Полный текст:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и сущность
философии………………………………………….…...5
2. Основные функции философии как теоретического
мировоззрения……...10
3. Понятие мировоззрения и его
типы……………………………..…………...12
4. Философия и мировоззрение: общее и
особенное……………………….....17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...21
Введение
Актуальность темы. В самом
слове «философия», который, ввел Пифагор, уже заложен ответ на вопрос о том,
почему эта наука играет такое большое значение в жизни каждого из нас. Ведь
буквальный перевод этого термина означает «любовь к мудрости». А кому из нас не
нравится порой помудрствовать, пофилософствовать? И если в области логарифмов
лирику развернуться нельзя, а физик неуверенно чувствует себя в сфере ямба и
хорея, то поразмышлять любят и тот, и другой.
Почему это так, и какова роль
философии в жизни человека и общества? Аристотель назвал ее «госпожой всех
наук, которой они, подобно рабыням, не смеют перечить». Сенека же считал умение
мыслить главным средством культивирования гражданских добродетелей, интеллекта
и нравственности личности. «Любовь к мудрости» действительно стоит над всеми
науками. По сравнению с ней, каждая отрасль знания является лишь обрывком.
Роль философии в жизни человека
и общества заключается в том, что она гармонично соединяет в себе достижения
всех дисциплин и выстраивает систему нашего познания о мире, как о целостном
феномене. Да, философские воззрения изменяются в связи с открытиями в области
других знаний. Например, гелиоцентрическое устройство Солнечной системы,
открытое Коперником, и происхождение человека от высших приматов в результате
эволюции видов, доказанное Дарвином, заставили пересмотреть философские
концепции о мироустройстве. Но философия является «связующим звеном», которое,
пользуясь достижениями в отдельных областях, выстраивает определенную «картину
мира».
Предметом работы является роль философии в жизнедеятельности человека..
Объект работы – общественные
отношения, складывающиеся в процессе изучения и анализа философии как науки и
её места в жизни отдельно взятого человека.
Теоретической основой работы
послужили работы ученых - Радугина А.А., Розакова В.В., Смирновой Н.Н. и
других.
Цель работы - на основе изучения научных трудов,
определить какое место философия занимает в жизни человека.
Задачи работы:
Рассмотреть место философии в системе
общественной и духовной культуры; Охарактеризовать основные функции философии; Раскрыть сущность мировоззрение, его функции; Проанализировать философию и мировоззрение:
общее и особенное.
1. Понятие и сущность
философии
История термина «философия»
имеет древнегреческие корни и означает любомудрие, проще говоря, любовь к
мудрости (fileo – любовь, sophia – мудрость). Первоначально наука представляла
собой некий симбиоз наиболее важных течений древнего общества мифологии и религии,
которые пришли на смену многочисленным мифам. В отличие от
эмоционально-фантастического отображения социальной и природной
действительности, она относится к окружающему более рационально.
Первые шаги наука начала делать
с разъяснения именно природы и условно называлась натурфилософия. Несмотря на
то, что философия в системе духовной культуры того времени занимала одно из
важнейших мест, учения в основном велись по принципу «а представьте, что все не
так, как нам говорили…»[3, С. 201].
С появлением разделения знаний
на отрасли дифференциации подверглась и эта наука, с последующим уточнением
целей ее исследования, что обеспечило особое место философии в системе культуры
социума. В настоящее время выделяется диалектико-материалистическая философия, которая
и по сей день играет немаловажную роль в развитие общества, позволяя под иным
углом посмотреть на законы развития природы, познания, мышления и общества.
Именно эта дисциплина по сей день оказывают большое влияние на формирование
духовных ценностей у человека.
Почему же вопреки популярному
сциентизму ясно просматривается, что философия в системе культуры является не
памятником некогда популярного научного течения, а источником знаний для
дальнейшего развития. Что же ее отличает?
1. Абстрактность. Всеобщность и
абстрактность присущи многим наукам. К примеру, математика. Да, она абстрактна,
но представляет собой лишь формальный способ описания окружающей
действительности. В этом больше преуспела философия. В системе культуры просто
необходимо учение, которое отвечает на вопросы не просто «сухими» фактами, а
углубленно направляет к поиску ответа.
2. Рефлективность. Исследуя
реальную действительность, отображение результатов проводится через призму
духовности (не путать с религией) и познания. Цель науки Особое место философии
в системе культуры образовано не исследователями течения, а самими людьми.
Обладая рефлективностью, она стала некой наукой о науках. Она не просто
преподносит факты, а передает их с особым шлейфом, который, как оказалось,
является стрежнем образования, делающим науку духовной. Благодаря данному
направлению в человеке зарождаются и развиваются такие идеалы, как Добро,
Истина, Справедливость, формируя при этом здоровый и благоприятный нравственный
климат[6, С. 11-15].
Место и роль философии в
культуре с древних времен было обусловлено противоречивым процессом развития
общественных отношений. Особенно важное значение философское исследование этой
проблемы приобретает в наше время. Еще Платон сформулировал понятие духовности
как мира идей, образов и понятий, которые человек припоминает, и чем больше
человек приближается к этим идеям, тем более духовным он становится. Идеи с
точки зрения Платона являются основой, целью и первоначалом всего. Так, великий
философ обосновал примат духовности. С тех пор в теоретическом плане философия
исполняет функции защиты и творения цивилизации. Ведь место и роль философии в
культуре состоит еще и в том, что она пытается связать эту область
мировоззрения и ценности, а также решить проблему онтологии цивилизации,
понять, что именно в материальной и духовной культуре относится к подлинным
ценностям для человека. От успешного поиска конструктивного решения этой
проблемы зависят предпосылки сохранности и выживаемости культурной среды
человечества.
Миссия философии, ее ценность в
социальной сфере состоит в антропологическом призвании этого теоретического
мировоззрения. Она должна помочь человеку создать свой мир и утвердиться в нем
не только как существу, обладающему разумом, сознанием и самосознанием, но и
как высокоморальной и эмоционально чувствительной индивидуальности. Поэтому
место и роль философии в культуре трудно переоценить, особенно по отношению к
формированию человеческой личности. Она пробуждает человека к творческому,
конструктивному осмыслению самого себя, мира, социальной практики и социального
прогресса в будущем. Тот же Платон в диалоге «Тимей» когда-то сказал, что
философия является таким даром богов роду человеческому, лучше которого не было
и никогда не будет[7, С. 91].
Таким образом, фундаментальное
место и роль философии в культуре побуждает ее постоянно требовать от человека
пополнять свои знания о мире и о самом «гомо сапиенс», но ради постоянной
работы над собой. Для этого философия учит мыслить творчески, самостоятельно,
все время пребывая в поиске. А в наш век кризисов и обострений различных
глобальных проблем философия также обязана анализировать допустимые границы
«инструментального» и «прагматического» отношения к природе и окружающей среде,
и не абстрагироваться от возможного апокалипсиса, а превратиться в «философию
жизни».
Отдельным вопросом в этой
области является соотношение философии и науки. Если отдельные науки исследуют
те или иные явления для того, чтобы впоследствии можно было бы практически
применить полученные знания, использовать их для удовлетворения потребностей
человека, то философия исследует мир как некую целостность. Она стремится дать
общие представления о том, что такое мир, конечен ли он, познаваем ли, и как
именно, есть ли смысл в его существовании и в человеческой жизни, и как именно
человек должен прожить эту жизнь. Кроме того, сама наука и возникающие перед
ней проблемы являются дополнительным источником философского знания.
Наука и философия имеют общий
дискурс – они основываются на теоретической аргументации, оперируют логическими
понятиями.
Религия была более ранней
формой мировоззрения человечества. Она тоже постигает бытие как целостность, но
прежде всего ее интересует иной, ноуменальный, а не феноменальный мир,
идеальных сущностей, недоступный органам чувств, а воспринимаемый верой и
постижимый в каких-то аспектах разумом. Это рациональное обоснование веры
называется богословием, опирающимся на философию. Современная религиозная
философия представляет собой модернизированный вариант богословия, и в то же время
поднимает характерные для философии глобальные проблемы, ставит вопросы о
человеческом бытии, взаимоотношении человека и мира (как, например, неотомизм),
но рассматривает их через призму «первичных ценностей» - веры и любви к Богу[1,
С. 33].
Мало кто из «простых смертных»
знает о том, что такое философия как наука. Это не просто разглагольствования о
смысле жизни и т. п. Философия есть источник всех известных на сегодняшний день
наук. В дословном переводе философия обозначает любовь к мудрости. Что же
изучает философия? Зачем она нужна в научном пространстве? В данной статье
будут рассмотрены предмет философии и ее функции. Философия как наука о
всеобщем Объектом изучения философов является весь мир как единое целое.
Соответственно, предмет науки составляют несколько блоков, а именно - учение о
бытии (онтология); учение о познании (гносеология); сам человек; общество, в
котором он живет. Как видно, не математика – «царица наук», а философия.
Предмет, методы, функции
философии затрагивают все отношения человека с миром, социумом, природой и
самим собой. Все остальные науки постепенно вышли из недр философии. Какие
функции имеет философия Для того чтобы подробно изучить науку, следует в
деталях рассмотреть предмет философии и ее функции.
Методология философии.
Существует несколько путей познания, исследования в философии. Во-первых, чтобы
изучить предмет философии и ее функции, используется диалектика. Диалектический
метод предполагает гибкое, критическое рассмотрение явлений во всей
совокупности их противоречий и причинно-следственных связей. Противоположным
методом является метафизика. Явления в этом случае рассматриваются как
единичные, статичные, обособленные и однозначные феномены. Третьим методом
философии является догматизм, предполагающий познание мира через совокупность
догм (недоказуемых, данных свыше предписаний). Эклектика – четвертый метод
философии, основанный на сопоставлении не имеющих единого начала объектов,
понятий, фактов. Такой метод не самым лучшим образом отражает предмет философии
и ее функции и на данный момент часто используется в рекламе. Следующий, пятый
метод философского познания – софистика. Этот метод строится на выведении из
ложных посылок нового знания. Такое знание будет формально истинным, но по
факту – ложным. Софистика не приводит к познанию истины, но успешно помогает
выиграть спор. И, наконец, шестой метод философского познания – герменевтика.
Она используется для правильного истолкования и прочтения смысла различных
текстов.
2. Основные функции
философии как теоретического мировоззрения
Разные исследователи выделяют
разные функции философии. Их достаточно много. Большинством мнений главными
признаются следующие функции философии.
Мировоззренческая функция –
заключается в способности философской науки описывать картину мира и объединять
знание различных наук, практик и искусств. Она характеризуется
абстрактно-теоретическим подходом к объяснению мира. В этом плане сами
философские концепции отличаются двойственным характером, выражающимся в
тяготении либо к науке, либо к псевдонауке.
Методологическая функция –
состоит в выявлении наиболее оптимальных способов достижения определенных
целей, к примеру, конструирования научных знаний, социальной практики или
эстетического творчества. Подразумеваются такие методы и принципы действия,
которым свойственно фундаментальное, а не узкое значение. К таким методам
относится исторический метод. Функции философии во многом направлены на
прояснение содержания главных принципов науки и практики. Философия выступает
общим учением о методах, а также как совокупность методов познания, являющихся
общими для наук, занимающихся познанием мира.
Гуманистическая функция – проявляется довольно ярко и реализуется в
предельно внимательном отношению к людям. Философия призвана быть внимательной
к людям. Поэтому она не ограничивает себя сугубо научным подходом, а также
широко используется этический и эстетический подходы. Практическая –
заключается в заботе о благе людей, то есть в моральности.
Прогностическая функция –
формулирует гипотезы общих тенденций развития материи, мира, сознания,
человека. Вероятность прогноза возрастает вместе со степенью, в которой
философия опирается на научные знания.
Критическая функция – относится
и к другим дисциплинам, и к самой философии. Со времен античности актуальным
принципом этой науки является постулат о подвергании всего сомнению. Под этим
понимается не абстрактный нигилизм, а конструктивная критика, основанная на
диалектическом отрицании.
Аксиологическая функция – связана с оценкой
исследуемого объекта с позиций разного рода ценностей: нравственных,
социальных, идеологических, эстетических, т.д. [8, С. 422]
Социальные функции философии
довольно многоплановы по содержанию и охвату аспектов жизни общества.
Философия выполняет двуединую
задачу – объясняет социальное бытие и способствует его духовному и
материальному усовершенствованию. В связи с этим философия взяла на себя
прерогативу разработки общих концепций консолидации и интеграции общества. В ее
задачи входит помощь осознанию и формулирование коллективных целей, а также
направление усилий людей на их достижение. Жизненность философских концепций
определяется тем, насколько каждый отдельный человек способен ее понять и
принять. Поэтому философия при том, что носит всеобъемлющий характер, должна
быть адресована к каждому конкретному человеку.
Функции философии в культуре
проявляются на всех уровнях функционирования общества и отдельных индивидов.
Все свойственные философии роли, особенности и характеристики тем или иным
образом предполагают вовлеченность этой науки в культуру, их взаимодействие.
Как показывает история, философия в культуре
принимала самые разнообразные формы. Философия Платона насквозь пронизана
мифами. Римские стоики превратили ее, в своего рода, моральную проповедь. В
средневековье философия стала служанкой богословия. В Новое время в нее проник
принцип научности.
3. Понятие мировоззрения
и его типы
Мировоззрение – это способ
ориентации человека в окружающем его мире. Оно включает в себя самые общие
знания человека о мире вообще и о своем месте в нем.
Мировоззрение – это комплекс
представлений, который необходим личности, чтобы самоутвердиться, чтобы
организовать свое поведение, деятельность и общение. Также без него невозможно
определить главное направление в своей жизни, выбрать линию преобладающего
поведения. Важнейшие компоненты, из которых состоит мировоззрение и его
структура: - представление субъекта о мире; - система ценностей индивида; -
жизненная позиция личности.
Мировоззрение в принятом на
данном этапе понимании существует столько же, сколько и само человечество.
Однако разные исторические периоды наполняли его разным содержанием. Отличалось
всегда оно и у социальных групп. Основные типы мировоззрения, сложившиеся
исторически, - это религиозное, мифологическое, научное и обыденное. Первым
появилось мифологическое мировоззрение. Древние предания, легенды о богах, об
их всемогуществе, о различных героях в образной, метафорической форме выражали
восприятие действительности, понимание мира человеком, который находился на том
уровне развития[9, С. 112].
Мифы разных народов имеют
множество похожих моментов. Также они полны несоответствий и противоречий, что,
однако, совсем не смущало первых людей. Скорее всего, тогда такой тип сознания
был единственным способом духовного постижения реальности. Можно сказать, что
мифологическое мировоззрение - это комплекс таких представлений об окружающем
мире, которые основаны на вере в божественные силы, на фантазии. Но чем дальше
уходило в своем развитии человечество, тем больше оно утрачивало старое видение
мира (правда, какие-то его элементы все же можно отыскать в современном
массовом сознании). Огромное влияние на мышление стала оказывать религия.
Религиозное мировоззрение –
это, прежде всего, вера в высшие силы и в существование низшего и горнего мира.
От мифологического оно отличается тем, что побуждает человека уяснить свои
отличия от мира природы и осознать принадлежность к роду человеческому.
Обыденное мировоззрение в большей или меньшей степени присутствует на первых
двух уровнях восприятия мира. Оно состоит из комплекса воззрений на
действительность, на человеческие нормы поведения и основывается на опыте
предыдущих поколений во многих сферах жизни. Диапазон обыденного мировоззрения более
широкий, чем мифологического и религиозного. Оно отражает опыт, образ жизни и
интересы, характерные для определенных социальных групп.
Одновременно с обыденным
формируется и мировоззрение научное. Это понятие о структуре мира, о роли в нем
индивида. В основе этих представлений лежат научные сведения. Развитие науки
способствует развитию данного мировоззрения. Все эти исторически сложившиеся
представления о мире имеют как положительные, так и отрицательные стороны.
Например, религиозное мировоззрение и мифологическое воспринимают реальность
искаженно. Зато они помогают поддерживать связь между поколениями, закреплять и
передавать нормы поведения в социуме. Научное мировоззрение основывается на
логике, на осмыслении всего рациональным путем. Однако и оно, отвергая
интуитивное познание, далеко не все может отразить. Так назрела необходимость
объяснить мир, применяя рациональное и иррациональное мышление одновременно. Из
этой потребности и возникло философское мировоззрение. Оно дополняет все, что
осталось нераскрытым в предыдущих типах[5, С. 303].
Философское мировоззрение
охватывает отношение личности к миру и рассматривает все происходящее с точки
зрения важности для человека.
Любое разумное существо имеет
собственное сформированное мировоззрение. Данное философское понятие означает
сумму взглядов, убеждений, позволяющих человеку иметь целостное представление
об окружающей действительности, определять свое место в мире. Рассмотрим
мировоззрение и его исторические типы. Как известно, издавна философы представляли,
что в мире будущего не будет войн, классового неравенства, непонимания
поколений. Однако с каждым прошедшим годом (десятилетием) становится понятно,
что это, скорее, далекая от реальности утопия, достойная книг фантастов. В
таких условиях мировоззренческие проблемы выходят на первый план, заставляя
человека задуматься о происходящем.
Мировоззрение условно делится
на три формы:
- Миропонимание. Мысленный
анализ процессов объективной реальности.
- Мироощущение. Получение
информации об окружающем с помощью органов чувств.
- Мировосприятие. Создание
законченных образов на основании наглядных примеров. Человек, поставивший своей
задачей изучить мировоззрение и его исторические типы, должен быть готов к
большому объему информации.
Вышеуказанные типы подразделяются
на обыденное, религиозное, философское и мифологическое мировоззрение. Что
интересно, понять мировоззрение и его исторические типы невозможно без
раскрытия смысла каждого составляющего пункта.
Обыденное мировоззрение было
всегда, так как оно является частью как науки, так и философии (включая религию
с мифологией). Участие в производстве чего-либо (трудовая деятельность),
простое наблюдение за природными процессами, быт, отдых, культурная
составляющая жизни человека и общение – все это формирует обыденный тип
мировоззрения. Столь большой список позволяет утверждать, что никогда данный
тип не повторяется, являясь полностью индивидуальным для каждого человека
(читай – субъективным). В то же время, на его основе базируются все последующие
виды. Неудивительно, что часто возникает сложность с тем, что имеется в виду
под понятием «мировоззрение и его исторические типы». С другой стороны,
достаточно указать составляющие – это даст хотя бы общее представление[7, С.
80].
Следом за обыденным идет мифологическое
мировоззрение (иногда указывается как первый тип). Оно создается сознанием
человека на основании логических обобщений, полученных из обыденного
наблюдения. Особенность состоит в частичном нарушении логической цепочки
рассуждений (невозможно непосредственно доказать что-либо), но подтверждается
непосредственными наблюдениями за природными процессами (тучи – гром – дождь –
транспорт Бога – грохот).
В мифологии, в отличие от
науки, объясняется все. Чем меньше развит аналитический подход к постижению объективной
реальности, тем чаще встречается мифологическое мировоззрение. Именно поэтому
на заре истории человечества мифология играла столь существенную роль, позволяя
объяснить все природные явления. В основе же религиозного мировоззрения (второй
тип) лежит недоказуемая вера в существование организующих сил, лежащих вне
понимания человека.
В настоящее время значительная
часть населения планеты формирует свой слой мира на основе религии. Философский
(третий) тип мировоззрения определяет стремление к постижению тайн природы и
человека, к мудрости.
Существуют практические и
теоретические уровни мировоззрения. Первый – жизненный (ненаучный), основанный
на наблюдениях за повседневными событиями. Второй – научный, включает в себя
анализ и выводы. Философия использует именно теоретический уровень. В принципе
разделение на типы мировоззрения в философии стало возможно как раз благодаря
теоретической основе. Сам термин «философия» произошел от двух греческих слов
«фило» – любить и «софос» – мудрость.
Поскольку философия претендует
на выражение фундаментальных принципов бытия и мышления, она является духовной
основой всех форм осмысления мира. Можно сказать, что современная
фундаментальная философия — это высший, теоретический уровень мировоззрения
среди других видов мировоззрений (мифологического, религиозного,
прагматического и др.). Теоретический уровень испокон веков связывался с
заботой об обеспечении концептуального приращения знания и в отличие от
обыденного должен постоянно способствовать непрерывному обогащению
мировоззрения познавательным и ценностным содержанием, помогающим человеку
ориентироваться в любой конкретной ситуации.
Теоретический уровень
мировоззрения нельзя мыслить как нечто, априорно данное каждому индивиду.
Напротив, он является результатом длительного процесса социализации индивида,
когда последний в своем отношении к действительности проходит путь от
непосредственного присвоения, получаемых от общества благ до понимания смысла
исторического созидания и гуманитарных человеческих ценностей.
Проблема формирования
мировоззрения состоит в том, что целенаправленное развитие теоретического
уровня не отменяет реально присутствующие в многогранном человеческом существе
прочие пласты .мировоззрения, атавизмы мифологического или приоритеты
житейского. И наоборот, индивид, выступающий от имени только теоретического,
научно-систематизированного и предельно рационализированного мировоззрения,
мало напоминает живое, страдающее, волящее и мечтающее человеческое существо.
Скорее — лишь разновидность некоего зомби, запрограммированного на нормативный
реестр принципов[2, С. 56].
4. Философия и
мировоззрение: общее и особенное
Философия и мировоззрение
выступают в качестве феноменов присущих только человеческому сознанию и
выступающими критериальными параметрами для оценки каждого человека – это
непреложный и объективный факт, показывающий органическую связь и единство этих
субстанций. Однако, при внимательном анализе этих феноменов, можно обнаружить
довольно много интересных проблем, ответить на вопрос, как соотносятся
философия и мировоззрение, получается не всегда легко, потому что между ними
обнаруживаются весьма существенные различия, которые генерируются именно в
момент «соприкосновения» мировоззрения и философии как категорий[1, С. 414].
Наиболее распространенной
является точка зрения, что мировоззрение – понятие более емкое, по отношению к
философии, а философское мировоззрение является лишь одной из форм
мировоззрения, наряду с религиозным, мифологическим, научным, уфологическим и
т.д. В этом контексте, мировоззрение представляется как одна из объективно
необходимых характеристик человека, назначение которой – формирование личности.
При этом, факт и содержание своего мировоззрения, человек может даже не
осознавать, хотя если говорить и личности, то такое вряд ли возможно. Вот тут
мы и обнаруживаем первое несходство, философия и мировоззрение могут
присутствовать одновременно только на уровне личностного развития индивида и
никак иначе. При этом, не факт, что эта личность, обладающая определенным
мировоззрением, будет выступать носителем именно философского мировоззрения,
она может быть обладателем и религиозного и любого другого.
С точки зрения научного
анализа, предмет философии, философия и мировоззрение, как правило, не
разводятся далеко друг от друга. Мировоззрение преподносится как характеристика
человека, представляющая совокупность представлений о сущем, о своем месте в
мире и самом этом мире. Но и философия также предоставляет такую возможность,
но только и исключительно с тех позиций, которые формируются на философских
основаниях, здесь уже говорить, например, о религиозном мировоззрении,
неуместно. Философия и мировоззрение, безусловно, феномены, разнесенные по
времени между собой, так как признано, что например мифологическое сознание
предшествовало философскому.
В современном мире, наблюдается
определенная тенденция к динамике этого соотношения. Во-первых, мир становится
все более мозаичным, и установить эту закономерность достаточно сложно.
Во-вторых, сегодня практически невозможно в каком-либо человеке выделить
«чистый» тип мировоззрения, как правило, наше современное мировоззрение
интегративно и синтетично, и не факт, что религиозный компонент в нем,
закономерно появляется перед научным, или что мифологическая составляющая
предшествует философской. В-третьих, некоторые специалисты фиксируют появление
некоторых «духовных новообразований», которые по своему распространению и роли
в обществе, вполне могут квалифицироваться как типы мировоззрения. Прежде
всего, тут речь идет обо всем известном «сетевом» мировоззрении, появление
которого по времени относят к началу массового вхождения людей в сеть Интернет,
социальные сети и виртуальный мир вообще. А поэтому, признавая априори
философию наукой, как ответить на вопрос о ее роли в таком виртуализированном
мире образов. Соотношение философия и мировоззрение можно рассмотреть и через
призму реализации их на практике[4, С. 305].
Любое мировоззрение –
исключительно субъективное явление, в то время как, признавая философию наукой,
мы признаем ее объективность. В этом также присутствует существенное различие
этих явлений. Философическое отношение к миру – это отношений теоретическое,
высокое, в некоторых случаях просто риторическое (расхожее выражение: «относись
ко всему философски»), мировоззренческая позиция всегда субъективна и
затрагивает. Как правило, животрепещущие проблемы и интимные стороны бытия
каждого отдельного человека. Еще один аспект соотношения, это их
взаимотехнологичность, если можно так выразиться. В одних случаях, философия
выступает как средство выражения мировоззрения, а в других – уже философия
служит инструментом выражения мировоззрения. Одним словом, в анализе категорий
философия и мировоззрение, обнаруживаются довольно существенные несводимости,
которые в конечном итоге, и отражают особенное в содержании этих феноменов.
Заключение
Философия в системе духовной
культуры современного мира выделяется за счет целого ряда составляющих, которые
являются частью одной структуры. Так, к примеру, ярким примером актуальности
является эпистемология. Эта наука исследует, как человек познает самого себя и
окружающий мир. Именно данное течение предложило ряд категорий теорий познания:
конкретное, абстрактное, чувственное и логическое, теоретическое, познания и
практики, которые объясняют поведение людей и изменение личности. Социология
также является одним из важных элементов, который входит в учение под названием
философия. В системе культуры данная наука занимает почетное место, так как
именно она изучает и объясняет развитие и прочие изменения общества. Особый
статус этой науки незыблем. Имея мировоззренческое значение, данная наука
обеспечивает должный уровень духовного образования, благодаря чему играет
ведущую роль в системе культуры.
Человеческая деятельность имеет
как материальное, так и духовное начала, и духовная сторона деятельности всегда
была особо важной для общественной жизни, социума и индивида.
Философия же помогала культуре
осознать самое себя – ведь одним из основных вопросов философии всегда была
проблема, противостоит ли духовное начало материальному или дополняет его.
Сегодня философия превратилась
в стройную научную теорию. Все функции философии связаны между собой
диалектически. Каждая из них в определенной степени включает в себя остальные.
Многие из них вообще являются неразрывными, к примеру, мировоззренческая и
методологическая, методологическая и гносеологическая, социальная и
гуманитарная и т.д. Только через целостность и единство функций проявляется
сущность и специфика философии как науки.
Список использованной
литературы
Ильенков
Э.В. Философия и культура. - М.: Академия, 2011. – 522 с.Лешкевич
Т.Г. Лекции по философии. – М.: Гардарики, 2012. – 364 с.Макаров
М.И. Мир философии: учебное пособие. - М.: ТК Велби, 2013. – 465 с.Радугин
А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Волтерс Клувер, 2012. – 674 с.Розаков
В.В. Религия. Философия. Культура. – М.: Крокус, 2012. – 430 с.Сорокин
П. Человек, цивилизация общество. // Мир философии. – 2011. - № 2. – С. 11-15. Стрельник
О.Н. Философия: учебное пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2012. – 339 с.Философия:
учебное пособие для ВУЗов / Под ред.
В.П. Кохановского. - Ростов н\Д: «Феникс», 2012. – 657 с.Чернавин
Ю.А. Философия в структурно логических схемах. Учебное пособие. - М.:
Гардарики, 2010. – 369 с.