Полный текст:
Оглавление
Введение. 2
1.
Экономика современной Монголии. 3
2. Сотрудничество России и
Монголии. 5
3. Стратегическое партнерство
Монголии и КНР. 8
4. Монголия и Евросоюз. 10
Заключение. 15
Список использованной
литературы.. 16
Введение
Актуальность исследования. Монголия,
суверенное и независимое государство, расположена в самом сердце Азии и
является соседом России.
Современная Монголия — государство с
населением 2 миллиона 600 тысяч человек.
До коммунистической революции 1921
года она была провинцией Китая, затем оказалась под влиянием Советского Союза.
Это отразилось на экономике страны, политике, инфраструктуре и письменности.
Ещё каких-то
несколько лет назад Монголию можно было назвать скромной скотоводческой
державой с неприхотливым уровнем жизни и дешёвыми товарами из кожи и шерсти
животных. Сегодня это растущая торговля, большие инвестиции, строительство,
туризм, высокий уровень потребления и
т.д. Монгольская шерсть уходит в Европу, монгольский уголь в США, Китай и
Канаду. Эта маленькая степная страна с богатым прошлым интересна многим, в том
числе и России.
Предмет исследования. Сотрудничество
современной Монголии с зарубежными странами.
Объект исследования. История.
Цель исследования.
- рассмотреть
особенности сотрудничества Монголии с зарубежными странами на современном
этапе.
Задачи исследования.
1. Экономика современной
Монголии.
2. Сотрудничество России и
Монголии.
3. Стратегическое партнерство
Монголии и КНР.
4. Монголия и Евросоюз.
1. Экономика современной Монголии
В Монголии проживает около трёх миллионов человек.
Почти половина из них в столице - Улан-Баторе. За последнее десятилетие миграция
в город сельского населения стала массовой. Люди меняют профессии, уходят в
торговлю, туризм и другие сферы услуг. Вчерашний чабан или
механизатор становится гидом- переводчиком, доярка встаёт за прилавок
крупнейшего универмага столицы. Страна очень быстро меняется. Не только
внутренне, но и внешне. В Улан-Баторе как грибы после дождя растут
элитные кварталы, 25-этажные небоскрёбы, торговые и деловые центры,
построенные из стекла и бетона. Только в столице зарегистрировано более 300
тысяч автомобилей. Для разгрузки городских пробок правительство планирует
начать строительство многоуровневых развязок и эстакад.
Десять лет назад в стране случился большой
падёж скота, что было сравнимо с масштабным финансовым кризисом, так как скот
это основа экономики. И этот кризис в конечном итоге преобразил страну.
Фермеры, продав остатки выжившего скота, подались в город. С сокращением
поголовья животных, цена на мясо и другие сельскохозяйственные продукты
поднялась с «копеечной» до нормальной. В поисках новых путей развития, Монголия
стала активно участвовать в мировой политике.
Хотя
большее число людей проживают в городах, экономика Монголии по-прежнему
сосредоточена в таких отраслях, как сельское хозяйство и добыча полезных
ископаемых. Такие минеральные ресурсы, как медь, уголь, молибден, олово,
вольфрам и золото составляют значительную часть промышленного производства
страны.
В
период с 1924 по 1991 гг. МНР получила крупную финансово-экономическую
помощь от СССР. На пик оказания этой помощи приходится одна треть ее ВВП. В
начале 1990-х годов и в следующем десятилетии экономика Монголии испытала
сильный спад с последующей стагнацией. Обширные засухи летом и зимой 2001 и
2002 годов оказали серьёзное воздействие на сельское хозяйство и привели к
заметному замедлению роста ВВП страны. В Монголии высокий уровень инфляции.
Мировой финансовый кризис вызвал спад во многих отраслях промышленности,
зависящих от экспорта и инвестиций из-за рубежа[1].
Из-за
сурового континентального климата Монголии, сельское хозяйство остается
уязвимым к стихийным бедствиям в виде сильной засухи и холода. Страна состоит
из маленьких пахотных земель, но зато около 80 % территории используется
как пастбища. Большинство сельского населения занято выпасом домашнего скота,
состоящего из овец, коз, крупного рогатого скота, лошадей и верблюдов. Монголия
имеет большее количество скота на душу населения, чем любая другая страна в
мире. Также выращивается пшеница, картофель и другие овощи, кроме того,
помидоры и арбузы.
ВВП по
ППС: 9,48 млрд долларов(2013).
ВВП на
душу населения по ППС (2013): 3200 долларов.
Уровень
безработицы: 2,8 % (2013).
Экспорт:
(2,5 млрд долл. в 2013) — медный, молибденовый концентрат, мясо,
живой скот, продукты животноводства, пух козий, шерсть, шкуры, каменный уголь. Основные
покупатели в 2013 — Китай (76 %), Канада (9 %), Россия
(3 %).
Импорт:
(3,6 млрд долл. в 2013) — топливо, машинное оборудование, автомобили,
продовольствие, промышленные потребительские товары, химикаты, стройматериалы,
сахар, чай. Основные поставщики в 2013 — Россия (35 %), Китай
(29 %), Япония (8 %).
Внешний
долг — 1,6 млрд долл. (в 2013).
Монголия
является членом Всемирной торговой организации (с 1997 года).
Основными торговыми партнёрами страны являются Китай и Россия, и
экономика Монголии во многом зависит от этих стран.
2. Сотрудничество России и Монголии
На протяжении последних 20-ти
лет основные цели, задачи и направления российско-монгольского сотрудничества
определялись на переговорах на высшем уровне, а основным рабочим механизмом
претворения принятых на этих встречах общих директив и установок была и
остается созданная в 1991 году Межправительственная Комиссия по
торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). На каждом заседании
МПК (проводятся ежегодно поочередно в Москве и Улан-Баторе), помимо подведения
определенных итогов сотрудничества за прошедший год, определяется стратегия и
тактика сотрудничества на очередной год и на ближайшую перспективу.
На заседании МПК, прошедшем в Улан-Баторе,
отмечена положительная динамика развития экономических связей между Российской
Федерацией и Монголией в 2012–2013
годах. Свидетельством тому стал рост товарооборота между двумя странами: в 2012
году его объем составил $1,5 млрд., в 2013 году он достиг исторического
максимума – около $2 млрд. Сегодня ставятся задачи довести объем торгового
оборота до $3 млрд. к 2015 году, сокращения зависимости от колебания цен на
нефтепродукты и минеральное сырье на мировом рынке, уменьшения или ликвидации
имеющегося дисбаланса во взаимной торговле, качественного изменения роста
товарооборота. Планы на 2014 год говорят о том, что сотрудничество по-прежнему
будет развиваться по многим направлениям. Но главными сферами остаются:
снабжение Монголии нефтью и нефтепродуктами по стабильным ценам, энергетика,
горнодобывающая промышленность, развитие инфраструктуры, аграрный сектор.
Новыми моментами в планах сотрудничества в области энергетики являются
достигнутые договоренности о возможной помощи России в создании
нефтеперерабатывающих предприятий и строительстве на монгольской территории
новых мощных генерирующих станций. Уже заключен контракт с российской фирмой
«Ренова» на поставку турбины мощностью в 120 МВт для модернизации ТЭЦ-4 в
Улан-Баторе. В области горнорудной промышленности успешно работают флагманы
монгольской индустрии и основные бюджетообразующие совместные
российско-монгольские предприятия: КОО «Предприятие Эрдэнэт», КОО «Предприятие
Монголросцветмет», ОАО «Уланбаторская железная дорога» (УБЖД). Наиболее высоких
показателей добилось «Предприятие Эрдэнэт»: в 2012 году оно закончило год с
чистой прибылью в 300 млрд. тугр., а общий объем доходов составил 1,2 трлн.
тугриков. В скором времени намерено начать свою деятельность СП «Дорнод Уран»
по разведке, добыче и переработке урановых руд. Российская сторона
заинтересована и готова участвовать в разработке богатейшего угольного
месторождения Таван-Толгой в Гоби[2].
В области инфраструктуры
увеличен до $250 млн. уставный фонд УБЖД, что дало возможность приступить, как
и в других СП, к технологическому обновлению и расширению этой транс-монгольской
магистрали. Идет ремонт отдельных участков и обновление локомотивного парка. Из
России поступили 30 новых магистральных и 7 маневренных локомотивов. ОАО
«Российские железные дороги» (РЖД) и ставшая ее дочерней компанией «Развитие
инфраструктуры» (РЖД выкупила монгольскую долю этого ранее совместного
предприятия) готова немедленно приступить к строительству новых железнодорожных
линий, призванных увеличить экспорт монгольского минерального сырья на мировые
рынки. С 2012 года УБЖД работает с прибылью. В аграрном секторе сотрудничество
сосредоточено преимущественно в области ветеринарии[3]. В
целях оздоровления монгольского скота в 2012 году завершена поставка из России
37 млн. доз вакцины против ящура и 22 передвижных дезинфекционных станций, что
должно привести к расширению экспорта монгольского мяса в Россию. Этому же
будет способствовать снижение импортных пошлин на баранину и ряд молочных продуктов
с 25% до 15%.
В два раза снижены импортные
налоги на такие статьи монгольского экспорта, как меха, ковры, головные уборы.
Вместе с тем, следует признать, что уменьшение акцизов на импорт в РФ продукции
монгольской шерстяной и кожевенной промышленности и сокращение отрицательного
сальдо Монголии в торговле с Россией все еще остаются весьма актуальными
проблемами. Но в целом 2013 год и последующие годы обещают стать весьма продуктивными
в плане выполнения Программы развития торгово-экономического сотрудничества на
2013–2015 годы.
Приграничное региональное
сотрудничество занимает важное место в отношениях между Монголией и Россией. В
последнее время наблюдается тенденция развития региональных отношений, что,
прежде всего, связано с протяженной границей между двумя странами (порядка 3500
км), с геополитическими, экологическими и экономическим интересами приграничных
регионов. На данном этапе сложились благоприятные условия для расширения
традиционных научно-исследовательских, технико-технологических, информационных,
энергетических, инфраструктурных связей. Россия и Монголия придерживаются
схожей открытой рыночной политики, поддерживают самостоятельность приграничных
регионов, вследствие чего создаются благоприятные политические и правовые
условия для прямого сотрудничества приграничных регионов.
Монголия активно сотрудничает с
Иркутской областью, Республикой Бурятией, Забайкальским краем, Тувой, Алтайским
краем, Кемеровской и Новосибирской областями.
Основную часть приграничного
сотрудничества занимают отрасли охраны природы, сельского хозяйства, туризма,
культуры, образования. Также приграничные регионы импортируют почти 95%
электроэнергии, бензина и топлива. Монголия в основном экспортирует каменный
уголь – 2%, плавиковый шпат в концентрате и рудном виде – 74%, пряжу – 2%,
неочищенный козий пух – 6,5%.
3. Стратегическое партнерство Монголии и КНР
В последние два года как
китайская, так и монгольская сторона продолжали прилагать усилия, направленные
на углубление и диверсификацию отношений стратегического партнерства, которые в
процессе своего развития достигли очередного этапа.
Посол КНР в Монголии в 2013
году заявил о том, что укрепление отношений дружбы, активизация сотрудничества
и непрерывный процесс перехода китайско-монгольских межгосударственных
отношений на новый уровень оказывает благоприятное воздействие на успешное
развитие двух стран и народов. В последние годы Китай и Монголия продолжают
прилагать усилия, направленные на активизацию процесса формирования двусторонних
отношений.
В 2011 г стороны установили
друг с другом отношения стратегического партнерства. По мнению посла, отношения
между Китаем и Монголией находятся на наиболее благоприятном историческом этапе
своего развития.[4]
Во-первых, происходит усиление
политического взаимного доверия. Как заявил посол, в последние годы обе стороны
продолжают следовать существующей тенденции обмена взаимными визитами на высшем
уровне. Представители руководства двух стран наметили дальнейшее направление
развития отношений стратегического партнерства двух страна, достигнув важного
взаимопонимания в отношении вопроса активизации сотрудничества в области
торгово-экономических и культурно-гуманитарных отношений.
В настоящее время в рамках
поддерживаемых между двумя странами отношений отсутствуют какие-либо важные
нерешенные вопросы. Китай и Монголия рассматривают китайско-монгольские
отношения в качестве важного направления политического и стратегического
взаимодействия, уделяя должное внимание обеспечению взаимных интересов,
поддерживая друг с другом открытые отношения при обсуждении вопросов
международного и регионального характера, с тем, чтобы обеспечить процесс
дальнейшего усиления взаимопонимания и взаимного доверия.
Во-вторых, наблюдается
расширение торгово-экономического взаимодействия. По словам посла, в прошлом
году торговый оборот между Китаем и Монголией составил 6,6 млрд долл,
значительно увеличившись по сравнению с аналогичным показателем 2002 г в
размере 360 млн долл США. Общий объем китайских инвестиций в экономику Монголии
превысил 2 млрд долл — за годы двустороннего взаимодействия КНР стала для
монгольской стороны крупнейшим торговым партнером и источником инвестиций.
В-третьих, успешным образом
развиваются культурно-гуманитарные контакты. Ван Сяолун указал на то, что
динамичное формирование отношений между двумя странами — шанс для развития
молодежи Монголии, добавив, что в настоящее время в Китае обучается примерно
6000 монгольских студентов.
В-четвертых, динамичное
развитие двух стран является важной предпосылкой, предоставляющей Китаю и
Монголии благоприятные возможности. Посол КНР заявил о том, что Монголия
является важным северным соседом Китая. Стороны поддерживают друг с другом
традиционные дружественные связи.
В настоящее время перед Китаем
и Монголией возникают новые шансы для успешного развития, которые необходимо
использовать, опираясь на принципы взаимодополняемости, взаимной выгоды и
совместного процветания[5].
4. Монголия и Евросоюз
Монголия является частью
евразийского пространства, но географически далека от Европы. Тем не менее,
многие сухопутные и воздушные маршруты из Европы в Восточную Азию пролегают
через монгольскую территорию.
Монголия является дальним рубежом Центральной
Азии на востоке и сочетает черты кочевого образа жизни, характерные для этого
региона, и особенности культур Восточной Азии и Китая. Развитие партнерства
между Евросоюзом и Монголией затрудняется географической удаленностью этой
страны и низким уровней осведомленности о ней среди жителей Западной Европы. Но
в последнее время подход Евросоюза к Монголии изменился. Причиной стали
несколько факторов. Монголия стремится к укреплению отношений с Европой с
момента установления официальных связей с Евросоюзом в 1989 году. Важную роль в
этом сыграли
двусторонние отношения Монголии с бывшими странами социалистического блока,
которые стали новыми партнерами ЕС.
Усилия Монголии по построению
демократического общества заставили Евросоюз более благосклонно взглянуть на ее
предложение о партнерстве. Европейские политические и деловые круги также
привлекли бум в добывающей промышленности и экономический рост страны.
В 1993 году Евросоюз и Монголия
подписали соглашение о торговле и сотрудничестве. В 1994 году Монголия стала получателем
помощи по программе Технической помощи странам СНГ (ТАСИС). В 2001 году был принят
первый стратегический документ Евросоюза для Монголии, где были обозначены
приоритетные задачи ЕС. Три года спустя на Монголию стала распространяться Всеобщая система преференций ЕС.
Призывы Улан-Батора к
расширению сотрудничества, а также поддержка со стороны Германии, Чешской
Республики, Польши, Болгарии и других стран ЕС способствовали началу в сентябре
2009 года переговоров о соглашении о партнерстве и сотрудничестве.
Европейский союз является
идеальным «третьим соседом» для Монголии. В отличие от партнерства Монголии с
Индией, Японией или США, сотрудничество с Евросоюзом не должно вызвать
озабоченность России и Китая. Культурные и торговые связи Монголии с некоторыми
европейскими державами сопоставимы по объемам с уровнем ее сотрудничества с
Японией или Южной Кореей. Из более 100 тысяч монголов, проживающих за пределами
Монголии, 21 процент живет в европейских странах[6].
Сотрудничество Евросоюза и Монголии может быть
выгодно обеим сторонам. Как заявили в ходе ежегодной встречи с послами
Евросоюза президент Монголии Цахйагэн Элбэгдорж, премьер-министр Сухбаатарын Батболд
и спикер параламента Дамдины Дэмбэрэл, расширение сотрудничества с Евросоюзом
будет способствовать укреплению суверенитета Монголии, ее демократическому и
экономическому развитию.
В основу нового договора о партнерстве ЕС и
Монголии лягут общие для двух сторон ценности, взаимная экономическая выгода и
стремление внести совместный вклад в поддержание международного мира и стабильности.
Монголия последовательна в своей
приверженности процессам демократизации и правам человека. Страна пошла по пути
стран Центральной и Восточной Европы и отказалась от авторитарной модели
управления, характерной для России, Китая и Северной Кореи. Монголия - единственная
из стран бывшего коммунистического лагеря, с 1991 года являющаяся демократией,
основанной на честных и свободных выборах, подобно странам Центральной Европы.
В списках демократического развития она занимает более высокие строчки, нежели
бывшие советские республики, а также ее непосредственные соседи - Россия и
Китай[7].
Монголия пошла по пути демократии
сознательно, а не потому, что на нее были наложены обязательства со стороны
Евросоюза, НАТО или ОБСЕ. Выборы в Монголии служат единственным способом
получения политической власти. С 1992 года в Монголии семь раз прошли выборы в
парламент и областные органы управления, шесть раз состоялись президентские
выборы. Все они были признаны честными и свободными. Проводится постоянный
мониторинг выборных процессов. Новые поправки в законодательство, принятые в
2011 году, предписывают должностным лицам покинуть занимаемый пост, прежде чем
выдвигать кандидатуру на выборах. Было также введено требование о мажоритарном
и пропорциональном представительстве и квоты для женщин, баллотирующихся на тот
или иной пост. Согласно новым законодательным нормам, кандидатам запрещено
давать финансовые обещания. Также, введено использование биометрических
паспортов.
В Монголии развивается
гражданское общество. Общественные и гражданские организации открыто критикуют
проблемы в государственном управлении. Под давлением общественности был создан
независимый антикоррупционный орган, который в настоящий момент занимается
расследованием коррупционных преступлений со стороны высокопоставленных членов
правительства и политических деятелей. В свете ущерба, наносимого окружающей
среде добывающей промышленностью, все больше значение приобретают экологические
движения.
Благодаря работе
неправительственных организаций власти прекратили выдачу лицензий на добычу,
начали внедрять более строгие экологические требования и присоединились к
международным инициативам, в частности, к Инициативе прозрачности в добывающей
промышленности (2010 год).
Правоохранительные органы
подотчетны гражданскому сектору и работают в правовых рамках. Недавно были
проведены реформы судебной системы и правоохранительных органов. По данным
различных международных правозащитных организаций, защита прав человека в
Монголии находится на достаточно высоком уровне. В январе 2012 года в стране
была отменена смертная казнь.
В 2011 году Монголия стала
первой бывшей коммунистической страной в Азии, получившей пост председателя в
Сообществе демократий, межправительственной организации, объединяющей
демократии мира, стремящиеся развивать демократические нормы и совместно
работать на благо укрепления демократии на глобальном уровне.
Монголия и Евросоюз объединяют
общие принципы демократизации и защиты прав человека. Монгольская демократия
все еще находится на раннем этапе развития. Поддержка Евросоюза поможет
Монголии выработать устойчивость по отношению к возможным вызовам ее
демократическим устоям.
Высший представитель Евросоюза
по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон так прокомментировала
преследование бывшего президента Монголии Намбарына Энкхбаяра по обвинению в
коррупции: Монголия является молодой, развивающейся демократией,
которая разделяет многие европейские ценности.
Евросоюз полностью поддерживает
укрепление демократических процессов в Монголии.Ворота в северо-восточную часть
Азии Монголия могла бы быть полезной Евросоюзу как выход на азиатский
северо-восточный рынок. Она граничит с богатым полезными ископаемыми
Дальневосточным регионом России, северо-западными областями Китая и расположена
вблизи дельты реки Туманная, обладающей большим экономическим потенциалом и
выходящей на Корейский полуостров.
Благодаря обширной финансовой
помощи со стороны Японии, Германии и США Монголия провела реструктуризацию
экономики и приняла рыночные принципы. В 2005 году в Монголию устремились
инвесторы в угольную промышленность. В 2009 году правительство подписало
многомиллиардный инвестиционный контракт с западными компаниями Rio Tinto и
Ivanhoe Mines на освоение одного из крупнейших месторождений высококачественного
золота в мире. Переговоры об инвестициях в прииск Таван Толгой проводились с
американскими, китайскими, японскими, российскими и южнокорейскими добывающими
компаниями. Иностранные инвесторы также участвуют в разработке крупных
месторождений урана, угля, алюминия, редкоземельных металлов и проектах по
развитию инфраструктуры.
Моделями развития для Монголии
являются Евросоюз, Австралия, Канада и Сингапур. В области добывающей
промышленности ориентирами служат Австралия и Канада, в сфере образования и
качества жилья - Сингапур. Монголия заинтересована во внедрении европейских
норм и стандартов, поскольку Евросоюз обладает ценным опытом по оказанию помощи
новым странам-членам, сталкивающимися со схожими социально-экономическими
проблемами. По официальному запросу Монголии Евросоюз разработал многолетний
индикативный план сотрудничества, направленный на оказание содействия Монголии
по внедрению европейских норм и стандартов. В то время как Монголия
заинтересована в получении европейских инвестиций, технологий и внедрении европейских
стандартов, ряд стран-членов Евросоюза проявляют интерес к участию не только в
добывающей индустрии, но и в других проектах в Монголии. Оптимальным
способом по расширению сотрудничества Евросоюза и Монголии является включение
Монголии в инициативы Евросоюза в Центральной Азии. На данном этапе Евросоюз
является, пожалуй, единственным внешнеполитическим партнером стран Центральной
Азии и в дальнейшем, возможно, Монголии, предоставляющим дискуссионную площадку
для обсуждения таких вопросов, как демократизация, права человека и
верховенство закона, и стремящимся включить эти аспекты в свою политику в
других сферах, к примеру, энергетическую область и сферу безопасности.
Заключение
Обнаруживается несомненный
интерес ученых к проблематике тенденций развития Монголии в условиях
глобализации. Однако, что касается поиска места Монголии в современном мире, то
этот напрямую связанный с данной проблематикой вопрос, странным образом, часто
снимается с повестки дня. К примеру, первоначальная формулировка темы
упомянутой конференции в Улан-Баторе звучала следующим образом:
«Социально-политические аспекты современного мироустройства (идентичности в условиях
глобализации)». Видимо, учитывая особые отношения Монголии с США, в том числе,
в военной сфере, для монгольской стороны проблема определения места своей
страны в современных структурах политического мироустройства показалась
звучащей чересчур вызывающе для обоих соседей – как для соседа на юге, Китая,
так и для соседа на севере – России. Поэтому формулировку изменили на более
нейтральную. Да и для России и Китая тема места Монголии в мире связана с
анализом довольно-таки щекотливых вопросов истории взаимоотношений двух стран
по поводу их «буферного» соседа и их современного состояния.
Вместе с тем, отказ России и
Китая от обсуждения сложных вопросов, равно как и обоюдные симпатии США и
Монголии друг к другу не снимают проблемы определения реального соотношения или
баланса сил в регионе, и прежде всего, проблемы быстро меняющегося мира и места
в нем Монголии.
Активизации и усилению позиций
России в Монголии будет способствовать принятие на себя российскими
специалистами, научными и практическими работниками активной роли в
формировании нового имиджа Монголии как страны-цивилизации, полноправного
субъекта не только международных отношений, но и цивилизационного развития.
Список использованной литературы
Гладков
И. Мировая экономика и международные экономические отношения. – М.: Дашков и
Ко, 2013.Международное
сотрудничество, внешнеэкономические связи и туризм Забайкальского края в 2012
году: Сб. статей. – Чита: Поиск, 2013. Менде
Жаргалсайхан Монголия: В поисках «третьего соседа». Почему Европейский Союз?// EUCAM Брифинг, №25 - август 2012.Национальное
статистическое бюро Монголии, The 2010 Population and Housing Census of Mongolia, 15 июня 2011, http://www.toollogo2010.mn/doc/Main%20тresults_20110615_to%20EZBH_for%20print.pdf, дата
доступа - 3 июля 2012.Пономарева
Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения Учебное по-собие
для студентов вузов обучающихся по экономическим специальностям Гриф УМЦ
Профес-сиональный учебник. – М.: Юнити-Дана, 2013.Попов М. Инвестиционный климат и зарубежные
инвестиции в Монголии : инвестиционный климат / М. Попов, С. Филин, А. Якушев
// Инвестиции в России. - 2006. - № 11.
[1] Пономарева Е.С. Мировая экономика и
международные экономические отношения Учебное по-собие для студентов вузов
обучающихся по экономическим специальностям Гриф УМЦ Профес-сиональный учебник.
– М.: Юнити-Дана, 2013. – С. 135
[2] Международное сотрудничество,
внешнеэкономические связи и туризм Забайкальского края в 2012 году: Сб. статей.
– Чита: Поиск, 2013. – С. 72
[3] Гладков И. Мировая
экономика и международные экономические отношения. – М.: Дашков и Ко, 2013. –
С. 111
[4] Гладков И. Мировая экономика и международные
экономические отношения. – М.: Дашков и Ко, 2013. С. 135
[5] Попов М. Инвестиционный климат и зарубежные инвестиции в Монголии :
инвестиционный климат / М. Попов, С. Филин, А. Якушев // Инвестиции в России. -
2006. - № 11. - С. 5
[6] Национальное статистическое бюро Монголии,
The 2010 Population and Housing Census of Mongolia, 15 июня 2011, http://www.toollogo2010.mn/doc/Main%20тresults_20110615_to%20EZBH_for%20print.pdf, дата доступа - 3 июля 2012.
[7] Менде Жаргалсайхан
Монголия: В поисках «третьего соседа». Почему Европейский Союз?// EUCAM
Брифинг, №25 - август 2012. – С. 5