Гофф описывает подробно 6 этапов становления Средневековой Европы и Европы вообще в состоянии, приближенном к теперешнему, а также объясняет эволюцию возникновения идеи единой Европы.
     
    4. Обзор и анализ источников и литературы Основными источниками для данного исследования явились произведения Жака Ле Гоффа «Рождение Европы», 2008 года и «Цивилизация средневекового запада», написанная в 1992 году. Нет нужды говорить, что вторая книга  стала к некоторой степени прообразом первой из названных.
    «Рождение Европы» - книга, написанная сравнительно недавно, учитывающая последние теории и достижения в медиевистике и концепции школы «Анналов». Анализ ее достаточно подробно представлен в данной работе, поэтому необходимо перейти к другим источникам.
    «Цивилизация средневекового запада» считается лучшей и наиболее популярной книгой писателя, посвященных Средневековью. Основной идее данного произведения являются пространство и время в жизни и восприятии тогдашнего населения Европы, а также  его материальная жизнь, характеристика их социальной системы и, главное, анализ их менталитета, коллективной психологии, способов чувствовать и мыслить[3].
    Данная книга была написана в 1964 г. с многочисленными иллюстрациями, сопровождаемыми подробными пояснениями. В настоящее время она переиздана, уже не включает в себя этого дополнительного материала, издание это  1984 г. Ле Гофф поставил себе задачу создания  серии «Великие цивилизации» в соответствии со своей концепции истории цивилизации. В ней он просматривает основные линии эволюции Запада между V и XV вв.,  выделяя следующие существенные моменты:
    -возникновение новых королевств, рожденных из синтеза двух культур, варварской и римской;
    - попытка германцев создать новую организацию — каролингский мир,
    - скороспелая попытка объединения Европы (VIII — X вв.);
    - формирование единой и многообразной христианской Европы — период внутреннего и внешнего подъема X — XIII вв., когда экономический, демографический, религиозный, интеллектуальный и художественный прогресс представляется автору более важным, нежели перипетии политической жизни с ее борьбой между папами и императорами, скрывающей великое политическое новшество — становление современных государств, которые вышли из феодальной системы и сосуществовали с ней, не разрушая ее (как казалось, традиционной историографии);
    - кризис XIV — XV столетий, который представлял собой скорее мутацию и трансформацию, чем упадок[4].
    «Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада»  -  сборник статей того же автора, посвященных истории, культуре и ментальности европейского Средневековья. Они также использовались в данной работе. Данный сборник состоит из четырех частей. Первая часть характеризует период  средневековой истории, приходящийся на XIV век и характеризуется  «не провалом, даже не мостом, а созидательным порывом, перемежаемым кризисами, обусловленными региональными, социальными и отраслевыми особенностями, порывом, отличающимся многообразием форм развития»[5], по мнению автора. Вторая и третья посвящена университетам и их взаимодействию с властями, четвертая описывает людей Средневековья, а также институт вассалитета. Однако, данный труд посвящен в основном истории Франции, не охватывает всю Европу целиком.
    Еще один источник, использованный в данном исследовании – книга Марка Блока, одного из основателей «Новой исторической науки»,  «Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных пре- имущественно во Франции и в Англии». Предисловие к данному произведению написано Жаком Ле Гоффом. Произведение посвящено распространенной во Франции и Англии в Средние века и Новое время вере в то, что прикосновение королевской руки способно излечить больного, страдающего золотухой. Блок  в книге также освещает такие проблемы, как  происхождение монархической власти и чувства, связывающие монарха с его подданными; как рождаются и как умирают верования, распространенные в крупных человеческих сообществах; что такое умонастроение народа и как оно эволюционирует[6]. Проблемы, освященные в книге, относящиеся к Средневековью, переплетаются с теми, которые поднимает в своих произведениях Ле Гофф. Произведение состоит из трех книг.
    Для исследования вопроса о школе «Анналов», к которой принадлежит Жак Ле Гофф, в работе использовались книги ученых Бессмертного  Ю.Л.  и Гуревича А.Я.
    Бессмертный Ю.Л. - выдающийся российский ученый-медиевист, доктор исторических наук, профессор, в своей книге «“Анналы”: переломный этап?» исследует концепцию «Новой исторической науки».  Профессор преподавал в центре Марка Блока в РГГУ, поэтому концепция ему очень близка. Сама же модель синтеза школы «Анналов», по замечанию Юрия Львовича, подразумевает, что объекты, исследуемые представителями данной школы с применением своей концепции, заведомо не укладываются в рамки какой бы то ни было целостности. Поэтому, они составляют лишь совокупность фрагментов, которые оказываются в поле зрения по мере «перемещения» объектива и изменения «фокусного расстояния»[7].  
    Арон Яковлевич Гуревич – второй автор, произведения которого использовались в данном исследовании. Являлся создателем предисловий и послесловий к произведениям Ле Гоффа и М.Блока, использованных здесь же. В его произведениях рассмотрены проблемы методологии исторического исследования; культурная антропология; школа «Анналов» и ее исторические методы
     
    5. Биография Жака Ле Гоффа Жак Ле Гофф  — французский историк-медиевист. Он является  одним из ярчайших представителей «Новой исторической науки» и представляет из школу «Анналов», у истоков которой стояли М. Блок и Л. Февр. Он придерживается концепции тотальной истории.
      Жак  Ле Гофф родился в семье учителя английского языка в Тулоне в 1924 г. Воспитание, полученного им в детстве, сыграло в дальнейшем свою роль в определении круга его интересов как  историка[8]. Поведение родителей определило его негативное отношение к религии, но вызвало больший интерес к изучению религиозного воображения и чувства, нежели к теологии  как таковой.
    Последователь Марка Блока и Люсьена Февра, Ле  Гофф, будучи студентом, рано осознал, что историк не может ограничивать себя только знанием исторического «ремесла». Он почувствовал необходимость полидисциплинарных подходов, которые дали бы ему возможность  исследовать феномены духовной жизни в связи с социальными структурами.
    Ле Гофф - один из самых крупных  медиевистов современности.
    Его подход к изучению истории Франции - это, по его утверждению, подход последовательного «европеиста»,  подход общеевропейский. Ле Гофф не гнался за научной и педагогической  карьерой. Он предпочел писать книги и статьи, в которых ставит и исследует новые проблемы исторического знания. Эти проблемы находятся в центре внимания и в изданных в 70-е гг. под его редакцией коллективных трудах, в которых обобщен и систематизирован  опыт  «Новой исторической науки».
     Начиная с 1969 г. Ле Гофф  - член редакционной коллегии  «Анналов». В 1972 – 1977 гг. президент  Школы высших исследований в социальных науках, третий её руководитель после Февра и Броделя.  Он   возглавляет группу по изучению исторической антропологии средневекового Запада  в этой Школе.
     «Цивилизация средневекового Запада» -  первая большая монография Ле Гоффа.
    Роль Ле Гоффа в современной медиевистике в поиске новых проблем и новых ракурсов изучения  старых проблем. Далеко не все из поставленных им вопросов находят  развернутое и всестороннее освещение в его собственных  трудах, но важно то, что он смело их ставит, привлекая внимание историков. Может  показаться, что он разбрасывается. Но, это не так. Какой бы аспект социальной жизни Ле Гофф ни затрагивал, он занят, собственно, одним и тем же: верен принципам  социально-антропологического подхода. Именно эти принципы  положены в основу изучения Ле Гоффом  новой для историков проблемы народной, или « фольклорной», культуры[9].
    Ле Гофф являлся первым директором Школы повышения квалификации по общественным наукам  (c 1975 по 1977 год).
    Специалист по XIII веку, автор биографий Людовика IX Святого и Франциска Ассизского. Агностик Ле Гофф занимает нейтральную позицию между религиозной апологией и атеистической критикой Средних Веков. Сторонник концепции Средневековья как особой цивилизации.
    6. Школа «Анналов» Школа «Анналов», называемая также «Новая историческая наука» представляет собой новую концепцию исторической науки, которая была сформулирована Люсьеном Февром и Марком Блоком. Эта историческая школа внесла немалый вклад в  формирование всей мировой историографии XX века. К данной школе принадлежит Ле Гофф.
    Представленное историческое направление возникло и группировалось вокруг журнала «Анналы экономики, общества, цивилизации». Это был французский журнал,  носивший это название с 1929 по 1939 годы.
    По мнению ведущих мировых ученых в области историографии, школа «Анналов» представляет собой систему в движении, которая является объектом истории. Однако, при этом все ее элементы тесно связаны между собой. Они представляют собой систему образов, представлений, составляющих в разных группах или странах общественную формацию. При этом они сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире и своем месте и, следовательно, определяют поступки и поведение людей[10].
    Ученые, поддерживающие данное направление, основывали свои исследования не  на деятельности великих людей, не описании событий, как это принято в классическом варианте историографии. Их основным объектом исследования было общество в целом. При этом ими предпринимались  попытки вскрыть глубинные структуры, которые существовали в течение неких временных отрезков. Подобный революционный  подход к исследованию создал необходимость в привлечении к процессу исследования смежных наук, в числе которых можно назвать социологию, этнографию, географию и других. Также потребовалось расширение круга исторических источников, лежащих в основе исследования.
    Сторонники «новой исторической науки» привлекают результаты исследований археологии, истории техники, лингвистики, проповеди, жития святых и др.
    История создания журнала такова: в 1929 году Люсьен Февр и Марк Блок создали журнал  «Анналы. Экономики, общества, цивилизации». То  было  событие,  оказавшее огромное воздействие  на дальнейшее развитие  исторической  науки во Франции, а затем и  в  других странах, и поэтому «Новую историческую науку»  часто называют ещё «школой Анналов».  
    Школа «Анналов» прошла в своем развитии четыре этапа. На первом этапе (с 1929 г.) много сделали Марк Блок и Люсьен Февр. На втором тон задавала геоистория и экономика Фернана де Броделя. Против его структур, лишенных гуманизма, выступили историки третьей волны: Ле Гофф, Дюби, Вовель и другие. Собственно на этой стадии появились и теоретические работы по проблеме ментальности. До того данный метод применялся скорее интуитивно, чем теоретически продуманно. С 80-х годов XX века начинается четвертый этап развития «Анналов». С критикой позиций Ле Гоффа, Дюби и других выступила новая плеяда историков во главе с Буро и Шартье.
    Таким образом, путь исследования истории идет не от прошлого к современности, а наоборот – от  настоящего к прошлому. Обосновав новые принципы  исторического исследования, Блок и Февр  выдвинули на первый план творческую  активность историка[11].
    Марк Блок и Люсьен Февр отошли от традиций позитивистской историографии. Они не стали ставить во главу угла исследование исторических источников, поскольку у большинства из них имелся некий автор, мнение которого могло быть в той или иной степени необъективно и предвзято. Они стремились докопаться до таких явлений, сообщения о которых не подвержены воздействию индивидуального сознания или намерений автора исторического текста, противопоставляя повествованию о событиях исследование глубинных пластов исторической действительности. Они исследовали все источники на предмет существования в них иного, не связанного с сознанием автора, смысла. Этот "иррациональный остаток", над которым не поработала внутренняя цензура сознания создателя источника представляет собой наиболее драгоценное и подлинное историческое свидетельство. В нем-то как раз и содержится рациональная идея исторического источника.
    Основой их революционного подхода стало понимание настоящего с помощью прошлого.
    Заключение Проведено исследование концепции Жака Ле Гоффа, связанной с его взглядами на становление Европы.  В ходе проведенного исследования решены следующие задачи:
    1. Определены хронологические и географические границы исследования.
    2.  Определены истоки, которые привели к зарождению Европы.
    3. Определены общие явления, которые Ле Гофф считал основополагающими
    4. Произведен обзор и анализ источников и литературы.
    5. Изучена биографии Жака Ле Гоффа.
    6. Изучена концепция школы «Анналы» и рассмотрены труды ее основателей.
    Из вышеизложенного можно сделать вывод, что цель исследования, состоявшая в изучении исторической концепции  рождения европейской цивилизации на примере работ французского ученого Жака Ле Гоффа, достигнута.
    Выводы из проведенного исследования, можно сделать следующие: суть концепции, которой придерживался  Ле Гофф в своих произведениях,  сводится к тому, что  сдвиги в производстве  и социальном строе  Запада послужили  основой  и стимулом для нового  развития  теологической  мысли. Такое развитие соответствовало потребностям горожан, занятых торговлей, финансами и ремеслом и нуждавшихся в высшем оправдании этих профессий. Изменения в богословии оказываются связанными с изменениями в обществе и его умонастроениях и в свою очередь благоприятствует  хозяйственному развитию. 
    Ле Гоффом также существенно расширены временные рамки европейского Средневековья.
    Свои выводы автор делает в результате сочетания двух методов, двух подходов к изучению истории:
    - синхронический, направленный на раскрытие общей ее картины, все аспекты которой взаимно связаны и образуют некую устойчивую и противоречивую систему,
    - диахроническиий,  дающий возможность проследить изменения во времени. Вслед за Ле Гоффом можно наглядно увидеть те колоссальные сдвиги, которые произошли в Европе на протяжении тысячелетия, и вместе с тем убедиться в том, с  каким трудом  и как неравномерно  эти перемены совершались.
     
    Список использованной литературы: 1. Бессмертный Ю.Л. “Анналы”: переломный этап?// М., Одиссей. 1991;
    2. Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных пре- имущественно во Франции и в Англии / Пер. с фр. В. А. Миль- чиной. // М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - 712 с.;
    3. Гуревич А.Я. «Загадка Школы "Анналов".Революция во французской исторической науке или Об интеллектуальной ситуации современной истории» //. Мировое древо. М., 1993. Вып. 2. С. 169. ;
    4. Гуревич А.Я. «Исторический синтез и Школа "Анналов"»// М., Индрик, 1993. 327 с.;
     5. Ле Гофф Ж. Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада / Псрев. с франц. С. В. Чистяковой и Н. В. Шевченко под ред. В. А. Бабинцева. 2-е изд., испр.— Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002.— 328 с. ;
    6. Ле Гофф Ж. «Рождение Европы»//С-Пб. «Александрия» - 2008 г.  – 496 с. ;
    7. Ле Гофф Ж. «Цивилизация средневекового запада»//М., Издательская группа «Прогресс» «Прогресс-академия» - 1992 г.
     
    [1] Жак ле Гофф «Цивилизация средневекового запада»//М., Издательская группа «Прогресс» «Прогресс-академия» - 1992 г.
    [2] Жак Ле Гофф «Рождение Европы»//С-Пб. «Александрия» - 2008 г.  – 496 с. - с.18.
    [3] Ле Гофф Ж. «Цивилизация средневекового запада»//М., Издательская группа «Прогресс» «Прогресс-академия» - 1992 г.
    [4] Ле Гофф Ж. «Цивилизация средневекового запада»//М., Издательская группа «Прогресс» «Прогресс-академия» - 1992 г.
    [5] Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада / Псрев. с франц. С. В. Чистяковой и Н. В. Шевченко под ред. В. А. Бабинцева. 2-е изд., испр.— Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002.— 328 с.
    [6] Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестест- венном характере королевской власти, распространенных пре- имущественно во Франции и в Англии / Пер. с фр. В. А. Миль- чиной. // М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - 712 с.
    [7] Бессмертный Ю.Л. “Анналы”: переломный этап?// М., Одиссей. 1991
    [8] А.Я.Гуревич «Послесловие к книге Жак ле Гофф «Цивилизация средневекового запада»»/октябрь 1991г. // URL:http://vf.narod.ru/classik/gurevich.htm
     
    [9] А.Я.Гуревич «Послесловие к книге Жак ле Гофф «Цивилизация средневекового запада»»/октябрь 1991г. // URL:http://vf.narod.ru/classik/gurevich.htm
     
    [10] Бессмертный Ю.Л. “Анналы”: переломный этап?// М., Одиссей. 1991
     
    [11] Гуревич А.Я. «Загадка Школы "Анналов".Революция во французской исторической науке» или Об интеллектуальной ситуации современной истории //. Мировое древо. М., 1993. Вып. 2. С. 169.
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Историческая концепция рождения европейской цивилизации на примере работ французского ученого Жака Ле Гоффа ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.