Полный текст:
План
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономическая структура КамбоджиНалоги и податиСоциальная структура Камбоджи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Очень немного известно об истории
Камбоджи, хотя имеются археологические свидетельства, что до 1000 году до н. э.
камбоджийцы питались в основном рыбой и рисом и жили в домах на сваях. С 1 по 6
века, большая часть Камбоджи принадлежала королевству Фунан в юго-восточной
Азии, сыгравшему огромную роль в развитии политических институтов, культуры и
искусства последующих кхмерских государств.
В конце ХIV- начале ХV вв. народ Камбоджи
отражал непрерывные нападения на страну со стороны Сиама.
Чтобы поправить положение страны, Понья Ят приступил к изгнанию сиамских захватчиков и добился восстановления мира. Благодаря его усилиям
была осуществлена политико-религиозная реформа, которую начал Трасак Пхаэмом и
совершился окончательный переход к буддийской религии. В результате этой
реформы не исчезли такие традиционные особенности, как синкретизм религии.
Исторические события в Камбодже подтверждали мысли
Ф.Энгельса о том, что: "классически -политическая экономия определенно
знала, что прибыль и рента являются лишь подразделениями, лишь долями той
неоплаченной части продукта, которую рабочий должен отдавать своему
предпринимателю. Однако даже классическая политическая экономия не выходила за пределы
общепринятых взглядов на прибыль и ренту, никогда не исследовала этой
неоплаченной части продукта (которую Маркс называл прибавочным продуктом) в её
совокупности»
Давайте рассмотрим их поближе.
Социально – экономическая структура Камбоджи
В этом пункте мы
рассмотрим социально-экономические структуры Камбоджи при полном
сохранении сложного устройства кхмерской монархии, сохранившегося с ангкорского
периода.
Кхемерский административный аппарат 15 века был связан
с обычаями и традициями религиозного института, который исконно существовал в
стране.
В 15 веке Камбоджа являла собой
пресвященную монархию типичного кхемерского типа. Владыкой государства был
Король, который руководил армией, политикой и администрацией, а так же
правосудием. Монарх находился на две ступени выше лица, который непосредственно
следовал за ним в иерархии. Он был
окружен многочисленным двором, который состоял из должностных лиц, принцев,
пажей и королевских жен. В его полномочиях было назначать на должность и
контролировать всех высших должностных лиц центральной администрации. Совет
министров присутствовал в системе управления, и являлся протоколом королевского
двора в соответствии с административной иерархией. [1]
Образование совета министров и
королевского двора относится еще к глубокой древности. Изучая кхемерские
хроники, можно заметить упоминания об учреждениях совета семи. К ним относились
: Великий Индра, то есть верховный владыка Богов, который являлся так называемым
учредителем совета[2].
Далее были в совете господин Сау Хва Дайя, который был главным над всеми
вельможами и министрами, за ним следовал Сау Бана – министр юстиции, далее Сау
Бана Кральйхом – министр флота, господин Сау Бана Сакри, либо военный министр,
господин Сау Бана Варна – министр дворца, а так же Сау Бана Махамантри и Сау
Бана Махадебу, которые были сановниками протоколов королевского дворца.
Согласно этой эпохе, вся
центральная администрация была разделена на четыре королевских дома, то есть
один сугубо королевский и три других:
Престол короля, наследник престола и королева мать. Все члены
королевской семьи помогали королю в управлении страной, и замещали его в случае
его отсутствия.
Кхемерская территория 15 века
была разделена на провинции. В тоже время во всем, что касалось управления
провинциями и органами управления дублировалось, взаимно превращая попытки
сделать по – настоящему независимые уделы.
Камбоджа действительно разделена на уделы, в которые входит от пяти до
десяти провинций, а провинции, которые принадлежали королевской семье была
поделены на земли, а уделы распределялись между министрами. Они все были
разбросаны по всему королевству. [3]
Министр, который жил в столице
изредка совершал поездки по стране. Он служил посредником между королем и
наместниками провинций, а наместники в свою очередь передают указы о
привлечении работы.
Если достаточно точно есть
возможность обрисовать деятельность провинциальной администрации, то можно
сказать об организации камбоджийского
срока, что для этих целей был создан
совет старейшин. Избиралась староста деревни, а так же ее помощники, которых
назначал наместник. Камбоджийский срок не имеет определенных и пространственных
границ и он объединяет лишь жителей деревень в обширном пространстве.
Общественные отношения внутри этого образования
определяются семейным родством, посещением одних и тех же храмов и признанием
одной и той же власти. Эти три структуры - родовая, религиозная и
административная - с разной могут проявлять себя по отношению к человеку или к
группе людей.
Общественные отношения родовой структуры, определенно,
самые сильные и прочные, тем более, что род чаще всего состоит из населения
одной деревни и имеет мало общего с обитателями другой деревни. Но при этом старики
имеют внутри своего "срока" некоторую моральную власть: при браке и
разводе они выступают как свидетели, призванные напоминать о приличии, их
память восполняет отсутствие актов записи гражданского состояния. Другой центр,
вокруг которого строится жизнь более обширной сельской общности, объединенной
одной и той территорией и одними и теми же условиями существования, - это монастырь, в котором община собирается для совершения
религиозных служб и обрядов, призванных обеспечить будущую жизнь.
Налоги и повинности
Камбоджи в 15 веке
Следует начать с того, что с древних времен существовали следующие виды
земельной собственности: королевская, храмовая или крестьянская. Структура королевской собственности на землю была как неотъемлемая
часть королевского имущества, и представляла собой структуру частной
собственности на землю камбоджийских крестьян, благоприятствовавшую феодальной эксплуатации путем обложения
крестьян податями.[4]
Для того, что бы налоговая система была упорядочена, король велел
наместникам надзирать за своими подчиненными , когда собирались подати риса и
натуральные продукты для королевской казны. В действительности, механизм
получения налогов и податей осуществлялся огромным количеством чиновников. Одни
собирали налоги, вторые вычитали их из будущего урожая крестьян. Была введена
система комиссий на долу монарха.
Обязанности наместников и других представителей власти заключались в
сборе десятой, двадцатой либо сороковой
части урожая риса, который произрастал на полях принца либо королевской семьи.
Кроме налога на рис, таможни берут в пользу короля десятую часть всех местных
продуктов, которые вывозятся за границу или перевозятся внутри королевства.
Король Камбоджи, с одной стороны, не имел постоянной армии,
а его должностные лица существовали на королевские подарки и свои личные
средства, некоторые виды прибылей, ставшие традиционными. Отсюда следует ,
что все полученные налоги составляли
личный доход короля.
Социальная структура Камбоджи
В кхмерском обществе в социальном отношении можно выделить:
Короля и королевскую семью, сановников, священнослужителей и простых людей. При новой политической организации король занимал место верховного главы
государства, армии и всей политической и судебной деятельности. Следует
заметить, что в указывается четыре вида королевских стратегий:
знать все военные хитрости в совершенстве, знать, как следует укрываться внутри ограды королевского дворца, как
выходить оттуда, знать, что делает неприятель, и поступать так же, хорошо знать местность, чтобы совершать вылазки за продовольствием;
Пять наук, которыми должен овладеть король: знать все
ремесла, знать законы тхоммо саттха и королевские сатры саттха, чтобы
справедливо судить дело, знать все восемь королевских добродетелей и быть справедливым
Монарх должен
верно следовать законам, не совершать никакой несправедливости даже в
интересах родителей или друзей, быть приветливым с незнакомым и чужеземцам,
никогда не вредить другому, уметь командовать солдатами, внушать им
храбрость и не бояться врага, знать слова, излечивающие болезни, быть
добродетельным, и уметь оставлять свое добро без сожаления.
Все наследство в 15 веке передавалось только по
мужской линии. Потомки брахманов,
которые занимали определенное место в социальной структуре Камбоджи и
имевшие традиционные занятия при королевском дворе, составляли наследственную касту
и официально назывались брахманами. Их
обязанность заключалась в том, чтобы
являясь по очереди в королевский дворец по зову своего главы, стеречь священное
оружие, старинный меч, которому поклонялись.
В 15 веке, высшее буддийское духовенство играло
решающую роль в королевском дворе. Оно возглавляло так же религиозные и
дворцовые церемонии. Если случался мятеж либо гражданская война, или другие
несчастья, король во имя благого дела совершал обряд, который показывал
синкретический характер камбоджийской религии. Этот ритуал был начало
буддистских представлений о том, что такое вина и наказание, и развертывался по
всем законам буддизма.
Общественно-политические институты были подкреплены
буддийскими структурами, но здесь "структура" означает не
могущественную иерархию, а подвижную основу, способную к ассимиляции, что лучше
сочетается с идеями буддизма. В ХV в. титул сановников включал в себя его чин и официальное имя, часто
образованное из слов на санскрите и пали, которое менялось при смене должности,
и его личное имя.
Так же в Камбодже 15 века существовали рабы. Они
делились на три основные категории[5]:
Королевские рабы. Эта категория пополнялась благодаря военным походам.
Необходимость в рабах во время конфликтов между Сиамом и Камбоджей в 15 в. была
такова, что взятие военнопленных оборачивалось настоящими депортациями населения Камбоджи провинций Еаттамбанг и Пурсат.
Это нанесло ущерб демографическому
положению и экономике страны. К рабам военнопленных следует добавить семьи мятежников и разбойников, отданные в рабство после казни зачинщиков мятежа. Представляется, таким образом, что пожизненное
рабство было, скорее, формой социальной зависимости. чем экономической.Храмовые рабы или рабы тройного сокровища. В основе своей это осужденные
либо семьи их, которые отдали на попечение монастырю. Так же сюда можно отнести
наследственных рабов, то есть рожденных в неволе. Нужно принять во внимание,
что в монастырях на протяжении веков существовал обычай освобождать
подаренных рабов. Храмовые рабы занимались уходом за зданием храма или
обработкой принадлежащих ему рисовых полей.Домашние рабы. В конце 13 века – начале 14 Чжоу – Да- Гуань при
сопровождении китайского посла прожил в Камбодже почти год. Он составил
интересные записки о бытовой жизни населения. И заметил такой факт, что в
качестве домашних рабов покупают дикарей, которые выполняют земледельческие
работы, занимаются садоводством и выращивание хлопка. Если хозяин велел – раба
отпускали.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кхемерский административный аппарат 15 века был связан
с обычаями и традициями религиозного института, который исконно существовал в
стране. В
15 веке Камбоджа являла собой пресвященную монархию типичного кхемерского типа.
Согласно этой эпохе, вся
центральная администрация была разделена на четыре королевских дома, то есть
один сугубо королевский и три других: Престол
короля, наследник престола и королева мать. Все члены королевской семьи
помогали королю в управлении страной, и замещали его в случае его отсуствия.
Структура королевской собственности на землю была как
неотъемлемая часть королевского имущества, и представляла собой структуру
частной собственности на землю камбоджийских крестьян, благоприятствовавшую феодальной эксплуатации
путем обложения крестьян податями.
Так же, особенностью социально – политической жизни
Камбоджи являлся рабовладельческий строй. Но после того, как власть короля-
бога упала, народ стал обращаться за помощью к оппозиционным мятежным
группировкам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Спекторов Л.Д. Феодальные отношения в Камбодже.М.,1973Хроника древних королей Камбоджи. Ж.Мура, Э.Эионье.1980Г.Маеперо. Империя кхавров. 1940А.Леклер. "История Камбоджи".1914 г.Лонг Сеам. Исследования по лексикологии и грамматике древне-кхмерского
языка по надписям Камбоджи ХI-ХV вв. М.,1989
[1]
А.Леклер. "История Камбоджи".1914 г
[2]
Хроника древних королей
Камбоджи. Ж.Мура, Э.Эионье.1980
[3]
Спекторов Л.Д. Феодальные отношения в Камбодже.М.,1973
[4]
Г.Маеперо. Империя кхавров.
1940
[5]
Лонг Сеам. Исследования
по лексикологии и грамматике древне-кхмерского языка по надписям Камбоджи ХI-ХV вв. М.,1989