Полный текст:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Понятие и классификация видов
франчайзинга………………….…………..4
2. Понятие договора коммерческой концессии по
Российскому законодательству и его соотношение с договором франчайзинга…………….6
3.
Управление взаимоотношениями во франчайзинговой системе……………8
4.
Формирование франчайзинга в России: перспективы развития…………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ………………………..........18
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………19
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы реферата заключается в том, что с началом в России радикальных
экономических реформ в отечественный экономический лексикон вошло новое, ранее
не известное понятие - франчайзинг. Получило оно отражение и в гражданском
законодательстве России. Определение франчайзинга закреплено в новом
Гражданском кодексе РФ, хотя не совсем точно, он назван в нем коммерческой
концессией. В последние годы франчайзинг начинает проникать и в российскую
предпринимательскую практику
В
экономическом плане франчайзинг - эффективный способ кооперации крупных и
мелких предприятий. Возникающие между ними отношения цементируются глубокой
экономической заинтересованностью
друг в друге корпорации-правообладателя и предприятия-пользователя.
Можно утверждать,
что франчайзинг, в настоящее время является одним из самых эффективных инструментов,
позволяющих повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить
достоинства малого и крупного бизнеса.
Целью данной
работы является исследование отечественного и зарубежного опыта осуществления франчайзинговых
операций. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Определить
понятие и классификацию видов франчайзинга.
- Изучить
экономический механизм формирования взаимоотношений в системе франчайзинга.
- Раскрыть
перспективы развития франчайзинга в
России.
Информационной
базой курсовой работы послужили: «нормативно-правовые акты, учебники, учебные пособия
по теме исследования, материалы периодической печати, ресурсы сети Интернет.
По структуре реферат состоит из введения, трех
разделов основной части, заключения, списка использованной литературы и
приложения.
Понятие и классификация видов
франчайзинга
Для крупных предприятий
франчайзинг в непростое кризисное время может стать решением многих проблем,
небольшим же франчайзинг дает новые возможности построить свой бизнес на новой
волне, под сильным брендом.
Франчайзинг в России не
так широко используется, да и не все еще точно знают, что это такое. Термину
франчайзинг разные авторы дают разные определения. Но в целом слово франчайзинг
происходит от французского слова «franchise» (льгота, привилегия)[1].
Российские законодатели
вместо слова «франчайзинг» в Гражданском кодексе РФ, в главе 54 «Коммерческая
концессия», которая и регулирует франчайзинговые взаимоотношения, используют
слово «концессия». Приведем все основные определения в соответствии с
российским законодательством и сложившейся практикой[2].
Франчайзинг - это
продолжительное взаимовыгодное деловое сотрудничество, в ходе которого крупная
компания (франшизодатель) предоставляет небольшой фирме или предпринимателю
(франшизополучателю) франшизу на производство продукции, торговлю товарами или
предоставление услуг под торговой маркой (брендом) франшизодателя на некоей
ограниченной франшизной территории на срок и на условиях, которые определены
франшизным договором.
Классификация видов
франчайзинга весьма разнообразна и многогранна. При этом, с одной стороны, обе
стороны франчайзинговой системы имеют свои собственные задачи и цели, которые
могут и не совпадать, с другой - они имеют и единую цель и объединяют свои
усилия для достижения этой цели.
Франчайзинг - вид
функционирования бизнеса, в которой одна организация (франчайзор, франшизодатель)
передает физическому лицу или другой организации (франчайзи,
франшизополучатель) право на продажу товаров и услуг первой организации.
Франчайзи подписывает договор, согласно которому ему нужно продавать эти товары
и/или услуги по заранее строго установленным правилам - цене, условиям, которые
устанавливает головная организация.
За соблюдение правил,
уважение имиджа и репутации головной компании и гордое несение бренда
франшизодателя франчайзи получает разрешение использовать этот бренд и зарабатывать
на нем деньги. Это и наименование компании, и репутация, и имидж, и товары и
услуги, и маркетинговые стратегии, и рекламные кампании[3].
Систематизируем теперь
виды франчайзинга. Он выделяет шесть вариантов классификации:
1) классификация по виду
деятельности франшизополучателя;
2) классификация по
количеству франшиз (лицензий);
3) классификация по
стратегии развития франчайзинговой системы;
4) классификация по
функциональной структуре;
5) классификация по роли
и функциям франшизодателя;
6) классификация по
стоимости франшизы (лицензии).
Теперь несколько слов об
освоении района. Это форма контрактных взаимоотношений между франшизодателем и
лицом, имеющим право развития территории (инвестор территории), при которой
головная компания передает эксклюзивное право на развитие определенного
географического района инвестору территории, а в ответ на полученное право
инвестор территории выплачивает вознаграждение франшизодателю и обязуется
открыть определенное количество франшизных предприятий в оговоренный период
времени.
Понятие договора коммерческой
концессии по Российскому законодательству и его соотношение с договором
франчайзинга
Будучи новым договором в
российской практике, договор коммерческой
концессии признается одним из самых сложных, если не самым сложным в гражданском праве. Прежде всего,
возникают такие вопросы, как договор коммерческой концессии соотносится
с договором франчайзинга, какова его правовая природа, как отличать его от
других договоров одинаковой или близкой природы, на какие источники права
следует опираться при его регулировании[4].
Поскольку предоставление
аналогичных прав по договору в зарубежном праве
именуется франчайзингом, то
возникает вопрос: как соотносятся эти
договоры?
Можно выдвинуть в качестве гипотетических следующие
варианты ответа:
а) договор
коммерческой концессии и
договор франчайзинга -
два самостоятельных каузальных
договора;
б) договор
коммерческой концессии и
договор франчайзинга суть
один и тот же
договор, но по-разному
именуемый в российском и
зарубежном праве;
в) оба эти договора соотносятся как часть и целое, т.е.
один из них является разновидностью другого.
Последний вариант
требует своего логического
завершения, т.е. ответа на вопрос: договор коммерческой концессии является разновидностью договора франчайзинга или, наоборот,
договор франчайзинга является разновидностью договора коммерческой концессии?
Ответ на поставленный вопрос
важен не только
в теоретическом, но и
в практическом смысле.
Во-первых, можно ли,
опираясь на принцип свободы договора, заключать не только
поименованный в ГК договор коммерческой
концессии, но и не поименованный в нем договор франчайзинга[5].
Не останавливаясь подробно
на теоретическом значении
постановки вопроса о соотношении договора коммерческой концессии
и договора франчайзинга, заметим,
что ответ на
него следует искать, опираясь как на генезис самих этих договоров
и практику их использования в мировом масштабе, так и на тот методологический
инструментарий, который предлагает
теория права.
Первоначально возник
договор коммерческой концессии, от которого отпочковался торгово-распределительный
франчайзинг.
Он позволял субъекту
предпринимательской деятельности продавать товар, производимый
правообладателем, используя его средства
индивидуализации, и выходить на
рынок с товаром собственного производства, опять-таки, используя при этом
чужие средства индивидуализации.
При этом под товаром
понимаются не только вещи, но и работы, услуги, а также иные объекты
гражданского права, обладающие
товарными качествами. Это - современный
франчайзинг[6].
Таким образом, в российском
законодательстве предполагается регулирование наряду с отношениями франчайзинга
и собственно отношений коммерческой концессии в истинном смысле этого слова.
Суть этих отношений сводится
к тому, что правообладатель предоставляет пользователю исключительное
(эксклюзивное) право на продажу товаров,
которые производит сам. Такая «эксклюзивность» обеспечивает монополию
пользователя при перепродаже данного товара третьим лицам в пределах
определенной в договоре территории.
Управление взаимоотношениями во франчайзинговой
системе
Система франчайзинга
является выгодной для двух сторон по нескольким причинам. Для франчайзера это
эффективное средство роста, не требующее значительных вложений. Для франчайзи -
прежде всего мотивация, так как управляющий малым предприятием - не наемный
работник, а хозяин. Кроме того, с точки зрения франчайзи работа под маркой
крупной компании является своего рода гарантией «выживания» бизнеса. По
статистике, среди независимых компаний только 15% выживают за первые пять лет,
тогда как среди франчайзинговых малых предприятий успешно развиваются 7 из 8
компаний. По данным школы профессионального франчайзинга, в России наибольшей
популярностью франчайзинг пользуется в таких областях, как продажа товаров
народного потребления (ТНП) и сфера услуг - 48 и 22% рынка соответственно. В
области продажи ТНП безусловными лидерами являются продавцы одежды и подарков.
Франчайзинг вызывает все
больший интерес у производителей и торговых компаний именно в кризис. Покупка
готового бизнеса влечет за собой меньшие риски, чем открытие какого-то дела с
нуля. О сложностях франчайзинга и тонкостях работы - первые лица крупнейших
российских компаний.
Ключевым для франчайзинга
является понятие роялти - это те деньги, которые франчайзи платят франчайзеру.
Поэтому каждый владелец франшизы заботится о том, чтобы его франчайзи
зарабатывали. Если они зарабатывают, то получает прибыль и головная компания[7].
Во
всех франчайзинговых бизнесах франчайзи платят роялти в общий национальный
маркетинговый бюджет.
Эта плата используется
франчайзором для увеличения узнаваемости бренда в данной конкретной стране или
даже на интернациональном пространстве - путем проведения маркетинговых
программ и программ лояльности среди потребителей, проще говоря, на активном продвижении
бренда. Очень важно, чтобы совместный маркетинговый бюджет расходовался
наиболее эффективным для франчайзи способом. Необходимо, чтобы франчайзер имел
высокопрофессиональную команду маркетологов, которые понимали бы «сообщение»
данного бренда и его историю и были бы способны донести это самое «сообщение»
до аудитории наилучшим способом.
Впрочем, прежде чем
думать об успешности бизнеса на основе франчайзинга, необходимо определить,
готова ли компания работать по данной схеме? Что для этого нужно?
Во-первых, головная
компания должна обладать брендом в той или иной форме: торговой маркой,
торговым наименованием, торговыми символами, логотипом и др. Немногие компании
имеют действительно «раскрученную» запатентованную торговую марку, связанную в
сознании потребителей с качественными товарами и услугами. Для создания
полноценного, узнаваемого бренда необходимы годы, а иногда и десятилетия. Кроме
того, бизнес франчайзинговой компании должен иметь существенные отличительные
черты, свой собственный имидж, метод, систему, которые позволяют потребителю
безошибочно отличить его от других аналогов и имеют в его глазах уникальную
ценность[8].
Во-вторых, необходима
хорошо просчитанная экономическая модель предприятия-франчайзи. Величина его
дохода должна быть достаточной, чтобы вернуть первоначальные и текущие затраты
обеих сторон, обеспечить приемлемые заработки франчайзи, компенсирующие его
труд, а также все виды платежей, поступающих от франчайзи к головной компании.
В-третьих, тиражируемые
технологии и методы ведения бизнеса должны быть уже апробированы на практике.
Ведь франчайзи открывают собственное дело, понимая, что получают уже готовые
решения оперативных, маркетинговых, финансовых и других проблем.
Конечно, эти готовые
решения не есть нечто незыблемое. Поддержание работы франчайзинговой сети
требует выполнения специальных программ от головной компании[9].
- Руководство на местах.
За каждым франзайзи закреплен специальный менеджер в головной компании, в
обязанности которого входит решение оперативных проблем. Иногда такой менеджер
выполняет функции контроля работы партнеров.
- Коммерческое
планирование и реклама. Многие франчайзеры представляют своим партнерам
стандартные маркетинговые планы и рекомендации по рекламе. К каждому сезону
многие компании готовят специальные руководства по выкладке, размещению товара
в торговом зале, по наиболее выигрышным комбинациям и другим приемам
мерчандайзинга.
- Контроль за качеством и
ассортиментом. Пожалуй, среди отечественных франчайзинговых сетей нет ни одной,
в которой бы пренебрегали этим правилом. Некоторые франчайзеры практикуют
проверки предлагаемого франчайзи товара.
- Предоставление
информации о рынке. Владельцы франшиз, которые понимают, что репутация бренда -
основа основ, проводят исследования и разработки в области категорийного
менеджмента, услуг, развития системы, рыночной стратегии рынка и делятся этой
информацией с франчайзи.
- Переподготовка специалистов.
В договорах, заключаемых фрнчайзером с партнерами, оговорены сроки, по
истечении которых франчайзи обязан направить на переподготовку своих ключевых
сотрудников.
- Тщательное выполнение
этих программ позволяет избежать многочисленных проблем во взаимоотношениях
владельца франшизы и партнера, но не всех. Как же снизить риски совместного
бизнеса с незнакомыми компаниями, нужно ли франчайзеру предусматривать
специальные требования к потенциальным партнерам?
Практически любой вид
бизнеса (по информации Международной ассоциации франчайзинга - более 70
отраслей хозяйства) может стать предметом франчайзингового договора. По мнению
экспертов, сегодня франчайзинг может стать одним из механизмов, способных в
значительной мере повлиять на решение многих экономических проблем современной
России и, в первую очередь, на развитие малого и среднего бизнеса как важнейшей
составляющей экономики и социальной сферы государства.
Формирование франчайзинга в России: перспективы
развития
При организации
франчайзинговой формы бизнеса нельзя пренебрегать системным подходом. Как уже
говорилось, франчайзинг, который достигает хороших результатов, обязательно
строится с учетом огромного количества воздействий (постоянных или переменных)
и взаимодействий. Компания, отдел или секция, где работают франчайзи,
представляют собой систему. Отдел франчайзи функционирует внутри системы
компании или фирмы. И отдел, и сама компания функционируют в сложной системе
взаимодействующих элементов, которые влияют на их работу.
Процесс формирования
франчайзинговой системы. В своей сущности франчайзинговая система не является
чем-то принципиально новым. Она представляет собой комплекс взаимосвязанных
объектов (франчайзи), которые образуют сложное единство[10].
Все системы, входящие во
франчайзинг, являются подсистемами. Иными словами, системы имеют подсистемы и в
то же время составляют часть мегасистемы, они иерархичны. Поэтому, чтобы
успешно развиваться, система должна обладать обратной связью - информационным
вводом, который сообщает, действительно ли система франчайзи (предприятия)
достигла устойчивого состояния и не подвергается ли опасности разрушения.
Предприятия (франчайзи) имеют
значительное число подсистем (подразделений и отделов) и, в свою очередь,
являются частью большой системы франчайзинга (фирмы или компании).
Поэтому, когда
предприятия (франчайзи) развивают и увеличивают масштабы производства,
наблюдается значительная его дифференциация и усложнение, создаются новые
специальные отделы, находятся источники снабжения (поставщики), расширяется
ассортимент выпускаемой продукции, организуются новые сбытовые точки.
Системный подход
заставляет практиков в конкретной области постоянно помнить, что нельзя
подходить ни к одному элементу или проблеме без учета их последующих взаимодействий
с прочими элементами внешней среды.
Планирование системы
франчайзинга начинается, как уже указывалось, с составления бизнес-плана[11].
Целесообразно
разрабатывать бизнес-план на пятилетний период. Он подтверждает возможность
создания франчайзинговой системы для избранной концепции и обосновывает
возможность получения долгосрочных экономических преимуществ.
Из бизнес-плана выделим
внешнюю структуру системы франчайзинга, сущность которой состоит в том, что
франчайзи и службы надзора имеют право проверки качества продукции и услуг.
Бизнес-план. Каждый
франчайзинговый план должен содержать 5 основных разделов. Если правильно их
заполнить, располагая всей необходимой информацией, то, скорее всего, франчайзи
получают финансирование.
Как и в любом другом бизнесе,
при запуске своего проекта на франчайзинговой основе особое внимание следует
уделить бизнес-плану. Бизнес-план создает некоторые ожидания от бизнеса. Кроме
того, он позволяет выявить проблемы, которые ждут вас в будущем.
Наконец, создание бизнес-плана
особенно важно в том случае, если вы собираетесь получить финансирование
проекта со стороны, поскольку это, пожалуй, первый документ, который вообще
будут рассматривать будущие инвесторы.
Создание бизнес-плана для
франшизы проходит намного легче, чем создание аналогичного плана для нового
проекта. Все дело в том, что в случае с франшизой в распоряжении
предпринимателя находится большое количество статистической и финансовой
информации. Можно выдать достаточно точные расчеты. А это определенное преимущество.
Наконец, создавая
бизнес-план для франшизы, вы можете сделать уклон в сторону текущей репутации
компании.
Это еще одно
преимущество. Инвестору будет гораздо спокойнее вкладывать деньги в уже
существующий бизнес, а не в только что открывшийся проект.
Итак, вот 5 основных
моментов, которые следует осветить в бизнес-плане для франчайзингового бизнеса[12]:
1) Вступление
Этот раздел включает в
себя полное описание бизнеса: подробное описание продукта или услуги, которые
будут продаваться, размер и конкурентный характер рынка, проблемы и риски,
связанные с началом подобного бизнеса. Кроме того, здесь будет содержаться
резюме бизнеса-плана. Это очень важный раздел. Многие инвесторы уделяют ему
особое внимание. Все дело в том, что если резюме не заинтересует инвестора, то
велика вероятность того, что он просто не будет читать дальше.
2) Управление
В этом разделе
описываются ключевые управленческие функции, имена людей, которые будут
выполнять те или иные роли в компании, представить справочную информацию о них,
содержащую сведения об их опыте работы. В этот раздел можно включить информацию
о том, как франчайзер поддерживает своих партнеров.
3) Маркетинг
Этот раздел определяет,
кто является клиентами, и как их привлекать. Он включает в себя конкурентные
преимущества бизнеса, SWOT-анализ, план продвижения вашего продукта или услуги,
подробную информацию о целевой аудитории. Это очень важный пункт плана, и его
гораздо легче делать в том случае, если покупается франшиза, так как все
основные детали уже известны в этом случае.
4) Финансовые прогнозы
Наиважнейший раздел
любого бизнес-плана, содержащий прогнозы по движению денежных средств компании,
балансу, финансовом состоянии бизнеса, доходам, прибылям. При этом эти прогнозы
всегда должны быть достаточно консервативными. Лучше превзойти ожидания, чем
разочаровать инвесторов в итоге.
5) Требуемое
финансирование
Этот раздел стоит
готовить даже в том случае, если все финансирование проекта будет поступать из
кошелька франчайзи. Сюда нужно включить полный анализ всех расходов. Нужно
очень тщательно посчитать все данные, чтобы в итоге понять, сколько денег
понадобится.
Большую часть информации можно
получить из реальных данных франчайзера. Это не бизнес с нуля, когда нужно
делать все самостоятельно. Здесь все гораздо проще. Так что стоит задуматься о
том, что организация своего бизнеса на франчайзинговой основе может оказаться
гораздо выгоднее запуска своего проекта с нуля.
Франчайзинговая программа
начинается с маркетинговой деятельности, т.е. с первичной оценки товара или услуг,
которые будут продаваться этой системой. Для этого необходимо провести анализ и
сегментирование рынка своих клиентов с целью определения их потребностей и
пожеланий, затем дать объективную оценку своей компетентности и положения на
рынке: какие другие компании (франчайзинговые и нефранчайзинговые) предлагают
продукцию или услуги, сходные с вновь созданной системой; что общего у этих
компаний; предлагают ли они быстрое и более удобное обслуживание либо лучшую
продукцию или товары и услуги более высокого качества.
Перспектива развития
франчайзинга в регионах РФ как один из способов инновационного реформирования и
интеграционной поддержки малого бизнеса. Как известно, одна из важнейших
характерных особенностей франчайзинга - существенное снижение предпринимательских
рисков. По статистике из всех вновь образованных предприятий 85 % прекращают
свою деятельность в течение первых пяти лет, а из фирм, созданных в рамках
франчайзинга - только 14 %.
Анализируя опыт
построения оптимальной (в том числе безрисковой, социально ориентированной)
структуры экономически развитых стран, доля малого бизнеса в создании ВВП
которых доходит до 80 %, можно сделать вывод о том, что фрачайзинг является
одним из важнейших механизмов развития малого бизнеса[13].
Так как бизнес большинства
крупных франчайзеров постоянно развиваются с учетом все повышающейся
требовательности клиентов к качеству услуг, само присутствие франчайзера в
регионе изменяет потребительские требования клиентов, что вынуждает
использовать новые методы работы даже тех участников рынка, кто никогда не
собирался работать по франчайзингу. Таким образом, появление на том или ином
региональном рынке франчайзинговых схем довольно сильно меняет саму структуру
этого рынка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог анализу
проблем франчайзинга, можно еще раз высказать точку зрения, что для развития
франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации
этих возможностей необходимо создать определенные условия.
Нужна законодательная
инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих
изменений в связанные с ним законы и нормативные акты.
Необходимо включение в
правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы
развития франчайзинга.
Очень важно создание
системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития
франчайзинговой системы.
Целесообразно
предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского
учета.
Требуется создание сети
учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по
всей России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский Кодекс Российской
Федерации (ГК РФ).
2. Балахонцев,
А.А. Формирование инфраструктуры франчайзингового бизнеса в России / А.А.
Балахонцев, А.М. Годин // Вопросы гуманитарных наук. – 2008. - №3. – С. 63-67.
3. Васильев, Н.М. Франчайзинг и
особенности его развития в России / Н.М. Васильев // Финансы. – 2006. - № 2. –
С. 26-29.
4. Лебедев, В.И. Франчайзинг по русски.
Мифы и реальность. – СПб.: Вектор, 2008. – 160 с.
5. Ковалева, Л.Ф. Франчайзинг как
форма инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства в регионе / Л.Ф.
Ковалева // Экономика и управление. – 2008. - № 1. – С. 122-125.
6. Марков, С. Франчайзинг: проблемы
развития бизнеса / С. Марков // Проблемы теории и практики управления. – 2007.
- № 3. – С. 104-107.
7. Митягин, В. Правда о франчайзинге
/ В. Митягин // Бизнес-журнал. 2007. - № 17. – С. 54-56.
8. Панина, М. Фаза активного развития
франчайзинга на российском рынке / М. Панина // Деньги. – 2008. - № 2. – С. 9.
9. Сосна С.А., Васильева Е.Н . Франчайзинг. Коммерческая концессия. - М.:
ИКЦ «Академкнига», 2010. - 375
с.
10. Филипова, И.А. Успешный опыт
применения франчайзинга в сфере услуг / И.А. Филипова // Маркетинг услуг. –
2008. - № 2. – С. 192-199.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Структура рынка франшиз в секторе торговли непродовольственными товарами
в 2010 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Франшизы России по федеральным округам в 2010 г.
[1] Лебедев, В.И. Франчайзинг по русски. Мифы и
реальность. – СПб.: Вектор, 2008. – С.21
[2] Гражданский Кодекс
Российской Федерации (ГК РФ)
[3] Сосна С.А., Васильева Е.Н . Франчайзинг. Коммерческая концессия. - М.:
ИКЦ «Академкнига», 2010. - С.
57
[4] Васильев, Н.М. Франчайзинг
и особенности его развития в России / Н.М. Васильев // Финансы. – 2006. - № 2.
– С. 26-29
[5] Сосна С.А., Васильева Е.Н . Франчайзинг. Коммерческая концессия. - М.:
ИКЦ «Академкнига», 2010. - С. 241
[6] Марков,
С. Франчайзинг: проблемы развития бизнеса / С. Марков // Проблемы теории и
практики управления. – 2007. - № 3. – С. 104-107
[7] Митягин, В. Правда о
франчайзинге / В. Митягин // Бизнес-журнал. 2007. - № 17. – С. 54-56
[8] Ковалева,
Л.Ф. Франчайзинг как форма инфраструктурного обеспечения малого
предпринимательства в регионе / Л.Ф. Ковалева // Экономика и управление. –
2008. - № 1. – С. 122
[9] Панина, М. Фаза активного
развития франчайзинга на российском рынке / М. Панина // Деньги. – 2008. - № 2.
– С. 9
[10] Ковалева,
Л.Ф. Франчайзинг как форма инфраструктурного обеспечения малого
предпринимательства в регионе / Л.Ф. Ковалева // Экономика и управление. –
2008. - № 1. – С.125
[11] Филипова,
И.А. Успешный опыт применения франчайзинга в сфере услуг / И.А. Филипова //
Маркетинг услуг. – 2008. - № 2. – С. 192
[12] Филипова,
И.А. Успешный опыт применения франчайзинга в сфере услуг / И.А. Филипова //
Маркетинг услуг. – 2008. - № 2. – С. 197
[13] Балахонцев, А.А. Формирование инфраструктуры
франчайзингового бизнеса в России / А.А. Балахонцев, А.М. Годин // Вопросы
гуманитарных наук. – 2008. - №3. – С. 63-67