Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Предмет:
    Педагогика
  • Когда добавили:
    27.06.2014 16:50:58
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание стр.
    Введение…………………………………………………………………….……3
    Глава 1. Формирование элементарных математических
    представлений у детей дошкольного возраста…………………………….….5
    1.1. Современные требования к формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста……………5
    1.2. Дидактические игры в системе дошкольного образования…………….10
    1.3 Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста………………………………...16
    Выводы по главе 1………………………………………………………………20
    Глава 2. Роль дидактических игр в формировании
    элементарных математических представлений у детей
    дошкольного возраста…………………………………………………………..21
    2.1 Значение дидактических игр в формировании
    элементарных математических представлений дошкольников………………21
    2.2 Методические особенности использования дидактических игр
    в процессе формирования элементарных математических
    представлений у детей дошкольного возраста……………………………….25
    Выводы по главе 2……………………………………………………………….29
    Заключение……………………………………………………………………….30
    Список литературы………………………………………………………………32
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение
     
    Дети могут очень много усвоить в период дошкольного детства. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников имеет длительную историю развития. В ?V?? – ??? вв. вопросами выбора содержания и методов обучения арифметике для детей дошкольного возраста, а также формирования начальных представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве занимались Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.[18, 34, 13] в настоящее время поиском путей эффективного математического развития занимаются такие ученые как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр, А.С. Метлина и др. [13, 28, 11]
    У детей дошкольного возраста проявляется спонтанный интерес к математическим категориям: количеству, форме, времени, пространству, которые помогают детям лучше ориентироваться в окружающем мире.
    В дошкольных учреждениях учитывается этот интерес, и воспитатели делают попытки расширить знания детей в этой области [13]. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений требует применения новых методических приемов.
    Игра является особой, необходимой для гармоничного развития ребенка школой. Это самое привычное для дошкольников занятие, в котором дети могут многому научиться. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольников, так как именно в игре ребенок учиться обобщать и делать анализ, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. Игра развивает у детей фантазию, способность концентрировать внимание. В игре у ребенка есть полная свобода действий, в процессе которых дети учатся контролировать свои поступки, сдерживать желания, регулировать свое поведение.
    Таким образом, все важнейшие психологические новообразования у детей формируются именно в игровой деятельности.
    Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования выдвигают ряд достаточно серьёзных требований к сфере познавательного развития детей дошкольного возраста, частью которого является математическое развитие. В связи с этим нас заинтересовала проблема применения дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
    Цель исследования – изучение значения дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
    Объект исследования - элементарные математические представления у детей дошкольного возраста.
    Предмет исследования – использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
    Задачи исследования:
    Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.Определить значение дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.  
     
     
     
     
     
     
     
    Глава 1. Формирование элементарных математическихпредставлений у детей дошкольного возраста
     
    1.1 Современные требования к формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
     
    Дети дошкольного возраста активно осваивают счет, могут пользоваться числами, осуществлять элементарные вычисления по наглядной основе и осваивать простейшие временные и пространственные отношения, преобразовывать предметы различных форм и величин. Дети включаются в простейшую математическую деятельность, не осознавая этого, но, тем не менее, усваивая свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне. [3]
    Объём представлений рассматривается как основа познавательного развития. Познавательные и речевые умения являются ключевыми для процесса познания, составляют минимум умений, без которых дальнейшее познание мира и развитие дошкольника будет существенно снижено. Активность детей, которая направлена на познание, реализуется в содержательной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных обучающих и развивающих играх.[9]
    Взрослые создают условия, благоприятные для вовлечения детей в деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки, перегруппировки и т.д. При этом инициатива в продолжении игровой деятельности принадлежит детям. Воспитатель делает анализ ситуации, направляет ее развитие, способствует получению эффективного результата.
    Дошкольников окружают игры, которые развивают их мысли и приобщают к умственному труду. Например, формированию умственной деятельности в большой мере способствуют игры из серии: «Логические кубики», «Уголки», «Составь куб» и другие; из серии: «Кубики и цвет», «Сложи узор», «Куб-хамелеон» и др. [9]
    В воспитательном процессе невозможно обойтись без различных дидактических пособий. С их помощью дети могут вычленять объект анализа, видеть все его свойства, устанавливать связи и зависимости,  определять элементарные отношения, выявлять сходства и различия. К дидактическим пособиям, которые выполняют аналогичные функции, можно отнести логические блоки Дьенеша, цветные счётные палочки (палочки Кюизенера), модели и другие.[24]
    В процессе игровой деятельности с дошкольниками, воспитатель может способствовать развитию у них следующих умений:
    - умение совершать действия со свойствами, с отношениями различных объектов, числами; увидеть элементарные изменения объектов в форме, величине;
    - умение делать сравнение, обобщение группы предметов, делать соотношения, выделять закономерности следования и чередования, уметь работать с представлениями, стремиться к творческой деятельности;
    - умение проявления инициативы в деятельности, самостоятельности при уточнении или определении цели, в процессе рассуждений, в достижении результатов;
    - уметь составлять рассказ о выполняемой или выполненной работе, разговаривать с педагогами, сверстниками по поводу игровых действий. [33]
    Основными представлениями, познавательными и речевыми умениями, которые усваивают дети дошкольного возраста в процессе усвоения математических представлений согласно требованиям к формированию элементарных математических представлений являются следующие: [38]
    Свойства. Представления.
    О размере предметов: длинный или короткий (по длине); высокий или низкий (по высоте); широкий или узкий (по ширине); толстый или тонкий (по толщине); тяжёлый или лёгкий (по массе); глубокий или мелкий (по глубине); большой или маленький (по объему).
    Геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, куб,  прямоугольник, шар, треугольник, овал, цилиндр.
    Структурные составляющие геометрических фигур: угол, сторона, их количество.
    Форма предметов: круглые, треугольные, квадратные. Логические связи между группами форм, величин: низкие, но толстые; выявить общие и различные признаки в группах фигур квадратной, круглой, треугольной форм.
    Установление связей между сменой оснований классификации (или группировки) и количеством определенных групп, объектов, входящих в них.
    Познавательные и речевые умения. При помощи зрения и осязания двигательным методом исследовать геометрические фигуры или предметы для определения формы. Попарное сравнение геометрических фигур, чтобы выделить структурные элементы: углы, стороны, их количество. Самостоятельное определение и применение способов определения формы, размера разнообразных предметов, геометрических тел фигур. Умение самостоятельного обозначение свойств предметов, геометрических тел и фигур; выражение в речи способа определения формы, размеров; группировка по признакам.
    Отношения.
    Представления.
    Отношения групп предметов классифицируются по количеству, по размеру и т.д. Последовательное уменьшение или увеличение предметов.
    Отношения в пространстве в парных направлениях от себя, от разных объектов, в движении в конкретном направлении; временные - в чередовании частей суток, настоящем, прошедшем и будущем времени: сегодня, вчера и завтра.
    Обобщение нескольких предметов, звуков, движений по размеру, количеству, форме и др.
    Познавательные и речевые умения. Уметь делать сравнение  предметов на глаз, методом наложения, приложения. Выражать с помощью речи количественные, пространственные, временные отношения между разными предметами, пояснять последовательное увеличение или уменьшение их по количеству, размеру.
    Числа и цифры.
    Представления.
    Умение обозначать количество числами и цифрами в пределах 5-10. Различать количественные и порядковые назначения чисел. Обобщать группы предметов, звуки и движения по числу. Видеть связь между числами, цифрами и количеством: чем больше предметов, тем большее число нужно выбрать для их обозначения; сосчитывание однородных и разнородных предметов, в различном расположении и т.д.
    Познавательные и речевые умения.
    Сосчитывание, сравнение по признакам, количеству и числу; воспроизведение количества по образцу и числу; отсчитывание.
    Обозначение чисел, согласование слов-числительных с существительными в роде, числе, падеже.
    Отражение в речи способов практического действия. Ответы на вопросы: «Как ты узнал, сколько всего?»; «Что ты узнаешь, если сосчитаешь?»
    Сохранение (неизменность) количества и величин.
    Представления.
    Независимость количества числа предметов от их расположения в пространстве, сгруппированности.
    Неизменность размеров, отсутствие или наличие зависимости от формы и размера сосуда, неизменность объёма жидких и сыпучих тел.
    Обобщать по размеру, числу, по уровню наполненности одинаковых по форме сосудов и т.д.
    Познавательные и речевые умения, зрительное восприятие величины, количества, свойств предметов, сосчитывание, сравнение для доказательства равенства или неравенства.
    Выражение в речи расположение предметов в пространстве. Умение использовать предлоги и наречия: справа, сверху, от..., рядом с..., около, в, на, за и др.; пояснение способов сопоставления, обнаружение соответствия.
    Алгоритмы.
    Представления.
    Обозначать последовательность и этапность учебно-игровых действий, зависимостей порядка следования объектов символом (стрелкой). Использовать простейшие алгоритмы различных типов (линейных и разветвленных).
    Познавательные и речевые умения. Зрительное восприятие и понимание последовательности развития, выполнение действия, с ориентировкой на направление, указанное стрелкой.
    Отражать в речи порядок выполнения действий: сначала; потом; раньше; позже; если..., то.
    Дошкольники в процессе обучения элементарным математическим представлениям очень часто проявляют высокую познавательную активность. Они очень много разнообразных вопросов воспитателям об окружающем мире. Исследуя предметы, их свойства и качества, дети используют разнообразные обследовательские действия: группируют объекты по цвету, форме, величине, назначению, количеству; составляют целое из нескольких частей; осваивают счёт.
     
     
    1.2Дидактические игры в системе дошкольного образования.
     
    Дидактическими называются игры, которые разработаны для детей с целью их обучения.Для определения классификации дидактических игр отечественные педагоги дошкольного образования применяют чаще всего материалы, которые используются в игре. Существует традиционное деление игр на: предметные игры, настольно-печатные игры, словесные и музыкально-дидактические.[4]
    Очень разнообразны дидактические игры с предметами. Их характеристики зависят от игрового мате­риала, содержания, организации проведения. В качестве дидактических мате­риалов педагоги используют различные игрушки, реальные предметы (произведения декоративно-прикладного искусства, бытовые предметы, орудия труда и др.), объекты природы (овощи, фрукты, цветы, листья, семена и т.д.).
    Игры с предметами направлены на расширение и уточнение знаний детей, развитие мысли­тельных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), со­вершенствование речи (называть предметы, определять действия с ними, выявлять их качества, назначе­ние, описывать свойства и внешний вид предметов, правильно произносить звуки), воспитание про­извольности поведения, памяти, внимания.[8]
    Некоторые игры с предметами можно использовать во всех возрастных группах, изменяя только содержание и воспитательно-образовательные задачи. Напри­мер, в младшей группе дети называют предметы и их отдельные признаки, а дети более старшего возраста уже составляют описательный рас­сказ, формулируют загадки.
    Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры - инсценировки.Исследователи считают, что  сюжетно-дидактические игры учат детей выполнять определенные роли (продавца, поку­пателя в игре «Магазин», пекаря – в  игре «Пекарня» и т.д.).Игры-инсценировки, по мнению автора, уточняют представления детей о разнообразных бытовых ситуациях («Кукла заболела» и т.п.), о произведениях литературы (разные путешест­вия по мотивам сказок), о нормах поведения в обществе.[1, 11, 28, 29, 25, 39]
    С целью развития координации мелких движений и зрительного контроля над ними можно проводить игры с дидактическими игрушками моторного характера. В младшей группе можно применять игры с прокатываниями мелких шариков, игры с вкла­дышами, шариками, башенками; с детьми среднего и старшего дошкольного возраста проводятся игры с бирюльками, кеглями, настольным бильярдом. Развитие координации движений предплечий, кистей и особенно пальцев рук являются важными предпосылками к обучению ребенка письму.
    Настольно-печатные игры. Одними из первых этот термин стали использовать И. М. Кононова, К. Д. Сергеева, А. К. Бондаренко. Сначала исследователи называли их дидактическими играми и упражнениями с картинками, в т.ч. и Е. И. Тихеева, которая в 20-х годах XX в. Разрабатывала систему дидактических игр с картинками («Игры парами», разрезные картинки, игры с картинками типа лото). [13, 30]
    Детский сад должен иметь серии картинок в соот­ветствии с программой ознакомления дошкольников с окружающей средой (профессии, транспорт, мебель, посуда, одежда и т.п.).Картинки по сво­ему содержанию должны быть соответственны конкретному возрасту детей и уровню их психического развития.[3]
    Исследователи также отмечают большую роль настольно-печатных игр в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста. [16, 30] Данный вид игр отвечает особенностям наглядно-действенного мышления детей. В процессе игры дошкольники могут усваивать и закреплять знания в практических действиях не с реальными предметами, а с их изображениями на картинках (парные картинки, лото, домино, складные кубики и т.д.). Разнообразными являются умст­венные задачи, которые решаются в процессе данных игр: закрепляются знания о предме­тах, их назначении, классификации, обобщении предметов, устанавливаются взаи­мосвязи между ними, составляются целое из частей.
    Наиболее полно и с разных сторон потенциал настольно-печатных игр осветила А. К. Бондаренко, которая подробно рассмотрела их виды и содержание. По мнению автора, они являются разнообразными не только по видам, но и развивающим задачам, которые решаются при их использовании. [2]
    Она выделяет следующие виды настольно-печатных игр:
    Подобрать картинки по парам;Подобрать картинки по общему признаку («Что растет в лесу» и т.п.);Запомнить состав, количество и расположение картинок («Угадай, ка­кую картинку спрятали» и т.п.);Составить разрезные картинки и кубики. Данные игры формируют способность детей перевоплощаться, к творческому по­иску для создания необходимого образа.
    В настоящее время популярны разрезные картинки «Пазлы», которые способствую­т развитию логического мышления дошкольников.
    Музыкально-дидактические игры. Детальный анализ музыкально-дидактических игр осуществлялся в различные периоды отече­ственной дошкольной педагогики авторами: Н. Г. Кононовой, Л. Н. Комиссаровой, Э. П. Кости­ной, З. Я. Роот. [13]
    Музыкально-дидактические игры способствуют повышению эффективности процесса музы­кального воспитания и развивают у детей музыкально-сенсорные способности.
    При помощи музыкальных игрушек и детских музыкальных инструментов можно проводить игры на различение тембра («Угадай, на чем играют»), динамики («Тихие и громкие звоночки»).
    Очень часто в музыкально-дидактических играх объединяется музыка с движением, а игровые действия подчиняются развитию художественного образа. При этом музыкально-дидактические игры становятся похожими на подвижные, хороводные, сюжетно-ролевые игры. Отличительная черта музыкально-дидактических – решение учебной задачи. Так, например, в игре «Догадайся, кто по­ет» (муз.Е. Тиличеевой) детям нужно на слух различить тембр голосов сверстни­ков.
    Навыки, которые дети получают в процессе музыкально-дидактических игр, яв­ляются стимулом для развития самостоятельности в музыкальной деятельности и творческих способностей.
    Словесные дидактические игры.
    Отличительная особенность словесных дидактических игр в том, что процесс решения задачи обучения осуществляется в мыслительном пла­не, на основе представлений и без опоры на наглядность. Они основываются на применении слов, поэтому проводятся в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр можно встретить много народных, которые связаны с потешками, прибаутками, загадками, перевертыша­ми («Красочки», «Барыня», «Глухой телефон» и др.). Некоторые из словесных игр доступны и детям младшего дошкольного возраста («Ладушки», «Сорока - белобока, «Гули - гули» и др.). [14, 35]
    Помимо развития речи, формирования внимания при помощи словесных игр можно создать эмоциональный настрой, усовершенствовать мысли­тельные операции, выработать быстроту реакции, научить понимать юмор.
    Значительный вклад в разработку словесных дидактических игр внесли  А. И. Сорокина, О. М. Дьячечко и др. Так, А. И. Сорокина определяет следующие их виды («Дидактические игры в детском саду»): [40]
    игры-путешествия;игры-поручения;игры-предположения («Что было бы, если бы?» и др.);игры-загадки;игры - беседы. Данные игры помогают стимулировать воображение, развивать логическое мышление, речь дошкольников.
    Особенно важным структурным компонентом дидактической игры являются игровые правила, обеспечивающие реализацию содержа­ния игры. Правилам должны подчиняться все участники игры, они организуют и направляют поведение детей, контролируют взаимоотношения между ними и с взрослыми. В некоторых играх существуют правила, которые запрещают какие-либо действия и предусматривают на­казание (пропустить ход, фанты). Запрещающие правила способствуют усилению контроля ре­бенка за своим поведением, что увеличивает произвольность его реакций. Напри­мер, в игре «Молчанка» нельзя говорить. При помощи правил педагог формирует у детей способность ориентироваться в разнообразных обстоятельствах, умение сдерживать желания, проявлять эмоционально-волевые усилия.
    У правила игры обучающий, организующий и дисциплинирующий харак­тер. Игровые правила объясняют детям, что и каким образом нужно де­лать, уточняют методы выполнения игровых действий. Правилами организации оп­ределяются порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игровой деятельности; правилами дисциплины определяются рамки игровой деятельности - что и почему нельзя делать. Однако чрез­мерная дисциплина будет снижать у дошкольников интерес к игре и даже может разрушить ее. Протестуя против нарушения правил, дети обычно говорят: «Он играет не по пра­вилам».
    Результатом дидактической игры является показатель уровня достижений дошкольников в усвоении знаний, в уровне развития умственной деятельности, взаимоотношений со взрослыми и детьми, а не просто выигрыш, который получен любым способом (А. И. Сорокина). [40]
    Все структурные компоненты дидактической игры (игровой замысел или задача, игровые действия, правила игры) тесно взаимосвязаны меж­ду собой и если будет отсутствовать хотя бы один их них, нарушится цельность игры, снизится воспитательное воздействие. Игра станет либо дидактическим упражнением, либо обычной беседой с применением дидактических материалов.
    В программах дидактические игры относятся к разделу игры и используются в качестве формы организации детской жизни и в виде одного из методов обучения. Со­гласно требованиям программ дидактические игры можно применять на занятиях в качестве их составной части или вместо них, и в часы досуговой деятельности, когда воспитателем регулируется деятельность детей и осуществляется необходимое руководство с це­лью закрепления полученных знаний. [39]
    Дидактические игры особенно часто используется в группах раннего и младшего дошкольного возраста, а иногда и заменяет полное занятия. У детей данного возраста проявляется интерес к играм с неожиданным появлением, исчезновением, поиском и нахождением. Например, дети раннего возраста сначала вместе с воспитателем рассматривают хорошо знакомую игрушку, называют ее. Затем воспитатель прячет игрушку, показывает картинку с ее изображением и просит ребенка найти, пока­зать и назвать данную игрушку. Разнообразные приемы обыгрывания картинки и игрушки помогают обеспечить занимательность игры.
    Усвоение различных способов действий с дидактическими игрушками помогает ребенку играть самостоятельно. Необходимо иметь достаточное количество игрушек, чтобы ребенок мог воспользоваться ими самостоятельно.
    Выбирая дидактические игры, необходимо учитывать интересы детей. В процессе игры нужно наблюдать за деятельностью дошкольников и помогать им по мере надобности.
     
     
     
    1.3 Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
     
    Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений делятся на следующие группы: [22]
    1. Игры с цифрами и числами
    2. Игры путешествие во времени
    3. Игры на ориентирование в пространстве
    4. Игры с геометрическими фигурами
    5. Игры на логическое мышление
    В первую группу игр входят игры, обучающие детей счету в прямом и обратном порядке. Посредством сказочных сюжетов игр дети знакомятся с образованием всех чисел в пределах 10, через сравнивание равных и неравных групп предметов. Происходит сравнение двух групп предметов, которые располагаются то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это нужно делать для того, чтобы у детей не появилось ошибочное представление о том, что большее число всегда должно находиться на верхней полосе, а меньшее - размещаться на нижней. [7, 11, 21]
    В процессе таких дидактическихигр как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети обучаются свободному оперированию числами в пределах 10 и сопровождению словами своих действий.
    Такие дидактические игры, как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» и многие другие можно использовать в свободное время для  развития у дошкольников внимания, памяти, мышления.
    Игра «Считай не ошибись!», помогает детям усвоить порядок следования чисел натурального ряда, упражняет в прямом и обратном счете. В игре применяется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры воспитатель задает вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) нужно считать. Затем бросается мяч и называется число. Поймавший мяч, продолжает считать дальше в соответствии с обозначенным порядком.  Игра имеет быстрый темп, задания многократно повторяются, чтобы как можно большее количество детей смогло принять в ней участие. Такие разнообразные дидактические игры, упражнения, используемыекак на занятиях, так и в свободное время, помогают детям освоить программный материал. Для подкрепления изучения порядкового счета большую помощь оказывают таблицы со сказочными героями.
    Вторая группа игр (игры - путешествие во времени) знакомит детей с днями недели. Воспитатель объясняет, что у каждого дня недели есть свое название. Для того, чтобы дети лучше ориентировались в названиях дней недели, их обозначают разноцветными кружочками. Процесс наблюдения проводится в течение нескольких недель, при этом дети обозначают кружочками каждый день. Это делается для того, чтобы у дошкольников появилась возможность самим сделать вывод о том, что последовательность дней недели неизменяется. Воспитатель рассказывает детям о том, что в названии дней недели звучит, какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда - середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый. После проведения такой беседы детям предлагается поиграть в игры для того, чтобы закрепить знания о днях недели и их последовательности. Можно поиграть в игру «Живая неделя». Для этого к доске выходят 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, которые обозначают дни недели. Дети должны выстроиться в такой последовательности, в какой по порядку идут дни недели. [5, 31]Затем игру можно усложнить. Дети начинают построение с любого другого дня недели. В дальнейшем необходимо применять следующие игры:«Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогутдошкольникам быстрее запомнить название дней недели, названия месяцев и их последовательность.
    К третьей группе относятся игры, помогающие ориентироваться в пространстве. [19, 20, 37] Пространственные представления дошкольников расширяются и закрепляются в процессе всех их видов деятельности. Задача педагога - обучить детей ориентировке в специально разработанных пространственных ситуациях и определению своего места по заданному условию. С помощью дидактических игр и упражнений дошкольники овладевают умением определять словом положение какого-либо предмета по отношению к другому. Например, справа от мишки стоит барабан, слева от мишки - заяц и т.д. Игрушку можно спрятать по отношению к любому ребенку (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызовет заинтересованность у дошкольников и организует их на занятие. Для того, чтобы повысить интерес детей с целью улучшения результата, можно использовать предметные игры с участием какого-либо сказочного героя. Например, игра «Найди игрушку», - «Ночью, когда в группе никого не было» - говорит воспитатель детям, - «к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит пошутить, поэтому он спрятал все игрушки, а в записке написал, где и  как их можно разыскать». Затем детям показывается письмо, в котором написано: «Нужно встать перед столом воспитателя, потом пройти 3 шага влево и т.п.». Дети, выполняя задачу, находят игрушку. Затем, условие усложняется - т.е. в письме есть не описание местоположения игрушки, а только схема. По схеме детямнужно определить, где находится предмет.
    Существует множество других игр и упражнений, которые развивают пространственное ориентирование у дошкольников: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате» и многие другие. Играя в дидактические игры данной группы, дети обучаются употреблению слов для обозначения положения разных предметов.
    К четвертой группе относятся игры, направленные на закрепление знаний о форме геометрических фигур. В процессе данных игр детям предлагают узнать в окружающих их предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивают: «Какую геометрическую фигуру напоминает лист бумаги?» ( дно тарелки, поверхность крышки стола и т.п.).можно проводить игры типа «Лото». Детям предлагают посмотреть на картинки ( по 3-4 шт. на каждого), в которых они должны найти фигуру, похожую на ту, которая демонстрируется. Затем дети должны назвать и рассказать, что они нашли.
    Дидактические игры типа«Геометрическая мозаика» можно применять как на занятиях, так и в свободное время, для закрепления знаний о геометрических фигурах, для развития внимания и воображения у дошкольников. Применение данных дидактических игр способствует развитию у дошкольников памяти, внимания, мышления. [32, 6, 17]
    К пятой группе относятся так называемые логические игры. [3, 26, 33, 27, 15] Очень часто используются «Логические блоки Дьенеша» для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.В дидактический набор «Логические блоки» входят 48 объемных геометрических фигур, которые различаются по форме, размеру, цвету и толщине. Каждую фигуру можно охарактеризовать четырьмя свойствами. В наборе нет одинаковых фигур по всем свойствам.
    В процессе игры с логическими блоками (разбить, выложить по определенным правилам, перестроить и др.) дошкольники получают мыслительные умения, важными для общего интеллектуального развития (анализ, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование-декодирование, а также логические операции «не», «и», «или»).
    Специально разработанные дидактические игры и упражнения развивают у детей элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков  тренируются внимание, память, восприятие.
    Выводы по главе 1
     
    Математика является одним из основных предметов, которые должен знать человек. У математики есть уникальный развивающий эффект. При ее изучении развивается память, речь, воображение, эмоции, формируется настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основной целью занятий математикой является создание у ребенка ощущения уверенности в своих силах, основанного на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.
    Для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста можно использовать разнообразные дидактические игры.
    Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений делятся на следующие группы:
    1. Игры с цифрами и числами
    2. Игры путешествие во времени
    3. Игры на ориентирование в пространстве
    4. Игры с геометрическими фигурами
    5. Игры на логическое мышление
    Для дидактической игры характерно наличие познавательного, занимательно­го, состязательного моментов, что обусловлено ее структурными компонента­ми: дидактической (обучающей) и воспитывающей задачами, реально значимых только для воспитателя, и игровой задачей, которая ставится перед детьми и решается ими; игровыми правилами и игровыми действиями, результатом.
     
     
     
     
     
    Глава 2. Роль дидактических игр в формировании
    элементарных математических представлений у детей
    дошкольного возраста
     
    2.1 Значение дидактических игр в формировании
    элементарных математических представлений дошкольников
     
     Математическое развитие детей дошкольного возраста – это  качественные изменения в познавательной сфере детей, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и логических операций, связанных с ними. Математическое развитие является значимым компонентом в формировании «картины мира» детей. [41]
    Самым эффективным приемом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений  считается использование в процессе обучения в дошкольном учреждении различных  дидактических игр.
    Дидактические игры помогают детям разобраться в  некоторых  сложных математических понятиях, в формировании  представлений о соотношениях цифр и чисел, количества и цифр, в развитии умений ориентирования в пространственных направлениях, делать выводы. Дидактические игры интересуют детей намного больше, чем традиционные задания, игры привлекают детей и тем самым становятся толчком для развития внимания, памяти, мышления и т.д. [12]
    Игры, которые развивают восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности, направлены на умственное развитие дошкольников  в целом.
    Для детей дошкольного возраста игры имеют большое значение. В процессе дидактической игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений дети приобретают новые знания, умения, навыки. Потребность в игре и желание играть у детей дошкольного возрастаможно использовать с целью решения конкретных задач образования. Игра станет средством воспитания, при условии ее включения в целостный  педагогический процесс. Руководя игровой деятельностью детей, организуя их жизнь в игре, педагог оказывает воздействие на все стороны развития личности ребенка: чувства, сознание, волю и поведение.
    Значение простого, но занимательного математическогоматериала определяется, учитывая возрастные возможности детей и задачи всестороннего развития и воспитания: активизация умственной деятельности, повышение интереса средствами математического материала, увлечение и развлечение детей, развитие ума, расширение, углубление математических представлений, закрепление полученных знаний и умений, формирование навыков их применения в других видах деятельности.
    Таким образом, приобщение детей к математике в игровой и занимательной форме может помочь ребенку в будущем быстрее и легче осваивать школьную программу.
    В настоящее время педагоги используют  систему дидактических игр. В отличие от других видов игр, они формируют у детей принципиально новые знания, которые невозможно получить прямо из окружающей действительности, так как их содержание составляют абстрактные понятия математики. Основная их задача - подготовить мышление дошкольниковдля восприятия фундаментальных математических понятий: «множество и операции над множествами», «функция», «алгоритм» и т. д. В этих играх необходимо использовать специфические дидактические материалы, подобранные по определенным признакам. Моделируя математические понятия, можно выполнить логические операции: разбить множества на классы, отыскать объекты по необходимым и достаточным критериям и т. д. Игры, содержание которых направлено на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат действовать с обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления. [13]
    Обучающая функция дидактических игр станет гораздо эффективнее, при условии, что игры будут применяться в вариативной системе, предполагающей постепенное усложнение  по содержанию, по структуре, связанной с другими методами и формами работы по формированию элементарных математических представлений.
    Дидактические игры включаются непосредственно в структуру занятий для повышения эффективности реализации программных задач. Место дидактических игр в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений зависит от возраста детей, цели, назначения, содержания занятия. Дидактические игры можно использовать как учебное задание, упражнение, направленное на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие полностью целесообразно проводить в форме игры. Дидактические игры играют большую роль и в конце занятия при воспроизведении, закреплении ранее изученного материала. [36]
    В формировании у детей математических представлений большую роль играют занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения, которые имеют характерные отличия от стандартных учебных заданий и упражнений необычностью постановки проблемы (найди, догадайся), эффектом неожиданности преподнесения ее от имени какого-нибудь литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличаются от дидактических игр по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли воспитателя. Как правило, в их структуру не включаются все структурные элементы дидактических игр (дидактические задачи, правила, игровые действия). Их задача – упражнять детей, вырабатывая у них умения, навыки. В младшей группе обычные учебные упражнения можно в виде игры и тогда они получат роль метода ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнения проводит педагог (дает задание, контролирует результат), однако дети при этом получают меньше самостоятельности, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении практически отсутствуют.
    Не смотря на разнообразие дидактических игр, их главной задачей является развитие логического мышления, а именно способность установить простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому также могут способствовать игровые упражнения на нахождение фигуры, пропущенной в ряду.
    Систематическое использование специальных дидактических игр играет огромную роль в пробуждении у детей дошкольного возраста интереса к математическим знаниям, совершенствовании познавательной деятельности, в общем умственном развитии.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    2.2 Методические особенности использования дидактических игр
    в процессе формирования элементарных математических
    представлений у детей дошкольного возраста
     
    Педагог организует дидактические игры с дошкольниками в трех основных направлениях: [11]
    подготовка к проведению дидактической игры;проведение дидактической игры;анализ дидактической игры. На первом этапе:
    игры отбираются в соответствии с задачами воспитания и обучения: для углубления и обобщения знаний, развития сенсорных способностей, активизации психических процессов (памяти, внимания, мышления и речи) и др.;устанавливается соответствиевыбранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей дошкольного возраста;определяется наиболее удобное время для проведения дидактической игры (на занятиях или в свободное от занятий время);выбирается место для  игры, где дети могут спокойно поиграть;определяется количество играющих (дети всей группы, разбивка на подгруппы, индивидуально);подготавливается необходимый дидактический материал для выбранной игры (игрушки, различные предметы, картинки, музыкальный фон);определение воспитателем хода игры, методы руководства игровой деятельностью.дети готовятся к игре: получают новые знания, представления о предметах и явлениях, необходимые для решения игровых задач. На втором этапе процесс проведения дидактических игр состоит из:
    ознакомлениядошкольников с содержанием игры, с дидактическими материалами, которые будут использованы в игре (показ игрушек, предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой будут уточняться знания и представления дошкольников о них);объяснения хода и правил игры. При этом педагог особенно обращает внимание на поведение дошкольников в соответствии с правилами игры, на четкость выполнения правил;показа игровых действий. В процессе показа педагог учит ребят правильному выполнению действий, говоря, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);определения роли педагога в игре, его участия в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия педагога в дидактической игре определяется возрастом дошкольников, уровнем их знаний, сложностью задачи, игровых правил. Принимая участие в игре, воспитатель контролирует действия участников при помощи совета, вопросов, напоминания. Самый ответственный момент в руководстве игрой – подведение ее итогов,  т. к. по результатам, которые дети получают в игре, можно судить об ее эффективности, о том, можно ли ее использовать в самостоятельной игровой деятельности дошкольников.
    В конце игры (третий этап) воспитатель должен спросить  у детей, понравилась ли им игра, и пообещать, что в следующий раз они поиграют в новую игру, и она также будет интересной.  Как правило, дети с нетерпением ждут этого дня.
    При анализе проведенной игры выявляются приемы ее подготовки и проведения: какие приемы оказались наиболее эффективны в достижении поставленной цели, что не получилось и по каким причинам. Это поможет в усовершенствовании подготовки и процесса проведения дидактической игры, избежать ошибок. Помимо этого, анализ дидактической игры способствует выявлению индивидуальных особенностей в поведении и характере дошкольников и, значит, правильно организовать процесс индивидуальной работы с ними.
    Следует учесть, что в дидактической  игре необходимо гармоничное сочетание  наглядных пособий, слов педагога  и действий самих детей с дидактическими предметами. К наглядным пособиям можно отнести:
    1) предметы, являющиеся материальным центром игры,  с ними играют дети;
    2) картинки, которые изображают предметы и манипуляции с ними, отчетливо выражающие назначение, характерные признаки предметов, свойства материалов;
    3) наглядный показ, пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил. [8]
    При помощи словесных пояснений, указаний воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий.
    Необходимо помнить, что чрезмерное усиление обучающих моментов может ослабить игровое начало, придать дидактической игре характер занятия, а чрезмерное усиление занимательностиуведет игру от задачи обучения.
    В дидактических играх всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения ее замысла в связи с инициативой, проявляемойдошкольниками, вопросами, предложениями. Умение удержать игру в пределах ограниченного времени является большим искусством. Воспитатель может уплотнить время, прежде всего, за счет сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является основным условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Выводы по главе 2
     
    Огромное значения для умственного развития в целом и формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в частности имеют дидактические игры, которые оказывают активное влияние на формирование умственных действий, необходимых, чтобы познавать окружающий мир и решать практические задачи.
    Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений не только расширяют, но и закрепляют знания дошкольников о количестве, величине, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени, развивают логическое мышление.
    Содержание игры помогает выявить закономерности, связи и зависимости предметов и явлений окружающейсреды.
    Выполнение дидактических игр вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельного мышления, а главное –учит осваивать способы познания.
    Успешность руководства дидактическими играми зависит от отбора и продумывания программного содержания, четкого определения задач, определения места и роли в воспитательном процессе, взаимодействия с другими играми и формами обучения.Педагогическое руководство должно развивать и поощрять познавательную активность, самостоятельность и инициативудошкольников.  
     
     
     
     
    Заключение
     
     
    Цель исследования заключалась в изучении роли дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
    Для ее достижения был выполнен анализ психолого-педагогической литературы, рассмотрено применение дидактических игр в образовательном процессе дошкольников, изучены возможности применения дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
    По результатам анализа, мы можем сделать следующие выводы:
    Дидактическими называются игры, которые разработаны для детей с целью их обучения.Основными структурными компонентами дидактической игры являются игровой замысел или задача, игровые действия и правила игры. При отсутствии хотя бы одного из компонентов может снизиться ее воспитательно-образовательное воздействие.Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений делятся на пять групп: 1. Игры с цифрами и числами
    2. Игры путешествие во времени
    3. Игры на ориентирование в пространстве
    4. Игры с геометрическими фигурами
    5. Игры на логическое мышление
    Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у дошкольников помогают детям разобраться в  некоторых  сложных математических понятиях, в формировании  представлений о соотношениях цифр и чисел, количества и цифр, в развитии умений ориентирования в пространственных направлениях, делать выводы, а в целом развивают восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности, умственное развитие.Систематическое использование специальных дидактических игр играет огромную роль в пробуждении у детей дошкольного возраста интереса к математическим знаниям, совершенствовании познавательной деятельности, в общем умственном развитии.Успешность руководства дидактическими играми зависит от отбора и продумывания программного содержания, четкого определения задач, определения места и роли в воспитательном процессе, взаимодействия с другими играми и формами обучения. Педагогическое руководство должно развивать и поощрять познавательную активность, самостоятельность и инициативу дошкольников.    
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Список литературы
     
    Антонова, А.В. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации. / А.В. Антонова, Н.А. Арапова-Пискарева, Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1985. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под.ред. Будько Т.С.; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина, - Брест: Издательство БрГУ, 2006. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. -М.: Просвещение, 1989 г.Веракса, Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Н.С. Веракса. // Дошк. воспитание, 1996. - № 5.Водопьянов, Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е.Н. Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000. - № 3.Волковский, Д.Л.Руководство к «Детскому миру» в числах. -М.: 1916. - С.7-11,13,24.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.Гальперин, П.Я. О методе формирования умственных действий. -  Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М.: 1981.Глаголева, Л.В. Сравнение величин предметов в нулевых группах школ. // Работник просвещения. - 1930. -С. 4-6, 12-13. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. / Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1991.Данилова, В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1987.Дошкольное образование в России. Министерство образования РФ. - М. : Изд.АСТ, 1997.Дурова, Н.В. Развивающие упражнения для подготовки детей к школе. / Н.В. Дурова, В.П. Новикова. - М.: Школьная Пресса, 2009.Дурова, Н.В. Ступеньки к познанию: пособие для занятий родителей с детьми 5-6 лет. / Н.В. Дурова, В.П. Новикова. - М.: Детство - пресс, 2003.Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада. / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова.  – М.: Просвещение, 1992.Житомирский, В.Г. Геометрия для малышей. / В.Г. Житомирский, Л.Н. Шеврин. - М.: 1996.Каменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. -М. :Учпедиз, 1939г. - С. 10-51.Канашевич, Т. Математика. Пространственные отношения. - М.: Современная школа, 2008.Каразану, В.Н. Ориентирование в пространстве (старший дошкольный возраст). / В.Н. Каразану. // Дошк. воспитание, 2000. - № 5.Корнеева, Г. А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников. / Г.А. Корнеева. // Вопр. психологии, 1998, № 2.Корнеева, Г.А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста». / Г.А. Корнеева, Т.А. Мусеибова. - М., 2000.Леушина, А. М. Занятия по счету в детском саду. 2-е изд. - М., 1995.Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1994.Логинова, В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. -Л.: 1990. С.24-37.Менчинская, Н.А. Психология обучения арифметике. АПН РСФСР, 1955. Метлина, А.С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных матем. представлений). Пособие для воспитателя дети.сада. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985.Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.Монтессори М. Дом ребёнка. Изд. 4-е.-М. : Изд. «Задруга», 1920. Морозова, М. Счёт в жизни маленьких детей. / М.Морозова, Е. Тихеева. Изд. 2-е. -М.-Л. : Госиздат, 1927.Новикова, В.П. Мои часы: Время, часы, календарь: практические занятия: для детей 5-7 лет. - М.: Карапуз, 2003.Новикова, В.П.  Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях. / В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. - М.: Мозаика - Синтез, 2007.Носова, Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. -Л.: 1990.Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические сочинения.Т-1.,-М.: Педагогика, 1981.Психология и педагогика игры дошкольника. / Под.ред. Запорожца А.В. и Усовой А.П., М : Просвещение, 1966.Помораева, И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. / И.А. Пономарева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.Проблемы восприятияпространства и пространственных представлений / Под.ред. Ананьева Б.Г. и Ломова Б.Ф. -М.: 1961. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика - Синтез, 2009.Смоленцева А.А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием.- М. : Просвещение, 1987.Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1983Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений. - М.: ВАКО, 2009.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.